Устройство и работа системы освещения и световой сигнализации автомобиля КамАЗ-5320

Принцип работы системы освещения и световой сигнализации автомобиля ГАЗ-53А

Автомобильная светотехника за свою историю прошла долгий эволюционный путь и продолжает совершенствоваться.

Изначально машины не имели вообще никаких фар, хотя, по правде сказать, сами машины на заре своего существования ещё были настолько несовершенны, что даже езда в дневное время была экстремальным занятием.

Первыми фонарями транспортных средств стали обычные керосиновые лампы, которые не освещали дорогу, а просто обозначали присутствие. Ближе к концу XIX века ситуация заметно улучшилась — система освещения автомобиля получила ацетиленовые фары, которые являются вполне эффективными приборами, но хлопот с ними водители хлебнули немало. Эра электрической светотехники стартовала в 10-х годах ХХ века.

По сути, в те годы это были обычные прожекторы, интенсивность света которых не регулировалась, но данную проблему инженеры решили довольно быстро.

Современная светотехника транспортных средств очень технологична. Производители машин активно используют галогеновые, ксеноновые, светодиодные и даже лазерные фары и фонари, управляемые интеллектуальной электроникой. Давайте рассмотрим устройство системы освещения автомобиля, распространённое в наши дни.

Как проверить освещение

  • Проверить стоп-сигналы

Двигайтесь задним ходом перед яркой, идеально белой стеной. Затем – на педаль тормоза. Каждая сторона автомобиля должна бросать красный свет на стену, которую вы можете легко видеть в зеркале заднего вида автомобиля.

  • Проверьте ближний и дальний свет фар

Разверните автомобиль и поместите его передней частью перед стеной на расстоянии нескольких метров. Таким образом вы можете легко проверить функцию ближнего и дальнего света. Это необходимо для вашей собственной безопасности и безопасности других участников дорожного движения.

Внутренняя подсветка салона

Популярна также и светодиодная подсветка салона авто

Однако тут важно не переборщить, освещение не должно быть слишком ярким и навязчиво резким. Включатель такой подсветки можно совместить с включателем штатного освещения, тем самым дополнив либо усилив его

Если чаще требуется использование лишь штатного освещения, то кнопку включения диодной подсветки можно сделать отдельно. При помощи светодиодов можно подсветить следующие участки салона:

  • подножье водителя, переднего и заднего пассажиров;
  • бардачок;
  • приборную доску;
  • усилить потолочный свет;
  • багажник (если речь идёт о микроавтобусе, минивэне, внедорожнике, хетчбэке, универсале, в которых багажное отделение – это часть салона).

Система освещения автомобиля

Тюнинг салона должен быть равномерным и ненавязчивым

В продаже можно встретить специальные контроллеры для светодиодов. Такая подсветка, подключенная через контроллер, сделает интенсивность свечения, к примеру, зависимой от внутрисалонных шумов. Эта функция превратит обычное диодное освещение в настоящую светомузыку. Чувствительность, интенсивность и частота свечения светодиодной подсветки салона в этом случае будет изменяться регуляторами в виде ползунка. Сам контроллер достаточно компактен, чтобы разместиться в любом удобном для водителя месте. Крепится он при помощи двухстороннего скотча.

Советы по хорошей видимости в темноте

  • В основном вы должны настроить свой стиль вождения на максимальную видимость, чтобы всегда можно было остановиться в случае появления препятствия на дороге. Соответственно, чем темнее освещение на дороге, тем медленнее вы должны ехать.
  • Всегда держите окна в чистоте внутри и снаружи. Если вы носите очки, очищайте очки перед тем, как ехать в темноте, – эффекты бликов значительно уменьшаются.
  • Не смотрите прямо на свет встречных автомобилей. Когда движется автомобиль навстречу, смотрите на дорогу перед собой или на правую сторону дороги.
  • Чтобы не ослепить других, вы должны отрегулировать фары своей машины. В том числе учитывая загрузку автомобиля.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как подготовить машину

Перед тем как освятить автомобиль (независимо от того, поедете ли вы в церковь или пригласите батюшку к себе), его желательно очистить как снаружи, так и внутри.

Если на улице дождь и слякоть – то это не повод отказываться от посещения мойки. На машине могут оставаться на момент проведения таинства только свежие брызги.

Салон также надлежит хорошенько убрать. Пропылесосьте сиденья, вычистите перчаточницу, пепельницу и помойте стекла, а также обшивку.

Непременно приобретите икону для автомобиля. Продаются они в любом храме. Ее вы благословите вместе с транспортным средством.

Светодиодные стоп-сигналы и светодиодные поворотники

Многие автомобилисты жалуются, что светодиодные стоп-сигналы слишком яркие и часто ослепляют других водителей. Что касаемо светодиодных поворотников, то в некоторых автомобилях светодиодные поворотники выходят из строя. Да, это так. К сожалению, эти технологии еще молодые. Но тем не менее они разрешены для использования на автомобилях.

