Содержание
Радиатор АКПП
Перегрев масла в автоматической коробке может привести к ухудшению работы трансмиссии либо выходу из строя ее механизмов. Установка доп. радиатора АКПП способствует своевременному охлаждению смазочного материала, увеличивает эксплуатационный период трансмиссии. В каких случаях стоит устанавливать дополнительный агрегат для охлаждения смазочного материала АКПП, описано в нашей статье.
Немного теории
Доп. радиатор для автоматической коробки переключения передач
В автомобилях, имеющих пробег свыше 100 тыс. км установка дополнительного радиатора нормализирует работу трансмиссии, увеличивает ее ресурс. Объясняется это тем, что в машинах, с большим пробегом система охлаждения работает менее эффективно, чем в новых авто. Снижению КПД коробки способствует образование налета на механизмах трансмиссии, протечка смазочного материала через изношенные уплотнители, возникновение вибраций от изношенных узлов. Все эти неполадки приводят к перегреву масла внутри АКПП.
Для автоматических коробок (3-ех и 4-ех ступенчатых) оптимальная рабочая температура составляет 75-80 0 С. В таких температурных условиях ресурс АКПП больше эксплуатационного периода самой машины. В классическом варианте, который используется для большинства автомобилей, трубка охлаждения коробки автомат располагается в основном радиаторе ДВС. При этом с возрастанием степени изношенности машины эффективность охлаждения АКПП падает. Возникает момент, когда при длительной эксплуатации авто, температура двигателя равна температуре автоматической коробки переключения передач и составляет около 100 0 С, что недопустимо для коробок автомат.
Современные универсальные смазочные материалы имеют синтетическую основу, позволяющую маслам выдерживать чрезвычайно высокие температуры, не разрушаясь и не изменяя структуры заданной производителем. Но для коробок автомат возрастание температуры смазки даже на 10 0 С способно вывести из строя механизмы агрегата, значительно ухудшить их работу. При температуре трансмиссионной жидкости более 140 0 С происходят процессы обугливания фрикционов, возможен перегрев фрикционной прокладки (критическая температура около 350 0 С) и ее преждевременный износ. Очевидно: даже используя универсальные трансмиссионные масла, способные выдержать чрезвычайно высокий температурный режим, не удастся избежать капремонта АКПП без хорошей системы охлаждения.
Чрезвычайно низкая температура смазочного материала также вредна для коробки автомат, поэтому мастера рекомендуют в зимний период устанавливать на охладительную магистраль термостат. Это устройство не позволяет непрогретому трансмиссионному маслу охлаждаться через дополнительный маслорадиатор и возвращает смазку к трансмиссии.
Рекомендуем посмотреть видео о назначении дополнительного масляного радиатора АКПП:
Назначение дополнительного устройства для охлаждения автоматической коробки
Рисунок 1. Место размещения дополнительного маслорадиатора.
Установка дополнительного маслорадиатора для охлаждения АКПП имеет такие плюсы:
- Уменьшение температуры смазочного материала. Степень снижения температурного показателя зависит от объема дополнительного радиатора охлаждения АКПП. Небольшие агрегаты способны уменьшить температуру на 10 0 С за несколько подходов, устройства с большим объемом снижают температуру до такого же уровня за один подход.
- Увеличение ресурса автоматической коробки.
- Достижение более мягкой (без рывков) работы АКПП.
- Возрастание эксплуатационного периода гидроблока, сальников, уплотнителей.
Симптомы, указывающие на недостаточное охлаждение коробки автомат:
- выход из строя муфты гидротрансформатора;
- запах горелой трансмиссионной смеси;
- ухудшение работы автоматической коробки после прогрева антифриза ДВС до рабочей температуры;
- разбитые втулки;
- изношенные фрикционы и барабаны.
Своевременная замена трансмиссионной жидкости и установка дополнительного радиатора АКПП позволяют продлить срок эксплуатации автоматической коробки, увеличивают ее КПД. Выбрать масляный радиатор для дополнительного охлаждения можно, учитывая степень перегрева АКПП и особенности охладительной системы. Обычно такой агрегат подбирается с небольшим запасом, его объем в большинстве случаев не превышает 0,5 л.
Заключение
Устанавливают дополнительный радиатор АКПП для обеспечения охлаждения масла коробки автомат. Перед установкой доп. устройства для охлаждения нужно провести комплексную диагностику коробки автомат, позволяющую выявить причины перегрева трансмиссии. Если коробка сломана, то установка дополнительного маслорадиатора не улучшит ее работу.
