Главная передача автомобиля ЗИЛ-131

Заправочные емкости ЗИЛ 131

Механизмы ведущих мостов автомобиля ЗиЛ-131

Военная Энциклопедия — историко-архивный военно-патриотический портал

главная☆советская военная энциклопедия☆военная техника☆военная наука☆военное обозрение☆история оружия☆форум

военная техника ☆ статьи по устройству ВАТ ☆

Главные передачи двойные (рис. 121) с передаточным числом 7,62. У промежуточного и заднего мостов главные передачи крепятся к балкам мостов горизонтальными фланцами; два болта крепления находятся внутри картера и доступ к ним возможен через люк, закрываемый боковой крыш­кой. У переднего моста главная передача крепится вертикальным фланцем.

Задний мост зил-131 схема устройства

Рис. 121. Задний мост автомобиля ЗИЛ-131: 1 — сапун; 2 — полуось; 3 — ведомая коническая шестерня; 4 — вал ведущей цилиндрической шестсрни; 5 — ведущая коническая шестерня; 6 — пробка заливною отверстия; 7 — ведущая цилиндрическая шестерня; 8 — картер главной передачи; 9, 34 — регулировочные прокладки; 10 -стакан подшипников; 11 — крышка подшипников; 12 — чашка дифференциала; 13 — полуосевая шестерня; 14 — блок сальников подвода воздуха; 15 — колодка тормоза; 16, 17 — сальники ступицы: 18 — замковая шайбы; 19 — контргайка; 20 — шинный кран: 21 — фланец, полуоси; 22 -регулировочная гайка; 23 — винт; 24 — ступица; 25 — шпилька; 26 -опорный диск; 27 — цапфа; 28 — тормозной барабан; 29 — пробка сливного отверстия; 30 — сателлит; 31 — ведомая цилиндрическая шестерня; 32 — ведущий вал; 33 — регулировочные шайбы.

Устройство главной передачи такое же, как на автомобиле КамАЗ-4310 Проверка уровня масла осуществляется при помощи специального указателя, имеющегося в наборе водительского инструмента, этот указатель вставляется в отверстие под один из болтов крепления картера главной передачи к балке моста. Вентиляция картера осуществляется через сапун 1.

Для прохода масла к подшипникам в стенках картера имеются каналы. В картере главных передач всех мостов заправляется по 5 л масла марки ТСп-15К или ТАп-15В.

Регулировка конических подшипников вала ведущей конической шестерни, производится подбором шайб 33 необходимой толщины, расположенной между внутренними кольцами подшипников. Двухрядный конический подшипник ведущей цилиндрической шестерни устанавливается с подобранным регулировочным кольцом и дополнительной регулировки не требует. Боковой зазор между зубьями конических шестерен регулиру­ется перемещением ведущей и ведомой шестерен путем изменения количества прокладок 9 и 34.

Дифференциалы конические, симметричные, по устройству и работе аналогичные таким же дифференциалам автомобиля КамАЗ-4310.

Полуоси фланцевые, полностью разгруженные, по устройству и креплению такие же, как на автомобиле КамАЗ-4310.

Шарниры равных угловых скоростей шариковые. Шарнир состоит из двух кулаков б и 7 (см. рис. 118), четырех ведущих 8 и одного центри­рующего 9 шарика. Кулаки имеют выемки специального профиля, в кото­рых размещены шарики. Центральный шарик обеспечивает центрирование кулаков.

При повороте управляемого колеса наружный кулак поворачивается относительно внутреннего, при этом шарики перекатываются по канавкам кулаков и во всех случаях размещаются в плоскости, которая делит угол между кулаками пополам (бисекторная плоскость). Такое расположение шариков обеспечивает передачу вращения с одного кулака на другой с равной угловой скоростью.

Трущиеся поверхность смарываются смазкой марки AM или Литол-24, которая в количестве 0.3 кг закладывается в корпусе поворотного кулака при сборке.

Метки: зил 131 ☆ трансмиссия автомобиля ☆ устройство автомобиля ☆

Механизмы ведущих мостов автомобиля Урал-4320 Техническое обслуживание и основные неисправности механизмов ведущих мостов

Выездной шиномонтаж 24

срочный выездной шиномонтаж в Москве

  • Контакты:
  • +7
  • круглосуточно 24/7, без перерывов и выходных
  • Москва

© Военная Энциклопедия. Карта сайта.



Техническое обслуживание мостов ЗИЛ-131

Страница 1 из 2

Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки.

Заливать масло в картеры всех мостов автомобиля нужно через заливное (смотровое) отверстие, расположенное в верхней стенке картера редуктора, закрываемое пробкой 29, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия.

Доливать масло в картер переднего моста можно, кроме заливного отверстия, через контрольное отверстие, расположенное в крышке картера моста.

