Содержание
Из чего состоит топливная система на ВАЗ 2114
Устройство топливной системы ВАЗ 2114
Составляющие компоненты устройства
Топливная система ВАЗ 2114 включает:
- бак для хранения горючей смеси;
- бензонасос;
- несколько видов фильтров;
- трубопроводы для передачи горючей жидкости;
- рампу с 4 форсунками;
- регулятор давления;
- крышку на горловине бака.
Стальная топливная емкость служит объектом для хранения горючего, в ней помещен насос высокого давления и контролер показателя наличия горючего, который передает сигнал на контрольную панель. На насосе расположен фильтр грубой очистки, который предотвращает попадания крупных частиц мусора, ржавчины и различных примесей в топливную систему.
Возле бака находится фильтр тонкой очистки, этот агрегат гарантирует тщательную очистку горючей жидкости от главной магистрали до форсунок.
Форсунки помещены на топливной рампе, которая надежно закрепляет их на двигателе. Впрыск топлива осуществляется с помощью блока управления системы. Регулятор давления контролирует уровень впрыскивания жидкости между впускным шлангом и магистралью рампы. Излишек горючей смеси возвращается по форсункам назад, по отдельной линии слива бака.
Температура жидкости, которая выполняет обратный ход, повышается на 6-14 градусов, это происходит потому, что топливо циркулирует под основанием машины и пышущего двигателя, а также трется об стенки шланга.
Такой круговорот горючей смеси повышает температуру общей жидкости в цистерне. Появляются пары горючего, которые по определенной схеме поступают в емкость для горючего и не выходят в атмосферу, топливная система впрыскивания обеспечивает безопасное улавливания испарения, уничтожая пары при работе двигателя.
Перед тем, как провести ремонт или профилактические действия системы питания важно уменьшить давление внутри агрегата. Чтобы не допустить пролив топлива при удалении проводов, важно зафиксировать концы шлангом микрофиброй.
На автотранспорте установлена система подачи топлива ВАЗ 2114, которая эффективно подает горючее при различных наклонах автотранспорта, а также при низком уровне жидкости в цистерне.
Принцип работы основных элементов топливного агрегата
Топливная система ВАЗ 2114
Емкость для хранения горючих материалов
Стальная, состоит из двух прочно сваренных частей, горловина, через которую попадает горючее, соединена с баком резиновым патрубком и фиксируется хомутами.
Бензонасос
Это инструмент с электрическим механизмом находится в баке с указателем уровня горючей смеси. Его действия координируются коробом управления двигателя, через специальное реле насоса, который подает горючее по магистрали к форсункам. На холостом ходу или полном отключении двигателя давление сохраняется, благодаря действию одностороннего фиксатора, который находится около самого агрегата.
Система питания ВАЗ 2114 имеет регулятор давления топлива и форсунки. Подача напряжения к ним проводится от аккумуляторной батареи через основное реле. Таким образом, численность движущей жидкости обозначается длительностью импульсов, которые вырабатываются агрегатом управления двигателя и передаются на форсунки.
Рампа
Находится на впускном коллекторе, в нее входят элемент контроля горючего и клапана давления с подпружинной диафрагмой. Она в свою очередь делит корпус регулятора на 2 части: топливная регулирует давление горючей смеси, воздушная – за счет разряжения воздуха подымает мембрану и производит постоянные показатели давления топлива в рампе.
При старте двигателя происходит уменьшение разряжения за заслонкой, диафрагма закрывает клапан системы питания, поэтому давление возрастает. Когда разряжение максимальное, тогда давление горючего уменьшается. Регулятор неразборной, поэтому при выходе из строя его меняют на другой.
Датчик контроля горючей смеси
Насосный модуль имеет поплавок, который размещен в полости бака. Когда положение поплавка меняется, пропорционально происходят изменения сопротивления агрегата. Согласно определенному сигналу, указатель количества топлива на приборной панели отображает наличие горючего в системе.
Почему датчик часто выходит из строя?
- хрупкостью корпуса;
- частых перепадов температур;
- образования конденсата в баке;
- при использовании некачественной горючей смеси;
- окисление контактов при нарушении герметизации.
Вот почему так важно вовремя проводить профилактические работы, чистить агрегат, менять контакты, дабы не допустить его разрушения. Поменять устройство не так-то просто. Многие маркировки являются оригинальными и уникальными, а значит, потребуются услуги профессионалов, которые также стоят не дешево.
Шланги и трубопроводы
Такие незаменимые изделия гарантируют бесперебойную циркуляцию горючей жидкости от емкости до магистрали и форсунок, а при излишке передают остаточную жидкость обратно в цистерну. Трубопроводы расположены на днище автотранспорта, их требуется внимательно проверять, чистить, осматривать целостность, выявлять различные деформации и своевременно устранять их, дабы избежать утечки горючего, а также плохую его передачу к форсункам.
Еще одной функцией трубопроводов считается передача паров горючего от бака к отделу с активированным углем, где собираются отходы при заглушенном двигателе. После его пуска срабатывает электромагнитный прибор и пары улетучиваются в двигатель, где уничтожаются.
Магистраль
Устройство топливной системы ВАЗ 2114 включает в себя основную магистраль, которая гарантирует подачу горючего ко всем форсункам. На сегодняшний день регулятор давления горючего помещен в баке и не находится на магистрали, здесь также имеется сервисный клапан, что выполняет функцию устранения воздуха после технического осмотра автотранспорта.
Система впрыска топлива ВАЗ 2114 включает бесперебойный режим улавливания паров топлива, а гравитационный агрегат, что находится в устройстве, позволяет предотвратить вытекание горючего при аварийном расположении автомобиля.
При большом расходе воздуха двигателем интенсивнее проходит продувка системы. Фильтрующий элемент из прочного бумажного материала, после него воздух перемещается через датчик массового расхода воздуха и перемещается во впускной шланг, который ведет к дроссельному агрегату.
Таким образом, происходит функционирование режима подачи топливной жидкости двигателя с системой впрыска горючего на автомобиле ВАЗ 2114.
Схема системы питания инжекторного двигателя
Невозможно представить себе работу любого автомобиля, без каких-либо приборов, работающих от электрического тока. Начиная от самого основного — подачи искры, и заканчивая второстепенными функциями, влияющими на комфорт водителя и пассажиров — подогрев сидений, ЖК монитор и аудиосистема, GPS — навигатор и т.д., все они требуют определенной силы тока, для своей работы.
В автомобиле ВАЗ 2108, не так уж и много электрических приборов, но все же, им нужна постоянная подзарядка. Откуда она берется, каким образом поступает на каждый прибор, какие способы предохранения имеет и т.д., мы рассмотрим в данной статье.
Топливная система инжектора. Устройство
Устройство
Электробензонасос
Электробензонасос конструктивно входит в модуль электробензонасоса, устанавливаемого на инжекторных автомобилях внутри топливного бака. Модуль включает в себя сам насос, датчик указателя уровня топлива, фильтр и завихритель для отделения пузырьков пара.
Электробензонасос нагнетает топливо из топливного бака в подающий топливопровод. На инжекторных автомобилях применяется модуль погружного типа, то есть располагается непосредственно в топливном баке и охлаждается за счет бензина. Создаваемое насосом давление топлива значительно больше требуемого для нормальной работы двигателя на любых режимах.
Топливный фильтр
Система топливоподачи предназначена для точной регулировки количества поступающего в двигатель топлива. Грязь в топливе может привести к неустойчивой работе форсунок и регулятора давления, быстрому их износу. Поэтому к чистоте топлива предъявляются особые требования.
В системе топливоподачи предусмотрен фильтр. Основу топливного фильтра составляет бумажный элемент с пористостью около 10 мкм. Интервал замены фильтра зависит от объема фильтра и степени загрязнения топлива.
Топливопроводы
Различают прямой и обратный топливопроводы. Прямой предназначен для топлива, поступающего из модуля электробензонасоса в топливную рампу. Обратный доставляет избыток топлива после регулятора давления обратно в бак.
Топливная рампа
Топливная рампа инжекторного двигателя
Топливо заполняет топливную рампу и равномерно распределяется на все форсунки. На топливной рампе кроме форсунок располагаются регулятор давления топлива и штуцер контроля давления в топливной системе. Размеры и конструктивное исполнение рампы устраняют локальные пульсации давления топлива вследствие резонансов при работе форсунок.
Регулятор давления топлива
Количество впрыскиваемого топлива должно зависеть только от длительности впрыска — времени открытого состояния форсунки. Поэтому разница между давлением топлива в топливной рампе и давлением во впускной трубе (перепад давления на форсунках) должна оставаться постоянной. Для этого служит регулятор давления топлива. Он пропускает обратно в бак излишки топлива.
Электромагнитная форсунка
В спокойном состоянии спиральная пружина прижимает клапанную иглу к уплотнительному седлу распылителя и закрывает выходное топливное отверстие. При прохождении электрического тока сердечник с клапанной иглой поднимается (на 60—100 мкм), и топливо впрыскивается через калиброванное отверстие. В зависимости от способа впрыска, частоты вращения и нагрузки двигателя время включения составляет 1,5—18 мс. Зависимость количества прошедшего через форсунку топлива от времени открытия при постоянной разности давлений — важнейший показатель работы форсунки.
Не стоит менять форсунки на своем автомобиле на дорогие от иномарки. Как правило, хороших результатов это не дает, более действенный метод это очистка форсунок. Из вышесказанного видим, что форсунка — очень важный компонент системы впрыска. Поэтому она требует к себе большого внимания.
Как работает
Для нормальной работы двигателя необходимо обеспечить поступление в камеру сгорания двигателя топливовоздушной смеси оптимального состава. Смесь приготавливается во впускной трубе при смешивании воздуха и топлива. Контроллер подает на форсунку управляющий импульс, который открывает нормально закрытый клапан форсунки, и топливо под давлением распыляется во впускную трубу перед клапаном.
Поскольку перепад давления топлива поддерживается постоянным, количество подаваемого топлива пропорционально времени, в течение которого форсунки находятся в открытом состоянии. Контроллер поддерживает оптимальное соотношение топливовоздушной смеси путем изменения длительности импульсов. Увеличение длительности импульса впрыска приводит к увеличению количества подаваемого топлива — обогащению смеси. Уменьшение длительности импульса впрыска приводит к уменьшению количества подаваемого топлива, то есть к обеднению.
Датчики
Слаженную работу всех механизмов инжекторных двигателей обеспечивают показания мини-приборов, закрепляемых на агрегатных исполнителях. Каждое устройство замеряет параметры контролируемого участка и передает их в ЭБУ.
- ДМРВ (R массового расхода воздуха) — крепится на входе в воздушный фильтр. Функционирует по принципу сравнения показаний. Через 2 нити платины поступает ток. Меняется сопротивление (зависит от температуры). При этом одна нить свободно обдувается, вторая — герметично укрыта. За счет появившейся разницы ЭБУ производит подсчет.
- ДАД (R абсолютного давления и температуры в двигателе) — комбинируется или ставится отдельно от предыдущего. Состоит из 2 камер: одна герметична (внутри вакуум), вторая подводится напрямую к камере коллекторного впуска. Промеж камер проходит диафрагма, закреплены пьезоэлементы, которые создают напряжение при ее движении.
- ДПКВ (R положения коленчатого вала) — устанавливается в виде магнитной гребенки на шкиве коленвала. Он обустроен 58 зубцами и 2 зазорами, равными шагу зуба. Зубцы движутся в медной обмотке, что при взаимодействии с намагниченным сердечником образует индукционное напряжение — оно зависит от скорости оборотов шкива.
- ДФ (R фаз) — содержит диск с катушкой и прорезь. Прорезь обращается к прибору — выходное напряжение уравнивается с нулем. Одновременно достигается верхняя мертвая точка сжатия в первом цилиндре. Благодаря этому, центральный блок выдает напряжение в нужный цилиндр для зажигания, управляет тактами.
- ДД (R детонации) — им обустроен блок цилиндров. В момент детонации по нему проходит вибрация. В основе передачи информации лежит генерация напряжения свободного тока — оно увеличивается при большей вибрации.
- ДПДЗ (R положения дроссельной заслонки) — при опорном напряжении в 5 V происходит его увеличение или падение, за счет изменения поворотного угла заслонки.
- ДТОЖ (R температуры охлаждающей жидкости).
- Датчик кислорода — для разных конструкций внедряется единично или парой. Снимает замеры свободного кислорода в продуктах выхлопа. Его функция позволяет ЭБУ определить: обогатить или обеднить топливную смесь.
Инжектор значительно лучше карбюратора. Чтобы в этом убедиться, рассмотрим сравнение схожих моторных конструкций в таблице:
Параметры агрегата | Значение для карбюратора | Значение для инжектора |
наименование | ВАЗ 21083 | |
Объем (л) | 1.5 | 1.5 |
Мощность (л. с./кВт) | 69/51.5 | 78/56.2 |
Частота вращения вала (об/мин) | 750-800 | 800-900 |
Бензин (октановое число) | 92-95 |
Введение
На сегодняшний день инжекторный двигатель практически полностью заменил устаревшую карбюраторную систему.
Инжекторный двигатель улучшает эксплуатационные и мощностные показатели автомобиля (динамика разгона, экологические характеристики, расход топлива и т.д.).
Инжектор позволяет длительное время соблюдать высокие экологические стандарты, без ручных регулировок, благодаря самонастройки по датчику кислорода.
Инжекторный двигатель. Основные достоинства.
Основные достоинства инжектора по сравнению с карбюратором: уменьшенный расход топлива, улучшенная динамика разгона, уменьшение выбросов вредных веществ, стабильность работы. Изменение параметров электронного впрыска может происходить буквально «на лету», так как управление осуществляется программно, и может учитывать практически большое число программных функций и данных с датчиков. Также современные системы электронного впрыска способны адаптировать программу работы под конкретный экземпляр мотора, под стиль вождения водителя, и т.п.
Инжекторный двигатель. Недостатки.
Основные недостатки инжекторных двигателей по сравнению с карбюраторными: высокая стоимость ремонта, высокая стоимость узлов, неремонтопригодность элементов, высокие требования к качеству топлива, необходимо специализированное оборудование для диагностики, обслуживания и ремонта.
Инжекторные системы питания двигателя классифицируются следующим образом. Моновпрыск или центральный впрыск — одна форсунка на все цилиндры, расположенная на месте карбюратора (во впускном коллекторе). В современных двигателях не встречается. Распределённый впрыск — каждый цилиндр обслуживается отдельной изолированной форсункой во впускном коллекторе. Одновременный — все форсунки открываются одновременно. Попарно-параллельный — форсунки открываются парами, причём одна форсунка открывается непосредственно перед циклом впуска, а вторая перед тактом выпуска.
Базовые советы по работе с автомобильной электроникой
Сразу условимся, что установка, снятие и иная любая работа с проводкой авто – это сложнейшие операции, проведению которых учат в средне-специальных учебных заведениях. Настоящая статья носит лишь ознакомительный характер по работе с электроникой моделей ВАЗ и содержит исключительно описание базовых аспектов данных процедур, поэтому узнать из неё все тонкости ремонта проводки не получится. Ознакомление с таковыми лежит только через длительный и упорный труд, связанный с рабочей практикой в сфере автомобильного ремонта.
Возвращаясь к основной теме сегодняшнего материала, не лишним будет отметить: возможность собственноручной установки проводки любого автомобиля имеется даже у человека без особых навыков в данной стезе. Однако для грамотного проведения всех процедур крайне важно:
- Иметь необходимые схемы, по которым подключается проводка к конкретному двигателю и приборной панели. Найти таковые можно либо при покупке сертифицированных деталей или самой машины, либо же на просторах Всемирной паутины;
- Знать основы работы с автомобильной электроникой, с которыми ознакомимся в настоящей статье;
- Найти свободное время, небольшое количество инструмента и место для ремонтных работ.
Устройство системы питания инжекторного двигателя
Рис.1. Схема подачи топлива двигателя с системой впрыска топлива
1 – форсунки; 2 – пробка штуцера для контроля давления топлива;3 – рампа форсунок; 4 – кронштейн крепления топливных трубок;5 – регулятор давления топлива; 6 – адсорбер с электромагнитным клапаном; 7 – шланг для отсоса паров бензина из адсорбера;8 – дроссельный узел; 9 – двухходовой клапан;10 – гравитационный клапан; 11 – предохранительный клапан;12 – сепаратор; 13 – шланг сепаратора; 14 – пробка топливного бака; 15 – наливная труба; 16 – шланг наливной трубы; 17 – топливный фильтр; 18 – топливный бак; 19 – электробензонасос; 20 – сливной топливопровод; 21 – подающий топливопровод.
Топливо подается из бака, установленного под днищем в районе задних сидений. Топливный бак ваз 2111 – стальной, состоит из двух сваренных между собой штампованных половин. Заливная горловина соединена с баком резиновым бензостойким шлангом, закрепленным хомутами. Пробка герметична. Бензонасос – электрический, погружной, роторный, двухступенчатый, установлен в топливном баке. Развиваемое давление — не менее 3 бар (3 атм).
Немного истории
Активно устанавливаться такая система питания на автомобилях стала со средины 80-х годов, когда начали вводиться нормы экологичности выбросов. Сама идея инжекторной системы впрыска топлива появилась значительно раньше, еще в 30-х годах. Но тогда основная задача крылась не в экологичном выхлопе, а повышении мощности.
Первые инжекторные системы применялись в боевой авиации. На то время, это была полностью механическая конструкция, которая вполне неплохо выполняла свои функции. С появлением реактивных двигателей, инжекторы практически перестали использоваться в военной авиатехнике. На автомобилях же механический инжектор особо распространения не получил, поскольку он не мог полноценно выполнять возложенные функции. Дело в том, что режимы двигателя автомобиля меняются значительно чаще, чем у самолета, и механическая система не успевала своевременно подстраиваться под работу мотора. В этом плане карбюратор выигрывал.
Что такое инжектор и чем он хорош
Инжектор дословно переводится как «впрыскивание», поэтому второе название его – система впрыска с помощью специальной форсунки. Если в карбюраторе топливо подмешивалось к воздуху за счет разрежения, создаваемого в цилиндрах мотора, то в инжекторном моторе бензин подается принудительно. Это самое кардинальное различие между карбюратором и инжектором.
Достоинствами инжекторного двигателя, относительно карбюраторных, такие:
- Экономичность расхода;
- Лучший выход мощности;
- Меньшее количество вредных веществ в выхлопных газах;
- Легкость пуска мотора при любых условиях.
И достигнуть этого всего удалось благодаря тому, что бензин подается порционно, в соответствии с режимом работы мотора. Из-за такой особенности в цилиндры мотора поступает топливовоздушная смесь в оптимальных пропорциях. В результате, практически на всех режимах работы силовой установки в цилиндрах происходит максимально возможное сгорание топлива с меньшим содержанием вредных веществ и повышенным выходом мощности.
Видео: Принцип работы системы питания инжекторного двигателя
Полезные советы
Выполнение простых рекомендаций продлит срок службы проводки и упростит жизнь автовладельца.
Стоит периодически заглядывать под капот автомобиля и проверять состояние изоляции, разъёмов. При обнаружении надломанных проводов следует предотвратить их дальнейшее разрушение и замыкание. Это можно сделать с помощью изоленты или термоусадки. Если провод буквально висит на волоске, то необходимо зачистить концы, облудить и спаять. После чего хорошо изолировать соединение. Слабый контакт в разъёмах нужно устранить. Можно воспользоваться пассатижами. Окисленные поверхности очистить специальным средством, можно WD-40. Хорошая защита картера двигателя закрывает провода от попадания влаги, поэтому она необходима. Загрязнённая маслом изоляция быстрее разрушается. Применение гофры с целью защиты от этого будет нелишним. Старую проводку лучше заменить, т. к. в этом случае степень риска возрастает.
Решаясь на глобальные переделки своего автомобиля, или восстанавливая его после серьёзных поломок, многие автомобилисты сталкиваются с необходимостью замены проводки. В конструкции любой машины возможна замена либо подкапотных проводов, преимущественно отходящих от инжектора, либо салонной электроники, обеспечивающей работу прикладных устройств. В сегодняшней статье рассмотрим особенности ремонта и смены обоих видов проводки, взяв в качестве примера автомобили марки «ВАЗ». Интересно? Тогда обязательно ознакомьтесь с приведённой ниже статьёй до конца.
Виды инжекторов
Первые инжекторы, которые массово начали использовать на бензиновых моторах все еще были механическими, но у них уже начал появляться некоторые электронные элементы, способствовавшие лучшей работе мотора.
Современная же инжекторная система включает в себя большое количество электронных элементов, а вся работа системы контролируется контроллером, он же электронный блок управления.
Всего существует три типа инжекторных систем впрыска, различающихся по типу подачи топлива:
- Центральная;
- Распределенная;
- Непосредственная.
Центральная
Центральная инжекторная система сейчас уже является устаревшей. Суть ее в том, что топливо впрыскивается в одном месте – на входе во впускной коллектор, где оно смешивается с воздухом и распределяется по цилиндрам. В данном случае, ее работа очень схожа с карбюратором, с единственной лишь разницей, что топливо подается под давлением. Это обеспечивает его распыление и более лучшее смешивание с воздухом. Но ряд факторов мог повлиять на равномерную наполняемость цилиндров.
Центральная система отличалась простотой конструкции и быстрым реагированием на изменение рабочих параметров силовой установки. Но полноценно выполнять свои функции она не могла Из-за разности наполнения цилиндров не удавалось добиться нужного сгорания топлива в цилиндрах.
Распределенная
Распределенный впрыск топлива
Распределенная система – на данный момент самая оптимальная и используется на множестве автомобилей. У такого типа инжекторных двигателей топливо подается отдельно для каждого цилиндра, хоть и впрыскивается оно тоже во впускной коллектор. Чтобы обеспечить раздельную подачу, элементы, которыми подается топливо, установлены рядом с головкой блока, и бензин подается в зону работы клапанов.
Благодаря такой конструкции, удается добиться соблюдения пропорций топливовоздушной смеси для обеспечения нужного горения. Автомобили с такой системой являются более экономичными, но при этом выход мощности – больше, да и окружающую среду они загрязняют меньше.
К недостаткам распределенной системы относится более сложная конструкция и чувствительность к качеству топлива.
Непосредственная
Система непосредственного впрыска топлива
Система непосредственного впрыска на данный момент – самая совершенная. Она отличается тем, что топливо впрыскивается непосредственно в цилиндры, где уже и происходит смешивание его с воздухом. Эта система по принципу работы очень схожа с дизельной. Она позволяет еще больше снизить потребление бензина и обеспечивает больший выход мощности, но она сложная по конструкции и очень требовательна к качеству бензина.
Меры профилактики
Какие меры профилактики позволят сохранить исправность электропроводки:
- Все проблемы, которые возникают в работе электроустройств, должны быть решены как можно быстрее. Если их будет очень много, нормальная эксплуатация авто будет невозможной.
- При установке новых приборов укладка проводки должна осуществляться там, где нет трущихся деталей и механизмов, это позволит сохранить ее целостность. Кроме того, при прокладке учитывайте, что все провода должны быть надежно заизолированы.
- Использование самодельных предохранителей в монтажном блоке не допускается. Если перегорел предохранительный элемент, то самодельные устройства (монетки или проволочные перемычки) можно ставить только для того, чтобы доехать до ближайшего магазина. Использование таких предохранителей может привести к замыканию и даже возгоранию, поэтому будьте аккуратны.
- Периодически осуществляйте диагностику работоспособности генератора, в частности, речь идет о его ремне. Необходимо следить за тем, чтобы ремешок всегда был нормально натянут, поскольку его недостаточное или избыточное натяжение также отразится на работе электросистемы.
- Дважды в год заряжайте аккумулятор, проверяйте наличие электролита в банках, а также визуально осматривайте корпус на предмет повреждений либо трещин. Повреждения и трещины в конструкции приведут к утечке электролита, что, в свою очередь, станет причиной разряда устройства.
- Постарайтесь не использовать дешевые китайские девайсы и приборы, к примеру, разветвители в прикуриватель. Как известно, гнездо прикуривателя рассчитано на определенную мощность, а если вы решите одновременно подключить в него несколько устройств, нагрузка на гнездо возрастет в разы.
Сталкивались ли вы с проблемами неработоспособности проводки на авто?
- Да
- Нет
- Не знаю (свой автомобиль не ремонтирую)
Конструкция и принцип работы инжектора
Поскольку система распределенного впрыска – самая распространенная, то на именно на ее примере рассмотрим конструкцию и принцип работы инжектора.
Условно эту систему можно разделить на две части – механическую и электронную. Первую дополнительно можно назвать исполнительной, поскольку благодаря ей обеспечивается подача компонентов топливовоздушной смеси в цилиндры. Электронная же часть обеспечивает контроль и управление системой.
Механическая составляющая инжектора
Система питания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
К механической части инжектора относится:
- топливный бак;
- электрический бензонасос;
- фильтр очистки бензина;
- топливопроводы высокого давления;
- топливная рампа;
- форсунки;
- дроссельный узел;
- воздушный фильтр.
Конечно, это не полный список составных частей. В систему могут быть включены дополнительные элементы, выполняющие те или иные функции, все зависит от конструктивного исполнения силового агрегата и системы питания. Но указанные элементы являются основными для любого двигателя с инжектором распределенного впрыска.
Видео: Инжектор
Принцип работы инжектора
Что касается назначения каждого из них, то все просто. Бак является емкостью для бензина, где он хранится и подается в систему. Электробензонасос располагается в баке, то есть забор топлива производится непосредственно им, причем этот элемент обеспечивает подачу топлива под давлением.
Далее в систему установлен топливный фильтр, обеспечивающий очистку бензина от сторонних примесей. Поскольку бензин находится под давлением, то передвигается он по топливопроводу высокого давления.
Для предотвращения превышения давления, в систему входит регулятор давления. От фильтра, через него по топливопроводам бензин движется в топливную рампу, соединенной со всеми форсунками. Сами же форсунки устанавливаются во впускном коллекторе, недалеко от клапанных узлов цилиндров.
Раньше форсунки были полностью механическими, и срабатывали они от давления топлива. При достижении определенного значения давления топливо, преодолевая усилие пружины форсунки, открывало клапан подачи и впрыскивалось через распылитель.
Устройство электромагнитной форсунки
Современная форсунка – электромагнитная. В ее основе лежит обычный соленоид, то есть проволочная обмотка и якорь. При подаче электрического импульса, который поступает от ЭБУ, в обмотке образуется магнитное поле, воздействующее на сердечник, заставляя его переместиться, преодолев усилие пружины, и открыть канал подачи. А поскольку бензин подается в форсунку под давлением, то через открывшийся канал и распылитель бензин поступает в коллектор.
Какие элементы включает в себя схема?
Основные компоненты электрической схемы в ВАЗ 2108:
- система зажигания, включающая в себя замок, стартер, свечи, трамблер, а также высоковольтные провода, передающие ток;
- узел звукового сигнала;
- электрических стеклоподъемников, если таковыми оборудован автомобиль;
- отопительная система;
- обогрев заднего стекла;
- освещение, включающее в себя фары головного света, габаритные огни, поворотники, стоп-сигналы, светильники в салоне, а также противотуманные фонари, если ими оснащена машина;
- система омывания лобового и заднего стекол, включающая в себя щетки стеклоочистителя, а также электродвигатель;
- вентилятор охлаждения;
- приборная панель, где расположены спидометр, тахометр, датчики топлива и температуры двигателя, эконометр, а также все индикаторы;
- подрулевые переключатели управления поворотниками, системой омывания, а также дальним светом;
- АКБ;
- генераторный узел.
Полная схема оборудования «восьмерки»
В целом схема электрооборудования состоит из множества устройств, и неважно, об инжекторе идет речь или о карбюраторе, высокой приборкой оборудована машина или низкой панелью.
Основные узла любой электросистемы, без которых эксплуатация двигателя невозможна, следующие:
- Приборная панель. Если она выходит из строя, эксплуатация автомобиля будет невозможной. Даже если машина заводится, водитель не сможет знать, с какой скоростью движется, какая температура двигателя, сколько топлива осталось в баке.
- Система зажигания, объединяющая в себе несколько компонентов, о которых мы уже рассказывали.
- Аккумулятор, благодаря которому производится запуск силового агрегата, также это устройство позволяет работать электроприборам и оборудованию при выключенном моторе.
- Генераторный узел является одним из основных, так как именно он осуществляет питание всего электрооборудования при функционирующем моторе. Когда автомобиль едет, генератор также питает аккумулятор, позволяя восполнить потраченную им энергию на запуск мотора.
- Монтажный блок с предохранителями, расположенный в моторном отсеке, под лобовым стеклом напротив водительского сиденья.
1. Схема подключения генератоного устройства
2. Бесконтактная система зажигания
Устройство инжектора
Основная задача системы питания инжекторного двигателя заключается в обеспечении подачи оптимального количества бензина в двигатель при разных режимах работы. Подача бензина в двигатель осуществляется с помощью форсунок, которые установлены во впускном трубопроводе.
Устройство системы питания инжектора:
1. Электробензонасос – устанавливается в модуле, который располагается в топливном баке. Модуль также включает в себя такие дополнительные элементы, как топливный фильтр, датчик уровня бензина и завихритель.
Электробензонасос предназначен для нагнетания бензина из топливного бака в подающий топливопровод. Управление электробензонасосом осуществляется с помощью контроллера через реле.
2. Топливный фильтр – предназначен для очистки топлива от грязи и примесей, которые могут привести к неравномерной работе двигателя, неустойчивой работе инжектора, загрязнению форсунок. В инжекторных системах к качеству топлива предъявляются высокие требования.
3. Топливопроводы – служат для подачи топлива от бензонасоса к рампе и обратно от рампы в топливный бак. Соответственно существует прямой и обратный топливопроводы.
4. Рампа форсунок с топливными форсунками – конструкция рампы обеспечивает равномерное распределение топлива по форсункам. На топливной рампе располагаются форсунки, регулятор давления топлива и штуцер контроля давления в топливной системе инжектора.
5. Регулятор давления топлива – предназначен для поддержания оптимального перепада давления, который способствует тому, что количество впрыскивания топлива зависит только от длительности впрыска. Излишки топлива регулятор подает обратно в бак.
Как работает система питания инжекторного двигателя?
Для стабильной работы двигателя необходимо обеспечить сбалансированное поступление топливовоздушной смеси в камеру сгорания. Приготовление топливовоздушной смеси происходит в впускном трубопроводе, благодаря смешиванию бензина с воздухом. Контроллер с помощью управляющего импульса открывает клапан форсунки и путем изменения длительности импульса регулирует состав топливовоздушной смеси. Регулятор давления топлива поддерживает перепад давления топлива постоянным, соответственно количество топлива, что подается пропорционально времени, при котором форсунки находятся в открытом состоянии. Контроллер поддерживает оптимальное соотношение топливовоздушной смеси путем изменения длительности импульсов. Если длительность импульса увеличивается – смесь обогащается, если уменьшается – смесь обедняется.
Схема электрообеспечения
Это основные составные элементы системы электрообеспечения ВАЗ-2104.
Полная ее схема представлена ниже:
1 | Блок-фары (включает в себя лампы ближнего и дальнего света, передние габариты) | 40 | Выключатели плафонов (в дверных стойках) |
2 | Боковые поворотники (расположены на крыльях) | 41 | Внутренний плафон кузова |
3 | АКБ | 42 | Выключатель с-мы обогрева заднего стекла с контрольной лампочкой |
4 | Реле стартера | 43 | Контролька ручника |
5 | Электропневматический клапан карбюратора (холостого хода) | 44 | Контролька включения задних ПТФ |
6 | Датчик ВМТ первого цилиндра | 45 | Контролька уровня тормозной жидкости |
7 | Cтартер | 46 | Переключатель с-мы омыва и очистки заднего стекла |
8 | Микровыключатель карбюратора | 47 | Выключатель аварийной сигнализации |
9 | Электрические двигатели очистителей фар | 48 | Реле-прерыватель контрольки ручника |
10 | Генератор | 49 | Переключатель поворотников |
11 | Звуковые сигналы | 50 | Переключатель света головных фар |
12 | Свечи; | 51 | Выключатель звукового сигнала |
13 | Лампа подкапотного пространства | 52 | Выключатель с-мы омыва и очистки стекла и фар |
14 | Датчик температуры ОЖ | 53 | Блок контрольных ламп |
15 | Датчик лампы давления масла | 54 | Переключатель с-мы омыва и очистки стекла и фар |
16 | Распределитель-прерыватель | 55 | Замок зажигания |
17 | Двигатель системы омыва лобового стекла | 56 | Выключатель регулятор освещения панели приборов |
18 | Катушка | 57 | Выключатель ПТФ в задних блок-фарах |
19 | Датчик уровня тормозной жидкости | 58 | Указатель температуры ОЖ |
20 | Электродвигатели системы омыва фар | 59 | Приборная доска |
21 | Блок управления пневматическим клапаном | 60 | Контролька давления масла |
22 | Диагностическая колодка | 61 | Указатель уровня бензина с контролькой резерва |
23 | Реле системы очистки стекла | 62 | Контролька заряда АКБ |
24 | Реле-прерывателя поворотников и аварийки; | 63 | Вольтметр |
25 | Двигатель системы очистки стекол; | 64 | Спидометр |
26 | Розетка для подключения переносной лампы; | 65 | Контролька габаритных огней |
27 | Выключатель стоп-сигнала | 66 | Контролька поворотников |
28 | Двигатель с-мы обогрева салона | 67 | Контролька дальнего света |
29 | Резистор двигателя с-мы отопления | 68 | Лампочка освещения приборной доски |
30 | Выключатель контрольной лампы ручника | 69 | Переключатель двигателя с-мы вентиляции и обогрева |
31 | Выключатель освещения при движении задним ходом | 70 | Двигатель с-мы омыва заднего стекла |
32 | Монтажный блок | 71 | Задние блок-фонари |
33 | Реле включения ближнего света | 72 | Фонари освещения номерной площадки |
34 | Реле включения дальнего света | 73 | Нагревательный элемент заднего стекла |
35 | Перемычка (вместо реле звуковых сигналов) | 74 | Двигатель очистителя заднего стекла |
36 | Реле включения системы омыва и очистки фар | 75 | Плафон багажного отсека |
37 | Реле включения системы обогрева заднего стекла | 76 | Датчик уровня и резерва бензина |
38 | Лампочка бардачка | 77 | Реле зажигания |
39 | Прикуриватель |
Отметим, что данной системой электрооборудования изначально оснащались только экспортные модели ВАЗ-2104. Штатным оно стало для последующей модификации универсала – 21043.
Для сравнения ниже представлена схема электрооборудования ВАЗ-2105, которая являлась штатной для первых моделей универсала:
По схеме видно, что первые универсалы не оснащались системой обогрева и очистки заднего стекла, омывателями и очистителями фар, а также механизмами их управления. В остальном электрическая схема идентична.
Схема электрооборудования ВАЗ-2104 инжектор отличается тем, у этого авто используется уже электроборудование, позаимствованное у инжекторной модели ВАЗ-2107. Эта модификация универсала получила обозначение ВАЗ-21047 и она являлась последней в истории этого автомобиля.
https://nadomkrat.ru/ustroistvo-avtomobiley/toplivnaya-sistema/toplivnaya-sistema-vaz-2114
https://lada-avia.ru/drugoe/shema-sistemy-pitaniya-inzhektornogo-dvigatelya-2.html