Бакелитовая (бакелизированная) фанера.

Особенности изготовления и использования бакелитовой фанеры

Фанера – это вид древесно-стружечного материала, производимого путем склеивания прессованных листов шпона. Различают несколько типов фанеры, их характеристики во многом зависят от применяемого склеивающего вещества и отличаются уровнем прочности, влаго- и износостойкости.

Особое место в этой группе материалов занимает бакелитовая фанера. Она превосходит другие варианты практически по всем параметрам: влагоустойчивости, долговечности, обладает огнеупорностью, способна выдерживать большую амплитуду температурных колебаний. Ее эксплуатируют в достаточно сложных условиях. Достаточно упомянуть, что фанера этого типа применяется не только в строительной сфере, но даже в судостроении и производстве автомобилей. Чем же объясняются такие качества материала?

Бакелитовая фанера: что это такое

фанера

Бакелитовую продукцию изготовляют из лущеного шпона, представляющего собой тончайшие листы древесины. Чаще всего используют березовый материал, поскольку он лучше впитывает составы пропитки по сравнению со шпоном из хвойных пород древесины. Смежные слои складывают таким образом, чтобы волокна в них располагались строго перпендикулярно друг к другу, подобно сетке. Такой подход способствует приданию материалу особой прочности на разрыв и изгиб.

При этом для наружных слоев применяют листы шпона целые по ширине. А для внутренних слоев нормы допускают использование шпонированного материала, состоящего из отдельных полос. Значение ширины каждой полосы предусматривается не меньше 200 мм (для бакелизированной фанеры марки ФБС эта величина устанавливается стандартом не меньше, чем 400 мм).

Пропитывают листы шпона синтетической смолой и бакелитовым лаком, а затем склеивают в специальных камерах, где под воздействием высоких температур и давления происходит прессование материала. Смолы и лак проникают в структуру древесины и на выходе получают прочный фанерный лист, характеризующийся следующими свойствами:

  • Водостойкостью, материал прекрасно противостоит воздействию пресной и соленой воды;
  • Устойчивостью к термической деформации.
  • Пожаростойкостью. Фанера обугливается при температуре 350 градусов, однако не воспламеняется и не поддерживает активное горение.
  • Материал не подвержен гниению, грибку, образованию микроорганизмов и не нуждается в дополнительных защитных покрытиях.
  • Прочностью. Фанерные листы выдерживают значительные нагрузки прямого и бокового направления;
  • Высокими показателями сопротивляемости агрессивным средам, фанере не страшны слабые кислоты и щелочи, воздействие керосина или бензина.

Производители выпускают несколько марок бакелизированной фанеры, отличающихся склеивающим компонентом. Буквенные знаки в маркировке готового материала указывают на сорт применяемого клеевого средства.

  • ФБС – для создания материала применяются спирторастворимые смолы. Здесь акцент сделан на пропитку внешних слоев, которые прекрасно справляются с влиянием агрессивных сред. Поэтому данный вид фанеры применяют для обшивки катеров и яхт, в строительной сфере, где элементы используются в атмосферных условиях.
  • В этой категории выделяется отдельная марка ФБС 1, в данном материале пропитке подвергают абсолютно все пластины шпона. Наличие в маркировке фанеры ФБС буквы А указывает, что выпуск фанеры ориентирован на использование в автомобильном производстве. Из нее делают борта и полы кузовов, трейлеры.
  • ФБВ – вариация фанеры, где используют водорастворимые смолы. Сфера применения – изготовление внутренних элементов в кораблестроении и автомобильном производстве. Для конструкций, которые подвергаются атмосферному воздействию, внешние поверхности фанеры ФБВ защищают дополнительно лакокрасочным покрытием.
Вам будет интересно  Рыжики на кузове что делать

Применение бакелизированной фанеры в строительстве

Не обошла вниманием супер фанеру и строительная отрасль. Листы, пропитанные бакелитовым лаком, нашли применение:

  • В качестве подложки при обустройстве мягкой кровли.
  • Для покрытия пола (чернового, а иногда и чистового), особенно это относится к производственным помещениям.
  • Для монтажа опалубки, причем она может быть использована для этих работ многократно. Чаще всего ее применяют при строительстве монолитных конструкций.

Если листы покрыты ламинирующим слоем, то они имеют идеально ровную и гладкую поверхность, отбраковывается материал с наличием вмятин, и малейших царапин, и если на кромка есть признаки расслоения. Такая фанера используется для внутренней отделки. Еще одно достоинство материала – это его теплоизоляционные свойства, которые выше, чем у исходного древесного сырья, что обеспечивается его слоистой структурой.

