Содержание
Для чего нужно масло в двигателе автомобиля и какие функции оно выполняет: ликбез по моторным маслам
Моторное масло является жизненно важной частью двигателя. Обращайте внимание на график замены жидкой смазки, в случае необходимости долейте или поменяйте эту техжидкость на новый состав.
Правильно выбрав смазывающую жидкость для подвижных частей мотора автомобиля и, обеспечив правильный уровень масла в двигателе, можно не только продлить ему жизнь, но и обеспечить экономию на расходах на топливо.
Наиболее распространенным мнением, что масло для авто предназначено только для смазки, но помимо этой важной функции эта жидкость охлаждает двигатель, выносит продукты износа из точки контакта трущихся пар.
Что такое моторное масло?
Основная функция техжидкости для двигателя заключается в смазке подвижных компонентов и защите от коррозии. Кроме того, за счет циркуляции и достаточно большого объема, автомобильное масло выполняет функцию теплопереноса с последующим охлаждением частей мотора. Ингибиторы коррозии и присадки, контролирующие стабильность вязкости, обеспечивают надежную защиту сердца автомобиля.
Для выполнения основной функции масло ДВС производится на трех основных основах:
- Минеральной
- Полусинтетической
- Синтетической
В действительности, масло для двигателя по типу основного состава делится на 6 групп. Только представителей первой группы, использующих продукт прямой нефтеперегонки с последующей очисткой, можно достоверно назвать минеральными.
Автомобильные моторные масла второй группы, получаемые в процессе гидрокрегинга нефти, можно отнести к группе полусинтетиков. остальные смазки можно с уверенностью отнести к синтетической группе. Шестая группа масел, получается при переработке газа.
Поэтому, отвечая на вопрос «Что такое моторное масло?» можно с уверенностью ответить, что это сложная смазывающая жидкость, полученная в результате процессов нефтехимии.
Стандарты масла
Основные свойства моторных масел описаны в применяемых стандартах. Стандарты моторных масел в качестве основного параметра, определяющим смазочные свойства, использует вязкость.
Для стандартизации понимания и для удобства конечного потребителя в основном маркируют по системе SAE.
Кодировка по этому стандарту указывает минимальную и максимальную предпочтительные температуры наружного воздуха при запуске двигателя.
Сезонные автомасла редко используются автовладельцами в условиях обычной эксплуатации автомобилей, за исключением работы в условиях арктического холода или пустынной жары. В основном для круглогодичного использования и для сокращения затрат на техническую эксплуатацию автомобиля используют всесезонные (универсальные) смазки, имеющие по стандарту SAE кодировку ХwХХ.
Первый индекс указывает на свойства моторных масел в отношении оптимальной температуры для запуска в зимних условиях. Первый индекс изменяется от 0w до 20w.
Второй индекс указывает на температурные характеристики запуска двигателя летом и варьируется от 30 до 60. Самым универсальным можно назвать смазку, имеющую кодировку SAE 0W60. Такое моторное масло для автомобиля существует.
Его характеристики предполагают эксплуатацию двигателя при температурах от −40С до+60С.
При нормальной эксплуатации двигателя SAE0W60 по своим характеристикам намного превышает выставляемые требования согласно климатическим особенностям региона эксплуатации двигателя. В основном такая вязкость больше указывает на возможность применения смазки в высоконагруженных сильно форсированных двигателях. Применяется в основном в условиях гоночных автомобилей.
Для нормальной эксплуатации достаточно вязкости 10W50, которая перекроет все температурные графики и позволит спокойно путешествовать, не опасаясь за сохранность двигателя практически по всем широтам.
Существуют отраслевые стандарты смазочных материалов по европейским нормам ACEA, по международной классификации ISO, по требованиям американского института нефти — API, по японским — ILSAC, ну и, конечно, по ГОСТ РФ.
Все применяемые стандарты взаимозаменяемые и перекрывают показатели по основным характеристикам. Стандарты отличаются разностью градации и обозначения.
API использует двухбуквенный код, и ориентируется на год разработки ДВС. Например, API SM — для двигателей разработки 2004 года и младше
ACEA использует буквенно-цифровой код, и делит продукты нефтехимии по типу двигателей, режиму эксплуатации, и стойкости самой жидкости. Например, ACEA A3/B3 — для форсированных бензиновых и дизельных ДВС, для легкого коммерческого транспорта и легковых автомобилей. Возможна эксплуатация с увеличенным интервалом смены.
ISO делит смазку по базовой основе. Например, ISO 11158 HH — натуральные минеральные жидкости.
ILSAC — двухбуквенный и цифра через дефис. Указывает на соответствие классификации API, и характеризует по вязкости, скорости сдвига, летучести, пенообразованию. Сейчас действует стандарт GF-5, соответствующий API SM
ГОСТ 2004 полностью совпадает с обозначением по API. Обозначение по старому ГОСТу указывает вязкость смазки при запуске. Обозначение 6з16 соответствует 5w40.
Присадки
В действительности свойства моторных масел обеспечиваются комплексом присадок. Базовая основа любого жидкой смазки составляет лишь 70-95% от общего объема канистры, оставшийся объем достигается за счет различных присадок.
Использование присадок обеспечивает не только вязкость и эксплуатационную стабильность. Добавки помогают свести к минимум образование шлама и нагара, а также минимизировать возможный ущерб при попадании подобных отложений в каналы двигателя и трущиеся пары.
Ключевые5 ингредиенты, влияющие на качество смазывающей жидкости:
- Присадки, контролирующие вязкость
- Моющие добавки для промывания системы и удаления продуктов износа
- ингибиторы коррозии — защита от коррозии металлических изделий
- противоизносные компоненты — например, добавки цинка, требуемые для обеспечения твердой смазки трущихся пар при стекании масляного пятна
- модификаторы трения, призванные сократить расход топлива, за счет снижения коэффициента трения пар (например, графит, молибден)
- антикоагулирующие присадки, не допускающие образования парафиновых твердых соединений при пониженной температуре.
- ингибиторы пены, гасящие пенообразование, возникающее за счет взбивания коленчатым валом жидкости в картере двигателя.
Зачем менять масло?
В процессе эксплуатации двигателя смазывающий агент воспринимает температурные нагрузки как повышенные температуры при достижении температурного режима, так и экстремально холодные температуры. Свойства и химический состав моторного масла изменяется. Температурные перепады и взаимодействие с кислородом вызывает окисление жидкости.
Эти рабочие характеристики влияют на цвет моторного масла. Несмотря на заявленную стабильность по окислению даже синтетические формулы не могут гарантировать стабильность жидкости в долгосрочной перспективе.
Присадки, составляющие до 30% от емкости канистры, также имеют свои ограничения по эксплуатации. Антифрикционные присадки и модификаторы трения осаживаются на вращающихся и прочих движущихся частях. Количество коллоидных частиц конечно, и после выпадения на металлических поверхностях присадки перестают действовать.
