Что лучше для авто – метан или пропан

Содержание

Какой газ лучше заправлять в авто — метан или пропан

Альтернативное топливо — природный газ — всё чаще применяется в системах «питания» автомобилей, причём число желающих переоборудовать своего «любимца» на газобаллонное оборудование с каждым годом лишь возрастает. Перед каждым автолюбителем в этом случае встаёт вопрос, требующий безотлагательного ответа. А именно, что лучше: метан или пропан на авто?

Преимущества газового топлива

Сравнение газа

По статистике все пользователи газобаллонного оборудования для автомобилей по роду применяемого в нём газа находятся в следующем соотношении:

  • 70% — метан;
  • 30% — пропан.

Чтобы разобраться в мотивах таких приоритетов, нужно суметь подойти к разбору ситуации объективно, с учётом не только большой разницы в стоимости жидкого газа и бензина, но и в эксплуатационных качествах как устанавливаемого дополнительного оборудования, так и самого автомобиля. В любом случае переоборудование автомашины на газ оправдано экономически, это мероприятие уже за короткий срок эксплуатации окупает все вложения и становится очень выгодным.

К несомненному преимуществу газа относится его экологичность, так как сгорающий в двигателе метан или пропан не приводит к выбросам в окружающую среду вредных для человека свинцовых и серных соединений, доля оксида углерода в выхлопных газах двигателей с газобаллонным оборудованием также значительно ниже, чем у бензиновых. Конкретные плюсы и минусы установки газового оборудования на автомобиль выявляются лишь в подробном анализе.

Немало автолюбителей отказывается от использования газа потому, что при нём мощностные характеристики автомобиля незначительно снижаются, что отражается на его динамических характеристиках, становится заметным при разгонах и троганиях с места. Снижение мощностных характеристик при переходе на газ обычно не превышает 5% от паспортных. Газ не может так быстро сгорать, как бензин или дизельное топливо, поэтому температура двигателя при работе незначительно, но повышается.

Сравнительная характеристика метана и пропана

Чтобы сделать вывод о том, какой газ лучше для авто: пропан или метан, нужно сравнить между собой эксплуатационные характеристики метана и пропана, удельный расход газа на километр пробега и некоторые другие показатели.
Ваш браузер не поддерживает фреймы
Скачать Таблицу отличий метана от пропана (.DOCX)

Что общего

У метана и пропана при использовании их в автомобилях много общих качеств. Эксплуатируя автомобиль на метане или пропане, владелец получает неизменный выигрыш, ведь цена одного литра газа примерно вдвое ниже, чем стоимость литра традиционного топлива. Но пропан-бутан и метан сравнение с бензином выдерживают лишь в том случае, если для автовладельца не играют роль следующие факторы:

  • пунктов заправки машин газом в РФ намного меньше, чем традиционных АЗС;
  • в стране недостаёт центров по обслуживанию и ремонту ГБО;
  • при замене бензина на газ мощность двигателя снижается.

Первые два из перечисленных недостатков относятся в основном к автомобилям на метане или пропане, эксплуатируемым вдалеке от крупных городов или территориальных центров, где всегда в достатке имеются любые ЦТО и пункты заправки машин газом.

Какие отличия

Анализ того, чем отличается метан от пропана при использовании их в качестве автомобильного топлива, требует более глубоко разобраться с природой обоих газов и их свойствами. Пропан относится к органической группе алканов, выделяемых при переработке (крекинге) сырой нефти, второй способ его получения — из природного газа. Если концентрация пропана в воздухе достигает 2,1%, смесь считается взрывоопасной. Процесс извлечения пропана из сырой нефти предопределяет наличие в нём масел и различных попутных примесей, из-за этого возникает необходимость его дополнительной очистки при подаче в автомобильный мотор.

Метан относится к простейшим углеводородам, плотность его ниже, чем у воздуха. В силу этого обстоятельства он всегда устремляется вверх и скапливаться в ограниченном объёме не способен, у него нет цвета и запаха. Однако этих обстоятельств недостаточно, чтобы метан достиг такого же распространения в автомобилях, как пропан.

Добывают метан из-под земли и для того, чтобы он обладал запахом, в него вводятся специальные добавки — одоранты. Это предупреждает человека об опасной загазованности в зоне его пребывания, ведь при высокой концентрации метан ядовит. Чтобы получить из метана автомобильное топливо, его сжимают до 200 атм. и более, а для хранения используют прочные и тяжёлые баллоны.

Технические показатели

В силу большого различия свойств метана и пропана, их технические показатели при использовании в качестве автомобильного топлива также отличаются. Главные из этих отличий:

  • если снижение мощности автомобиля при переоборудовании его на пропан составляет около 4%, то при переводе на метан потеря составляет до 20%;
  • монтаж и стоимость автомобильного ГБО на метане значительно выше, чем на пропане, разница составляет около 70%;
  • метановые баллоны ёмкостью 65 л имеют массу свыше 70 килограммов, а для обеспечения пробега легкового автомобиля в 600 километров требуется не менее 100 литров газа;
  • баллон с пропановой смесью объёмом в 65 литров и массой около 50 килограммов позволяет проехать на легковом автомобиле средней мощности не менее 600 километров.

К сравнительным показателям нужно добавить и то, что заправки метаном встречаются гораздо реже, чем пропаном, что позволяет большинству владельцев автомобилей с ГБО на метане пользоваться газом лишь при поездках в зоне пробега на одной заправке.

Безопасность

Нельзя сбрасывать с чаши весов тот факт, что газ более взрывоопасен, чем воздушная смесь на основе паров бензина или дизельного топлива. Если в ГБО автомобиля возникают утечки метана или пропана, то на человека смесь газа оказывает наркотическое влияние, схожее с эффектом от вдыхания курильщиками газа из зажигалки.

Указанные риски реальны, но не настолько, чтобы постоянно ощущать опасность при использовании метана или пропана. При регулярном проведении технического осмотра машины на газе они сводятся к минимуму. Владелец автомобиля на метане или пропане должен быть внимателен к возможным утечкам в местах неплотных соединений трубопроводов или из элементов ГБО. В первую очередь, это обнаруживается по специфическому запаху, который имеет газ.

