Содержание
Какая тормозная система лучше?!
Тормозные системы имеют большую историю. Сначала они представляли собой систему рычагов на гужевых повозках, которая позволяла зажимать на колесе обитые кожей деревянные колодки. На первых автомобилях, имеющих колеса каретного типа, стали ставить практически такие же.
Один из первых примеров прогресса тормозных «систем». Panhard&Levassor конца XIX века с деревянными башмаками в качестве тормозных колодок.
Самый простой тормоз, использовавшийся на телегах и каретах. Стал исчезать по мере роста мощности и, соответственно, скорости.
Принципиально положение изменилось после 20-х годов, когда уже серийные авто получили возможность разгоняться до 100 км/ч, что потребовало появления эффективной, для таких скоростей, системы. В связи с этим стали разрабатываться и пробоваться разные варианты механизмов, в том числе и дисковые. Но, самыми надежными на тот момент, показались барабанные. Они и прослужили вплоть до 50-х, являясь единственным типом. Конечно, с течением времени, их конструкция менялась, становилась совершеннее, но принцип оставался неизменным.
Однако, уже скоро, с увеличением роста мощности двигателей, стало ясно, как не совершенствуй барабанный механизм – он перестает справляться. В 1953 году свет увидели дисковые механизмы, разработанные фирмой British Girling.
Барабанные тормоза ушли в историю, на современных машинах их уже не встретишь. Также, появились производители, выпускающие тюнинговые дисковые системы, цель которых – дать возможность каждому водителю усовершенствовать свой автомобиль, изменить его, учитывая условия использования. Конечно, это удобно, но здесь, перед владельцами постоянно возникает вопрос, какая тормозная система лучше? Ведь на рынке сегодня предлагается множество технологий, разброс цен и качества, которых – очень разный.
Как устроены дисковые тормоза на автомобиле?
Начать их описание стоит с устройства механизма, основными деталями которого являются:
- Блок цилиндров;
- Колодки;
- Суппорт;
- Защитный кожух;
- Направляющая колодок;
- Диск;
- Шланги.
Принцип работы системы простой и понятный. При нажатии на педаль срабатывает поршень ГТЦ, он толкает тормозную жидкость по трубкам, образовавшееся при этом давление, заставляет сжиматься колодки, которые останавливают диск – автомобиль замедляется. Здесь главным моментом является сила трения, появляющаяся между деталями.
Изготавливаются диски обычно из чугуна – это самая большая и тяжелая часть. Чугун отличается отличной износостойкостью и хорошими фрикционными свойствами, твердостью, прочностью при высоких температурах. Именно поэтому был выбран именно он.
Диск выполняется плоским, с рабочими поверхностями, которые крепятся к центральной части – проставке. Проставка, обычно, на серийных авто делается также из чугуна, монолитной с рабочими поверхностями. На гоночной технике и на тюнинговых тормозах ее делают алюминиевой, отдельной деталью. Алюминий, в данном случае, уменьшает массу тормозов и снижает термическое напряжение на участке диск-центральная часть, вызванное высокой температурой. Это позволяет улучшить характеристики управления автомобилем.
Конструкция рабочих поверхностей диска
Диски бывают цельные или составные:
- Цельные представляют собой единый кусок металла – самый простой вид ротора. Они – не вентилируемые, быстро перегреваются, зато стоят дешево. Подходят – для неспешной езды на маломощных машинах;
- Составные – сделаны из двух частей, с каналами для охлаждения между ними. Такая схема позволяет теплу лучше рассеиваться, предотвращая перегрев и появление трещин – срок службы деталей увеличивается. Каналы могут быть прямыми или криволинейными, последние помогают повысить эффективность действия воздушного потока;
- Составные перфорированные, со сквозным или «глухим» сверлением. Эти отверстия помогают уменьшить скопление горячих газов и частиц пыли, образующихся между рабочей поверхностью и колодкой, из-за чего падает эффективность торможения. Но, здесь есть недостаток – снижена прочность;
- Составные с охлаждающими насечками – своего рода прорезями на поверхностях, призванными решить ту же проблему – отвести газы, убрать грязь. Но и здесь есть свои недостатки – быстрее изнашиваются колодки;
- Карбон-керамические, на основе карбида кремния (SiC) – неорганического соединения углерода с кремнием. Они обладают рядом преимуществ перед чугунными: в 3 раза легче, не перегреваются и быстрее остывают, служат дольше. Но значительно дороже – это их главный минус.
Это основные моменты, касающиеся конструкции дисков. Понимание особенностей их строения даст возможность автовладельцу разобраться, что ему предлагает производитель. Ведь каждая из технологий имеет, как свои плюсы, так и минусы, а точнее – каждая из них лучше подходит для определенных условий эксплуатации.
Суппорт тормоза, как устроен и работает?
Суппорт включает в себя колодки и гидравлические цилиндры с поршнями, прижимающими колодки к диску.
Существует много типов суппортов, отличающихся конструкцией, материалом и расположением поршней. Но, независимо от этого, все они работают одинаково – при нажатии на педаль, обеспечивают фиксацию диска колодками.
Суппорты большинства серийных авто выполнены из чугуна. Это относительно дешевый материал, подходящий для массового производства. Он способен обеспечить изготовление жесткого суппорта, но является очень тяжелым.
Спортивные машины или просто мощные авто оснащают алюминиевыми суппортами. Они имеют почти в 2 раза меньший вес, чем чугунные, и позволяют облегчить вес всей тормозной конструкции.
Существует 2 основных типа суппортов:
- Фиксированные;
- Плавающие.
Разница между ними – в расположении, количестве поршней и в принципе крепления. Фиксированный крепится к цапфе жестко, а плавающий монтируется таким образом, что он имеет возможность перемещаться в направлении, противоположном движению поршня, смещаться внутрь, чтобы наружная тормозная колодка могла прижаться к тормозному диску.
О преимуществах той или иной конструкции говорить не приходится, просто каждая из них имеет свое назначение:
- Фиксированные оснащены большим количеством поршней, они больше по размеру и тяжелее. Такие – лучше подходят для работы в жестких условиях, так как допускают большее число экстренных торможений до перегрева;
- Плавающие же – более компактные, лучше охлаждаются, имеют меньшее число движущихся деталей, а значит меньше подвержены износу. Они актуальнее для гражданского авто – легко применяются с «ручником».
Как выбрать тормозную систему?
Учитывая все вышесказанное, ориентироваться следует, прежде всего, на стиль вождения. Если вы передвигаетесь быстрее основного потока, предпочитаете высокие скорости – вам нужны усиленные тормоза, с составными (не цельными) перфорированными дисками и многопоршневыми суппортам. Такая система обеспечит:
- Возможность длительного использования при максимальных нагрузках и любых погодных условиях;
- Точное, дозированное торможение с любых скоростей;
- Высокий срок службы всех деталей.
Что касается производителей – сегодня на российском рынке представлены в основном товары иностранных брендов. Среди них первые места занимают,
- Brembo;
- DBA;
- AP Racing.
Но есть и отечественные производители. Компания High Performance Brakes – одна из них, находится на рынке с 2012 года и за относительно недолгую историю развития получила признание у многих автовладельцев благодаря надежности и хорошему качеству выпускаемой продукции. В ассортименте HPB автовладельцы смогут найти все необходимое для усовершенствования или замены штатных тормозов, на колеса любого диаметра и для решения разных задач.
Выбирая новые тормоза, задумываясь, какая тормозная система лучше, важно помнить, что сэкономить – не получится. Здесь не может быть дешевых вариантов, любой предлагаемый комплект стоимостью ниже $1000 может оказаться некачественным. Но, понять это получится, скорее всего, в самый неподходящий момент. Поэтому покупайте изделия зарекомендовавших себя производителей, которые могут гарантировать эффективную работу своей продукции.
Топ 15 лучших тормозных дисков на 2020 год (Рейтинг)
В данном обзоре мы расскажем о лучших тормозных дисках, посоветуем, какие выбрать для своего авто. Обязательно учитывайте доступный бюджет, стиль вождения и фирму изготовителя.
- Виды тормозных дисков
- Как узнать, когда нужна замена дисков
- Рейтинг бюджетных тормозных дисков
- NIPPARTS
- AVANTECH
- BOSCH
- NIBK
- FERODO
- Диски средней ценовой категории
- BLUE PRINT
- MASUMA
- SCHNEIDER
- LUCAS (TRW)
- BREMBO
- Лучшие диски Премиум класса
- FREMAX
- DBA
- ATE
- OTTO ZIMMERMANN
- EBC
- Какие тормозные диски лучше поставить
Виды тормозных дисков
При выборе тормозных дисков в первую очередь учитывают их тип.
Вентилирумые автомобильные диски
Первая категория тормозных дисков для авто – вентилируемые. Вентилирумые передние тормозные диски отвечают за качественное охлаждение, содержат пару пластин равных размеров, соединенных друг с другом несколькими перемычками. Между пластинами есть зазор воздуха – около 1 см. Этот зазор отвечает за отведение тепла в процессе торможения.
В некоторых перемычках дисковые элементы изогнутые – в ходе вращений они становятся похожими на лопастные части вентилятора, рассеивающие тепло.
Перфорированные диски авто
В них по периметру высверлены десятки разноразмерных отверстий. Степень эффективности в разы ниже, чем визуальные характеристики. В состав рабочих колодок входит вещество – скрепитель, которое будет распадаться при воздействии повышенных температур. Отверстия снижают площади трения, отведения тепловой энергии, что негативно сказывается на эксплуатационных характеристиках.
Также отверстия выполняют роль точек напряжения. Итог – появление трещин и прочих дефектов.
Вентилируемые тормозные диски с насечками
Функции насечек аналогичны отверстиям в перфорированных моделях. В каждом повороте насечки очищают поверхности трения от загрязнений. Края колодок цепляются хорошо, но сама колодка может выходить из строя раньше времени. Насечки лучше обычной перфорации, но и стоят дороже. Применять их есть смысл, разве что, в паре с колодками высокого качества.
Как узнать, когда нужна замена дисков
Первые признаки износа узлов:
- после нажатия на педаль, тормоза блокируются;
- при остановке движения, слышен характерный скрежет;
- отмечаются рывки, вибрации, появились посторонние звуки;
- визуально заметы трещины, сколы и другие дефекты.
Провести тест тормозных дисков можно самостоятельно, используя штангенциркуль. Также рекомендуем заглянуть в руководство по эксплуатации, изучить рекомендации производителя и следовать им при оценке состояния изделий. Если необходимо, обратитесь на СТО.
Износ определяют обычно прямо в гараже после предварительного снятия колес. В зависимости от результатов проверки, их меняют своими силами, либо отправляются в сервис. Погрешности вроде неравномерного износа, неоднородной толщины, убирают в ходе проточки. При короблении ничего не поможет, нужна замена.
Рейтинг бюджетных тормозных дисков
По стоимости, все тормозные диски условно делятся на 3 категории.
- диски эконом класса;
- бюджетные модели;
- диски Премиум класса.
Первыми в рейтинге тормозных дисков для иномарок приведем ТОП моделей эконом-категории. Дешево – не всегда плохо, но особенности таких вариантов нужно учитывать.
NIPPARTS
Если не знаете, какие недорогие тормозные диски выбрать лучше всего, обратите внимание на модель известного нидерландского бренда. Каждое изделие идет с сертификатами соответствия, ассортимент постоянно расширяется.
На производстве организован жесткий контроль качества, поэтому объемы брака минимальные.
Преимущества:
- долговечные;
- прочные;
- надежные;
- гарантируют своевременное торможение.
Недостатки:
- сравнительно небольшой срок службы (но он окупается ценой);
- скромный модельный ряд.
Стоимость составляет около 2200 рублей.
AVANTECH
В сравнении тормозных дисков бюджетной категории, хорошо себя показала эта продукция южнокорейского концерна. Лучше любой рекламы о качестве изделий говорит сотрудничество с легендарным концерном Мицубиши Моторс.
При изготовлении японских тормозных дисков применяется сверхпрочный чугунный сплав с примесями углерода, а также краска с функцией защиты от коррозии.
Преимущества:
- стойкость к перегреву хорошая;
- разрушения, деформации при повышенных нагрузках исключены;
- шумность, вибрации во время работы минимальные.
Недостатки:
- средний срок службы;
- пригодность для спокойной езды.
Стоимость сравнительно невысокая, в том числе для своей категории, около 1800 рублей за штуку.
BOSCH
Это немецкая фирма по изготовлению тормозных дисков. Вы можете смело выбирать данную продукцию и быть уверенным, что она прослужит вам максимально долго. Концерн Бош много времени тратит на стендовые испытания готовых изделий и делает это не зря – каждый сошедший с конвейера дисковый механизм, отвечает текущим стандартам на 100%. Компания поставляет товар на рынки напрямую в свободную продажу, сотрудничает с крупнейшими автопроизводителями.
Преимущества:
- доступность в продаже;
- гарантированно высокое качество;
- долговечность;
- хорошее торможение.
Недостатки:
- лучше всего показывают себя при умеренной езде;
- экстренное торможение приводит к снижению рабочих показателей.
Подойдут решения для авто производства Европа, Азия, идеальны для условий города.
Стоимость около 1900 рублей.
Одни из лучших тормозных дисков японского производства, еще и по демократичной цене. Концерн работает с 1998 года, известен выпуском качественного и сравнительно недорого товара. Работает на потребности внутреннего и внешнего рынка. Отзывы о тормозных дисках NIBK хорошие.
Преимущества:
- отлаженная работа сервисных центров, что особенно актуально для России;
- максимальное качество выпускаемой продукции;
- низкие цены.
Недостатки:
Стоимость около 3000 рублей.
FERODO
Английская марка, гарантирующая максимальный рыночный охват. Поскольку компания работает только с тормозными системами, она уделяет максимальное качество выпускаемым изделиям. Антикоррозийные модели серии Коат+ имеют улучшенные эксплуатационные характеристики.
Преимущества:
- долговечность;
- стойкость к коррозии;
- соответствие стандартам.
Недостатки:
Цена – около 1500 рублей.
Диски средней ценовой категории
Средний сегмент – своего рода золотая середина в плане соотношения цены и качества. Такие модели надежные, долговечные, сравнительно недорогие. Какие тормозные диски лучше поставить – премиум или средней ценовой категории? Все зависит от доступных финансовых возможностей.
Если хотите, готовы платить за имя, бренд, дополнительные гарантии, можно делать это, если нет, хватит и обычных моделей. Расскажем, из чего сделаны тормозные диски, изделия какой фирмы будет лучше купить, приведем отзывы экспертов.
BLUE PRINT
Хорошие передние и задние модели с минимальным тормозным путем. Ассортимент производителя широкий, в нем есть решения для всех марок авто. Производственные базы английской марки находятся в Южной Корее. Система контроля качества на производстве реализована строгая, активно внедряются инновационные технологии, отвечающие передовым стандартам.
Сделаны изделия из стали высокого качества. Перфорация выполнения с применением передовых технологий.
Преимущества:
- диски Blue print – гарантия комфортного безопасного движения на дорогах;
- нет лишних шумов, вибраций;
- короткий тормозной путь.
Недостатки:
- диски хорошо показывают себя только в городских условиях;
- быстрый износ при неблагоприятных факторах среды.
Цена – около 2350 рублей.
MASUMA
Японская марка, известная минимальным процентом брака. Стоимость деталей средняя, при этом соответствие текущим стандартам будет максимальным. Концерн давно работает с Ниссан, Хонда, Тойота, другими известными автопроизводителями.
Преимущества:
- хорошая надежность;
- стойкость к коррозии;
- цены доступные.
Недостатки:
Подделки на рынке встречаются не редко. Поэтому нужно визуально оценивать качество приобретаемой продукции, сверять надписи и коды. Стоимость – в районе 3700 рублей.
SCHNEIDER
Лучшая в своей категории гоночная серия немецкого бренда. Диски созданы для решения задач экстремального вождения. Они содержат вентиляцию, перфорацию, которые снижают негативное воздействие скачков температур, удаляют газы из области трения колодок с диском. Отличные параметры сочетаемости будут с колодками ТМ Феродо или другого производителя, главное, чтобы они были заточены под экстремальное вождение.
Главная особенность дисков ТМ Shneider – реберная прямая структура, она обеспечивает оптимальную траекторию прохождения воздушного потока.
Преимущества:
- направленный поток воздуха;
- высокие показатели пуска;
- долговечность;
- хорошие параметры в условиях агрессивных сред.
Недостатки:
- диски приводят к ускоренному износу тормозных колодок;
- в условиях города модели всего потенциала просто не раскроют.
Цена – около 3700 рублей.
LUCAS (TRW)
Качество этих немецких тормозных дисков проверено временем. Оттенок – глянцевый, черный, поэтому обработка маслом, антикоррозийным составом не обязательны. Представлены в ассортименте специальные модели с повышенной теплопроводностью – легкие, со стабильным торможением, не подверженные перегреву.
Преимущества:
- большой выбор моделей;
- передовые характеристики;
- стабильное торможение.