Так что если вас ослепляют задние стоп-сигналы какого-нибудь модного нового авто, просто не подъезжайте слишком близко к машине. Или пользуйтесь специальными очками для ночного вождения. Также вы можете просто не смотреть на светодиодные стоп-сигналы, а перевести свой взгляд на правую полосу движения, отведя глаза в сторону.

К счастью, автопроизводители давно знают об этой проблеме и в настоящий момент пытаются уйти от использования слишком ярких задних фар.

Комплектное осветительное устройство

S. Общий вид КОУ1А — М275 — 1 x 700 — УЗ.

Комплектные осветительные устройства ( рис. 38) состоят из канала световода и камеры 1, в которой находятся источники света — металло-галогенные лампы и блоки ПРА. Щелевой световод 5 представляет собой цилиндрическую полую трубу, внутренняя поверхность которой по всей длине покрыта зеркально отражающим слоем, за исключением продольной светопропускной полосы — оптической щели.

Комплектные осветительные устройства имеют исполнение У категорий размещения 2 и 3 по ГОСТ 15150 — 69 и предназначены для работы в сети переменного тока напряжением 380 / 220 В.

Общий вид КОУ1А — М275.

Комплектные осветительные устройства предназначены для работы в сети переменного тока напряжением 380 / 220 В. Для обеспечения надежного зажигания ламп цускорегулирующее устройство с импульсным зажигающим устройством устанавливается на расстоянии не более 2 м от вводной кассеты, которую при установке у наружных стен зданий или сооружений монтируют вне границы взрывоопасной зоны под навесом ( козырьком) для защиты от атмосферных воздействий.

Комплектные осветительные устройства ( КОУ со щелевыми световодами ( ЩС.

Комплектные осветительные устройства ( КОУ) со щелевыми световодами предназначены для освещения производственных помещений с большим содержанием пыли и влаги, со взрывоопасными зонами классов В-16 и В-Па, пожароопасными зонами классов П-1 и П — П, а также со взрывоопасными зонами классов В-1, В — П и В-Га при условии установки ИС либо вне помещений, либо в строительных галереях и коммуникационных каналах, расположенных внутри помещения.

Комплектные осветительные устройства соответствуют климатическому исполнению У, категорий размещения 2 и 3 по ГОСТ 15150 — 69 и рассчитаны на работу в сети переменного тока с номинальным напряжением 380 / 220 В, частотой 50 Гц. В качестве ИС света в КОУ применяются зеркальные металлогалогенные лампы — светильники типа ДРИЗ и ЛФМГ, а также зеркальные ЛН типа ЗК.

Система освещения

Систему освещения подразделяют на системы внутреннего и наружного освещения.

Система внутреннего освещения

Система предназначена для освещения рабочего места водителя, контрольноизмерительных приборов, грузовой платформы автомобиля.

Основными элементами системы внутреннего освещения являются (рис. 7-15): плафоны освещения кабины (Е14, Е15), платформы Е17, вещевого ящика Е18, спального места Е19; подкапотная лампа Е27; розетка переносной лампы Х31; лампы освещения приборов (P1 — Р5) и выключателей (S8 — S12, S31); предохранители блоков F2 и F3; выключатели плафонов кабины (S10, S31); выключатель освещения панели щитка приборов с реостатом R1.

Рис. 7-15. Схема системы внутреннего освещения

Потребители системы внутреннего освещения подключены в бортовую сеть таким образом, что электрическая энергия поступает к ним, минуя выключатель приборов и стартера. Все цепи защищены плавкими предохранителями на 8 А блоков F2 и F3 типа ПР112.

Плафоны освещения кабины П1.3714010 предназначены для освещения рабочего места водителя. Они устанавливаются на крыше кабины с внутренней стороны, а их выключатели 3842.3710-02.09 — на панели щитка приборов (см. рис. 1-27, поз. 21, 38).

Каждый плафон имеет по две лампы марки А24-5 и А24-21, которые включаются отдельными выключателями, таким способом изменяется освещенность кабины. Лампы одинаковой мощности в разных плафонах включены параллельно друг другу.

При включении одновременно двух выключателей освещенность кабины будет определяться яркостью более мощной лампы. Также при включении плафонов включается контрольная лампа соответствующего выключателя S10 или S31. Ток при этом поступает на лампу, минуя резистор выключателя, и лампа светит полным накалом.

Плафон освещения платформы 11.3714010 предназначен для освещения грузовой платформы автомобиля при перевозке людей, а также при проведении погрузочно-разгрузочных работ. Его устанавливают на передней стойке каркаса тента. Включение и выключение плафона осуществляется выключателем, смонтированным на его корпусе.

Розетка переносной лампы Х31 (рис. 7-15) типа 47К установлена на левой панели кабины. Розетка подключена через разъем двухконтактный X11 к блоку предохранителей F3 и через предохранитель на 8 А к источнику электрической энергии. Второй вывод розетки отдельным проводом соединен с корпусом автомобиля.

