Содержание
Все, что вы хотели знать о тормозной жидкости: виды, составы, выбор, проверка уровня, замена и другие нюансы
Тормозная жидкость – это одна из важнейших жидкостей автомобиля. От её качества зависит не только работа автомобильной тормозной системы, но и безопасность водителя и пассажиров. Тормозная жидкость мгновенно передаёт усилие от одного главного тормозного цилиндра к четырём тормозным цилиндрам колёс.
В тормозной системе задействована жидкость из-за того, что она хорошо проводит давление, так как несжимаема. Казалось бы, нужно взять воду, но физические процессы в автомобиле не позволяют этого сделать. Здесь переходит энергия движения в тепловую энергию. Цилиндры подвергаются сильному нагреву, жидкость закипает и какая-то её часть переходит в пар. Но пар может сжиматься, поэтому такой переход жидкости в газообразное состояние недопустим. Вывод: чем выше температура кипения жидкости в тормозной системе, тем ниже вероятность отказа тормозов.
Вода закипает при 100 градусах, а оптимальная тормозная жидкость при 200-300 градусах Цельсия. Вода со временем абсорбирует молекулы воды, что приводит к снижению температуры её кипения. Поэтому тормозную жидкость надо заменять каждые 2-3 года, а порой и раз в год.
Основами для тормозной жидкости могут служить:
- Полигликоли и их эфиры
- Кислота борная
- Силиконы
- Бутиловый спирт и касторка (БСК)
Могут входить в состав тормозной жидкости антикоррозийные добавки и антиоксиданты.
Свойства, которыми обладают тормозные жидкости:
- Теплостойкость
- Вязкость
- Гигроскопичность
- Смазывающее свойство
- Антикоррозийность металлов
Жидкость не должна быть слишком вязкой, это затруднит её циркуляцию в тормозной системе. А чрезмерно густой тормозную жидкость делает низкая температура, особенно когда жидкость уже впитала в себя много воды. Следовательно, чем ниже гигроскопичность, тем качество тормозной жидкости выше.
Какую тормозную жидкость выбрать?
Существуют различные виды тормозных жидкостей, с их достоинствами и недостатками:
- Минеральные тормозные жидкости . Сюда входит БСК, о которой уже говорилось. В её составе касторовое масло и бутанол. Красновато-оранжевый цвет. Защищает и смазывает детали автомобиля хорошо, негигроскопична. Но уже при 115 градусах кипит. Поэтому она противопоказана дисковой системе торможения. При 20 градусах ниже нуля такая жидкость становится слишком вязкой. Если в минеральную жидкость добавить гликолевую, то разбухнут резиновые детали гидропровода, касторовое масло превратится в сгустки.
- Гликолевые тормозные жидкости . Высокая температура закипания. Оптимальная вязкость и смазывающая способность. Но высокая гигроскопичность. Следовательно, со временем, температура кипения снижается, при низкой температуре вязкость повышается, антикоррозийные свойства становятся хуже. Пример такой жидкости – DOT (с маркировкой 3, 4, 4+ ,5.1).
- Силиконовые тормозные жидкости . Температура почти не влияет на вязкость этой жидкости. Хорошо передаёт усилие в условиях максимально низких и экстремально высоких температур. Реакций с деталями автомобиля нет. Негигроскопична. Смазывающая способность очень низкая. С другими тормозными жидкостями смешивать нельзя.
Разные виды тормозных жидкостей смешивать в тормозной системе нельзя, можно только заменять одну на другую. В старых машинах сильно взаимодействует гликолевая тормозная жидкость с резиновыми деталями. Поэтому, чтобы не пришлось заменять эти детали, лучше заливать в такие автомобили минеральные тормозные жидкости.
Как можно проверить уровень?
Основной показатель – сработавший датчик на приборной панели. Но если он долго не срабатывает, это должно настораживать. Из-за плохих контактов он может быть неисправным. Поэтому лучше иногда открывать капот, заглядывать под него и проверять уровень жидкости в основном цилиндре тормозной системы. Он находится обычно в стороне водителя. Уровень жидкости должен находиться между минимальной и максимальной метками.
