Тормозим с ABS и без нее на асфальте и гравии

Что такое ABS, и как правильно им пользоваться?

Необходимые базовые знания

Приступая к работе с этим разделом, вы должны обладать необходимыми знаниями в следующих областях. Без этих знаний использование диагностических процедур, описанных в этом разделе, будет затруднено.

  • Основные знания об электрических цепях: вы должны иметь общее представление об электричестве и понимать содержание терминов напряжение, сила тока, сопротивление. Вы должны понимать, что происходит в цепи при ее разрыве или замыкании. Вы должны уметь читать электрические схемы.
  • Знания об использовании испытательного оборудования: Вы должны уметь пользоваться пробником и уметь проверять цепи, используя для обхода отдельных ее элементов провод с плавким предохранителем. Вы также должны уметь пользоваться цифровым мультиметром. Необходимо уметь измерять напряжение, сопротивление и силу тока, уметь правильно пользоваться элементами управления.

Признаки поломки антиблокировочной системы

Посмотрите на основные симптомы, указывающие на необходимость ремонта ABS:

  • Наличие сигнального огня на приборной панели (нормально, когда горит при зажигании и пропадает после старта мотора);
  • Блокирование колес на скользком покрытии или при резком торможении.

Щелчки при работе — это не дефект. Они обусловлены особенностями модулятора. Несмотря на то, что система сама тестирует себя при запуске практически на все возможные неисправности, заметив отклонения от нормы, следует проконсультироваться со специалистом.

Компоненты системы АБС

Антиблокировочная тормозная система АБС 5.3 состоит из обычной гидравлической тормозной системы и элементов антиблокировки. В состав традиционной тормозной системы входит вакуумный усилитель, главный цилиндр, передние дисковые тормоза, задние барабанные тормоза, трубопроводы и шланги гидравлической системы привода, датчик уровня тормозной жидкости и контрольная лампа тормоза.

В состав системы АБС входит гидравлический блок, контроллер тормозной системы, два предохранителя, четыре датчика скорости колес (по одному на каждом колесе), соединительная электропроводка, контрольная лампа АБС, контрольная лампа системы электронного распределения тормозных усилий (соединенная с лампой стояночного тормоза) и задние дисковые тормоза. См. «Расположение компонентов АБС» в этом разделе.

Гидравлический блок с закрепленным на нем контроллером тормозной системы установлен между расширительным бачком и щитком передка в левой части моторного отсека.

Гидравлический блок состоит из запорных клапанов, двух электромагнитных клапанов для каждого колеса, гидравлического насоса, двух аккумуляторов и двух демпферов. Для предотвращения блокировки колес гидравлический блок регулирует давление жидкости, подаваемой к тормозным механизмам передних и задних колес.

Гидравлический блок и контроллер тормозной системы не подлежат техническому обслуживанию. В случае выхода из строя следует заменить весь блок АБС с контроллером.

Правила торможения автомобиля с АБС, без АБС на механике

Как работает ABS (антиблокировочная система тормозов)?

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Будьте осторожны, закачивая тормозную жидкость, так как это сильнодействующее химическое соединение.

Сейчас можно прикрепить держатели тормозных трубок, установить опорный кронштейн, реле и монтажный блок. Электропроводка укладывается в кронштейн. Теперь вставьте монтажный блок в опорный кронштейн и закройте его крышку. Далее крепится аккумуляторная батарея. Ну, и напоследок необходимо подкачать тормозную систему. Для этого нужно нажать при неработающем движке на педаль тормоза, затем, доливая жидкость до необходимого уровня, прокачать систему до выведения воздуха.

В целях безопасности используйте защитные очки. Устанавливается система ABS 8 минут, зато безопасность обеспечена на долгие годы.

Управление грузовым автомобилем всегда было связано с риском. Потому установка АБС (антиблокировочной системы торможения) по умолчанию делается большинством производителей ТС. Благодаря ей водителю не приходится сталкиваться с рядом опасных ситуаций. Сегодня поломка комплекса не станет причиной крупных трат. быстро произведет работы по монтажу или ремонту АБС грузовиков в Москве. Звоните.

Наименование услуги Стоимость Сроки
Установка системы ABS Wabco Vario Comact 2 с комплектом запчастей от 90 000 рублей 2 дня
Диагностика тормозов на стенде 650 рублей 30 минут
Диагностика ABS тягача 1950 рублей 1 час
Диагностика ABS полуприцепа 1500 рублей 1 час
Датчик ABS, заменить(без снятия ступицы) от 500 рублей 30 минут
Кольцо ABS, заменить (ступица снята) от 300 рублей 30 минут
Модулятор ABS прицепа, заменить 2500 рублей 3 часа
Ввод в эксплуатацию ABS полуприцепа 2000 рублей 2 часа
Ремонт электропроводки ABS тягача или полуприцепа от 1500 рублей от 1 часа
Разетка ABS, заменить 1300 рублей 1 час
Измерение давления торможения 500 рублей 30 минут

Базовый режим торможения

В базовом режиме торможения АБС 5.3 на данной модели автомобиля используется диагональный двухконтурный гидропривод. Один контур подает давление от главного цилиндра к тормозным механизмам переднего правого и заднего левого колеса, а второй контур подает давление к тормозным механизмам переднего левого и заднего правого колеса. Все клапаны гидравлического модулятора находятся в обычном положении, питание на них не подается. См. схемы в подразделе «Компоненты системы АБС» этого раздела.

Вам будет интересно  Смазка (паста) для тормозных колодок

Базовый режим торможения

Перевод обозначений на схемах >>> Как читать электрические схемы >>>

  1. Запорный клапан
  2. Впускной клапан
  3. Выпускной клапан
  4. Насос
  5. Аккумулятор
  6. Демпфер
  7. Электронасос
  8. Гидравлический контур №2
  9. Гидравлический контур №1
  10. Главный цилиндр
  11. Бачок тормозной жидкости

Основы экстренного торможения

Применяется при возникновении аварийной ситуации. Понятно, что идёт речь о резком нажатии на тормозную педаль. Но даже у такого простого, на первый взгляд, действия имеется ряд незыблемых правил. Их нужно знать каждому, у кого есть водительские права. Вот эти правила, которые научат вас, как правильно тормозить на автомобиле:

  • При резком или длительном нажатии тормоза нельзя сильно выворачивать руль. Это может вызвать занос автомобиля и его переворот.
  • Не прогибайтесь всем телом вперёд. Старайтесь, чтобы ваши плечи и лопатки касались спинки кресла. Так вы лучше будете чувствовать изменение положения машины относительно дороги и обезопасите себя при возможном столкновении.
  • При экстренном торможении на авто с МКПП нельзя выжимать сцепление. Автомобиль будет замедляться дополнительно благодаря снижению оборотов двигателя.

Будьте осторожны на скользкой дороге

Будьте осторожны на скользкой дороге

Система электронного распределения тормозных усилий (EBD)

Логическим продолжением основного алгоритма антиблокировочной системы является система электронного распределения тормозных усилий, которая работает в диапазоне, пока недоступном для АБС.

Электронное распределение тормозных усилий обеспечивает точный контроль за проскальзыванием задних колес относительно передних. При обнаружении проскальзывания впускные клапаны привода тормозных механизмов задних колес переключаются в режим удержания давления для предотвращения его дальнейшего роста, таким образом, электроника выполняет функцию снижения давления в тормозных механизмах задних колес.

Система электронного распределения тормозных усилий (EBD)

Преимущества системы электронного распределения тормозных усилий

  • Отсутствие традиционных дозирующих клапанов.
  • Для контроля проскальзывания задних колес используется существующий датчик скорости колеса.
  • Учет алгоритмом целого ряда переменных позволяет удерживать давление в гидроприводе тормозных механизмов задних колес на необходимом уровне, повышать или понижать его, обеспечивая стабильность движения автомобиля.
  • Достигается почти идеальное распределение тормозных усилий (между передним и задним мостом).
  • Постоянное распределение тормозных усилий в течение всего срока эксплуатации автомобиля.
  • Функция электронного распределения тормозных усилий контролируется алгоритмом обеспечения безопасности АБС. (Работа традиционных дозирующих клапанов не контролируется)
  • Функция «непрерывной работы».