Вам будет интересно  Как снять плафон освещения салона своими руками: мастер-класс

Розетка командира Х34 типа 47К установлена на правой панели кабины. Розетка подключена через разъем двухконтактный X13 к блоку предохранителей F3 и через предохранитель на 16 А к источнику электрической энергии. Второй вывод розетки через разъемы X11, Х26 и выключатель аккумуляторных батарей К17 соединен с отрицательным выводом АКБ.

Подкапотная лампа модели ПД308-Б-О (рис. 7-16) установлена под полом кабины и предназначена для освещения двигателя и навесного оборудования при обслуживании и ремонте. Она состоит из корпуса с патроном 2 лампы 1 типа А24-21 и отражателя 4, который имеет возможность поворачиваться, изменяя направление пучка света, выключателя 3, смонтированного на корпусе лампы.

Подкапотная лампа подключена через предохранитель на 8 А блока предохранителей F3 (рис. 7-15) к источнику электрической энергии.

Плафон вещевого ящика ПК142-Б (рис. 7-17), установленный в вещевом ящике в кабине автомобиля, предназначен для его освещения. Включение и выключение плафона осуществляются выключателем 1, вмонтированным в пластмассовый прозрачный корпус 2 плафона. В плафоне вещевого ящика используется софитная лампа 3 типа АС24-5. Подключение плафона вещевого ящика к бортовой сети аналогично подключению подкапотной лампы (см. рис. 7-15).

Плафон спального места Е19 по конструкции и подключению аналогичен плафону вещевого ящика.

Выключатель освещения приборов R1, предназначенный для включения ламп освещения приборов и регулирования силы их свечения, установлен на панели щитка приборов (см. рис. 1-27, поз. 24).

Включение освещения панели щитка приборов происходит при включении центрального переключателя света S7 (см. рис. 7-15) в первое положение (на рис. 7-15 обозначено «0»), когда включаются передние и задние габаритные фонари. Все лампы освещения приборов и выключателей соединены параллельно друг другу и источнику тока, что обеспечивает одинаковую яркость свечения и предотвращает разрыв цепи при перегорании одной из ламп.

Отрицательные выводы потребителей системы соединены с общей «массой» автомобиля отдельными проводами.

При этом лампы выключателей (S8 — S12, S31) светят неполным накалом, так как ток подается к ним через резисторы выключателей. Полным накалом лампа в выключателе светит только при включении подключенного к нему потребителя. В каждом выключателе установлено также по два диода, которые не допускают соединения между собой цепи освещения панели щитка приборов и цепи, включаемой данным выключателем.

Система наружного освещения

Система предназначена для освещения дороги впереди автомобиля и обозначения его габаритов с целью повышения безопасности движения.

Рис. 7-18. Система наружного освещения

Основными элементами системы наружного освещения являются (рис. 7-18): фары (Е5, Е26), передние (Е31, Е33) и задние (Е7, Е20) фонари, фонари освещения номерного знака (Е34, Е35), противотуманные фары (El, Е25), задний противотуманный фонарь E11, фара-прожектор Е12 (см. приложение), центральный переключатель света S7 (см. рис. 7-18), комбинированный переключатель света S22, реле (К6, К7, К9, К10, К14), предохранители блоков F2 и F3 типа ПР112, выключатели (S8, S9, S11). Также на автомобиль могут устанавливаться дополнительные фары (Е4, Е23).

Фары предназначены для освещения дороги впереди автомобиля в условиях плохой видимости с целью повышения безопасности движения. Они установлены в переднюю облицовочную панель кабины.

На автомобиле КАМАЗ устанавливается две фары 404.3711, с асимметричным свето-распределением и двухнитевыми лампами А24-55+50.

Фара (рис. 7-19) состоит из следующих основных элементов: корпус 5, оптический элемент (включающий в себя лампу 2, отражатель 9 и рассеиватель 10), регулировочные винты 3.

Корпус фары представляет собой металлическую штамповку и предназначен для крепления всех узлов и деталей.

Оптический элемент предназначен для формирования светового потока определенного направления. Он крепится к опорному кольцу 4 внутренним ободком 1. Для фиксации оптического элемента в определенном положении кольцо имеет три несимметрично расположенных окна, крепление осуществляется с помощью винтов 13.

По периферии опорного кольца также предусмотрены пазы, в которые входят головки регулировочных винтов 3. Винты вворачиваются в гайки, закрепленные на корпусе, обеспечивая необходимую регулировку направления светового потока фары в горизонтальной и вертикальной плоскостях.

Отражатель предназначен для концентрации светового потока лампы. Он увеличивает силу света лампы в нужном направлении в 200 — 400 раз и тем самым обеспечивает необходимую освещенность дороги на больших расстояниях. Поверхность отражателя, штампуемого из стали, алюминируют и покрывают слоем лака (для защиты от влаги). Коэффициент отражения алюминиевого покрытия достигает 0,9. Качество отражающего слоя, так же как и точность геометрической формы отражателя, существенно влияет на характеристики свето-распределения фары.