Чтобы сделать вывод, метан или пропан, что безопаснее, нужно знать свойства этих газов. Пропан тяжелее воздуха и способен собираться в низких выемках конструкций, строений, создавая опасные для человека концентрации. А вот метан легче воздуха и при утечке он улетучивается вверх, не создавая взрывоопасных концентраций. Важно при анализе безопасности учесть очень большое давление в метановых баллонах, что также является важным фактором опасности в случае ДТП или непреднамеренной разгерметизации ГБО.

Вопрос о том, метан использовать или пропан, что безопаснее теряет свою актуальность, если установку на автомобиль ГБО производят профессионалы. Сертифицированные центры выдают клиенту гарантию безопасности использования оборудования, его качества.

Экологичность

Экологичность газа

В сравнении с бензином или дизельным топливом, автомобили на газе значительно экологичнее, так как в продуктах сгорания метана или пропана нет соединений свинца и серы. Именно эти выбросы газа наиболее вредны для человека. Содержание оксида углерода и окиси азота в выхлопных газах машин с ГБО обычно в 2-3 раза ниже, чем при использовании традиционных видов топлива. Задымленность при работе двигателя на газе по сравнению с бензином снижается в 9 раз.

Отличие метана от пропан-бутана в экологическом плане заключается в том, что метан менее вреден, к тому же он полностью сгорает в двигателе. Метан легче воздуха и за счёт своей летучести не образует никаких вредоносных смесей. Если рассуждать в глобальном масштабе, то метан, поднимаясь в верхние слои атмосферы, отрицательно влияет на величину озонового слоя, что опасно для планеты в целом.

Какому газу для авто отдать предпочтение

Разбираясь, что лучше: метан или пропан на авто, нужно учесть несколько факторов.

  1. Баллоны метана имеют большую толщину стенок и определённую форму, они занимают много места, поэтому переводить легковой автомобиль на метан — сомнительное предприятие. Для пропана же подходят ёмкости любой формы, которые легко адаптировать под технологические формы любого кузова.
  2. При заправке автомобиля метаном запас хода значительно меньший, чем пробег на одной заправке пропаном. И мало кто захочет размещать на своём автомобиле большое количество метановых баллонов, имеющих большой вес. Важный плюс метана — его дешевизна.
  3. Потеря мощности автомобиля при переводе на метан намного значительнее, чем при переводе на пропан.

Складывая всё, нетрудно прийти к выводу, что установка метанового оборудования на авто выгодна лишь в тех случаях, когда машина эксплуатируется на газе с высокой интенсивностью, но с небольшой рабочей нагрузкой в районе недалеко расположенной заправки метаном. Только в этом случае затраты на более дорогое метановое ГБО быстро окупятся, и переделка на газ начнёт приносить автовладельцу существенную экономию.

Чем отличаются метан и пропан на авто?

Метан или пропан на авто, что лучше – этот вопрос всегда задаёт та категория водителей, которая решила перейти на альтернативные источники топлива. Попытаемся разобраться какой газ лучше для автомобиля. Выясним слабые и сильные стороны оборудования, сделаем соответствующие выводы.

Сравнение двух видов топлива

Метан или пропан на авто - что лучше? Какое газовое оборудование (ГБО) поставить?

Между газами существуют солидные различия. Это касается хранения и эксплуатации (пользования). Применимо к автотранспорту:

  • Метан – экологически чистый природный газ, добывается в месторождениях из недр земли. Автомобили с метановым ГБО маркируются — CNG (Compressed Natural Gas) сжатый природный газ или КПГ (компримированный);
  • Пропан-бутан – смесь двух газов, получаемая при деятельности нефтяной промышленности. Маркировка LPG (Liquified Petroleum Gas) или СНГ (сжиженный нефтяной газ).

Хранение и перевозка метана как автомобильного топлива осуществляется под давлением 200-250 атмосфер (измеряется кубическими метрами), пропан-бутана 14-18 атм. (в литрах). Оба вида горючего широко применяются на легковых авто, грузовых, пассажирских и сельхозтехнике. В двигателях внутреннего сгорания бензиновых, дизельных (газодизель), газовых.

Рассмотрим основные плюсы и минусы авто на метане и пропане, в таких показателях как:

  1. Цена и конструктивная разница между газовым оборудованием.
  2. Финансово экономические выгоды.
  3. Характеристики мотора.
  4. Безопасность.
  5. Наличие заправочных станций.
  6. Вопросы, касающиеся экологии.

Отличия ГБО метан от пропанового

Стоимость и установка газобаллонного оборудования работающего на пропане обойдётся дешевле, нежели монтаж ГБО на метане. Цифры впечатляющие, разница в цене может составить колоссальный разрыв.

Например пропановая газовая установка 4 поколения на легковое авто в среднем может стоить от 25-35 тыс. рублей. Аналогичное метановое оборудование на тот же автомобиль обойдётся в самом дешёвом варианте от 60 тысяч рублей. С коммерческим транспортом всё ещё сложнее.

Вам будет интересно  Регистрация ГБО по новым правилам в ГИБДД 2021 года

Основной вклад в отличие вносит цена на газовые баллоны и их установку. А если этот факт применить к мощным машинам или грузовым, где ставят не один и не два баллона, то переоборудование обойдётся в круглую сумму.

Так как газ метан сжимается под большим давлением, для его транспортировки требуются толстостенные, тяжёлые ёмкости. К тому же метановые сосуды имеют только цилиндрическую форму, что может затруднить выбор места под установку и занять полезный объём багажного отделения.

В отношении массы есть альтернативное решение – композитные баллоны разных размеров, но цена их слишком велика (к примеру, сосуд на 80 литров будет стоить от 35 000 рублей в комплекте с запорной арматурой и крепежом).

Пропан в этом плане выгоднее – существует огромный выбор относительно лёгких, дешёвых тороидальных (в нишу запасного колеса) или цилиндрических баллонов.

Также отличаются газовый редуктор, топливные магистрали (для метана ставят металлические с защитным покрытием, опять же из-за давления). В пропановом ГБО применяется медь или пластик. С КПГ редуктором ставится манометр для контроля давления и как опция, электронный датчик с выводом индикации в салон — топливомер газа.

Своё заправочное устройство у метанового оборудования. В остальном газовые системы схожи.

Расход газа и окупаемость

Сравнивая и выбирая, какое ГБО поставить на автомобиль, метан или пропан, в первую очередь считают срок окупаемости оборудования. По понятным причинам просчёт точной экономики, в рамках данной статьи, сделать сложно (скачки цен на топливо и оборудование, особенности ТС, амортизация). Поэтому произведём усреднённый расчёт, где каждый, зная параметры своей машины, может подставить их, получив более конкретные цифры.

  • цена бензина 43 руб., пропана 20 руб., метана 17 руб.;
  • пробег за месяц 3000 км.;
  • автомобиль (ДВС 4 цилиндра, бензин, расход бензина на 100 км пробега 10 л. – 12900 рублей за месяц);
  • стоимость ГБО: пропан 30 000 руб., метан 60 000 руб.

Считается, что расход пропан-бутана по отношению к бензину выше на 10-35%. Возьмём максимальное значение – 35%, таким образом, коэффициент потребления относительно бензина составит 1,35. Получается, что на пропане расход на сотню составит 13,5 литров. В месяц 405 л. газа – 8100 руб. Выгода 37% или 4800 рублей.

Метан измеряется в кубометрах, его потребление к бензину в среднем на 10% меньше (выведено опытным путём) — коэф. 0,9. В нашем случае – 9 м3. По итогам месяца 270 метров кубических – 4590 руб. Выгоднее почти на 65% или 8310 рублей.

  1. СНГ (стоимость ГБО/выгоду): 30000/4800=6,25 месяцев или (окуп.*пробег): 6,25*3000=18750 км.пробега;
  2. КПГ – 60000/8310=7,22 мес. или – 7,22*3000=21661 км.

Влияние газомоторного топлива на двигатель

Газ в двигателе сгорает медленнее бензина, так как октановое число метана 120, а пропан-бутановой смеси около 105. По этой причине появляются температурные нагрузки на выпускной тракт, потеря мощности и завышенный расход горючего.

Решаются эти проблемы с установкой вариатора опережения угла зажигания (на некоторых марках делается прошивка контроллера ГБО). Рекомендуется установка на метан и на пропан.

Преимуществом метана, также является тот факт, что сам по себе газ на много чище СНГ. Соответственно газовое оборудование проще и дешевле в обслуживании. К тому же при зимней эксплуатации нет проблем с замерзающим конденсатом. Недостатком будет меньшее количество СТО занимающихся КПГ. С пропаном ситуация обратная.

Безопасность

При утечке пропана газ концентрируется по низу, с этой точки он более пожароопасен. Метан же напротив очень быстро растворяется в воздухе. Но если утечка происходит на открытом пространстве можно не переживать. В закрытом помещении – жди беды.

Многочисленные рассказы о взрыве метановых баллонов, имеют место быть, но эти случаи во многом происходят из-за не своевременного контроля установленного оборудования и игнорирование требований по переосвидетельствованию емкостей.

Заправка и запас хода

На метане дальние загородные поездки противопоказаны – это правда. Заправочные комплексы АГНКС – скорее экзотика, нежели реальность. Их катастрофически не хватает и расположение неудобное. А в сосуд на 80 литров — один из распространённых вариантов для легковой машины, входит 19м3 метана (примерно 200 км хода).

При определённых обстоятельствах, имеется решение данного вопроса. Заправлять личный автомобиль можно с помощью индивидуального домашнего компрессора (мини АГНКС, АГНКУ). Но цена на него в районе 350-500 тысяч рублей, хоть и газ обойдётся более чем вполовину дешевле.

Пропановая сеть АГЗС весьма разветвлённая, заправиться можно практически в любом месте. Вот только качество СНГ часто оставляет желать лучшего.

Ещё один несущественный, но минус – процесс закачки CNG длится немногим дольше.

Экология

Этот показатель интересует автолюбителей в последнюю очередь, но в экологическом плане к метану претензий практически нет. Он гораздо чище конкурента, у которого содержится достаточно большое количество вредных примесей. При сгорании метана почти полностью отсутствуют загрязняющие окружающую среду вещества. В современных мегаполисах этот вопрос очень актуален.

Заключение

Безусловно, что после сравнения видов газового топлива выбор остаётся за владельцем транспортного средства. Именно он принимает решение и сам определяет, какое газовое оборудование лучше выбрать, ведь всё очень индивидуально. Ко всему прочему перечисленные показатели зависят от ряда факторов:

Сравнительная таблица основных отличий метана от пропана

№ Фактор ГБО пропан ГБО метан

1 Стоимость ГБО низкая высокая
2 Цена на топливо дороже дешевле
3 Расход относительно бензина больше меньше
4 Показатели веса легче тяжелее
5 Запас горючего больше меньше
8 Давление газа в баллонах 12-15 атмосфер 200-250 атмосфер
9 Вредные выбросы есть нет
10 Падение мощности нет есть
11 Доступность пунктов заправок практически на уровне бензиновых заправок не более 2-3 на крупный населённый пункт
12 Окупаемость быстрее медленнее
13 Тех. обслуживание чаще реже

Выбор ГБО на автомобиль: метан или пропан, что лучше? Что лучше для авто пропан или метан

Перед установкой газобаллонного оборудования (ГБО) у большинства автомобилистов возникают вопросы, какую же установку себе поставить, на каком топливе, какое поколение подойдет больше и что будет выгоднее. Постараемся разобраться, насколько целесообразна установка ГБО на метане, рассмотрим все типы совместимых с данным газом установок и выделим их плюсы и минусы.

Установка на автомобиль ГБО с пропаном и его сравнение с метаном

Метан или пропан на авто, что лучше? Более популярное газовое топливо – пропан. Как и бензин, его хранят в жидком агрегатном состоянии. На АЗС предлагают пропан как состав из пропана, бутана и этана. Такая смесь дешевле бензина почти в 2 раза и дешевле метана.

Баллоны для пропана в автомобиле по вместимости газа не уступают объемам бензиновых топливных баков. Они вместительнее, чем баллоны для метана, и изготавливаются не только привычной цилиндрической формы, но и тороидальной, что позволяет скрыть баллон в отделении для запасного колеса.

В РФ слабо развита сфера предоставления метанового топлива потребителю. Владельцам ГБО на метане на своем автотранспорте потребуется удлинять маршрут, поскольку заправочных станций, предлагающих метан, немного.

Пропан, как побочный нефтяной продукт, более популярен в предложении заводов производителей. Заправочных станций, торгующих пропан-бутановой смесью – намного больше, чем продающих метан.

Главный элемент, обеспечивающий нормальную работу ГБО – это газовый редуктор. Его регулировка обязательна не только при покупке газовой системы, но и по мере эксплуатации. Газовые редукторы для автомобиля с ГБО 2-го поколения на пропане нуждаются в обязательной регулировке на автомобилях до 2000-х годов выпуска.

При установке ГБО, работающего на метане или пропане, необходимо ответственно отнестись к выбору места установки и специалистов.

ГБО требует тщательного и частого технический осмотра. Помимо ежедневной проверки состояния креплений и узлов системы, её герметичности, каждые 15000 км необходимо проверяться на СТО.

Преимущества и недостатки метана и пропана

Оба эти газа существенно дешевле бензина, что и является основной причиной их все более широкого применения в качества топлива для двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Относительно невысокая стоимость, однако, является далеко не единственным достоинством пропана и метана.

Среди прочих особо следует выделить следующие:

  • Оба эти газа отличаются высокой степенью экологической безопасности: при сгорании они выделяют в атмосферу существенно меньше вредных веществ, чем бензин или дизельное топливо;
  • И пропан, и метан, можно заправлять в значительных объемах, что существенно продлевает срок езды без дополнительной заправки топливом;
  • Применение в качестве горючего этих газов влечет за собой гораздо более медленный износ двигателя, чем при использовании бензина или солярки (особенно это касается специально приспособленных «под газ» силовых агрегатов).

В то же самое время и пропан, и метан имеют некоторые минусы по сравнению с соляркой и бензином. Прежде всего, следует заметить, что они пока не столь широко используются в качестве топлива, поэтому газовых заправочных станций существенно меньше, да и центров сервисного обслуживания автомобилей с установленным на них газовым оборудованием — тоже. Еще один весьма существенный недостаток — это то, что при переводе автомобиля на газ довольно значительно снижается мощность двигателя.

Если же сравнивать как автомобильное топливо метан и пропан между собой, то картина также получается весьма неоднозначная. Что касается стоимости, то метан существенно дешевле пропана, однако газобаллонное оборудование для него значительно (примерно на 70%!) дороже.

Таким образом, можно сделать вывод, что переводить автомобиль именно на метан имеет смысл тогда, когда предполагается его длительная и весьма активная эксплуатация.

С течением времени за счет более низкой стоимости метана ГБО окупается, и использовать именно этот газ становится практически однозначно выгоднее, чем пропан.

Справедливости ради, следует заметить, что переводить авто именно на метан имеет смысл тогда, когда есть возможность без проблем заправляться этим газом. Дело в том, что «метановых» АЗС пока существенно меньше, чем «пропановых». К неоспоримым достоинствам метана следует отнести и то, что он намного менее взрывоопасен, чем пропан.

Специалисты вообще считают, что благодаря способности очень быстро рассеиваться в атмосфере этот газ вообще является наиболее безопасным среди практически всех других видов топлива.

К тому же, следует учитывать и то обстоятельство, что из-за высокой прочности баллонов, используемых для заправки метаном, риск их повреждения при авариях существенно ниже, чем баллонов с пропаном (что, кстати говоря, вполне подтверждается статистикой ДТП).

При этом вес баллона с пропаном намного ниже, чем вес баллона с метаном. За счет того, что он содержится в емкости в сжиженном виде. Благодаря этому в одном и том же объеме его можно запасти существенно больше.

Еще одним достаточно серьезным доводом в пользу использования в качестве топлива именно пропана является то, что падение мощности двигателя при его применении вместо бензина составляет всего около 5%!, в то время как для метана эта величина составляет от 20%!до 30%!

Конечный выбор остается за автомобилистом – метан безопасней и дешевле, но дороже по установке и эксплуатации, пропан более распространен, дешевле по установке, баллоны меньше весят, но он взрывоопасен и более вреден.

В любом случае – газовая заправка на АГЗС остается удобной и перспективной альтернативой заправки бензином, при этом она более функциональна, чем езда на электричестве или спирте.

Транспортное средство на сегодняшний день является для многих неотъемлемой частью жизни для работы, семьи или просто для отдыха. Однако стоимость бензинового топлива постепенно увеличивается, с чем соответственно растут затраты на содержание автомобиля.

Вам будет интересно  Автомобильные газовые баллоны под пропан-бутан для ГБОАвтомобили на альтернативном топливе

Именно по этой причине многие автовладельцы уже установили, а многие уже готовые установить газобаллонное оборудование на свое транспортное средство. Среди обилия брендов от итальянских до отечественных, еще предлагаются ГБО на метане или пропане.

Виды топлива

На сегодняшний день, для заправки авто используют следующий тип топлива:

  • бензин марки от АИ-76 до АИ-98 и выше;
  • дизель;
  • метан;
  • пропан;
  • газовая смесь.

Так, как стоимость бензина существенно выше, чем газа, то наиболее правильным выбором будет установка ГБО. Особенно экономичность проявится в том случае, если автомобиль используется постоянно изо дня в день. При этом каждая заправка будет обходиться как минимум вдвое дешевле, чем при эксплуатации авто на бензине.

