Боевые внедорожники-трансформеры. Какими автомашинами оснащены армии мира — ТАСС

Боевые внедорожники-трансформеры. Какими автомашинами оснащены армии мира

Основными современными тенденциями развития военной автомобильной техники являются модульность конструкции, повышение универсальности применения и защищенности. Наиболее популярными и востребованными на рынке являются военные автомашины с колесными формулами 8х8 и 6х6. Они применяются как в качестве автомобилей для перевозки грузов и транспортировки личного состава, так и в качестве шасси для монтажа различных специальных средств.

"Тигр"-трансформер

С начала 2010-х годов импульс развития получил мировой рынок тактических полноприводных грузовых автомобилей с колесной формулой 4х4: данные машины зачастую используются в ходе военных и миротворческих операций с низкой интенсивностью действий (low-intensity operations), где не требуется развертывание тяжелых грузовых машин.

Практически все современные производители применяют шасси модульного типа с максимально возможным уровнем унификации, что позволяет снизить стоимость производства и технического обслуживания. В ряде случаев используются прошедшие сертификацию коммерческие компоненты, доступные для прямых закупок, типа COTS (Commercial Off-the-Shelf) для упрощения технического обслуживания и поставок запасных частей. Практически все современные военные автомобили предлагаются в двух комплектациях — как с ручной, так и с автоматической коробкой передач.

Боевые действия в Ираке и Афганистане показали уязвимость автомобильной техники и слабую защищенность от современных типов угроз. После чего именно это стали совершенствовать в разработке новых модификаций. В настоящее время практически все западноевропейские и американские военные автомобили с колесными формулами 8х8 и 6х6 оснащаются усиленными компонентами ходовой части и бронированной кабиной, способной выдержать подрыв малогабаритного взрывного устройства или попадание пуль со стальным сердечником калибров 5,56–7,62 мм. В кабину также, как правило, устанавливаются антитравматические кресла, способные смягчить воздействие взрывной волны.

В связи с резким ростом количества локальных конфликтов в конце 1980-х — начале 1990-х годов ведущие производители военной техники начали создавать автомобили типа MRAP (Mine-Resistant Ambush-Protected), которые, как правило, представляли собой тяжелые грузовые автомобили с колесной формулой 8х8, оснащенные комбинированным многослойным бронированием и предназначенные для перевозки личного состав в условиях конфликта. Ахиллесовой пятой данного типа техники стала достаточно низкая грузоподъемность, которая по меньшей мере в три-четыре образца уступала обычным грузовым автомобилям, повышенный расход горюче-смазочных материалов и существенные расходы на транспортировку на театр боевых действий.

Автомобиль типа MRAP Вооруженных сил США U.S. Army/Capt. Brian Harris/Public Domain via DVIDS

Показательно, что после объявления в 2014 году о сокращении американского военного присутствия в Ираке и Афганистане Министерство обороны США начало массовую распродажу и даже безвозмездную передачу порядка 30 тыс. различных бронеавтомобилей класса MRAP, так как зачастую стоимость новых машин была ниже (!) логистических затрат на обратную транспортировку и необходимое техническое обслуживание. Более того, даже при нахождении в зоне боевых действий грузовому автомобилю не всегда требуется усиленное бронирование, способное выдержать подрыв осколочно-фугасного снаряда калибра 152–155 мм.

Вместе с тем актуальные военные конфликты показали уязвимость автомобильной техники, поэтому в настоящее время крупнейшие производители этих машин ищут оптимальной баланс между грузоподъемностью, защищенностью и универсальностью применения.

Отдельно необходимо подчеркнуть развитие в последнее десятилетие многоцелевых легкобронированных автомобилей (так называемых тактических внедорожников). Вооруженные силы практически всех стран мира закупают и широко применяют этот тип военной автомобильной техники для перевозки малогабаритных грузов и транспортировки до восьми-десяти человек. Первоначально данные внедорожники представляли собой бронеавтомобили с увеличенным объемом корпуса, однако в настоящее время ведутся попытки создания образцов с усиленным бронированием, соответствующим нижним пределам требований к автомобильной технике класса MRAP.

Поле боя — COVID-19.

