Содержание
Тормозная система урал 4320 принцип работы
Особенности тормозов автомобиля Урал
На автомобилях Урал имеются три независимых тормоза: рабочий с гидропневматическим приводом на все колеса, стояночный с механическим приводом, действующий на трансмиссию, и вспомогательный компрессионного типа, устанавливаемый на трубопроводах системы выпуска газов.
Рабочая тормозная система
Рабочая тормозная система предназначена для уменьшения скорости и остановки автомобиля независимо от его скорости, нагрузки и уклонов дорог, для которых он предназначен.
Привод тормозных механизмов смешанный (пневмогидравлический) двухконтурный, с раздельным торможением колес переднего и двух задних мостов.
Управление осуществляется педалью в кабине водителя, связанной рычагами и тягами с двухсекционным тормозным краном.
Рабочие тормоза автомобилей имеют гидропневматический привод, состоящий из следующих основных агрегатов: компрессора тормозного крана, регулятора давления, двух пневматических усилителей с главными тормозными цилиндрами, межбаллонного редуктора воздушных баллонов, объединенных с помощью трубопроводов, шлангов и соединительной арматуры в единую систему (рис. 1).
Для контролирования агрегатов рабочих тормозов автомобиля служит двухстрелочный манометр и система сигнализации неисправностей.
Нижняя шкала манометра показывает давление воздуха на участке воздушный баллон — тормозной кран, верхняя — в пневмоусилителях в момент торможения.
Система сигнализации неисправностей рабочих тормозов состоит из датчиков, устанавливаемых в агрегатах (узлах) рабочих тормозов и сигнальных ламп красного цвета, расположенных на щитке приборов.
Сигнальная лампа минимального давления воздуха «Воздух» при включенном зажигании подает сигнал при падении давления в воздушном баллоне менее 4 кгс/см 3 .
Сигнальная лампа аварийного состояния тормозов «Тормоз» включается при торможении рабочим тормозом, имеющим неисправности или в механической части рабочего тормоза (большие зазоры между накладками колодок и тормозным барабаном и т. п.), или в гидросистеме тормозов в целом (течь жидкости, попадание воздуха в систему и др.).
Рабочий тормозной механизм барабанного типа с внутренними колодками 4 (рис. 2), взаимозаменяемыми для всех колес.
Каждый тормозной механизм имеет два гидравлических цилиндра 7, выполненных в одном корпусе.
Тормозные колодки установлены на опорных осях 6.
Рабочий тормозной механизм регулируется по мере износа накладок уменьшением зазора между накладкой и барабаном при помощи эксцентриков 2.
Порядок регулирования тормозов:
— ключом на 22 мм поверните регулировочные эксцентрики колодок до упора, вращая, правый (со стороны щита) эксцентрик по часовой стрелке, левый — против часовой стрелки;
— отпустите эксцентрики обратным поворотом примерно на 30°, что соответствует повороту головки оси эксцентрика на половину грани.
Проделав указанные операции со всеми колесами, проверьте, не нагреваются ли тормозные барабаны при движении автомобиля.
При регулировании тормозов не нарушайте заводскую установку осей 6 колодок тормоза.
Зазоры между колодкой и барабаном тормоза регулируйте с помощью осей колодок только при замене фрикционных накладок или колодок в сборе.
При этом оси колодок первоначально установите метками на торцах друг к другу.
Через люк в тормозном барабане вставьте щуп толщиной 0,2 мм и ушной 200 мм между барабаном и колодкой на расстоянии 30 мм от нижнего края накладки.
Поворотом оси 6 колодки слегка зажмите щуп. Удалите щуп, поверните барабан и с помощью другого щупа и регулировочного эксцентрика 2 установите зазор 0,35 мм между колодкой и барабаном на расстоянии 30 мм от верхнего края накладки.
Закрепите оси колодок и вновь проверьте зазоры между колодкой и барабаном.
При износе накладок до плоскости головки заклепки замените их.
При замасливании тормозных накладок промойте их бензином.
При износе барабана тормоза, наличии кольцевых канавок глубиной более 2 мм рабочую поверхность барабана расточите с базировкой по наружным кольцам подшипников ступицы.
Биение рабочей поверхности барабана не должно превышать 0,25 мм, а диаметр барабана — 424,38 мм.
На передние мосты автомобилей повышенной грузоподъемности должны устанавливаться только накладки шифра 143—63 (серого цвета).
Тормозная система «Урала»: устройство, принцип работы, регулировка
Тормозная система «Урала» включает в себя четыре главных блока: рабочий, аварийный, стояночный и вспомогательный узел. Каждая из систем работает независимо, в связи с чем выход любого тормоза из строя не сказывается отрицательно на действии сопряженных устройств, что гарантирует дополнительную безопасность и надежность всей конструкции.
Устройство тормозной системы «Урала»
Рассматриваемый узел ориентирован на обеспечение плавной остановки грузовика с замедлением или полностью. Эффективность не зависит от скорости перемещения до начала торможения, особенностей рельефа местности, дорожного покрытия и прочих субъективных и объективных факторов.
Тормоза «Урала» оснащаются смешанным пневмогидравлическим приводом с парой контуров. Конструкция отвечает за замедление всех шести колес вместе с прицепом. При этом передние и задние элементы тормозят отдельно по мостам. Сам процесс активируется путем нажатия педали из водительской кабины. Подвижный рычаг агрегирует с двухсекционным стопорным краном посредством соединительных тяг и фиксирующих деталей.
Рабочая тормозная система «Урала» состоит из таких элементов:
- колесного цилиндра, две части которого размещены в одном корпусе;
- щита тормозов;
- регулировочного эксцентрика, настраиваемого при помощи поворотного винта и ключа;
- колодок, находящихся на осях опор;
- накладок фрикционного типа;
- соединительных деталей в виде клапанов, шланг, держателей.
Главный тормозной цилиндр
Эта деталь отвечает за контроль рабочей системы грузовика. Повышение надежности обеспечивают два элемента, оснащенных пневматическими усилителями. Принцип работы тормозной системы «Урала» заключается в том, что открытие клапана в запорном кране происходит после нажатия на педаль в кабине шофера. Воздушные массы поступают по специальным каналам и отверстиям в поршень усиливающего пневматического агрегата.
Ко второму поршню воздух подается через радиальные гнезда в штоке. Под давлением все входящие массы воздействуют на основной цилиндр, вытесняющий жидкость в ТМ (тормозную магистраль). Когда происходит снятие с тормозов машины, воздух выходит в атмосферу через стопорный кран. При этом поршни ГЦ и пневматического усилителя возвращаются в начальную позицию. Во фронтальных аналогах установлены индикаторы, которые оповещают о возможных неполадках в тормозах автомобиля.
Особенности
Тормозная система «Урала» оборудована барабанными механизмами, которые являются полностью взаимозаменяемыми. Сама пневматическая конструкция образует отдельные отсеки тормозов для различных частей машины (прицеп, передний, задний мост). При нарушении работы в одном сегменте за торможение отвечают оставшиеся в работе аналоги.
Ниже приведена схема главного цилиндра с пояснениями.
- Фронтальный пневмоцилиндр.
- Проставочный элемент.
- Радиальное гнездо.
- Задний пневматический цилиндр.
- Шток.
- Винт стяжной.
- Гайки.
- Индикатор.
- Главный цилиндр.
- Пробка.
- Резервуар для тормозной жидкости.
Стояночный механизм
Ручная тормозная система «Урала» предназначена для остановки машины в период стоянки на уклонах и подъемах. Во время движения механизм применяется только в экстренных случаях. Рабочий привод узла – механический, рычаг находится сбоку от сидения водителя справа. Этот элемент агрегирует с прицепным аналогом, при его поднятии в верхнее положение, он активирует также устройство стопора прицепа.
Действие стояночного механизма торможения «Урала»:
- поднятие рычага обуславливает подачу усилия на основную конструкцию, минуя промежуточную точку;
- от рычажного элемента импульс через штангу проходит на колодку (к левой или правой, в зависимости от поворота барабана);
- колодка отцепляется от пальца соединения и поворачивается по ходу движения, прижимая вторую колодочную часть.
Вспомогательный тормоз
Добавочная тормозная система «Урала» ориентирована на удержание автомобиля на длительных спусках. Клавиша контролера размещается на полу кабины управления. Ее нажатие организовывает следующие процессы:
- сжатый воздух подается в пневмоцилиндры;
- поток оказывает воздействие на поршни с их последующим перемещением;
- указанные элементы перекрывают заслонки, что создает противоположное давление, обеспечивающее тормозное усилие;
- синхронно импульс трансформируется на тормозную конструкцию прицепа.
Привод тормозного крана
Устройство привода тормозного крана с описанием элементов приведено ниже.
- Рабочая педаль.
- Рычаг.
- Винт регулировочный.
- Тяговая вилка.
- Фиксирующая гайка.
- Тяга привода.
- Рычаг крана тормоза.
- Кронштейн.
Предохранительный клапан необходимо корректировать, если он не поддерживает давление в тормозной системе «Урала» на заданных позициях. Регулировка проводится посредством вращения соответствующего винта. При этом показатель давления повышается, а после достижения требуемого параметра болт регулировки фиксируют при помощи гайки. Чтобы избежать утечки воздуха, клапан снимают, промывают и очищают (в керосине). Рабочие места моют с мыльным раствором и проверяют на наличие износа и деформаций.
Регулировка и прокачка
Прокачка тормозной системы «Урала» с одновременной корректировкой осуществляется следующим образом:
- При помощи специального ключа поворачивают эксцентрики обоих тормозных колодок до упора.
- Левый аналог вращают против часовой стрелки, правый элемент – по ходу движения.
- Затем эксцентрики ослабляют, путем разворота в обратную сторону на 50 % головки осевого винта.
- Указанные действия нужно повторить для всех колес.
- Проверяют правильность регулировки с оценкой нагрева барабанов во время перемещения автомобиля. Проводя указанную процедуру, следует соблюдать соотношение заводского расположения колодок тормоза с опорными осями. Зазоры корректируются посредством поворота осей с внедрением в них специального шунтирующего приспособления, которое по длине составляет 20 см, а толщина варьируется от 0,2 до 0,35 мм. Накладки, которые чрезмерно замаслены, обрабатывают бензином.
Пневмогидравлический привод
Воздушная тормозная система «Урала» — это смешанный узел, включающий в себя не только пневматику, но и гидравлические механизмы. Блок состоит из пары рабочих контуров (для фронтальных и задних колес).
В основные два контура тормозов указанного грузовика входят:
- атмосферные баллоны различных конфигураций, которые размещены параллельно по отношению друг к другу;
- кран тормозной, верхняя часть которого относится к первому контору, а второй отсек – ко второму;
- пневматический усилитель тормозов с колесиком цилиндров;
- регулятор рабочих усилий.
Рекомендации
В третьем контуре имеется отдельный резервуар для воздуха, специальные клапаны для контроля работы колес прицепа. Туда же входят соединительные головки, отличающиеся конфигурацией, в зависимости от того, для какого привода они предназначены. Третий контур отвечает за остановку прицепа.
Работает компрессор во взаимодействии с регулятором, посылающим воздушный поток к предохранительным клапанам, которые распределяют полученную смесь между всеми резервуарами в каждом контурном отсеке. Все камеры оснащаются манометрами, позволяющими контролировать показатель давления.
Неисправности тормозной системы «Урала»
Среди неполадок указанной конструкции выделяют несколько неисправностей, встречающихся на практике чаще всего:
- слабое нарастание давления в ресиверах по причине поломки магистральных корпусов или соединений;
- заполнение баллонных контуров в недостаточном объеме, что провоцирует выход из строя корректирующих клапанов либо чрезмерная загрязненность сопряженных узлов;
- заниженное давление в резервуарах с воздухом на прицепе, что чаще всего обуславливается трещинами на деталях;
- завышенное давление в ресиверах из-за неисправности контроллера или манометра;
- сбой в работе компрессионного механизма, что указывает на серьезный износ поршневого блока компрессора.
Если в указанной системе возникают критические неисправности, эксплуатировать автомобиль категорически запрещено. Следует исправить неполадку на месте или отвезти машину в ремонтный бокс, используя связку типа жесткой сцепки.
Ремонтные работы
При починке деталей тормозной системы «Урала» следует все приборы и элементы аккуратно снять, тщательно промыть и внимательно проверить на дефектность. Разборка узла осуществляется следующим образом:
- При помощи домкрата выполняют подъем обслуживаемого моста, снимают колесо и крышку ступицы, после чего вывинчивают угольник подкачки шин, посредством демонтажа полуоси, используя съемник.
- Отгибают шайбу-стопор и наружный фиксатор, вынимают замочную и внутреннюю шайбу.
- Ступицу и барабан тормоза демонтируют вместе с подшипниками, стопорными скобами, пружинами колодок. Втулку и палец колодки тщательно очищают.
- Отвинчивают трубопровод с болтами, снимают цилиндр колесного типа, убирают колодочные опорные выступы.
- Демонтируют тормозной щит и войлочный сальник.
- При разборке главного ТЦ не следует откручивать пробку.
- Компрессорную ГЦ рекомендуется разбирать только в случае крайней необходимости. Она выпрессовывается при помощи специального съемника.
- Все замасленные и загрязненные детали тормозной системы автомобиля «Урал» промывают в бензине. Если расстояние от поверхности накладок до заклепочных головок составляет менее 0,5 мм, детали необходимо заменить новыми модификациями.
- Колодочные элементы ручного тормоза обрабатываются вместе с разжимным кулачком.
- Барабаны, имеющие кольцевые канавки глубиной более 2 миллиметров, нужно проточить.
- Нелишним будет провести хонингование колесных цилиндров, которые имеют признаки коррозии и потертостей. Элементы с наличием следов чрезмерного износа следует заменить.
Принцип работы тормозной системы Урала 5557, 4320
Тормозная система Урала марок 4320 и 5557 состоит из четырёх основных комплексов – рабочего, аварийного, вспомогательного и стояночного (ручного) тормоза. Каждый из тормозов действует независимо от других и на свою область.
Выход из строя любого из них никак не отражается на функциональности остальных, что обуславливает дополнительную безопасность и надёжность всей тормозной системы Урала.
Устройство тормозного механизма автомобиля Урал 4320 и 5557
Рабочая тормозная система Урала обозначенных марок предназначена для обеспечения постепенного торможения автомобиля частично или до полной остановки, не завися при этом от скорости его движения до начала торможения, особенностей местности (спуск или подъём), специфики дорожного покрытия и других факторов.
Тормозная система автомобиля Урал моделей сборки 4320 и 5557 имеет привод смешанного типа (пневмогидравлика), состоящий из двух контуров. При этом она отвечает за торможение всех шести колёс, включая прицеп, причём передние и задние притормаживаются отдельно (по мостам).
Процесс торможения запускается посредством педали тормоза из кабины водителя, которая тягами и рычагами соединена с тормозным краном, состоящим из двух секций.
Устройство рабочего тормоза:
- Колёсный цилиндр, состоящий из двух частей, расположенных в одном корпусе.
- Тормозной щит.
- Эксцентрик для регулировки, которая осуществляется поворотом болта с помощью ключа.
- Тормозные колодки, установленные на опорных осях.
- Фрикционная накладка.
- Соединительные элементы – шланги, шайбы, держатели, клапаны и другие.
Процесс регулировки тормоза
Алгоритм регулировки рабочего тормоза включает в себя следующую последовательность действий:
- Используя ключ, необходимо повернуть до упора эксцентрики обеих тормозных колодок.
- Левый эксцентрик необходимо вращать против хода стрелки часов, а правый – по её ходу.
- Ослабить эксцентрики, повернув их в обратную сторону на половину головки осевого болта, что сопоставимо с поворотом ключа на 30 градусов.
- Проделать обозначенные выше действия для всех колёс.
- Проверить правильность регулировки, оценив, имеется ли нагрев барабанов тормозов во время движения Урала.
При настройке тормозов важно соблюдать осторожность и не изменять заводское расположение в тормозных колодках их опорных осей. Настраивать зазоры необходимо только параллельно со сменой фрикционных накладок или самих колодок. Это делается посредством поворота опорных осей и вставки специального щупа, длина которого 200 мм, а толщина зависит от положения края накладки и может иметь значения 0,2 и 0,35 мм. Замасленные накладки требуется тщательно промыть бензином.
Устройство пневмогидравлического привода
На грузовике Урал используется привод смешанного типа, сочетающий в себе функции пневматики и гидравлики – пневмогидравлический, который состоит из двух рабочих контуров для передних и задних колёс, плюс третьего контура, отвечающего за подключение тормозов прицепа (однопроводной или двухпроводной привод).
Два основных контура тормозной системы Урала имеют следующие составляющие:
- Разные воздушные баллоны, расположенные параллельно друг другу.
- Тормозной кран, верхний отдел которого принадлежит первому контуру, а нижний – второму.
- Колёса цилиндров и общий усилитель тормоза (пневматического).
- Второй контур дополнительно включает в себя регулятор тормозных сил.
Состав третьего контура:
- Отдельный воздушный баллон.
- Специальные клапаны, предназначенные для контроля тормозов прицепа (отдельно для приводов с одним и двумя проводами).
- Соединительные головки для каждого вида привода.
Работает пневмогидравлический привод Урала по следующей схеме:
- Компрессор через регулятор давления направляет воздух в сжатом виде к защитным клапанам (одинарному и тройному).
- Клапаны распределяют полученный воздух между всеми баллонами в каждом независимом контуре.
Все контуры дополнительно оборудованы клапанами контрольного вывода, предназначенными для измерения давления воздуха посредством присоединения к ним манометра. Датчик электрического сигнала приводится в действие (и некоторые другие приборы) воздухом из основных воздушных баллонов, забор из которых осуществляется через тройной клапан защиты.
Функции аварийного торможения
Основная функция аварийной тормозной системы Урала – это выполнять торможение и остановку автомобиля в случае выхода из строя рабочего тормоза. Эту ответственность берёт на себя один из исправных контуров.
Ручной тормоз Урала
Стояночный тормозной механизм Урала (ручной тормоз) предназначен для торможения Урала во время стоянки и на уклонах (во время движения применяется только в экстренных случаях). Привод ручного тормоза механический, а рычаг расположен сбоку от водительского кресла под правой рукой.
Рычаг ручного тормоза связан и с рычагом торможения прицепа – при поднятии его в верхнее положение запускаются также тормоза прицепа.
Принцип действия ручного тормозного механизма Урала такой:
- При поднятии рычага усилие от него, минуя промежуточный, передаётся на разжимной рычаг.
- От рычага через штангу импульс переходит на одну из колодок – если барабан вращается против хода стрелки часов, то к левой, по ходу – к правой.
- Колодка отсоединяется от опорного пальца, прижимается к барабану, проворачивается по ходу вращения и прижимает вторую колодку.
Вспомогательный тормоз
Вспомогательная система торможения Урала предназначена для использования на длительном спуске. Кнопка управления находится на полу кабины. При нажатии на неё происходит следующее:
- В пневматические цилиндры поступает сжатый воздух, который воздействует на поршни и перемещает их.
- Поршни перекрывают заслонки – в выпускных газопроводах создаётся противодавление и происходит притормаживание.
- В тот же момент импульс подаётся и на тормоза прицепа.
Регулировка пневмогидропривода
Пневмогидропривод Урала не требует регулировки и не нуждается в техническом обслуживании.
Проверка герметичности отдельно пневматической системы осуществляется по резкому снижению давления на манометре с двумя стрелками (не ниже 700 кПА), который имеется среди контрольных приборов водителя в кабине. После остановки двигателя (педаль тормоза не зажата) стрелки манометра не должны сильно дёргаться и заметно перемещаться. То же самое должно наблюдаться при зажатой тормозной педали в течение 20 секунд. В то же время производится оценка герметичности гидравлической части.
Проверка работоспособности всего привода осуществляется посредством оценки давления (650–800 кПа) во всех трёх контурах на присоединённых к контрольным клапанам манометрах.
Видео по теме: Порядок регулировки тормозов Урал-4320
Прокачивание тормозной системы в автомобиле Урал 4320, 5557, 43206
В том случае, если вам придётся прокачивать тормоза на автомобиле Урал 4320, Урал 43206 или Урал 5557, это может означать лишь одно – у вас была поломка тормозной системы, либо вы заменили тормозные колодки из-за их износа. Вне зависимости от причин, по которым вам пришлось приступить к самостоятельной прокачке тормозов, первое, в чём нужно убедиться – работоспособность тормозной системы вашего автомобиля.
Первый шаг – проверка системы.
В первую очередь стоит обратить внимание на давление образующееся при выходе из обоих отделов тормозного крана. Также, стоит уделить внимание работоспособности защитного клапана. Осуществляется данная процедура достаточно просто, вам потребуется контрольный манометр. Данный прибор необходимо соединить с линией, идущей от пневмоусилителя (4320-3510011) к тормозному крану (100-3514208). После запуска двигателя, поднимите давление в тормозной системе автомобиля до 6,5-8 кгс/см2, после чего, надавите на педаль тормоза до максимума.
В исправной и верно отрегулированной тормозной системе, данные отображаемые контрольным манометром, должны совпадать с давлением в системе. В случае если этого не произошло, необходимо обратить внимание на свободный и полный ход педали, при необходимости отрегулировать его.
Выполнив первую операцию и убедившись в том, что педаль тормоза отрегулирована, переходим к следующему шагу по прокачке тормозов:
Повышаем давление в тормозной системе до 8 кгс/см2, после срабатывания регулятора давления (100-3512010), необходимо заглушить двигатель автомобиля и сбросить до ноля давление из баллонов тормозного контура переднего моста. После нажатия на педаль тормоза, давление в системе и давление на контрольном манометре должно совпасть, второй манометр должен показывать ноль.
При помощи педали тормоза, снижаем давление в системе до 5 кгс/см2 (показания смотрим на контрольном манометре). Заводим двигатель. Давление воздуха в системе должно начать подниматься при достижении отметки 5,6-6 кгс/см2, в контуре тормозов переднего моста.
Повторите то же действие с тормозными контурами среднего и заднего моста.
Следующим этапом по покачиванию тормозной системы автомобиля Урал 4320 будет проверка давления на головках, указанных на рисунке под номерами 1 и 2, для того, чтобы произвести данную проверку, вам необходимо подсоединить манометр к головке, отмеченной на рисунке под номером 3. Воздух должен заполнять тормозную систему до момента отключения компрессора, если всё сделано верно и тормозная система исправна, на контрольном манометре должна отображаться цифра в 5-5,2 кгс/см2. После того, как вы надавите на педаль тормоза, давление воздуха должно равняться нолю.
Второе – проверяем на работоспособность одинарный защитный клапан (100-3515012)
Для начал проверки вам необходимо выпустить весь воздух из системы и баллонов, после чего, присоединяем к баллону 4 наш контрольный манометр. Заводим двигатель и наполняем баллоны, сравнивая показатели контрольного датчика и двух стрелочного. Стрелка на контрольном манометре начнёт шевелиться после достижения 5,5 кгс/см2, в системе.
Обратите внимание, что для стабильной работы пневмопривода необходимо сливать конденсат с баллонов. В зимний период, когда температура окружающей среды имеет отрицательные цифры, стоит помнить, что вода имеет свойство застывать, для того, чтобы слить конденсат в таких условиях, необходимо использовать горячую воду и ни в коем случае не открытый огонь.
К прокачиванию тормозной системы автомобилей Урал и заливке тормозной жидкости в систему, стоит приступать лишь в случае, когда давление воздуха в пневмосистеме составляет не менее 7,5 кгс/см2.
Используйте тормозную жидкость, рекомендованную в карте смазки автомобиля. Не рекомендуется смешивать тормозные жидкости разных производителей – это может повлечь за собой отложение осадка в тормозной системе и вследствие чего – отказ тормозов.
Прокачивание тормозной системы.
Итак, мы проверили на работоспособность узлы пневмосистемы, от которых зависят наши тормоза. Время перейти непосредственно к прокачиванию тормозов на автомобилей Урал.
Первое, что нам необходимо сделать – снять заглушку из резины с перепускного клапана, расположенного на основном цилиндре, предварительно очистив последний от грязи. На клапан одевается резиновая трубка, второй конец которой, погружается в ёмкость с тормозной жидкостью.
Следующий шагом будет открытие на 3⁄4 перепускного клапана и прокачивание (нажал/отпустил) педали тормоза (педаль нажимается быстро и медленно отпускается). Производится данная манипуляция до тех пор, пока из трубки выходит воздух. Также, не стоит забывать о доливке тормозной жидкости в бачки. Не следует допускать попадания воздуха в тормозную систему.
После проведения вышеописанной операции, необходимо затянуть перепускной клапан, одновременно с этим нажимая на педаль тормоза.
Рабочие тормозные цилиндры прокачиваются в порядке, указанном на изображении ниже.
Обратите внимание, что после прокачивания всех цилиндров, уровень тормозной жидкости в бочке должен быть на уровне двух сантиметров до верхней границы.
Тормозная система урал 4320: устройство, прокачка, схема
Тормоза Урал предназначены для плавной регулировки скорости движения грузового автомобиля и экстренной остановки (вне зависимости от уклона дороги и нагрузки). Дополнительные элементы системы обеспечивают удержание машины на стоянке. В конструкции привода имеются разъемы, предназначенные для подсоединения пневматических тормозных механизмов прицепов.
Устройство тормозного механизма автомобиля Урал 4320 и 5557
Рабочая тормозная система Урала обозначенных марок предназначена для обеспечения постепенного торможения автомобиля частично или до полной остановки, не завися при этом от скорости его движения до начала торможения, особенностей местности (спуск или подъём), специфики дорожного покрытия и других факторов.
Тормозная система Урал
Тормозная система автомобиля Урал моделей сборки 4320 и 5557 имеет привод смешанного типа (пневмогидравлика), состоящий из двух контуров. При этом она отвечает за торможение всех шести колёс, включая прицеп, причём передние и задние притормаживаются отдельно (по мостам).
Процесс торможения запускается посредством педали тормоза из кабины водителя, которая тягами и рычагами соединена с тормозным краном, состоящим из двух секций.
Устройство рабочего тормоза:
- Колёсный цилиндр, состоящий из двух частей, расположенных в одном корпусе.
- Тормозной щит.
- Эксцентрик для регулировки, которая осуществляется поворотом болта с помощью ключа.
- Тормозные колодки, установленные на опорных осях.
- Фрикционная накладка.
- Соединительные элементы – шланги, шайбы, держатели, клапаны и другие.
Устройство рабочего тормоза Урал 4320
Процесс регулировки тормоза
Алгоритм регулировки рабочего тормоза включает в себя следующую последовательность действий:
Регулировка рабочего тормоза Урал 4320
- Используя ключ, необходимо повернуть до упора эксцентрики обеих тормозных колодок.
- Левый эксцентрик необходимо вращать против хода стрелки часов, а правый – по её ходу.
- Ослабить эксцентрики, повернув их в обратную сторону на половину головки осевого болта, что сопоставимо с поворотом ключа на 30 градусов.
- Проделать обозначенные выше действия для всех колёс.
- Проверить правильность регулировки, оценив, имеется ли нагрев барабанов тормозов во время движения Урала.
При настройке тормозов важно соблюдать осторожность и не изменять заводское расположение в тормозных колодках их опорных осей. Настраивать зазоры необходимо только параллельно со сменой фрикционных накладок или самих колодок. Это делается посредством поворота опорных осей и вставки специального щупа, длина которого 200 мм, а толщина зависит от положения края накладки и может иметь значения 0,2 и 0,35 мм. Замасленные накладки требуется тщательно промыть бензином.
ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ ГАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ, УРАЛ, МАЗ, КРАЗ
Компоненты тормозной системы автомобилей Урал-4320
На автомобиле Урал-4320, 5557 имеется система сигнализации и контроля состояния тормозов. В воздушных баллонах установлены датчики минимального давления воздуха. В пневмоусилителях тормозов Урал-4320, 5557 установлены датчики сигнализаторов неисправности рабочей тормозной системы (утечка тормозной жидкости или большие зазоры между колодками и барабаном). Рис. 55. Компрессор тормоза Урал-4320, Урал-5557 1-головка блока; 2-пробка нагнетательного клапана; 3-блок-картер; 4,10-подшипники; 5,7-крышки картера; 6-уплотнитель; 8-вал коленчатый; 9-манжета коленчатого вала; 11-шатун; 12-поршень; 13-палец поршневой; 14-седло нагнетательного клапана; 15-клапан нагнетательный; 16-пружина клапана; а-отвод охлаждающей жидкости; b-подвод охлаждающей жидкости; с-подвод масла Детали пневматического привода тормозов Урал-4320, 5557 служат для создания на автомобиле запаса сжатого воздуха и для приведения в действие тормозов автомобиля и прицепа. Компрессор автомобиля Урал-4320, 5557 (рис.55) поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Воздух из воздушного фильтра двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны. Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке блока цилиндров пластинчатые нагнетательные клапаны. Блок и головка компрессора Урал-4320, 5557 охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Система охлаждения компрессора заполняется только при работающем двигателе. Масло к трущимся поверхностям компрессора поступает по трубке из масляной магистрали двигателя к задней крышке картера компрессора и через уплотнитель по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам. Техническое обслуживание компрессора пневмосистемы Урал-4320, 5557 Клапаны, не обеспечивающие герметичность, притрите к седлам, изношенные или поврежденные — замените. Новые клапаны притрите к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску. Гайки шпилек крепления головки блока затяните попарно, начиная со средней диаметрально расположенной пары. Затягивайте гайки в два приема: окончательный момент затяжки должен быть 12-16 Нм (1,2-1,6 кг/см). Признаки неисправности компрессора Урал-4320, 5557 Появление шума и стука, повышенный нагрев, повышенное содержание масла в конденсате, что обычно является следствием износа поршневых колец и уплотнения заднего конца коленчатого вала, шатунных подшипников. Регулятор давления тормозов Урал-4320, 5557 Регулятор давления тормозов Урал-4320, 5557 предназначен для регулирования давления сжатого воздуха, поступающего от компрессора. Рис. 56. Регулятор давления тормозов Урал-4320, 5557 1-клапан разгрузочный; 2-фильтр; 3-пробка канала отбора воздуха; 4-клапан выпускной; 5-пружина уравновешивающая; 6-болт; 7-поршень уравновешивающий; 8,12-каналы; 9-канал кольцевой; 10-клапан обратный; 11-клапан впускной; 13-поршень разгрузочный; 14-седло разгрузочного клапана; А-полость под уравновешивающим поршнем; В-полость над разгрузочным поршнем; I,III-атмосферные выводы; II-вывод в пневматическую систему; IV- подвод от компрессора Сжатый воздух от компрессора Урал-4320, 5557 через вывод IV (рис. 56) регулятора, фильтр 2, канал 12 подается в кольцевой канал 9. Через обратный клапан 10 сжатый воздух поступает к выводу II и далее в воздушные баллоны автомобиля. Одновременно по каналу 8 сжатый воздух проходит в полость А под поршень 7, который нагружен уравновешивающей пружиной 5. При этом выпускной клапан 4 открыт, а впускной клапан 11 закрыт. Под действием пружины закрыт разгрузочный клапан 1. При таком состоянии регулятора пневмосистема автомобиля Урал-4320, 5557 наполняется сжатым воздухом от компрессора. При давлении в полости А, равном 800 кПа (8,0 кгс/см2), поршень 7, преодолев усилие пружины 5, поднимается вверх, клапан 4 закрывается, впускной клапан 11 открывается, и сжатый воздух из полости А поступает в полость В. Под действием сжатого воздуха разгрузочный поршень 13 перемещается вниз, клапан 1 открывается, и сжатый воздух из компрессора через вывод III выходит в атмосферу вместе со скопившимся в полости конденсатом, при этом обратный клапан 10 закрывается. Когда давление в выводе II и полости А понизится до 637 кПа (6,5 кгс/см2), поршень 7 под действием пружины 5 перемещается вниз, клапан 11 закрывается, выпускной клапан 4 сообщает полость В с атмосферой через вывод I. При этом разгрузочный поршень 13 под действием пружины закрывается, и компрессор вновь нагнетает сжатый воздух в пневмосистему. Разгрузочный клапан 1 служит также предохранительным клапаном. Если регулятор не срабатывает при давлении 800 кПа (8,0 кгс/см2), то при повышении давления до 1000-1300 кПа (10-13 кгс/см2) клапан 1 открывается, и производится сброс давления. Регулировка регулятора давления тормоза Урал-4320, 5557 производится болтом 6, при завертывании которого давление включения повышается; а при отвертывании понижается. Давление срабатывания предохранительного клапана регулируется изменением количества прокладок, установленных под пружиной клапана 1. Правильность работы регулятора давления тормоза Урал-4320, 5557 определяется периодическим наблюдением за величиной давления воздуха в процессе работы двигателя по двухстрелочному манометру на панели приборов и частотой срабатывания регулятора. Двухсекционный тормозной кран Урал-4320, Урал-5557 Двухсекционный тормозной кран Урал-4320, 5557 (рис. 57) предназначен для управления исполнительными механизмами рабочей тормозной системы автомобиля, а также для управления клапаном привода тормозов прицепа. Рис.57. Кран тормозной Урал-4320, Урал-5557 1-рычаг; 2-винт упорный; 3-чехол защитный; 4-ролик; 5-корпус рычага; 6-толкатель; 7-шпилька; 8-тарелка; 9-фланец; 10,12,16,21-пружины; 11-корпус верхний; 13,18-кольца опорные; 14-поршень малый; 15-корпус нижний; 17-клапан нижней секции; 19,22,27-кольца уплотнительные; 20-клапан атмосферного вывода; 23-поршень большой; 24-клапан верхней секции; 25-поршень верхний следящий; 26-элемент упругий; Z1-вывод к пневмоусилителю контура тормозов переднего моста; Z2-вывод к РТС и пневмоусилителю контура тормозов среднего и заднего мостов; V1 и V2-выводы к воздушным баллонам; а-отверстие Тормозной кран Урал-4320, 5557 состоит из верхнего и нижнего корпусов. К верхнему корпусу крепится рычажный механизм крана. От грязи и влаги корпус рычага защищен чехлом. В нижнем корпусе 15 установлен малый поршень 14, который пружиной 21 прижимается к большому поршню 23. Клапан 24 верхней секции крана прижимается к седлу в нижнем корпусе пружиной 16. Выводы V1 и V2 крана соединены с воздушными баллонами двух раздельных контуров привода рабочего тормоза. От вывода Z1 сжатый воздух поступает к пневмоусилителю контура тормозов переднего моста, от вывода Z2 — к регулятору тормозных сил (РТС) и пневмоусилителю контура тормозов среднего и заднего мостов Урал-4320. При нажатии на тормозную педаль усилие передается через систему рычагов и тяг привода на рычаг 1 крана и далее через толкатель 6, тарелку 8 и упругий элемент на следящий поршень 25. Перемещаясь вниз, поршень 25 сначала закрывает выпускное отверстие клапана 24 верхней секции тормозного крана, а затем отрывает клапан 24 от седла в верхнем корпусе 11, открывая проход сжатому воздуху из вывода V1 в вывод Z1 и далее к исполнительным механизмам одного из контуров. Давление в выводе Z1 повышается до тех пор, пока сила нажатия на рычаг 1 не уравновесится усилием, создаваемым давлением на верхний поршень 25. Таким образом осуществляется следящее действие в верхней секции тормозного крана Урал-4320, 5557. Одновременно с повышением давления в выводе Z1 сжатый воздух через отверстие «а» попадает в полость над большим поршнем 23 нижней секции тормозного крана. Перемещаясь вниз, большой поршень закрывает выпускное отверстие клапана 17 и отрывает его от седла в нижнем корпусе 15. Сжатый воздух из вывода V2 поступает к выводу Z2 и далее в исполнительные механизмы второго контура рабочего тормоза. Одновременно с повышением давления в выводе Z2 повышается давление под поршнями 14 и 23, в результате чего уравновешивается сила, действующая на поршень 23 сверху. Вследствие этого в выводе Z2 также устанавливается давление, соответствующее усилию на рычаге тормозного крана. Так осуществляется следящее действие в нижней секции тормозного крана. При отказе в работе верхней секции тормозного кранаУрал-4320, 5557 нижняя секция будет управляться механически через шпильку 7 и толкатель малого поршня 14, полностью сохраняя работоспособность. При отказе нижней секции тормозного крана верхняя секция работает, как описано выше. Уход за двухсекционным тормозным краном Урал-4320, 5557 заключается в периодическом осмотре, очистке его от грязи, проверке на герметичность. Следите за состоянием защитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи на толкатель и трущиеся поверхности крана приводит к выходу тормозного крана из строя. Герметичность тормозного крана проверяется с помощью мыльной эмульсии в двух положениях — в заторможенном и отторможенном. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в отторможенном положении указывает на негерметичность впускного клапана одной из секций, а утечка воздуха в заторможенном положении — выпускного клапана одной из секций тормозного крана. При утечках замените тормозной кран. Привод управления тормозным краном Урал-4320, 5557 — механический. Тормозная педаль, установленная с кронштейном в кабине, связана тягой с рычагом, который установлен с кронштейном на панели пола кабины. Другой конец рычага соединен регулируемой тягой с рычагом тормозного крана, установленного на левом лонжероне рамы автомобиля. Регулировка привода тормозного крана Урал-4320, 5557 необходимо для обеспечения свободного хода рычага крана управления тормозами, которому соответствует свободный ход педали тормоза 20-30 мм, и полного хода рычага, соответствующего полному ходу педали 150-180 мм, необходимого для создания рабочего давления в пневмосистеме тормозов. Свободный ход педали тормоза Урал-4320, 5557 регулируется изменением длины тяги. Для этого ослабьте контргайку, расшплинтуйте, выньте палец и, вращая вилку в ту или иную сторону, установите необходимую длину тяги и затяните контргайку. Величину свободного хода педали тормоза определяйте при наличии номинального давления воздуха в пневмосистеме автомобиля нажатием на педаль до начала перемещения одной из стрелок манометра. Полный ход педали тормоза обеспечивается конструкцией привода и не регулируется. Пневматический усилитель тормозов Урал-4320 Пневматические усилители тормозов с главными тормозными цилиндрами Урал-4320, 5557 установлены под кабиной: первый — на левом лонжероне, второй — на кронштейне топливного бака. При нажатии на тормозную педаль открывается клапан в тормозном кране, и воздух поступает по трубопроводу под поршни 8 и 12 (рис. 58) пневматического усилителя.
Рис.58. Усилитель пневматический Урал-4320, 5557 с главным тормозным цилиндром 1-клапан перепускной; 2-бачок для тормозной жидкости; 3,5-пневмоцилиндры; 4-проставка; 6-шток; 7,10,11,13,17-манжеты; 8,12,16-поршни; 9-стяжка; 14-включатель сигнализатора неисправности тормозов; 15-цилиндр тормозной главный; 18-клапан обратный; а-радиальное отверстие; в-от тормозного крана; с-в тормозную систему Под давлением воздуха шток с поршнями перемещается и через толкатель действует на поршень 16 главного тормозного цилиндра, который вытесняет жидкость в тормозную магистраль. При оттормаживании воздух из пневматического усилителя Урал-4320 через тормозной кран выходит в атмосферу. Поршни главного тормозного цилиндра и пневматического усилителя Урал-4320, 5557 под действием пружин возвращаются в исходное положение. При нарушении герметичности пневмоусилителей замените изношенные или поврежденные манжеты. При сборке пневмоусилителей Урал-4320, во избежание деформации крышек, не затягивайте гайки стяжек 9 моментом более 8-12 Нм (0,8-1,2 кг/см). Герметичность пневмоусилителей проверяйте под давлением воздуха 600-700 кПа (6-7 кгс/см2), подводя его через штуцер пневмоусилителя. Клапан защитный тормозов Урал-4320, Урал-5557 Одинарный защитный клапан (рис. 59) предназначен для предохранения тормозной системы автомобиля Урал-4320, 5557 от потери сжатого воздуха при питании контура тормозов прицепа. Рис. 59. Клапан защитный одинарный тормозов Урал-4320, 5557 1-клапан обратный; 2-диафрагма; 3-поршень; 4-пружина; 5-винт регулировочный; 6-крышка; 7-винт; 8-корпус; а-канал входной; b-канал выходной Защитный клапан устанавливается в пневмосистему Урал-4320, 5557 согласно стрелке, нанесенной на крышке 6 клапана и указывающей направление перепуска воздуха. В крышке установлен регулировочный винт 5, стопорящийся контргайкой. Регулировочным винтом изменяют усилие пружин, регулируя величину перепускного давления: при завинчивании его величина перепускного давления повышается, при вывинчивании — уменьшается. Сжатый воздух через канал «а» поступает под диафрагму 2, которую пружины через поршень прижимают к посадочному гнезду, перекрывая доступ воздуха в предклапанную полость. При достижении давления 530-550 кПа (5,3-5,5 кгс/см2) сжатый воздух, преодолевая усилие пружин 4, приподнимает диафрагму 2 и, открыв обратный клапан 1, поступает в баллон. При снижении давления в канале «а» ниже давления перепуска диафрагма опускается под действием пружины на седло и разобщает каналы. Тройной защитный клапан тормозной системы Урал-4320, Урал-5557 Тройной защитный клапан тормозной системыУрал-4320, 5557 (рис. 60) предназначен для разделения сжатого воздуха, поступающего от компрессора, на два основных и один дополнительный контуры; для автоматического отключения одного из контуров в случае нарушения его герметичности и сохраняет сжатый воздух во всех контурах в случае повреждения или нарушения герметичности подводящей магистрали, питает дополнительный контур от двух основных. Рис. 60. Клапан защитный тройной тормозной системы Урал-4320, 5557 1-корпус; 2-крышка; 3,12,15- клапаны; 4,10,17-направляющие пружин; 5,11,16-диафрагмы; 6,9,18-пружины; 7-колпачок защитный; 8-винт регулировочный; 13,14 клапаны обратные; 19-тарелка пружины; 20-направляющая; 21-пружина обратного клапана; 22-тарелка пружины обратного клапана; 23-пружина клапана Сжатый воздух, поступающий в тройной защитный клапан Урал-4320, 5557 из питающей магистрали, при достижении заданного давления открытия, устанавливаемого усилием пружин 6 и 9, открывает клапаны 3 и 12 и поступает через выводы в два основных контура. Одновременно сжатый воздух, воздействуя на диафрагмы 5 и 11, поднимает их. После открытия обратных клапанов 13 и 14 сжатый воздух открывает клапан 15 и через вывод поступает в дополнительный контур. При выходе из строя одного из основных контуров давление в нем и в полости корпуса падает, клапан исправного основного контура и обратный клапан дополнительного контура закрываются, предотвращая падение давления в основном и дополнительном контурах. При снижении давления воздуха в полости корпуса до предельного значения клапан неисправного контура закрывается. Сжатый воздух от компрессора Урал-4320, 5557 пополняет исправный контур через обратный клапан 13 или 14. В поврежденный контур воздух не поступает. При достижении давления воздуха на входе в клапан выше заданного уровня клапан неисправного контура открывается, и избыток воздуха выходит через него в атмосферу. Давление при этом поддерживается постоянным, и воздух не поступает в исправные контуры. Дальнейшее наполнение сжатым воздухом исправных контуров происходит только после падения давления в этих контурах при расходе воздуха. Клапаны в исправных контурах открываются под давлением сжатого воздуха в полости под клапанами. Таким образом, в исправных контурах поддерживается давление, соответствующее давлению открытия клапана неисправного контура, а излишки сжатого воздуха выходят через неисправный контур. В случае выхода из строя дополнительного контура давление падает в двух основных контурах и в полости корпуса до тех пор, пока не закроется клапан 15 дополнительного контура. При дальнейшем поступлении сжатого воздуха в тройной защитный клапан в основных контурах будет поддерживаться давление открытия клапана дополнительного контура. В случае прекращения подачи сжатого воздуха в тройной защитный клапан клапаны 3 и 12 основных контуров закрываются, предотвращая тем самым падение давления во всех трех контурах. При отсутствии торможения автомобиля Урал-4320, 5557 сжатый воздух, подведенный к выводу I (рис. 61) через вертикальные каналы в нижнем корпусе 1, свободно проходит к выводу II и далее в питающую магистраль прицепа. Рис. 61. Клапан защитный тормоза Урал-4320, Урал-5557 1-корпус нижний; 2-корпус средний; 3-мембрана; 4-корпус верхний; 5-толкатель; 6-пружина; 7-кольцо уплотнительное; I-подвод сжатого воздуха; II-вывод в питающую магистраль прицепа; III-вывод в управляющую магистраль прицепа; IV-вывод от рабочих тормозов тягача Толкатель 5 под действием пружины 6 находится в верхнем положении. При торможении автомобиля Урал-4320, 5557 с исправными питающей и управляющей магистралями прицепа к выводу III поступает давление от клапана управления тормозами прицепа по двухпроводному приводу, а к выводу IV — давление от тормозного крана. Так как данные давления достаточно близки к давлению, подаваемому в вывод I, то толкатель 5 под действием пружины 6 будет находиться в верхнем положении. Сжатый воздух проходит от вывода I к выводу II. В случае обрыва управляющей (тормозной) магистрали прицепа Урал-4320 давление в выводе III при торможении становится равным нулю, а в выводе IV давление сохраняется на прежнем уровне. Давление в выводе IV, воздействуя на толкатель 5 через мембрану 3, опускает его вниз. Центральное отверстие в нижнем корпусе 1 закрывается. Поступление сжатого воздуха от подвода I в вывод II прекращается. Падение давления в выводе II (питающей магистрали прицепа) приводит к автоматическому затормаживанию прицепа. Регулятор тормозных сил автомобиля Урал-4320, Урал-5557 Регулятор тормозных сил Урал-4320, 5557 (рис. 62) установлен на пятой поперечине рамы и механически связан с мостами задней тележки. Рис. 62. Регулятор тормозных сил Урал-4320, 5557 1-клапан; 2-поршень; 3-толкатель; 4-рычаг (положение для ненагруженного автомобиля); 5-мембрана; 6-цапфа шаровая; 7-поршень фиксирующий; 8-тяга регулировочная; 9-кольцо с наклонными ребрами; 10-трубка соединительная; I-подвод от тормозного крана; II-вывод к пневмоусилителю контура тормозов среднего и заднего мостов; III-вывод в атмосферу Регулятор тормозных сил Урал-4320 (РТС) автоматически регулирует давление сжатого воздуха, подводимого к исполнительным механизмам задней тележки (пневмоусилитель задней тележки) в зависимости от осевой нагрузки. Для установки длины рычага ослабьте болт крепления рычага на регуляторе, установите центр шарнира соединительной муфты на расстоянии 155 мм от оси поворота рычага и затяните болт. Для регулировки регулятора тормозных сил на порожнем автомобиле Урал-4320 доведите давление воздуха в пневмосистеме до 0,6 МПа (6 кгс/см2) при нажатой педали тормоза (по манометру в кабине) и, изменяя длину вертикальной тяги 8 (см.рис. путем перемещения на ней соединительной муфты, установите расчетное давление на выходе из регулятора тормозных сил по табличке РТС в зависимости от комплектации автомобиля.
- Техобслуживание сцепления ГАЗ-3307
- Система рулевого управления ГАЗ-3307
- Детали КПП автомобиля ГАЗ-3307
- Обслуживание заднего моста ГАЗ-3307
- Обслуживание топливной системы дизельного двигателя Д-245
- Сцепление ГАЗ-3309 с дизельным двигателем
- Операции по разборке коробки передач ГАЗ-3309
- Сервис переднего моста ГАЗ-3309
- Ремонт карданных валов автомобилей ГАЗ-3309
- Операции по сборке базовых компонентов двигателя ЗИЛ-130
- Операции по сервису и ремонту КПП ЗИЛ-130
- Техобслуживание и ремонт сцепления ЗИЛ-130
- Ремонт и регулировки заднего моста ЗИЛ-130
Защитный клапан системы Урал – 4320, 5557
Одна из важнейших систем автомобиля — система торможения, основной функцией которой является управление скоростью авто, его остановками и удержанием его в определённом положении посредством силы, возникающей между колёсами автомобиля и дорогой во время остановки.
Благодаря системе торможения обеспечивается изменение скорости движения автомобиля, происходящее по сигналу хозяина авто либо электрических систем. Вторая функция системы торможения — обеспечение неподвижности автомобиля после его остановки. Образование тормозящей силы происходит с участием двигателя, механизма торможения колёс, электронного либо гидравлического замедляющего тормоза, который находится в трансмиссии. Чтобы обеспечить выполнение всех обозначенных функций, на автомобили УРАЛ-4320 устанавливаются 3 вида тормозных систем. Каким должно быть устройство тормозной системы УРАЛ-4320?
- Рабочая тормозная система — применяется на абсолютно всех скоростях машины данной модели для остановки либо только снижения скорости. Начинает действовать практически в момент нажатия на тормоз. Данный вид тормозной системы — наиболее эффективный из всех.
- Стояночная тормозная система — удерживает автомобиль на месте в течение некоторого времени. Позволяет исключить возможность движения автомобиля без водителя.
- Вспомогательная тормозная система — используется на автомобилях, которые имеют значительную массу, для обеспечения их остановки на разных спусках. Нередко работу этой системы обеспечивает автомобильный двигатель.
Машины оборудуют растормаживающей аварийной системой, выключающей стояночную систему тормозов, а также приводом тормозов автомобильного прицепа и аварийной сигнализацией, сообщающей о работе системы торможения. Дополнительно может быть установлена запасная тормозная система, использующаяся в случае неисправности главного блока. Существуют 2 типа этого вида блока торможения — автономный и работающий за счёт системы.
Система тормозов УРАЛ-4320 состоит из следующих элементов:
- Тормозной кран.
- Тормозной механизм.
- Автоматический регулятор.
- Пневматический цилиндр.
- Манометр.
- Ресиверы.
- Клапаны.
- Датчики.
- Регулировочный рычаг.
- Компрессор.
- Распределитель влаги.
- Пневмопровод.
- Регулятор давления.
- Защитный 4-контурный клапан.
- Кран для прицепа.
- Вспомогательная система торможения.
Принцип работы тормозного механизма
Как действует тормозная система УРАЛ-4320? Нажатие на педаль тормоза переводит нагрузку к усилителю, который создаёт на основном цилиндре дополнительное сопротивление. С помощью поршня этого цилиндра вся жидкость, находящаяся в цилиндрах автомобильных колёс, сгоняется с помощью трубопроводов. В это время повышается давление жидкости в приводе. Поршни цилиндров автомобильных колёс передвигают тормозящие колодки к барабанам либо дискам.
Нажатие на педаль тормоза приводит к повышению давления жидкости и активации останавливающих механизмов, замедляющих вращение автомобильных колёс и образовывающих силу торможения там, где автомобиль контактирует с дорогой. Чем большая сила прикладывается к педали, тем более быстрой будет остановка колёс авто. Во время остановки давление жидкости может составлять 10-15 мегапаскалей.
Во время завершения процесса остановки педаль под действием пружины возврата переходит в предыдущее положение. В изначальное положение возвращается и поршень главного цилиндра. Элементы пружин отходят от барабанов с помощью колодок. Происходит переход тормозной жидкости в главный цилиндр из цилиндров колёс авто за счёт трубопроводов. В итоге снижается давление в тормозной системе УРАЛ-4320. Её эффективность значительно повышается в случае применения устройств безопасности транспорта.
Тормозная система Урал
Автомобили Урал имеют рабочий тормоз с гидропневматическим приводом, стояночный тормоз с механическим приводом и запасной тормоз, функции которого выполняет один из контуров привода рабочих тормозов.
Стояночный тормоз барабанного типа с двумя колодками установлен на выходном валу раздаточной коробки. Рычаг стояночного тормоза связан с рычагом тормозного крана, которым управляется тормозная система прицепа от пневматической системы автомобиля.
Пользоваться стояночным тормозом при движении разрешается только в аварийных случаях.
Рабочие тормоза барабанного типа, взаимозаменяемые для всех колес. Тормоз имеет сдвоенный колесный цилиндр, выполненный в одном корпусе. Тормозные колодки установлены на опорных эксцентриковых пальцах и опираются на регулировочные эксцентрики.
Гидропневматический тормозной привод состоит из двухконтурного гидравлического и одноконтурного пневматического приводов. Первый контур приводит в действие тормоза переднего и среднего мостов, второй- тормоза заднего моста.
Пневматическое оборудование привода тормозов. На переднем воздушном баллоне установлен включатель минимального давления воздуха. При падении давления воздуха в системе ниже допустимого включается красная сигнальная лампа «воздух» на щитке приборов. В этом случае необходимо устранить неисправность в пневматической части тормозного привода.
Воздушный компрессор поршневого типа непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Воздух из воздушного фильтра двигателя поступает в цилиндры компрессора через пластинчатые впускные клапаны. Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему через расположенные в головке цилиндра пластинчатые нагнетательные клапаны.
Головка цилиндров компрессора имеет разгрузочное устройство, соединенное с регулятором давления. При достижении в пневматической системе максимального давления воздуха нагнетание прекращается. Когда давление снизится до минимального значения, регулятор давления отключит разгрузочное устройство и компрессор снова начнет нагнетать воздух в пневматическую систему.
Блок и головка цилиндров охлаждаются жидкостью, подводимой из системы охлаждения двигателя. Система охлаждения компрессора заполняется только при работающем двигателе.
Поэтому, залив в радиатор воду, следует пустить двигатель, дать ему поработать 3-5 мин и после этого проверить уровень в радиаторе.
Масло к трущимся поверхностям компрессора поступает по трубке из масляной магистрали двигателя к задней крышке картера компрессора и через уплотнитель по каналам коленчатого вала к шатунным подшипникам. Коренные шарикоподшипники, поршневые пальцы и стенки цилиндров смазываются разбрызгиванием.
Регулятор давления, установленный на компрессоре, автоматически поддерживает в системе необходимое давление сжатого воздуха путем впуска воздуха в разгрузочное устройство компрессора или выпуска из него.
Для увеличения эффективности работы регулятор снабжен двумя фильтрами 2 и 15: один установлен в месте поступления воздуха из пневмосистемы, другой — на выходе из разгрузочного устройства.
Предохранительный клапан установлен на воздушном баллоне и предохраняет пневматическую систему от чрезмерного повышения давления при неисправности
регулятора давления.Клапан отрегулирован так, что при давлении воздуха 9,1- 9,5 кгс/см2 он открывается и выпускает лишний воздух в атмосферу через боковое отверстие в корпусе.
Тормозной кран является комбинированным краном поршневого типа, в котором органы управления тормозами автомобиля-тягача и идущих за ним прицепов объединены в одном агрегате.
Кран служит для распределения сжатого воздуха и подачи его в пневмоусилители и тормозную систему прицепа. Верхний цилиндр крана предназначен для управления тормозами прицепа, нижний — для управления тормозами тягача. Кран установлен на левом лонжероне рамы под кабиной.
На нижней камере тормозного крана установлено режимное кольцо. При движении с порожними прицепами режимное кольцо должно быть установлено в положение II; в этом случае опережение действия тормозов прицепа по отношению к тягачу будет наименьшим. При работе с тяжелонагруженными прицепами и большой массе автопоезда режимное кольцо должно быть переставлено в положение.
Положение соответствует нормальной регулировке крана и обеспечивает достаточно хорошую работу тормоза в нормальных условиях. Главный цилиндр с пневмоусилителем предназначен для управления рабочими тормозами автомобиля. Для повышения надежности тормозной системы на каждом автомобиле установлено по два главных цилиндра с пневмоусилителями.
При нажатии на тормозную педаль открывается клапан в тормозном кране и воздух поступает по трубопроводу под поршень пневмоусилителя. К другому поршню воздух поступает по каналу и радиальным отверстиям в штоке. Под давлением воздуха шток с поршнями перемещается и через толкатель действует на поршень главного цилиндра, который вытесняет жидкость в тормозную магистраль.
При оттормаживании воздух из пневмоусилителя через тормозной кран выходит в атмосферу. Поршни главного тормозного цилиндра и пневмоусилителя под действием пружин возвращаются в исходное положение.
В передних цилиндрах пневмоусилителей установлены датчики, сигнализирующие о неисправности гидравлической части тормозной системы. Если при включении тормозов загорается сигнальная лампа, необходимо отрегулировать зазоры в рабочих тормозах или устранить неисправность гидравлической части тормозного привода (утечку жидкости, воздушные пробки в гидроприводе и др.).
Соединительная головка предназначена для соединения воздухопроводов автомобиля-тягача и прицепа. В случае отрыва прицепа от автомобиля соединительная головка автоматически разъединяет воздухопроводы, при этом обратный клапан препятствует выходу воздуха из тормозной системы автомобиля в атмосферу. Разобщительный кран предназначен для отключения магистрали, идущей к прицепу.
Кран отбора воздуха установлен под капотом двигателя на переднем щите кабины. Он служит для накачивания шин при значительных повреждениях в системе регулирования давления воздуха и для других целей.
Буксирный клапан установлен на правом кронштейне крепления переднего буфера и предназначен для снабжения воздухом тормозной системы автомобиля при буксировании его с неисправным двигателем.
Техническое обслуживание тормозной системы автомобиля Урал
Для гидравлической системы тормозов применяется жидкость, указанная в карте смазки. Не следует смешивать тормозные жидкости различных марок, так как это может привести к усадке (разбуханию) уплотнительных манжетов, образованию осадков и, как следствие, к отказу тормозов. При замене тормозной жидкости «Нева» на БСК и наоборот необходимо промывать систему вновь заправляемой жидкостью методом заправки ее в тормозные бачки и прокачки системы до появления из штуцеров колесных цилиндров чистой жидкости.
Вспомогательная тормозная система автомобилей Урал-4320-10, Урал-4320-31
Вспомогательный тормоз компрессионного типа предназначен для снижения скорости автомобиля на затяжных спусках. Торможение осуществляют созданием противодавления в выпускных газопроводах двигателя при перекрывании их заслонками.
Тормоз состоит из корпуса 3 (рис. 85) и заслонки. Привод заслонок осуществляется пневмоцилиндрами 1, закрепленными с помощью кронштейна на корпусе вспомогательного тормоза.
Рис. 85. Тормоз вспомогательный:
1 — цилиндр пневматический; 2 — вилка тяги привода; 3 корпус; 4 — заслонка; 5 — рычаг вала заслонки; 6 — шпонка; 7 палец; 8 — шплинт
При необходимости торможения нажимайте на кнопку пневматического крана управления вспомогательным тормозом, расположенную на полу кабины. Сжатый воздух подается в пневмоцилиндры, поршни перемещаются, закрывая заслонки. Одновременно подается сигнал на привод тормозов прицепа и происходит его подтормаживание.
При снятии ноги с кнопки крана воздух из цилиндров выходит в атмосферу, штоки под действием возвратной пружины поворачивают рычаги и заслонки в первоначальное положение.
Сблокированный привод одновременно с включением вспомогательного тормоза прекращает подачу топлива. Пневматический цилиндр выключения подачи топлива по конструкции аналогичен пневматическому цилиндру вспомогательного тормоза. При движении с включенным вспомогательным тормозом:
— не превышайте частоту вращения коленчатого вала двигателя более 2100 мин-1;
— не переключайте передачи в коробке передач с высшей на низшую при частоте вращения коленчатого вала двигателя, близкой к 2100 мин-1.
При необходимости снизьте частоту вращения коленчатого вала двигателя рабочим тормозом и включите низшую передачу.
При тугом вращении заслонки 4 вспомогательного тормоза снимите корпус тормоза с заслонкой, промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом. Если заедают штоки пневмоцилиндров или кнопка крана, сборочные единицы разберите, промойте в керосине, замените неисправные детали, трущиеся поверхности смажьте смазкой и установите на место.
Регулируйте положение заслонок изменением длины свинчивания L штока пневмоцилиндра с вилкой.
При правильно установленной заслонке шпонка расположена по оси приемной трубы при крайнем верхнем положении поршня пневмоцилиндра.
содержание .. 61 62 64 ..
Как Прокачать Тормоза (3 Главные Ошибки Прокачки Тормозов)
Знание как прокачать тормоза пригодится любому водителю, поскольку процедура не шибко сложная, а выполнять ее приходится после многих манипуляций, связанных с тормозной системой. Так зачем же лишний раз тратить нелишние деньги, отдавая авто в сервис, когда прокачать тормоза можно одному?
Придерживаясь указаний и не допуская описанных ниже ошибок, вполне можно выгнать воздух из тормозов самостоятельно, с АБС они или без нее. Прокачка тормозов с АБС отнюдь не сложнее, но все же — это отдельная тема, достойная собственной статьи.
Стоит лишь отметить, что если имеется антиблокировочная система с модулями ESP и SBC, то путь лежит на сервис, где есть нужное оборудование.
Порядок прокачки тормозов
Тормоза можно прокачивать самому, а можно с помощником, задача которого нажимать педаль тормоза по команде. Порядок прокачки тормозов нужно смотреть в мануале по конкретному автомобилю.
Если схема не указана, то тогда прокачка делается в виде буквы Z. Это значит, что нужно прокачивать в таком порядке: правое заднее — левое заднее – правое переднее – левое переднее колесо.
Чтобы прокачать тормоза, понадобится емкость для тормозной жидкости и прозрачный резиновый шланг.
Как прокачать тормоза
Для начала нужно получить удобный доступ к штуцерам прокачки тормозной системы. Для этого можно поставить авто на подъемник или площадку, и снять все колеса. Не забудьте очистить от грязи штуцеры возле каждого колеса и налить в приготовленную емкость немного «тормозухи».
Инструкция:
- Залейте новую тормозную жидкость в бачок главного тормозного цилиндра.
- Подсоедините шланг к штуцеру, а второй конец опустите в тару с тормозной жидкостью.
- Скомандуйте помощнику несколько раз нажать на педаль и удержать ее выжатой, чтобы пошла жидкость.
- Отверните штуцер, и жидкость побежит в подготовленную вами емкость. Внимательно следите за уровнем жидкости в бачке, доливайте по необходимости.
- Повторяйте предыдущие 2 пункты, пока не пойдет чистая «тормозуха» без пузырьков воздуха, и заверните штуцер.
- Ту же процедуру повторить на остальных колесах.
Штуцер прокачки на тормозному суппорте. На него надевается шланг
Когда нужно прокачивать тормоза
Тормоза прокачивают когда нужно удалить воздух из тормозной системы. Зачастую это происходит при замене тормозной жидкости, что делается примерно каждые 50-60 тыс. км. пробега или раз в 2 года.
Прокачивать тормоза также надо после ремонта тормозной системы: замены главного тормозного цилиндра или вакуумного усилителя тормозов. Необходимость в прокачке возникает и тогда, когда случается разгерметизация из-за повреждений шлангов, или когда жидкость в расширительном бачке падает ниже минимальной отметки.
О том, что требуется прокачать тормоза подскажет педаль – она станет мягкой, начнет западать. Да и сами тормоза станут более вялыми.
Впрочем, это также может свидетельствовать о более серьезной проблеме, связанной с тормозным диском или колодками.
Так что, если прокачка не помогла, возможно, стоит все же обратиться к специалисту – с тормозами не шутят!
Как прокачать тормоза без помощника
Как делается прокачка тормозов с напарником уже было описано выше. А что делать, если такого поблизости нет, а прокачать тормоза надо? Можно выйти из положения несколькими способами:
- можно прокачать тормоза одному, если есть газовый упор. Смысл тот же, что и при прокачке с помощником, только вместо него на педаль будет давить газовый упор. Следовательно, нужно нажать несколько раз педаль, удержать ее нажатой, установить упор и начать стравливать тормозную жидкость. Когда жидкость побежит, упор начнет сам вдавливать педаль в пол до предела.
- прокачка тормозов шприцом. Нужно герметично встроить шприц в точно такую же крышку, что и на бачке. Затем, предварительно набрав в шприц тормозной жидкости, заменить обычную крышку этим приспособлением, отвернуть штуцер, подставить емкость и нагнетать шприцом давление.
- еще один способ с модифицированной крышкой. В крышку аналогичную той, что установлена на бачке, нужно врезать автомобильный ниппель. Затем надеть крышку с ниппелем на бачок, затем надеть один конец шланга с зажимом для подсоединения на крышку, а второй на запасную камеру, накачанную не больше 1 атмосферы. Открываете штуцер и стравливаете жидкость с пузырьками воздуха.
Замена тормозной жидкости и прокачка тормозов
Прокачка тормозов самодельным приспособлением
Устройство для прокачки тормозов своими руками
Это основные способы как прокачать тормоза без помощника, но у многих водителей есть свои методы, которые, впрочем, не сильно отличаются от вышеперечисленных.
Ошибки при прокачке тормозов
Перед тем как начать прокачивать тормоза, стоит учесть три распространенные ошибки, которые допускаются при этом. Поэтому НЕЛЬЗЯ:
- Смешивать разные тормозные жидкости. Если смешать минеральную тормозную жидкость с гликолевой – это повредит резиновые манжеты гидропривода и забьет систему сгустками. Не рекомендуется также смешивать разные по классам жидкости (DOT 3, DOT4, DOT5), поскольку они имеют различную температуру кипения и это снизит их характеристики.
- Допустить, чтобы сильно упал уровень тормозной жидкости. Если не следить за уровнем тормозной жидкости в бачке, и он опустится ниже минимального уровня, то в тормозную систему попадет воздух.
- Создавать высокое давление в тормозном бачке. Когда прокачиваете тормоза самостоятельно, не переусердствуйте с создаваемым в бачке давлением, иначе его может разорвать. Рекомендованное давление – 0,8 атмосферы.
на наш канал в Яндекс.Дзене
Еще больше полезных советов в удобном формате
Не нашли ответ на свой вопрос?
Прокачивание тормозной системы в автомобиле Урал 4320, 5557, 43206
В том случае, если вам придётся прокачивать тормоза на автомобиле Урал 4320, Урал 43206 или Урал 5557, это может означать лишь одно – у вас была поломка тормозной системы, либо вы заменили тормозные колодки из-за их износа. Вне зависимости от причин, по которым вам пришлось приступить к самостоятельной прокачке тормозов, первое, в чём нужно убедиться – работоспособность тормозной системы вашего автомобиля.
Ремонт рабочих тормозов и прокачка тормозов автомобиля Урал
Страница 2 из 2
Размеры для контроля основных деталей рабочего тормоза приведены в таблице 1.
Деталь | Размер, мм | |
Номинал | допустимый | |
Опорный кронштейн колодок тормозаДиаметр отверстий под оси колодок | 22+0,045 | 22,10 |
Ось колодки тормозаНаружный диаметр шейки под втулку колодки | 28-0,025 | 27,85 |
Цилиндр колесныйДиаметр отверстия под поршень | 35+0,027 | 35,06 |
Поршень колесного цилиндраНаружный диаметр | 35-0,075 | 34,85 |
Колодка тормоза в сбореВнутренний диаметр втулки | 28+0,033 | 28,10 |
Барабан тормозаВнутренний диаметр барабана | 420+0,380 | 424,40 |
При значительном износе и наличии кольцевых канавок на рабочей поверхности тормозного барабана его, а также колодки в сборе с накладками проточить до одного из ремонтных размеров, указанных в таблице 2.
Ремонтные размеры | Внутренний диаметртормозного барабана, мм | Наружный диаметр колодокпо накладкам 2Rмм |
Номинал | 420+0,38 | 420-0,60 |
Первый | 421+0,38 | 421-0,60 |
Второй | 422+0,38 | 422-0,60 |
Третий | 423+0,38 | 423-0,60 |
При проточке тормозной барабан базировать по внутренним поверхностям наружных колец подшипников ступицы, а колодки как показано на рис. 5.
Сборку колесного тормоза проводить в порядке, обратном разборке, при этом необходимо выполнить ряд нижеприведенных обязательных требований:
— зеркало колесного цилиндра, поршень и уплотнительную манжету смазать тормозной жидкостью. На втулки колодок нанести графитный смазочный материал.
Перед соединением колесных цилиндров с гидросистемой автомобиля заменить тормозную жидкость, очистить от шлама бачок для жидкости на пневмоусилителях.
Перед установкой ступицы с тормозным барабаном колодки свести внутрь регулировочными эксцентриками 4 (рис. 2) и установкой осей колодок в положение, при котором установочные риски на торцах осей направлены у оси передней колодки назад, у оси задней вперед.
Если при разборке положение осей колодок на тормозном щите не нарушено, а при сборке колодки установлены на свои места, то зазоры между колодками и тормозным барабаном регулировать только эксцентриками 4, поворачивая их (см. рис. 2) до тех пор, пока колесо не затормозится.
Затем повернуть эксцентрик в обратную сторону до свободного вращения колеса (вращать колесо надо в сторону регулируемой колодки).
После регулировки проверить зазор через люк в тормозном барабане щупом длиной 200 мм на расстоянии 30 мм от краев накладки. Зазоры должны быть у носка (верхняя часть колодки) 0,35 мм, у пятки (нижняя часть колодки) 0,20 мм.
После замены тормозных накладок или установки других колодок в сборе, а также при нарушении положения осей колодок на щитах, зазоры следует регулировать эксцентриками 4 и осями 11 колодок. При этом поворотом эксцентрика 4 затормозить вращение колеса.
Поворачивая ось 11 колодки, определить направление ее вращения, при котором колесо будет вращаться свободно.
Продолжить вращение оси колодки в том же направлении до полного затормаживания колеса. Угол поворота оси ко- лодки от первого заторможенного состояния колеса до второго разделить пополам и в этом положении установить ось.
Повторить эту операцию несколько раз. С каждым разом угол поворота оси колодки от первого заторможенного состояния колеса до второго будет уменьшаться.
Закончив регулировку, сделать у пятки колодки зазор 0,20 мм, для чего между барабаном и пяткой колодки вставить щуп 0,20 мм и поворотом оси колодки слегка зажать его. При этом зазор у носка колодки должен быть 0,35 мм.
Если зазор у носка колодки отличается, регулировку следует продолжить.
После регулировки тормозов всех колес установить полуоси и прокачать (заполнить) гидросистему тормозной жидкостью, тщательно очистив предварительно от грязи наружные поверхности главных тормозных цилиндров, бачков для тормозной жидкости и перепускных клапанов.
Заполнять систему жидкостью и прокачивать тормоза можно только при наличии воздуха (7,5 кгс/см2) в пневмосистеме автомобиля.
Перед заполнением тщательно удалите грязь с главных цилиндров и бачков. Затем, сняв с обоих цилиндров трубки герметизации 1 (рис. 6) и отвернув пробки наливных отверстий 2, заполните бачки тормозной жидкостью. Удалите воздух из главных цилиндров через перепускной клапан 3.
Порядок прокачки главных цилиндров и цилиндров рабочих тормозов:
снимите резиновый колпачок с перепускного клапана 3 (рис. 6) наденьте на него трубку, имеющуюся в комплекте инструмента (рис. 6), открытый ее конец опустите в тормозную жидкость, налитую в стеклянный сосуд вместимостью не менее 0,2 л;
Отверните на ½ — ¾ оборота перепускной клапан, после чего несколько раз нажмите на педаль тормоза.
Нажимайте быстро, а отпускайте медленно. Нажатие повторяйте до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из трубки.
В процессе прокачки необходимо доливать жидкость в бачки, не допуская «сухого дна», так как при этом в систему вновь попадет воздух.
Нажав на педаль, плотно заверните перепускной клапан цилиндра, снимите трубку и наденьте колпачок.
Таким же образом прокачайте колесные тормозные цилиндры через перепускной клапан (рис. 6) в следующей последовательности (рис. 6): I — средний левый, II — задний левый, III — задний правый, IV — средний правый, V — передний правый, VI — передний левый.
После прокачки всех цилиндров долейте жидкость в бачки до уровня 15… 20 мм ниже верхней кромки наливной горловины, плотно заверните пробку наливного отверстия, присоедините трубку герметизации.
https://tractoramtz.ru/kak-rabotaet/tormoznaya-sistema-ural-4320-printsip-raboty.html
https://minitraktor34.ru/selhoztehnika/tormoznaya-sistema-ural-4320.html
https://xn--90agckh4bek.xn--p1ai/marki/tormoznaya-sistema-ural-4320-ustrojstvo.html