Содержание
Выбираем масло для дизельных двигателей
В Европейских странах большинство автолюбителей выбирают транспорт с дизельным двигателем. Так, например, во Франции доля дизельных автомобилей составляет 70,4% (по данным «Автостат»). Последние годы Россия нагоняет Европу и у нас наблюдается постоянный рост числа дизельных автомобилей. Дизельные двигатели более экономны и дольше служат. Экологичность дизеля выше, так как он выделяет меньше углекислого газа. В обслуживании дизель также более требователен, чем бензиновый мотор. Топливо и масло для дизельных двигателей должны быть грамотно подобраны.
Отличительные особенности дизельного двигателя
Для того, чтобы понять какое масло лучше заливать в дизельный двигатель, стоит разобраться в принципах работы агрегата. Дизель работает благодаря высокой компрессии, в картер двигателя прорывается больше газов, из-за чего он несет большую тепловую нагрузку.
Дизельный мотор работает на обедненном топливе, которое быстро прогорает. После сгорания топлива остается сажа, так как топливная смесь прогорает не полностью. Кроме этого, отечественное горючее отличается высоким содержанием серы.
Все перечисленные особенности приводят к тому, что масло в дизеле быстрее чернеет и окисляется, а его защитные и чистящие свойства снижаются. Смазка загрязняется сажей и механическими примесями. Процесс значительно ускоряется в моторах с большим побегом.
Соответственно, к маслу для дизеля предъявляются иные требования, нежели к маслу для бензинового двигателя и разные присадки позволяют обеспечить нужные характеристики масла:
- высокое содержание антиокислительных присадок в дизельном масле препятствует окислению и позволяет уменьшить влияние серного содержимого дизтоплива;
- для того чтобы предотвратить образование нагара на деталях дизельного двигателя, масло должно содержать моющие присадки.
Именно по той причине масла для дизельного двигателя, не могут применяться для бензинового мотора.
Основные характеристики масла
При выборе подходящей смазки всегда обращайте внимание на основные параметры. Их всего три и они в обязательно указываются производителем на упаковке:
- Вязкость, которые классифицируются по SAE.
- Качество, прописанное в различных международных стандартах, таких как API, JASO, ACEA и другие.
- База масла — минеральная, синтетическая или полусинтетика.
Вязкость масла SAE
SAE – это Сообщество автомобильных инженеров (Society of Automotive Engineers). Сообществом была разработана классификация вязкости моторного масла при разных рабочих температурных диапазонах, которая теперь используется во всем мире.
Вот почему моторные масла всех мировых производителей имеют на упаковке информацию о SAE. Эти данные существенно облегчают выбор масла.
Разберем характеристику на примере обозначения «SAE 5W30»:
- Цифра 5 — вязкость масла в холодном состоянии. Чем меньше первая цифра, тем менее вязкое моторное масло зимой.
- Буква W обозначает, что масло можно применять в зимний период.
- Второе число, в нашем примере 30 – показатель высокотемпературной вязкости смазки. Чем выше показатель, тем выше вязкость масла в летнюю жару.
Спецификация ACEA
ACEA (Association des Constructeurs Europeans d’Automobiles) – Ассоциация европейских конструкторов автомобилей, разработавших спецификацию для применения европейскими производителями моторных масел. Она особо учитывает европейские технологии производства двигателей.
- класс A включает в себя масла для бензиновых моторов легковых автомобилей;
- для дизельных масел используются классы B;
- обозначения A3 для бензинового и B3 для дизельного двигателей говорят о том, что перед вами наилучшее масло;
- класс B4 специально разработан для дизельных двигателей с прямым впрыском.
Спецификация API
Моторные масла американских производителей классифицируются по системе Американского нефтяного института API (American Petroleum Institut).
Первая буква в спецификации указывает на сферу применения масла:
- S – масло для бензиновых двигателей;
- C – масло для дизельных двигателей.
Вторая буква указывает на качество масла. Самым высоким качеством обладает масло обозначенное буквами SL (бензиновый двигатель) и CF (дизельный двигатель).
Спецификация JASO
JASO (Japanese Automobile Standarts Organization) – Организация автомобильных стандартов Японии. Организацией была разработана спецификация масел для моторов японских производителей, так как производителям Японии было недостаточно то качество и те стандарты, которые предлагались другими ассоциациями.
Дизельное масло классифицируется по трем основным стандартам:
- DH-1 – масло для дизеля, соответствующего стандартам по выбросам выхлопных газов;
- DH-2 – масло в дизель автобусов, грузового транспорта и другой крупногабаритной техники;
- DH-3 – смазки для легковых автомобилей.
Универсальные масла
На рынке моторных масле встречаются и универсальные масла. Они применимы как для бензиновых, так и для дизельных двигателей. На упаковке универсального моторного масла вы увидите обе спецификации, например:
- ACEA A3/B3;
- API SL/CF.
Рекомендации по выбору дизельного масла
Какое масло заливать в дизельный двигатель? Рассмотрим основные моменты:
- Покупайте масло у проверенного поставщика, так вы избежите проблемы с подделками.
- Если вы используете отечественное дизельное топливо (солярку) имеет смысл менять масло чаще, чем это указано в руководстве пользователя. Солярка содержит много серы, из-за которой масло быстро теряет свои свойства.
- Дизельное масло быстро чернеет – это нормально, так как при сгорании горючего образуется сажа.
- Мотор с большим пробегом, скорее всего, потребует более частой замены масла, чем новый.
- С новым двигателем все просто – заливайте то масло, которое рекомендует производитель автомобиля.
- При выборе масла обязательно учитывайте климат вашего региона, а также условия эксплуатации автомобиля.
Хорошим решением будет использовать всесезонные масла, это исключит необходимость замены масла с лета на зиму. Основу всесезонного масла составляет маловязкое односезонное масло (например, 5W). Добавлением присадок обеспечивается стабилизация масла в горячем состоянии.
Для легковых автомобилей могут применяться и легкотекучие масла, в состав которых входят добавки, обеспечивающие нужный коэффициент трения. Основу таких масел составляет базовое синтетическое моторное масло.
Однако, окончательное решение какое именно масло лить в дизельный двигатель, остается за вами!
Информация для обладателей машин, работающих на дизтопливе
Дизель требует правильной смазки, только она обеспечит заявленную производителем мощность машины. При выборе важно учитывать особенности работы агрегата. Дизельное масло выполняет сразу две функции: снижает трение деталей и очищает их от нагара. Разные марки рассчитаны на определенный диапазон рабочих температур, выше которых смазка становится слишком жидкой, скатывается с деталей. При низких температурах она густеет, толщина обволакивающей пленки увеличивается, в ней создается внутреннее трение.
Под тип дизеля выбирают разновидность основы: минеральную, синтетическую, полусинтетики. У каждой есть свои особенности и недостатки. Новичкам бывает сложно определиться с выбором, они не умеют ориентироваться в символах, указанных на канистре. Нужно разбираться в маркировке при покупке.
Особенности эксплуатации
Владельцам машин с дизелем чаще приходится менять смазку. Это связано с особенностями двигателя:
- воспламенение топливной смеси происходит не от свечей, а в камере сгорания при впрыске, топливо полностью не сгорает;
- из-за обедненности топливновоздушной смеси возрастает тепловая нагрузка;
- сажа оседает на поверхности деталей, увеличивая износ поверхности;
- из-за высокой компрессии (прорыве газов в картер) детали быстрее сшиваются, появляется люфт;
- топливо содержит много серы, образующей кислотные соединения.
Моторные масла для дизельных двигателей должны:
- хорошо растворять сажистые отложения;
- снижать кислотность (содержит раскислитель TBN);
- образовывать плотную пленку на деталях.
Очевидна прямая зависимость между качеством смазочной жидкости и безремонтным пробегом машины. От смазки зависит срок службы любого ДВС, для дизельного двигателя это особенно актуально. При неправильном выборе температурного диапазона, несоответствии параметров типу двигателя, при несоблюдении срока его замены возрастут расходы на эксплуатацию, ремонт. Важно помнить, что для дизельного двигателя не подходит смазка, предназначенная бензиновых ДВС. Турбинные двигатели самые капризные, им требуются оптимальные характеристики.
Разбираемся в маркировке
Смазочные жидкости классифицируют по международным системам:
- SAE – это цифровые символы, разделенные «W», по ним определяют диапазон рабочих температур;
- API – стандарт соответствие классу двигателей, году выпуска.
- ACEA – обозначают экономичность топлива при работе на данном виде смазки, она маркируется НТ/НS.
Классификация дизельных масел по виду основы подразумевает три категории:
- минеральная получается путем переработки нефтепродуктов, наиболее вязкая;
- синтетическая – продукт синтеза углеводородов, отличается высокой чистотой (совсем не содержит «длинных» молекул), хорошей текучестью, образует прочную пленку;
- полусинтетика – к этому разряду относят крекинговое масло (продукт гидролизной переработки нефтепродуктов) и смеси минеральной и синтетической основы (пропорции варьируются).
Теперь подробнее о каждой международной классификации.
SAE: подбираем масло пол климат
Международная классификация, предложенная Society of Automotive Engineers, определяет класс вязкости смазочных жидкостей. «W» сокращение английского слова winter (зима). Маркировка определяет нижние границы вязкости. Частая ошибка новичков – путают цифровой показатель с температурой. Что означают цифры:
- 0 W – самое зимнее масло, сохраняет вязкость до -35°С;
- 5W – не увеличивает силу трения деталей при температуре воздуха до -25°С, применяется в условиях Урала, Сибири;
- 10W – для средней полосы России, где не бывает сильных морозов, температурная граница – -20°С;
- 15W соответствует температуре, способно работать при -15°С;
- 20W – для теплых климатических зон, ниже -10°С замерзнет – станет вязким, будет увеличивать силу трения.
Если на маркировке нет W, масло летнее, его заливают в двигатель только при плюсовых температурах. Чаще встречаются универсальные смазки, у которых двойная маркировка: до и после W. Верхние показатели по стандартуSAE нужны в жарких климатических зонах. При разогреве вязкость снижается, оно становится жидким, как вода, перестает выполнять защитную функцию – не образует пленку нужной толщины. Что означают цифры:
- 30 соответствует температурной границе до +25°С, идеально подходит для климатических условий средней полосы, для южных регионов не пригодно;
- 40 переносит жару до +40°С, сохраняет работоспособность;
- 50 – удачный выбор для субтропиков, нагрев капота до +45 допустим;
- 60 – с такой смазкой легко путешествовать по Африке, она не будет скатываться с деталей при + 50°С.
Маркировка SAE ставится на канистрах всех видов масел: синтетическом, полусинтетическом и минеральном. Одного этого показателя при выборе марок масел для дизельных двигателейнедостаточно. Универсальное выбирают по плотности, измеряется она ареометром. Это расчетный показатель, отношение веса к объему. У отработанного, изменившего цвет из-за сажистых включений, от некачественных присадок плотность повышается. Стандартная величина – 0,865 кг/л (марки 5W 30, 10W 30, 10W 40). Чуть плотнее 5W40 (0,867 кг/л), 20W50 кг/л (0,872 кг/л). Самый высокий показатель плотности у 15W40 (0,910 кг/л).
API: для каждого двигателя свои буквы
Основной символ маркировки, на который нужно обращать внимание при покупке:
- C – принадлежность к дизельным двигателям;
- S – масло для бензиновых ДВС.
Классификация предложена институтом нефти США для оценки эксплуатационных характеристик моторов:
- год выпуска;
- количество тактов в двигателе;
- наличие наддува;
- требование к токсичности выхлопных газов.
Возможные маркировки
Для машин до 1961-го года выпуска:
- СВ – обладает хорошими раскислительными свойствами (предназначен для дизтоплива с высоким содержанием серы), считается низкокачественным;
Для авто, эксплуатируемых в тяжелых условиях:
- СС – год выпуска от 1962 года до 1983-го;
- СD – до 1990 г, масло с раскислителями;
Смазки турбинных двигателей:
- СЕ – для выпущенных после 1990 года;
- СF – после 1994-го;
- СF-4 – современных без наддува;
- CI-4 – современных с EGR-клапаном;
Экологичные смазки, рассчитанные для двигателей, выпущенных после 1998 года, соответствующих международным стандартам токсичности:
- CH-4 – стандартные;
- CI-4 plus – улучшенные.
Если рассматривать градацию показателей по английскому алфавиту, чем дальше от буквы А, тем качественнее масло для дизеля, имеет высокое щелочное число (TBN).
Универсальные смазки маркируются двумя символами S и C:
- SJ/CF используют в дизельных двигателях за неимением другого масла, но оно больше подходит для бензиновых ДВС, у него содержание раскисляющих компонентов ниже;
- CF/SJ можно заливать смело, оно предпочтительнее для дизеля.
- При использовании универсальных масел сроки замены лучше сократить.
ACEA – классы сбережения топлива
Учитывает вязкость масла при максимальном разогреве в процессе эксплуатации и высокой скорости сдвига. В последней редакции классификации, предложенной ассоциацией автопроизводителей Европы, учитываются особенности двигателей:
- А – смазка пригодна только для бензиновых ДВС;
- В – дизелей;
С – для тех и других, соответствующих уровню Euro-4 (оснащенных системой катализаторов и фильтрами, очищающими масло от вязких сажистых отложений);
- Е – категория смазки для тяжелых легковых автомобилей, дизельные масла для грузовиков.
Степень энергосбережения масла моторного для дизеля градируется по пяти позициям:
- В1 – смазки ограниченного спектра действия, только для легких автомашин;
- ВЗ – всесезонные жидкости для легких машин большой мощности, эксплуатируемых в условиях городской среды;
- В4 – применимы в моторах с прямым впрыском;
- В5 – выдерживают большой временной интервал между сменой смазки;
- С1 – для легких машин средней мощности;
- С2, С3 – отличаются высокой стойкостью, значительно увеличивают срок службы масляных фильтров и катализаторов;
- С4 – экономичные смазки для двигателей, работающих по стандартам Euro-4;
- Е6 – масло совместимо только с качественным топливом, допустимое содержание серы – 0,0005%;
- Е7 – характеризуется устойчивостью к изменению плотности во время эксплуатации, отлично сохраняет грузовые дизельные двигатели.
Класс АСЕА указывается в инструкции по эксплуатации автомобиля. При покупке смазочной жидкости важно, чтобы обозначения, маркировка на канистре совпадали с заявленными производителем показателями.
Советы для новичков
- Потемнение моторного масла для дизеля – норма, а не сигнал к замене. Ориентироваться нужно по плотности. Если она превышает первоначальную на 0,08–0,012, пора смазку сливать, заправлять новую.
- Показатели импортных жидкостей, указанные на маркировке, устанавливались экспериментальным путем. Анализировался процесс работы дизеля на дизельном топливе стандартов США. Отечественное по содержанию серы им не соответствует. Для сохранности дизеля смазку нужно менять раньше, чем заявлено производителем.
- Лучше заливать однородную смазку, на одинаковой основе. При смешивании минерального и синтетики (даже с одинаковой маркировкой) не исключено свертывание. В смазке образуются густые хлопья. Они могут повредить двигатель.
- Если под крышкой клапанов появился густой налет, надо прочистить топливную систему (для этого применяют промывочное масло), проверить качество смазочной жидкости, измерить его плотность.
- Менеджеры иногда предлагают приобрести присадки. Для качественных смесей они не нужны, их добавляют при производстве смазочных жидкостей.
- Важно следить, что заливают в двигатель при гарантийном обслуживании. Маркировка должна указываться в гарантийном талоне.
- При сложностях самостоятельного выбора смазки лучше обратиться в автосервис, а не менеджерам. На СТО порекомендуют, какое заливают в дизельный двигатель машин этого класса, года выпуска.
- Экономия при покупке масла неуместна. Важно выбирать качественное, проверенных производителей.
- Энергосберегающие смазки снижают расход топлива, но их заливают в двигатель, если это заявлено производителем.
Топ лучших смазочных жидкостей
По опросам в соцсетях были выбраны лучшие моторные масла для дизельных двигателей.
Синтетика
- Mannol Elite – универсальное, с раскисляющими присадками, хорошо сочетаются с отечественным дизтопливом, не требует частой замены.
Полусинтетика
Evolution 700 STI – создано французами по технологии ELF, идеально для тяжелых легковых автомобилей и грузовых машин, оснащенных ДВС с прямым впрыском, при низких температурах запуск может затрудняться;
MOBIL Ultra – жидкость финских производителей, содержит современные присадки, обеспечивающие длительное использование, снижает расход топлива;
ROLF Dynamic Diesel – немецкое качество и технология, российское производство, выпускается для всех классов автомобилей, обеспечивает легкий запуск.
Минеральное масло
ЛУКОЙЛ Стандарт SF/CC – хороший выбор для иномарок с большим пробегом, обкатки дизеля после капремонта, содержит современные присадки;
MOBIL Delvac MX – американские производители разработали универсальную смазку, совместимую с топливом, высокое содержание серы компенсируют антиокислители, низкий расход, хорошие эксплуатационные характеристики;
LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf – немецкая разработка, бельгийское производство, выпускается для всех классов машин, при щадящем режиме работы ДВС срок замены значительно увеличивается.
В число лучших смазочных жидкостей также входят:
ZIC 5000 – полусинтетическое, адаптированное к российскому топливу с повышенным содержанием серы;
Castrol MAGNATEC – универсальная синтетика, снижает расход дизтоплива, надежно при эксплуатации машины в условиях городской среды;
Роснефть Maximum – полусинтетика с международной маркировкой SL/CF, отличается хорошим качеством используемых присадок;
Shell Helix Diese lHX7 – полусинтетика, выпускается по технологии Shell для всех классов автомобилей, содержит моющие присадки;
Lukoil Genesis Armortech – универсальная синтетика, соответствующая международной классификации, содержит качественные присадки, снижает расход топлива.
Производители представляют широкую линейку для разных климатических зон, с разной степенью изменения вязкости при нагреве и охлаждении.
Как отличить качественный продукт от фальсификата
Недобросовестные производители чаще подделывают популярные марки смазочных жидкостей. Крупные торговые центры торгуют качественной продукцией, но иногда приходится прибегать к услугам заправочных станций, покупать масло на СТО. На что нужно обращать внимание:
- Вязкость, консистенция качественного продукта сопоставима с растительным маслом, в густом содержится меньше присадок, в жидком мало загустителя. У холодного масла вязкость выше. Но при разогреве двигателя фальсификат обнаружить легко. При его выявлении смазку лучше заменить, чтобы двигатель оставался в рабочем состоянии. Ремонт обойдется дороже.
- На канистре указывается дата и время изготовления жидкости, номер партии. Если данные совпадают с этикеткой, все в порядке. Расхождения – явный признак фальсификата. Этикетка переклеивается, а штамп производителя на канистре не подделать.
- Качество этикеток фальсификата обычно страдает. Краска размазывается под влажными пальцами. Фирменному лейблу такие манипуляции не страшны.
- Пробка у качественно масла не прокручивается, держится монолитно. Если уплотнитель нарушен или проворачивается по горлышку, будьте осторожны. Высокая вероятность фальсификации.
- При покупке чек лучше не выбрасывать. Перед заправкой двигателя маслянистость проверяется тактильно: пальцами достаточно растереть пару капель. Такую же операцию проводят после выстаивания жидкости в течение 10 минут. Если есть разнородные фракции, их становится видно.
- Цвет качественного масла желтый, с характерным янтарным оттенком. Темное масло должно вызывать подозрение. Это может быть профильтрованная отработка или минеральное масло низкого качества. Дизель от такой смазки начнет «чихать», способен выйти из строя.
- Некачественные присадки выявляются при растекании масла по бумаге, нужен формат не менее А4. После впитывания появились темные точки – сдавайте масло в магазин.
Выводы
Зная, как выбрать правильное масло для своей машины, автовладелец избавляется от хлопот с эксплуатацией. Дизель будет работать четко, детали не будут снашиваться. Не стоит ориентироваться на топовые смазки, лучше посмотреть, какие параметры заявлены производителем, по ним подбирать масло для дизельного двигателя.
https://masloforum.ru/dvigatel/vybiraem-dlya-dizelya.html
https://infomasla.ru/motornoe_maslo/informatsiya-dlya-obladatelej-mashin-rabotayushhih-na-diztoplive