Вариатор или автомат что лучше выбрать? Какая разница и в чем преимущества трансмиссий — АвтоСовет

Содержание

Вариатор или автомат что лучше выбрать? Какая разница и в чем преимущества трансмиссий

Вариатор или автомат – что лучше? А может робот или какая нибудь автоматическая коробка передач нового поколения, типа DSG? С этими вопросами сталкивается каждый автолюбитель, стоящий перед выбором новой машины. Сегодня коробками-автомат комплектуется множество современных автомобилей, от грузовиков до микролитражек. В этой статье мы рассмотрим плюсы, минусы и отличия между основными видами АКПП.

Всё больше автовладельцев, покупая новую машину, переходят с традиционной механической КПП на разного рода коробки-автомат. Это легко объясняется тем, что пользоваться коробкой-автомат проще и удобней. Что же касается женщин, то среди них количество приверженцев «автоматов» большинство, причем подавляющее.

Коробка-автомат, вариатор и робот: плюсы, минусы, отличия

Стоит также иметь ввиду, что при покупке машины на вторичном рынке, далекий от автотехники человек может легко попасться на удочку недобросовестных продавцов, выдающих робот или вариатор за классический автомат. Поэтому каждому водителю желательно уметь отличать эти виды коробок передач друг от друга.

Виды АКПП: гидротрансформатор, вариатор, робот

К автоматическим коробкам переключения передач (сокращенно – КПП) чаще всего относят следующие устройства:

  1. Гидротрансформатор (классический автомат);
  2. Вариатор (CVT);
  3. Роботизированная КПП (робот).

Каждая из них имеет свои отличия, плюсы и минусы. Так что перед тем как выявить победителя, следует их все по очереди рассмотреть более поподробно.

Гидротрансформатор (классическая коробка-автомат)

Гидротрансформаторы распространены на столько, что именно этот вид автоматических трансмиссий стал именем нарицательным для всех остальных типов АКПП – «коробка-автомат».

Автоматические коробки постоянно модернизируются, и если еще лет десять назад 4-ступенчатый автомат считался нормой, то теперь это уже явный анахронизм, а его место заняли автоматы с 6, 7 или даже 8-ю передачами.

Такие новшества позволяют экономить топливо, а наличие умной электроники дает возможность выбора между разными режимами езды («Спорт», «Зима» и другие).

Ну и конечно же, ставший уже повсеместным режим ручного переключения «Тип-троник» порадует тех, кто любит сам контролировать процесс управления автомобилем, но при этом не готов променять автомат на «механику».

Более подробно об особенностях управления автоматом читайте в инструкции: Как пользоваться коробкой-автомат.

Можно выделить следующие плюсы классических автоматов:

  • Удобство в использовании;
  • Наличие ручного режима переключения;
  • Невозможность перегреть двигатель.

Но и минусы у автоматов тоже есть:

  • Высокая стоимость автомобиля с АКПП;
  • Дорогое обслуживание и ремонт;
  • Невозможность длительной буксировки;
  • Высокий расход топлива.

Тем не менее, конструкторы успешно работают над устранением всех этих недостатков, и вскоре смогут избавить автоматы от них.

Вариатор (CVT)

Вариатор – это разновидность бесступенчатых трансмиссий. Сокращенно этот тип КПП обозначается тремя латинскими буквами CVT, от английского Continuously Variable Transmission.

Отличить селектор вариатора от рычага переключения обычного автомата порой непросто и опытному автовладельцу. Однако, несмотря на внешнюю схожесть, работают такие коробки абсолютно по другому.

Отличительной чертой вариатора является полное отсутствие передач и, как следствие, переключений между ними. Передаточные числа изменяются, но этот процесс идет непрерывно. Отменная плавность хода – вот главный козырь вариатора. По большому счету, разгон на машине с вариатором чем-то похож на ускорение троллейбуса. Так что комфорт водителю и пассажирам будет обеспечен.

Из-за того, что вариатору не приходится «щелкать» передачи, трансмиссия постоянно находится на пике крутящего момента, следовательно, автомобиль разгоняется шустрее.

И так, вариатор может записать себе в актив следующие плюсы:

  • Низкий расход топлива;
  • Быстрый и чрезвычайно плавный разгон;
  • Комфорт;
  • Незначительный вес.

Но повсеместному внедрению вариаторов мешают и его минусы:

  • Работает довольно шумно, что ощущается в салоне;
  • Меньший срок службы, чем у классических коробок-автомат;
  • Высокая стоимость ремонта и обслуживания;
  • Не любит резких стартов и агрессивной езды;
  • Высокая цена.

Робот (роботизированная КПП)

Роботизированные коробки передач представляют собой некий компромисс между автоматом и механической КПП.

Кроме паузы между переключениями, водителям приходится мириться и с некоторыми другими недостатками роботизированных трансмиссий. Основные минусы робота выражаются в следующем:

  • Толчки и рывки при переключениях;
  • «Задумчивость» робота;
  • Обязанность постоянно включать режим «N» (нейтраль) в пробках, воизбежание перегрева сцепления;
  • Невозможность буксировки.

Так что недостатков у этой коробки хватает, однако автомобили с ней продолжают продаваться, ведь эти минусы несколько нивелируют такие плюсы роботов:

  • Невысокая стоимость (заметно дешевле «автомата» или вариатора);
  • Более низкий расход топлива.

Несмотря на это, такие роботы уже явно отживают свой век и уступают дорогу другим разработкам, например, таким, как преселективная трансмиссия типа DSG.

Коробка передач DSG — что это такое?

DSG (Direct Shift Gearbox – коробка передач с синхронизированным переключением) является эволюционным продолжением роботизированных КПП. Еще её называют преселективной трансмиссией – это второе поколение «роботов».

Такие коробки на сегодняшний день являются наиболее совершенными. Они оснащаются сразу двумя дисками сцеплениями – один переключает чётные передачи, а второй – нечётные. По сути, это две коробки передач в одном корпусе.

Изюминка коробки DSG заключается в том, что в ней постоянно включены две передачи: во время движения сомкнут лишь один из 2-х дисков сцепления, а второй находится в постоянной готовности, и включает свою передачу сразу же, как только размыкается первый диск. Благодаря такой схеме, переключения происходят практически мгновенно, а плавность работы сравнима с вариатором.

Но даже у такой, казалось бы, идеальной КПП как DSG есть свои недостатки. Конструкция преселективных трансмиссий чрезвычайно сложна. Всё это приводит к тому, что ее обслуживание никак нельзя назвать дешевым.

Кроме того, ремонтировать коробки DSG часто не берутся даже крупные СТО. Да и их ремонт, в большинстве случаев, просто невозможен. Поэтому при поломке зачастую приходится менять всю преселективную трансмиссию в сборе, и лишь иногда можно ограничиться заменой электронного блока управления.

Также в список недостатков коробок передач DSG можно занести и перегрев сцеплений после долгой езды, в результате чего со временем при переключениях появляются толчки.

Учитывая все вышеперечисленное, мы считаем, что преселективные трансмиссии, несмотря на всю их технологичность, еще достаточно «сырые», слишком дорогие и неремонтопригодные.

Вариатор или автомат — что лучше?

После того, как мы изучили сильные и слабые стороны автоматических коробок переключения передач, можно вернуться к рассмотрению вопроса о том, что же лучше – вариатор или автомат? Но однозначного ответа на него не существует.

Сторонники автоматов опираются на достаточно высокую надежность таких коробок, их удобство, наличие различных режимов работы и возможности самостоятельного переключения. Вариаторы они хают за шум в салоне, невысокий ресурс и периодические перегревы, что прямо ведет к дорогостоящему ремонту, а то и замене КПП.

С другой стороны, сторонники вариатора прямо говорят, что после езды на авто с такой коробкой, даже самые плавные автоматы кажутся «дерганными». Кроме того, вариаторы имеют более низкий расход топлива. Что же касается более высокой стоимости ремонта и частых поломок, то на эти аспекты многие продолжают закрывать глаза.

Тем не менее, как нам кажется, в этой борьбе предпочтение следует отдать классической коробке-автомат (гидротрансформатору). Да, вариатор более плавный и мягкий, а DSG шустрее и экономичнее. Но вариаторы требуют спокойного стиля езды (да их и надежность оставляет желать лучшего), а недостатки преселективных КПП, на наш взгляд, значительно перевешивают все их достоинства.

