Содержание
Русские легковые машины параметры на кручение. Жесть, как она есть: всё об усилении кузова. Жесткость кузова — очень важный параметр
На заре своей автомобильной карьеры Toyota RAV4 позиционировалась как молодежный автомобиль для активного отдыха. Этот компактный кроссовер с цифрой «4» в «заголовке», обозначающий полный привод, даже позволял себе дизайнерские вольности вроде тканевой крыши или резиновых молдингов. Со временем подростковый эпатаж модель сменила на взрослую уверенность и солидный облик, что привлекло к ней абсолютно иную публику. Теперь RAV4 покупают семейные люди, которые любят комфорт как на трассе, так и вне ее. Наш гость Александр — из их числа. Свой автомобиль он согласился загнать на пятничный подъемник скорее из личного интереса, так как продавать его в ближайшем времени не планирует. Давайте познакомимся с ним поближе!
Вместо «Короллы»
Свою полноприводную «Тойоту» Александр купил в 2015 году. Дело было в столичном дилерском центре: мужчина всего-то и хотел, что поменять старую легковушку Corolla на модель посвежее. Тогда как раз вышла рестайлинговая версия. Но, протестировав новинку и не обнаружив существенных отличий, наш герой стал засматриваться на другие модели. Особенно Александра расстроило отсутствие круиз-контроля при штатном вариаторе — уж очень он привык к этой функции, преодолевая дальние расстояния.
«У меня в семье всегда были только японские машины , — рассказывает мужчина. — Это и , и , и … Поначалу, наверное, это была случайность. Потом — закономерность. Ведь с японскими марками проблем никаких, их машины простые, надежные, недорогие. Потому и в этот раз выбирали из них. Посмотрели Camry , потом RAV 4. Удивительно, но ценник у них тогда был практически одинаковым. А так как мы в семье решили, что будем жить за городом, то взяли автомобиль, более приспособленный к сложным дорогам. Тем более что я временами люблю выехать на рыбалку, в лес по грибы. Оптимальным вариантом для таких поездок является автомобиль с высоким клиренсом ».
К тому времени в стране уже были скачки с валютным курсом. Смысл пригона пятилетних иномарок из-за границы пропал, так как новый автомобиль в наших салонах получалось приобретать с небольшой разницей в цене. Поэтому выбор в пользу сложился у Александра сам собой.
«Дилер предлагал мне взять 2-литровый кроссовер на вариаторе , — добавляет он, — но что-то я засомневался. Странным показалось, что полноприводный автомобиль предлагают с таким типом КПП. В итоге, не изменяя старой привычке, сделал выбор в пользу «механики» ».
Достоинства и недостатки
Александру достался паркетник в комплектации Comfort, причем еще японской сборки. «Это почти то же самое, что и «база», только с полным приводом, — комментирует владелец. — Хотя все, что надо для комфортной езды, тут присутствует. Рулевая колонка регулируется по наклону, управление на элетроусилителе, сам руль мультифункционален. Есть центральный замок, электропакет зеркал и стекол, рейлинги на крыше».
Однако без нюансов также не обошлось. В первую очередь мужчина недоволен штатным мультицентром. Говорит, что его система управления с Mirror Link, дублирующей смартфон, работает на древней прошивке Android, которая постоянно зависает, и запускать ее получается лишь через несколько раз. По этой причине Александру приходится слушать либо музыку на дисках, либо радио.
Еще одной ощутимой проблемой является слабая шумоизоляция. На нее грешили владелецы и Honda CR-V , и Nissan X-Trail . Не отличается в этом вопросе от своих «коллег» по фан-клубу и Александр. «Да, шумы отсекаются слабо , — говорит он. — Все так же, как и у остальных «японцев». Чтобы как-то повлиять на ситуацию, мне даже пришлось заглушить подкрылки. Я бы сделал и больше, но тогда надо весь салон перебирать, иначе толку не будет. У Toyota это политика осознанная: хочешь идеальный автомобиль — бери ! Нет денег — смирись и езди, на что хватило ».
Про подключаемый полный привод владельцы кроссоверов, все как один, стараются плохого не говорить. Наш герой тоже распространяется на этот счет не слишком: «На скорости до 40 км/ч привод можно включить принудительно. Для этого нужно вырубить всех помощников, и тогда машина будет всеми колесами буксовать. Но в такие места я стараюсь не лазить, потому что она сядет на пузо — потом не вытянешь. Несмотря на то, что RAV 4 определяется как автомобиль повышенной проходимости, принимать на веру это не стоит. Да, есть приличный клиренс, зато жесткость кузова посредственная: если свесить заднее колесо, багажник уже закроется с трудом. Даже в книге по эксплуатации написано, что эта машина не предназначена для бездорожья… »
Зато с подвеской Александру повезло — в год выпуска его автомобиля производитель как раз изменил ее конструкцию. На более ранних моделях оная «козлила» и прыгала, а тут ее доработали, сделали более дружелюбной к пользователю. «На плавности хода это отразилось, но не слишком Из-за высоты узлов она все еще жестковата, но меня устраивает. Не укачивает хотя бы ».
Несмотря на то, что мужчина дополнительно установил в свой RAV4 защиту двигателя, делать антикор днища он не стал — понадеялся на крепость металла в новом авто. При этом кроссовер является в семье Александра единственным автомобилем и эксплуатируется круглый год. Как сказал наш герой, «мне и самому интересно, что там увидят на подъемнике. На сервисе «Тойота» к машине во время ТО близко не подпускают, можно только через стекло наблюдать, что с ней делают… »
Есть пару вещей, которые Александр непременно добавил бы в каждую комплектацию японского кроссовера. Во-первых, это подогрев лобового стекла. Вместо данной опции справляться с заморозками помогают «дворники» с элетроподогревом — не панацея, но хоть что-то. Зато летом машине не помешала бы тонировка задней полусферы. «Я-то и козырьком от солнца могу прикрыться , — сетует владелец. — А вот детям сзади спрятаться негде… »
При этом само качество галерки Александра устраивает больше, чем полностью: «Сколько раз с друзьями на рыбалку не ездил, все сидят сзади, ногу за ногу закинув. Места, говорят, у тебя тут, как в лимузине. Задний диван тут и правда самый удобный в классе ». Полезной мужчина находит и камеру заднего вида, благодаря которой немаленький автомобиль может легко развернуться даже на крохотном пятаке. Отменным подарком оказалось и внутреннее пространство багажника. «Кроме того, что он большой, так у него еще и «горбатость» имеется! Из-за этого при сложенных сиденьях получается ровная площадка. Три раза уже ночевал там — очень удобно! Целиком помещаюсь », — отмечает мужчина.
Как RAV 4 едет
За два года эксплуатации «Тойота» Александра накатала порядка 46 тыс. км. До будущего марта месяца она стоит на гарантии, поэтому все плановые ТО проходили на фирменном сервисе. По словам владельца, за это время в машине менялись только расходники (фильтры, масло). Больше ничего существенного с ней не происходило. Хотя ездит Александр много и по стране, и за ее пределами.
«По трассе на этом автомобиле приятно ехать , — делится впечатлениями Александр. — Но тут важно помнить, что RAV 4 с 2-литровым бензиновым мотором ни разу не спорткар. К примеру, если в салоне находятся пять человек, обгон стоит совершать с большим запасом. Это как метать кирпич и надеяться, что он быстро полетит. Поэтому я стараюсь ездить в пределах знаков, и тут динамика у нее неплохая. После 3500/4000 оборотов она едет, да так, что это чувствуешь и не мучаешься. Что касается расхода, то для почти 2-тонной машины он небольшой. По трассе выходит около 9-ти литров на «сотню», а в городе — однозначно больше 10-ки. Но все равно это меньше, чем у конкурентов ».
На подъемнике
Итак, после того, как машину вымыли и подняли для осмотра, мы направляемся на техэтаж площадки H3O Bosch Service, чтобы самолично расспросить мастеров о техническом состоянии нашего авто.
«Тормозные колодки хорошие, еще «свежие» , — комментирует механик, высвечивая фонарем колеса. — А вот тормозные диски передние надо уже заменить. Смысла в этом пока нет, потому что колодки в порядке, но, когда и они дойдут, потребуется все заменить комплектом. К задним тормозам претензий нет ».
«Это странная тенденция , — соглашается Александр. — На подобное мне жаловались владельцы других новых : люди с относительно небольшими пробегами меняли целиком и диски, и колодки. Может, это новая заводская политика — экономят опять? »
«Только швы обработаны , — коротко сообщает мастер, ползая под днищем. — Зная, с какой скоростью «японцы» гниют, не мешало бы обработать всю плоскость целиком. Вот пошли пятна по балке. Небольшие пока, но это уже сигнал. Камни собьют заводское покрытие, и ржа пойдет дальше. Если машина будет эксплуатироваться в зимнее время, рекомендую обработать ее антикором. Запаса прочности от производителя хватает лет на пять. Поэтому пока все красиво, «жуков» нигде не пошло. »
Затем автомобиль возвращается с «небес» на землю. Мастер открывает капот и производит замер технических жидкостей. Удовлетворенно хмыкает. Мимо проходит другой механик и в шутку советует замызганный двигатель помыть. «Не надо ничего мыть! — тут же отвечает Александр. — В этих машинах у двигателя все провода наружу… »
«Приводной ремень уже старенький, рыжий и в небольших трещинах , — сообщает механик, для убедительности демонстрируя новенький ремень. — Видите, новый ремень должен быть угольно-черного цвета. А этот нужно заменить как можно скорее. Та-ак, что еще… Масло в порядке, а вот охлаждающую жидкость следует долить. Ну и ЛКП оставляет желать лучшего — нужно за его состоянием тщательнее следить ».
«Это правда , — отвечает наш герой. — То ли в угоду экологии, то ли просто из-за удешевления производства, но качество лака новых машин просто ужасное. Даже щетка оставляет царапины! То же самое и со стеклами происходит, куда перестали добавлять цинк, — после трех лет эксплуатации они все затертые и бликуют! »
Диагностика «мозгов»
Официальный сервис, цены в рублях (c НДС)
Интернет-магазин , цены в рублях
29.21 (салонный угольный фильтр — 85,16)
78,89 (прокладка термостата — 13,09)
Водяной насос (помпа)
Амортизатор передний (1 шт.)
Тормозные диски передние (1 шт)
Тормозные диски задние (1 шт)
Колодки тормозные передние (комплект)
Колодки тормозные задние (комплект)
Тяга / стойка, стабилизатор передний мост
Тяга / стойка, стабилизатор задний мост
Официальный сервис, цены в рублях (с НДС)
Интернет-магазин , цены в рублях
Молдинг переднего бампера
784,40 (не окрашен)
нижняя часть, структурированный — 493,57
588,64 (структурированный пластик)
Крыло переднее левое
Крыло переднее правое
Дверь передняя правая
1542,11 (не окрашена)
Дверь передняя левая
1542,11 (не окрашена)
Дверь задняя правая
Дверь задняя левая
Компьютерная диагностика также выявила несколько неисправностей. В накопителе отразилось две ошибки: по круиз-контролю и по работе кондиционера. Обнаружение таких ошибок происходит во время запуска двигателя, нередко из-за того, что пошел сбой по контакту. Чтобы найти точную причину, надо потратить время. К счастью, мастерам удалось обнулить показатели и больше ошибок не отражалось. Значит, все-таки ложная тревога.
«Поскольку машина 2015 года выпуска и избежала аварий, ее кузов, двигатель и прочие агрегаты до сих пор пребывают в идеальном состоянии , — резюмирует специалист. — Владельцу нужно обратить внимание на два момента: на замену агрегатного ремня и замену передних тормозных дисков, когда доходят колодки ».
«Своевременное обслуживание, использование только качественных расходников и прохождение диагностики время от времени — залог успеха для долгой службы автомобиля. Все знают, что «японцы» делают надежные авто, но вот качество кузова, уменьшение толщины металла — это результат глобального удешевления производства. Это коснулось и «корейцев», и вот, представителя японского автопрома. Лак здесь тонкий. После автомойки возможны затирания и дефекты покрытия. За этим тоже стоит следить ».
Владеете кроссовером или настоящим внедорожником не старше 7 лет и хотите рассказать о нем? Напишите нам на [email protected]сайт с указанием пробега машины, года выпуска, двигателя и всего, что посчитаете нужным (если авто продается, ждем ссылку на объявление в каталоге сайт). Будем рады вашим письмам!
сайт выражает благодарность H3O Bosch Service, интернет-магазину Ilan.by и «Тойота Центр Минск» за помощь в подготовке материала
С точки зрения уменьшения вредных выбросов — безусловно, да. Применение турбины позволяет эффективнее сжигать горючую смесь. Это с радостью подтвердят все производители автомобилей, зажатые требованиями Евро-6.
Однако в понятие «хорошая экология» вкладывают не только вредные выбросы, но и разумное потребление ресурсов планеты. ДВС потребляет кислород, содержащийся в воздухе, а принцип работы турбонаддува основан на том, что через камеры сгорания проходит больше воздуха, чем в атмосферном моторе.
Кажется, что расходование кислорода в ДВС (чье количество планомерно растет) следует уменьшать, пока мы не сожгли его весь. Но как? Ведь никто не отменял. Грубо говоря, с литром топлива сжигается примерно 3 кг кислорода, порядка 100 кубометров кислорода на 50-литровый бак. Современные моторы лавируют между разными уровнями обогащения смеси так, чтобы на выходе получить как можно меньше вредной дряни, но в целом это один и тот же диапазон: примерно от 12:1 до 14:1 в рабочих режимах (идеальная пропорция для полного сгорания топлива — 14,7:1).
Наддувный мотор, в теории, заточен на обогащение смеси в большей степени, чем атмосферник — то есть доля воздуха в «наддувной» смеси чуть ниже. Но смеси-то при прочих равных условиях наддувный мотор съест больше. Как подсчитать, что для экологии хуже — больше вредных выбросов или меньше кислорода?
Ученые утверждают, что содержание кислорода в атмосфере постепенно снижается. Полтора века назад — 26%, сейчас — около 21%. При 18% человек ощутит кислородное голодание. Собственно, постоянные обитатели мегаполисов давно довольствуются 19% и страдают гипоксией, не всегда об этом подозревая. А при 17%. лучше об этом пока не думать.
Чем быстрее едешь, тем быстрее доедешь
По чистой математике такое утверждение абсолютно справедливо — есть незыблемая формула зависимости расстояния и времени от скорости. Но математика не учитывает вынужденные остановки для дозаправки топлива и очищения организма от шлаков. А на больших дистанциях — скажем, от 1500 км и более — это достаточно существенный фактор.
Причем у нас тут не какая-нибудь Франция (950 км «в поперечнике» с севера на юг и с запада на восток) и 1500 км — вполне заурядная дистанция для российских водителей. Многие проезжают ее «за один присест». Общеизвестно, что наиболее экономичный режим движения по загородным магистралям — в пределах 80–100 км/ч на высшей передаче. Быстрее — мотор станет ощутимо больше «жрать».
Формула-1 могла бы проехать от Москвы до Сочи часов за пять — в условиях идеального асфальта, отсутствия пробок и, конечно, с игнорированием ПДД. Но ей пришлось бы — при 100-литровом баке — останавливаться на АЗС каждые 300 км. Время в пути из-за этого может вырасти на 15–20%.
Формула-1 могла бы проехать от Москвы до Сочи часов за пять — в условиях идеального асфальта, отсутствия пробок и, конечно, с игнорированием ПДД. Но ей пришлось бы — при 100-литровом баке — останавливаться на АЗС каждые 300 км. Время в пути из-за этого может вырасти на 15–20%.
Причем расход топлива нарастает стремительнее, чем скорость движения — отчасти из-за того, что сопротивление воздуха прямо пропорционально квадрату скорости. Для некоторых моделей разница в расходе топлива для скоростей 90 и 120 — почти двукратная. То есть, если все время топить педаль в пол, остановок на АЗС будет почти в два раза больше. Каждая остановка — минимум минут десять, если нет очередей. И суммарный выигрыш по времени на большой дистанции даже если и состоится, то крайне небольшой. Оно того стоит? Считайте сами.
Жесткость кузова — очень важный параметр
Для конструкторов — да. Для покупателей — нет. Потому что у подавляющего большинства покупателей нет даже примерного представления о смысле и содержании параметра, выражаемого в Нм/град. Хотя многие интуитивно понимают разницу между жесткостью на кручение и на изгиб. И в целом догадываются, что чем выше показатель жесткости, тем лучше. Но, скажем, 19 000 Нм/град. — результат Лады Веста — это много или мало? Это хорошо для машины данного класса или плохо?
Производители охотно пользуются технической отсталостью потребителей, рапортуя в парадных описаниях новинок, что жесткость кузова увеличилась на 7, 15 или даже 50 процентов в сравнении с предыдущей моделью. И крайне редко сообщают конкретные значения, превращая, таким образом, жесткость кузова в чисто маркетинговую «замануху». Некоторые заводы вообще не считают нужным называть какие-то цифры. Попробуйте, например, найти данные по жесткости кузова — одного из самых продаваемых в России автомобилей. Из «Руководства по ремонту и эксплуатации»: «Кузов представляет собой неразборную конструкцию, обладающую достаточной жесткостью…».
Горящий индикатор топлива — срочно на АЗС!
Если вы уверены, что ваши датчик и указатель уровня топлива не врут, то особо спешить некуда. Многочисленные эксперименты ЗР в области топливной экономичности , когда мы осушали баки самых разных моделей до настоящей пустоты, показали, что на момент срабатывания индикатора запас хода остается еще изрядный. В конкретных цифрах — от 40 до 80 км, иногда даже больше 100! То есть, в переводе на литры, производители закладывают резерв в диапазоне 10–15% от объема топливного бака модели.
Исключение — некоторые гибриды, которые, как выяснилось, категорически не выносят, когда уровень топлива в баке совсем низкий. С ними лучше не рисковать и по сигналу индикатора сразу отправляться на ближайшую колонку.
Для бездорожья нужен полный привод
Ничего подобного. Полный привод , конечно, не помешает, равно как и высокие показатели геометрической проходимости. Но, прежде всего, нужны цепкие шины — с широкими канавками и гранеными шашечками. Многие полноприводные кроссоверы на бездорожье выглядят весьма кисло. И не раз в наших «грязевых» и «снежных» тестах авторы восклицали — ему бы шины «позубастей»!
Протектору с откровенно паркетным рисунком, идеальным для асфальта, будет неуютно даже на увлажненной дождем ровной грунтовке. И вы свалитесь в колею вовсе не потому, что у машины нет полного привода — она просто в какой-то момент не сможет зацепиться за дорогу.
Полный привод, безусловно, предпочтительнее переднего или заднего, когда вы уже застряли и машину надо как-то вытаскивать. А чтобы ехать — в большинстве случаев достаточно одной ведущей оси.
Две стороны медали
Почти любое утверждение, причем не только в автомобильном мире, неоднозначно и имеет «тыльную часть». Если продавец в салоне напирает на «самый большой в классе багажник », «высокую экономичность дизеля» или «выдающиеся внедорожные качества», вы его, конечно, культурно выслушайте, но выводы лучше сделать потом, по здравом размышлении. Большой багажник нередко компенсируется тесным салоном, экономичность дизеля сводит на нет его цена относительно «бензинки», а внедорожные качества вообще излишни при городском образе жизни.
Все это к тому, чтобы нас не обманывали — даже из благих побуждений, когда хотят дать какие-то рекомендации. И чтобы мы не обманывали сами себя.
Жесть, как она есть: всё об усилении кузова. Сравнение автомобилей по характеристикам Русские легковые машины параметры на кручение
Несмотря на общую целостность, кузов автомобиля представляет из себя сложную конструкцию, сваренную воедино из десятков, а иногда и сотен элементов. Прибавьте к этому действующие на него нагрузки от подвески и агрегатов, вызывающие в металле внутренние напряжения. Факторы внешней среды тоже не идут кузову на пользу и негативно отражаются на его долговечности. Резюмировав, получаем, что «скелет» автомобиля вовсе не так фундаментален, как может показаться на первый взгляд.
Почему же производители со своими астрономическими бюджетами не закладывают достаточную жёсткость кузова на стадии проектирования и производства автомобиля, оставляя поле деятельности для нас, «тюнингистов»? Во-первых, закладывают, но для обыкновенной, гражданской езды. Во-вторых, в процессе эксплуатации она теряется, равно как и из-под капота убегают отжившие своё «лошади». Наконец, инженеры-проектировщики не могут наращивать жёсткость до бесконечности, так как скованы десятками других факторов. Например, использование высокопрочных сталей наращивает массу автомобиля и удорожает производство, а отдельные элементы, такие, как передние лонжероны, в угоду пассивной безопасности должны гасить энергию удара при столкновении. Следовательно, они должны быть выполнены из мягких сплавов. Кроме того, существуют ограничения по компоновке, вынуждающие делать элементы изогнутыми, что в свою очередь снижает их жёсткость.
Итак, краеугольная величина, ради повышения которой всё затевается – жёсткость кузова на кручение вдоль продольной оси кузова автомобиля. Измеряется она в Нм/градус и показывает, какое усилие нужно приложить к кузову, чтобы изогнуть его на один градус. По современным меркам нормальным показателем для машин с несущим кузовом является 20 000 Нм/град и выше, в то время как в начале века цифры были ниже вдвое. Максимальной величиной жёсткости обладают так называемые «однообъёмники», чья силовая структура условно напоминает куб. Хуже с этим делом у трёхобъёмных машин, особенно с большим количеством дверей, так как последние не являются частью силовой структуры кузова. Самая большая проблема, следовательно, у открытых кузовов: родстеров, кабриолетов и им подобных. Именно поэтому кабриолеты зачастую тяжелее аналогичных купе – для компенсации жёсткости кузова вследствие «поехавшей крыши» их конструкция усиливается дополнительно.
Измерение жёсткости кузова на кручение – процесс многоступенчатый и любопытный. Прежде всего, опытные образцы тестируют в виртуальной среде при помощи программ, которые не предустановлены на ваших Windows и MacOS. Но наибольший интерес представляет «живой» тест. В этом случае кузов фиксируется на станине измерительного комплекса за точки крепления задней подвески. В это время на точки крепления передней подвески воздействуют мощные гидроцилиндры, которые создают усилие «на кручение» в вертикальной плоскости, но разных направлениях.
Как мы упомянули, в процессе эксплуатации жёсткость кузова неотвратимо снижается, и хороших последствий это не принесёт в любом случае. Автомобиль с «уставшим» кузовом медленнее реагирует на повороты руля, его реакции расхлябаны и неоднозначны. Кроме того, «дышащий» металл сильнее подвержен деформациям и растяжениям, а также коррозии. При подъёме на домкрате, диагональном вывешивании или заезде одним из колёс на бордюр двери из-за возникшего перекоса могут попросту не открыться… или не закрыться. Короче говоря, с недостатком жёсткости нужно бороться. Какими способами? Ниже приведём их перечень с указанием достоинств и недостатков каждого.
Распорки
Этот вариант усиления кузова, пожалуй, больше других «на слуху». Сотни тюнинговых фирм сегодня готовы предложить распорки практически на любой автомобиль. Устанавливаются такие детали в штатные места без существенных доработок, а нередко ими снабжают автомобиль, покидающий сборочный конвейер ещё на заводе. Но мы говорим про тюнинг, поэтому «стоковые» варианты рассматривать не будем. Дополнительные распорки призваны связать воедино наиболее нагруженные, а оттого и «гуляющие» элементы кузова, такие как стаканы стоек подвески, точки крепления рычагов и агрегатов.