Отличие газа для ТС

Итак, в первую очередь расскажем, что лучше метан или пропан на авто. Метан состоит из природного газа, а пропан – продукт сжиженного нефтяного газа. Отличия пропана от метана:

  • при горении первый газ выделяет значительно больше тепла, чем второй и поэтому отличается более высоким КПД;
  • метан по своей природе имеет инертные свойства, в то время как пропан легче вступает в различные химические реакции, что позволяет его использовать для приготовления различных смесей;
  • метан отличается более взрывоопасным свойством, в то время как пропан имеет наркотические свойства при его чрезмерном вдыхании;
  • жидкий метан для содержания его в таком состояния должен быть под высоким давлением не менее 200 атмосфер, в то время как для сжиженного пропана достаточно рабочего давления 4-6 атмосфер;
  • ввиду вышеописанного для транспортировки первого газа необходимо использовать баллоны металлические с толщиной стенки всего 4-5 миллиметров, в то время как для транспортировки второго нужны баллоны с очень толстой стенкой, способы выдерживать давление 200 атмосфер;
  • стоимость заправки на пропане обойдется значительно дешевле, чем на метане и расход на первом газе будет значительно ниже, чем на втором.

Экологичность

Если рассматривать газобаллонное оборудование с точки зрения экологичности при его эксплуатации, то в этом случае бензиновое топливо значительно проигрывает. Так как при сгорании газа в атмосферу выделяется обычный водород, а при сгорании бензина в атмосферу выделяются выхлопные газы: NO + NO2, углеводороды, СО и СО₂.

Как видим, при использовании ГБО мы более бережно относимся к нашей природе и не загрязнем окружающую среду. Конечно, эксплуатация электрических автомобилей TESLA является настоящим эталоном для экологии, но и их стоимость еще достаточно высока. Но, тем не менее, ГБО очень близко приблизились к электрокарам в плане экологии.

Безопасность

Рассматривая условия безопасной эксплуатации авто с ГБО можно смело отдать предпочтение бутану, так как данный газ не является взрывоопасным, в отличие от метана. Кроме этого для транспортировки первой смеси используются металлические или композитные баллоны с толщиной стенки всего 4-6 миллиметров.

Выбираем ГБО для своего авто

Безусловно, если рассмотреть все достоинства и недостатки можно смело сделать вывод, что газобаллонное оборудование на пропане будет наиболее предпочтительным, безопасным и экономичным.

Думаю мы дали вполне обоснованный и развернутый ответ на вопрос – метан или пропан на авто что лучше. Также стоит не забывать о качестве проведенных работ по установке газобаллонного оборудования на ТС.

От этого также будет зависеть не только безопасная и надежная эксплуатация ГБО, но и технические характеристики, расход, приемистость авто и многое другое.

Именно по вышеописанным причинам мы рекомендуем доверять работу по установке и подбору ГБО исключительно зарекомендованным и проверенным компаниям, которые имеют не только опыт и квалифицированный штат, но все необходимые сертификации для проведения данных работ.

Профессиональная установка ГБО на транспортные средства в компании «ЮгГазМонтаж»

Проводятся квалифицированные работы по подбору, установке, настройке и обслуживанию газобаллонных систем любого уровня сложности. На весь комплекс предоставленных услуг мы выписываем своим клиентам надежную гарантию на безопасную и надежную эксплуатацию ГБО. Кроме этого мы предоставляем услуги по быстрому и законному оформлению ГБО в государственных органах и ГИБДД.

Постоянное повышение цены на бензин способствовало повышению актуальности – газового. Его стоимость в разы отличается от бензина и дизеля. Не пугает даже высокая стоимость оборудования, которое необходимо устанавливать на автомобили.

Экономия оказывается «на лицо» и затраты на покупку и установку оборудования окупаются за короткое время, в зависимости от интенсивности эксплуатации автомобиля.

Перед каждым автовладельцем, который решился перейти на газовое топливо, стоит непростой вопрос: какому топливу отдать предпочтение: метану или пропану. Сегодня мы будем разбираться с этой дилеммой.

Представление о газовой установке на авто

Метан или пропан на авто - что лучше? Какое газовое оборудование (ГБО) поставить?

Учитывая тот факт, что для двигателя внутреннего сгорания подходит не только жидкое топливо, были придуманы установки, использующие в качестве горючего газ. Придуманы они были прежде всего для экономии денег на заправке, так как газ дешевле, хотя есть мнение, что жидкие горючие смеси все же немного “полезнее” для мотора. Тем не менее ГБО обрело большую популярность и, по мнению многих специалистов, совсем не вредит двигателю, а ,наоборот, увеличивает его ресурс.

Сейчас есть шесть поколений такого оборудования, и четыре из них могут работать на разных газах. Несмотря на все разнообразие, общий принцип работы у них один.

Из баллона газ под высоким давлением по магистрали поступает в клапан-фильтр, где очищается от примесей. Затем идет в редуктор, давление приходит в рабочую норму, после чего через регулировочный клапан топливо попадает в смеситель, а затем – в двигатель.

Но это общая схема, которая не учитывает много важных компонентов, а лишь показывает принцип работы установки.

Недостатки газового топлива

  • неприятным недостатком газа будет невозможность завести двигатель на газу зимой при больших отрицательных температурах. Решением станет запуск двигателя автомобиля с бензинового топлива, а по достижению прогрева мотора до 30 градусов подключают ГБО;
  • страдает мощность двигателя, она уменьшается на 7-10%!с использованием пропана и на 20%!при использовании метана;
  • существенный недостаток – опасность газового топлива. Опасна именно утечка газа при повреждении баллона или несвоевременной проверке технического состояния системы. Не меньшую опасность, при исправном состоянии ГБО, представляют аварии с участием автомобилей на газовом топливе;
  • большой вес баллонов сокращает грузоподъемность автотранспорта. Ресурс багажного отделения легковых автомобилей значительно уменьшается при оборудовании его несколькими газовыми емкостями. Для метана, в отличие от пропана, не изготавливают баллонов тороидальной формы, которые подходят в отделение для запасного колеса;
  • цена монтажа ГБО на пропане на автомобиль в специальных центрах немалая. Метановое ГБО будет стоить чуть дороже. Так же возникнет необходимость перерегистрации документов на автомобиль с учетом внесения изменений в топливную систему;
  • газовые заправки в нашей стране не настолько хорошо развиты, как бензиновые.

Почему выгодно заправлять авто газом

При всех достоинствах и недостатках, у разновидностей газового горючего есть общие «бонусы», привлекательные для автовладельцев:

  • автогаз имеет более низкую стоимость относительно бензина;
  • высокая экологическая составляющая, газ оказывает меньшее негативное воздействие на человека, токсичность газовых выхлопов незначительна;
  • установка ГБО увеличивает запас гсм в автомобиле, если залить полный бак бензина и наполнить газовый баллон;
  • использование газа в комплексе с бензиновым горючим замедляет износ деталей машины (эффективнее, если двигатель приспособлен к газу с завода).

Эти качества позволяют автовладельцам использовать газ вместо бензина, сеть агзс год от года расширяется.

Мнение о том, что газобаллонное оборудование способно выводить из строя верхнюю часть блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания, справедливо, когда ГБО на автомобиль установлено кустарным способом.

Газовая система будет иметь статус отличной надёжности, полную безопасность, высокий кпд, если устанавливать её у профессионалов, заправлять автомобиль качественным газом, не игнорировать регулярное прохождение технического осмотра. Правильно выполненный монтаж газового баллона поможет избежать повреждения оборудования в ДТП.

На заметку! Что касается утечек газа, то добавленные в газ меркаптаны с характерным запахом позволят сразу заметить дефекты в системе.

Гбо на пропане или метане: что выбрать? (отвечаем)

При установке на автомобиль газобаллонного оборудования всегда возникает вопрос, какой газ выбрать. От этого зависит тип устанавливаемого ГБО и эксплуатационные характеристики автомобиля. Сегодня применяется два вида газа: пропан и метан.

Особенности пропана

Газ пропан является основным компонентом сжиженного газа (пропаново-бутановой смеси). Он представляет собой побочный продукт нефтеперегонки. Этот газ хранится под сравнительно небольшим давлением, которое составляет 16 атмосфер.

Благодаря этому для его хранения используются тонкостенные баллоны (толщина стенок от 3 мм). Это дает существенное преимущество в виде небольшого веса установленного оборудования. Масса заполненного газового баллона объемом 50 литров составляет всего 44 килограмма.

Еще одно важное преимущество пропана заключается в развитой сети заправочных станций АГЗС. Благодаря этому владельцы транспортных средств практически не сталкиваются с проблемой заправки даже во время длительных поездок. Минусом же пропана является более высокий расход газа.

Особенности метана

Метан или пропан на авто - что лучше? Какое газовое оборудование (ГБО) поставить?

Метан представляет собой газ природного происхождения, который хранится под давлением 200 атмосфер в газообразном состоянии. Учитывая значительное давление газа, толщина стенок метановых баллонов является более высокой.

Вес одного баллона объемом 50 литров составляет 63 килограмма. При этом, учитывая газообразное состояние метана, приходится использовать большее количество баллонов. В среднем один пропановый баллон по кубатуре газа идентичен трем метановым.

Современные баллоны для метана могут изготавливаться из композитных материалов. Это позволяет существенно снизить их вес. Однако стоимость таких баллонов намного выше.
Недостатком также является слабо развитая сеть АГКНС, которые используются для заправки метаном. Кроме того, метановое ГБО стоит дороже.

К плюсам этого газа можно отнести его меньший, по сравнению с пропаном, расход.

Выводы

В целом по топливным характеристикам оба типа газа могут использоваться на автомобилях без особых ограничений. Однако при выборе нужно учитывать характеристики каждого типа газа и особенности автомобиля. Так, метан выигрывает за счет меньшего расхода и меньшей стоимости самого газа.

Это делает его использование экономически эффективным (даже с учетом дорогого ГБО) для автомобилей со значительной кубатурой двигателя, а также на машинах с большими значениями среднегодового пробега.

Именно метановое оборудование чаще всего используется на коммерческом транспорте различных видов. Пропан же является более предпочтительным вариантом для обычных легковых автомобилей, которые используются в частных целях.

Пропан или метан на авто что лучше выбрать

Газобаллонное оборудование в последнее время стало практически неотъемлемой частью оснащения многих видов автотранспорта. Им оборудуются грузовые машины, автобусы, сельхозтехника и легковушки. Причем вне зависимости от типа двигателя и использовавшегося до переоборудования топлива.

Причины повсеместного распространения ГБО ясны: газ позволяет экономить на расходе, в некоторых случаях повышает мощность и ресурс двигателя, снижает уровень вредных выбросов в атмосферу и так далее. Но в связи с этим напрашивается вопрос, какой газ выбрать или что лучше – пропан или метан на авто?

Виды топлива

Если не брать в расчет спирт и электричество, двигатели автомобилей традиционно используют два вида топлива:

Каждый по-своему хорош и обеспечивает транспортным средствам заложенные конструкторами характеристики. Перевод автомобилей на газ в большей степени вызван экономическими причинами. Хотя автопроизводители уже не стесняются использовать фирменные газовые установки, позволяющие придавать силовым агрегатам новые качества.

Для ясности отметим, что из газов пока широкое применение получили тоже два вида:

Автомобильный пропан-бутан хранится в жидком состоянии. Метан, напротив, исключительно в газообразном.

Причем для дизельных и бензиновых моторов применимы разные варианты, но чаще используются определенные, что обусловлено отличиями самих газов и размерами ТС.

Например, легковое авто на газ метан переоборудуют реже, чего не скажешь о джипах, грузовиках и так далее. Не делают этого и на современных автомобилях, поскольку последние поколения ГБО рассчитаны исключительно на пропан.

Вам будет интересно  ГБО 2 поколения: установка и регулировка своими руками на инжектор и карбюратор

В чем отличия

Прежде чем приступить к установке ГБО, необходимо разобраться, что лучше для конкретного двигателя: метан или пропан-бутан. Ведь каждый газ имеет свои характеристики, которые в различной степени влияют на работу ТС, компоненты двигателя, безопасность и экологию.

Общее, что роднит названные газы, – это отсутствие цвета и запаха, но используются метан и пропан по-разному и придают моторам отличающиеся характеристики. Пропан-бутан – это смесь двух сходных по структуре газов, которые смешивают для получения требуемого октанового числа.

В разное время года на АЗГС в составе смеси меняется соотношение: зимой больше пропана, а летом – бутана.

Технические характеристики

Основное отличие метана от пропана заключается в том, что это газ природного происхождения. Пропан получается при крекинге нефтепродуктов. Видимо, по этой причине структурная формула метана не позволяет использовать его в жидком состоянии.

Октановое число пропана и метана выше, чем у бензина. Это примерно 100 и 110 соответственно. У метана оно чуть выше, поэтому двигатель на нем экономичнее. Его использование дает в полтора раза больший экономический эффект. Стоимость ниже в сравнении с бензином, чем стоимость пропана (примерно в 1,5 раза). Расход на метане ниже процентов на тридцать.

Ввиду того, что давление метана в баллоне авто очень велико (в районе 270 атмосфер), баллон должен иметь определенную форму и толщину стенок. Такие большие размеры и масса делают использование метана на легковых автомобилях сомнительным предприятием.

Пропан можно содержать в емкости любой формы, которую часто адаптируют под технологические вырезы в корпусе авто.

Запас хода на метане всегда будет меньше. На одном и том же авто на метане и пропане разница в пробеге на одной заправке будет существенной. Дело в том, что большой запас метана требует объемных и тяжелых баллонов, размещать которые чаще негде. Да и конструкцию ТС утяжелять лишний раз никому не хочется.

Если рассмотреть все минусы и плюсы авто на метане, то складывается впечатление, что он лучше. Может быть, так оно и есть, но стоит учесть, что бензиновый двигатель после перехода на метан теряет больше тяги. Правда, работает при этом тише и более плавно, чем на пропане. Но и стоит ГБО под метан раза в два больше.

А при переоснащении дизелей этот газ просто идеален. Чем отличается метан от пропана на авто с дизельной силовой установкой? В первом случае придется полностью переделать систему подачи топлива и установить систему зажигания. Пользоваться соляркой уже будет нельзя. Но достигается максимально возможная экономичность.

Для использования пропана устанавливается газодизель, позволяющий использовать и солярку, и газ.

Экологичность

Разница между пропаном и метаном имеется и в вопросе влияния на окружающую среду. Метан менее вреден. Это чисто природный продукт, который сгорает полностью. При этом он совсем не выделяет в атмосферу смолы, чего не скажешь о пропане, добытом из нефти.

Безопасность

Машина на метане менее опасна для водителя и пассажиров. Взрывоопасная концентрация у этого газа вдвое ниже, чем у пропана. Кроме того, последний токсичнее. Более летучий метан при утечке быстрее уходит из салона, оказывая меньше вреда. И на детали мотора он меньше влияет в худшую сторону.

Метан или пропан: что лучше установить для двигателя легкового автомобиля, какое ГБО безопаснее

Метан или пропан на авто что лучше

  1. Технические характеристики метана и пропана на авто
  2. Общие преимущества и недостатки газов в топливе
  3. Экологичность видов
  4. Что безопаснее
  5. Сравниваем метан и пропан
  6. Какой газ предпочтительнее
  7. Отзывы автовладельцев

При переходе на альтернативные источники энергии многие автовладельцы затрудняются в выборе газовой установки. Метан или пропан на авто — что лучше использовать в качестве топлива, сложно решить только в первый раз. Опытные автомобилисты рекомендуют обратить внимание на характеристики газов, а также учесть вид и способ эксплуатации транспортного средства.

Технические характеристики метана и пропана на авто

Газовое топливо для заправки легковых и грузовых автомобилей не имеет запаха и цвета. Пропан-бутановая смесь содержит сжиженные газы, полученные путем переработки нефтепродуктов.

Метановое горючее — сжатая субстанция природного происхождения. Вещества по-разному влияют на работу двигателя транспортного средства и экологию.

Метан — углеводород, добываемый из земных недр.

Для использования в газобаллонном оборудовании (ГБО) он проходит несколько стадий подготовки:

  • многоступенчатую фильтрацию;
  • добавки одорантов;
  • сжатие компрессором до 220-250 атмосфер;
  • помещение в толстостенные резервуары повышенной прочности.

В природном газе мало примесей, поэтому он не требует глубокой очистки. Это один из самых чистых видов топлива, с показателем детонационной стойкости 110 единиц.

Он может накапливаться в закрытом пространстве и быстро рассеиваться при притоке свежего воздуха. Взрывоопасным вещество становится при концентрации в окружающей среде выше 4,4%.

Для заправки транспортных средств используют автомобильный пропан, полученный путем крекинга нефтепродуктов.

Для придания газу необходимых свойств его очищают от примесей, соединяют в сжиженном состоянии с бутаном и нагнетают в емкости под давлением до 15 атмосфер.

По ГОСТ бутановая составляющая в газовой смеси должна быть не более 60%. В зимнем топливе ее доля составляет менее 25%. При достижении концентрации в воздухе 2,1% смесь становится взрывоопасной.

Общие преимущества и недостатки газов в топливе

Газовое горючее обладает следующими положительными характеристиками:

  1. Низкой стоимостью по сравнению с бензином. При добыче природного газа производительность труда выше, чем при извлечении из недр нефти и угля.
  2. Экологичностью. Продукты горения содержат минимальное количество токсинов.
  3. Эффективностью при использовании в качестве энергоносителя благодаря высокой температуре, возникающей в процессе горения.
  4. Снижением износа деталей машины благодаря использованию газов вместе с бензином. При сгорании газового топлива на элементах поршневого двигателя остается минимальное количество копоти.

В отличие от бензинового топлива, газы не смывают масло с цилиндров силового агрегата, увеличивая срок их службы. При сгорании они не выделяют сажу, что продлевает время эксплуатации свечей.

Температура возгорания газового горючего выше, чем бензинового. Однако это свойство не ведет к преждевременному износу элементов топливной системы.

Метан оборудование

Недостатки использования топлива на основе газа:

  1. Высокая стоимость монтажа и ремонта специального оборудования.
  2. Потеря мощности силового агрегата на 18-20%. При монтаже ГБО 4-го поколения снижение мощности не превышает 7%.
  3. Появление запаха при нарушении герметичности элементов газовой системы.
  4. Повышенный износ клапанов и других чувствительных элементов двигателя по причине «сухого» горения топлива.

Экологичность видов

Рассматриваемые газы по-разному воздействуют на окружающую среду. По безопасности метан уступает только водороду, а при сгорании не выделяет смол.

Установки на этом виде топлива соответствуют классу Евро-5, что позволяет экономить на экологических сборах. При сгорании изготовленного из нефти пропана в атмосферу выделяются смолы и токсичные соединения.

Пропан и метан

Что безопаснее

Заправленный метаном автомобиль менее опасен для водителя и пассажиров по таким причинам, как:

  • низкая взрывоопасная концентрация;
  • меньшее воздействие на износ элементов двигателя.

Кроме того, легкий газ при утечке быстро поднимается в воздух и покидает салон машины через открытые окна, а при аварии баллоны с метановым горючим повреждаются реже.

Пропан более токсичен. При вытекании он испаряется медленно, что приводит к постепенному повышению его концентрации и взрывоопасной ситуации.

Установка качественного ГБО повышает безопасность во время эксплуатации транспортных средств. На баллоны с топливом устанавливают регуляторы пожаробезопасности с электромагнитным, скоростным и пожарным клапанами. Они отвечают за прекращение подачи топлива в неработающий силовой агрегат.

Пропан

Сравниваем метан и пропан

Заправка газом — практичная и экономичная альтернатива бензину.

Таблица сравнительных характеристик позволит оценить разницу при использовании рассматриваемых видов топлива:

Характеристики Пропановые характеристики Метановые свойства
Октановое число 100 110
Стоимость, руб. 21 за 1 л. 15 за 1 м³
Средняя стоимость блока на 4 цилиндра, руб. 27 000 60 000
Вес баллона, кг 20-30 60-125
Сжатие в баллоне, атмосфер 10-15 200-250
Запас топлива на комплект, км. хода 600-1 000 250-350
Экологическая безопасность Высокая Полная
Негативное влияние на элементы двигателя Высокое Низкое
Снижение мощности силового агрегата, по сравнению с использованием бензина 5% 20%
Доступность заправок Столько же, сколько и бензиновых 1-2 в крупном городе

Расход пропана на 100 км пути на 5-7% выше, чем потребление бензина. У метана, наоборот, этот показатель ниже на 5-10%.

На метановом топливе

Стоимость установки газобаллонного блока четвертого поколения на метановом топливе выше, однако во время эксплуатации он более экономичен.

Какой газ предпочтительнее

По статистике, на метане ездят около 20% автомобилистов. Этот газ оптимально подходит для грузового транспорта, спецтехники и автобусов. Монтаж ГБО выполняется быстро, а топливо является безопасным для пассажиров. Однако в небольших городах могут быть проблемы с заправкой баллонов, поскольку сеть АЗГС недостаточно развита.

Большая часть водителей легкового транспорта переходит на пропан. Габариты автомобилей не позволяют устанавливать большие и тяжелые баллоны, которые снижают запас хода.

Сложно найти сертифицированную станцию, работники которой смогли бы выполнить качественный монтаж и настройку агрегатов, работающих на метановом топливе.

Окончательный выбор автовладельцы делают самостоятельно, с учетом модели транспортного средства, требований к характеристикам топлива и его расходу.

Метан более безопасен, но на этапе монтажа оборудования нужны большие расходы. Установка ГБО для использования пропана доступнее по цене, и вес газа в баллонах меньше. Однако это топливо более токсичное и взрывоопасное.

Отзывы автовладельцев

С каждым годом на альтернативные источники энергии переходит все большее количество автомобилистов. Монтаж газобаллонных блоков IV и V поколений безопасен, поскольку агрегаты снабжены датчиками, позволяющими предупредить возгорание и утечку топлива.

На вопрос, какой газ лучше использовать — метан или пропан, нет точного ответа. Несмотря на то что оборудование для хранения и перевоза метанового горючего занимает больше места, часть владельцев легковых машин выбирают этот вид топлива. При достижении 20 000 км пробега установка ГБО окупается.

Поскольку баллон с метановым горючим весит около 75 кг, не исключено проседание задней части кузова. Для исключения этого автомобилисты рекомендуют поставить пружины РАВ4.

Перед монтажом агрегата на метане следует уточнить расположение АЗГС в городе и области. Некоторые автовладельцы заправляют баллоны на дому или в промышленных условиях, подключив компрессор к бытовой трубе.

Однако специалисты не рекомендуют этот способ, поскольку газ взрывоопасен. Баллон следует заправлять только в отведенных для этой цели местах.

Большинство автовладельцев выбирают установки четвертого поколения на метане. Газобаллонный блок занимает меньше места и весит не более 30 кг.

Отзывы подтверждают, что при использовании баллонов, работающих на газовом оборудовании, отсутствуют потери мощности двигателя. Снижение тяги наблюдается на горных дорогах и при резком наборе скорости, но переход на бензин компенсирует неудобства.

В пропане много вредных примесей, которые могут засорять элементы установки, поэтому автовладельцам необходимо чаще проходить техническое обслуживание.

Достоинством при переходе на этот вид топлива автовладельцы считают большой пробег на 1 заправке. Однако на АЗГС газ предлагается в разных пропаново-бутановых соотношениях, что требует регулировки оборудования.

Автомобилисты подсчитали, что экономия от использования этого вида топлива в течение 3 лет составит 300 000 руб. (по сравнению с ездой на бензине). Утечек газа при его использовании не стоит опасаться, если своевременно следить за техническим состоянием транспортного средства.

А какой вид газового топлива для заправки машины используете вы? вы им довольны или планируете переходить на альтернативные варианты?

https://voditel.guru/oformlenie/gbo/metan-ili-propan
https://propan-metan.ru/ustrojstvo-gbo/chem-otlichayutsya-metan-i-propan-na-avto.html
https://autotuning.expert/rating/metan-ili-propan-luchshe-dlya-legkovogo-avto.html

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *