Содержание
Какие марки автомобилей с оцинкованным кузовом список. Оцинкованный кузов автомобиля: список, описание и отзывы. Оцинкованные гальваническим способом автомобили
Надежно защитить кузов машины от коррозии — приоритетная задача изготовителя. Но сегодня, в условиях жёсткой конкуренции и финансового кризиса, многие концерны выбирают дешёвый вариант — штампуют машины со слабым кузовом. И лишь некоторые, по праву названные гигантами автопрома, действительно заботятся о долговечности металлического остова, выпуская оцинкованные автомобили.
Полная или частичная обработка
Коррозия — главный и очень опасный враг металла. Сначала еле заметный жёлтый налёт на деталях, затем вздутие лакокрасочного покрытия и, наконец, явное гниение панелей кузова, все это происходит из-за агрессивного и постоянного воздействия воды, грязи, песка. Свою отрицательную лепту вносят температурные перепады, механические повреждения и химические реагенты, которыми посыпают дороги общественного пользования.
Чтобы предотвратить данную проблему, кузов ещё на стадии производства специально защищают от ржавления, покрывая слоем цинка. Но подавляющее большинство современных авто подвергаются только средней или минимальной обработке. От такой частичной защиты, хотя и успешно оберегающей детали первое время, ничего не остаётся по истечении 2-3 лет эксплуатации. Сами дилеры рекомендуют на таких машинах проводить добавочную обработку панелей от ржавления, особенно скрытых полостей, ниш, швов, днища.
Полностью оцинкованный кузов автомобиля не подвержен воздействию коррозии долгое время — почти 30 лет. Всё зависит от типа цинкования (об этом подробно будет написано ниже) и условий эксплуатации автомобиля.
Методы оцинковки кузова автомобиля
В машиностроении различают несколько типов оцинковки кузова автомобиля. Рассмотрим каждый из них подробно.
Горячий (термический) метод
Классический и наиболее лучший вид обработки, подразумевающий опускание сухого кузова в ванну с расплавленным цинком. Температура в ёмкости может варьироваться в пределах 500-4000 градусов Цельсия. На обработанные таким способом автокузова производитель даёт гарантию от 15 лет и выше.
Полное погружение в горячий цинк делает металлические панели невероятно устойчивыми к коррозии, вечными. Даже повреждённые участки кузова, сколы и трещины, со временем самовосстанавливаются — затягиваются тонким слоем цинковых отложений. Да и вообще, данный термический метод, хотя и более затратный, обеспечивает толщину защитного слоя в 2-15 мкм.
Изначально такой тип цинкования применялся на немецких заводах «Ауди». Первым же оцинкованным автомобилем стал Audi A80. Далее, этот метод взяли на вооружение «Вольво», «Порше» и другие автопроизводители. Сегодня, несмотря на высокую стоимость технологии, горячую оцинковку проводят не только на кузовах машин люкс-класса. В горячую ванну с цинком помещает иномарки Chevrolet (модель Corvette) и Ford (Explorer, Focus, Fiesta и Mustang).
Конечно, этот метод широко используют гиганты автопрома:
- Audi — пионер в области термической обработки кузова, мировой лидер в этой сфере. Автомобили немецкого бренда редко попадают в ремонт из-за внешних повреждений, разве что после серьёзных ДТП. Ингольштадтский производитель в полной мере применяет технологию горячей оцинковки — проводит частичную, полную или комбинированную обработку. Например, на моделях A4 в цинковый расплав помещают отдельные части кузова. А кузова таких моделей, как Q5, целиком погружают в ванну.
- Этот Штутгартский бренд всегда старается поспевать за всем лучшим. Полноценная и частичная обработка цинком кузова — один из способов выделиться среди конкурентов. Первым авто производителя, получившим полностью оцинкованный кузов, стал «Порше 911». Это произошло в 1989 году. Кузов модификации 911 Carrera частично подвергли односторонней горячей оцинковке. Эта же версия с 1999 года обрабатывается нержавейкой полностью.
- Шведский Volvo. Как и Audi, подвергает цинкованию практически все свои модели. Популярный способ — двухсторонняя горячая обработка или погружение остова в расплав.
Безусловно, такие оцинкованные авто стоят на порядок выше аналогов. Однако, учитывая затраты на кузовное восстановление, цена их вполне окупается за время эксплуатации. Разве неправда, что если машина прослужит больше 15 лет без ремонта, никаких денег на её покупку не жалко?
Состояние кузова Ауди 100 после 23 лет эксплуатации!
Гальванический способ обработки
Это уже купание в ванне с цинкосодержащим электролитом. Нержавейка осаждается на поверхности металла благодаря воздействию электричества, а не высокой температуры. Метод, который взяли на вооружение в целях экономии, сегодня активно применяется большей частью автопроизводителей.
Процедура гальванической обработки выглядит примерно так:
- сам кузов или его панели погружают в ёмкость, наполненную кислотным раствором цинка;
- сюда же подсоединяется минусовой вывод от 220 В;
- ёмкость подключается к плюсу — начинается электролиз.
Метод гальваники делает автомобиль менее устойчивым к ржавлению, но обеспечивается почти идеальная равномерность защитного покрытия. Получается невероятно красивый, гладкий и блестящий кузов. Толщина защитного слоя при гальванической обработке составляет 5-20 мкм. Гарантия производителя не превышает 10 лет.
Поскольку гальваническая обработка даёт сравнительно худшую защиту от коррозии, некоторые производители утолщают слой до 9-25 мкм, применяют высоколегированную сталь и добавляют прочный слой грунтовки.
Известные марки, которые используют гальваническую обработку:
- Chevrolet;
- Skoda;
- Toyota — почти все модели;
- Mitsubishi.
Любителями гальванического метода являются и знаменитые немецкие гиганты: BMW, Mercedes-Benz, Volkswagen. Они используют специальную сталь и наносят внушительный слой дорогого лакокрасочного покрытия, тем самым защищая кузов почти так же хорошо, как и «Ауди» со своей термообработкой.
Холодная оцинковка
Самый дешёвый способ защитить железо от коррозии. В последние годы получил широкое распространение среди бюджетных марок авто. Обработка в данном случае представляет не что иное, как напыление или окрашивание металлических панелей грунтом с содержанием высокодисперсного цинкового порошка. В готовом защитном покрытии содержание цинка не превышает 90-93%.
Такой способ обработки кузова взят на вооружение китайскими и некоторыми корейскими производителями. Часто ими используется урезанная оцинковка, когда задняя сторона кузовной панели просто грунтуется и окрашивается. Это позволяет значительно сэкономить, да и автомобили долгое время остаются свеженькими. Процесс гниения остаётся незаметным, так как происходит на обратных сторонах деталей.
Места кузова, которые быстрее всего гниют
Автомобили с оцинкованным кузовом: полный список
Список автомобилей с оцинкованным кузовом смотрите в таблице ниже.
Автомобили российского производства, проходящие оцинковку
Кузова моделей «АвтоВаза» подвергают частичной холодной оцинковке или холодной оцинковке узловых соединений. «Лада Приора» последних модификаций покрывается цинком лучше всех — на 80-90%. На «Ладе Веста» оставляют необработанным только пороги, на Xray — крышу. Второе поколение «Лады Калина» окрашивают нержавейкой везде, кроме капота, крыши и лонжеронов. «Лада Гранта» оцинковывается по минимуму — только крылья и двери.
