Автомобили специального назначения | Блог Ярослава Указова

 

 

Автомобили специального назначения

Автомобильный парк машин специального назначения можно разделить на виды:

  1. Армейские автомобили:

— непосредственное участие в боевых действиях

— перевозка специальных комплексов

2. Автомобили для спецслужб (МВД, ФСБ, ФСО , ФСИН и др.):

— полиция ( розыск, перевозка, задержание и др функции)

— росвардия ( все виды транспорта, за исключением танков)

3. Автомобили для МЧС

— пожарная охрана ( специальные машины и общего пользования )

— борьба со стихийными бедствиями и техногенными катастрофами

4. Организации с особыми уставными задачами (любые которые имеют право на бронирование транспорта, инкассация и др.)

5. Гражданские автомобили с заданным уровнем защиты от поражающих средств.

у гражданского бронированного автомобиля наружный вид не должен указывать на наличие специальной защиты. Любой автомобиль можно превратить в специальное средство с бронированным объёмом.

В качестве поражающих факторов рассматриваются:

— Стрелковые вооружение, включающее гранатометы;

— Оружие массового поражения , химического, биологического и других типов.

Требования к БА:

— Вывозить десант из сектора обстрела,

— Выходить из зоны поражения

— Принимать участие в преследовании, блокировании и уничтожении противника.

— Должна производиться на территории России, в условиях санкций, и даже боевых действий.

Все бронемашины можно разделить на 3 группы:

  • До 10 т
  • От 10 до 20 т (недостаточно конструктивно закрыта, ведутся разработки в этой группе)
  • Свыше 20 т

Эти автомобили могу быть у полиции, у армии, МЧС и тд.

Гражданские авто имеют ГОСТ. Для организаций с особыми уставными задачами. (Инкассаторы, автомобили для перевозки важных персон).

ГОСТ Р50 744 95 – ГОСТ на бронеодежду.

ГОСТ Р50 963 96 – ГОСТ на защиту ТС.

ГОСТ 51136-2008 – ГОСТ на защитные стекла (бронестекла)

На колеса ГОСТа нет.

1. Армейские автомобили

Как только появились автомобили, возникло желание использовать их для военных целей. Естественно для таких целей простой автомобиль не подходил нужна была установка защиты. В начале использовались грузовые автомобили, а с развитием технологий и знаний были созданы и обычные гражданские автомобили с забронированным объёмом.

Первый грузовой бронированный автомобиль был создан перед первой мировой войной . В период между первой и второй мировой войной броне-автомобили были схоже с легким танком.

Бронеавтомобили предназначались для выполнения следующих задач:

  • БРМ — для разведки и диверсионных операций
  • Мини бронетранспортер – для перевозки солдат к месту боя и для огневой поддержки

Опыт последних боевых действий в Югославии, Чечне, Ираке и др, выявил необходимость в большом количестве транспорта с различной защитой от различных средств поражения

Первый вид защиты – это противопульная и противоосколочная защита.

На средства передвижения могут устанавливаться различные виды вооружения. Индивидуальные и коллективные. Прототип Бронеавтомобиля (далее просто БА) возникли в Англо-бурской войне.

Первый БА на базе грузового автомобиля – Фредрик Симс

В России первый БА Бротолюбов-Некрасова появился в 1916 г.

Эволюция БА проходила в течении всей первой мировой войны . Броня становилась мощнее, вооружение лучше. И все это дало главное отличие от танков – высокая скорость, манёвренность, меньшая масса.

Первый опытный БА был в проект 1904 г по заказу России изготовили во Франции. Он был полностью бронирован и имел вращающуюся пулеметную башню.

Во время второй мировой войны противопульная броня оказалась недостаточной мерой защиты, и БА использовались только для разведки и обеспечения связи. После войны в СССР отказались от использования БА, они были заменены на гусеничную технику и бронетранспортёры, но жизненный опыт показал необходимость иметь в своем распоряжении БА, для проведения антитеррористических, спасательных, полицейских и др. операций. После второй мировой войны концепция БА потерпела существенные изменения.

Современные армейские БА могут оснащаться оснащены :

  • Пулеметным оружием
  • Пушечным оружием
  • Ракетный оружием

Они обладают усиленным бронированием и мощным ДВС.

Большинство армий мира обладают своим уникальным парком БА, В России после 1985 г стали поступать в армию БА типа ВОЛК и ТИГР.

Россия

Назначение БА:

  • Транспортировка личного состава, воинских и специальных подразделений
  • Дополнительные возможности, установка различного вооружения
  • Должен двигаться на любой местности

На вооружение взят ВПК 3927 (Волк )

На сегодняшний день это первый БА собранный полностью из комплектующих российского производства.

Автомобиль существует в 4-х вариантах:

  • Базовая комплектация ( ВПК 3927) с двумя защищенными модулями. Модуль управления и функциональный модуль. Колёсная формула 4х4
  • ВПК 39271 создан единым броне-модулем. Колёсная формула 4х4
  • ВПК 39272 транспортно-грузовой бронеавтомобиль с возможностью установки дополнительных модулей. Колёсная формула 4х4
  • ВПК 39273 два броне модуля, но второй модуль увеличен. Колёсная формула 6х6

Данный автомобиль предназначен как для боевых операций так и для гражданского использования. Конструктивная особенность – высокая унификация, что упрощает изготовление и снижает основную цену продукта.

Все БА ‘ Волк‘ имеют дифференцированное бронирование, с возможностью монтажа дополнительных навесных пластин (в полевых условиях, силами экипажа). Многослойная броня защищает экипаж и личный состав от всех видов ручного стрелкового оружия и осколков мин и снарядов. Стекла толщиной 68 мм не создают оптических искажений и выдерживают попадание из автоматического оружия. Обеспечивается противоминная защита за счет V образного двойного днища. Оно выдерживает подрыв до 4-х кг в тротиловом эквиваленте.

Для десанта экипажа устанавливают специальные подвесные кресла. В качестве силовой установки используется ЯМЗ-534. Форсироваться может до 300 лс. Независимая, регулируемая подвеска. Дорожный просвет регулируется от 25 см. до 55см. Вес машины около 7 т.