- Воздух содержит воду, которая со временем насыщает масло, мотор начинает работать в пенной ванне, что снижает смазывающие свойства.
- Продукты износа также накапливаются в магистралях и картере, изменяя цвет масла и ее главный параметр — смазывающее свойство.
- Любая техническая жидкость, работающая при дифферентных температурных условиях, со временем теряет свои свойства и требует замены.
- Срок службы смазки определяется нефтехимическими предприятиями и производителями автомобильных двигателей.
Новые двигатели требуют изменения программы замены жидкости.
Если изначально срок службы лимитировался пробегом, то сейчас, с учетом растущей популярности синтетических и полусинтетических масел, переходят удлиненные стратегии замены, рекомендованные производителями автомоторов. Более того, в системы автомобилей встраиваются датчики, позволяющие выполнять замену техжидкости по фактическому состоянию.
Что лить в двигатель?
Какое масло предпочтительнее использовать для конкретного автомобиля, обычно прописано в сервисной книжке. В этой инструкции указывается вязкостный стандарт смазки по градации SAE.
При этом не указывается, какой тип жидкости по базовому составу рекомендовано конкретно для этого авто.
Кроме того, эксплуатационные пожелания не учитывают фактического режима эксплуатации машины и климатические условия.
Высококачественное синтетическое моторное масло обычно не заливается в моторы, имеющие богатую историю эксплуатации. По сегодняшним меркам, двигатель считается старым при превышении 180 000 км пробега. Это увеличение пенсионного возраста обусловлено изменением применяемых материалов как в конструкции самого ДВС, так и в уплотняющих элементах.
Синтетическое моторное масло не рекомендовано к применению после порогового значения, так как имеет высокие характеристики по текучести и высокую проникающую способность.
Двигателю конечно не будет хуже, но потребуется постоянный контроль показания щупа. Жидкость будет просто вытекать из мотора через изношенные уплотнения коленчатого вала. Для таких двигателей рекомендуются полусинтетические масла.
Для легких грузовиков, обычно превышающих максимально рекомендованную коммерческую нагрузку, и при манере езды с резким ускорением и достижением максимальных оборотов двигателя внутреннего сгорания, рекомендуют использовать всесезонную синтетику и полусинтетику, рассчитанную для работы в условиях максимального температурного перепада, вплоть до стандарта 0w60, который используется в гоночных автомобилях.
При работе автомобиля исключительно в холоде или жаре рекомендуют так называемые арктическое и летнее моторное масло соответственно. Эти типы смазки не рассчитаны на универсальное использование и разработаны специально для работы в условиях Крайнего Севера и Сахары.
Масло для бензиновых ДВС в дизель
Моторные масла для легковых автомобилей имеют разделение на моторные масла для бензиновых двигателей и дизелей. Современные стандарты нефтехимии подразумевают возможность такого применения. Но для старых ДВС различаются температурные графики работы и для дизеля не применимо бензиновое масло.
Оно не обеспечит нормальную работу сопрягаемых трущихся поверхностей. Что касается температурных режимов ДВС, выпускающихся в настоящее время, то они примерно совпадают, и это позволяет эксплуатацию техжидкостей в обоих типах.
Современное масло в старый двигатель
Под термином «старый двигатель» следует понимать не дату его фактического производства, не пробег, а дату его разработки. Старые двигатели применяют конструкционные материалы сильно отличающиеся от композиционных сплавов, используемых сегодня.
При подборе масла для старого двигателя учитывают, что ингибиторы коррозии, предназначенные для алюминия абсолютно бесполезны для чугуна. Соответственно, это влияет на общую длительность эксплуатации ДВС.
Универсальные моторные масла
Отдельная внесистемная категория — это универсальные моторные масла. В них скомбинированы выполнения требований для бензиновых и дизельных двигателей как легковых, так и грузовых автомобилей. Можно применять в качестве рабочего тела в гидравлических системах. Также возможно применение в качестве смазки для трансмиссионных передач.
В связи со своей универсальностью жидкое масло такого типа в основном используется на автопредприятиях, имеющих в своем распоряжении, разношерстный парк автотехники.
В основном применение универсального состава оправдано с точки зрения сокращения затрат на доставку и складирование. По стандарту SAE имеет классификацию 15w40 и 10w40.
По классификации API в маркировке имеет букву Х. Например, API GL- 4X.
В основном такие масла сертифицированы по требованиям производителей сельхозтехники.
Моторные масла для газовых двигателей
Отдельный тип жидкой смазки, разработанный с учетом отсутствия жидкого топлива, разбавляющего масло и невозможностью применения топлива в качестве охлаждающей жидкости — масла для использования в двигателях, работающих на сжиженном газе. Такие масла имеют обозначение SHC и имеют различную вязкость по стандартам SAE.
Особенностью такого масла является повышенная адгезия к металлам, что особенно важно в местах контакта поршневых колец и стенок цилиндра. В некоторых случаях такие продукты относят к индустриальным смазкам, хотя они с успехом применяются на тяжелой автомобильной технике.
Прочие масла для заливки в автомобильные двигатели в аварийных условиях
При аварийных случаях и отсутствии возможности заливки рекомендованной смазки возможно кратковременное использование жидких смазок, используемых для судовых и тепловозных двигателей, авиационные и даже турбинные масла.
Применение не рекомендованных типов масел возможно только в экстренных ситуациях при невозможности буксировки автомобиля или недоступности службы эвакуации. Возможен пробег в аварийном режиме не более 50 км с обязательной промывкой смазывающих каналов перед заменой масла.
После заливки масел, не предназначенных для использования в автомобильных ДВС, необходимо выполнить замену уплотняющих резино-технических изделий, так как присадки индустриальных и промышленных масел разрушают структуры материала. В качестве дополнения, после эксплуатации на отличающихся маслах рекомендуется выполнить частичную переборку двигателя с дефектацией шеек коленчатого вала.
Как выбрать моторное масло. Подробный ликбез по маслам. Часть 1 — функции моторных масел. — DRIVE2
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО (для любителей конкретики без лирических отступлений – спускайтесь сразу ниже, к Части 1)
Тема выбора моторных масел была популярна всегда. И сейчас достаточно часто на Драйве и других ресурсах задают вопросы, какое масло лить, какой фирмы, какой вязкости и прочее.
Перечитав значительное количество постов и комментариев к ним, стало понятно, что большинство рекомендаций и советов являются либо домыслами, либо автор стал жертвой маркетологов или и того хуже ОБС* (*Одна Бабка Сказала).
И ладно бы все оставалось на уровне личного мнения, так нет, каждый норовит дать «ценный» совет, при этом, не понимая основ, а руководствуясь вышеуказанными источниками вдохновения.
Как следствие, начинаются проблемы с жором масла, увеличением токсичности, выходом и строя систем доочистки выхлопных газов и колоссальным тратам денежных средств.
