Содержание
Чем отличается вариатор от автомата и что лучше?
15 февраля 2017 Категория: Устройство автомобиля
При покупке современного автомобиля перед покупателем обычно встает выбор между механической и автоматической коробкой передач. Но в последние годы все чаще стали оснащать автомобили и вариаторами.
Если с механикой всем давно уже все ясно, тогда как обстоит дело с остальными коробками понятно далеко не всем. Поэтому, покупая новую или подержанную машину, перед будущим автовладельцем возникает вполне естественный вопрос, что лучше: вариатор или автомат. Но прежде чем ответить на этот вопрос, следует рассмотреть подробнее каждую из коробок передач и определить в чем разница между ними.
В этой статье мы расскажем, чем отличается вариатор от автомата и что лучше из двух трансмиссий. Ниже в подробностях рассмотрим преимущества и недостатки данных автоматических коробок, а также нюансы их эксплуатации.
Чем отличается вариатор от автомата?
Если отвечать коротко по поводу того, чем отличается вариатор от автомата, то можно даже сказать, что практически всем. Это совершенно разные коробки, как по конструкции, сложности устройства, принципу работы, так и по надежности, эффективности и ресурсу. Единственное, в чем они практически идентичны, это в плане управления во время вождения. Здесь они мало чем отличаются друг от друга.
А раз сходств у этих трансмиссий гораздо больше, чем отличий, давайте начнем именно с них:
- Вариатор и автомат по большому счету – это автоматические коробки, меняющие передаточное число между колесами и силовым агрегатом с помощью компьютера, без участия водителя.
- Работа двух коробок возможна благодаря правильному функционированию множества датчиков, хотя в вариаторе их на порядок больше.
- Автомобили с такими трансмиссиями не способны заглохнуть на светофоре из-за ошибки водителя.
- Машины с вариатором и коробкой автомат одинаково просты в управлении. Это несомненное преимущество всех автоматических коробок в сравнении с МКПП, особенно для начинающих автомобилистов. Ведь педалей управления в автомобилях с такими системами всего две: газ и тормоз. Поэтому управлять такой машиной проще и даже безопасней. Ведь не нужно отвлекаться, переключать передачи, нет третьей педали, а также меньше вероятность перепутать их во время езды.
- Трогается автомобиль, как с вариатором, так и автоматом всегда плавно, независимо от опыта и навыков водителя. Присутствуют функции, которые не позволяют машине откатываться назад на подъеме.
На этом основные сходства заканчиваются. Чем отличаются коробки между собой по конструкции, мы индивидуально расскажем ниже. Не будем углубляться глубоко в конструкцию трансмиссий, речь пойдет о самом необходимом, что нужно знать. Стоит начать именно с коробки автомат.
Коробка передач автомат
Коробка автомат состоит из множества элементов, которые принято разделять на 3 основные составляющие:
- Гидротрансформатор, который увеличивает крутящий момент от двигателя. Проще говоря, он позволяет автомобилю плавно начать движение с места, выполняет работу сцепления.
- Планетарный редуктор. Устройство изменяет крутящий момент от гидротрансформатора в зависимости от условий движения и передает его на колеса.
- Система гидравлического управления, которая управляет механизмами редуктора.
Планетарный механизм состоит из нескольких планетарных рядов, в которых находятся рабочие элементы, такие как:
- Солнечная шестерня с внешним зацеплением.
- Сателлиты, которые связаны между собой планетарным водилом.
- Коронная шестерня с внутренним зацеплением.
Переключение передач автомата происходит в результате блокировки этих элементов фрикционными тормозами и многодисковыми муфтами.
Еще одно устройство, которое является частью АКПП – это гидротрансформатор. Преобразователь крутящего момента состоит из роторов, а именно:
- Насоса, работающего от двигателя;
- Турбины, соединенной с автоматической коробкой передач;
- Реакторного колеса, расположенного между ними.
Между лопастей элементов циркулирует специальное гидравлическое масло ATF, передающее крутящий момент от одного ротора к другому. Основной задачей реактора является эффективная передача жидкости от турбины обратно к насосу.
Также в конструкции современных автоматов предусмотрена фрикционная (блокирующая) муфта. Когда она активируется, происходит соединение насоса и турбины жесткой сцепкой, то есть они начинают вращаться с одинаковой скоростью. Это помогает предотвратить потерю энергии из-за естественного относительного проскальзывания, возникающего между этими элементами.
Плюсы и минусы коробки автомат
Автоматическая коробка передач обладает рядом несомненных преимуществ:
- Простота управления автомобилем.
- Плавное и быстрое переключение передач.
- Удобство использования.
- Продлевает срок службы двигателя.
- Среди автоматических коробок выделяется внушительным ресурсом.
- Интеллектуальное изменение передаточного числа в зависимости от требований водителя.
