Содержание
Как нужно располагать перевозимый груз в кузове грузового автомобиля
Чтобы перевозка груза прошла успешно, его нужно правильно установить на кузове машины и закрепить. В зависимости от того, какого вида груз и на какой машине его перевозят, войдёт то или иное количество вещей или товаров.
Для транспортировки часто используют поддоны. Когда грузчики хотят освободить от 2 до 4 м³ пространства, они их убирают и используют избранную схему, по которой укладывают груз.
Как правильно выбрать машину?
До перевозки определитесь, какого объёма и веса груз и соответственно, какая машина для его транспортировки нужна? Если подходить к этому вопросу грамотно, то можно избежать многих ошибок:
- Если правильно подсчитать, какого веса и объёма будет перевозиться груз, можно заказать нужную машину и так сэкономить. Те, кто не подсчитывают, часто заказывают больший автомобиль и платят лишние деньги.
- Если вещи или товары свободно располагать в ширину на кузове, то редко их удаётся расположить так плотно, чтобы они не шатались при езде. Значит, требуется дополнительное крепление груза ремнями, чем-то другим. Когда между вещами не будет свободного места, больше вероятность, что груз будет доставлен к месту назначения целым и полностью сохранным.
- Машину нельзя перегружать вещами. Ответственные работники компании не выпустят перегруженный автотранспорт.
- Грузовик, который везёт вещи или товаров больше нормы, может создать аварийную ситуацию на дороге.
Правила перевозки
Если человек или организация определилась, какую машину или несколько они закажут, можно изучать главные правила, которых нужно придерживаться при перевозке:
- Когда вес вещей или товаров небольшой — это малотоннажные перевозки. Человек или компания заказывают малогабаритный грузовик, микроавтобус, грузовик с открытым кузовом. На таких машинах перевозят: продукты; технику с бытовым оборудованием; мебель; строительные материалы для ремонта, возведения зданий, сооружений; вещи при переезде.
- При среднетоннажных перевозках заказывают машину или несколько, которые за раз перевозят не более 10 т.
- При крупнотоннажных перевозках оплачивают автотранспорт, который за 1 поездку может перевозить более 10 т. В том случае заказывают такую машину, у которой вместительный кузов. Одним автомобилем нельзя перевозить больше допустимого. Почему? Потому, что значительно снижается маневренность грузовика.
- Самосвалами перевозят сыпучую продукцию.
- Если товар специфический, то для его транспортировки заказывают специальные авто, например, с цистернами, контейнерами, фургонами-рефрижераторами.
- Груз может выходить за контуры кузова, но не более, чем на 1/3 от его длины. Эти правила одинаковые для всех грузовиков. Ещё есть вариант, когда груз располагают в кузове по диагонали. Если он не входит, ищут другую машину.
Бывают местности со своими сложностями проезда через них. Чтобы грузоперевозки осуществились без проблем, заказывают машину с профессиональным водителем.
О правильном размещении груза
Рассмотрим правила, следуя которым груз в машине будет размещён правильно:
- Оставляя задний отсек кузова пустым, нельзя переднюю часть загружать доверху. Если так сделать, то рулевые колёса автомобиля будут перегружены и машина станет менее манёвренной, что может спровоцировать аварийную ситуацию на дороге.
- Запрещено размещение груза исключительно в заднем отсеке. «Передок» разгружается и во время движения автомобиль будет раскачиваться.
- Идеально, если вещи или товар равномерно распределены по бортам. Ремнями-стёжками фиксируют мебель, большие вещи.
При перевозках главное, чтобы вещи в кузове были надёжно закреплены. В машинах, на которых по заказу перевозят грузы, уже предусмотрены ремни для фиксации товаров или вещей. Если их не закрепить, то минимум, что произойдёт — они сдвинутся, а максимум — упадут, будут вмятины или сломаются.
Грузчики знают разные схемы погрузки товаров и вещей на машину. Выбирают подходящий способ. Самые популярные: ручная, с паллетной погрузкой. Вручную вещи укладывают на кузов, когда грузят мебель, витрины, электронику. Паллетным способом пользуются, когда нужно погрузить коробки с книгами, одежду или какие-то бумаги, другое. Например, используют предметы, которые фиксируют на поддонах.
Когда размещение груза в кузове при погрузке на машину сделали правильно, разгружать её легче и процесс идёт быстрее. Хорошо, когда каждую вещь можно быстро снять с кузова. Это основной признак, что машина загружена грамотно и всё сделано правильно.
Достоинства правильного размещения вещей
Задача водителя до отправления проверить как расположен и закреплён груз? Во время езды он должен продолжать контролировать его состояние. Когда груз в кузове смещается, водитель может почувствовать, что машина едет по-другому. Потому, он контролирует расположение груза, как он зафиксирован поездки, старается понять, не сдвинулся ли он во время езды? Если чувствует, что-то не так — останавливается, осматривает, при необходимости поправляет груз.
Машина будет ехать безопасно, если погрузка сделана правильно, тогда:
- у водителя не ограниченный обзор;
- автомобиль устойчивый, им легко управлять;
- не заграждаются световозвращатели, со световыми приборами;
- груз не будет создавать шума, загрязнения или пыли;
- сохраняется полный обзор со всех сторон;
- вес равномерно распределён по кузову.
Если вещи или товары погрузили неправильно, сделали неверное крепление груза в кузове, водитель не сможет ехать по маршруту, пока всё не будет установлено так, как нужно. Ведь он отвечает не только за свою безопасность, но и за безопасное движение по трассе, за пешеходов. Потому и важно максимально правильно расположить и распределить груз в кузове автомобиля. Это может гарантировать быструю и своевременную доставку груза к месту назначения.
Крепление грузов — способы и приспособления
Транспортные компании оказывают услуги, связанные с перевозкой самых разнообразных грузов. Данный вид деятельности совсем непростой, как может показаться на первый взгляд. Перевозка грузов предполагает слаженную работу водителя, логистов, складских рабочих. От того, насколько правильно и грамотно будет закреплен груз, зависит его безопасность.
В настоящее время разработано большое количество способов крепления груза. Для этого используются современные технологии, либо подручные материалы. Остановимся подробнее на основных из них.
Использование стяжных ремней
При организации автомобильных и контейнерных грузоперевозок, чаще всего, используется способ крепления грузов с помощью рэтчетов — стяжных ремней. Они позволяют быстро и надежно зафиксировать различного вида грузы. Такие ремни просты в эксплуатации, поэтому получили такую востребованность и популярность. Лента изготавливается из мягкого текстиля, поэтому не повреждает груз. В результате товарный вид изделий полностью сохраняется. Такие ремни обеспечивают надежное крепление.
Довольно часто стяжные ремни используют для того, чтобы закрепить перевозимые автомобили на автовозах. Такой вид крепления обеспечивает еще большую эффективность, если использовать его в сочетании с другим типом крепления.
При использовании рэтчетов очень важно помнить о том, что груз должен быть равномерно распределен. Как правило, обычно груз размещают на расстоянии 1-1,5 м, что сокращает место на платформе, которое можно было бы использовать.
Натяжные ремни подбираются для каждого груза в отдельности, поскольку они могут отличаться друг от друга стяжной нагрузкой, длиной.
Маркировка (бирка) ремня по стандарту EN
Данный стандарт обязывает производителей крепежных приспособлений обеспечивать изделия соответствующей маркировкой. Двухкомпонентные стяжные ремни должны иметь 2 бирки (ярлыка) – на длинной и на короткой ленте с механизмами стяжки. Для удобства определения допустимой рабочей нагрузке производитель зачастую предусматривает продольные швы на ленте.
Согласно DIN EN 12195-2 на бирке крепежного ремня указываются следующие данные:
- Производитель (наименование, символика, код);
- Соответствие стандарту EN 12195-2;
- Дата выпуска;
- Материал изготовления ленты;
- Длина ремня (в метрах);
- Стандартная ручная сила (SHF);
- Максимально допустимая рабочая загрузка (LoadingCapacity, сокращенно — LC) в daN (*1 daN = 1,02 кгс);
- Сила предварительного натяжения (STF) в натяжном рычаге в daN, при фиксировании прижимными ремнями. Рычажная передача натяжного элемента способствует выработке необходимой силы натяжения;
- Удлинение при максимально допустимой рабочей нагрузке (в %);
- Указание – не поднимать, а только крепить.
Цвет бирки ремня соответствует материалу, из которого выполнялось плетение ленты:
- Голубой – полиэстер (PES). Обладает устойчивостью к действию минеральных кислот, но способен изменять свойства под щелочным воздействием;
- Коричневый – полипропилен (РР). Минимально реагирует на воздействие щелочами и кислотами;
- Зеленый – полиамид (РА). Устойчив к действию щелочи, но разрушается под кислотным воздействием;
- Белый – изделие выполнено из другого материала.
Максимальная допустимая рабочая нагрузка (LC) при складывании ремня вдвое удваивается. Прочность на разрывы продукции отвечает минимальной удвоенной величине (LC). Продольная деформация (относительное удлинение) ленты ремня при максимальной силе крепления не должно быть более 7%.
Использование деревянных распорок
Крепление грузов с помощью деревянных распорок относится к одному из старых и надежных способов фиксации груза. Главные преимущества такого способа заключаются в небольшой стоимости и надежности. В данном случае поддон, на котором расположен груз, прибивают к полу. Если же такой возможности нет, то его фиксируют с помощью деревянных планок, прибитых к полу.
Такой способ крепления предотвращает передвижение груза по платформе или кузову. Использование деревянных распорок в качестве крепления груза обычно подходит для железнодорожного типа транспорта.
- достаточно трудоемкий процесс;
- для распорок подойдет только качественный древесный материал;
- деревянные конструкции не всегда выдерживают все нагрузки.
Применение воздушных пакетов
Сегодня в некоторых случаях удается закрепить груз с помощью специальных воздушных пакетов. После того, как вся перевозимые изделия окажутся в кузове транспортного средства между ними образуются пустоты. Именно их и заполняют воздушными пакетами, которые наполняют воздухом. Когда пакет еще находится в сдутом состоянии, его размещают между грузами, а только потом закачивают воздух до того момента, пока все пустоты не будут заполнены. Благодаря такому способу удается добиться того, что перевозимые грузы не смещаются относительно друг друга.
У такого способа крепления есть свои достоинства:
- воздушный пакет способен повторять геометрию получившихся пустот;
- исключается смещение паллет;
- достаточно одного человека для выполнения работ;
- сокращает временные затраты;
- воздушный пакет имеет небольшой вес.
- такие пакеты можно использовать несколько раз;
- есть возможность изменять схему размещения воздушных пакетов.
Несмотря на то, что такой способ крепления имеет большое количество преимуществ, у него есть и некоторые недостатки. Одним из главных является то, что давление внутри пакета отличается своим непостоянством. Оно зависит от состояния окружающей среды. Если температура снаружи транспортного средства становится выше, то пакет может сдуваться. А при понижении температуры рекомендуется полностью не накачивать воздухом такие пакеты.
Способов крепления грузов существует большое количество. Поэтому для каждого конкретного вида грузоперевозки можно подобрать тот, что будет наиболее эффективным. Иногда целесообразно использовать сразу несколько типов крепления одновременно.
Как правильно закреплять груз. Средства крепления груза.
Воздушные мешки для заполнения пустоты (пневмооболочка) — позволяют стабилизировать груз во время транспортировки и снижают риск его повреждения. Пневмооболочки с клапанным блоком выгодно отличаются от других способов и материалов крепежа груза в закрытом кузове, фуре, контейнере, ж/д вагонах, морских и речных судах, грузовых автомобилях и самолетах.
Обеспечение безопасных условий перевозок грузов
33. Разрешенная максимальная масса транспортного средства и осевая нагрузка не должны превышать предельных значений, указанных в паспорте транспортного средства.
34. При размещении груза на транспортном средстве должны соблюдаться значения весовых и габаритных параметров, установленных Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, а также обеспечиваться условия равномерного распределения массы груза по всей площади платформы или кузова транспортного средства, контейнера.
35. При размещении груза на транспортных средствах и в контейнерах необходимо исключить повреждения груза, тары и упаковки, транспортных средств и контейнеров.
При размещении груза учитываются следующие требования:
- более крупные и тяжелые грузы размещаются в нижней части и ближе к продольной оси симметрии платформы или кузова транспортного средства, контейнера с учетом установления центра тяжести как можно ниже над настилом платформы (кузова) и в середине длины платформы (кузова);
- однородные штучные грузы в кузове транспортного средства, в контейнере необходимо штабелировать с соблюдением одинакового количества ярусов и обеспечением надежного крепления верхнего яруса штабеля;
- грузы с меньшей объемной массой размещаются на грузы с большой объемной массой;
- свободное пространство, зазоры между штабелями груза и стенками кузова заполняются при помощи прокладок, надувных емкостей и других устройств.
37. При погрузке и размещении на транспортных средствах длинномерных грузов разных размеров, разной длины и толщины следует подбирать их одинаковые габариты в каждом отдельном ряду, более длинные грузы размещать в нижних рядах.
38. При размещении грузов в кузове транспортного средства или в контейнере допускаются зазоры до 15 см между частями груза, между грузом и боковыми бортами либо боковыми стенками кузова (контейнера), между грузом и задним бортом либо дверью кузова транспортного средства, контейнера.
39. Размещение и крепление грузов в кузове транспортного средства, в контейнере производятся согласно схеме размещения и крепления грузов, применяемой к конкретному типу (модели) транспортного средства, контейнера с учетом технических условий транспортировки продукции, входящей в состав груза, предъявленной для перевозки (далее — схема размещения и крепления грузов), которая утверждается в соответствии с настоящими Правилами.
Схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой перевозки субъектом транспортной деятельности. Для сборных грузов схема размещения и крепления грузов утверждается для каждой партии, содержащей сборный груз.
Схема размещения и крепления грузов должна содержать:
- графическое изображение позиции (позиций) размещаемого(ых) груза (грузов) в кузове автомобильного транспортного средства;
- графическое изображение мест крепления груза (грузов) с указанием типов средств крепления груза (грузов) и их рабочих нагрузок.
Погрузка груза на транспортное средство должна проводиться в соответствии со схемой размещения и крепления грузов с соблюдением следующих требований:
- перед погрузкой настил бортовой платформы, опорные поверхности груза должны быть очищены от снега, льда и иных загрязнений, снижающих поверхностное трение;
- не допускается превышение предельной нагрузки на ось (оси) транспортного средства, вызванное изменением распределения массы груза при его частичной выгрузке (для сборных грузов).
При перевозках грузов навалом и насыпью (грунт, глина, гравий, песчано гравийная смесь и др.) грузоотправитель при погрузке должен равномерно размещать их в кузове автомобиля с таким расчетом, чтобы груз не выступал за верхние кромки открытого кузова. Во избежание выпадения груза из кузова во время движения автомобиля субъект транспортной деятельности должен дооборудовать кузов средством укрытия.
41. При перевозках жидких грузов в автоцистернах или контейнерах-цистернах субъект транспортной деятельности обязан соблюдать требования изготовителей цистерн по их заполнению.
Не допускается для перевозки грузов использовать кузова, имеющие:
- повреждения настила пола и бортов;
- неисправные стойки, петли и рукоятки запорных устройств;
- внешние и внутренние повреждения, разрывы, перекосы кузова, а также тента бортовой платформы.
При определении способов крепления груза учитываются следующие силы, действующие на груз во время движения транспортного средства:
- продольные горизонтальные инерционные силы, возникающие в процессе торможения транспортного средства;
- поперечные горизонтальные силы, возникающие при движении транспортного средства на поворотах и на закруглениях дороги;
- вертикальные силы, возникающие при колебаниях движущегося транспортного средства;
- сила трения (сила, действующая за счет трения между грузом и прилегающих поверхностей при движении груза);
- сила тяжести (вес груза).
Величины сил, действующих на груз, должны компенсировать:
- силу, равную 0,8 веса груза, в направлении вперед (продольном горизонтальном по ходу движения транспортного средства);
- силу, равную 0,5 веса груза, в обратном направлении движения и в стороны (влево, вправо) по ходу движения транспортного средства.
- Сила трения определяется с учетом коэффициента трения, а сила тяжести — с учетом ускорения свободного падения.
44. Грузы, перевозимые транспортными средствами, закрепляются в кузове согласно схеме размещения и крепления грузов, независимо от расстояния перевозки.
Средства крепления грузов подразделяются на:
- прижимные (ремни, цепи, тросы);
- растяжные (ремни, тросы);
- распорные (деревянные устройства, бруски, упоры);
- фрикционные (противоскользящие маты).
Перед погрузкой субъектом транспортной деятельности проводится визуальный контроль состояния средств крепления.
Выбор средств и соответствующих им способов крепления грузов осуществляется на основании схемы размещения и крепления грузов.
Расчет количества прижимных средств крепления грузов и рабочей нагрузки на средства крепления осуществляется согласно приложению N 2 к настоящим Правилам.
Бортовые платформы, грузовые площадки для размещения груза, кузова оборудуются приспособлениями для увязки и крепления груза.
Средства крепления, которые предотвращают движение груза, должны находиться максимально близко к полу кузова транспортного средства, и угол между средством крепления и поверхностью пола кузова (платформы) должен составлять не более 60°.
Для устойчивости груза необходимо использовать не менее двух крепежных ремней при креплении к платформе и двух пар крепежных ремней при креплении растяжками в продольном и поперечном направлениях относительно платформы транспортного средства.
Уполномоченное субъектом транспортной деятельности лицо осуществляет контроль за размещением и креплением грузов согласно схеме размещения и крепления груза.
Для крепления груза не применяются:
- совместно различные средства крепления (ремень с тросом, ремень с цепью и другие);
- механические вспомогательные средства (штанги, рычаги, монтировки и другие средства, не предназначенные для крепления груза);
- завязанные узлом крепежные ремни, цепи, тросы.
46. Крепежные ремни, цепи, тросы необходимо защищать от выступающих поверхностей груза в целях исключения механических повреждений посредством защитных приспособлений — уголков, подкладок и других приспособлений.
Таблички с маркировкой крепежных ремней, тросов и цепей не должны иметь повреждений, на них должны быть четкие маркировочные надписи.
Крепежные ремни запрещается применять в следующих случаях:
- при образовании разрывов, поперечных трещин или надрезов, расслоений, значительных очагов коррозии металлических частей, повреждении зажимных или соединительных элементов;
- при повреждении несущих швов;
- при отсутствии маркировки крепежного ремня.
Крепежные тросы запрещается применять в следующих случаях:
- при износе троса, когда его номинальный диаметр уменьшен более чем на 10%;
- при сплющиваниях, когда трос сдавлен более чем на 15% или он имеет острый кант.
Крепежные цепи запрещается применять в следующих случаях:
- при уменьшении толщины звеньев в любом месте более чем на 10% номинальной толщины;
- при удлинении звена посредством любой деформации более чем на 5%;
- при надрезах.
50. Водитель обязан проверять исправность крепежных приспособлений на транспортном средстве после приведения их в рабочее состояние, а также во время перевозки груза.
51 — 60. Утратили силу. — Приказ Минтранса России от 12.01.2018 N 10.
60.1. Безопасность перевозки опасных грузов в городском, пригородном и междугородном сообщении обеспечивается соблюдением следующих специальных требований:
- осуществление перевозки веществ и изделий, которые допускаются к перевозке только с соблюдением предписанных в приложениях A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (далее — ДОПОГ) условий. Перечень опасных грузов приведен в главе 3.2 ДОПОГ;
- осуществление перевозки опасных грузов в упаковках, навалом/насыпью и в цистернах с соблюдением требований к погрузке, разгрузке и условий перевозки, предусмотренных разделом 7 ДОПОГ;
- осуществление перевозки опасных грузов с использованием упаковки, отвечающей требованиям раздела 6 ДОПОГ, а также имеющей маркировку в соответствии с разделом 5 ДОПОГ;
- осуществление перевозки при наличии оборудования и документации, предусмотренных разделом 8 ДОПОГ, а также при соблюдении условий перевозки, предусмотренных настоящим разделом;
- осуществление перевозки опасных грузов в цистернах, отвечающих требованиям глав 4.2 — 4.5 и 6.7 — 6.10 Приложения А к ДОПОГ.
60.2. Специальные требования к перевозке опасных грузов не применяются в случаях и при соблюдении условий, предусмотренных разделом 1.1.3 ДОПОГ.
60.3. При осуществлении перевозки опасных грузов субъектом транспортной деятельности должны соблюдаться меры предосторожности, предусмотренные в главе 1.10 ДОПОГ.
Перевозка грузов, относящихся согласно ДОПОГ к грузам повышенной опасности, осуществляется по специальным разрешениям, предусмотренным законодательством об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Распределение груза по осям полуприцепа
При перевозке товаров с помощью грузового автомобиля нужно правильно размес-тить продукцию в кузове. Это позволит довезти ее к пункту назначения без повреж-дений, а также обеспечит равномерное распределение давления на колесные оси транспортного средства.
Грузоподъемность фуры
Каждая машина имеет свою грузоподъемность. Этот показатель определяет максимальную массу продукции, которую можно поместить в кузов или трал. Грузоподъемность зависит от технических характеристик машины, а также от количества колесных осей тягача и прицепа.
Технические возможности
Производители грузовых автомобилей указывают в паспорте к транспортному средству его максимальную грузоподъемность.
Она обусловлена техническими характеристиками машины и зависит от таких основных параметров:
- размеры, объем кузова;
- количество метров между соседними колесами;
- тип полуприцепа;
- алгоритм распределения давления по осям.
Количество осей
Грузоподъемность фуры зависит от числа колесных осей. Их количество определя-ется размерами кабины машины, видом полуприцепа, а также его габаритами. Небольшие грузовики (например, Газель) имеют по две пары колес, а крупные тягачи с полуприцепами – от трех и более.
Вес перевозимого товара распределяется между всеми осями, поэтому чем их больше у автомобиля, тем выше грузоподъемность.
Методы определения нагрузки на ось
Определить нагрузку по осям фуры можно с помощью разных способов. Все они подразумевают использование специального оборудования, которое показывает, с какой силой масса загруженной машины давит на колеса транспортного средства.
Детальная инструкция видна на видео:
Взвешивание
Самый быстрый способ определить давление на оси – взвесить машину с помощью специальных весов. Они находятся на стационарных пунктах контроля или располагаются в передвижных автомобильных фургонах, которые могут при необходимости менять дислокацию.
Для взвешивания фуры используют два способа:
- статический – вес и осевая нагрузка определяется при неподвижном состоянии автомобиля;
- динамический – машина медленно едет по специальным датчикам (со скоростью не более 5 км/ч), которые последовательно измеряют нагрузку по каждой оси.
Манометр
Самый удобный способ быстрого определения силы давления на каждую ось – установка манометров. Прибор состоит из круговой шкалы и стрелки, которая меняет свое положение в зависимости от загруженного веса.
Манометры можно самостоятельно встроить в магистраль пневморессоры, а затем следить за показаниями во время наполнения фуры перевозимой продукцией. Это позволяет сразу же заметить перегруз, распределить товары внутри кузова по-другому.
Что указывать в документах
При транспортировке любого груза у водителя обязательно должны быть с собой необходимые документы:
- транспортная накладная;
- договор между получателем (или отправителем) товара и компанией перевозчиком;
- путевой лист;
- водительское удостоверение;
- технический паспорт на машину, прицеп;
- копия трудового договора между водителем и перевозчиком;
- талон о прохождении автомобилем техосмотра;
- документ о дезинфекции машины (только при транспортировке продуктов питания);
- страховой полис ОСАГО.
В накладной указывается масса перевозимого груза, а также полный вес наполненного продукцией транспорта.
Этот параметр не должен превышать разрешенные законом показатели, иначе работники ГИБДД имеют право выписать штраф.
Если перегруженная машина наносит ущерб дорожному покрытию, то она будет изъята вместе со всем содержимым.
Также нельзя указывать в документах недостоверный вес загруженной фуры. Узнать фактическую массу машины можно на любом контрольном пункте, оборудованном весами. Если результат взвешивания не будет совпадать с показателями документов, то сотрудник ГИБДД оформит штраф в размере 5000 рублей.
Как рассчитать допустимую массу груза
Любой грузовик имеет паспорт, в котором указан вес пустого транспорта, его предельно допустимая масса с продукцией и водителем. По европейской норме на долю последнего выделяется 75 кг.
Чтобы рассчитать, сколько груза разрешено поместить в кузов машины, нужно отнять от максимальной массы наполненного автомобиля его собственный вес и количество килограммов, занимаемых водителем.
Учитывайте и паллетный ящик на полуприцеп, вес которого, в среднем, от 200 кг.
Правила распределения груза
Правильное распределение груза в полуприцепе обеспечивает равномерное давление на колеса.
Для этого придерживаются таких рекомендаций:
- нельзя оставлять заднюю часть прицепа пустой при полном наполнении участка кузова за кабиной водителя фуры – это приводит к увеличению давления на рулевые колеса машины;
- вдоль бортов продукцию раскладывают так, чтобы ее вес равномерно распределялся по площади кузова;
- все перевозимые предметы в прицепе тщательно фиксируют специальными ремнями;
- нельзя размещать груз только в задней части фуры – это приведет к раскачиванию автомобиля во время езды.
Для точного расчета осевой нагрузки онлайн используются специальные калькуляторы, а также платные программы.
Детальная инструкция видна на видео:
Расчет осевой нагрузки для двухосного транспорта
Полная масса заполненного продукцией двухосного грузовика связана с нагрузкой на каждую пару колес таким соотношением:
При этом вес машины с товаром распределяется между колесами неравномерно. При этом у двухосного автомобиля нагрузка на переднюю ось в три раза меньше, чем на заднюю. Задний мост принимает около 75% общей массы загруженного автомобиля, а передние колеса испытывают давление от 25% оставшегося веса.
Расчет осевой нагрузки для трехосной машины
У грузовых автомобилей с тремя парами колес (например, КамАЗ) средний и задний мост образуют заднюю тележку, соединенную с кабиной при помощи крепления.
Поэтому нормы нагрузки для такой машины рассчитываются из соотношения:
Подробный алгоритм определения давления на каждую пару колес:
- Добавить к весу груза массу прицепа (указана в свидетельстве о регистрации, техпаспорте).
- Найти 75% от полученной величины (примерно такое давление осуществляется на тележку позади кабины).
- Разделить найденное число поровну между задними осями, определяя давление для каждой из них. Например, норма нагрузки на ось в трехосном полуприцепе рассчитывается делением 75% массы прицепа с грузом на три.
- Найти 25% от суммы веса груза и прицепа.
- Добавить к полученной величине массу кабины (указана в паспорте автомобиля), чтобы определить нагрузку на переднюю часть машины.
Как правильно загрузить фуру
Правильная загрузка фуры продукцией позволяет доставить товар к пункту назначения без повреждений.
Она выполняется по таким рекомендациям:
- паллеты устанавливаются по всей площади кузова вплотную друг к другу, чтобы груз не смещался во время перевозки;
- в передней части фуры ставят самый легкий товар, затем размещают габаритный груз небольшой массы, а после него располагают тяжелый материал;
- при небольшом количестве поддонов их плотно расставляют ближе к кабине машины, а в задней части размещают длинномерные или тяжелые паллеты;
- сверху на стандартные паллеты укладывают легкий товар, прикрепив его к нижнему ярусу стрейч-пленкой;
- пустоты между продукцией заполняют пустыми поддонами, чтобы предотвратить смещение груза во время транспортировки;
- крупные и легкие товары, расположенные не на паллетах, крепятся к крыше, полу, стенкам или специальным перегородкам кузова с помощью ремней, стяжек, зажимов;
- тяжелые станки, автомобили, элементы сборных конструкций крепятся к каркасу прицепа специальными зажимами, цепями или металлическими тросами;
- для перевозки электроники и особо хрупких товаров используется пневмооболочка, а затем продукция фиксируется в кузове ремнями.
Оптимизация размещения паллет в полуприцепе
Изменение расположения перевозимых товаров внутри кузова приводит к перерас-пределению давления на каждую пару колес, т. к. при перемещении груза смещается его центр тяжести. Поэтому от схемы расстановки транспортируемой продукции зависит, будет ли превышена нагрузка на все оси полуприцепа.
Обычно для перевозки груза используются европаллеты размером 800х1200 мм. На них разрешается ставить не более, чем 2 тонны.
Подробную информацию о правильной загрузке полуприцепа можно получить из следующего видео.
В один ярус
При грузоперевозках размещение паллет в полуприцепе одним ярусом является одним из самых популярных вариантов.
При этом максимальное количество поддонов будет зависеть от объема кузова машины и может быть таким:
- Газель с кузовом от 8,6 до 9 куб. м – 4 шт.;
- небольшие грузовики (MITSUBISHI CANTER, ЗИЛ «БЫЧОК») (12–16 куб. м) – 6 шт.;
- FOTON OLLIN (30 куб. м) – 10 шт.;
- транспорт марки MERCEDES ATEGO с объемом кузова от 32 до 36 куб. м – 14 шт.;
- автомобиль VOLVO FL-6 (40 куб. м) – 17 шт.;
- грузовик MERCEDES 2535 (54 куб. м) – 20 шт.;
- стандартная еврофура Freightliner с прицепом 90 куб. м (высота – 2,7 м, ширина – 2,45 м, длина – 13,6 м) – 33 шт.;
- рефрижератор (77 куб. м) – 32 шт.
При размещении в один ярус суммарный вес товара нужно разделить поровну между количеством паллет, чтобы рассчитать массу груза на каждой из них.
В два яруса
Можно размещать поддоны с товаром в два яруса, устанавливая их друг на друга.
При этом во время наполнения кузова паллетами нужно контролировать давление на каждую пару колес в зависимости от размещения продукции.
Такой способ расстановки нельзя исполь-зовать, когда поддоны имеют разные габариты. При перевозке верхний ярус паллет может сместиться, что приведет к пробиванию упаковки и повреждению груза.
Перегруз
При наполнении фуры товарами всегда осуществляется распределение груза по осям полуприцепа и тягача. Нельзя допускать превышения установленных законом показателей, т. к. за перегруз предусмотрены различные штрафы. Максимальное отклонение от разрешенных параметров не должно превышать 5%. Кроме денежного наказания, перегруз может вызвать массу других негативных последствий.
К чему приводит
Превышение нормативов нагрузки приводит к таким результатам:
- увеличивается риск поломки деталей грузовика;
- наносится ущерб дорожному полотну;
- водителю сложно контролировать движение автомобиля по дороге;
- создается опасность для других участников дорожного движения (ось может сломаться во время езды, увеличивается тормозной путь и вероятность внезапного заноса);
- увеличивается расход топлива.
Штрафы
В странах Европы существуют ограничения допустимой осевой нагрузки на каждую пару двухскатных и односкатных колес. В России размер штрафа за превышение установленных законом норм определяется согласно статье 12.21.1 КоАП РФ.
Сумма денежного взыскания за перегруз зависит от того, насколько превышены допустимые нормы и к кому применяется наказание:
- водителю могут назначить штраф от 1500 до 10000 рублей;
- должностное лицо будет вынуждено заплатить от 15000 до 50000 рублей;
- для юридических лиц сумма штрафа составляет от 150000 до 500000 рублей.
Можно правильно разместить груз в полуприцепе, если верно рассчитать допустимое давление на каждую ось. Это позволит избежать поломок автомобиля, износа резины и административных штрафов, а также поможет предотвратить возникновение аварийных ситуаций, устранив опасность для других участников дорожного движе-ния.
Источник http://http://autodoc24.ru/tekhnicheskoe-obsluzhivanie/kuzov-avtomobilya/kak-nuzhno-raspolagat-perevozimyj-gruz-v-kuzove-avtomobilya/
Источник http://http://yvezi.ru/polupritsepy/raspredelenie-gruza-po-osyam-polupritsepa