Содержание
Какие бывают газовые баллоны для авто на пропане
Последнее обновление — 19 октября 2020 в 12:34
Одной из важных деталей автомобильного газового оборудования является баллон ГБО. Его основная функция — обеспечивать безопасность при хранении топлива, а также необходимый запас хода автомобиля. Но в то же время газовый бак ограничивает полезную вместимость и грузоподъёмность транспортного средства. Поэтому, производители выпускают пропановые баллоны разного объема, формы и размеров, что позволяет оптимально подбирать ёмкость под конкретный авто и потребности его владельца.
Виды баллонов для ГБО пропан
Давление пропана в баллоне автомобиля составляет 12-15 атмосфер. По этой причине баллоны для сжиженного нефтяного газа (СНГ/LPG), в отличии от метановых емкостей, бывают двух основных типов, которые различаются по форме:
- тороидальная
- цилиндрическая.
Разновидности тор баллонов
Тороидальный баллон ГБО – это компактная емкость округлой формы в виде автомобильного колеса (народное название таблетка или бублик). Состоит из двух сваренных обечаек, изготовленных из углеродистого листового металла толщиной 2.5-3.5 мм и фланца/горловины.
Существуют три основных исполнения тор баков для пропанового оборудования 1-4 поколения:
наружный тороидальный баллон, устанавливается снаружи под днищем транспортного средства, часто вместо запаски на внедорожниках и микроавтобусах. Горловина для монтажа мультиклапана на таком баллоне вварена под углом 0° и может быть расположена в верхней или нижней части сосуда.
В зависимости от конструкции, крепится такая ёмкость при помощи приваренных к ней проушин/лап, шпилькой через центральное отверстие/ия либо монтажными лентами.
Для защиты арматуры от воздействий окружающей среды, на неё одевается специальный кожух.
Внешний тор баллон бывает повышенной вместимости (полнотелый), т.е. его центральная часть также отведена под полезный объём.
Чаще всего наружные тороидальные ёмкости производятся вместимостью от 27 до 107 литров и имеют основные размеры:
- высота 180-270 мм
- диаметр 520-720 мм
внутренний тороидальный бак, ещё его называют баллон ГБО под запаску, монтируется в нишу багажного отсека, как правило, вместо запасного колеса. Данный тип емкостей пользуется наибольшей популярностью среди владельцев легковых автомобилей, где достаточно плоский баллон позволяет сохранить привычное пространство и функциональность багажника, а также способность трансформации заднего ряда сидений.
Фланец под мультиклапан у такого баллона имеет угол установки 30°. Так как ёмкость размещается в салоне автомобиля, для отвода избыточного давления газа за пределы машины (согласно правилам ЕЭК ООН №67-01), должен устанавливаться газоотводный патрубок и защитная герметичная крышка (обычно поставляются комплектом).
Газоотвод монтируется сквозь отверстие расположенное по центру баллона и заранее просверленное отверстие в днище багажника автомобиля. Крышка крепится поверх центра ёмкости с помощью винтов или барашковых гаек (последнее удобнее для быстрого доступа к мультиклапану).
Крепление бака осуществляется двумя болтами к кузову транспортного средства.
Размеры внутренних тороидальных баллонов для ГБО варьируются:
- высота 180-300 мм
- диаметр 520-720 мм.
Самые маленькие тор баки производятся объёмом 27 литров, объём больших баллонов ГБО под запаску доходит до 98 литров.
Вместе с тем существуют тор баллоны вертикального расположения. Однако, ввиду низкого спроса и высокой цены, вертикальный бак применяется редко, но в определённых случаях помогает сохранить функционал салона авто.
Для газового оборудования 5—6 поколения производится отдельный тип баллонов. Их особенностью является горловина, сконструированная специально под арматуру с погружным насосом.
Особенности цилиндрических баков
Цилиндрический баллон ГБО имеет металлическую сварную конструкцию той же толщины (2,5-3 мм.). Угол фланца под мультиклапан может быть 0, 30, 90 градусов. Для рынка СНГ чаще всего применяются баки с горловиной 30°.
Крепится емкость на металлические кронштейны (ложемент) при помощи стальных лент, как снаружи автомобиля, так и внутри. При наружном расположении под днищем авто обеспечивается надежная защита в виде специального металлического листа. Кожух защищает бак и мультиклапан от попадания грязи, воды, соли, и прочих дорожных реагентов.
При внутреннем монтаже баллона, для отвода избыточного давления газа горловина бака оснащается вентиляционной коробкой, из которой по гофрированным трубам пропан выводится за пределы ТС.
Для наружной установки существуют емкости с вваренным защитным кожухом горловины.
Объёмы цилиндрических баков варьируются от 10 до 210 литров. Баллон минимального диаметра 200 мм, самый большой 498 мм. Также существуют двойные или спаренные цилиндрические баллоны разного или одинакового размера общей вместимостью 87, 95, 100 литров.
Баллон ГБО цилиндрической формы обладает следующими преимуществами:
- универсальность применения, они с успехом используются как для легкового, так и для коммерческого транспорта
- более широкая возможность выбора требуемого объема, с целью создания необходимого запаса топлива.
Из минусов, цилиндр сокращает объём багажного отделения, а при установке за спинкой заднего сидения, мешает трансформации салона.
В западных странах широко применяются прямоугольные и квадратные алюминиевые баллоны, состоящие из 2-8 ячеек. На Российском рынке подобное решение пока экзотика.
Документы на баллон
Каждая ёмкость должна иметь заводской «паспорт газового баллона колесного транспортного средства» с указанными данными:
- обозначение бака
- сведения об изготовителе, дате производства и серийном номере
- технические характеристики и параметры
- в соответствии с какими документами был изготовлен бак
- данные о первичном испытании на прочность
Согласно правилам ЕЭК ООН 67-01, к корпусу баллона обязательно должна быть приварена маркировочная табличка, в которой нестираемым образом проставляются следующие данные:
- фирменное название или товарный знак
- серийный номер
- объём (литраж)
- размеры
- вес пустого баллона
- обозначение типа применяемого топлива «СНГ» (сжиженный нефтяной газ)
- контрольное давление [кПа]
- слова: «максимальная степень наполнения: 80%»
- год и месяц официального утверждения
- знак официального утверждения (для РФ «E22») с указанием номера утверждения и поправок к правилам, на основании которых оно было выдано
- обозначение «НАСОС ВНУТРИ» и маркировка, идентифицирующая насос, если насос установлен внутри баллона (применимо к 5-6 поколению газобаллонного оборудования)
- дата производства.
Кроме паспорта и маркировки, баллоны должны иметь действующий сертификат соответствия, без него будут сложности при регистрации ГБО.
Срок эксплуатации
Независимо от вида, срок службы баллона ГБО пропан на авто составляет 10 лет. При этом один раз в 2 года необходимо делать поверку (переосвидетельствование ёмкости).
Для обеспечения максимальной безопасности, при установке ГБО, баллоны нужно монтировать только новые. Использовать б/у емкости, особенно с истекшим сроком годности категорически не рекомендуется.
Как и какой баллон ГБО выбрать
Очевидно, что подбор газового бака для каждого транспортного средства будет индивидуальным. Однако главное при использовании газобаллонного оборудования на авто – это безопасность, поэтому общие рекомендации по выбору баллона будут такие:
- желательно соблюсти баланс между погоней за большим запасом хода и потерей грузоподъёмности, при этом максимально сохранив функционал, а также заводские характеристики автомобиля
- покупайте только новые баллоны со всей необходимой документацией (сертификат, паспорт), и свежей датой изготовления
- выбирайте проверенного производителя.
Заводов представляющих свою продукцию предостаточно, вот лишь часть из них:
- STAKO (Польша)
- TugraMakina (Турция)
- ХАРПРОМТЕХ (Украина)
- ОРИОН (РФ)
- Сфера (РФ)
- ЕМЗЛ (Россия г. Лермонтов)
- АВТОГЕН (РФ)
Однако, лидерами ниши на Российском рынке, являются следующие производители:
- ООО «Балсити» (Россия)
- ОАО «НЗГА» (Республика Беларусь)
- турецкая фирма «Atiker».
Баллоны этих брендов сертифицированы, полностью соответствуют всем европейским требованиям по безопасности и качеству продукции. К тому же широкая линейка размеров и вместимости позволяет подобрать емкость практически к любому автомобилю.
Размеры и виды баллонов ГБО: как не ошибиться с выбором?