Если трезво оценивать ситуацию, становится ясно, что на сегодняшний день, среди всех видов коробок-автомат, конструкция гидротрансформатора является наиболее отработаной и надежной, а многие её недостатки либо уже устранены, либо не являются критическими.

Чем отличается автомат от вариатора

Сейчас уже никого не удивишь автомобилем с автоматической коробкой передач, а уж тем более вариатором. Какая коробка передач лучше, чем они отличаются, их преимущества и недостатки, мы рассмотрим в нашей статье.

Сразу уточним такой факт: две педали – это автоматическая коробка переключения трансмиссии, работу которой обеспечивают две составляющие: гидротрансформатор и редуктор.

Гидротрансформатор отвечает непосредственно за переключение скорости, т.е. выполняет все функции сцепления, а редуктор — за постоянную совместную работу шестеренок.

Раньше АКПП была четырехступенчатой, но сейчас инженеры пошли дальше и выпустили восьмиступенчатую АКПП.

Вариаторная коробка передач – это коробка переключения передач, в которой совмещены и механика, и автомат. Это бесступенчатая КПП, позволяющая всегда держать двигатель в готовности к движению. Как правило, автомобили, на которых вариатор, оснащены очень мощной гидросистемой. Это необходимо для того, чтобы расходы на привод насоса были меньше, позволяя экономить.

Обычно такой вариант больше по душе женской половине населения, так как сложности вождения автомобиля с АКПП минимальные. Можно полностью быть уверенным, что машина не заглохнет, если быстро отпустить сцепление, ведь на АКПП оно не нужно, автомобиль самостоятельно переключает скорости. В этом основное преимущество данного вида КПП.

Отличия автомата от вариатора

Визуально отличить автомат от вариатора невозможно, так как разницы в размещении рычага нет. Он может быть расположен как у рулевого колеса, так и на привычном месте размещения коробки.

Разницу можно почувствовать лишь при движении: на вариаторной коробке переключение трансмиссий происходит очень плавно, практически неощутимо, понять, что скорость переключена можно только по звуку работы двигателя. На автомате же скорость переключается посредством легкого рывка.

На АКПП последнего поколения переключение происходит очень плавно, особенно если коробка оснащена двумя сцеплениями, например, АКПП DSG о компании Volkswagen.

Помимо звука работы и ощущения переключения вариаторная автоматическая коробки отличаются строением. Так, основой вариатора является механизм, позволяющий очень плавно менять скорость между ведущим и ведомым диском. Это происходит посредством ремня или цепи, которые соединяют диски между собой. Для вариаторов предусмотрено несколько разных типов приводов.

Автомобиль, имеющий вариатор как коробку переключения трансмиссии, имеет гораздо меньшее время разгона, при этом ускорение происходит очень плавно и практически неощутимо. Такие КПП вошли в промышленное производство относительно недавно. Также конструкция имеет меньший вес и считается очень надежной. Чтобы вы наглядно увидели, как работает вариатор, предлагаем просмотреть видео:

Что касается строения автомата, то оно несколько отличается от вариатора. Действие автомата обеспечивают шестеренки, за работу которых отвечает редуктор.

Из-за сцепления этих шестеренок как раз и ощущается легкий рывок при переключении трансмиссий. Также коробки отличаются по строению.

Опытный водитель сможет с первого раза отличить вариатор от автомата, посмотрев только на их строение. На видео вы можете увидеть, как работает АКПП:

Итак, отличить вариатор от автомата можно по следующим признакам:

  • маркировка на двигателе и описание в документах. Как правило, АКПП обозначают А или АТ, а вариаторную коробку передач – CVT;
  • толчки при переключении скорости. На автомате они есть, на вариаторе – нет;
  • разгон. Машина, у которой установлена вариаторная коробка, при резком нажатии на педаль акселератора, ускоряется плавно, не дергаясь. Автомат же немного подастся вперед, и вы почувствуете ускорение;
  • подъем. Если на машине АКПП, то при подъеме, если вы нажали на педаль газа, а потом отпустили, машина не покатится назад, чего нельзя сказать о вариаторной КПП.

Важно! Если вы все же не разобрались, просмотрите документы и проверьте маркировку на двигателе, она должна совпадать с документами.

Важно учитывать, что за работу как вариатора, так и автомата отвечает электроника. Поэтому осуществлять перепрошивку двигателя крайне не рекомендуется, иначе вся электроника может заработать некорректно или вовсе стереться. Даже, если вы планируете прошивать у профессионала, лучше этого не делать, так как ремонт будет стоить очень дорого.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим сначала автомат со всеми его плюсами и минусами, начнем с плюсов:

  • облегченное управление автомобилем, особенно в условиях пробок;
  • практически невозможно заглохнуть;
  • сохранение двигателя, так как плавное переключение сохраняет его от износа, обеспечивая долгую работу;
  • меньший расход топлива, чем на механической коробке передач.

Теперь рассмотрим минусы:

  • небольшая потеря в динамике – скорость переключается чуть медленнее, чем на вариаторе. Однако модели с двумя сцеплениями переключают скорости гораздо быстрее, чем вариаторные коробки передач;
  • очень затратный ремонт;
  • частая замена масла;
  • несколько затянутое прогревание при холодной погоде.

Иногда машина начинает резко разгоняться, это объясняется тем, что система переключения скорости тратит определенное время, чтобы осознать, что требуется переключить трансмиссию.

На самом деле, критичных недостатков нет, поэтому, если вам нравятся авто на автомате, можете смело приобретать.

Теперь подробнее рассмотрим достоинства и недостатки вариатора. Начнем с положительных качеств:

  • быстрый плавный разгон без вреда для двигателя, а также меньшее время, необходимое для разгона;
  • сниженные топливные затраты;
  • оптимальный режим работы двигателя;
  • больший срок пользования;
  • надежность.

Положительные стороны, почти полностью совпадают с автоматом, это и неудивительно, потому что принцип работы у них почти одинаковый. Далее рассмотрим отрицательные стороны вариатора:

  • дорогой ремонт;
  • частая замена ремня, примерно каждые 90-120 тысяч километров;
  • специальное масло, разработанное для вариаторов.

Минусы вариатора, конечно, значительные, но он гораздо надежнее, и срок службы выше, чем у автомата. Еще один важный момент, его вряд ли можно отнести к достоинствам или недостаткам, это невозможность буксировки и использования прицепа. Строение самой коробки не позволяет осуществлять эти действия. Экспериментировать не стоит, так как ремонт автоматической коробки передач очень дорогой.

Важно! Наиболее частой поломкой на вариаторе является ремень, который соединяет между собой шкивы. Чтобы уберечь его от быстрого износа, можно использовать специальное средство, которое обеспечивает присадку и не дает ремню быстро перетереться.

Чтобы ваша ласточка с автоматической коробкой передач служила вам долго, рекомендуем соблюдать описанные ниже правила:

  • прогрев авто в холодное время года;
  • контроль над уровнем жидкости в коробке и своевременная ее замена;
  • плавное ускорение при плавном торможении;
  • частый осмотр коробки передач и внимательное отслеживание показателей датчиков;
  • своевременное обращение на СТО.

Важно! Если в машине появился нехарактерный звук, сразу же обращайтесь к специалистам для диагностики.

На этот вопрос может ответить только сам водитель. Но если вы не знаете, по каким критериям выбирать, можете найти их ниже:

  • манера езды. Если вы ездите быстро, то вариатор для вас самый лучший вариант. Если же вы не входите резко в поворот и не водите экстремально, то вам подойдет автомат;
  • технические характеристики. Если вам нужна машина с плавным переключением скоростей, то выбор – вариатор, если для вас это не принципиально, главное не нажимать на педаль сцепления, то подойдут оба варианта;
  • срок службы КПП. Конечно, вариаторная коробка будет служить вам гораздо дольше при правильном уходе, в отличие от автоматической;
  • ремонт. Вариаторная коробка еще не настолько популярна, как автомат, поэтому ремонтировать его берется не каждая СТО, в то время, как автомат могут вам починить практически везде;
  • режим работы. Современные КПП предлагают разные режимы переключения коробки. Выделяют три: экономный, комфортный и спортивный. На экономном режиме система сама подбирает оптимальный вариант работы двигателя, стараясь при возможности перейти на повышенную передачу. Спортивный режим, в отличие от экономного, переводит двигатель на пониженную передачу, обеспечивая тем самым наличие запаса мощности у двигателя. Комфортный режим обеспечивает максимально плавное переключение трансмиссий;
  • способ переключения скорости. В современных АКПП есть функция ручного переключения трансмиссий. Это удобно для тех водителей, которые хотят всегда держать машину под контролем и самостоятельно переключать скорости. Такой вид чаще всего используется на тех моделях авто, на которых механика не предусмотрена изначально.
Вам будет интересно  Замена вариатора X-Trail: как выбрать нужную модель и выполнить ремонт

Сказать, какая коробка переключения передач лучше, невозможно, так как каждый водитель выбирает исключительно для себя.

Важно! Если вы так и не разобрались, какая коробка переключения трансмиссий надежнее, то обратитесь к специалистам на любой СТО, они предоставят вам всю интересующую вас информацию.

Какую коробку вам выбрать, решать исключительно вам. Поэтому перед выбором автомобиля внимательно изучите все плюсы и минусы разных коробках переключения передач и выбирайте именно ту, которая вам подойдет.

Вариатор или автомат что лучше выбрать? Какая разница и в чем преимущества трансмиссий

Что лучше — вариатор или “автомат”? Этим вопросом зачастую задаются люди, планирующие покупку нового автомобиля с той или иной трансмиссией. В интернете существует огромное количество противоречивой информации, в которой очень легко запутаться.

Мы предлагаем для вас сравнительные характеристики, преимущества и недостатки в устройстве и обслуживанию, сведения о которых собраны по отзывам реальных владельцев машин с этими двумя трансмиссиями, а также информацию о конструкции и эксплуатации как вариатора, так и автоматической коробки передач.

Конструкция и работа вариатора

Прежде чем мы перейдем к сравнительным характеристикам вариатора и автоматической КПП, вам будет полезно узнать устройство и принцип действия первого и второго агрегатов. Эта информация поможет вам сделать правильные выводы в конце повествования. Итак, начнем с вариатора.

Основное отличие вариатора (Сontinuosly Variable Transmission, CVT — англ.) от любой коробки передач (как автоматической, так и ручной) является отсутствие фиксированных передач.

У каждого такого агрегата существует некий диапазон, в которых находится передаточное усилие (число) при определенных условиях в конкретный момент времени.

Это становится возможным благодаря тому, что в основе работы вариатора лежит другой иной принцип работы, нежели у КПП.

Как работает вариатор? Его принцип действия заключается в использовании ременной передачи (чаще всего в современных машинах используется металлический ремень или цепь), которая передает усилия межд ведущим валом (от двигателя) и ведомым валом (идущим далее к колесам).

При этом передаточное число меняется плавно за счет плавного же изменения диаметра как ведущего, так и ведомого валов. Для этого используются специальные методики. Каждый современный автопроизводитель имеет собственные наработки в этой области.

Однако все вариаторы можно разделить на два основных типа:

Работа вариатора

Основой клиноременной передачи является трапециевидный зубчатый ремень (некоторые автопроизводители используют цепь или ремень из металлических пластин). Вторая составляющая — это два шкива, которые образованы коническими дисками. Они могут изменять свой диаметр, благодаря чему возможно изменение скорости и значения передаваемого крутящего момента.

Работа происходит по следующему алгоритму. При нажатии водителем на педаль акселератора ведущий шкив передает вращение от двигателя к ведомому валу.

Однако его конструкция создана таким образом, что при действии центробежных сил в силу увеличения оборотов щеки дисков сжимаются и выталкивают приводной ремень от центра шкива к его краю. А на ведомом валу происходит обратный процесс.

То есть, у него щеки разжимаются и ремень двигается к центру шкива. Так плавно изменяется передаточное число и усилия. Когда педаль акселератора отпущена происходит обратный процесс.

Схема работы тороидного вариатора

Тороидный вариатор имеет другой принцип действия. Вместо валов у него имеются два колеса со сферической поверхностью. Между зажаты ролики. Одно из колес — ведущее, второе — ведомое.

Изменение значения передаваемого крутящего момента и передаточного числа возникает в силу изменения силы трения между колесами и роликами. Изменение положения роликов в поперечной плоскости позволяет изменять и передаточное число.

Когда ролик находится горизонтально, то ведущее и ведомое колеса крутятся с одинаковой угловой скоростью. Когда же ролики меняют свое положение, изменяется и передаточное число.

Однако в силу сложности конструктивных решений и технологий изготовления отдельных частей тороидные вариаторы используются редко. Поэтому в дальнейшем мы будем рассказывать о клиноременных устройствах, как наиболее популярных в автомобилестроении.

Масла для вариаторов отличаются от других трансмиссионных жидкостей. Они имеют соответствующее обозначение — CVT. Дело в том, что эти масла не только смазывают, но и предотвращают проскальзывание.

Именно благодаря этому свойству становится возможным эксплуатация ремня по передаче крутящего момента между валами. В связи с этим нельзя допускать “масляного голодания”.

В противном случае ремень или цепь начнет проскальзывать по рабочим поверхностям валов, тем самым значительно изнашивая их.

Работа автоматической КПП

Основными элементами автоматической коробки передач являются гидротрансформатор и механический редуктор. Гидротрансформатор в данном случае выполняет роль автоматического сцепления, а редуктор передает механическое усилие между шестернями.

Крутящий момент от вала двигателя передается посредством гидротрансформатора, который работает, основываясь на имеющемся давлении масла. Также в конструкцию АКПП входят стальные диски с фрикционами, а также муфты.

Они выполняют механическую функцию сцепления, то есть, при их сжатии и расжатии выполняется включение необходимых муфт, которые в данном случае выполняют роль передач в коробке.

АКПП имеет свои преимущества и недостатки, о которых мы поговорим далее. Именно они позволят нам увидеть, чем вариатор отличается от автомата и что лучше в тех или иных условиях.

Работа автоматической КПП

Преимущества и недостатки вариатора

Для наглядности плюсы и минусы вариатора представим в виде таблицы.

Преимущества Недостатки
Плавность движения. Ускорение автомобиля происходит без рывков, которые характерны для КПП. Движение напоминает езду на электромобиле (например, Tesla) или электрическом подъемнике. Вариатор невозможно установить на машины с мощными двигателями (от 220 л.с. и выше). Это связано с тем, что мощные двигатели оказывают значительное усилие на приводной ремень или ролик вариатора.
Высокий КПД. Благодаря ему значительно сокращается время передачи полезной мощности с двигателя на трансмиссию. Из-за этого автомобиль становится более динамичным при разгоне. Особенно это ощущается на скоростях от 50-60 км/ч и выше. Высокая стоимость трансмиссионного масла. Кроме этого, вариатор очень требователен к его качеству. Поэтому, как правило, необходимо покупать только оригинальное масло, которое стоит значительно дороже бюджетных аналогов.
Значительная экономия топлива. Она становится возможной благодаря плавному набору скорости и торможению и более высокому КПД, чем у АКПП. Наличие большого количества электроники и датчиков увеличивает вероятность поломки электронной системы управления вариатором. Как следствие, в результате даже незначительной поломки электроники вариатор может быть переведен в аварийный режим или попросту отключен.
Машина с вариатором является более экологичной вследствие меньшего расхода топлива (меньше выброс СО2). Сложность ремонта. Зачастую при возникновении неисправностей возникает проблема с поиском автосервисов, занимающихся ремонтом вариаторов (особенно это актуально для небольших городов). Кроме этого, стоимость ремонта будет выше, чем у АКПП.
Щадящий режим работы. Выбор условий эксплуатации во многом выполняет электроника, которая выбирает оптимальные рабочие режимы с тем, чтобы уменьшить износ деталей и продлить срок их эксплуатации. На машине с вариатором нельзя буксировать прицеп или другие транспортные средства, а также буксировать саму машину с выключенным двигателем.

Помните, что на машине с вариатором нельзя буксировать прицеп или другие транспортные средства. Также нельзя буксировать саму машину с выключенным двигателем. Исключение составляет случай, когда вывешивается приводная ось.

Теперь для создания полноты картины перейдем к описанию преимуществ и недостатков автоматической трансмиссии. Это даст нам возможность определиться с выбором, что лучше — коробка-автомат или вариатор.

Преимущества и недостатки АКПП

Информацию о них также приведем в виде таблицы.

Преимущества Недостатки
Высокая надежность агрегата. Современные АКПП рассчитаны на эксплуатацию с пробегом в несколько сотен тысяч километров (более 300 тыс км гарантировано, обычно больше при должном уходе). При этом возможны любые условия эксплуатации. Это же относится и к автоматическому сцеплению, чьи функции выполняет АКПП. Низкий КПД, вызванный значительными потерями в гидротрансформаторе. Поэтому используется далеко не вся полезная мощность двигателя,
Относительная простота ремонта. В отличие от вариатора отремонтировать АКПП не представляет особых проблем. Этим занимаются большинство СТО. Кроме этого, стоимость ремонта АКПП значительно ниже. Высокий расход топлива. Это является следствием предыдущего пункта. Автомобили с АКПП расходуют больше горючего, чем машины с вариатором.
АКПП не так требовательна к качеству трансмиссионного масла. Необязательно (хотя и желательно) пользоваться оригинальным маслом, вполне можно обойтись более дешевым аналогом. Худшие динамические характеристики. В частности, разгон машины с АКПП происходит медленнее, чем у аналога с вариатором или с МКПП.
Щадящее отношение к двигателю. Переключение скоростей происходит без необходимости набора высоких оборотов мотора. Рывки машины при автоматическом переключении передач (хотя современные многоступенчатые коробки менее подвержены этому недостатку, поскольку у них большее количество передач).
Большее количество используемого трансмиссионного масла (8-10 литров против 5-8 у вариатора и 2-3 у “механики”).

Одним словом, АКПП на сегодняшний день является более надежной системой, особенно при пробеге свыше 100 тысяч километров. Единственным условием, как и в любом автомобильном агрегате является своевременный и достаточный уход.

Приведем еще несколько интересных фактов, которые наверняка помогут будущему автовладельцу, и он сможет определиться, какая коробка передач лучше — автомат или вариатор.

График разгона машины с вариатором и АКПП

  1. Объем трансмиссионного масла в АКПП больше (хотя и незначительно, это зависит от конкретной модели). Но это зачастую не сказывается на стоимости, поскольку цена оригинальной жидкости для вариатора, как правило, выше.
  2. Замену масла и фильтров на вариаторе необходимо проводить чаще. А в процессе эксплуатации следить, чтобы оно не почернело и не потеряло своих характеристик, поскольку его качество критически важно для агрегата.
  3. Обычно автопроизводители рекомендуют менять масло в вариаторе через каждые 60 тысяч километров пробега. Однако по отзывам многих автовладельцев машин с вариатором лучше делать это раньше, приблизительно на 50 тысячах. Причем необходимо выполнять замену не только непосредственно масла, но и фильтров, благо стоят они недорого.
  4. На вариаторе нельзя резко стартовать с места. Вся суть его работы сводится к оптимизации скорости и крутящего момента с тем, чтобы механизм работал в щадящем режиме. Поэтому, если вы любите “погонять”, то такой вариант трансмиссии вам явно не подойдет. Также на вариаторе нельзя буксовать и тянуть прицепы или другие ТС.
  5. Для вариатора одинаково вредны долгая езда как на самой высокой, так и на низкой скорости. Дело в том, что при этих двух условиях ремень испытывает значительные механические нагрузки, от чего он изнашивается. Кроме этого, повышается температура масла. Следует подумать о дополнительном охлаждении. Поэтому если вы часто стоите или медленно передвигаетесь в городских “пробках”, то еще раз подумайте о целесообразности покупки автомобиля с вариаторной трансмиссией.
  6. При эксплуатации машины с вариатором в значительный мороз обязательно прогрейте двигатель с тем, чтобы уменьшить вязкость трансмиссионного и других масел. В противном случае ремень вариатора будет проскальзывать, дополнительно изнашивая свою поверхность и поверхности шкивов.
  7. Нежелательно покупать машину с вариатором на вторичном рынке. Существует большая вероятность того, что проблемы в первую очередь возникнут именно с этим узлом. Проверить состояние ремня достаточно просто. Для этого нужно проехать на машине по ровной дороге с небольшой скоростью расстояние около 1 километра. Если в процессе езды вы почувствуете рывки — от покупки такой машины однозначно придется отказаться.
  8. Следите за состоянием датчика скорости. При его выходе из строя электроника переводит вариатор в аварийный режим. Если это происходит на ходу, то выполняется “торможение двигателем”, что бывает вредно для автомобиля.
  9. Своевременная замена масла для вариатора крайне важна. Дело в том, что если масло потеряет свои эксплуатационные свойства, то постепенно забьется гидроблок вариатора, соответственно, масляный насос не сможет нагнетать нормальное рабочее давление. Вследствие этого валы не смогут сжимать и разжимать ремень, он начнет буксовать на них и сильно изнашиваться. В самом худшем случае он порвется и “разорвет” все внутренности вариатора.
  10. Замену ремня вариатора необходимо производить через каждые 120…150 тысяч километров пробега вне зависимости от его состояния.

Подытожим..

Несмотря на все имеющиеся недостатки, на сегодняшний день вариаторы являются наиболее совершенным видом трансмиссии. Их преимущества оценили десятки тысяч водителей по всему миру.

Что касается упомянутых недостатков, то автопроизводители постоянно работают над усовершенствованием конструкции вариаторов, поэтому можно с уверенностью сказать, что они постепенно вытеснят автоматическую и механическую трансмиссию с рынка.

Напоследок предоставим информацию с тем, чтобы дать лучшее понимание, кому больше подойдет покупка машины с вариаторной трансмиссией:

  • вариатор не любит агрессивный стиль езды;
  • не рекомендуется на вариаторной трансмиссии долгое время ехать на предельно низкой или высокой скоростях;
  • при эксплуатации вариатора при очень высокой или низкой температурах необходимо создать специальные условия;
  • машину с вариатором нельзя буксировать с выключенным двигателем (можно буксировать при вывешенной приводной оси), а также нельзя с ее помощью буксировать другие транспортные средства или прицепы;
  • ездить желательно только по ровным дорогам, так как приводной ремень вариатора боится значительных ударных нагрузок;
  • своевременно производить замену масла и приводного ремня.

Таким образом, перед покупкой машины с вариатором необходимо подготовить себя к условиям ее будущей эксплуатации. Особенно, если вы до этого пользовались исключительно механической КПП. Однако со временем вы привыкнете и наверняка останетесь довольны выбором. Только не забывайте вовремя обслуживать вариаторную трансмиссию и соблюдать правила эксплуатации автомобиля, описанные выше.

Заключение

Учитывая всю приведенную выше информацию, можно сказать, что однозначного ответа на вопрос что лучше — вариатор или “автомат”, не существует. Ведь эти два агрегата очень отличаются друг от друга, и каждый имеет свои особенности.

Вам будет интересно  Вариатор зажигания для ГБО: выбор устройства, обзор, установка и достоинства

Поэтому выбор необходимо делать на основании условий эксплуатации машины. Кроме этого, помните, что в настоящее время на отечественном авторынке представлены вариаторы, далекие от совершенства (“сырые”).

Автопроизводители постоянно работают над их развитием, и есть все предпосылки, что в будущем они займут свое место на рынке.

Отличие вариатора от робота и автомата: какую автоматическую коробку выбрать

Сегодня автоматическая трансмиссия находится на пике своей популярности по всему миру. При этом производители предлагают потребителям различные виды автоматов.

Если точнее, существуют гидромеханические АКПП, вариаторные коробки CVT, а также роботизированные коробки передач с одним сцеплением (АМТ) и преселективные коробки-роботы с двумя сцеплениями.

Каждый из указанных типов КПП отличается от аналогов по конструкции, а также имеет определенные преимущества и недостатки. В этой статье мы поговорим о том, чем отличается вариатор от «классического» автомата, какое отличие АКПП от робота и вариатора и т.д.

Чем отличается коробка робот от вариатора и АКПП

Итак, сразу отметим, что хотя назначение всех видов коробок одинаковое и заключается в автоматическом изменении передаточного числа (переключение передач происходит без участия водителя), отличие коробки автомат от робота и вариатора, вариатора от АКПП или РКПП от CVT достаточно существенное.

На практике потребитель без достаточного опыта может попросту не отличить обычный автомат от робота или вариатора, особенно если автомобиль с автоматом приобретается б/у, то есть на вторичном рынке.

При этом нужно знать, что по ряду причин одни виды АКПП считаются более надежными и долговечными, другие обеспечивают максимум комфорта при езде, третьи не так плавно переключают передачи, однако дешевы в производстве и наиболее доступны, четвертые способны существенно экономить топливо и т.д. Давайте разбираться.

  • Начнем с гидромеханической АКПП. Данный тип коробки передач появился на автомобилях достаточно давно (фактически спустя несколько лет после появления первых автомобилей на механике).

Конструкция АКПП сложная, однако, данная коробка проверена временем и отличается максимальной надежностью. В основе лежит гидротрансформатор (конвертер крутящего момента), который фактически является сцеплением, а также планетарная коробка передач.

Хотя переключения происходят ступенчато, момент таких переключений сглажен. Это значит, что водитель практически не ощущает, когда включается повышенная или пониженная передача.

Также современные АКПП имеют 5, 6 и более скоростей, что позволяет экономить топливо. Еще производители делают такие автоматы адаптивными (электроника подстраивается под стиль езды конкретного водителя), зачастую имеется возможность вручную переключать передачи (Типтроник).

К минусам автоматической трансмиссии данного типа можно отнести высокую начальную стоимость, существенные затраты в случае ремонта, необходимость регулярно менять трансмиссионное масло (жидкость ATF) и фильтры АКПП каждые 50-60 тыс. км.

пробега, постоянно следить за уровнем и качеством этой жидкости, использовать исключительно оригинальные или рекомендуемы аналоги.

Также следует отметить, что АКПП по сравнению с другими автоматами расходует больше топлива (на 10-15 %), а также разгонная динамика автомобиля с такой трансмиссией может быть несколько хуже.

  • Коробка вариатор, в отличие от АКПП или робота, является бесступенчатой трансмиссией. В конструкции использован гидротрансформатор, однако в устройстве самой КПП нет четко фиксированных передач.

Чтобы было понятно, простыми словами, вместо привычных шестерен (как в МКПП, АКПП или роботах) используются валы, шкивы и ремень вариатора. За счет изменения диаметра шкивов происходит плавное изменение передаточного числа. Получается, вариатор CVT имеет большое количество вариантов изменения передаточного числа.

В результате данный тип КПП позволяет добиться высочайшего уровня комфорта, моменты переключений отсутствуют, нет разрыва мощности при переключениях. Также вариатор является достаточно экономичным типом коробки передач, имеется режим, имитирующий ручное ступенчатое переключение.

Если же говорит о минусах, хотя вариатор дешевле в производстве и машина с такой коробкой более доступна по цене, ресурс этой трансмиссии значительно меньше, чем в случае с АКПП и даже некоторыми РКПП.

Вариатор боится нагрузок, пробуксовок, резких стартов, буксировки прицепа, езды с постоянно высокими оборотами ДВС и т.д. Автомобиль с такой КПП больше подойдет для спокойного водителя, который обычно эксплуатирует машину в черте города или ездит по трассе со средней скоростью.

Еще следует отметить высокую чувствительность к качеству трансмиссионного масла, которое в вариаторе нужно менять каждые 30-40 тыс. км.

Параллельно специалисты и опытные автолюбители отмечают крайне низкую ремонтопригодность вариатора, а также высокую стоимость запчастей для коробок данного типа.

Это значит, что далеко не каждый автосервис способен выполнить ремонт вариатора или его обслуживание (например, замена цепи или ремня вариатора CVT), а также провести данный ремонт качественно.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое вариатор XTronic. Из этой статьи вы узнаете об особенностях трансмиссии данного типа, а также какие плюсы и минусы агрегат имеет по сравнению с аналогами.

По этой причине повсеместно распространена практика агрегатной замены неисправного вариатора на контрактный, при этом коробка вариатор б/у в хорошем состоянии стоит достаточно дорого.

Сегодня благодаря активному развитию технологий данный тип КПП является наиболее прогрессивным. Коробка робот активно устанавливается на разные модели авто, причем как в бюджетном, так и в премиальном сегменте.

Что касается устройства коробки робот, фактически это обычная механическая коробка передач (еще такие КПП называют полуавтоматическими коробками передач), при этом включение и выключение сцепления, а также выбор и переключение передач происходит автоматически. Также присутствует ручной режим, который позволяет водителю самостоятельно повышать и понижать передачи.

Обратите внимание, роботизированные коробки бывают двух типов:

  • робот с одним сцеплением (однодисковый);
  • преселективная коробка с двумя сцеплениями;

Первый вариант имеет всего пару плюсов – доступная стоимость как новых, так и подержанных авто с такой коробкой, а также топливная экономичность по сравнению с АКПП и некоторыми вариаторами.

Прежде всего, однодисковый робот прост и дешев в производстве.

Если просто, это МКПП с электронным блоком управления и исполнительными сервомеханизмами, которые управляют работой сцепления, а также переключают передачи вместо водителя.

При этом во время езды такая коробка дергается в моменты переключения передач, водитель нередко должен сам подстраиваться под алгоритм работы такого автомата, интуитивно угадывая и сбрасывая газ перед переключением.

С надежностью самой коробки проблем нет, однако это не касается сервомеханизмов (актуаторов) и сцепления. Как правило, сцепление в рамках городской эксплуатации требует замены уже к 50-60 тыс. км. пробега. Также автоматика на многих авто с таким роботом не умеет «учитывать» износ сцепления, что требует постоянно адаптации каждые 20-25 тыс. км.

Что касается актуаторов, данные элементы выходят из строя к 80-90 тыс. км. Нужно учесть, что сервомеханизмы плохо поддаются ремонту, что нередко требует их полной замены. При этом стоимость новых устройство зачастую оказывается достаточно высокой.

Если говорить о роботах с двумя сцеплениями (например, DSG или PowerShift), в этом случае такие коробки удачно сочетают в себе многие плюсы гидромеханического автомата и обычной механики. Передачи переключаются плавно и очень быстро, достигается высокая топливная экономичность.

При этом коробка не так сильно боится нагрузок, перегревов, менее чувствительна к качеству масла и т.д.

В основе лежит все та же механика, ЭБУ и сервомеханизмы, однако, в отличие от однодисковых роботов, сцеплений уже два. Если просто, в одном корпусе КПП объединены сразу две механические коробки, одна имеет вал с четными, а другая с нечетными передачами.

В тот момент, когда автомобиль движется на одной передаче, ЭБУ также сразу готовит к включению следующую скорость (преселективная КПП) и держит ее практически полностью включенной. В результате время переключения минимально, водитель не ощущает рывков и толчков, поток мощности почти не разрывается, автомобиль динамично разгоняется.

К минусам коробок данного типа можно отнести не только уже известные проблемы с сервомеханизмами и сцеплением, но и более сложное устройство самой коробки передач. Как правило, такой робот не доставляет проблем, в среднем, 120-170 тыс. км. Далее могут возникнуть поломки.

При этом ремонт может оказаться весьма затратным, приближаясь по стоимости и даже превышая цену ремонта «классических» гидромеханических АКПП.

Подведем итоги

Как видно, каждый из рассмотренных выше типов КПП имеет свои сильные и слабые стороны. По этой причине нужно учитывать те или иные особенности при выборе конкретного автомата.

Если основным критерием является надежность и остаточный ресурс (что актуально для вторичного рынка), тогда следует смотреть в сторону «классических» АКПП. Если же нужна машина для спокойной и комфортной езды, вариатор, особенно если авто приобретается новым, окажется отличным выбором.

Рекомендуем также прочитать статью о том, как правильно ездить на коробке — робот. Из этой статьи вы узнаете об особенностях эксплуатации роботизированных коробок передач, а также что нужно учитывать для того, чтобы сохранить ресурс и увеличить срок службы коробки робот на автомобиле.

Что касается однодисковых роботов, для многих это единственная возможность приобрести новую или б/у машину с автоматом в рамках строго ограниченного бюджета. В этом случае на комфорт при езде рассчитывать не стоит, также нужно учитывать небольшой ресурс сервоприводов.

Однако плюсом станет доступная цена авто и топливная экономичность.

Если же говорить о преселективных коробках типа DSG, такой тип КПП сегодня является оптимальным решением только в том случае, если машина приобретается новой. При покупке подержанных автомобилей с таким роботом, даже при условии того, что пробег относительно небольшой (130-150 тыс. км.), потенциальный владелец должен быть заранее готов к возможным серьезным финансовым вложениям в ближайшем будущем.

Именно по этой причине лидером среди автоматов на рынке подержанных автомобилей по-прежнему остается пусть и не самая экономичная, но при этом проверенная годами и надежная гидромеханическая АКПП.

В чем разница меду вариатором и автоматом?

Автомобили комплектуются коробкой передач, которая влияет на изменение скорости и направления движения.

Изначально широкое распространение получила «механика», позже стали набирать популярность версии авто, где присутствует автоматическая коробка передач.

На современном японском и американском рынке все больше выпускается автомобилей, где установлена вариаторная коробка, например, Toyota RAV4, Nissan Teana, Ford Mondeo.

Следует разрешить такой вопрос, которых волнует многих потенциальных автовладельцев:

  • что лучше вариатор или автомат;
  • какая коробка имеет больший рабочий срок;
  • чем отличается вариатор от автоматической коробки;
  • какой тип надежнее?

Отличительные особенности вариатора и автомата

Как отличить коробку автомат от вариатора:

  • особенность езды. При вариаторе не будет ощущаться рывков, когда переключаются скорости;
  • современные марки авто позади имеют название самой модели + обозначение типа трансмиссии CVT / AT (A);
  • на имеющемся внутри салона автомобиля селекторе меньше режимов, если присутствует бесступенчатый механизм;
  • сопроводительные с машиной документы включают информацию о том, какая коробка имеется на транспорте.

Технические составляющие

Чем отличается вариатор от автомата? В состав АКПП входит редуктор и гидротрансформатор. Редуктор включает пары шестерен, гидротрансформатор обеспечивает сцепление. Их взаимодействие гарантирует быстрое переключение скоростей.

Вариатор же работает без переключения скоростей. Он является разновидностью АКПП. В его состав входят два шкива (ведомый и ведущий), стянутые ремнем. Автомеханики отмечают: данное устройство управляется рычагом селектора.

Схема вариаторной коробки передач

Отличие вариатора от автомата заключается и в том, что в первом случае быстрее происходит динамика разгона транспортного средства.

Вариатор и автомат что лучше? В плане качества заливаемого масла менее требовательными при сравнении являются машины с автоматической коробкой. Разница между вариатором и автоматом:

  • меньше тратится горючего (если сравнивать с АКПП);
  • у вариаторной КПП не отмечаются рывки при переключении скоростей (т.к. отсутствуют передачи);
  • машина с бесступенчатой трансмиссией имеет высокий уровень безопасности, когда совершается маневрирование по дороге, где гололедица. Отмечается упрощенное вождение транспортом. Данное преимущество имеет и АКПП.

Что надежнее вариатор или АКПП?

Выбирать вариатор или автомат – это индивидуальное дело. Главное в этом вопросе учитывать все плюсы и минусы каждого устройства. При выборе авто многие руководствуются ресурсом работы данных типов трансмиссий.

Из-за большого рабочего срока многие решают приобрести авто, где имеется «автомат». Ее техническая часть признана надежной. Профессионально исполнен насос высокого давления и гидроблок.

Как правило, поломки происходят в результате несвоевременного обслуживания данной системы автомобилистом, например, поездка происходила долгое время с забитым фильтром или гидроблоком.

Это является причиной появления характерных подергиваний между передачами.

Оба варианта при поломке сложно восстановить. Однако в данном случае преимущество остается на стороне АКПП. Кроме того, реставрационные работы у автомата обойдутся дешевле. При 50000 км пробега требуется замена трансмиссионного масла отличного качества.

Следует отметить, не каждый сервисный центр берется ремонтно-восстановительные работы, которые связаны с коробкой передач CVT. В ряде случаев работники автомастерской могут предложить осуществить замену самой коробки. На восстановление техники уходит большое количество времени.

При пробеге 100000 км может понадобиться установка нового ремня между шкивами. Данный расходник имеет немалую стоимость. Кроме того, вариаторы нельзя перегружать высокой мощностью. Именно из-за этого данный вариант не встречается на спорткарах. Как определить визуальное отличие вполне возможно.

Конструкция вариаторов несколько иная, чем у АКПП.

Таким образом, характеристики обоих типов трансмиссий хорошо изучены автоэкспертами. Отличается вариатор от автоматической коробки техническими особенностями, общей спецификой работы. Визуально узнать имеется ли бесступенчатая трансмиссия или нет именно на авто можно во время тест-драйва. Машина с таким механизмом плавно разгоняется и набирает скорость.

Что лучше: автомат или вариатор? Разбираемся вместе!

Старая добрая механическая коробка передач постепенно уходит с рынка. Современные автолюбители предпочитают комфорт и некоторое ощущение «свободы» за рулем, которое стало доступным каждому с появлением автоматических коробок передач.

Но технический прогресс неутомимо мчится вперед, выводя на рынок новые автомобильные агрегаты. Речь идет о вариаторах – трансмиссии, которая получилась в результате симбиоза механики и автомата. Многие современные модели автомобилей оснащены именно этим видом коробок.

Как и всё новое, вариаторы проходят экспериментальное испытание на практике, дорабатываются, актуализируются и совершенствуются.

Итак, пока все автопроизводители не наделили свои машины возможностью беспилотного управления, водители сталкиваются с дилеммой: какой коробке передач отдать свое предпочтение.

И чем больше автомобилей оснащаются вариаторами, тем больше вопросов возникает: на чем основан принцип работы вариатора? Надежна ли эта коробка? Чем отличается вариатор от автомата, если в машине тоже 2 педали? Наконец, что лучше: автомат или вариатор? На эти и некоторые другие вопросы ответы найдутся в данной статье.

Чем отличается автомат от вариатора?

Приобретение автомобиля — поступок, который нельзя назвать спонтанным. Так или иначе, автолюбители заранее готовятся к этому событию, находят информацию о конструктивных особенностях, мощности, эксплуатации, «болячках» и т.д.

Пропустив этот момент, можно быстро разочароваться в любом авто. Чтобы избежать негативных эмоций, необходимо покупать автомобиль, отвечающий собственным требованиям.

Например, стоит четко понимать, в чем заключается принципиальная разница между автоматической коробкой и вариатором, так как некоторые ставят между этими агрегатами знак равенства.

Как работает АКПП

Работа «автомата» основана на принципе взаимодействия двух основных узлов: гидротрансформатора и редуктора. Гидротрансформатор нагнетает давление, благодаря чему передачи переключаются плавно и автоматически. По сути, именно этот узел заменил механическое сцепление.

Второй узел АКПП – редуктор – отвечает за механическую часть работы трансмиссии, состоит из нескольких ступеней, обозначенных парами шестерней, которые находятся в постоянном зацеплении.

Вам будет интересно  Как прогревать вариатор зимой правильно: рекомендации, фото и видео

Как работает вариатор

Особенность вариаторных коробок заключается в бесступенчатом переключении передач. За непрерывный набор скорости отвечает пара конусных шкивов, один из которых ведущий, второй – ведомый. Шкивы взаимодействуют друг с другом через металлический трапециевидный ремень или цепь.

Что происходит внутри вариатора во время работы?

Конусовидные шкивы – детали не монолитные. Каждый шкив представляет собой ряд сдвижных элементов.

Самая низкая передача (начальная или первая) возникает в момент, когда ведущий шкив находится в максимально раздвинутом состоянии и цепь ходит по малому диаметру.

Соответственно, когда ведущий шкив выдвинут на минимальное расстояние, диаметр хождения цепи увеличивается до максимума, что характерно для пятой, шестой и более высоких передач.

В этом вся суть работы вариатора: движение шкивов меняет передаточные числа, что влечет снижение или увеличение скорости авто.

Автоматическая трансмиссия VS вариатор. Плюсы и минусы

Чтобы поставить точку в вопросе «что лучше: автомат или вариатор?», необходимо оценить все достоинства и обозначить все недостатки этих видов трансмиссии:

Достоинства АКПП

  • Автоматическая коробка дает бесспорное ощущение комфорта за рулем, особенно при вождении авто в условиях города, из-за отсутствия необходимости постоянно дергать рычаг переключения передач.Владельцы автомобилей с автоматической коробкой передач получают больше уверенности, легкости управления и раскрепощённости за рулем.

К тому же, двигатель автомобиля не испытывает перегрузок, следовательно, не подвержен преждевременному износу, благодаря тому, что передачи переключаются автоматически, а не принудительно.

Недостатки АКПП

  • АКПП обладает сравнительно низким КПД из-за конструктивных особенностей гидротрансформатора. Как следствие, автомобили с «автоматом» нельзя назвать экономичными в плане расхода топлива.
  • Слабая динамика разгона, «тупость» и «провалы» при наборе скорости – еще один существенный недостаток АКПП в сравнении с вариатором.

Достоинства вариаторной коробки

  • Вариатор обеспечивает более плавный разгон и движение автомобиля.
  • Низкий уровень шума коробки во время разгона.
  • Приемистость и динамичность вариатора гораздо выше, чем АКПП и МКПП, так как не тратится время на переключение передач.
  • Автомобиль с вариатором не заглохнет в неподходящий момент.
  • Вариатор удерживает автомобиль во время остановки на подъеме, не давая ему скатиться вниз.
  • Работа вариатора управляется компьютером.Происходит электронная подстройка коробки под режим работы ДВС, так называемая «адаптация», что позволяет эксплуатировать авто в оптимальном режиме, экономить топливо и избегать лишних нагрузок, ведущих к износу агрегатов.

Недостатки вариатора

  • Вариаторы появились относительно недавно и постоянно совершенствуются.Поэтому, до сих пор по ним не наработана статистика, в связи с чем, и обслуживание, и тем более ремонт этих коробок — процедуры весьма затратные.
  • Вариаторные коробки требуют регулярного обслуживания с использованием специфических масел, которые имеют принципиальные отличия в зависимости от производителя и конструктивной особенности.

Выводы. Что лучше: автомат или вариатор?

Владея информацией об особенностях и принципах работы различных видов трансмиссии, зная их достоинства и недостатки, каждый автовладелец найдёт свой ответ на вопрос «что лучше: автомат или вариатор?». Приобретая автомобиль, автолюбителям стоит полагаться на индивидуальные потребности и внутреннее водительское чутье.

  1. Возможно, для кого-то проверенная надежность автомата стоит на ступень выше, чем инновационный вариатор. Кто-то, наоборот, выберет передовые технологии, пожелав испытать их на прочность.
  2. Всё в этом мире совершенствуется, всегда что-то новое приходит на смену старому.
  3. В любом случае, решение о том, с какой коробкой передач – автоматом или вариатором – будет ваш следующий автомобиль, принимать Вам!

Вариатор или классический гидроавтомат: что лучше

В удобстве и комфортности использования автоматической коробки передач автомобиля сейчас мало кто сомневается. Ездить, не отвлекаясь на переключение передач, прежде всего, безопасно, да и не надо осваивать многим ненужные навыки пользования механическим рычагом и педалью сцепления. Но «автоматы» тоже бывают разные. И чаще всего при покупке автомобиля возникает выбор между традиционной автоматической трансмиссией и относительно недавно начавшими завоёвывать рынок вариаторами. Каждый тип коробки обладает своими достоинствами и недостатками. Вариатор или автомат, что лучше — этот вопрос часто вызывает сомнения при покупке автомобиля.

Вариатор или автомат: что лучше

Что находится внутри автоматической трансмиссии и как эти механизмы работают

Несмотря на существенные различия в конструкции, общий принцип устройства вариатора и автомата, как для краткости принято называть гидромеханическую автоматическую коробку передач (АКПП), имеет и общие черты:

  • коробки могут автоматически или по командам водителя в ручном режиме изменять передаточные числа трансмиссии;
  • при остановке автомобиля оба типа коробок способны разрывать поток мощности от двигателя к колёсам без применения отдельного сцепления со своей педалью;
  • смена передач происходит плавно и практически незаметно для водителя;
  • рычаг или джойстик управления содержит одни и те же положения переключения режимов.

Если водитель не углубляется в изучение автомобиля, то он может и не знать, какой именно тип трансмиссии на нём установлен, на вождении это никак не сказывается. Хотя различий в построении агрегата очень много, чем отличается вариатор от автомата можно узнать, рассмотрев их отдельно.

Гидромеханическая АКПП

Исторически это самая первая трансмиссия, не требующая внимания при езде. И принципиально она не изменилась со времён первых автоматов, хотя технологически введено немало новшеств. В частности, если первые АКПП были преимущественно трёхступенчатыми, то сейчас количество передач увеличилось на некоторых автомобилях до восьми, с тенденцией к росту. Разрывы между передаточными числами соседних ступеней таким образом уменьшаются, что повышает плавность и эффективность разгона, способствует экономичности автомобиля и его комфортабельности.

Гидромеханическая АКПП

В состав АКПП входят:

  • гидротрансформатор, устройство из двух колёс турбинного типа, работающих в масле, одно из которых создаёт поток рабочей жидкости, заставляющий вращаться второе через промежуточный реактор, меняющий режимы работы;
  • набор механических редукторов планетарного типа, непосредственно варьирующий общее передаточное число коробки точно так же, как в традиционных ручных трансмиссиях, только с другим принципом реализации;
  • пакеты многодисковых муфт фрикционного типа, переключающих передачи и блокирующих гидротрансформатор с программируемым проскальзыванием для исключения рывков в работе;
  • масляный насос, иногда их два, который создаёт необходимое давление рабочей жидкости для выполнения всех управляющих функций;
  • гидроблок с разветвлённой системой масляных управляющих каналов и электрогидравлических клапанов-соленоидов, переключающих потоки под давлением;
  • электронный блок управления, подающий сигналы соленоидам на открытие и закрытие для переключения передач и обслуживания всех прочих функций;
  • селектор для подачи команд электронному блоку со стороны водителя.

Крутящий момент от двигателя поступает на вход АКПП, где расположен гидротрансформатор, который обеспечивает мягкое проскальзывание для обеспечения плавности работы, а также может в определённых пределах изменять соотношение момента и скорости вращения. Трансформатор жёстко блокируется после набора скорости, тем самым повышая КПД трансмиссии и экономичность.

По мере роста скорости и оборотов двигателя электронный мозг коробки включает ту или иную передачу, подавая команды на соленоиды. Открываются масляные каналы, жидкость давит на поршни исполнительных механизмов, зажимаются или распускаются соответствующие пакеты фрикционных муфт. Планетарные механизмы, в зависимости от того, какие шестерни в них затормаживаются, изменяют своё передаточное число. При последовательном включении нескольких сборок шестерён образуется требуемый диапазон общей передачи АКПП от первичного вала до выхода из коробки.

Все современные АКПП являются адаптивными, то есть они способны оценить требования водителя, его стиль управления и предугадывать когда и какая передача потребуется. Время переключения измеряется сотнями миллисекунд, что для гражданских автомобилей более чем приемлемо. На спорткарах специальные коробки в спортивном режиме могут работать значительно быстрее, хотя и менее плавно.

С помощью селектора водитель может выбирать особые режимы работы коробки, например зимний, когда трогание с места происходит со второй передачи, спортивный, где переключение производится на максимальных оборотах, кикдаун для быстрого сброса нескольких передач вниз при утапливании акселератора в пол, ограничение использования высших передач в особых условиях движения.

Каждая коробка снабжена также передачей заднего хода и режимом парковки, когда специальная шестерня вторичного вала блокируется храповым механизмом на корпус, что действует как ручной тормоз с жёстким включением.

Вариатор

По принципу действия автоматическая трансмиссия вариаторного типа устроена гораздо проще, но она настолько же и сложнее с технологической точки зрения, поэтому в пригодном для серийного производства виде её смогли производить не так давно. Причины этого кроются в ответе на вопрос, вариатор и автомат в чём разница.

Автоматическая трансмиссия вариаторного типа

Основой вариатора стали два шкива переменного диаметра, между которыми натянут гибкий ремень. Отношение между диаметрами шкивов, по которым в любой момент времени работает ремень, и будет передаточным числом коробки. Всё очень просто, но неизбежное трение ремня по конусам шкивов быстро изнашивало детали, и эту проблему долго не могли решить. Всё же мощность там передаётся весьма значительная, выделяемое при трении тепло разрушало любые материалы. Но с появлением соответствующих технологий, специальных масел и особой конструкции ремней вопрос был практически закрыт.

По типу применяемого ремня вариаторы могут быть цепными или клиноременными. Цепь используется только с очень мощными моторами, обычно ремень выполнен в виде наборной конструкции из металлических лент со звеньями. Причём он сделан достаточно жёстким, поскольку принцип работы подразумевает передачу не тянущего, а толкающего усилия к ведомому шкиву от ведущего.

Изменяется диаметр шкивов путём синхронного перемещения их конусов навстречу друг другу или в противоположном направлении под воздействием управляющего давления рабочей жидкости. Ремень, имеющий клиновидную форму, перемещается вверх или вниз по радиусу шкива, бесступенчато меняя передачу. Именно в этой бесступенчатости и состоит главное потребительское отличия вариатора от автоматической трансмиссии с фиксированными планетарными рядами шестерён. Здесь всегда можно располагать бесконечным количеством ступеней, и не может быть никаких рывков при переключении. В этом основное отличие вариатора от автомата.

В остальном коробки схожи, в вариаторе имеется такой же насос, создающий управляющее давление, гидроблок-мехатроник с электрогидравлическими соленоидами, селектор выбора режима и электронный блок. Более того, наметилась тенденция к гибридизации гидромеханических АКПП с вариаторами, в последние стали добавлять гидротрансформатор и двухступенчатый планетарный блок переключения, существенно расширяющий рабочий диапазон и разгружающий шкивы от работы на крайних положениях ремня. Такую коробку ставят, в частности, на отечественный автомобиль Лада Веста.

Сравнительный анализ трансмиссий двух типов

Все возможности вариаторов и гидроавтоматов со временем сближаются, поэтому трудно сразу и однозначно сказать, вариатор или автомат, что лучше. Наверное, если бы это было возможно, то один из них уже вытеснил другого. Остаётся лишь привести их плюсы и минусы в сравнении, что позволит делать вывод в каждом конкретном случае. И упомянуть, что прогресс технологий не стоит на месте, ситуация может очень быстро измениться.

Удобство пользования

Здесь оба типа коробок равны. Как уже упоминалось, если не знать, то можно и не догадаться, что конкретно расположено под капотом рядом с двигателем. Если раньше опознать вариатор можно было именно по его бесступенчатому принципу действия, когда во время интенсивного разгона двигатель выходил на максимальные обороты, после чего дальнейшее увеличение скорости происходило только за счёт плавного изменения передаточного числа, то сейчас производители искусственно отказались от этого режима.

Было признано, что монотонный звук работы двигателя раздражает некоторых водителей. Программа блока управления стала строиться таким образом, что вариаторы начали имитировать ступенчатость переключения, обороты периодически падали и снова начинали увеличиваться. Появился как бы виртуальный ряд передач, а их количество можно сделать любым, чтобы с одной стороны не сильно ухудшать динамику, а с другой — обеспечить акустический комфорт привыкшим к дискретному поведению КПП водителям. Хотя с технической точки зрения именно непрерывная работа двигателя на стабильных номинальных оборотах даёт максимальную интенсивность разгона.

Ещё стоит отметить более резкую и быструю реакцию вариатора на нажатие педали газа. Недорогим и устаревшим АКПП свойственна некоторая «задумчивость» при выборе нужной передачи. А спортивность реакций стоит немало и снижает надёжность.

Экономичность

Здесь однозначно лидирует вариатор. Только он в силу своей идеальной характеристики может с максимальной точностью выдать необходимое на данный момент передаточное число без малейших компромиссов. Гидроавтомат всегда вынужден выбирать между двумя соседними передачами.

Конструкторы стремятся усовершенствовать работу АКПП, нарезая передачи как можно мельче, для чего наращивают их количество. Но это ведёт к росту массы, габаритов и стоимости коробок, да и ведут себя такие агрегаты в реальных условиях не лучшим образом, например в каких-то режимах возможны неоправданные лишние переключения, с которыми водитель вынужден бороться изменением скорости движения или даже переходом на ручной режим управления. Достаточно тупиковый путь, по которому разработчики вынуждены двигаться.

Обслуживание сложных и громоздких механизмов подачей большого количества масла под давлением тоже требует дополнительных затрат энергии, что снижает общий КПД.

Надёжность и долговечность

Вариаторы применяются очень широко, что говорит о прогрессе в их технологиях. Но теоретически вопросы работы ремня по шкивам всё же до конца решить невозможно. Изнашивается и то и другое, несмотря на применение специальных материалов и самых совершенных масел. Поэтому всем интересно, вариатор или автомат что надёжнее. В результате по сроку службы хороший автомат пока выигрывает у самых лучших вариаторов. Если очень хорошим результатом для самой современной и отработанной бесступенчатой коробки можно считать пробеги без ремонта 200–250 тысяч километров , то правильно сконструированный и грамотно эксплуатируемый гидроавтомат может пройти и вдвое больше.

По части надёжности можно сказать, что критических режимов не любят оба типа трансмиссий. Длительное буксование в грязи и на пересечённой местности, постоянные интенсивные разгоны быстро вызывают перегрев, ускоренное старение масла, износ трущихся поверхностей и засорение клапанов гидроблока. Но у вариаторов это выражено сильнее. К нему потребуется куда более деликатное отношение. Иначе ремень и шкивы долго не протянут.

В обычной АКПП при буксовании перегревается только гидротрансформатор. Это тоже не способствует долгой жизни масла и омываемых им механизмов, но в целом живучесть здесь выше. К тому же сказывается одно из основных технологических преимуществ таких агрегатов на сегодня — возможность работы их с большими крутящими моментами. К сожалению, вариаторы в основном используются с относительно слабыми двигателями. Существуют отдельные прорывы, вроде цепных коробок от Ауди, но это пока единичные случаи, и там тоже мощность двигателей не поражает. Классические же АКПП можно применять хоть на спорткарах, хоть на тяжёлых грузовиках, хотя там конечно более уместны другие, выходящие за рамки рассмотрения механизмы.

Масса, габариты и стоимость

Благодаря своему принципу действия, вариаторы компактны и содержат в себе более лёгкие детали. Даже гидроблоки у них куда скромнее в размерах и сложности. Изготовители АКПП проявляют поразительную изобретательность в компоновке планетарных передач, исполнительных механизмов и фрикционных муфт, но даже при первом взгляде на агрегат всегда можно сказать, вариатор это или гидромеханика. Первый почти вдвое компактней, это простой способ, как отличить вариатор от автомата визуально. При расположении трансмиссии под капотом малогабаритного бюджетного автомобиля, рядом с поперечным четырёхцилиндровым мотором, это очень важно.

Цена коробки, естественно, определяется её сложностью, поэтому нет ничего удивительного в относительной дешевизне вариаторов. Всё становится ясно, если вспомнить, что их применяют даже в простейших дешёвых скутерах, где они полностью вытеснили ручные механические коробки.

Но это не относится к затратам на эксплуатацию. Тут наблюдается примерное равенство. В вариаторах используется более дорогое масло, которое надо часто менять, иначе агрегат долго не прослужит. У конкурентов та же картина, но масло дешевле, а к затяжке сроков замены они более терпимы. А при ремонте, который в случае вариатора потребуется примерно вдвое чаще, используются весьма дорогие запасные части, если конечно не воспользоваться дешёвым суррогатным ремнём и прочими недолговечными деталями вторичного рынка.

Что выбрать

На самом деле, выбор уже сделан производителем автомобиля. Можно не сомневаться, что при его разработке, компоновке, проведении маркетинговых исследований, всё было тщательно продумано. Если устраивает автомобиль в целом, то в гарантийный период не о чем беспокоиться, можно не взвешивать автомат или вариатор, все плюсы и минусы. Но вариатор и обойдётся дешевле, и порадует одновременно динамикой и экономичностью.

Сложнее вопрос возникает при покупке подержанного автомобиля. Тут стоит предпочесть более надёжный и долговечный обычный автомат. Но и его надо внимательно проверять, вечного ничего не бывает, а конкретный пробег и условия эксплуатации неизвестны.

В реальности много зависит от конкретной модели автоматической трансмиссии. Есть агрегаты более надёжные и совершенные, а есть неудачные или работающие на пределе прочности. Тут поможет изучение сетевых отзывов и рекомендаций, выбор трансмиссии, вариатор или автомат, что лучше — одна из самых популярных и обсуждаемых тем.

https://razborkadonskoe.ru/rashodniki/variator-ili-avtomat-chto-luchshe-vybrat-kakaya-raznitsa-i-v-chem-preimushhestva-transmissij.html
https://autobibikka.ru/variator-ili-avtomat-chto-luchshe/