Появляются тысячи тем в бортовых журналах по вопросам увеличения расхода не только масла, но и топлива (каюсь, сам прошел через это с предыдущим авто).
Некоторое время назад, открыв магазин смазочных материалов для автомобилей, стал детально изучать вопрос правильного подбора масел, сопоставления разных брендов. Для этих целей проходил специализированные курсы, семинары, вебинары.
После их прохождения становятся ясными причины безграмотности бОльшей части автовладельцев в вопросах автомобильных смазок (меня в том числе). Не подготовленному человеку, не специалисту в области химии, чтобы «въехать в тему» нужно потратить не пару часов, а пару-тройку месяцев.
В общем, я принял решение, совместно с Вашими усилиями, добраться до истины. Попробуем разложить технически сложный материал доступным языком. Начнем, разумеется, с азов, а дальше по нарастающей.
Чтобы при очередном вопросе в бортовом журнале о выборе масла не разводить срач, а дать четкий ответ, основанный на технических особенностях масел, но ни в коем случае ни на маркетинге производителей и дилеров.
Часть 1–Что должны делать моторные маслаМножество затруднений с подбором масла, как ни странно, возникает из-за недопонимания того, какие функции должны выполнять моторные масла.
Для начала, давайте разберем, что есть моторное масло – это базовое масло + комплекс присадок. Всё. Базовые масла при этом могут быть минеральными, полусинтетическими и синтетическими (подробнее об этом мы поговорим во второй части).
Самое частое заблуждение, из-за которого и возникает большинство проблем, что моторное масло выполняет только смазочную функцию.
На самом же деле этих свойств множество, именно их наличие, сочетание и пропорции и влияют на допуск масла для разных марок автомобилей.
Думаю многие смотрели ролик Эрика Давидыча, где он демонстрирует просто «нереальные» свойства рекламируемого масла наглядным образом.
Вот только весь тест ограничивался исключительно проверкой смазочных свойств масла. При этом одной из самых сложных процедур, по словам производителей, в современном производстве масел является именно сочетание различных свойств масла в одном флаконе, а зафигарить 100% присадок уменьшения трения много ума не надо.
Итак, какие функции должны выполнять современные моторные масла:СМАЗЫВАНИЕ – на стенках трущихся деталей должна формироваться смазывающая пленка;УДАЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ – во время работы двигателя, под воздействием различных факторов формируются продукты увеличивающие износ и окисление.
Поэтому, моторное масло должно способствовать отмыванию различных деталей двигателя.
ОХЛАЖДЕНИЕ – масло должно способствовать отводу тепла от разогретых деталей;УПЛОТНЕНИЕ ЗАЗОРОВ – а именно, между стенками цилиндров, кольцами и поршнями;НЕЙТРАЛИЗАЦИЯ ОКИСЛОВ – помимо очистки, масло должно препятствовать самому образованию тех самых окислов, которые формируются в результате сгорания топлива.
ЗАЩИТА ОТ КОРРОЗИИ – различных деталей двигателя.
Для того чтобы моторные масла смогли выполнять поставленные перед ними задачи используют комплексы присадок, т.к. даже самое аффигительное базовое масло, не сможет справиться с поставленной задачей.
На сегодняшний день производители масел используют следующие пакеты присадок:ЗАГУСТИТЕЛИ – отвечают за улучшение показателей вязкости масла (всё по базовым маслам, в том числе их вязкости подробно разберем во второй части). Нужно отметить, что загустители используют во всех современных маслах. Они состоят из (внимание, сложный для восприятия термин) высокомолекулярных полимеров.
При увеличении температуры их объем увеличивается, а при снижении соответственно – уменьшается. Загустители напрямую влияют на ресурс моторного масла.МОЮЩИЕ ПРИСАДКИ – вот здесь часто мнения расходятся, из-за страхов использовать сильномоющие масла в старых авто. На самом деле, если менять масло правильно (об этом думаю, пойдет речь в 3-ей части), никаких проблем не возникнет.
Как же работают моющие присадки? Существуют два типа отложений (в данном контексте) – те которые растворяются и те которые плохо или вовсе нерастворимы. Так вот задача моющих присадок – растворяем то, что поддается, и взвешиваем то, что не растворяется. Взвешенные частицы (именно частицы, а не куски грязи) эффективно собираются масляным фильтром.
АНТИОКИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРИСАДКИ – все виды моторных масел, при работе двигателя, окисляются. Причем данное окисление постоянно усиливается. Задача присадки затормозить этот процесс. Главной целью использования антиокислительных присадок является продление службы масла, с сохранением его функций и свойств.
ПРОТИВОКОРРОЗИЙНЫЕ ПРИСАДКИ – Создают пленку на металлических поверхностях, тем самым предотвращают коррозию металла.
ПРОТИВОИЗНОСНЫЕ ПРИСАДКИ – как вы знаете, в местах трения металл изнашивается. Для обеспечения защиты базовых свойств масел недостаточно, поэтому и применяются противоизносные присадки, которые создают очень прочную пленку, которая не дает металлическим деталям двигателя соприкасаться друг с другом.
АНТИЗАДИРНЫЕ ПРИСАДКИ – по своей сути очень похожи на противоизносные присадки, но обладают усиленными свойствами. Применяются для двигателей с большой нагрузкой.АНТИПЕННЫЕ ПРИСАДКИ – снижают поверхностное натяжение в результате чего, масло не пенится.
ДЕПРЕССОРНЫЕ ПРИСАДКИ – влияют на запуск двигателя зимой, т.е. при минусовых температурах. Получается у них это за счет того, что они не дают соединяться воедино различным кристаллам, в том числе парафиновым. Эти присадки не применяют в 100% синтетике, а используют только в минеральном и полусинтетических маслах.
Как Вы понимаете, сочетать такой обширный комплекс присадок в одном масле (особенно синтетическом) достаточно сложно. А сделать это качественно сложнее втройне.
Для нас же, как для конечных потребителей, сложностью является правильность выбора масла, в котором пропорции и наличие тех или иных присадок подойдут для наших двигателей.
К счастью, существуют не только общие международные стандарты качества, но и допуски для масел от самых автомобильных производителей, которые задают стандарты свойств и качества моторных масел для конкретных марок, моделей и модификаций автомобилей. Но это уже отдельная и достаточно емкая тема для обсуждения.
Тема моторных масел крайне обширна, и для того, чтобы перейти к сравнению существующих брендов масел необходимо понимать основы. Сегодня мы кратко разобрали, каким должно быть масло, с точки зрения его функций. Если тематика моторных масел станет для кого-то интересной, то я, при поддержке компании OILmasters с удовольствием ее продолжу.