Размеры баллонов ГБО меняются в широком диапазоне и зависят от его формы. К примеру, цилиндрические емкости имеют диаметр от 29.9 до 49.8 см и вес от 14.6 до 64.5 кг. Тороидальные имеют диаметр на 60, 63 и 65 см. Высота таких изделий составляет от 20 до 27 см, а вес от 23 до 38.1 кг. Бывают и другие размеры, но рассмотренные выше пользуются наибольшим спросом. Ниже подробно поговорим о видах таких сосудов, особенностях информации на корпусе и тонкостях выбора.
Виды баллонов ГБО
При установке газобаллонного оборудования необходимо понимать, какие бывают баллоны для ГБО на авто. Они выпускаются четырех типов:
- Тороидальные. В 90% случаев на легковые автомобили рекомендуется ставить тороидальные сосуды, которые производятся с учетом ГОСТ ISO 11439-2014. Внешне изделие имеет вид колеса для автомобиля, поэтому его часто монтируют вместо запаски или ставят снаружи. Такие емкости бывают внешними и внутренними. Размеры баллонов для ГБО под пропан для автомобиля находятся в диапазоне от 20 до 27 см по высоте. Диаметр составляет 60, 63 или 65 см, а вес от 23 до 38,1 кг. Важно понимать, что вес и литраж не соответствуют друг другу. Тороидальные варианты больше подходят для легковых машин и позволяют снизить расходы на топливо. При этом заправляются они всего на 80% от общего объема.
- Цилиндрические. Такие типы баллонов ГБО встречаются не менее часто и соответствуют ГОСТ 33986-2016. Такой вид применяется для пропан-бутана и метана. Размеры баллонов для ГБО цилиндрические под пропан колеблются в широком диапазоне — по длине от 50.3 до 149 см. При этом диаметр может меняться в диапазоне от 29.9 до 49.8 см, а вес от 14.6 до 64.5 кг. Главным минусом таких емкостей является большой вес, что не устраивает многих автовладельцев. Это способствует более высоким требованиям по прочности.
- Плоские. Применяются редко. По сути, они представляют собой несколько совмещенных цилиндрических емкостей, скрепленных с помощью сварки. Следовательно, размеры баллонов ГБО под метан также подбираются индивидуально и с учетом типа транспортного средства. Подобные емкости трудно отыскать в продаже. Они часто делаются под заказ и определенную конфигурацию.
Также бывают спаренные и сдвоенные сосуды. Они применяются реже, но обслуживать их проще.
Где устанавливаются баллоны
С учетом вида баллонов для ГБО под пропан или метан определяется и место установки. С этой позиции больше возможностей у грузовых автомобилей, ведь их размеры больше. Это касается и других больших авто, к примеру, пикапов, джипов и микроавтобусов. В них можно повесить тороидальный сосуд снаружи или обычный цилиндрический внутри, не доставая запаску.
Меньше выбора у седанов. Для них подходят ограниченные виды баллонов для ГБО под пропан. Чаще всего применяется тороидальная емкость, которая устанавливается вместо запускного колеса в багажном отсеке. При этом объем составляет 42-43 литра при размере 20х60 см. Благодаря такой возможности, пространство багажного отсека остается нетронутым. Для экономии пространства можно купить докатку. В таком случае можно иметь запасное колесо, но при этом не занимать место в багажнике.
Цилиндрические сосуды, применяемые для легковых автомобилей, имеют размеры от 20 до 45 см. Точный параметр определяют специалисты на СТО. При этом основное место крепления — под багажным отсеком.
Какая информация должна быть указана на баллонах
Много вопросов касается того, что должно быть указано на баллонах ГБО. Надписи наносятся на специальную бирку, которая крепится вверху корпуса. На ней указываются следующие сведения:
- Какое давление в баллоне ГБО — 1 МПа или около 10 атм.
- Испытательное давление бака в МПа.
- Реальный объем емкости в литрах.
- Заводской номер.
- Дата изготовления в виде «месяц, год изготовления и год очередной аттестации».
- Вес пустой емкости.
- Номинальная масса после заполнения топлива.
- Сведения об очередной проверке с клеймом завода и годом, до которого действует проверка.
Дополнительно производители баллонов ГБО прикладывают паспорт, в котором указывается еще более подробная информация.
Как выбрать баллон ГБО
Много вопросов касается выбора сосуда ГБО для автомобиля. Здесь необходимо учитывать несколько параметров:
- Размеры. Важно, чтобы диаметр и другие параметры подходили под габариты транспортного средства. Это особенно важно, если емкость устанавливается вместо запаски.
- Стоимость. Этот показатель зависит от объема и размера. Чем большие габариты имеет баллон, тем он дороже. Плюс в том, что внушительную тару придется реже заправлять, что важно для больших автомобилей. Так, баллоны на газель должны иметь размер от 80 л и более. При этом нужно учесть, что от размера машины зависит и расход горючего.
- Вид топлива. При использовании пропан-бутана доступен любой вариант. Если планируется использование метана, давление внутри должно быть от 200 атмосфер и выше. Такие характеристики по силам только для цилиндрических вариантов.
- Производитель. Качество баллонов ГБО зависит от разработчика. Лидерами в этой сфере считаются компании Ловато, Атикер, Диджитроник. Наиболее популярным является первый вариант.
Также необходимо учитывать плюсы и минусы разных баллонов.
К примеру, тороидальные имеют следующие преимущества:
- небольшие размеры и вес;
- возможность установки вместо запаски;
- незаметность;
- большой выбор;
- ресурс 10 лет.
- ограниченный объем;
- необходимость поиска места;
- невозможность заправки более чем на 80%;
- проблемы с доступом;
- возможность применения только для пропана;
- необходимость тестирования раз в два года.
Цилиндрические имеют следующие плюсы:
- надежность;
- ресурс от 15 до 25 лет;
- большой объем;
- легкость монтажа / обслуживания;
- универсальность;
- защита от внешних факторов.
- большой вес и размер;
- необходимость проверки раз в три года или пять лет (в зависимости от материала).
Плоские сосуды имею больший размер, но их придется делать на заказ. Следовательно, цена будет выше. Кроме того, возможны трудности с дальнейшим обслуживанием.
Теперь вы знаете, какие бывают размеры, какая информация указана на баллоне ГБО, и чему уделить внимание при выборе. В комментариях поделитесь своим опытом выбора такого товара и полезными советами для новичков.
Газовые баллоны на автомобиль
Вне зависимости от того, какое авто – легковое или грузовое – вы применяете, требуется подходящий газовый баллон. Подобно бензобаку, его назначение – газорезервуар, позволяющий машине проехать положенные ей сотни километров при полной заправке.
Ёмкость для сжатого метана – чаще всего толстостенный стальной сосуд (не менее 1,5 см). Он выдерживает давление до 200 атмосфер, что даёт возможность закачать с помощью профессионального компрессора количество кубометров метана, позволяющее машине проехать не одну сотню километров между двумя ближайшими АГЗС.
Пропан-бутановый баллон использует на порядок меньшее рабочее давление – не более 16 атмосфер. Исходя из этого, баллоны могут изготавливаться из любого цветмета, композита или даже особо прочного пластика, устойчивого к образованию трещин. В качестве примера – всем известные пластиковые зажигалки. Если используется чисто бутан или изобутан – требования к газобаллону ещё ниже. Пример – баллончики из тонкой жести для освежителей воздуха, где 30% состава – бутан или изобутан. Но чисто бутановых двигателей пока не так много, хотя разработки их уже ведутся.
Размеры баллонов ГБО на авто
Размер, или вместимость, составляет от 40 до 150 дм 3 . Габариты такого баллона зависят от формы – цилиндр, тороид. Первые используются преимущественно для грузовиков и автобусов, вторые – для легковых авто.
Пропановые баллоны для авто
Цилиндрические пропановые баллоны – лидер на рынке емкостей для сжимаемого при заправке газа. В качестве примера – пропан, развозимый в газовых баллонах вместимостью до 100 л для нужд населения. Цилиндровые баллоны для пропана выпускаются в двух вариантах: удлинённые для грузовиков и автобусов, более компактные для обычных авто. Невзирая на появление тороидальных баллонов, цилиндрические по-прежнему популярны на большегрузном транспорте. Они выпускаются из цельнолитых труб, не обладают сварными соединениями, что исключает возможную утечку пропана. Соответственно, безопасность таких баллонов остаётся на высоте. Они также легко ставятся в багажник, не создавая каких-либо проблем в их перевозке.
Вместимость (л) | Диаметр (мм) | Толщина стенок (мм) | Протяжённость (мм) |
40 | 300 | 3 | 651 |
45 | 300 | 3 | 730 |
50 | 300 | 3 | 796 |
60 | 300 | 3 | 945 |
65 | 300 | 3 | 1003 |
50 | 376 | 3.5 | 553 |
60 | 376 | 3.5 | 648 |
65 | 376 | 3.5 | 693 |
76 | 376 | 3.5 | 792 |
90 | 376 | 3.5 | 923 |
103 | 376 | 3.5 | 1048 |
160 | 500 | 4 | 926 |
Теоретически, цилиндрический баллон ставится в любом месте на багажнике, независимо от кузова машины. Если его ставят поперёк, а не вдоль машины, то он располагается вплотную к задней стороне заднего сиденья. Каков багажник и баллон по размеру – столько место соответственно и останется после размещения самого баллона. Если свободного пространства мало, или вообще почти не осталось – вы не сможете возить с собой и другие более или менее крупногабаритные грузы.
Если баллон ставится вдоль машины, справа или слева, то с одной из сторон багажника может остаться много свободного места. Чтобы в багажник влезло значительное количество груза, сложите заднюю сторону задних сидений. До появления на рынке ГБО тороидальных баллонов данный метод использовался повсеместно на машинах, переведённых на газ.
Под днище машины цилиндрический баллон имеет смысл разместить, когда устройство и клиренс машины это допускают. Но при таком варианте монтажа баллона нужно периодически следить как за целостностью его самого, так и каждый день проверять крепления. Если баллон оторвётся – вы как минимум попадёте в ДТП. При наличии металлокомпозитного баллона, плохо переносящего удары и сдавливание колёсами авто, которое занесло из-за него, однозначно произойдёт взрыв. Поэтому слежка за его состоянием жизненно важна для вас – в плане вашей же безопасности. Если баллон цельный, стальной – его также необходимо уберечь от грязи, солей, которыми посыпают зимой гололёд на дорогах, а также воды из осадков.
Цилиндрический баллон эффективно граничит с эргодизайном машин типа седан, оснащённых заглубленными багажниками. В этих машинах из-за увеличенной глубины багажника комфортная перевозка грузов значительно затруднена. При этом, установив цилиндрический пропановый баллон, вы ничего не потеряете в плане функциональности седана. Запаска, инструменты и иные необходимые принадлежности, располагающиеся в багажнике, при этом останутся на прежнем месте.
А вот внутренний тороидальный баллон ставится под багажником – там, где находится запасное колесо. Он схож с ним по размеру и форме – поэтому, если вдруг запасного колеса у вас не окажется, освободится место для такого баллона. Ему не требуется дополнительное место в отсеке багажника. Под машиной он будет защищён от прямого солнечного света. Не рекомендуется сжатый или сжиженный газ подвергать дополнительному нагреву, т. к. из-за превышения критической его температуры он попросту взорвёт любой баллон. На первое место, наряду с защитой газа от тепла, требуется и защита от ударов и повышенной вибрации.
Наружный тороидальный баллон ставится преимущественно под запаску. К тому же при меньшей площади поверхности баллона в такой его версии газа поместится больше. В качестве материала – закалённая 4-миллиметровая сталь, что даёт возможность использовать их даже в летнюю жару.
Типоразмеры баллонов, например, от компании Stako, выглядят следующим образом.
Баллон-тороид на машинах с большим потреблением топлива, например, если у вас под капотом 500 «лошадей», и вы обожаете быструю езду по трассам, нецелесообразна. Дело в том, чтоего размер маловат. Поэтому владельцам слишком быстрых и мощных легковушек стоит установить всё-таки цилиндрический баллон, вместимость которого в 2-3 раза больше.
Метановые баллоны для авто
Их отличительная особенность – толстые стенки, намного больший вес, если баллон – стальной. Но в последнее время ведутся разработки по облегчению массы такого баллона – он весит не один десяток килограмм. Всё чаще применяют метало композитные, металлопластиковые модификации. На стальную основу наматывается пластиковый или композитный слой – а иногда и второе, и первое. Это позволяет вдвое и более снизить вес баллона. Не забывайте, что перевозка баллона, весящего, как взрослый человек средней комплекции, потребует несколько большего расхода топлива – законы физики не обманешь: машина разгоняться будет дольше.
