Седан — что это за тип кузова автомобиля, отличия садана от универсала, хэтчбека и купе

Что такое седан, виды и классы популярного кузова автомобиля

Если и существует понятие классики легкового автомобиля, то она обязана обладать кузовом типа седан. Подобная компоновка удивительным образом широко распространена как в стране, считающейся самой автомобильной в мире – США, так и у нас в России, где массовая автомобилизация развивается хотя и большими темпами, но относительно недавно.

Секреты такой популярности объективно не самого удачного и практичного кузовного типа заслуживают внимательного рассмотрения.

Почему автомобиль называют седан

По разным версиям термин имеет латинские или французские корни. В первом случае подразумевается исключительная ориентация кузова на перевозку пассажиров, так как корень слова означает «сидеть», что созвучно даже в русском языке.

Так называли пассажирские носилки на человеческой тяге, а вторая версия ссылается на каретную мастерскую во французском городе Седан.

Название прижилось и до сих пор употребляется во многих странах, хотя существуют и альтернативные имена, Berlina или Limousine. Единства в терминологии нет.

Отличия седана от универсала, хэтчбека и купе

Главная черта, присущая именно седанам – это наличие чётко выраженной трёхобъёмности кузова. Первый отсек отведён под силовой агрегат, второй выполняет функции пассажирского салона, а третий предназначен исключительно для багажа, который отделён от пассажиров непроницаемой перегородкой.

Максимальная специализация седанов на перевозку пассажиров определяет основные преимущества таких кузовов:

  • отделение груза от пассажиров плотной переборкой существенно повышает их комфорт, в салон не проникают звуки и запахи из багажника;
  • ограничение объёма салона исключительно удобством размещения пассажиров и ничем иным позволяет эффективно оформить интерьер и обеспечить заданный микроклимат, часто многозонный, раздельно для каждого;
  • достаточно легко создать жёсткий каркас кузова, что благотворно сказывается на управляемости;
  • безопасность пассажиров обеспечивается значительными энергопоглощающими зонами моторного отсека и багажника.

За комфорт всегда приходится чем-то платить, поэтому в такой компоновке есть и минусы относительно прочих популярных кузовов:

  • Хэтчбек имеет меньшие габариты, чем седан, что обусловило его популярность в городских условиях;
  • Универсал при тех же габаритах способен перевозить значительно больше груза благодаря надстройке в том месте, где у седана объём ограничен крышкой багажника, расположенной ниже заднего стекла;
  • Купе имеет лучшие показатели аэродинамики из-за сильно заваленного заднего стекла, что приближает кузов к идеально обтекаемой форме;
  • Все кузова, кроме седана, имеют лучшие показатели по массе, иногда абсолютные, как у хэтчбека, иногда относительно полезной нагрузки (универсал), а в классе спортивных купе – по отношению мощности к массе.

Визуально грузопассажирский универсал отличается двухобъёмностью и наличием лишних стоек кузова при том же количестве боковых дверей (их может быть как две, так и четыре), хэтчбек – коротким задним свесом, а оба они имеют нечётную заднюю дверь, иногда по аналогии с седаном называемую крышкой багажника, хотя это полноценная дверь с остеклением и даже светотехникой.

Купе иногда по строению стоит достаточно близко к седану, особенно спортивному, но обязательно отличается сильно заваленными назад крышей кузова и задним стеклом, а также незначительно выступающим багажником или полным его отсутствием.

Количество боковых дверей не может быть исчерпывающим показателем, встречаются двухдверные седаны и четырёхдверные купе. При этом салоны купе обычно гораздо более тесные, комфорт для задних пассажиров практически отсутствует.

Виды седанов по типу кузова

Разделение седанов на подклассы иногда имеет существенный смысл, отражаемый путём выделения кузовов в линейке одной и той же модели, как самостоятельных автомобилей со своей рекламой и прайс-листом, так и чисто теоретический, интересный только автомобильным специалистам и людям увлекающимся.