- Предполагаю наличие следующих частей:• Базовые масла и их свойства (здесь уже начнем сравнивать между собой различные бренды, кто какое масло использует);• Мировые стандарты качества и допуски от производителей (вот здесь придется постараться, чтобы разбор получился не сложным для восприятия и без путаниц);• Как правильно менять масло, как сочетать масла с отличными друг от друга свойствами и различные полезные советы (коснемся и тематики автомобильной химии);
- • Ну а дальше, начнем анализировать рынок моторных масел, делать сопоставления и выводы.
Спасибо за уделенное время. Искренне надеюсь, что моя статья будет для кого-то полезной. Все дальнейшее зависит от Вас. Если тема интересна, то продолжим, если нет, то соответственно на этом и остановимся. Жду Ваших комментариев и пожеланий.
Всем хорошего дня и гладких дорог!
На что влияет вязкость моторного масла?
Вязкость моторного масла – один из параметров, который является основополагающей характеристикой, от которой зависит очень многое. У масла, залитого в мотор, несколько функций, которые оно должно выполнять. И это не только функция смазывания деталей и снижение трения до минимума, но и другие функции.
Какие функции выполняет моторное масло в автомобиле?
Первая функция, которую выполняет моторное масло – создание устойчивой масляной пленки на деталях двигателя, которые перемещаются относительно друг друга. Причем, это не только вращающиеся детали, но и детали, которые создают возвратно-поступательные движения.
Вторая функция моторного масла, которую оно выполняет вместе с охлаждающей жидкостью, состоит в предотвращении перегрева двигателя. И это связано не только с теплом, которое выделяется при трении, но и с термическими процессами (горением топливной смеси), которые происходят в двигателе.
Масло, циркулируя по магистралям, уводит тепло от двигателя хотя бы частично. Конечно, основную часть тепла отводит охлаждающая жидкость, но и на масло приходится определенная доля отвода тепла.
Третья функция моторного масла – отведение из зоны трения продуктов этого самого трения. Т.е. в процессе трения одних металлических деталей о другие происходит срезание тонкого внешнего слоя металла.
Все это происходит на уровне металлической пыли.
Но в некоторых случаях, особенно на новых автомобилях или на автомобилях с большой выработкой это уже достаточно крупные металлические объекты, иногда похожие на мелкую стружку.
Так вот масло, в силу своих механических свойств, связывает эти металлические включения, и затем за счет передвижения масла по маслопроводным магистралям доставляет эти включения в масляный фильтр.
Приблизительно такая же история и с различным нагаром и отложениями, которые образуются в двигателе в результате термических и окислительных реакций.
Масло в определенной степени размягчает эти наслоения и затем тоже доставляет их к масляному фильтру.
Для более активного воздействия на отложения в составе масла применяются специальные присадки, которые ускоряют процессы отслаивания отложений.
Еще одна функция, которую выполняет моторное масло – обеспечение определенной степени герметичности, например, в цилиндрах двигателей. Особенно это проявляется в дизельных двигателях, хотя и в бензиновых моторах масляная пленка одновременно обеспечивает герметичность вместе с кольцами на поршнях.
И для всех этих функций важна определенная вязкость моторного масла.
Что такое вязкость масла?
Вязкость масла – параметр не постоянный и он меняется в зависимости от изменения температур. Однако при определенном разбросе температур эта величина изменяется не настолько сильно, чтобы масло перестало выполнять свои функции.
Если разобраться, то вязкость – это способность молекул масла перемещаться относительно друг друга, не теряя при этом определенных связей.
Кроме того, это способность перемещения слоев масла относительно друг друга. С тем или иным внутренним трением. И чем сила этого трения больше, тем вязкость масла будет выше.
В практическом понимании этот параметр характеризует, насколько легко масло течет при той или иной температуре.
Но в тоже время вязкость моторного масла в определенной степени характеризует, своего рода, приклеивающиеся свойства масла к той или иной поверхности. Иными словами, более вязкое масло всегда будет оставлять на поверхности более устойчивую пленку, чем масло с низкой вязкостью, которое будет просто стекать под действием силы тяжести.
Соотношение вязкости масла с сезонностью
Существуют три класса вязкости моторных масел в зависимости от сезона:
- Зимнее моторное масло;
- Летнее моторное масло;
- Всесезонное моторное масло.
Если разобраться, то у этих классов масел разная усредненная вязкость. Это связано с тем, что данные масла должны работать в различных условиях. Причем если верхние пределы температур могут не слишком отличаться, то нижние пределы могут разниться значительно.
Например, зимнее масло по логике всегда должно иметь меньшую вязкость в нижнем параметре температур. Т.е. оно не должно, когда идет запуск холодного двигателя, препятствовать этому запуску.
Точнее, стартер все равно провернет коленвал.
Но если масло стало настолько вязким, что пока не прогреется, не может нормально двигаться по маслопроводящим магистралям, то тогда на первом этапе работы двигателя трущиеся детали будут работать с недостаточным количеством масла. А это вызывает практически сухое трение деталей. Это, в свою очередь, приводит к повышенному износу и перегреву деталей.
И если такое будет повторяться из раза в раз, ресурс двигателя существенно уменьшится. Хотя дальше при прогреве масла оно приобретает нормальную вязкость и нормальную текучесть, что обеспечивает нормальную масляную пленку между деталями и нормальный отвод тепла от трущихся деталей.
Если использовать масло с недостаточной вязкостью при высоких температурах, получаем следующее: масло просто стекает с деталей, совершенно не задерживаясь на них. И это еще хуже. При старте масло по определению будет иметь большую вязкость, хотя оно вполне спокойно может покинуть просветы между трущимися деталями еще при заглушенном двигателе на стоянке.
Таким образом, старт может пройти нормально, а проблемы возникнут после того, как масло нагреется. Но старт двигателя при использовании такого масла может происходить в режиме масляного голодания, пока масляный насос не нагонит масло под давлением между всеми деталями.
Существует специальная система международной классификации моторных масел по вязкости в зависимости от температурного режима их работы. И именно этой системой необходимо пользоваться при выборе масла по вязкости. Все упирается в то, при каких температурных режимах будет работать двигатель.
Приведенная ниже таблица вязкости моторных масел поможет вам сделать правильный выбор:
Таблица вязкости моторных масел
В завершение несколько слов о популярных сегодня присадках в масло для двигателя. Многие из них способны менять вязкость масла. Это стоит учитывать, используя различные присадки.
Основные функции и свойства моторного масла
Запись опубликована 04.08.2010 автором dimalgor.
Основные функции моторного масла:
- Обеспечивать чистоту деталей двигателя за счет высоких моющих, диспергирующе-стабилизирующих и солюбилизирующих свойств по отношению к различным нерастворимым загрязнениям.
- Способствовать легкому холодному пуску двигателя, обеспечивать хорошую прокачиваемость при холодном пуске и надежное смазывание в экстремальных условиях при высоких нагрузках и температуре окружающей среды за счет оптимальных вязкостно-температурных свойств.
- Отводить тепло от нагретых деталей двигателя, обеспечивать надежную работу двигателя при высоких температурах в зоне цилиндропоршневой группы и в зоне картера за счет высокой термической и термоокислительной стабильности.
- Обеспечивать надежную смазку деталей двигателя при любых режимах его работы за счет высоких антифрикционных, противоизносных и противозадирных свойств.
- Нейтрализация коррозионно-агрессивных компонентов, накапливающихся в процессе эксплуатации двигателя (продукты неполного сгорания топлива, а также воздействия кислорода воздуха и воды на материал деталей двигателя) за счет высоких противокоррозионных и защитных свойств.
Для придания необходимых эксплуатационных свойств или улучшения имеющихся (за счет оптимизированного состава базовой основы) в масло добавляют функциональные присадки.
Все моторные масла выпускаются с присадками, их число достигает до 8 различных соединений, а общее массовое содержание – до 25%. Почти все присадки, как одиночные, так и пакеты, поставляются на маслосмесительные заводы в виде растворов присадок в масле, содержащих около 50% активного вещества.
Основные присадки, имеющиеся в составе масла:
- моющие
- диспергирующие
- антиокислительные
- противокоррозионные
- антифрикционные (модификаторы трения)
- противоизносные
- депрессорные
- загущающие (модификаторы вязкости)
- противопенные
Моюще-диспергирующие свойства
Моюще-диспергирующие свойства характеризуют способность масла обеспечивать необходимую чистоту деталей двигателя, поддерживать продукты окисления и загрязнения во взвешенном состоянии.
Чем выше моюще-диспергирующие свойства масла, тем больше нерастворимых веществ — продуктов старения может удерживаться в работающем масле без выпадения в осадок, тем меньше лакообразных отложений и нагаров образуется на горячих деталях, тем выше может быть допустимая температура деталей (степень форсирования двигателя).
Кроме концентрации моюще-диспергирующих присадок на чистоту двигателя существенно влияет эффективность используемых присадок, их правильное сочетание с другими компонентами композиции, а также приемистость базового масла.
В композициях моторных масел в качестве моющих присадок используют сульфонаты, алкилфеноляты, алкилсалицилаты и фосфонаты кальция или магния и реже (по экологическим соображениям) бария, а также рациональные сочетания этих зольных присадок друг с другом и с беззольными дисперсантами-присадками, снижающими, главным образом, склонность масла к образованию низкотемпературных отложений («шламов») и скорость загрязнения фильтров тонкой очистки масла. Модифицированные термостойкие беззольные дисперсанты способствуют и уменьшению лако- и нагарообразования на поршнях (находят все большее распространение в новых пакетах присадок).
Механизм действия моющих присадок объясняют их адсорбцией («прилипанием и обволакиванием») на поверхности нерастворимых в масле частиц. В результате на каждой частице образуется оболочка из обращенных в объем масла углеводородных радикалов. Она препятствует коагуляции («выпадению в осадок») частиц загрязнений, их соприкосновению друг с другом («слипанию в более крупные частицы»).
При работе двигателей на топливах с повышенным содержанием серы моющие присадки, придающие маслу щелочность, препятствуют образованию отложений на деталях двигателей также и путем нейтрализации кислот, образующихся из продуктов сгорания топлива.
Металлсодержащие моющие присадки повышают зольность масла, что может привести к образованию зольных отложений в камере сгорания, замыканию электродов свечей зажигания преждевременному воспламенению рабочей смеси, прогару выпускных клапанов, снижению детонационной стойкости топлива, абразивному изнашиванию.
Поэтому сульфатную зольность моторных масел ограничивают верхним пределом. Ее допустимое значение зависит от типа и конструкции двигателя, расхода масла на угар, условий эксплуатации, в частности, от вида применяемого топлива.
Наименее зольные масла необходимы для смазывания двухтактных бензиновых двигателей и двигателей, работающих на газе.
Антиокислительные свойства
Антиокислительные свойства в значительной степени определяют стойкость масла к старению. Условия работы моторных масел в двигателях настолько жестки, что предотвратить их окисление полностью не представляется возможным.
Соответствующей очисткой базовых масел от нежелательных соединений, присутствующих в сырье, использованием синтетических базовых компонентов, а также введением эффективных антиокислительных присадок можно значительно затормозить процессы окисления масла, которые приводят к росту его вязкости и коррозионности, склонности к образованию отложений, загрязнению масляных фильтров и другим неблагоприятным последствиям (затруднение холодного пуска, ухудшение прокачиваемости масла).
Окисление масла в двигателе наиболее интенсивно происходит в тонких пленках масла на поверхностях деталей, нагревающихся до высокой температуры и соприкасающихся с горячими газами (поршень, цилиндр, поршневые кольца, направляющие и стебли клапанов).
В объеме масло окисляется менее интенсивно, так как в поддоне картера, радиаторе, маслопроводах температура ниже и поверхность контакта масла с окисляющей газовой средой меньше.
Во внутренних полостях двигателя, заполненных масляным туманом, окисление более интенсивно.
На скорость и глубину окислительных процессов значительно влияют попадающие в масло продукты неполного сгорания топлива. Они проникают в масло вместе с газами, прорывающимися из надпоршневого пространства в картер.
Ускоряют окисление масла частицы металлов и загрязнений неорганического происхождения, которые накапливаются в масле в результате изнашивания деталей двигателя, недостаточной очистки всасываемого воздуха, нейтрализации присадками неорганических кислот, а также металлорганические соединения меди, железа и других металлов, образующиеся в результате коррозии деталей двигателя или взаимодействия частиц изношенного металла с органическими кислотами. Все эти вещества — катализаторы окисления.
Стойкость моторных масел к окислению повышают введением в их состав антиокислительных присадок.
Довольно энергичными антиокислителями являются некоторые моюще-диспергирующие присадки, в частности алкилсалицилатные и алкилфенольные.
При длительной работе масла в двигателе интенсивный рост вязкости, обусловленный окислением, начинается после практически полного истощения антиокислительных присадок.
Смазочные свойства
Смазочные свойства включают в себя: антифрикционные свойства (снижение трения), противоизносные свойства (препятствие изнашиванию поверхностей трения контактирующих поверхностей) и противозадирные свойства (предотвращение задиров поверхностей и вырывания металла).
Антифрикционные свойства достигаются путем добавления различных модификаторов трения.
Противоизносные свойства моторного масла зависят от химического состава и полярности базового масла, состава композиции присадок и вязкостно-температурной характеристики масла с присадками, которая в основном предопределяет температурные пределы его применимости (защита деталей от износа при пуске двигателя, при максимальных нагрузках и температурах окружающей среды). Особенно важны эффективная вязкость масла при температуре 130-180 °С и градиенте скорости сдвига 105-107 с-1, зависимость вязкости от давления, свойства граничных слоев и способность химически модифицировать поверхностные слои сопряженных трущихся деталей.
При работе на топливах с повышенным или высоким содержанием серы, а также в условиях, способствующих образованию азотной кислоты из продуктов сгорания (газовые двигатели, дизели с высоким наддувом), важнейшей характеристикой способности масла предотвращать коррозионный износ поршневых колец и цилиндров является его нейтрализующая способность, показателем которой в нормативной документации служит щелочное число.
Различные узлы и детали двигателей, как правило, смазываются обычно одним маслом, а условия трения, изнашивания и режим смазки существенно различны. Подшипники коленчатого вала, поршневые кольца в сопряжении с цилиндром работают преимущественно в условиях гидродинамической смазки.
Зубчатые колеса привода агрегатов, масляных насосов и детали механизма привода клапанов работают в условиях эластогидродинамической смазки. Вблизи мертвых точек жидкостное трение поршневых колец по стенке цилиндра переходит в граничное.
Множественность факторов, влияющих на износ деталей двигателей принципиальные различия режимов трения и изнашивания узлов затрудняют оптимизацию противоизносных свойств моторных масел.
Придание маслу достаточной нейтрализующей способности и введение в его состав дитиофосфатов цинка часто оказывается достаточным для предотвращения коррозионно-механического изнашивания и модифицирования поверхностей деталей тяжело нагруженных сопряжений во избежание задиров или усталостного выкрашивания.
Однако тенденция к применению маловязких масел для достижения экономии топлива и ограничение поступления масла к верхней части цилиндра для уменьшения расхода на угар требуют улучшения противоизносных свойств масел при граничной смазке.
Это достигается введением специальных противоизносных присадок, содержащих серу, фосфор, галогены, бор, а также введением беззольных дисперсантов, содержащих противоизносные фрагменты.
Большое влияние на износ оказывает наличие в масле абразивных загрязнений. Их наличие в свежем масле не допускается, а масло, работающее в двигателе, должно подвергаться очистке в фильтрах, центрифугах, сепараторах. Уменьшению вредного действия абразивных частиц способствуют высокие диспергирующие свойства масла.
Противокоррозионные свойства
Противокоррозионные свойства моторных масел зависят от состава базовых компонентов, концентрации и эффективности антикоррозионных, антиокислительных присадок и деактиваторов металлов. В процессе старения коррозионность моторных масел возрастает. Противокоррозионные присадки защищают антифрикционные материалы (свинцовистую бронзу), образуя на их поверхности прочную защитную пленку.
Антиокислители препятствуют образованию агрессивных кислот.
Вязкостно-температурные свойства
Вязкостно-температурные свойства — одна из важнейших характеристик моторного масла.
От этих свойств зависит диапазон температуры окружающей среды, в котором данное масло обеспечивает пуск двигателя без предварительного подогрева, беспрепятственное прокачивание масла насосом по смазочной системе, надежное смазывание и охлаждение деталей двигателя при наибольших допустимых нагрузках и температуре окружающей среды.
Даже в умеренных климатических условиях диапазон изменения температуры масла от холодного пуска зимой до максимального прогрева в подшипниках коленчатого вала или в зоне поршневых колец составляет до 180-190 °С. Летние масла, имеющие достаточную вязкость при высокой температуре, обеспечивают пуск двигателя при температуре окружающей среды около 0 °С.
Зимние масла, обеспечивающие холодный пуск при отрицательных температурах, имеют недостаточную вязкость при высокой температуре. Таким образом, сезонные масла независимо от их наработки (пробега автомобиля) необходимо менять дважды в год. Это усложняет и удорожает эксплуатацию двигателей. Проблема решена созданием всесезонных масел, загущенных полимерными присадками.
Вязкостно-температурные свойства загущенных масел таковы, что при отрицательных температурах они подобны зимним, а в области высоких температур — летним, то есть легко поступают к узлам трения при низких температурах и образуют надежный смазочный слой при высоких нагрузках и температурах.
В отличие от сезонных, загущенные всезонные масла изменяют вязкость под влиянием не только температуры, но и скорости сдвига, причем это изменение временное. С уменьшением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость возрастает, а с увеличением — снижается.
Этот эффект больше проявляется при низкой температуре, но сохраняется и при высокой, что имеет два позитивных последствия: снижение вязкости в начале проворачивания холодного двигателя стартером облегчает пуск, а небольшое снижение вязкости масла в зазорах между поверхностями трения деталей прогретого двигателя уменьшает потери энергии на трение и дает экономию топлива.
Характеристиками вязкостно-температурных свойств служат кинематическая вязкость, определяемая в капиллярных вискозиметрах, и динамическая вязкость, измеряемая при различных градиентах скорости сдвига в ротационных вискозиметрах, а также индекс вязкости — безразмерный показатель пологости вязкостно-температурной зависимости, рассчитываемый по значениям кинематической вязкости масла, измеренной при 40 и 100 °С . В нормативной документации на зимние масла иногда нормируют кинематическую вязкость при низких температурах. Индекс вязкости минеральных масел без вязкостных присадок составляет 85-100. Синтетические базовые компоненты имеют индекс вязкости 120-150, что дает возможность получать на их основе всесезонные масла с очень широким температурным диапазоном работоспособности.
К низкотемпературным характеристикам масел относят температуру застывания, при которой масло не течет под действием силы тяжести, т.е. теряет текучесть. Она должна быть на 5-7 °С ниже той температуры, при которой масло должно обеспечивать прокачиваемость.
Если у вас газовое оборудование, тогда стоит прочитать о моторных маслах MANNOL для моторов на газовом топливе.
Основные спецификации автомобильных масел
Существует классификация масел по вязкостно-температурным свойствам и классификация масел по эксплуатационным свойствам (назначению и качеству). В настоящее время единственной признанной во всем мире системой классификации транспортных масел по вязкости является спецификация SAE. В классификации масел по качеству и назначению в настоящее время существует одновременно несколько систем — API, ACEA, JASO, ILSAC и ГОСТ (для стран СНГ). Наряду с общепринятыми системами классификации масел Военное ведомство США (MIL) и крупные производители автомобилей и техники (OEM) выдвигают дополнительные требования (спецификации) к качеству масел.
Классификация масел по SAE
Основанная в 1911 году SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров) была первой организацией создавшей систему классификации масел по вязкости.
Норма SAE J 300 определяет степень вязкости для каждого смазочного материала. SAE J-300 содержит 6 зимних классов и 5 летних классов моторных масел. Классы вязкости SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W относятся к зимним, а SAE 20, 30, 40, 50, 60 — к летним.
Например, S.A.E. 40 (летняя степень вязкости). Чем больше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою вязкость при нагревании.
В условиях городского движения и при спортивном вождении, а также когда высока температура воздуха, двигатель подвергается воздействию высоких температур.