Рис. 7-19. Фара 404.3711: 1 — внутренний ободок; 2 — лампа; 3 — регулировочный винт; 4 — опорное кольцо; 5 — корпус; 6, 8 — соединительная колодка; 7 — провода; 9 — отражатель; 10 — рассеиватель; 11 — экран; 12 — держатель экрана; 13 — винт крепления ободка

Рассеиватель предназначен для распределения светового потока в горизонтальной и вертикальной плоскостях с целью обеспечения требуемого уровня освещенности на различных участках дорожного полотна. Рассеиватель изготавливается из бесцветного стекла, на внутренней его поверхности формируются призмы и линзы.

В каждой фаре установлена двухнитевая лампа А24-55+50. В маркировке лампы приняты следующие обозначения: А — автомобильная; 24 — номинальное напряжение бортовой сети; 55 — мощность нити дальнего света, Вт; 50 — мощность нити ближнего света, Вт.

Нить дальнего света лампы расположена в фокусе отражателя и обеспечивает получение горизонтального пучка света с малым углом рассеивания. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на большом расстоянии, но приводит к ослеплению водителей встречного и попутного транспорта.

Нить ближнего света выведена из фокуса, что обеспечивает отклонение пучка света от оптической оси и направление большей его части вправо и вниз. Этим достигается освещение дорожного полотна перед автомобилем на достаточном расстоянии и безопасный встречный разъезд. Ближний свет значительно снижает ослепление участников дорожного движения при достаточном уровне освещенности дороги и правой стороны обочины.

Два передних фонаря ПФ133-АБ (рис. 7-20) предназначены для обозначения габаритов автомобиля и подачи светового сигнала поворота. Они установлены на переднем бампере. Фонарь состоит из двухцветного рассеивателя 1, двух отражателей 2, двух патронов 4, ламп 6 и 3 соответственно для габаритного света (А24-5) и указателя поворота (А24-21), корпуса 7, прокладки 8, штекерного разъема 5.

Рис. 7-21. Фонарь задний ФП133-АБ

Рис. 7-20. Передним фонарь ПФ13З-АБ

Одно из назначений двух задних фонарей ФП133-АБ (рис. 7-21) — обозначение габаритов автомобиля. В устройстве заднего фонаря можно выделить те же основные элементы, что и в любом другом приборе освещения — это корпус, рассеиватель, отражатели, патроны с лампами и элементы крепления и герметизации. Особенностью заднего фонаря является то, что он используется для трех целей: для обозначения габаритов автомобиля (средняя секция, красного цвета 2 (см. рис. 7-21)), для сигнализации об изменении направления движения (наружная секция, оранжевого цвета 3), для сигнализации о торможении (внутренняя секция, красного цвета 1). Для габаритных огней в каждом фонаре используется одна лампа А24-5. Фонари крепятся к задней обвязке грузовой платформы на кронштейнах и включаются одновременно с передними фонарями.

Фонари освещения номерного знака ФП134-Б (см. рис. 7-18 поз. Е34, Е35) устанавливаются на левой стороне задней обвязки грузовой платформы, над номерным знаком. В них применяются лампы А24-5.

Включение передних и задних фонарей, а также фонарей освещения номерного знака осуществляются центральным переключателем света (см. рис. 1-27, поз. 26) при включении его в первое положение (см. рис. 7-18 поз. S7 положение «0»).

Необходимо отметить, что цепь питания фонарей разделена по бортам на два независимых участка, каждый из которых защищается собственным предохранителем. Этим обеспечивается большая надежность системы.

Отрицательный вывод ламп через корпус фонаря соединен с корпусом автомобиля и через него с отрицательным выводом АКБ.

Включение ближнего света также осуществляется центральным переключателем света S7 (см. рис. 7-18) при включении его во второе положение, но электрический ток при этом проходит дополнительно через комбинированный переключатель S22, рычаг которого находится в положении «0». При этом остаются включенными передние, задние габаритные огни и фонари освещения номерного знака.

Необходимо отметить, что включение ближнего света происходит с использованием реле К9, а также то, что цепь ближнего света каждой фары защищена предохранителем.

Включение дальнего света фар осуществляется комбинированным переключателем S22 при включенном во второе положение центральном переключателе света S7. При этом остаются включенными передние, задние габаритные огни и фонари освещения номерного знака, а ближний свет выключается.

Необходимо отметить, что включение дальнего света происходит с использованием реле К10, а также то, что цепь дальнего света каждой фары защищена предохранителем.

Комбинированный переключатель (рис. 1-24) установлен на рулевой колонке под рулевым колесом. Для включения дальнего света необходимо рычаг 1 перевести вниз вдоль рулевой колонки в положение VI.

Для сигнализации дальним светом водитель переводит рычаг 1 комбинированного переключателя (рис. 1-24) в положение V (нефиксированное).

Противотуманные фары ФГ152-А (рис. 7-22) предназначены для освещения дороги при движении автомобиля во время туманов, дождей и снегопадов. Противотуманная фара состоит из тех же основных частей, что и головная фара, однако отличается по форме, размерам, способу крепления и регулировки.