Оптимальным местом для установки дополнительного радиатора есть пространство за решеткой радиатора (смотрите рисунок 1). При таком месторасположении устройство будет лучше обдуваться встречным воздушным потоком, к тому же его удобно мыть при необходимости.
Что нужно для установки дополнительного радиатора охлаждения АКПП и как это сделать
Внутри коробки во время движения и даже простоя автомобиля в пробках происходят процессы движения и трения различных механизмов. Всё это сопровождается закономерным повышением температуры. Поскольку масло в автомате одновременно отвечает за смазку, охлаждение и передачу крутящего момента, если говорить про гидротрансформаторные КПП, то само масло обязательно нуждается в охлаждении.
Для этого используется радиатор. Без него автомат нормально функционировать не сможет. В обычном рабочем режиме температура смазки может повышаться до 80-100 градусов Цельсия.
Да, штатно предусмотрена определённая система охлаждения. Но далеко не всегда её хватает, чтобы справиться с нагрузками на коробку. Для таких целей предусмотрена возможность установки дополнительного или вспомогательного радиатора.
Нормальные температурные показатели
Если заглянуть в мануал, производитель там чётко указывает, какой температурный диапазон считается нормальным для той или иной коробки-автомат.
В основном этот диапазон находится в пределах от 60 до 90 градусов Цельсия.
Чтобы поддерживать такую температуру, конструкцией АКПП предусмотрено использование системы охлаждения коробки. Без неё при движении авто температура вряд ли бы была ниже 95-100 градусов.
Хотя для АКПП применяют специальные синтетические ATF масла, при сильном нагреве они теряют свои свойства и характеристики, перестают справляться со своими задачами.
Избежать перегрузок бывает сложно. Чтобы минимизировать возможные последствия перегрева, правильным решением станет установка ещё одного радиатора в системе охлаждения.
Как работает система охлаждения
Существуют различные виды радиаторов, которые отвечают за охлаждение рабочей жидкости внутри автоматической коробки передач.
Но схема работы системы выглядит примерно одинаково. Она включает в себя несколько основных элементов:
- Насос. Специальное устройство, обеспечивающее создание давления внутри системы. Способствует перекачки масла от подвижных элементов АКПП к бункеру.
- Маслоприёмник. Он же бункер. Включает в себя прямоугольное тело, с двух сторон которого предусмотрены патрубки. Бункер может находиться внутри радиатора охлаждения двигателя или в нижней части поддона. Расположение позволяет достигать эффективного охлаждения.
- Фильтр. Обычно представлен в виде сетки из металла. Но могут применяться и синтетические материалы. Фильтр нужен для того, чтобы очищать масло от различных частиц и примесей, появляющихся в результате износа и трения поверхностей.
На некоторых автомобилях с завода предусмотрены увеличенные теплообменники, что позволяет повысить эффективность охлаждения и исключить необходимость установки дополнительного радиатора.
Работа системы охлаждения АКПП во многом зависит от того, какой тип используется в конкретном автомобиле.
Система охлаждения на старых и новых АКПП
Уже понятно, что за охлаждение отвечает радиатор. Но он бывает двух типов. Это отдельные и встроенные.
Первый тип используется в основном на старых АКПП. Встроенные появились на современных автоматах.
Отдельные радиаторы — привилегия автомобилей почтенного возраста. Для АКПП предусмотрен отдельный от радиатора охлаждения двигателя радиатор конкретно для коробки. Обдув осуществляется встречными потоками воздуха или принудительно за счёт вентилятора. Это позволяет сохранять температуру в заданном диапазоне.
Для отдельных радиаторов ключевое значение играет своевременность замены масла. Это лучше делать с интервалом в 50 тысяч км. Хотя в руководстве по эксплуатации может быть указано, что замена выполняется через 150 тысяч км.
Встроенные. Это вариант для современных АКПП, где не предусмотрен отдельный радиатор для коробки. Тут к основному радиатору подключается патрубок, отвечающий за масло в автомате. То есть конструктивно в одном узле находится пара радиаторов. Один охлаждает смазку двигателя, а второй масло в коробке.
Переход на встроенные радиаторы казался революционным способом решить две проблемы с охлаждением одновременно. На практике всё выглядит иначе. У многих моторов рабочая температура выше в сравнении с температурой смазки АКПП. И если мотор может работать при 100-110 градусах, то для автомата эти параметры будут губительными.
Также для охлаждения трансмиссионной жидкости часто используются небольшие патрубки, что негативно влияет на эффективность охлаждения. Поэтому масло может перегреваться при сильной нагрузке.
Изначально встроенные радиаторы работают отлично. Но со временем патрубки забиваются грязью и эффективность охлаждения заметно падает. Чистка довольно сложная, а замена дорогая.
Чтобы решить проблему недостаточного охлаждения, начали использовать дополнительный радиатор, который устанавливается в помощь основному узлу охлаждения. Монтируются такие элементы в разрыве между главным радиатором и коробкой.
Что даёт установка дополнительного радиатора
Не все видят смысл в дополнительном радиаторе для АКПП и не понимают, зачем его устанавливать. Ведь автопроизводитель должен при проектировании всё рассчитать и обеспечить нужную степень охлаждения.
В действительности невозможно рассчитать нагрузку идеально точно. Где-то автомат в меньшей мере подвержен негативным воздействиям. А в тяжёлых условиях интенсивность износа и перегрева заметно повышается. Производитель берёт средние показатели. Плюс им выгодно, чтобы авто чаще ремонтировались и менялись. Полностью полагаться на изготовителя не стоит.
Есть несколько причин, чтобы установить вспомогательный радиатор:
- система лучше противостоит перегреву;
- масло редко нагревается выше 80 градусов Цельсия;
- повышается общий ресурс АКПП;
- смазка служит дольше и реже нуждается в замене;
- соленоиды и гидроблок лучше защищены от износа.
Важно понимать, что дополнительный радиатор будет постоянно охлаждать масло. Из-за этого летом всё работает отлично, но зимой недогрев смазки приведёт к своим негативным последствиям.
Для решения такой проблемы в зимний период нужно дополнительно задействовать термостат. Он позволяет системе охлаждения срабатывать именно в тот момент, когда это необходимо.
Термостат позволяет при определённой температуре обеспечивать подачу смазки на большой круг охлаждения. Обычно это 70-80 градусов Цельсия. Это позволит регулировать температуру внутри системы в зависимости от условий окружающей среды и интенсивности работы АКПП.
Монтаж вспомогательного радиатора
Самостоятельная установка дополнительного радиатора для АКПП вполне допускается. Но для этого нужно обладать хотя бы минимальными знаниями устройства машины и опытом её обслуживания.
Прежде чем будет выполнена установка, нужно определиться с выбором дополнительного радиатора, поскольку на АКПП могут ставиться узлы 2 типов.
- Трубчатые. Гидравлическое сопротивление у них имеет минимальные показатели. Внутренние полости не так часто наполняются грязью, как у конкурента. При забивании они могут самоочищаться и промываться. Подключаются сбоку от штатного узла. Бывают 4, 6 и 8-рядные. Первые подходят для легковых авто с объёмом двигателя до 2,0 литров, которые ездят без прицепа и не в особо тяжёлых условиях. Для моторов до 3 литров подходят 6-рядные. При езде с нагрузкой лучше выбрать 8-рядные.
- Пластинчатые. Многие предпочитают установить именно пластинчатый дополнительный радиатор для охлаждения своей АКПП. Их эффективность в течение первых 3-4 лет эксплуатации выше, чем у конкурента, на 10-30%. Параллельно они фильтруют смазку, задерживают крупный мусор. Затем эффективно выравнивается.
Отдельно стоит выделить изделия в виде радиаторов без спирали турбулентности. Этот выносной тип устройства актуально использовать, если АКПП в процессе эксплуатации сильно нагреваются, а их масляный насос обладает высокими показателями производительности. Но на практике их применяют редко, поскольку они очень требовательные к качеству залитого масла.
Конструктивно автомобили отличаются между собой, потому нельзя составить универсальную инструкцию, подходящую абсолютно для всех авто. Чтобы установить масляный радиатор, обычно нужно:
- демонтировать передний бампер и снять левый воздуховод;
- выбрать подходящее место за решёткой радиатора;
- установку следует выполнять так, чтобы элемент мог охлаждаться вентилятором и встречными потоками воздуха;
- дополнительный радиатор крепится в разрыв специальными стяжками;
- на трубки надеваются шланги подходящего диаметра, и фиксируются хомутами;
- подключаются армированные шланги к заводской системе с помощью переходников;
- подключается вспомогательный термостат;
- доливается дополнительный объём трансмиссионной смазочной жидкости.
Проверьте соединённую систему на герметичность перед началом активной эксплуатации автомобиля.
