Содержание
Авторынок: итоги 2020 года, прогнозы на 2021 год
Аналитики Авито Авто опросили 10 000 россиян, а также обратились за комментариями к экспертам, чтобы узнать, как изменился рынок автомобилей в России в 2020 году и чего ожидать в 2021.
Главное
−9% — продажи новых автомобилей
1 600 000 новых автомобилей продали по данным АЕБ
+1,7% — продажи б/у автомобилей
5 500 000 подержанных автомобилей продали по данным Автостата
35% пользователей Авито планируют купить машину в 2021 году
22% собираются продать старый автомобиль
22% планируют покупку машины за 1–3 000 000 ₽
2% намерены купить авто дороже 3 000 000 ₽
5% хотят уложиться в 200 000 ₽
Авторынок в 2020 году: краткие итоги
Рынок новых автомобилей просел на 9%. В 2020 году было продано почти 1,6 млн машин без пробега.
Первые два месяца 2020 года рынок традиционно раскачивался, март 2020 показал рост в 4% относительно марта прошлого года. Но уже к апрелю из-за локдауна производители сократили поставки, а шоурумы закрылись на карантин.
От резкого снижения авторынок спасли падение рубля и рост цен на машины. Во второй половине года люди стремились спасти рублёвые накопления и активно искали автомобили. Желающих приобрести транспорт было больше, чем машин в продаже, что позволило дилерам отменить скидки и активнее продавать допоборудование. В итоге доходность сделок и кумулятивная маржа выросли.
Однако всплеск продаж замедлился уже к декабрю. Некоторые дилеры называют его самым спокойным декабрём десятилетия: по данным АЕБ, по сравнению с декабрём 2019 года продажи новых автомобилей снизились на 2,1%.
2020 год оказался одним из самых сложных для российского автомобильного рынка: продажи новых автомобилей превышали показатели предыдущего года всего 4 месяца. Несмотря на все трудности, по динамике продаж в 2020 году Россия показала один из лучших результатов среди крупнейших автомобильных рынков мира, а в Европе вышла на 4-е место. Этот год подтвердил весьма прочное положение и долгосрочную заинтересованность автопроизводителей в российском рынке, а также критически важное значение мер государственной поддержки для устойчивости автомобильного бизнеса в России
Д-р Томас Штэрцель
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ
Рынок подержанных легковушек вырос на 1,7%. В 2020 купили почти 5,5 млн автомобилей с пробегом.
В прошедшем году автобизнес столкнулся с дефицитом не только новых, но и подержанных машин. Из-за ажиотажного спроса часть клиентов решила продавать старый автомобиль своими силами, в итоге входящий поток б/у автомобилей в трейд-ин снизился.
Пандемия в 2020 году отразилась не только на продажах новых авто, но и на вторичном рынке. Обычно цены на подержанные машины увеличиваются вслед за прайсами новых. 2020 год не стал исключением. В нашей компании реализация автомобилей с пробегом в 2020 году увеличилась на 3% (26 009 штук). А благодаря тому, что мы заранее развивали омниканальность и смогли нарастить долю онлайн сделок. Кроме того, мы предлагаем услуги, востребованные на рынке автомобилей с пробегом: бесплатная комиссия, проверка технического состояния и истории владения авто, быстрый выкуп и интерактивные продажи с возможностью доставки машины из другого региона. Мы думаем, что в 2021 году эти конкурентные преимущества позволят нам укрепить наши позиции
Основатель сети автосалонов Fresh Auto
Пополнение склада б/у транспорта затруднял и дефицит новых автомобилей. Люди не расставались со старой машиной, пока не получали возможность пересесть на новую. Для пополнения складов дилерам пришлось выкупать подержанные автомобили на открытом рынке, обзванивать собственников из объявлений на Авито и других классифайдах. На Авито им помогла новая функция «Сигнал».
Выкупайте автомобили собственников при помощи Автотеки
«Сигнал» позволяет дилерам узнавать о размещении объявления собственником автомобиля и предлагать выкуп.
47% россиян в 2020 году отложили покупку на будущее. Главная причина — рост цен, он стал стоп-фактором для 10% опрошенных. Ещё 7% не обновили машину, потому что не захотели брать кредит, а 5% перенесли покупку из-за форс-мажорных обстоятельств, таких как потеря дохода или болезнь.
5% купили машину спонтанно. Причём женщины делали это чаще — 7% опрошенных женщин обновили машину незапланированно. Среди мужчин таких только 4%.
Спонтанные покупки новых автомобилей в основном связаны с падающим курсом рубля и ростом цен — некоторые россияне спешили приобрести новый автотранспорт до увеличения прайс-листов. На рынке машин с пробегом к ценовому фактору добавляется эксклюзивность отдельного предложения, когда в продажу поступает авто в нужной комплектации с прозрачной историей.
отложили покупку автомобиля на будущее
спонтанно купили машину
44% покупателей в 2020 году уложились в бюджет. 38% заплатили за покупку больше, чем собирались. Были и те, кто решил потратить на автомобиль меньше запланированного — таких 18%.
в соответствии с ожиданиями
Авторынок в 2021 году: планы и прогнозы
35% опрошенных планируют купить автомобиль, 22% — продать. Самая большая доля желающих поменять машину — в Северо-Западном федеральном округе — 38%. В прошлом году там было больше всего респондентов, отложивших покупку.
планируют обновить личный автомобиль
будут продавать старый автомобиль
74% пользователей Авито хотят купить иномарку, 13% — отечественный автомобиль. Это средние цифры по стране, без деления на новые и подержанные машины.
В предпочтениях россиян заметна региональная специфика. В Дальневосточном федеральном округе, где традиционно много автомобилей из Японии, больше желающих приобрести подержанную иномарку — 40%. А в Приволжском федеральном округе, на родине «АВТОВАЗа», больше всего тех, кто планирует купить новый российский автомобиль — 13% жителей.
22% присматриваются к машинам за 1–3 млн ₽. По данным исследования Авито, это самый популярный ценовой диапазон. Тех, кто в 2021 году готов потратить на автомобиль более 3 млн ₽, — всего 2%. 5% респондентов намерены купить максимально бюджетное средство передвижения стоимостью не дороже 200 000. ₽.
Хотите продавать автомобили?
4 000 000 пользователей ищут авто на Авито каждый день.
Динамика цен на автомобили из года в год показывает только рост. Мы уверены, что нынешний год не станет исключением. Но на вопрос «почему цены будут расти» односложно ответить нельзя — влияет много факторов.
Мы согласны с мнением большинства экспертов относительно ёмкости рынка в 2021 году и не ждём заметного роста как в сегменте новых, так и подержанных машин.
Прогнозируем, что определённым вызовом для дилеров станет снижение кумулятивной маржи по сравнению с 2020 годом. В первую очередь из-за сокращения дефицита автомобилей.
Уже сейчас в нашем регионе дефицит сохраняется лишь на некоторые модели и комплектации, и если тенденция сохранится, то ко второй половине года нехватка автомобилей может закончиться. Чтобы максимизировать прибыль в этих условиях, дилерам придётся сфокусироваться на выполнении планов продаж по всем брендам, которые есть в портфеле.
Директор по продажам ГК «КАН АВТО»
В текущем году рынок может как упасть до 1,5-2%, так и подняться, но в целом мы прогнозируем устойчивость показателей к предыдущему году. На количество продаж и ёмкость рынка автомобилей влияет ситуация с пандемией 2020 года. Вдобавок у населения в период карантина существенно уменьшился доход, что является важным фактором, влияющим на продажи автомобилей. У людей нет уверенности в завтрашнем дне, чтобы совершать дорогостоящие покупки и это потенциальная угроза для авторынка в 2021 году
Основатель и владелец компании «АВТОСЕТЬ.РФ»
Первичный рынок автомобилей в 2021 году составит примерно 1,6 млн штук. Эксперты не ожидают серьёзной динамики относительно прошлого года. Комитет автопроизводителей АЕБ прогнозирует рост на 2,1%, что эквивалентно продаже 1 632 000 машин на первичном рынке.
По итогам опроса Авито, 52% респондентов рассматривают покупку нового автомобиля в 2021 году. Купить новую иномарку хотят 43% опрошенных, новый российский автомобиль — 9%.
хотят купить новую иномарку
планируют приобрести новый российский а/м
Мы не ожидаем в 2021 году существенного роста рынка — показатели будут оставаться на текущем уровне. Основным сдерживающим продажи и динамику фактором остаётся дефицит автомобилей. По нашим оценкам, нехватка машин сохранится как минимум до конца первого квартала 2021 года. Возможно, уровень складских запасов не изменится до середины года. В целом объёмы продаж рынка и его динамика зависят от дальнейшей ситуации с коронавирусом, уровня цен и покупательной способности населения.
Факт возможного подорожания стимулирует рынок. По этой причине в январе большинство марок показали рост по сравнению с итогами января прошлого года. Но при этом сложно оценить спрос после очередной индексации. Мы надеемся, что поддержанию хорошего спроса на автомобили массового сегмента будут содействовать госпрограммы льготного кредитования, которые были продлены. Дополнительно мы ожидаем увеличения популярности онлайн-сделок и кредитных продуктов. В будущем на рынке автомобилей возможно сохранение тренда по укрупнению дилерских сетей: события 2020 года показали, насколько важно дилерам быть подготовленными к работе в новых условиях. Игроки рынка, которые предоставили в прошедшем году полный и качественный набор онлайн-услуг, не только сохранили бизнес, но и увеличили свою долю
Директор по маркетингу АГ «АВИЛОН»
В результате адаптации к падению курса рубля по отношению к евро и доллару в 2020 году и ожидаемого повышения утилизационного сбора цены на новые поставки автомобилей 2021 года выпуска выросли на 1–5%. Однако сейчас в наличии есть автомобили большинства моделей массового сегмента по ценам 2020 года. Спрос в январе держится высокий, на уровне декабря. В 2021 году авторынок продолжит сокращаться, по нашим прогнозам, он упадёт на 10–15% относительно итогов 2020 года.
Нас ждёт ещё большая непредсказуемость. Из-за нарушения логистических цепочек продолжатся перебои в поставках автомобилей и неравномерное наполнение складов. Как итог — снова несбалансированность спроса и предложения. Кроме того, волатильность рубля в 2020 году привела к продолжению роста цен на автомобили в 2021 году, что в свою очередь повлияет на сокращение спроса. Дефицит моделей и комплектаций присутствует практически у всех брендов. Это связано с перебоями в поставках автомобилей: нарушением сроков и объёмов. Но по многим моделям массового сегмента ещё есть в наличии автомобили по ценам 2020 года. У большинства брендов не будет масштабных акций и программ поддержки со стороны автопроизводителей и дилеров, поэтому transaction price в любом случае будет выше
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр»
По нашим прогнозам, в 2021 году ситуация на авторынке будет аналогична осени 2020 года: с одной стороны, цены на автомобили будут расти, с другой — на рынке сохранится определённый дефицит. После прохождения верхнего пика цены, когда стоимость автомобиля превысит ожидания клиентов, покупательский спрос резко снизится. Учитывая определённый дефицит на рынке и нерегулярность поставки автомобилей, динамика продаж новых машин будет зависеть прежде всего от логистики и возможностей импортеров — это актуально как минимум на первое полугодие 2021 года.
Если по итогам первого квартала ситуация с пандемией изменится в лучшую сторону, то можем ожидать восстановления поставок и выхода на стандартную модель бизнеса. Если ситуация будет по-прежнему критическая, то дефицит продлится и далее, что однозначно скажется на объёмах продаж. В любом случае во втором полугодии я прогнозирую охлаждение рынка: будут исчерпаны запасы спроса со стороны покупателей, и цена на автомобили будет соответствовать курсам валют по состоянию на первый квартал 2020 года.
В совокупности это может создать ситуацию с точностью до наоборот, когда на складах дилеров будут машины, а покупатели не будут готовы заключать сделки по текущей стоимости. Если смотреть на 2021 год в целом, то динамика продаж будет в коридоре показателей 2019 и 2020 годов — скорее всего, цифра не будет выше 7–8% к объёмам 2020 года. Безусловно, внутри этой цифры будут разные показатели по массовому и премиум-сегменту. Причём последний будет чувствовать себя значительно лучше. По массовому сегменту итоги продаж будут зависеть от ценовой политики импортёров и возможной поддержки со стороны государства или кэптивных банков
Генеральный директор АО «АВТОDOM»
Вторичный рынок практически не изменится. В сегменте подержанных автомобилей в 2021 году представители отрасли тоже не ждут значительных колебаний. По их прогнозам, рынок сохранится на уровне примерно 5,5 млн штук.
Особенность российского б/у рынка последних лет — в старении автопарка и снижении его качества. Из-за просадки первичного рынка в середине 2010-х годов практически вдвое средний возраст автомобилей в России растёт. По данным «Автостата», на 2020 год он составляет 13,6 лет. По этой причине будет усиливаться ценовой разрыв между подержанными автомобилями в хорошем и плохом состоянии. Машины с подтверждённой и хорошей историей будут продавать быстрее и дороже, чем автомобили без сервисных отметок и с аварийным прошлым.
Топ-10 самых популярных иномарок с пробегом в начале 2021 года
Ранее «Автокод» рассказывал, какие подержанные автомобили пользовались спросом в новогодние каникулы . Теперь подводим итоги первого месяца 2021 года и рассказываем о самых востребованных автомобилях на вторичном рынке. Основываясь на запросах пользователей сервиса avtocod.ru, мы составили рейтинг самых популярных иномарок с пробегом.
Рассказываем, какие модели попали в топ бу авто 2021 года, почему их покупают и за что их стоит выбрать. Идем от последнего места к первому.
BMW 5 Series – 17 046 проверок
Открывает топ совершенно неожиданный участник. Мало того, что единственный из премиальных моделей, так еще нехилый такой. Не «единичка» той же BMW и не какой-нибудь бюджетный А-класс Mercedes, а сразу «пятерочка».
Культовая вещь, воспетая в песнях и рингтонах, радует фанатов отточенной управляемостью, славными генами и хорошими дизельными моторами. Бензиновыми радует не так сильно, но чего не потерпишь ради «пропеллера» на капоте. Подумаешь, литр масла туда-сюда каждую тысячу километров.
Сейчас самое время брать седан поколения F10 (2013-2017 гг.) Они уже после гарантии и стоят в среднем 1,58 млн рублей. Главное – пробить авто перед покупкой.
Большая часть «пятерочек» (50%) продается с расчетом ремонтных работ и неоплаченными штрафами. Каждый третий автомобиль сбывается с ДТП, каждый шестой – со скрученным пробегом и дубликатом ПТС. Реже встречаются авто после каршеринга, в лизинге и с ограничениями ГИБДД.
Renault Logan — 17 826 проверок
С одной стороны, у «француза» незаслуженно низкая позиция. Учитывая, что Logan первого поколения русскому человеку вообще и открыл понятие «иномарка за три копейки». С другой стороны, все довольно справедливо. Logan очень долго почивал на лаврах первооткрывателя, а, пока он пожинал плоды былой славы, конкуренты – раз! – и подтянулись.
И подтянулись резко, и подтянулись капитально: Solaris/Rio дешевле с новья, Polo/Rapid лучше едут. А Logan… А что Logan? У него репутация и лояльная фан-база, но в наше время обнищания и девальвации этого мало.
Хорошая новость в том, что на вторичке второе поколение Logan стоит на добрую сотню тысяч дешевле, чем Solaris (460 VS 580 тыс. рублей). То есть можно нормально так сэкономить при относительном тождестве потребительских свойств.
Брать надо внимательно. 60% «Логанов», по статистике avtocod.ru, предлагается после ДТП. Каждый третий сбывается после такси, с расчетом ремонтных работ и неоплаченными штрафами. У единичных машин скручен пробег, имеются ограничения, лизинг или дубликат ПТС.
Skoda Octavia — 19 171 проверка
Бездонный багажник, современные двигатели и коробки, образцовая управляемость, салон на уровне грандов бизнес-класса. И все это за умеренные деньги –
757 тыс. рублей за третье поколение.
«Октавию» вполне можно порекомендовать и как автомобиль для бати, и как автомобиль для бати с личным водителем – настолько она просторная, тихая, резвая, еще и с дизайном вне времени.
Ну-ка, навскидку, А7-ым на наших дорогах по сколько лет? Может, и восемь, может, и годик. Машина изначально такая правильная и нейтральная – аж дурно. Но с годами ее правильные и нейтральные формы совершенно не приедаются. Octavia из тех машин, которым не нужны «подтяжки лица» и золотые нити.
А еще у нее есть прекрасный универсал, который никто не покупал, полноприводные версии и заряженная модификация RS, которую так любят тюнеры и стритрейсеры. Есть, из чего выбирать.
Из проблем у Octavia чаще всего встречается расчет ремонтных работ – каждый второй автомобиль. Каждый третий продается с ДТП, скрученным пробегом, неоплаченными штрафами и после такси.
Toyota Land Cruiser — 20 002 проверки
«Крузака» на Руси уважают бизнесмены всех мастей. Лоток ли у тебя с мандаринами, ларек ли с шаурмой, автосалон ли с подержанными иномарками – Land Cruiser своими мощными боками будет выгодно подчеркивать твой статус.
Никуда не девается фирменная сравнительная надежность «Тойот» и хитовость на вторичном рынке автомобилей. Поэтому что «сотку», что «двухсотку» можно брать с прицелом на долгое и безоблачное совместное существование, быструю перепродажу в тот момент, когда совместное существование подойдет к концу.
Негативный фактор ровно один: Land Cruiser очень любят угонщики. Настолько, что защищенным не может считаться LC с каско, спутниковой сигнализацией, замком-распоркой на руль, «скобой» на педалях, дополнительным замком капота и доберманом в багажнике. Если захотят угнать, угонят. И это сильно охлаждает пыл.
Мы нашли в базе один «Крузак», продававшийся в угоне в январе. У большинства – у каждого второго авто было ДТП и дубликат ПТС, у каждого третьего – скрученный пробег и расчет ремонтных работ. Каждый шестой Land Cruiser сбывался в залоге, каждый шестой – с ограничениями и неоплаченными штрафами.
Toyota Corolla — 20 176 проверок
Младшая сестра Camry актуальна в любом поколении (и с любым расположением руля!). Ее с руками отрывают в любом состоянии и на условиях продавца. Она теряет считанные проценты стоимости каждый год (5%) и при прочих равных может даже считаться своего рода инвестицией.
В России, правда, все это касается «Королл» преимущественно до прошлого – E160/E170 – поколения. Потому что уже оно по стоимости вплотную подошло к Camry, а уж актуальная машина и вовсе играет на том поле, где царствуют большие «корейцы» D-класса вроде Optima/K5.
Но прежние «Короллы» актуальнее актуального и еще долго таковыми останутся, потому что любит наш народ «Тойоту» и выдает ей беспроцентный кредит доверия сроком на бесконечность.
60% «Королл» продаются на вторичке после аварий. У каждой третьей машины смотан пробег, имеется дубликат ПТС или расчет ремонтных работ. Каждая четвертая предлагается с неоплаченными штрафами, каждая шестая – с ограничениями ГИБДД.
Volkswagen Polo – 21 196 проверок
У «Поло» та же суть, что у Rio с Solaris – бюджетный седан made in Russia, но по популярности обоим он уступает кратно. Незаслуженно.
В большинстве версий Polo ничуть не ломучее «корейцев», но куда лучше сохраняет первозданность с годами и несравнимо лучше едет. В его основе – европейские агрегаты, в отличие от Hyundai/KIA, созданные с прицелом на непривередливый Китай.
Polo бодрее едет, Polo точнее поворачивает, Polo острее рулится. Настоящий driver’s car, насколько это вообще бывает в этом сегменте. Плюс, он просторнее. И если вы берете машину с прицелом на пассажирские перевозки, то лучше варианта не найти.
Но пассажирские же перевозки – его бич. Polo – звезда корпоративных и таксопарков (каждый третий автомобиль, по статистике avtocod.ru, продается после такси), поэтому, если видите машину с пробегом меньше 200 тыс. километров, это подозрительно.
Hyundai Solaris – 31 589 проверок
Крепкая, добротно оснащенная, живучая машина оказалась на четвертом месте в топе иномарок. На продаже стоит в среднем 19 дней, теряет 9% от начальной стоимости в год.
Недостаток Solaris в том, что можно наткнуться на «зеленоглазое такси» и тормозить, и тормозить. В январе после такси сбывался каждый десятый автомобиль. Из болячек – одноразовые рулевые рейки, которые меняли по гарантии.
Чаще всего «Солярис» продается с расчетом ремонтных работ и ДТП – каждый второй экземпляр. Каждый третий автомобиль имеет неоплаченные штрафы, каждый пятый – залог.
Ford Focus – 31 879 проверок
Настоящим бестселлером был и остается Focus первого и второго поколения. В РФ это самая массовая иномарка с пробегом, по данным «Автостата», причем эту позицию «кредитофокус» занимает долгие годы.
Народная любовь понятна даже сегодня. Focus с хитрой задней многорычажкой – один из самых драйверских автомобилей в классе, особенно с оглядкой на ценник. Плюс, он по-европейски качественно собран и богато оснащен. Настолько богато, что его климат-контроль и «музыка» до сих пор смотрятся (и звучат) достойно даже на фоне верхней границы новых бюджетных авто вроде Renault Arkana и Hyundai Creta.
Проблема ровно одна – вторым «Фокусам» уже минимум 10-11 лет. За их плечами – полдюжины владельцев, сотни тысяч миль пробега, уставшие шаровые, потрескавшаяся проводка, побитые жизнью и детонацией цилиндры. Искать второй «Фокус» по-прежнему стоит, но это будет очень долгий поиск с очень неочевидным исходом. Большая часть машин сбывается битыми (43%) и со скрученным пробегом (37%).
С третьим поколением проще. Это провальная машина, которая не пользовалась ажиотажным спросом на «первичке» и никому не нужна на вторичке. От нечего делать можно, конечно, посмотреть. Но есть куда более просторные KIA Ceed и ничуть не менее управляемые «Гольфы». С ними третий Focus точно не нужен.
Toyota Camry — 32 076 проверок
Стабильным спросом пользуются не одно, не два, а сразу три поколения японского седана. Не застаивается на вторичке позапрошлая Camry XV40 (20 дней продажи). Столько же дней в среднем продается Camry XV50. Чуть быстрее уходит актуальная Camry – XV70 (19 дней). Цены на них тоже падают равномерно: по разным оценкам, все поколения Camry дешевеют одинаково: в среднем на 7% в год.
Причины народной любви очевидны: Camry проста и долговечна, сравнительно надежна и ликвидна. Поэтому спрос на нее стабилен: его не шатают ни кризисы, ни пандемии, ни карантины. Не смущают покупателей ни высокие пробеги (особенно у машин из корпоративных и чиновничьих автопарков). Ни высокие же цены – тот случай, когда ты не скупой и платишь однажды. Ни самые распространенные проблемы – неоплаченные штрафы, ДТП, расчет ремонтных работ и скрученный пробег.
KIA Rio – 32 387 проверок
Абсолютным чемпионом среди иномарок стала супербюджетная машина со всеми достоинствами Camry. Rio живет долго, ломается редко, чинится недорого, в цене теряет несильно – по 8-10% в год, если мы говорим про машины от третьего поколения и свежее.
Из недостатков – обилие заношенных экземпляров. Rio – стабильно №1 в таксопарках страны (47%), что сулит неимоверные пробеги и болячки, которые могут вылезти откуда угодно. Проверять такие машины стоит куда суровее и пристальнее обычного.
У большей части машин имеется ДТП (56%), расчет ремонтных работ (50%) и скрученный пробег (30%). Каждый четвертый «Рио» продается с неоплаченными штрафами, каждый пятый с дубликатом ПТС и единицы – в лизинге и залоге.
Автор: Владимир Андрианов
Какая из иномарок вам нравится больше всего и почему? Поделитесь своим мнением в комментариях.
Источник https://www.avito.ru/blog/avtorynok
Источник https://avtocod.ru/blog/post/vzglyanite-na-nih-top-10-samyh-populyarnyh-inomarok-s-probegom-v-nachale-2021-goda
Источник
Источник