Военный грузовик по-прежнему продолжает оставаться востребованным — именно он выполняет задачи по поддержанию транспортной и снабженческой инфраструктуры, без которых немыслимо существование вооруженных сил. Более того, он относится к тем многофункциональным типам техники, которые могут применяться при решении гражданских задач. Например, в ходе борьбы с пандемией коронавируса нового типа (COVID-19) армейские грузовики ряда вооруженных сил стран Европы широко задействуются для транспортировки людей и грузов.

В развитии мировой военной автомобильной техники можно выделить три основные тенденции — повышение защищенности, улучшение показателей многофункциональности и максимально широкое применение коммерческих комплектующих. Существующие образцы максимально унифицируются — как правило, создается семейство шасси, которое конфигурируется под необходимые задачи. Предполагается, что данные направления развития останутся актуальными и в ближайшие годы.

США

Основными грузовыми автомобилями Вооруженных сил США являются машины FMTV (Family of Medium Tactical Vehicles) с колесной формулой 6х6 и HEMTT (Heavy Expanded Mobility Tactical Truck) с колесной формулой 8х8, которые выпускаются американской корпорацией Oshkosh Defense. FMTV предлагается в десяти различных конфигурациях — от многоцелевого шасси грузоподъемностью 2,5 т до десятитонного самосвала. Большая часть модификаций машины — грузовая с полезной нагрузкой порядка 5 т. Примечательно, что все модификации автомобиля оснащаются легкобронированной кабиной.

Разгрузка машин типа FMTV Pfc. Sung Eun Kim/Public Domain via DVIDS

Для перевозок более массивных грузов американская армия применяет автомобиль HEMMT, грузоподъемность наиболее современной модификации (HEMTT A4) которого в транспортном варианте составляет 13,5 т. Так же, как и FMTV, он оснащается легкобронированной кабиной. На базе HEMTT выполнен широкий спектр американских машин снабжения — от топливозаправщика до мобильной электростанции для снабжения энергией аэродромов и полевых госпиталей.

В сегменте многоцелевых автомобилей с колесной формулой 4х4 основным американским образцом является бронированный JLTV (Joint Light Tactical Vehicle) производства Oshkosh, предназначенный для замены известного армейского внедорожника Hummer.

Бронеавтомобиль JLTV Дмитрий Федюшко/ТАСС

Данная машина уже поставляется как ВС США, так и на экспорт (в частности, в Черногорию и Литву). Однако надежность ее и соотношение массы и полезной нагрузки вызывали неоднократные нарекания, чего в случае с FMTV и HEMTT, которые активно применяются в ходе различных операций более 15 лет, замечено в массовом порядке не было.

Италия

Армия страны оснащается грузовыми автомобилями производства компании Iveco Defence Vehicles (IDV). В частности, наиболее современным и популярным образцом является Iveco Trakker, поставляющийся в трех конфигурациях (с колесными формулами 4х4, 6х6 и 8х8 соответственно) и двух вариантах (грузовой автомобиль и тягач).

Примечательно, что используются модификации как с легкобронированной, так и с обычной кабиной. Грузоподъемность Trakker составляет порядка 20 т. Особенностью семейства является широкое применение компонентов коммерческих грузовиков Iveco. Итальянские военные грузовики широко представлены на рынке: например, в феврале Румыния закупила 942 военные грузовые машины общей стоимостью 216 млн евро.

Грузовой автомобиль Trakker Дмитрий Федюшко/ТАСС

Вооруженные силы Италии также широко применяют легкобронированный внедорожник LMV (Light Multirole Vehicle) с колесной формулой 4х4. В базовой конфигурации его масса составляет 7,1 т, а грузоподъемность — порядка 1 т. В настоящее время разработано второе поколение LMV, которое отличается увеличенными показателями массы и полезной нагрузки (8,1 т и 1,5 т соответственно).

Согласно сообщениям компании Iveco, грузовая техника разработки концерна применялась в ходе борьбы с пандемией COVID-19.

Вам будет интересно  Toyota RAV4 2018-2019: Фото, характеристики, комплектации, цены

Франция

Вооруженные силы оснащаются грузовыми автомобилями VLRA и Armis производства компании Arquus (бывшая Renault Trucks Defense), при этом наиболее распространенной платформой является VLRA. Наиболее современная версия машины поставляется в двух конфигурациях — 4х4 и 6х6, при этом ее грузоподъемность составляет порядка 10 т, а масса самой машины — 12–17 т.