Вам будет интересно  Надежная сигнализация для вашего авто

Рис. 7-22. Фара противотуманная ФГ152-А

Рис. 7-23. Крепление противотуманной фары: 1 — противотуманная фара; 2 — регулировочная гайка; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления противотуманной фары

В тумане ближний и дальний свет фар не обеспечивают удовлетворительной видимости дороги. Лучи света отражаются от мельчайших капелек тумана, рассеиваются и создают молочно-белую пелену перед автомобилем, которая ослепляет водителя.

Противотуманные фары отличаются от обычных большим углом рассеивания в горизонтальной плоскости и более четкой верхней светотеневой границей. Такое светораспределение обеспечивается соответствующим рельефом внутренней поверхности рассеивателя с вертикальными цилиндрическими линзами и экраном перед лампой.

В противотуманных фарах типа ФГ152-А (см. рис. 7-22) применяются галогенные лампы АКГ24-70. В маркировке лампы приняты следующие обозначения; А — автомобильная; К — кварцевая колба лампы; Г — галогенная лампа; 24 — номинальное напряжение бортовой сети; 70 — мощность лампы, Вт. Противотуманные фары крепятся к подножке кабины автомобиля с помощью кронштейна 3 (рис. 7-23).

На автомобиле также установлен задний противотуманный фонарь Е11 (см. рис. 7-18) модели 2462.3716 с рассеивателем красного цвета. Крепится он к задней поперечине рамы слева. Применение заднего противотуманного фонаря позволяет в 2 раза увеличить расстояние обнаружения автомобиля в условиях тумана.

Выключатель противотуманных фар расположен на панели щитка приборов (рис. 1-27, поз. 22), рядом расположен выключатель заднего противотуманного фонаря (поз. 19). Противотуманные фары и задний фонарь можно включить только при включенном в первое или второе положение центральном переключателе света S7 (см. рис. 7-18).

Включение заднего противотуманного фонаря возможно только при включении противотуманных фар.

Выключатель фары-прожектора расположен на панели выключателей (рис. 1-30, поз. 4) и имеет два положения — нефиксированное (вниз) и фиксированное (вверх).

Фара-прожектор 171.3711 (рис. 7-24) предназначена для освещения местности вне зоны, освещаемой основными фарами. Использование ее для освещения дороги при движении автомобиля не допускается. Фара-прожектор состоит из рассеивателя 1, отражателя 2, патрона 3 с лампой, собранных в одном корпусе, кронштейна, усилителя крепления кронштейна прожектора, рукоятки 4 прожектора. Фара установлена на передней левой стойке кабины в верхней ее части.

Рис. 7-24. Фара-прожектор 171.3711: 1 — рассеиватель; 2 — отражатель; 3 — патрон; 4 — рукоятка прожектора.

Проверка и регулировка фар головного света автомобиля

Операция выполняется с помощью экрана. Для этого необходимо иметь ровную горизонтальную площадку для установки автомобиля и специальный экран (рис. 7-25, а). Линию А-А наносят на высоте центров оптических элементов фар. Ориентиры можно начертить на стене помещения. Средняя линия 0-0 экрана должна совпадать с осевой линией автомобиля. Последнюю наносят на полу краской или размечают рейкой перпендикулярно экрану.

Для регулировки фар следует: автомобиль в снаряженном состоянии, с нормальным давлением воздуха в шинах, установить на площадке перед экраном на расстоянии 7,5 м; включить ближний свет фар; закрыть одну из фар; установить фару регулировочными винтами так, чтобы верхняя граница светового пятна находилась на пересечении линий А-А и I-I; отрегулировать аналогично вторую фару. Проверка светораспределения дальнего света не требуется.

Рис. 7-25. Экран для регулировки фар: а — головных; б — противотуманных; А-А — горизонтальная линия центров фар; 0-0 — средняя линия экрана; I-I — вертикальная линия центра левой фары; II-II — вертикальная линия центра правой фары

Регулировка противотуманных фар

Экран (см. рис. 7-25,6) устанавливают на расстоянии 5 м от автомобиля. На экране проводят горизонтальную линию, которая ниже линии высоты центров фар на 100 мм. При регулировке противотуманных фар верхние границы световых пятен должны находиться на этой горизонтальной линии. Регулировочную гайку 2 (см. рис. 7-23) ослабляют и, поворачивая фару, устанавливают правильное положение светового пятна. После затяжки гайки 2 проверяют правильность регулировки.

Подсветка радиаторной решётки и оптики

Светодиодная подсветка решётки радиатора — это неотъемлемая часть светового тюнинга машины. Для этой цели используется светодиодная лента, обладающая герметичностью. Эти светодиоды крепятся за передним бампером таким образом, чтобы освещение от них рассеивалось равномерно по всей радиаторной решётке и добавляло уникальности машине.

Система освещения автомобиля

Подсветка радиатора должна распределяться равномерно

Сегодня многие тюнинг-компании производят, в том числе, и светодиодную оптику для авто. Готовое решение выглядит красиво, но пока ещё не всем по карману. В фары головного освещения можно установить светодиодные ленты, которые смогут работать при включении габаритных огней. В фонари заднего освещения можно добавить светодиодные ленты красного цвета, но при условии, что свет габаритных огней не будет ярче «стопов». Лучше добавить в стоп-сигналы одну или две полоски светодиодов, чтобы усилить их свечение, ведь с точки зрения безопасности важнее, чтобы отчётливее было видно их работу.

Источники электрического света

Традиционными источниками света являются лампы накаливания. Однако в настоящее время широко применяются газоразрядные источники света. В них невидимое ультрафиолетовое излучение паров металла или газа преобразуется с помощью люминофора в излучение, видимое глазом. Представителем самых распространенных газоразрядных источников света является люминесцентная лампа (рис. 10.3.1 ). Внутри баллона находятся пары ртути, в которых при определенных условиях (между предварительно нагретыми током катодами необходимо создать импульс высокого напряжения) происходит электрический разряд. В результате разряда испускаются ультрафиолетовые лучи. Они поглощаются слоем люминофора, которым покрыты внутренние стенки баллона. В итоге люминофорный слой начинает излучать видимый свет, близкий по спектральному составу к солнечному.

Система освещения автомобиля

Для зажигания люминесцентной лампы ее включают в сеть с помощью стартера и дросселя. При нагревании током катодов возникает тлеющий электрический разряд в газе (неоне), которым наполнен баллон стартера. При этом нагревается и биметаллическая пластина стартера. Нагреясь, она изогнется и замкнет свои электроды, тлеющий разряд прекратится. Охладившись, биметаллическая пластина вновь разомкнет электрод. При этом (с участием дросселя ) между контактами лампы в момент размыкания создается импульс высокого напряжения. В итоге в парах ртути между катодами лампы возникнут электрический разряд. Конденсатор, включенный параллельно стартеру, снимает радиопомехи при работе лампы. Дроссель, конденсатор и резистор объединены в пусковой регулирующий аппарат ПРА. На рис. 10.3.2 показана схема включения лампы при помощи ПРА.

Система освещения автомобиля

Люминесцентные трубчатые лампы низкого давления с дуговым разрядом в парах ртути делятся на лампы белого света (ЛБ), холодно-белого света (ЛХБ), тепло-белого света (ЛТБ), дневного света (ЛД). Следующим представителем газоразрядного источника света является ртутно-кварцевая лампа высокого давления (тип ДРЛ). В ней люминофор, поглощая ультрафиолетовое излучение, возникающее при электрическом разряде, превращает его в видимое красное излучение. Эти лампы включают в сеть также при помощи ПРА. Для освещения больших пространств используются мощные (5, 10, 20 кВт) ксеноновые трубчатые лампы

типа ДКСТ. Их включают при помощи высоковольтного пускового устройства (до 30 кВт).

Светораспределение световых приборов головного освещения

Система освещения автомобиля базируется на совокупности различных устройств, таких как сигнальные устройства, которые могут быть расположены не только снаружи, но и располагаться изнутри. Данные приспособления важны и они имеют свои особенности и функции, которые выполняют следующие действия:

  • освещение дорожного полотна: это освещение не только самой трассы, но и обочины для распознавания объектов в условиях ограниченной видимости;
  • предупреждение иных участников дорожного движения о наличии иного транспортного средства на дорожном пути во избежание столкновения и различных ДТП, непредвиденных ситуаций. Данный вид освещения также необходим чтобы дать возможность водителям заблаговременно сделать маневр, определить габариты транспортного средства, чтобы можно было визуально определить его размеры и т.д.
  • освещение не только пути, но и салона автомобиля и иных частей машины. Это может быть и багажник, которому понадобиться освещение в темное время суток, и бардачок, подсветка дверей, прочее.

Передняя фара. Основные названия:передняя фара/головная фара/блок фара.

Предназначение. Используется для освещения автомобилем пути впереди него. Также фара данного типа используется как сигнальный огонь, чтобы дать знак иным участникам дородного движения о приближении транспортного средства. Монтаж. Установка данного типа фар происходит на капоте машины, передняя часть авто. Установка всегда имеет симметричные черты, как справа, так и с левой стороны. Дополнительные устройства. В дополнение к данному типу фар могут также устанавливаться и системы ночного видения. Изготовление. Фары, как правило, изготавливаются в едином корпусе. В данном корпусе могут объединяться такие элементы:

  • свет ближний,
  • свет дальний,
  • огни габаритные,
  • указатели поворотов (поворотники),
  • дневные ходовые огни.

Основное предназначение – информирование участников дорожного движения о смене направления транспортного средства: это может быть любой маневр, смена полосы движения или поворот. Работа поворотников синхронизирована.

Поворотники: подробности

Сигнал поворотника определяется желтым свечением. Режим работы – мигание. Мигания могут составить 1-2 в секунду. Указатели поворотников могут иметь сразу 2 режима работы.

  • Режим первый: постоянный (пока устройство не отключится).
  • Режим второй: разовый (от трех до пяти миганий при нажатии).

Управление указателем поворота производится при помощи необходимого переключения. Сама конструкция фар уже предусматривает автоматическое отключение сигнала после того, как рулевое колесо возвращается в нейтральное положение. Указатели поворота также имеют специальную систему по активной безопасности. Они могут быть использованы, как огни при аварийной установке.

Вам будет интересно  Хавал с сиянием: преимущества светодиодных фар

Краткий гид по световому оборудованию

Каждый из нас видел световые приборы и эффекты в действии: в клубе, баре, торговом центре, на выставках, кастингах, концертах и других мероприятиях именно эти устройства создают динамику и красивые визуальные эффекты.

В этой статье будут рассмотрены базовые световые приборы, способы их инсталляции и эксплуатации.

Основная информация

Профессиональное световое оборудование сегодня используется не только на крупных мероприятиях, но и на небольших событиях. Это обусловлено тем, что технологии и возможности производства в последние годы усовершенствовались, появилось большое количество светового оборудования с различными функциями и ценовым диапазоном.

На крупных мероприятиях часто используется центральная система управления, которая предоставляет независимое управление настройками, позволяя программировать приборы нужным образом. Тем не менее, многие устройства имеют возможность работы в автономном режиме, встроенный микрофон (для работы в звуковом режиме), режимы смены цветов или режим master – slave, для работы в цепи.

Виды световых эффектов

Базовые световые эффекты

Световые эффекты Beam – это множество цветных линз, расположенных вокруг основного источника света. Каждая линза проецирует собственный луч света. Обычно они образуют форму полусферы (mushroom) или другие более сложные формы. Движение обычно зациклено, но некоторые модели могут изменять движение лучей в зависимости от звуковых волн, которые оборудование воспринимает посредством встроенного микрофона. Так, например, смена движения лучей происходит при звуке «бочки» (бас-барабана). При использовании вместе с дым-машиной цветные лучи создают невероятный эффект, который производит неизгладимое впечатление на гостей мероприятия.

Приборы «Цветок» (Flower) – это устройства, которые предлагают пользователю гобо, смену цветов и режим звуковой активации. У некоторых моделей на задней части расположены переключатели, с помощью которых можно выставить необходимые параметры. Однако в большинстве случаев подобное оборудование ограничено по функционалу, что делает его не уместным для использования на крупных мероприятиях. Наилучший вариант работы таких приборов – на небольшой площади, например, в клубе.

Приборы центральных эффектов

Как подсказывает название, эти приборы расположены в центре световой инсталляции, обычно над танцполом, работают они совместно с эффектами Flower. В основе их конструкции – лампа, вокруг которой сосредоточены зеркала, отражающие свет в разных направлениях. Существует большое количество моделей, различных по типу зеркал, и, соответственно, по визуальному эффекту.

Зеркала с ограниченным вращением заставляют лучи двигаться кругами, но при этом не предлагают управления их направлением, тогда как зеркала с возможностью управления их плоскостью обеспечивают полный доступ. Управление подразумевает синхронизацию с аудио, то есть, вмешательство пользователя практически отсутствует. Кроме того, существуют и более сложные модели, которые предлагают независимое управление по DMX.

Приборы с зеркальными барабанами немного похожи на сканеры, засчет своей формы они могут воспроизводить бесконечно «падающие» лучи. Приборы такого типа могут иметь различные режимы и функции, в том числе гобо, смену направления и встроенный микрофон.

Профессиональное световое оборудование

Color Changers (колорченджеры) – это приборы, которые предлагают управление по DMX для каждого цвета луча. Внутри прибора установлено одно или несколько «цветных колеса» с различными цветовыми фильтрами, через которые и проходит луч. У приборов с несколькими колесами есть возможность смешения цветов в момент, когда луч проходит одновременно через несколько фильтров. В зависимости от количества фильтров на пути луча цвет будет меняться. В большинстве случаев такие приборы имеют возможность работы в автономном режиме.

Сканеры дают пользователю возможность управления наклоном и поворотом, что позволяет позиционировать луч в любом направлении (обычно около 230° наклон и 75° поворот). Помимо этого, некоторые приборы предоставляют возможность работы по DMX, обеспечивая управление цветом, гобо и даже фокусом. С управлением всеми указанными параметрами можно создать невероятные и удивительные по красоте эффекты. Однако у сканеров есть недостаток – большинство из них не может работать в автономном режиме, поэтому в дополнение необходим контроллер.

Вращающиеся головы обладают всеми возможностями сканеров, но отличаются тем, что они не отражают луч от двигающегося зеркала, а двигаются сами, что позволяет достигнуть бо́льших параметров наклона и поворота: до 540° и 260° соответственно. Двигаются они обычно медленнее, чем сканер, так как мотор получает в нагрузку вес всей конструкции. Как и в случае со сканерами, управление гобо, цветом, фокусом и движением осуществляется по DMX. При выборе устройства стоит отдельное внимание уделять оптике и числу цветов: более дорогая модель с расширенным функционалом обеспечит пользователю бо́льший контроль над управлением параметрами и позволит программировать сложные и интересные эффекты. Все параметры должны быть занесены в контроллер до того, как прибор начнет работу. Именно это условие часто вызывает некие сложности у неопытных пользователей.

Прожекторы гобо созданы для проецирования фигур на большие поверхности с помощью гобо и высококачественной оптики. Такие приборы могут менять цвет луча, но их основная функция – трафарет, с помощью которого создаются различные эффекты. Например, такие устройства используются для проецирования логотипов компаний на стены, потолок или пол во время презентаций.

Зенитные прожекторы — это устройства. которые используются на улице под открытым небом. Такие приборы обычно устанавливаются для привлечения внимания к какому-либо мероприятию, так как видно их с очень большого расстояния. По необходимости можно подобрать устройства, которые дают один или несколько мощных лучей.

Инсталляция и безопасность

Инсталляция светового оборудования обычно не вызывает никаких сложностей. Важно лишь учесть некоторые моменты, например, правильно определить место и угол, чтобы лучи попадали на необходимую площадку и не преломлялись. Некоторые устройства подразумевают установку только под каким-то определенным углом, что обусловлено техническими параметрами. Все рекомендации по эксплуатации обычно написаны в инструкции, которая поставляется вместе с прибором. На первых парах, возможно, придется что-то переделывать, а может, даже экспериментировать, но не стоит этого бояться, со временем установка светового оборудования не будет занимать много времени и сил.

Все обязательные требования, указанные в инструкции, стоит выполнить, иначе могут возникнуть непредвиденные ситуации, которые могут повлечь за собой неприятности. Особое внимание стоит уделить вентиляции. Световые приборы, использующие мощные источники света, могут сильно нагреваться, поэтому рядом не должно быть легковоспламеняющихся материалов. Необходимо продумать и схему подключения, так как возможно понадобиться бо́льшее количество розеток, чем уже имеется. В любом случае, не будет лишней консультация опытного электрика, особенно если вы занимаетесь подобным впервые. Стоит заместить, что сложности в первую очередь возникают там, где требуется установка большого количества устройств.

Следующая задача после инсталляции – обеспечение правильного и безопасного ухода, чтобы увеличить срок службы оборудования.

Регулярная чистка – важный момент, про который не стоит забывать. Для предотвращения поломки вентиляторов и фильтров необходимо своевременно убирать пыль, для яркого цвета – протирать зеркала и линзы. Для очищения можно воспользоваться специальными моющими средствами и сухой мягкой салфеткой.

Замена лампы также должна проводиться специалистом, причем необходимо подобрать нужный тип лампы, первая попавшаяся здесь не подойдет. При замене галогенных ламп следует быть особенно внимательным и не работать без перчаток.

Актуальные вопросы

Что такое DMX?

DMX512 изначально разрабатывался как система передачи данных между интерфейсами, поддерживающими собственные протоколы. Вскоре он стал использоваться не только для соединения диммеров и контроллеров, но и для работы с более сложными устройствами, например, дым-машинами и вращающимися головами. Контроллер DMX512 подключается к устройствам путем последовательного подключения. Каждый прибор имеет DMX вход и обычно DMX выход, который иногда маркируется как DMX ‘thru’.

Что такое гобо?

Гобо – это маленький ровный диск, сделанный из металла или стекла. Металлические гобо пробиваются или вырезаются лазером так, что через них может пройти свет, и в результате проецируется световой рисунок. Стеклянные гобо работают по аналогичному принципу.

Нужен ли мне генератор дыма?

Конечно, в первую очередь все зависит от ваших собственных предпочтений и возможностей. Генератор дыма не обязателен, но при его наличии вы сможете создать потрясающую красивую атмосферу, когда световые лучи будут преломляться в легкой дымке. Стоит отметить, что воспроизводимый дым не опасен, поэтому посетители и гости любого мероприятия смогут насладиться эффектным зрелищем. Сегодня на рынке существует огромное количество различных генераторов эффектов, поэтому выбрать такой прибор не составит труда.

Нужен ли мне контроллер?

Использование специализированного контроллера не обязательно, если речь идет о маленькой световой инсталляции: приборы будут работать в автономном режиме и буквально сделают всю работу самостоятельно. Но если у вас ночной клуб с множеством светового оборудования, различного по функционалу, DMX-контроллер вам все же понадобится. С ним вы получите независимое управление каждым параметром каждого прибора.

Могу ли я заменить лампу в приборе эффектов?

Самостоятельно заменять лампу в приборе эффектов настоятельно не рекомендуется, так как это может быть очень опасно – световые приборы достаточно специфичны, поэтому можно легко ошибиться процессе замены.

Заключение

Наиболее известные и популярные световые приборы выпускаются производителями Eurolite, Stairville, AMERICAN DJ и ACME.

Световые приборы – это именно то оборудование, которое вдохнет новую жизнь в ваше мероприятие и заставит посетителей прочувствовать атмосферу праздника и веселья. Многолучевые эффекты, стробоскопы, лазеры, прожекторы PAR и сканеры – с помощью всех этих приборов вы сможете создать световую инсталляцию своей мечты!

Источник http://https://avtosotka.ru/obzory-i-novosti/svetovaya-sistema-avtomobilya.html
Источник http://https://magazinsuzuki.ru/modeli/naruzhnoe-osveshchenie-avtomobilya.html