Замена тормозной жидкости
В автосервисе это очень быстро — минут 15. Если у автомобиля нет интегральной автоблокировочной системы, то возможна самостоятельная замена жидкости. Самому лучше это сделать на яме или эстакаде. Займёт пару часов. Понадобится помощник, который будет прокачивать тормоза. Заранее необходимо изучить схему системы торможения своего авто. Её описание можно найти в руководстве пользователя ТС. Последовательность действий определяется схемой контуров автомобиля.
Сначала снимают колёса. Шприцем выкачивают всю жидкость из бачка и наливают новую. Сверху бачок накрывают плотной тканью, чтобы вода из воздуха не впитывалась жидкостью.
Далее откручиваются ключом штуцеры на колёсах, сливается старая тёмная тормозная жидкость. Когда потечёт более светлая (свежая) жидкость, штуцер закручивают и теперь в бак доливают новую жидкость. Этот процесс повторяют на каждом колесе. После замены жидкости на колёсах, переходят к бачку главного тормозного цилиндра, доливают его, закрывают.
После этого тормоза надо прокачать. Цель прокачки – спустить весь воздух, попавший в тормозную систему. О наличии воздуха свидетельствует большой и лёгкий ход педали тормоза.
Открывается штуцер выпуска воздуха, на него надевается прозрачная трубка, другой конец которой опускается в банку с тормозной жидкостью. Помощник в это время нажимает на педаль до упора при отвёрнутом штуцере. Жидкость стекает в банку. Штуцер заворачивается и педаль отпускается. Затем жидкость снова доливается. Повторяется это, пока в стекающей жидкости не останется пузырьков воздуха. Затем снимется шланг, и штуцер закрывается колпачком. Все эти действия повторяют и на других колёсах в таком порядке: правое заднее, левое заднее, правое переднее, левое переднее.
Что нужно знать о тормозной жидкости?
- Тормозная жидкость необходима для работы гидравлической тормозной системы, как электричество в электроприборах.
- Исходя из вида тормозной жидкости, её нужно менять раз в 1-3 года.
- Высокое качество тормозной жидкости зависит напрямую от её высокой теплостойкости и низкой гигроскопичности.
- Вид тормозной жидкости зависит от типа машины и года её выпуска.
- Количество тормозной жидкости в системе необходимо держать под контролем.
- Чтобы сменить тормозную жидкость самостоятельно на яме или эстакаде, нужно: пара часов времени, медицинский шприц, банка для слива старой жидкости, тормозные шланги для прокачки.
В следующем видео вам ещё раз приведут схему и расскажут о принципе работы тормозной системы автомобиля, изложат основные требования к тормозным жидкостям и приведут полную классификацию по нескольким факторам. Все очень наглядно и интересно, буквально разложено по полочкам. Убедитесь сами:
Свойства и особенности тормозной жидкости — критерии выбора
Тормозная жидкость – это вещество, передающее давление в гидравлической системе тормоза. Ее несжимаемость – свойство, которое помогает останавливать автомобиль.
- Свойства и особенности тормозной жидкости
- Виды тормозных жидкостей
- Масляная
- Гликолевая
- Силиконовая или ДОТ 5
- Когда менять тормозную жидкость и какая тормозная жидкость лучше
- Объем жидкости для замены
- Какие тормозные жидкости смешиваются
- Подведем итоги
Свойства и особенности тормозной жидкости
При нажатии на педаль тормоза давление посредством жидкости поступает по трубкам к рабочим цилиндрам. Те давят на колодки и прижимают их к тормозным дискам. Чем сильнее давление на педаль, тем быстрее останавливается автомобиль.
Основные характеристики вещества в тормозной системе представлены в таблице.
Виды тормозных жидкостей
В мире существует 3 основных стандарта – американский, европейский, японский. В России прижился стандарт, разработанный департаментом транспорта США.
Тормозная жидкость также классифицируется по виду основы.
Масляная
Изготавливается на основе масел, производитель делает ее зеленой по цвету, чтобы не смешивали с другими. Применяется только для автомобилей, конструкция которых это допускает. Распространения в России не имеет.
Гликолевая
Получила признание на российском рынке. Оттенок составов варьируется от бесцветного до янтарного. Подходит под все требования автопроизводителей.
На прилавках магазинов и авторынков можно встретить смеси разных классов – ДОТ 3, 4, 5.1. Они отличаются температурой закипания:
- ДОТ 3 свежего разлива закипит при 205°С. Из-за набора влаги температура кипения снижается до 140°С.
- Минимальная точка закипания жидкости класса ДОТ 4 и выше в сухом состоянии составляет 230°С. Если она набрала влагу, показатель уменьшается до 155°С.
Гликолевые составы имеют один недостаток – гигроскопичность или свойство впитывать влагу из воздуха. Постоянные перепады температур при эксплуатации являются одной из причин гигроскопичности. Из-за этого смесь теряет свои первоначальные характеристики:
- закипает быстрее (впитывание влаги на 3,5% повлечет снижение температуры закипания на 30%);
- начинает густеть при температурах ниже -20°С;
- становится агрессивной к металлам;
- теряется часть смазывающих свойств.
Вследствие этого увеличивается износ уплотнителей системы.
Распространенные причины скрипа тормозов при торможении — что делать водителю читайте здесь.
Силиконовая или ДОТ 5
Такие составы изготавливаются на основе кремниевых соединений, окрашиваются в розовый или красный цвет. Имеют меньшее распространение по сравнению с гидрогелевыми. Предназначены для нагруженных тормозных систем. Главной особенностью является отсутствие гигроскопичности.
У силиконового ДОТ 5 по стандарту предельный градус кипения начинается от 260°С. К преимуществу можно отнести сохранение текучести даже при -100°С.
Когда менять тормозную жидкость и какая тормозная жидкость лучше
Срок замены жидкости зависит от ее основы:
- Минеральные. Состояние можно оценить по изменению цвета при накоплении продуктов износа. Смена необходима при изменении цвета.
- Гликолевые. Гигроскопичны, поэтому их необходимо менять раз в 2-3 года или через 50-60 тыс. км пробега. Главный показатель для замены – набор влаги более 3,5%. Определяется это специальным прибором.
- Силиконовые. Так часто, как гликолевые, замены не требуют. Они не гигроскопичны. Но влага может накапливаться отдельными каплями в изгибах тормозной системы. Это приводит к коррозии таких мест. Поэтому рекомендуется обновлять состав раз в 5 лет.
При несвоевременной замене происходит:
- снижение температуры кипения;
- ухудшение смазочных свойств;
- повышение износа материалов тормозной системы.
Если уровень жидкости в тормозном бачке упал, а на приборной загорелась сигнальная лампа, необходимо проверить состояние системы. Возможен предельный износ колодок или утечка. В таком случае необходимо посещение автосервиса или самостоятельная проверка состояния колодок, цилиндров и тормозных магистралей.
Тестер тормозной жидкости
Чтобы выбрать состав на замену отработанному, можно обратиться к сервисной книге производителя автомобиля. Там даны типы и объемы подходящих жидкостей. Это основной источник информации при подборе, а окончательно марку определяет владелец транспортного средства.
Объем жидкости для замены
Сколько нужно тормозной жидкости разных марок указано в таблице.
Как выбрать тормозную жидкость
Тормозная жидкость осуществляет одну из важнейших функций в автомобиле – передачу давления от главного тормозного цилиндра к рабочим колесным тормозным цилиндрам. По сути, она гарантирует работу гидропривода. Требования к качеству тормозных жидкостей всегда очень высоки, ведь система, в которой они работают, отвечает за безопасность водителя, других участников дорожного движения и пешеходов. Специалисты Avto.pro рассказывают, какой должна быть хорошая тормозная жидкость и продукции какой фирмы стоит отдать свое предпочтение.
Основные требования
К тормозным жидкостям требования очень жесткие. Во-первых , в системе гидропривода им приходится работать в условиях переменного давления и контактировать с деталями, которые выполняются из различных материалов. Получается, что жидкость не должна пениться, провоцировать деградацию деталей-уплотнителей, коррозию металла и т.д. Вне зависимости от условий эксплуатации идеальная тормозная жидкость должна быть чистой, иметь нужную вязкость и текучесть в широком температурном диапазоне. Во-вторых , по мере эксплуатации тормозной системы жидкости нагреваются до высоких температур. Особенно высок нагрев при интенсивном торможении. Если «тормозуха» требованием соответствует, она не может выйти на рынок автохимии.
Производитель тестирует тормозные жидкости в лабораториях. Вот что проверяется:
- Высокое качество смазывания внутренних поверхностей тормозных цилиндров;
- Неизменность свойств в различных условиях эксплуатации;
- Отсутствие реакций с материалами деталей-уплотнителей;
- Способность работать при температурах от -30 °C до 150 °C .
Как вы уже поняли, производитель считает хорошей только ту жидкость, о которой в перспективе водитель не будет вспоминать – она прекрасно справляется со своими задачами и поводов для беспокойства не вызывает.
Типы жидкостей тормозной системы
В прошлом предпринимались попытки сделать тормозные жидкости из одной только основы. Сегодня же основа составляет 92-98% объема, а остаток приходится на специальные присадки . Благодаря им состав не пенится и переносит воздействия высоких температур. Этот момент мы еще разберем, а пока разделим тормозные жидкости на типы:
- Минеральные . В таких тормозных жидкостях основа минеральная, за счет чего они не стоят больших денег, обладают хорошими смазывающими свойствами и не отличаются агрессивностью к уплотнителям. Серьезные минусы: высокая вязкость при низких температурах ( -20 °C и ниже), невысокая температура кипения. Тип считается устаревшим и в современные тормозные системы не занимается;
- Синтетика из полигликоля и эфиров . Сегодня такие жидкости наиболее распространены. Обладают серьезным недостатком: гигроскопичны. Впитывают влагу из окружающей среды, что ухудшает их свойства. Как результат, меняются параметры и возникает риск образования коррозии на металлических деталях автомобильного гидропривода. Обычно продаются в небольших емкостях, которые опорожняются в тормозную систему полностью;
- Синтетика из силикона . Такие жидкости негигроскопичны, однако, вступают в реакцию практически со всеми резиновыми уплотнителями. Также имеют особое требование: если вы решаетесь залить их в систему, нужно полностью удалить из нее воздух.
С уверенностью можно говорить о том, что первый тип не совмещается с остальными двумя. Силиконовую «тормозуха» в принципе не стоит мешать с любыми другими. В остальном, допустимым является смешивание жидкостей одинаковых типов. Даже этого делать, имея лучшую альтернативу, не стоит, поскольку в подобных смесях по-разному ведут себя присадки.
Подробнее о классификации
Кроме типов, производитель делит жидкости на классы по температурам кипения и кинематической вязкости:
- Температура . Чем она выше, чем реже появляются паровые «пробки» в условиях различных условиях эксплуатации тормозной системы. Если в системе много пара, усилие на педаль тормоза может не передаваться на главный цилиндр;
- Вязкость . Параметр описывает способность рабочей жидкости циркулировать в трубках и гидроприводе при крайних температурах, т.е. -40 °C и +100 °C . В наивысшей точке все современные тормозные жидкости после 2-3 эксплуатации имеют примерно одинаковую кинематическую вязкость, а вот в низшей – нет.
Исходя из этого была создана международная классификация по стандарту FMVSS № 116 . В ней можно увидеть понятия «сухой» и «увлаженной» жидкости:
- «Сухая» — это та жидкость, которая была только куплена и залита в систему;
- «Увлажненная» — успевшая набрать воды по ходу заливки и эксплуатации, вследствие чего ее эксплуатационные характеристики наименьшие.
Согласно классификации, «увлажненной» принято считать жидкость, содержащей в себе 3,5% воды. Столько она набирает в течение 2-3 лет эксплуатации.
Теперь взгляните на международную классификацию:
Разберемся с тем, что означает каждый класс с точки зрения эксплуатации относящейся к нему жидкости.
Чем отличается один класс от другого
В магазинах автохимии вы можете найти тормозные жидкости всех четырех классов. Конечно, в таблице уже указаны температуры и кинематические вязкости, но они никак не затрагивают вопрос особенности каждого класса. Давайте разберемся:
- DOT 3 . Дешевый и доступный вариант. Однако не самый лучший: жидкость быстро разрушает резиновые детали, с ужасающей скоростью поглощает воду из атмосферы и при неправильной заливке может спровоцировать коррозию металла. Специалисты рекомендуют использовать DOT 3 в автомобилях с максимальной скоростью движения 160 км/час, оборудованных дисковыми тормозами на передней оси и барабанными на задней;
- DOT 4 . За счет отличных показателей в «сухом» состоянии жидкость может быть использована в транспорте с максимальность скорость передвижения около 220 км/час с дисковыми тормозами. Имеет относительно небольшую гигроскопичность;
- DOT 5 . Жидкость с силиконовой основой Может похвастать отличными температурными показателями. Из других достоинств: почти не портит уплотнительные материалы, обладает низкой компрессией (создает эффект «мягкой» педали). Не смешивается со всеми остальными ТЗ. Еще минусы: вызывает локальную коррозию в тех местах гидропривода, где скапливается влага, а также категорически запрещена к применению в оборудованных ABS автомобилях. Отличный вариант для спецтранспорта, в легковушки же обычно не заливается;
- DOT 5.1 . Это очень дорогие жидкости, которые не воздействуют на резиновые детали и сохраняют свои свойства даже при экстремально высоких температурах. Крайне гигроскопичны. Заливают в спортивные гоночные авто.
Если вы столкнулись с проблемой замены тормозной жидкости, отдавайте предпочтение DOT 4 . Во-первых, если в тормозной системе был DOT 3, вы можете подлить жидкость класса DOT 4 – они обратно заменяемы. Во-вторых, такие жидкости обладают оптимальными для современного легкового транспорта температурными показателями.
Сильнее всех выбивается DOT 5 , так как имеет силиконовую основу и в принципе не имеет себе замены – если в систему заливалась жидкость этого класса, то ее нужно или опорожнить и просушить, или наполнить такой же автохимией.
Когда осуществлять замену
Как говорят производители, замену тормозной жидкости лучше проводить каждые 35-40 тысяч километров пробега. Можно делать это и каждые полтора-два года. Полную замену иногда производят и каждый третий год, но этот срок можно назвать крайним. Если автомобиль оборудован ABS, частота замены никак не меняет. Спортивные автомобили имеют другой регламент – замена осуществляется каждые 15 тысяч километров.
При смешивании жидкостей соблюдайте осторожность. Выше мы уже указали когда смешивание допустимо. Чаще всего в систему заливается DOT 3 или DOT 4 , так что вопрос решен отчасти. В спецтранспорте используется DOT 5, который смешивать с другим классом категорически запрещено.
Вот что нужно делать, если вы решили проверить тормозную жидкость:
- Обратите внимание на контрольную лампу уровня. Если она загорелась, это говорит о низком уровне. Визуальный осмотр может показать факт утечки;
- Проведите осмотр до начала движения. В моторном отсеке вы найдете специальный бачок, который обычно выполнен из прозрачного пластика. На нем имеются метки MIN и MAX . В случае нужды выполните доливку. По ходу эксплуатации цвет может измениться. Темные тона сигнализирует о большом количестве продуктов износа и коррозии, частым перегревам и активному взаимодействию с уплонителями.
Поскольку тормозная жидкость работает с целой системой, вас должно обеспокоить следующее:
- Изменился характер работы тормозов. Часто жидкость из системы попросту уходит. Не обойтись обычной доливкой – нужно провести диагностику на СТО , выявить поломку и провести ремонт. Часто на уровне жидкости отрицательно сказывается состояние колодок и дисков;
- Нарушена герметичность тормозной системы. Считается, что она замкнутая, но это не совсем так. Внутрь попадает воздух. Поскольку большинство тормозных жидкостей гигроскопичны, они впитывают влагу из поступающего воздуха. Определить качество ТЖ можно при помощи специального тестера. Если 3% объема составляет вода, температура закипания ТЖ снижается на 70 °C . Систему лучше проверить в автосервисе;
- Качество работы тормозов серьезно упало не по причине неисправности рабочих частей. Должно быть, водитель по невнимательности смешал жидкости несовместимых типов. В этом случае нужно провести промывку и просушку внутренних полостей тормозной магистрали и залить рекомендованную автоконцерном ТЖ.
Заподозрив неисправность еще за рулем, старайтесь ехать на минимальной скорости . В экстренной ситуации можно залить даже дистиллированную воду. Далее держите путь на СТО, где специалисты проведут диагностику. В редких случаях тормозная система требует капитального ремонта – обычно меняют колодки, диски, подливают свежей жидкости и проверяют состояние уплотнителей.
Как совершить покупку правильно
Если вы знаете что было залито в систему, можно купить то же самое. При желании провести небольшой эксперимент и сравнить качества жидкостей разных производителей, отдавайте предпочтение только широко распространенной продукции. Таким образом, покупка сводится к следующему:
- Определитесь с типом и производителем;
- Найдите магазин с хорошей репутацией, или, если вам это привычнее, обратитесь к проверенному продавцу на рынке;
- Запросите жидкость нужного вам типа и изучите упаковку. Категорически запрещено брать жидкости в стеклянных тарах, поскольку они не обеспечивают ни герметичности, ни защиты от вскрытия. На упаковке должны быть указаны реквизиты компании-производителя, имеется штрих-код и защитная пломба.
Так вы точно не купите подделку. И вот почему ее брать нельзя: некачественная или поддельная тормозная жидкость закипает при невысоких температурах, становится слишком вязкой даже в не слишком прохладную погоду, а также быстро разъедает резиновые детали-уплотнители . Наихудшее что может произойти в случае использования подделки: после серии стартов и торможений автомобиль перестанет адекватно реагировать на нажатие педали тормоза. Так что экономия здесь не просто сомнительна – она опасна.
Совет покупателям
Автомобиль не является идеальной конструкцией. Тормозную систему в нем нужно проверять на регулярной основе. Ознакомившиеся с инструкцией по эксплуатации от автоконцерна водители знают, что периодически систему нужно прокачивать, избавляясь таким образом от излишка воздуха, и проверять уровень тормозной жидкости. С особым вниманием нужно проверять состояние резиновых деталей, трубопровод и его соединения.
И помните: далеко не все тормозные жидкости соответствуют международным стандартам. Вас может привлечь цена товара от малоизвестного производителя, и вы купите DOT 4 , который ничем не лучше DOT 3 .
Экскурс по брендам
Однозначных лидеров рынка автохимии выделить не сложно. Берите тормозную жидкость одной из следующих фирм: Castrol (Великобритания), Liqui Moly (Германия), Mobil (США). Они выпускают лучшие тормозные жидкости.
Также обратите внимание на Hi-Gear (США), Felix Professional и Extra (Россия), Pentosin (Германия), TCL (Германия). Параметры жидкостей этих фирм в норме, но иногда покупатели отмечают что-то из следующего: описанный объем не соответствует реальному (расхождение редко превышает несколько 3-12 миллилитров), незапаянное горлышко, наличие примесей (очень редко).
Часто в магазинах встречаются следующие варианты жидкостей типа DOT 4 , которые действительно соответствуют стандартам и которые можно покупать: Sibiria Супер DOT 4, Hi-Gear DOT 4, Sintec Super DOT 4, Лукойл DOT 4. По традиции, фасовка этой автохимии не соответствует указанной на таре, но хотя бы в пользу покупателя – почти всегда есть лишние 6-11 миллилитров.
Вывод
Сегодня рынок автомобильных тормозных жидкостей представлен огромным количеством производителей. Некоторые выпускают достойную продукцию, а некоторые откровенно плохую. Как говорят специалисты некоторых фирм, экономически нецелесообразно приводить всех игроков на рынке в чувство рядом проверок – потребление «тормозухи» все равно не сравнится с потреблением моторных масел, качество которых от производителя к производителю примерно одинаковое. По этой причине автолюбителям важно знать, что они будут заливать в тормозную систему . Выше мы указали, продукцию каких брендов однозначно стоит брать.
Не советуем закрывать глаза на неисправности тормозной системы. Во-первых , в долгосрочной перспективе понадобится серьезный ремонт, которого можно было избежать. Во-вторых , водитель рискует сам и создает риск для пешеходов и других участников движения. Избежать всех возможных проблем не так уж сложно. Добросовестный водитель относится к своему автомобилю не как в рабочей лошадке, а как к сложной системе, нуждающейся в постоянном уходе: он проверяет состояние деталей, своевременно посещает автосервис, ставит только качественные расходники и заливает подходящую автохимию.
С другими новостями автомира можно ознакомиться здесь .
Если Вам понравилась публикация, поделитесь новостью в социальных сетях и подписывайтесь на канал .
https://avto-all.com/avtolyubitelyam-na-zametku/vse-chto-vyi-hoteli-znat-o-tormoznoy-zhidkosti-vidyi-sostavyi-vyibor-proverka-urovnya-zamena-i-drugie-nyuansyi
https://bibiauto.club/systems/tormoznaya/tormoznaya-zhidkost.html
https://zen.yandex.ru/media/id/5c7d2c2eeada0500b2d920cf/kak-vybrat-tormoznuiu-jidkost-5f895324ff07445a5cf62a8f