Президент Франции Эмманюэль Макрон и начальник Главного штаба Вооруженных сил Франции Франсуа Лекуантр на автомобиле VLRA во время парада в честь Дня взятия Бастилии, 14 июля 2019 года EPA-EFE/LUDOVIC MARIN / POOL

Armis является наиболее современным французским военным грузовиком — к настоящему времени вооруженным силам страны поставлено порядка 250 таких машин, которые в основном применяются для снабжения самоходной артиллерии. При снаряженной массе 9 т она способна перевозить полезную нагрузку порядка 12 т. Согласно данным компании, грузовик Armis поставлен ряду азиатских и ближневосточных стран.

Также французская армия активно применяет и легкие бронеавтомобили с колесной формулой 4х4 семейства Sherpa — в начале мая Arquus сообщила о выпуске тысячной машины этого семейства. В грузовой версии бронеавтомобиль массой 11–12 т (в зависимости от конфигурации) способен перевозить 4 т груза.

Грузовой автомобиль Sherpa Medium Дмитрий Федюшко/ТАСС

Примечательно, что Франция использует множество наработок в сфере грузовых автомобилей для проектирования новейшей колесной бронетехники. Так, колесный бронетранспортер Griffon, который составит основу парка бронетехники поддержки пехоты по программе Scorpion, интегрирует целый ряд таких наработок, в частности в сфере тяжелых колесных шасси.

Германия

Вооруженные силы Германии (бундесвер) применяют армейские грузовые автомобили Rheinmetall MAN производства консорциума двух немецких компаний, Rheinmetall Defence и MAN.

Наиболее популярными являются грузовики семейства HX, которые поставляются в четырех конфигурациях (в частности, с колесными формулами 4х4, 6х6, 8х8 и 10х10). Максимальная грузоподъемность этих машин составляет 15–17 т, они также применяются в качестве шасси для различных систем вооружения. Бундесвер также использует более легкие грузовики семейства SX (поставляются в конфигурациях 4х4, 6х6 и 8х8) грузоподъемностью 6–10 т (производство этих машин на данный момент приостановлено). Примечательно, что оба семейства поставляются как с бронированной, так и с обычной кабиной. В конструкции военных грузовых автомобилей Rheinmetall MAN HX широко применяются комплектующие коммерческих грузовиков серии MAN TG.

Грузовой автомобиль семейства HX Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH (RMMV)/CC BY-SA 4.0 via Wikimedia Commons

Эти немецкие военные грузовики широко экспортируются — они состоят на вооружении армий Австралии, Австрии, Великобритании, Дании, Венгрии, Ирландии, Норвегии, Швеции и Словакии.

Бундесвер нечасто применяет легкие бронеавтомобили с колесной формулой 4х4 для перевозки грузов. Парк немецкой техники данной категории в основном представлен бронеавтомобилями класса MRAP Dingo 2 и Dingo 2 HD разработки немецкой компании KMW (Krauss-Maffei Wegmann, входит в немецко-французский концерн KNDS). В основном Dingo 2 используются для перевозки личного состава в горячих точках.

Бронеавтомобиль Dingo 2 Дмитрий Федюшко/ТАСС

Россия

Так же, как и в зарубежных армиях, в российской автомобили являются самым массовым транспортным средством — используются во всех видах и родах Вооруженных сил РФ. Причем в каждой воинской части имеется некоторое количество машин различных классов. Доля современных автомобилей в войсках составляет на сегодняшний день почти 90%.

Минобороны широко применяет грузовики — "КамАЗ-Мустанг" (в частности, "КамАЗ-4350", "КамАЗ-5350" и "КамАЗ-6350") и "Урал-4320" (в том числе "Урал-Мотовоз"). Грузовики и шасси ураловской линейки начали выпускать еще в 1977 году и производят по настоящее время в существенно модернизированном виде.

Бортовой тягач "КамАЗ-6350" Антон Новодережкин/ТАСС

Регулярно военными испытываются и новые образцы. Так, в ходе второй арктической экспедиции оборонного ведомства, прошедшей в феврале 2016 года, испытаниям подверглись новые грузовики "КамАЗ-53501ХЛ", "Урал-63706" "Торнадо-У" с бронированной кабиной, "Мотовоз-М" и "Урал-Next" с колесной формулой 6х6. Тогда были проведены десятки исследований более чем по 30 показателям, обеспечивающим надежную эксплуатацию военной техники в арктических условиях. Общий километраж в ходе испытаний составил более 6 тыс. км.

Бортовой автомобиль "Урал-Next" Станислав Красильников/ТАСС

Отдельно необходимо отметить развитие в наших войсках сегмента легких бронеавтомобилей с колесной формулой 4х4, которые постепенно заменяют легендарный УАЗ-469 (в простонародье — "уазик") при выполнении задач по транспортировке как личного состава, так и грузов. Вплоть до начала 2000-х годов в российской армии не была распространена техника данного класса, а автопарк был представлен, как правило, средними и тяжелыми грузовыми автомобилями.

В настоящее время Вооруженные силы РФ активно получают легкие многоцелевые бронеавтомобили повышенной проходимости "Тигр". Как сообщил ТАСС генеральный директор Военно-промышленной компании (ВПК), производящей эту технику, всего с начала серийного производства (с 2005 года) российским и иностранным заказчикам было поставлено более 2 тыс. данных бронемашин в различном исполнении.

В настоящее время в семейство бронеавтомобилей "Тигр" входит автомобиль многоцелевого назначения "Тигр-М", автомобиль специального назначения "Тигр-М СпН", автомобильное бронированное шасси "Тигр" и специальная бронированная машина (СБМ) "Тигр".

Специальная бронированная машина (СБМ) "Тигр" Кирилл Кухмарь/ТАСС

Кроме готовых бронеавтомобилей ВПК также поставляет самоходное шасси СБМ "Тигр" для создания на его основе колесной техники. Допускается установка и широкого спектра различных дистанционно управляемых боевых модулей (ДУБМ).

Бронеавтомобиль "Тигр-М" с 30-мм дистанционно-управляемым боевым модулем Роман Азанов/ТАСС

"Тигры" постоянно совершенствуются: существует более 50 различных модификаций, в том числе с боевыми модулями и противотанковыми средствами. Технические возможности машины позволяют монтировать различные системы вооружения. В частности, сообщалось, что прошел заводские испытания самоходный миномет МЗ-204 "Горец", разрабатываемый также на базе бронеавтомобиля. Эта 120-миллиметровая артиллерийская система работает полностью в автоматизированном режиме и может получать данные целеуказания от беспилотников.

К примеру, есть бронированный медицинский вариант машины, который предназначен для работы в зоне техногенных катастроф, военных конфликтов и рядом со взрывоопасными объектами. В экипаж могут входить врач или фельдшер, водитель-санитар и еще один медработник. "Тигр-БМА" может транспортировать до четырех лежачих или сидячих раненых.

Бронированный медицинский автомобиль "Тигр-БМА" Антон Новодережкин/ТАСС

Российская армия также применяет для перевозки личного состава внедорожники "УАЗ-Патриот", при этом часть машин выполнена в варианте пикап и приспособлена для оснащения различными системами вооружения (как правило, это пулеметы КОРД и "Печенег").

Автомобиль "УАЗ-Патриот" в варианте "пикап" Валерий Шарифулин/ТАСС

На данный момент автопарк грузовых и многоцелевых автомобилей российской армии соответствует актуальным мировым требованиям и включает в себя три типа техники — легкие ("тактические") бронеавтомобили с колесной формулой 4х4, средние грузовые и колесные платформы для перевозки тяжелых грузов.

В преддверии 110-летия автомобильных войск учебный центр автобронетанковой службы Минобороны России получил на вооружение многоосные автомобили высокой проходимости "КамАЗ-65221" и "Урал-63704". На них будут учиться курсанты на базе автодрома в Воронежской области. Ведь для нового облика нашей армии нужны специалисты, обученные не только грамотно использовать военную технику, но умеющие управлять и успешно эксплуатировать современные боевые автомобили.

БА-64 – бронированный «Иван-Виллис»

Начало войны, оказавшееся катастрофическим для Красной Армии, подтолкнуло конструкторов к созданию новых типов вооружений, которые имели минимальную трудоемкость изготовления. Многие образцы техники при этом были уникальными для советской промышленности.

Одной из таких разработок стал БА-64 — первый отечественный легкий бронеавтомобиль с приводом на все колеса. Всего было собрано более 9000 машин, которые с честью прошли через Великую Отечественную войну, а затем применялись для обучения личного состава, эксплуатировавшего бронетранспортеры БТР-152 и 40.

История создания

К началу Великой Отечественной войны на вооружении РККА находилось несколько моделей средних бронеавтомобилей. На основе рамы и ходовой части легкового автомобиля ГАЗ-М1 производился единственный вариант легкого колесного броневика БА-20М.

Вам будет интересно  Тех характеристики саньенг актион спорт

БА-64 броневик

Изначально такая концепция являлась порочной – мощности двигателя не хватало для уверенного передвижения по пересеченной местности, привод только на задний мост ограничивал проходимость машины, а грузоподъемность шасси не позволяла увеличить броневую защиту и расширить оборонительное вооружение.

Наступление германских войск привело к стремительному сокращению выпуска шасси ГАЗ-М1, вместо которого стали собираться армейские утилитарные внедорожники ГАЗ-64. Большинство находившихся в строю бронеавтомобилей БА-20М был потеряны в боях или брошены летом-осенью 1941 года.

Идея создания нового компактного бронеавтомобиля на полноприводном шасси возникла уже после начала войны.

Во второй половине июля в конструкторском бюро В.А. Грачева началась разработка будущего БА-64. Изначально конструкторы планировали обойтись «малой кровью» и просто адаптировать существовавший броневой корпус БА-20М к шасси машины ГАЗ-64. Однако от этой идеи быстро отказались из-за компоновочных противоречий и общей слабости бронирования.

Дополнительным стимулом стала информация, полученная в результате тестирования захваченных немецких 2-осных легких бронемашин серии Sd.Kfz.221/222, которые попали в Кубинку уже в конце лета 1941 года. А уже осенью германскую технику передали для детального изучения в Горький.

Новый проект легкой машины под обозначением 64-Б предусматривал использование коротких свесов при одновременном снижении внутреннего объема.

Листы броневой защиты располагались под различными углами, что дополнительно улучшало защищенность бронеавтомобиля. Для повышения живучести топливный бак вынесли в кормовую часть машины, где риск пробития емкости становился минимальным. Из-за этого пришлось сместить вперед рабочее место механика-водителя, иначе разместить второго члена экипажа было невозможно.

Броневики БА-64

Создание бронированного кузова под кодом ГАЗ-125 велось отдельным коллективом специалистов, среди которых имелись эксперты в области бронетанковой промышленности. Разработка была завершена уже в середине октября, что позволило начать адаптацию шасси ГАЗ-64 под бронемашину. Работами руководил Г.М. Вассерман, существовало 2 проекта ходовой части машины под обозначениями 64-Е и 64-Ж.

В конце ноября состоялся показ первого корпуса перспективного бронеавтомобиля К.Е. Ворошилову, который по доброй традиции взял разработку под личный контроль. Но и без этого разработчики стремились как можно быстрее запустить свое детище в серию, уже в начале нового 1942 года первый ходовой прототип выполнил короткий пробег.

Машина имела внутризаводской код 64-125, первым водителем стал ведущий конструктор В.А. Грачев.

В ходе пробега выяснились определенные проблемы с подвеской мостов, которая не выдерживала веса бронированного корпуса. Именно этот автомобиль был вновь продемонстрирован К.Е. Ворошилову, после чего началась доработка узлов. Особенно долго не удавалось справиться с элементами подвески машины, которые раз за разом выходили из строя.

В феврале состоялся официальный показ автомобиля Народному комиссару танковой промышленности, каковым в то время являлся В.А. Малышев. Демонстрация возможностей машины производилась в Москве. По результатам смотрин легкий бронеавтомобиль получил официальное обозначение БА-64. Затем последовали ускоренные официальные полигонные испытания, а в начале марта броневик осмотрел И.В. Сталин.

В середине марта бронеавтомобиль был принят на вооружение, а его разработчик В.А. Грачев получил Сталинскую премию III степени. Причем премия была присвоена не только за создание Ба-64, но и за разработку внедорожного автомобиля ГАЗ-64.

Кроткое описание конструкции

Бронированный корпус машины БА-64 имеет шестигранное поперечное сечение, изготовлен из катанных стальных листов, соединенных дуговой сваркой. Рациональный наклон брони обеспечивает защиту от оболочечных пуль винтовочного калибра на любом расстоянии, бронебойные пули не пробивали стенки боевого отделения и кабины водителя. От крупнокалиберных пуль защита бронеавтомобиля обеспечивалась на дистанциях от 500 м.

Экипаж попадал внутрь легкого бронеавтомобиля БА-64 через 2 распашные дверцы.

Поворот башни машины осуществлялся вручную, имелся тормоз для фиксации узла в требуемом положении. В качестве основного вооружения использовался 7,62-мм пулемет ДТ-29 с боекомплектом 1260 выстрелов, которые находились в 63-патронных магазинах. При установке рации запас патронов снижался до 1071 шт. Кроме того, в боевом отсеке машины имелось 6 гранат Ф-1 и пистолеты-пулеметы для членов экипажа.

В качестве силового агрегата на легкомбронеавтомобиле БА-64 применялся рядный 4-цилиндровый мотор ГАЗ-ММ, на ранней версии машины двигатель развивал 50 л.с., позднее мощность повысили до 54 л.с. Для распределения крутящего момента на БА-64 установлена 4-скоростная коробка передач и 1-ступенчатый раздаточный редуктор. В несинхронизированной коробке имеется блокиратор, исключающий возможность одновременного использования первой скорости и заднего хода.

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64Б

Передний мост легкого бронеавтомобиля БА-64 установлен на 4-х четвертьэллиптических рессорах с индивидуальными амортизаторами. Сзади использованы полуэллиптические рессоры и рычажный амортизатор 1-стороннего действия. Дополнительно имеется стабилизатор боковой устойчивости, который с введением шасси ГАЗ-67Б не использовался. Для поворота передних колес на машине БА-64 применяется червячный редуктор, тормоза барабанного типа с механическим управлением.

В боевой обстановке использовались шины с наполнителем из губчатой резины, для движения по шоссе ставились стандартные пневматические покрышки размера 7,00*16″.

Серийное производство и модификации

Первые партии бронеавтомобилей БА-64 собрали в Горьком уже в апреле 1942 года, но отгрузка в войска задержалась из-за дефицита специальных шин, устойчивых к прострелам и повреждениям осколками. Машины стали передаваться в армию в мае, причем они оснащались корпусами, сваренными заводом в Выксе. Позднее производство узлов перевели в Горький, на производственные площадки ГАЗ.

Летом легкий бронеавтомобиль БА-64 претерпел первое изменение внешности, лишившись защитных сеток от гранат, располагавшихся над пулеметной турелью.

Практически одновременно на броневом листе, расположенным над постом управления, появился вентиляционный люк, призванный снизить температуру внутри боевого отделения машины в жаркое время года. К сентябрю внедрили дополнительный люк в моторном отсеке, поскольку из частей стали поступать нарекания на неудовлетворительное охлаждение двигателя БА-64.

Еще одним объектом критики стал задний мост, в котором часто ломалась главная пара. Анализ полученных данных позволил обнаружить причину дефекта – движение БА-64 на пониженной скорости без подключения привода на передние колеса. Вопрос решили быстро и просто – ввели постоянный привод на все колеса машины. Причем доработке подвергались и находившиеся в войсках легкие бронеавтомобили БА-64.

БА-64 реконструкция

Параллельно внедрялись мероприятия по дальнейшему усилению элементов подвески. Так, с конца зимы 1943 года передний мост машины получил 2 дополнительных амортизатора рычажного типа.

В ходе Курской битвы немецкая авиация совершила ряд налетов на территорию завода ГАЗ, в результате которых были разрушены многие производственные корпуса. Особенно сильно пострадали цех по выпуску кузовов и силовых агрегатов, применявшихся в конструкции БА-64. В итоге 7 июня был отгружен последний бронеавтомобиль, после чего выпуск машины прекратили.

Перерыв в производстве пошел на пользу конструкции машины БА-64, которая страдала врожденным дефектом – низкой боковой устойчивостью из-за узкой колеи базового шасси.

В 1942 году предпринимались попытки расширить колею, но справиться с проблемой смогли только с освоением выпуска модернизированного армейского внедорожника ГАЗ-67Б.

Вам будет интересно  Ремонт передней подвески (ходовой) Соболь

Машины пошли в серию уже в августе 1943 года, внешне они отличаются установкой пулеметного вооружения в закрытой башне. В таком виде легкий бронеавтомобиль продержался на конвейере до конца войны, причем последние 46 экземпляров БА-64 были сданы уже в 1946 году.

Применение устаревшего пулемета ДТ ограничивало сферу применения легкого бронеавтомобиля БА-64, поэтому в 1943 году появилось несколько опытных машин с пулеметом СГ-43, который имел ленточное питание и улучшенную баллистику. Испытания показали непригодность башни Ба-64 для подобного вооружения и дальнейшее развитие проекта прекратилось.

БА-64 внутри

Для борьбы с вражеской легкобронированной техникой был создан вариант БА-64Д, вооруженный крупнокалиберным пулеметом ДШК. Из-за увеличения габаритов оружия пришлось расширить башню и боевое отделение. Для поворота башни машины применялся погон, позаимствованный у легкого танка Т-60. Но из-за увеличенной отдачи, раскачивавшей неустойчивый бронеавтомобиль, и проблем с подачей патронов проект забраковали.

Еще одной версией бронемашины с усиленным вооружением стал бронеавтомобиль БА-64 с противотанковым ружьем ПТРС, установленным вместо штатного пулемета. Существовали несколько опытных образцов и войсковые импровизации на эту тему. Но к середине 1943 года разработка таких модификаций бронеавтомобиля прекратилась.

В 1942 году появилась оригинальная модификация машины БА-64В (разработанная в Выксе), оснащенная стальными колесами, пригодными для движения по железным дорогам.

В конструкции машины имелись домкраты, предназначенные для установки стандартных колес с резиновой шиной и для позиционирования автомобиля при установке на рельсы. Из-за высоких нагрузок ресурс трансмиссии оказался недостаточным и дальше нескольких прототипов дело не продвинулось.

Позднее была построена небольшая серия машин с использованием легкого бронеавтомобиля БА-64Б. Техника использовалась для сопровождения бронепоездов и патрулирования железных дорог вплоть до конца войны.

Другим вариантом стал БА-64Г (созданный на ГАЗ), который комплектовался дополнительными железнодорожными осями с колесами малого диаметра. Узлы размещались на специальных подъемных подрамниках спереди и сзади корпуса легкого бронеавтомобиля. Движение осуществлялось за счет вращения штатных колес машины. В конструкции трансмиссии имелся реверсивный редуктор, обеспечивавший одинаковую скорость хода вперед или назад. До серийного производства машина не дошла.

БА-64 на рельсах

Германские войска в ходе войны широко использовали бронетранспортеры для перевозки личного состава, советские части практически не имели подобной техники (за исключением ленд-лизовских машин). Уже осенью 1942 года появилась идея создать транспортер на базе бронеавтомобиля БА-64. Прототип новой машины имел открытое сверху 5-местное десантное отделение оригинальной формы, расположенное на месте стандартного боевого отсека.

Посадка и высадка бойцов производилась через кормовую дверь. Немного позднее появился опытный вариант бронетранспортера на основе модернизированного БА-64Б. Оба варианта проходили по заводской документации как БА-64Е, в серии не строились.

Зимой 1942-43 года был построен единичный образец легкого бронеавтомобиля БА-64З, который оснащался лыжами с гусеничным движителем.

Передние лыжи применялись для изменения направления движения машины, сзади имелась редкозвенчатая цепь, установленная на опорные катки малого диаметра. Тесты показали хорошую проходимость при посредственной управляемости и выросшем расходе топлива. С наступлением весны 1943 года испытания закончили и больше к идее не возвращались.

Боевое использование

Первые поставки легких бронеавтомобилей БА-64 начались в середине 1942 года в части, воевавшие на Брянском и Воронежском направлениях. Техника включалась в штат танковых корпусов, а также создаваемых мотоциклетных полков и разведывательных батальонов.

Машины БА-64 применялись для разведки и сопровождения пехоты в ходе городских боев, поскольку большой угол возвышения пулемета позволял вести огонь по верхним этажам и крышам зданий. Одновременно выяснилось сложность покидания экипажем подбитого бронеавтомобиля.

Ба 64 на гусеницах

Легкие бронеавтомобили БА-64 ограниченно использовались как мобильные зенитные установки, прикрывая движение колонн пехоты в прифронтовой полосе. Ведение зенитного огня заставляло самолеты противника наносить удары с увеличенной высоты, что заметно снижало эффективность удара.

Всего за военные годы в армию были поставлены около 8200 машин БА-64, из которых до победы дошло немногим более 3000 экземпляров. Вскоре началось массовое списание легких бронеавтомобилей раннего образца, модификация БА-64Б продержалась в строю немного дольше. Автомобили использовались для обучения мотострелков и экипажей новых бронетранспортеров, а также в качестве командных машин вплоть до середины 50-х годов.

Несмотря на большое число выпущенных машин, БА-64 ограниченно поставлялся в армии других стран.

Польская армия получила в годы войны более 80 легких бронеавтомобилей, которые впоследствии применялись в боях против националистических формирований на границе Польши. В начале 50-х годов в ПНР были переданы списанные советские БА-64Б, которые применялись несколько лет.

Чехословацкие войска, воевавшие против армии фашисткой Германии, получили бронеавтомобили БА-64 летом 1943 года. Несколько легких машин БА-64 имелось и в югославских частях. Неизвестное число бронеавтомобилей было поставлено в ГДР, где они использовались для охраны правопорядка. Отмечены случаи использования БА-64 китайскими и северокорейскими войсками в ходе войны в Корее, которая шла в 1950-53 гг.

Технические характеристики и аналоги

По сравнению с предшественником БА-20М, новый советский легкий бронеавтомобиль БА-64 имел улучшенное бронирование, причем часть лобовых листов имела толщину до 20 мм. Применение наклонных листов и использование короткобазного шасси позволило сохранить неизменный вес и динамику.

БА-64 музей

Расположенный в корме бак на 90 литров бензина обеспечивал запас хода по шоссе в 1,5-2 раза больше, чем у аналогов.

БА-20М БА-64 Sd.Kfz.221
Боевая масса, кг 2320 2360 4000
Толщина брони, мм 3-9 8-15 8-10
Экипаж, чел 2-3 2 2
Мощность мотора, л.с. 50 50 75
Скорость хода, км/ч 90 80 90
Запас хода по шоссе, км 450 600 320

Германский легкий бронеавтомобиль Sd.Kfz.221, который отчасти послужил прототипом, имеет в 2 раза больший вес. Установка 6-цилиндрового мотора с увеличенной мощностью уравнивала динамику машин. Но из-за выросшего рабочего объема и большего веса расход топлива также увеличился, что пагубно сказалось на радиусе действия.

Броневик БА-64 реконструкция

Вооружение немецкой машины состояло из пулемета MG34, который позднее заменили на 20мм автоматическую пушку. Также на Восточном фронте встречались машины, вооруженные 28 мм противотанковым ружьем s.Pz.B.41. Конструкция легкого бронеавтомобиля БА-64 не позволила дать достойный ответ на такую модернизацию.

Бронеавтомобиль БА-64 представляет собой типичный продукт военной эпохи, который был чрезвычайно востребован в ходе боевых действий, а в мирное время оказался непригодным для эксплуатации. Из-за интенсивного и быстрого списания до наших дней сохранилось всего несколько экземпляров подлинных легких бронеавтомобилей БА-64, которые находятся в Москве, Нижнем Новгороде и Владивостоке.

В Московской области имеется оригинальный БА-64Б, который восстановлен из найденных обломков нескольких машин.

Также в России имеется несколько новодельных машин, установленных на шасси ГАЗ-69.

Не пользуется успехом машина войны БА-64 и у изготовителей масштабных моделей. В популярном масштабе 1-35 существует изделие от компании «Аэр Молдова», которое весьма отдаленно похоже на прототип и является крайне капризным в сборке.

Источник http://https://tass.ru/armiya-i-opk/8571893
Источник http://https://warbook.club/voennaya-tehnika/boevye-mashiny/ba-64/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *