Содержание
Можно ли законно поставить на учёт «конструктор»?
Процедура узаконения замены кузова относительно несложная, но имеет ряд подводных камней и законодательных нестыковок. Расскажем о них подробно.
Предложений о доставке кузовов, ввезённых и растаможенных как запчасти, сегодня можно найти в Сети великое множество. Предлагает подобные услуги ряд российских компаний и некоторые казахстанские. На дорогах появляется немало свежих автомобилей из Японии, но со старыми документами. Так почему бы не воспользоваться моментом? Ведь устанавливать на авто кузов как аналогичной модели, так и более новой отечественным законодательством не запрещается.
В пункте 53 Правил государственной регистрации и учёта отдельных видов транспортных средств по идентификационному номеру транспортного средства прописано, что в случае замены кузова, «в том числе на другую модель (модификацию)», в СРТС ставятся прежние год выпуска, марка, модель. В графе СРТС «Особые отметки» ставится пометка «Замена кузова» с указанием даты соответствующего изменения. При замене рамы или несущего кузова владельцем предоставляется «протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства».
Возможность замены оговорена и в пункте 64 Правил технической эксплуатации автотранспортных средств, утверждённых МИИР РК 30 апреля 2015 года № 547. В документе указывается, что «к капитальному ремонту дополнительно относятся работы, связанные с заменой кузова для автобусов и легковых автомобилей, рамы для грузовых автомобилей или одновременной заменой не менее трёх базовых агрегатов, указанных в пункте 55, в любом сочетании».
В общем, менять кузов сегодня разрешено. А как сделать всё по закону?
При замене запрещено ставить кузов от утилизированного или выбракованного авто или вовсе не имеющий документов. (П. 53 и 37 Правил государственной регистрации и учёта отдельных видов транспортных средств.)
Меняем старый на новый или вообще другой
Замена же кузова на более новый, а порой и вовсе на несколько поколений моложе сегодня для многих один из выходов обновить автомобиль. Заказ и доставка из той же Японии «конструктора» (автомобиль приходит в ЕАЭС с демонтированным двигателем и подвеской) в среднем оценивается тенге. С точки зрения законов замена кузова на «неродной» считается переоборудованием и должна, по словам экспертов Ассоциации субъектов технического регулирования автомобилестроения (АСТРАС), а также специалистов Комитета технического регулирования и метрологии, производиться с учётом пункта 75 ТР ТС 018/2011 и разделов 4 и 5
Для этого автовладельцу нужно:
- получить письменное «решение о порядке и возможности внесения изменений в конструкцию» в отделе дорожно-технической инспекции при департаменте полиции (ОДТИ), аргументировав необходимость замены (приложив, к примеру, к заявлению фото кузова, пришедшего в негодность);
- получить предварительное экспертное заключение о возможности установки кузова (при наличии официального разрешения или соответствующих официальных технологических документов предварительная техническая экспертиза может не назначаться);
- заменить кузов;
- пройти обследование и получить протокол проверки безопасности конструкции в аккредитованной испытательной лаборатории (найти их можно на сайте www.nca.kz, в разделе «Субъекты аккредитации»), приложив об объёме и качестве выполненных работ по переустановке кузова (оформляется организацией, осуществившей замену);
- пройти техосмотр;
- с протоколом и экспертным заключением о возможности переустановки кузова вновь обратиться в Дортехинспекцию, приложив документы о происхождении установленного кузова договор и т. д). После чего получить свидетельство о соответствии транспортного средства с внесёнными в конструкцию изменениями требованиям безопасности.
Таким образом, мы видим, что процесс узаконения не быстрый, требующий беготни с бумагами, но тем не менее вполне осуществимый. Главное — захотеть и не отступать. А вот с установкой идентичного кузова история складывается непростая.
Один в один
Казалось бы, если кузов на машину ставится той же модели и поколения, подобные действия не должны считаться переоборудованием, и разрешения в отделе инспекции для этого брать не нужно. Достаточно, если кузов несущий, получить протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства и внести изменения в техпаспорт в спецЦОНе. А если не несущий, то и без протокола обойтись — заменить и ездить.