Самостоятельная установка дополнительного радиатора для заводской системы охлаждения АКПП вполне возможна. С ней автоматическая коробка будет работать лучше и дольше. Замена масла потребуется реже.
Возможные проблемы и их решение
Есть несколько проблем, связанных с системой охлаждения АКПП, которые обычно возникают у тех, кто решил установить дополнительный радиатор.
- Зимой смазка густеет, а дополнительный радиатор увеличивает время прогрева масла в АКПП. Холодный старт провоцирует ускоренный износ, масло вытекает через выдавленные сальники. Для решения этой проблемы нужно установить термостат. Но всё равно стартовать следует только после прогрева АКПП и ДВС.
- Нужно чистить дополнительный радиатор, а для этого требуется специальное оборудование. На самом деле очистку можно выполнить с помощью погружного или печного насоса. Второй вариант лучше.
- После монтажа дополнительного радиатора всё равно температура высокая. Ищите проблему в заклинившем термостате, старой изношенной смазке или в загрязнённой коробке автомат.
- Для АКПП с дополнительным радиатором нужно намного больше масла. Это обычный миф. Объём увеличится лишь на вместимость радиатора, трубок и шлангов. На практике расходы повышаются незначительно.
Дополнительный радиатор является действительно полезным и эффективным решением при эксплуатации АКПП в тяжёлых условиях. Важно грамотно подобрать деталь и правильно её установить, не забыв про термостат. Без него такую систему использовать не рекомендуется.
Установка дополнительного радиатора охлаждения акпп
Это чревато очень серьезными проблемами, поскольку перегрев АКПП, пожалуй, является главным виновником, отправляющим автоматические коробки на ремонт. Чем выше поднимается температура, тем обширнее становятся повреждения.
Охлаждение АКПП: схема устройства и принцип работы
Автоматическая коробка передач, в отличие от механических МКПП и однодисковых роботов РКПП, подвергается более серьезным нагрузкам. Дело в том, что такая коробка имеет большое количество сопряженных элементов, взаимодействие которых основано на трении.
Также трансмиссионное масло (жидкость ATF) в автомате является не только смазочным материалом, но и рабочим телом. Другими словами, масло представляет собой рабочую жидкость. В процессе работы через ATF осуществляется передача крутящего момента в гидротрансформаторе, масло под давлением подается по каналам гидроблока и т.д.
Естественно, в результате жидкость достаточно сильно нагревается. По этой причине для поддержания оптимальной температуры АКПП нуждается в дополнительном охлаждении. Далее мы рассмотрим, как реализовано охлаждение коробки передач.
Читайте в этой статье
Охлаждение трансмиссионного масла в коробке автомат
Итак, с учетом особенностей работы, масло в АКПП требует эффективного охлаждения. Для решения этой задачи в конструкцию интегрирована система охлаждения АКПП. Указанная система охлаждения коробки автомат необходима для того, чтобы избежать роста температуры трансмиссионного масла и перегрева АКПП. Более того, так как современные двигатели и коробки отличаются высоким КПД, подразумевается их эксплуатация в тяжелых режимах.
Простыми словами, трансмиссионное масло в автомате должно как можно быстрее выходить на рабочую температуру, при этом потеря свойств при сильном нагреве также недопустима. Именно по этой причине для автоматов разработана отдельная группа специальных трансмиссионных масел, а также запрещено использовать моторные масла и смазки для МКПП.
Что касается системы охлаждения коробки автомат, такая принудительная система охлаждения АКПП включает в себя:
- Маслонасос, который нагнетает масло под давлением и прокачивает трансмиссионную жидкость от движущихся элементов и деталей коробки в маслоприемник;
- Маслоприемник находится в поддоне АКПП или в радиаторе автомобиля (в зависимости от схемы реализации);
- Теплообменник для трансмиссионного масла (масляный радиатор АКПП, он же маслоохладитель АКПП) на разных моделях авто может отличаться. На большинстве автомобилей с автоматом охладитель АКПП находится в корпусе радиатора системы охлаждения двигателя. Решение позволяет упростить конструкцию, а также улучшить охлаждение трансмиссии. На некоторых авто масляный радиатор коробки автомат может быть установлен отдельно, еще могут стоять увеличенные теплообменники для мощных ДВС, выдающих большой крутящий момент.
- Также дополнительно в систему устанавливается фильтр АКПП, который является фильтром грубой очистки (металлическая сетка или сетка из синтетики). Указанный фильтр, как и масло АКПП вместе с фильтрами тонкой очистки, нужно менять каждые 40-60 тыс. км. пробега. Если условия эксплуатации тяжелые, интервалы замен лучше сократить на 15-20%.
Отложения и грязь внутри теплообменника означает снижение пропускной способности и падение давления в системе охлаждения. По этой причине в рамках обслуживания АКПП нужно не только менять масло и фильтры, но и выполнять механическую очистку радиатора системы охлаждения коробки.
Термостат
Ставить радиатор нужно! Однако установка должна быть правильной! Охлаждение должно происходить в нужный момент, а не всегда.
Что я имею в виду – вместе с дополнительным охлаждением, желательно воткнуть в систему и дополнительный термостат.
«Для чего?» — спросите вы. Да все просто, термостат открывает подачу масла, только тогда когда оно нагревается до определенной температуры, скажем в 75 градусов. А пока прогрева нет, масло циркулирует по малому кругу, то есть в «штатном». Когда масло нагрелось до 70 – 75 градусов (иногда до 80), термостат открывает большой круг, через наш установленный внешний радиатор, таким образом, не позволяя ATF жидкости нагревать больше, сохраняя значение в 70 – 85 гр.
Что нам дает установка термостата:
- Улучшенный прогрев зимой
- Улучшенное охлаждение летом
- Регулировку температуры
Собственно это вся информация. Давайте подведем дополнительный итог — по перегреву, дополнительному радиатору и увеличению срока службы АКПП.
Если у вас нету дополнительного радиатора охлаждения для автомата, то его желательно установить — тем самым вы продлите срок службы АКПП, а также (иногда) уберете подергивания и толчки трансмиссии. Однако ставить его нужно с термостатом, для сбалансированного режима, то есть учитываем не только лето, но и зиму. Таким образом, мы увеличиваем срок службы АКПП, как минимум на 30 – 40%, есть над чем подумать.
Сейчас видео версия, кто запутался в тексте, там более подробно.
На этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ.
(8 голосов, средний: 4,88 из 5)
Чистка маслоохладителя АКПП
С учетом приведенной выше информации становится понятно, что загрязняется как наружная сторона радиатора, так и его внутренняя часть. Снаружи охладитель автомата обычно забивается грязью, пылью, пухом и т.д. В результате жидкость при прохождении через радиатор хуже охлаждается, теплообмен нарушается.
Засорение теплообменника приводит к тому, что возникает перегрев жидкости ATF. Это сказывается на работе всей коробки и гидротрансформатора. Как правило, возникают проблемы при переключении передач АКПП.
ГДТ может блокироваться (как частично, так и полностью), двигатель автомобиля при переключении режимов посредством селектора попросту глохнет, передачи могут переключаться рывками, возникают пробуксовки АКПП и т.п.
- Как правило, чистить теплообменник нужно параллельно замене трансмиссионного масла. Также можно совместить процедуру с заменой антифриза. Основная задача сводится к тому, чтобы отключить магистраль от системы охлаждения коробки автомат.
Сначала отключаются трубки охлаждения АКПП, идущие к радиатору. Затем к патрубкам радиатора нужно подключить аппарат, который под давлением прокачивает через маслоохладитель очиститель. Данный способ позволяет промыть радиатор, удалить отложения, остатки старого масла и т.д.
По окончании процедуры к патрубкам радиатора подключается компрессор, который позволяет продуть радиатор АКПП и высушить его изнутри. Далее осуществляется обратная сборка, то есть охладитель подключается к системе охлаждения автоматической коробки.
Еще отметим, что также требуется проверка патрубков системы охлаждения АКПП. Дело в том, что патрубки могут со временем растрескиваться, теряется герметичность, а также отложения накапливаются внутри них. Обычно специалисты рекомендуют менять патрубки системы охлаждения автоматических коробок передач каждые 100 тыс. км. пробега.
- При замене масла в автоматической коробке передач важно помнить, что эффективность охлаждения коробки напрямую зависит от качества используемого трансмиссионного масла ATF. Специалисты по ремонту АКПП не рекомендуют экономить на качестве АТФ, а также использовать дешевые не оригинальные жидкости.
Производитель автомобиля или коробки отдельно указывает рекомендуемые трансмиссионные жидкости в мануале и другой технической документации. Помните, от технических жидкостей будет зависеть общий ресурс агрегата и качество его работы.
Подведем итоги
Как видно, регулярная замена трансмиссионной жидкости в АКПП и охлаждающей жидкости в системе охлаждения двигателя позволяет поддерживать температуру агрегатов в строго заданных пределах.
Параллельно может потребоваться заменить или промыть патрубки, идущие к теплообменнику. При наличии инструментов, необходимого оборудования и определенных навыков такие операции можно выполнить своими руками даже в условиях обычного гаража.
Как определить, что коробка автомат перегревается: признаки, указывающие на перегрев АКПП. Как улучшить охлаждение АКПП и не допустить перегрева автомата.
Высокий уровень масла в коробке автомат: последствия перелива масла в АКПП. Почему перелив масла в коробку автомат опасен для агрегата, рекомендации.
Почему автоматической трансмиссии нужно охлаждение, как улучшить охлаждение масла в коробке, выбор и установка дополнительного радиатора АКПП.
Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.
Подводные камни дополнительного радиатора
Проблема. Главной проблемой становится зимнее время года. Трансмиссионная жидкость имеет свойство загустевать. Поэтому после установки дополнительного радиатора АКПП, маслу необходимо пройти гораздо большее расстояние, чтобы полностью разогреться. Это значит, что будет затрачено большее количество времени на разогрев автомата. Многие автовладельцы не любят ждать и стартуют с холодного автомата. Это приводит к тому, что густая жидкость выдавливает сальники, нарушается герметичность. Начинает подкапывать масло.
Принцип работы
Без качественного охлаждения и смазки эксплуатация автоматических коробок передач невозможна. Современные автомобили подразумевают использование двигателя и трансмиссии в максимально жёстком режиме. Именно поэтому в них используются эффективные системы охлаждения, которые позволяют одновременно смазывать и охлаждать подвижные элементы коробки передач. В качестве рабочей жидкости в автоматических коробках передач используется специальная гидравлическая среда, получившая название ATF. Так как сама коробка передач представляет собой сложный элемент, требования к рабочей жидкости возрастают в сравнении с обычными гидравлическими и механическими агрегатами. Для смазки и охлаждения используется жидкость АТФ. Качественная трансмиссионная жидкость должна не только быстро выходить на рабочую температуру, но и не терять своих свойств при экстремально высоких температурах. Именно поэтому обычные моторные масла для смазки и охлаждения двигателя использовать запрещается.
Из чего состоит система охлаждения коробки автомат
Принудительная система охлаждения акпп состоит из специального насоса, который создает давление в системе и перекачивает трансмиссионную гидравлическую жидкость от подвижных частей коробки в специальный маслоприемник. Располагается такой маслоприемник в поддоне автоматической коробки передач или же в радиаторе автомобиля, что позволяет эффективно охлаждать рабочую жидкость. За очистку трансмиссионной охлаждающей жидкости отвечает фильтр, состоящий из мелкоячеистой металлической сетки или синтетического материала. В процесс эксплуатации охлаждающая жидкость теряет свои свойства, что и вынуждает проводить её замену каждые 50-60 тысяч километров пробега. Также рекомендуется проводить замену фильтрующих элементов трансмиссионной жидкости каждые 25.000 километров.
avtoexperts.ru
Масло в автоматической коробке охлаждается с помощью основного радиатора. В радиаторе имеется специальная перегородка, которая не дает смешаться моторному и трансмиссионному маслу.
В случае перегрева жидкости следует поменять масло в коробке, а также фильтры, и по необходимости другие элементы, которые обычно входят в ремонтный комплект.
У вас машина какого года, что за АКПП и какой пробег, когда меняли масло в последний раз?
Система охлаждения АКПП
Машина 2013 года, пробег 61.000. автомат коробка, марку не знаю. И вопрос, может ли в радиаторе попасть масло АКПП в тосол?
может если например перегородка лопнула изолирующая масла из ДВС и АКПП. Но это наврятли. Просто при вашем пробеге уже надо менять масло в коробке и фильтр.
У вас стоит коробка — DSI-6. У нее проблемы могут начаться и до 100 000 км, как у вас например. Если ездить быстро и резко ускоряться.
Масло для нее — RAVENOL ATF DSIH, SsangYong 0578-244021 или Fuchs ATF 3292. Можно частично — литров 4 хватит, а можно и лучше полностью. Там литров 10 и больше потребуется. Но при любом раскладе надо промыть поддон.
Теплообменник
Конструкция теплообменника для трансмиссионной жидкости может различаться в зависимости от конкретной модели автоматической коробки передач. В большинстве моделей теплообменник автоматической коробки передач располагается в корпусе радиатора двигателя. Подобная конструкция системы охлаждения коробки передач позволяет существенно упростить и повысить эффективность охлаждения трансмиссии. Отдельные модели используют увеличенные теплообменники, которые необходимы для обслуживания автоматических коробок передач с увеличенным количеством шестерёнок. Такие коробки передач предназначается в большей степени для мощных дизельных автомобилей, имеющих увеличенный крутящий момент.
Автовладелец должен пристально следить за техническим состоянием системы охлаждения коробки передач. Загрязненный теплообменник может привести к существенному ухудшению эффективности охлаждения рабочей жидкости, а наличие загрязнений внутри корпуса теплообменника приведёт к падению давления внутри системы охлаждения. Именно поэтому рекомендуется не только производить регулярную замену смазывающей гидравлической жидкости в коробке передач, но и выполнять механическую очистку радиатора с теплообменником системы охлаждения. Последняя достаточно часто забивается грязью и пухом. Как результат эффективность охлаждения существенно уменьшается.
Проверка патрубков системы охлаждения
Не лишним будет при проведении сервисных работ проверить состояние патрубков системы охлаждения коробки передач. В процессе эксплуатации автомобиля такие патрубки могут терять свою эластичность и покрываться слоем отложений. Рекомендуется заменять патрубки системы охлаждения автоматических трансмиссий спустя 100 – 150 тысяч километров пробега. Тем самым вы сможете защитить себя от подтёков охлаждающей трансмиссионной жидкости, которые могут возникать при нарушении герметичности магистрали системы охлаждения.
Засорение теплообменника
При засорении теплообменника могут появляться остальные проблемы с работой гидротрансформатора. Появляется это в проблемах с переключением передач. Отмечается частичная или же полная блокировка работы гидротрансформатора. В данном случае автомобиль при смене режимов работы коробки передач управляющая автоматика будет глушить двигатель. В процессе эксплуатации автоматической коробки передач в охлаждающей жидкости скапливаются продукты износа, что в свою очередь может привести к заклиниванию клапана магистрали охлаждения. В данном случае риск выхода из строя автоматической коробки передач по причине перегрева возрастает. Именно поэтому необходимо следить за состоянием клапана и качеством охлаждающей жидкости.
Как чистить теплообменник?
Очистка теплообменника и замена охлаждающей жидкости не представляет какой-либо сложности. При должном опыте работы и при наличии специального оборудования вы с лёгкостью сможете провести очистку теплообменника самостоятельно. Вам необходимо отключить магистраль от системы охлаждения автоматической коробки передач. Трубка охлаждения акпп может быть отключена только на неработающей машине. К патрубкам радиатора подключаются шланги от аппаратуры очистки. Через теплообменник специальным аппаратом под высоким давлением пропускается активная жидкость, которая позволяет вымывать из теплообменника продукты износа, шлаковые отложения, сгустки старого масла. После этого вам необходимо отключить аппарат очистки и подключить к патрубкам теплообменника воздушный компрессор. Под высоким давлением теплообменник просушивается, после чего его можно подключать к системе охлаждения автоматической коробки передач.
Замена трансмиссионной жидкости
Не забывайте также о необходимости смены охлаждающей трансмиссионной жидкости в коробке передач. Выполнить эту процедуру не составит какого-либо труда. Вам необходимо загнать машину на яму или эстакаду, после чего дождаться охлаждения масла в коробке. В большинстве случаев данная работа выполняется на утро после эксплуатации авто. Открутите специальный болт, распложенный в поддоне картера коробки передач. Дождитесь полного стекания трансмиссионной жидкости. Также вам необходимо отсоединить патрубки, идущие в радиатор охлаждения акпп. Сливаем всю жидкость с патрубков и теплообменника. После этого закручиваем сливное отверстие, добавляем масло в коробку до максимального уровня, после чего заводим автомобиль. Необходимо дать машине поработать несколько минут, после чего дождаться охлаждения трансмиссионной жидкости и долить её до необходимого уровня. Данная работа может быть проведена как самостоятельно, так и силами специалистов из ремонтных мастерских. Подробнее читайте в статье «Как заменить масло в АКПП самостоятельно».
Как установить своими руками
Для начала про установку, ничего сложного в этом нет! Сейчас я не буду вам советовать какой-либо фирмы их просто масса. Покупаем радиатор, зачастую идет специальное крепление (стяжки на основной радиатор), также нужно купить шланги (которые выдерживают горячее масло), хомуты и переходники (для врезки в основную магистраль). Также желательно купить масло для замены, ну или в крайнем случаи для добавки (до уровня).
- Закрепляется сам дополнительный радиатор на основной, специальными стяжками.
- К этому радиатору, прикручиваем хомутами шланги.
- Далее разрезаются тройники – переходники в основную магистраль, далее от этого тройника идет выход на дополнительный радиатор. Система замыкается.
- Добавляем в автомат, недостающее масло, либо меняем его полностью.
Процесс элементарен, справится почти каждый, который хоть немного возился в гараже с машинами. Вроде вот оно счастье, РЯДОМ! Перегревы убрали, ресурс увеличили — НО здесь опять есть подводные камни, а куда же без них.
ZF center › Блог › Система охлаждения АКПП. Устройство. ч.1 «О чём говорят мужчины»(с)
Добрый день, Уважаемые читатели нашего блога! Эта статья продолжает серию материалов по мотивам популярных тем и вопросов, которые часто обсуждают на форумах в интернете, а так же задают по телефону нашим специалистам.
Мы планируем в доступной и понятной форме отвечать на самые частые вопросы пользователей, которые касаются устройства, эксплуатации и обслуживания автоматических коробок передач.
Итак, о чем часто говорят/спрашивают мужчины-владельцы автомобилей с автоматическими коробками.
Вопрос дня звучит так: охлаждение акпп / что, у акпп есть охлаждение? / мне советуют дополнительный радиатор для коробки — это надо? /поломки из-за перегрева… это про что?/ производитель всё предусмотрел — не мешайте машине работать… и т.д. и т.д.
Вопросы по устройству системы охлаждения акпп, перегреву, доп.радиаторам и т.д. — мы собрали вместе и решили в нескольких частях познакомить читателей нашего Блога с устройством системы охлаждения акпп, осветить вопросы перегрева и дополнительного охлаждения. В рамках одной статьи — слишком много информации. Подготовим несколько материалов, чтобы было проще «усваивать материал» :).
Итак, в первой части — покажем схему устройства системы охлаждения акпп, основные конструктивные особенности системы охлаждения АКПП
Большинство гидромеханических кпп (будем говорить именно про самый распространенный тип акпп) — имеют похожую внутреннюю гидравлическую схему. Посмотрите на схему. Схема максимально упрощена для общего понимания).
Масло в корпусе АКПП — находится в поддоне. При работе коробки, масло засасывается насосом через фильтр и поступает в гидро-распределитель («гидроблок»). Гидроблок распределяет масло — в испольнительные механизмы АКПП, в Гидротрансформатор.
Масло в ГТ — достаточно сильно нагревается и требует дополнительного охлаждения. Горячее масло из гидроблока — по отдельной линии — поступает во внешний охладитель (про конструкции охладителя -далее). Их внешнего охладителя — охлажденное масло -возвращается в коробку и поступает на смазку валов внутри коробки. И далее -сливается в поддон. Примерно так выглядит общая схема движения масла внутри акпп.
На что Важно обратить внимание. В любой коробке — есть внешний охладитель, задача которого — снижать температуру масла в акпп. Температура масла — один из критически важных параметров. Основная проблема в том, что при существенном перегреве — заметно снижается срок жизни масла, масло деградирует. Обратите внимание — масло для смазки подшипником валов — поступает после охладителя, максимально охлажденное.
Далее — покажем для понимания — как устроен внешний охладитель и что такое подшипники валов.
Есть несколько основных схем внешнего охладителя.
Вариант 1 — Теплообменник, встроенный в основной радиатор охлаждения.
В одном из бачков радиатора охлаждения двигателя — встроен маленький радиатор по которому проходит масло акпп. Масло К и ОТ радиатора — подводится по трубкам. Проходя по своему радиатору, масло отдаёт температуру охлаждающей жидкости двигателя. Такая конструкция теплообменника — усложняет и удорожает конструкцию основного радиатора, появляются длинные дополнительные трубки от акпп к радиатору. В некоторых моделях — при протечке штуцера — может приводить к смешиванию масла АКПП и антифриза!
Вариант 2. Отдельный вынесенный теплообменник
. Две трубки — от АКПП, а две трубки — от системы охлаждения двигателя. Внутри теплообменника жидкости не соприкасаются
http://pro-zamenu.ru/transmissiya/radiator-akpp.html
https://drivertip.ru/repair/kak-ustanovit-dopolnitelnyy-radiator-ohlazhdeniya-akpp.html
https://avtosotka.ru/sovety-i-opyt/dopolnitelnyj-radiator-akpp-2.html