Проверять уровень масла в заднем и среднем мостах в процессе эксплуатации следует при помощи специального указателя уровня 1 (рис. 1), имеющегося в наборе инструмента.

Для проверки уровня масла в заднем и среднем мостах необходимо отвернуть болт, указанный на рис. 1, крепления редуктора к картеру моста и вставить указатель уровня масла в отверстие для болта до упора во фланец картера редуктора.

Правильный уровень масла отмечен риской на стержне указателя уровня масла.

При снижении уровня масла ниже риски необходимо долить масло в картер до уровня контрольной пробки.

Для выпуска отработанного масла из картера переднего моста имеется сливное отверстие 48 (рисунок 2), расположенное в нижней части картера моста.

Сливные отверстия картеров заднего и среднего мостов расположены в нижней части крышек картеров.

Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстие с пробкой 30 (рисунок 3), расположенное в нижней стенке картера редуктора переднего моста, и отверстия с пробками 36 (рисунок 4), сделанные в передних стенках картеров редукторов заднего и среднего мостов.

Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через все имеющиеся сливные отверстия.

Контрольные отверстия при этом должны быть открыты.

При необходимости следует добавить смазку в корпус поворотного кулака для подшипников шкворней и шарнира полуоси переднего ведущего моста.

Набивать смазку необходимо в подогретом состоянии через масленки 17 (рисунок 5), расположенные в верхней накладке корпуса правого поворотного кулака и в поворотном рычаге, установленном на корпусе левого поворотного кулака; набивать ее нужно до тех пор, пока смазка не начнет выходить через контрольное отверстие, расположенное снизу шаровой опоры.

Пробка 27, которой закрыто это отверстие, должна быть предварительно вывернута.

При смене смазки все детали поворотного кулака и шарнир полуоси надо промыть.

Свежая смазка закладывается непосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворней и в шарнир полуоси.

Ступицу колеса при смене также необходимо промыть.

При закладывании свежей смазки надо тщательно промазать подшипники.

Крутящие моменты затяжки болтовых соединений в кГм

Гайки болтов крепления чашек дифференциала и ведомой цилиндрической шестерни 12—14

Гайки шпилек крепления крышек подшипников дифференциала 17—19

Шпильки крепления крышек подшипников дифференциала (при установке в картер редуктора) 22—25

Болты крепления крышек роликоподшипников редуктора — 6—8

Болты крепления редуктора к картеру моста — 9—11

Гайки шпилек крепления полуосей заднего и среднего мостов фланцев полуосей переднего ведущего моста к ступицам колес 7—9

Гайки шпилек крепления рычага поворотного кулака к корпусу и шпилек крепления шаровой опоры к картеру переднего моста … 16—18

Гайки шпилек крепления цапф переднего, заднего и среднего мостов 5,5—6

Гайки крепления фланцев вала ведущей конической шестерни 20—25

Гайка крепления подшипника вала ведущей цилиндрической шестерни 35—40

Контргайка крепления подшипников ступицы колеса 12—15

Гайка крепления шарового пальца поперечной рулевой тяги 23—27

Проверить уровень масла в редукторе заднего моста автомобиля ЗИЛ-131.

Уровень масла в заднем мосту проверяется при проведении ТО-2 по указателю уровня масла. При необходимости масло доливается ( основные марки – ТСп -15К, Тап -15 В, при температуре окружающего воздух ниже минус 300 С масло ТСп -10). Замена масла осуществляется при проведении пятого ТО-2.

Рис. Проверка уровня масла в промежуточном и заднем мостах:

1 — указатель для проверки уровня масла; 2 — пробка сливного отверстия; 3 — пробка заливного отверстия.

Сливные отверстия картеров заднего и промежуточного мостов расположены в нижней части крышек картеров. Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстия с пробками 36 (рис. 50) в передних стенках картеров редукторов заднего и промежуточного мостов автомобиля. Сливают масло после предварительного прогрева агрегата через все сливные отверстия. Заливные отверстия при этом должны быть открыты.

Удалить конденсат из пневмосистемы автомобиля УРАЛ-4320.

Удаление конденсата из воздушных баллонов осуществляется при проведении ежедневного технического обслуживании. В зимний период конденсат необходимо сливать после каждого выезда из теплого гаража.

Вам будет интересно  Автомобили для инвалидов: 3 варианта оборудования с фото и описанием

Удалять конденсат необходимо при наличии давления в воздушных баллонах .

uvat_evat.docx Размер: 3.4 Мб
Бесплатно Скачать
Пожаловаться на материал

Автомобиль ЗИЛ–131, Урал–4320

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Раздаточная коробка Автомобиля ЗИЛ 131

Раздаточная коробка ЗИЛ 131

Раздаточная коробка

Многие тяжелые работы не сделать без грузовика ЗИЛ 131. Автомобиль специально разработан для перевозки тяжелых грузов на дальние расстояния. Водителям приходится не только управлять транспортом, но и выполнять ремонтные работы во время передвижения. Важно чтобы всегда была исправлена раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131. Чтобы понять, как правильно должна она функционировать, какие неполадки возможны и каким образом их следует устранить, нужно узнать, как она устроена и как работает.

  1. Устройство
  2. Работа раздаточной коробки
  3. Неполадки и способы устранения
  4. Техническое обслуживание
  5. Схемы
  6. Основные функции раздаточной коробки
  7. Сравнение с другими моделями авто

Устройство

На автомобиле ЗИЛ 131 стоит двухступенчатая раздаточная коробка. Передний мост имеет электропневматическое включение. На первой передаче передаточное число составляет 2,08, а на второй – 1,0. Прикреплена коробка при помощи резиновых подушек и четырех болтов, которые приделаны также резиновыми подушками к кронштейнам поперечины рамы.

Схема управления раздаточной коробки ЗИЛ 131

Схема управления раздаточной коробки ЗИЛ 131

В целом раздаточная коробка на автомобиле ЗИЛ 131 состоит из:

  1. Пневмокамеры;
  2. Сигнальной лампы;
  3. Выключателей;
  4. Штока;
  5. Замкового устройства;
  6. Корпуса фиксатора;
  7. Ведущего вала;
  8. Шестерен первой передачи;
  9. Шестерен вала привода задней тележки;
  10. Вала привода задней тележки;
  11. Муфты включения второй передачи;
  12. Вала привода переднего моста;
  13. Зубчатого венца вала;
  14. Крышки картера;
  15. Муфты включения переднего моста;
  16. Шестерни второй передачи;
  17. Картера;
  18. Стержня;
  19. Тяги;
  20. Рычага;
  21. Электропневматического клапана;
  22. Выключателя;
  23. Реле;
  24. Впускного клапана;
  25. Выпускного клапана;
  26. Пробки контрольно-заливного отверстия;
  27. Пробки сливного отверстия.

К основным частям относятся такие, как: картер с крышками, первичный вал с шестерней, муфта с подшипниками, вал привода переднего моста вместе с шестернями и муфтами. Не менее важен механизм для переключения передач и управление включением переднего моста.

Сам картер коробки сделан из чугуна, он разъемный, задняя часть закрывается крышкой. Верхний люк закрывается также крышкой и на нем устанавливается коробка отбора мощностей. Верхняя крышка оснащена сапуном. Сливное отверстие и контрольно-заливное расположено на задней крышке, а на сливной пробке имеется магнитик. Основательно уплотнены выходы валов из картера. На валу переднего моста прикреплена маслосгонная шайба.

На шпонку устанавливается шестерня первой передачи. Муфта включения прямой или второй – свободно перемещается по шлицам вала. Для удобства в работе шестерню изготовляют сразу с валом. Между подшипниками вала находится червяк (это привод спидометра), шестерню привода поместили в приливе крышки заднего валового подшипника. Эта же крышка и есть опорный кронштейн на стояночном тормозе. На игольчатых подшипниках вращаются промежуточные шестерни. Муфта включения первой передачи размещена на ступицах шестерни. Там же размещена и муфта включения переднего моста, где она же соединяется с зубчатым венцом, сделанным прямо на валу.

К важному механизму на раздаточной коробке на автомобиле ЗИЛ 131 относят: рычаг с серьгой, тяги, стяжную пружину, пару штоков с вилками, фиксаторы, замковое устройство.

Работа раздаточной коробки

Включение переднего моста происходит за счет электропневматического устройства. Оно состоит из:

  • Электровоздушного клапана;
  • Пневмокамеры;
  • Двух микровыключателей;
  • Реле;
  • Включателя;
  • Сигнальной лампы;

Важно знать, что раздаточная коробка в машине ЗИЛ 131 будет работать нормально, если на поперечине рамы установлен электровоздушный клапан, а на передней стенке картера прикреплена пневмокамера. Микровыключатель располагается на корпусе фиксатора и на корпусе пневмокамеры, а включатель и сигнальная лампа находятся в кабине, а под капотом – реле.

Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131

Вид раздаточной коробки ЗИЛ 131

Когда происходит включение, раздаточная коробка автомобиля ЗИЛ 131 постепенно подключает все остальные механизмы в работу. Водителем перемещается вперед рычаг и тут же он поворачивается вокруг точки крепления на верхней тяге и нижним концом через тягу. С помощью штока и вилки муфта перемещается назад и в этот момент соединяются между собой шестерни. Когда перемещается шток, то сразу начинает работу микровыключатель, благодаря ему замыкается цепь реле, которое тут же замыкает цепь на электровоздушном клапане. Опускается книзу якорь электромагнита, открывается впускной клапан и закрывается выпускной.

Чтобы раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 заработала полностью, сжатый воздух из пневмосистемы должен поступить в пневмокамеру, а она должна через шток переместить муфту назад и при этом соединить с зубчатым венцом вала. Ведущий вал через шестерни передает крутящий момент, который равномерно распределяется между шестерней и валом, а затем переходит к мостам задней тележки и уже, потом через муфту переходит на вал привода переднего моста.

Когда происходит выключение на первой передаче, то раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 работает следующим образом:

  • Размыкается цепь электромагнита;
  • Впускной клапан плотно закрывается;
  • Выпускной клапан открывается;
  • При помощи возвратной пружины автоматически выключается передний мост.

Чтобы включить вторую передачу, раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 срабатывает так:

  • Рычаг поворачивается вокруг точки крепления на нижней тяге;
  • Через тягу, шток и вилку перемещается назад муфта и при этом все механизмы соединяются с зубчатым внутренним венцом шестерни;
  • С ведущего вала за счет крутящего момента действие переходит напрямую на вал привода мостов задней тележки.

Если движение происходит на скользкой дороге, то нужно включить мост на передней передаче, и цепь электромагнита следует замкнуть принудительно. Для этого надо воспользоваться включателем. Крутящий момент передастся напрямую через шестерни, муфту сразу на вал привода на переднем мосту.

На всех других передачах, если включен передний мост, то крутящий момент будет распределяться прямо пропорционально нагрузкам, которые приходятся на мост задней тележки и мост передний.

Когда включен передний мост, то микровыключателем цепь автоматически будет замкнута, а в кабине водителя загорится сигнальная лампочка.

Смазывается раздаточная коробка на машине ЗИЛ 131 специальным разбрызгивателем. Масло (в данном случае его марка Тап-15в) заливается в картер коробки. Обычная норма его составляет 3,3 л.

Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131

Схема подвески раздаточной коробки, управления и клапана управления ЗИЛ 131

Неполадки и способы устранения

Очень часто поломку раздаточной коробки можно предвидеть, для этого следует только перед выездом на трассу осмотреть автомобиль и прислушаться к звукам, происходящих во время работы механизмов.

Неполадки возможны следующие:

  1. Сильный шум в раздаточной коробке. Это показатель того, что разрушены некоторые детали: шестерни или подшипники. В этом случае раздаточная коробка разбирается, а вышедшие из строя детали меняются;
  2. Передачи выключаются сами, непроизвольно. Скорей всего износились зубчики кареток или малые зубчатые венцы на колесах. Такая поломка возможна, когда изношены вилки переключения передач. Нужно поменять испортившиеся детали;
  3. Течет масло и прорвана мембрана. Если обнаружено, что через уплотнительные манжеты происходит утечка масла, то нужно внимательно их осмотреть. Если при осмотре будут обнаружены признаки износа на кромках, то надо их заменить. Если прорвана мембрана в пневмокамере, то ее тоже надо поменять;
  4. Нарушена регулировка тяги управления и изношены пальцы в вилках тяги. В такой ситуации тяги следует снова подрегулировать, а пальцы поменять.

Техническое обслуживание

Чтобы автомобиль прослужил долго и не подвел во время пути, нужно правильно и своевременно проводить профилактические работы.

Всегда перед работой надо проверять, как прикреплена раздаточная коробка к кронштейну и балке. Не следует оставлять без внимания и саму балку, она тоже должна быть приделана надежно и прочно. Если обнаружено, что крепление не на должном уровне, то надо все детали сразу подтянуть.

Необходимо своевременно чистить сапун на крышке люка картера. Если на нем будут засоры, то повысится давление в раздаточной коробке и в дальнейшем возникнет течь масла через уплотнительные манжеты.

Чтобы раздаточная коробка была долговечной, надежной нужно вовремя проводить смазку. При техническом обслуживании всегда проверяется уровень масла и если его недостаточно, то надо долить до контрольной пробки.

Отработанное масло сливается, магнит на сливной пробке чистится, и новое масло наливается до уровня контрольной коробки. Для раздаточной коробки используют такое же масло, как и для коробки передач. Если температура воздуха минус 30 градусов по Цельсию, то применяют масло ТМ-3-9 (или ТСп-10).

Нужно обращать внимание на гайки на первичном и выходном вале. Они должны быть закернены на раздаточной коробке так же, как и на коробке передач.

Когда разборка и сборка раздаточной коробки будет завершена, надо установить пневмокамеру. Для этого используются регулировочные прокладки. Важно, чтобы расстояние было достаточное и составляло 174 и плюс-минус 0,1 мм от торца корпуса камеры до отверстий от стопорных болтов на стержнях. Это необходимо для последующей установки вилки.

Вам будет интересно  Трансмиссия автомобиля: назначение, устройство и принцип работы

Схемы

Изготавливаются раздаточные коробки для авто ЗИЛ 131 по следующим схемам:

  • С дифференциальным приводом;
  • С блокированным приводом;
  • Со смешанным приводом.

Каждый вариант сборки имеет свои особенности. Раздаточной коробкой второго типа обеспечивается синхронное вращение всех мостов. Благодаря такой схеме распределяются крутящие моменты равномерно силе сопротивления.

Раздаточная коробка ЗИЛ 131

Раздаточная коробка ЗИЛ 131

У раздаточных коробок, где привод изготовлен дифференциальным, крутящийся момент проходит за счет дифференциала. Благодаря такой схеме выходные валы вращаются с различной угловой скоростью. Такой дифференциал имеет другое название – межосевой.

В раздаточных коробках, где смешанный привод, половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая – присоединяется с помощью дифференциала. К «смешанному» типу также относят коробки с блокируемыми дифференциалами.

Из данной классификации можно сделать вывод, что распределяется силовой поток от основной коробки раздаточной на:

  • Один передний и один-два задних моста автомобилей;
  • Два передних моста и два задних;
  • На ведущие колеса левого борта или правого автомобилей.

Вывод следующий. Раздаточные коробки на авто ЗИЛ 131 бывают:

  1. Межколесными;
  2. Межтележечными;
  3. Межбортовыми.

Основные функции раздаточной коробки

Основная задача этого элемента – передавать крутящий момент от двигателя к ведущим мостам авто. Кроме того, с помощью раздаточной коробки в трансмиссии растет число передач. Также их предназначение в следующем:

  • Распределять крутящий момент между ведущими мостами, это позволяет лучше обеспечивать проходимость автомобиля;
  • Когда крутящий момент на ведущих колесах увеличивается, то сразу преодолевается «качание» колес во время езды по плохим дорогам, на крутых подъемах и по бездорожной местности;
  • Обеспечивать устойчивое движение автомобиля на небольшой скорости, когда двигатель работает с наибольшим крутящим моментом.

То есть, главная цель раздаточной коробки – обеспечить хорошую работу автомобиля.

Раздаточная коробка ЗИЛ 131 б/у

Раздаточная коробка ЗИЛ 131 б/у

Сравнение с другими моделями авто

У раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ 131 есть немало преимуществ. Если сравнить с автомобилем ЗИЛ 175К, то главное отличие будет в подвеске коробки. Преимущества в следующем:

  1. На подвеске коробки авто ЗИЛ 131 точки опоры упругих элементов разнесены. Это распределяет и уменьшает нагрузку;
  2. При снятии коробки на ЗИЛ 131 не требуется разборки всех упругих элементов, нужно только отвернуть гайки болтов, с помощью которых крепится раздаточная коробка к остальным продольным балкам;
  3. Если поломаются гайки на раздаточной коробке автомобиля ЗИЛ 131, то заменить их будет несложно.

Кроме того, если вдруг сломаются шпильки на коробке ЗИЛ 157К, то их нужно будет высверливать из корпуса, у ЗИЛ 131 они легко выкручиваются.

Есть еще немало плюсов у раздаточной коробки авто ЗИЛ 131.

  • На авто ЗИЛ 157К подвеска держится на четырех шпильках, которые основательно ввернуты в картер и пропущены с помощью отверстий в поперечине рамы. Чтобы обеспечить эластичность подвески, установлены резиновые подушки. Конструкция несколько сложна и поэтому ремонт своими силами сделать водителю будет немного сложно. В то время как подвеска на ЗИЛ 131 сделана на двух продольных балках, которые опираются на поперечину рамы. Балки оснащены эластичной подвеской, потому укреплены они болтами, у которых имеются резиновые подушки, сделанные по обеим сторонам опоры.
  • Раздаточная коробка на ЗИЛ 131 подвешивается к балкам при помощи четырех болтов, которые проходят через отверстия на продольных балках. Все гайки болтов на продольных балках, как и сами гайки болтов, предназначенные для креплений раздаточной коробки, шплинтуются.

Из выше представленной информации можно сделать вывод, что раздаточная коробка на авто ЗИЛ 131 более удобная, конструктивное решение более выгодное, она легче поддается ремонту.

Не стоит выезжать на дорогу, не осмотрев автомобиль. Необходимо внимательно проверять работу всех элементов. Специалисты советуют немного времени потратить на профилактические работы, чем потом ремонтировать автомобиль в пути.

Конструкция мостов автомобиля ЗИЛ-131

Техническое обслуживание мостов ЗИЛ-131

Необходимо регулярно добавлять смазку в мосты и заменять ее, как указано в карте смазки.

Заливать масло в картеры всех мостов автомобиля нужно через заливное (смотровое) отверстие, расположенное в верхней стенке картера редуктора, закрываемое пробкой 29, до появления течи масла из открытого контрольного отверстия.

Доливать масло в картер переднего моста можно, кроме заливного отверстия, через контрольное отверстие, расположенное в крышке картера моста.

Проверять уровень масла в заднем и среднем мостах в процессе эксплуатации следует при помощи специального указателя уровня 1 (рис. 1), имеющегося в наборе инструмента.

Для проверки уровня масла в заднем и среднем мостах необходимо отвернуть болт, указанный на рис. 1, крепления редуктора к картеру моста и вставить указатель уровня масла в отверстие для болта до упора во фланец картера редуктора.

Правильный уровень масла отмечен риской на стержне указателя уровня масла.

При снижении уровня масла ниже риски необходимо долить масло в картер до уровня контрольной пробки.

Рисунок 2

Рисунок 3

Для выпуска отработанного масла из картера переднего моста имеется сливное отверстие 48 (рисунок 2), расположенное в нижней части картера моста.

Сливные отверстия картеров заднего и среднего мостов расположены в нижней части крышек картеров.

Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстие с пробкой 30 (рисунок 3), расположенное в нижней стенке картера редуктора переднего моста, и отверстия с пробками 36 (рисунок 4), сделанные в передних стенках картеров редукторов заднего и среднего мостов.

Рисунок 4

Сливают отработанное масло после предварительного прогрева агрегата через все имеющиеся сливные отверстия.

Контрольные отверстия при этом должны быть открыты.

При необходимости следует добавить смазку в корпус поворотного кулака для подшипников шкворней и шарнира полуоси переднего ведущего моста.

Набивать смазку необходимо в подогретом состоянии через масленки 17 (рисунок 5), расположенные в верхней накладке корпуса правого поворотного кулака и в поворотном рычаге, установленном на корпусе левого поворотного кулака; набивать ее нужно до тех пор, пока смазка не начнет выходить через контрольное отверстие, расположенное снизу шаровой опоры.

Рисунок 5

Пробка 27, которой закрыто это отверстие, должна быть предварительно вывернута.

При смене смазки все детали поворотного кулака и шарнир полуоси надо промыть.

Свежая смазка закладывается непосредственно внутрь шаровой опоры, в подшипники шкворней и в шарнир полуоси.

Ступицу колеса при смене также необходимо промыть.

При закладывании свежей смазки надо тщательно промазать подшипники.

Крутящие моменты затяжки болтовых соединений в кГм

Гайки болтов крепления чашек дифференциала и ведомой цилиндрической шестерни 12—14

Гайки шпилек крепления крышек подшипников дифференциала 17—19

Шпильки крепления крышек подшипников дифференциала (при установке в картер редуктора) 22—25

Болты крепления крышек роликоподшипников редуктора — 6—8

Болты крепления редуктора к картеру моста — 9—11

Гайки шпилек крепления полуосей заднего и среднего мостов фланцев полуосей переднего ведущего моста к ступицам колес 7—9

Гайки шпилек крепления рычага поворотного кулака к корпусу и шпилек крепления шаровой опоры к картеру переднего моста … 16—18

Гайки шпилек крепления цапф переднего, заднего и среднего мостов 5,5—6

Гайки крепления фланцев вала ведущей конической шестерни 20—25

Гайка крепления подшипника вала ведущей цилиндрической шестерни 35—40

Контргайка крепления подшипников ступицы колеса 12—15

Гайка крепления шарового пальца поперечной рулевой тяги 23—27

Следует регулярно промывать от грязи сапуны мостов.

Сапуны для сообщения внутренней полости картера моста с атмосферой расположены в верхних стенках балок мостов: на переднем мосту — слева (по ходу) от редуктора, на заднем и среднем мостах справа (по ходу) от редуктора.

Рисунок 6

Кроме того, имеются дополнительные сапуны 19 (см. рисунок 6) для выхода воздуха в случае неисправности сальников головок 22 подвода воздуха к шинам колес.

Эти сапуны расположены: на переднем мосту в корпусах поворотных кулаков, над рычагами рулевой трапеции, на заднем и среднем мостах — в концевых фланцах картеров мостов.

Появление смазки из отверстий этих сапунов указывает на утечку воздуха из системы регулирования давления воздуха в шинах.

Причину утечки надо найти и устранить. При утечке необходимо заменить головки подвода воздуха к шинам.

Вам будет интересно  Работы по техническому обслуживанию и ремонту подвески и тормозов автомобиля

Следует проверять отсутствие течи масла через сальники и фланцевые соединения. Неисправные сальники и уплотнительные прокладки надо заменять, а болты и гайки фланцевых соединений своевременно подтягивать.

Необходимо постоянно следить за затяжкой болтовых соединений, особенно за болтами крепления редуктора, гайками крепления полуосей к ступицам колес, гайками крепления шаровой опоры к фланцу кожуха полуоси и гайками крепления рычага поворотного кулака.

Надо помнить, что два из двенадцати болтов крепления редуктора расположены внутри картера редуктора. Для того чтобы их подтянуть, следует сначала снять крышку 26 картера редуктора.

При каждом снятии тормозных барабанов нужно подтягивать гайки крепления цапф.

При сборке мостов необходимо выполнять следующие требования для обеспечения герметичности при преодолении автомобилем бродов:

1) все фланцевые соединения, как имеющие уплотнительные прокладки, так и не имеющие прокладок, должны быть смазаны при сборке уплотняющей пастой;

2) стальные регулировочные прокладки перед установкой на место должны быть промыты и смазаны веретенным маслом (ГОСТ 1642—50) или другим аналогичным жидким маслом;

3) тонкие регулировочные прокладки должны устанавливаться по обе стороны набора прокладок;

4) контрольную пробку 27 сливного отверстия (см. рисунок 5) шаровой опоры перед установкой на место необходимо смазывать пастой марки УН-25.

Вынимать и вставлять полуоси надо очень осторожно, чтобы не повредить уплотнительных сальников и резиновых уплотнителей головки подвода воздуха к колесу, расположенных внутри цапф.

Перед установкой на место полуосей заднего и среднего мостов шейки полуосей под сальники и под головки подвода воздуха должны быть смазаны смазкой, указанной в карте смазки для подшипников ступиц колес. Толщина слоя смазки 1—1,5 мм.

У полуосей переднего ведущего моста должны быть смазаны шейки под сальники.

Перед установкой на место цапфы поворотного кулака переднего ведущего моста и цапф картеров заднего и среднего мостов тонким слоем той же смазки должны быть смазаны рабочие поверхности манжет и поверхности центрирующих отверстий головок подвода воздуха.

Внутренняя полость головки подвода воздуха должна быть заполнена смазкой; при этом отверстие под штуцер должно быть свободно от смазки.

Для переднего ведущего моста, кроме того, должны быть смазаны шейки под головку подвода воздуха и под бронзовую втулку у кулаков шарниров полуосей.

Внутренняя полость «а

» (см. рисунок) обоймы сальников полуоси и пространство «
б
» между головкой подвода воздуха и опорным кольцом также должны быть заполнены смазкой.

Для заднего и среднего мостов должны быть заполнены указанной смазкой: пространство «а» (см. рисунок 6) между головкой подвода воздуха и защитной втулкой сальника, пространство «б

» между сальником полуоси и опорным бортом картера, а также полость «
в
» между фланцами цапфы и картера моста.

При установке цапф на место необходимо следить за правильным положением отверстий для подвода воздуха, имеющихся в шейках цапф.

Отверстие должно быть направлено:

а) для переднего моста — вверх и назад, за второй шпилькой крепления цапфы от вертикали;

б) для среднего моста — вверх и назад, за первой шпилькой от вертикали;

в) для заднего моста — вверх и вперед, за первой шпилькой от вертикали.

Сборка и разборка шарниров полуосей переднего ведущего моста производится с некоторым усилием при установке и вынимании ведущего шарика и требует специального навыка, поэтому разбирать шарнир следует только при особой необходимости и делать это надо в мастерской.

При разборке следует отметить мелом или краской взаимное положение ведущей и ведомой вилок и ведущих шариков, а при сборке установить все детали в такое взаимное положение, которое они имели до разборки.

Для облегчения выемки полуосей заднего и среднего мостов и снятия фланца кулака шарнира полуоси переднего ведущего моста, служат болты-съемники, завернутые во фланцы полуосей и законтренные контргайками.

Для этой же цели служат отверстия с резьбой М12 (шаг 1,75 мм), выполненные во фланцах следующих деталей; цапфа поворотного кулака; шаровая опора поворотного кулака; цапфа балки заднего и среднего мостов; стакан подшипников ведущей конической шестерни редуктора; гнездо подшипника ведомой конической шестерни редуктора. В качестве съемника для указанных деталей можно

применять любой крепежный болт с резьбой М12 (шаг 1,75 мм), применяемый для крепления деталей мостов.

демонтаж верхней крышки подшипников шкворня, установленной на корпусе поворотного кулака, облегчается при обстукивании ее молотком сбоку, по необработанной поверхности.

Проверить уровень масла в редукторе заднего моста автомобиля ЗИЛ-131

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

Уровень масла в заднем мосту проверяется при проведении ТО-2 по указателю уровня масла. При необходимости масло доливается ( основные марки – ТСп -15К, Тап -15 В, при температуре окружающего воздух ниже минус 300 С масло ТСп -10). Замена масла осуществляется при проведении пятого ТО-2.

Рис. Проверка уровня масла в промежуточном и заднем мостах: 1 — указатель для проверки уровня масла; 2 — пробка сливного отверстия; 3 — пробка заливного отверстия

Сливные отверстия картеров заднего и промежуточного мостов расположены в нижней части крышек картеров. Кроме того, имеются дополнительные сливные отверстия для удаления остатков масла из картеров редукторов: отверстия с пробками 36 (рис. 50) в передних стенках картеров редукторов заднего и промежуточного мостов автомобиля. Сливают масло после предварительного прогрева агрегата через все сливные отверстия. Заливные отверстия при этом должны быть открыты.

Проверить уровень топлива в поплавковой камере карбюратора К-88.

Техническое состояние системы питания определяется тем, в какой мере состав и количество горючей смеси, приготовляемой системой, соответствует условиям работы двигателя и качеству горючей смеси, питающей двигатель. Кроме того, техническое состояние системы питания влияет непосредственно на такие показатели работы двигателя как мощность, приемистость, экономичность, долговечность и возможность его быстрого пуска.

Для приготовления необходимой горючей смеси служит карбюратор, являющийся основным устройством в системе питания двигателя.

На двигателях автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131 до 1966 г, устанавливали карбюратор К-88, а с первого квартала 1966 г. устанавливают карбюратор К-88А. Карбюраторы как первый, так и второй являются двухкамерными, двухдиффузорными (для каждой камеры), вертикальными, с нисходящими потоками и со сбалансированными поплавковыми камерами.

Основные причины повышенного или пониженного уровня топлива в поплавковой камере карбюратора могут быть следующие: негерметичность поплавка, неправильный его вес (нормальный вес 18,7-19.8 г), заклинивание или негерметичность клапана подачи топлива.

Одной из причин повышенного или пониженного уровня топлива в поплавковой камере может быть также неправильная установка игольчатого клапана подачи топлива при сборке его на корпусе воздушной горловины карбюратора. Поэтому прежде чем приступить к регулировке уровня топлива, необходимо убедиться в исправности всех узлов и деталей, входящих в поплавковый механизм.

Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора К-88 осуществляется во время проведения сезонного обслуживания

Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора при давлении перед игольчатым клапаном в пределах 125-170 мм рт. ст. должен быть 18—19 мм от верхней разъемной плоскости корпуса поплавковой камеры. Проверить уровень топлива можно двумя способами.

Первый способ

заключается в том, что при работе двигателя на режиме малых оборотов холостого хода следует отвернуть контрольную пробку и через контрольное отверстие, располагаемое на уровне глаза, наблюдать за уровнем топлива. При правильно отрегулированном уровне топливо будет видно, но оно не должно вытекать из отверстия.

Второй способ

проверки заключается в том, что надо отвернуть пробку, закрывающую канал клапана механического экономайзера, и на ее место ввернуть переходник 1, заканчивающийся стеклянной трубкой 2 с нанесенными на ней рисками, указывающими пределы колебания уровня топлива в поплавковой камере. Уровень топлива в поплавковой камере должен быть до верхней или нижней метки, т. е. на расстоянии 18-19 мм от разъемной плоскости поплавковой камеры.

Для получения правильного уровня топлива в поплавковой камере (при правильной установке игольчатого клапана) допускается подгибка кронштейна поплавка: при высоком уровне поплавок надо отогнуть вниз, при низком — вверх.

Зил 131 заправочные объемы

Заправочные емкости ЗИЛ 131

Место заправки/смазки Объем,л Наименование материала/жидкости
Топливные баки 2х170 Бензин А-76
Система охлаждения 29 Тосол А-40 (допускается вода)
Система смазки двигателя 9 Всесезонно до минус 30°С — масла М-6/10В (ДВ-АСЗп-ЮВ) и М-8В, при ниже минус 30°С масло АСЗп-6 (М-4/6В,)
Гидравлическая система рулевого управления 3,2 Масло марки Р
Коробка передач (без коробки отбора мощности) 5,1 Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
Раздаточная коробка 3,3 Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
Картеры главной передачи ведущих мостов 3×5,0 Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
Картер редуктора лебедки 2,4 Всесезонно масло ТСп-15К, при ниже минус 30°С масло ТСп-10
Амортизаторы 2×0,45 Амортизаторная жидкость АЖ-12Т

Заказать книгу по ремонту и эксплуатации

Двигатель ЗИЛ-131: 645, технические характеристики, объем, масла, где находится номер

Двигатель ЗИЛ-131 — это агрегат, который выпускается заводом имени Лихачева. Этот узел отвечает за преобразование энергии в механическую работу.

https://xn--90agckh4bek.xn--p1ai/marki/poluosi-zil-132.html
https://autodont.ru/transmission/transfer-case/razdatochnaya-korobka-avtomobilya-zil-131
https://spectrsnub.ru/avtomarki/poluosi-zil-132.html