Содержание
Заповеди автотуриста: что предусмотреть для безопасного путешествия
Как только вы впервые отправляетесь в дальнюю поездку на автомобиле, вы понимаете, что это и есть настоящая свобода и комфорт. Больше ничего не надо таскать на себе, багаж и количество приятных мелочей для благоустройства поездки ограничено только вместительностью транспортного средства. Путешествие на автомобиле – это весь мир в ваших руках! Вы сами решаете, где и когда остановиться, как изменить маршрут, что увидеть по пути и где переночевать. Причем с легкостью меняете эти планы в зависимости от своих желаний. Но при путешествии на колесах возрастают и риски. Как их минимизировать, расскажем прямо сейчас.
Особенности навигации и связи
Даже если вы опытный автотурист, у вас время от времени наверняка возникают трудности навигации в незнакомой местности. «Во время путешествий можно запросто заблудиться на дорогах, проскочить нужные съезды с трассы или повороты, – говорит технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк. – Само по себе это вроде бы и не очень критично. Однако подобные блуждания способны повлечь за собой другие неприятности: например, закончится топливо, придется на ходу менять маршрут, запланированные места остановок и ночёвок. А значит можно потерять деньги на бронировании отелей или кемпингов».
Вот что советует в связи с этим генеральный директор Академии водительского мастерства Александр Каминский. «Несмотря на то, что сейчас во всех смартфонах есть карты и программы-навигаторы (как требующие подключения к интернету, так и работающие автономно), я очень рекомендую иметь отдельный специализированный навигатор (а лучше пару), запасные зарядные устройства ко всем вашим навигационным гаджетам и бумажную карту, – говорит он. – Обычно мобильный интернет, без специальных подключенных пакетов и тарифов, за рубежом безумно дорогой. Забыв об этом, можно запросто «попасть» на несколько сотен тысяч рублей долга своему мобильному оператору. Поэтому перед поездкой уточните у своего оператора тарифы и подключите оптимальный для вас пакет».
Фото: diego cervo/YAY/TASS
А Денис Голосюк и вовсе советует приобретать за рубежом местную симку. «Еще на стадии планирования путешествия нужно узнать о зонах покрытия различных мобильных операторов в тех краях, куда вы отправляетесь, поинтересоваться тарифами и выбрать оптимальный для себя вариант или обзавестись туристической симкой», – говорит он.
По словам Алексея Степанова, директора по продажам в России компании Mio Technology (фирмы-производителя техника для автомобилей, в том числе навигационных устройств), актуальность карт в приложениях для навигации может различаться. Поэтому эксперт рекомендует, если вы едете в незнакомые края, далеко от городов или в другие страны, установить сразу несколько навигационных программ. Если есть возможность заранее загрузить в них карты нужных стран и регионов, то сделайте это еще дома, иначе придется искать за рубежом бесплатный Wi-Fi или тратить «золотой» мобильный интернет.
Кстати, если будете пользоваться смартфоном как навигатором, запаситесь удобным автомобильным креплением для него, чтобы не держать телефон в руках – в той же Европе за это предусмотрен большой штраф, да и отвлекаться от дороги небезопасно.
Автомобильные мелочи. Что нужно иметь с собой
Самый главный риск, отличающий автомобильное путешествие от любого другого – это возможность поломки машины. Поэтому непременно проведите диагностику автомобиля перед выездом.
«Перед дальним путешествием обязательно убедитесь в исправности основных агрегатов», – говорит эксперт по безопасному управлению автомобилем Александр Каминский. В вашем автомобиле должны быть:
- Запас моторного масла (1 л)
- Запас антифриза
- Домкрат и ключи для замены колеса
- Запасное колесо
- Насос или компрессор (лучше второе)
- Манометр
- Противооткатный упор (лучше 2)
- Буксировочный трос
- Комплект проводов для «прикуривания» авто
- Жилет со светоотражательными полосками.
Фото: Maidav/YAY/TASS
«Помимо привычных нам предметов вроде знака аварийной остановки и аптечки, во многих европейских странах требуется наличие в машине полного комплекта используемых в автомобиле предохранителей и ламп, – говорит Александр Каминский. – Я также советую возить с собой хотя бы одну запасную канистру жидкости для омывателя стекла, и жидкость для мытья стёкол с пульверизатором. Это особенно полезно летом, когда после каждого перегона приходится оттирать с лобового стекла следы сотен насекомых. Многие возят с собой также небольшую канистру с топливом. Это может спасти вас в случае, если на заправке вдруг отказываются принимать вашу карту, и наличные внезапно кончились. А в Скандинавии порой просто можно проехать несколько сотен километров и не встретить ни одной заправки. Но если вы отравляетесь за рубеж, то не забудьте узнать заранее разрешённый максимальный объём ввозимого топлива, в некоторых странах с этим строго».