Классический

Удивительно, но классикой седана может быть автомобиль и не имеющий ярко обозначенных трёхобъёмных очертаний. Вполне достаточно наличие изолированного багажного отделения сзади со своей крышкой. Это может быть продиктовано требованиями аэродинамики или моды.

Вам будет интересно  Все типы кузовов легковых автомобилей. Типы кузовов легковых автомобилей

Нотчбэк

Термин ведёт происхождение из США, и, строго говоря, именно его можно было бы применить к классическому седану.

Подразумевается перелом профиля между наклонным задним стеклом и почти горизонтальной крышкой багажника.

То есть нотчбек никак не может быть двухобъёмным. Однако в прочих странах понятие не прижилось, хотя и известно.

Фастбэк

Первый корень этого слова раскрывает его сущность, fast означает быстроту и скорость. Отсюда и стремление к каплевидности кузова.

Обычно в пример приводится давно состарившийся, но рубежный советский автомобиль «Победа», который можно считать классическим седаном, но точнее будет назвать фастбеком. Но уж точно Победа – не нотчбек, что будет хорошим примером различия в понимании классики между Америкой и прочим миром.

Хардтоп

Кузов времён расцвета больших и красивых автомобилей, его можно считать разновидностью фастбека, но спортивность в нём подчёркивалась отсутствием или тщательной маскировкой средних стоек крыши. Так создавалась воздушность силуэта и общая стремительность облика. Подкреплялось это безрамочными дверями.

По соображениям безопасности это не могло долго продолжаться, и хардтопы стали редкостью. Кузов должен быть прежде всего жёстким, а дизайн можно обеспечить другим способами, например окраской и тонировкой.

Седан с удлиненной базой

Существуют как просто long-версии обычных машин, обычно с двумя или тремя вариантами колёсной базы (расстояния между осями), так и специально изготавливаемые автомобили.

В свою очередь, их принято делить на стретчи, которые дорабатываются из крупносерийных моделей добавлением вставок в кузова, и на лимузины, не всегда имеющие короткобазные аналоги.

Все эти машины отличаются большим объёмом салона, который предоставляет особый комфорт задним пассажирам или вмещает дополнительные ряды сидений. В лимузинах ставят перегородку от водителя и переднего пассажира.

Двухдверный

Обычно седаны с двумя боковыми дверями принято называть купе. Но постепенно купе всё дальше уходили от понятия просто пассажирского автомобиля и выделялись в отдельный класс. Поэтому к седанам относится только некоторая их часть, без претензий на Гран Туризмо или спорт.

Такие машины почти не выпускаются, поскольку купе давно перестали быть дешёвыми двухдверными версиями седанов, а наоборот, переросли их в цене и престижности, утратив практичность. Поэтому двухдверные седаны исчезли из крупных серий.

Лифтбэк

Если у седана сильно скошено заднее стекло, а крышка багажника расположена высоко, при этом сам отсек имеет небольшую длину, то такой кузов называется лифтбэком.

Иногда заднее стекло открывается, что создаёт путаницу в разнице между седаном и удлинённым хэтчбеком.

Четырёхдверное купе

Как уже упоминалось, купе может иметь четыре боковые двери, но, несмотря на скос крыши в задней части и пологое заднее стекло, наличие отдельного изолированного багажного отсека с отдельной крышкой позволяет отнести такой кузов к седанам.

Виды седанов по классу

В каждой автомобильной культуре есть своя классификация легковых автомобилей по размерам и рыночным сегментам. Чаще всего используется длина кузова, что особенно логично в применении к седанам.

A-класс

Из-за короткой общей длины, не превышающей 3,8 метра, организовать трёхобъёмный кузов в этом классе почти нереально, разве что некоторые восточные производители пытаются выпускать подобные модели для отдельных рынков.

В остальном мире эти машины не продаются и не известны потребителям.

B-класс

Увеличение длины до 4,4 метра уже допускает постройку седана. Особенно для стран, где исторически это тип кузова популярен. Характерный пример – отечественная Лада Гранта.

C-класс

Вполне полноценные седаны с длиной до 4,6 метра предлагаются многими производителями.

Даже в премиальном сегменте, здесь можно встретить и самые маленькие машины Mercedes на базе хэтчбека, и вполне самостоятельные модели вроде Volkswagen Jetta.

D-класс

Самые распространённые седаны по приемлемой цене, ещё не бизнес-классы, но уже и не простые утилитарные автомобили.

Например, BMW 3 серии или Mercedes-Benz W205. Класс считается семейным и универсальным, машины могут быть бюджетными или премиальными.

E-класс

Бизнес-класс по европейской классификации, признаваемой во всём мире. Длина может достигать 5 метров, автомобили комфортные и недешёвые.

Здесь уже можно встретить Lexus ES, близкую к нему Toyota Camry, а также E-класс от Mercedes и BMW 5-й серии.

F-класс

Вершина классификации, представительские и люксовые автомобили. S-класс Mercedes, BMW 7, Porsche Panamera и им подобные.

Для таких машин иногда даже специально создаются отдельные марки внутри концернов. Это флагманы модельных рядов, дорогие престижные автомобили для немногих.

Самые быстрые седаны в мире

Обычно такие машины создаются ради престижа, поскольку серьёзно гоняться на них вряд ли кто-нибудь станет.

Вам будет интересно  Создаем простейший подъемный механизм своими руками | Выживи сам

Не случайно на данный момент самым быстрым стал электрокар Tesla Model S P100D. 2,7 секунды до сотни – это явно не про комфорт, важный для седана.

То же можно сказать и про машины с обычным ДВС. Mercedes-AMG, Porsche Panamera Turbo, BMW M760 – даже без уточнения модификации можно сказать, что характерные индексы в названии означают мощность и престиж.

А в реальных гонках побеждают хорошо заряженные хэтчбеки, особенно с полным приводом.

Преимущества седана над другими типами кузова

Задумываясь над приобретением автомобиля, первое, на что стоит обратить внимание это тип его кузова. Сказать, что лучше внедорожник или седан будет не совсем правильно. Гораздо важнее понимать для каких целей покупается автомобиль. А этот вопрос сугубо индивидуален. Отбросив в сторону субъективные предпочтения, стоит опираться на факты и постараться изучить различные типы кузовов, понять их позитивные и негативные стороны. Данная статья позволит больше узнать о седанах и сделать соответствующие выводы.

Седаны

Характеристики седана

Седан подразумевает, что кузов автомобиля условно разделен на три части. В нем отсек для двигателя, багажное отделение и пассажирский салон имеют четкое разделение и изолированы друг от друга. Внешне это проявляется в выступающих капоте и багажнике.

Заглянув в словарь, можно найти дословный перевод слова «седан», что буквально означает «крытые носилки». Особенность этого типа кузова не позволит увеличить багажное отделение за счет расширения в салон.

Седан Volvo

На сегодняшний день лидерами продаж в этом типе кузовов являются:

  • Ford Focus;
  • Skoda Superb;
  • Audi A4;
  • Volkswagen Passat;
  • Volvo S90.

Для седанов типично наличие двух рядов сидений и четырех дверей.

Виды седанов и характеристики

Ожидаемо среди большого количества торговых марок и моделей седаны имеют свои отличия, а значит, и существуют их разновидности. Для полноты информации стоит отметить, что в разных странах вы можете встретить другие названия этого типа кузова, но по факту означают они одно и то же.

Седаны фото

В Америке и Японии вы услышите нотчбэк, в Италии – берлина, в Англии – салун. А вот, как они отличаются по типам:

  • Классический седан. Имеет четкое разделение капот-салон-багажник. По длине капот и багажник практически не отличаются. Больше всего таких кузовов было произведено в шестидесятых годах 20 века. Конструкция себя хорошо зарекомендовала с точки зрения аэродинамики.
  • В середине прошлого века американские производители выпускали так называемый седан хардтоп. Их ключевой особенностью было отсутствие центральных стоек и внешних рам для стекол.
  • Длиннобазный седан. Название говорит само за себя. Кузов имел удлиненную базу, что позволяло разместить в салоне дополнительный ряд сидений. Сейчас этот тип кузова принято называть лимузином.
  • Седан фастбек отличается пологой крышкой багажника, при этом внешне оценить объем багажника точно не получится.
  • Седан лифтбек это такой себе гибрид привычного седана и хэтчбека. Визуально выглядит как седан, но крышка багажника открывается как у хэтчбека.

Секреты популярности седанов

Тенденция популярности седанов прослеживается во всем мире и наша страна не исключение. Скорее всего, это обусловлено классическим представлением об автомобиле и престижностью данного типа кузова. Это первое, что приходит в голову, но если разобраться подробнее, то можно найти еще ни одну причину популярности данного вида кузова перед другими.

Audi A6

Изолированный багажник

Разделение салона и багажника это бесспорное и неоспоримое преимущество седанов. Прежде всего, это вопрос комфорта. Изоляция багажника предполагает, что в салоне вы не услышите посторонних запахов, звуков. Даже при перевозке багажа, который может рассыпаться по всему багажнику, стучать во время движения пассажиры и водитель не будут ощущать на себе все эти негативные моменты.

А это, между прочим, очень важный фактор для водителя. Сосредоточившись на вождении, опытный водитель всегда слушает двигатель и может распознать неполадку по постороннему звуку. А если в багажнике разбросаны инструменты, которые постоянно лязгают на каждой выбоине, это вводило бы водителя в замешательство и отвлекало от дороги.

Случается, что приходится перевозить крупногабаритные грузы, которые поместившись в багажник, не позволяют закрыть крышку. Не будь разделения, все бы выхлопные газы затягивало в салон, а зимой замерзли б и водитель и пассажиры.

bmw

Даже в случае ДТП седан имеет преимущество. Если в аварии пострадает задняя часть автомобиля, независимо вследствие бокового или прямого удара, остается высокая вероятность того, что последствия этим и ограничатся, а салон останется без повреждений.

Вам будет интересно  Q2 Matte Kit Gyeon 50мл. Кварцевая защита для матовых красок, плёнок, лаков, GYQ250

Если сравнить седан и хэтчбек, то пространства в салоне последнего больше, что требует затраты больших ресурсов на обогрев зимой и кондиционирование салона летом. Вывод: седан более выгодный вариант с точки зрения организации микроклимата автомобиля.

Опыт показывает, что ввиду конструкционных особенностей и определенного угла наклона заднее стекло седана всегда выглядит чище, чем у других типов кузова. За счет воздушных потоков на нем оседает на много меньше пыли.

Размеры багажника

Размеры багажника седан существенно отличаются в размере от других моделей автомобиля. Если взять, к примеру, седан KIA RIO, то вместимость его багажника составляет около пятисот литров, а аналогичный ему по размеру багажник в хэтчбеке, около трёхсот девяноста литров. Разница по вместимости значимая, седан удобнее использовать для перевозки достаточно объемных грузов.

new bmw m5

Аэродинамика кузова и экономия топлива

Благодаря особенностям кузова седана, аэродинамические свойства у него на высшем уровне. Имея значительно меньшую массу, чем внедорожники и кроссоверы, седан более экономично расходует топливо, и аэродинамические свойства в этом ему существенно помогают. И в этом плане седан считается достаточно практичным автомобилем. Автовладельцы, для которых бюджетное содержание автомобиля имеет не последнее значение, покупают именно седан.

Бюджетные модели

Автомобили в кузове седан считаются относительно недорогими. Но это совсем не означает, что седан будет плохим автомобилем и, не смотря на свою бюджетность, классический седан весьма удобен и внешние данные вполне соответствуют хорошему автомобилю. В то же время каких-то значительных затрат в обслуживании владелец не понесет.

Безопасность при движении

Производители седанов достаточно долго совершенствовали динамику автомобиля. И в конечном результате его вес настолько равномерно распределился на колеса, что сцепление с асфальтом получилось идеальным и соответственно, езда в этом случаем будет достаточно безопасной.

Комфорт салона

Автомобили седан, в отличие от внедорожников, имеют достаточно низкую посадку. Некоторые автовладельцы считают, что высокая посадка автомобиля делает его более комфортным, но это скорее миф, чем реальность. По комфортности салона, многие модели уступают седану. Кресла в седане отличаются особой мягкостью и небольшим наклоном, что придает особый комфорт. Так же возможно регулировать угол наклона кресел. По данным соц. опросов, именно в седане поездки на длительные расстояния менее всего утомляют и наносят какой-либо вред спине.

Долговечная платформа

Одним из многочисленных превосходств седана, является платформа. Практически на протяжении столетия, автопроизводители седана совершенствовали автомобиль, уделяли много времени устранению недостатков, дорабатывали существующие ошибки, тем самым доводя его до созданного на сегодня комфорта. Подтверждением тому, является и идеально разработанная платформа седана.

Toyota Camry

В современных автомобилях, таких как внедорожник или кроссовер, автопроизводители начали использовать платформу седана как основу. Даже несмотря на внесённые изменения в конструкцию платформы и дополнения, она не всегда выдерживает вес современных внедорожников. Что же касается седана, его родная платформа, для него же достаточно надёжна, что и было доказано годами.

Недорогое содержание

Преимущество седанов в том, что за годы эксплуатации автомобиля, расходы на его обслуживание остаются на приемлемом уровне. Цена на запчасти, техобслуживание и ремонтные работы, не может не радовать автовладельцев и это опять-таки говорит о надёжности автомобиля испытанной годами.

Учитывая все эти моменты, седан имеет более выгодную и стабильную позицию в сравнении с внедорожниками, так как их развитие еще на начальной стадии. И таким образом покупая внедорожник нельзя точно сказать, как он поведет себя при эксплуатации в сложных условиях, огорчит частыми поломками или же прослужит много лет.

Великолепная обзорность

Эта особенность седана немаловажна при парковке автомобиля, а также при плохой видимости. Так как все новейшие механизмы помощи при езде на задней передаче предназначены, прежде всего, для внедорожников и кроссоверов, то достаточно большая обзорность седана приносит максимум комфорта при парковке на задней передаче. Но есть и один отрицательный момент, это то, что не все модели обладают такой безукоризненной обзорностью.

Широкий выбор моделей

Автолюбителей особо привлекает разнообразие моделей седана, они хороши, как для передвижения, так и для выражения статусности владельца. Особую привлекательность седану придает удлиненная форма кузова. Все мнения критиков, экспертов и владельцев авто сводятся к одному – только седаны благодаря форме кузова как нельзя лучше подходят для усовершенствования и тюнинга. В этом плане конкурировать с седаном может разве что купе.

mercedes

Большое количество кузовов выпускаемых автомобилей появилось не просто так и обусловлено спросом на них, а так же вкусовыми предпочтениями водителей. Каждый автомобиль выполняет цель только своего владельца. И седаны востребованы не во всех регионах, особенно с ужасными дорогами.

Но все свои положительные стороны седан получил, пройдя долгий исторический путь, претерпевая доработки, изменения, испытывая на себе новые технологии. Конструктивные составляющие по сей день совершенствуются. Останется ли седан востребован в будущем? Да, с высокой вероятностью. И все благодаря конкурентной составляющей, в длинном марафоне совершенствования марок и производителей.

Источник https://autovogdenie.ru/chto-takoe-sedan.html
Источник https://avto-cool.com/legkovyie-avtomobili/preimushhestva-sedana-nad-drugimi-tipami-kuzova