Содержание
Тормозная лента АКПП: регулировка своими руками
А что вы знаете о тормозной ленте? Напишите в комментариях.
Назначение тормозной ленты
Многие начинающие водители меня спрашивают для чего нужна тормозная лента в АКПП. Ленточный тормоз фиксирует планетарный механизм АКПП. Происходит самозажатие. А после – лента расслабляется. Благодаря этому действию автовладелец при переключении скоростей машины не чувствует толчки, во время смещения одной шестерни на другую.
Внимание! Если ТЛ в АКПП будет отрегулирована с ошибками, то водитель при переключении на первую скорость и заднюю передачу будет чувствовать сильный рывок. А продолжительное неправильное действие тормозной ленты приведет к выходу из строя двигателя и АКПП.
А вы знаете, как работает ТЛ АКПП и как ее настраивать? Пишите в комментариях.
Вначале посмотрим, где она располагается.
- один конец ленты соединен с корпусом автомат;
- другой конец – с поршнем сервопривода.
Вся процедура зажатия проводится силой давления, которое создает трансмиссионная жидкость.
- Барабан планетарной передачи находится в блокировке при зажатии. Последнее происходит за счет поршня сервопривода. Его толкает масло, и он зажимает ленту.
- Планетарный ряд останавливается на доли секунды.
- Смазывающая жидкость поступает в полость выключения. Далее происходит отпускание, при котором барабан начинает движение в другую сторону относительно тормозного воздействия.
- В это же время происходит переключение передач. Так как детали планетарного ряда, который сдерживал тормозной механизм, сообщается вращение в другую сторону.
- Поршень возвращается обратно в свое постоянное местоположение, а тормозная лента освобождается. Весть этот процесс происходит в доли секунды.
Расположение и настройка регулировочного болта АКПП Ford Focus 2
ТЛ в АКПП имеет малые размеры и небольшую ширину, но способна удерживать механизмы в несколько раз больше ее. А вы знаете, какие разновидности ТЛ АКПП существуют?
Принцип действия тормозной ленты.
Один конец тормозной ленты крепится неподвижно на корпусе АКП, другой — к поршню сервопривода. Когда масло подаётся в полость включения сервопривода (рис.13), поршень сервопривода, передвигаясь под давлением масла (по рисунку влево), зажимает тормозную ленту, осуществляя тем самым блокировку элемента планетарного ряда. При подаче масла в полость отключения сервопривода давление масла в обеих полостях выравнивается, поршень сервопривода под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение (вправо), тормозная лента высвобождается.
Разновидности тормозных лент
А вы знаете, что существует три типа ленточного тормоза. Эти виды даны в таблице, а также их характеристики.
Тип ЛТ | Характеристика |
ЛАТ 2 | Эта лента будет работать при давлении не более 5 МПа. Выдерживает температуру трения до 350 градусов. Используется в тропических странах. |
ЭМ-К | Эта лента будет работать при давлении не более 3 МПа. Выдерживает температуру трения до 250 градусов. Используется в странах с сухим климатом. |
ЭМ-1 | Этот тип используется в различных странах. Температурные характеристики – от – 60 до + 250. Это вальцованный тип ленты. |
Ленточный тормоз для АКПП состоит из эластичных полосок. Они изготавливаются на заводе производителе и проходят жесткие испытания. К таким тестам относятся:
- испытание на разрыв. Определяется прочность и надежность;
- тест на гибкость;
- на противодействие стираемости.
Только пройдя все эти тестирования на «отлично», ленточный тормоз может быть допущена к установке на автомат. Но какой бы она ни была прочной или сделана из гибкого и нестираемого сплава металлов, при неправильном эксплуатировании АКПП, ТЛ быстро придет в негодность.
Эксплуатация АКПП с тормозной лентой
Эксплуатация ТЛ на автоматической коробке передач постепенно изнашивает механизм. Если водитель любит гонять в городских условиях, значит, ему приходится часто тормозить на перекрестках, пешеходных переходах. Частые подтормаживания приведут к быстрому износу фрикционного и металлического слоя.
Причины перехода АКПП в аварийный режим и способы сброса ошибки
Если вы будете покупать новую ленту, то обратите внимание на наличие болтов в комплекте. Обычно они продаются вместе с ТЛ. Эти винты тоже желательно заменять вместе механизмом торможения переключения передач.
Внимание! Головки болтов защищены от коррозии и любого воздействия влаги. С помощью одного из болтов комплекта водитель может регулировать натяжение ТЛ. Это облегчает работу, так как не нужно лезть в сам автомат и демонтировать кожух.
А вы когда-нибудь самостоятельно заменяли или регулировали ТЛ в АКПП? Напишите в комментариях.
Обычно все эти работы по регулировке и замене ТЛ проводятся после смены трансмиссионной жидкости или после доливки масла в АКПП. Как бы вам не хотелось, но крутить болт регулировки ТЛ придется, чтобы автомобиль не дергался при смене скоростей. Для вашего комфорта.
Распространенные проблемы с АКПП
Одна из частых поломок, встречающихся на моделях Фокус – пропажа 3-4 передачи. Как правило, данная неисправность возникает после 100000 км. В данном случае следует проверить состояние муфты. При ее поломке сгорают фрикционы. Муфта нуждается в замене. Капитальный ремонт АКПП на Форд Фокус 2 требуется, если утратил свои свойства гидротрансформатор.
Если при понижении и наборе скорости появляются толчки, теряется управление авто, целесообразно проверить качество залитой жидкости в КПП, тормозную цепь.
Ремонт АКПП Фокус актуален в следующих случаях:
- пришли в негодность стальные диски;
- износилась тормозная лента;
- выгорели фрикционы;
- требуется регулировка тросика.
Статья в тему: Ремонт подушки крепления КПП на ВАЗ 2110
Если произошло выгорание фрикционов, возможно отмечается дефицит масла в КПП. Один из признаков наличия данной поломки – пинается АКПП.
Блок управления АКПП Форд Фокус 2 может утратить свои функции из-за перепадов температуры. Перегрев мотора отрицательно действует на резиновые манжеты и уплотнительные кольца.
Позволяет устранить рывки при переключении с первой на вторую передачу замена тормозной ленты, а также такой запчасти, как упорный болт. Он находится под корпусом воздушного фильтра, имеет маркировку. На ее основе подбирается новая комплектующая деталь.
Владельцы Форд Фокус 1 (американец) с двигателем 2.0 л. отмечают, что АКПП у такой достаточно надежна. За рулем такой машины не рекомендуется совершать буксировки. В противном случае понадобится ремонт АКПП Форд Фокус 1 американец 2 литра, выражающийся в замене фрикционных дисков.
Коробка автомат Форд Фокус 1 нуждается в ремонте, если отмечаются периодически вибрации, посторонние шумы при работе трансмиссии. При проблемах с гидроблоком будут ощущаться толчки при переключении передач, усиливающиеся с каждой поездкой.
Таким образом, диагностика АКПП актуальна, если отсутствует возможность включения какой-либо передачи, появились шумы при смене скоростей, дерганья. Пинок может возникать в результате износа, обрыва тормозной ленты АКПП. Выполняя ремонт АКПП Форд Фокус 1 и иных поколений, рекомендуется использовать оригинальные запчасти.
Признаки износа тормозной ленты
Если ТЛ АКПП коробки изношена, то вы будете наблюдать следующие симптомы:
- скрежет и рывки говорят об разрушении фрикционного слоя. В этом случае не происходит полного зажатия и блокирования планетарного ряда;
- рывки после каждого переключения скоростей или смены положения кулисы селектора передач с «Движение вперед» на «Движение назад», или наоборот. Эти симптомы говорят о разрушении манжеты поршня сервопривода;
- если повреждается шток сервопривода, то его разрушение по началу незаметно. Только в последствии, когда продукты износа металлического механизма попадут в фильтр и другие части АКПП, водитель заметит, что автомат падает в аварийку, либо не желает переключаться. Слишком долгое игнорирование проблемы приведет к капитальному ремонту АКПП. Поэтому так важно делать ежегодно техническое обслуживание автомату;
- разрушение или растяжение пружины приведет к тому, что в АКПП не будет работать задняя передача. А сама лента при переключении будет клинить.
АКПП сбрасывает и не переключает передачи: причины и диагностика
Чтобы избежать перечисленных проблем важно внимательно относиться к каждой части АКПП и реагировать на любое внештатное подергивание или толчок автомата.
Неисправности, связанные с лентой АКПП
Неисправности, связанные с тормозным механизмом в коробке передач, как я уже говорил, могут заключаться в:
- износе пружины. В результате автомобиль может стать неподвижным;
- повреждение штока. Продукты его износа, путешествующие по АКПП, приведут к разрушению фрикционных дисков или даже убьют лопасти турбины и насосного колеса ГДТ.
Чтобы этого не произошло, я советую проводить частую регулировку механизма. Как это делать опишу в следующем блоке. А вы хоть раз делали самостоятельную регулировку ЛТ?
Проблемы с лентой АКПП и их симптомы
В блоке фиксации планетарного механизма могут возникать различные неисправности, ведущие к нештатному поведению авто и поломке всей коробки:
- износ фрикционного слоя ленты. Планетарный узел при этом блокируется не полностью, при переключении водитель ощущает «пинок» коробки. Кроме того, из АКПП может доноситься скрежет;
- повреждение манжет поршня (обрыв, физический износ). Лента полностью утрачивает блокирующую способность, и коробка дает рывки при каждой смене передаточного числа;
- поломка штока поршня из-за механического повреждения. Поршень распадается на обломки, которые попадают в трансмиссионную жидкость и другие узлы АКПП. Масло загрязняется металлическими частицами, которые действуют на другие части коробки как агрессивный абразив, а крупные обломки могут сами по себе повредить или заклинить части АКПП. Даже недолгая поездка на такой коробке способно надолго вывести ее из строя, что приведет к дорогому капремонту АКПП или не менее дорогостоящей замене таковой.
Порядок регулировки
Отрегулировать ТЛ не так просто, как кажется на первый момент. Необходимо знать ряд специфических тонкостей. Поэтому, если вы ни разу не делали регулировку тормозной ленты на АКПП, то пригласите знакомого, который разбирается в этой теме. Затем, можете приступать к процедуре.
Инструменты, которые вам понадобятся:
- динамометрический ключ;
- гаечные ключи, чтобы снять поддон. Так как на некоторых автоматах регулировочные болты могут находится внутри АКПП. Чтобы попасть в нее, нужно будет слить трансмиссионную жидкость.
Потому что существуют автоматы, в которых настройка зазоров производиться с помощью штоков. Регулировка осуществляется путем подбора нужной длины каждого штока. А эти штоки находятся внутри картера коробки и опытными механиками регулируются во время смены масла.
Внимание! Я советую делать регулировку после каждой смены смазывающей жидкости, если у вас вышеописанная АКПП.
Какую силу прикладывать для подтягивания штока, вы найдете в книге по эксплуатации автомата. Я не советую превышать усилия, которые указаны в мануале, а также не советую, заворачивать болт с расчетом на будущее. Тормозной механизм может выйти из строя, благодаря перетяжке.
Если же у вас нет динамометрического ключа, то натяжку можно производить, если поставить транспортное средство на склоне холма. Обязательно взять напарника.
Замена масла в АКПП Ford Focus II своими руками
- На уклоне установите транспортное средство. Поставьте на ручной тормоз
- Под колеса положите тормозные башмаки, чтобы автомобиль не покатился.
- Отодвиньте башмаки немного наперед от колес.
- Напарник должен оповестить вас, когда машина начнет движение.
- Ослабьте контрагайку винта.
- Затяните немного болт, пока он не упрется. Не делайте этого сильно.
- Уберите авто с ручника.
- Ослабляйте болт, фиксирующий ТЛ, пока транспортное средство не покатится самостоятельно.
- Подставьте снова башмаки и болт заверните на два оборота.
Теперь нужно будет сесть в машину и прокатиться на ней. Если толчки пропали, то вы сделали все правильно. Если нет, то процедуру следует повторить.
Тонкости регулировки натяжения самостоятельно
Тонкости корректировки болта регулировки тормозной ленты лежат в правильном высчитывании оборотов, если ТЛ не заменена, а процедура регулировки проводится на уже несколько износившийся механизм. Точно отрегулированная тормозная лента АКПП предотвращает преждевременный выход из строя фрикционов и ГДТ.
Разберем пример на автоматах A4LD и 4R44E.
- На этих АКПП посадка болта не превышает 7 мм. Запаса штока, пока не упрется он в стенку высчитывается по следующей формуле: 7 – 2,5 = 4,5 мм. Это расстояние от конца болта до стенки. Где 2,5 мм – рабочий ход поршня, который был взят из 2 оборотов винта с шагом 1,25 мм.
- Запоминаем толщину фрикционного слоя. Она не более 1 мм. Такой устанавливает ее производитель.
- Подсчитайте длину окружности рабочей поверхности ленты, после того, как сделали первые измерения. Используем формулу 2пR. Получается 2х3,14х1. По формуле выходит следующая цифра – 6,28 мм. Она означает разницу между полным фрикционным слоем и изношенным до 0 мм.
- А теперь давайте узнаем, когда поршень упрется в стенку. Этому вычислению соответствует формула 2х3,14х0,72. Последняя цифра – это износ фрикционного слоя в мм. И уравнение в этом случае укажет на 4,52 мм.
Причины неисправности и что делать если пропала задняя передача на АКПП
Из этих вычислений можно сделать вывод, что, если слой сотрется на 0,72 мм, то шток упрется в стенку и некуда будет подкручивать его. В это случае, нужно будет устанавливать новую ТЛ АКПП.
Форд Фокус 2 ЭБУ: основные неисправности
Форд Фокус 2 оснащен электронным блоком управления, который имеет встроенную систему диагностики. Благодаря этому, водитель будет своевременно оповещен о неполадке в работе ЭСУД.
Статья в тему: Самостоятельная замена масла в КПП Газель
Система ЭБУ на Форд Фокус автомат включает электронный блок управления, датчики, провода. Она обеспечивает искробразование на свечах, управляет работой вентиляторов, относящихся к системе охлаждения мотора.
Одна из проблем, которые могут возникнуть с ЭБУ – поломка катушки зажигания. Как правило, из-за этого отмечается троение двигателя, пропадают холостые обороты. В профилактических целях не следует при севшем аккумуляторе в зимнее время пытаться заводить автомобиль. Также, ЭБУ следует беречь от попадания влаги или масла. В противном случае электрооборудование выйдет из строя преждевременно. При некорректной работе ЭБУ АКПП, необходимо машину отправить на диагностику для определения масштаба возникшей проблемы.
Замена тормозной ленты
Чтобы заменить тормозную ленту на АКПП вам нужно будет выполнить шаги следующей процедуры. Работа будет усложнена в отличие от регулировки.
- Заедьте на ровное место и поставьте колесо со стороны автоматической коробки переключения передач на домкрат.
- Открутите болты и снимите колесо.
- Снимите аккумуляторную батарею и воздушный фильтр, чтобы можно было легко подобраться к АКПП.
- Второй домкрат установите под автомат и приподнимите его.
- Извлеките подушку крепления коробки.
- Опустите АКПП как можно медленнее. Затем открутите болты, которые закрывают доступ к тормозной ленте.
- Снимите тормозную ленту и установите новую.
- Теперь повторите все действия в обратном порядке.
- Подкрутите винты регулировки автомата динамометрическим ключом.
- Прокатитесь на транспортном средстве. Если вы не чувствуете толчков и не слышите шумов, то выполнили процедуру на «отлично».
Но не все так просто. Рассмотрим некоторые вещи, которые не учитывает рядовой автовладелец при смене ТЛ АКПП.
Тонкости замены тормозной ленты
Первое, на что обратите внимание, это герметик, на который посажена задняя крышка автомата. Снимайте ее аккуратно, не дергая, чтобы не деформировать. Подставьте тару для слива масло, так как оно может потечь.
Проверьте, как прилегает к корпусу и барабану ЛТ. Оттяните ее. Не должно оставаться более 4 зазоров на месте прилегания к барабану. Если больше, а ЛТ новая, то проверьте барабан на дефектовку.
Система фрикционов (clutch system).
Целесообразность использования фрикционных дисков в автоматических трансмиссиях обусловлена их следующими преимуществами:
- способность выдерживать большие нагрузки;
- значительная степень свободы при их подборе (количество дисков можно увеличивать или уменьшать;
- нет необходимости в регулировке пакета фрикционов из — за износа дисков;
- способность прочного сцепления ведущих (drive plate) и ведомых (driven plate) дисков в пакете при больших скоростях вращения элементов планетарного ряда;
- хотя пакет фрикционов подвергается значительным нагрузкам, он не воздействует с такими же нагрузками на корпус АКП (в отличие от тормозной ленты, где большие нагрузки концентрируются в месте его крепления к корпусу АКП).
Тормозная лента акпп: для чего нужна и что это такое
Работа тормозов и фрикционов в АКПП
Рассмотрим механизмы, посредством которых осуществляется блокировка различных элементов планетарного ряда в АКП и, следовательно, включение (выключение) различных передач. Этими механизмами являются тормоза и фрикционы.
Тормоз — это механизм, посредством которого осуществляется блокировка элементов планетарного ряда на неподвижный корпус АКП.
Фрикцион — это механизм, посредством которого подвижные элементы планетарного ряда блокируются между собой.
Тормозная лента (brake band).
Тормозная лента служит для временной блокировки элементов планетарного ряда на корпус АКП. Несмотря на свои небольшие размеры, лента обладает весьма сильной удерживающей способностью. Подобно тормозным башмакам, она использует для блокировки эффект самозажатия. Когда тормозная лента отпускается, толчок, возникающий при переключении передач, смягчается, поскольку элемент планетарного ряда, который удерживала лента, начинает вращаться в сторону, противоположную направлению приложения силы торможения ленты. Другими словами, когда лента отпускается, она стремится освободить себя быстрее.
Итак, перечислим основные достоинства тормозной ленты:
- несмотря на небольшой размер, она обладает большой удерживающей способностью;
- она подходит для блокировки вращающихся элементов планетарного ряда АКП на корпус АКП;
- она смягчает толчки и удары, возникающие при переключении передач.
Принцип действия тормозной ленты.
Один конец тормозной ленты крепится неподвижно на корпусе АКП, другой — к поршню сервопривода. Когда масло подаётся в полость включения сервопривода (рис.13), поршень сервопривода, передвигаясь под давлением масла (по рисунку влево), зажимает тормозную ленту, осуществляя тем самым блокировку элемента планетарного ряда. При подаче масла в полость отключения сервопривода давление масла в обеих полостях выравнивается, поршень сервопривода под действием возвратной пружины возвращается в исходное положение (вправо), тормозная лента высвобождается.
Система фрикционов (clutch system).
Целесообразность использования фрикционных дисков в автоматических трансмиссиях обусловлена их следующими преимуществами:
- способность выдерживать большие нагрузки;
- значительная степень свободы при их подборе (количество дисков можно увеличивать или уменьшать;
- нет необходимости в регулировке пакета фрикционов из — за износа дисков;
- способность прочного сцепления ведущих (drive plate) и ведомых (driven plate) дисков в пакете при больших скоростях вращения элементов планетарного ряда;
- хотя пакет фрикционов подвергается значительным нагрузкам, он не воздействует с такими же нагрузками на корпус АКП (в отличие от тормозной ленты, где большие нагрузки концентрируются в месте его крепления к корпусу АКП).
Принцип действия фрикционов.
Пакет фрикционов состоит из частей, показанных на рис. 14. Входной крутящий момент передаётся с барабана (drum) на ведущие диски. Ведомые диски поддерживаются втулкой (hub), которая передаёт выходной крутящий момент. Поршень (piston) приводится в действие давлением масла. Двигаясь под давлением масла вправо (по рисунку), поршень посредством конического диска (dished plate) плотно прижимает ведущие диски пакета к ведомым. Заставляя их вращаться как единое целое и осуществляя передачу крутящего момента от барабана к втулке. Как только давление масла падает, поршень под действием возвратной пружины (return spring) перемещается влево, ведущие и ведомые диски разжимаются, крутящий момент через пакет больше не передаётся.
Даже когда фрикцион выключен, в барабане, который вращается с большой скоростью, масло, оставшееся между барабаном и втулкой, отбрасывается под действием центробежной силы к внутренней стенке барабана. Вследствие этого возникает остаточное давление масла, которое прикладывается к поршню, вынуждая его к перемещению и подвключению фрикциона. Это приводит к преждевременному износу дисков и прочим неприятностям. Существуют 2 метода устранения подобного явления (рис. 15).
Метод 1
Используется контрольный шарик (check ball). Когда давления масла под поршнем нет (фрикцион выключен), центробежная сила вынуждает шарик переместиться со своего седла (по рисунку — влево), освобождая отверстие, через которое оставшееся в барабане масло вытекает из полости между поршнем и барабаном наружу. Когда в эту полость подаётся масло (фрикцион включается), его давление превышает центробежную силу и шарик под давлением масла возвращается на своё седло. Перекрывая отверстие для вытекания масла наружу.
Метод 2
Масло из полости между поршнем и барабаном вытекает наружу через отверстие (orifice). Воздух в эту полость поступает через секцию с контрольным шариком, которая ближе к оси вращения барабана. При таком способе при включении фрикциона всегда будет небольшая утечка масла. Но, поскольку масляный насос поддерживает постоянное давление масла в гидравлической системе, такая утечка не является проблемой.
Обгонная муфта (one — way clutch).
Обгонная муфта может вращаться лишь в одном направлении. Она состоит из подвижного внутреннего кольца (inner race), зафиксированного наружного кольца (outer race) и кулачков (рис.16).
Принцип действия обгонной муфты
Когда внутреннее кольцо вращается по часовой стрелке, оно проскальзывает через кулачок (см. рис. 16). Когда же внутреннее кольцо пытается вращаться против часовой стрелки, оно поднимает кулачок и он, заклиниваясь, не даёт кольцу возможности вращаться в этом направлении.
Для чего нужна тормозная лента: принцип работы тормозной ленты АКПП и регулировка
Коробка автомат (АКПП) — простой в эксплуатации и управлении, однако в тоже время достаточно сложный агрегат в устройстве автоматической трансмиссии автомобиля. Гидромеханическая АКПП устроена на основе планетарного редуктора.
Основные составляющие планетарного механизма: солнечная шестерня, сателлит, водило и коронная шестерня. Также отдельным элементом является гидротрансформатор.
В этой статье мы рассмотрим, что такое тормозная лента АКПП, для чего нужен данный элемент в устройстве коробки автомат, а также в каких случаях и почему нужно регулировать тормозную ленту АКПП.
Тормозная лента в автоматической коробке
Суть работы автоматической трансмиссии заключается в передаче различных скоростей вращения коронной и солнечной шестерням. Преимущество автоматической трансмиссии заключается в том, что изменять скорости можно просто за счет использования небольшого пакета фрикционных дисков (фрикционов).
Еще одной из составляющих АКПП является тормозная лента, кратковременно блокирующая элементы планетарного механизма. Давайте рассмотрим этот элемент более подробно. Итак, чтобы понять, для чего нужна тормозная лента в АКПП, нужно отметить, что одним из важных аспектов в работе АКПП является максимально плавное переключение передач.
В результате включения и выключения в определенной последовательности сцепления и тормозной ленты происходит перераспределение крутящего момента от ДВС в планетарном механизме. Благодаря этому обеспечивается плавное переключение передач.
Принцип крепления и работа тормозной ленты АКПП
Тормозная лента представляет собой деталь небольшого размера, которая фиксируется на корпусе автоматической коробки переключения передач.
Расположение креплений тормозной ленты:
- один конец ленты неподвижно закреплен на корпусе АКПП;
- второй конец ленты соединен с перемещающимся поршнем сервопривода.
Принцип фиксации планетарного механизма похож на принцип работы тормозных башмаков. Блокировка происходит по принципу «самозажатия». Все механизмы автоматической трансмиссии приводятся в действие трансмиссионной жидкостью. После попадания жидкости в полость включения сервопривода, его поршень под давлением этой жидкости начинает перемещаться.
Давление жидкости падает, лента ослабевает, затем поршень сервопривода возвращается в исходное положение. Лента разжимается и возвращается в свободное состояние.
Как эксплуатация АКПП влияет на тормозную ленту
Тормозная лента состоит и множества эластичных полос, изготовленных из гибкого и достаточно прочного к механическим воздействиям металлического сплава. На внутреннюю ее часть нанесено фрикционное покрытие, что делает ленту более надежной и долговечной.
Установка натяжных болтов может быть либо снаружи АКПП, либо внутри коробки, что будет зависеть от ее конструктивных особенностей. Преимущества внутреннего и внешнего размещения болтов:
- головка болта не подвергается загрязнению и коррозии (внутреннее размещение);
- регулировка натяжения тормозной ленты проводится без демонтажа кожуха автоматической коробки передач (внешнее расположение);
- самостоятельное натяжение тормозной ленты без посещения автосервиса (внешнее расположение).
Причины некорректной работы и регулировка тормозной ленты АКПП
В процессе эксплуатации АКПП автомобиля могут возникнуть неисправности, связанные с блоком фиксации планетарного механизма.
Причины и следствия:
- Повреждение или износ фрикционного слоя тормозной ленты, приводящие к неполному блокированию планетарного механизма. При переключении скоростей ощущаются толчки и даже скрежет в АКПП;
- Обрыв или другие повреждения манжета поршня сервопривода. В этом случае тормозная лента не способна блокировать планетарный узел. Каждая смена передаточного числа сопровождается рывками автоматической коробки;
- Повреждение штока поршня сервопривода. При механическом повреждении происходит разрушение поршня, вследствие чего его обломки переносятся в рабочей жидкости, попадают в разные узлы АКПП и могут их повредить. Если вовремя не устранить проблему, коробка может выйти из строя;
- Износ или повреждение пружины, загрязнение открывающей полости сервопривода. В этом случае тормозная лента будет «подклинивать» подвижные части АКПП. Автомобиль не может начать движение, не работает задняя передача и т.д.
Так вот, с помощью регулировочных болтов или шпилек с контргайками, воздействующих на системные рычаги, происходит изменение расстояния зазора между лентой и тормозным барабаном. Другими словами, можно компенсировать зазоры, что позволяет избавиться от толчков АКПП.
- шпилька с контргайкой закручивается динамометрическим ключом;
- важно не перетягивать тормозную ленту;
- может потребоваться демонтаж поддона коробки переключения передач (в случае расположения регулировочного болта внутри картера коробки);
- настройка зазора при помощи специальных штоков (регулируются только некоторые разновидности АКПП).
Также возможна регулировка тормозной ленты АКПП без динамометрического ключа. В этом случае порядок выполнения регулировки следующий:
- автомобиль должен находиться под небольшим уклоном;
- во избежание самостоятельного движения автомобиля, необходимо поставить его на ручной тормоз, при этом подложив под колесо упор или тормозной башмак;
- после автомобиль необходимо снять с ручного тормоза и проверить, удерживает ли его тормозной башмак;
- затем необходимо опять поставить автомобиль на ручной тормоз, при этом переложив тормозной башмак так, чтобы он был в нескольких сантиметрах от колеса автомобиля;
- необходимо ослабить контргайку для простоты закручивания регулировочного болта;
- потом необходимо затянуть регулировочный болт до легкого упора;
- далее автомобиль нужно снять с ручника, постепенно ослабляя регулировочный болт тормозной ленты дождаться, пока автомобиль не начнет катиться;
- закрутить регулировочный болт на 2-3 оборота (количество оборотов определяется экспериментально до момента полного отсутствия рывков при переключении передач).
Что в итоге
Как видно, тормозная лента в АКПП необходима для плавного переключения, при этом в процессе эксплуатации изнашивается и требует регулировки. Владельцам транспортных средств, оборудованных автоматической коробкой передач, необходимо знать, что регулировку натяжения ленты следует проводить для устранения рывков в коробке при переключении передач (если нет других причин).
Еще регулировка тормозной ленты требуется после замены самой ленты, а также ряда других ремонтных или сервисных работ, затрагивающих АКПП. Данная процедура позволяет добиться максимальной плавности и четкости работы коробки — автомат.
Пробуксовка автоматической коробки при переключении передач: основные причины, по которым пробуксовывает автомат. Диагностика коробки, устранение неполадок.
Автоматическая коробка не переключает скорости: автомобиль не движется вперед или назад, нет переключения АКПП на отдельные передачи, причины.
Толчок в АКПП, появление рывков при переключении передач АКПП, толчки коробки автомат на месте: основные причины подобных неисправностей автоматической КПП.
Почему коробка-автомат пинается, дергается АКПП при переключении передач, в автоматической коробке возникают толчки рывки и удары: основные причины.
Как определить, что коробка автомат перегревается: признаки, указывающие на перегрев АКПП. Как улучшить охлаждение АКПП и не допустить перегрева автомата.
Можно ли буксировать автомобиль с коробкой «автомат»: основные правила и рекомендации. Что нужно учитывать, если автомобиль с АКПП буксирует другую машину.
Зачем автоматической коробке нужна тормозная лента
Эволюция автомобиля идёт по многим направлениям. Одно из них – улучшение трансмиссий. И хотя коробки-автоматы – изобретение далеко не новое, хорошие подвижки имеются и на этом фронте.
Конструкторы много лет бились над проблемой рывков автомобиля, оснащённого АКПП, в моменты переключения передач. Результатом их усилий стало внедрение в конструкцию коробки тормозной ленты – именно она в настоящее время ответственна за сглаживание рывков, характерных при автоматической смене передаточного числа.
С каждым годом тормозная лента справляется со своими функциями всё лучше, но её никак нельзя причислить к совершенным с точки зрения надёжности устройствам. Неправильная регулировка ленты или поломка вследствие износа или других причин – и машина снова начнёт раздражать водителя своими предсказуемыми, но от этого не становящимися привычными толчками. Но это не единственный минус подобной неприятности, поскольку такое поведение уменьшает ресурс трансмиссии, сказываясь также на долговечности мотора и автомобиля в целом.
Назначение ТЛ
Главная задача коробки-автомат – управление скоростью вращения солнечной/коронной шестерни, а её основное конструктивное преимущество перед механическим аналогом – возможность манипулирования скоростями посредством использования относительного небольшого комплекта фрикционных дисков.
Но такой механизм оказался неспособным выполнять переключение передаточного числа без гидротрансформатора, который является своеобразным преобразователем крутящего момента. Именно он в процессе торможения автомобиля при включённой передаче отключает коленвал силового агрегата от коробки, используя гидромуфту.
Помогает гидротрансформатору в его работе тормозная лента, отвечающая при переключении передач в АКПП за кратковременное блокирование работы компонентов планетарного механизма коробки. Если говорить проще, то главная функция ТЛ – сделать так, чтобы переход на другую передачу осуществлялся максимально плавно.
Происходит это благодаря последовательному включению/выключению самой тормозной ленты и сцепления. Этот процесс запускается не произвольно, а по определённому алгоритму. Результатом такой слаженной работы сцепления и ТЛ является перераспределение крутящего момента, передаваемого от двигателя к коробке через планетарный механизм.
Таким образом, тормозную ленту нужно считать компонентой планетарного механизма автоматической трансмиссии, наряду с муфтой свободного хода, фрикционами и другими элементами. Если натяжение ТЛ отрегулировано с ошибками, при включении задней и первой передач автомобиль будет ощущать сильные рывки, которые, если не вмешиваться, неизбежно скажутся на работоспособности трансмиссии и опосредованно – ДВС. Вот для чего нужна тормозная лента АКПП, и именно поэтому за её натяжением нужно регулярно следить.
Принцип работы тормозной ленты АКПП
Способ фиксации лентой планетарного механизма во многом схож с механизмом функционирования тормозных башмаков. В момент, когда ТЛ в планетарном механизме отпускается, происходит смягчение рывка, который неизбежен при смене автоматической коробкой передаточного числа. Происходит это за счёт того, что в результате воздействия ленты на фиксируемый элемент планетарного ряда последнему передаётся вращение, по вектору направления направленное в сторону, противоположную проекции тормозного усилия самой ленты. И скорость такого взаимодействия очень велика, ведь иначе толчки бы всё равно ощущались.
Один конец ТЛ фиксируется на корпусе коробки, другой крепится на поршне сервопривода, который способен перемещаться, осуществляя натяжение или ослабление тормозной ленты.
Происходит это так: при переключении селекторной передачи в полость включения начинает поступать трансмиссионная жидкость, под воздействием которой поршень начинает двигаться. Как только произойдёт зажатие ТЛ, элементы планетарного ряда стопорятся (механизм этого процесса мы описали выше). Такая блокировка длится ровно столько, сколько необходимо для сглаживания рывка.
После завершения переключения передачи возникает потребность в разблокировке барабана планетарного механизма. В этот момент открывается отверстие полости отключения сервопривода, а трансмиссионное масло, поступающее в полость, понижает его уровень в противоположной полости, в результате чего лента начинает ослабляться. Когда под действие пружины поршень принимает исходное положение, ТЛ также переходит в полностью свободное состояние.
Особенности эксплуатации АКПП с тормозной лентой
ТЛ представляет собой комбинацию эластичных полосок, изготавливаемых из металлического справа, характеризующегося высокой гибкостью и отличными показателями противодействия истираемости и прочности на разрывное усилие. Снаружи на металл наносится фрикционное покрытие, по аналогии с тормозными колодками, для улучшения сцепных свойств ленты.
Но каким бы прочным и износостойким не был материал тормозного механизма, в результате частых подтормаживаний он неизбежно изнашивается, причем утоньшается как фрикционный, так и металлический слой. Поэтому с определённой регулярностью необходимо выполнять операцию замены ТЛ. При покупке новой обращайте внимание на наличие в комплекте натяжных болтов – их тоже желательно заменить. Конструктивно болты могут устанавливаться как снаружи корпуса коробки, так и внутри, в зависимости от модели АКПП.
Плюсом внутреннего расположения можно назвать защиту головки болта от загрязнений и разрушительного воздействия влаги. Не менее весомое достоинство внешнего расположения – возможность осуществления натяжения ленты с целью корректирования её регулировки без необходимости демонтажа кожуха. Это существенно упрощает проведение данной процедуры.
Отметим, что любые работы, связанные с ремонтом или техобслуживанием автоматической трансмиссии, требуют обязательного совершения регулировки тормозного механизма. Впрочем, автопроизводители рекомендуют выполнять эту операцию и после замены трансмиссионного масла, и даже при доливке жидкости. Крутить регулировочный болт придётся и в том случае, когда машина начинает заметно дёргаться при переходе на другую передачу, если ранее за ней такого не наблюдалось.
Неисправности, связанные с тормозной лентой
Если вы заметили признаки неправильного функционирования системы торможения планетарной передачи, необходимо выяснить причину этого явления. Приводим перечень самых распространённых неисправностей ТЛ:
- износ фрикционного слоя. Если он существенный, происходит частичное блокирование планетарного механизма, что будет сопровождать рывками при изменении передаточного числа, а также звуками скрежета, идущими со стороны трансмиссии;
- износ/порыв поршневого манжета, при котором поршень перестаёт двигаться, а вместе с ним не реагирует на переключения передач и тормозная лента. Итог – ощутимые толчки при переходах на высшую/низшую передачу;
- поломка (механическая) штока поршня. В результате при последующей эксплуатации коробки обломки стержня могут проникнуть в подвижные узлы трансмиссии, что приведёт к их ускоренному износу. Такая неисправность обычно проявляется потемнением трансмиссионного масла из-за его насыщения мельчайшими частичками металлической стружки. Если продолжать двигаться, существует высокий риск поломки АКПП, что приведёт к необходимости выполнения дорогостоящего капремонта;
- нечасто, но встречается ситуация, связанная с подклиниванием лентой подвижных элементов трансмиссии. Как правило, такие случаи связаны с загрязнением первой (открывающей) полости сервопривода, хотя причиной подклинивания может быть и механический износ пружины. Такая серьёзная поломка может обездвижить машину. В лучшем случае пропадёт возможность двигаться в реверсном направлении.
Особенности регулировки ТЛ
Задача обслуживания автоматической коробки (в частности, тормозного механизма) заключается в регулярной проверке величины зазора между лентой и барабаном. Регулировка зазора производится посредством системы рычагов, изменяющих расстояние между элементами фиксирующего устройства. Для этих целей имеется регулировочный винт, который в некоторых моделях автоматической коробки заменён на шпильку.
Затяжка шпильки должна осуществляться контролируемо, с использованием динамометрического инструмента. О рекомендуемом прикладываемом усилии можно узнать из пользовательского руководства – как правила, различия в зависимости от модели в абсолютном выражении невелики.
При закручивании винта в ту или иную сторону он воздействует на упор, изменяя его пространственное положение. А уже упор воздействует на механизм крепления ленты, который, как известно, зафиксирован на корпусе коробки. Если регулировочный винт находится с внутренней стороны трансмиссии, придётся демонтировать масляный поддон трансмиссии.
Существуют варианты автоматических КПП, у которых регулировка величины зазора осуществляется при помощи штоков. В этом случае потребуется разборка узла и замена штока на элемент нужной длины. Обычно автопроизводители предлагают наборы таких штоков, у которых длина разливается на определённый шаг, то есть регулировочный процесс имеет дискретный характер.
Проверка зазора должна осуществляться в рекомендованные производителем сроки, или же если возникают подозрения по поводу неадекватной работы тормозного устройства. Обычно процедура замены масла в автоматической коробке требует демонтажа поддона, и это прекрасная возможность выполнить внеплановую диагностику зазора с его корректировкой в случае несоответствия номинальным размерам.
Не рекомендуется натягивать ТЛ больше, чем нужно, а также затягивать регулировочный винт усилием, большим рекомендованного – это ускорит износ узлов АКПП, включая фиксирующий механизм.
Что учитывать при самостоятельном натяжении ленты
Выполняя затяжку регулировочного винта динамометрическим ключом, можно столкнуться со следующими проблемами:
- нет в наличии ключа необходимого номинала;
- имеющийся ключ давно не проверялся, поэтому имеются сомнения в его точности срабатывания;
- необходимый для затяжки момент не получается уловить в силу причин субъективного характера.
Поэтому нужно уметь выполнять натяжку без использования динамометрического инструмента. Приводим алгоритм осуществления такой регулировки:
- устанавливаем машину на уклоне с небольшим градиентом;
- фиксируем колёса стояночным тормозом;
- дополнительно устанавливаем под одно из колёс механический упор и проверяем, сможет ли он удержать авто при незатянутом ручнике;
- опять затягиваем ручной тормоз;
- кладём стопор в нескольких сантиметрах от покрышки;
- желательно наличие напарника, который будет следить за состоянием автомобиля и сообщать, когда он начнёт движении при осуществлении регулировки;
- ослабляем ключом контргайку – это позволит проворачивать регулировочный винт;
- затягиваем винт, пока он не начнёт упираться;
- снимаем машину с ручника, но так, чтобы она не трогалась с места;
- начинаем аккуратно ослаблять винт до тех пор, пока авто не сдвинется;
- затягиваем его на несколько (2-3) оборотов. Это количество может различаться в зависимости от модели трансмиссии. Определять его нужно экспериментальным путём. Если авто всё ещё дёргается, подтягиваем винт еще на оборот, выполняем эти итерации до получения удовлетворительного результата.
Как видим, ничего сложного, однако трудоёмкость метода в разы выше, чем при использовании динамометрического ключа. Разумеется, о ювелирной точности регулировки здесь тоже говорить не приходится.
Осуществление самостоятельной замены тормозной ленты осуществляется в такой последовательности:
- поддомкрачиваем автомашину;
- демонтируем колесо со стороны трансмиссии;
- снимаем АКБ, а также воздушный фильтр, если он машете доступу к коробке;
- устанавливаем домкрат под дно АКПП и приподнимаем её;
- демонтируем подушку крепления коробки;
- начинаем медленно и осторожно опускать трансмиссию, следя за тем, чтобы эта процедура не сопровождалась сторонними шумами;
- отвинчиваем болты крышки и получаем доступ к фиксирующему механизму;
- откручиваем износившуюся ленту и устанавливаем новую;
- при закрытии крышки садим её на герметик;
- выполняем все операции в обратном порядке;
- осуществляем регулировку натяжения ТЛ одним из доступных способов;
- проверяем, как ведёт себя машина в дорожных условиях. Вне зависимости от режима езды никаких толчков ощущаться не должно.
Если заменённая лента износилась значительно быстрее, чем положено, рекомендуется приступить к поиску причин, почему это произошло. Чаще всего виновником является неправильно функционирующий сервопривод, из-за чего планетарный механизм подтормаживается в ослабленном состоянии ленты.
Тормозная лента АКПП: для чего она нужна, и как работает
Автоматическая коробка передач – достаточно сложный в техническом плане узел: в него входит гидроблок,тормозная лента АКПП, фрикционы, и др. И со временем эта сложность только увеличивается: производители стремятся сделать свою продукцию более надежной и комфортной. В частности, они стараются побороть такую известную проблему АКПП, как толчки при переключении передач. Устранение этого недостатка и является тем, для чего тормозная лента в АКПП необходима.
Что делает тормозная лента
Тормозная лента АКПП служит для кратковременной блокировки элементов планетарного механизма АКПП. Лента фиксируется на корпус коробки, ее конструктивные особенности обеспечивают надежное удержание на требуемый период времени.
Как работает тормозная лента
Принцип, по которому лента фиксирует планетарный механизм, похож на таковой для тормозных башмаков. Когда лента в коробке «отпускается», происходит смягчение толчка, сопровождающего смену АКПП передаточных чисел, так как фиксировавшемуся ею элементу планетарного ряда сообщается вращение, по направлению противоположное вектору силы торможения самой ленты. Происходит все очень быстро, буквально за доли секунды.
Лента имеет два конца:
- один закреплен на корпусе коробки;
- второй конец ленты соединен с поршнем сервопривода.
Схематически это можно изобразить следующим образом:
Механизмы АКПП приводятся в действие трансмиссионной жидкостью (маслом), не является исключением здесь и блокировочный механизм. Когда масло попадает в полость включения привода, его давление перемещает поршень. По мере движения последнего лента зажимается, планетарный ряд фиксируется. Манипуляция исполняется требуемый промежуток времени.
Затем, когда настает время разблокировки «планетарки», масло поступает в полость выключения. По мере выравнивания давления жидкости лента ослабевает, на поршень начинает действовать особая возвратная пружина, и он возвращается в исходное состояние. Тормозная лента освобождается полностью.
Особенности эксплуатации
Обычно лента производится из гибкого металлического сплава и состоит из множества полос такового. Металл, при своей гибкости, достаточно прочен и выдерживает высокие нагрузки на истирание и разрыв. Чтобы сделать ленту более долговечной и надежной, на внутреннюю ее часть на заводе наносят фрикционное покрытие.
Внешний вид тормозной ленты:
Эксплуатация АКПП приводит к постепенному износу как фрикционного покрытия, так и самого металла ленты. Поэтому, после определенного пробега, может возникнуть необходимость в ее замене. В продаже можно найти как поставляемые отдельно ленты, так и укомплектованные натяжными болтами; желательно приобретать именно ленты в последнем варианте. Так выглядит болт:
Справа от винта можно увидеть регулировочную шпильку с контргайкой, тоже могущую понадобиться при настройке ленты. Место установки натяжных болтов разнится в зависимости от фирмы, выпустившей АКПП: они могут располагаться как внутри коробки, так и с наружной ее стороны.
Внутреннее размещение винтов обладает рядом преимуществ:
- они не подвергаются коррозии и не загрязняются;
- регулировку ленты можно делать без демонтажа кожуха АКПП.
Последнее важно еще и тем, что натяжение ленты можно отрегулировать самостоятельно, не тратя время и деньги на дорогостоящие услуги автосервиса.
Проверять и регулировать натяжение следует не только после замены ленты, но и вообще после любых ремонтно-сервисных операций на автоматической коробке передач, включая долив и замену масла. Если коробка начала «пинаться» и давать рывки, также следует проверять натяжение ленты.
Проблемы с лентой АКПП и их симптомы
В блоке фиксации планетарного механизма могут возникать различные неисправности, ведущие к нештатному поведению авто и поломке всей коробки:
- износ фрикционного слоя ленты. Планетарный узел при этом блокируется не полностью, при переключении водитель ощущает «пинок» коробки. Кроме того, из АКПП может доноситься скрежет;
- повреждение манжет поршня (обрыв, физический износ). Лента полностью утрачивает блокирующую способность, и коробка дает рывки при каждой смене передаточного числа;
- поломка штока поршня из-за механического повреждения. Поршень распадается на обломки, которые попадают в трансмиссионную жидкость и другие узлы АКПП. Масло загрязняется металлическими частицами, которые действуют на другие части коробки как агрессивный абразив, а крупные обломки могут сами по себе повредить или заклинить части АКПП. Даже недолгая поездка на такой коробке способно надолго вывести ее из строя, что приведет к дорогому капремонту АКПП или не менее дорогостоящей замене таковой.
Изредка встречаются случаи, когда лента «подклинивает» подвижные элементы коробки. Проявляется это, если открывающая полость сервопривода загрязнена, или пружина изношена. Характерный признак проблемы – автомобиль отказывается начинать движение, или, например, не отрабатывает задняя передача.
Регулировка ленты
Настройка зазора между лентой и тормозным барабаном производится системой рычагов, на которые прикладывается усилие через регулировочную шпильку или винт. Если настройка делается шпилькой, то она закручивается динамометрическим ключом. Усилие, с которым проводится кручение, определяется автопроизводителем.
АКПП с установленной шпилькой:
Под воздействием на шпильку/винт происходит воздействие на крепление ленты в АКПП. Если механизмы регулировки доступны снаружи, дополнительных манипуляций не требуется, в противном случае придется демонтировать поддон коробки.
Интересно: некоторые разновидности «автоматов» регулируются с помощью специальных штоков различной длины. Настройка производится при разборе узла, установкой штока требуемой длины. Наборы штоков выпускаются производителями таких коробок.
Следует контролировать натяжение при малейшем подозрении на неполадки с лентой. Желательно проводить профилактическую диагностику и при замене масла, поскольку при этом, как правило, снимается поддон, и стоит воспользоваться данной возможностью.
Важно: не стоит излишне «перетягивать» ленту, это ускорит износ и ее самой, и коробки в целом.
Как делать регулировку в полевых условиях, без динамометрического ключа (желательно делать это вдвоем):
- встать в месте с небольшим уклоном;
- поставить авто на ручной тормоз;
- подложить под колесо булыжник, кирпич, тормозной башмак для удержания машины;
- отложить кирпич (башмак) на несколько сантиметров в сторону от колеса;
- если есть напарник, он должен следить за машиной и сообщить, когда та начнет движение;
- ослабить контргайку болта;
- затянуть его, но не до конца – так, чтобы был легкий упор;
- отпустить «ручник»;
- постепенно ослаблять болт ленты, пока машина не начнет сама катиться;
- завернуть винт на 2-3 оборота.
Требуемое число оборотов определяется экспериментально, до тех пор, пока толчки коробки не пропадут. Этот метод не претендует на точность измерения момента силы при регулировке, но поможет устранить проблему с лентой в полевых условиях, после чего желательно посетить автосервис для более точной настройки и проверки, или сделать таковую самостоятельно, уже с динамометрическим ключом.
Тормозная лента АКПП: регулировка своими руками
Стремясь к повышению комфорта управления автомобилем, автопроизводители усложняют конструкции автоматических коробок передач. Над устранением толчков при смене передаточного числа в АКПП трудится тормозная лента. Выход ее из строя или неправильная регулировка приводят к рывкам автомобиля. Это сказывается не только на удобстве пользования машиной, но и уменьшает ресурс двигателя и трансмиссии.
Назначение тормозной ленты
Тормозная лента АКПП необходима для блокировки на непродолжительное время элементов планетарного ряда. Фиксирование происходит на корпус автоматической коробки передач. Несмотря на компактные размеры и небольшую ширину, обеспечивается хорошая удерживающая способность.
Принцип фиксации взят с работы тормозных башмаков. Блокировка основана на эффекте самозажатия. При расслаблении механизма происходит смягчения толчка, сопровождающего переключение передачи. При отпускании ленты барабан планетарной передачи, находившийся в блокировке, вращается в противоположную сторону относительно прикладываемого тормозного воздействия. Все манипуляции происходят максимально быстро.
Принцип действия системы
Концы тормозной ленты закреплены:
- неподвижно на корпусе АКПП;
- на перемещаемый поршень сервопривода.
При подаче трансмиссионной жидкости в полость включения привода поршень начинает перемещаться под действием давления масла. После зажатия тормозной ленты происходит фиксирование элементов планетарного ряда. Блокировка продолжается требуемое время.
Как только возникает необходимость разблокировать барабан планетарной системы, начинается подача масла в полость отключения сервопривода. После выравнивания давления в двух контурах, тормозная лента начинает ослаблять воздействие. Возвратная пружина действует на поршень, и он занимает исходное положение. Тормозная лента переходит в свободное состояние.
Эксплуатация АКПП с тормозной лентой
Тормозная лента изготавливается из множества эластичных полос. Материалом служит гибкий сплав металлов, который обладает достаточной прочностью на разрыв и механическое стирание. Для улучшения фиксации внутренняя часть покрывается фрикционным покрытием.
В процессе эксплуатации происходит изнашивание полос металла и фрикционного покрытия, поэтому, через определенные промежутки времени может потребоваться замена ленты. Приобретать новую лучше в комплекте с натяжными болтами. Они могут устанавливаться как снаружи, так и внутри АКПП, в зависимости от конструктивных решений автопроизводителя.
При внутреннем размещении головка винта не подвергается загрязнению и разрушению от коррозии. Внешнее расположение хорошо тем, что регулировку натяжения можно проводить без снятия кожуха с коробки. Это позволяет экономить время, а в случае посещения автосервиса, и денежные средства.
Осуществляя любой ремонт коробки передач, по его завершению регулировка натяжения ленты является обязательной операцией. Не помешает провести настройку и при доливке либо замене масла. В процессе эксплуатации, если появляются заметные рывки при переключении передач, также стоит обратиться к натяжному болту.
Неисправности, связанные с лентой АКПП
Наиболее частыми неисправностями системы фиксации планетарной передачи являются:
- Истирание фрикционного слоя. Это приводит к неполному блокированию планетарки. Помимо толчка во время переключения передачи наблюдается скрежет со стороны автоматической коробки передач;
- Износ или обрыв манжет поршня. Тормозная лента при этом полностью перестает выполнять свои функции. При смене передаточного числа появляются ощутимые рывки;
- Механическое повреждение штока поршня. Дальнейшая эксплуатация приводит к попаданию обломков в подвижные части АКПП. Происходит повышенный износ всех узлов. Масло загрязняется мелкими, металлическими частичками. Даже короткая поездка может вывести коробку передач из строя, в результате чего придется делать капитальный ремонт.
Крайне редко встречается ситуация, когда тормозная лента подклинивает подвижные части. Обычно это происходит при износе пружины либо загрязнении открывающей полости сервопривода. Автомобиль может перестать полностью двигаться. Часто при такой поломке нет возможности ехать на задней передаче.
Порядок регулировки
Для обеспечения нормальной работы фиксирующей системы требуется регулярно контролировать зазор между тормозным барабаном и лентой. Для этого с помощью системы рычагов происходит изменение расстояния при воздействии на регулировочный винт либо шпильку.
Закручивать шпильку следует динамометрическим ключом. Рекомендуемое усилие указывает автопроизводитель. Для каждой модели машины оно может варьироваться в небольших пределах.
Во время регулировки винт изменяет расположение упора. В результате появляется воздействие на крепление тормозной ленты на корпусе автоматической коробки передач. При расположении винта регулировки внутри картера требуется снимать масляный поддон АКПП.
Существуют коробки скоростей в которых настройка зазора происходит при помощи штоков. Устанавливаются они во время переборки узла. Регулировка осуществляется подбором необходимой длины. Автопроизводитель выпускает штоки с определенным шагом изменения длины. Регулировка в таком случае происходит дискретно.
Контролировать натяжение следует при возникновении подозрений на ненормальную работу ленты. Так как при смене масла обычно требуется снимать поддон, то следует воспользоваться доступом к регулировочному винту и произвести диагностику зазора. Натягивать ленту с расчетом на будущее и превышать норму усилия не следует, так как это плохо отразится на сроке службы АКПП и тормозного механизма в частности.
Тонкости регулировки натяжения самостоятельно
При регулировки динамометрическим ключом возникают следующие проблемы:
- отсутствует ключ требуемого номинала;
- инструмент не проходил поверку, поэтому в точности измерения есть большие сомнения;
- не удается уловить требуемый момент по субъективным причинам.
Вариант регулировки зазора без измерения момента силы динамометрическим ключом:
- Остановить автомобиль на небольшом уклоне;
- Затормозить ручником;
- Подложить под колесо кирпич и проверить, удерживает ли он машину при снятом ручном тормозе;
- Затягиваем ручник;
- Кирпич кладем в нескольких сантиметрах от колеса;
- При наличии напарника оставляем его следить за расстоянием между колесом и кирпичом, и говорим ему: «Ответь, когда машина начнет движение»;
- Ослабляем контр-гайку, чтобы регулировочный болт мог без проблем закручиваться;
- Затягиваем винт до легкого упора;
- Отпускаем ручник и контролируем, чтобы автомобиль не начал движение;
- Медленно ослабляем болт, пока тормозная лента не позволит автомобилю покатиться;
- Заворачиваем винт на 2-3 оборота. Необходимое количество оборотов лучше определить экспериментально на конкретной модели машины. Главным условием является полное отсутствие рывков при смене передачи.
Использование такого способа позволит устранить толчки без столкновения с трудностями точного определения момента силы. Данный метод не претендует на звание самого точного. При возможности желательно его комбинировать с замером динамометрическим ключом.
Замена тормозной ленты
Для установки новой тормозной ленты рекомендуется придерживаться нижеуказанной инструкции:
- Автомобиль необходимо поддомкратить;
- Снимаем колесо, чтобы получить доступ к АКПП;
- Демонтируем аккумуляторную батарею и воздушный фильтр;
- Домкрат ставим под автоматическую коробку передач и приподнимаем ее;
- Отворачиваем подушку крепления трансмиссии;
- Постепенно опускать АКПП вниз. Важно следить, чтобы не было посторонних звуков, например, в виде скрежета металла;
- Снять болты, которые держат заднюю крышку;
После снятия старой ленты рекомендуется оценить ее износ. В случае чрезмерных повреждений, полученных в короткий срок, рекомендуется начать поиск причин, выведших механизм из строя. Часто поломка заключается в некорректной работе сервопривода, в результате чего планетарная передача подклинивается в ослабленном состоянии.
Тонкости замены тормозной ленты
Выполняя демонтаж задней крышки автоматической коробки передач следует быть готовым к тому. что она посажена на герметик. Чрезмерные усилия при демонтаже прикладывать категорически запрещается, так как повредив край картера, герметичность узла будет нарушена. Попадание в АКПП абразивных частиц и влаги приведут к ускоренному износу механизма.
После отклеивания нижней части задней крышки из под нее потечет масло. При проведении ремонтных работ желательно подставить емкость под коробку, дабы протекание не нанесло вред полу или окружающей среде. Если трансмиссионной жидкости вытекает слишком много, рекомендуется произвести полную деффектовку узлов трансмиссии.
После установки ленты, желательно проверить ее прилегание. Для этого следует оттянуть один ее конец с усилием в 100 Н и проверить, насколько плотно она прилегает к барабану. По рекомендациям производителей допускается до четырех зазоров в месте прижима. Длина участка не должна превышать 60°, а глубина быть более 2,5 мм. При отклонении от нормы следует заменить ленту на другую. При повторении ситуации рекомендуется провести деффектовку барабана. Наличие небольших зазоров не должно настораживать автовладельца, так как в процессе притирки большинство из них пропадет и лента станет прилегать намного плотнее.
Регулировка и замена тормозной ленты не является сложным процессом, поэтому с этим справится даже начинающий автолюбитель. Проведенный вовремя контроль натяжения предотвратит появления толчков, потери комфорта вождения и чрезмерного механического износа силовой установки с трансмиссией. Поддержание АКПП в технически исправном состоянии позволит чувствовать себя уверенно и безопасно на дороге.
https://alfa-motors38.ru/polomki/4f27e-regulirovka-tormoznoj-lenty.html
https://avto-stolica.ru/obsluzhivanie/tormoznaya-lenta-akpp-dlya-chego-nuzhna-i-chto-eto-takoe.html