Выбор, транспортировка и ОСТ лодочных прицепов

Содержание

Выбор, транспортировка и ОСТ лодочных прицепов

Главное: выбор прицепа начинается с лодки (катера). Подбирать прицеп нужно исключительно под свою лодку или катер. Универсального прицепа (трейлера), подходящего под все виды и размеры лодок (катеров), нет. Например, если у вас прицеп рассчитан для перевозки четырёхметровой лодки, то под шестиметровую лодку придётся покупать новый. Длина судна и его масса со всем перевозимым оборудованием — вот два начальных показателя выбора прицепа (трейлера).

Безусловно, для большинства мореманов прицеп для перевозки лодки не относится к предметам первой необходимости. Действительно: лодку (катер) можно раз и навсегда «прописать» на прибрежной лодочной стоянке, прийти туда в любой удобный момент, завести мотор и отправиться в путь. Однако не перевелись еще энтузиасты, готовые пойти на все, только бы исследовать новые, неизведанные акватории, добираться до которых обычным судоводительским способом, по воде — или долго, или дорого, или попросту невозможно.

Среди дополнительных аргументов в пользу приобретения прицепа (трейлера), выдвигаются и такие, как возможность каждый раз после возвращения с воды поднимать судно на берег (что повышает его долговечность и облегчает уход), а также хранить его поближе к дому — например, на охраняемой автостоянке или в гараже, что особенно ценно зимой.

Лодочный прицеп — это транспортное средство без двигателя, предназначенное для перевозки водной техники (катер, лодка, гидроцикл).

Лодочный прицеп используется в паре с автомобилем-тягачом, который и буксирует лодочный прицеп.

Лодочный прицеп отличается от других прицепов своей конструкцией, благодаря которой можно легко погрузить на него лодку и спустить с него лодку на воду.

Конструкция прицепа (трейлера) представляет собой металлический каркас с установленными на него ложементами. В качестве ложементов в конструкции могут использоваться ролики. Существуют прицепы с комбинированным типом, у которых есть и ложементы и ролики. Каркас прицепа (трейлера) переходит в дышло (горизонтальный рычаг в передней части лодочного прицепа), на котором располагается узел сцепки и лебедка.

Итак, выбираем прицеп, для этого нужно знать:

  1. Размеры лодки (катера).
  2. Массу лодки (катера).

Возможность регулировки.
Одна и та же модель прицепа, может подойти к нескольким видам лодок (катеров).
А дальше формула:
Длина прицепа = длина катера + 0,4 м (на двигатель)

Учитывайте также, чтобы габариты трейлера соответствовали предполагаемому месту хранения.

Важное значение имеет материал, а точнее материал днища лодки (катера). Это очень важно. Если дно лодки изготовлено из жёсткого материала, такого как пластик, подойдёт прицеп с роликовым механизмом. Если же дно лодки сделано из ПВХ, лучше трейлера на полозьях ничего не найти. А ролики такую лодку разорвут в процессе нескольких перевозок.

Желательно подбирать себе прицепы с пластиковыми крыльями, а не с металлическими. Во время езды камни и песок, летящие из-под колёс, деформируют металлическое покрытое, что в итоге приводит к коррозии. А замена таких вот крыльев является процессом трудоёмким и дорогим, что нельзя сказать о пластике. Кроме того, прочные пластиковые крылья исключает вероятность повреждения самой лодки в процессе её погрузки или разгрузки.

Поскольку легковые прицепы предназначены для полного или частичного погружения в воду, их рама должна быть защищена от коррозии. Лучше если металл будет оцинкован, причем как внутри, так и снаружи элементов несущей конструкции. Электрика, соответственно, должна быть в водонепроницаемом исполнении.

Перегрузка — это основная причина выхода из строя прицепов (трейлеров). И происходит это лишь по вине самого владельца, который недостаточно знает о разрешенной массе.

Прицепы могут быть одноосными или двухосными. Прицеп (трейлер) с двумя осями, расстояние между которыми меньше 1 метра, называют прицепом со спаренной осью.

  • Рессорная зависимая подвеска — состоит из балки и продольных полуэллиптических рессор. Как правило, снабжается гидравлическими амортизаторами. По устройству и обслуживанию такая подвеска аналогична задней подвеске легковых автомобилей ГАЗ, а также заднеприводных АЗЛК и ИЖ.
  • Пружинная зависимая подвеска — отличается от рессорной тем, что в качестве упругих элементов используются цилиндрические пружины, а балка крепится к кузову двумя продольными и одной поперечной тягами. Она аналогична задней подвеске заднеприводных автомобилей ВАЗ. Рычажно-пружинная независимая подвеска имеет продольные или поперечные рычаги, цилиндрические пружины и гидравлические амортизаторы.
  • Резино-жгутовая подвеска — состоит из трех профилированных труб, две из которых вставлены внутрь третьей. Между трубами защемлены резиновые жгуты. Наружная труба закреплена поперечно на кузове. К торцам внутренних труб крепятся маятниковые рычаги со ступицами. Подвески такого типа практически не требуют обслуживания.
  • Торсионная независимая подвеска — имеет установленные поперек кузова упругие металлические элементы, работающие на кручение (торсионы). Один конец торсиона зафиксирован на кузове, а к другому крепится маятниковый рычаг со ступицей, соединенный с кузовом через амортизатор.

Транспортировка лодки (катера)

Выбирая и покупая прицеп (трейлер) помните, наличие категории «В» достаточно для управления автомобилем с прицепом, масса которого не превышает 750 кг.

Если же вам необходима перевозка больших по массе грузов, необходимо позаботиться об открытии категории «E».

Право на управление автомобилем с прицепом делится по категориям в зависимости от того, какова масса составляющих частей данного автопоезда. Так для управления легковым автомобилем с прицепом, масса которого выше 750 кг, в принципе, необходима категория «E». Однако, если соблюдаются два условия: суммарная полная масса автомобиля и прицепа не превышает 3500 кг и полная масса прицепа не более массы снаряженного автомобиля, то достаточно категории «B». В противном случае необходима категория «Е», при этом полная масса прицепа для легкового автомобиля не должна превышать 3500 кг.

Страхование прицепа также является постоянным камнем преткновения между автомобилистами и служителями порядка на дорогах. До недавнего времени ОСАГО на прицеп считалось обязательным и аргументы автолюбителей, что прицеп сам по себе без автомобиля не поедет, не принимались властными структурами во внимание. Ситуация изменилась с введением нового закона от 01 марта 2008 года. По новым правилам, ОСАГО для легкового прицепа не требуется.

Транспортировка лодки (катера) может быть сложным и опасным мероприятием, но, следуя ряду простых советов, она может стать относительно простым процессом, который является не только безопасным, но и очень легким.

  • Прицеп должен иметь длину лодки, но не больше, чтобы нижний редуктор двигателя не цеплялся за край прицепа.
  • Стяжки необходимо использовать во время транспортировки катера на прицепе. Нос катера можно закрепить с помощью ремня лебедки. Используйте несколько стяжек по бортам судна, а также несколько закрепите на транце. Кроме того, очень важно использовать дополнительную поддержку для двигателя, чтобы тот не подпрыгивал во время движения.
  • Страховочная цепь должна быть проложена от якоря вашего прицепа к вашему автомобилю. Цепь должна быть достаточно длиной, чтобы легко достигать автомобиля, и не сковывать радиус поворота, но достаточно короткой, чтобы не позволить якорю прицепа удариться о землю. Цепи должны перекреститься под сцепным прибором и закрепиться на раме вашего транспортного средства.
  • Предельный вес, который вы можете буксировать, зависит от мощности вашего прицепа, а также вашего транспортного средства. Как правило, никогда не превышайте 85% от номинального веса прицепа, включая двигатель, оборудование и снасти вашего катера.
  • Важно правильно распределить вес относительно якоря вашего прицепа при транспортировке катера. Слишком большой вес на якоре может привести к повреждению двигателя и коробки передач, кроме того, осложнит рулевое управление. Слишком маленький вес заставит ваш прицеп сильно вилять задом. Для того чтобы отрегулировать количество веса, относительно якоря прицепа, необходимо равномерно распределить вес оборудования на катере, чтобы не концентрировать всё в носу или в хвосте.
  • Не забывайте оставлять больше времени для пересечения перекрестка, торможения и остановки при транспортировке катера. На поворотах, не забывайте, что вы буксируете прицеп. Радиус поворота с прицепом гораздо больше и требует пространства. В дальних поездках, рекомендуется останавливаться время от времени, чтобы убедиться, что ремни не ослабли. Это гарантирует безопасность транспортировки.

Помните! Дорога не прощает ошибок.

ОСТ (отраслевой стандарт) на лодочные прицепы

Параметры, размеры и общие технические требования ОСТ 37.001.220-80.

Настоящий стандарт распространяется на все типы прицепов, предназначенных для буксировки легковыми автомобилями и микроавтобусами по дорогам России. Стандарт не распространяется на прицепы, технические задания, на проектирование которых утверждены до введения настоящего стандарта. Основные термины, используемые в стандарте, и их определение приведены в справочном приложении.

1. ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

  1. 1.1. Полная конструктивная масса прицепа не должна превышать разрешенной изготовителем тягового автомобиля, не должна быть более снаряженной массы тягового автомобиля и превышать 1800 кг.
  2. 1.2. Полная конструктивная масса прицепа, не имеющего тормозов, не должна превышать разрешенной изготовителем тягового автомобиля и не должна быть более половины снаряженной массы тягового автомобиля.
  3. 1.3. Вертикальная статическая нагрузка в центре шарового шарнира сцепного устройства при любом весовом состоянии прицепа должна соответствовать величине, разрешенной изготовителем тягового автомобиля, но не должна быть менее 240 Н (25 кгс) и более 980 Н (100 кгс).
  4. 1.4. Длина прицепа не должна быть более 1,5 длины основной тягового автомобиля или более 8 м.
  5. 1.5. Ширина прицепа не должна превышать ширину основного тягового автомобиля более чем на 200 мм с каждой стороны и не должна быть более 2,3 м.
  6. 1.6. Высота прицепа не должна быть более 1,8 ширины колеи прицепа или более 3 м.
  7. 1.7. Центр тяжести груженого прицепа должен быть расположен таким образом, чтобы отношение высоты центра тяжести к величине колеи колес прицепа составляло не более 0,725.
  8. 1.8. Дорожный просвет прицепа не должен быть меньше дорожного просвета основного тягового автомобиля.

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

  1. 2.1. Общие требования
    1. 2.1.1. Прицепы должны быть одноосными, допускается применение спаренной оси.
    2. 2.1.2 Прицеп с горизонтально расположенным внутренним полом, установленный на горизонтальной поверхности, должен иметь на шину (шины) одной стороны нагрузку не более 55% его полной массы.
    3. 2.1.3. Конструкция прицепа должна быть рассчитана на движение в составе автопоезда полной конструктивной массы с максимальной скоростью, разрешенной изготовителями тяговых автомобилей.
    4. 2.1.4. Конструкция и размеры дышла (рамы) прицепа должны обеспечивать возможность его отклонения относительно сцепного шара, установленного на автомобиле, на углы, предусмотренные ОСТ 37.001.096-77.
    5. 2.1.5. Прицепы должны быть оборудованы двумя несъемными предохранительными цепями (тросами), которые в случае аварийного обрыва (поломки) тягово-сцепного устройства не должны позволять дышлу касаться поверхности дороги, обеспечивая при этом управление прицепом.
    6. 2.1.6. Прицепы должны иметь два противооткатных упора, («башмака»).
    7. 2.1.7. Прицепы должны иметь места для установки домкрата.
    8. 2.1.8. Орган управления стояночной тормозной системой прицепов должен быть съемным и расположен с правой стороны в передней части дышла (рамы).
    9. 2.1.9. Прицепы должны быть оборудованы надколесными защитными устройствами (крыльями, брызговиками), если детали кузова не выполняют функции этого устройства.
    10. 2.1.10. Материалы, применяемые для изготовления прицепов, должны обладать стойкостью против возгорания воздействия воды, топлива и масел не ниже стойкости материалов деталей и узлов аналогичного назначения основного тягового автомобиля.
    11. 2.1.11. Окраска прицепов и контроль внешнего вида покрытия по ГОСТ 7593-80.
    12. 2.1.12. Прицеп должен иметь климатическое исполнение по ГОСТ 15150-69, соответствующее климатическому исполнению основного тягового автомобиля, и должен быть рассчитан на условия хранения на открытых площадках.
    13. 2.1.13. Срок службы прицепа в соответствии с назначением и условиями эксплуатации регламентируются нормативно-технической документацией, утвержденной в установленном порядке.

    2.2.6. Прицепы должны иметь опорные стойки, обеспечивающие устойчивость прицепа в отцепленном состоянии и не ухудшающие проходимость автопоезда.

    При вертикальной статической нагрузке от замкового устройства прицепа более 390 Н (40 кгс) передняя опорная стойка должна быть оборудована механизмом подъема-опускания. Этот механизм обеспечивает установку замкового устройства в необходимое для сцепки (расцепки) положение. При ручном приводе механизма усилие на рукоятке не должно быть более 118 Н (12 кгс).

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    В общем про­цес­се ремон­та кузо­ва авто­мо­би­ля очень важ­ную роль игра­ет про­цесс изме­ре­ния гео­мет­ри­че­ских пара­мет­ров струк­тур­ных эле­мен­тов. Авто­мо­биль не может быть пра­виль­но отре­мон­ти­ро­ван без воз­вра­та кон­троль­ных точек кузо­ва в пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние, опре­де­лён­ное про­из­во­ди­те­лем. Для это­го нуж­но делать изме­ре­ния точ­но и по несколь­ку раз в про­цес­се ремон­та.

    Суще­ству­ет несколь­ко раз­но­вид­но­стей изме­ри­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния. В целом, их мож­но раз­де­лить на 5 базо­вых типов:

    1. Линей­ки, рулет­ка, спе­ци­аль­ный цир­куль
    2. Уни­вер­саль­ные изме­ри­тель­ные систе­мы (меха­ни­че­ские)
    3. Спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ные систе­мы с креп­ле­ни­ем
    4. Уни­вер­саль­ные лазер­ные систе­мы
    5. Компьютерные/электронные систе­мы

    Подроб­нее об изме­ри­тель­ных систе­мах мож­но про­чи­тать здесь.

    Изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва авто­мо­би­ля услов­но мож­но раз­де­лить на три вида:

    • изме­ре­ние меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми. Такое изме­ре­ние может быть про­из­ве­де­но, что­бы сде­лать быст­рую про­вер­ку перед ремон­том и в про­цес­се ремон­та. Изме­ре­ния от точ­ки к точ­ке про­из­во­дят­ся про­стой рулет­кой, а так­же линей­кой для изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва.
    • Срав­ни­тель­ное (срав­ни­ва­ют­ся рас­сто­я­ния сим­мет­рич­ных точек на раз­ных сто­ро­нах кузо­ва). Срав­ни­тель­ное изме­ре­ние явля­ет­ся уни­вер­саль­ным самым быст­рым и лёг­ким мето­дом изме­ре­ния повре­ждён­но­го кузо­ва. Про­из­во­дят­ся срав­не­ния диа­го­наль­ных рас­сто­я­ний меж­ду сим­мет­рич­ны­ми точ­ка­ми. Мож­но делать изме­ре­ния, срав­ни­вая повре­ждён­ную сто­ро­ну авто­мо­би­ля с непо­вре­ждён­ной.
    • 3-х мер­ное изме­ре­ние (опре­де­ля­ет­ся про­стран­ствен­ное поло­же­ние кон­троль­ных точек отно­си­тель­но базо­вых плос­ко­стей при помо­щи спе­ци­аль­но­го изме­ри­тель­но­го обо­ру­до­ва­ния).

    Изме­ре­ния поз­во­ля­ют опре­де­лить сте­пень глав­ных повре­жде­ний, выявить вто­ро­сте­пен­ные повре­жде­ния и опре­де­лить план вос­ста­нов­ле­ния.

    Контрольные точки геометрии кузова автомобиля

    Боль­шин­ство кон­троль­ных точек кузо­ва пред­став­ля­ют собой отвер­стия в струк­тур­ных эле­мен­тах кузо­ва авто­мо­би­ля. Вооб­ще, в каче­стве кон­троль­ных точек могут высту­пать любые ста­ци­о­нар­ные точ­ки на струк­тур­ных эле­мен­тах кузо­ва. Мож­но мерить , к при­ме­ру, меж­ду сим­мет­рич­ны­ми угла­ми.

    Кон­троль­ные точ­ки могут рас­по­ла­гать­ся в вер­ти­каль­ной или гори­зон­таль­ной плос­ко­стях. Их места могут варьи­ро­вать­ся в зави­си­мо­сти от моде­ли авто­мо­би­ля. В руко­вод­ствах по ремон­ту ука­зы­ва­ет­ся место­по­ло­же­ние кон­крет­ных точек и рас­сто­я­ния меж­ду ними.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Изме­ре­ния про­из­во­дят­ся меж­ду цен­тра­ми кон­троль­ных отвер­стий или меж­ду их кра­я­ми.

    Обыч­но изме­ря­ют­ся рас­сто­я­ния от цен­тра до цен­тра этих отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных в про­ти­во­по­лож­ных сто­ро­нах авто­мо­би­ля. Отвер­стия кон­троль­ных точек обыч­но име­ют боль­ший диа­метр, чем кон­чи­ки изме­ри­тель­ной линей­ки. В этом слу­чае нуж­но делать изме­ре­ние от края до края отвер­стий.

    При необ­хо­ди­мо­сти могут изме­рять­ся места креп­ле­ния эле­мен­тов под­вес­ки, так как они вли­я­ют на раз­вал-схож­де­ние. Могут так­же изме­рять­ся поло­же­ние колёс.

    В слу­чае ава­рий­ной дефор­ма­ции, кон­троль­ные точ­ки могут быть исполь­зо­ва­ны для опре­де­ле­ния цен­траль­ной плос­ко­сти авто­мо­би­ля, исполь­зуя его непо­вре­ждён­ную часть. Далее цен­траль­ная плос­кость помо­жет узнать сте­пень откло­не­ния повре­ждён­ной сто­ро­ны или пра­виль­ность ремон­та.

    При исполь­зо­ва­нии изме­ри­тель­ной линей­ки, жела­тель­но иметь в нали­чии инфор­ма­цию о завод­ских пара­мет­рах рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми.

    Све­ря­ясь с эти­ми пара­мет­ра­ми, нуж­но учи­ты­вать, какие рас­сто­я­ния ука­за­ны (от цен­тра к цен­тру или от края к краю).

    Если нет инфор­ма­ции о завод­ских гео­мет­ри­че­ских пара­мет­рах кузо­ва, то мож­но исполь­зо­вать непо­вре­ждён­ный авто­мо­биль той же моде­ли для срав­не­ния рас­сто­я­ний. Так­же исполь­зу­ет­ся срав­ни­тель­ное изме­ре­ние про­ти­во­по­лож­ной, непо­вре­ждён­ной части кузо­ва.

    Правила измерения геометрии кузова автомобиля

    • Перед изме­ре­ни­ем авто­мо­биль дол­жен сто­ять ров­но. Колё­са долж­ны быть нака­че­ны с оди­на­ко­вым дав­ле­ни­ем. В кон­струк­ции неко­то­рых лине­ек при­сут­ству­ет уро­вень, для удоб­ства рас­по­ло­же­ния линей­ки парал­лель­но плос­ко­сти авто­мо­би­ля. Это быва­ет необ­хо­ди­мым, когда есть кон­крет­ные дан­ные рас­сто­я­ний меж­ду кон­троль­ны­ми точ­ка­ми для изме­ри­тель­ной линей­ки. Нуж­но учи­ты­вать, что в неко­то­рых руко­вод­ствах по ремон­ту пока­за­ны рас­сто­я­ния для изме­ри­тель­ной линей­ки (зна­че­ни­я­ми на шка­ле линей­ки), а в дру­гих рас­сто­я­ния от точ­ки к точ­ке (фак­ти­че­ское рас­сто­я­ние). Это могут быть раз­ные зна­че­ния.
    • Таким обра­зом, для пра­виль­но­го изме­ре­ния, линей­ка долж­на рас­по­ла­гать­ся парал­лель­но кузо­ву, ина­че пока­за­ния могут быть некор­рект­ны­ми (опять же, если осу­ществ­ля­ет­ся срав­не­ние с дан­ны­ми рас­сто­я­ний для шка­лы линей­ки). Для это­го ино­гда ука­за­те­ли изме­ри­тель­ной линей­ки долж­ны быть выдви­ну­ты на раз­ную дли­ну. В этом слу­чае пока­за­ния на шка­ле линей­ки могут не сов­па­дать с реаль­ным рас­сто­я­ни­ем и тре­бу­ют допол­ни­тель­но­го заме­ра рулет­кой меж­ду ука­за­те­ля­ми. Когда ука­за­те­ли выдви­ну­ты на оди­на­ко­вую дли­ну, то зна­че­ние на шка­ле на линей­ке сов­па­да­ет с фак­ти­че­ским.
    • Изме­ре­ния дела­ют­ся по фик­си­ро­ван­ным точ­кам кузо­ва, таким как бол­ты, разъ­ёмы или отвер­стия и пр.
    • Каж­дое изме­ре­ние долж­но быть про­ве­ре­но с помо­щью двух допол­ни­тель­ных кон­троль­ных точек.
    • Луч­ше изме­рять более длин­ные рас­сто­я­ния. Так мож­но полу­чить наи­бо­лее досто­вер­ную кар­ти­ну сме­ще­ния струк­тур­ных эле­мен­тов.
    • В неко­то­рых слу­ча­ях изме­ре­ние и срав­не­ние дли­ны двух про­ти­во­по­лож­ных сто­рон дают луч­шее пред­став­ле­ние о дефор­ма­ции, чем диа­го­наль­ные изме­ре­ния. Нуж­но исполь­зо­вать диа­го­наль­ные изме­ре­ния в сово­куп­но­сти с изме­ре­ни­ем дли­ны.
    • При изме­ре­нии и ремон­те раз­ре­ша­ет­ся опре­де­лён­ный допуск (сум­мар­ный допуск не более 3 мм). Допуск в 3 мм был дол­гие годы раз­ре­шён при про­из­вод­стве авто­мо­би­лей. В сего­дняш­ние дни мно­гие авто­мо­биль­ные про­из­во­ди­те­ли изго­тав­ли­ва­ют кузо­ва с нуле­вым допус­ком.
    • Изме­ре­ние рас­сто­я­ния меж­ду отвер­сти­я­ми оди­на­ко­во­го диа­мет­ра дела­ют­ся от цен­тра к цен­тру, либо от края к краю. Рас­сто­я­ние меж­ду креп­ле­ни­я­ми дела­ет­ся от цен­тра к цен­тру (к при­ме­ру, меж­ду цен­тра­ми голо­вок бол­тов).
    • Рас­сто­я­ние меж­ду отвер­сти­я­ми раз­но­го раз­ме­ра про­из­во­дит­ся дву­мя изме­ре­ни­я­ми. Пер­вый замер дела­ет­ся меж­ду внут­рен­ни­ми кра­я­ми отвер­стий. Вто­рое изме­ре­ние дела­ет­ся меж­ду наруж­ны­ми кра­я­ми отвер­стий. Далее два полу­чив­ши­е­ся зна­че­ния сум­ми­ру­ют­ся и сум­ма делит­ся на 2. Резуль­та­том будет рас­сто­я­ние меж­ду цен­тра­ми отвер­стий раз­но­го раз­ме­ра.

    Проверка геометрии кузова рулеткой

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Рулет­ка исполь­зу­ет­ся, когда нет пре­пят­ствий меж­ду изме­ря­е­мы­ми точ­ка­ми. При изме­ре­нии рулет­кой нуж­но, что­бы лен­та не была изо­гну­та. Смот­реть на шка­лу нуж­но толь­ко под углом 90 гра­ду­сов и каж­дый раз с оди­на­ко­во­го места, что­бы не оши­бить­ся в зна­че­нии. Нуж­но, что­бы фик­са­тор лен­ты не имел излиш­не­го люф­та. Лен­та рулет­ки долж­на лежать ров­но меж­ду точ­ка­ми, что­бы изме­ре­ние было кор­рект­ным. Для удоб­ства рабо­ты с неболь­ши­ми отвер­сти­я­ми, фик­са­тор лен­ты мож­но дора­бо­тать (см. рису­нок).

    Линейка для измерения геометрии кузова автомобиля

    Рас­клад­ная изме­ри­тель­ная линей­ка явля­ет­ся наи­бо­лее часто при­ме­ня­е­мым изме­ри­тель­ным устрой­ством для изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Изме­ри­тель­ная линей­ка спо­соб­на мерить рас­сто­я­ние меж­ду дву­мя точ­ка­ми. Каж­дое рас­сто­я­ние долж­но быть пере­про­ве­ре­но дву­мя допол­ни­тель­ны­ми кон­троль­ны­ми точ­ка­ми.

    Совре­мен­ная линей­ка для изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва явля­ет­ся теле­ско­пи­че­ским изме­ри­тель­ным устрой­ством с регу­ли­ру­е­мы­ми по высо­те ука­за­те­ля­ми. Даже при рас­кла­ды­ва­нии на пол­ную дли­ну, она не даёт погреш­но­сти в изме­ре­нии.

    В зави­си­мо­сти от типа исполь­зу­е­мой линей­ки может потре­бо­вать­ся допол­ни­тель­ное изме­ре­ние меж­ду ука­за­те­ля­ми.

    К допол­ни­тель­ным аксес­су­а­рам линей­ки отно­сят­ся насад­ки и рас­ши­ре­ния для плот­но­го раз­ме­ще­ния в кон­троль­ных отвер­сти­ях.

    Линей­ка поз­во­ля­ет про­из­во­дить изме­ре­ния при нали­чии пре­пят­ствий меж­ду изме­ря­е­мы­ми точ­ка­ми.

    Все авто­мо­би­ли сим­мет­рич­ны отно­си­тель­но вооб­ра­жа­е­мой цен­траль­ной плос­ко­сти, рас­по­ло­жен­ной вдоль цен­тра маши­ны. Одна­ко, быва­ет несколь­ко точек на неко­то­рых авто­мо­би­лях, кото­рые, по раз­ным при­чи­нам, не сим­мет­рич­ны, но они не дела­ют всю маши­ну асси­мет­рич­ной. Без сим­мет­рии авто­мо­биль было бы очень слож­но изго­то­вить, да и про­дать.