Размеры бакелизированной фанеры ФБВ и ФБС

Толщина изготовляемых листов фанеры варьируется в диапазоне 5 – 40 мм, наиболее востребованными считаются листы, где толщина находится в пределах 5 – 18 мм. Производители выпускают материал нескольких стандартных типоразмеров, в которых ширина соответствует 1250, 1500 и 1550 мм. Что касается длины, то она может отвечать параметрам от полутора до 5,7 метра.

Большие листы фанеры удобны для укладки полового покрытия: положив один-единственный цельный лист, можно закрыть большую часть площади и быстро выполнить объем работ.

Разобравшись в достоинствах бакелизированной фанеры и уяснив, что это такое, можно сделать выбор в пользу материала при устройстве многих строительных работ, изготовлении катера, яхты или мебели.

Бакелитовая фанера: история и современность, свойств, применение и марки, размеры

Бакелитовая (бакелизированная) фанера.

О свойствах и возможностях фанеры написано немало материалов, ими пестрит специальная литература и интернет сайты. Особое место в фанерной иерархии занимает бакелитовый аналог. О том, что такое бакелитовая фанера и для чего она применялась и применяется, пожалуйста, данная инструкция.

Кстати, что бы ни путаться в определениях хочется сразу заметить, что второе название материала – фанера бакелизированная.

Фото бакелитового продукта.

Фото бакелитового продукта.

Исторический пролог

Самолет он и в Африке не поезд.

Самолет он и в Африке не поезд.

Само изобретение принадлежит отечественному химику и изобретателю Якову Давидовичу Аврасину, который в 40 годах 20 века, используя формальдегидные смолы, предал фанере те качества, которые позволили сооружать самолеты из этого материала. Необходимость изобретения была вызвана острой нехваткой в легких авиационных сплавах.

Идею подхватил и реализовал Владимир Петрович Горбунов, известный отечественный авиастроитель.

Сам процесс происходил следующим образом:

  • Березовый или сосновый шпон после изготовления пропитывали смолами либо крезолоформальдегидными, либо фенолформальдегидными;
  • После этого осуществлялось термическое прессование с применением высокого давления (270 градусов Цельсия, давления в 6 атмосфер);
  • Итог: на выходе имеем прочную слоенку, сравнимую со сталью по прочности, несколько тяжелее дерева, но и прочнее его.

Интересно знать! Одно время шли научные споры, о выделении этого материала в самостоятельную группу материалов, было придумано даже отдельное название для него – дельта-древесина. Однако, по сути, бакелитовый «слоеный пирог» оставался все равно фанерой, хоть и активно применялся в авиастроении, особенно в Японии. Легенды о фанерных самолетах летчиков-камикадзе до сих пор живы.

От истории к современности

Автомобили с кузовом из фанеры.

Автомобили с кузовом из фанеры.

Вам будет интересно  Как самому покрасить автомобиль в домашних условиях и как выбрать краскопульт для покраски авто; Avto Life

В настоящее время авиация оставила за собой этот материал только в так называемой малой авиации. Акцент применения сместился с авиастроения в кораблестроение. И хотя понятно, что никто не будет делать корпуса океанских лайнеров из этого материала, но для катеров, лодок, яхт бакелированная фанера вполне подойдет.

Несколько слов о технологии:

  • При проведении многочисленных экспериментов было замечено, что березовый шпон намного превосходит шпон хвойных пород по способности пропитываться специальными пропитками (в данном случае бакелитовым лаком);

К сведению! Лаки настолько плотно входили в состав древесины, что делали структуру шпона практически однородной, это и послужило причиной объявить о дельта-древесине.

  • Во всем остальном технология практически не изменилась. Перпендикулярно расположенные волокна соседних слоев после пропитки помещаются в камеру, где в условиях повышенной температуры и давления происходит прессовка материала.

Касаемо свойств

Фанера может быть использована при строительстве катеров.

Фанера может быть использована при строительстве катеров.

Как и каждый материал, фанера имеет свои стандарты, по ним определяется качество продукции и возможность его использования в современной промышленности. Все особенности бакелитовой слоенки можно найти в ГОСТ 11539 83 на бакелизированную фанеру.

Поговорим об этом чуть подробнее:

  1. Водостойкость . Это свойство достигается за счет все тех же специальных пропиток или лаков. Материалу не страшна ни пресная, ни соленая вода;

Обратите внимание! Способность материала стойко переносить соли морской воды, как в принципе и некоторые кислоты, выделило ее в ряд морских, существует еще одно народное название этой слоенки – «морская фанера».