Американцы именно за все эти качества и полюбили автоматы. В России и Европе все еще намного меньше автомобилей, оснащенных коробкой передач такого типа, но число сторонников АКПП постоянно растет.
Несмотря на явные положительные стороны, в автоматической коробке передач имеется и рядом существенных недостатков:
- Сложный и дорогостоящий ремонт. Иногда дешевле обойдется замена всей коробки, чем ее ремонт.
- Более высокий расход топлива, особенно среди автоматов старого типа. Шестиступенчатые коробки этот недостаток частично компенсируют.
- Высокий вес коробки, низкий КПД и более медленный разгон.
- Замедленная реакция на нажатие педали в пол, автомобиль не сразу начнет разгоняться.
- Необходимость частой замены масла (по сравнению с механикой).
- Имеются ограничения по применению в условиях низких температур, а также по буксировке автомобиля.
- Проблемная диагностика.
Высокая цена ремонта является наиболее распространенной причиной, из-за которой многие отказываются от покупки машины с автоматической коробки передач. Однако причиной большинства поломок является не малый ресурс автомата, наличие дефектов конструкции или сборки, а преждевременный износ компонентов, вызванный несоблюдением правил эксплуатации и обслуживания.
Тем не менее, конструкция многих моделей АКПП на самом деле просто недоработана. Некоторые компоненты автомата систематически выходят из строя раньше других. Поэтому информацию по модели трансмиссии стоит заранее изучить перед покупкой автомобиля, чтобы быть готовым к возможным поломкам или попытаться их вовсе избежать.
Вариатор
Бесступенчатая вариаторная коробка передач в сравнении с автоматом менее распространенный вариант трансмиссии. Общая часть вариаторов среди всех автоматических коробок передач находится в пределах 30%. В автомобильную промышленность вариаторы начали внедрять достаточно давно, примерно в середине 20 века. Но по-настоящему широкое применение они получили в последние десятилетия.
В целом коробки передач CVT, несмотря на то, что в концептуальном и инженерном плане они представляют собой интересное и очень практичное решение – среди покупателей не пользуются такой большой популярностью. Более того, у некоторых из них так много неприятных отзывов, что продавцы автомобилей опускают его упоминание в объявлениях. С другой стороны, разработка вариаторов постоянно прогрессирует, и время от времени появляются ее модифицированные, улучшенные версии.
Коробки этого типа устанавливают в первую очередь на легковые автомобили с небольшими двигателями. И чаще всего их можно найти на автомобилях японских марок, особенно в моделях с гибридным приводом.
Конструкция вариаторной коробки передач
Самая распространенная конструкция вариатора фактически работает по тем же принципам, что и коробка передач, установленная в скутерах. Подобные устройства уже давно устанавливаются и на мопедах, а также водных или снежных мотоциклах. Проще говоря, крутящий момент вариатора передается с помощью конического ремня, сопряженного со шкивами, которые имеют форму конуса.
Основная разница между автомобильным вариатором и коробкой передач, используемой в двухколесной технике, состоит в том, что ремень в машинах с CVT более совершенный. Он напоминает скорее металлическую цепь, чем ремень. В то время как вариатор, установленный на снегоход, будет иметь резиновый ремень.
Конструкция и схема работы коробки передач CVT относительно проста. Металлический ремень (цепь) перемещается по дорожкам качения двух наборов конусов, которые, приближаясь и удаляясь друг от друга, вызывают изменение его положения. Если сказать более конкретно, то ремень взаимодействует с двумя шкивами, каждый из которых состоит из двух конусов. Когда один конус удаляется от второго, уменьшается диаметр, на котором работает ремень. Для поддержания постоянного натяжения ремня в тот же момент конус на втором шкиве перемещается в противоположном направлении.
Изменения диаметров работы ремня приводят к изменениям передаточного числа, то есть переключению передач. Все это контролируется блоком управления вариатора и выполняется после считывания информации с датчиков.
Механизм CVT, конечно, проще и интересней, чем АКПП. Однако было бы неправильно однозначно утверждать, что вариатор лучше, чем автомат, основываясь на его технических характеристиках. Несмотря на свои преимущества, трансмиссия не лишена и недостатков.
Плюсы и минусы вариатора
В первую очередь стоит отметить, что автомобиль с вариатором разгоняется максимально плавно. При нажиме на акселератор, скорость будет увеличиваться плавно, без всяческих провалов и толчков. А сопровождаться это будет еле слышным нарастающим гулом. Каким бы совершенным автомат не был, сколько бы передач у него не имелось, по плавности ускорения вариатор он вряд ли когда-нибудь превзойдет.
Вариатор – это единственный тип редуктора, который позволяет поддерживать постоянную частоту вращения мотора и при этом разгоняться. Эта трансмиссия не только всегда оптимально подбирает передаточное отношение к текущему крутящему моменту, но также обеспечивает плавную передачу момента вращения на колеса без какой-либо задержки на переключение скоростей.
Все это позволяет оснащенному вариатором транспортному средству набирать скорость даже быстрее, чем более мощное авто с АКПП. Ведь КПД у него выше, вес меньше, а также не затрачивается дополнительное время на переключение скоростей.
Учитывая все вышесказанное, можно отметить несколько преимуществ вариатора:
- Поддержание неизменной частоты вращения двигателя независимо от изменения скорости автомобиля, что позволяет работать мотору в наиболее эффективном режиме.
- Вариаторная коробка передач относительно легкая и имеет небольшие габариты.
- Автомобили с вариатором потребляют меньше топлива и более экологичны, чем машины с коробкой автомат.
- Автомобиль с такой коробкой прост в эксплуатации.
- Вариатор обеспечивают максимальный комфорт вождения, нет толчков и рывков при изменениях передаточного числа, какие есть в любом автомате.
- Машина с установленным вариатором разгоняется быстрее автомата.
- Нагрузка на мотор и прочие элементы автомобиля лучше оптимизирована, что повышает срок службы автомобильного двигателя.
Стоит отметить, что для тех водителей, которым более комфортно ездить с рывками, такими как в АКПП, во многих моделях производитель предусмотрел функцию имитации изменения передач. По сути, это режим работы коробки, когда ремень по шкивам перемещается не постоянно, а рывками, что и вызывает схожие с автоматом переключения. Но это лишь программная имитация переключений, которую на вариаторе в любой момент можно отключить.
Теперь перейдем к недостаткам вариатора, которых немало:
- Такие системы не ставятся на транспортные средства с мощными силовыми агрегатами по понятным причинам.
- Вариатору требуется специальное масло, которое не просто достать. А по стоимости эта жидкость гораздо выше масла, заливаемого в классический автомат. Более того смазку нельзя заменить аналогом другой марки, допустимо использование только конкретного брэнда.
- Ремонтировать вариатор весьма и весьма дорого, а профессионалов, которые могут качественно его провести, на данный момент очень мало.
- Сложная электроника, отказ которой может сильно ударить по бюджету. Ведь корректная работа вариатора зависит от работоспособности многих датчиков. И если хотя бы один из них выйдет из строя, то по цепочке возникнет целый ряд проблем, включая неправильную работу самого вариатора, его быстрый износ.
- Существуют ограничения по буксировке как самой машины с вариатором, так и этим автомобилем иного транспортного средства.
- Есть ограничения по эксплуатации в зимних условиях.
- Требуется менять ремень каждые 100-150 тыс. км.
Также некоторые автолюбители недолюбливают вариатор за отсутствие спортивного «рычания». Ведь в такой машине звук двигателя при разгоне скорее монотонный, чем спортивный. Но это уже не техническая характеристика, а чисто эстетическая критерия, которая никаким образом не влияет на динамику авто.
Более подробно о преимуществах и недостатках вариатора и автомата можете узнать из данного видео:
Что лучше: вариатор или автомат?
Если говорить о технических характеристиках, динамике разгона автомобиля, производительности и экономичности в плане расхода топлива, то вариатор здесь явно лучше, чем автомат. Более того, вариаторная коробка обладает наиболее плавным и незаметным переключением передач среди всех автоматических трансмиссий.
Однако автомат намного проще и дешевле в ремонте. Обслуживание АКПП также обойдется меньше, стоимость масла для него значительно ниже, чем для вариатора. И это учитывая, что в коробку CVT заливается практически в два раза меньше масла, чаще всего 5-6 литров. Кроме того, вариатору обязательно потребуется замена ремня после 100 000 км. Автомат же при должном обслуживании и правильной эксплуатации способен и 300 000 проехать без нареканий, конечно, в зависимости от модели.
Как видите, у каждой трансмиссии есть свои плюсы и минусы. Поэтому однозначного ответа, что лучше: вариатор или автомат, наверное, не существует. Поэтому окончательный выбор должен сделать каждый для себя сам.
Сразу стоит предупредить, что вариатор стоит рассматривать к покупке, если вы собираетесь приобрести совершенно новый автомобиль, на который распространяется гарантия производителя. В противном случае лучше отдать предпочтение автомату. Ведь CVT в связи с небрежной эксплуатацией и без должного обслуживания уже после 100 тысяч км может прийти в негодность. В таких случаях нередко требуется дорогостоящий ремонт на сумму, превышающую 150 тысяч рублей.
Однако, несмотря на все недостатки вариатора, большая часть экспертов и конструкторов считают, что будущее все-таки за ним. Именно вариатор со временем заменит и полностью вытеснит из автомобилестроения и механические, и автоматические коробки передач.
Разбираясь с вопросами на тему того, чем отличается вариатор от автомата и что лучше выбрать из двух трансмиссий будущему автовладельцу, стоит также дать несколько рекомендаций по эксплуатации транспортных средств, оснащенных автоматическими коробками. Ниже перечислим особенности эксплуатации этих трансмиссий.
Правила эксплуатации вариатора и автомата
На транспортных средствах, оснащенных вариатором или автоматом, необходимо соблюдать некоторые меры предосторожности, чтобы избежать поломок, а именно:
- Не стоит давать на автомобиль большие нагрузки в холодный сезон, особенно сразу после запуска двигателя. Требуется дать время, чтобы механизм достаточно прогрелся.
- Необходимо постоянно контролировать уровень жидкости и ее состояние, а также вовремя ее менять.
- Нельзя давать сильную и резкую нагрузку в момент начала движения на автомобиле с вариатором, именно в этот момент он испытывает сильнейшие нагрузки. Не забывайте, эта система не подходит для гонок.
- Чаще осматривайте датчики автомобиля, проверяйте их состояние, целые ли они и как функционируют. Так как неисправность одного из них может повлиять не только на трансмиссию, но и другие системы автомобиля.
- И самое главное, никогда не пытайтесь починить вариатор или автомат самостоятельно. Без должного опыта это только прибавит вам проблем и, скорее всего, увеличит стоимость ремонта. Лучше всего сразу обратиться к профессионалам.
Это все что мы хотели сказать сегодня в нашей статье. Теперь вы должны понимать, чем отличается вариатор от автомата и что лучше подойдет именно вам. Надеемся, что данный материал был для вас полезным. А какую коробку выбрали вы, можете поделиться с нами в комментариях.
Что выбрать: коробку-автомат или вариатор
На современном автомобильном рынке можно найти сразу несколько вариантов машин, использующих коробки передач с автоматическим переключением. В первую очередь к ним относятся классические гидромеханические автоматы и вариаторы, хотя существует еще и вариант с роботизированным переключением передач. Формально эти варианты схожи — при переключении передач не используется механическая энергия, то есть физическое усилие водителя. Однако конструктивно они значительно отличаются, что обуславливает различные достоинства и недостатки разных вариантов. Поэтому попробуем выяснить, чем отличаются классические автоматы от вариаторов и какая конструкция лучше.
Коробка автомат
С формальной точки зрения к коробкам типа автомат можно отнести любые КПП, в которых переключение передач происходит без участия водителя. Однако исторически такое наименование закрепилось за гидромеханической коробкой передач, появившейся еще в первой половине XX столетия. Первыми появились коробки с 4 передачами, современные АКПП могут насчитывать 6, 8 и даже 9 передач у самых продвинутых вариаций.
Краткий обзор
Классическая коробка-автомат состоит из нескольких блоков, обеспечивающих переключение передач без участия человека.
- Планетарная коробка передач (планетарный редуктор) — основной узел АКПП, осуществляющий переключение передач и отвечающий за скорость движения автомобиля. Редуктор состоит из солнечной шестерни, планетарного водила, сателлитов и коронной шестерни.
- Система гидравлического управления — отвечает за работу планетарного редуктора и управляет им.
- Гидротрансформатор (гидромуфта) — передает крутящий момент от двигателя к планетарной коробке передач. Для передачи гидромуфта использует рабочую жидкость — трансмиссионное масло. Одновременно гидромуфта выполняет и функции сцепления. Размещается гидротрансформатор на маховике мотора.
Плюсы и минусы
Классическая АКПП — агрегат, чья конструкция проверена временем. Плюсы и минусы КПП гидромеханической конструкции АКПП ярко проявлялись еще на коробках первых поколениях. Современные автопроизводители совершенствуют конструкцию АКПП, поэтому на самых дорогих моделях ее недостатки сглажены.
К плюсам АКПП можно отнести следующие качества.
- Надежная и испытанная временем конструкция. Современные гидротрансформаторы имеют ресурс использования в сотни тысяч километров пробега.
- Удобство в использовании и простота ремонта. Конструкция АКПП довольна проста и хорошо изучена работниками автосервисов.
- Возможность «переваривать» огромный крутящий момент.
- Способность «переживать» кратковременную буксировку.
- Наличие ручного механизма переключения передач.
- Щадящее отношение к двигателю. АКПП переключает передачи раньше, чем обороты мотора достигают высоких чисел. Благодаря этому сохраняется ресурс силового агрегата.
- Невысокая требовательность к трансмиссионному маслу. Классические 4-ступенчатые автоматы практически «всеядны» — вовсе не обязательно приобретать оригинальное масло, так что вполне допускается его замена аналогом. В то же время АКПП нового поколения с 8 или 9 передачами достаточно требовательны к качеству трансмиссионного масла.
Минусы коробки-автомат также ярко выражены. К ним относятся следующие недостатки.
- Сравнительно низкий КПД. Из-за потерь в гидротрансформаторе АКПП использует меньший объем полезной мощности мотора. В этом коробка-автомат уступает и механической КПП, и вариатору.
- Повышенный расход топлива. Этот недостаток напрямую связан с предыдущим. Для выдачи сравнимой мощности автомобиль с коробкой-автомат использует больший объем топлива.
- Недостаточная динамичность. Разгон автомобиля с АКПП уступает машинам с механикой и вариатором.
- Рывки при переключении передач. В процессе езды чувствуются заметные рывки, когда автомат переключает передачи. Особенно этот недостаток характерен для классического 4-ступенчатого автомата, на АКПП нового поколения с большим количеством передач рывки значительно смягчены.
Вариатор
Вариатор (CVT) — вариант бесступенчатой трансмиссии, в процессе работы которой не происходит переключения передач. Простейшие модели вариатора использовались на мельницах, затем — на различных станках. Легковые автомобили стали оснащаться вариаторами во второй половине XX столетия, а расцвет бесступенчатой трансмиссии наступил уже в XXI веке.
Краткий обзор
Существует немало разновидностей вариаторов, в легковом автомобилестроении чаще всего встречаются следующие разновидности:
- клиноременная трансмиссия;
- клиноцепная трансмиссия
Клиноременной вариатор — самая распространенная разновидность вариатора на сегодняшний момент. Крутящий момент от движка в них передается с помощью трапециевидного металлического ремня. Ремень надевается на два шкива — один ведущий, передающий усилия от силового агрегата, и один ведомый, передающий усилие к колесам. Изменение диаметров шкивов изменяет передаточные числа, примерно соответствующие диапазонам обычных передач в коробке. Принцип работы клиноцепной трансмиссии схож, однако в них ремень меняется на цепь.
Плюсы и минусы
Вариатор имеет множество преимуществ по сравнению с МКПП и даже гидромеханическим автоматом. Однако отдельные недостатки конструкции не дают ему полностью вытеснить другие варианты трансмиссий.
К положительным качествам вариатора относятся следующие преимущества.
- Высокий КПД трансмиссии. У вариатора нет расходов мощности на переключение передач, так что используется больший объем мощности, поступающий от двигателя.
- Меньший расход топлива — этот плюс вытекает из предыдущего. Для достижения нужных показателей скорости вариатор использует меньший объем бензина.
- Большая экологичность — меньший расход топлива определяет и меньшее количество вредных выбросов в выхлопе автомобиля.
- Плавный разгон с лучшими показателями ускорения. Вариатор позволяет быстрее разгонять машину, так как нет затрат времени на переключение передач. Так что по динамическим характеристикам вариатор выигрывает и у МКПП, и уж тем более у коробки-автомат.
- Отсутствие рывков. Так как у вариатора нет передач, то движение происходит плавно. Ускорение на автомобиле с вариатором напоминает езду на электромобиле или, например, троллейбусе. Это обеспечивает максимальный комфорт езды на машине с вариатором.
- Дополнительный, но немаловажный плюс — отсутствие отката назад при трогании на неровной поверхности. Автомобиль с вариатором не заглохнет при трогании на горке и не откатится назад, что особенно важно для начинающих водителей.
Однако есть у вариатора и немало минусов, из-за которых он проигрывает другим типам трансмиссий.
- Вариатор невозможно установить на двигатели большой мощности — клиноременная или клиноцепная трансмиссия не способна передавать крутящий момент от двигателей мощностью более 220 л. с.
- Несмотря на хорошие динамические характеристики вариатор не подходит для спортивного типа езды. Он «не любит» высоких оборотов двигателя, резких ускорений, пробуксовок и т. д.
- Недостаточная надежность конструкции — наличие большого количества электроники приводит к усложнению системы. Поэтому поломка вариатора — достаточно распространенное явление. Кроме того, ремонт вариатора обходится дорого, к тому же настоящих специалистов по подобному типу трансмиссии не так много.
- Меньший ресурс коробки — ремень вариатора рекомендуется менять после пробега в 150 тыс. км вне зависимости от его физического износа.
- Требовательность к обслуживанию. Вариатор можно заправлять только оригинальным трансмиссионным маслом, которое обходится дороже аналогов.
- Вариатор не позволяет буксировать прицеп или другой автомобиль.
Сходства
Главное сходство коробок-автомат и вариаторов — отсутствие механического воздействия для переключения передач при движении автомобиля. Вариатор в принципе не имеет передач, а передаточные числа на нем изменяются в постоянном автоматическом режиме. За переключение передач и выжимание сцепления в АКПП отвечает гидротрансформатор, поэтому физических усилий водителя не требуется.
Различия
Различий у двух типов трансмиссий на самом деле больше, чем кажется на первый взгляд.
- Гидромеханический автомат универсален — его можно устанавливать на автомобили любого размера и направленности: от городских машин до спорткаров. Вариатор не подходит для мощных седанов, внедорожников или спортивных автомобилей. Его стихия — семейные и городские автомобили, а также кроссоверы.
- Вариатор обеспечивает большую мягкость хода и комфортность поездки. Автомат также более комфортабелен при езде, чем автомобили с МКПП, однако уступает вариатору из-за ярко выраженных рывков.
- Конструкция автомата имеет большую надежность и больший ресурс. Вариатор чаще ломается, требует особого обслуживания и выходит из строя раньше.
- Вариатор более экономичен, так как потребляет меньше топлива, чем автомат.
Что лучше: автомат или вариатор
Однозначного вывода о том, какой тип трансмиссии лучше, сделать нельзя. АКПП и вариатор значительно различаются и в целом предназначены для различного типа автомобилей. Вариатор подходит для спокойного вождения, автомат более универсален. Он также достаточно комфортабелен, но позволяет ездить в спортивных режимах, буксировать прицепы, передвигаться по легкому бездорожью и т. д.
У обоих видов трансмиссий есть свои поклонники, и их аргументы звучат достаточно убедительно. Можно сказать, что для современного уровня технологий вариатор и коробка-автомат практически равны в своих преимуществах. Однако это относится только к АКПП с количеством передач не меньше 6 — старые добрые 4-ступенчатые автоматы уже значительно проигрывают современным вариаторам.
В целом сейчас на рынке установилось равновесие — вариаторы заняли свою нишу в виде семейных автомобилей и кроссоверов. Классические коробки-автомат хоть и уступили отдельный сегмент рынка вариаторам, прочно удерживают свою нишу, особенно в доле дорогих и спортивных автомобилей. Изменить ситуацию может дальнейшее совершенствование вариаторов — повышение надежности, увеличение ресурса и наделение способностью «переваривать» большой крутящий момент сделает их безусловным лидером среди различных видов трансмиссий.
Что лучше: автомат или вариатор
Выбирая автомобиль с современной коробкой передач, покупатель нередко задумывается, что лучше – автомат или вариатор? Оба устройства относительно похожи в работе, однако каждое имеет определенные особенности, которые стоит изучить прежде, чем сделать выбор в пользу одного или другого.
Конструкция и работа вариатора
Изучая, что лучше, автомат или вариатор, стоит почитать отзывы владельцев, изучить характеристики устройств, их слабые и сильные стороны. Кроме этого, требуется подумать, в каком стиле вы предпочитаете ездить – агрессивном или спокойном, где именно предстоит использовать машину. Это весьма важно, так как работают трансмиссии по-разному.
Вариаторы – это бесступенчатые коробки, привод осуществляется при помощи ремня или роликов. Внутри находятся специальные конусы, развернутые в разные стороны, за счет изменения их положения меняется передаточное число, переключения как такового нет. Коробка реагирует на обороты двигателя, плавно изменяя скорость автомобиля. В зависимости от конструкции внутри могут находиться шкивы, соединенные ремнем или цепью. При наборе или уменьшении скорости расстояние между ними меняется, за счет чего происходит изменение передаточного числа.
Как работает автоматическая КПП?
АКПП имеет два основных узла – гидротрансформатор, который работает, основываясь на нагнетании давления, способствующего переключению передачи, и редуктор. Именно из-за этого не требуется использовать механическое сцепление, которое водитель нажимает ногой. В рассматриваемом узле механическую часть выполняет не человек, а редуктор. Трансмиссия ступенчатая, каждая ступень имеет свою пару шестерней, находящихся в постоянном контакте.
При помощи редуктора регулируется усилие между шестернями. Кроме этого, коробка оснащена муфтами и фрикционными дисками, которые при движении растягиваются или сужаются, заставляя коробку переключаться в нужный момент.
Основные преимущества и недостатки вариатора
Требуется изучить плюсы и минусы, прежде чем решить, что лучше – вариатор или автомат. Желательно сравнить особенности обеих конструкций, после чего можно будет сделать окончательный вывод. Для начала стоит рассмотреть достоинства и недостатки вариатора. Удобнее всего это сделать, пользуясь таблицей, приведенной ниже.
Плюсы | Минусы |
Плавность переключения. Во время движения и разгона не происходит толчков, машина двигается всегда равномерно, точно так же, как и модели с электродвигателем. | Не подходит для мощных автомобилей, где лошадиных сил больше 200. Это связано с тем, что нагрузки на ремень и ролики повышены, из-за этого они быстро выходят из строя. |
Высокий КПД. Время реакции вариатора на увеличение или снижение оборотов мотора минимально, он реагирует быстрее АКПП, поэтому между нажатием педали газа и разгоном не происходит задержек. Разгон более динамичен, особенно на скорости выше 50 км/ч и выше. | Трансмиссионное масло нужно менять чаще, чем в АКПП, а стоит оно дороже. Играет роль качество продукции. |
Из-за плавной работы устройства удается экономить топливо, иногда расход становится значительно меньше в сравнении аналогичными машинами, но оснащенными коробкой-автоматом. | Работу устройства контролирует большое количество датчиков, если какие-то из них выходят из строя, авто может перестать ехать или вариатор будет работать неправильно. |
Выброс вредных веществ в атмосферу меньше в результате экономии топлива. | Сложность ремонта. В автосервисах не всегда берутся за ремонт такого автомобиля, часто КПП меняют полностью, потому что ремонт экономически невыгоден и составляет половину стоимости нового вариатора. |
Режим работы плавный, то, как осуществляется переключение, контролирует электроника, поэтому авто всегда будет двигаться на комфортных для двигателя оборотах. Это уменьшает износ деталей и повышает срок эксплуатации машины. | Машину нельзя буксировать, если ее двигатель выключен, нельзя резко трогаться с места, тянуть автомобильный прицеп или другие авто. Также запрещается использовать на зыбком грунте, где автомобиль может зарыться. |
Учитывая сказанное выше, можно сделать следующий вывод: вариатор хорошо подходит для степенной езды в городских условиях и по трассе, но не стоит покупать такую машину лихачам или любителям ездить на природу по плохой дороге. Вариатор служит не так уж долго.
Преимущества и недостатки АКПП
Автоматическая коробка имеет свои особенности, которые мы также приводим для удобства в виде таблицы.
Преимущества | Недостатки |
Агрегат отличается высокой надежностью, современные коробки работают до 300 тысяч км, обслуживание в виде замены масла потребуется не ранее чем через 70 тысяч. Доступны резкие старты и использование на бездорожье. | Низкий КПД. Это происходит из-за специфической работы гидротрансформатора. Мощность двигателя теряется, хоть и незначительно; это особенно заметно на авто с небольшим количеством л.с. при подъеме в гору. |
Ремонт достаточно дорогой, но доступен в большинстве сервисов. | Высокий расход топлива. |
Для АКПП качество масла играет роль, но оно некритично, можно использовать недорогие марки. | Динамические характеристики уступают вариатору. Разгон даже у мощных машин достаточно медленный. |
Переключение скоростей без предельного набора оборотов двигателя обеспечивает меньший износ силового агрегата. | При переключении передач возможны рывки, это нормально для автоматической коробки. Однако есть модели, работающие достаточно плавно. |
Доступно буксирование другого транспортного средства, прицепа. | — |
Выбирая, что лучше, робот, вариатор или автомат, требуется учесть, что третий вариант отличается в первую очередь надежностью и более долгим сроком службы. Однако автоматический механизм требует внимательного отношения и своевременного ремонта.
В чем отличие вариатора от робота и автомата?
Прежде чем окончательно разобраться, что лучше, автомат или вариатор, требуется понять не только то, чем хорош каждый вариант, но и чем их работа принципиально отличается друг от друга. Отличить машины визуально не получится, рычаги внутри очень похожи и располагаются одинаково. В некоторых модель рычаг вообще находится у руля, но он может принадлежать любой коробке, кроме механической. Заметить разницу водитель сможет, когда машина будет находиться в движении: это под силу даже новичку.
Если на авто стоит вариатор, переключение будет происходить плавно, такой агрегат быстрее реагирует на изменение передаточного щелчка, работает немного тише автомата. Понимание, что передача переключилась, приходит по изменению скорости и шумности работы мотора. Если вы поедете на автомате, то при переключении будут заметны некоторые рывки. Однако современные коробки с парным сцеплением лишены такого недостатка, но вы будете слышать определенные механические звуки, которых не слышно при работе вариатора.
Основное существенное различие состоит в строении механизмов. Если основой вариатора является устройство, позволяющее плавно менять скорость, то коробка-автомат имеет ступени, за счет которых происходит изменение скоростного режима. На разгон вариаторному автомобилю понадобится меньше времени, однако его нельзя нагружать при старте. Машина с этим типом КПП весит немного меньше.
Конечно, лучший способ узнать, что установлено на авто – это посмотреть документы, например сервисную книгу. Для выбора, что лучше именно для вас, требуется прежде всего проехать на понравившемся вам автомобиле, ощутить, как он реагирует на у правление в той или иной ситуации. Тогда вы сможете составить наиболее полное впечатление и мнение о транспортном средстве и его трансмиссии.
Коробка-автомат имеет иное строение. Внутри нее находится редуктор шестерни, гидравлический нагнетатель. За счет этого происходит работа механизма, он довольно сложен, требует внимательного отношения, но отличается надежностью, так как в его конструкции нет быстро изнашиваемого ремня. Если взять в руки документы машины, обратить внимание нужно на следующее: автомат обозначен буквами А или АТ, вариатор – CVT.
Существует интересный тест, который может провести опытный водитель. При попытке тронуться в гору нужно резко нажать на газ и затем отпустить педаль. Авто с АКПП не обратит на это особого внимания, а вариатор может покатиться назад.
Какую автоматическую коробку выбрать?
Существует два типа АКПП, поэтому при выборе автомата придется еще и определиться, какой именно тип вам нравится больше. Роботизированная трансмиссия является чем-то средним между автоматической и механической коробкой передач. Робот управляется автоматически, но конструктивно напоминает механику, которая оснащена специальными механизмами, благодаря чему он может регулировать работу системы сцепления.
Переключение происходит по тому же принципу, как и на механической версии, но водителю не приходится делать это самостоятельно. Этот вид трансмиссии имеет преимущества по сравнению с традиционным автоматом, он дешевле и более надежен. При переключении передач не возникает рывков, но только в случае парного сцепления. Стоит более подробно рассмотреть преимущества и недостатки робота, для удобства мы составили таблицу, которая может проиллюстрировать наглядно характеристики трансмиссии.
Преимущества | Недостатки |
Устроен проще автомата, обходится дешевле в приобретении. | Если установлено одно сцепление, возможны рывки при переключении. |
Проще обслуживать, ремонт проводят в большинстве СТО, и стоит он дешевле. | На подъеме авто может откатываться назад. Если приходится стоять долго, нужно переводить коробку в нейтральный режим самостоятельно. |
Значительная экономия топлива. | В тяжелых условиях может вести себя непредсказуемо, из-за этого использовать робот на бездорожье неудобно. |
Высокий КПД. | Переключение передач происходит с отставанием. |
Коробку-автомат не стоит путать с роботом, так как она совершенно иначе работает. Основу составляет гидротрансформатор и планетарные шестерни. КПП оснащено фрикционными дисками, которые и заставляют передачи переключаться под напором давления в системе, повышающегося при наборе оборотов двигателя и снижающегося при снижении. Передачи будут переключаться самостоятельно. Процесс зависит только от скорости автомобиля и оборотов двигателя, человеку практически не требуется принимать участие в процессе.
Автомат может встречаться не только на легковых, но и на грузовых авто, некоторых пассажирских автобусах. Если техника переднеприводная, то главная передача будет пополнена дифференциалом и главной передачей, однако принцип работы от этого не меняется, система становится лишь немного сложнее.
Плюсы и минусы автоматической КПП
Преимущества и недостатки АКПП мы также вынесли в таблицу для удобства ознакомления, сравнения черт робота и автомата на практике.
Преимущества АКПП | Недостатки АКПП |
Разгон относительно плавный, как и движение в целом. | Ремонт и обслуживание требуются регулярно, стоимость процедур высокая. |
Удобно использовать в условиях города, не требуется вмешиваться в работу. | Низкий КПД. |
Работает автоматически, что-то переключать нужно редко. | Повышенный расход топлива. |
Сцепление менять не нужно, оно ходит длительное время. | Увеличенная стоимость. |
Как сделать выбор?
Решить, какая коробка передач лучше, оказывается не так просто. Приходится учитывать большое количество факторов. Автомат удобен, достаточно комфортен и требует нечастого обслуживания, которое можно сделать во многих автомастерских. Он имеет ряд недостатков, но достаточно терпимых. Машиной можно пользоваться на легком бездорожье, применять как обычное авто, чего нельзя сказать о вариаторе: на такой машине нельзя буксовать или что-то буксировать, ей противопоказан резкий старт или высокие нагрузки из-за хрупкости приводного ремня, который является наиболее слабым местом в конструкции.
Робот стоит дороже, но он удобнее, и уход за ним проще. Такая коробка тратит меньше топлива, позволяет использовать машину комфортно практически в любых условиях, за исключением глубокой грязи, где трудно предугадать, как автомобиль себя поведет при высоких оборотах и пониженной сырости. У вариатора есть свои преимущества, к ним относится более доступная цена, абсолютно плавный разгон и низкий расход топлива. Если вы предпочитаете степенную езду и используете машину в основном в условиях города, то этот вариант станет достаточно удобным.
Надежность
Этот вопрос достаточно спорный, традиционно считается, что автомат ходит намного дольше вариатора, разница исчисляется сотнями тысяч километров. Однако во многом срок службы механизмов зависит от тяжести условий, в которых они эксплуатируются, и регулярности технического обслуживания. Коробки-автомат и роботы намного сложнее по строению и обходятся дороже, если их приходится ремонтировать. Вариаторы обычно вообще не ремонтируют, а заменяют на новые, потому что ремонт может обойтись дороже покупки цельного узла.
Комфортность
Что именно для вас является более удобным вариантом, вы можете узнать, лишь побывав за рулем нескольких машин с разными КПП и сравнив их на практике.
Прежде чем купить автомобиль с одним из вариантов коробки, стоит не только изучить материал теоретически, но и проехать на авто лично. Вопрос выбора сугубо индивидуален, и невозможно дать однозначный ответ на вопрос, какая КПП лучше.
https://auto-pos.ru/123-chto-luchshe-variator-ili-avtomaticheskaya-korobka-peredach.html