Принцип работы ABS

Основной задачей этой системы является недопущение блокировки любого из колес при торможении. Благодаря АБС между покрышкой и дорогой трения почти нет. А если и возникает, то его сила равномерно распределяется системой между всеми колесами.

Полностью застопоренное колодками колесо находится в состоянии покоя относительно дорожного покрытия. Поэтому на всей поверхности каждой из покрышек действует трение. При неравномерном его распределении между четырьмя колесами возникает разница силы трения и автомобиль идет в занос или переворачивается.

На внутренней части ступицы нанесены специальные зубья, которые передают свое движение специальному датчику системы ABS. Если скорость вращения любой из ступиц становится меньше или одно из колес останавливается, АБС слегка снижает давление в системе тормозов, а затем снова его увеличивает.

Шины и АБС/EBD

Для нормальной работы АБС важен размер шин. Шины, используемые взамен старых, должны иметь ту же конструкцию, тот же размер и индекс грузоподъемности. Шины следует заменять одновременно на обоих колесах моста. Новые шины должны иметь тот же индекс TPC. Использование шин другой размерности или типа может отразиться на работе АБС.

Контроллер тормозной системы крепится к гидравлическому блоку, который находится в двигательном отсеке. Модуль ЭРПЗУ не подлежит обслуживанию или замене отдельно от контроллера. Контроллер тормозной системы должен заменяться в сборе. Центральным элементом АБС 5.3 является контроллер тормозной системы на базе микропроцессора. Он обрабатывает сигналы, поступающие от четырех датчиков скорости колеса, выключателя стоп-сигнала, замка зажигания и имеет постоянное питание от аккумуляторной батареи. Предусмотрен также вывод сигнала на контакт двунаправленной связи K разъема диагностической колодки, который используется для диагностики, а также во время выходных испытаний на заводе-изготовителе.

Контроллер следит за скоростью всех четырех колес. Если в движении одного из колес появляются признаки блокировки и при этом контакты выключателя стоп-сигнала замкнуты (педаль тормоза утоплена), контроллер подаст команду на электромагнитные клапаны, чтобы снизить давление в контуре гидропривода тормозного механизма этого колеса. После того, как колесо снова начнет вращаться, давление в гидроприводе увеличивается до следующей блокировки колеса. Этот цикл повторяется до тех пор, пока автомобиль не остановится, не будет отпущена педаль тормоза, либо колеса не перестанут блокироваться.

Кроме того, контроллер отслеживает и свое собственное состояние, состояние всех входных сигналов (за исключением канала последовательной передачи диагностических данных) и выходных сигналов. При обнаружении неисправностей контроллер заносит в энергонезависимую память (ЭРПЗУ) соответствующий диагностический код (при отключении питания аккумулятора диагностические коды не будут стерты).

АБС ABS Правила торможения автомобиля с АБС, без АБС на механике Блок управления АБС

Основы безопасного скольжения по льду и мокрой дороге

Хотя сейчас многие автомобили снабжаются АБС, но от этого принципы безопасной остановки на машине сильно не изменились.

Некоторые наши автомобилисты со стажем, привыкшие к манере езды на отечественной авто классике, намеренно отключают АБС. Для новичков этот подход не допустим категорически.

Есть несколько основных способов, как правильно тормозить на автомобиле при гололеде и на мокром асфальте. Рассмотрим каждый из них. Коробкой и двигателем Замедление происходит за счет снижения мощности мотора и переключения коробки на пониженную ступень. Благодаря чему колеса получают меньшее число оборотов и не могут вращаться с большей скоростью.

Вам будет интересно  Тормозная система автомобиля: устройство и принцип работы

Существует некоторое отличие торможения двигателем с АКПП и механикой. При замедлении на машине с МКПП переключение скоростей производится водителем, а с АКПП за это отвечает электроника.

В зависимости от модели авто скорость переключения передач автоматом может быть разной. Поэтому, если в вашем автомобиле предусмотрена возможность работы коробки в нескольких режимах, то при торможении с помощью двигателя нужно использовать ручной.

Рычаг механической коробки переключения передач.

Чтобы научиться тормозить с помощью мотора и трансмиссии, выполняем следующее:

  • Сбрасываем обороты педалью акселератора.
  • Выжимаем сцепление (для МКПП или ручного режима АКПП).
  • Ставим положение рукоятки коробки на следующую низкую ступень.
  • Сцепление отпускаем, правой ступней выжимаем газ.

При необходимости эту схему действий повторяют несколько раз вплоть до переключения на самую низкую передачу. Такое торможение приемлемо для замедления автомобиля на прямом отрезке скользкой дороги и при спуске.

Контрольные лампы

Контроллер тормозной системы постоянно следит за собственным состоянием и за состоянием остальных компонентов АБС. При обнаружении какой-либо неисправности, желтая контрольная лампа АБС загорается постоянным светом, предупреждая водителя о возникшей неполадке. Включение контрольной лампы АБС свидетельствует о возникновении неисправности, влияющей на работу АБС. При этом функция торможения в антиблокировочном режиме отключается. Тормозная система будет работать в стандартном режиме. Для восстановления функции АБС необходимо провести техническое обслуживание.

Красная контрольная лампа тормоза загорается при снижении уровня тормозной жидкости в бачке ниже допустимого, при замыкании контактов выключателя стоп-сигнала (педаль тормоза выжата) или при отключении системы электронного распределения тормозных усилий.

Контрольная лампа системы электронного распределения тормозных усилий имеет электрическую связь с лампой стоп-сигнала. Если стоп-сигнал загорелся во время движения автомобиля, следует убедиться, что стояночный тормоз выключен, а уровень тормозной жидкости не ниже нормы. Если неисправности не выявлены, причиной неполадок является система электронного распределения тормозных усилий. Необходимо провести техническое обслуживание системы электронного распределения тормозных усилий.

Применение АБС при резком торможении

В стандартной ситуации антиблокировочная система практически не влияет на длину тормозного пути – он остается таким же, как и на автомобили без АБС. Плюс состоит в том, что автомобиль при этом не теряет управления и не уходит в занос. При условии, что занос вызван именно торможением, а не неправильно выбранным скоростным режимом и резким поворотом руля. А что делать, если необходимо применить экстренное торможение? Как правильно тормозить с ABS при опасности возникновения аварийной ситуации?

На автокурсах вас наверняка предостерегали от утапливания педали тормоза в пол, так как именно это и приводит к заносу. На автомобилях с АБС про это правило лучше забыть. Как только вы ощутили необходимость резкого торможения, сразу же выдавите до упора педали тормоза и сцепления. Да-да, не забывайте про сцепление, ведь необходимо полностью исключить двигатель из процесса торможения.

Резкое торможение с АБС и без

Не стоит пытаться использовать тормозные пульсации – АБС сделает это за вас и лучше вас. Ваша задача – как можно резче вдавить в пол две педали и не отпускать их до полной остановки. При этом все время торможения до вас будет доноситься жуткий скрежет – результат работы системы ABS – примите его как должное.

Если вам необходимо резко остановиться, даже на сложном обледенелом дорожном покрытии, то делать это необходимо как можно резче, чтобы антиблокировочная система сработала моментально и вы не потеряли управления автомобилем. Во время торможения старайтесь подруливать себе, удерживая автомобиль на скользкой трассе и избегая столкновений. Ведь в этом и есть основной плюс системы ABS – она оставляет вам возможность управления автомобилем.

Тормоза автомобилей и правильное торможение с системой ABS или без

автомобильные тормоза

Тормоза в автомобиле предназначены для замедления и остановки. Большинство водителей привыкли пользоваться тормозами просто – чем сильнее нажимаешь на педаль, тем сильнее тормозишь. Вместе с тем, более глубокое умение пользоваться тормозами может спасти от многих неприятных ситуаций на дороге и не только в плане предотвращения аварий, для сохранения целостности автомобиля, а самое главное для сохранения жизни и здоровья водителя и пассажиров.

Для начала стоит разобраться, какими тормозами оборудованы автомобили, которые ездят по современным дорогам. По типу конструкции, тормоза могут быть дисковыми и барабанными. В давние времена существовала также конструкция ленточного тормоза, однако ее применение на современных автомобилях в качестве тормозного механизма, замедляющего автомобиль, не встречается. Однако такой тормоз используется в иных областях техники, в том числе, автомобильной. Например, ленточный тормоз используется на многих российских внедорожных грузовых автомобилях в качестве устройства для предотвращения самопроизвольного разматывания механической лебедки. Но вернемся к обычным автомобильным тормозам.

Восемь преимуществ дисковых тормозов перед барабанными

Барабанные тормоза обычно ставят на заднюю ось автомобилей недорогих моделей. Этот тип тормоза способен создавать значительное тормозное усилие при очень небольших размерах, что дает ему преимущество в стоимости. Однако такие механизмы срабатывают достаточно резко, а тормозные усилия в них возникают с определенной разницей, как по времени, так и по величине усилия. Поэтому применение их на передней оси можно встретить крайне редко. Обычно такие тормоза на передней оси встречаются на грузовых автомобилях. Из легковых автомобилей с такими тормозами на передней оси можно найти разве что некоторые УАЗы до 2003 — 2005 годов выпуска.

Вам будет интересно  Барабанные или дисковые тормоза: какая система лучше?

Дисковые тормоза работают гораздо мягче и четче барабанных, однако для создания таких же тормозных усилий им необходим больший диаметр, что делает их несколько более громоздкими. Однако важно отметить, что дисковые тормоза имеют целый ряд преимуществ перед тормозами барабанными, такие как:

  1. техническое обслуживание требуется реже;
  2. тормозная способность данных тормозов не снижается при перегревах, так как охлаждение дискового тормоза эффективнее, чем барабанных;
  3. поверхность трения больше чем у барабанных тормозов;
  4. сопротивление к воздействию воды и загрязнениям выше;
  5. дисковые тормоза срабатывают быстрее, чем барабанные;
  6. эпюра давления в дисковом тормозе равномерней, что служит равномерному изнашиванию накладки;
  7. повышенная чувствительность при торможении;
  8. учитывая выше сказанное, тормозной путь с дисковыми тормозами уменьшается по статистике на 20%, а это очень важный показатель.

Но и есть минусы, в частности, на автомобилях УАЗ при переходе от барабанных тормозов к дисковым, пришлось увеличить диаметр колесного диска с 15 до 16 дюймов для того, чтобы дисковым тормозам хватило места.

Правильное торможение автомобиля с системой ABS

Тормозная система автомобиля может быть снабжена антиблокировочной системой (ABS). Данная система предотвращает блокировку колес при экстренном торможении и при торможении на скользкой дороге. Следовательно, самым важным преимуществом автомобилей с установленной ABS – это предотвращение заноса автомобиля при торможении, а соответственно это самое важное в работе данной системы, так как в случае отсутствия заноса машины, водитель не теряет управление транспортным средством. На деле, при нажатии на педаль тормоз, в случае, когда колесо начинает блокироваться, эта система принудительно немного отпускает тормоз, что водитель чувствует обратными ударами по педали тормоза.