ГАЗ -2330 (Тигр )

Армейский БА внедорожник производиться на Горьковском и Арзамасском заводах . Устанавливаются двигатели моделей : ЯМЗ 5347-10, ГАЗ 562, так же могут быть и зарубежные аналоги.

Этот БА предназначен для перевозки. И представляет собой автомобиль рамной конструкции, цельнометаллический кузов, однообъемный пяти дверный с грузовым отсеком. Автомобиль вмещает 5 человек, включая водителя и 1,5т груза (есть вариант на 9 человек и 1т груза ). Грузовой отсек отсоединяется перегородкой от пассажирского.

В стандартной комплектации установлен гидроусилитель руля, независимая торсионная подвеска всех колес с гидравлическим амортизаторами и стабилизаторами поперечной устойчивости . Самоблокирующий межколесный дифференциал, колесные редукторы, автоматическая подкачка шин с электронным управлением, электрическая лебедка.

Модификация ГАЗ 2330-01

  • Кондиционер
  • Аудиосистема
  • Электростеклоподьемник
  • Независимый отопитель
  • АБС
  • Межколесный дифференциалы, кулачковые, самоблокирующиеся.
  • Часть деталей взяты с БТР ( например подкачка шин)

БА ‘’ Рысь ‘’ ЛМВ – М65

Бронеавтомобиль LMV M65 «Рысь» — полноприводной многофункциональный бронированный автомобиль, предназначенный для выполнения самого широкого круга задач, стоящих перед ВС РФ .

В 2008 году была достигнута договоренность между Министерством обороны Российской Федерации , ОАО «КАМАЗ» и компанией IVECO (Италия) о проведении совместных работ по определению возможности использования армейской автомобильной техники производства IVECO в Вооруженных Силах Российской Федерации .

В период с 2009 по 2011 год с целью оценки соответствия основных тактико-технических характеристик опытных образцов полноприводных бронированных автомобилей IVECO 65E19WM (LMV) требованиям Министерства обороны Российской Федерации были проведены испытания двух автомобилей, полученных из Италии.

При испытаниях взрыв разрушал переднюю ходовую часть, сильно повреждал двигатель, но бронекапсула оставалась цела. Люк намеренно сделан так, чтобы распахиваться при взрыве и тем самым защищать экипаж от избыточного давления. Внутри машины повреждения ограничиваются смещенной рулевой колонкой (соприкосновения с водителем не было) и сколами пластика с лицевой панели.
Осмотр показал, что манекен-водитель, находившийся ближе всего к точке взрыва, не пострадал, только отлетевшим куском панели ему слегка разорвало брюки и порезало ногу ниже колена. Превышения предела перегрузок для человеческого тела не было.

Технология защиты подразумевает создание отдельной бронекапсулы для обитаемого отделения, которая оборудована керамической баллистической защитой, крепящейся к металлическому каркасу, стандартными бронепанелями и бронестеклами. Ребрами жесткости служит специальный трубчатый каркас.

Энергия взрыва поэтапно гасится керамической защитой, двухслойным днищем, стойками каркаса, крышей, подвесной системой. К сиденьям членов экипажа автомобиля через подвесную систему приходит значительно ослабленный импульс ускорения, который не превышает медицинские нормы перегрузок для человека.

Бронеавтомобиль «Тайфун».

Совместное производство КамАЗа и Урала.

Считается, что этот бронеавтомобиль соответствует импортным современным БА.

Оснащен двигателем ЯМЗ- 536, информационной управляющей системой и противоминной защитой корпуса и подвески. На машине предусмотрена установка дистанционно управляемого пулеметного модуля.

Высота 3,1 м. по кабине и 3,3 по остальной части, длина 9 м. Ширина 2,6 м. Клиренс переменный от 185 до 575 мм.

Масса снаряженного авто 21 т, предельная масса 24 т. Колесная формула 6Х6. 2 передних моста и 1 задний. Шасси производства « КамАЗ », коробка автомат для улучшения управляемости, предусмотрена автоматическая блокировка дифференциалов, передний угол свеса 40 град, задний 45

Радиус разворота 10 м. Угол поворота колеса 40 град. Шины со специальными вставками для отвода взрывной волны.

Реализована автоматическая подкачка шин от 1 до 4,5 атмосфер, в зависимости от дорожного покрытия.

Рисунок 1. КамАЗ-63968 « Тайфун-К »

Рисунок 2. Урал-63095 « Тайфун-У »

Рисунок 3. Урал-63099 « Тайфун-У »

Машина создавалась по специальному заданию Министерства обороны.

Установлена комбинированная защита из керамической брони. Под керамикой броневая сталь средней твердости.

Круговая защита обеспечивается от обстрела бронезажигательными пулями калибра 14,5 на 114 мм.

Бронестекла создавались специально компанией Магистраль ЛТД. Обеспечивают защиту от 2х выстрелов на расстоянии до 300 м.

Толщина стекла от 128-129 мм при размере 500Х500 мм.

Скорость пули в момент соприкосновения 920 м/с. Эта скорость актуальна на дистанции до 200м.

Есть электрообогрев стекол. Прозрачность снижается не более чем на 30%.

Уровень защиты 3-й = 8 кг тротила под любым колесом и под днищем.

На бронирование автомобилей у нас пока нет стандарта, по зарубежным стандартам это 4-й уровень бронирования.

Машина должна вмещать в бронированный модуль до 16 человек. Для противоминной стойкости сиденья крепятся к крыше авто, имеют ремни безопасности и подголовники, так же оборудованы держатели для личного оружия. Вещ. мешки и др. размещают за сиденьями. В салоне предусмотрено место для доп. грузов. Подголовники закрывают бойницы.

Для случая применения оружия массового поражения устанавливается фильтро-вентиляционный узел.

ФВУ создает в отсеках повышенное давление.

Вход в бронированный модуль обеспечивается как через дверь, так и через откидывающуюся аппарель. На крыше предусмотрены эвакуационные люки.

Двери с пятиточечными замками. Для обзора установлены 5 видеокамер, 2 спереди, по бокам и сзади — для обеспечения кругового обзора. Изображение может выводиться на экран, как с каждой отдельно, так и со всех сразу. Для надежности камеры дублируются. Под потолком есть экраны, на которые можно выводить видео с камер.

В кабине 3 места, одно из них — спальное. Возможен вариант машины в небронированном варианте.

Может использоваться как разведывательная, для перевозки личного состава, огневой поддержки, санитарная, инженерной поддержки, для охраны и сопровождения колонн. Также на этой же базе могут быть созданы незащищенные автомобили. Понтоновоз, цистерна топливо-масло-заправщик, эвакуационный тягач, машина связи, машина пусковая установка для беспилотников, машина с системой залпового огня, с артиллерийской системой, автокран, экскаватор, мультилифт.

Находится в разработке БА СБА-60-К2 «Булат» .

Производитель КамАЗ.

Бронированная машина создана на базе КАМАЗ с использованием агрегатов и узлов от КамАЗ-5350 . Бронезащиту получили: периметр салона, крыша, днище, двигательный отсек, кабина (многослойное защитное стекло).

Кузов СБА «Булат» спроектирован с использованием улучшенной брони, обеспечивающей защиту от 7.62 мм пуль, имеющих термоупрочненный сердечник. Класс брони VI по ГОСТу Р 50963–96. Днище машины многослойного типа совместно с особой формой кузова обеспечивают бронированной машине противоминную защиту при подрыве мины со взрывчатым веществом, равным четырем килограммам в тротиловом эквиваленте.

Крыша и днище — 3-й класс гражданской зашиты. Моторный отсек — 5-й класс.

Для обеспечения живучести личного состава — сиденья крепятся к крыше.

МКПП. Тормоза барабанные с ABS.

Испытания проводились ОМОНом на Сев. Кавказе.

Основное предназначение бронированной машины – транспортировка личного состава специальных и воинских подразделений. Дополнительные возможности – установка различного вида вооружения и техники. Бронемашина способна выполнять поставленные задачи на любых дорогах и местности. Возможно использование «Булата» как в условиях Крайнего Севера , так и в жарких пустынных условиях.

Эксплуатируется от -45 до +50 град.

Основные характеристики бронемашины «Булат»:
— длина – 8 метров;
— ширина – 2.5 метра;
— высота – 2.6 метра;
— клиренс – 38.5 сантиметров;
— формула колес – 6Х6;
— база колес – 3.34 (+1.32) метра;
— колесная колея – 2 метра;
— вес полный/макс – 12.8/15.8 тонны;
— полезная нагрузка до 2-х тонн;
— вместимость – 2 + 8/10;
— турбированный дизельный двигатель с мощностью 260 л.с;
— скорость 90 (до 110) км/ч;
— дальность хода до 800 километров;
— вместимость топливных баков 250 литров;

Оборудование и агрегаты базового варианта бронеавтомобиля:
— аварийные люки;
— дополнительные запоры дверей механического типа;
— петли дверей усиленного исполнения;
— фара-искатель;
— оборудование видеонаблюдения;
— кондиционер и отопитель в десантном отделении;
— оборудованные места для крепления личного оружия;
— стандартный комплект средств безопасности.

Максимальная комплектация дополнительно включает:
— навигационную спутниковую систему «GLONASS/GPS»;
— тепло/шумо изоляцию;
— радиостанцию;
— систему очистки воздуха;
— дверные запоры электромеханического исполнения;
— устройство внутренне-внешней связи;
— вставки для колес типа « RunFlat »;
— громкоговорящее светосигнальное устройство;
— любая аудиосистема и сигнализация;
— окрас машины по выбору;
— иное дополнительное оборудование согласно условий заказчика.

Рисунок 4. Бронеавтомобиль СБА-60-К2 «Булат»

Бронеавтомобили зарубежных стран

В силу различных причин в американских силовых структурах — в армии, морской пехоте, полиции — уже несколько десятков лет не применяются классические бронеавтомобили. Вместо них бойцы используют легкие БТР.

Однако афганская и иракская войны выявили необходимость выпуска новых БА. Как результат – огромное количество самоделок на основе HMMWV . Прямо в мастерских «на местах» на них устанавливают различные элементы бронирования, например, снятые с отработавшей свой ресурс или подбитой техники.

Единых рекомендаций или инструкций по установке подобной защиты не существует, а все направление кустарного «творчества» сами солдаты именуют hilbilly armour или hajji armour (деревенское или арабское бронирование). При этом слова «hillbilly» и «hajji» имеют явно неполиткорректное значение.

В середине 2009 года компания Oshkosh Truck получила заказ на поставку тысячи единиц броневика M-ATV. Надо сказать, этот бронеавтомобиль иногда именуют бронетранспортером или даже причисляют к новому классу техники MRAP (бронемашины, защищенные от мин), но из-за целого ряда характеристик M-ATV можно признать броневиком.

Максимальная боевая масса этого броневика достигает 14,5 тонн, а полезная нагрузка – до 1800 кг. Большая часть груза при этом размещается в отдельном кузове над задней осью. Броневик оснащается 370-сильным турбированным дизелем Caterpillar C7 и автоматической коробкой передач Alisson 3500SP.

С такой силовой установкой M-ATV разгоняется по шоссе до 105 км/ч. Создателями машины особо подчеркивается, что конструкция позволяет ездить быстрее, но в силу некоторых причин пришлось ограничить максимальную скорость при помощи бортовой электроники.

Бронезащиту машины Oshkosh делали совместно с израильской компанией Plasan Sasa Ltd. Собственная броня M-ATV соответствует 1 и 2 уровням защиты стандарта НАТО 4569 – защита от обычных и бронебойных пуль калибра 7,62 мм, а также от осколков и противопехотных мин. « Ошкош » и « Пласан » утверждают, что возможна установка дополнительных элементов бронирования, улучшающих защиту до 3-4 уровней (пули 14,5 мм и мины большей мощности).

Вооружение броневика устанавливается на дистанционно управляемой башенке системы CROWS. Это может быть 7,62-мм пулемет M240 , 12,7-мм Браунинг M2HB , 40-мм автоматический гранатомет Mk19 или пусковая установка противотанковых ракет BGM-71 TOW . Экипаж M-ATV состоит из четырех человек.

Кроме того, в данный момент Пентагон продолжает конкурс на замену или, как минимум, дополнение к « Хамви ». Однако пока три компании, участвующие в тендере, строят опытные образцы и проводят их испытания.

В целом, все три машины не представляют собой чего-то революционно нового, хотя в них и есть интересные решения и ноу-хау. Одно из них предложили BAE Systems . Все остекление их прототипа состоит из одинаковых трапециевидных многослойных стеклопакетов.

Таким образом, при повреждении лобового стекла до той степени, при которой водитель перестает видеть что-либо, разбитый блок можно переставить, например, на дверь, а целое стекло оттуда силами экипажа перенести на место разбитого.

Германия

В 2003 году на вооружение немецкой и нидерландской армий поступил броневик Fennek. Четырехколесный броневик, разработанный немецкой фирмой Krauss-Maffei Wegmann и нидерландскими SP Aerospace и Vehicle Systems BV, изначально создавалась как разведывательная машина, хотя и имеет все признаки «классического» броневика.

Боевая масса «Феннека» колеблется в пределах 10-10,5 тонн, а экипаж состоит из трех человек. Бронемашина имеет дизельный двигатель производства Deutz AG мощностью 240 л.с., что позволяет разгоняться на шоссе до 110-115 км/ч. Бронелисты, установленные на машине, обеспечивают защиту от 7,62-мм бронебойных пуль со всех ракурсов и от 12,7-мм в лобовой проекции.

Вооружение броневика, традиционно для данного класса техники, оно не слишком мощное: это либо 40-мм автоматический гранатомет Heckler-Koch GMG , либо пулемет. На немецкую версию Fennek устанавливается 7,62-мм пулемет MG3, а на голландскую – 12,7-мм Браунинг M2HB .

Fennek в Афганистане

 

 

Все вооружение размещается на дистанционно управляемой установке. На данный момент построено более шестисот экземпляров «Феннека», приблизительно две трети которых отправилось в Нидерланды. Броневики Бундесвера успели поучаствовать в военной операции в Афганистане.

ATF Dingo

Одновременно с Fennek в «Краусс-Маффей-Вегманн» работали над другой машиной, названной ATF Dingo. Этот броневик разрабатывался на основе колесной платформы Unimog . «Динго» является одной из первых серийных машин, в которых применена комбинированная броня системы MEXAS.

Это значит, на машину могут устанавливаться дополнительные модули бронирования, улучшающие защиту, хотя и сказывающиеся на ходовых характеристиках. С «родной» броней ATF Dingo при помощи 240-сильного дизеля Deutz разгоняется до 100 километров в час (по шоссе).

Без дополнительных бронемодулей корпус ATF Dingo выдерживает попадание 7,62-мм пули с любого направления. В свою очередь, дополнительные панели обеспечивают защиту задней и боковой проекций от 14,5-мм пуль и лобовой от 20-мм снарядов (при выстреле с дистанции более 500 метров). Также машина получила V-образное днище для защиты от мин.

Вооружение «Динго» и дистанционно управляемая турель полностью аналогична используемой на Fennek. Помимо основной модификации, получившей название Dingo 1, KMW создали и удлиненную версию – Dingo 2. Броневик удлинили на 125 сантиметров (до 6,8 метра), также выросла максимальная боевая масса – с 10 до 12 тонн, а полезная нагрузка увеличилась более чем на 500 кг и составила 4 тонны.

Благодаря всем доработкам, внедренным в Dingo 2, в нем может разместиться шесть солдат против трех у Dingo 1. Собственно экипаж броневика – два человека, водитель и командир-оператор вооружения.

На основе ATF Dingo было создано несколько модификаций: собственно бронемашина, бронированная разведывательная, санитарная, полицейская, командный пост и даже самоходная РЛС. Помимо Германии в настоящий момент «Динго» используется в Австрии, Бельгии, Люксембурге , Норвегии и Чехии .

К настоящему времени заказчикам поставлено около девяти сотен ATF Dingo и еще 150-200 штук отправится к новым хозяевам в ближайшее время.

LAPV Enok

В 2008 году Бундесвер получил первые броневики LAPV Enok. Его создатели – Mercedes-Benz и Armoured Car Systems – преследовали цель создать легкую и мобильную бронемашину. Надо заметить, им это удалось.

Максимальная боевая масса Enok не превышает 5,5 тонн, а 185-сильный дизель OM642 270 разгоняет его до 95-100 км/ч. Некоторое отставание в скорости от других машин компенсируется лучшими разгонными характеристиками.

В то же время, высокая скорость и не была главным приоритетом разработчиков – «Энок» в первую очередь предназначен для действий на пересеченной местности, где важнее не скорость, а проходимость. Бронирование машины защищает экипаж и агрегаты от бронебойных пуль калибра 7,62 мм, а также от подрыва мин под днищем.

Установка дополнительных модулей не предусмотрена. Вооружение LAPV Enok не очень мощное, что обусловлено спецификой применения – это автоматический гранатомет HK GMG или пулемет MG3.

Экипаж машины включает водителя и командира-стрелка, кроме которых можно перевозить еще четырех солдат. В 2008 году немецкая армия заказала две с половиной сотни «Эноков», которые будут поставлены в войска до 2013-го.

Grizzly.

Впервые эта машина была представлена публике в 2007 году. Немецкий концерн KMW создал «Гризли» на основе шестиколесной платформы Trakker итальянской фирмы Iveco , изменив его конструкцию соответствующим образом.

По внешнему виду машины можно сказать, что это не просто бронеавтомобиль, а грузовой броневик. Так, боевая масса Grizzly составляет 24-25,5 тонн, а полезная нагрузка – более четырех. Объем грузового отделения превышает 15 кубометров. Дизель Iveco мощностью 440 л.с. способен разогнать машину на шоссе до 105-110 км/ч.

Правда, зачастую высказываются сомнения относительно целесообразности такой скорости для 25-тонной машины и возможных проблем с управляемостью. Корпус «Гризли» выполнен несущим, что, однако, не мешает ему обеспечивать защиту от 7,62-мм бронебойных пуль со всех направлений. Также предусмотрена защита от мин, соответствующая второму уровню стандарта STANAG 4569.

Разработчик не исключает возможность оснащения машины модулями навесного бронирования, но пока до этого дело не дошло. Вооружение «Гризли» может состоять из автоматического гранатомета или пулемета.

Экипаж машины состоит из водителя и стрелка, а в грузовом отделении могут разместиться десять человек. Массовое производство Grizzly пока не начато, но уже известно, что Германия заинтересована в закупках такой техники.

Кроме того, Iveco выразили готовность сделать на основе немецкого броневика четырехколесную машину для войск Италии.

Франция

Среди французских БТР и БМП имеется броневик – Véhicule Blindé Léger (легкобронированная машина) или просто VBL .

Работы над этой машиной на фирме Panhard начались еще в 80-х, а на вооружение ее приняли в начале следующего десятилетия. За двадцать службы VBL успел побывать на Балканах и в Сомали . Как ясно из расшифровки названия, ожидать серьезной защиты от VBL не стоит – бронирование четырехтонной машины выдерживает только 7,62-миллиметровые небронебойные пули и осколки, а дно защитит только от подрыва ручной гранаты.

В то же время, благодаря относительно слабой броне машина имеет хорошие ходовые качества: всего 95-сильный дизель Peugeot XD3T позволяет броневику разгоняться до сотни с лишним километров в час. Вооружение VBL зависит от модификации конкретного экземпляра: VBL MILAN и VBL ERIX имеют пусковые установки для противотанковых ракет MILAN и ERIX соответственно, а также 7.62-мм пулемет AA-52.

На командной модификации VBL присутствует только пулемет, а остальной объем занят оборудованием связи. На разведывательную версию машины устанавливается пулемет Браунинг M2HB (12,7 мм). Экипаж VBL в зависимости от модификации и тактической необходимости состоит из двух или трех человек.

В 2008 году французская армия получила первые бронеавтомобили PVP (Petit Véhicule Protégé – малая бронированная машина) из заказанных полутора тысяч. Броневик, созданный все той же компанией Panhard , получился не только легким (боевая масса до 4,5 тонн), но и резвым – максимальная скорость, полученная на испытаниях, превысила 120 км/ч.

Такие характеристики обеспечивает турбированный дизель Iveco 8140 мощностью 160 л.с. Защита PVP обеспечивается стальной, алюминиевой и керамической броней. Лобовая проекция, борта и корма машины выдерживают попадание бронебойной пули калибра 7,62 мм (2 уровень STANAG 4569), а дно обеспечивает защиту от ручных гранат и противопехотных мин.

Вооружение PVP состоит из дистанционно управляемой установки, на которой можно разместить пулемет калибра до 12,7 мм. Экипаж машины – два человека, еще двое размещаются в грузовом отделении.

На базе PVP было создано несколько модификаций:

— PVP HD – пятидверный броневик с грузовой кабиной большего объема и увеличенной полезной нагрузкой (2 тонны). Также PVP HD имеет защиту, предусмотренную уровнем 3 соответствующего стандарта. HD-версия броневика «потолстела» до 7,9 тонн. В грузовом отделении теперь могут разместиться 6-7 человек.

— PVP XL. Еще большая версия PVP HD. Три тонны полезной нагрузки или десять солдат с экипировкой. Максимальная боевая масса этой версии – 12 тонн.

— PVP APC. Вариант, созданный специально для Чили (построено 15 экземпляров). От оригинального PVP отличается только поднятым на 15 см потолком.

— Gavial. Некоторое время велись переговоры о лицензионном производстве PVP в Германии, однако Бундесвер в итоге предпочел немецкий броневик LAPV Enok.

Израиль

Ситуация с израильскими броневиками в некоторой мере напоминает американскую. Основная масса автомобилей ЦАХАЛа , имеющих бронезащиту, представляет собой доработанные соответствующим образом HMMWV .

Однако в середине 2000-х на вооружение был принят новый автомобиль, изначально разрабатывавшийся как броневик – RAM-2000 .

Четырёхколёсная полноприводная машина (также есть модификация с приводом 2х4) создавалась концерном IAI совместно с Plasan Sasa Ltd. Последние делали бронированный корпус, который обеспечивает защиту от пуль калибра 7,62 мм и осколков. Максимальная боевая масса машины составляет 6 тонн, полезная нагрузка в базовой версии – до тонны.

Турбированный дизель мощностью в 165 л.с. (конкретная модель не называлась) дает броневику двоякие характеристики: с одной стороны, максимальная скорость машины «всего» 95 км/ч, а с другой, она способна преодолевать стенку высотой 80 см и подъем в 60° .

На тех образцах броневика, которые демонстрировались на выставках, оружие установлено не было, однако над лобовым стеклом имеется кронштейн для крепления. IAI утверждают, что на него можно поставить пулемет калибра до 12,7 мм.

Экипаж броневика состоит из водителя и стрелка, а в «пассажирском» отделении в базовой версии умещается четверо солдат. На основе RAM-2000 было создано более десятка машин различного назначения, в том числе и бронетранспортер на восемь солдат и разведывательная машина, оснащенная средствами наблюдения, лазерной аппаратурой и РЛС.

Армия Израиля заказала несколько десятков этих броневиков, кроме того, их в количестве нескольких штук закупили Вьетнам , Камерун и Чад .

Caracal

В 2005 году фирма Plasan представила свою версию современной бронемашины. Их, также известный как Caracal, внешне больше напоминает инкассаторский броневик, нежели военную машину.

За основу «Кота» была взята ходовая часть F-серии Ford с увеличенной колесной базой. За счет этого, как заявляют разработчики, удалось сохранить динамику и управляемость гражданской машины. И, похоже, это удалось – дизель Ford Pover Stroke V8 разгоняет машину до 105-110 км/ч и позволяет ей преодолевать препятствия не хуже RAM-2000 .

Основу защиты « Каракала » составляют композитные панели из алюминия и керамики, в некоторых деталях бронирования также применена сталь. Определенный интерес представляют стекла дверей машины. Они имеют специфический внешний вид, что, по заявлению Plasan , не ухудшает обзор, но снижает вероятность попадания в них.

Однако даже если противник и попадет в стекло, оно выдержит 7,62-мм пулю (не бронебойную). Аналогичную защиту дает и бронекорпус в базовой комплектации. Разработчики утверждают, что защита может быть улучшена двумя способами: изменением типа собственной брони машины (другие материалы или другое их сочетание), либо установкой навесных модулей.

В таком случае возможно довести защиту до 3-го уровня по натовской классификации (14,5-мм пули и противопехотные мины под днищем). Базовый вариант Sand Cat вооружения не имеет, но в крыше предусмотрен люк, на котором можно смонтировать турель, в том числе и с дистанционным управлением.

На турель без усиления конструкции броневика можно установить автоматический гранатомет или пулемет. Штатный экипаж Sand Cat состоит из двух человек, плюс еще трое могут разместиться на заднем сидении (базовый «Кот»). В 2008 году был разработан броневик Sand Cat Plus.

От первого варианта « Каракала » он главным образом отличается формой кузова с удлиненным салоном на 5-6 посадочных мест. Примерно в то же время Plasan заключили контракт с Oshkosh Corporation на доработку и лицензионное производство « Котов ».

Броневик в американском варианте получил новую ходовую часть, усиленную защиту от мин, а также ряд более мелких нововведений. Большая часть произведенных Sand Cat пошла израильским заказчикам, остальные заказы разделили между собой Болгария, Мексика, Нигерия и Швеция.

Польша

В Польше разработкой броневиков с конца 90-х занимается компания AMZ. Самым известным и распространенным их продуктом на данный момент является AMZ Dzik («Кабан»).

Эта машина стала не только основным современным броневиком Польши, но и пошла на экспорт – несколько «Кабанов» отправились служить в Ирак.

Бронеавтомобиль с боевой массой 4,5 тонны приводится в движение мотором Iveco Aifo SOFIM 8140.43N (146 л.с.). Все модификации Dzik имеют один и тот же двигатель, однако их ходовые характеристики почти не отличаются – максимальная скорость около 100 км/ч, запас хода по топливу – 750-800 км.

Стальная броня защищает машину от бронебойных 7,62-мм пуль, стекла бронебойный боеприпас этого калибра уже не выдерживают. Предусмотрена защита от мин – V-образная форма днища. Собственное вооружение «Кабана» размещается в башенке на крыше.

На ней может быть установлен пулемет ПК или НСВ. Для зарубежных заказчиков предлагается совместимость с американскими или европейскими пулеметами. Кроме того, имеются дымовые гранатометы и 13 бойниц для стрельбы из личного оружия (в версии Dzik-3 ).

Экипаж «Кабана» состоит из двух или трех человек. В десантном отделении могут разместиться от 5 (Dzik-1) до 11 человек ( Dzik-3 ). «Кабан-3» также поставлялся в Ирак, где получил обозначение Ain Jaria 1.

AMZ Zubr

Другая разработка AMZ, производящаяся с 2008 года – AMZ Zubr . Изначально это бронированный грузовик, способный перевозить до пяти тонн груза. В таком случае боевая масса броневика вырастает до 15 тонн. Вместо груза «Зубр» может перевозить 10-12 солдат, в зависимости от экипировки.

Основа силовой установки машины – итальянский дизель Iveco Tector (275 л.с.). При нормальной загрузке (две тонны) «Зубр» может разгоняться до 90-95 км/ч по шоссе, преодолевать брод немного больше метра и подниматься в гору с уклоном до 35-40°. Композитная алюминиево-стальная броня защищает экипаж и груз от пуль калибра до 14,5 мм, днище, в свою очередь, выдерживает взрыв фугаса мощностью до 7-8 кг в тротиловом эквиваленте.

Базовая грузовая версия «Зубра» вооружается башенкой с дистанционно управляемым пулеметом НСВ либо M2HB . На базе AMZ Zubr были созданы командная машина, самоходная РЛС и зенитный комплекс, вооруженный ракетами Grom.

Италия

В 2001 году итальянская компания Iveco представила публике новый бронеавтомобиль Iveco LMV . Вряд ли тогда кто-то мог подумать, что за следующие несколько лет он станет одним из самых распространенных типов этого класса техники.

При разработке броневика инженеры с самого начала учитывали опыт балканских конфликтов 90-х годов, где огромное количество автомобилей было уничтожено минами. Исходя из этого, в частности, днище LMV под кабиной (многослойный «пакет» из нескольких материалов) было сделано V-образным, а под двигателем плоским, но немного большей толщины.

Кроме того, топливный бак был помещен в заднюю часть броневика – большинство мин нажимного действия срабатывают под передней или средней частью наехавшей на них техники. Благодаря всем конструкторским находкам днище машины выдерживает взрыв шестикилограммовой мины, что соответствует второму уровню стандарта STANAG 4569.

Бронирование корпуса, в свою очередь, соответствует первому уровню (7,62-мм пули и осколки). Однако это показатели только «родной» брони – LMV может оснащаться дополнительными модулями бронирования, доводящими защиту до четвертого уровня включительно (14,5-мм пули и некоторые мины).

С максимальным набором защиты боевая масса машины достигает семи тонн, а ходовые качества, соответственно, в некоторой мере снижаются. Так, например, в заводской комплектации максимально возможная скорость LMV превышает 130 км/ч, а максимально возможный подъем – 60°.

При установке модулей защиты, обеспечивающих четвертый уровень, максимальная скорость падает до 105-110 км/ч, а подъем до 40-45°. Такая резвость обеспечивается дизелем Iveco F1D мощностью 185 л.с. Вооружение броневика в некоторых рамках полностью зависит от пожелания заказчика, однако чаще всего закупаются машины, оснащенные пулеметами и автоматическими гранатометами.

Стоит отметить, предусмотрена возможность использования дистанционно управляемой орудийной установки. Собственный экипаж броневика – только водитель. Кроме него в машине может перевозиться от трех до шести солдат.

На данный момент произведено почти 3000 броневиков Iveco LMV и это не предел – например, итальянские силовики в скором будущем должны получить еще более пяти тысяч машин вдобавок к имеющимся полутора.

Турция

В середине 90-х Турецкая армия начала получать бронемашины Kobra производства фирмы Otokar . Четырехколесный полноприводный броневик должен был заменить американские HMMWV .

Шеститонная машина имеет цельный сварной стальной корпус из-за чего боевая масса «Кобры» составляет шесть с лишним тонн. Это потребовало применения относительно мощного (190 л.с.) дизельного двигателя для сохранения приемлемых параметров: максимальная скорость на уровне 110-115 км/ч по шоссе и 5-7 на воде (машина может плавать), преодоление подъема до 60° и дальность хода 750 км.

Но в то же время, Kobra имеет сравнительно слабую защиту – только от «обычных» 7,62-мм пуль и осколков. Вооружение также не представляет собой что-то необычное: пулемет (7,62 или 12,7 мм) или автоматический гранатомет.

Также на «Кобру» можно поставить орудийную установку Rafael OWS (Израиль), вооруженную 20-мм автоматической пушкой и/или противотанковыми ракетами. Собственный экипаж броневика – только один человек, водитель.

Для десанта предусмотрено восемь посадочных мест. В распоряжении турецкой армии и силовых структур имеется около 800 машин. Также «Кобра» поставлялась в 9 стран, наибольшее количество – более 300 штук – были куплены Грузией. Несколько экземпляров в ходе «операции по умиротворению» достались Российской армии в качестве трофеев.

БАТ-М: технические характеристики

БАТ-М: технические характеристики

Мускулистый бульдозер / кран специального назначения

Советская инженерная спецмашина разграждения БАТ-М («бульдозер –артиллерийский тягач – модернизированный») представляет собой гусеничный путепрокладчик для вооружённых сил. Инженерный танк БАТ-М состоит из базовой машины – артиллерийского тягача АТ-Т («изделия 405 МУ») и рабочего оборудования. «Преемником» БАТ-М стал более современный советский армейский бульдозер – БАТ-2. Некоторое время эти инженерные танки выпускались параллельно, но потом БАТ-2 полностью заменил БАТ-М.

Путепрокладчик БАТ-2 стал дальнейшим и логическим развитием БАТ-М. В его кабине, кроме экипажа, разместили ещё и сапёрное отделение, и сделали её полубронированной. БАТ-2 длиннее, менее поворотлив и более громоздок, чем БАТ-М. В итоге, путепрокладчик БАТ-М стал самым массовым по числу произведённых советской промышленностью машин в данном классе путепрокладчиков. Этому способствовали его простота в устройстве и эксплуатации, неприхотливость и высокая надёжность.

Предназначение и применение БАТ-М

Путепрокладчики БАТ-М относятся к классу инженерных (дорожных) спецмашин, предназначенных для быстрой прокладки временных дорог, устранения разрушений и препятствий.

Предназначение и применение БАТ-М

В частности, для засыпания грунтом воронок, рвов, траншей; формирования пологих спусков на крутых склонах; устройства проходов в завалах, прокладки просек в кустарниках и мелколесье; расчистки снежных завалов, обломков зданий и сооружений; отрывки кюветов, котлованов, окопов и земляных укрытий для военной техники; работ грузоподъёмных – крановой установкой; засыпания собранных в ямах блиндажей, убежищ и т.п. сооружений.

Гусеничные путепрокладчики БАТ-М широко привлекались для механизации разнообразных землеройных работ. Они с успехом могут выполнять расчистку, выравнивание и планировку площадок любого размера; засыпку всевозможных ям, рвов, траншей, оврагов; прокладку путей на косогорах, расчистку природных и промышленных завалов; валку небольших деревьев, корчёвку пней; удаление камней; сборку мостов и укладку дорожных покрытий; расчистку дорог и площадок от любого количества снега.

Инженерные танки БАТ-М состояли на вооружении строительных и железнодорожных войск Советской Армии. Кроме того, они имелись в спецподразделениях мотострелковых и танковых войск: в инженерно-сапёрной роте стандартного мотострелкового или танкового полка полагалось иметь одну такую машину, в инженерно-сапёрном батальоне стандартной мотострелковой или танковой дивизии – 9 таких машин, в каждом инженерном взводе батарей боевого обеспечения полков РВСН – по 1 спецмашине БАТ-М.

Рабочее оборудование инженерной машины БАТ-М

Рабочее оборудование инженерной машины БАТ-М

Рабочее оборудование инженерного танка БАТ-М предназначается для осуществления широкого спектра земляных и грузоподъёмных работ. Для этого в состав рабочего оборудования тяжёлой спецмашины входят оборудование бульдозерное и механизмы управления им; крановое оборудование, механизм отбора мощности, электрифицированное пневмоуправление и гидравлический привод.

Бульдозер

Бульдозерное оборудование выполняет послойное срезание и перемещение необходимых объёмов грунта. Оно навешено в передней части спецмашины и может находиться в рабочем либо в транспортном положении. В положении рабочем отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт.

При необходимости перегона спецмашины своим ходом на небольшие расстояния бульдозерное оборудование подвешивают на цели. Если перемещаться нужно на расстояния свыше 10 километров, то его укладывают методом опрокидывания через кабину на платформу и фиксируют в транспортном положении.

Бульдозер

Это разгружает передние катки, обеспечивает тяжёлой спецмашине достойную проходимость при передвижении по пересечённой местности. Кстати, площадь опорой поверхности гусениц у БАТ-М аналогична танковой. Данное свойство, в сочетании со значительно меньшем, чем у среднего танка, весе (27,5 тонн) гарантирует инженерной спецмашине возможность уверенного передвижения по мягким грунтам, глубоким рыхлым снегам, в распутицу и по заболоченным участкам местности.

Бульдозерное рабочее оборудование есть возможность устанавливать в бульдозерное (шириной 5 метров), двух отвальное (шириной 4,5 метра) или грейдерное (шириной 4,0 метра) положения. Благодаря этому свойству, путепрокладчики БАТ-М могут быть использованы для самых разнообразных дорожных и землеройных работ. Расположенной впереди рабочего органа, регулируемой по высоте лыжей обеспечивается возможность снятия земляного слоя именно заданной толщины. Опускание и поднятие, принудительное заглубление и перекашивание бульдозерного рабочего органа на любую сторону осуществляется при помощи гидравлического привода.

Высота стандартного бульдозерного отвала БАТ-М составляет 1,15 метра. Угол резанья при вертикальном положении рычагов механизмов перекоса равен 42 градусам. Возможность перекоса рабочего органа относительно оси спецмашины равна 8-ми градусам.

Рабочий орган бульдозера состоит из рамы, толкателя рамы, двух крыльев, лыжи, толкателей крыльев (для бульдозерного и грейдерного положения), ножей и соединительных элементов.

Рама рабочего органа – это сварная конструкция прямоугольного сечения Г-образной формы. Внутри неё, на месте изгиба толкающей ветви, смонтированы диафрагмы жёсткости. К толкающей стороне рамы приварена литая вилка для соединения с шарниром механизма перекоса. С левой стороны рамы приварена коробка, в форме проушины, используемая для подсоединения толкателя рамы. К середине передней части рамы приварена лобовая часть отвала: коробка в форме двухотвального плуга с тупой носовой частью. К лобовой части подсоединяются крылья, лыжа и крепятся ножи.

Толкатель рамы сделан в виде прямого бруса прямоугольного сечения, который сварен из листовой стали. К заднему концу толкателя приваривается литая вилка – для соединения с шарниром механизма перекоса. К нижнему и верхнему листам переднего конца толкателя приварены проушины, в отверстия которых вставлен штырь, соединяющий толкатель рамы с самой рамой.

Кран и лебёдка

Кроме бульдозерного рабочего оборудования, многофункциональная инженерная спецмашина БАТ-М также оснащена оборудованием крановым – крановой установкой грузоподьёмностью в две тонны. При этом управлять им есть возможность с выносного пульта. Благодаря этому, крановщик (или же механик-водитель) может одновременно выступать в процессе работы также и стропальщиком-такелажником.

Наличие мощных лебёдки и крановой установки в значительной степени расширяет возможности использования данной инженерной спецмашины. Особенно в сочетании с тем, что сравнительно небольшое удельное давление на грунт помогает использовать её в любых, даже самых труднопроходимых местах.

Кран и лебёдка

Вылет крановой стрелы составляет 5,4 метров. Наибольшая высота подъёма груза краном: при минимальном вылете в 1 метр – 5,3 м, а при максимальном вылете в 5,4 метра – 1,8-2,2 м. Тип привода механизма подъёма и опускания груза – гидравлический.

Усилие лебёдки равняется 40 т/с. Рабочая длина троса лебёдки составляет при этом 100 метров. Диаметр этого троса равен 28 мм. Второй трос установлен на стреле крана. Он рассчитан на усилие 20 т/с.

Дизельный двигатель БАТ-М

Дизельный двигатель БАТ-М

Инженерные спецмашины БАТ-М оснащались 12-цилиндровыми V-образными двигателями А-401 (В-401 или А-401Г). Это четырёхтактный бескомпрессорный дизель с непосредственным впрыском горючего. Его рабочий объём составляет 38,88 литров (кубических дециметров). Запуск двигателя БАТ-М можно произвести стартером, сжатым воздухом, либо от внешнего источника тока.

Эксплуатационная мощность мотора, при 1600 об/мин., равна 415 л.с. (305,23 кВт). Расход дизельного топлива за один моточас работы составляет 38-46 литров. Масса двигателя БАТ-М равна: 895 килограммов. Его габаритные размеры таковы: 1573 мм длина, 916 мм ширина и 897 мм высота.

Силовая передача

Трансмиссия БАТ-М – механическая, коробка переключения передач – трёхходовая, с постоянным зацеплением шестерёнок. Количество передач – пять вперёд + одна назад.

Передаточные числа КПП: первая передача – 4,69; вторая – 2,19; третья – 1,56; четвёртая – 1,12; пятая – 0,71; передача заднего хода – 4,69.

Механизмы поворота – планетарные, двухступенчатые. Передаточные числа: на прямой передаче – 1, а на замедленной передаче – 1,42.

Тормоза используются ленточного типа, с чугунными колодками. Зазор между колодками тормозной ленты и барабанами составляет 1-2 мм. Зазор между роликом рычага малого тормоза и впадиной кулака-разделителя блокировочного устройства равен 3,5-5 мм. Полный ход рычагов управления ПМП и тормозами, составляет 300-350 мм. Главный фрикцион – многодисковая, выключающаяся муфта трения (сталь по стали). Бортовая передача представляет собой одноступенчатый понижающий редуктор (в 6,78).

Подвеска и ходовая часть

Инженерная машина БАТ-М была построена на базе советского среднего танка Т-54. Её гусеничный движитель – пятикатковый.

Подвеска и ходовая часть

В его составе – мелкозвенчатая гусеничная цепь цевочного зацепления с открытым шарниром, пять сдвоенных опорных катков диаметром по 8ЗО мм, с наружной амортизацией в формате резиновых бандажей, направляющее колесо заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущее колесо переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.

Гусеничная цепь составлена из 93-х траков с направляющими гребнями (их ширина – 500 мм). Площадь опорной поверхности гусениц (как уже было отмечено здесь выше) обеспечивает спецмашине БАТ-М отличную проходимость по мягким грунтам, пескам и суглинкам, снегам и заболоченным участкам.

https://ukazov.ru/blog/spetsialnoe-oborudovanie-avtomobiley/

БАТ-М: технические характеристики

 

 

Интересные статьи

Leave a Comment