Содержание
Чем чистить хромированные детали автомобиля?
Регулярный уход за хромом на авто позволит подчеркнуть элегантность и передать его особый дизайнерский стиль. Хромированное покрытие способно не только предотвратить образование коррозии на металле, но и улучшить внешний вид поверхности. При неправильном уходе и под влиянием внешних факторов глянцевый блеск, со временем, теряет свои свойства. Следование некоторым рекомендациям поможет сохранить прежний внешний вид и очистить хромированную поверхность от налета и ржавчины.
Способы очистки
Для поддержания чистоты хромированного покрытия за ним необходимо регулярно ухаживать. Специалисты предлагают сделать это следующим образом:
- Прежде всего, необходимо отмыть поверхность от различных загрязнений, использовав при этом влажную тряпочку или смыть металл проточной водой.
- Чистить загрязнения можно с применением таких средств, как спрей для мытья стекол, средство для чистки посуды, уксусная кислота, спирт и др.
- Далее, необходимо смочить тряпку в выбранном средстве и протереть ею детали, а затем еще раз смыть покрытие чистой водой.
- Потускневшие, со временем, хромированные детали автомобиля натирают шкуркой лимона или тканью, предназначенной для полировки металла. Остатки лимонного сока после процедуры смывают водой, после чего вытирают насухо тряпкой.
Для сохранения внешнего вида, чистую поверхность хромированных деталей можно покрыть автомобильным воском, избегая попадания в трудно досягаемые места, из которых будет тяжело убрать воск. Чтобы избежать коррозийных образований, во время зимы стоит смазать хром на машине вазелином.
Удаление налета
Есть народные способы возвращения блеска машине, например, уксус или фольга.
Очистить хром на автомобиле от налета своими руками можно с помощью следующих бюджетных средств: пищевой соды, медицинского спирта, уксусной кислоты, фольги, моющего средства для посуды или стекол. Выбранным средством смачивают тряпку и протирают поверхность, а в случае с фольгой просто трут ею место, где есть налет. Специалисты не рекомендуют использовать агрессивные химические вещества, в составе которых есть хлор или едкие кислоты, это может привести к образованию маленьких дыр и разрушению хромированного покрытия.
Устранение ржавчины
Попробовать очистить хром на машине от ржавчины можно лишь в случае, если очаг имеет небольшую зону и глубину поражения. Для этого можно применить мягкое и безопасное средство в виде уксусной кислоты, пищевой соды, растворенной лимонной кислоты или специально предназначенной полироли. После применения этих средств лучше всего обработать очищенное место защитным спреем, который продается в любом автомобильном магазине, предназначенного для предотвращения окисления металла и образования коррозии и ее распространение.
Полировка хрома
Правильная и регулярная очистка сможет обеспечить блеск хромированным деталям автомобиля. Стоит тщательно очистить хром от внешних загрязнений с помощью специальных средств и только после этого приступать, непосредственно, к процессу полировки. Для его осуществления подойдет тряпочка из микрофибры или кусочек шерстяной ткани. Полируют исключительно сухую поверхность. Можно применить специальный автомобильный полировочный спрей для хрома, который, ко всему, создаст защитный слой на поверхности. Полировать следует круговыми движениями, проходясь по всей поверхности. После этого автомобиль оставить на некоторое время до полного высыхания, а затем повторно натереть место микрофиброй для достижения наиболее качественного эффекта.
Как хромировать детали в домашних условиях
Хромирование деталей: необходимое оборудование, выполнение работ в домашних условиях, возможные дефекты
Хромирование различных деталей часто используется при тюнинге машин. Благодаря такой обработке изделия становятся серебристым и блестящим. Более того, обеспечивается защита от коррозии. При наличии опыта и знаний можно выполнить хромирование в домашних условиях самостоятельно.
Необходимые материалы и оборудование
Для нанесения на детали специального покрытия нужно иметь соответствующее оборудование:
- пластмассовая либо полипропиленовая ванна;
- выпрямитель, обеспечивающий напряжение на уровне 12 В и силу тока на уровне 50 А;
- кислотостойкий калорифер, который позволит подогреть электролит;
- термометр со шкалой до 100°C.
Из соображений экономии лучше выбрать небольшую ванну для погружения деталей. Можно вместо этой емкости использовать прямоугольный лоток из пластмассы. Чтобы в процессе хранения раствор не начал испаряться, необходимо подготовить резервуар для слива или надежную герметичную крышку.
В роли выпрямителя нередко выступает зарядное устройство, применяемое для автомобильных аккумуляторов. Подобный агрегат идеально подойдет для хромирования совсем небольших деталей.
Обязательно нужно подготовить электролит. Его компонентами являются:
- дистиллированная вода;
- серная кислота (2,2–2,5 г/л);
- хромовый ангидрид (220–250 г/л).
Дополнительно потребуется соляная кислота, листовой свинец, а также ацетон.
Выполнение хромирования в домашних условиях
Чтобы нанести на детали специальное защитное покрытие, необходимо придерживаться нескольких правил. Так, можно обрабатывать только изделия из никеля, меди либо латуни.
- Детали, которые вы впоследствии будете хромировать, обязательно полируйте и обезжиривайте, используя ацетон.
- Когда поверхность высохнет, ее нужно активировать, окунув элемент в раствор соляной кислоты. Обработка длится в среднем 5–20 минут.
- Все детали аккуратно промывают в воде, а затем погружают в подготовленную пластиковую емкость.
- Чтобы элемент был полностью обработан, необходимо выполнить подвеску из медной проволоки, куда подается провод от выпрямителя с минусом, а свинцовый анод с плюсом располагают на медной штанге.
- Детали нужно вынуть из ванны через 20–40 минут, а затем опять промыть.
- После этого поверхность можно аккуратно отполировать, чтобы она получила красивый зеркальный блеск.
Для выполнения хромирования потребуется специальный электролит. Подготовить его несложно. Для этого в воде растворяют небольшое количество хромового ангидрида, а затем вливают тонкой струей серную кислоту.
Перед обработкой первой детали следует завесить чистую пластинку из металла, а затем проработать электролит хотя бы полчаса. Когда оттенок раствора станет не ярко-красным, а бордовым, можно начинать хромировать детали. Также следует убедиться в том, что температура раствора достигает 45°C.
При выборе силы тока учитывается площадь поверхности деталей.
Особенности самостоятельного хромирования
Многие люди считают, что хромировать детали самостоятельно могут только настоящие профессионалы. На самом деле выполнить такую работу несложно, если придерживаться простых рекомендаций.
- Прежде всего, необходимо выбрать подходящее место. Оптимальным вариантом станет вентилируемая просторная подсобка. Также подойдет и большой балкон.
- Особое внимание следует уделить использованию средств защиты. Речь идет о респираторе, защитных очках и перчатках. Помимо этого, потребуется фартук.
- Перед началом работы нужно подготовить оборудование. В особенности это касается емкости. Ее функцию может выполнять пластмассовое ведерко или 3-литровая стеклянная банка. Если хромированию подлежат крупные детали сложной конфигурации, следует подобрать более вместительную емкость.
- Поскольку хромирование предполагает сохранение высоких температур, важно позаботиться о наличии нагревательного элемента. Для этих целей потребуется ТЭН, а также термометр со шкалой до 100°C.
- Для хромирования нужно подготовить зажимы и кронштейн, с помощью которого удастся закрепить детали.
Возможные дефекты и их устранение
Если вы решились впервые хромировать детали, то даже при просмотре нескольких видео и изучении основных рекомендаций возможны ошибки. Слой хрома с дефектами удастся снять при помощи раствора соляной кислоты, затем детали промывают в воде и повторяют процедуру.
Чтобы больше не допустить сделанных ошибок, нужно знать их причины.
- Отслоение пленки возникает из-за недостаточной адгезии. К этому чаще всего приводит некачественное обезжиривание поверхности. Соответственно, после снятия покрытия участок необходимо заново обработать ацетоном и опять активировать.
- На углах и краях иногда встречаются наросты. Причиной такого дефекта является повышенная плотность тока. Чтобы избежать этого, края стоит закруглить либо подготовить в проблемных зонах защитные экраны.
- Иногда покрытие получается матовым. Чтобы оно все-таки стало блестящим, во время процедуры следует поднять температуру раствора либо снизить силу тока. Также избежать дефекта поможет добавление хромового ангидрида.
Уход за хромированными деталями
Особенностью элементов с хромовым покрытием является блеск, однако он может исчезнуть в процессе эксплуатации. Чтобы не допустить этого, необходимо обеспечить поверхности правильной уход.
