Содержание
Как правильно заправлять машину на АЗС
Чтобы заправить машину, необходимо совершить несколько простых действий, которые у некоторых автолюбителей могут вызвать определенные затруднения. Обычно такая категория лиц формируется за счет тех, кто только приобрел транспортное средство или собирается сделать это в ближайшее время. Сюда же следует отнести и девушек, испытывающих определенное волнение перед первой заправкой.
Что касается опытных водителей, то им вряд ли нужны подобного рода разъяснения. Хотя и здесь существуют свои нюансы. Например, водитель со стажем может иметь не полное представление о том, как заправляться альтернативным топливом в виде того же газа, что обычно обусловливается отсутствием конкретной практики.
Содержание:
Попробуем разъяснить подробно ситуацию, связанную с заправкой автомобиля, ориентируясь на автолюбителей разного уровня.
Когда следует восполнять запас топлива
Необходимость в заправке машины не должна определяться следующим образом:
- стрелка датчика топлива стремится к нулю;
- начинает мигать лампочка, сигнализирующая о низком уровне топлива.
Важно! Желательно не ждать этих симптомов, а заправляться в тех случаях, когда объем горючего начинает составлять менее половины бака.
Езда практически с пустым баком может спровоцировать достаточно большое число негативных последствий:
- Увеличение пустого пространства в баке активизирует процесс образования конденсата, накопление которого способно вывести из строя двигатель машины.
- Недостаточный объем топлива приводит к перегреву бензонасоса, что снижает срок его эксплуатации.
- Минимальный уровень горючего способствует тому, что бензонасос начинает всасывать не только топливо, но и воздух, а это негативно сказывается на работе двигателя.
- Вероятность того, что машина заглохнет в самый нежелательный момент, например, тогда, когда вы находитесь вдали от населенных пунктов.
В любом случае надо контролировать стрелку индикатора, чтобы знать объем остатка топлива. Хотя полностью надеяться на датчик топлива не стоит, так как он может быть не откалиброван, а это неверные показания. Но такая ситуация не является критической, так как существуют определенные признаки, с помощью которых можно понять, что уровень топлива в баке низок:
- В работе двигателя появляются шумы, сопровождаемые постукиванием;
- Возникает дополнительная вибрация автомобиля из-за пропусков в функционировании свечей зажигания, причиной чему служит обеднение смеси;
- Исчезает плавность движения, когда не меняется положение педали газа;
- Вдавливание педали газа не приводит к былой прыти транспортного средства. Обороты падают, о чем свидетельствует тахометр, что становится причиной снижения мощности.
Что требуется знать для правильной заправки машины
Обладание нужной информацией способно избавить вас от попадания в ситуации, когда ваш автомобиль глохнет на дороге или вы не знаете, что делать, стоя у раздаточной колонки.
Перед тем, как приступить к непосредственной эксплуатации транспортного средства, следует ознакомиться с нижеследующей информацией.
Какой маркой топлива надо заправляться
Если для заправки вашей машины необходим бензин, то нужно знать его марку. Доступ к такой информации может быть получен посредством ознакомления с документами на автомобиль. В данном случае предполагается указание двух марок топлива, где первая является основной, а вторая – резервной. Использование неразрешенной марки топлива лишает автовладельца гарантии на транспортное средство и провоцирует его поломки.
Какова величина бензобака
Нельзя надеяться только на показания датчика топлива. Необходимо быть в курсе объема бензобака, так как это позволит избежать многих неприятностей.
Какой расход топлива
Свой автомобиль надо знать. Всегда можно изучить нюансы его работы в плане расхода топлива. В результате вы никогда не столкнетесь с тем, что ваша машина неожиданно заглохнет.
Где находится топливный бак
Незнание места нахождения топливного бака не является серьезной виной, но приводит к неприятным моментам в жизни автолюбителя. Неправильный подъезд к колонке – это необходимость последующего разворота и выслушивание в свой адрес нелестных отзывов от тех водителей, которые ожидают своей очереди.
Как открыть бак
Бак может открываться посредством кнопки или ключа. Вне зависимости от этого вы должны четко понимать, как это делать, чтобы не стать объектом насмешек у раздаточной колонки.
С заправщиком
В черте больших городов на АЗС работают сотрудники, осуществляющие заправку автомобилей. Если это так, то отличить их от других достаточно просто. Они одеты в соответствующую форму.
Обычно такие сотрудники сами подбегают к автомобилю, что исключает необходимость их поиска. С вашей стороны потребуется сделать лишь следующее:
- обеспечить доступ к бензобаку (открыть лючок);
- сообщить марку необходимого топлива;
- назвать сумму, в соответствии с которой требуется наполнить бак, или сказать, что требуется заправка до полного бака;
- произвести оплату в кассе.
Приведенный пример предполагает, что заправка производится в рамках постоплатной системы. В противном случае, то есть когда действует предоплата, вы сначала платите и озвучиваете в кассе марку топлива и требуемый объем, а затем вас заправляют.
Внимание! Перед тем, как покинуть АЗС, убедитесь, что пистолет раздаточной колонки вынут из горловины бензобака, а его крышка закрыта.
Без заправщика
На тех АЗС, где отсутствуют работники, осуществляющие заправку автомобилей, имеются подробные инструкции на тему того, как этот процесс осуществляется самостоятельно. При этом сначала требуется произвести оплату, что можно сделать посредством внесения в кассу наличных или с помощью функциональности терминала.
В остальном ваши действия должны иметь следующую очередность:
- Откройте лючок и сам бензобак. Если крышка не на цепочке, то положите ее на видное место, чтобы не забыть, где она находится.
- Возьмите тот пистолет, маркировка которого соответствует требуемому виду топливу, и поместите его в горловину бака.
- Затем нажмите ручку и зафиксируйте ее в этом положении с помощью специальной лапки.
- Запустится процесс заправки, подтверждением чему станет мелькание цифр на экране колонки.
- По окончанию процесса подача топлива будет прекращена в автоматическом режиме за счет соответствующего механизма.
- Достаньте пистолет и верните его на место, не забыв стряхнуть капли топлива.
- Закройте крышку бензобака, дождавшись, когда послышится один или несколько щелчков, а после этого верните в исходное положение лючок.
Заправка газом
Если топливом вашей машины является газ, то это не сильно меняет процедуру ее заправки. Распределительная колонка имеет такой же пистолет, что в той же мере относится и к экрану, на котором отображается заправляемый объем топлива посредством цифр. Хотя определенные нюансы заправки транспортного средства газом все-таки есть:
- Всю работу обычно выполняет специалист, так как газовые АЗС без заправщиков – это редкость. С вашей стороны потребуется лишь указать, где находится заправочный клапан. В случае если клапан нестандартный, необходимо будет предоставить переходник;
- Максимальное заполнение баллона не должна превышать 80% от его объема. Это обусловливается тем, что предыдущие заправки приводят к накоплению жидкого конденсата в виде остатка;
- При заправке газом должен осуществляться контроль плотности прилегания заправочного клапана и пистолета, а также такого момента, как отсутствие натяжения или перегибов у шланга, идущего от колонки.
Меры предосторожности
- Глушите двигатель перед заправкой.
- Не допускайте перелива топлива.
- Не используйте открытые источники пламени, когда вы находитесь на АЗС.
- Не занимайтесь ремонтом машины или регулировкой топливной системы в процессе заправки.
- Не заправляйтесь на бензовозах, стоящих вдоль трасс.
- Избегайте анонимных станций и тех, где цены слишком низкие. Отдавайте предпочтение сетевым брендам: Лукойл, ТНК и т. д.
- Не заправляйтесь тогда, когда сгружается новая партия топлива. Рискуете залить в бак вместе с бензином поднятую со дна резервуара грязь.
Вывод
Процесс заправки машины нельзя считать сложным. Преимущественно достаточно одной самостоятельной заправки, чтобы появился требуемый навык. При этом легкость пополнения бака на АЗС не исключает обязательность соблюдения правил безопасности на таких объектах.
Видео инструкция
Алексей Дель 15 сентября, 2020
Основной автор сайта и основатель нескольких автомобильных интернет-проектов
Правила пожарной безопасности и техника поведения на азс
Правила пожарной безопасности на АЗС
Распространяемые на автозаправочные станции требования пожарной безопасности регламентированы нормативно-правовым актом, именуемым «Правилами пожарной безопасности 01-03» (далее по тексту ППБ). Им должны неукоснительно следовать как заправщики, так и операторы АЗС.
1.1 Содержание территории
Территория автозаправки должна содержаться в чистоте, газонная трава своевременно скашиваться и удаляться. При планировке и благоустройстве территории АЗС не допускается высадка деревьев и кустарников. Обязательным требованием содержания территории является ее освещение в темное время суток.
Сбор использованного обтирочного материала осуществляется в закрывающиеся крышкой металлические ящики искробезопасного исполнения, обозначенные соответствующей надписью и установленные в зонах открытых мусоросборников. Песок, пропитанный нефтепродуктами, собирается в аналогичные ящики, размещаемые вне территории АЗС.
Территория оборудуется схемой организации движения, установленной перед въездом на АЗС. Обязательным условием является отсутствие точек пересечения маршрутов въезжающих и выезжающих транспортных средств.
1.2 Содержание зданий и помещений
Все производственные, административные, вспомогательные и складские помещения, наружные сооружения оборудуются таблички, содержащие следующую информацию:
- категория пожарной и взрывопожарной опасности помещения;
- класс пожароопасной и взрывоопасной зоны (в соответствии с ПУЭ);
- фамилия, инициалы ответственного за состояние пожарной безопасности работника;
- номера телефонов службы пожарной охраны и должностных лиц эксплуатирующей организации, ответственных за проведение мероприятий по ликвидации (локализации) пожаров (пожароопасных ситуаций).
Правила пожарной безопасности на АЗС допускают курение исключительно в специально отведенных местах, оборудованных в помещениях (зданиях) сервисного обслуживания. Курение на территории автозаправочной станции категорически запрещено.
В помещениях АЗС вывешиваются планы эвакуации, содержащие схематическую часть и пояснительную записку. В схеме обязательно приводится экспликация помещений, включающая обозначение маршрутов движения, эвакуационных выходов, места размещения телефонов, средств сигнализации и пожаротушения.
1.3 Содержание технологического оборудования
Правила технической эксплуатации АЗС предусматривают полное соответствие технологического оборудования, использующего пожароопасные и взрывоопасные материалы и вещества, техническим условиям, технической, эксплуатационной и конструкторской документации, утвержденной (согласованной) установленным порядком.
Топливозаправочное оборудование допускается к эксплуатации только после проверки (в заводских условиях) на герметичность и работоспособность систем противоаварийной защиты, оформленной соответствующими актами (приложение к ТЭД).
На пульты управления системами безопасности и приборами регулирования и контроля наносятся допустимые диапазоны параметров, обеспечивающих пожаробезопасное функционирование технологического оборудования:
- температуры;
- давления;
- концентрации;
- уровня налива и т.д.
Нарушение герметичности технологического оборудования является основанием безусловного прекращение его эксплуатации. Внесение несанкционированных изменений, повышающих степень пожарной опасности АЗС, в конструкцию технологического оборудования категорически запрещено.
Заполнение резервуаров-хранилищ производится не более чем на 95% внутреннего объема.
Производство работ в зонах, характеризующихся возможностью образования паровоздушных горючих смесей, организуется с применением искробезопасного инструмента, в обуви и одежде, не способных вызвать искрообразование (то есть, не имеющих металлических набоек, замков, заклепок).
При смене вида моторного топлива в камерах (резервуарах) автозаправочной станции производится полная очистка и изменение маркировки резервуаров.
Пожарная безопасность на АЗС при осуществлении заправки транспортных средств
Процесс заправки автомобильной техники на автозаправке сопровождается соблюдением следующих обязательных правил:
- Порядок подачи транспортного средства к топливораздаточной колонке:
— автомобили – своим ходом;
— мотоциклы (мотороллеры) с двигателем, заглушенным не ближе чем за 15 метров до колонки.
- При проливе нефтепродуктов в процессе заправки на внешние элементы автомобилей (мотоциклов) водитель транспортного средства обязан их удалить до момента пуска двигателя.
- Нефтепродукты, пролитые на землю, засыпаются песком и удаляются с территории АЗС.
- Водители транспортных средств, стоящих в очереди на заправку, обязаны соблюдать минимальное расстояние, обеспечивающее свободу маневрирования (1 метр), а также руководствоваться нанесенной разметкой.
Правила пожарной безопасности на АЗС запрещают:
- заправку автомобилей (мотоциклов) с работающим двигателем;
- изменение маршрута заправляемого транспортного средства, например, проезд над подземным резервуаром-хранилищем;
- прием нефтепродуктов на АЗС и продажа моторного топлива потребителю во время возникновения атмосферных электрических разрядов (грозы);
- выполнение работ в обуви и одежде, способных вызывать искрение или пропитанных нефтепродуктами;
- заправка транспортного средства с пассажирами внутри (кроме легковых автомобилей, имеющих четыре, и более, дверей);
- заправка транспортного средства, груженного грузом 1-9 класса опасности (сжиженные и сжатые газы, взрывчатые вещества, радиоактивные, легковоспламеняющиеся и ядовитые материалы);
- въезд на территорию автозаправки тракторов, не оснащенных искрогасителями, во время приема (выдачи) бензина;
- выполнение работ, не связанных с ремонтом зданий (сооружений) и технологического оборудования автозаправочной станции.
Техническое обслуживание и ремонт электрооборудования и электрических сетей АЗС специалистами сторонних лицензированных организаций допускается исключительно на договорной основе, однако факт его заключения не освобождает руководителя АЗС от выполнения требований ППБ.
Пожарная безопасность на АЗС
Автозаправки – это одни из тех объектов, на которых повышен риск возникновения пожара, поэтому здесь необходимо уделить особое внимание составлению и следованию правилам пожарной безопасности. В связи с этим типовая инструкция по пожарной безопасности азс содержит довольно большое количество пунктов, изучить которые обязан каждый сотрудник, работающий на данном объекте.
Особенности, устройство, типы АЗС
Заправочные станции – это целые комплексы, на территории которых располагаются разнообразные объекты различной функциональности и назначения:
- подземные вместилища, в которых хранится топливо;
- колонки, предназначенные для разливания топлива;
- площадка для автоцистерн с топливом;
- здания, постройки в которых находится персонал – административные, охранные, санитарные, магазины и прочие;
- стоянка для автомобилей;
- котельная на жидком дизтопливе;
- очистительные сооружения для удаления примесей нефтепродуктов из дождевой воды или снега.
Каждый из этих объектов должен быть учтен при составлении правил пожарной безопасности (ППБ) на АЗС. Нормами противопожарной безопасности предусмотрены безопасные расстояния между сооружениями.
Инструкция по пожарной безопасности будет отличаться для автозаправочных станций разных типов:
- Стационарного типа – классические, с резервуарами, расположенными под землей; при этом топливораздаточные колонки (ТРК) установлены независимо от резервуаров.
- Блочные – сходны с предыдущим вариантом, но ТРК располагаются над подземным вместилищем топлива.
- Мобильного типа с надземными резервуарами, которые расположены вместе с ТРК и другим оборудованием на одной платформе.
- Передвижные азс – представляют собой мобильную установку, помещенную на транспортное средство.
- Контейнерного типа – имеют вид контейнеров, выполняющих все функции стационарной азс.
Контроль за соблюдением установленных норм противопожарного поведения персонала на азс осуществляется в ходе регулярных инспекционных проверок. При этом изучается документация, которая обязательно должна быть в наличии, а именно:
- планировка азс (генплан с указанием всех находящихся на территории строений, сооружений, объектов; указывается расстояние между ними);
- сертификаты, лицензии и разрешения (на работу с пожароопасным оборудованием, оказание услуг);
- утвержденные документы на эксплуатацию оборудования и его технические характеристики;
- необходимые планы по ПБ – эвакуации людей и автомобилей, ликвидации возгораний, схемы наличия поблизости водных источников;
- инструкцию по ПБ азс;
- графики поверок;
- журналы учетов.
Инструкция по пожарной безопасности азс
Для составления инструкции по пожарной безопасности азс нужно учитывать много различных факторов, касающихся:
- порядка содержания территории станции;
- конкретных мероприятий, призванных обеспечивать пожарную безопасность;
- правил хранения и эксплуатации топлива и других пожаро- и взрывоопаснах материалов.
Инструкцией предусматриваются специальные формы, в которых лицо, ответственное за ПБ ежедневно отмечает результаты осмотра помещений в конце рабочего дня.
Обязателен раздел, описывающий месторасположения опасных участков (предназначенных для курения, проведения временных или регулярных огневых работ, проездных путей автотранспорта и т . д.).
Также в инструкции оговариваются правила по:
- хранению, сбору, удалению горючих материалов, отмечается разрешенное количество их нахождения на территории азс;
- содержанию и хранению специальной, рабочей одежды;
- графику уборки отходов, способных вызвать пожар.
В инструкцию включаются данные по ПДК пожаро- и взрывоопасности.
Раздел, касающийся действий работников азс в случае возникновения пожара, является заключительным и должен быть изучен всеми лицами, трудящимися на территории станции.
Правила пожарной безопасности на азс
Противопожарные правила на азс запрещают:
- заправку автотранспорта с заведенным мотором;
- проезд ТС сверху над подземными вместилищами топлива;
- работу, если существует риск возникновения искры (например, во время грозы, в одежде, пропитанной топливом и другие ситуации);
- заправку ТС с пассажирами внутри, исключение составляют легковые авто, имеющие 4 и более дверей;
- заправку ТС, провозящих взрывчатые, воспламеняющиеся, ядовитые и прочие материалы;
- заезд на территорию тракторов без искрогасителей, если идут работы с топливом;
- виды ремонтных работ, не связанных с починкой неисправностей зданий самой станции.
Заправка топливом ТС должна проходить с соблюдением таких правил:
- Мототехника останавливается на расстоянии не меньше 15 м от ТРК и подается к колонкам только при выключенных двигателях.
- Автомобили подаются своим ходом.
- Имеющиеся на ТС загрязнения топливом или нефтепродуктами, эти участки до процесса заправки вытираются досуха.
- Пролитые на территории азс продукты нефти немедленно засыпаются песком, который затем собирается в специальные ящики и вывозится за пределы станции.
- Автомобили, стоящие в очереди за раздачей топлива, должны быть не ближе 1 м друг от друга.
Соблюдение правил, инструкций, норм ПБ на азс – долг каждого автомобилиста и работника станции. Разработка доступных каждому правил и адекватных инструкций по ПБ – дело, с которым под силу справиться специалистам нашей компании.
Пожарная безопасность на современных АЗС
Потери государства от происходящих серьёзных бедствий в виде пожаров в настоящее время являются очень значительными, обладающими тенденцией к дальнейшему неумолимому росту.
Особенно опасными с такой точки зрения являются современные автозаправочные станции.
Большая часть российских АЗС относится к частной собственности, поэтому их безопасность зависит от осознания владельцем важности соблюдения правил противопожарной безопасности.
Разработка правил под виды построек
Объёмы размещённого топлива, хранящегося на таких заправках, часто достигают многих десятков кубических метров, а результаты проведённых проверок выявляют нарушения разработанных правил противопожарной безопасности. Поэтому контроль со стороны государственных органов является неусыпным.
Современные автозаправки считаются объектами с достаточно высоким риском появления пожара, что говорит о повышенном внимании составлению, а также последующему соблюдению всех правил разработанной безопасности.
Подготовленная инструкция по такой безопасности, созданная для современных АЗС, состоит из достаточно большого числа пунктов, предъявляемых для изучения каждому из сотрудников, действующих на этом серьёзном объекте.
Современные заправочные станции являются большими комплексами с расположенными на их территории различными по назначению и функциональности строениями и объектами. Это могут быть подземные просторные вместилища для хранения топлива, специальные колонки для его разлива, площадка под размещение автоцистерн, заправленных топливом.
Также на территории заправочных станций размещаются здания и постройки для персонала, автотранспортная стоянка, действующая на дизельном топливе котельная и различные виды очистительных сооружений.
Каждый из подобных объектов обязательно учитывается при создании правил соблюдения безопасности для современных станций, нормами которых предусматриваются допускаемые противопожарные расстояния между данными сооружениями.
Инструкция по соблюдению пожарной безопасности для таких объектов должна составляться чётко с охватыванием всего спектра работ, затрагивать каждого из сотрудников, территорию автозаправки, а также поведение водителей. Инструкции по противопожарной безопасности обладают значительными отличиями для современных станций различных типов.
Так, станции, относящиеся к стационарным, оснащены расположенными подземными резервуарами с размещёнными независимыми подающими топливными колонками. Блочные станции являются похожими на стационарные, но их колонки размещаются над подземными хранилищами топлива.
Современные станции мобильного вида оснащены надземными просторными резервуарами, размещёнными совместно с колонками и остальным важным оборудованием прямо на общей платформе. Автозаправочные станции передвижного типа являются мобильной крупной установкой, размещённой на определённом транспортном перемещающемся средстве.
Соблюдение разработанных норм действующим персоналом станции контролируется в ходе проведения регулярных видов инспекционных проводимых проверок с обязательным изучением следующей присутствующей в наличии документации:
- планировка автозаправочной станции с обязательным указанием всех расположенных на территории строений;
- сертификаты, важные лицензии, а также полученные разрешения на проведение работы с размещёнными горючими материалами;
- разрешительная документация на эксплуатацию различного оборудования;
- разработанные планы эвакуации людей и находящихся автомобилей, быстрой ликвидации возникшего огня, а также схемы размещённых вблизи источников воды;
- инструкции по соблюдению пожарной разработанной безопасности;
- графики проверок и журнал учёта.
Инструкция
При составлении инструкции по противопожарной безопасности современных автозаправок обязательно учитываются различные факторы, например, порядок на территории такой станции, выполнение конкретных видов мероприятий по такой безопасности, а также соблюдение правил хранения и грамотной эксплуатации топливных материалов.
В инструкции предусмотрены специальные виды форм, в которых несущее ответственность за пожарную безопасность лицо каждый день вносит результаты проведённого осмотра всех помещений станции при завершении рабочего дня.
В подобной инструкции предусмотрен раздел с обязательным месторасположением всех опасных располагающихся на станции участков, таких, как отведённые места для курящих, места для работы с открытым пламенем, а также проездные пути для автотранспорта.
Также в инструкции точно оговорены правила по допускаемому хранению, последующей работе с размещёнными на станции горючими материалами, содержанию и нормальному хранению выдаваемой работникам одежды, а также графику проведения уборки различных отходов с территории, которые могут вызвать пожар.
Правила безопасности
Разработанными противопожарными правилами на современных автозаправочных размещённых станциях запрещается:
- заправка автомобильного транспорта с включённым мотором;
- проезд транспорта над расположенными подземными топливными хранилищами;
- работа с риском возникновения заискрения;
- заправка транспорта с пассажирами в салоне за исключением легковых автомобилей;
- заправка транспорта с провозом взрывчатых, а также воспламеняющихся горючих материалов;
- заезд на станцию тракторов без установленных искрогасителей при проведении работ с хранящимся топливом;
- ремонт, который не является каким-либо образом связанным с устранением неисправностей размещённых зданий автозаправочной станции.
Заправка автомобильных средств осуществляется с обязательным соблюдением следующих важных разработанных правил:
- мототехника размещается на расстоянии, составляющем не менее 15 метров от раздающего комплекса. Подача топлива в передающие колонки осуществляется лишь при заглушённом двигателе;
- автомобили обязательно подаются собственным ходом;
- загрязнённые участки от топлива, а также нефтепродуктов на поверхности транспорта до заправления вытираются обязательно досуха;
- пролитые на землю нефтепродукты немедленно посыпаются песком, в дальнейшем собираемым и вывозимым за станцию;
- стоящие в порядке очереди на заправку автомобили располагаются на расстоянии, составляющем не менее 1 метра друг за другом.
Точное и эффективное соблюдение разработанных правил, различных инструкций, а также норм на современной АЗС является долгом каждого из автомобилистов, работников действующей станции.
Грамотная разработка вполне доступных для каждого правил, а также адекватных понятных инструкций по такой безопасности считается делом, с которым в полной мере могут отлично справиться только высококвалифицированные специалисты.
Инструкция по пожарной безопасности на АЗС
Автозаправочные станции считаются одним из самых пожароопасных объектов. Высокий риск возникновения пожара связан не только с хранением и постоянными манипуляциями с легковоспламеняющимися материалами, но и параллельной работой на территории АЗС электрических и электромеханических приборов. Нельзя сбрасывать со счетов и безответственное поведение некоторых клиентов.
Поэтому инструкция по пожарной безопасности на АЗС должна быть составлена четко, охватывать весь спектр работ, касаться каждого сотрудника, территории автозаправки и поведения водителей.
Общие сведения
АЗС – это комплекс, состоящий из целого ряда объектов, каждый из которых выполняет определенную функцию. Это подземные или надземные хранилища топлива, здания для размещения персонала, площадка для автомобилей, топливно-различные колонки (ТРК), очистные сооружения и т.д.
При составлении инструкции о мерах пожарной безопасности на АЗС необходимо учесть все эти функциональные зоны. Причем для каждого объекта и персонала, обслуживающего тот или иной участок территории автозаправки, документ может включать совершенно различные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности.
Виды заправочных станций:
- стационарные – подземные резервуары, независимые от них ТРК;
- блочные – подземные резервуары, ТРК расположены прямо над хранилищем топлива;
- мобильные – надземные хранилища, ТРК и все вспомогательные сооружения расположены на одной платформе;
- передвижные – транспорт (бензовоз) с раздаточной колонкой;
- контейнерные – типа «Арктика», «Престиж», «Север» и т.д.
Необходимо отметить, что инструкция о мерах пожарной безопасности для АЗС каждого отдельного вида будет иметь некоторые специфические моменты.
Основные (обязательные) положения инструкции
Ниже представлены основные положения, которые в обязательном порядке должны быть отражены в инструкции по пожарной безопасности для АЗС любого типа.
- Общие положения. Здесь указываются перечень всех работников автозаправочной станции, ответственные лица за пожарную безопасность, за организацию тушения пожара, за автоматические системы пожаротушения и т.д.
- Правила содержания эвакуационных путей, зданий, сооружений и территории в целом.
- Мероприятия ПБ при повседневной работе с оборудованием АЗС
- Правила ПБ при проведении пожароопасных мероприятий (наполнение хранилищ топлива).
- Установленные нормы и правила хранения топлива.
- Порядок осмотра ответственным лицом сооружений и объектов на территории АЗС после окончания ее работы.
- Фиксация мест, где разрешено использование открытого огня, стоянки и проезда транспортных средств.
- Правила и порядок сбора и хранения спецодежды.
- Порядок контроля и предельные значения на контрольно-измерительных приборах, установленных на территории заправки.
- Четкий порядок действий каждого сотрудника при пожаре в пределах своей зоны обслуживания.
- Порядок действий при срочной эвакуации ГСМ и прочих материальных ценностей.
- Обязанности сотрудников по слежению за состоянием первичных средств пожаротушения и пожарной автоматикой. Умение пользоваться перечисленным оборудованием.
Скачать образец инструкции о мерах пожарной безопасности на АЗС
Правила пожарной безопасности для АЗС
Автозаправочные станции требуют большего внимания в вопросе пожарной безопасности по сравнению с другими объектами. Ведь здесь всегда присутствует большое количество взрыво- и пожароопасных веществ, которые могут вспыхнуть от небольшой искры. Это чревато страшными последствиями в виде человеческих жертв и материальных убытков.
Поэтому правила безопасности действуют не только для персонала заправки, но и для всех ее клиентов.
Правила поведения на автозаправочной станции
Снизить вероятность наступления пожара на АЗС помогут специально установленные правила. Они предполагают наложение определенных запретов, а именно:
- Нельзя заправлять машину, пока двигатель работает;
- запрещено проезжать над подземным топливным хранилищем;
- нельзя заправлять габаритный транспорт, прежде чем пассажиры покинут салон;
- недопустимо продолжать работу, если есть хоть какой-то риск искрения;
- запрещается заправлять машины, в которых перевозятся пожароопасные материалы;
Заезжая на территорию АЗС для заправки топливом, водитель должен соблюдать такие условия:
- автомобили заезжают своим ходом;
- мототехника останавливается за 15 метров от колонны, дальнейшее движение происходит при выключенном двигателе;
- остатки бензина или других нефтепродуктов на поверхности автомобиля необходимо вытереть до момента заправки;
- между автомобилями в очереди к колонке должно соблюдаться расстояние 1 м.
Если на территории автозаправочной станции проливается топливо, его обязательно засыпают песком, собирают в ящик и вывозят за пределы АЗС.
Методы пожаротушения на АЗС
Для оперативного устранения пожара на АЗС используются первичные средства пожаротушения, автоматизированные противопожарные системы, а также пожарный водопровод или водоем.
Противопожарные установки устанавливаются на всех АЗС, где предполагается круглосуточное пребывание персонала. Для наружного тушения пожара используется не менее 2 пожарных гидрантов.
Для проверки соблюдения противопожарных норм предприятие регулярно посещают представители пожарной инспекции. При этом инспектор изучает обязательную документацию: план АЗС, планы эвакуации и устранения пожара, схема расположения водоемов и гидрантов, график проверок, разрешения на работу с пожароопасным оборудованием и предоставление услуг.
Каждый работник предприятия обязан знать правила поведения на АЗС, а также порядок действий при пожаре.
Возврат к списку
Пожарная безопасность АЗС —
Главная страница » Пожарная безопасность АЗС
Риск возникновения пожара на автозаправочных станциях особенно высок, поскольку здесь обращается большое количество горючих, пожаро- и взрывоопасных веществ.
Одной искры может быть достаточно для воспламенения паров бензина и получения человеком, как минимум, серьезных ожогов, не говоря уже о материальных и прочих убытках.
Поэтому пожарная безопасность на АЗС начинается с соблюдения правил поведения на объекте как работников станции, так и ее посетителей.
Правила поведения
Для того чтобы минимизировать риск возникновения пожара на АЗС введены специальные правила поведения. Согласно им, на автозаправочных станциях запрещено:
- заправлять транспорт с работающим двигателем;
- проезжать над подземными хранилищами топлива;
- работать, если велик риск искрения;
- заправлять крупные транспортные средства, если внутри есть пассажиры;
- заправлять авто, провозящие взрывчатые или легко воспламеняющиеся материалы;
- допускать на территорию тракторы без искрогасителей;
- ремонтные работы, не связанные с ликвидацией неисправности строений АЗС.
При заправке машины топливом следует помнить следующие правила:
- Подача автомобилей осуществляется своим ходом.
- Мопеды, мотоциклы и пр. мототехника должна быть остановлена за 15 м от топливораздаточной колонки, далее ее передвижение допускается только с выключенным двигателем.
- Если на авто есть участки, загрязненные нефтепродуктами, бензином и т. п., их вытирают досуха до момента заправки.
- Если на территории АЗС проливаются нефтепродукты, их засыпают песком, который затем собирают в ящики и вывозят за пределы автозаправки.
- В очереди за топливом автомобили должны располагаться на расстоянии 1 м друг от друга.
Средства пожаротушения на АЗС
Что касается средств пожаротушения, на автозаправках предусматривают:
- стандартные первичные средства ПТ;
- стационарные установки ПТ (АУПТ, модули пожаротушения или другие);
- наружный противопожарный водопровод (НПВ) либо водоем.
Огнетушителями самосрабатывающими снабжают все ТРК на станции. Тип, количество ОТ, размещение на других точках АЗС выбирают в соответствии с нормами ППБ в РФ № 01-93.
Установки пожаротушения проектируются для всех помещений АЗС с круглосуточным пребыванием персонала, за некоторым исключением (см. НПБ).
Наружное ПТ автозаправки осуществляется от 2-х или более пожарных гидрантов, либо из противопожарного водоема. Расход воды на ПТ определяется расчетами при проектировании станции (по СНиП № 2.04.02-84).
Кто следит за соблюдением норм пожарной безопасности на АЗС
Регулярные проверки инспекции – гарантия того, что все требования по ПБ на АЗС соблюдаются. Проверяющий обязательно посмотрит и документацию:
- генеральный план станции;
- сертификаты, разрешающие работу с пожароопасным оборудованием, и оказание услуг по заправке авто;
- разрешение на эксплуатацию оборудования станции, НТД;
- планы – эвакуации; ликвидации пожара; расположения водоемов и пр.;
- инструкцию по пожарной безопасности;
- график проверок;
- журнал учетов.
Знание инструкции по ПБ, правил поведения на АЗС, мероприятий по действиям при пожаре – обязательно для всего персонала станции.
НЕФТЕПРОДУКТООБЕСПЕЧЕНИЕ
При осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС следующей информации:
- организационно-правовая форма и форма собственности организации;
- наименование организации (ФИО индивидуального предпринимателя);
- номер (при наличии) или наименование данной АЗС;
- место нахождения (адрес) и контактный телефон организации;
- перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг, включая услуги по заправке автотранспортных средств работниками АЗС. Розничные цены и стоимость оказываемых услуг утверждаются руководителем организации;
- режим или особые условия работы;
- фамилии, имена, отчества работающих операторов или смен операторов;
- ответственные за пожарную безопасность, охрану труда;
- указатели организации движения автотранспорта по территории АЗС;
- информация об особенностях работы с отдельными типами ТРК, МРК;
- информация об обязанностях водителей при заправке автотранспорта и правилах поведения при нахождении на территории АЗС;
- порядок очередности при обслуживании автотранспорта.
При осуществлении контроля и надзора на АЗС, предназначенных исключительно для заправки транспортных средств, принадлежащих владельцу АЗС, не осуществляющих розничную торговлю нефтепродуктами, проверяется наличие следующей информации:
- ответственные за пожарную безопасность, охрану труда;
- указатели организации движения автотранспорта по территории АЗС;
- информация об обязанностях водителей при заправке автотранспорта и правилах поведения при нахождении на территории АЗС.
Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий безопасности эксплуатации АЗС.
Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информация выполняется на русском языке. По усмотрению руководства АЗС информация может быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного общения.
Документация АЗС
При осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС следующей документации:
- документ о регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- лицензия на осуществление данного вида деятельности или заверенная копия;
- паспорт АЗС с технологической и электрической схемами, схемами молниезащиты и заземления;
- Правила технической эксплуатации АЗС (РД 153-39.2-080-01);
- паспорта на резервуары;
- формуляры (паспорта), руководства по эксплуатации на топливо- и маслораздаточные колонки, журналы учета работы ТРК (МРК);
- градуировочные таблицы на резервуары;
- план и порядок действий персонала АЗС при возникновении и ликвидации возможных аварийных и чрезвычайных ситуаций, согласованный с компетентными организациями в установленном порядке;
- инструкции по:
- охране труда работников АЗС при выполнении всех технологических операций, при выполнении работ по обслуживанию и ремонту технического и технологического оборудования;
- пожарной безопасности;
- эксплуатации очистных сооружений;
- паспорта технического и технологического оборудования: систем вентиляции и кондиционирования воздуха, водоснабжения, отопления, электродвигателей, насосов и т.д.;
- инструкции работников АЗС по исполнению функциональных обязанностей;
- журнал учета поступления нефтепродуктов;
- журнал учета ремонта технического и технологического оборудования;
- сменный отчет (в соответствии с действующей документацией);
- график поверки на все средства измерения (СИ) и свидетельства или иные документы, подтверждающие факт выполнения поверки СИ;
- книга жалоб и предложений;
- утвержденный прейскурант цен на товары и услуги;
- паспорта (сертификаты) качества на товары;
- документация о выполнении всех видов проверок и испытаний электрического оборудования АЗС;
- приказы руководства организации о назначении лиц, ответственных за эксплуатацию АЗС, эксплуатацию электрооборудования, метрологическое обеспечение;
- документы о регистрации контрольно-кассовых машин в налоговых органах.
По решению владельца АЗС допускается ведение на АЗС дополнительной документации по учету товарно-материальных ценностей и эксплуатации АЗС.
Вся документация на АЗС ведется на русском языке.
Противопожарные мероприятия на АЗС
При эксплуатации АЗС необходимо строго соблюдать действующие правила пожарной безопасности при эксплуатации предприятий нефтепродуктообеспечения.
Все производственные и подсобные участки и помещения АЗС должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения по установленным нормам ПАЗС и автоцистерны должны быть укомплектованы двумя огнетушителями, кошмой (асбестовым полотном), ящиком с сухим песком и лопатой и иметь информационные таблицы об опасности.
Один из огнетушителей может быть малогабаритный). Средства пожаротушения должны быть постоянно в исправности и готовности к немедленному использованию. Использование противопожарного инвентаря и оборудования не по назначению категорически запрещается.
Доступ нефтепродуктов и их паров в кабельные приямки, патроны с трубопроводами, лотки, колодцы, разводки трубопроводов и в другие места, где также возможно их скопление, должен быть прегражден песком или другими материалами.
Билет 5
Здания и сооружения на территории АЗС.
Здания и сооружения на территории АЗС размещаются в строгом соответствии с проектом, утвержденным и согласованным в установленном порядке.
Все виды ремонтно-строительных работ зданий и сооружений выполняются в строгом соответствии с графиком планово-предупредительных ремонтов (ППР), составленным на основании местных условий эксплуатации.
За осадкой фундаментов зданий, сооружений и оборудования в первые два года их эксплуатации (после ввода в эксплуатацию) устанавливается тщательное наблюдение путем осмотра и измерений не реже одного раза в три месяца.
При наблюдении за осадкой фундамента в последующие годы разрешается в каждом конкретном случае устанавливать график осмотра, но не реже 1 раза в год. Для измерений осадки зданий и сооружений на территории вновь построенных АЗС должен быть установлен репер.
При обнаружении трещин и разрушений фундаментов производится обследование их специальной лабораторией, по рекомендациям которой принимаются меры по устранению причин их образующих. Металлические конструкции необходимо осматривать не реже одного раза в год, а железобетонные — не реже двух раз в год.
При обнаружении повреждений и неисправностей в конструкциях зданий и сооружений проводится обследование специализированными организациями. По результатам обследования принимаются меры по дальнейшему использованию конструкций.
Для предохранения от коррозии металлические конструкции зданий и сооружений необходимо периодически окрашивать защитными грунтами, красками или лаками (наружные — не реже одного раза в год, а находящиеся внутри помещения — не реже одного раза в 3-5 лет).
Кровли зданий и сооружений АЗС периодически осматриваются и содержатся в исправном состоянии и своевременно очищаются ото льда и снега.
На АЗС ведется журнал осмотра и ремонта зданий и сооружений , в который необходимо записывать: даты и результаты осмотров с описанием всех замеченных повреждений, выполненные ремонтные работы, с указанием дат начала и окончания ремонта, его характера и объема, результаты измерений осадки фундаментов, данные о трещинах и их местонахождении. Здания АЗС оборудуются отоплением в соответствии с проектом. Спецодежда хранится в подвешенном виде в установленных для этой цели шкафах, изготовленных из негорючих материалов. Не допускается складывать спецодежду, промасленную ветошь, горючие материалы на нагревательные приборы и трубопроводы отопления, а также сушить одежду на нагревательных приборах.
Вентиляционные установки производственных помещений АЗС поддерживаются в исправном техническом состоянии. Эффективность работы вентиляционных установок принудительного действия ежегодно проверяется специализированными организациями с выдачей отчетов и заключений и отметкой в паспорте на вентиляционную установку.
Система пожаротушения на АЗС.
При эксплуатации АЗС необходимо соблюдать требования правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке. АЗС оснащаются первичными средствами пожаротушения в соответствии с проектом АЗС и установленными нормами(ящики с песком, огнетушители, пожарные щиты). Оператору АЗС запрещается производить какой-либо ремонт электрооборудования.
На АЗС разрабатывается и утверждается в установленном порядке План локализации и ликвидации аварий и пожаров на АЗС.
Средства пожаротушения должны быть постоянно в исправности и готовности к немедленному использованию. Использование противопожарного инвентаря и оборудования не по назначению категорически запрещается.
Билет 6
1. Художественное оформление территории АЗС.
Допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях,
сооружениях, конструкциях АЗС, установка флагштоков с фирменными вымпелами, флагами организации. Нанесенные фирменные знаки, символы и т.д., установленные флагштоки с вымпелами, флагами не должны нарушать условий безопасности эксплуатации АЗС.
Вся информация должна быть хорошо различима и читаема. Информация выполняется
на русском языке. По усмотрению руководства АЗС информация может быть выполнена дополнительно на языках национального или межгосударственного общения.
Действия сотрудников АЗС при пожаре.
На АЗС разрабатывается и утверждается в установленном порядке План локализации и ликвидации аварий и пожаров на АЗС.
Оператор АЗС обеспечивает соблюдение водителями и пассажирами транспортных средств правил пожарной безопасности.
При возникновении пожароопасной ситуации на АЗС необходимо отключить электропитание технологических систем (кроме электропитания систем противоаварийной и противопожарной защиты), приостановить эксплуатацию АЗС и освободить ее территорию от транспортных средств и посетителей и одновременно с этим приступить к ликвидации пожароопасной ситуации;
при розливе топлива на площади 4 кв.м. необходимо немедленно перекрыть место утечки и приступить к ликвидации пожароопасной ситуации;
при розливе топлива на площади более 4 кв.м. необходимо немедленно покрыть всю площадь розлива топлива воздушно — механической пеной и в последующем поддерживать слой пены толщиной не менее 0,05 м до полного слива топлива в аварийный резервуар;
при розливе топлива в непосредственной близости от автоцистерны (в дальнейшем АЦ) (при розливе бензина это расстояние принимается до 6 м от края пролива до габаритов АЦ и 3 м при розливе дизельного топлива) включение двигателя АЦ и ее удаление с территории АЗС (если это не грозит жизни людей) необходимо производить только при возникновении загорания разлитого топлива или после удаления загрязненного песка, которым засыпается пролив топлива для ликвидации пожароопасной ситуации. при розливе на большем расстоянии АЦ должна быть немедленно удалена с территории АЗС, объезжая место розлива на расстоянии не менее 6 м от границы пролива бензина и 3 м от границ пролива дизельного топлива;
при загорании оборудования АЦ необходимо приступить к тушению огня при помощи порошковых огнетушителей объемом не менее 50 л каждый и штатным огнетушителями АЦ, а при образовании горящего топлива — дополнительно посредством воздушно — пенных огнетушителей объемом не менее 100 л каждый;
в случае возникновения пожара на АЗС необходимо немедленно сообщить противопожарной службе и приступить к тушению огня первичными средствами пожаротушения, одновременно приняв меры к освобождению территории от посетителей и транспортных средств.
Все работники АЗС и водители АЦ должны проходить специальную противопожарную подготовку, которая состоит из противопожарного инструктажа (первичного и повторного и занятий по пожарно — техническому минимуму).
Сколько шлангом ни тряси: как правильно заправлять автомобиль
Предвижу улыбки, наполненные сарказмом больше, чем каталитический нейтрализатор керамическими компонентами и драгоценными металлами. Ах, первое апреля, никому не верю! Ну уж нет. Всё, о чём пойдёт речь ниже – серьёзно, как лицо Стивена Сигала. Поэтому давайте разбираться, как правильно заправлять автомобиль, с какой стороны вставать к колонке АЗС, как вставлять заправочный пистолет и как строить отношения с заправщиками.
Зачем ехать на АЗС?
М ашина, как известно, не роскошь, а средство передвижения. Роскошь – это полный бак бензина. Глядя в грустные глаза кредитных Солярисов и Каптюров, я понимаю, что им ощущение полного бака практически неизвестно. И всё же даже их владельцы иногда (в день зарплаты) заезжают на заправку. Итак, как понять, что пора на заправку?
Признак первый : показания уровня топлива. Если его стрелка (или количество палочек-делений) стремится к нулю, бензин заканчивается. Далеко не каждый автолюбитель может точно понять, сколько бензина в литрах осталось в баке (особенно если речь заходит как раз таки о «палочках»). Но во многих современных автомобилях есть замечательный девайс – бортовой компьютер. Он может показать не остаток топлива в литрах, а то расстояние в километрах, на сколько его хватит. И если там написано «50 км», то это не значит, что путём чтения мантр этот бензин можно растянуть на 150. Да, резерв, конечно, есть. Но на нём лучше не ездить.
Признак второй : загорелась сигнальная лампа уровня топлива. Это уже плохой признак. Может хватить километров на 50 по трассе, может – на пять по городу в пробках. И если рядом нет заправки, то всё плохо.
Признак третий : машина заглохла. Если при этом горит лампочка, то бензин точно кончился. Совсем. И это уже очень плохо: во-первых, сейчас придётся где-то этот бензин искать, а во-вторых, это вредит бензонасосу инжекторных автомобилей. И всё из-за того, что бензонасос стоит прямо внутри бака, он погружён в бензин и им же охлаждается. Если бензина нет, то насос греется больше, чем нужно, что снижает его ресурс. Кстати, по этой же причине не стоит ездить «на лампочке», литров десять в баке должно быть всегда.
Что лить будем?
Прежде чем заезжать на заправку, послушайте звук двигателя автомобиля. Если мотор ощутимо и настойчиво тарахтит, то он, скорее всего, дизельный. В этом случае заправлять его нужно только дизтопливом (соляркой, то есть). Про солярку мы поговорим отдельно — сегодня речь пойдёт в основном о бензине.
Многие задаются вопросом, какой лить бензин: Нормаль-80, Регуляр-92, Премиум-95 или Супер-98. Те, кто помнит 80-й (и даже 76-й) бензин, в наших советах не нуждается: эти люди ещё знают, для чего на бензонасосе Москвича лежала мокрая тряпка и как из одноразовой зажигалки сделать клапан иголки поплавковой камеры карбюратора.
С остальными бензинами всё сложнее. Можно, конечно, переписать пару статей из Википедии о бензине, но мы этого делать не будем. Сегодня – время лайфхаков, поэтому вот вам лайфхак номер один: марка рекомендуемого бензина указана в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля! Да-да, всё так и есть, можете проверить.
Если эта книжечка уже утеряна в первозданном запечатанном виде, то вот лайфхак номер два: откройте лючок бензобака и посмотрите на его внутреннюю сторону — там обычно тоже указывают применяемый бензин. Итак, допустим, вы выяснили, что в бензобак вашей машины нужно лить АИ-95. И тут встаёт самый важный вопрос: как это сделать правильно?
Когда проехать на АЗС?
Не все знают, что на АЗС нужно заезжать правильно. Дело в том, что у подавляющего большинства современных автомобилей бак один и заливная горловина тоже одна (да-да, владельцы УАЗиков, улыбайтесь). Соответственно, к колонке нужно подъехать правильным боком — тем, где есть лючок бензобака. И тут тоже многие не могут (а ещё чаще не хотят) сделать это как положено. Хорошо, вот лайфхак номер три: на указателе уровня топлива есть пиктограмма в виде колонки АЗС. Вот с какой стороны у неё нарисован шланг, с той стороны у вас и лючок бензобака.
Всё гораздо хуже, когда к заправке подъезжает профессиональный баран. Тот, кто отлично знает, где у него бензобак, но не хочет стоять в очереди и нагло ломится навстречу схеме движения по территории АЗС. Он, видите ли, торопится. Таких автовладельцев не любит никто, в аду они будут вечно менять свечи на оппозитных Субару вместе с «обочечниками» и «второрядниками». К сожалению, встав против потока и помешав остальным, они обычно портят себе только карму, а не лицо.
Ну да ладно. Допустим, у вас в машине рожает жена, вам надо заправиться как можно быстрее, а свободна только противоположная сторона колонки. Что делать? В большинстве случаев длины шланга вполне достаточно, чтобы протянуть его позади автомобиля и заправиться без особых проблем. Делать так тоже нежелательно, да и не на всех АЗС такое позволяют, но если очень нужно, то можно.
Итак, мы уже выяснили, как определить необходимость заправки и как подъехать к колонке. Теперь будем учиться открывать лючок бензобака.
О чём говорит лючок
Есть два традиционных способа открытия лючка: кнопкой из салона и просто нажатием на лючок. Если вы машину только что угнали и не знаете, как открыть лючок именно на этом автомобиле, то это сущая беда. Попробуйте сначала надавить на него рукой — если не открывается, то придётся искать кнопку.
Теперь рассмотрим ситуацию чуть сложнее: зима, мороз, и лючок примёрз. Что делать? Вариантов два. Первый – отковыривать. Второй – искать альтернативный способ. На некоторых автомобилях есть возможность открытия бензобака из багажника. Для этого там со стороны лючка предусмотрена рукоятка, связанная с замком толстой леской или чем-то вроде неё. Если потянуть за ручку и одновременно попытаться расшатать лючок, то он откроется. Кстати, этот же способ используется и в случае отсутствия реакции на нажатие кнопки (например, в случае неисправности проводки, актуатора или самой кнопки).
Как ни странно, лючок нужен не только для того, чтобы закрыть пробку с горловиной. У него есть ещё несколько функций: на лючок можно повесить открученную пробку горловины и даже определить, перекрашивали ли автомобиль (иногда такое возможно). Как лючок позволяет это сделать? Всё очень просто: часто по нему подбирают краску для восстановления ЛКП, а для этого его снимают и отдают специалистам по подбору краски. Чем это знание полезно?
Предположим, вы собрались покупать бэушный автомобиль. Посмотрите на болты лючка (если они есть): если на них видны следы контакта с отвёрткой, то его точно снимали. А делают это лишь для подбора краски, что должно насторожить. Это, кстати, уже четвёртый лайфхак.
Что делать с пробкой бензобака?
Пробку бензобака, ясное дело, нужно открутить. Как я уже говорил, лучше всего её вставить в специальное место, часто предусмотренное на обратной стороне лючка. И ни в коем случае её не следует класть на крышку багажника автомобиля. Во-первых, её можно там забыть, а во-вторых, с неё обязательно натечёт бензин на металл вашего автомобиля. Поэтому если я вижу, что заправщик выкручивает крышку и пытается положить мне её на багажник, я начинаю на него орать. Сначала – вежливо.
Кстати, крышка должна предотвращать кражу бензина из вашего автомобиля. Не секрет, что бензин у нас всё-таки иногда сливают. Я, например, как-то лет десять назад попробовал использовать крышку с кодовым замком. И её спёрли вместе с бензином. Обидно до сих пор. Если её у вас ещё не спёрли, то настоятельно рекомендую её иногда просушивать, а в мороз обрабатывать какой-нибудь размораживающей жидкостью: ворам, если они захотят, она не помешает, а вот вам в случае замерзания с ней придётся потанцевать.
Как залить бензин?
Казалось бы: вставляй пистолет и лей! А вот и нет.
Во-первых, берём нужный пистолет (то есть, с нужным бензином). Теперь да, вставляем его в горловину и льём. Сколько – вопрос слишком интимный. Но общие рекомендации всё же есть. И их две: не лить слишком мало и не лить слишком много.
Первый совет относится к более-менее свежим машинам: электроника не всегда правильно оценивает маленькие объёмы топлива, и датчик уровня начинает сходить с ума. Такое вполне может быть знакомо, например, владельцам новых Дастеров. Ну а второй совет – для тех, кто льёт под горловину: зачем? Очень редко, но всё же бывает, что такое не по нраву тому же датчику уровня, да и бензином проще капнуть на краску около лючка, что пользу ЛКП не приносит.
Итак, льём бензин и смотрим на счётчик литров/рублей. Иногда возникают споры: мерить литрами или рублями? Заправиться на тысячу или 30 литров? Если честно, не понимаю смысл споров. Может, у вас есть какие-то мысли на этот счёт?
Самое главное – правильно вытащить пистолет из бака. Сколько им ни тряси, несколько капель с него всё равно стекут на машину. Тут главное – не торопиться и аккуратно слить все остатки из шланга в бак. Позволю себе вставить фразу моего друга, в которую он вложил, видимо, результаты многолетних наблюдений: «Правильно встряхнутый шланг дает экономию в 7 г топлива на каждые 8 769 кг заправки». Не ручаюсь за достоверность расчетов, но тут главное, чтобы эти семь граммов попали в бак, а не на ЛКП.
Заправщик: друг или враг?
В последнее время у нас семимильными шагами начал расти культ заправщиков. Понятно, что любой сети АЗС хочется привлечь клиентов, а сервис для многих оказывается хорошей приманкой. Чем хороши и чем плохи заправщики? Ну, во-первых, часто возникают споры: давать ли им на чай. Тут я ничего советовать не могу – всё зависит от вашей щедрости, заинтересованности в их услугах, настроения и наличия мелочи.
А вот второй вопрос куда более существенный. Как-то так исторически сложилось, что все мы не всегда уверены в качестве российского бензина. Одно дело, когда заправляешься долгое время на проверенной АЗС крупной сети. А если она ещё и не франшизовая (что, вообще-то, редкость), то вообще красота. Но если вам пришлось заливать бензин где-нибудь на трассе на очень мутной заправке, то опасения по поводу качества топлива вполне обоснованы. И в этом случае я всё же иногда пользуюсь собственной рукой: если на неё хотя бы чуть-чуть капнуть бензином, то можно обратить внимание на следующее.
Бензин, если он хороший, испаряется полностью, после него не должно остаться никаких жирных следов. Если есть хоть малейший намёк на след жира после испарения, то заправку лучше отложить до следующей АЗС: на этой, возможно, не сильно заморачиваются с хранением топлива, и ёмкости из-под солярки используют для хранения бензина. Ну или наоборот. Одним словом, риск есть. Но вот определить его часто невозможно, если все манипуляции проводит заправщик. Так что вполне вероятно, что иногда есть смысл запачкать руки самому. Разумеется, к проверенным АЗС рядом с домом это не относится.
Что ещё нужно помнить при заправке?
Тут всё просто: не светим в бак зажигалкой, не оставляем в горловине заправочный пистолет и не пытаемся с ним уехать, не забываем расплатиться за бензин. На кассе улыбаемся (желательно, но не обязательно), а тому, кто лезет без очереди, не улыбаемся, а смотрим на него хмуро и осуждающе (тоже не обязательно), помогаем дамам за рулём, внимательно считаем литры и рубли и не даём себя обсчитать. Даже сегодня – первого апреля, в День дурака.
https://autoiwc.ru/other/kak-zapravlyat-mashinu.html
https://signalkaman.ru/sovety/pravila-pozharnoj-bezopasnosti-i-tehnika-povedeniya-na-azs.html
https://www.kolesa.ru/article/skolko-shlangom-ni-tryasi-kak-pravilno-zapravlyat-avtomobil