Перевод авто на метан – повод для автовладельца существенно сэкономить на топливе, особенно при сверхдлинных пробегах. Особенно это приветствуют дальнобойщики, водители рейсовых автобусов. Отдельным «строем» идёт спецтехника, работающая с огромным тоннажем: автопогрузчики, автокраны, бульдозеры, самосвалы, тягачи и т. д. Легковые авто – в основном переоборудованные под «скорые» и такси машины, а также фургоны и легковушки сотрудников фирм, работающих в постоянных разъездах – главные потребители ГБО на метане.
Из-за того, что метан создаёт давление в 200 атмосфер, требуется отсутствие на баллоне следов повреждений – сколов, трещин, коррозии. Баллон, в котором образовались микротрещины, лопнет в процессе заправки, а это чревато взрывом на данном объекте. При переводе уже действующего транспорта на метан приобретайте только новые баллоны. Не реже одного раза в 3 года баллон должен проходить техосмотр.
Метановые баллоны 1-го типа
Это цельнометаллические баллоны. Их отливка осуществляется в спецформах бесшовным способом. Отдалённо это напоминает изготовление резиновых мячей – те тоже не имеют швов. По безопасности, надёжности и прочности они – лидеры, что проверено десятилетиями их использования в иных сферах деятельности, отличной от автомобильного применения. Единственное «окно» в такой баллон – цилиндрическое «горло», в которое врезан кран. С противоположного конца дно попросту скруглённое. Испытание готовых баллонов производится при давлении в несколько сотен – или даже тысячи – атмосфер. С помощью ультразвуковой проверки выполняется выбраковка дефектных баллонов. Появление дефектов на таком баллоне «с завода», если их вовремя не выявить, способно привести взрыву при заправке или в процессе эксплуатации — что часто оборачивается пожаром на АГЗС, или смертью водителя непосредственно во взорванной при движении по дороге машине. Среди баллонов остальных типов большинство автовладельцев признают их наиболее безопасными емкостями.
Метановые баллоны 2-го типа
В состав корпуса такого баллона входит металлопластик. Также используется легированная сталь, применяющаяся в усиленных конструкциях любого типа. Внутренние слои баллона – металлопокрытие увеличенной толщины, также вносящее свой вклад в прочность всего изделия. Оно принимает на себя ударную дозу воздействия газа, закачиваемого в баллон. Снаружи баллон армирован при помощи специальной композитной оболочки. Баллоны второго типа рекомендуют использовать, например, в условиях крайнего севера, где температура достигает -50 и ещё более низких значений.
Метановые баллоны 3-го типа
Внутреннее покрытие такое же, как и у емкостей предыдущего типа. Зато снаружи баллон оплетён углеволокном. Его прочность на разрыв равна 14000 атмосферам. Такая технология оказалась доступной для достижения прежде небывалых показателей. Углеволокно пропитано эпоксидосодержащими реагентами. Такой баллон окончательно защищён от разрушения металлических слоёв, что позволяет не беспокоиться о его целостности при атмосферных воздействий за весь период его срока службы.
Метановые баллоны последнего поколения
SAMSUNG CAMERA PICTURES
Следует отметить, что, начиная со 2-го поколения, метановые баллоны оснащаются металлопокрытием изнутри. Но этот металл усилен дополнительными «бронирующими» слоями, включающими в себя композитные и углеволокнистые оболочки. Это позволяет значительно уменьшить их вес – новейшие технологии продолжают появляться. Но сегодня они ещё очень дороги – из-за дефицита данных высокотехнологичных материалов, а внешние удары и повышенная вибрация, несмотря на многообещающую прочность на внутренний разрыв, легко повредит их. Если автомобиль попадёт в ДТП – однозначно будет взрыв, в котором вряд ли кто выживет внутри такого авто. Чтобы спокойно ездить с таким баллоном (и перевозить людей без особых проблем и угрозы их жизни), тщательно подойдите к выбору баллона и газового оборудования для вашей машины – а также не игнорируйте периодические проверки и того, и другого, у профессионалов.
https://gbomotor.ru/komplektuyuschie/ballon-gbo-vidy-osobennosti-vybor
http://na-gazu.ru/gazovye-ballony-na-avtomobil/