- Для мытья деталей подойдет исключительно теплая вода и специальные моющие составы. Чистую поверхность протирают мягкой ветошью. Все движения выполняют легко и аккуратно, чтобы не оставить царапин.
- Во время мытья нужно избегать значительных температурных перепадов, иначе хромированная пленка потрескается.
- Все детали нуждаются в специальной антикоррозийной защите. Также следует избегать эксплуатации деталей в условиях воздействия агрессивных реагентов.
- При образовании ржавчины потребуется ремонт. Так, дефект устраняют с поверхности. Если выполнить все аккуратно, хромированный слой окажется неповрежденным, а значит, его останется просто отполировать.
Хромирование различных деталей – ответственное мероприятие, которое при желании можно выполнить в домашних условиях. Для этого необходимо подготовить оборудование и материалы, а также просмотреть соответствующее видео. Не менее важно следить за техникой безопасности, чтобы избежать негативного воздействия на организм.
Химическая металлизация своими руками в домашних условиях
Для защиты деталей разнообразных механизмов или частей металлических конструкций от коррозии, придания им дополнительной износоустойчивости, твердости и улучшения эстетического вида применяются хромирование либо никелирование.
Эти способы подразумевают нанесение на поверхности конструкций химически инертного покрытия из хрома или никеля, улучшение эстетичности. Нанесение такой пленки – процесс энергозатратный.
Технологически он сложен, но является защитой не на один десяток лет без ощутимых потерь для внешнего вида.
Нередко появляется необходимость в покрытии декоративной пленкой тех изделий, которые изначально не подвергались процессу хромирования. Таким образом при желании можно, к примеру, изменить вид скульптуры, сделать современным интерьер любого жилого помещения.
Можно украсить по своему вкусу автомобиль или мотоцикл. Сделать это совсем не трудно даже собственными руками, то есть, не применяя усложненных технологий.
Нанести пленку из хрома можно даже на конструкции со сложным рельефом, а не только выпуклые, плоские либо вогнутые.
Основные методы хромирования
- Процесс химической металлизации.
- Гальванизация.
- Вакуумное напыление.
- Высокотемпературная диффузия.
Два последних метода применяются только на предприятиях промышленности.
Дома эти процессы выполнить не получится, поскольку для них необходимы технически сложные установки и повышенные энергетические затраты.
А вот химическая металлизация и гальванизация – это как раз те самые процессы, которые могут производиться и в личной мастерской. Рассмотрим подробно, как это делается.
Химическая металлизация поверхностей и деталей
В процессе этой работы используются химические реактивы, компрессор и краскопульт. Выполняются практически те же самые операции, что и при покраске поверхностей акриловым лаком либо эмалью. При хромировании таким способом на детали и конструкции наносится не защитная полимерная пленка, а зеркальный тонкий слой металла. Толщина его в пределах 0,075-0,25 миллиметров. Химико-физические характеристики такого покрытия сопоставимы с теми, что получаются при вакуумном напылении.
Как выполнить химическую металлизацию
1-й метод. Поверхность покрывается специальными химикатами. В результате химической реакции образуется осадок, представляющий собой прочный металлический слой. Покрытие можно делать не только из хрома, но также из серебра.
2-й метод. В процессе восстановительной химической реакции из солей образуется слой хрома. Приготовьте набор из уксусной кислоты, хлористого хромила, хлористого хрома, уксуснокислого хрома, гипософита натрия, едкого натра, фосфата хрома. При этом необходимо помнить, что эти вещества очень ядовиты и опасны для здоровья.
И потому следует внимательно проштудировать учебник химии, если уж вы решили провести процесс хромирования этим методом. Но достичь высокого качества очень трудно, даже при наличии подробной инструкции. При всех существующих минусах этот метод используется для хромирования поверхностей в домашних мастерских чаще всего.
Очень удобно проводить процесс покрытия с помощью готовых пробных наборов химических препаратов для хромирования. Их предлагает компания Fusion Technologies.
Удобство таких наборов заключается в том, что покрытие можно нанести на любой из перечисленных материалов: металл, керамику, дерево, стекло, пластик. Гальванических установок и специальной сложной техники не потребуется.
Все, что вам нужно, это просторное помещение, дистиллированная вода, компрессор, распылитель и набор химических препаратов. Кроме этого нужно приготовить газовую горелку с баллоном газа.
Правила техники безопасности
- Устройство вентиляции в помещении мастерской. Открытием дверей и окон проблему не решить. Вмонтируйте в форточку обыкновенный кухонный вентилятор. Этого будет достаточно для любительской работы. Если же вы планируете работу в объемах частного предприятия, хромирование большого количества запчастей для автомобилей, декоративных предметов интерьера, то потребуется установка более эффективной и мощной вентиляции.
- Оборудование канализационных стоков. Работа потребует большого расхода воды для промывки деталей. Дополнительная очистка ее не нужна, так как она в химическом отношении инертна. А вот сток в канализационный канал должен быть оборудован обязательно.
- Чтобы не подвергать органы дыхания и кожу опасному воздействию реактивов, рекомендуется работать с применением защитных средств.
При выполнении химической металлизации в личной мастерской не забывайте о строгом соблюдении технологии. Реактивы наносить на поверхность следует в указанной очередности. Затем следует нанесение тонкого слоя серебра. Этот металл безопасен в отличие от хрома и соединений.
Финишный слой по характеристикам ни в чем не уступает хромированному.
Набор реактивов для металлизации состоит из модификаторов А и Б, восстановителя и активатора. В самом начале работы в указанном объеме дистиллированной воды разводятся реактивы. Пропорции строго соблюдаются. Хранить растворы следует в прохладном месте. Необходимые для работы лаки и пигменты покупать можно в том же магазине, где куплены реактивы.
Порядок выполнения работы
- Подготовка детали или конструкции. Поверхность следует тщательно очистить. Она должна быть максимально ровной. Для этого производится полировка.
- Затем выполняется процесс лакировки с использованием предназначенного для этой цели лака.
- Когда лак полностью высохнет, с помощью газовой горелки обрабатывается поверхность. Данный технологический процесс изменяет структуру лака на молекулярном уровне.
Гальванизация
Гальванический способ – это покрытие чугунных, стальных, латунных или медных конструкций слоем хрома. Но не только металлические изделия можно подвергать хромированию способом гальванизации.
Пользоваться этим способом можно и с целью хромирования также и пластмассовых, деревянных изделий. Но в этих случаях процесс будет дорогим и технологически сложным.
Для прочного удержания на поверхности деталей покрытия из хрома даже металлические изделия требуют еще одного предварительного покрытия. Для этой цели используют никель, латунь либо медь.
Гальванизация требует создания гальванической установки. Кроме этого, нужен источник постоянного тока и набор реактивов. Набор этот состоит из ангидрида хрома, серной кислоты, соды кальцинированной и гидроокиси натрия.
Следует учесть, что при работе по этому методу требуется, чтобы не было перепадов силы тока. Также нужно постоянно контролировать уровень концентрации солей в электролите и строго соблюдать температурный режим довольно длительный срок (от 5 до 8 часов). Выполнение всех перечисленных условий в домашних мастерских – задача не из легких. Именно по этой причине описывать процесс гальванизации в подробностях в этом обзоре не станем.
Материалы для хромирования
Возможно ли хромировать детали в домашних условиях?
Хромирование различных деталей автомобиля можно проводить самостоятельно. Делается эта процедура в разных ситуациях. Если это покрытие внешних элементов, то чаще всего это просто декор машины. В других случаях химическую металлизацию в домашних условиях проводят для устранения мелких дефектов деталей и защиты от ржавчины.
Оборудование для хромирования деталей
Для проведения процесса металлизации вам понадобятся следующие инструменты и подсобные средства:
• шлифовальная машинка и насадки разной степени жёсткости;
• деревянный короб и стеклоткань;
• «крокодилы», стержневой или пластинчатый анод;
• пластиковый таз и стеклянная ёмкость;
• закрепитель для детали.
Приготовьте для себя резиновые перчатки и респиратор.
Внимание! Элементы окрашиваемой детали, которые не будут подвергаться обработке, следует изолировать целлулоидным клеем.
Подготовительные работы
До того, как хромировать детали в домашних условиях, следует тщательно подготовить поверхности. С помощью шлифовальной машины нужно зачистить все неровности, выступы и царапинки. Начните с грубых наждачных дисков, постепенно уменьшая степень жёсткости насадок. В конце можно пройтись войлочной основой.
После зачистки переходите к обезжириванию. Смоченной в бензине или керосине щёткой удалите налёты коррозии и грязи. Затем промойте деталь мыльной водой, чтобы не оставить никаких следов.
Важно! Перед началом процесса проверьте контакты вашего оборудования, они должны быть безопасны для вас. Не пренебрегайте защитой рук и лица. Помещение, в котором вы будете работать, должно быть проветриваемым, так как выделение газов вредит слизистым оболочкам.
Процесс хромирования деталей своими руками
Прежде чем хромировать своими руками в домашних условиях, приготовьте заранее электролит. Для этого возьмите 250 г хромового ангидрита и 2.5 г серной кислоты.
Литр дистиллированной воды нагрейте до 60°С, залейте в приготовленную посудину и добавьте ангидрит. Перемешайте смесь и влейте кислоту. Через полученный раствор нужно прогнать ток силой 6.5 А, повторяя процедуру, пока жидкость не приобретёт бордовый цвет.
Приступая к хромированию своими руками в домашних условиях, приготовьте ёмкость для деталей.
Деревянный короб оберните стеклотканью, чтобы создать условия термоса, утеплите его минеральной ватой. Ёмкость из стекла поместите в таз, «крокодилы» прикрепите к минусу как катод, затем закрепите анод. Приготовьте закрепитель для деталей.
Электролит, приготовленный вами, можно использовать через сутки по технологии хромирования. Следите за температурой раствора – она должна быть в районе 50°С, не забывайте подавать периодами напряжение. После окончания процедуры, металлизированные элементы нужно почистить с водой и просушить.
Дефекты при хромировании деталей и их удаление
Хромирование деталей в домашних условиях может быть с небольшими огрехами, которые можно удалить.Если вы заметили необработанные участки в процессе работы, значит, нужно дать толчок тока и поменять положение деталей, чтобы они не экранировали. Появление коричневых пятен можно устранить, заменив часть электролита новым раствором.
Если частички хрома собрались на углах детали, значит, вы плохо её подготовили, исправьте положение. Когда покрытие начинает слоиться, прогрейте детали и проверьте, нет ли перерывов в поступлении тока. Матовые осадки хрома требуют повысить температуру ангидрита или добавить ещё раствор. При тёмных осадках нужно доработать или заменить электролит.
Как ухаживать за хромированными деталями
Хромирование деталей машины в домашних условиях требует тщательного и правильного ухода после процедуры. Автомобиль нужно мыть часто, но не под высоким давлением, потому что под сильным напором воды частички грязи оцарапают глянцевую поверхность. Кроме того, не используйте агрессивные моющие средства.
Чтобы хромированные детали как можно дольше не теряли блеск, полируйте поверхности специальными жидкостями с добавлениями воска и различных масел. Кроме эффекта глянца, полировка ещё и сгладит маленькие неровности. Изучайте состав применяемых вами жидкостей, он не должен содержать ацетон или соли. Наносите и полируйте исключительно мягкими тканями или губкой. Если вы хромировали диски колёс, нелишним будет нанести слой прозрачного лака.
Не пренебрегайте процедурой химической металлизации: кроме роскошного глянца, ваш автомобиль получит надёжную защиту от коррозийных наслоений.
Хромирование деталей своими руками
Хромированные детали широко распространены. Как и прочие покрытия, хромовый слой, изнашиваясь с течением времени, утрачивает защитные свойства и внешнюю привлекательность. Его восстановление возможно своими руками в домашних условиях ввиду простоты и дешевизны технологии. К тому же таким способом можно обработать изначально не хромированные детали.
Хромирование деталей в домашних условиях
Назначение
Основная цель применения данной технологии состоит в создании декоративного покрытия. Помимо этого, хромирование обеспечивает защиту от воздействия реагентов и коррозии для металлических поверхностей, а также повышает прочность как металлических, так и пластиковых изделий. В домашних условиях обычно применяют декоративное хромирование.
Данная технология имеет обширное применение. Так хромирование используют для деталей транспортных средств, сантехники, элементов мебели и т. д.
Нужно учитывать, что данная обработка подходит для предметов из меди, латуни, никеля. Стальные и пластиковые детали требуют дополнительной обработки.
Основной мотив самостоятельного выполнения рассматриваемых работ состоит в экономии.
Хромирование в декоративных целях
Хромирование деталей своими руками весьма распространено. Это объясняется простотой его для самостоятельного осуществления и дешевизной ввиду отсутствия необходимости наличия дорогого оборудования.
Методы
Хромирование в домашних условиях возможно осуществить по двум технологиям.
- Первая — в специальном растворе.
- Вторая технология состоит в напылении покрытия с применением гальванической кисти.
Названные способы хромирования деталей значительно отличаются друг от друга с точки зрения осуществления. Так, напыление более трудоемко ввиду того, что поверхность необходимо обрабатывать вручную, однако оно имеет значительные преимущества перед жидким хромированием:
- Оно позволяет контролировать толщину покрытия.
- Такая технология подходит для обработки предметов любых размеров.
- Возможна визуальная оценка качества покрытия.
- Для данного метода обработки можно не демонтировать деталь.
Самодельное устройство для хромирования
Самостоятельно провести хромирование деталей жидким методом проще, однако предельные размеры обрабатываемого предмета определяются величиной используемой емкости. Поэтому данный способ обычно используют для хромирования небольших деталей.
Оборудование и материалы для хромирования своими руками
Чтобы выполнить хромирование деталей необходимо найти нежилое помещение с эффективной вытяжной вентиляцией, например такое, как гараж. В летний период можно проводить работы на открытом пространстве с навесом или крышей.
Необходимы средства индивидуальной защиты, а именно респиратор, плотные прорезиненные перчатки и защитные очки. Также желательно наличие прорезиненного фактора.
Потребность в наличии таких средств защиты обусловлена токсичностью образующихся в процессе хромирования испарений ввиду содержания в них кислотных паров. Это также определяет необходимость предусмотреть утилизацию остаточных продуктов.
К тому же в зависимости от выбранной технологии потребуется специализированное оборудование.
Для хромирования своими руками жидким методом оно представлено:
- нагревательным элементом (подойдет ТЭН);
- анодом пластинчатого или стержневого типа обычно из свинцово-сурьмяного сплава 93:7, реже из свинца;
- катодом в форме зажима для фиксации на обрабатываемом предмете;
- кислотоустойчивым термометром либо терморегулятором (требует соответствующей электронной схемы);
- кронштейном для удерживания предмета навесу;
- источником постоянного тока с регулировкой выходного напряжения, в качестве которой может служить реостат (от 18 А для 3 л);
- проводами (сечение выбирают на основе максимальной силы тока, но не менее 2,5 мм2).
Самодельный аппарат для хромирования
Основным инструментом для технологии напыления является гальваническая кисть. В домашних условиях применяют самодельные устройства. Это объясняется, прежде всего, очень высокой стоимостью промышленных аналогов. К тому же для них необходимы фирменные реактивы.
Для изготовления кисти потребуется:
- щетина;
- прозрачный цилиндр из стекла, пластика, полиэтилена либо пропилена произвольного размера;
- свинцовый провод;
- крышка с заливным отверстием и вклеенным металлическим контактом;
- свинцовая обмотка;
- источник питания мощностью до 1 кВт;
- выпрямитель тока в виде 12 В 50 А стабилизатора, который может быть представлен, например, трансформатором или аккумуляторным зарядным устройством;
- термометр для жидкостей с диапазоном 100°С;
- устройство подогрева электролита, например, внешний подогреватель для стеклянной ванночки либо ТЭН с керамической кислотной защитой (не обязательно, но способствует ускорению работ).
Обмотанную свинцовым проводом щетину нужно поместить в цилиндр. Сверху его закрывают крышкой с заливным отверстием и вклеенным металлическим контактом. К последнему припаивают свинцовую обмотку. В находящейся над щетиной пенопластовой мембране проделывают мелкие сквозные отверстия. Выпрямитель тока устанавливают плюсом к контакту крышки и минусом к обрабатываемому предмету.
Принцип функционирования такого устройства состоит в том, что наполняющий цилиндр электролит просачивается на щетину через мембрану. Нанесение на обрабатываемую поверхность осуществляется движением щетины.
Наконец, в любом случае требуется компрессор либо пылесос для удаления с рабочей поверхности пыли.
Приготовление электролита
Отдельно следует рассмотреть технологию изготовления электролита. Для этого требуется хромовый ангидрид и серная кислота с показателем удельной плотности 1,84 г/см3. Количество данных веществ должно составлять на литр 250 г для первого и 2,5 г для второго.
Если не предполагаются внешние воздействия на обрабатываемые предметы, возможна концентрация на литр 400 г CrO3 и 4 г H2SO4. Помимо этого нужна дистиллированная, либо кипяченая и отстоявшаяся вода. Также понадобится три емкости различного размера.
Они могут быть представлены стеклянной банкой, кастрюлей и утепленной стекловатой или пенопластом коробкой с влагостойкой крышкой. Наконец, нужен термометр.
Водой при 60°С наполняют банку до половины или чуть больше. Сначала засыпают хромовый ангидрид и размешивают до растворения. Далее добавляют серную кислоту, при необходимости долив воду. После этого следует определить содержание хромового ангидрида путем проверки плотности раствора ареометром. Банка с ним помещена в наполненную водой кастрюлю с кипятильником, а кастрюля установлена в коробке.
Затем данную смесь выдерживают под током на протяжении 3,5 ч. Мощность его рассчитывают на основе соотношения 6,5 А/1 л. По этой формуле с учетом требуемого количества электролита выбирают источник тока либо наоборот на основе мощности имеющегося устройства готовят определенное количество раствора. По завершении выдержки электролит должен обрести темно-коричневую окраску.
Затем его оставляют в прохладном месте на сутки.
Осуществление
В случае использования технологии жидкого хромирования работы начинают с нагрева электролита до 52±2°С. После анода в него помещают обрабатываемый предмет и ожидают его нагрева до той же температуры. Необходимо учитывать, что равномерность покрытия определяется правильностью расположения предмета и анода.
После этого прикрепляют катод и подают ток (оптимальная плотность — 50 — 55 А/дм2), выдерживая деталь так на протяжении от 20 минут (время выдержки определяется визуально в зависимости от особенностей предмета и может составлять 2 — 3 часа).
В любом случае толщина покрытия определяется плотностью тока и продолжительностью выдержки.
Деталь, восстановленная хромированием в домашних условиях
По завершении предмет моют и помещают в сушильный шкаф на 2,5 — 3 часа с целью повышения сцепления покрытия с поверхностью и его твердости.
При первом выполнении хромирования желательно предварительно обработать опытный образец.
Возможные дефекты
Несоблюдение технологии ведет к образованию различных дефектов хромового слоя. Во избежание этого необходимо знать основные причины:
- несоблюдение температурного режима;
- неправильные концентрации элементов раствора;
- некачественная подготовка рабочей поверхности;
- нарушение параметров подачи тока;
- наличие посторонних частиц и примесей.
Вследствие названных причин проявляются такие дефекты, как слабый блеск либо его отсутствие, питтинг, хрупкий осадок, шероховатость, набросы, вуаль, шероховатые и темные пятна, подгар, отслаивание, трещины, полосы, пузыри, шелушение, отсутствующие фрагменты, темно-серый цвет, низкие скорость осаждения и рассеивающая способность электролита, черная или коричневая пленка на анодах.
Особенности хромирования металла. Настоящее и ненастоящее хромирование | Металлопрокат от АБТ-ГРУПП
Что такое хромированный металл, вы знаете, если когда-нибудь видели обычный чоппер или круизер. Детали мотоцикла — его двигатель, выхлопную трубу, дуги, даже ножки и ручки имеют хромированное покрытие. И оно используется не столько в декоративных целях, сколько в целях защиты металла от коррозии.
Если вы хотите вернуть деталям мотоцикла прежний вид, защитить диски или другие детали автомобиля, сделать велосипед вечным, можно использовать именно хромирование. На данный момент оборудование для нанесения хрома доступно. Главное — не путать настоящее и псевдо-хромирование.
Псевдо-обработка и ее отличие от настоящей
Проще всего в домашних условиях провести псевдо-хромирование. Вам потребуется пульверизатор и специальный состав (с 70%-м содержанием пыли хрома). Поверхность перед нанесением хрома нужно будет зачистить и при необходимости загрунтовать. Забавно, что многие рекомендуют после такого «хромирования» нанести защитный лак или пленку. Само по себе оно не защитит от коррозии — достаточно одной царапины, чтобы деталь начала ржаветь.
Настоящее хромирование представляет собой процесс диффузионного насыщения металла хромом. Если говорить проще, то с помощью оборудования и некоторых химических процессов молекулы хрома проникают в металл, делая его более прочным, стойким к коррозии. Нет нужды следить за такой деталью — царапина не принесет ей никакого вреда.
Особенности промышленного хромирования
На заводах детали обрабатываются с помощью электролита и некоторых химических реакций. Это один из лучших способов хромирования, дающий долговременный эффект и надежную защиту.
В качестве оборудования используются гальваническая ванна, электролит и источник постоянного тока. В ванну с электролитом, включающим в себя шести- или трехвалентный хром, помещают деталь. Затем подают ток. Под воздействием тока молекулы хрома проникают в металл. Образуется не просто защитный слой — сама деталь становится стойкой к коррозии. Таким же образом делают и оцинковку.
Естественно, гальваническую ванну в домашних условиях не создашь, да и сам процесс достаточно опасен и требует особых условий. Поэтому лучше использовать другие методы.
Термохимическая металлизация и оборудование для нее
Этот способ сложно назвать настоящим хромированием, но именно он дает наилучший результат при небольших затратах. Его можно использовать и в домашних условиях.
Принцип такого «хромирования» прост. На поверхность детали наносится слой хрома, затем ее помещают в печь, где под действием температуры создается надежная защита.
В домашних условиях вместо печи можно использовать фен. Сам состав наносится на деталь с помощью пульверизатора.
Что лучше?
В идеале хромирование должны проводить в заводских условиях. Но не всегда это возможно. Если вы хотите обеспечить хотя бы небольшую защиту от коррозии и сделать детали мотоцикла, автомобиля, велосипеда более привлекательными, используйте термохимическую металлизацию. Это «золотая середина» между настоящим хромированием и обычным напылением.
Хромирование деталей из металла в домашних условиях
Для улучшения декоративных свойств металлические детали можно хромировать. Технология широко применяется в автомобильной промышленности, ряде иных сфер хозяйства. Хромирование деталей требуется и для защиты изделий от повреждений, улучшения их физических качеств. Этот метод обработки металла имеет ряд иных достоинств и преимуществ.
Необходимость хромирования
Под хромированием металла понимают процесс металлизации хромом для улучшения поверхностных свойств и характеристик элементов. При хромировании происходит диффузное насыщение хромом различных поверхностей из стали. Обработка хромом допустима и в отношении АВС пластика, алюминия, латуни, силумина.
Покрытие хромом придает внешнему виду деталей более красивый вид, облагораживает их. Хромовый слой обеспечивает оригинальный цвет «металлик», литые диски автомобиля, отражатели фар, запчасти мотоциклов, сувениры или предметы интерьера для дома начинают выглядеть более эстетично.
Прочие достоинства хромирования:
- Защита. Нанесение слоя хрома помогает повысить стойкость изделий к перепадам температур, увеличивает коррозионную и эрозионную устойчивость, снижает подверженность механическим повреждениям. Детали становятся сверхтвердыми (950 – 1100 единиц по соответствующей шкале), поэтому меньше реагируют на химическое повреждение, не окисляются.
- Восстановление. Срок службы основания серьезно повышается, крупные и мелкие детали становятся очень стойкими к износу. При низкой глубине износа хромирование полностью восстанавливает изделие (например, у валов и втулок закрываются трещинки до 1 мм глубиной).
- Отражательные качества. Некоторые элементы автомобиля хромируют для повышения различимости в темноте. Отражение улучшает декоративные качества техники.
- Чистота. Хромирование изделий защитит их от грязи и пыли, поскольку предотвращает прилипание различных загрязнений.
По сравнению с никелированием хромирование имеет меньше недостатков: стоимость услуг ниже, покрытие будет более твердым и прочным. Применение никеля выигрывает лишь по декоративным качествам, так как поверхность становится еще эстетичнее.
Сфера применения хромирования
Полностью описать все области и сферы, где используется технология, сложно. Хромирование незаменимо в мебельной промышленности, хромом обрабатывают фурнитуру, отделочные элементы. Методика популярна в производстве сантехники — элемент наносят на внешнюю и внутреннюю поверхность труб, ванн, раковин, используют для покрытия ручек, смесителей.
В автомобильной промышленности технология применяется для изготовления:
- накладок и отражателей;
- алюминиевых дисков;
- элементов кузова;
- поршней;
- компрессионных колец;
- роликов и осей.
Хромирование применяется при выпуске резины, пластмассы (хром наносят на каландровые валы и пресс-формы), разного измерительного инструмента. Материалом покрывают те элементы, которые сильно трутся между собой, чтобы повысить их износостойкость.
Технология хромирования
Существуют разные способы хромирования, некоторые вполне можно применять в домашних условиях, имея соответствующее оборудование.
Гальванический метод хромирования
Гальваническое хромирование деталей — самый популярный метод, ведь все действия можно осуществить своими руками. Гальваника предполагает помещение деталей в специальный раствор с определенным составом, откуда под воздействием волн (солитонов) электрического тока атомы хрома будут осаждаться на поверхность. Имея нужный набор приспособлений для хромирования, можно самостоятельно создать высококачественное покрытие путем гальванизации.
Электролитический метод хромирования
Одна из разновидностей гальваники. При использовании электролиза трех- или шестивалентный хром придает изделию нужный «металлический» вид. При применении трехвалентного элемента основным веществом раствора выступает хромовый ангидрид. Использование шестивалентного хрома отличается от предыдущего метода наличием в составе раствора сульфата хрома.
При проведении электролитического хромирования дисков или иных деталей важно строго соблюдать пропорции компонентов. В противном случае защитный слой быстро отслоится либо на нем будут пятна, неодинаковая матовость и недостаточный глянец.
Диффузионный метод хромирования
Напыление хрома производится при помощи гальванической кисти. В домашних условиях такой метод более предпочтителен, ведь мастеру не потребуется использовать ванну. Особенно рекомендуется выполнять методику для деталей из алюминия, углеродистой стали, сплавов с кремнием.
Химическое хромирование
Применение химических реактивов помогает восстановить хром из его солей. В случае использования химии электрический ток не потребуется. Обычно в качестве реагентов берут соединения фосфора, лимоннокислый натрий, уксусную ледяную кислоту, едкий натр 20 %.
Перед нанесением реагентов детали покрывают слоем меди. После окончания работ промывают заготовки в воде, сушат, полируют (изначально предметы имеют тусклый серый цвет).
Каталитический метод хромирования
Подвид химического хромирования черных или цветных металлов, предполагающий нанесение на деталь жидкости без кислот в составе. Технология безопасна для человека и помогает создать оригинальные, необычные эффекты.
Каталитическое хромирование можно применять в отношении обычных и гибких изделий (при электролизе последнее невозможно, покрытие отслоится).
Обычно в качестве реагента берется серебро в щелочном растворе аммиака, а как восстановитель — формалин или гидразин. Применение серебра делает деталь молочной с зеркальной поверхностью.
Вакуумное хромирование
Технология принадлежит к химической металлизации и имеет еще одно название — PVD-процесс. Дает конденсацию паров хрома на поверхности детали после помещения ее в специальную вакуумную камеру. В этой установке при отрицательном давлении хром нагревается до температуры испарения, потом оседая как туман на изделии.
Расчет давления, срока хромирования будет зависеть от степени износа детали, вида материала. После вакуумного хромирования толщина металлического слоя минимальная, поэтому деталь сверху покрывают специальной краской из баллончика или лакируют.
Термохимическое хромирование
Применяют средства в порошках, состоящие из шамота, феррохрома. Методика аналогична таковой при химическом хромировании, только изделие в процессе будет подвергаться нагреванию.
Хромирование своими руками
Чтобы произвести ремонт изделий с результатом не хуже, чем по ГОСТ, важно точно соблюдать последовательность работ, подготовить нужное оборудование.
Подготовка рабочего места
Для соблюдения мер безопасности, дабы не надышаться вредными, токсичными веществами, нужно произвести детальную подготовку помещения для хромирования.
Следует выполнить такие действия:
- Обеспечить хорошую вентиляцию. Если работы проводятся в гараже, открыть двери, в иных помещениях создать принудительное вентилирование.
- Купить и применять средства индивидуальной защиты — очки, респиратор, перчатки из резины или латекса, фартук, спецодежду.
- Приготовить плотные пакеты для утилизации отходов производства, которые могут быть очень едкими, вредными.
- Убрать из помещения любую органику, так как при контакте с парами соединений хрома она портится.
- Непосредственно перед работой смазать полость носа смесью вазелина и ланолина 2:1.
Помещение, инструменты для хромирования
Для гальванизации нужно приготовить такие инструменты и приспособления:
- Ванна гальваническая. Это может быть любая стеклянная, пропиленовая, полиэтиленовая емкость, годится эмалированный таз, для хромирования малых предметов — обычные банки из стекла. Выбранную емкость надо поместить в деревянный ящик, имеющий изнутри утепление стеклотканью и слоем минеральной ваты. К емкости нужна плотно прилегающая крышка.
- Устройство для нагрева электролита. Лучше всего для этой цели подойдет керамический ТЭН (трубчатый электронагреватель), который не разрушится от контакта с химическими веществами. Можно применить любой иной подходящий подогреватель.
- Электроды. В качестве анода при хромировании послужит свинцовая пластина, которую кладут в емкость, в роли катода выступит держащий деталь зажим. При размещении в таре деталь не должна касаться ее краев.
- Градусник со значениями до +100 градусов Цельсия.
Профессионалы применяют для хромирования специальное оборудование — ванны, электроустановки, мойки и сушки, системы вентиляции. Даже при использовании «домашних аналогов» в емкости будут происходить те же химические процессы, поэтому результат будет приближен к промышленному.
Хромирование деталей авто. Технологический процесс работ + видео инструкция
Вы наверняка замечали блестящие серебристые детали на многих тюнингованных да и не только автомобилях. За счет таких акцентов автолюбители хотят выделить свое авто среди остальных и обеспечить хорошее защитное покрытие как для металлических так и для пластиковых деталей. Достигают такого эффекта с помощью хромирования деталей автомобиля. Очень часто хромом обрабатывают дефлекторы, боковые зеркала, молдинги, радиаторную решетку и прочие элементы кузовной конструкции машины.
При длительной эксплуатации такие покрытия теряют былой вид, и приходит необходимость их реставрации. У владельца авто в таком случае есть два выхода. Первый — это обратится в автомастерскую, и заказать услугу у специалистов, как впрочем, многие и делают.
Второе – это самостоятельный ремонт покрытия, который выбирают автолюбители толи с экономических причин, толи у них есть желание, самостоятельно выполнят хромирование деталей авто своими руками в домашних условиях.
Чтобы в будущем можно было за минимальные средства выполнять тюнинг своих автомобилей.
По своей сути хромирование – это процесс насыщения хромом методом диффузии или же его осаждение на детали в электролите под действием электрического тока.
Такое покрытие позволяет защитить металлические поверхности от коррозии и придает им после полировки красивый блестящий вид.
Чтобы выполнить всю технологию на дому, вам нужно понимать, что это сложный и скрупулезный процесс, который требует хорошей подготовки поверхности детали и четкого соблюдения всей инструкции.
Что нужно из оборудования и расходных материалов?
Для нанесения хрома на металлические поверхности деталей автомобиля вам потребуется определенный список оборудования и материалов для проведения работ.
Чтобы собрать аппарат для нанесения хрома, вам потребуются:
- пластмассовая или пропиленовая ванна. Можно использовать пластиковые ведра или же стеклянные емкости (например, банки).
- кислостойкий калорифер, для нагревания электролита до нужных температур.
- термометр, со шкалой измерения от 1 до 100 градусов Цельсия.
- выпрямитель, который может выдавать напряжение 12V и силу тока до 50 ампер. В этих целях можно использовать устройство для зарядки автомобильного аккумулятора, оно вполне подойдет для обработки небольших деталей.
- фиксатор, для того, чтобы подвесить деталь. Это обеспечит равномерную обработку всех поверхностей, поскольку она не будет торкаться к стенкам емкости, в которую погружается.
- катода в виде зажима и анода в форме стержня или пластины.
Это основной комплект для сборки установки под эту работу. Следует помнить, что процесс хромирование деталей машин является вредным, поэтому рабочая зона должна хорошо проветриваться. Также если вы решили работать в гараже, обязательно позаботьтесь о средствах личной защиты: респиратор, перчатки, защитные очки и одежда.
Размеры емкостей для электролита будут зависеть от объема деталей, которые вы собираетесь обрабатывать. По возможности, в целях экономии, старайтесь выбирать наиболее оптимальный размер, чтобы не расходовать лишний материал.
Также, для хранения раствора, и избегания его испарения, желательно придумать плотно закрывающуюся крышку, или же отдельную герметичную емкость для хранения материала.
Из чего состоит электролит?
Электролит готовят из следующих компонентов:
- дистиллированная вода (с небольшим содержанием соли).
- хромового ангидрида концентрацией 220-250 г/л.
- серной кислоты концентрацией 2,2-2,5 г/л.
Дополнительно вам будут нужны: соляная кислота, растворитель по типу 646, чистый листовой свинец.
Процесс приготовления электролита следующий:
- Наполняем емкость нагретой водой до 45 — 60 градусов Цельсия, или же нагреваем ее в емкости.
- Засыпаем и постепенно размешиваем хромовый ангидрид из расчёта 250 г на 1 л воды.
- Наливаем и размешиваем серную кислоту из расчёта 2,5 г на 1 л воды.
- Прогоняем полученный раствор через электролитическое поле на интервале времени около 3-х часов. Силу тока при этом выставляют на значение около 6,5 ампер на 1 литр раствора. Когда раствор будет готовый он сменит цвет на бордовый.
- Дать электролиту постоять около суток.
Технологический процесс гальванического хромирования деталей
Нужно понимать, что нанести хром на металлическую деталь можно, только если она состоит из меди, латуни или никеля. Чтобы обработать стальную поверхность, нужно предварительно нанести на нее подложку из меди латуни или никеля.
Технология хромирования деталей следующая:
- Сначала нужно подготовить деталь. Для этого она зачищается и обезжиривается с помощью растворителя, например 646.
- Нагреть электролит до температуры 45 – 60 градусов Цельсия.
- Далее деталь для активации поверхности помещают в раствор соляной кислоты на период 15 – 20 минут в зависимости от состояния поверхности. Соляную кислоту разбавляют с водой в пропорции 100 грамм/литр.
- После этого промываем детали в воде и погружаются с помощью фиксатора в ванну с электролитом. Обычно подвес выполняют из медной проволоки, на которую и вешают деталь. К этой проволоке присоединяется зажим минус от выпрямителя. Рядом на емкости с помощью медной проволоки крепим свинцовый анод, к которому подают плюс от питания.
- По истечению периода в 20 – 40 минут детали извлекают из емкости и промывают в воде. После полного высыхания можно провести полировку поверхности.
Какие дефекты встречаются при хромировании?
Если покрытие получилось с дефектами, не нужно расстраиваться, нанесенный слой можно снять в растворе соляной кислоты разбавив ее с водой в пропорции 100 – 200 грамм/литр. После чего процедуру можно повторить, учтя ошибки.
Из основных дефектов можно выделить:
- сколы хромовой пленки. Обычно это следствие плохой подготовки поверхности, в частности обезжиривания, что приводит к плохой адгезии материала и поверхности.
- наплывы хрома на краях. Это показатель высокой плотности тока в этих местах. В проблемных зонах можно попробовать установить экраны.
- матовость покрытия. Тут есть три метода решения проблемы: повысить температуру электролита, немного снизить силу тока или добавить больше хромового ангидрида.
пример, хромирования деталей.
Как можно восстановить хром на пластике?
Для того чтобы осуществить хромирование пластиковых деталей автомобиля, можно использовать немного другой способ нанесения металлизированного покрытия.
Технология работ в таком случае будет следующей.
- Ставим деталь на подставку для более удобно работы, можно металлическую.
- Если пластиковая деталь полностью зачищена от ЛКП, нужно предварительно нанести на нее связующую грунтовку. Перед нанесением грунта нужно матировать поверхность абразивом P800 – 1000 и обезжирить. Наносят обычно 2 – 3 слоя грунта. При комнатной температуре покрашенная деталь сушиться 6 – 7 часов.
- Проводим огневую обработку загрунтованной поверхности.
- Подготавливаем распылители с ручным накачиванием воздуха, в которые будут залиты необходимые для работы материалы. И прокачиваем воздух.
- Промываем поверхность детали дистиллированной водой.
- Распыляем на поверхность активатор, по типу хим. реактив Активатор СТ.2516.
- Опять промываем поверхность дистиллированной водой.
- Одновременно распыляем химические реактивы по типу МЕТА-ХРОМ из одной емкости и восстановители АВ.101 и АВ.202 и проводим процесс металлизации.
- Промываем поверхность дистиллированной водой.
- С помощью фена убираем капли и подсушиваем поверхность пластиковой детали. Далее оставляем деталь сохнуть на 1,5 – 2 часа при комнатной температуре.
На этом все, дополнительно можно провести лакирование поверхности.
Вот видео пример работ.
Стоимость работ в автомастерских
Если вы решили не выполнять работы своими руками, а обратится в мастерскую, то в таком случае нужно знать, сколько стоит хромирование деталей у специалистов. Для примера, чтобы покрыть 4 диска размером в 20 дюймов хромом, вам обойдется минимум в $500. Тут работает формула, чем больше заказ, тем дешевле работа. В некоторых компаниях работает даже правило минимального чека, который составляет от $200.
Как правильно хромировать металл?
Чтобы защитить металлические конструкции от коррозии, повысить прочностные характеристики и улучшить эстетичность их внешнего вида, применяют технологию хромирования. Она относительно несложная и доступна для освоения, но перед тем, как хромировать любой металл, нужно тщательно изучить технологию обработки, чтобы не допустить ошибок.
Что такое хромирование?
Хромирование деталей заключается в нанесении специального покрытия на металлическую поверхность. Существует два основных метода:
- Насыщение поверхностных слоёв диффузионным методом. Максимальное число атомов хрома проникает внутрь металлической кристаллической решётки.
- Электролитический метод. Заключается в катодном осаждении хрома на стальную конструкцию под действием электрического тока.
Покрытие хромом проводится только на чистую подготовленную поверхность. Особенностью процесса является нанесение однородного слоя определённой толщины на конструкции различных форм. Покрытие может выполнять декоративную или защитную функцию.
Толщина образуемого слоя — от 0,075 до 0,25 мм. Твёрдость — 66–70 HRC. Поверхность имеет шероховатости и чем толще наносимое покрытие, тем больше дефектов. Поэтому после хромирования требуется полировка заготовок.
Технология предусматривает применение растворов:
- с хромовым ангидридом;
- с сульфатом или хлоридом хрома.
Зачем нужно хромирование?
Процесс хромирования проводится для следующих целей:
- Защиты металлов от коррозии, резких перепадов температуры.
- Восстановления поверхности металла. Возможно повышение срока эксплуатации конструкций, при условии износа поверхности на глубину до 1 мм.
- Повышения износостойкости. Хромовое покрытие способно стойко переносить трение, механические воздействия, температурные расширения. Позволяет защищать основной металл от негативных внешних факторов.
- Улучшения отражающих свойств. Хромированный слой обладает отражающими свойствами. Применяется в осветительных приборах для улучшения видимости корпусных элементов или знаков.
Хромирование деталей
В качестве декоративной отделки отдельных деталей сегодня используется большое количество веществ. Немалое количество из них сделано на основе хрома.
Процесс хромирования
Хромирование представляет собой процесс насыщения поверхностей из металлических материалов хромом. Также данный процесс может означать образование на поверхности отдельных деталей, сделанных из металлов, хромированного осадка, который необходим для декоративной цели. На поверхность металлов хром осаживается под воздействием электрического тока.
Важно: Использование процесса хромирования необходимо не только для того, чтобы сделать поверхность отдельных деталей более привлекательной с эстетической точки зрения, но и для того, чтобы защитить металлы от образования коррозии.
Благодаря хромирования на поверхности образуется тонкий слой защитного вещества, которое делает структуру металла более прочной. Именно поэтому хромированные детали могут прослужить долгие годы. Декоративное хромирование способно продержаться длительное время.
Процесс хромирования деталей
Процесс хромирования является достаточно время затратным Ведь необходимо все делать аккуратно.
Весь процесс можно разделить на несколько этапов, которые заключаются в:
На данном этапе хромирования осуществляется удаление сильный загрязнений с поверхности металлов, что слой хрома лег ровно и аккуратно.
Данный шаг предполагает удаление оставшихся следов загрязнений, чтобы они не мешали проведению дальнейших работ.
- Предварительной подготовке.
В зависимости от материала, на который будет наноситься состав хрома, зависит то, какие меры следует предпринимать для того, чтобы подготовить его для проведения дальнейших работ.
- Помещении в ванну с подготовленным раствором.
На данном этапе хромирования металлические изделия помещаются в ванну с подготовленных составом, состоящим из хрома и других вспомогательных элементов. Здесь осуществляется температурное выравнивание.
Этот шаг заключается в том, чтобы подключить к раствору с материалом для хромирования ток определенной силы. Обработка током происходит для образования на поверхности металла слоя хрома определенной толщины.
Во время хромирования выделяется большое количество токсичных веществ, которые могут навредить здоровью человека.
Внимание: Сегодня имеется большое количество стран в мире, в которых данный процесс хромирования находится под тщательным контролем.
Составы для хромирования
Для хромирования используются следующие виды растворов:
- Раствор шестивалентного хрома. Его главным компонентом является хромовый ангидрид.
- Раствор трехвалентного хрома. В него главным образом входит сульфат хрома или хлорид хрома. Такой раствор применяется достаточно редко. Такая ситуация складывается по причине того, что есть некоторые ограничения на толщину покрытия, его оттенок и насыщенность цвета.
Таблица 1. Составы электролитов для хромирования
хромовый ангидрид | 150 | 250 | 350 |
серная кислота | 1,5 | 2,5 | 3,5 |
катодная плотность тока, А/дм2 | 45–100 | 15–60 | 10–30 |
температура раствора, °С | 55–60 | 45–55 | 35–45 |
Таблица 2. Состав хромирующих смесей для стали
Среднеуглеродистая легированная теплостойкая. сталь (пружины, лабиринтные уплотнения) | 60 % металлического хрома,39 % глинозема,1 % йодистого аммония | 1020–1050 | 8 | Не менее 0,01 |
Малоуглеродистая легированная сталь (детали узлов парораспределения турбин) | 1020–1080 | 8–10 | Не менее 0,025 | |
Жаропрочные сплавы (уплотнительные кольца, втулки, клапаны, гайки, шпильки) | 70 % металлического хрома,29 % глинозема,1 % йодистого аммония | 1100–1150 | 5–10 | 0,02–0,03 |
Виды хромирования
В современном мире представлено большое количество разновидностей хромирования.
Выделяются следующие виды данного процесса:
- Гальваническое хромирование
Данный способ хромирования представляет собой метод нанесения на поверхность металлов или пластмассовых материалов специального покрытия методом использования электрического тока. Благодаря этому достигает оснащение обрабатываемого материала уникальных свойств.
Они заключаются в: утолщении поверхности, устойчивости к образованию ржавчины, в приобретении привлекательного внешнего вида. Во время использования гальванического хромирования используется трехслойное нанесение металлического вещества.
Из-за того, что хром вступает в реакцию с другими металлами, он оседает на поверхности и придает ей блеск.
При использовании данного метода хромирования не применяется электрический ток. Весь процесс основан на реакции, которая проявляется между реагентами. При этом очень важно перед обработкой отдельных деталей методом покрытия хромированным составом нанести тонкий слой меди.
Для этой цели используется смесь из: сернокислой меди, концентрированной серной кислоты, дистиллированной воды.
Для хромирования используется следующий состав: фтористый хром, гипофосфат натрия, охлажденная уксусная кислота, раствор едкого натрия, лимоннокислый натрий, дистиллированная вода.
Данный вид хромирования подразумевает нанесение на поверхность металлов тонкого слоя золотого металла. Делается это не только для достижения наилучшего декоративного эффекта, но и для защиты материала от появления коррозии. Золочение делает материал более плотным и износостойким.
Хромирование в домашних условиях
В современном мире встречается немалое количество людей, которые осуществляют домашнее хромирование. Благодаря этому можно значительно сэкономить на обработке хромом отдельных металлических или пластмассовых деталей.
Важно: Процесс гальванического хромирования недоступен в нашей стране для домашнего использования. Его использование является уголовно наказуемым.
С теоретической точки зрения можно произвести хромирование дома, но для этого придется приложиться большое количество усилий. Для этой цели необходимо приобрести большое количество ванн и растворов для проведения процесса. На это уйдет масса времени и средств. Не рекомендуется проводить процедуру хромирования в домашних условиях путем обработки растворов и материалов электрическим током, потому что при этом выделяются токсины, способные нанести вред окружающей среде.
В домашних условиях можно воспользоваться химическим видом хромирования. При этом очень важно изготовить раствор меди хрома. Только после этого можно приступать к обработке металлических и неметаллических изделий.
Во время проведения процедуры хромирования необходимо позаботиться о технике безопасности, как и в промышленных условиях.
Хромирование в домашних условиях видео
Хромирование своими руками в домашних условиях: технология, видео
Элементы, покрытые слоем хрома, как правило, используются для улучшения дизайна автомобилей и мотоциклов. Стоимость таких деталей, изготовленных в производственных условиях, достаточно высока, а между тем вполне возможно хромирование в домашних условиях. Нанося хром на поверхность различных изделий своими руками, можно сэкономить значительные финансовые средства.
Соблюдение технологии позволят получать хромированные поверхности хорошего качества и в домашних условиях
Интерес к выполнению хромирования различных деталей своими руками в домашних условиях проявляют многие мастера, которым не безразличен внешний вид их транспортного средства. В технологии хромирования в домашних условиях можно выделить много нюансов. Кроме того, она требует строгого соблюдения последовательности всех своих этапов.
Подготовка к процедуре
Чтобы выполнить хромирование в домашних условиях, необходимо провести определенную подготовку. В первую очередь следует правильно выбрать помещение (желательно нежилое). Кроме того, перед выполнением хромирования надо обязательно:
- обеспечить вентиляцию помещения, в котором будет выполняться технологическая операция (при этом желательно, чтобы такая вентиляция была не естественной, а принудительной);
- найти средства, обеспечивающие личную безопасность (респиратор, защитные очки, плотные резиновые перчатки и фартук);
- решить вопрос о том, как будут утилизироваться отходы технологического процесса.
Самодельную ванну для хромирования можно сделать из толстого винпласта
Конструкция установки для хромирования
Для хромирования в домашних условиях можно изготовить устройство, состоящее из следующих элементов:
- контейнера, в котором будет устанавливаться емкость для выполнения хромирования;
- самой емкости, в качестве которой можно использовать стеклянную банку объемом 3 литра;
- деревянного ящика с утепленными стенками, способствующего качественному протеканию процесса электролиза (в качестве утеплительных элементов стенок такого ящика, который должен обладать эффектом термоса, можно использовать стеклоткань, песок, минеральную вату или стекловату);
- нагревательного элемента, в роли которого может выступить обычный ТЭН соответствующей мощности;
- устройства, при помощи которого можно измерять температуру (лучше всего использовать контактный термометр, позволяющий автоматизировать технологический процесс);
- герметизирующей крышки, которую лучше изготовить из древесной плиты или влагоустойчивой фанеры;
- проводов, при помощи которых обрабатываемое изделие подключается к минусовому контакту источника электрического тока, а анод, также погружаемый в электролитический раствор, – к плюсовому (провод, подсоединяемый к обрабатываемому изделию, лучше всего оснастить зажимом типа «крокодил»: подключать его в таком случае будет значительно удобнее).
Схема установки для хромирования
В комплект своего набора для хромирования необходимо включить и специальный кронштейн для подвешивания обрабатываемой детали в электролите. Использовать такой кронштейн необходимо для того, чтобы поверхность изделия покрывалась слоем хрома равномерно со всех сторон.
Требования к источнику питания
Покрытие поверхности изделий слоем хрома, в том числе и хромирование деталей в домашних условиях, предполагает использование источника постоянного тока. Электрическая схема самодельного устройства для хромирования должна удовлетворять нижеперечисленным требованиям.
Оборудование и материалы для хромирования деталей своими руками
Для нанесения на металлические детали хромового слоя потребуется следующее оборудование:
- ванна из пластмассы или полипропилена;
- выпрямитель, способный выдать напряжение до 12 вольт и силу тока до 50 ампер;
- кислотостойкий калорифер для подогрева электролита;
- термометр с пределом измерений 0-100 градусов.
Параметры и размеры отдельных видов оборудования, применяемого для хромирования в домашних условиях, определяется величиной и количеством обрабатываемых изделий.
В целях экономии следует подбирать минимальные размеры ванны, в которую будут погружаться детали. Ванну можно сделать из пластмассового ведра или другой прямоугольной емкости. Чтобы раствор не испарялся при длительном хранении, необходимо предусмотреть герметичную крышку или емкость для слива.
В качестве выпрямителя может быть использовано зарядное устройство для автомобильного аккумулятора (оно подойдет при хромировании мелких деталей).
Хромирование деталей будет происходить в электролите, который состоит из:
- дистиллированной воды (подойдет атмосферная вода или водопроводная с малым содержанием солей);
- хромового ангидрида (CrO3) концентрацией 220-250 г/л;
- серной кислоты (H2SO4) концентрацией 2,2-2,5 г/л.
Кроме этих компонентов потребуются и такие материалы, как: соляная кислота (HCl), ацетон или растворитель 646, и чистый листовой свинец.
Порядок хромирования деталей своими руками
Нанести защитно-декоративное хромовое покрытие можно непосредственно только на такие металлы как медь, латунь или никель.
Чтобы самостоятельно выполнить хромирование стальных деталей, на них предварительно наносят медный, латунный или никелевый подслой. Для этого требуется соответствующий электролит и технология:
- Изделия, подлежащие хромированию, предварительно полируют и обезжиривают ацетоном.
- После высыхания производится активация поверхности в растворе соляной кислоты (100 г/л). Время обработки зависит от состояния поверхности (5-20 минут).
- Детали промываются в чистой воде и погружаются в ванну хромирования. Для этого делается подвеска из медной проволоки или прутка. К подвеске с деталями подается «минусовой» провод от выпрямителя. Рядом на медной штанге крепится свинцовый анод, к которому подается «плюс».
- Через 20-40 мин детали извлекаются из ванны и промываются в чистой воде. После высыхания допускается полировка хромового слоя с целью придания поверхности зеркального блеска.
Приготовить электролит не составит особого труда: сначала в воде растворяется хромовый ангидрид, а затем тонкой струйкой добавляется серная кислота.
- Перед загрузкой первой партии деталей, необходимо завесить любую чистую металлическую пластину и проработать электролит в течение 0,5-1 часа. Когда цвет раствора превратится из ярко-красного в бордовый, можно приступать к хромированию деталей.
- Раствор хромирования должен быть разогрет до 45 градусов.
- Сила тока устанавливается в зависимости от площади поверхности покрываемых деталей. Для обработки 1 кв. дм. требуется сила тока 15-25 ампер.
Основные дефекты и удаление некачественного хромового покрытия
Получение бракованного покрытия не должно пугать начинающего гальваника. Некачественный слой хрома можно снять в растворе соляной кислоты (100-200 г/л). После этого детали промываются в воде, а процесс хромирования можно повторить.
Чаще всего встречается несколько основных дефектов:
- Отслаивание хромовой пленки. Главной причиной является плохая адгезия (сцепляемость) из-за недостаточного обезжиривания. После снятия покрытия поверхность заново очищается и активируется.
- Наросты (дендриты) хрома на острых краях и углах. Этот дефект свидетельствует о высокой плотности тока на острых гранях. Если можно, края лучше закруглить или установить экраны в проблемных зонах.
- Матовое покрытие. Чтобы добиться блеска, необходимо повысить температуру раствора, снизить силу тока или добавить хромовый ангидрид.
технология гальванического хромирования
Хромирование деталей в домашних условиях — подробная инструкция и советы
Любое изделие из металла, покрытое слоем хрома, смотрится намного эффектнее.
В частности, этим «болеет» подавляющее большинство автолюбителей, байкеров, многие из которых расценивают равнодушие (вместо ожидаемого восхищения) окружающих к их чудо-технике как личное оскорбление.
Но где взять такие «навороченные» комплектующие, если стоимость деталей с качественной хромировкой порой просто «зашкаливает», а по приемлемой цене можно приобрести или пластик с «оболочкой», или металлическую подделку, с которой хром облетит через пару недель?
Интерес к самостоятельному хромированию проявляют многие. Можно ли это сделать без проблем в домашних условиях? В принципе – да. В этой статье мы предметно поговорим о методике такой работы, и не только о ней. Честно расскажем, с чем придется столкнуться «домашнему» мастеру.
Подготовительные мероприятия
В первую очередь – выбор помещения. Тех, кто считает, что все работы по хромировке мелких деталей он сможет выполнить на кухне или в коридоре, придется огорчить. Этот процесс связан с вредными испарениями, поэтому и к помещению, и к мерам по обеспечению безопасности человека предъявляется особые требования. Как правило, местом работ выбирается подсобное помещение (гараж, пристройка и тому подобное). Как исключение – балкон.
Что предусмотреть
- Во-первых, эффективная вентиляция. Причем она должна быть не естественной, а принудительной (вытяжной).
- Во-вторых, респиратор, специальные очки, прорезиненные перчатки и фартук – обязательно.
- В-третьих, как утилизировать «отходы производства»?
В чем производить хромирование
Понадобятся материалы и приспособления. Они на рисунке обозначены соответствующими позициями:
- для небольших деталей вполне подойдет банка стеклянная на 3 л (7);
- емкость (1), в которую она будет ставиться (бидон, например);
- для качественного электролиза резервуар утепляется (теплоизолируется). Как пример – деревянный ящик (2), стеклоткань (3), материал дополнительного утепления (4). Для этого можно взять песок, минеральную или стекловату – разница небольшая. Главное – добиться эффекта «термоса»;
- нагревательный элемент (5). Можно использовать имеющиеся в продаже ТЭН соответствующей мощности;
- измеритель температуры (6). Желательно контактный, тогда процесс отчасти будет «автоматизирован»;
- герметизирующая крышка (8), но не металлическая. Обычно используются плиты из древесины или слоеная влагоустойчивая фанера;
- электроды. Катод присоединяется к образцу (–), а анод погружается в банку (+). Он может быть стержневым или пластинчатым. Для удобства в качестве «минусового» электрода можно использовать зажим типа «крокодил», который и будет удерживать деталь.
И последнее. Если она будет просто лежать на дне банки, то одна ее сторона останется без покрытия. Следовательно, ее нужно держать во время обработки в подвешенном положении. Тип кронштейна, его крепление «изобрести» несложно.
Хромирование деталей своими руками в домашних условиях: как это, описание технологии
Покрытие не только защищает металл от некоторых химических и физических влияний, но и придает ему эстетический вид. Это тем более актуально, что можно самостоятельно произвести процедуру. В статье расскажем, как сделать хромирование деталей в домашних условиях своими руками без проблем.
Зачем нужна
Способ часто применяют автолюбители для увеличения срока эксплуатации автомобиля. Второе применение – интерьерное. Некоторым поверхностям и элементам квартиры или дома можно придать декоративный блеск. Задачи и функции процесса:
- Защита от резких температурных перепадов и окисления, путем повышения устойчивости к коррозии.
- Эстетичность – внешний слой даже старого металлического элемента приобретает блеск.
- Увеличение длительности эксплуатационного периода, чтобы поверхность дольше сопротивлялась истиранию.
- Отражение. Отличный вариант, чтобы машина в темное время суток была заметнее на дороге.
Технологии хромирования в домашних условиях
Можно заказать услуги опытных компаний, которые проводят процедуру, или же заняться самостоятельно, но в любом случае смысл операции – очищение поверхности с последующей обработкой током и реагентами. Здесь работают химические законы катализации и окисления, поэтому нужно немного познакомиться с этой наукой. Ниже мы опишем технологии и расскажем о процессах.
Способы
Есть только три способа, как провести процесс. На заводах применяются специальные станки, но их работу мы рассматривать не станем, так как дома применить их невозможно.
- Гальванический метод. Заключается в растворении хрома в электролите с последующей осадкой атомов на плоскость. Для этого требуется мощный разряд тока.
- Каталитический. Работа будет происходить с токсинами, поэтому нужна защита. Химический процесс происходит при взаимодействии реагентов с последующим выделением необходимого вещества из солевого состава. При этом первичное покрытие нуждается в дальнейшей полировке.
- Диффузионный. Это фактически покраска специальной гальванической краской. Очень удобно применять самостоятельно, когда нужно обработать небольшой элемент.
Чтобы понять, как хромируют металл детали не зависимости от выбранного метода потребуется учесть ряд тонкостей. Перечислим каждую из них.
В чем производить хромирование алюминия или других материалов в домашних условиях
Вам понадобится емкость, которая вмещает всю вещь. При этом стенки сосуда не должны вступать в химическую реакцию или препятствовать ей. Для небольшого элемента прекрасно подойдет стеклянная банка. Ее нужно поставить в другую емкость, чтобы получились двойные стенки.
Между ними потребуется засыпать песок или проложить минеральную вату – так вы добьетесь эффекта термоса. Для нагрева можно применять обычный ТЭН. Также необходимо оснастить всю систему измерителем температуры. Крышку закрывайте достаточно герметично. Последнее, что понадобится – это два электрода.
Источник http://hozsekrety.ru/avto/chem-ochistit-hromirovannye-detali-avtomobilya.html
Источник http://avtograf70.ru/diagnostika-i-remont/kak-hromirovat-detali-v-domashnih-usloviyah.html