Недостатки серии стандарт:
- сокращенный эксплуатационный ресурс в сравнении с аналогами;
- недолговечность глянцевых поверхностей.
Цена – примерно 2500 рублей.
BREMBO
Итальянская торговая марка, товары которой высоко востребованы на российском рынке. Товары бренда – золотая середина в плане цены и качества, в производственный процесс постоянно внедряются передовые технологии. Итог – износ поверхностей снижается, гарантийный период эксплуатации увеличивается.
Преимущества:
- широкий модельный ряд;
- современные технологии;
- наличие версий для спорткаров.
Недостатки:
Цена в районе 2600 рублей.
Лучшие диски Премиум класса
Для достижения оптимальных показателей – цены, качества и долговечности – купите диски премиум категории. Стоят они дорого, но это оправдано до копейки.
FREMAX
Бразильский бренд в сравнениях разных моделей дисков показывает отличные результаты. Именно FREMAX – главный поставщик концерна Мицубиси. Компания гарантирует контроль качества на всех этапах производства, постоянно инвестирует в инновации. Продукция поставляется в уникальной упаковке из пластика с клапаном воздушного типа. Обезжиривать до установки дисковые поверхности не нужно – можно сразу устанавливать.
Преимущества:
- долговечность;
- безопасность;
- прочность;
- надежность;
- простая установка.
Недостатки:
Цена, несмотря на премиальный сегмент, лояльная, и составляет примерно 3000 рублей.
Супертехнологичные конструкции производства Австралия. Они идеальны для экстремальной манеры вождения, эффективно охлаждаются, устойчивые к перегревам.
Преимущества:
- износ равномерный, медленный;
- хорошая стойкость к перегревам;
- насечки и перфорация гарантируют максимальную эффективность системы на случай попадания на изделия влаги.
Недостатки:
Цена: самые простые модели стоят от 4000 рублей.
Следующие в рейтинге тормозных дисков для иномарок – изделия АТЕ. Концерн обеспечивает нужды большей части современного авторынка. В продаже есть стандартные и тюнингованные типа Пауэрдиск модели, которые спокойно переносят температуры до 800 градусов. Возможно, это за счет особой конструкции и инновационной системы охлаждения.
Преимущества:
- максимальная стойкость к износу;
- большой выбор моделей;
- долговечность.
Недостатки:
Цена – от 2900 рублей.
OTTO ZIMMERMANN
Качественные диски производства старого немецкого концерна. Продукция существует на рынке без малого 100 лет. Ценовая политика адекватная, хотя есть изделия подешевле, зато качество товара максимальное. Есть серии для городского, экстремального вождения. Устанавливаются дисковые элементы в основном на авто Фольксваген.
Преимущества:
- высокая технологичность;
- значительный ассортимент моделей;
- большой диапазон цен.
Недостатки:
- сотрудничает производитель с немецкими автоконцернами, в свободную продажу тормозные диски почти не поступают;
- дороговизна.
Цены – от 5000 рублей.
Выбор для профессионалов – дорогой, зато идеальный во всех отношениях. Качество торможения максимальное, для скоростной езды диски подходят идеально. В продаже представлены разные линейки – для городского, загородного, скоростного вождения, пр. Качество отвечает уровню и не вызывают нареканий.
Преимущества:
- большой выбор моделей;
- долговечность;
- неизменные эксплуатационные характеристики в течение всего срока эксплуатации;
- неприхотливость к условиям среды.
Недостатки:
Цена – от 4000 рублей.
Какие тормозные диски лучше поставить
После изучения рейтинга тормозных дисков для иномарок по ценовым категориям, вам будет проще сделать правильный выбор.
Основные факторы, которые нужно учесть при покупке:
- тип колодок;
- предпочитаемый стиль езды;
- возможности устройства.
Тормозные диски лучше ставить те, которые соответствуют стилю вождения.
- Если стиль вождения умеренный, лишен неожиданных, резких маневров, скорость невысокая, автомобиль относится к средне ценовому или бюджетному сегменту, можно будет остановиться на дисках типа эконом. Стандартный выбор – цельные без перфорированных отверстий.
- При агрессивной манере вождения, частом использовании авто на значительных скоростях, есть смысл выбрать диски подороже, например, с насечками, перфорацией. Сплавы, конструкция позволяют осуществлять качественное точное торможение в сложных условиях.
