Назначение, устройство и неисправности модуля управления светом | Новости

Назначение, устройство и неисправности модуля управления светом

Современные автомобили включают в себя множество электрических компонентов. Электрикой довольно легко управлять, она облегчает жизнь водителя и пассажиров и, что бывает не менее важно, она может служить очень долго. Во многих автомобилях элементы управления светотехникой выносятся на специальную панель. Ее часто называют блоком управления освещением. Важным элементом подобных систем является модуль управления автомобильным светом. В случае его выхода из строя многие думают, что поломка скрыта в основных элементах освещения – лампах. На самом деле причина ненормальной работы светотехники может крыться именно в модуле. О его особенностях и неисправностях – в материале Avto.pro .

Блок управления светом

Немного о блоке управления светом

Блок управления светом, которым правильнее всего называть модулем управления светом (сокр. МУС) – это отдельный компонент электрической системы автомобиля, который позволяет наиболее эффективно работать как с внутренним, так и наружным освещением транспортного средства. По сути, это комбинированное коммутационное устройство , которое напрямую влияет на работу светотехники. И вот какие функции оно выполняет:

  • Включение, а также отключение практически всех элементов автомобильного освещения, как-то фонарей, огней и фар;
  • Управления корректором фар;
  • Выбор нужного режима работы фар. Речь идет о ближнем или же дальнем свете;
  • Ввод в строй обязательных приборов, как-то дневных ходовых огней.

Как видите, один-единственный модуль управления светом отвечает выполняет множество задач. И заметьте, что при выходе модуля из строя хотя бы один из осветительных приборов будет работать в аномальном режиме (или не будет работать вовсе). В случае обязательных осветительных приборов, подобный модуль выступает лишь в роли коммутационного прибора . Управлять подсветкой номеров и дневными ходовыми огнями (сокр. ДХО) водитель, как правило, не может. В тандеме с блоками управления светом работают и несколько датчиков. В системах активного головного света таких датчиков много: пара датчиков положения модуля лампы, один датчик угла поворота руля и четыре датчика уровня кузова. Немудрено, что в такую систему нельзя вводить неподходящий блок управления. Впрочем, такие системы нуждаются в более детальном рассмотрения. Мы же сосредоточимся на модулях управления светом.

Типы модулей управлением света

Конструктивно МУС представляет собой простой пластиковый блок, занимающий свое место на приборной панели транспортного средства. Как правило, он находится левее водителя . На основной части блока располагаются управляющие элементы – кнопки, регуляторы, многопозиционные переключатели. По другую сторону находятся разъемы, а также стандартная колодка, имеющая ножевые контакты. Говоря о типах МУС, нам придется рассмотреть практически все возможные функции этого устройства. Почему функции? Давайте разберемся. Обычно модули управления светом делят на:

  • Имеющие стандартный функционал;
  • Имеющие расширенный функционал.

Делить МУС на типы чисто по функционалу не совсем правильно, но так все же принято делать. Концерны сами определяют, какие функции будет иметь МУС на конкретном автомобиле в конкретной комплектации. Каких-то жесткий норм здесь нет, так что всем, кто хочет купить себе новый автомобиль, стоит обращать внимание и на блок управления светом. Вот какие функции он может выполнять:

  1. Стандартный функционал. Выключатель головного света имеет 3-5 позиций. Выключатель противотуманных фар может иметь дополнительную световую индикацию. Выключатель задних «туманок» имеется;
  2. Расширенный функционал. Аналогично стандартному + регулятор уровня освещения и управление корректором.

Конфигурации МУС

Как правило, стандартные МУС имеют вертикальную компоновку. Сразу под выключателем наружного света находятся кнопки фонарей и «туманок». В случае блоков с расширенным функционалом компоновка горизонтальная. Кстати, по количеству позиций выключателей наружного освещения можно судить и о функциональности МУС в целом. Вот о чем стоит знать:

  • 3-позиционный выключатель. Не имеет автоматического режима (работает на включение габаритных огней, подсветок и ближнего света при зажигании), а также режима «Парковка», который позволяет держать включенной подсветку и габаритные огни при выключенном зажигании;
  • 4-позиционный выключатель. Имеет автоматический режим;
  • 5-позиционный выключатель. Работает во всех режимах.

Регулятор корректировки фар, как правило, имеет стандартную маркировку. В ней имеется 4 значения. Значение «0» соответствует правильному наклону фар, который рекомендован в случаях, когда в салоне есть водитель или же водитель с пассажиром. Значение «1» соответствует положению фар, рекомендованном при полной заполненности салона . Значение «2» выставляется в случае, когда в салоне есть пассажиры, а багажник автомобиля заполнен . Последнее положение «3» рекомендовано выставлять при загруженности багажника . Кстати, можно выбирать и промежуточные значения, опираясь на реальную загруженность автомобиля. Напоминаем, что корректором фар должны быть оснащены все современные автомобили. Он поддерживает оптическую ось светотехники в зависимости от того, насколько сильно перекошен кузов автомобиля. При сильной загрузке автомобиль немного «уводит», но при правильной регулировке света корректором водитель сможет нормально видеть дорогу.

Вам будет интересно  Плафон освещения салона Рено Логан, схема подключения

Неисправности модуля

Несмотря на то, что МУС представляет собой довольно простое коммутационное устройство, он иногда выходит из строя. Как правило, автолюбители жалуются на непроизвольное включение и выключение света. Или, напротив, невозможность включить часть автомобильной светотехники при помощи управляющих элементо в на блоке управления светом. Вот с какими неисправностями можно столкнутся:

  • Нарушение целостности корпуса, фиксаторов;
  • Обрыв цепи;
  • Нарушение целостности всей платы;
  • Нарушение целостности контактной пластины;
  • Сгорание предохранителя;
  • Коррозия.

Часто встречающийся неисправностью является появление трещин в пайке контактов платы. Здесь автолюбителю может помочь работа с паяльником. Учтите, что саму плату нужно вынимать из корпуса блока предельно аккуратно – лучше приложить к ней с двух сторон мягкий материал и понемногу тянуть на себя. Если вы видите, что на контактной пластине платы образовалась небольшая ямка, то ее нужно заполнить оловяным припоем . Также не забывайте проверять предохранитель – иногда он выходит из строя.

МУС со стандартным функционалом

Стоит отметить, что при «прозвоне» платы автолюбитель может не выявить неисправность, а уже после монтажа блока он снова сталкивается с проблемами. Дело в том, что во многих МУС контакты подпружинены. Если вы припаивали провод, то есть вероятность, что он будет мешать контактам. Провод придется немного сместить или вовсе проделать для него отверстие в корпусе.

Выбор нового модуля управления светом

Автоконцерны рекомендуют брать исключительно оригинальные модули управления светом, которые можно искать по VIN-коду авто . Впрочем, практика успела показать, что в отдельных случаях модуль с расширенным функционалом можно установить в замену «простого» модуля. Модули с различных отечественных автомобилей часто оказываются взаимозаменяемыми. Правда, точную информацию о совместимости зачастую необходимо искать в сети. Оригинальный модуль можно найти по:

  • Коду модуля;
  • VIN-коду транспорта;
  • Параметрам авто.

В случае последнего речь идет о таких параметрах, как марки, модель, а также год выпуска. Если вести поиски в проверенных электронных каталогах, вероятность найти совершенно неподходящий модуль практически нулевая. Мы рекомендуем подбирать блок той же модели и того же типа, что уже был установлен на вашем автомобиле. Это гарантирует его работоспособность. Если МУС не имеет заводского брака, то сразу после установки он будет обеспечивать работу как внутреннего, так и наружного освещения. Кстати, и сама установка не занимает много времени. Здесь необходимо:

  1. Открутить винты;
  2. Тянуть блок на себя, пока не оттянутся защелки;
  3. Отключить блок от электрического разъема;
  4. Подключить к сети новый блок и поставить его на место, не забывая закрутить винты.

Если вы ставите неоригинальный блок , то обязательно следуйте инструкции, которая должна прилагаться к изделию. Требуется правильное подключение блока с расширенным функционалом к электрической цепи. После установки потребуется проверка корректности работы всех осветительных приборов. Учитывайте, что не всегда неоригинальный блок удается установить самостоятельно. Советуем обратиться за помощью к электрику, т.к. он может подсказать, какой именно блок вам подойдет, а также изучите тематические материалы.

Расположение блока управления светом

Мы не советуем приобретать недорогие элементы управления автомобильным светом в китайских онлайн-магазинах. Ассортимент и цены в таких магазинах впечатляют, однако многие покупатели отзываются о представленной так электрике скорее негативно, чем позитивно. В частности, не всегда удается выявить совместимость тех же блоков с конкретным автомобилем. Даже подходящие блоки выходят из строя раньше, чем оригинальные . Также учитывайте, что в подобных магазинах очень широко представлены подделки, которые сложно отличить от фирменных изделий, поставляемых китайскими заводами известных компаний-поставщиков на конвейеры автоконцернов.

Вывод

Блок управления светом – это довольно простое коммутационное устройство, которое, впрочем, не так уж редко выходит из строя. Если вы наблюдаете проблемы с осветительными приборами и никак не можете выявить их источник – лампочки работоспособны, а обрывы цепи отсутствуют – обязательно стоит проверить МУС. Как правило, страдает его «начинка». При помощи пайки можно устранить большую часть проблем. А вот если вы пропаяли все возможные контакты, а блок так и не начал работать, проще всего будет купить новое устройство. К счастью, блок управления светом большинства автомобилей стоят не очень больших денег.

Как самостоятельно сделать автоматическое включение ближнего света фар на своём автомобиле

Включённая фара

Многие автомобили иностранного производства оснащены специальными устройствами, которые без вмешательства человека включают и выключают свет. Чаще всего такие гаджеты совмещены с датчиком солнечного света в автомобиле. В случае если контроллер понимает, что на улице стемнело, он включает фары, а прибывая на более светлый участок пути, выключает их.

Это очень полезная функция для жителей некоторых стран… Но не для россиян. Правила дорожного движения в России заставляют водителей включать ближний свет (или дневные ходовые огни) при движении в любое время суток и при любой видимости.

Как включить ближние, дальние фары и габаритные огни

Рычаг включения фар ближнего и дальнего света обычно находится на руле слева — при помощи этого рычага можно не только управлять внешним освещением автомобиля, но и включать указатели поворота («поворотники»). Фары ближнего света включаются путём поворота переключателя на конце рычага в крайнее положение, на которое также указывает и соответствующий символ на переключателе.

Вам будет интересно  Система электрооборудования автомобиля

Ну а габаритные огни занимают промежуточное положение между крайними отметками выключенных и включённых фар ближнего света. То есть, повернув переключатель один раз, вы включите именно габариты, а после второго поворота — уже и фары ближнего света.

С дальним светом дело обстоит также достаточно просто. В зависимости от марки машины он может включаться как оттягиванием рычага переключателя от себя, так и потягиванием на себя (при включении вы увидите синий значок на приборной панели). При этом, если вы хотите только мигнуть дальним светом, подавая сигнал фарами другим водителям, нужно лишь на короткое время надавить на рычажок в противоположную от включения сторону. То есть, если дальний свет включается путём оттягивания, то для сигнала фарами нужно просто быстро потянуть рычажок на себя и отпустить, чтобы он вернулся в исходное положение.

Вообще же, перед тем, как сесть за руль, желательно прочитать инструкцию по эксплуатации вашего автомобиля, которая ответит практически на все возникающие вопросы по любым аспектам вождения.

С учетом недавних изменений в правилах дорожного движения на территории РФ водитель обязан включить ближний свет фар как при езде в темное, так и светлое время суток. В противном случае сотрудники ГИБДД имеют право оштрафовать водителя.

Хотя сумма штрафа не самая большая, при этом сама факт того, что автомобиль могут задержать за нарушение ПДД, после чего за такое правонарушение водитель будет оштрафован на определенную сумму, по целому ряду причин неприемлем для большинства ответственных автолюбителей.

Естественно, в сложившейся ситуации многие автовладельцы столкнулись с тем, что человеческий фактор на практике оказался главной причиной, по которой автомобиль без включенного света останавливают и штрафуют. Простыми словами, нередко водители попросту забывают включить фары.

Чтобы избежать подобных ошибок, оптимальным вариантом является включение ближнего света при запуске двигателя, то есть автоматически. Однако далеко не все ТС имеют подобную функцию, которая реализована штатно. В этой статье мы рассмотрим, как доработать автомобиль, чтобы фары включались одновременно с запуском .

Читайте в этой статье

Какое устройство актуально для нашей страны?

Езда без света грозит автомобилистам неприятностями в виде штрафов. Однако многим не так-то просто приучить себя включать фары каждый раз до того, как начинается движение. А отсутствие привычки выключать фары по прибытии в пункт назначения уже многим автолюбителям преподносило «подарок» в виде севшего аккумулятора.

Хорошо бы фары сами включались при пуске мотора и отключались после его глушения, не правда ли? Дело в том, что оснастить такой опцией можно любой автомобиль.

Есть два варианта устройств для автоматического включения ближнего света фар:

  • кустарные;
  • фирменные.

Кустарные

Кустарное устройство собирается автолюбителем самостоятельно. Для этого необходимо внесение изменений в систему автомобильной электроники. Однако сам процесс перенастройки авто не так-то прост. Для создания автоматического включения фар ближнего света, как и для автоматического включения дальнего света фар, необходимо хорошо разбираться в устройстве автомобиля.

Вот один из вариантов оснащения машины упомянутой опцией.

Автоматический включатель ближнего света

Также спаять систему можно по более прозрачной схеме:

Схема автоматического включения фар

Некоторые умельцы продают устройства, помогающие фарам самостоятельно включаться и выключаться, собранные вручную. Однако отвечать за качество таких девайсов не может никто, даже сами продавцы. Поэтому несколько раз подумайте, прежде чем покупать такой продукт.

Фирменные

Известно несколько распространённых производителей устройств для автоматического включения света фар:

  • Giordon,
  • Quantoom,
  • Premier.

В большинстве своём они базируются на датчиках света, что не совсем подходит российским автолюбителям. Однако некоторые устройства можно перенастраивать по своему усмотрению.

Установка такого прибора, как и сопутствующая ей установка датчика света — дело несложное. К каждому из них прилагается инструкция, в которой подробно описывается процесс монтажа.

Чаще всего производитель отвечает за качество и долговечность своего продукта, а иногда и ручается за его работу посредством официальной гарантии.

Автоматическое включение фар после запуска двигателя

Чтобы организовать подобную схему работы, можно пойти в двух направлениях: подключиться к датчику давления масла или к ручнику.

Способ 1: Подключение к датчику давления масла

Для осуществления такого подключения потребуется:

  • реле;
  • транзистор (2 штуки);
  • провода;
  • микросхема К561ТП1.

Все детали размещаются в небольшом корпусе от реле, после чего прибор необходимо подключить к датчику давления масла. Когда давление в системе смазки двигателя нормализуется, то есть при включении мотора, датчик будет размыкаться, а питание с него перейдет на конденсатор. В конечном счете, напряжение на реле будет подаваться через включенные в подачу питания фар транзисторы. При отключении двигателя, питание с датчика подается на нужную лампу, расположенную на приборной панели. В это время конденсатор, который входит в блок управления фарами начинает разряжаться и подача питания к реле останавливается.

В этом случае управлять фарами можно также в ручном режиме, если применить параллельное подключение. Для того чтобы задать время отключения и включения фар достаточно подобрать сопротивление на плате. Чем этот параметр будет выше, тем через больший отрезок времени фары включатся и отключатся.

Вам будет интересно  Как отполировать фары своими руками в домашних условиях: средства, подготовка и полировка

Правда и этот метод нравится далеко не всем, так как такая схема намного сложнее (нужно тянуть провода и произвести 3-4 соединения).

Способ 2: Подключение к ручнику

Это способ намного проще, так как в этом случае достаточно лишь чуть-чуть доработать схему подключения фар при зажигании, о которой мы говорили в самом начале. Для этого достаточно добавить еще одно реле и короткий провод (порядка 25 см) к штатному контакту кнопки ручника.

Благодаря такому способу фары будут отключаться, как только вы потяните ручник, и загораться когда вы его отпустите.

Если устройство всё-таки сломалось

Фирменные девайсы дают сбои крайне редко. Чаще всего их поломки связаны с нарушением правил эксплуатации. Они могут «полететь» из-за механических повреждений, попадания влаги внутрь электрических элементов, неправильной установки или неаккуратного использования.

Сходу рассказать, что именно может сломаться в датчике, невозможно. Однако можно подробнее рассмотреть его устройство.

Как правило, стандартный включатель фар состоит из следующих деталей:

  • выключателя,
  • проводов,
  • блока управления,
  • реле.

Если прибор перестал работать, нужно искать причину на одном из участков этой схемы.

Варианты автоматизации

Установить автоматический включатель и выключатель, который будет отвечать за ближний свет, вполне можно своими руками. Но для начала следует определиться, какой из способов реализации схемы вам подходит больше остальных.

Всего предлагается 3 актуальных варианта:

  • включение при активации зажигания;
  • автовключение оптики после пуска мотора;
  • использование специального датчика света.

Реализовать каждую схему автоматизации ближнего света можно в гаражных условиях. Но если вы не обладаете необходимыми навыками, сомневаетесь в своих возможностях, или просто хотите получить гарантированный результат, обратитесь за помощью к специалистам.

Датчик света

На множестве автомобилей зарубежного производства уже в заводской комплектации предусмотрено специальное устройство, которое в автоматическом режиме включает и выключает оптику машины. Они работают в тандеме с датчиком света.

Девайс реагирует на изменение уровня освещения. Если датчик фиксирует потемнение, фары включаются. Когда машина находится на светлом участке дороге, происходит автоматическое отключение. Во многих странах такая функция очень полезная и удобная. Но не совсем подходит для РФ.

Всё дело в требованиях постоянно, днём и ночью, ездить с включённым ближним светом или дневными ходовыми огнями. Потому в этой ситуации работу датчика приходится корректировать.

Включение и отключение ближнего света должно стать для водителей привычкой при отсутствии системы автоматизации. Если забывать про освещение перед началом движения, это грозит штрафом. Если же автоматическое выключение не работает или попросту отсутствует, включённые фары на припаркованном автомобиле к утру посадят аккумуляторную батарею.

Водителям, которые не могут приучить себя включать и выключать свет по мере необходимости, лучше всего воспользоваться средством автоматизации. Одним из них считается специальный датчик.

На выбор автомобилистам предлагается вариант самостоятельного изготовления устройства, либо же покупка фирменного девайса. Тут однозначно нужно останавливаться на втором варианте. Устройства автоматического включения и выключения фар предлагают следующие признанные компании:

Большинство девайсов основаны на датчике света. А это, как вы уже помните, не подходит под правила дорожного движения, действующие в РФ. Это не проблема, поскольку некоторые устройства перенастраиваются, что позволяет адаптировать под несколько иную работу.


Датчик света

Подробно расписывать нюансы установки устройства с датчиком света нет необходимости. Каждый производитель комплектует свою продукцию подробной инструкцией. Они могут отличаться друг от друга по способу монтажа. Но в действительности здесь нет ничего сложного.

Бывалые водители советуют устанавливать датчик света не наружу, а в сторону салона в район зеркала заднего вида, где он обычно стоит на машинах с датчиками заводского производства.

Среди представленных вариантов установка датчика считается наименее практичным и рациональным способом автоматизировать включение и выключение оптики. Да, в определённых ситуациях девайс значительно упрощает управление транспортным средством, поскольку водителю не приходится отвлекаться на переключатели.

Но при этом датчики света не всегда адекватно реагируют на дорожную ситуацию. Некоторые участки дорог могут заставить контроллер сходить с ума, поскольку затемнение быстро сменяется светлым участком, и так происходит постоянно. В итоге фары то включаются, то выключаются. Вряд ли такое понравится сотрудникам ГИБДД. Да и сам водитель будет испытывать серьёзный дискомфорт от подобной светомузыки.

Зажигание

Неплохой вариант того, как сделать на машине автоматическое включение ближнего света, предусматривает использование зажигания. Задумка заключается в том, чтобы фары включались после запуска зажигания.

Для реализации схему для начала требуется подключить осветительные приборы к источнику питания. Поскольку одни приборы подключаются вне зависимости от положения замка зажигания, а другие только после зажигания, тут нужно правильно выбрать источник. Наиболее предпочтительным решением считается кнопка для активации печки.

За и против механизмов включения ближнего света фар

Как и у любой инновации, у этой опции есть свои почитатели и враги. Отношение автолюбителей к такому прибору обусловлено его плюсами и минусами.

К плюсам относится то, что подобный девайс значительно упрощает процесс управления автомобилем. Он способствует отсутствию рассеянности внимания водителя, освобождая его от забот о свете машины.

Однако у этого механизма есть и минусы. Монтаж кустарного устройства со временем может привести к проблемам с автомобильной электроникой. Никакой гарантии качества у таких устройств нет.

Если же устройство оснащено и датчиком света для регулировки интенсивности освещения, он может «сойти с ума» на некоторых дорогах. Например, на полотнах с редкими фонарями и разным уровнем освещения.

Отсутствие забот о включении и выключении фар может грозить водителю штрафами при дальнейшей эксплуатации машины, не оснащённой автоматическим «помощником». Поэтому лучший вариант автоматического включения ближнего света фар при движении — собственная привычка.

Источник http://https://avto.pro/autonews/naznachenie_ustroystvo_i_neispravnosti_modulya_upravleniya-20190725/
Источник http://https://avtokart.ru/dvigateli/vklyuchatel-far.html