Содержание
Установка газового оборудования на автомобиль
Одно из модных веяний, распространенных в среде автовладельцев, это установка газового оборудования на авто. Несмотря на то, что эта операция довольно дорогостоящая, впоследствии владелец машины сможет окупить монтаж оборудования и начать экономить, так как стоимость газа меньше, чем бензина или дизельного топлива.
Принципиальные отличия метанового и пропанового оборудования
У автовладельца, решившего установить газовое оборудование, или газобаллонное оборудование (ГБО), на свой автомобиль, есть выбор между двумя видами газа: пропан-бутаном (сжиженным нефтяным газом) или метаном (сжатым природным газом). Несмотря на схожесть обеих схем питания двигателя газом, между пропановым и метановым газовым оборудованием есть существенная разница, связанная как со свойствами самих газов, так и со спецификой их использования в качестве топлива для ДВС.
- Метан используется в сжатом газообразном состоянии, поэтому для использования его в качестве топлива метан сжимают, доводя давление в баллоне до 270 атмосфер. Поэтому баллоны с метаном — громоздкие и тяжелые (около 100 кг), хоть и вмещают не так много газа. Процесс заправки метаном довольно длительный — до 40 минут. В отличие от метана, пропан используется в сжиженном виде, давление газа в баллоне составляет около 12–15 атмосфер. Поэтому баллоны с пропаном значительно легче (40–50 кг) и компактнее, но в то же время вмещают значительно больше топлива. На стандартном пропановом оборудовании можно преодолеть втрое больший путь, чем на метановом (150–200 км). Заправка пропаном тоже проходит намного быстрее.
- Оба газа имеют большее октановое число, чем бензин. Для метана оно составляет порядка 110, для пропана — около 100. Поэтому метан дает большую экономичность, чем пропан. Если расход пропана примерно равен бензиновому, то метан в загородном цикле дает экономичность по сравнению с бензином в 15–20 %. К тому же стоимость метана примерно в 1,5 ниже, чем пропана. Поэтому в долгосрочной перспективе более выгодно использовать метановое ГБО.
- Обратной стороной экономичности является снижение мощности и максимальной скорости автомобиля. Если пропановое оборудование показывает незначительное падение мощности в 3–5 %, то установка метанового ГБО снизит мощность авто на немалых 20 %.
- Если использование метанового оборудование однозначно выгоднее в ходе эксплуатации, то вот установка ГБО для него дороже, чем оборудование автомобиля пропановым баллоном. Установка метанового ГБО обойдется минимум в 2 раза дороже, поэтому окупается оно значительно дольше, чем оборудование автомобиля пропановым баллоном.
- Различаются обе варианта газификации автомобиля и своей безопасностью. Температура возгорания обоих газов значительно выше, чем у бензина, что делает их относительно безопасными, однако взрывоопасность пропана значительно выше. Баллоны с метаном крепче, а сам газ склонен к быстрому рассеиванию, поэтому при гипотетической аварии метан даже безопаснее обычного бензина. А вот взрывоопасность пропана выше, поэтому эксплуатация автомобиля с пропаном и перевозка баллонов требует определенной осторожности.
- Для различных способов газификации автомобиля установлены различные периоды обязательной проверки на безопасность. Авто с пропановым ГБО нужно проверять каждые 2 года, с метановым — раз в 5 лет.
- Экологически оба газа наносят намного меньший вред, чем обычный бензин или дизельное топливо. Метан вообще наряду со спиртом считается самым экологически чистым видом топлива, так как при сгорании практически не выделяет вредных веществ. Пропан, как нефтяной газ, содержит примеси, поэтому выхлоп авто с пропановым НБО все-таки более вреден.
- Есть разница и в распространенности заправок для обоих газов. Метановые встречаются значительно реже, что вкупе с небольшим запасом хода машины с метановым ГБО во многом делает авто городским, так как при дальних поездках можно элементарно не встретить нужную заправку. Пропановые заправки встречаются намного чаще, к тому же запас хода автомобиля на пропане намного больше.
Как происходит установка
С 2015 года установка газобаллонного оборудования приравнена к изменению конструкции транспортного средства, поэтому процедура установки может проводиться только в сертифицированных сервисах, специализирующихся на подобных услугах. А перед самой установкой ГБО нужно получить разрешение ГИБДД и пройти техническую экспертизу на возможность монтажа оборудования.
После получения разрешения автовладелец может посетить сертифицированный сервис и вместе со специалистом подобрать подходящее газовое оборудование. После выбора системы работники сервиса начинают ее установку на автомобиль. Обычно это занимает около 7–8 часов, но в исключительных случаях при оборудовании редких и технически сложных автомобилей, время может увеличиваться до 3–4 суток.
В зависимости от вида системы ГБО и ее поколения монтаж оборудования может иметь особенности, но в целом процедура выглядит подобным образом.
- Первым делом в моторном отсеке устанавливается газовый редуктор, призванный преобразовывать сжиженный или сжатый газ в парообразную смесь, а также поддерживать постоянное давление газа на выходе. К газовому редуктору подключаются шланги системы охлаждения для предотвращения перегрева.
- Далее также в подкапотном пространстве устанавливаются 2 электромагнитных клапана: для перекрытия подачи бензина и для перекрытия подачи газа. В салоне автомобиля монтируется переключатель между газом и бензином.
- В моторном отсеке устанавливается электронный блок управления газовой системой. С помощью проводки блок управления подключается к бензиновым форсункам, датчику кислорода и датчику оборотов двигателя.
- Далее устанавливаются газовые форсунки, призванные дозировать газ при его поступлении во впускной коллектор. Газовые форсунки подключаются к впускному коллектору с помощью шлангов, для чего в коллекторе просверливаются отверстия для штуцеров шлангов газовых форсунок. Также сверлится отверстие для штуцера шланга, обеспечивающего отбор вакуума.
- Газовый баллон обычно устанавливается в нишу для запаски, поэтому подбирается необходимая форма баллона. В нише сверлятся отверстия для креплений баллона и вентиляционного сапуна. Отверстия обрабатываются антикоррозийным составом. Перед установкой баллона в него устанавливается мультиклапан, после чего баллон закрепляется в нише.
- Далее к мультиклапану подсоединяются вход от заправочного клапана, выход и проводка к электромагнитному клапану.
- Далее монтируются оставшиеся газопроводные трубки. И последним этапом считается просверливание отверстий для монтажа заправочного клапана, который соединяется газовой трубкой с мультиклапаном баллона.
После проведения работ по установке оборудования блок управления подключается к диагностическому сканеру, с помощью которого проводится калибровка оборудования.
Особенности обслуживания автомобиля на газовом оборудовании
Установленное на автомобиль газовое оборудование должно периодически проверяться на предмет безопасности. Обычно проверка проводится на том же сервисе, который и устанавливал ГБО. Периодичность проверок:
- 2 года для пропанового ГБО;
- 5 лет для авто на метане.
Во время прохождения проверки изучается герметичность соединений газопроводов и надежность креплений компонентов ГБО. После прохождения экспертизы выдается свидетельство о безопасности установленного на авто ГБО.
Кроме того, обслуживание автомобиля с установленным ГБО требует:
- ежемесячный слив конденсата из редуктора;
- проверка герметичности ГБО не реже, чем 1 раз в год;
- каждые 5 тыс. км пробега — очистка фильтра, а каждые 10–15 тыс. км — замена.
Ввиду опасности утечки газа водитель должен соблюдать определенные меры для предотвращения возникновения ситуаций, когда газ может утечь из системы питания:
- во время работы двигателя расходный вентиль должен всегда находиться в полностью открытом состоянии;
- перед длительной стоянкой необходимо полностью закрывать расходный вентиль;
- при возможной утечке газа из системы или появлении характерного запаха необходимо прекратить эксплуатацию авто;
- запрещено использование открытого огня для поиска места утечки и в целом самостоятельные работы по устранению утечки;
- в случае ДТП необходимо перекрыть расходный вентиль;
- не реже одного раза в месяц нужно проверять крепления баллонов на надежность.
Оформление в ГИБДД
Оформление монтажа ГБО на автомобиль начинается до того, как собственно устанавливается само оборудование.
- Для начала нужно отправиться в МРЭО ГИБДД для подачи заявления на монтаж оборудования. При получении разрешения проводится предварительная техническая экспертиза на возможность установки ГБО. Получение разрешения занимает срок до месяца.
- При положительном ответе можно устанавливать ГБО в сертифицированном сервисе. После монтажа в сервисе выдаются копии сертификационных документов на само оборудование, а также заявление-декларация сервисного центра.
- Далее вновь проводится проверка безопасности установленного ГБО, при положительном результате выдается свидетельство о безопасности внесенных в конструкцию ТС изменений.
- С полученным свидетельством необходимо вновь посетить МРЭО ГИБДД, где вносятся изменения в ПТС и оформляется новое свидетельство о регистрации транспортного средства.
Следует знать, что снятие оформленного в ГИБДД газового оборудования также считается изменением конструкции автомобиля, поэтому демонтаж также потребует оформления в ГИБДД и проведения технических экспертиз.
Что нужно знать о ГБО на метане в 2021 году
Перед установкой газобаллонного оборудования (ГБО) у большинства автомобилистов возникают вопросы, какую же установку себе поставить, на каком топливе, какое поколение подойдет больше и что будет выгоднее. Постараемся разобраться, насколько целесообразна установка ГБО на метане, рассмотрим все типы совместимых с данным газом установок и выделим их плюсы и минусы.
Представление о газовой установке на авто
Учитывая тот факт, что для двигателя внутреннего сгорания подходит не только жидкое топливо, были придуманы установки, использующие в качестве горючего газ. Придуманы они были прежде всего для экономии денег на заправке, так как газ дешевле, хотя есть мнение, что жидкие горючие смеси все же немного “полезнее” для мотора. Тем не менее ГБО обрело большую популярность и, по мнению многих специалистов, совсем не вредит двигателю, а ,наоборот, увеличивает его ресурс.
Сейчас есть шесть поколений такого оборудования, и четыре из них могут работать на разных газах. Несмотря на все разнообразие, общий принцип работы у них один. Из баллона газ под высоким давлением по магистрали поступает в клапан-фильтр, где очищается от примесей. Затем идет в редуктор, давление приходит в рабочую норму, после чего через регулировочный клапан топливо попадает в смеситель, а затем – в двигатель. Но это общая схема, которая не учитывает много важных компонентов, а лишь показывает принцип работы установки.
Варианты топлива для ГБО
Существует всего два вида топлива, которое можно использовать в газовых установках, – метан и пропан. Причем последний чаще всего встречается с примесью бутана в разных пропорциях. Устанавливаемое оборудование имеет поправки в конструкции в зависимости от заправляемого топлива, поэтому заправлять одно и то же ГБО различными газами невозможно. Так как характеристики у газов разные, вам нужно будет подобрать наиболее подходящий вариант для своих целей.
Узнайте, что лучше выбрать для своего автомобиля – метан или пропан.
Поколения ГБО, работающие на метане
Данный газ используется начиная с самых первых поколений ГБО. Более того, для ранних версий установок он подходит даже лучше. Объясняется это тем, что оборудование на метане в основном используется на грузовых автомобилях, многие из которых имеют карбюраторные или моноинжекторные моторы. Для них подходит ГБО 1 или 2 поколения соответственно.
Начиная с третьего поколения, газовое оборудование автомобиля на метане получило существенный прирост электроники и немного автоматизировалось. На системах такого типа впрыск газа осуществляется под управлением электронного блока. Это позволяет более точно настроить подачу топлива через дозатор-распределитель. Кроме того, существенным отличием стал эмулятор форсунок, который заменил бензоклапан. Такое решение позволит прекратить подачу бензина, создавая лишь видимость работы бензиновых форсунок, чтобы бортовой компьютер не дал сбой.
Четвертое поколение ГБО для авто на метане стало еще более совершенным. В нем появились специальные газовые форсунки и более совершенный электронный блок управления. В системах такого типа газ уже подается немного другим образом: поступает сразу в коллектор через электромагнитные форсунки. Но агрегатное состояние газа не меняется, лишь давление. Поэтому такие установки все еще могут работать на метане.
Начиная с пятого поколения оборудования, принцип подачи газа кардинально меняется. Теперь топливо из баллона в коллектор должно поступать не в газообразном состоянии, как раньше, а в жидком. Это противоречит физике метана, который ни при каких давлениях свыше -80 градусов жидким быть не может. Соответственно, установки 5 версии и выше могут работать лишь на пропане.
Особенности метановых установок
Как и любой другой вид горючего, метан имеет свои отличительные черты. Это природный газ, который почти не требует фильтрации. При сгорании он не выделяет почти никаких вредных веществ и считается экологически чистым. Установки с использованием данного газа почти во всем идентичны пропановым, за исключением некоторых деталей:
Есть и особенности относительно того, как авто на метане будет вести себя на дороге. Обычно прослеживается спад мощности мотора и увеличения веса, что, соответственно, скажется на разгоне, маневренности и торможении. Уменьшится и полезное пространство в багажнике, если речь идет не о грузовом автомобиле или минивэне, конечно. Это уже произойдет из-за особенностей баллонов.
Пройдите социологический опрос!
Особенности баллонов
Из-за высокого давления, при котором должен хранится метан, баллоны для него должны быть особенно прочными. От этого они становятся весьма увесистыми и занимают много места. Всего есть три типа баллонов для этого газа. Они отличаются весом, количеством занимаемого места и ценой. Приведем примеры от самого дорогого до бюджетного варианта:
- Композитный (используются прочные и легкие материалы).
- Металлопластиковый (по краям металл, но по центру идет намотка из композитных материалов, для которой стачивается отверстие в форме конуса).
- Металлический (цельнометаллический баллон с толстыми стенками).
Первые два типа имеют срок службы не больше 15 лет, а последний – не более 20. Композитные и полукомпозитные баллоны могут быть разных размеров и форм, в зависимости от объема. В то время, как металлические для увеличения вмещаемого топлива чаще всего устанавливаются связками в металлическую раму, что еще больше отягощает и без того нелегкую конструкцию. Хотя возможны исключения, которые будут стоить дороже.
Именно из-за веса и габаритов легковой автомобиль на метане встретить можно не так часто, как грузовой. Ведь, чтобы уменьшить вес и объем устанавливаемого оборудования, понадобится потратить немалую сумму, что сулит долговременную окупаемость, несмотря на дешевизну газа. В противном случае вы отказываетесь от багажника.
Как устанавливается ГБО на метане
Перед установкой нужно провести некоторые подготовительные работы. Прежде всего отсоедините аккумулятор. Затем проводится демонтаж впускного коллектора. После чего можно установить газовое метановое оборудование на автомобиль. Для этого:
- На впускном коллекторе устанавливаются газовые сопла.
- Сопла соединяются с газовыми шлангами и надежно затягиваются в месте крепления.
- Коллектор устанавливается обратно, на свое место.
- К дроссельному клапану, прямо в корпус, устанавливается сопло (подобно тому, как это было с коллектором).
- Устанавливается и соединяется редуктор с фильтром.
- На редукторе устанавливается манометр для измерения давления.
- Если в ГБО есть электрический блок управления – его нужно установить в максимально сухое и защищенное место.
На этом сложности с установкой заканчиваются, так как модифицировать в деталях авто больше ничего не понадобится. Но, чтобы установка ГБО на метане была окончена, понадобится еще сварить металлический каркас для баллонов и разместить его в подходящем месте. Это может быть:
- грузовой отсек;
- багажник;
- пространство между кабиной и кузовом или даже между осями колес под автомобилем.
Стоимость установки
Четко определить расценки на установку невозможно. Следует учесть разную стоимость деталей, поколение ГБО, мощность двигателя, размер и тип баллонов, стоимости обслуживания на СТО и множества других параметров. Но даже при минимальных запросах перевод авто на метан обойдется дороже, чем на пропан. Это обусловлено не только стоимостью оборудования, но и большим количеством необходимых разрешений.
Но окупаемость у данного оборудования все же выше, чем у пропанового. Особенно если оно устанавливается на коммерческие или общественные автомобили, которые больше ездят, чем простаивают.
Немного дороже обойдется установка метана на легковое авто, ведь в нем немного места в багажнике, небольшой клиренс и грузоподъемность. Следовательно, нужно выбирать баллоны из легких композитных материалов, которые дороже и быстрее изнашиваются.
Преимущества ГБО на метане
Есть достаточно много аргументов, чтобы перейти именно на метановые установки. Среди основных:
- Снижение шума работы двигателя.
- Высокая экономия топлива.
- Экологичность.
- Природный газ не требует почти никакой фильтрации.
Недостатки
Несмотря на то что недостатков больше и они существенные, метан для авто популярен, хотя и в узком кругу. Его главными недостатками являются:
- Громоздкость и вес баллонов.
- Небольшой запас хода, учитывая размеры баллонов.
- Стоимость оборудования ввиду потребности компонентов, работающих с большим давлением.
- Заметная потеря динамики и мощности.
- Уменьшение ресурса работы клапанов.
Стоит ли переходить
Как и любой вид специализированного оборудования, ГБО, работающее на метане, имеет свой потребительский круг. В основном это владельцы транспортных компаний, автопарков или автомобилей, которые ездят часто и подолгу, но в пределах одного города (например, такси). В таких случаях установка является необходимостью, так как поможет существенно сэкономить деньги. Но это не значит, что вы не имеете права установить метановое оборудования на свое авто. Просто окупаться оно будет дольше, да и заправку найти сложнее.
Переход на ГБО – пропан или метан. Опыт использования: видео
Практикующий юрист с 10 летним стажем. Специализации: уголовное право, страховое право, административные правонарушения.
Установка ГБО на метане в авто
В настоящее время традиционное топливо для автомобилей, такое как бензин или дизельное, не является единственно возможным. Широкое распространение получили различные газовые смеси.
Наиболее популярны составы на основе пропан-бутана. Второе место занимает ГБО на метане. Об особенностях использования метана на автомобилях и пойдет речь в этом материале.
В чем отличие ГБО на метане
Сейчас метановое топливо находит широкое применение в США, Китае, западноевропейских странах. В нашей стране метан для авто также получает все большее распространение. В отличие от пропана, этот газ не требует отдельного производства и переработки. После добычи из месторождения он в готовом виде поставщиками предоставляется потребителям. Метан не сжижается, а под давлением в две сотни атмосфер закачивается в баллоны.
Поскольку Россия является одним из главных поставщиков голубого топлива, государство оказывает всяческую поддержку автомобилистам, желающим установить газовое оборудование на метане. Например, в Татарстане собственник авто для такого переоборудования может получить субсидию в размере до тридцати процентов цены газобаллонной аппаратуры.
Сжатие метана производится для увеличения запаса хода машины. Один кубический метр этого топлива сопоставим с литром бензинового, а в шестидесятилитровом объеме вмещается около двенадцати литров газа. Таким образом, применяя баллон соответствующего объема, можно проехать такую же дистанцию, как и используя двенадцать литров бензинового топлива.
Узнайте из этой статьи, что лучше — метан или пропан.
Особенности оборудования. Преимущества и недостатки
Поскольку, как уже было отмечено, метановые баллоны характеризуются высоким давлением, это обстоятельство предъявляет особые требования к их конструкции.
Применяется три типа баллонов для сжатого газа метана, устанавливаемые на авто:
- из металла. Это стальные цельнолитые сосуды, имеющие утолщенные стенки. Продолжительность их эксплуатации составляет до двадцати лет;
- из металлопластика. Такие металлические баллоны также являются цельнолитыми. Центр сосуда растачивается конусом, а на полученное свободное пространство наматывается композитный материал. Таким способом добиваются снижения массы баллона, без уменьшения объема. Продолжительность его эксплуатации – до пятнадцати лет;
- из композитных материалов. Первоначально выполняется прочная алюминиевая или композитная основа, которая обматывается композитными материалами. Этот баллон также может эксплуатироваться до пятнадцати лет.
Метановый баллон отличается относительно большой массой в связи с необходимостью утолщения стенок. Именно поэтому и применяются композитные технологии их изготовления. Баллоны имеют только цилиндрическую форму, поэтому не могут устанавливаться вместо запаски.
Трубки для метанового ГБО выполняются бесшовным способом и способны выдержать многократное растяжение под высоким давлением. Как правило, в таком оборудовании применяются стальные трубки, имеющие диаметр шесть и десять миллиметров.
Отмечаются следующие особенности газового оборудования, предназначенного для метана:
- вход этого узла оснащается войлочным фильтром для очистки газа от посторонних частиц;
- после него производится установка теплообменника, подключенного к охлаждающей системе мотора. Высокая температура охладителя позволяет прогреть метан, который потом подается к понижающей камере, где происходит снижение давления примерно до двух бар.
В остальном такие редуктора любых поколений ничем не отличаются от аналогичного оборудования, использующего пропан-бутан.
Чтобы контролировать наличие остатков метана в топливной системе, необходимо использование манометров, рассчитанных на рабочее давление до четырехсот бар.
Учитывая вышеизложенное, отмечается ряд преимуществ и недостатков применения метанового топлива в качестве альтернативы традиционному.
К достоинствам относится:
- меньшая стоимость данного топлива, что в итоге снижает эксплуатационные расходы машины;
- стабильные качественные характеристики, поскольку метан не требует отдельного производства, как пропан;
- повышенная экологичность, по сравнению с остальными видами топлива.
- большая масса и объем, занимаемый оборудованием; в связи с этим – невозможность крепления под днищем машины;
- меньшее расстояние перемещения авто, если сравнивать с прочими из перечисленных видов топлива;
- более сложный монтаж;
- высокая стоимость, как самого оборудования, так и его монтажа;
- невозможность запуска машины на газовом топливе, особенно в холодное время года – приходится заводить авто на бензине;
- повышенная потеря мощности, в том числе и сравнивая с пропаном;
- для отечественных условий – недостаточное количество станций, предоставляющих возможность заправки метана в авто.
Обратите внимание! Газовое оборудование для метана имеет большую стоимость, по сравнению с пропановым. Это же относится и к его установке.
Некоторые считают, что ГБО, в том числе и метановое, представляет повышенную опасность в эксплуатации. Однако это не совсем так:
- поскольку метан – летучий газ, при утечке он не образует взрывоопасных скоплений, а очень быстро испаряется;
- требования, предъявляемые к изготовлению метановых баллонов, обеспечивают их надежность, практически исключая вероятность возникновения опасности.
Установка и регулировка оборудования на метане
Как уже было отмечено, установка метана на авто обойдется значительно дороже, по сравнению с ГБО, работающем на пропане. Полная стоимость, включая приобретение самого оборудования, может доходить до восьмидесяти тысяч рублей, в зависимости от расценок установщика и вида автомобиля. Монтаж выполняется в следующей последовательности:
- устанавливается баллон в багажном отсеке, для чего потребуется изготовить и смонтировать крепежные элементы;
- выполняется врезка в форсуночную проводку, сверлятся отверстия в коллекторе;
- установка заправочного вентиля;
- монтируется газовый редуктор с манометром;
- монтаж управляющего электронного блока;
- выполняется проводка в салон и подключается.
Внимание! Метановый баллон не может быть установлен под днищем машины, в связи с большой массой и габаритами.
После монтажа настройка и регулировка осуществляются с помощью компьютера. Для правильной и качественной установки и наладки рекомендуется обратиться к специалистам сервисной службы, предоставляющей подобные услуги.
Читайте по ссылке о том, что лучше для ГБО — метан или пропан бутан.
В заключение
Кратко подытоживая сказанное, можно отметить, что газовое оборудование на метане для автомобиля – это одна из наиболее передовых топливных технологий. Однако, учитывая большие габариты и массу, а также значительную стоимость метанового оборудования на авто, включая монтаж, в настоящее время рациональнее его применять для крупнотоннажных транспортных средств или автобусов. В этом случае дефицит свободного пространства не скажется, и оно скорее окупится.
https://voditelauto.ru/%D1%83%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0-%D0%B3%D0%B1%D0%BE-%D0%BD%D0%B0-%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C/
https://1avtoyurist.ru/oformlenie/gbo/na-metane.html
http://gazblog.ru/gbo/ustanovka/ustanovka-gbo-na-metane-v-avto