Зависимость ресурса тормозных дисков от колодок непосредственная – они должны соответствовать по бренду, классу износостойкости или технологии изготовления. Отсутствие совпадений не делает применение деталей в комплексе невозможным, но сократит ресурс. Пара колодки низкого качества и дорогой диск приводят к быстрому выходу из строя обоих.
Оптимально учитывать при покупке геометрию тормозного диска. Чем больше диаметр изделия, тем выше будут показатели отведения тепла.
Предусмотрены ограничения по диаметру дисков, толщине. Вентилируемый характер изделий очень желателен, особенно для кроссоверов, внедорожников. Наличие воздуховодов, охлаждающих тормоза, повысит эффективность торможения. Соответствие габаритов намного важнее, чемфирма тормозных дисков.
Анализ рассмотренных факторов позволит выбрать оптимальные в плане цены-качества решения. Наименее долговечные – перфорированные модели, за ними следую изделия с насечками, сплошные вентилируемые. Стандартные перфорированные варианты устанавливают на легких моделях машин, если водитель выбирает умеренный стиль вождения, делает акцент на эстетике.
Правильный выбор по ТОПу тормозных дисков и основным рабочим параметрам – залог не только безупречной эстетики, но и безопасности.
Сравнительные характеристики дисковых и барабанных автомобильных тормозов
Те, кто активно следит за тенденциями современного производства легковых автомобилей, знает, что преимущественно все нынешние машины с завода оснащаются дисковыми тормозными механизмами.
Барабанные тормоза автомобиля
При этом количество машин, у которых сзади стоят барабанные тормоза, достаточно внушительное. Это оставляет открытым вопрос их устройства, принципа работы, преимуществ и недостатков по сравнению с конкурентом.
Автовладельцы, которые лишь недавно оказались за рулём, не всегда даже могут ответить на вопрос о том, какие именно тормозные узлы установлены на его машине. А ведь между ними есть заметная разница, они отличаются конструктивно, имеют разные период обслуживания и службы, да и по финансовым затратам разнятся.
Как работают тормозные механизмы
Прежде чем изучить плюсы и минусы, которыми характеризуются дисковые и барабанные автомобильные тормоза, нужно понять общий принцип их работы.
Необходимость в использовании тормозных систем появилась практически одновременно с появлением наземных транспортных средств. Причём это касается не только машины, но и более ранних велосипедов или даже повозок.
Чтобы решить поставленную задачу, было принято решение использовать пару трения. В ней одной частью выступает колесо, а второй специальная накладка. Чаще всего её называли колодкой, но также применялись термины типа башмак или планка. Он названия суть не менялась. Подобные механизмы назывались колодочными тормозами. А когда второй частью пары трения оказывалась гибкая замкнутая лента, речь шла уже о ленточных тормозах.
С течением времени менялась конструкция механизмов и материалы, которые в них использовались. Причём среди тех разработок были крайне удачные и эффективные решения.
Если говорить о ленточных узлах, то они появились только в начале 20 века, но не стали чем-то популярным и распространённым. Хотя в своё время их характеристики превосходили колодочные аналоги.
Перспективы колодочных тормозных систем были куда лучше и светлее. В итоге появилось две ключевые разновидности колодочных узлов. Разница заключалась в том, какой именно элемент применялся для прикладывания тормозного усилия. Сейчас все их прекрасно знают как дисковые и барабанные тормоза. Они имели свои плюсы и минусы. В барабанных использовались барабаны, а в дисковых — диски.
Дисковые узлы были созданы в 1902 году. Но на то время инженеры использовали только пару трения из металлических изделий. Тогда попросту ещё не существовало более подходящих материалов. Как результат, при соприкосновении двух металлических поверхностей тормозной эффект возникал, но параллельно появлялся сильнейший скрип. А когда между металлами оказывалась влага, эффективность работы дисковых систем заметно падала.
Из-за этого на практике более эффективными оказались барабанные изделия. Только спустя несколько десятилетий, когда автомобильным инженерам удалось найти более подходящую пару трения, качество дисковых систем вышло на совершенно новый уровень, вытеснив барабанные аналоги. Хоть и не полностью.
Барабанные тормоза
Сравнивая дисковые и автомобильные барабанные тормоза, а также изучая их плюсы и минусы, не лишним будет рассмотреть конструктивные особенности и принцип работы. Начнём с барабанных.
Устройство барабанного тормоза
Если смотреть на упрощённую схему, то барабанные узлы состоят из:
- тормозной колодки;
- тормозного барабана;
- рабочего цилиндра;
- пружины.
Барабан имеет жёсткое крепление на ступице автомобильного колеса, что позволяет создать между ними общую ось вращения. Вдоль боковой стенки внутри барабана предусматривается установка пары тормозных накладок. Эти колодки имеют полукруглую форму. Между этими накладками монтируется рабочий цилиндр, оснащённый парой поршней. Причём крепление осуществляется неподвижное в отношении к колесу, которое вращается.
Когда тормозная жидкость попадает в середину цилиндра под высоким давлением, рабочие част поршней обеспечивают раздвигание накладок. Аналогичное перемещение происходит по системе пружинных тяг и образуется в разрыве, противоположном расположению гидроцилиндра. Как результат накладки начинают прижиматься к барабану, который при этом вращается.
Система возвратных пружин позволяет вернуть механизм в исходное положение, предусмотренное до совершённого торможения, когда водитель перестаёт давить на тормозную педаль. С помощью регулирования механических тяг можно контролировать и менять зазоры между тормозными накладками и внутренней барабанной поверхностью.
Когда автомобиль тормозит, создаётся большое количество тепла. Оно способно негативно влиять на надёжность и функциональное состояние барабанных механизмов. Поскольку боковые внутренние поверхности барабанов обладают более высокой теплопроводностью в сравнении с накладками, происходит рассеивание образующегося теплового потока в окружающей среде.
Выбирая материалы, используемые в составе пары трения на барабанных системах, к ним следует предъявлять повышенные требования. А именно:
- Тормозные барабаны рекомендуется изготавливать на основе высокопрочного чугуна. Этот металл устойчивый к износу и дополнительно отличается сравнительно низкой стоимостью.
- Материалом накладок долгое время выступал состав, содержащий в себе асбест. Но его признали опасным для окружающей среды. В итоге производители перешли на композитные материалы. Но их состав компании стараются тщательно скрывать.
Барабаны имеют сравнительно простую схему и принцип работы. Плюс барабанные тормоза оказываются дешевле в производстве, нежели дисковые. Но где есть плюсы, есть и свои минусы.
Дисковые тормоза
Когда речь заходит о том, какие же тормоза лучше, предлагая для сравнения дисковые и барабанные узлы, многие склоняются к дисковым. Именно тормозные диски обеспечивают эффективное и чёткое торможение для автотранспорта.
Дисковые тормоза автомобиля
Если изучить конструкцию, то подобные узлы состоят из:
- колодки;
- гидропровода;
- диска;
- поршня;
- защитного экрана;
- шпильки;
- ступицы.
Чтобы понять ключевые преимущества дисковых автомобильных тормозов перед барабанными, следует внимательно разобраться в устройстве и принципе работы.
Как и в случае с барабанами, у дисковых систем есть элемент, к которому прикладывается создаваемое при нажатии соответствующей педали тормозное усилие. В рассматриваемом случае это диск. Он прочно фиксируется на колёсной ступице и получает общую ось вращения с ней. Но здесь есть важное отличие в сравнении с барабанными узлами. В дисковых системах усилие приходится не на торцевую поверхность диска торможения, а на боковую.
Суппорт крепят на неподвижной, если говорить относительно вращающейся покрышки, части. Этот элемент необходим для установки гидроцилиндра и накладок торможения. Плюс суппорт осуществляет перемещения последних по специальным направляющим в заранее предусмотренном конструкторами диапазоне.
Накладки монтируются с двух сторон относительно оси вращения диска. Они словно клещами начинают сжимать его в процессе торможения.
Ещё одним отличием дисковых узлов является встречное направление тепловых потоков, что нехарактерно для барабанов. Тепло отводится непосредственно в окружающую среду, и это происходит сразу. Чтобы повысить эффективность теплоотвода, на поверхностях тормозных дисков изначально присутствуют специальные отверстия и канавки.
Для производства рабочих поверхностей в составе дисковых тормозов применяются аналогичные барабанным материалы. Только требования к ним более жёсткие, что обусловлено большей нагруженностью.
А чтобы окончательно понять, чем барабанные автомобильные тормоза лучше или хуже, нежели дисковые, следует объективно взглянуть на их плюсы и минусы.
Разница между тормозами
Целый ряд автолюбителей интересуются, какие же тормоза лучше для машины – дисковые или барабанные. Хотя системы были созданы примерно в одно и то же время, они поочерёдно вытесняли друг друга.
Сначала разница в эффективности работы тормоза привела к тому, что дисковые оказались менее полезными, нежели барабанные. Но во многом это связано с отсутствием подходящих материалов.
Затем появляющиеся отличия начали действовать в пользу дисков, вытесняя уже устоявшиеся на то время барабанные тормоза. В настоящее время в приоритете оказались именно дисковые узлы. Хотя нельзя исключать и того, что когда-то ситуация снова поменяется.
Достоинства дисковых узлов
Конструктивная разница, актуальная между дисковыми и барабанными тормозами, уже была внимательно рассмотрена. Теперь следует поговорить о достоинствах каждого из представленных вариантов.
Ключевые преимущества дисковых систем связаны с особенностями расположения тормозных накладок и условиями эксплуатации.
- За счёт встречных тепловых потоков материалы равномерно расширяются от нагрева и так же равномерно прижимаются накладки. Контакт с окружающей средой даёт неоспоримое преимущество в виде эффективного теплообмена.
- Конструктивные особенности дисков и их теплообменные характеристики позволяют акцентировать внимание на таком важном достоинстве как более качественное охлаждение. Для дисковых узлов перегрев менее характерен, чем в случае с барабанами.
- Изменения в зазорах между рабочими поверхностями при торможении объясняются симметричными воздействиями. От этого зазоры способны саморегулироваться. У барабанных воздействия являются асимметричными, а потому здесь возникает необходимость в периодической регулировке зазоров.
- В дисковых узлах не происходит накапливание продуктов трения. Эти механические частицы считаются очень опасными, поскольку ускоряют износ и нарушают плотность прилегания.
Дисковый тормоз на автомобиле УАЗ
Современные узлы торможения оснащаются гидравлическими и механическими системами. А за последние годы активно внедряются электронные разработки, наиболее ярким примером среди которых считается ABS, то есть антиблокировочная система.
Учитывая конструктивные особенности, именно дисковые тормозные механизмы значительно лучше адаптированы под установку электроники. Барабанные в этом компоненте существенно уступают.
Преимущества барабанных тормозов
Здесь же основные достоинства формируются на основании того, что пара трения изолируется от пагубного воздействия со стороны внешней окружающей среды.
Вряд ли стоит спорить о том, что эффективность процесса торможения выше у дисковых узлов. А вот стоимость обслуживания заставляет владельцев машин с дисковыми тормозами завидовать водителям авто с барабанными механизмами.
Принимая во внимание практичность обеих тормозных механизмов, поставить знак равенства между ними нельзя, поскольку определённое преимущество именно на стороне дисковых тормозов.
Но и барабанам есть несколько козырей в виде следующих преимуществ:
- Когда дисковые тормоза интенсивно тормозят и попадают в воду, за счёт открытости конструкции есть вероятность деформации тормозного диска и появления термических повреждений. В итоге узел постепенно разрушается. Для барабанов такая проблема не является актуальной.
- Между дисками есть зазоры, куда могут попадать различные частицы с абразивными свойствами. В основном это касается песка, грязи и пыли. Это ведёт к активному износу тормозных накладок. У барабанных износ не столь интенсивный, и имеется защита от абразивных компонентов.
- Ремонт и обслуживание барабанных узлов требует меньше сил и денег. А это для многих автомобилистов весомый аргумент.
Сугубо по показателям эффективности торможения с небольшим отрывом выигрывают дисковые системы. При этом нельзя сказать, что барабаны значительно хуже. У них имеются собственные козыри.
Если дорогие иномарки комплектуются всегда дисковыми узлами на всех колёсах, то для более бюджетной категории практикуется принцип комбинирования. Это отличное решение, позволяющее снижать себестоимость машины, не жертвуя качеством работы тормозных систем. В итоге на многих автомобилях можно встретить ситуации, когда сзади стоят барабанные узлы, а впереди располагаются диски.
https://hp-brakes.ru/2019/05/kakaya-tormoznaya-sistema-luchshe/
https://remontautomobilya.ru/top-15-luchshix-tormoznyx-diskov-rejting.html
https://rating-avto.ru/variant/diskovyie-ili-barabannyie-tormoza.html