Важно пользоваться маслом, которое при высокой температуре в большой степени сохраняет свою вязкость для защиты двигателя.
Когда двигатель холодный, наоборот, масло обладает тенденцией сгущаться. В этом случае важно, чтобы оно оставалось жидким даже при низких температурах, чтобы протекать через двигатель, защищать его детали и способствовать пуску. Холодная вязкость обозначается в нормах S.A.E. «зимней степенью вязкости». Например, S.A.E.10W. Число обозначает степень зимней вязкости, после этого числа всегда стоит буква «W» ( «winter», то есть «зима»). Чем меньше число, тем в большей степени масло будет сохранять свою текучесть в холодную погоду или при пуске двигателя. Моносезонные масла обычно применяются, когда рабочие температуры отличаются не намного (или для выполнения специальных задач). Всесезонные масла обозначаются одновременно и зимней и летней степенью вязкости. Например, S.A.E. 10W-40 где: 10W = зимняя степень вязкости 40 = летняя степень вязкости Всесезонное масло менее подвержено воздействию температур.
- Классификация масел API
- Система классификации масел API разработана в 1947 году — Американским Институтом Нефти (American Petroleum Institute).
- первая буква означает тип двигателя (S = бензиновый, а C = дизельный);
- более низкий расход топлива, благодаря низкой вязкости (энергосберегающая категория).
- Классификация масел по ACEA
Стандарты рабочих характеристик API указываются при помощи сокращений API SJ и API CE: вторая буква означает уровень рабочих характеристик, и чем ниже уровень характеристик, тем выше буква в алфавите. SL -это новейший стандарт для бензиновых двигателей. CF- это последний стандарт для легких дизельных автомобилей. CD-II И CF-2 классификация для 2-х тактных дизельных двигателей. ОТ CF-4 до CH-4 это стандарты для тяжелых дизельных двигателей. Для достижения уровней рабочих характеристик API смазочные материалы должны успешно пройти четыре испытания, во время которых учитывается следующее: повышение температуры масла в работающем двигателе; удлинение периода между заменой масла, рекомендованного изготовителем; усилия для достижения рабочих характеристик двигателя; стандарты по охране окружающей среды, требования которых всё время ужесточаются; а также для некоторых масел:
Классификация масел ACEA принята в1991 г. — Ассоциацией Европейских Производителей Автомобилей (Association des Constracteuis Europeen des Automobiles) в замен существовавшей ранее с 1972 года CCMC.
Классификация по ACEA сформулировала единые требования к моторным маслам со стороны ведущих европейских автомобильных фирм (BMW, VolksWagen, Daimler-Crysler, MAN, Porshe, Volvo, Renault, SAAB-Scania, Rolls-Royce, Fiat, RVI, Ford-Europe, Rover, Iveco, DAF, GM-Europe). Стандарты ACEA делятся на три категории: A — для бензиновых двигателей; B — для дизельных двигателей легковых автомобилей; E — для дизельных двигателей грузовых автомобилей.
В каждой категории существует несколько уровней по рабочим характеристикам; эти уровни обозначаются номерами (1, 2, 3, и т.д.), после которых идут две цифры года внедрения самой последней версии.
- Стандарты ILSAC
- Японская Ассоциация Автомобилестроителей (JAMA), а также представители Компаний «Даймлер-Крайслер», «Форд», «Дженерал Моторс» (AAMA) создали организацию, которую назвали «Международный „Комитет по Стандартизации и Одобрению Смазочных Материалов“ (ILSAC).
- После проверки эффективности лучшие из масел получают «одобрения» к применению от конкретного производителя:
- Что такое допуски масел?
Классификация и выбор автомобильного масла
Масло – расходный материал для ДВС, обеспечивающий смазывание деталей и элементов двигателя. Различается составом, эксплуатационными характеристиками, температурным режимом работы и химическими свойствами. Состоит из основной части (базовых масел) и дополнительных присадок (например, депрессорных, антикоррозионных, загущающих, противоокислительных и других), играющих роль улучшающих компонентов. При выборе масла для мотора необходимо руководствоваться степенью вязкости, соотносить свойства и качества продукта с условиями применения.
Об основных функциях моторного масла
- снижение износа движущихся частей двигателя (бензинового или дизельного) за счёт создания прочной масляной плёнки;
- обеспечение беспроблемной работы ДВС благодаря герметизации просветов и зазоров в ЦПГ (цилиндро-поршневая группа);
- продление срока эксплуатации мотора;
- отведение тепла;
- очищение трущихся поверхностей и деталей от продуктов, образованных в результате износа;
- дополнительная защита элементов ДВС от коррозионных процессов;
- обеспечение высоких мощностных и тяговых характеристик двигателя.
О классификациях и обозначениях
Производители смазочных материалов для двигателей внутреннего сгорания придерживаются различных классификаций и обозначения моторных масел. Чтобы не ошибиться при выборе «расходника» для силового агрегата, необходимо научиться правильно расшифровывать маркировку, в которой указываются характеристики смазки.
Типы моторных масел
- Минеральные. Горюче-смазочные материалы, не имеющие добавок. Получают путём обработки нефти. В современных двигателях внутреннего сгорания используются редко из-за далеких от идеала эксплуатационных качеств, наименьшей стабильности в области вязкости. Главное достоинство – низкая стоимость.
- Синтетические масла, дополненные различными присадками. Являются наиболее качественными. Современная «синтетика» отличается универсальностью. Хорошо приспосабливается к температурным режимам и эксплуатационным условиям, подходит для разных моторов. Самые дорогие из всех видов моторных масел.
- Полусинтетические. Полусинтетические или частично синтетические смазочные материалы близки по характеристикам к «синтетике». Компромиссный вариант между дорогими и качественными маслами (синтетическими) и самыми дешёвыми (минеральными).
Не рекомендуется смешивать разные типы автомасел между собой. При покупке машины на вторичном рынке и отсутствии информации от предыдущего владельца о виде используемого расходного материала, необходимо промыть смазочную систему и залить новое смазку.
ГОСТ 17479.1-2015
Госстандарт распространяется на «расходники», выпускаемые для легковых машин, дорожно-строительной, сельскохозяйственной и другой техники. В зависимости от характеристики кинематической вязкости, делит моторное масло на 3 основные категории:
- Летнее масло. Предназначены для работы при температуре окружающей среды выше нуля градусов Цельсия. Не способны запустить двигатель в холодное время года.
- Для зимы. Имеют более жидкую консистенцию по сравнению с летними смазочными материалами. Предназначены для старта силовой установки при низких температурах на улице. Теряют первоначальные эксплуатационные свойства в жаркую погоду, становясь чересчур жидкими, что препятствует созданию плотного и тягучего смазывающего слоя.
- Всесезонное. Наиболее универсальная смазка, популярная и востребованная среди автолюбителей. Способна выполнять основные функции при различных температурах на улице.
Буквенно-цифровое обозначение, нанесённое на упаковку товара и соответствующее Госстандарту 17479.1-2015, состоит из нескольких знаков.
Буква «M» указывает на назначение расходного материала (моторное масло) и ставится перед остальными символами. Следом идут цифры, обозначающие параметр кинематической вязкости. Последний символ (прописная буква) указывает на принадлежность масла к той или иной группе, в зависимости от особенностей эксплуатации.
В кодовом обозначении может находиться дополнительная буква «з». Ставится после первой цифры. Указывает на использование специальных присадок, предназначенных для улучшения показателя вязкости (сгущения) масла.
Для примера
Обозначение М-6-Б₂, соответствующее ГОСТ 17479.1-2015, расшифровывается следующим образом: масло с шестым классом вязкости, моторное, для малофорсированных дизельных двигателей.
Ещё кое-что полезное для Вас:
Классификация моторных масел по SAE
Таблица вязкости SAE для моторных масел
SAE – это Сообщество автомобильных инженеров. Зародилось в Соединённых Штатах Америки. Разработало классификацию смазочных материалов для двигателей по характеристике вязкости, определяющую текучесть жидкости и являющуюся основным показателем качества продукта. От этого параметра напрямую зависит температурный диапазон, при котором обеспечивается беспроблемный запуск мотора без предварительного прогревания. Характеристика выражается в условных единицах. Чем выше число, тем большей вязкостью обладает масло. Существует 11 категорий вязкости, включающих 5 летних (от 20 до 60, без буквы) и 6 зимних (от 0W до 25W, с большой буквой «W»). Моторное масла с обозначением класса вязкости свыше 60 относятся к группе трансмиссионных.
Масло, которое предназначено для эксплуатации как в зимнее время, так и в летний период, имеет сдвоенный номер. Например, 10W-40.
Условное обозначение, присваиваемое Сообществом автомобильных инженеров, указывает на диапазон температур, при которых смазочный материал обеспечивает:
- прокачивание масла насосом по системе, исключая вероятность сухого контакта деталей и элементов ДВС (для всесезонных и зимних);
- проворачивание силовой установки стартером (для всесезонных и зимних);
- качественное смазывание деталей и элементов при продолжительной эксплуатации транспортного средства в различных режимах (для всесезонных и летних).
Стандарт по API
Классификация, над которой трудили специалисты из Американского института нефти. Её главная особенность заключается в разделении автомасел на категории с учётом эксплуатационных свойств и основных характеристик ДВС. Определяет возможность использования конкретной смазки для того или иного силового агрегата. Согласно классификации API, смазочная продукция делится на 2 большие категории:
- S. Расходные материалы для 4-тактных бензиновых силовых агрегатов, устанавливающихся в легковых машинах, микроавтобусах и пикапах.
- C. Группа автомасел для дизельных установок, находящихся в грузовиках, строительных машинах, спецтехнике для дорожно-ремонтных и сельскохозяйственных работ.
Большинство кодов, соответствующих классификации API, состоит из 2 букв. Первая указывает на применяемость автомасла (для легковых авто, грузовиков и спецтехники), а вторая (от A до L) является условным обозначением общего качества продукта и его эксплуатационных характеристик. Для дизельных моторов ставится дополнительная цифра «2» или «4», обозначающая количество рабочих тактов.
Смазочные материалы, одновременно подходящие для дизельных двигателей и бензиновых силовых установок, имеют двойное обозначение. Например, SG/CF.
Классификация API предусматривает специальную маркировку EC. Расшифровывается как Energy Conserving и переводится как энергосберегающее масло. Такие автомасла содержат в составе специальные присадки, призванные снижать показатель потребления топлива. Масла EC позволяют расходовать на 1,5-2,5% горючего меньше по сравнению со стандартными смазочными материалами.
Классификация ILSAC
Классификация двигательных автомасел, разработанная совместно японскими и североамериканскими специалистами. Предназначена только для универсальных смазочных материалов, обладающих энергосберегающими (экономящими топливо) свойствами. Продукты с обозначением ILSAC позиционируются в качестве лучших масел для автомобилей с японскими двигателями.
Специально для проверки эксплуатационных качеств смазка проходит большое количество испытаний, позволяющих определить следующие свойства:
- испаряемость;
- степень фильтрации в условиях низких температур окружающей следы;
- устойчивость к эффекту вспенивания и др.
Классификация ILSAC подразделяет смазку на 5 основных категорий (от GF1 до GF5). В январе 2017 года планируется введение нового стандарта GF6. Чем выше цифра после буквенного обозначения GF, тем более качественным считается автомасло.
Классификация ACEA
Над разработкой этой классификации трудилась Ассоциация производителей автомобилей в Европе. Подразделяет смазку на 3 больших семейства:
- E. Для мощных и тяговитых двигателей, установленных в грузовых машинах и работающих на тяжёлом топливе.
- C. Масло для смазки силовых агрегатов, совместимые с нейтрализаторами выхлопных газов. Являются универсальными, т.е. подходят для моторных установок, работающих на бензине или дизеле.
- A/B. Универсальные автомасла для легковых машин и малотоннажных грузовых автомобилей.
Каждое из семейств включает несколько модификаций с особыми свойствами. К примеру, масло A3/B3-04 является материалом с увеличенным эксплуатационным ресурсом, требующим менее частой замены.
В кодовом обозначении расходного материала часто указывается номер (04, 05 и т.д.), который расшифровывается как год введения стандарта в эксплуатацию.
О допусках автопроизводителей и грамотном выборе
Автомобильные компании и концерны выдвигают дополнительные требования к смазочным материалам, предназначенным для двигателей внутреннего сгорания, на основе собственных производственных испытаний и критериев оценки. Это связано с большим количеством технологий и конструктивных решений в области двигателестроения, различным подходом мотористов к разработке и сборке того или иного двигателя. В результате моторное автомасло может находиться в абсолютно разных условиях эксплуатации.
Требования автопроизводителей называются допусками и указываются в инструкциях по эксплуатации ТС. Это значительно упрощает поиск необходимого расходного материала для ДВС.
Из-за огромного количества смазочной продукции на современном рынке автохимии, большого количества классификаций и стандартов, затрудняющих выбор, следует придерживаться рекомендаций автомобильного производителя. Виды и марки масел, указанные в инструкции по эксплуатации ТС, обязательно подойдут для двигателя внутреннего сгорания конкретной модели машины, обеспечат его продолжительную работу.
https://avtorazborka77.ru/tormoznaya-sistema/dlya-chego-nuzhno-maslo-v-dvigatele-avtomobilya-i-kakie-funktsii-ono-vypolnyaet-likbez-po-motornym-maslam.html
https://avtomotoprof.ru/obsluzhivanie-i-uhod-za-avtomobilem/kak-vyibrat-motornoe-maslo/