БАТ-М: технические характеристики

БАТ-М: технические характеристики

БАТ-М: технические характеристики

Советская инженерная спецмашина разграждения БАТ-М («бульдозер –артиллерийский тягач – модернизированный») представляет собой гусеничный путепрокладчик для вооружённых сил. Инженерный танк БАТ-М состоит из базовой машины – артиллерийского тягача АТ-Т («изделия 405 МУ») и рабочего оборудования. «Преемником» БАТ-М стал более современный советский армейский бульдозер – БАТ-2. Некоторое время эти инженерные танки выпускались параллельно, но потом БАТ-2 полностью заменил БАТ-М.

Путепрокладчик БАТ-2 стал дальнейшим и логическим развитием БАТ-М. В его кабине, кроме экипажа, разместили ещё и сапёрное отделение, и сделали её полубронированной. БАТ-2 длиннее, менее поворотлив и более громоздок, чем БАТ-М. В итоге, путепрокладчик БАТ-М стал самым массовым по числу произведённых советской промышленностью машин в данном классе путепрокладчиков. Этому способствовали его простота в устройстве и эксплуатации, неприхотливость и высокая надёжность.

Предназначение и применение БАТ-М

Путепрокладчики БАТ-М относятся к классу инженерных (дорожных) спецмашин, предназначенных для быстрой прокладки временных дорог, устранения разрушений и препятствий.

Предназначение и применение БАТ-М

В частности, для засыпания грунтом воронок, рвов, траншей; формирования пологих спусков на крутых склонах; устройства проходов в завалах, прокладки просек в кустарниках и мелколесье; расчистки снежных завалов, обломков зданий и сооружений; отрывки кюветов, котлованов, окопов и земляных укрытий для военной техники; работ грузоподъёмных – крановой установкой; засыпания собранных в ямах блиндажей, убежищ и т.п. сооружений.

Гусеничные путепрокладчики БАТ-М широко привлекались для механизации разнообразных землеройных работ. Они с успехом могут выполнять расчистку, выравнивание и планировку площадок любого размера; засыпку всевозможных ям, рвов, траншей, оврагов; прокладку путей на косогорах, расчистку природных и промышленных завалов; валку небольших деревьев, корчёвку пней; удаление камней; сборку мостов и укладку дорожных покрытий; расчистку дорог и площадок от любого количества снега.

Инженерные танки БАТ-М состояли на вооружении строительных и железнодорожных войск Советской Армии. Кроме того, они имелись в спецподразделениях мотострелковых и танковых войск: в инженерно-сапёрной роте стандартного мотострелкового или танкового полка полагалось иметь одну такую машину, в инженерно-сапёрном батальоне стандартной мотострелковой или танковой дивизии – 9 таких машин, в каждом инженерном взводе батарей боевого обеспечения полков РВСН – по 1 спецмашине БАТ-М.

Рабочее оборудование инженерной машины БАТ-М

Рабочее оборудование инженерной машины БАТ-М

Рабочее оборудование инженерного танка БАТ-М предназначается для осуществления широкого спектра земляных и грузоподъёмных работ. Для этого в состав рабочего оборудования тяжёлой спецмашины входят оборудование бульдозерное и механизмы управления им; крановое оборудование, механизм отбора мощности, электрифицированное пневмоуправление и гидравлический привод.

Бульдозер

Бульдозерное оборудование выполняет послойное срезание и перемещение необходимых объёмов грунта. Оно навешено в передней части спецмашины и может находиться в рабочем либо в транспортном положении. В положении рабочем отвал бульдозерного оборудования опущен на грунт.

Вам будет интересно  Ремонт двигателя: основы, понятия, процессы, нюансы

При необходимости перегона спецмашины своим ходом на небольшие расстояния бульдозерное оборудование подвешивают на цели. Если перемещаться нужно на расстояния свыше 10 километров, то его укладывают методом опрокидывания через кабину на платформу и фиксируют в транспортном положении.

Бульдозер

Это разгружает передние катки, обеспечивает тяжёлой спецмашине достойную проходимость при передвижении по пересечённой местности. Кстати, площадь опорой поверхности гусениц у БАТ-М аналогична танковой. Данное свойство, в сочетании со значительно меньшем, чем у среднего танка, весе (27,5 тонн) гарантирует инженерной спецмашине возможность уверенного передвижения по мягким грунтам, глубоким рыхлым снегам, в распутицу и по заболоченным участкам местности.

Бульдозерное рабочее оборудование есть возможность устанавливать в бульдозерное (шириной 5 метров), двух отвальное (шириной 4,5 метра) или грейдерное (шириной 4,0 метра) положения. Благодаря этому свойству, путепрокладчики БАТ-М могут быть использованы для самых разнообразных дорожных и землеройных работ. Расположенной впереди рабочего органа, регулируемой по высоте лыжей обеспечивается возможность снятия земляного слоя именно заданной толщины. Опускание и поднятие, принудительное заглубление и перекашивание бульдозерного рабочего органа на любую сторону осуществляется при помощи гидравлического привода.

Высота стандартного бульдозерного отвала БАТ-М составляет 1,15 метра. Угол резанья при вертикальном положении рычагов механизмов перекоса равен 42 градусам. Возможность перекоса рабочего органа относительно оси спецмашины равна 8-ми градусам.

Рабочий орган бульдозера состоит из рамы, толкателя рамы, двух крыльев, лыжи, толкателей крыльев (для бульдозерного и грейдерного положения), ножей и соединительных элементов.

Рама рабочего органа – это сварная конструкция прямоугольного сечения Г-образной формы. Внутри неё, на месте изгиба толкающей ветви, смонтированы диафрагмы жёсткости. К толкающей стороне рамы приварена литая вилка для соединения с шарниром механизма перекоса. С левой стороны рамы приварена коробка, в форме проушины, используемая для подсоединения толкателя рамы. К середине передней части рамы приварена лобовая часть отвала: коробка в форме двухотвального плуга с тупой носовой частью. К лобовой части подсоединяются крылья, лыжа и крепятся ножи.

Толкатель рамы сделан в виде прямого бруса прямоугольного сечения, который сварен из листовой стали. К заднему концу толкателя приваривается литая вилка – для соединения с шарниром механизма перекоса. К нижнему и верхнему листам переднего конца толкателя приварены проушины, в отверстия которых вставлен штырь, соединяющий толкатель рамы с самой рамой.

Кран и лебёдка

Кроме бульдозерного рабочего оборудования, многофункциональная инженерная спецмашина БАТ-М также оснащена оборудованием крановым – крановой установкой грузоподьёмностью в две тонны. При этом управлять им есть возможность с выносного пульта. Благодаря этому, крановщик (или же механик-водитель) может одновременно выступать в процессе работы также и стропальщиком-такелажником.

Наличие мощных лебёдки и крановой установки в значительной степени расширяет возможности использования данной инженерной спецмашины. Особенно в сочетании с тем, что сравнительно небольшое удельное давление на грунт помогает использовать её в любых, даже самых труднопроходимых местах.

Вам будет интересно  Описание конструкции передней подвески Renault Duster. Подвеска Рено Дастер

Кран и лебёдка

Вылет крановой стрелы составляет 5,4 метров. Наибольшая высота подъёма груза краном: при минимальном вылете в 1 метр – 5,3 м, а при максимальном вылете в 5,4 метра – 1,8-2,2 м. Тип привода механизма подъёма и опускания груза – гидравлический.

Усилие лебёдки равняется 40 т/с. Рабочая длина троса лебёдки составляет при этом 100 метров. Диаметр этого троса равен 28 мм. Второй трос установлен на стреле крана. Он рассчитан на усилие 20 т/с.

Дизельный двигатель БАТ-М

Дизельный двигатель БАТ-М

Инженерные спецмашины БАТ-М оснащались 12-цилиндровыми V-образными двигателями А-401 (В-401 или А-401Г). Это четырёхтактный бескомпрессорный дизель с непосредственным впрыском горючего. Его рабочий объём составляет 38,88 литров (кубических дециметров). Запуск двигателя БАТ-М можно произвести стартером, сжатым воздухом, либо от внешнего источника тока.

Эксплуатационная мощность мотора, при 1600 об/мин., равна 415 л.с. (305,23 кВт). Расход дизельного топлива за один моточас работы составляет 38-46 литров. Масса двигателя БАТ-М равна: 895 килограммов. Его габаритные размеры таковы: 1573 мм длина, 916 мм ширина и 897 мм высота.

Силовая передача

Трансмиссия БАТ-М – механическая, коробка переключения передач – трёхходовая, с постоянным зацеплением шестерёнок. Количество передач – пять вперёд + одна назад.

Передаточные числа КПП: первая передача – 4,69; вторая – 2,19; третья – 1,56; четвёртая – 1,12; пятая – 0,71; передача заднего хода – 4,69.

Механизмы поворота – планетарные, двухступенчатые. Передаточные числа: на прямой передаче – 1, а на замедленной передаче – 1,42.

Тормоза используются ленточного типа, с чугунными колодками. Зазор между колодками тормозной ленты и барабанами составляет 1-2 мм. Зазор между роликом рычага малого тормоза и впадиной кулака-разделителя блокировочного устройства равен 3,5-5 мм. Полный ход рычагов управления ПМП и тормозами, составляет 300-350 мм. Главный фрикцион – многодисковая, выключающаяся муфта трения (сталь по стали). Бортовая передача представляет собой одноступенчатый понижающий редуктор (в 6,78).

Подвеска и ходовая часть

Инженерная машина БАТ-М была построена на базе советского среднего танка Т-54. Её гусеничный движитель – пятикатковый.

Подвеска и ходовая часть

В его составе – мелкозвенчатая гусеничная цепь цевочного зацепления с открытым шарниром, пять сдвоенных опорных катков диаметром по 8ЗО мм, с наружной амортизацией в формате резиновых бандажей, направляющее колесо заднего расположения с кривошипным механизмом натяжения гусениц и ведущее колесо переднего расположения со съёмными зубчатыми венцами.

Гусеничная цепь составлена из 93-х траков с направляющими гребнями (их ширина – 500 мм). Площадь опорной поверхности гусениц (как уже было отмечено здесь выше) обеспечивает спецмашине БАТ-М отличную проходимость по мягким грунтам, пескам и суглинкам, снегам и заболоченным участкам.

Электрооборудование и пневмооборудование БАТ-М

Электрооборудование и пневмооборудование БАТ-М

Бортовое электрооборудование в данной спецтехнике выполнено по однопроводной схеме, с напряжением сети в 24 Вольта. В качестве источников питания используются генератор постоянного тока Г-5З мощностью 1,5 кВт (2,ОЗ л.с.) и 4 стартерных 12-вольтовых аккумуляторной батареи модели АКБ-6 СТЭН-140М. Они соединяются друг с другом последовательно-параллельным методом. Ёмкость каждого аккумулятора составляет 140 Ампер-часов, а его масса – 62 килограмма.

Вам будет интересно  Какой клиренс у Нивы 2121? Энциклопедия автомобилиста - ремонт авто своими руками

Воздушный компрессор установлен одноступенчатый, двухцилиндровый, одностороннего действия. Объём баллонов для воздуха составляет 90 литров. Давление воздуха составляет 5,65-7,35 кГ/см2.

Некоторые технические характеристики БАТ-М в цифрах

  • Эксплуатационная снаряжённая масса, с полной заправкой – 27,5 тонн.
  • Количество членов экипажа – 2.
  • Габаритные размеры:
  • длина корпуса – 7050 мм (с лыжей: 10500 мм);
  • ширина – 4500 мм (двухотвальное положение основного рабочего органа); 5000 (бульдозерное положение РО основного рабочего органа); 4000 (грейдерное положении основного рабочего органа);
  • высота – 3750 мм.
  • Дорожный просвет – 425 мм.
  • База опорных катков – 3748 мм.
  • Ширина колеи – 2640 мм.
  • Ширина траков гусеницы – 500 мм.
  • Величина преодолеваемого подъёма – 40 градусов.
  • Глубина преодолеваемого брода – 1,1 метра.
  • Ширина преодолеваемого рва – 1,8 метра.
  • Количество мест в кабине – 4.
  • Запас моторесурса до капитального ремонта – 3 тысячи моточасов.
  • Мощность дизеля – 415 л. с. (305,23 кВт).
  • Ёмкость топливных баков – более 1000 литров горючего. А именно: в задних баках – 577 л; в переднем баке – 315 л и в бортовом баке – 210 л.
  • Ёмкость системы смазки: в рабочем баке – 65 л, в запасном баке – 50 л и в системе – 20 л.
  • Ёмкость гидравлической системы: в гидробаке – 170 л., в системе – 105 л.
  • Максимальная транспортная скорость – 35 км/час.
  • Запас хода – 550 километров.
  • Длительность работы на полной заправке бака горючим – 15 часов.
  • Диапазон средней скорости прокладки колонного пути по среднепересечённой местности: 1,5-10 км/ч.
  • Средняя скорость землеройных работ: 200-250 кубометров в час.

Кабина БАТ-М

Кабина БАТ-М

Кабина у данного путепрокладчика герметизированная, снабжённая фильтро-вентиляционной установкой (ФВУ). Благодаря этому тяжёлая спецмашина имеет возможность работать на местности, которая заражена отравляющими и (или) радиоактивными веществами. При этом экипаж, находясь в кабине, может работать без средств индивидуальной защиты (не надевать противогазов).

Отзывы людей, которые в годы службы имели опыт работы на БАТ-М

Отзывы людей, которые в годы службы имели опыт работы на БАТ-М

Бывшие кадровые военные и военнослужащие-срочники Советской Армии высказываются о БАТ-М как о прочных, надёжных, безотказных спецмашинах. Кабина в них просторная и тёплая (дизель расположен прямо под полом кабины).

Тяжёлая машина оборудована мощной лебёдкой, приводимой в действие непосрледственно от базового мотора, укомплектованной исключительно толстым тросом. Лебёдкой спецмашина может вытянуть саму себя из любых грязей и трясин. Может вызволить даже и танк (если, конечно, он не слишком сильно засел и лёг на пузо). Мощнее этой лебёдки только та, которая установлена на специализированном танковом тягаче БТС-2.

Для длительных и регулярных бульдозерно-землеройных работ спецмашина БАТ-М не особенно подходит (рабочий орган великоват для машины подобной мощности и собственной массы). Однако в целом, БАТ-М для таких землеройных работ не предназначались.

Источник http://https://tractorreview.ru/buldozeryi/hztm/bat-m-tehnicheskie-harakteristiki.html
Источник http://