Детали, призванные усилить эти узлы, изготавливаются в соответствии с конфигурацией каждой модели автомобиля в отдельности – универсальных деталей тут не бывает. Самый популярный продукт – распорка передних стоек, так как именно передняя часть автомобиля испытывает максимальные нагрузки от силового агрегата, руления и преодоления неровностей дорожного покрытия. Цена вопроса невелика и обычно находится в пределах от двух до десяти тысяч рублей, в то время как «приход» в управляемости от такой распорки заметен сразу, особенно на видавшем виды автомобиле. Полный же комплект из распорок может «потянуть» на сотню тысяч. Однако помните, что «уставшему» кузову в первую очередь рекомендован ремонт или замена, а не навешивание усилителей.
- простота установки и демонтажа;
- невысокая стоимость;
- некоторое улучшение управляемости;
- широкий ассортимент продукции на большинство автомобилей.
- занимают некоторое место под капотом и в салоне;
- незначительное увеличение массы автомобиля;
- для кузовов с «уставшим» металлом служат временным решением.
Интегрированное усиление
Повысить жёсткость кузова можно и без установки дополнительных элементов – при помощи усиления имеющихся. В этом случае производится «доделывание» за производителем. Например, штатная точечная сварка, применяемая на заводах для упрощения производства, усиливается дополнительными швами. На места крепления рычагов и агрегатов накладывается дублирующий слой металла, который обваривается по периметру и точками по площади. Места изгибания штатного металла усиливаются при помощи перемычек и «косынок», таким образом защищаясь от колебаний.
В отличие от распорок, такой способ усиления применяется при кузовном ремонте или подготовке автомобилей к спортивным дисциплинам. Также он подойдёт в случае, если автомобиль состарился или нет желания прибегать к первому варианту. Стоимость такого усиления определяется не деталями, как в первом случае, а количеством работ, так как для его реализации требуется частичная разборка автомобиля, да и качественная сварка требует от мастера квалификации.
- не скрадывает место под капотом и в салоне;
- повышает долговечность отдельных элементов и кузова в целом;
- высокая трудоёмкость;
- исходя из первого пункта, высокая стоимость в случае, если выполняется не самостоятельно;
- нарушение зон деформации, предусмотренных изготовителем;
Каркас безопасности
Наиболее радикальный способ повышения жёсткости кузова – каркас безопасности. Почему не «каркас жёсткости»? Основная цель, которой он служит – сохранение жизненного пространства в автомобиле при столкновениях и переворотах. Салон автомобиля и точки крепления подвески связаны в этом случае «клеткой» из холоднокатаных стальных труб. Такой каркас тоже «дышит», как и кузов, но это необходимо для поглощения энергии ударов и уменьшения перегрузок, испытываемых пилотом.
Область применения – исключительно автомобильные соревнования. В зависимости от дисциплины отличаются и требования, предъявляемые к каркасам безопасности. Так, в мировом ралли или «взрослых» кольцевых сериях вварная «клетка» настолько развита, что без должной сноровки попасть в салон не удастся вовсе, в то время как в «клубных» дисциплинах каркас может состоять всего из нескольких труб, соединённых болтами.
Установка каркаса безопасности подразумевает локальное или полное усиление кузова, описанное выше, посему является наиболее трудоёмкой и дорогостоящей операцией, что, впрочем, не важно, когда речь идёт о жизни пилота. Это наиболее трудоёмкий процесс, требующий высокой квалификации и специализированного оборудования (как, например, трубогиб). Нередки случаи, когда дорабатываемому автомобилю временно срезают крышу, чтобы проварить верхние сопряжения каркаса. Установленное изделие сопровождает сертификат соответствия определённому техническому регламенту – так называемая омологация. Само собой, такая конструкция существенно увеличивает жёсткость кузова на кручение – как правило, в 3-5 раз.
- сохранение жизненного пространства при столкновениях;
- существенное улучшение управляемости и целостности кузова.
- высокая стоимость установки;
- трудоёмкость выполнения работ;
- увеличение массы автомобиля;
- непригодность автомобиля к гражданской эксплуатации.
Что в итоге?
Если кузов вашего автомобиля «ослаб» в процессе эксплуатации, ему требуется ремонт с заменой элементов, накопивших напряжение. Это можно совместить с усилением отдельных элементов в случае, если действующие на них нагрузки превышают рассчитанные производителем. В случае, когда ощущается нехватка информативности и отзывчивости в управлении, и виной тому кузов, логичнее всего усилить его при помощи распорок, выпускаемых для имеющегося автомобиля. Если путь автомобиля – соревнования, то заботиться стоит не только о жёсткости кузова, но и о дополнительной безопасности, посему каркас – единственно правильное решение. Пусть кузов вашего автомобиля будет жёстким!
На заре своей автомобильной карьеры Toyota RAV4 позиционировалась как молодежный автомобиль для активного отдыха. Этот компактный кроссовер с цифрой «4» в «заголовке», обозначающий полный привод, даже позволял себе дизайнерские вольности вроде тканевой крыши или резиновых молдингов. Со временем подростковый эпатаж модель сменила на взрослую уверенность и солидный облик, что привлекло к ней абсолютно иную публику. Теперь RAV4 покупают семейные люди, которые любят комфорт как на трассе, так и вне ее. Наш гость Александр — из их числа. Свой автомобиль он согласился загнать на пятничный подъемник скорее из личного интереса, так как продавать его в ближайшем времени не планирует. Давайте познакомимся с ним поближе!
Вместо «Короллы»
Свою полноприводную «Тойоту» Александр купил в 2015 году. Дело было в столичном дилерском центре: мужчина всего-то и хотел, что поменять старую легковушку Corolla на модель посвежее. Тогда как раз вышла рестайлинговая версия. Но, протестировав новинку и не обнаружив существенных отличий, наш герой стал засматриваться на другие модели. Особенно Александра расстроило отсутствие круиз-контроля при штатном вариаторе — уж очень он привык к этой функции, преодолевая дальние расстояния.
«У меня в семье всегда были только японские машины , — рассказывает мужчина. — Это и , и , и … Поначалу, наверное, это была случайность. Потом — закономерность. Ведь с японскими марками проблем никаких, их машины простые, надежные, недорогие. Потому и в этот раз выбирали из них. Посмотрели Camry , потом RAV 4. Удивительно, но ценник у них тогда был практически одинаковым. А так как мы в семье решили, что будем жить за городом, то взяли автомобиль, более приспособленный к сложным дорогам. Тем более что я временами люблю выехать на рыбалку, в лес по грибы. Оптимальным вариантом для таких поездок является автомобиль с высоким клиренсом ».
К тому времени в стране уже были скачки с валютным курсом. Смысл пригона пятилетних иномарок из-за границы пропал, так как новый автомобиль в наших салонах получалось приобретать с небольшой разницей в цене. Поэтому выбор в пользу сложился у Александра сам собой.
«Дилер предлагал мне взять 2-литровый кроссовер на вариаторе , — добавляет он, — но что-то я засомневался. Странным показалось, что полноприводный автомобиль предлагают с таким типом КПП. В итоге, не изменяя старой привычке, сделал выбор в пользу «механики» ».
Достоинства и недостатки
Александру достался паркетник в комплектации Comfort, причем еще японской сборки. «Это почти то же самое, что и «база», только с полным приводом, — комментирует владелец. — Хотя все, что надо для комфортной езды, тут присутствует. Рулевая колонка регулируется по наклону, управление на элетроусилителе, сам руль мультифункционален. Есть центральный замок, электропакет зеркал и стекол, рейлинги на крыше».
Однако без нюансов также не обошлось. В первую очередь мужчина недоволен штатным мультицентром. Говорит, что его система управления с Mirror Link, дублирующей смартфон, работает на древней прошивке Android, которая постоянно зависает, и запускать ее получается лишь через несколько раз. По этой причине Александру приходится слушать либо музыку на дисках, либо радио.
Еще одной ощутимой проблемой является слабая шумоизоляция. На нее грешили владелецы и Honda CR-V , и Nissan X-Trail . Не отличается в этом вопросе от своих «коллег» по фан-клубу и Александр. «Да, шумы отсекаются слабо , — говорит он. — Все так же, как и у остальных «японцев». Чтобы как-то повлиять на ситуацию, мне даже пришлось заглушить подкрылки. Я бы сделал и больше, но тогда надо весь салон перебирать, иначе толку не будет. У Toyota это политика осознанная: хочешь идеальный автомобиль — бери ! Нет денег — смирись и езди, на что хватило ».
Про подключаемый полный привод владельцы кроссоверов, все как один, стараются плохого не говорить. Наш герой тоже распространяется на этот счет не слишком: «На скорости до 40 км/ч привод можно включить принудительно. Для этого нужно вырубить всех помощников, и тогда машина будет всеми колесами буксовать. Но в такие места я стараюсь не лазить, потому что она сядет на пузо — потом не вытянешь. Несмотря на то, что RAV 4 определяется как автомобиль повышенной проходимости, принимать на веру это не стоит. Да, есть приличный клиренс, зато жесткость кузова посредственная: если свесить заднее колесо, багажник уже закроется с трудом. Даже в книге по эксплуатации написано, что эта машина не предназначена для бездорожья… »
Зато с подвеской Александру повезло — в год выпуска его автомобиля производитель как раз изменил ее конструкцию. На более ранних моделях оная «козлила» и прыгала, а тут ее доработали, сделали более дружелюбной к пользователю. «На плавности хода это отразилось, но не слишком Из-за высоты узлов она все еще жестковата, но меня устраивает. Не укачивает хотя бы ».
Несмотря на то, что мужчина дополнительно установил в свой RAV4 защиту двигателя, делать антикор днища он не стал — понадеялся на крепость металла в новом авто. При этом кроссовер является в семье Александра единственным автомобилем и эксплуатируется круглый год. Как сказал наш герой, «мне и самому интересно, что там увидят на подъемнике. На сервисе «Тойота» к машине во время ТО близко не подпускают, можно только через стекло наблюдать, что с ней делают… »
Есть пару вещей, которые Александр непременно добавил бы в каждую комплектацию японского кроссовера. Во-первых, это подогрев лобового стекла. Вместо данной опции справляться с заморозками помогают «дворники» с элетроподогревом — не панацея, но хоть что-то. Зато летом машине не помешала бы тонировка задней полусферы. «Я-то и козырьком от солнца могу прикрыться , — сетует владелец. — А вот детям сзади спрятаться негде… »
При этом само качество галерки Александра устраивает больше, чем полностью: «Сколько раз с друзьями на рыбалку не ездил, все сидят сзади, ногу за ногу закинув. Места, говорят, у тебя тут, как в лимузине. Задний диван тут и правда самый удобный в классе ». Полезной мужчина находит и камеру заднего вида, благодаря которой немаленький автомобиль может легко развернуться даже на крохотном пятаке. Отменным подарком оказалось и внутреннее пространство багажника. «Кроме того, что он большой, так у него еще и «горбатость» имеется! Из-за этого при сложенных сиденьях получается ровная площадка. Три раза уже ночевал там — очень удобно! Целиком помещаюсь », — отмечает мужчина.
Как RAV 4 едет
За два года эксплуатации «Тойота» Александра накатала порядка 46 тыс. км. До будущего марта месяца она стоит на гарантии, поэтому все плановые ТО проходили на фирменном сервисе. По словам владельца, за это время в машине менялись только расходники (фильтры, масло). Больше ничего существенного с ней не происходило. Хотя ездит Александр много и по стране, и за ее пределами.
«По трассе на этом автомобиле приятно ехать , — делится впечатлениями Александр. — Но тут важно помнить, что RAV 4 с 2-литровым бензиновым мотором ни разу не спорткар. К примеру, если в салоне находятся пять человек, обгон стоит совершать с большим запасом. Это как метать кирпич и надеяться, что он быстро полетит. Поэтому я стараюсь ездить в пределах знаков, и тут динамика у нее неплохая. После 3500/4000 оборотов она едет, да так, что это чувствуешь и не мучаешься. Что касается расхода, то для почти 2-тонной машины он небольшой. По трассе выходит около 9-ти литров на «сотню», а в городе — однозначно больше 10-ки. Но все равно это меньше, чем у конкурентов ».
На подъемнике
Итак, после того, как машину вымыли и подняли для осмотра, мы направляемся на техэтаж площадки H3O Bosch Service, чтобы самолично расспросить мастеров о техническом состоянии нашего авто.
«Тормозные колодки хорошие, еще «свежие» , — комментирует механик, высвечивая фонарем колеса. — А вот тормозные диски передние надо уже заменить. Смысла в этом пока нет, потому что колодки в порядке, но, когда и они дойдут, потребуется все заменить комплектом. К задним тормозам претензий нет ».
«Это странная тенденция , — соглашается Александр. — На подобное мне жаловались владельцы других новых : люди с относительно небольшими пробегами меняли целиком и диски, и колодки. Может, это новая заводская политика — экономят опять? »
«Только швы обработаны , — коротко сообщает мастер, ползая под днищем. — Зная, с какой скоростью «японцы» гниют, не мешало бы обработать всю плоскость целиком. Вот пошли пятна по балке. Небольшие пока, но это уже сигнал. Камни собьют заводское покрытие, и ржа пойдет дальше. Если машина будет эксплуатироваться в зимнее время, рекомендую обработать ее антикором. Запаса прочности от производителя хватает лет на пять. Поэтому пока все красиво, «жуков» нигде не пошло. »
Затем автомобиль возвращается с «небес» на землю. Мастер открывает капот и производит замер технических жидкостей. Удовлетворенно хмыкает. Мимо проходит другой механик и в шутку советует замызганный двигатель помыть. «Не надо ничего мыть! — тут же отвечает Александр. — В этих машинах у двигателя все провода наружу… »
«Приводной ремень уже старенький, рыжий и в небольших трещинах , — сообщает механик, для убедительности демонстрируя новенький ремень. — Видите, новый ремень должен быть угольно-черного цвета. А этот нужно заменить как можно скорее. Та-ак, что еще… Масло в порядке, а вот охлаждающую жидкость следует долить. Ну и ЛКП оставляет желать лучшего — нужно за его состоянием тщательнее следить ».
«Это правда , — отвечает наш герой. — То ли в угоду экологии, то ли просто из-за удешевления производства, но качество лака новых машин просто ужасное. Даже щетка оставляет царапины! То же самое и со стеклами происходит, куда перестали добавлять цинк, — после трех лет эксплуатации они все затертые и бликуют! »
Источник http://rallystore.ru/russkie-legkovye-mashiny-parametry-na-kruchenie-zhest-kak.html
Источник http://korea1.ru/avtotop/zhest-kak-ona-est-vs-ob-usilenii-kuzova-sravnenie/