  1. Пожаростойкость . Изделия из такого материала не горят. При температуре в 350 градусов Цельсия, фанера начинает обугливаться и не поддерживает активного горения. Дым, который выделяется при этом процессе, не оказывает выраженного удушающего воздействия;
  2. Не подвержен гниению или грибку . В принципе этим все и сказано, в дополнительных защитах и пропитках фанера не нуждается, нет необходимости и в ламинировании;
  3. Термостойкость . Материал прекрасно себя чувствует при резких сменах температур в диапазоне 100 градусов Цельсия. Изделия из него могут выдержать резкий перепад температур от -50, до +50 градусов Цельсия;
  4. Прочность . За счет различного расположения волокон шпона материал обладает хорошей прочностью и способен противодействовать значительным нагрузкам как прямого, так и бокового направления.
Вам будет интересно  Абразивная полировка кузова автомобиля своими руками (пасты цены)

Про применение и марки

Широко используется в строительстве.

Широко используется в строительстве.

Что такое бакелизированная фанера вы уже имеете представление. Необходимо пройтись по области применения, для того, чтобы полностью расставить все точки над «и».

Итак, бакелированная фанера используется в:

  • Судостроении – обшивка небольших суден, в том числе и небольших морских яхт;
  • Автомобилестроении – полы кузовов, борта, контейнеры, трейлеры;
  • Строительные работы – возведение опалубки для наращивания армированных плит, колонн и прочих строительных конструкций непосредственно на месте. Для строительства навесов, перегородок и прочих больших и малых архитектурных форм;
  • Гидротехника – изготовление гидрозапирательной аппаратуры – гидрозатворы, шлюзы и тому подобные элементы.

По видам пропиток, которые во многом определяют свойства фанеры, материал делится на марки.

  • Бакелизированная фанера ФБС – фенолформальдегидная спирторастворимая смола пропитывает в основном наружные слои. Применение такого материала предполагает агрессивное внешнее воздействие, то есть активно применяется в самолетостроении (малая авиация – планеры), кораблестроении и автомобилестроении;
  • Ее разновидность, выделенная отдельной маркой ФБС 1 – в этом материале вышеназванная спирторастворимая смола пропитывает все слои шпона, таким образом, полностью готовит материал к агрессии окружающей среды. Область применения та же, но с большей гарантией;
  • Бакелизированная фанера ФБВ – в данном случае в слоенке применяется не спирторастворимая, а водорастворимая пропитка с применением фенолформальдегида.
  • Область применения: внутренние детали в автомобилях, суднах, в строительстве. Может использоваться как вариант шумоизоляции и утепления в сандвич панелях. Для работы с наружной агрессивной средой изделия требуют дополнительной пропитки или покраски;
  • То же но с аббревиатурой ФБВ 1 – как и в аналогичном случае с ФБС 1, водорастворимым составом пропитываются все слои. Область применения в основном внутренние работы и внутренняя обшивка водного и колесного транспорта, для применения снаружи требует дополнительной пропитки или покраски (читайте также статью Обшивка фанерой фургона или как защитить металл от вмятин и коррозии).

Примечание! Вы уже обратили внимание, что спирторастворимая фенолформальдегидная смола является более стойкая к атмосферным влияниям, чем водорастворимая. Это, конечно же, было замечено и разработчиками.

  • Как вы видите марок всего две ФБС и ФБВ, что означает фанера бакелиризованная со спирторастворимым лаком и то же, но с водорастворимым лаком.

От марок к размерам

Форма - лист, определяет многое.

Форма — лист, определяет многое.

Все листы фанеры выпускаются нескольких размеров:

  • По площади 5700х1250, 2850х1250. Размеры даны в миллиметрах;
  • По толщине от 5 до 40 мм, наиболее востребованные, особенно при конструировании лодок, катеров, планеров своими руками фанера от 5 до 18 мм.

В заключение

Область применения бакелизированного материала.

Область применения бакелизированного материала.

Если уж совсем откровенно, то данный материал далеко не дешевый и купить его только для того, чтобы пару раз сделать опалубку из фанеры смысла иметь не будет – дорого. А вот для производства катера или лодки для любителей рыбалки, материал вполне подойдет (см.также статью Лодка из фанеры своими руками – готовимся к лету).

Источник http://stroikadialog.ru/articles/otdelka/osobennosti-izgotovleniya-i-ispolzovaniya-bakelitovoi-fanery
Источник http://fanera-info.ru/vybor/76-bakelitovaya-fanera

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *