Как выбрать газовый баллон ГБО, размеры и способы размещения

Как выбрать газовый баллон для ГБО

Газовый баллон ГБО

Главная часть газового оборудования – это газовый баллон ГБО. Если вы решили установить ГБО в вашем авто, первым делом нужно решить вопрос, какой баллон выбрать. В этой статье мы рассмотри два типа газовых баллонов: тороидальный баллон (схожий по форме на запасное колесо) и цилиндрический баллон. Газовые баллоны для ГБО имеют огромное количество размеров, поэтому подобрать модель под Ваш автомобиль не составит труда.

Выбор баллона

При выборе газового баллона можно попросить квалифицированной помощи профессионалов монтажа газового оборудования, но не забывайте, что только вы знаете все нюансы вашего авто. Сначала нужно задуматься, как часто у вас используется багажник, и как именно. Загружен ли он у вас до отказа необходимыми вещами, или вы перевозите только аптечку, огнетушитель и запасное колесо? Оснащен ли ваш автомобиль функцией складывания задних сидений для увеличения пространства в салоне и багажном отделении?

Ответ на данные вопросы нужно получить для того, чтобы выбранный тип баллона не приносил вам неудобств и позволял использовать автомобиль с комфортом, а багажник с максимальной эффективностью.

Какой газовый баллон ГБО подойдет именно Вам? В этом состоит главный вопрос.

Что выбрать

На сегодняшний день тороидальный тип баллона устанавливается на автомобиль значительно чаще, нежели цилиндрический. Тороидальный баллон монтируется в место, предназначенное для «запаски», что несомненно удобно. Но это не является поводом того, что нужно выбирать именно его для вашего автомобиля. Давайте подробнее рассмотрим каждую разновидность газовых баллонов.

Цилиндрический баллон

Из названия становится понятно, что данный баллон имеет форму цилиндра и может быть установлен в любом месте багажника при любом кузове автомобиля. В большинстве случаев баллон устанавливают поперек автомобиля, вплотную к тыльной стороне заднего сидения.

От размеров багажника и баллона зависит, будет ли последний занимать все пространство между колесными арками, или часть багажника останется свободной. При таком варианте крепления перевозить крупногабаритные предметы сложив задние спинки сиденья, скорее всего, у вас не получится.

Баллон гбо установка в багажнике

Цилиндрический газовый баллон ГБО так же может быть установлен вдоль автомобиля, с правой или левой стороны. Данный способ монтажа предусматривает наличие свободного места с одной стороны багажника. При данном способе крепления возможна перевозка крупногабаритных вещей если тыльная сторона задних сидений будут в сложенном виде (учитывая, что в вашей машине предусмотрена такая функция). Такой способ был популярен во времена отсутствия тороидальных баллонов.

Цилиндрический баллон ГБО

Цилиндрический баллон также может быть вмонтирован под днищем вашего автомобиля, если конструкция и клиренс позволит такое расположение.

Если Вы устанавливаете баллон ГБО под днище автомобиля необходимо следить за его герметичностью и целостностью как самого баллона так и его креплений. Т.к. в период повышенной влажности окружающей среды (осенне-весенний период) баллон и его крепления подвергаются влиянию как реагентов (соли) так и влаги.

Баллон ГБО под днищем

Цилиндрический баллон наиболее органично впишется в автомобили с кузовом седан, в которых глубокие багажники, где из-за глубины багажного отделения достаточно сложно в полном объеме его эксплуатировать. Установка цилиндрического баллона в таких багажниках наиболее эффективно позволяет использовать багажное отделение без потерь функциональности. Так же, несомненным плюсом является тот факт что после монтажа цилиндрического баллона запасное колесо и остальные необходимые предметы, которые располагаются в багажнике, остаются на своих местах.

Популярные размеры цилиндрических баллонов ГБО представлены ниже

Цилиндрический баллон ГБО

Тороидальный баллон

Тороидальный газовый баллон ГБО – имеет форму запасного колеса. На данный момент такой тип баллона является самым распространенным, так как его монтаж вместо «запаски» не вносит особых изменений в функциональности багажного отделения автомобиля. Вам будет доступна вся площадь багажного пространства, как при сложенных сидениях, так и при сиденьях в обычном положении.

Баллон ГБО под запаску

В некоторых автомобилях запасное колесо расположено под днищем автомобиля, в таком случае крепление тороидального баллона под днище также допустимо.

Из-за конструкции тороидального баллона, его вместительность, относительно цилиндрического немного меньше. Это означает, что время работы двигателя на газе при использовании такого баллона будет меньше.

В автомобилях с большим расходом топлива, и имеющим большие бензобаки от 80 литров, баллон объемом даже на 48 литров покажется незначительным, что потребует частой дозаправки. По этой причине ставить Тороидальный баллон для ГБО в такой автомобиль нецелесообразно.

Вам будет интересно  Перевод авто на ГАЗ: плюсы и минусы

Если рассматривать кроссоверы, то здесь установка Тороидального баллона может иметь несколько вариантов. В таком кузове баллон может иметь большие, нежели «запаска» размеры.

Цилиндрический Баллог ГБО

Хотя меньшее время работы на газе на данный момент не является таким уж большим недостатком, потому что сеть заправочных станций, которые заправляют газом, в наше время достаточно развита, это обеспечивает свободу передвижения, а если вдруг газ закончится, в любой момент можно переключиться на бензин.

Популярные размеры тороидальных баллонов ГБО представлены ниже

Тороидальный баллон ГБО

Что делать с запасным колесом

Идеального выхода из этой проблемы не существует. Возможна перевозка запаски в багажнике автомобиля в специальном чехле. Но в таком варианте свободное место багажника существенно уменьшается.

Баллон гбо под запаску

Альтернативным вариантом постоянной перевозки запасного колеса может выступать набор для ремонта шины в случае прокола. В набор входит специальный состав, которым заполняется дыра в проколотом колесе, с последующим накачиванием с помощью компрессора, который входит в набор.

Состав герметизирует шину, и у вас будет время доехать до ближайшего автомобильного сервиса. К этому способу можно прибегнуть только когда прокол небольших размеров. Если лопнуло колесо, лопнула грыжа на колесе или образовался большой разрез, на ремонт шины рассчитывать не стоит.

Обратите внимание! Заправлять баллон ГБО можно не более чем на 80% от его номинального объема. Т.е. стандартный Тор емкостью 42 литра можно заправлять не более чем на 34 литра.

Покупать баллоны для ГБО желательно официально и с гарантией. Монтаж баллона рекомендуется осуществлять в центре обслуживания с хорошей репутацией.

Какие бывают газовые баллоны для авто на пропане

Последнее обновление — 19 октября 2020 в 12:34

Газовые баллоны

Одной из важных деталей автомобильного газового оборудования является баллон ГБО. Его основная функция — обеспечивать безопасность при хранении топлива, а также необходимый запас хода автомобиля. Но в то же время газовый бак ограничивает полезную вместимость и грузоподъёмность транспортного средства. Поэтому, производители выпускают пропановые баллоны разного объема, формы и размеров, что позволяет оптимально подбирать ёмкость под конкретный авто и потребности его владельца.

Виды баллонов для ГБО пропан

Давление пропана в баллоне автомобиля составляет 12-15 атмосфер. По этой причине баллоны для сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG), в отличии от метановых емкостей, бывают двух основных типов, которые различаются по форме:

  • тороидальная
  • цилиндрическая.

Разновидности тор баллонов

Тороидальный баллон ГБО – это компактная емкость округлой формы в виде автомобильного колеса (народное название таблетка или бублик). Состоит из двух сваренных обечаек, изготовленных из углеродистого листового металла толщиной 2.5-3.5 мм и фланца/горловины.

Существуют три основных исполнения тор баков для пропанового оборудования 1-4 поколения:

наружный тороидальный баллон, устанавливается снаружи под днищем транспортного средства, часто вместо запаски на внедорожниках и микроавтобусах. Горловина для монтажа мультиклапана на таком баллоне вварена под углом 0° и может быть расположена в верхней или нижней части сосуда.

В зависимости от конструкции, крепится такая ёмкость при помощи приваренных к ней проушин/лап, шпилькой через центральное отверстие/ия либо монтажными лентами.

Для защиты арматуры от воздействий окружающей среды, на неё одевается специальный кожух.

Внешний тор баллон бывает повышенной вместимости (полнотелый), т.е. его центральная часть также отведена под полезный объём.