УАЗ Hunter, Pickup, Patriot, 23602-cargo до 2014 года оцинковывали частично холодной оцинковкой, как и Вазы. Но с 2014 года стали применять полную гальваническую двухстороннюю оцинковку с защитным слоем 9-15 мкм.
УАЗ Патриот слабые места
С 2009 года автомобили производства ГАЗ (Gazel, Sobol, Siber) обрабатываются методом частичной холодной оцинковки. Этим же способом защищают кузова всех модификаций Gazel Next. Остальные модели, присутствующие на рынке сегодня, подвергаются холодной оцинковке узловых соединений.
Как узнать, проходил ли автомобиль антикоррозийную процедуру обработки цинком
Информацию об этом можно найти в технической документации на автомобиль. Если не удалось найти в бумагах слово «цинк», кузов вряд ли чем-то защищён от коррозии.
Чтобы определить наличие оцинковки кузова автомобиля без бумаг, придётся сильно потратиться. В частности, обратиться за услугой в специализированный центр или довериться информации, приведённой в интернете.
О частичной защите или полном её отсутствии можно судить и по стоимости автомобиля. Бюджетные модели редко оцинковывают, тем более одним из качественных способов. Их просто обрабатывают недорогими красками и материалами. К таким авто можно отнести азиатские машины эконом-класса.
Таблица: автомобили с оцинкованным кузовом
Audi 100 C3 1986, 1987, 1988 | |
Audi 100 C4 1988-1994 (все модификации) | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi A1 8x 2010-2019 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi A5 8t 2007-2016 и 2 2016-2019 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Allroad C5 2000 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi Allroad C5 2001-2005 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Q3 8u 2011-2019 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi R8 (все модификации) | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Rs-6 (все модификации) | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi S2 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi S6 C4 и C5 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi S6 C6 и C7 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Tt 8n | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi Tt 8j и 8s | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi A2 8z 1999-2000 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi A2 8z 2001-2005 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi A6 (все модификации) | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Cabriolet B4 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi Q5 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Rs-3 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Rs-7 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi S3 8l | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi S3 8v | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi S7 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi 80 B3 и B4 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi A3 8l | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi A3 8p, 8pa, 8v | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi A7 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Coupe 89 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi Q7 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Rs-4, Rs-5 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Rs-q3 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi S4 C4 и B5 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi S4 B6, B7 и B8 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi S8 D2 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi S8 D3, D4 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi 90 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi A4 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi A8 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Q8 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Audi Quattro после 1986 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Audi S1, S5, Sq5 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
BMW 1, 2, 3 E90 и F30, 4, 5 E60 и G30, 6 после 2003 года, 7 после 1998 года, M3 после 2000 года, M4, M5 после 1998 года, M6 после 2004, X1, X3, X5, X6, Z3 после 1998 года, Z4, M2, X2, X4 | (двухсторонняя) |
BMW 8, Z1, Z8 | (двухсторонняя) |
Chevrolet Astro после 1989, Cruze 1, Impala 7 и 8, Niva 2002-2008, Suburban Gmt400 и 800, Avalanche дорестайлинг | Частичная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Chevrolet Captiva, Cruze J300 и 3, Impala 9 и 10, Niva 2009-2019, Suburban Gmt900, Avalanche послерестайлинг | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Chevrolet Aveo, Epica, Lacetti, Orlando, Blazer 5, Cobalt, Evanda, Lanos, Camaro 5 и 6, Spark, Trail-blazer | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Chevrolet Blazer 4, Camaro 4 | Частичная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Chevrolet Corvette C4 и C5 | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Chevrolet Corvette C6 и C7 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Fiat 500, 600, Doblo, Ducato, Scudo, Siena после 2000 года, Stilo | Частичная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Fiat Brava и Bravo до 1999 года, Tipo 1995 года | |
Ford Explorer, Focus, Fiesta, Mustang, Transit после 2001 года, Fusion, Kuga | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Ford Escort, Scorpio, Sierra | Частичная горячая оцинковка (односторонняя) |
Honda Accord, Civic, Cr-v, Fit, Stepwgn, Odyssey после 2005 года | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Hyundai Accent, Elantra, Getz, Grandeur, Santa-fe, Solaris, Sonata, Terracan, Tucson после 2005 года | |
Hyundai Galloper | Холодная оцинковка узловых соединений |
Infiniti Qx30, Q30, Q40 | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Infiniti M-series до 2006 года | Частичная холодная оцинковка |
Jaguar F-type Coupe, Roadster | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Jaguar S-type после 2007 года, Xe, E-pace | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Land Rover Defender, Freelander, Range-rover после 2007 года | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Mazda 5, 6, Cx-7 после 2006 года, Cx-5, Cx-8 | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Mercedes-Benz A-class, C-class, E-class, Vito, микроавтобус Sprinter после 1998 года, B-class, M-class, X-class, Gls-class | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Mitsubishi Galant, L200, Lancer, Montero, Pajero с 2000 года, Asx, Outlander | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Nissan Almera с 2012 года, March, Navara, X-trail с 2007 года, Juke | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Opel Astra, Corsa, Vectra, Zafira с 2008 года | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Porsche 911 с 1999 года, Cayenne, 918, Carrera-gt | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Porsche 959 | Частичная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Renault Megane, Scenic, Duster, Kangoo | Частичный цинкрометалл |
Renault Logan | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Seat Altea, Alhambra, Leon, Mii | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Skoda Octavia с 1999 года, Fabia, Yeti, Rapid | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Toyota Camry с 2001 года, Corolla с 1991 года, Hilux и Land-cruiser с 2000 года | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Volkswagen Amarok, Golf, Jetta, Tiguan, Polo, Touareg | Полная гальваническая оцинковка (двухсторонняя) |
Volvo C30, V40, V60, V70, V90, S90, Xc60 | Полная горячая оцинковка (двухсторонняя) |
Lada Kalina, Priora, Ваз-2111, 2112, 2113, 2114, 2115 с 2009 года, Granta, Largus | Частичная холодная оцинковка |
Ваз-Ока, 2104, 2105, 2106, 2107, 2108, 2109, 2110 с 1999 года | Холодная оцинковка узловых соединений |
Практически каждая компания, выпускающая автомобили, заявляет, что оборудует свои модели оцинкованным . В первую очередь об этом свидетельствуют рекламные проспекты, в которых красиво расписано, как долго машина прослужит вам верой и правдой. Однако на деле всё обстоит совсем иначе. В связи с этим каждый автолюбитель должен владеть информацией о том, как узнать оцинкованный кузов. Это поможет не попасться на удочку хитрым маркетологам и .
Роль оцинковки
В настоящее время существует три вида цинкования автокузовов, которые применяют производители автомобилей, — термическое, холодное и гальваническое. Под холодной технологией цинкования подразумевают качественное окрашивание всей автомашины краской, которая содержит мелкодисперсный цинк. Любая оцинковка предполагает .