Следует немного сказать про правильное торможение с системой ABS. И приведём некоторые правила при торможении с данной системой:

  • наверняка каждый владелец автомобиля, особенно при покупке первого автомобиля при торможении будет чувствовать удары и характерный треск во время торможения, поэтому этого бояться не надо и следует продолжать торможение до желаемого результата.
  • ни в коем случае не надо бить по педали ногой, а осуществлять нажатие на педаль необходимо по возможности плавнее и нарастающе;
  • во время экстренного торможения с ABS не думайте о тресках и стуках в педаль, а подруливайте (не резкими движениями), избегая столкновений. И если взять Руководства по эксплуатации на автомобили с ABS, то производители говорят, что при экстренном торможении нужно с силой нажать на педаль, удерживать и не на мгновение не ослаблять усилие.

Торможение в зависимости от ситуаций и условий эксплуатации

Правильное использование тормозов – залог безопасной езды. В повседневных торможениях при подъезде, например, к светофору, торможение лучше начинать заранее. Часто, видя светофор еще вдалеке и понимая, что на нем придется остановиться, имеет смысл подкатываться к нему по инерции. Тогда большая часть энергии движения автомобиля будет погашена вообще без участия тормозов, что значительно сохранит их ресурс.

В зимнее время на скользких дорожных покрытиях лучше тормозить, не отключая двигатель от колес. Особенно это актуально для автомобилей без ABS. В данном случае, следует нажать на тормоз, не нажимая сцепление – и таким образом начать торможение. Сцепление же следует выжать только в тот момент, когда обороты двигателя упадут почти до холостых. В эти подробности можно не вдаваться владельцам автомобилей с АКПП любых конструкций. Вообще в зимнее время применять торможение нужно плавнее и еще более заблаговременно, чем летом. Стиль езды зимой должен принципиально меняться на более плавный.

В случае с экстренным торможением, есть принципиальная разница, оборудована машина системой ABS, или нет. В случае отсутствия системы ABS, водителю самому нужно будет ловить тот момент, когда колеса сорвутся в юз. В данном случае, необходимо надавить на педаль тормоза до начала блокировки колес, после чего часто прерывисто немного отпускать и снова нажимать педаль, позволяя колесам немного проворачиваться. Тормозить с ABS с одной стороны проще, но с другой стороны, в этом есть определенная психологическая трудность. Необходимо нажать на педаль до упора – до того момента, как она начнет вибрировать. В этот момент многие люди рефлекторно немного отпускают педаль. Этого делать не надо. Держите педаль нажатой до полной остановки. Если педаль перестает вибрировать – торможение не максимальное. Дожмите педаль до устойчивой работы системы ABS. Проще говоря – нажмите на тормоз со всей силы и держите до полной остановки. В этом случае, ABS, вопреки расхожему мнению, способна даже сократить тормозной путь по сравнению с тормозной системой без нее.

Отдельной темой для рассмотрения является торможение внедорожников на пересеченной местности. Особенно, на спусках. Система ABS на бездорожье будет только мешать, поэтому если автомобиль не оборудован системой помощи при спуске, будет полезным сделать возможность принудительного отключения ABS для внедорожной езды, если это не предусмотрено на автомобиле с завода. В частности, на песчаном спуске для полной остановки часто просто необходимо заблокировать колеса, чтобы они врылись в песок и создали перед собой небольшие песчаные горки. Также при движении в сыпучем песке или рыхлом снеге, торможение с полной блокировкой колес гораздо более эффективно, чем простое торможение. Вообще, на бездорожье, чаще всего, заблокированное колесо начинает врываться в грунт, тем самым создавая значительное тормозное усилие.

Вывод.

Тормоза – одна из тех систем автомобиля, которые обеспечивают вашу безопасность и безопасность остальных участников дорожного движения. Помимо их исправности, за которой, безусловно, необходимо тщательно следить, на безопасность также влияет готовность водителя правильно воспользоваться тормозами в той или иной ситуации на дороге. Данная статья дает всего лишь первоначальное представление о том, как правильно использовать тормоза. Для того чтобы почувствовать машину и научиться эффективно тормозить, лучше всего почувствовать и понять этот процесс собственноручно на специальной площадке.

https://koreec73.ru/bezopasnost/kak-pravilno-tormozit-s-abs-na-mehanike.html

Тормоза автомобилей и правильное торможение с системой ABS или без