Но, как нам пояснили в АСТРАС, Техрегламентом ТР ТС 018/2011 «О безопасности колёсных транспортных средств», который выше казахстанских правил регистрации по иерархии, предоставление протоколов проверки при замене кузова на идентичный не предусмотрено. В результате испытательные лаборатории могут обоснованно отказать в оформлении протоколов, так как не регламентирована сама методика проверки. (Здесь всплывает довольно серьёзная законодательная нестыковка: требование о протоколе в правилах есть, а выписать этот протокол никто не имеет права. Как быть? Вопрос к МВД РК.) Так что «белая» регистрация замены несущего кузова практически невозможна.
Замену же не несущего кузова на абсолютно такой же, по словам экспертов АСТРАС, следует считать «капитальным ремонтом автомобиля с заменой номерного агрегата». Для регистрации подобных изменений уведомить ОДТИ необходимо. При этом полицейские должны будут убедиться, что штатный и устанавливаемый кузова идентичны, то есть одной марки, модели, модификации транспортного средства, согласно критериям, установленным в Приложении № 11 ТР ТС 018/2011. (Учитывая большое количество модификаций и комплектаций современных авто, выяснить это помогут экспертные организации, осуществляющие предварительную техническую экспертизу при внесении изменений в конструкцию, или испытательных центров/лабораторий.) После чего полицейским останется лишь проверить документы о происхождении кузова грузовая таможенная декларация, договор свидетельство на высвободившийся номерной агрегат и др.) и убедиться в целостности идентификационного номера кузова.
Регистрируем замену
Далее автовладельцу остаётся лишь внести изменения в техпаспорт, обратившись в спецЦОН. Как пояснили нам в ГК «Правительство для граждан», при этом нужно предъявить:
- удостоверение личности;
- квитанцию об уплате пошлины за выдачу техпаспорта;
- протокол проверки безопасности конструкции транспортного средства (в случае замены, как мы уже говорили, на несущий кузов другой модели);
- документ, подтверждающий право собственности на заменённый кузов (договор инвойс, таможенная декларация, таможенный приходный ордер и т. д.);
- если госномер старого образца — ГРНЗ, так как его при замене техпаспорта также поменяют на новый.
По словам сотрудников госкорпорации, при этом необходимо будет также пройти сверку номера кузова. Отказать в приёме документов и регистрации изменений могут в случае:
- Предоставления недостоверных документов. Тут, в принципе, всё понятно. Поддельные удостоверение личности, или техпаспорт, или таможенные бумаги и т. д.
- Если документы подаёт лицо, не имеющее право распоряжаться автомобилем, документы предоставлены не все или не те.
- Если автомобиль, на котором меняется кузов или сам кузов, который ставится на замену, находятся в розыске.
- Если на кузове нечитаемый номер (в теории всё можно решить через экспертизу, но процесс этот долгий и сложный).
- Если на кузове есть признаки подделки (переварка, перебивка цифр/букв ).
- Если на машину наложен арест или автовладельцу причинам запрещено перерегистрировать транспортное средство. Вариантов множество.
- Если у владельца авто есть долги по штрафам.
Стоит отметить, что данный алгоритм замены кузова может вскоре измениться. В правила регистрации уже год как планируют внести поправки, в числе которых в документе пропишут запрет на одновременную замену кузова, двигателя, рамы и других номерных агрегатов, «для исключения фактов сборки транспортных средств из запасных частей и машинокомплектов, а также фактической замены (подмены) одного транспортного средства другим, ввезённым в Республику Казахстан в разобранном виде». А для пущей верности на авто, на которых осуществлена замена кузова или рамы, не разрешат «устанавливать номерные агрегаты, выпущенные с этим кузовом или рамой как комплектное транспортное средство». Поправки эти ждут подписания и публикации уже год и теоретически могут быть приняты очень даже скоро. Правда, пока не совсем понятно, как именно полицейские новые запреты станут контролировать.
Измениться должны и некоторые разделы ТС 018/2011 (сейчас поправки обсуждают эксперты). В итоге замену кузова могут вообще признать выпуском в обращение единичного транспортного средства, и требования для произведения, проверки и регистрации переоборудования станут уже совсем другими.
Как внести изменения в конструкцию автомобиля
Вам захотелось перевести машину на газовое топливо или хотя бы установить багажник, не предусмотренный автопроизводителем? Такие изменения нужно официально регистрировать, согласно Постановлению Правительства от 2019 года «Об утверждении Правил внесения изменений в конструкцию ТС». За наличие незарегистрированных самовольных «доработок» предусмотрено суровое наказание — прекращение регистрации автомобиля.
Пытаться «обхитрить» государство тоже не стоит: с 1 декабря 2020 г. все технические экспертизы фиксируются в специальном государственном реестре. Да и техосмотр, по новым правилам, с изменениями в конструкции не пройти. А первый же инспектор ГИБДД, выявивший незаконный «тюнинг», вправе выписать штраф в 500 рублей и дать 10 дней на ликвидацию нарушений.
Какие изменения обязательно регистрировать, а какие нет
В соответствии с «Правилами…», официальной регистрации подлежат все изменения, не предусмотренные автопроизводителем. Это касается любого «тюнинга», не сертифицированного для конкретной модели автомобиля. Суть процедуры в том, чтобы экспертным путём определить, подходит ли то или иное оборудование для установки на авто и не будет ли оно угрожать безопасности участников дорожного движения.
Например, вы приобрели рулевое колесо стороннего производителя, не предусмотренное автозаводом. Сам руль также не имеет никакого сертификата, подтверждающего соответствие конструкции вашего авто. Такой тюнинг нужно регистрировать.
И наоборот, оборудование, прошедшее сертификацию и одобренное заводом-изготовителем, можно устанавливать на авто без дополнительных экспертиз. Предполагается, что такая оснастка уже испытана и её безопасность не вызывает сомнений.
Например, вы хотите установить сцепное устройство на автомобиль «Лада Веста». В документах на машину должно быть упоминание о возможности использования соответствующего устройства. Причём, важно, чтобы в описании фаркопа также указывалась его совместимость с «Лада Веста».
Как л егализовать изменения конструкции
«Правила…» предусматривают достаточно сложную процедуру официального оформления конструктивных изменений. Она состоит из 7 последовательных шагов, результатом которых является внесение сведений о доработках в регистрационное свидетельство автомобиля.
1. Первоначальная экспертиза
Куда ехать: в испытательную лабораторию, внесённую в государственную базу.
Прежде чем вносить желаемые доработки в конструкцию машины, следует удостовериться, допускается ли такая возможность. Ответ на этот вопрос должны дать эксперты. Поэтому первым делом отправляемся в испытательную лабораторию — обязательно включённую в созданный государством реестр.
Эксперты, помимо прочего, должны составить описание работ, которые нужны для внесения конструктивных изменений, и указать требования к устанавливаемому оборудованию.
Для каждого изменения проводится своя экспертиза. Поэтому имеет смысл запросить заключение сразу на несколько доработок автомобиля.
Результат: заключение о возможности конструктивных изменений ТС.
2. Получение разрешения ГИБДД
Куда ехать: в ближайшее подразделение Госавтоинспекции.
Получив экспертное согласие, нужно добиться разрешения и от ГИБДД. Инспекторы должны убедиться в том, что предъявленная документация соответствует требованиям закона, а в заключении экспертов нет противоречий.
Автомобиль на этом этапе осматривать не будут. Зато придётся предоставить заявление на регистрацию изменений, гражданский паспорт и собственно экспертное заключение.
Помимо прочего, сотрудники проконтролируют подлинность документов и аккредитацию лаборатории, где проводились испытания. А с февраля 2021 г. ещё и проверят наличие экспертного заключения в государственной системе.
В выдаче разрешения откажут, если:
- регистрационные действия в отношении автомобиля запрещены;
- доработка уничтожит номер кузова, рамы, шасси;
- в результате изменений будет увеличена допустимая максимальная масса ТС.
Результат: разрешение на внесение изменений в конструкцию ТС.
3. Работы по изменению конструкции
Куда ехать: в автосервис (допускается самостоятельное проведение работ).
Проводить доработку конструкции следует только после получения разрешения от ГИБДД. Делать это можно как на СТО, так и в собственном гараже. При этом важно сохранить все документы на используемые компоненты (оборудование, запчасти, аксессуары).
Устанавливать газобаллонное оборудование допускается исключительно в автосервисе, поскольку в дальнейшем понадобится декларация производителя установочных работ. Её также следует сохранить.
Результат: изменение конструкции.
4. Контроль безопасности конструкции
Куда ехать: в испытательную лабораторию.
Когда доработки внесены, снова едем в нашу лабораторию. Теперь эксперты должны убедиться, что изменения отвечают предписаниям и безопасны (в соответствии с техрегламентом «О безопасности колёсных транспортных средств»).
Здесь, помимо самого автомобиля, понадобится предоставить документы на установленные компоненты (оборудование, запчасти, аксессуары), а в случае установки ГБО — паспорта на каждый газовый баллон.
Результат: протокол проверки безопасности ТС.
5. Прохождение техосмотра
Куда ехать: к аккредитованному оператору техосмотра.
После контрольной экспертной проверки пора отправляться на стандартный техосмотр. Можно выбрать любую подходящую станцию ТО, имеющую аккредитацию.
На техосмотр, помимо обычных документов, нужно взять:
- разрешение от ГИБДД на внесение конструктивных изменений;
- протокол проверки безопасности авто из экспертной лаборатории.
Результат: диагностическая карта.
6. Получение свидетельства в ГИБДД
Куда ехать: в ближайшее подразделение Госавтоинспекции.
После техосмотра снова едем в ГИБДД, не забыв предварительно оплатить госпошлину в размере 800 рублей. На этот раз сотрудникам придётся предъявить сам доработанный автомобиль, а также пакет бумаг:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность;
- разрешение, полученное в ГИБДД;
- экспертный протокол проверки безопасности;
- декларация из автосервиса (для ГБО);
- квитанция об уплате пошлины.
Опять же, нужно чтобы все документы были достоверными и соответствовали законодательству, испытательная лаборатория должна быть аккредитована и внесена в госреестр, а протокол проверки безопасности – присутствовать в электронной базе.
Факт прохождения техосмотра тоже проверят. И снова убедятся, что на регистрацию автомобиля не наложен запрет. А ещё сверят номер двигателя или кузова.
При осмотре автомобиля инспектор обязан удостовериться, что внесённые изменения соответствуют тем, на которые выдавалось разрешение.
Результат: свидетельство о соответствии ТС с конструктивными изменениями нормам безопасности.
7. Обновление регистрационных данных
Куда ехать: в ближайшее подразделение Госавтоинспекции.
Заключительный этап также происходит в подразделении ГИБДД. По закону, после получения свидетельства (о котором говорилось выше) у водителя есть 10 дней на то, чтобы поменять паспорт и свидетельство регистрации автомобиля.
Достаточно предоставить инспектору полученное свидетельство. На его основании сотрудник внесёт поправки в ПТС и СТС, после чего выдаст вам новые документы. С ними можно свободно передвигаться на тюнингованном авто, не опасаясь никаких санкций.
Результат: ПТС и СТС с информацией об изменениях.
Проще, чем кажется
Процедура легализации доработок в конструкцию, на первый взгляд, представляется делом трудоёмким. Однако, если задаться целью усовершенствовать автомобиль в полном соответствии с законом, почему бы не потратить несколько дней? Тем более, что уже на первом шаге будет понятно, возможно ли официальное изменение конструкции.
Источник http://https://kolesa.kz/content/articles/mozhno-li-zakonno-postavit-na-uchyot-konstruktor/
Источник http://https://matador.tech/articles/kak-vnesti-izmenenia-v-konstrukciu-avtomobila