Конечно, в дальней дороге могут случиться поломки, которые вы не можете или не хотите устранять своими силами. Поэтому надо еще перед поездкой выяснить, кто в этим случае сможет прийти к вам на помощь. Скачайте приложения по эвакуации и ремонту авто, найдите и выпишите телефоны локальных служб техпомощи на дороге, местных дилеров вашей марки автомобиля. Помните, что лучшая защита от любых неприятностей – хорошая информированность и понимание, что вы будете делать в случае любых неприятностей.
Юридические подробности
При поездке на автомобиле в Европу можно столкнуться с новыми для себя юридическими нормами. «Например, в Евросоюзе строжайше запрещены радар-детекторы, – говорит Алексей Степанов. – Их начинают искать в автомобиле еще при прохождении границы. Но видеорегистраторы с GPS-базой радаров разрешены, имейте ввиду. При этом в Европе не принято прятать камеры в кустах, все полицейские радары стационарны и учтены в GPS-базах. Видеорегистратор – главный помощник автопутешественника, особенно за рубежом, где турист находится в уязвимом положении. Но в ряде европейских стран регистраторы запрещены. Среди них Австрия, Германия, Люксембург, Португалия, Швейцария и Швеция. Наконец, проверьте документы. Для прохождения границы с Европой на автомобиле необходимо свидетельство о регистрации автомобиля, права с продублированным латиницей именем водителя, зеленая карта (международная страховка на машину) и диагностическая карта.
Фото: Niall Carson/PA Wire/PA Images
Узнайте все подробности о требованиях страны, в которую вы отправляетесь, советует технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк. О страховке, ограничениях скорости, минимальной дистанции между машинами на трассе, о местных правилах парковки и городских зонах, где ограничено движение транспорта. Что нужно обязательно иметь в автомобиле? Дорожные условия (выясните, есть ли какие-то специальные требования к движению в сложных метеоусловиях). Разузнайте, есть ли в странах, которые вы собираетесь посетить на машине, платные дороги, мосты, тоннели. Как происходит оплата – на стационарных пунктах или посредством покупки виньетки? В случае отсутствия последней на лобовом стекле, можно получить солидный штраф. Где купить виньетки? Можно ли расплатиться за проезд банковской картой или потребуется местная валюта? Ответы на эти вопросы легко найти в интернете, и они избавят вас от ненужных проблем.
Тревел-блогер и путешественница Елена Бурдюгова советует покупать страховку на автомобиль всегда, даже если ее никто не проверит. «Если в поездке вы арендуете автомобиль – внимательно осмотрите его перед приемкой и зафиксируйте все сколы на видео», – говорит она. И конечно добейтесь, чтобы все они оказались вписанными в акт приема-передачи автомобиля, один из экземпляров которого должен остаться у вас. И при возврате арендуемого авто тоже необходимо подписать такой же акт, в котором обязательно зафиксировать факт отсутствия претензий со стороны арендодателя.
Вообще при аренде автомобиля нужно быть очень внимательным и подробно изучить все детали договора в части размера арендной платы, прав, обязанностей и ответственности сторон, последствий нарушения условий договора, штрафов и санкций за причинение вреда арендуемому автомобилю. Важно также уточнить порядок действий при ДТП, технической неисправности или угоне автомобиля. Вообще паранойя при аренде автомобиля – это хорошо и правильно! Лучше предусмотреть абсолютно все и расшифровать все буквенно-цифровые сокращения в договоре, чем платить потом втрое больше: например, за навязанные услуги, о которых даже не догадывался.
Заповеди автотуриста
И напоследок – еще несколько советов для радостного путешествия, не омраченного никакими неожиданностями. Ими делится Елена Бурдюгова. «Накатав более 60 000 километров по дорогам Европы, США и Северной Африки, я определила для себя несколько правил, которые позволяют быть готовой к любым обстоятельствам», – говорит она.
Оценивать не только расстояния по маршруту, но и возможные задержки из-за пробок, пересечения границ или качества дорожного покрытия. Например, граница с Грузией летом может отнять от 4 до 15 часов времени, а горный серпантин увеличит длительность пути минимум в 2 раза. В интернете легко найти информацию о пробках на границе, есть даже группы «стояльцев» и им сочувствующих в социальных сетях. Что до качества дорог, то по многим регионам можно прочитать отзывы о длительности маршрутов и их проходимости.
Фото: Maidav/YAY/TASS
Бронировать гостиницы в популярных городах нужно заранее, но с возможностью бесплатной отмены или только в тех пунктах, в которые вы точно доберетесь в срок. С одной стороны, если не бронировать, то можно остаться на обочине и ночевать в машине где-то под Мюнхеном, а если бронировать – можно не успеть доехать или просто потерять деньги в случае изменений в маршруте. После того, как однажды мне довелось приехать к закрытым дверям отеля под Кельном, я всегда смотрю время заселения, и звоню в отель заблаговременно, если заезд планируется после 10 часов вечера.
Продумывать места для парковки. Идеально, если у вашего отеля будет собственный паркинг, но если нет, то лучше поискать охраняемую парковку, чтобы не попасть на огромные штрафы.
Вовремя делать перерывы на отдых. Когда я путешествовала одна, то каждые 2-3 часа делала остановки, чтобы размяться, перекусить и отдохнуть, и через 10-12 часов старалась дать себе хотя бы 4-5 часов сна. Теперь мы с мужем рулим по очереди, и это сильно облегчает дорогу.
Технический директор сервиса МЭТР Денис Голосюк напоминает о возможности столкнуться в пути с воровством, подставами и разводами. «Больше всего начинающие автотуристы беспокоятся о криминальной обстановке в местах, куда они собираются, а также по дороге туда и обратно. Чаще всего их страхи бывают преувеличены, но и совсем пренебрегать мерами предосторожности не стоит, – говорит он. – Как и в отношении других потенциально опасных ситуаций, здесь лучше всё разузнать заранее, чтобы быть готовым правильно действовать». Общие советы тоже хорошо известны.
- Оставляя автомобиль даже на короткий срок, убирайте все хоть сколь-нибудь ценное из салона.
- Не оставляйте детей одних в автомобиле, даже если вы планируете это сделать на несколько минут.
- Сделайте копии всех документов (паспортов, медполисов, документов на автомобиль) в нескольких экземплярах и положите отдельно от документов.
- Имейте при себе лишь небольшое количество наличных. Не храните деньги на одной карте, а карты – все вместе. Выясните, действуют ли ваши банковские карты на территории государств, по которым проходит маршрут, и какова комиссия за снятие наличных.
- Никогда не оставляйте ключи в замке зажигания.
- Во время езды в «сомнительных» местах держите двери и окна закрытыми, особенно, если на заднем сиденье есть вещи.
- Не останавливайтесь, если вас явно к этому провоцируют, двигайтесь дальше и звоните в экстренную службу или полицию (ведь вы же позаботились о связи, не так ли?).
Кстати, обязательно возьмите с собой второй комплект ключей от машины и всегда держите его при себе (не оставляйте его в машине). Всякое может случиться, и оказаться за несколько тысяч километров от дома, в другой стране, снаружи от запертого автомобиля, в котором все ваши вещи, деньги и документы – не самая приятная перспектива.
Подводя итог, хочется сказать, что готовясь к худшему, вы обеспечиваете себе безмятежную, чистую радость летнего путешествия. Поэтому не ждите беды, но старайтесь продумывать и планировать всё заранее. Настройтесь на путь как на новое приключение и ко всем неприятностям в дороге относитесь соответственно. Главное – не спите за рулём!
Ещё один великолепный шаг
как жить в свое удовольствие
- Страны
- Абхазия
- Беларусь
- Вьетнам
- Грузия
- Индия
- Камбоджа
- Китай
- Малайзия
- Россия
- Таиланд
- Турция
- Филиппины
- Казантип
- О Детях
- Беременность
- Воспитание
- Саморазвитие
- Здоровье
- Сознание
- Свобода
- Семья
- Система
- Средства
- Советы
- Туристам
- О здоровье
- Обзоры
- из путешествий
- от читателей
- с фестивалей
- Блог
- Наш город
- El_puzo
- Nastena
- Услуги
- Страховки
- Визы
- Билеты
- Жильё
Путешествие на машине: признаки усталости, опасность и свобода за рулем
Почему я люблю путешествия на автомобиле
В путешествиях я, обычно, сам строю маршруты. В этом мне видится основной плюс поездок на собственном автомобиле. Всё верно, в этой статье речь пойдет про автопутешествия. Поездки на машине — это не только свобода выбора дорог, но и масса опасностей. Самый главный враг — собственный организм и незаметно накатившая усталость.
Я давно оценил прелести поездок на машине по России, со своего первого путешествия в Суздаль на старенькой девятке в компании друзей. Насмотрелся молодежных американских фильмов, в которых ребята время от времени собираются вместе и едут куда глаза глядят. Главное, как я понял, чтобы дело было не в Техасе, Мене и не на Трассе 60, хотя по последней я, вероятно, прокатился бы. В России, несмотря на огромные размеры, с поездками чуть сложнее из-за качества дорог, полицейского беспредела, бандитов и прочих неприятностей.
Оттого по родным дорогам и бездорожью путешествия на автомобиле не всегда выглядят такими привлекательными. Впрочем, в последние годы ситуация сильно изменилась и продолжает меняться к лучшему: появляются новые трассы (пусть платные, но по ним приятнее ехать), происходят кадровые чистки в полиции, бандиты стараются забраться в самую глушь – в общем, благодать для любителей автомобильного туризма.
Какие лично я вижу плюсы в путешествиях на своей машине по России и ближайшим странам? Мои первые поездки давались довольно тяжело: состояние усталости в конце, отсутствие возможности расслабиться по дороге, пробки, штрафы – однако, с каждым новым маршрутом появлялось все больше желания сесть за руль и поехать дальше. Возможно, каждый находит что-то своё в таких путешествиях, а кто-то и вовсе не готов выезжать за пределы родного города, но, позвольте поделиться своими размышлениями:
- Поездка по России на своей машине– это чувство свободы: впереди и позади километры дороги. Дорога — это маленькая жизнь: что-то уже в прошлом, вдали мелькает будущее, а ты находишься в маленькой реальности – в точке, несущейся по просторам нашей страны или соседних государств
- Путешествие на собственном автомобиле независимо от маршрута – это шанс поближе познакомиться с городами, дорогами, природой любимой страны. Сколько людей мечтают поехать в США, купить мустанг и пересечь штаты с севера на юг и с востока на запад. С улучшением состояния дорог в России, аналогичное автопутешествие по нашей стране кажется не менее заманчивым
- Чувство свободы в поездке на автомобиле – никакой другой вид транспорта, за исключением байка (но это для любителей), не сможет дать такой свободы в дороге. На автомобиле мы сами выбираем куда ехать, когда остановиться перекусить, в каком отеле провести ночь. Любой великолепный пейзаж может стать новой точкой на маршруте, поездка на авто — это мир в ваших руках.
- Автомобиль представляет собой самый недорогой способ путешествовать. За редким исключением, самые дешевые поездки удается осуществлять на собственном автомобиле, особенно по не самым популярным маршрутам, куда нет акций авиакомпаний и дотаций государства.
Можно долго перечислять положительные моменты автопутешествий, но не каждый человек поймет и оценит. Кому-то нужно самому сесть за руль и проехать свою первую тысячу километров. Кто-то никогда не променяет комфорт и скорость самолетов на салон автомобиля. Не попробовав, вы просто не сможете утверждать, что поездки в отпуск на машине вам не подходят.
Чем опасно путешествие на автомобиле?
По статистке автомобиль – это один из самых опасных видов транспорта. Однако мы об этом часто забываем, особенно привыкнув кататься по знакомым улицам города. К сожалению, отправляясь в дальнюю поездку, новички часто продолжают вести себя так же, как делали это дома. Именно такое поведение за рулем приводит к трагедиям. Давайте я расскажу несколько прописных истин, о которых надо помнить каждый раз, садясь за руль во время дальней дороги:
- Перед длительным автомобильным путешествием необходимо тщательно выспаться. Не хватало еще, чтобы усталость навалилась в самый ответственный момент. Усталость – это невнимательность и заторможенная реакция, которым на дороге не место
- Быстрая езда во время дальних поездок почти не сокращает время в пути. Обгоняя, часто с нарушением тихоходы и другие автомобили, вы просто упираетесь в хвост следующей колонны, создавая при этом огромный риск для всех участников движения
- Заправляйтесь своевременно. Езда на остатках бензина, в ожидании любимой заправки, может привести к длительной остановки и попрошайничеству на дороге, а часто и к поломке автомобиля
- Сумерки на трассе – самое сложное время для автомобилистов. В отличие от города, малая освещенность и большая скорость, не всегда позволяют качественно оценить расстояние и просчитать маневр. Еще сложнее среагировать на чужой необдуманный маневр в сумерках.
- При первых же признаках засыпания нужно останавливаться и менять водителя или спать. Большинство аварий происходит из-за «слишком медленного моргания». Не возможно почувствовать момент засыпания: секунду назад ты видел красный свет фар перед собой и вот уже стоишь, хорошо если на обочине, а не во встречной фуре. О признаках засыпания напишу в конце статьи
- Уважение к другим участникам дорожного движения во время дальних путешествий – залог удачной поездки. Подрезая, влезая с обочины, хамя, быстрее не доедешь, а массу проблем можно получить. Помните, главное правило туриста: «как только ты вышел из дома – ты стал гостем в этом мире, веди себя соответственно»
- Дорожная карма догоняет быстрее, чем колесо Сансары в странах Азии. Каждый поступок возвращается быстро и бьет особенно больно. Поверьте, не один десяток подрезальщиков, моргальщиков и гудельщиков я видел на обочине. И помните, никогда нельзя оставлять людей в беде на трассе – ваша помощь может спасти жизни, и всегда вернется добром.
- Правила дорожного движения придумали не для того, чтобы их нарушать. Помните о них, выезжая на встречку под несущуюся с горы фуру или Камаз, выезжающий из-за поворота.
- Всегда считайте, что все вокруг не знают правил, купили права, два дня за рулем и вообще шизофреники в момент обострения – ожидайте самых странных маневров от других участников дорожного движения и будьте к ним готовы.
Соблюдение правил не гарантирует 100% безопасности в путешествии на машине по России или любой другой стране, так как на дороге вы не один. Кроме того, всегда есть место непредвиденным случаям – за рулем нужно быть предельно осторожным, поэтому ещё раз хочу проговорить про усталость и сон.
Первые признаки засыпания за рулем и как с ними бороться в автопутешествии
Только сосредоточенность на дороге поможет максимально обеспечить вашу безопасность в поездке на машине. Рассматривая сотни и тысячи аварий в роликах на Ютубе, я почти каждый раз видел, что аварии можно было бы избежать, если водители были бы немного внимательней и не нарушали скоростной режим. К сожалению, усталость часто наступает после 4-6 часов монотонной дороги, концентрация падает, и в экстренный момент не хватает доли секунды, чтобы среагировать. После 8-12 часов езды, водитель начинает превращаться в потенциального убийцу. К концу первых суток, один водитель уже практически не контролирует дорожную ситуацию, в чем он никогда не признается даже себе, поэтому коротко о важных признаках усталости:
- Как только за рулем вы начинаете замечать, как моргаете – Морфей подкрадывается к вам, чтобы стать проводником в царство Аида. Незамедлительно останавливайтесь на обочине, и, как минимум, умойтесь. Выпейте чай или кофе, и найдите на карте ближайшее место для сна. Если есть второй водитель, посадите его за руль.
- Если вы начинаете пренебрегать безопасностью: разгоняться, совершать резкие маневры, перестаете соблюдать дистанцию – значит усталость берет своё и часть мозга уже начинает отключаться. Коль скоро теряется один из основных инстинктов, отвечающих за собственную безопасность — значит пора отдыхать
- Как только вас начинают раздражать простые вопросы: о времени, скорости, расстоянии или банальной таблице умножения – ваш мозг готовится ко сну. Не стоит мучить себя уговорами «ну еще пару километров», ищите место для отдыха. Кстати, сами уговоры – это уже повод для беспокойства
- Если у вас появилось желание закрыть глаза на полсекунды, убедитесь, что не создаете аварийную ситуацию и жмите на тормоз. Ваш уставший мозг начинает прибегать к уговорам, значит ему настолько хочется отдохнуть, что больше медлить нельзя.
Кстати, на мой взгляд, поездка на машине из Москвы в Крым или Питер, продолжает оставаться самым дешевым способом путешествовать. О моём опыте таких дальних поездок можете прочитать в статьях:
- Поездка на машине из Москвы в Питер на свадьбу друзей
- Дорога из Москвы до Симферополя на собственном автомобиле
- Дорога в Беларусь — трасса М1 Москва Минск
Помните, иногда встав на обочине подремав даже 10-15 минут, можно получить заряд бодрости, достаточный для того, чтобы доехать до мотеля или другого места для сна. После более 12 часов дороги, желательно остановиться и вздремнуть хотя бы 4 часа, иначе это большой риск. Сэкономленные секунды порой обходятся дорого. Не для того мы выбираем путешествие на машине, чтобы превратить железного коня в груду металлолома. Берегите себя и своих близких, находясь за рулем – от ваших действий зависят жизни.
Заглянуть за горизонт: всё, что нужно знать перед поездкой на машине в Европу
О безопасности, или «Аптечка – не для дорожной полиции»
Отправляясь в автопутешествие, следует четко осознавать, что состояние машины – это ваша безопасность. Понятно, что на убитом чадящем масляным дымом Volkswagen Passat 1997 года выпуска вас развернут на границе. Но сегодня парк обновился, и очень уж старых машин я на дорогах почти не встречаю. Разумеется, надо пройти ТО, учесть слабые места своей машины – их знает каждый водитель. Ведь любая поездка в Европу – это никак не меньше пяти тысяч километров. Надо проконсультироваться у специалистов, поменять масло, прокачать тормозную систему, особенно если вам предстоит путь в горы. Для автопутешествий многие берут автомобиль напрокат в своей стране, поскольку это в любом случае наматывание километража. Но наши соотечественники в основном ездят на своих машинах.
Что еще взять с собой в дорогу? Аптечку, светоотражающий жилет, трос. Обязательно должны быть огнетушитель, детское сиденье, если в машине ребенок. Уже в Польше дорожная полиция может поинтересоваться наличием всего этого. Не ставить радар-детекторов и шипованной резины (если дело зимой). И, конечно, аптечка должна быть не для техосмотра, как у большинства наших водителей, а действительно в расчете на то, что в дороге может случиться всякое. Здесь, как говорится, «лучше перебдеть, чем недобдеть», особенно если вы отправляетесь в путь с детьми. Разумеется, должна быть оформлена медицинская страховка и «гринкарта» на автомобиль.
Важно примерно определить свой путь исходя из собственных сил и возможностей, из того, сколько водителей в машине. Если двое, можно без напряга проезжать за день около тысячи километров. 500-700 километров – это максимум, который может проехать за день даже опытный водитель. Причем вряд ли в этот день силы останутся на еще какие-то прогулки. Есть лихие люди, которые ездят без отдыха тысячу и даже больше километров. Но я считаю, что это неправильно. Автопутешествие должно быть удовольствием, а не мучением.
О путешествии кортежем, или Когда навигаторы – зло
Некоторые начинающие автопутешественники считают, что лучше отправиться в поездку кортежем из нескольких машин. Мол, чем больше людей, тем безопаснее. Это ошибка. Я понимаю, что кортеж – это весело и здорово, но ведь по трассе все идут с разной скоростью, у всех разная манера вождения. Я сопровождала кортежи туристов, сама ездила с друзьями на дальние расстояния «караваном» из нескольких машин. Идти кортежем так, как хотелось бы, никогда не получается.
Обязательно кто-то потеряется, у кого-то ребенок захочет в туалет, случатся еще какие-нибудь непредвиденные обстоятельства. И через некоторое время это начинает напрягать. Плюс навигаторы порой по-разному выстраивают маршрут в одну и ту же точку.
Решив все-таки отправиться в путешествие несколькими машинами, позаботьтесь о средствах связи между водителями. Опыт показывает, что лучше всего пользоваться рацией с радиусом действия несколько километров, как дальнобойщики. Общаться за границей по телефону слишком дорого. А самый оптимальный вариант – отправиться несколькими машинами в какую-то заранее оговоренную точку, в которую каждый прибывает в назначенное время. Но едут туда люди сами, в соответствии со своим индивидуальным ритмом и манерой вождения.
Честно говоря, навигаторы – это зло. К навигатору привыкаешь, и если в дороге с ним что-то случается, то просто не знаешь, куда ехать. Я – водитель старой формации. Я начинала ездить, когда навигаторов еще не было, и могу доехать куда угодно по картам и дорожным знакам. Конечно, навигационная система предложит варианты объезда и грамотно выстроит маршрут, но порой дорожная ситуация требует принять решение, а когда целиком полагаешься на навигатор, у тебя выключается мышление.
О «надежде на русский авось» и любителях романтики
Бывает, я отговариваю людей от поездки: просто знаю, чем это может обернуться. Отправляясь в путь с ребенком возрастом в несколько месяцев, надо учитывать, что потребуется гораздо больше остановок, чем вы предполагали изначально. Разумеется, нельзя планировать автопутешествие, если стаж вождения меньше двух лет. С теми, кто хочет ехать за тридевять земель, едва сдав на права, я отказываюсь работать. Только с опытом приходит умение читать дорогу, а не просто крутить руль. Я сама, получив права, уже на следующий день отправилась в путешествие. Но со мной были умные люди, и, когда начался серпантин, за руль сел опытный водитель.
Наши люди любят романтику. Просто поедем летом куда глаза глядят, а заночуем где-нибудь «по ходу движения». К сожалению, так не всегда получается. Например, австрийцы отдыхают уже с четверга, и если вам захочется переночевать где-нибудь на озере в Австрии, то придется потратить три-четыре часа на поиск отеля, и очень вероятно, что спать придется в машине. Летом вся Европа путешествует на автомобилях. Так зачем тратить бензин и нервные клетки, когда можно забронировать себе места для ночлега заранее, просчитав свой маршрут. Могу сказать исходя из личного опыта: если в начале недели вам удастся без проблем переночевать в понравившемся отеле, к концу недели вы всё равно неизбежно столкнетесь с трудностями.
В 2007 году, проезжая через Австрию, мы не знали, где заплатить за дороги. Думали, что будет итальянский вариант – турникеты, где и состоится оплата. Оказалось, надо было покупать виньетку. Полицейские нас выловили и спросили, где оплата за дорогу. Штраф был огромным, но нас простили, и мы просто купили виньетку. В те времена еще не было возможности так свободно получать любую информацию, как сейчас. Но и сегодня частенько наши люди стараются «проскочить на авось».
Я не сторонница нашей национальной бесшабашности. Восемь с половиной евро стоит виньетка, оплатил дороги – и ты законопослушный гражданин. Другого подхода там просто не понимают. И коль ты гость — соблюдай законы страны, где ты находишься. Есть разные системы оплаты дороги. В Чехии и Австрии – виньетки, в Польше – турникеты и так далее. У нас же это – такая особая лихость: проскочить Австрию, потому что там якобы почти нет полиции на дорогах. Но там есть видеофиксация, и если один раз ты чудом не попался, это не значит, что не попадешься во второй раз. Плюс дорожная полиция имеет возможность отправить в посольство информацию, что ты совершил правонарушение на территории Евросоюза. Тебе это надо? Если едешь – соблюдай закон.
О свободе и ответственности
Отправляясь в дорогу, некоторые хотят просто добраться до точки (например, до Средиземного моря), другие – объехать нетуристские уголки. Например, побывать на Сардинии и Сицилии, познакомиться с жизнью страны. В такой поездке за две недели можно даже выучить язык! Автомобильное путешествие – это свобода.
Да, ты выстраиваешь свой маршрут, заранее бронируешь номера в отеле или апартаменты по пути следования. Но когда ты прибыл в какую-то точку, у тебя есть целый регион, который ты можешь изучить. Можешь свернуть направо или налево, остановиться в понравившемся месте, посмотреть и убедиться, что это красиво и потрясает воображение, или, наоборот, разочароваться.
Когда мы с подругой едем в горы в Германию, мы за завтраком смотрим погоду. Допустим, там, куда мы собирались ехать, сегодня дождь. Значит, мы поедем во Францию, там сейчас солнечно. А если бы это была запланированная экскурсия с туроператором, мы бы целый день ходили под зонтиком в толпе незнакомых людей… Автопутешествие позволяет увидеть места, куда туроператорам невыгодно возить людей, и ненакатанные направления оказываются самыми интересными. Например, лучший вид на Флоренцию открывается с холмов городка Фьезоле, куда туристы обычно не добираются.
Путешествие на машине обходится намного дешевле, чем на самолете. Все дорожные расходы, как правило, делятся на троих-четверых, плюс возможность снимать жилье не в отеле, а в апартаментах. Разумеется, надо иметь при себе какую-то сумму на непредвиденные расходы. Но если машина в порядке, то серьезных поломок не будет.
К сожалению, обычно наши люди не знают языков, кроме родного, и даже английский на уровне школьной программы помнят далеко не все. Но и это не проблема. Ну проколол ты колесо. Любой мужчина без проблем поставит запаску. Если в машине только женщины, можно попросить помощи у местных. Существует водительская взаимовыручка, и в Европе так же, как у нас, любой водитель остановится и поможет. У него и спросите, как доехать до шиномонтажа. Тебе на пальцах объяснят, а часто даже довезут и покажут.
Классическая турпоездка предполагает, что всё происходит по заранее намеченному плану. Считается, что большинство любит «по графику». Но, как оказалось, это не так. Да, гид не будет водить тебя за ручку. Ты берешь ответственность на себя. Но – на себя, ты в здравом уме и не станешь разгоняться и врезаться в столб. А кто за штурвалом самолета, ты не знаешь. Достаточно вспомнить последнюю авиакатастрофу, когда псих-пилот решил врезаться в гору…
Отечественную статистику ДТП с европейской не сравнить. Я часто путешествую на машине и в Европе практически не видела ДТП, а у нас на кольцевой не проходит ни дня, чтобы что-нибудь не стряслось. Там другая культура вождения, есть уважение к участникам дорожного движения. В Германии, например, если ты на автобане держишь дистанцию меньше 20 метров, то можешь заплатить крупный штраф. Кстати, если раньше на немецких автобанах не было скоростных ограничений, то сегодня существует ограничение 130 км/ч. Как-то у меня было превышение скорости, за мной даже гналась полиция. Я не убегала от них, просто не сразу их заметила. Ну а потом сбавила скорость, они меня обогнали, мы съехали с автобана и я заплатила штраф.
Классическое психологическое препятствие, мешающее впервые решиться на автопутешествие – боязнь за здоровье. Скажу сразу: медицинское обслуживание везде в Европе на высоте. Когда моя маленькая дочь заболела в поездке, мы пошли в какую-то сельскую амбулаторию, и там я впервые узнала, что такое настоящая медицина. Теперь мне страшно, что что-то случится со здоровьем здесь, а не в поездке.
Был случай: на Сардинии друзья из Санкт-Петербурга перевернулись в машине. Они позвонили мне, я была поблизости и сразу приехала помочь, выступала в качестве переводчика. Неправ был итальянец: он выехал из гаража задним ходом на улице с односторонним движением прямо перед их машиной. Пострадавших сразу же отвезли в госпиталь, сделали полное медицинское обследование и оказали необходимую помощь. В случае ДТП в Италии медицинская помощь оказывается бесплатно, причем в том объеме, который у нас не получишь. Во Франции свои нюансы: там, если ты стал участником ДТП, но жертв нет, полиция на такие случаи не выезжает, происходит просто обмен страховками. Всё это желательно предварительно узнать, отправляясь в ту или иную страну.
Путешествие на машине – это всегда приключение. Жизнь коротка, и хочется заглянуть за горизонт. А в путешествии по Европе вообще нет ничего страшного. Скажу по личному опыту: нет ничего страшнее любой нашей кольцевой в большом городе. Автопутешествия – это путешествия hand madе, разрыв шаблона. И уникальные впечатления от такого отпуска не сравнить с тем, что мы получаем от пакетных туров по раскрученным направлениям.
выпускающий редактор Kolesa.ru
Позволю себе внести некоторые ремарки. Я не вожу туристов, но определенный опыт поездок по Европе наличествует. Во-первых, навигаторы – добро, да еще какое. Не пользоваться ими, предпочитая знаки и карты, можно только «по старинке». Примерно как многие мужики за 40 упорно катаются на машинах с МКПП, потому что АКПП «ломается и, вообще, это для девочек».
Навигатор не может «сломаться»: смартфонов на компанию обычно несколько, и даже если каким-то магическим образом слетела навигационная программа, можно сменить гаджет, плюс всегда есть бесплатный Google Maps и такая полезная штука, как зарядка от прикуривателя. Не везде бывает мобильная связь – это правда, хотя в Европе покрытие уверенно стремится к 100%.
Карту можно иметь при себе на самый крайний случай, но я как-то проехал всю Польшу с одним лишь атласом – это был натуральный ад, потому что планов мелких городишек, через которые пролегал путь, в атласе не было и быть не могло. И вот мы въезжаем в такое польское полусело, видим развилку, круговое движение или перекресток. Куда ехать? Ни знаков, ничего… Поляки не понимают английского, не говорят и по-русски (схожесть языков на слух вообще не воспринимается, не понятно ни слова из того, что они говорят). Каждый мини-город был этапом по спортивному ориентированию. Теперь без навигатора – вообще никуда.
Во-вторых, в Германии таки остались безлимитные автобаны, хотя большинство действительно имеют ограничения 100, 120 или 130 км/ч. В-третьих, во Франции полиция таки выезжает на ДТП без пострадавших, просто чтобы зафиксировать аварию. Правда, никаких дознавателей там нет, если ситуация спорная, ее решают страховщики, причем натурально «от балды» или просто в пользу местного жителя. Но не звать полицию нельзя, если машина прокатная. Без фиксации ДТП с вас вообще безальтернативно снимут весь депозит с кредитки – замучаетесь доказывать, что вы не виноваты. На своей машине всё проще, можно разъехаться «полюбовно», хотя я бы всё равно вызвал полицейских, чтобы на вас не «настучали». Европейцы, в особенности южные и восточные, далеки от образа кристально честных «добрых эльфов», и кидалово различного рода любят не меньше наших соотечественников.
Данная статья написана в рамках Конкурса авторов — 2015.
Лучшие работы читайте здесь .
https://mir24.tv/articles/16360929/zapovedi-avtoturista-chto-predusmotret-dlya-bezopasnogo-puteshestviya
Путешествие на машине: признаки усталости, опасность и свобода за рулем
https://www.kolesa.ru/article/zagljanut-za-gorizont-vse-chto-nuzhno-znat-pered-poezdkoj-na-mashine-v-evropu-2015-05-08