    Важ­но, что­бы ука­за­те­ли были плот­но встав­ле­ны в кон­троль­ные отвер­стия.

    Как было упо­мя­ну­то ранее, если ука­за­те­ли были выстав­ле­ны на раз­ную высо­ту, то зна­че­ние на шка­ле линей­ки может отли­чать­ся от фак­ти­че­ско­го рас­сто­я­ния меж­ду изме­ря­е­мы­ми точ­ка­ми. Для кор­рект­но­го зна­че­ния нуж­но допол­ни­тель­но мерить рас­сто­я­ние меж­ду ука­за­те­ля­ми рулет­кой.

    Линей­ка и ука­за­те­ли долж­ны быть ров­ны­ми. Ука­за­те­ли долж­ны рас­по­ла­гать­ся на 90 гра­ду­сов отно­си­тель­но линей­ки и не иметь люф­та.

    Важ­но, что­бы при изме­ре­нии дли­на ука­за­те­лей была выстав­ле­на на оди­на­ко­вом рас­сто­я­нии.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Если не тре­бу­ет­ся полу­чить точ­ные зна­че­ния при изме­ре­нии, а про­из­во­дит­ся срав­ни­ва­ние одной сто­ро­ны с дру­гой, то линей­ка не обя­за­тель­но долж­на быть парал­лель­на плос­ко­сти маши­ны. Мож­но срав­ни­вать рас­сто­я­ния с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной, а так­же с подоб­ны­ми точ­ка­ми тако­го же цело­го авто­мо­би­ля (срав­ни­тель­ное изме­ре­ние).

    Ука­за­те­ли не нуж­но надав­ли­вать при изме­ре­нии, что­бы они не гну­лись и изме­ре­ние не иска­жа­лось. Линей­ку для изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва мож­но изго­то­вить само­му (см. ста­тью).

    В допол­не­ние к диа­го­наль­ным изме­ре­ни­ям необ­хо­ди­мо делать изме­ре­ния дли­ны и шири­ны. Это даст более точ­ное пред­став­ле­ние о пра­виль­но­сти рас­по­ло­же­ния кон­троль­ных точек. Диа­го­наль­ные изме­ре­ния могут сов­па­дать, даже если есть сме­ще­ние обе­их сто­рон.

    Сравнительное измерение геометрии кузова автомобиля

    Самый быст­рый метод для изме­ре­ния повре­ждён­ной части кузо­ва – срав­ни­тель­ное изме­ре­ние. Для этих целей хоро­шо под­хо­дит спе­ци­аль­ный цир­куль, но так­же мож­но исполь­зо­вать и изме­ри­тель­ную линей­ку.

    Если, к при­ме­ру, делать заме­ры под­ка­пот­но­го про­стран­ства, то одна часть цир­ку­ля встав­ля­ет­ся в одно из бол­то­вых отвер­стий, рас­по­ло­жен­ных у лобо­во­го стек­ла, а дру­гая ста­вить­ся к любо­му месту, кото­рое нуж­но срав­нить с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ной.

    Далее цир­куль фик­си­ру­ет­ся спе­ци­аль­ным меха­низ­мом и пере­став­ля­ет­ся на такие же точ­ки с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны. Таким обра­зом мож­но быст­ро про­ве­рить несколь­ко сим­мет­рич­ных точек и понять куда про­изо­шло сме­ще­ние струк­тур­ных эле­мен­тов кузо­ва.

    Подоб­ным обра­зом цир­ку­лем мож­но изме­рять любую часть маши­ны. Такое срав­не­ние мож­но делать мно­же­ство раз в про­цес­се ремон­та для кон­тро­ля.

    Цир­куль для срав­ни­тель­но­го изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Цир­куль для срав­ни­тель­но­го изме­ре­ния гео­мет­рии кузо­ва напо­ми­на­ет по кон­струк­ции обыч­ный цир­куль. Два ука­за­те­ля соеди­не­ны меж­ду собой и не име­ют какой-либо шка­лы.

    Для срав­ни­тель­но­го изме­ре­ния необ­хо­ди­мо каж­дый из ука­за­те­лей поме­стить в отвер­стие кон­троль­ных точек, рас­сто­я­ние меж­ду кото­ры­ми необ­хо­ди­мо про­ве­рить.

    Далее ука­за­те­ли фик­си­ру­ют­ся меж­ду собой спе­ци­аль­ным фик­са­то­ром, вхо­дя­щим в кон­струк­цию устрой­ства, и цир­куль пере­став­ля­ет­ся на точ­ки, рас­по­ло­жен­ные с про­ти­во­по­лож­ной сто­ро­ны, для срав­не­ния. При необ­хо­ди­мо­сти мож­но заме­рить рас­сто­я­ние меж­ду ука­за­те­ля­ми при помо­щи рулет­ки.

    Такой цир­куль хорош тем, что мож­но очень быст­ро сде­лать срав­не­ние двух сто­рон авто­мо­би­ля для опре­де­ле­ния сте­пе­ни несо­от­вет­ствия, а так­же быст­ро и лег­ко делать срав­ни­тель­ные изме­ре­ния в про­цес­се ремон­та. Им мож­но срав­ни­вать самые труд­но­до­ступ­ные места. Такой изме­ри­тель­ный инстру­мент неслож­но изго­то­вить само­му.

    Трёхмерное измерение кузова автомобиля

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Трёх­мер­ное изме­ре­ние вклю­ча­ет в себя изме­ре­ние дли­ны, шири­ны и высо­ты струк­тур­ных эле­мен­тов кузо­ва. Оно осу­ществ­ля­ет­ся трёх­мер­ны­ми изме­ри­тель­ны­ми систе­ма­ми.

    Прин­цип таков, что при помо­щи изме­ри­тель­ной систе­мы полу­ча­ют рас­сто­я­ние от вооб­ра­жа­е­мых основ­ных плос­ко­стей кузо­ва: цен­траль­ной, основ­ной и нуле­вой (см. иллю­стра­цию).

    Эти плос­ко­сти явля­ет­ся вооб­ра­жа­е­мы­ми. Такие плос­ко­сти уста­нав­ли­ва­ют­ся и исполь­зу­ют­ся трёх­мер­ной изме­ри­тель­ной систе­мой.

    Шири­на изме­ря­ет­ся от цен­траль­ной плос­ко­сти авто­мо­би­ля, дли­на от нуле­вой плос­ко­сти, а высо­та от основ­ной (рас­по­ло­жен­ной парал­лель­но дни­щу).

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Цен­траль­ная плос­кость

    Цен­траль­ная плос­кость или цен­траль­ная линия делит авто­мо­биль на две оди­на­ко­вых поло­ви­ны вдоль. На неко­то­рых авто­мо­би­лях суще­ству­ют мет­ки, пока­зы­ва­ю­щие центр авто­мо­би­ля. Такие мет­ки отштам­по­ва­ны на метал­ле кузо­ва как в верх­ней, так и в ниж­ней части кузо­ва.

    Этим мож­но вос­поль­зо­вать­ся при изме­ре­нии про­стой изме­ри­тель­ной линей­кой или рулет­кой. Они помо­га­ют сохра­нить вре­мя при про­ве­де­нии заме­ров кузо­ва. Рас­сто­я­ние от цен­тра до кон­крет­ной точ­ки спра­ва будет таким же, что и рас­сто­я­ние от цен­траль­ной линии к такой же точ­ки сле­ва.

    Боль­шин­ство авто­мо­би­лей сде­ла­ны сим­мет­рич­ны­ми за исклю­че­ни­ем неко­то­рых точек. Одна часть кузо­ва долж­на быть зер­каль­ной про­ти­во­по­лож­ной сто­роне.

    Измерение днища кузова

    На дни­ще кузо­ва могут про­из­во­дить­ся как диа­го­наль­ные изме­ре­ния кон­троль­ных точек, так и про­вер­ка на скру­чи­ва­ние и сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­траль­ной линии.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Скру­чи­ва­ние или сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­тра может быть про­ве­ре­но на цен­траль­ной сек­ции кузо­ва.

    Для такой про­вер­ки суще­ству­ет метод под­ве­ши­ва­ния цен­три­ру­ю­щих лине­ек в кон­троль­ные отвер­стия на дни­ще кузо­ва. Места, на кото­рые под­ве­ши­ва­ют­ся линей­ки, не долж­ны быть дефор­ми­ро­ва­ны.

    Под­ве­ши­ва­ет­ся несколь­ко лине­ек вдоль сило­вых эле­мен­тов дни­ща. Если они парал­лель­ны, то скру­чи­ва­ния нет, если не парал­лель­ны, то скру­чи­ва­ние при­сут­ству­ет.

    Центр лине­ек так­же дол­жен сов­па­дать, ина­че суще­ству­ет сме­ще­ние отно­си­тель­но цен­траль­ной плос­ко­сти.

    Как проверить геометрию кузова

    ГлавнаяВаз 2110Как проверить геометрию кузова

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Многие автолюбители могут на протяжении долгих лет эксплуатировать свой автомобиль, даже не подозревая о таком понятии, как правильная геометрия кузова. Однако это понятие является очень важным фактором, влияющим на многие параметры автомобиля, начиная от его внешнего вида, и заканчивая безопасностью его эксплуатации.

    Чтобы разобраться в том, как проверить геометрию кузова, необходимо более или менее точно определить, что же такое эта геометрия кузова, чем и в каких случаях она измеряется и на какие свойства автомобиля влияет ее нарушение.

    Также следует рассмотреть способы проведения замеров в домашних условиях и на специализированных станциях кузовного ремонта, располагающих высокотехнологическим оборудованием.

    Определение

    Что же представляет собой геометрия кузова автомобиля? Чем и где ее измерять? Геометрия кузова любого автомобиля определяется как совокупность расстояний между контрольными точками, которые установлены заводом изготовителем.

    Они предусматривают точное положение всех кузовных деталей относительно друг друга, что обеспечивает правильную работу узлов и механизмов, которые крепятся непосредственно к самому кузову.

    К этим расстояниям относятся диагональные размеры дверных проемов, подкапотного пространства и багажного отделения.

    Наиболее важными являются расстояния между опорными точками, которые выполняют несущую роль для деталей ходовой системы. К ним относятся расстояния между лонжеронами, стаканами и прочими элементами кузова, на которых крепится ходовая часть.

    В итоге от правильности геометрии кузова зависит колесная база автомобиля, ширина колеи и прочие параметры, влияющие не только на комфортабельность езды, но и на ее безопасность. Поэтому геометрии кузова следует уделять особое внимание. Но сначала следует разобраться, откуда появляется ее нарушение.

    Причины нарушения геометрии кузова

    Причинами нарушения геометрического положения тех или иных элементов кузова могут выступать такие факторы, как:

    • неровности на дорогах;
    • различного рода препятствия;
    • дорожно-транспортные происшествия и прочее.

    В зависимости от степени тяжести того или иного фактора, влияющего на геометрию кузова, по-разному изменяются и размеры между его контрольными точками.

    Например, при эксплуатации автомобиля по неровным дорогам или при случайных наездах на препятствия, подвеска автомобиля частично берет нагрузку на себя. Однако кузов автомобиля, даже незаметно для его владельца, также принимает на себя эти воздействия, вследствие чего постепенно деформируется.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Основания для проведения проверки

    В наше время проверку геометрии кузова чаще всего проводят перед покупкой подержанного автомобиля. Такая процедура помогает покупателю определить, была ли машина в авариях, как она была отремонтирована, и как она вообще эксплуатировалась.

    Реже замеры между контрольными точками кузова проводятся с целью определения качества проведенного кузовного ремонта специалистами. Нередко после восстановительных работ владелец не уделяет этому вопросу много внимания. С виду красиво, и то хорошо.

    А напрасно: после аварий не каждый кузов можно отреставрировать простым возвращением геометрии методом оттягивания деталей. Некоторые детали требуют замены, некоторые вытягиваются на холодную, другие с подогревом.

    И если этому не придавать значения, то вскоре за это можно серьезно поплатиться.

    Самые ответственные владельцы автомобиля проводят измерение расстояний между контрольными точками кузова регулярно. Некоторые специалисты рекомендуют делать это не реже, чем раз в году. Самые резвые станции технического обслуживания рекомендуют проводить эти замеры и по два раза на год. Возможно, они и правы, если взять во внимание состояние современного дорожного покрытия.

    Первичные признаки нарушения геометрии

    Для тех владельцев автомобилей, которые считают регулярную проверку геометрии кузова ненужной тратой средств, существует несколько признаков, которые однозначно должны побудить их сделать такую проверку. И чем раньше это будет сделано, тем дешевле обойдется исправление дефектов.

    Первые признаки деформации кузова – это плохо закрывающиеся двери, капот и багажник. Если это не следствие проседания дверей, то деформация стоек и других деталей кузова на лицо.

    Более опасным признаком деформации кузовных деталей является нестабильное поведение автомобиля при движении на большой скорости. Автомобиль может тянуть в разные стороны, бросать и рыскать туда-сюда, вибрировать и так далее. Если ходовая часть при этом находится в исправном состоянии, то на лицо деформация лонжеронов, стаканов и прочего.

    Самостоятельная проверка

    Даже в домашних условиях, имея рулетку и интернет, можно измерить многие расстояния между контрольными точками кузова. В большинстве случаев эти самые размеры производитель приводит в виде понятных чертежей в руководстве по эксплуатации, прилагаемом к автомобилю при продаже.

    Если этих данных под рукой нет – в интернете довольно просто найти соответствующие цифры к самым распространенным моделям автомобилей. Здесь очень важным является поиск значений под конкретную модель автомобиля. Даже на очень схожих авто эти параметры могут отличаться.

    Уже вручную, без использования сложного и дорогостоящего оборудования, можно легко замерить расстояние между стаканами, диагонали дверных проемов, ширину колеи и прочее. Для осуществления некоторых замеров может понадобиться демонтаж обшивки, бамперов и других деталей, закрывающих доступ к измерительным точкам, указанным в инструкции.

    Проверка геометрии кузова на специальных СТО

    Если же измерение кузовных расстояний проводится на специальном оборудовании, то владельцу следует учитывать, что такая процедура довольно недешевая. Однако она может окупиться в некоторых случаях.

    Например, мастер по регулировке развала и схождения колес ставит вам вердикт, что эти параметры уже не настраиваются на вашем автомобиле. И это несмотря на новые детали ходовой части.

    Замеры геометрии кузова помогут определить причину, а также устранить эти дефекты.

    Для измерения геометрии кузова автомобиля на специальных станциях используется высокотехнологическая аппаратура, которая отличается высочайшей точностью. С ее помощью мастера смогут не только измерить расстояния между контрольными точками, но и в случае необходимости, предложить вам исправление деформированных деталей.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Самое современное оборудование для измерения геометрических расстояний состоит из специального стенда, на котором автомобиль предварительно закрепляется в полуразобранном виде. Обычно для того, чтобы сделать все необходимые замеры, потребуется демонтаж облицовочных деталей салона, бамперов и прочих декоративных элементов. Также может понадобиться демонтаж деталей ходовой системы.

    После закрепления автомобиля и прочих подготовительных работ на контрольные точки автомобиля устанавливаются специальные электронные датчики, которые фиксируют и передают свое положение в трехмерном пространстве на главное вычислительное устройство. После запуска диагностики мастер может видеть все необходимые расстояния, а также те из них, которые не соответствуют установленным значениям производителя.

    На этом же оборудовании производится и исправление геометрии кузова при помощи специального гидравлического оборудования. Такой ремонт является более точным, чем ручное измерение и рихтовка подручными средствами.

    Интересное по теме:

    Как проверить геометрию кузова авто в домашних условиях

    Редкий водитель в наше время сможет полностью избежать ДТП за свой водительский стаж. Хоть небольшое, но касание всегда может случиться. Любое соприкосновение с другим автомобилем или препятствием может вызвать деформацию кузова.

    При деформации в результате аварии нарушается его геометрия. В результате этого возникают перекосы в области месторасположения колес, изменяются диагонали, перекашиваются проемы дверей и рамки стекол.

    Ухудшается пассивная безопасность автомобиля, управляемость авто и его внешний вид.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    После удара при ДТП в перед автомобиля придется делать замер моторного отсека. Если удар пришелся в зад, тогда необходимо проверить на геометрию багажный отсек. После произошедшего удара в бок надо проверить проемы. Чтобы проверить геометрию кузова своими руками потребуется штангенциркуль, рейка и рулетка.

    Нужно понимать, что правильную геометрию кузова соотносят с точными размерами автомашины, которые указанные в техпаспорте завода-производителя.

    Самые важные нюансы при диагностике это:

    • ширина передней и задней колеи;
    • длина колесной базы;
    • длина лонжеронов;
    • габариты моторного отсека;
    • габариты багажника;
    • габариты салона.

    Для восстановления автомобиля необходимо владеть информацией о стандартных размерах кузова вашей модели автомашины, а также о месте нахождении контрольных точек для измерения. У опытного водителя вопросы по проверке геометрии авто не возникает — её всегда можно проверить в домашних условиях.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Для этого стоит придерживаться некоторых рекомендаций:

    1. Открываем и закрываем аккуратно все двери, капот и багажник. Если они не закрываются спокойно, значит нарушена геометрия.
    2. Визуальный осмотр позволит выявить явные признаки искривления. Можно не просто осматривать визуально кузов и раму, но и ощупывать, чтобы прочувствовать складки. Необходимо знать местонахождение предусмотренных конструкцией складок в местах изгиба деталей, чтобы не перепутать их с деформационными. Они могут быть и еле-еле заметными и ярко выраженными. Если на стеклах есть вертикальные трещины, значит смещены стойки.
    3. После проверки целостности на складки, нужно проверить правильность размещения колес. Контроль проводится с использованием специального штангенциркуля. Если правое колесо размещается иначе по сравнению с левым, значит есть нарушение.
    4. Измерение диагоналей проводится масштабной рейкой. Контролирующие диагонали должны проходить через контрольные или базовые точки. Они должны пройти через направляющие отверстия рамы дальше к крепежам. Визуально оценивается симметричность полученных диагоналей. Затем считается расстояние между точками с одной стороны, затем противоположной. Полученные результаты измерений должны быть равноценными. Различие данных показывает на деформацию кузовной геометрии, которую придется исправлять кузовным ремонтом.
    5. Измерение рейкой начинается с центральной точки основания кузова или рамы. Это место проще использовать для начальной точки, потому что здесь крайне редко что-то нарушается. Измеряются длины от центрального отверстия под осью кузова до базовых точек. Диагонали замеряются от точек рамы до точек на передней и задней оси. На этом этапе может потребоваться снятие некоторых деталей. Масштабную рейку можно заменить обычной рулеткой, но она даст большую погрешность при измерениях.

    Если вы не можете почему-либо измерить геометрию ходовой части в домашних условиях, найдите ровную прямую автодорогу, на которой нет машин. Разгонитесь до 50 км/час и отпустите руль на пару секунд. Если авто поедет в сторону — значит, нарушена геометрия: в ту сторону в которую поедет — та и искривлена. Если поедет прямо, увеличьте скорость до 90 км/час и повторите этот маневр.

    Применение стендов

    Гораздо легче проверить геометрию кузова, если в наличии есть стенд с посадочными местами для базовых точек. Кузов просто крепится на шаблон, а нарушения фиксируются. Затем на стапеле проводится правка.

    Можно проверять геометрию при помощи электронной системы. По этой методике координаты базовых точек устанавливаются инструментом с датчиком. Затем программа сравнивает новые показатели с исходными от завода-изготовителя.

    Геометрия кузова: как выполнить проверку

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    За свою жизнь почти каждый автолюбитель попадает в более или менее серьезную аварию. Кто-то таранит чужую машину из-за собственной нерасторопности. Кто-то вылетает в кювет при попытке избежать лобового столкновения. Кто-то проламывает стену собственного гаража, перепутав педали газа и тормоза. А на кого-то падает дерево во время грозы или урагана.

    Каждый получает индивидуальный печальный опыт самостоятельно. Но есть одна проблема, которая возникает практически перед всеми автомобилистами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие (ДТП), это кузовной ремонт. Далее рассмотрим, чем важна геометрия кузова, почему ее необходимо восстановить после аварии и как проверить правильность выполнения работ.

    Геометрия кузова и способы её проверки

    Сегодня многие люди покупают автомобили с рук. Предложений на вторичном рынке великое множество, но не все хозяева машин полностью честны с покупателями и не редко пытаются продать авто, побывавшее в аварии.

    Одним из наиболее негативных последствий аварий является нарушение геометрии кузова автомобиля.

    Это может стать причиной изменений в управляемости, которая может проявиться в самый неподходящий момент и, конечно же, может привести к аварийной ситуации.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Что мы понимаем под геометрией кузова

    Понятие «геометрия кузова» обычно включает в себя несколько довольно чётких параметров. Это комплекс, состоящий из контрольных точек автомобиля и расстояний между ними.

    Исходя из этих параметров, выставляются все элементы кузова, механизмы и узлы машины относительно друг друга.

    Производитель данного транспортного средства имеет технический паспорт, в котором чётко указаны все эти контрольные точки.

    Причины деформации кузова

    Причины нарушения геометрии кузова могут быть совершенно разными.

    1. Наиболее часто деформация возникает вследствие аварии. Это может быть и серьёзное ДТП, и просто на первый взгляд незначительный инцидент. При серьёзном столкновении проблемы с кузовом явные и требуют обязательного вмешательства, а вот во втором случае хозяин автомобиля может даже не понять, что возникла проблема, требующая вмешательства.
    2. Транспортировка грузов, превышающих допустимые конструкцией авто нормы. Подозрения на такую ситуацию могут возникнуть, если при перевозке слишком тяжёлого груза автомобиль явно проседал или немного заваливался на один бок.
    3. Негативные последствия для кузова могут наблюдаться и при длительной эксплуатации транспортного средства в условиях очень плохих работ. Добавить проблем может и манера вождения хозяина.

    Все перечисленные нами причины являются важным основанием для проведения проверки геометрии кузова автомобиля.

    Экспертизу очень желательно проводить и в том случае, если вы не собираетесь продавать автомобиль. Иначе неисправности машины могут стать источником повышенной опасности для вас и окружающих людей.

    Это происходит по тому, что машина, имеющая деформации, зачастую становится менее предсказуемой на дороге.

    Как обнаружить нарушения геометрии кузова

    В том случае если вы решили купить автомобиль с рук или если вы попали в небольшое ДТП, желательно проверить геометрию кузова. Это можно сделать несколькими способами:

    • в хорошем центре по техническому обслуживанию авто;
    • самостоятельно.

    Диагностика в техническом центре

    В крупных населённых пунктах вы обязательно найдёте специализированный техцентр, в котором могут провести полную диагностику геометрии кузова. Здесь обычно имеется нужное нам компьютерное оборудование, подключенное к специальному стенду.

    Диагностика может проводиться с использованием механических систем, специальных систем с креплениями, лазерных установок и компьютерной диагностики. Транспортное средство сначала немного разбирают и устанавливают на стенд. После своеобразного «сканирования» данные поступают на компьютер, где и создаётся трёхмерная модель автомобиля.

    Компьютер же далее проводит сравнительный анализ данных машины и исходные данные модели.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Главным плюсом такой проверки является максимальная точность. Но данный способ требует времени и, конечно же, денежных затрат, примерно вам придётся потратить на это несколько тысяч рублей.

    Самостоятельная диагностика деформации кузова

    Если по каким-либо причинам диагностические мероприятия в техническом центре недоступны, проверить наличие нарушений в геометрии кузова можно и самостоятельно в домашних условиях. Это можно сделать, просто осмотрев кузов транспортного средства, а можно сделать специальные замеры.

    Визуальный осмотр

    Внешний осмотр автомобиля нужно делать максимально внимательно и не пренебрегать проверкой даже самых маленьких сомнений. Всю эту процедуру желательно провести по следующему алгоритму:

    1. Открываем и закрываем поочерёдно все имеющиеся двери. В том случае если возникли проблемы, стоит заподозрить деформацию стоек.
    2. Осматриваем стекла. Наличие трещин, идущих вертикально, деформация присутствует почти всегда.
    3. Осмотр корпуса. Нужно присесть на корточки и, глядя вдоль бока машины, осмотреть все неровности или несовпадения в зазорах.
    4. Осмотр днища. Машина поднимается на подъёмник и вы внимательно осматриваете днище на наличие складок. Складки могут иметь различную степень выраженности и располагаются обычно в совершенно разных местах.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Проверка правильной геометрии с применением инструментов

    В том случае если визуальный осмотр не дал однозначного ответа, был ли деформирован кузов или нет, необходимо применить метод контроля, основанный на замерах. Для этого нам понадобятся:

    • линейка или масштабная рейка;
    • рулетка;
    • штангенциркуль.

    Специальные точки для контроля

    Производители автомобилей разместили на кузове так называемые контрольные точки геометрии кузова. По большей части, ими являются отверстия в определённых местах, это могут быть горизонтальные и вертикальные плоскости.

    Они позволяют по средствам замеров расстояний между ними определить, была деформация кузова или нет. У каждого производителя они собственные и прежде чем приступить к замерам, нужно точно знать схему их расположения. Такие данные довольно просто получить через запрос в интернете.

    Обычно замер производится от центра до центра, но иногда производитель отмечает данные от края до края.

    Замеры штангенциркулем

    Подобный замер нужно делать следующим образом. При помощи штангенциркуля замеряем расстояние между двумя контрольными точками с одной стороны, фиксируем циркуль и замеряем расстояние на другой стороне транспортного средства. Если замеры совпадают, то всё в полном порядке. Здесь важно понимать, что автомобили всегда симметричны. Встречающиеся отклонения от этого правила крайне редки.

    Замеры при помощи линейки

    Замеры при помощи линейки или рейки производятся по тому же самому принципу. Таким образом, можно проверить весь корпус и раму автомобиля. Здесь нужно следовать рекомендации – делать замеры желательно на максимально дальние расстояния. Это позволит получить наиболее точные данные.

    Современные линейки для замеров геометрии кузова автомобилей — это телескопические устройства с регуляторами по высоте. Это даёт возможность производить замеры даже в тех случаях, если имеются небольшие препятствия между двумя точками замеров. Важно все указатели выставлять чётко на одну и ту же высоту и плотно вставлять их в отверстия.

    Линейку нужно расположить параллельно кузову. Замеры желательно проводить и по параллельным замерам, и по диагонали. В обоих случаях можно допустить расхождение в 3 мм., хотя в современных моделях такой допуск чаще всего отсутствует.

    Проверка геометрии при помощи рулетки

    Стопроцентную точность данный метод обеспечить не сможет, но примерные данные можно получить. До начала замеров автомобиль помещаем на абсолютно ровную поверхность, все колёса должны быть накачаны равномерно. Лента должна быть в хорошем состоянии без загибов и изломов. На отметки смотреть нужно под углом в 90 градусов. Далее нужно действовать следующим образом:

    1. Проводим замер передней колеи. С этой целью замеряем расстояние, находящееся между серединой шины правого колеса и серединой шины левого колеса. То же самое делаем и с замерами задней колеи. Полученные результаты нужно сравнить с техническими данными производителя.
    2. Проверка длины колёсной базы. Замер производится от середины ступицы переднего колеса.
    3. Проводим замеры багажника, моторного отсека и дверных проемов.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    В том случае если у вас нет точных технических характеристик проверяемой модели, то можно просто проверить симметричность всех контрольных отверстий или сравнить полученные данные с другой такой же моделью авто.

    Проверка кузова с применением трёхмерного измерения

    Этот метод заключается в сравнении с эталонными вариантами высоты, длины и ширины основных структурных элементов. Сделать это можно только с применением специальных трёхмерных систем. Такая система сама устанавливает плоскости, от которых и производится отсчёт.

    От центральной плоскости производятся замеры ширины. Центральной плоскостью (линией) является линия, условно разделяющая автомобиль вдоль по центру на одинаковые половинки. На некоторых моделях уже производитель ставит такие метки в нижней или верхней части кузова. Обе части авто должны быть полностью идентичны, симметричны.

    От основной плоскости производится замер высоты машины. Эта плоскость идет параллельно автомобильному днищу.

    От нулевой плоскости, размещаемой перед автомобилем, идёт отсчёт его длины.

    Измерение днища кузова

    При проверке состояния днища кузова автомобиля могут использоваться методы контрольных замеров по диагонали или методы скручивания или смещения по отношению к центральной линии.

    При использовании второго метода на днище автомобиля подвешиваются несколько линеечек. Они должны быть закреплены в контрольные отверстия, расположенные вдоль «силовых элементов». Далее мы проверяем, чтобы они были полностью параллельны. В том случае если этот принцип нарушен, мы можем смело говорить о наличии скручивания.

    Далее следует проверить совпадение центрирующих линеечек по совпадению центров. При отрицательной оценке становится понятно, что у днища есть смещение по отношению к центральной плоскости.

    Также отдельного внимания заслуживает проверка самих контрольных отверстий – они не должны быть деформированы.

    Проверка геометрии кузова авто

    Когда автомобиль сходит с заводского конвейера, его кузов абсолютно симметричен, то есть имеет правильную геометрию. Это позволяет расположить также симметрично и все детали и элементы авто, что крепятся к автомобильному несущему каркасу.

    По мере эксплуатации, детали, которые образуют остов автомобиля, несмотря на то, что они изначально жестко скреплены между собой, понемногу смещаются. Бывает, что не понемногу, когда происходит значительное механическое повреждение авто вследствие аварии. В любом случае геометрия кузова у «пожившего» автомобиля в большей или меньшей степени обычно нарушена.

    Нарушенная симметрия автомобильного каркаса проявляется во многом, начиная от образования нестандартных зазоров между дверями и кузовом, до серьезных проблем с управляемостью авто в процессе езды.

    Можете представить, к чему это может в итоге привести. Поэтому проверка геометрии кузова важна, причем не только при покупке подержанного автомобиля, но и при эксплуатации собственного.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Проверка геометрии кузова

    Определить наличие кузовных смещений можно несколькими способами. Есть менее точные методы, которые применимы и в домашних условиях, и более информативные, что применяются на высокотехнологичных СТО. Но, прежде чем определять степень смещения кузовных деталей, стоит рассмотреть более обстоятельно, что в себе несет определение геометрии автомобильного кузова.

    В чем суть кузовной симметрии и основные причины ее нарушения

    В техническом сопровождении к каждому автомобилю можно найти раздел, где указаны расстояния между определенными точками на кузове. То есть, производитель предполагает, что эти показатели должны быть постоянными для нормальной работы тех же дверных механизмов, регулировки развала-схождения, плотного прилегания капота и задней двери.

    Основные размеры, изменения которых напрямую указывают на нарушение кузовной геометрии таковы:

    • ширина передней и задней колей;
    • длина базы колес (межосевое расстояние);
    • расстояние меж лонжеронами и их длина;
    • размеры определенных диагоналей проемов окон и дверей, моторного отдела, багажника и салона.

    Но наиболее значимыми всегда являются расстояния между местами крепления к базе автомобиля (лонжеронам) элементов его ходовой части, таких, как стаканы. Лонжероны являются основой для крепления многих автомобильных узлов и механизмов, работа каких может нарушиться при смещении основных несущих элементов автомобильного каркаса.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Лонжероны

    Конечно же, основной причиной нарушения геометрии кузова обычно бывают механические воздействия. Понятно, что при лобовом ударе в первую очередь значительно изменяться размеры моторного отсека.

    Однако, при этом, хотя и в меньшей степени, изменятся расстояния и между другими контрольными точками, даже такими, как задняя колея.

    То есть, при значительных механических повреждениях меняются практически все контрольные расстояния, но в разной мере.

    Вторая основная причина смещения кузовных деталей, это часто далекое от идеала дорожное покрытие. В этом случае контрольные точки смещаются постепенно, незначительно и намного равномернее.

    Признаки нарушенной геометрии, определяемые без измерений

    Неправильно думать, что небольшие перекосы автомобильного остова можно оставлять без внимания.

    Ведь лучше раньше исправить кузовные деформации, чем ждать, когда значительно поведенные детали автомобиля могут привести к плохой управляемости, которая может стать причиной весьма плачевных ситуаций на дороге.

    Что же может указать на то, что с каркасом авто произошли пространственные изменения? Первоначальные признаки обычно следующие:

    • не четко закрывающиеся двери (стоит исключить их возможное провисание на петлях);
    • все хуже захлопывающийся капот и багажник.

    Ремонт бокового зеркала автомобиля

    Эти «симптомы», особенно если они появились как-то одновременно без участия значительных повреждающих факторов, должны автолюбителя натолкнуть на мысль, что кузов по каким-то причинам повело. Причем степень нарушения кузовной формы будет прогрессировать, если вовремя не устранить причину и не восстановить должную симметрию авто.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Нарушение геометрии кузова

    Если в ситуацию вовремя не вмешаться, появятся следующие признаки, указывающие на то, что геометрия кузова претерпевает изменения не в лучшую сторону. Автомобиль начнет терять управляемость сначала на больших скоростях, а затем и на средних при абсолютно исправной ходовой. Это будет свидетельствовать об искривлении стаканов, лонжеронов и других конструктивных элементов остова автомобиля.

    Если автолюбитель не безразличен к своему авто, а также к собственной безопасности, заметив первые признаки деформации каркаса, стоит произвести измерение контрольных размеров, что можно сделать менее точно, но самостоятельно, или с высокой степенью точности, однако на СТО.

    Проверяем кузовную геометрию самостоятельно

    Как было сказано выше, в техническом сопровождении можно найти раздел, где указаны контрольные точки, изменение расстояний между которыми сигнализируют о нарушении необходимой формы. Сейчас автолюбителям еще легче, потому что схему расположения контрольных меток для любой модели авто можно отыскать в интернете, если «книжка» по каким-то причинам отсутствует.

    В качестве измерительного приспособления используются:

    • специальная масштабная рейка;
    • штангенциркуль;
    • рулетка.

    Как проверить геометрию кузова: проверка и измерение геометрии кузова

    Измерение геометрии кузова

    Измерения первыми двумя инструментами более точны. Однако они не всегда есть, поэтому чаще в домашних условиях применяют обыкновенную рулетку.

    Дверные проемы и внутренние размеры салона, багажника и подкапотного пространства автомобиля обычно можно не замерять. Здесь деформация определяется путем визуального соответствия прилегания кузовных деталей.

    Намного важнее в плане диагностики замеры расстояний между контрольными точками основания остова авто.

    Перед тем, как проверить геометрию кузова, автомобиль следует расположить над смотровой ямой, чтобы облегчить доступ к нужным точкам.

    При этом стоит учесть, что для замера некоторых контрольных расстояний придется снять кое-какие мешающие детали. Здесь важно замерить и оценить разницу:

    • межосевых расстояний с обеих сторон;
    • диагоналей между контрольными точками;
    • поперечных расстояний между колесами на одной оси.

    Расхождения между полученными данными и теми размерами, что указаны в техническом сопровождении к авто, указывают как на наличие кузовных деформаций, так и на их степень. На основании результатов таких измерений можно делать вывод о необходимости ремонта кузова, а также о срочности такого мероприятия.

    Часто подобные замеры практикуют при покупке подержанных автомобилей, чтобы оценить, были ли ранее серьезные повреждения. Если авто побывало в аварии, даже после ремонта обычно остаются несоответствия базовых размеров. Хотя, при этом, визуально несоответствия кузовных деталей не обнаруживаются.

    Замена порогов Ваз 2110

    Оценка геометрии на СТО

    Самостоятельный замер и оценка состояния кузовных соотношений нужны для того, чтобы сделать вывод о необходимости ремонтных работ, которые возможно качественно сделать только в условиях хорошей СТО. Там, перед ремонтом, также в обязательном порядке проверят и оценят состояние кузовной геометрии, но с помощью более совершенного оборудования.

    На современных, хорошо оборудованных техсервисах оценивают геометрию кузова автомобиля с помощью специальных стендов, которые передают считанную информацию на компьютер.

    Но это в случае дальнейшего ремонта, так как предполагается съем большого количества деталей.

    Предварительная оценка состояния автомобильной базы также осуществляется с помощью соответствующих замеров, просто в качестве измерительных приборов используются высокоточные лазерные устройства.

    Думается, что у многих автолюбителей, прочитавших статью, возникнет желание оценить правильность геометрии кузова своего автомобиля, особенно если вдруг вспомнится, что двери как-то перестали правильно прилегать, а капот в замок хуже попадает.

    Автокод – официальный сайт. Проверка авто по ГОС. НОМЕРУ или ВИН коду

    Перед покупкой важно проверить геометрию кузова транспортного средства с пробегом. Серьезная авария может привести к деформации кузовных элементов машины, что, в свою очередь, приводит к изменению ее эксплуатационных свойств, а также ухудшению управляемости и снижению пассивной безопасности. Автокод расскажет, что собой представляет проверка геометрии кузова автомобиля.

    Что такое геометрия кузова

    Под геометрией кузова авто понимается определенная совокупность расстояний между специальными контрольными точками.

    Последние позволяют определить, насколько точно расположены кузовные элементы, узлы и механизмы транспортного средства по отношению друг к другу. Расположение контрольных точек указывается в техпаспорте компании-производителя.

    При определении правильности геометрии кузова машины, прежде всего, необходимо обратить внимание на:

    • ширину передней и задней колеи;
    • расстояние между передней и задней осью (колесную базу);
    • расстояние между лонжеронами, а также их длину;
    • размеры багажника и отсека для двигателя;
    • размеры проемов дверей и окон.

    От правильного соблюдения данных размеров зависит не только внешний вид автомобиля, но также комфорт и безопасность его использования.

    Где проверить геометрию кузова

    • Существует несколько способов обнаружить деформацию кузовных элементов подержанной машины. Это можно сделать:
    • Рассмотрим подробно каждый из перечисленных выше вариантов.
    • Также читайте: Как узнать, битая машина или нет

    Проверяем геометрию кузова самостоятельно

    Это можно сделать как по косвенным внешним признакам, так и при помощи специальных измерительных инструментов. Предварительно закрываем двери, а также крышки капота и багажного отделения авто.

    При этом смотрим, насколько легко удастся выполнить данные действия.

    Если при закрывании возникли трудности – это уже признак того, что у кузова машины нарушена геометрия (например, проблемы с захлопыванием дверей могут быть вызваны деформацией стоек).

    Визуальный осмотр

    Сначала проверяем стекла. Присутствие горизонтальных трещин – один из признаков нарушения геометрии кузова. Затем, присев на корточки, внимательно осматриваем корпус автомобиля. Смотреть нужно вдоль борта: так лучше заметны неровности и зазоры между кузовными элементами, которые также могут свидетельствовать о нарушении геометрии. Затем переходим к замерам.

    Проверка геометрии кузова специальными инструментами

    Нам потребуется особый штангенциркуль и масштабная рейка. Первый необходим для проверки правильности расположения колес относительно друг друга. Также он подходит для сравнения месторасположения контрольных точек на разных сторонах кузова ТС.

    Сначала измеряем расстояние между двумя точками с одной стороны. Затем фиксируем положение ножек циркуля при помощи специального крепежа. Далее проводим замеры между аналогичными контрольными точками с другой стороны кузова. Если результаты не совпадают – геометрия нарушена.

    По такому же принципу можно проверить наличие деформации кузова при помощи масштабной рейки.

    Она имеет телескопическую конструкцию и регулируемые по высоте указатели, что дает возможность проводить замеры при наличии между контрольными точками различных препятствий.

    Также масштабная рейка позволяет рассчитать точное расстояние между контрольными точками на кузове и раме ТС и сравнить их с данными, указанными производителем авто.

    Как проверить геометрию кузова обычной рулеткой

    Она менее точна, но общее представление о нарушении геометрии кузова транспортного средства с ее помощью получить можно. Прежде всего, проверяем переднюю колею: измеряем расстояние от середины протектора переднего левого колеса до середины протектора правого переднего колеса. Затем таким же образом выполняем проверку задней колеи. Сверяем полученные данные с информацией завода-изготовителя. Несоответствие результатов послужит доказательством того, что геометрия кузова авто нарушена. Аналогичным образом проверяем длину колесной базы (замеры производим между центром ступицы переднего колеса и центром ступицы заднего колеса). Также, используя обычную рулетку, проверяем:

    • багажник;
    • моторный отсек;
    • дверные проемы.

    Существует еще один достаточно простой способ проверить геометрию кузова ТС. Для этого на ровной и прямой дороге разгоняем авто и на несколько секунд отпускаем рулевое колесо. Если машину начнет уводить в сторону – возможны проблемы с геометрией кузова. Для получения более точного результата проверить машину нужно при разной скорости движения – 50 и 90 км/час.

    Проверяем геометрию кузова в автосервисе

    Специализированные техцентры используют для обнаружения деформаций современное компьютерное оборудование. Автомобиль частично разбирают и помещают на специальный стенд. На контрольные точки крепят электронные датчики. Показания передаются на компьютер, который создает некую трехмерную модель ТС и сравнивает изначальные данные с информацией, полученной в ходе проверки.

    К преимуществам такого способа относят высокую точность измерений. Среди недостатков: временные и финансовые затраты. Проверка геометрии кузова на специальном стенде обойдется владельцу в несколько тысяч рублей.

    Тем не менее, эксперты рекомендуют владельцам проверять ТС подобным образом не реже 1 раза в 12 месяцев, аргументируя это тем, что причиной деформации кузова может стать не только ДТП, но и обычная езда по разбитым российским дорогам.

    Также читайте: 6 способов проверить краску на автомобиле

    О чем следует помнить

    Если перед покупкой транспортного средства нарушений геометрии кузовных элементов выявлено не было, это не значит, что машина не побывала в серьезной аварии. Возможно, ее просто качественно отремонтировали.

    Однако даже если восстановление битого авто выполнено на должном уровне – оно уже не является на 100 процентов надежным в эксплуатации.

    Поэтому чтобы убедиться в том, что вы не покупаете кота в мешке – воспользуйтесь еще одним простым и доступным способом проверки ТС на сайте Автокод.

    Здесь можно косвенно проверить геометрию кузова авто. Для этого достаточно ввести в поле поиска гос. номер или ВИН-код ТС. Через несколько минут система выдаст отчет с подробной историей подержанной машины.

    Если вас, прежде всего, интересует информация о геометрии кузова – обратите внимание на раздел, посвященный участию авто в аварии.

    Там размещены данные о дате происшествия, регионе, где оно произошло, типе ДТП (например, столкновение), а также схема повреждений, которые при этом получил автомобиль.

    Как видно из приведенного примера, данное авто побывало в аварии, где получило повреждения передней правой и задней левой частей кузова, а, значит, скорее всего, и геометрия кузовных деталей была нарушена. Покупать такую машину или нет, решать уже вам.

    Данные об участии ТС в дорожно-транспортных происшествиях поступают на сервис непосредственно из ГИБДД, поэтому им можно полностью доверять.

    Кроме того, при помощи интернет-сервиса Автокод перед покупкой вы легко проверите количество бывших владельцев ТС, пробег авто, наличие ограничений ГИБДД (арест, залог и т. п.) и получите другую информацию о подержанной машине.

    Получив онлайн-отчет, необходимо провести качественный осмотр авто. Если вы не уверены в своих знаниях и желаете доверить осмотр профессионалу, воспользуйтесь услугами выездной проверки. Мастер приедет на место и проведет диагностику с помощью специального оборудования, а затем выдаст полное профессиональное заключение.

    Источник http://more-lodok.ru/stati/vybor-transportirovka-i-ost-lodochnyh-pricepov/
    Источник http://polus-avto.ru/aerografiya/kak-proverit-geometriyu-kuzova-proverka-i-izmerenie-geometrii-kuzova.html

    Вам будет интересно  Сварка кузова автомобиля своими руками электродом и полуавтоматом |