Дело в том, что металл, из которого производят автомобильные кузова, даже самый качественный, . Это связано с его постоянным контактом с влагой.
Обычно в рекламе автопроизводители говорят об оцинковке автокузова, на самом деле имеют в виду оцинковку только отдельных его частей, самых уязвимых. Чаще всего наиболее уязвимыми для коррозии элементами автомашины являются днище и пороги.
Определяем оцинкованный кузов
На видео происходит оцинковка кузова автомобиля Нива:
Итак, чтобы не остаться в дураках после и через несколько лет не обнаружить ржавчину на кузове, в первую очередь нужно быть внимательным к деталям и не дать продавцам заговаривать вам зубы.
Если в автосалоне вы задаётесь вопросом, как узнать, оцинкован ли кузов понравившегося вам автомобиля, то для начала загляните в его технические характеристики. полностью оцинкован лишь в случае, когда там написано «полная оцинковка». Любая другая надпись свидетельствует о том, что корпус автомашины защищён от коррозии лишь частично.
О неполной защите также говорит стоимость автомобиля. Автокузова , как правило, обрабатывают недорогими материалами и красками. К таким авто относятся многосерийные эконом-варианты азиатских производителей. В этом случае вы никак не сможете проверить истинность этого утверждения, так как испытание на оцинковку обойдётся вам в кругленькую сумму, которую можно добавить до стоимости дешёвого авто и купить себе что-нибудь более качественное.
При покупке автомашины азиатских или европейских производителей знайте, что её корпус, скорее всего, прошёл гальваническую оцинковку.
Термическую обработку проходят автомобили марок , Volvo, Ford. Они отлично защищены от коррозии и воздействий дорожных химикатов.
Гигант автомобилестроения для производства кузовов своих автомашин использует специальный материал — цинкрометалл. Это делает машину более надёжной, а её срок службы увеличивается в несколько раз.
Вместе с описанием технических характеристик автомашины при её покупке вы получаете гарантийный талон, в котором указана гарантия на оцинкованный автокузов от сквозной коррозии. Это очень важный документ, который, в случае дефекта, можно предъявить и получить немалую сумму для его устранения или же обменять товар.
Многим автолюбителям интересно, оцинкован ли кузов и можно ли это сделать самостоятельно. Специалисты утверждают, что проверить наличие оцинковки корпуса автомашины и её качество можно только на специальном дорогостоящем оборудовании. Оно присутствует далеко не на каждом СТО, не говоря уже о личных гаражах. Просто для удовлетворения собственного интереса исследование этой характеристики кузова авто обойдётся вам в кругленькую сумму.
Напрашивается вывод: поменьше смотрите и и более внимательно изучайте технические характеристики и гарантийный талон понравившегося автомобиля. Именно в мелких деталях вы найдёте большинство ответов на свои вопросы, в том числе и про оцинковку автокузова этой модели. Также обращайте внимание на компанию-изготовителя и стоимость автомашины.
Материалы кузова определяют общий вес, прочность, надежность и долговечность автомобиля. Производители ищут новые технологические решения, широко применяют сплавы алюминия, новые полимеры, композитные материалы. Однако наиболее широкое распространение получили изделия из листовой углеродистой стали.
Производство стального листа для автомобилестроения отлично проработано, позволяет получить материал с заданными свойствами, обладает минимальной себестоимостью. Автопроизводители совершенствуют конструкции и технологии (например, точечной или лазерной сваркой), обеспечивающие улучшение эксплуатационных качеств серийно выпускаемых моделей.
Защита кузова от коррозии.
Задача относится к группе важнейших. Для решения используются различные методы:
- Изготовление из коррозионностойких материалов . Метод эффективный, но полимерные конструкции не обладают заданными механическими характеристиками, а сплавы алюминия и композиты существенно удорожают производство и готовый автомобиль.
- Защита мастиками, окраска . Применяемые мастики и лакокрасочные покрытия не обеспечивают необходимого уровня защиты от воздействия влаги и агрессивной химии, например, дорожных реагентов. Не обладают они достаточной стойкостью к механическим воздействиям — подвержены истиранию, растрескиваются со временем, легко повреждаются при незначительных ударах. Места повреждений превращаются в очаги коррозии.
- Нанесение защитных пленок (слоев различных материалов) . Метод не новый, однако остается наиболее перспективным с точки зрения стоимости и эффективности. Среди используемых технологий оптимальной считается покрытие цинком (цинкование, оцинкование, оцинковка).
Цинк как защита для стали.
Цинкование – наиболее широко распространенный метод защиты железных и стальных изделий от коррозии вызываемой воздействием естественных (влага, температура) и искусственных (агрессивные химические вещества) факторов. Практически, более 40% ежегодно добываемого в мире цинка используется именно для защитных покрытий.
Такое положение обусловлено высокой эффективностью нескольких механизмов защиты, характерных для оцинкованных стальных изделий:
- Образование барьеров . Цинк быстро формирует пленки оксида или других соединений, химически пассивных к воздействиям различных веществ. В результате ограничивается доступ реагентов, провоцирующих коррозию к стальным изделиям, соединения Zn выполняют функции образующегося на месте герметика.
- Электрохимическая зашита . Ввиду разности электрохимических потенциалов (-0.441В — Fe, -0.763В — Zn) последний, нанесенный на поверхности деталей из железа или стали, выполняет функции электрохимического протектора. Фактически, процессы коррозии протекают в защитном слое, не затрагивая основной материал. Защита распространяется даже на участки, не имеющие покрытия (в пределах радиуса действия протектора) – при частичном нарушении целостности цинкового слоя защитные свойства сохраняются.
- Частичная регенерация . Разность потенциалов материалов также вызывает перенос частиц Zn на незащищенную поверхность основного материала, обеспечивая самовосстановление мелких дефектов или повреждений.
Проблемы технологических процессов цинкования:
- Обеспечение необходимого уровня адгезии — сцепления слоя цинка с поверхностью материала.
- Получение заданной толщины. При годовой скорости разрушения оцинковки от 0.85 (минимум) до 6 мкм, для 5-15 лет гарантии на кузов требуется толщина от 2-5 до 10-20 мкм.
- Защита деталей сложной конфигурации.
Технологии, свойства покрытий, достоинства, недостатки.
На оцинкованные кузова автопроизводители дают солидную гарантию – от 5 до 30 лет. Характеристики защитного слоя во многом зависят именно от используемого способа нанесения.
В автомобилестроении применяется несколько технологий цинкования:
- Горячее (термическое);
- Гальваническое;
- Холодное;
- Цинкрометалл.
Термическое (горячее) цинкование.
Технология, использующая расплав цинка является старейшей, но обеспечивающей максимальную эффективность защиты. Ее предложил еще в 1742 г. Поль Жак Малуэн — французский ученый, известный работами в области физики и химии. В тексте доклада для Королевской академии Франции содержится описание метода нанесения слоя Zn на поверхность погружения изделий из стали в ванну с расплавом, подробно рассматриваются протекающие процессы.
Термическое цинкование – процесс покрытия металла (железа, чугуна, стали) слоем цинка при высокой температуре. Методика состоит в погружении конструкции в расплавленный металл, разогретый до 450-500 градусов. Для равномерного осаждения Zn на поверхность, быстрого заполнения полостей в конструкциях сложной формы, проникновения в места поверхностных дефектов (щели, поры, раковины) защищаемая конструкция движется в расплаве (или создается ток расплавленного металла относительно конструкции) с постоянной невысокой скоростью.
Одновременно протекает несколько процессов:
- Разогревается поверхность стального изделия, за счет чего наблюдается интенсивная диффузия цинка в приповерхностные слои. Обеспечивается высокая степень адгезии покрытия, надежное сцепление с поверхностью.
- Цинк внедряется в доменные структуры металла, образуя псевдосплав со сталью, обладающий высокой механической прочностью.
- На поверхности чистый Zn вступает в реакцию с кислородом с образованием оксида. При высокой температуре интенсивно протекает реакция с содержащейся в атмосфере двуокисью углерода (углекислым газом). В результате поверхность покрывается пленкой карбоната цинка – твердого, химически инертного по отношению к большинству воздействий материала, реализующей барьерную защиту от коррозии.
Оцинковка термическим методом имеет существенные достоинства:
- Простота технологий нанесения слоя заданной толщины (регулируется температурой расплава, временем нахождения конструкции в ванне, скоростью перемещения защищаемой детали в цинковой массе).
- Однородность защитного покрытия, возможность использования для контроля толщины широко распространенных в металлургии методов (электромагнитными, магнитными и другими измерителями).
- Особые свойства пленки, обеспечивающие улучшение механических характеристик изделия. Верхние мягкие слои гасят энергию воздействия, внутренний массив псевдосплава повышает механическую прочность. По свидетельствам представителей концернов – производителей автомобилей после обработки готового кузова в цинковом расплаве прирост прочности конструкции может достигать 50%.
- Самоконтроль поверхности деталей. Действительно, если подготовка поверхности металла (обрабатываемого изделия) не проведена должным образом, осаждение Zn на участке не происходит, дефект обнаруживается визуально или инструментальными методами..
- Качество обработки остается постоянным вне зависимости от характера поверхности – на открытых участках, в скрытых полостях, даже при наличии невидимых дефектов структуры. На наиболее проблемных местах – углах и кромках, за счет специфики процесса толщина защитного слоя увеличивается (в отличие от других методов).
- В зависимости от состава стали (содержания легирующих компонентов и примесей, в том числе неметаллов – фосфора, серы и пр.) возможно изменение внешнего вида (благодаря образованию различных соединений), толщины оцинковки. Протекторные способности остаются неизменными.
Следует отметить и экономические преимущества технологии – минимальную длительность обработки, простоту автоматизации процесса, позволяющую добиться высокой производительности, низкую себестоимость, возможность работы с конструкциями любых размеров и форм. При этом готовые изделия не требуют дополнительной подготовки перед покраской, а адгезионная способность обеспечивает качество нанесения ЛКП.
Дополнительные преимущество — простота регенерации цинковой защиты. Способность к самовосстановлению позволяет не использовать дополнительных мер для ремонта мелких дефектов. Крупные, легко устраняются местной обработкой цинкосодержащими грунтами, красками, ремонтными смесями (входящий в состав Zn участвует в химических процессах восстановления).
Важен и такой факт — нанесение покрытия не ухудшает свойств основного материала, например, теплопроводности и электропроводности.
Недостатки горячего цинкования.
Несмотря на множество важных преимуществ, применение термической технологиии оцинковки кузовов автомобилей не стало повсеместным. Причиной тому – недостатки метода:
- Обеспечение требуемой для автомобильного конвейера производительности требует от компаний значительных капитальных вложений для оборудования линий цинкования с ваннами больших объемов.
- Поддержание на заданном уровне температуры значительных объемов расплава – задача требующая серьезных энергозатрат. Это влияет на себестоимость производства, ухудшает экологическую составляющую. Солидные штрафы в свете действующего законодательства об охране окружающей среды (например, в Японии и Европе) также дают серьезный отрицательный экономический эффект.
- После завершения процесса сварочные работы, сверловка отверстий и пр. нарушает целостность защитного покрытия. Соответственно, усложняется конструкция и процесс изготовления (требуется предусмотреть максимальное количество операций на этапах до оцинковки).
- Некоторые виды работ, например, сварочные, требуют специальных технологий и оборудования.
- Конструктивный расчёт деталей необходимо вести с учетом обработки. В противном случае дополнительные поверхностные нагрузки могут привести к механическому разрушению.
В результате, несмотря на признание надежности, качества, экономической целесообразности горячего цинкования, используют его для зашиты кузовов авто только некоторые производители.
Авто с оцинкованным горячим методом кузовом.
Термическая технология применяется автопроизводитлями для получения на деталях кузова (отдельных или всей конструкции) защитного цинкового слоя толщиной 2-100 мкм. Это позволяет:
- Обеспечить коррозионную стойкость кузовных конструкций в течение 15 лет и более (владелец получает соответствующие гарантии);
- Получить покрытия, превосходящие другие в 3-4 раза;
- Увеличить устойчивость изделий к механическим повреждениям (при незначительных воздействиях).
Сложности производства ограничили число производителей, использующих данную защитную технологию в полном объеме.
Лидером является VW Group, широко применяющий горячую оцинковку для автомобилей выпускаемых марок. Особенно велики достижения в области протекторных методов компании Audi.
Именно всемирно известная Audi 80 стала первой серийной моделью авто, получившей полностью оцинкованный кузов. На дорогах и сегодня нередко встречаются эти машины (или не менее качественные Audi 100) кузова которых до сих пор остаются в идеальном состоянии. Уже в 1986 г. практически технологии использовались для всех авто марки.
Компания постоянно совершенствует технологические процессы получения защитных покрытий. К последним разработкам относится способ двухсторонней оцинковки не только металлических деталей, но и структур сварных швов.
Термическую оцинковку для кузовных элементов использует и компания Volvo. Комплекс алюминиевых деталей и оцинкованных стальных изделий позволяет машинам марки в течение длительного времени находиться в топе рейтингов надежности.
Гальваническое цинкование.
Оцинковка гальваническим методом представляет нанесение тонкого цинкового слоя на поверхность изделия за счет протекающего через электролиты специального состава электрического тока. Технологию используют для получения слоев толщиной 2–40 мкм.
Технологически процесс выглядит следующим образом:
- В электролизные ванны помещается раствор электролитов — кислых, содержащих Zn в виде гидратирующих ионов (сульфаты, хлориды, фторбораты), комплексных, в которых Zn входит в состав анионов (цианиды, цинкаты, пирофосфаты) или катионов (аммиакаты, этиленндиаминаты).
- Катодом установки является защищаемая металлическая конструкция.
- Анод – цинковый электрод (или выполненный из специальных цинксодержащих соединений).
Через раствор пропускается постоянный ток плотностью 1-5А/кв.дм. Положительно заряженные ионы цинка притягиваются к катоду, восстанавливают заряд до нейтрального, образуя на поверхности слой металла. Анод обеспечивает поставку в раствор ионов Zn, восполняя потери.
Преимущества и недостатки метода.
Электролитическая (гальваническая) технология распространена наиболее широко, благодаря явным преимуществам:
- высокой производительности;
- возможности обработки деталей и конструкций сложных конфигураций;
- плотности и равномерности слоя, заполнению невидимых мелких дефектов.
Полученным гальванически покрытиям свойственны все присущие оцинковке защитные свойства. При этом оборудование для выполнения операций и материалы позволяют несколько сократить себестоимость производства, по сравнению с традиционным термическим методом.
Среди недостатков технологии отмечают:
- Необходимость тщательной подготовки (специальной обработки) защищаемой поверхности.
- Меньшие по сравнению с горячим цинкованием адгезию и глубину диффузии цинка в материал.
- Возможность (при неточном соблюдении технологий и параметров процессов) значительного изменения электрохимических свойств стали, результатом чего может стать повышение склонности к развитию коррозионных процессов.
- Проявление побочных эффектов, таких как наводораживание, вызывающее повышение хрупкости конструкций и изменение электрохимических свойств материала.
По капитальным затратам и энергопотерям гальванотехнология сравнима с термической (требуются объемные ванны, мощные источники тока, дополнительные энергозатраты на устранение побочных эффектов). Проблемным является метод и с точки зрения экологии – большинство использующихся растворов – ядовиты, требуют специальных мер для переработки.
Тем не менее, простота реализации, управления процессом, получения точно рассчитанных результатов привели к более широкому распространению в автомобильной промышленности.
Авто, защищенные электролитическим цинкованием.
Добиться высокого уровня защиты от осаждаемых гальванически цинковых покрытий возможно только при применении комплекса протекторных мер. Этот путь избрали лидеры европейского автомобилестроения – BMW и Mercedes-Benz. Используемые технологии включают:
- Изготовление кузовных деталей из высококачественной легированной стали с точной дозировкой примесей;
- Оцинкование гальваническим методом (толщина слоя 9-15 мкм) с точным соблюдением параметров технологического процесса;
- Использование качественных лако-красочных материалов с особыми свойствами (адгезией, стойкостью к повреждениям, воздействию ультрафиолета и т.д.).
Итогом стала не менее впечатляющая, чем у Audi, протекторная эффективность при снижении себестоимости производства.
Холодное цинкование.
Суть технологии заключается в нанесении на поверхность защищаемых деталей цинксодержащих составов с заранее подобранными характеристиками. Результатом применения композиций становится формирование защитного покрытия с антикоррозионными свойствами, приближающимся к полученным другими методами.
К плюсам холодной технологии относятся:
- Простота выполнения операций, низкая себестоимость – составы наносятся как ЛКП, не требуют специального оборудования, дополнительных химикатов, энергозатрат.
- Минимум ограничений на использование – допускается работа в широком диапазоне температур (-20..+40 градусов), в помещениях и на открытых площадках, в промышленных или бытовых условиях.
- Высокий уровень сцепления с металлами и ЛКП.
- Возможность работы с конструкциями любых геометрических форм;
- Простота восстановления поврежденных защитных слоев.
- Минимальное влияние на экологию.
Такой набор способствует распространению метода холодной оцинковки в автомобилестроении, позволяя использовать его даже при производстве бюджетных авто.
Однако, по качеству полученный продукт может существенно уступать результатам применения термической или гальванической технологий.
- Приемлемая степень защиты достигается только при использовании высококачественных составов и тщательной подготовке деталей;
- Устойчивость слоя к механическим воздействиям значительно ниже;
- Обработка скрытых полстей и участков с ограниченным доступом затруднена.
Цинкрометалл.
Технология отличается от описанных коренным образом – покрывается не готовое изделие, а металл (сталь) на стадии изготовления (проката). Для этого используются неорганические составы и органические полимеры, с повышенным содержанием цинка и его оксидов (грунты).
Для материала, как и для большинства листовых сталей, характерны отличные конструкционные свойства. Он легко подается формовке, штамповке, не ставит дополнительных условий при проведении сварочных работ, совместим с традиционными грунтами, клеями, лаками и красками. Защитные свойства при перечисленных операциях не нарушаются.
В главном – по степени защиты от коррозии материал существенно уступает горячей и гальванической оцинковке. Поэтому, как правило, находит применение только в недорогих марках автомобилей, производители которых, пытаясь оставаться в тренде, заявляют об «оцинкованном кузове».
Видео о видах цинкования, просто и понятно.
Еще о видах оцинковки.
Кроме различных технологий цинкования, оцинкованные кузова автомобилей различаются по степени обработки:
- Полная – защитное покрытие наносится на все детали, покрываются скрытые и труднодоступные участки, полости и пр. Используется одно- и двусторонняя.
- Частичная – обрабатываются находящиеся в наиболее неблагоприятных условиях участки, обязательно – узловые места соединений.
- Узловых соединений – защищаются только ответственные участки – сварные швы, места установки деталей крепления и аналогичные.
Как частичная, антикоррозионная защита днища цинкованием получила достаточно широкое распространение. С точки зрения эксплуатации и стоимости такой метод полностью оправдан. Другое дело — полная оцинковка кузова. Прежде всего, следует рассматривать себестоимость и цену авто. Кроме того, возникают проблемы охраны окружающей среды — при обработке широко используются экологически небезопасные химикаты, выброс которых в атмосферу, воду предотвратить практически невозможно. Ужесточение экологического законодательства становится причиной отказа европейских, американских, японских автопроизводителей от полного оцинкования.
Эффективна ли оцинковка?
Вопросом этим задаются множество владельцев автомобилей. Конечно, аргумент «за» — гарантия от сквозной коррозии кузова на 7-15 (нередко и более) лет.
Однако, сообщения на форумах от автовладельцев, мнения специалистов сервисных центров дают почву для сомнений. Нередко встречаются истории, показывающие, что любой вид оцинковки при определенных условиях перестает защищать детали конструкции. Более того, нередко наблюдается ускорение коррозионного процесса.
В качестве примеров приводят Audi 80 и 100, Volkswagen. Passat B3 и B5. Эти модели родом из 80-х, 90-х, 2000-х годов соответственно служат примером качественной обработки, надежной защиты. Именно поэтому их владельцы и сегодня не могут высказать претензий – в большинстве случаев, несмотря на преклонный возраст и, нередко, тяжелые условия эксплуатации кузова авто остаются в идеальном состоянии.
Есть и свои «анитигерои» процесса. К таким относится, например, Peugeot 307 (2004-2006). Оцинкованный кузов этих авто ржавеет быстрее, чем необработанный металл других автопроизводителей. Некачественный состав нарушение технологий, другие причины – разбираться экспертам. Вывод для обычного автомобилиста прост – нередко слово «оцинкованный» являются удачным маркетинговым ходом. Чтобы избежать подвоха СЛЕДУЕТ ПОМНИТЬ :
- Реально защищенными можно считать только автомобили с полной оцинковкой кузова.
- Кроме заявлений производителя судить о степени надежности покрытия можно по сроку гарантии – не менее 5-7, в идеале — 15 и более лет.
- Даже при полной оцинковке нарушение технологий может послужить источником проблем, привести к ускоренному развитию коррозии.
- Процессы под защитным слоем могут развиваться скрытно.
Словом, при покупке авто не лишними будут сведения о типе и технологии цинкового покрытия. Некоторые данные приведены в списках ниже.
Оцинкованные кузова автомобилей (списки).
Наиболее популярные на российском рынке марки и модели авто включены в списки по технологиям оцинкования. Кроме того, указываются годы выпуска авто, степень обработки.
Горячая оцинковка.
- Audi все модели, выпускающиеся с 2001 г.;
- Cadillac ATS (c 2012), BTS (с 2006), Catera, DeVille, Escalade, Seville (все — c 2001), CTS, DTS, SRX, STS, XLR;
- Ford Escape, Expedition, Explorer, Fiesta, Focus, Galaxy, Maverick, Mustang, Mondeo, Taurus (все — с 2001), C-Max, Fusion, Kuga, Ranger, S-Max, Tourneo Connect:
- Jaguar F-Type;
- Peugeot 307 – односторонняя;
- Porsche – весь модельный ряд;
- Volvo – для всех моделей используется термическая технология.
Частичная, односторонняя (если не указано иное):
- Audi A1, A2, A4 Allroad, TT (до 2001);
- Cadillac Catera, DeVille, Escalade, Seville (все — до 2001);
- Ford Escape, Expedition, Explorer, Fiesta, Focus, Galaxy, Maverick, Mustang, Mondeo, Taurus (все — до 2001).
Гальваническая оцинковка.
Полная, двухсторонняя (если не указано иное):
- BMW – c 1998 г. кузова всех моделей;
- Chevrolet Astro, Blazer, Cruze, Express, Impala, Malibu, Nivam Suburban, Tracker (все — c 2003), Camaro последнего поколения (с 2013), Corvette (c 2000), Tahoe (c 2006), Aveo, Captiva, Cobalt, Epica, Evanda, Lacetti, Lanos, Orlando, Rezzo, Sparkm TrailBlazer;
- Chrysler 300m, Concorde Grand Voyager, Neon, Sebring (все -c 2000), Aspen, Crossfire, Pacifica, PT Cruiser;
- Citroen Berlingo, C1, C2, C3, C4, C5, C6, C8, Jumper, Xantia, Xsara Picasso (все — c 2007), C3 Picasso, C4 Aircross и Picasso, C-Crosse, C-Elysee, DS3, DS4, DS5, Jumpy;
- Daewoo Evanda, Gentra, Lacetti, Matiz, Nexia, Rezzo, Sens, Winstorm (все — c 2007);
- Dodge Avenger, Caliber, Caravan, Challenger, Charger, Dakota, Durango, Magnum, Neon, Ram (все- с 2007), Viper (с 2000), Journey, Nitro;
- Honda Accord, Civic, CR-V, Element, Elysion, Fit, FR-V,HR-V, Insight, Inspire, Jazz, Legend, Mobilio, Odyssey, Partner, Stepwgn, Stream (все – с 2005), Airwave, Crosstour, Pilot, Ridgeline;
- Infiniti EX Series, G Series, M Series (все – с 2007), FX Series, JX Series, Q50, Q60, Q70, QX50, QC60,QX70, QX80;
- Jaguar S-Type, X-Type, XJ, XK (все — c 2007), XE, XF ;
- Jeep Cherokee, Grand Cherokee, Commander, Liberty, Wrangler (все — с 2007), Compass, Patriot, Renegade;
- Land Rover Discovery, Freelander, Range Rover (все — с 2007), Defender, Discovery Sport, Range Rover Evoque и Sport;
- Lexus — все модели, выпуска с 2007 г.:
- Mazda – авто производства с 2007 г.;
- Mitsubishi — с 2001 г. все автомобили;
- Nissan – начиная с 2007 г. все выпускающиеся автомобили.
- Mercedes-Benz – кузова всех моделей с 1999 г.
- Mini – все:
- Opel — в 2008 г. частичная уступила место полной.
- Saab 9-2x, 9-3, 9-5, 9-7x (все — с 2007);
- Seat с 1999 г. производит авто только с полной гальванической оцинковкой;
- Skoda – с 1999 г. до текущего момента серийные авто получают полную двухстороннюю защиту, нанесенную гальваническим способом;
- Subaru Forester, Impreza. Justy, Traviq (все –с 2002 г), Baja, Brz, Legacy, R1, R2, Tribeca, WRX, XV;
- Suzuki – в 2007 г. производитель отказался на всех выпускаемых моделях от холодной оцинковки в пользу полной гальванической.
- Toyota – с 2000 г. машины выпускаются только в оцинкованных гальванически кузовах. Компания использует только полное двухстороннее гальваническое цинкование для всех серийных моделей.
- Chevrolet Astro, Blazer, Cruze, Express, Impala, Malibu, Niva, Suburban, Tracker (все — до 2003), Camaro (до 4 поколения включительно), Corvette (до 2000);
- Fiat 500, 500L, Albea, Barchetta, Bravo, Doblo, Ducato, Freemont, Linea, Palio, Panda, Punto, Scudo, Siena, Stilo, Ulysse;
- Honda Accord, Civic, CR-V, Element, Elysion, Fit, FR-V,HR-V, Insight, Inspire, Jazz, Legend, Mobilio, Odyssey, Partner, Stepwgn, Stream (все – до 2005);
- Opel до 2008 г. – все модели;
- Peugeot 107, 2008, 206, 207, 208, 3008, 308 , 4007, 4008, 406, 407, 408, 508, 607, 807, Boxer, Expert, Partner – двусторонняя;
- Subaru Forester, Impreza. Justy, Traviq (все –до 2002 г.) – двусторонняя;
Холодная оцинковка.
- Chery Amulet, Arrizo7, Bonus, Cross Eastar, Eastar, For a, Indis, Karry, Kimo, M11, QQ, QQ6, Tiggo,Very – односторонняя;
- Citroen Berlingo, C1, C2, C3, C4, C5, C6, C8, Jumper, Xantia, Xsara Picasso (все — до 2007), Xsara;
- Daewoo Evanda, Gentra, Lacetti, Matiz, Nexia, Rezzo, Sens, Winstorm (все — до 2007), Kalo, Lanos, Leganza, Magnus, Nubira;
- Dodge Avenger, Caliber, Caravan, Challenger, Charger, Dakota, Durango, Magnum, Neon, Ram (все- до 2007), Viper (до 2000);
- GreatWall, Haval – все модели:
- Hyundai Accent (c 2001), Avante, Elantra, Getz, Grandeur, Matrix, Santa Fe, Sonata, Terracan, Tiburon, Tucson (все – с 2005), Genesis, i20, i30, i40, ix35, ix55, Solaris;
- Infiniti EX Series, G Series, M Series (все – до 2007), I Series, Q45;
- Jaguar S Type. X Type, XJ, XK (все — до 2007);
- Jeep Cherokee, Grand Cherokee, Commander, Liberty, Wrangler (все — до 2007);
- Land Rover Discovery, Freelander, Range Rover (все — до 2007);
- Lexus — все модели, до 2007 г.в.;.
- Lifan (все авто);
- Mazda – до 2007 г.в.;
- Nissan – все, с 2000 по 2007 г.в.
- Saab 9-2x, 9-3, 9-5, 9-7x (все — до 2007);
- Ssang Yong – производитель наносит цинкосодержащие составы на части кузовных конструкций всех авто модельного ряда;
- Suzuki — авто, выпуска до 2007 г.;
- ВАЗ, ГАЗ – в 2009 г. перешли к частичной холодной оцинковке всех кузовных конструкций;
- УАЗ наносит защитные цинкосодержащие составы с 1998 г.
- Fiat – практически все модели выпускавшиеся в конце XX века (до 2000 г.);
- Hyundai – до 2005 г.в.;
- ВАЗ, ГАЗ – начали использовать защиту ответственных мест соединений с 1999 г.
- ТагАЗ – все выпускаемые в настоящий момент модели.
Кузов из цинкрометалла.
- Kia Bongo, Carens, Carnival, Ceed, Cerato, Forte, Magentis, Mohave, Opirus, Optima. Picanto, Pride, Quoris, Rio, Shuma, Sorento, Soul, Spectra, Sportage, Venga;
- Renault выпускает кузова для из цинкрометалла для серийных авто начиная с 2000 г. по настоящее время.
Как часто мы слышим это странное сочетание двух слов – «оцинкованный кузов». Но вот где оно зачастую встречается? Правильно – в рекламных роликах, проспектах и так далее. Автопроизводители умело манипулируют данным термином. На самом деле, оцинковываются в большинстве случаев только отдельные кузовные элементы, которые чаще всего поддаются ржавому террору. Очень часто такой «заманухой» пользуются производители автомобилей ВАЗ. Такой маркетинговый ход хорошо подчёркивает превосходство новых моделей над более старыми, у которых вообще никакие кузовные детали не оцинковывались.
Вот, например, в последних моделях Волжского автозавода применены технологии оцинковки днища, когда в рекламе чётко упоминается об оцинкованном кузове. Итак, существуют ли вообще машины с полностью оцинкованным кузовом? Миф это или реальность, вы поймёте, когда прочтёте этот материал.
Роль оцинковки
На сегодняшний день автопроизводители пользуются тремя способами оцинковывания кузовных элементов:
Термическое оцинкование.
Такая неприятность настигает кузов транспортного средства, потому что он постоянно контактирует с влагой. Как мы уже говорили, маркетологи эффектно превращают отдельные кузовные элементы, прошедшие оцинкование, в полную оцинковку кузова. Главными частями, наиболее подверженными коррозии, являются пороги и днище.
Процесс нанесения цинка на кузов
Наносимое на кузовные элементы цинковое покрытие представляет собой наиболее надёжную современную защиту металла от корродирования. При проведении горячего оцинкования, металлическая деталь окунается в ёмкость, наполненную расплавленным цинком. Гальваническое оцинкование – здесь название говорит само за себя. В данном случае требуемый эффект получается за счёт гальванизации, при которой на металлической поверхности образуется тонкая цинковая плёнка. Деталь погружается в специальный раствор, через который пропускают электрический ток. О методе холодной оцинковки мы уже упомянули в предыдущем разделе.
Кроме вышеперечисленных методов оцинкования можно выделить также использование цинкрометалла. Суть заключается вот в чём. Берутся стальные листы, покрываются слоем цинка, далее формируются и свариваются в детали кузова, затем штампуются и красятся. А вот и ответ на наш изначальный вопрос. Существуют два разных, но схожих по звучанию понятия: «оцинковка кузова» и «полная оцинковка кузова». В первом случае оцинковываются только отдельные кузовные элементы, а вот во втором весь кузов покрывается защитным слоем цинка.
Пожалуй, самый лучший способ оцинковки. После обработки кузова таким методом коррозия очень долго «не поедает» металл автомобиля. Кузов заранее подготавливают, сушат и опускают в ванну с расплавленным цинком температурой от 500 до 4000°C. Производители дают гарантию в таком случае от 15 лет и выше на кузов машины. Устойчивость к коррозии остаётся даже после повреждений обработанного металла. Если образовался незначительный скол, это место со временем затягивается тонкой цинковой плёнкой. Такой процесс называется самовосстановлением. При горячем методе оцинкования толщина слоя составляет от 2 до 15 мкм.
Гальванический
При данном методе кузов находится в ванне с цинкосодержащим раствором электролита, через который пропускают электрический ток. Цинк оседает на поверхности кузова. После такой обработки кузов более подвержен появлению ржавчины, зато покрытие распределяется равномерно, блестит и имеет неизменные размеры. Гальваническая оцинковка обеспечивает толщину покрытия от 5 до 20 мкм. Производители автомобилей в таком случае предоставляют гарантию на кузов от 10 лет. Также предусматривается гарантия от сквозной коррозии.
Цинкрометалл
Сталь кузова покрывается цинком ещё на стадии её проката. Здесь применяется два слоя. Первый – подслой, содержащий цинковые частицы, второй – верхний органический, который богат цинком. Из такой стали далее без проблем изготавливается автомобильный кузов. Металл хорошо поддаётся свариванию, формированию, грунтовке, покраске и даже совместим с обычными клеевыми структурами. После всех проводимых манипуляций покрытие не утрачивает своих защитных свойств. Цинкрометалл обладает слабой влагостойкостью и плохой защитой от коррозии, особенно на повреждённых местах. Такой тип обработки цинком распространён мало, в основном на бюджетных моделях автомобилей.
Данный метод также распространён среди «демократичных» автомобилей. Оцинковывается кузов путём высокодисперсионных грунтовочных материалов. Содержание цинка в таком покрытии составляет более 90%. Такой способ является симбиозом оцинкования и нанесения слоя лакокрасочного покрытия. Данный метод отличается также низкой степенью антикоррозионной устойчивости. Часто производители автомобилей хитрят, называя кузов оцинкованным. По сути, так оно и есть, но по факту такая защита легко пробивается с появлением даже незначительной царапины.
Виды обработки (полная, частичная)
Многие автомобилестроительные компании оцинковывают кузова производимых автомобилей уже на изготовительном этапе. Другие полностью обрабатывают кузов. Некоторые цинкуют только отдельные части. Встречаются и те, кто обрабатывает несколько деталей полностью, а оставшиеся только с одной стороны. Яркий пример такой обработки – Лада Калина .
Также этим грешат и некоторые европейские компании. Они гарантируют, что на этапе производства кузова оцинковывается около 40% его элементов. Наиболее уязвимые полностью обрабатываются гальваническим методом, другие покрывают только с одной стороны без полноценного покрытия краской. Производители уверяют, что остальные детали, которые не оцинковываются, тщательно грунтуются.
Некоторые автопроизводители полностью оцинковывают кузова своих машин, и это далеко не рекламный трюк, а сущая правда. Но за эту реальность Вам придётся выложить немало денег. Зато срок службы таких кузовов вырастает в несколько раз.
Определяем оцинкованный кузов
Теперь давайте разберёмся в том, как после приобретения автомобиля с оцинкованным кузовом не обнаружить на нём ржавчину спустя два-три года. Во-первых , нужно подмечать все детали и не «развешивать уши» на сладкоголосое умасливание продавцов автотранспорта.
Если в автомобильном салоне вы пожелаете поинтересоваться у менеджера касательно оцинковки кузова понравившейся машины, для начала пролистайте его технические характеристики. Кузов полностью защищён от коррозии только в том случае, если в мануале указано два слова – «полная оцинковка». Любые другие надписи с корнем «цинк» свидетельствуют лишь о частичном антикоррозийном покрытии кузова.
Также о неполном покрытии громко гласит цена автомобиля. Как правило, кузова таких машин обрабатываются очень бюджетными материалами. К таким экземплярам относятся машины эконом-класса из Поднебесной. В данном случае проверка этого утверждения окажется абсолютно нерентабельной, так как испытание на оцинковку стоит весьма недёшево. Если вы гипотетически добавите эту сумму к той, которую запрашивают за этот автомобиль, то можно будет выбрать что-то более качественное.
Если вы всё же нацелились на приобретение «азиата» или бюджетного «европейца», знайте, что кузов такого автомобиля прошёл, скорее всего, оцинковку методом гальванического электролиза. Термическое оцинкование проходят кузова именитых марок, таких как Porsche, Volvo и Ford. Корейский автомобилестроительный гигант Kia, например, применяет цинкрометалл. Это делает автомобиль надёжнее, увеличивая его эксплуатационный срок в разы.
При покупке автомобиля вы также получаете и гарантийный талон на оцинкованный кузов от сквозной коррозии. Данный документ очень важен. Запомните это. Если его сохранить и предъявить, можно выручить большую сумму компенсации или обменять автомобиль. Многие автомобилисты порой интересуются, а можно ли самостоятельно проверить кузов машины на предмет его цинкового антикоррозионного покрытия.
Специалисты отвечают, что это можно сделать только при наличии специального дорогого оборудования, которое не найти в каждом автосервисе, а про личные гаражи тут вообще стоит умолчать. Мы не советуем разбрасывать такими большими деньгами просто для того, чтобы удовлетворить свой исследовательский интерес.
И тут невольно напрашивается мораль: не уподобляйтесь жертвам хитроумных рекламных ходов, а доверяйте тому, что прочтёте сами в официальных документах на автомобиль, который вам понравился. Именно углубившись в незначительные детали, вы найдёте разрешение всех ваших внутренних споров, в том числе и об оцинковке кузова конкретной марки и модели. Не забывайте о производителе автомобиля, стоимости и стране-изготовителе.
Кузов транспортного средства — практически самый дорогой элемент автомобиля. В нашей климатической зоне ему постоянно приходится подвергаться температурным перепадам и страдать от осадков. Уставшие постоянно обрабатывать кузов машины антикоррозионными средствами, автомобилисты при замене автомашины желают, чтобы у новой «тачки» кузов был оцинкованным. Многие автопроизводителей указывают на то, что их автомобили покрыты цинком. Волноваться, вроде бы, нет причин: машина с таким покрытием не подвержена коррозии. Но, к сожалению, с цинковым слоем на элементах авто не так-то все просто, поскольку дешёвый «китаец» в этом случае ни чем бы не отличался от или .
Как же выбрать машину с оцинкованным кузовом
Решивший купить такое авто, должен уметь грамотно выбрать модель машины, ибо оцинкованные ТС цинком покрываются разными способами: одни модели могут полностью быть защищены от ржавчины, у других защищены только отдельные элементы, а третьи и вовсе только покрываются грунтовкой с содержанием в ее составе мизерного количества цинка.
Очень качественной оцинковкой покрыты такие марки автомобилей: Фольксваген, Порше, Audi, Шкода, Вольво, Опель, Форд, Mercedes, БМВ. У Хонда Легенд, Pilot, оцинкованы лишь днище, крылья и пороги. Автопроизводители марок Лада, Джил, Хунтой используют в грунтовке цинк. Качество оцинковки транспортного средства и, естественно, его цена, зависят от вида оцинковки.
Виды оцинковки
Оцинкованный слой прекрасно защитит металл от ржавчины и продлит надолго жизнь автомашины. Типы цинкования бывают следующие:
Горячая оцинковка
металл, подвергнутый такому методу оцинковки прекрасно противостоит коррозии порядка 15-30 лет.
Такое в 3-4 раза надежнее гальванических покрытий.
Оцинкованная горячим способом сталь устойчива к механическим видам повреждений.
Минус такого вида цинкования — дороговизна. Это, по сути, и является причиной высокой стоимости таких автомашин.
Автоконцерн VW Group выпускает такие марки авто как: Фольксваген, Ауди, Сеат. Автотранспорт от концерна «Фольксваген Груп», тестируются на устойчивость к коррозии в соляных камерах. Но такие автомашины защищены от ржавчины по-разному.
Более стойкими к ржавлению считаются Ауди. С середины 80 годов прошлого века на металл, из которого изготовляются кузова Audi. Оцинковка наносится с обеих сторон, даже на швы.
Горячим способом наносится оцинковка и на Вольво, Chevrolet, Опель и Форд. В множество деталей из алюминия, а при защите элементов из стали цинка не жалеют.
Гальваническая оцинковка
Такой способ нанесения цинка известен очень давно. Каждый из автопроизводителей имеет свои секреты. Успешный гальванизирующий состав удалось изобрести производителям автомобилей Мерседес и БМВ. Толщина оцинкованного слоя на кузове машины 9-15 мкм. Оцинкованный таким способом металл по устойчивости к ржавчине может посоперничать с Ауди. После проведенной гальванизации металл стает гладким и на него прекрасно ложится краска.
Авто из Японии не самые лучшие в плане антикоррозии. На автомашины от , Пилот, CR-V устанавливаются только некоторые гальванизированные элементы: это, как правило, днища, пороги и крылья.
Цинкрометалл
Своим собственным путём пошёл автоконцерн Киа. Кузовные элементы машин данного автоконцерна изготавливаются из цинкрометалла, напоминающего «слоеную выпечку»:
Средний — оксиды смешанные с цинком;
Верхний — органика с большим содержанием цинка.
Холодная оцинковка
Такой вид цинкования — маркетинговый ход, который был выдуман производителями бюджетных машин. Холодное цинкование — это покрытие элементов катофорезным грунтом содержащим цинк. Таким образом оцинковываются: Лада, Chery, Хёндай и некоторые модели Киа.
Определение типа оцинковки
Есть специальное оборудование с помощью которого можно узнать, оцинкован или нет выбранный автомобиль. Но такие приборы стоят дорого, да и увидишь их не в каждом автосервисе.
При тщательном изучении документов на авто можно узнать оцинкован ли кузов.
1. Дешёвые авто ни горячим ни, тем паче, гальваническим методом не оцинковываются.
2. Если инструкция указывает, что автомобиль оцинкован, то это значит:
Его отдельные элементы обработаны цинксодержащей грунтовкой.
3. транспортное средство покрыто цинком правильно лишь тогда, если в инструкции указано, что авто полностью оцинковано.
Источник http://https://shinmag72.ru/novinki/kakie-marki-avtomobilei-s-ocinkovannym-kuzovom-spisok.html
Источник http://