Чаще всего наружные тороидальные ёмкости производятся вместимостью от 27 до 107 литров и имеют основные размеры:

  • высота 180-270 мм
  • диаметр 520-720 мм

внутренний тороидальный бак, ещё его называют баллон ГБО под запаску, монтируется в нишу багажного отсека, как правило, вместо запасного колеса. Данный тип емкостей пользуется наибольшей популярностью среди владельцев легковых автомобилей, где достаточно плоский баллон позволяет сохранить привычное пространство и функциональность багажника, а также способность трансформации заднего ряда сидений.

Фланец под мультиклапан у такого баллона имеет угол установки 30°. Так как ёмкость размещается в салоне автомобиля, для отвода избыточного давления газа за пределы машины (согласно правилам ЕЭК ООН №67-01), должен устанавливаться газоотводный патрубок и защитная герметичная крышка (обычно поставляются комплектом).

Газоотвод монтируется сквозь отверстие расположенное по центру баллона и заранее просверленное отверстие в днище багажника автомобиля. Крышка крепится поверх центра ёмкости с помощью винтов или барашковых гаек (последнее удобнее для быстрого доступа к мультиклапану).

Крепление бака осуществляется двумя болтами к кузову транспортного средства.

Размеры внутренних тороидальных баллонов для ГБО варьируются:

  • высота 180-300 мм
  • диаметр 520-720 мм.
Вам будет интересно  Установка ГБО своими руками (6 необходимых шагов)

Самые маленькие тор баки производятся объёмом 27 литров, объём больших баллонов ГБО под запаску доходит до 98 литров.

Вместе с тем существуют тор баллоны вертикального расположения. Однако, ввиду низкого спроса и высокой цены, вертикальный бак применяется редко, но в определённых случаях помогает сохранить функционал салона авто.

Для газового оборудования 5—6 поколения производится отдельный тип баллонов. Их особенностью является горловина, сконструированная специально под арматуру с погружным насосом.

Особенности цилиндрических баков

Цилиндрический баллон ГБО имеет металлическую сварную конструкцию той же толщины (2,5-3 мм.). Угол фланца под мультиклапан может быть 0, 30, 90 градусов. Для рынка СНГ чаще всего применяются баки с горловиной 30°.

Крепится емкость на металлические кронштейны (ложемент) при помощи стальных лент, как снаружи автомобиля, так и внутри. При наружном расположении под днищем авто обеспечивается надежная защита в виде специального металлического листа. Кожух защищает бак и мультиклапан от попадания грязи, воды, соли, и прочих дорожных реагентов.

При внутреннем монтаже баллона, для отвода избыточного давления газа горловина бака оснащается вентиляционной коробкой, из которой по гофрированным трубам пропан выводится за пределы ТС.

Способы установки цилиндрического баллона пропан

Для наружной установки существуют емкости с вваренным защитным кожухом горловины.

Объёмы цилиндрических баков варьируются от 10 до 210 литров. Баллон минимального диаметра 200 мм, самый большой 498 мм. Также существуют двойные или спаренные цилиндрические баллоны разного или одинакового размера общей вместимостью 87, 95, 100 литров.

Баллон ГБО цилиндрической формы обладает следующими преимуществами:

  • универсальность применения, они с успехом используются как для легкового, так и для коммерческого транспорта
  • более широкая возможность выбора требуемого объема, с целью создания необходимого запаса топлива.

Из минусов, цилиндр сокращает объём багажного отделения, а при установке за спинкой заднего сидения, мешает трансформации салона.

В западных странах широко применяются прямоугольные и квадратные алюминиевые баллоны, состоящие из 2-8 ячеек. На Российском рынке подобное решение пока экзотика.

Документы на баллон

Каждая ёмкость должна иметь заводской «паспорт газового баллона колесного транспортного средства» с указанными данными:

  • обозначение бака
  • сведения об изготовителе, дате производства и серийном номере
  • технические характеристики и параметры
  • в соответствии с какими документами был изготовлен бак
  • данные о первичном испытании на прочность

Согласно правилам ЕЭК ООН 67-01, к корпусу баллона обязательно должна быть приварена маркировочная табличка, в которой нестираемым образом проставляются следующие данные:

  • фирменное название или товарный знак
  • серийный номер
  • объём (литраж)
  • размеры
  • вес пустого баллона
  • обозначение типа применяемого топлива «СНГ» (сжиженный нефтяной газ)
  • контрольное давление [кПа]
  • слова: «максимальная степень наполнения: 80%»
  • год и месяц официального утверждения
  • знак официального утверждения (для РФ «E22») с указанием номера утверждения и поправок к правилам, на основании которых оно было выдано
  • обозначение «НАСОС ВНУТРИ» и маркировка, идентифицирующая насос, если насос установлен внутри баллона (применимо к 5-6 поколению газобаллонного оборудования)
  • дата производства.

Кроме паспорта и маркировки, баллоны должны иметь действующий сертификат соответствия, без него будут сложности при регистрации ГБО.

Срок эксплуатации

Независимо от вида, срок службы баллона ГБО пропан на авто составляет 10 лет. При этом один раз в 2 года необходимо делать поверку (переосвидетельствование ёмкости).

Для обеспечения максимальной безопасности, при установке ГБО, баллоны нужно монтировать только новые. Использовать б/у емкости, особенно с истекшим сроком годности категорически не рекомендуется.

Как и какой баллон ГБО выбрать

Очевидно, что подбор газового бака для каждого транспортного средства будет индивидуальным. Однако главное при использовании газобаллонного оборудования на авто – это безопасность, поэтому общие рекомендации по выбору баллона будут такие:

  1. желательно соблюсти баланс между погоней за большим запасом хода и потерей грузоподъёмности, при этом максимально сохранив функционал, а также заводские характеристики автомобиля
  2. покупайте только новые баллоны со всей необходимой документацией (сертификат, паспорт), и свежей датой изготовления
  3. выбирайте проверенного производителя.

Заводов представляющих свою продукцию предостаточно, вот лишь часть из них:

  • STAKO (Польша)
  • TugraMakina (Турция)
  • ХАРПРОМТЕХ (Украина)
  • ОРИОН (РФ)
  • Сфера (РФ)
  • ЕМЗЛ (Россия г. Лермонтов)
  • АВТОГЕН (РФ)

Однако, лидерами ниши на Российском рынке, являются следующие производители:

  1. ООО «Балсити» (Россия)
  2. ОАО «НЗГА» (Республика Беларусь)
  3. турецкая фирма «Atiker».

Баллоны этих брендов сертифицированы, полностью соответствуют всем европейским требованиям по безопасности и качеству продукции. К тому же широкая линейка размеров и вместимости позволяет подобрать емкость практически к любому автомобилю.

Автомобильные газовые баллоны под пропан-бутан для ГБО

При переводе машины на газ, это изделие требует особого внимания. Ведь именно автомобильные газовые баллоны хранят весь объем пропан-бутана.

Автомобильные газовые баллоны для пропан-бутана

Автомобильные газовые баллоны для пропан-бутана

Сохранность сжиженного газа является основным условием безопасности. В это понятие входит, во-первых, возможность выдерживать его давление при движении автомобиля. Во-вторых, не допущение утечек газа из баллона.

Вам будет интересно  Как снять ГБО с автомобиля своими руками

Автомобильные газовые баллоны для пропан-бутана

В настоящее время различными производителями выпускаются два основных их вида. Отличия состоят в форме исполнения. Баллоны бывают цилиндрические и тороидальные. В качестве элемента ГБО автомобиля (газобаллонного оборудования) их функции одинаковые.

Цилиндрические газовые баллоны

Они представляют собой металлическую цилиндрическую обечайку толщиной 3 миллиметра, сваренную продольным швом. С обоих торцов к ней приварены сферические заглушки. В обечайку вварена горловина для установки на ней мультиклапана. Все сварные соединения проверены 100% контролем и гарантируют соответствующую прочность и плотность.

Баллон цилиндрической формы в багажнике автомобиля

Баллон цилиндрической формы в багажнике автомобиля

Баллоны рассчитаны на заправку сжиженным газом с давлением до 16 бар. После изготовления они подвергаются испытанию избыточным давлением 30 бар по специальной методике. Положительный результат подтверждает их качество и допускает к продаже. Результаты испытания отражаются в паспорте баллона, размещаемого на обечайке.

Автомобильные газовые баллоны цилиндрической формы имеют емкость от 10 до 210 литров. Она подбирается в зависимости от возможности его расположения. Могут устанавливаться, как внутри, так и снаружи автомобиля.

Вариант установки емкости снаружи

Вариант установки емкости снаружи

При монтаже снаружи желательно монтировать емкость в местах с минимальным доступом солнечного света. Это необходимо для исключения ненужного нагрева газа и роста давления в баллоне.

Устанавливаются в большинстве случаев в багажниках автомобилей на подготовленное основание. Оно должно исключать возможность самопроизвольного перемещения баллона. Крепление осуществляется специальными хомутами.

Паспорт баллона

Он расположен на корпусе баллона (приварена табличка) и несет очень важную для пользователя информацию. Здесь указывается производитель (торговая марка) и уровень международной сертификации (например — 67 R-01). Для какого газа предназначен – LPG (баллон для пропан-бутана) и серийный номер.

Автомобильные газовые баллоны должны иметь паспорт на поверхности в виде таблички

Автомобильные газовые баллоны должны иметь паспорт на поверхности в виде таблички

Дата изготовления (например, 06/2012). Это означает, что емкость выпущена в июне 2012 года. Автомобильные газовые баллоны предусматриваются сроком службы не более 10 лет. Далее считается, что их технический ресурс выработан. Дальнейшее применение нежелательно. Началом срока эксплуатации является момент установки его на автомобиль. В это время на баллоне набивается соответствующая дата.

На паспорте указывается давление для испытаний — 3000 kPA (30 бар). Кроме этого в процессе эксплуатации в паспорт наносятся даты периодических испытаний. Максимальный уровень заполнения (MAX FUL) – 80%. Диаметр и полная емкость (например, 244 мм и 25 LT). Получается, что в такой баллон можно закачать не более 20 литров газа.

В табличку на баллоне могут вноситься и другие данные. Кроме этого при покупке выдается паспорт более развернутой формы на бумажном носителе. Автомобильные газовые баллоны, не имеющие паспорта, использовать нельзя.

Тороидальные баллоны

В ГБО автомобиля это емкости для хранения газа в виде тора (в народе – «бублик»). Такая форма (как и цилиндрическая), является наиболее удачной с точки зрения законов физики для хранения газа под давлением. Баллоны очень удобны для монтажа в полости багажника, где размещается запасное колесо. В большинстве случаев именно ее размер определяет диаметр тороидальной емкости.

Тороидальный баллон в багажнике в нише для запасного колеса

Тороидальный баллон в багажнике в нише для запасного колеса

Производители выпускают два их вида — для размещения внутри и снаружи автомобиля. Отличие состоит в устройстве крепежных элементов. Для внутренних баллонов они располагаются на опорной площадке внизу по центру тора. Для наружного монтажа предусмотрены четыре специально приваренные кронштейна по периметру емкости.

Такие баллоны преимущественно используются для автомобилей, где запаска располагается снизу кузова. Именно на этом месте они и монтируются. Крепить следует обязательно на все четыре точки. Взаимозаменяемость баллонов исключается. Количество вмещаемого газа в торовые емкости примерно одинаковое. Оно равно от 27 литров до 98 л (для внутренних) и до 107 литров для наружных.

Наружная установка тороидальной емкости

Наружная установка тороидальной емкости

Остальные моменты устройства и использования таких емкостей в основном такие же, как и для цилиндрических конструкций.

Автомобильные газовые баллоны — безопасность использования

В процессе эксплуатации, по требованиям безопасности, баллон должен сниматься и испытываться один раз в два года. О положительном результате очередного произведенного испытания на паспорте баллона набивается соответствующая дата.

Автомобильные газовые баллоны требуют периодического контроля за их состоянием

Автомобильные газовые баллоны требуют периодического контроля за их состоянием

Следует следить за внешним видом баллона. Особенно это касается тех из них, которые устанавливаются снаружи. Здесь имеется негативное влияние погодных условий и непредвиденных внешних динамических воздействий. Не следует эксплуатировать деформированные емкости и баллоны, подвергшиеся коррозии. Площадь не окрашенной поверхности не должна превышать одной трети.

Особенного наблюдения требуют места крепления. В первую очередь это важно для наружно установленных емкостей. От переполнения газом баллон защищает мультиклапан. Этот узел должен быть всегда в исправном состоянии.

В завершение следует сказать, что автомобильные газовые баллоны по уровню опасности не выше, чем традиционные бензобаки.

Автор: Сергей Морозов

Внимание! Эта статья защищается законом об авторском праве в цифровую эпоху (DMCA). Запрещается любое копирование без моего разрешения.

https://gbo4auto.ru/komplektaciya-gbo/kak-vybrat-gazovyj-ballon-dlya-gbo.html
https://gbomotor.ru/komplektuyuschie/ballon-gbo-vidy-osobennosti-vybor
https://idoit.ru/2020/10/27/avtomobilnye-gazovye-ballony/