Что лучше тосол. Как выбрать лучшую охлаждающую жидкость для автомобиля. Основные технологии производства

Что лучше тосол. Как выбрать лучшую охлаждающую жидкость для автомобиля. Основные технологии производства

После того как вы определились, что заливать в автомобиль — тосол или антифриз, переходите к непосредственной заливке. Выполняйте ее по мануалу автомобиля: если у вас нет заветной книжки, воспользуйтесь инструкцией ниже. Она справедлива для обоих видов жидкости.

  1. Прогрейте систему охлаждения машины, в том числе отопитель салона. Его кран должен быть открыт. Время прогрева 5 минут.
  2. Заглушите мотор, слейте жидкость из бака и радиатора.
  3. Налейте воду для промывки. Добавьте специальную жидкость, которая лучше очистит патрубки.
  4. Включите машину и дайте поработать 10 минут.
  5. Слейте воду и повторите процесс. Остановитесь, когда вода станет полностью чистой.
  6. Налейте новый антифриз или тосол .

Подводя итог, отметим: тосол — изжившая себя жидкость по низкой цене. Ее можно заливать в автомобиль, но будьте готовы к быстрому износу деталей системы. Предпочтите антифриз, если имеете финансовые возможности. Литр жидкости стоит 700- 900 рублей. Однако она полностью окупается в процессе эксплуатации.

Напоследок посмотрите видео, в котором наглядно демонстрируются различия тосола и антифриза.

Любой двигатель внутреннего сгорания (ДВС) не может работать, если его не подвергать охлаждению. Как известно, коэффициент полезного действия современных двигателей – 30 %, а дизельных – 45 %. Это значит, что всего 30 % энергии, получаемой при сгорании топлива, используется как полезная, остальное тратится на нагрев мотора и выделяется в окружающую среду.

Чтобы перегрева мотора не было, используются охлаждающие системы, заполняющиеся специальными жидкостями. В результате всё лишнее тепло уходит во внешнюю среду. Другими словами, охлаждающие жидкости контролируют тепловой режим во время работы ДВС, экономят топливо, увеличивают мощность двигателя и износостойкость деталей.

Если не пользоваться охладителями, то нельзя сказать, что авто не сдвинется с места. Машина даже проедет несколько километров, но потом в результате перегрева мотор заклинит. И тогда движение на машине продолжить нельзя. Разве что на буксировочном тросе. Именно по причине перегрева мотора происходит львиная доля поломок.

Совет специалистов: в обязательном порядке заливать охлаждающую жидкость. Канистры будет достаточно, чтобы преодолеть расстояние в несколько сотен километров.

Основные технологии производства

По сути, тосол является разновидностью антифриза. Технология производства антифризов заключается в смешивании воды, концентрата и присадок в различных пропорциях. Этот процесс не требует дорогостоящего оборудования. Важно, чтобы были качественные исходные компоненты. Производство не загрязняет окружающую среду.

Критерии для сравнения

Антифризы используют в двигателях, работающих на бензине и дизеле. Эффективное охлаждение вещество гарантирует для любой машины, даже если она «нашпигована» электроникой. Неагрессивный состав оказывает щадящее действие как на машину, так и на окружающую среду.

Более подробно о том, как происходит , вы сможете узнать из статьи нашего специалиста.

Что касается тосола, то он образует на поверхности защитную оболочку. Он хоть и препятствует образованию коррозийных процессов, но по своему действию напоминает изолятор, поэтому двигатель работает при температуре, которая выше, чем положено. В результате тратится больше топлива, и мотор быстрее изнашивается.

Антифриз, в составе которого неорганические кислоты, стабилен во всём периоде использования.

Состав и срок использования

Тосолы обычно используют в автомобилях, которые были выпущены до 1996 года. Состав его химически агрессивен, и двигатели от такой защиты в некоторых случаях даже могут пострадать. Действуют эти охлаждающие жидкости 3 года, образуя на поверхности мотора специальную защитную плёнку, что неплохо, так как защита будет постоянной. Во время этого увеличивается теплопроводность, именно поэтому они имеют точку кипения +150 °C. Исходя из этого, тосолы не применяются для высокофорсированных двигателей.

Антифризы – жидкости с пятилетним сроком службы. При этом даётся стопроцентная гарантия, что двигатель не будет перегреваться, а также ему не страшна любая коррозия. Всё это благодаря пакету антикоррозийных насадок.

Антифризы по составу весьма сходны с тосолами. В них присутствует этиленгликоль, дистиллированная вода и присадки, но формула антифриза более щадящая, чем у тосола. К тому же антифриз имеет много подвидов, отличающихся по составу и применению. Самый лучший состав у фиолетового антифриза.

Возможно, вас также заинтересует статья квалифицированного специалиста, в которой рассказывается о правилах .

Защита алюминия

Конструкция двигателя выполнена из алюминия. По этой причине использование тосола нежелательно. Главным недостатком этого охлаждающего средства является то, что присутствующие в составе препараты не могут защищать алюминий при температурах выше +105 °C.

А вот карбоксилатные антифризы очень хорошо защищают алюминиевые детали.

Жидкостная система охлаждения двигателей сделана из пластика, силикона и резины. Щадящий состав современных антифризов абсолютно неагрессивен к этим материалам.

Согласно результатам экспериментов, проведённых автомобильными компаниями, жидкости на базе карбоксилатных присадок прекрасно справились со своей задачей во время многочасовой работы двигателей, преодолевая многотысячный километраж.

Работа в условиях высоких температур

Сегодня двигатели способны выдерживать большие нагрузки, поэтому верхний предел температуры – до +135 °C. Так как свойства тосола при температуре +105 °C становятся значительно меньше, это средство не может обеспечить достаточную защиту.

А вот современные жидкости сохраняют защитные свойства при повышенной температуре.

Экологическая чистота

Так как у антифризов более долгий срок эксплуатации, охлаждённых жидкостей, подлежащих утилизации, остаётся меньше. Вещества, замедляющие процесс коррозии на основе карбоксилатов, наносят меньший вред окружающей среде, чем их традиционные аналоги.

Как различить

Некоторые утверждают, что различить две охлаждающие жидкости можно по цвету, мол, тосол бывает только синего цвета. Однако на деле не только эту жидкость окрашивают в синий цвет. Некоторые говорят, что можно ещё различить по вкусу – антифриз имеет сладковатый вкус. Но пробовать на вкус ядовитые и опасные вещества – весьма сомнительное занятие.

Начинающие автовладельцы отечественного автопрома, познавая азы владения автомобилем часто задают разнообразные вопросы по обслуживаю и ремонту ВАЗов. Один из самых частых вопросов, касающихся системы охлаждения: что лучше – Тосол или антифриз для ВАЗ?

Тосол или антифриз для ВАЗ-2109 и других моделей

Теперь рассмотрим данную ситуацию на более современных авто. Итак, что лучше – Тосол или антифриз для ВАЗ 2109. Сюда же можно и отнести аналогичные вопросы: ВАЗ-2114 – Тосол или антифриз, ВАЗ 2115 –Тосол или антифриз.

Ситуация с этими авто аналогичная модели ВАЗ-2107. То есть, штатным для этих авто является Тосол, но возможно и применение антифриза, но только определенных марок.

Замена жидкости на ВАЗ-2110

Что касается процедуры по смене, то рассмотрим, как заменить Тосол на антифриз ВАЗ-2110 или наоборот:

  1. Авто устанавливается на площадку и охлаждается;
  2. Снимается крышка расширительного бачка, открывается кран печки, выкручиваются пробки на радиаторе и картере, сливается в емкость отработанная жидкость;
  3. Пробки устанавливаются на место и в систему заливается промывочная жидкость или дистиллят. Запускается двигатель для циркуляции жидкости;
  4. Промывочная жидкость сливается, а затем заливается свежий антифриз или Тосол;

На других указанных моделях операция производится аналогично.

И итоге отметим, что антифриз все же лучше Тосола по своим свойствам, но и стоит он дороже. Если хочется получше заботится о своем авто – то следует заливать антифриз, но только соответствующей марки. Но особенностью нашего автопрома является возможность протечки системы, и восполнять уровень может антифриза может оказаться накладным.

Тосол тоже неплохо справляется со своей работой, но менять его нужно чаще, зато и стоит дешевле.

Видео — Что лучше тосол или антифриз

На чтение 12 мин.

Что лучше, ТОСОЛ или антифриз – такой вопрос часто возникает у автомобилистов и не только. И вообще, чем они отличаются? Нередко можно встретить мнение, что это вообще-то одно и то же. И резко противоположное пренебрежительное отношение к тосолу, с подчеркиванием того, что антифриз однозначно лучше. Кто прав и где находится истина? Попробуем разобраться.

Для чего нужны охлаждающие жидкости в автомобиле

В процессе работы двигателя он неизменно перегревается, особенно при повышенных мощностях, при работе на высокой скорости или при минусовых температурах зимой. Перегрев вредит мотору и автомобилю в целом, приводит к поломкам и выходу из строя. Поэтому работающий двигатель необходимо охлаждать.

Когда-то существовали системы воздушного охлаждения – с обдувом, но более совершенной и используемой во всех современных транспортных средствах является жидкостная система охлаждения. Жидкость, заливаемая в нее, омывает нагревающийся двигатель, при этом охлаждает его и нагревается сама. Поступая в радиатор, она отдает тепло его пластинам и охлаждается.

Охлаждающие жидкости – это не вода. Вода закипает уже при 100 градусах Цельсия, расширяется при застывании, что приводит к разрыву патрубков и другим повреждениям системы. Неизбежным последствием ее использования будет и коррозия – попросту говоря, ржавчина и разрушение металлических частей системы.

В составе антифризов есть и вода, но основной компонент – спирт (этиленгликоль, пропиленгликоль, моноэтиленгликоль и др.), плюс присадки в виде различных химических соединений, которые обладают антикоррозийными, смазывающими свойствами, продлевают срок службы такой жидкости и выполняют ряд других полезных функций.

Интересно! Принято различать тосол и антифриз. По идее, последним можно назвать любую охлаждающую жидкость. Английское слово antifreeze переводится как «незамерзающий». То есть не так уж не правы те, кто утверждает, что это одно и то же. А тосол – это имя собственное, давно ставшее нарицательным. Однако в нашей стране принято отделять одно от другого. Далее рассмотрим подробно, что это такое и чем они отличаются.

Что такое ТОСОЛ

Тосол А-40М и ОЖ-40

Многие автомобилисты считают тосол примитивным антифризом и даже не догадываются, что означает это название и откуда оно пошло. Так что же все-таки такое тосол?

История создания ТОСОЛа

ТОСОЛ – это охлаждающая жидкость, изобретенная в середине 20 века советскими учеными. До этого существовала единственная отечественная ОЖ – антифриз по ГОСТ 159, так его называли (в некоторых случаях пользовались и водой). У этого продукта было низкое качество. Если со своими охлаждающими обязанностями он еще как-то справлялся, то в остальном оставлял желать лучшего: пенился, быстро приходил в негодность, вызывал возникновение коррозии.

А вот отечественный автопром не стоял на месте. Новая модель «Жигулей» подтолкнула ученых к мысли, что необходимо и совершенно новое качество охлаждения. К разработкам приступил Государственный Союзный НИИ органической химии и технологии. Работа шла три года. Наконец, ученым из отдела Технологии органического синтеза (сокращенно ТОС) удалось создать совершенно новый антифриз для «Жигулей». Он получил название ТОСОЛ. Эта аббревиатура состоит из двух частей: ТОС – по названию отдела-создателя, и ОЛ – по химической номенклатуре это окончание показывает, что в состав вещества входит спирт.

Состав ТОСОЛа

В советское время существовал один-единственный ТОСОЛ, состав которого был строго регламентирован государственным стандартом. В настоящее время это название широко используется различными производителями на территории России и стран СНГ, состав которых различается и регламентируется собственными ТУ. Поэтому и качество таких жидкостей различается.

Однако в основе жидкости, называемой тосолом, всегда лежит этиленгликоль и дистиллированная вода. Также часто используется глицерин. Разница, преимущественно, состоит в присадках. Используются силикаты, бензоат натрия, буры (бораты), бензоат натрия, нитрит натрия, каптакс, декстрин, бутанол, пеногаситель. Их наличие или отсутствие, а также процентное соотношение у разных производителей различны.

Другие особенности ТОСОЛа

Окрашивают тосолы, как правило, в голубой или синий цвет – как тот самый первый, советский. Однако выбор красителя – дело произвольное и на характеристики и свойства жидкости никак не влияет. Поэтому, по идее, изготовитель может придать ему любой оттенок – например, красный (используется для тосолов-65), зеленый или желтый.

Классический тосол обеспечивает защиту от замерзания до -40 градусов, а защиту от закипания – в среднем до +110 градусов Цельсия. Однако существуют и концентрированные варианты этого хладагента (как у антифризов), а также состав с пометкой -65, то есть, обеспечивающий защиту до минус 65 градусов Цельсия и подходящий для северных регионов.

Первый ТОСОЛ был разработан специально для марки «Жигули». Выпускаемые сегодня его потомки тоже, как правило, имеют одобрения и рекомендации для отечественных автомобилей, как легковых, так и грузовых, специализированной техники. Тосол с пометкой -65 рекомендуется использовать в тяжелой промышленной, грузовой, строительной технике, вынужденной работать в условиях Крайнего Севера. Подходят большинство тосолов для ВАЗ, УАЗ, КАМАЗ и других машин российского производства.

Тосол имеет небольшой ресурс – до двух лет, или 50-60 тысяч километров пробега.

Что такое антифриз

Антифриз G12+ и G11

Антифриз, как уже было сказано, происходит от английского слова «незамерзающий». То есть, это жидкость, не замерзающая в морозы. Попробуем разобраться, какие жидкости распространены сегодня под этим названием.

Антифриз – это охлаждающая жидкость для современных ДВС, в состав которой входит спиртовая (глицериновая) основа и присадки. Собственно, в присадках, отличающихся от использованных в тосоле и друг от друга, и есть вся суть.

Какие антифризы бывают

Все существующие на сегодняшний день антифризы в зависимости от состава и технологии производства можно разделить на две большие группы – силикатные, произведенные по традиционной технологии, и карбоксилатные – произведенные по технологии органических кислот. Есть также варианты, где задействована и та, и другая, и во всех этих отличиях легко запутаться.

Какой-то международной классификации антифризов не существует. Поэтому многими производителями была негласно принята за эталон система стандартов, которая первоначально была придумана и использовалась концерном Фольксваген для собственных ОЖ. Ее заимствование позволяет разложить все виды по полочкам.

На сегодняшний день используются следующие стандарты антифризов:

  1. G11. Традиционный, или силикатный антифриз. В его состав входят этиленгликоль, силикаты и другие неорганические вещества: фосфаты, бораты, нитриты, нитраты, амины. В этом антифриз схож с тосолом – в нем, как было написано выше, тоже присутствуют различные соединения. Такие ОЖ покрывают детали системы охлаждения изнутри ровным слоем, который обеспечивает им смазывание и защищает от износа и коррозии. Однако этот же слой значительно ухудшает теплообмен, а от вибрации и перепадов температур выпадает в осадок. Поэтому менять такую жидкость лучше не реже чем раз в два года.
  2. G12. Хладагенты этого стандарта – следующее поколение. В их основе лежит технология органических (карбоновых) кислот. Поэтому называются они карбоксилатными. В их составе отсутствуют силикаты, а также вся их компания в лице боратов, аминов, нитратов и других соединений. Такие жидкости не создают никакого слоя на поверхности деталей, благодаря чему получается превосходный теплообмен. А вот от коррозии они действуют точечно – то есть, направляя ингибиторы туда, где эта коррозии уже началась. К сожалению, сделать так, чтобы она не начиналась, карбоксилатные антифризы не могут.
  3. G12+. Так называемый гибридный антифриз. Создавая его, производители решили соединить все лучшее, что есть в традиционных и карбоксилатных технологиях и смешали органические присадки с неорганическими. В результате такой состав одновременно и создает защитный слой, и уничтожает уже зародившиеся очаги коррозии.
  4. G12++. Еще более усовершенствованный карбоксилатный хладагент. В нем к органической основе добавлены минеральные присадки.
  5. G13. Это самое новое поколение ОЖ. Лобридный антифриз производится на основе не этиленгликоля (и его вариаций), а пропиленгликоля. В отличие от своего предшественника, он не ядовит и считается экологически чистым. А еще у таких хладагентов практически неограниченный срок службы.

У каждого из этих стандартов есть свои преимущества и недостатки, поэтому каждый находит своего ценителя.

Цвет антифриза

Антифризы разных цветов

Антифриз можно встретить практически любого цвета. Существует распространенный миф, что одни и те же цвета означают одинаковые свойства, значит, зеленый можно смело доливать к зеленому, а красный к красному. Это ошибочное мнение.

На самом деле все охлаждающие жидкости (в том числе и тосол!) сами по себе прозрачные и бесцветные. Краситель к ним стали добавлять, потому что они ядовиты, чтобы не перепутать с водой. Кстати, по этой же причине во многие хладагенты иностранного производства добавляется горькая вкусовая добавка, чтобы, к примеру, ребенок не смог из любопытства выпить слишком много и в результате отравиться. Вторая причина добавки красителя – чтобы быстро находить и устранять места протечек. Многие производители добавляют с этой целью еще и флуоресцентный компонент.

Важно! Краситель никак не влияет на состав и свойства продукта, а стандартов, регламентирующих выбор оттенка, не существует. Поэтому выбор остается за производителем. Вот почему смешивать антифризы по цвету не стоит.

Однако хоть стандартов в этом плане и не существует, большинство производителей стараются придерживаться следующих правил:

  • ОЖ G11 – синие, голубые, зеленые, сине-зеленые, бирюзовые;
  • ОЖ G12 (с плюсами и без них) – все оттенки красного, оранжевого;
  • ОЖ G13 – розовые, фиолетовые.

Это приблизительно. На самом деле есть карбоксилатные жидкости зеленого цвета и лобридные – желтого. У некоторых производителей существуют целые линейки, в которых один и тот же по составу антифриз окрашен, к примеру, в четыре разных цвета.

Температурный диапазон

Температурный диапазон у современных охлаждающихся жидкостей также отличается. Температура закипания находится примерно на одном уровне – +110-115 градусов Цельсия. А вот температура замерзания варьируется. Большинство готовых к применению ОЖ работают до предела в минус 36-40 градусов Цельсия. Есть варианты и для северных регионов – минус 50 и 65.

Кроме того, есть концентраты охлаждающих жидкостей. Их нельзя использовать в чистом виде, нужно разводить дистиллированной или деминерализованной водой. Температура начала кристаллизации у них зависит как раз от процентного соотношения воды и основы.

Область применения и сроки использования

Антифризов на современном рынке большое разнообразие. Поэтому подобрать свой вариант можно для машины любой марки, отечественной и зарубежной, старой и новой, с разными типами двигателей и топлива, на котором она работает.

Сроки годности антифризов тоже варьируются в зависимости от их состава и технологии производства. У большинства традиционных он составляет 2-3 года, у карбоксилатных – 5 лет, у лобридных – от 5 лет и выше. Однако все это приблизительно. Кроме интервала замены самой ОЖ нужно учитывать еще и рекомендации производителя автомобиля.

Что лучше использовать, тосол или антифриз?

Такой вопрос не совсем корректен, поскольку, как было сказано выше, тосол – это тоже антифриз. Поэтому вопрос должен стоять не или-или, а какой из антифризов использовать лучше всего?

На этот вопрос однозначного ответа быть не может. Принципиальных отличий между тосолом и, к примеру, антифризом G11 – нет. У них схожий состав, свойства и срок действия, т.о. антифриз G11 по сути тот же ТОСОЛ.

Бытует мнение, что тосол подходит для стареньких отечественных машин, а антифризы – для иномарок. Отчасти это верно, поскольку система охлаждения тех же «Жигулей» менее требовательна. Однако есть люди, успешно использующие тосол и в иномарках.

Поэтому, задаваясь вопросом, как сделать правильный выбор, нужно руководствоваться тем, в каких условиях эксплуатируется автомобиль, при каких температурах, что рекомендует автопроизводитель. В плане выбора жидкости нужно помнить об интервале замены. Так, тосол придется часто менять, а, к примеру, лобридный антифриз – редко. Зато у первого и стоимость будет в несколько раз ниже. Особенно важны допуски и рекомендации, указанные на самой жидкости.

Ну и, конечно, качество. Сейчас существует немало плохо сделанных ОЖ, а еще подделок, использовать которые просто опасно. И некачественный карбоксилатный антифриз будет гораздо вреднее для двигателя, чем качественный тосол.

Поэтому определить, тосол или антифриз лучше использовать, можно, только решив для себя, что в приоритете, и выбрав по-настоящему качественный продукт.

Можно ли смешивать ТОСОЛ и антифриз


Еще часто встречается вопрос, а можно ли смешивать тосол и антифриз? Поскольку, опять же, мы выяснили, что тосол – это разновидность антифриза, то уместнее будет просить, можно ли смешивать антифризы между собой?

Важно! Стоит знать, что мешать между собой разные охлаждающие жидкости без острой необходимости не стоит. Даже имеющие аналогичный состав, они могут в чем-то не совпадать (к примеру качеством присадок), поэтому качество смеси будет хуже качества каждой из них в отдельности. Поэтому доливать другую ОЖ можно только в крайних случаях и по чуть-чуть. А вот заливать то, что под руку подвернется, не разобравшись, что находится в бачке, и вовсе опасно. Вступившие в конфликт присадки могут превратить жидкость в гель или образовать обильный осадок.

Также можно встретить вредный совет доливать антифриз по цвету. Это неправильно, так как цвет – всего лишь выбор производителя и не означает принадлежность к какой-либо категории. Единственное, чем нужно руководствоваться при выборе доливки, это технология и состав.

Антифриз G11 можно смешивать с таким же или тосолом, с гибридным. Карбокислатные – мешать с карбоксилатными. Ни в коем случае нельзя смешивать карбоксилатный антифриз с традиционным или тосолом!

Вывод

Подводя итог, можно сказать, что выбрать подходящую охлаждающую жидкость для своего автомобиля в наше время – не проблема, будь это хоть тосол, хоть дорогущий лобрид. Проблема в другом: их слишком много, и легко запутаться в разнообразии. Главное – учесть все рекомендации производителя и не гнаться за тем, что дешевле всего, а выбрать качественный состав, который точно не навредит машине. Тем более, что потратиться придется раз и на долгое время.

Видео

Тосол или антифриз что лучше — использовать, заливать в свой авто? Просто о сложном

Можно ли смешивать ТОСОЛ и АНТИФРИЗ. ЭКСПЕРИМЕНТ!

На полках в автомагазине предлагается радуга из различных бутылок: десятки маркировок, брендов и допусков.

Как узнать, что именно нужно вашему автомобилю: антифриз или тосол, красный или зеленый, «Mobil» или «Полярник»?

Если в инструкции к вашему автомобилю указана четкая спецификация: например, Ford WSS-M97B51-A1, он же BASF Glysantin G05, он же Mazda 0000-77-507E-02, тогда проблем нет. Ищите заветную баночку (канистру) с аналогичным допуском, и не заморачиваетесь с цветом, вопросом «что залито, что залить?», и снятием пробы на вкус: сладкий или нет.

Почему в качестве примера использована брендовая (от производителя автомобиля) охлаждающая жидкость, или продукт известного химического концерна? Потому что на упаковке имеется главная характеристика для покупателя: допуск автопроизводителя для конкретного автомобиля (как в инструкции по техническому обслуживанию). Это значит, что данный тосол или антифриз можно залить в радиатор, и он как минимум, будет хорошо охлаждать, как максимум – не нанесет вреда вашему автомобилю.

Чем отличается тосол от антифриза, и почему надо придерживаться заводской спецификации?

Давайте разберемся, что такое охлаждающая жидкость, и для чего она нужна.

Поскольку двигатель внутреннего сгорания при работе выделяет много тепла, его необходимо отводить в атмосферу. При небольших мощностях (мопед, малолитражная легковушка, газонокосилка), достаточно нарезать ребра радиатора на головке блока цилиндров, и обеспечить хороший обдув. Когда интенсивность нагрузки возрастает, прямого воздушного потока уже не хватает. Необходимо отводить тепло с помощью теплоносителя (например, воды), который в свою очередь охлаждается тем же воздухом, но уже в отдельном радиаторе.

Именно так работает система охлаждения современного автомобиля. Вокруг цилиндров расположены так называемые рубашки охлаждения. Водяная помпа обеспечивает циркуляцию (постоянное обновление) жидкости через радиатор, который интенсивно обдувается воздухом от набегающего потока и вентилятора.

Какая жидкость наиболее эффективно охлаждает мотор? Этот вопрос обычно трансформируется в: «что лучше тосол или антифриз?». На вторую часть вопроса ответим позже. Главный секрет системы охлаждения – лучшим теплоносителем является обыкновенная вода. Точнее не просто вода из речки, или из-под крана, а дистиллированная. Многие помнят кадры из старых советских фильмов: закипел мотор старенького ГАЗ-51, водитель с ведром бежит к ближайшей речке, и проблема решена.

Для чугунных блоков цилиндров и толстостенных радиаторов это приемлемо, за исключением эксплуатации в зимний период. Вода при минусовой температуре просто замерзнет, и «порвет» радиатор, а то и ГБЦ. Помните таблички «вода слита» на радиаторе?

На современных моторах обычную воду использовать нельзя. Почему?

  • Соли и кальций, растворенные в воде, оставляют «шубу» на стенках рубашек охлаждения. Этот слой нарушает теплообмен;
  • Замерзание воды в зимнее время. Сложно представить автовладельца, который на парковке у офиса сливает воду на асфальт, а затем перед поездкой домой, заливает ее обратно. Да и устройство системы охлаждения в современных авто более сложное, просто выкрутить пробку недостаточно;
  • Внутреннее кипение (так называемая кавитация). Мелкие пузырьки воздуха постепенно разрушают металл, особенно страдает крыльчатка помпы.

Кроме того, охлаждающая жидкость (которая на 50% все же состоит из дистиллята) имеет в своем составе множество присадок. Чем они отличаются и для чего нужны?

Химический состав антифриза (тосола)

Вода – это все-таки растворитель для концентрата. Основу любой охлаждающей жидкости составляют химические элементы.

  • Обычная минеральная соль снижает температуру замерзания. Однако это катализатор коррозии, поэтому в моторах практически не применяется;
  • Этиленгликоль, или двухатомный спирт. Отлично противодействует замерзанию, но способствует коррозии. Причем именно при разбавлении водой, проявляются агрессивные качества: алюминиевые части покрываются раковинами, и в конце концов радиатор течет. В худшем случае – корродирует алюминиевый ГБЦ. Кроме того, этиленгликоль – далеко не самый дешевый продукт;
  • Глицерин. Отлично противостоит замерзанию, и достаточно дешев в производстве, но есть и серьезная проблема: водно-глицериновые растворы вязкие, поэтому циркуляция жидкости через соты радиатора невозможна. Смесь разбавляют метанолом – одноатомным ядовитым спиртом, но этот компонент нестойкий: при 90 ℃ он выкипает, при попадании в моторный отсек может воспламениться. Кроме того, он агрессивен по отношению к алюминию.Водно-глицериновые тосолы (антифризы) распространены среди российских производителей. Стоимость экстремально низкая, на упаковке, как правило, отсутствует спецификация автопроизводителей;
  • Ингибиторы. Это минеральные либо органические добавки, защищающие металл от коррозии. Составляют от 3% до 10% от массы охлаждающей жидкости, и по сути определяют ее совместимость с типами моторов. Та самая спецификация автопроизводителя.

Органика или неорганика, в чем разница?

Минеральные ингибиторы просто покрывают металлические стенки системы тонким слоем защитной пленки. Она может быть неравномерной, и коррозия все же проявляется, правда – точечная.

Работает такая «химия» эффективно, агрессивное воздействие антифриза практически сводится на нет. Однако пленка плохо проводит тепло, в результате оно не отводится жидкостью из зоны нагрева. Со временем теплообмен становится все хуже, и мотор перегревается, а это чревато повышенным износом деталей, более раннему сроку замены масел, повышением расхода топлива.

Химический состав таких ингибиторов: нитраты, бораты, силикаты, фосфаты, аминокислоты.

Органические ингибиторы созданы на основе солей карбоновых кислот. Карбоксилаты не «прилипают» к металлу, поэтому препятствий для теплообмена нет. Молекулы этих веществ блокируют лишь точечные очаги коррозии. Они воздействуют как бы адресно, оставляя большую часть площади свободной от пленки.

Ингибиторы созданы на основе карбонатов – органических кислот, нейтральных к металлам. Стоимость существенно выше, чем у «минералки».

Гибридные присадки имеют в своем составе карбоксилаты (их обычно больше), и минеральные добавки. Используя правильную комбинацию, производители охлаждающей жидкости компенсируют недостатки различных типов присадок, не уменьшая положительный эффект.

И, наконец, ответ на главный вопрос: в чем разница между тосолом или антифризои? На самом деле, название не несет в себе информации о составе или совместимости с разными типами двигателя. Рассуждения о том, что тосол заливают в карбюраторные моторы, а инжектор работает исключительно на антифризах, беспочвенны.

История возникновения названий ОЖ:

Как мы отметили раннее, изначально для охлаждения моторов применялась обычная вода из ближайшего пруда. Затем появились более технологичные ДВС, соответственно возникла потребность в качественной охлаждающей жидкости. Зарубежные производители объединили все варианты ОЖ под определением «antifreeze». То есть, незамерзайка.

Одновременно советское правительство дало указание ученым разработать аналогичный препарат для отечественных авто (дабы не покупать дорогую жижу за рубежом). Один из химических НИИ оперативно разработал (или просто скопировал) технологию. Зарубежная и отечественная жидкости были абсолютно идентичны по свойствам и составу. Отечественную разработку отдела ««Технология органического синтеза» назвали аббревиатурой этого подразделения; «ТОС». Добавили суффикс, использующийся в названиях спиртов (этанОЛ, метанОЛ), получился ТОСОЛ. Это название стало таким же нарицательным, как «ксерокс». Несмотря на то, что из года в год состав отечественной незамерзайки и зарубежных ОЖ менялся, общие названия закрепились.

Простейшие составы на основе глицерина или этиленгликоля с минеральными добавками, принято называть тосолами. Хотя за рубежом есть antifreeze с такими же компонентами. На упаковках можно встретить оба названия, принципиальной разницы нет.

Как определить, подходит охлаждающая жидкость для вашего автомобиля, или нет?

Серьезные производители сертифицируют свои технические жидкости на автозаводах. По такому же принципу, как и моторные масла, поэтому вы всегда можете сверить соответствие по каталогам. Например, таблица совместимости для тосолов (антифризов) BASF:

Именно тут и кроется подвох. Универсальных спецификаций «для всех Фордов» или для любого дизельного «VW» не существует. Каждый автомобиль рассчитан на определенный тип тосола, и смешивать их категорически не рекомендуется. При соприкосновении силикатных и карбоксилатных присадок образуются плотные сгустки. Они закупоривают соты радиатора, нарушая циркуляцию воды.

Некоторые сплавы внутри мотора или радиатора, могут активно корродировать именно под воздействием определенной минеральной добавки, поэтому единственный правильный ответ ищите в инструкции к вашему авто.

Спецификации G11, G12, G12+ и пр. для Фольксвагена не могут применяться в подборе антифриза для КИА. Некоторые автовладельцы просто покупают жидкость того же цвета, как в расширительном бачке. Цвет не имеет отношения к составу ОЖ. Это краситель – маркировка.

Как узнать, какой тип тосола был залит, если цвет невозможно определить на глаз? Ответ однозначный: ищите информацию от производителя авто и покупайте «правильную» жидкость. Бренд не имеет значения. Главное – спецификация для вашего автомобиля. При замене промойте систему охлаждения дистиллированной водой.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Главная » Кузовные работы » Что лучше тосол. Как выбрать лучшую охлаждающую жидкость для автомобиля. Основные технологии производства

Жидкости в автомобиле, которые могут вас убить. Что будет если выпить антифриз – влияние тосола на организм человека

Каждый автовладелец хорошо знаком с этой жидкостью, называя ее тосолом. Разнообразие цветов вещества и сладковатый вкус делают его привлекательным для детей и животных. Но именно в этом и кроется главная опасность: тосол и его пары вредны для человека. А отравление тосолом даже в ничтожных количествах может быть смертельным для ребенка или животного.

Опасность вещества

Влияние тосола на организм человека обусловлено наличием в составе вещества этиленгликоля. Это вещества способно вызвать признаки острого отравления. При этом пострадает не только желудочно-кишечный тракт, но и нервная система.

Вторая составляющая незамерзающей жидкости – этанол или глицерин. Именно благодаря мифу о том, что любой атифриз содержит в себе этанол, сделало его популярным среди людей, страдающих от алкогольной зависимости. Однако далеко не каждая незамерзающая жидкость содержит спирт. Вполне возможно, в ее составе глицерин или метанол.

Главное коварство применения этого продукта для получения состояния опьянения в том, что симптомы у отравившегося проявляются спустя некоторое время – от двенадцати часов до нескольких недель. И связать тяжелое состояние человека с употреблением тосола будет тяжело.

Возможности отравления

Отравление парами антифриза может произойти как в быту, так и на производстве. В повседневной жизни тосол чаще всего используют как жидкость для стеклоомывателей в автомобилях. И если использовать ее исключительно по назначению, то отравиться ее парами невозможно.

А вот отравление парами тосола на специализированном производстве – явление далеко не редкое. Опасность также может состоять в том, что со временем, токсины от вещества могут накапливаться, вызывая хронические симптомы.

Бытовые отравления

Незамерзающая жидкость довольно летучая и может образовывать эфирные соединения с другими веществами. Поэтому, работая в закрытом помещении, при обилии разнообразных (как часто бывает в гараже) химических веществ, отравиться более чем реально.

Отравление парами тосола симптомы которого будут похожи на легкое алкогольное опьянение, происходит при длительном вдыхании вещества в закрытом помещении. Тут важно понимать, что любое недомогание при таких условиях работы требует пристального внимания.

Подобные признаки должны насторожить отравившегося, ведь не каждый знает, чем опасен отложенный визит к врачу. Следует считаться с отсроченными симптомами, которые могут появится спустя несколько недель – именно через такое время даст о себе знать почечная недостаточность.

Производство: подводные камни

Работа со сложными химическими соединениями сопряжена с дополнительными рисками. Постоянный контакт кожи и слизистых с незамерзающей жидкостью опасен хроническими отравлением.

Среди симптомов, на которые жалуются отравившиеся люди, выделяют:

  • Головные боли.
  • Сильная утомляемость.
  • Бледность кожных покровов, выраженная сосудистая сетка.
  • Сухость глаз, при этом сосуды в склерах расширяются и стают заметными.
  • Отсутствие аппетита, неприятный привкус во рту.
  • Боли в правом подреберье говорят о развитии печеночной недостаточности.

При наличии подобных симптомов, лечение нужно начинать незамедлительно. Но следует учесть, что значительное улучшение состояние будет наблюдаться, если отказаться от работы хотя бы на несколько дней.

Первая помощь

Последовательность воздействия вещества на организм такова: сначала поражается центральная нервная система (возникает ощущение опьянения), а потом возникают местные или общие реакции.

При длительной работе с антифризом, и подозрении на отравление его парами, следует вывести пострадавшего на свежий воздух и обеспечить ему полный покой.

Тесную одежду или ворот расстегнуть, глаза и руки промыть большим количеством проточной воды.

Внутрь следует принять сорбенты в дозе, соответствующей весу. Необходимо следить за сердечным ритмом – если количество сердцебиений падает, то нужно вызывать скорую помощь.

Тосол имеет кислую реакцию, поэтому употребление содовых растворов крайне благотворно влияет на пострадавший организм. Для этих целей подойдет любая щелочная минеральная вода.

Врачебный прогноз

Пары атифриза токсичны, однако, соблюдая меры предосторожности отравление ими крайне маловероятно. В бытовых условиях подобные отравления не опасны – важно выйти на свежий воздух, принять сорбенты и содовые растворы.

Но если отравились люди на производстве, необходимо менять условия труда. Постоянный контакт с тосолом способен вызвать хроническое отравление, что чревато печеночной и почечной недостаточностью.

Важно помнить о своем здоровье и вовремя обращаться в медучреждение – тогда восстановительный период будет коротким и без последствий.

Антифриз – общий термин, объединяющий некоторые жидкости, которые не замерзают при низких температурных режимах. Отравление антифризом – это тяжелая патология, часто вызывающая уремическую кому и являющаяся причиной летального исхода.

Общая характеристика ядовитого вещества

Охлаждающие жидкости, имеющие температуру замерзания ниже, чем показатели замерзания воды, обладают ощутимо меньшим коэффициентом расширения в условиях низкотемпературных режимов. Стандартный состав охлаждающих жидкостей представлен смесью на основе воды, этиленгликоля и присадочного пакета, обладающего следующими свойствами:

  • антикоррозионным эффектом, благодаря ингибиторам коррозии;
  • антикавитационными характеристиками;
  • антипенными качествами;
  • флуоресцентными свойствами.

Естественной, для большинства антифризов характеристикой, является их прозрачность, но в современные жидкости часто добавляются красители, которые придают им окрашивание, облегчающее эксплуатацию. Отравиться можно любыми охлаждающими жидкостями, что обусловлено их ядовитым составом и токсичным воздействием на организм животного и человека. Средства на основе гликоля обладают приятным сладким вкусом, поэтому ощутимо возрастает риск отравления детей и домашних питомцев.

Чем охлаждающие жидкости опасны для людей?

Этиленгликоль, входящий в состав охлаждающих жидкостей, чрезвычайно ядовит. Это прозрачная и бесцветная жидкость, имеющая слегка маслянистую консистенцию и сладковатый привкус. Употребление такого двухатомного спирта, относящегося к простейшим представителям полиолов, в количестве 2 мл/кг, является смертельным для взрослого человека. Отравление антифризом оказывает тяжелое воздействие на ЦНС и сопровождается потерей координации, слабостью и рвотой.

Первая симптоматика такого отравления напоминает алкогольный токсикоз, после чего проявляются тяжелые симптомы, и наступает смерть. Среднее время, на протяжении которого пациент находится в тяжелом состоянии, как правило, не превышает три недели. В некоторых странах всем производителям охлаждающих жидкостей вменено в обязанность дополнение стандартного состава горькими компонентами, которые делают вкус таких ядовитых средств непривлекательным для людей или животных.

Не смертельной опасностью для взрослого человека характеризуется отравление парами антифриза. Ингаляционное отравление парами на протяжении продолжительного времени характеризуется раздражением верхних дыхательных путей и слизистой глаз, вялостью и сонливость. В этом случае применяется полный комплекс основных медицинских мероприятий в виде общеукрепляющей терапии. Кроме этиленгликоля, в состав разных охлаждающих жидкостей также могут входить ядовитые вещества, представленные пропиленгликолем и метанолом. Смертельная доза метанола составляет примерно пару столовых ложек для ребенка, и стакан – для взрослых.

Характерная симптоматика

Отравление тосолом или другими охлаждающими жидкостями, характеризуется симптоматикой, которая проявляется практически моментально после попадания токсина в желудок. Наступает легкая степень «опьянения» и сон на протяжении двенадцати часов. Проснувшийся пациент ощущает резкое ухудшение общего состояния, которое сопровождается:

  • выраженными головными болями;
  • сильным головокружением;
  • нарушением координации;
  • изменением в походке;
  • мышечными спазмами и судорогами;
  • тошнотой и рвотой, не приносящей облегчения;
  • болями в животе, иррадиирущими в область позвоночника.

Для отравления жидкостями на основе метанола, характерны симптомы, представленные:

  • выраженными поражениями зрительных анализаторов, включая светобоязнь, нечеткость восприятия и «мелькание мушек» или кратковременную слепоту;
  • резким снижением показателей кровяного давления;
  • понижением температуры и чувством озноба;
  • бледностью кожных покровов;
  • побледнением слизистых оболочек.

Повышение концентрации токсина в крови провоцирует нарастание симптоматики и её деление на несколько основных фаз.

Признаки мозговой фазы

Токсическое воздействие этиленгликоля на клетки головного мозга сопровождается:

  • выраженной гиперемией слизистых с последующим их цианозом;
  • неадекватным поведением пострадавшего, проявляющимся в форме повышенной возбудимости или чрезмерной суетливости;
  • нестойкостью походки.

Стадия возбуждения сменяется депрессивным состоянием, что обусловлено угнетающим воздействием токсина на передачу импульсов головного мозга. Одновременно отмечается повышение мышечного тонуса в затылочной области – так называемый «менингеальный симптом», тремор ног или рук, появление клонических судорог. Пострадавший имеет спутанное сознание и приобретает потерю чувствительности кожных рецепторов. Результатом отсутствия своевременной и квалифицированной помощи является развитие у пациента комы.

Признаки гепаторенальной фазы

Появление этой фазы отмечается на вторые сутки после отравления охлаждающей жидкостью. В результате поражения почечных тканей наблюдается симптоматика, представленная:

  • уменьшением объема образуемой урины или полным отсутствием выделяемой мочи;
  • повышением скорости оседания эритроцитов;
  • превышением количества мочевой кислоты в крови;
  • появлением в урине следов или заметной крови;
  • отечностью, вызванной скоплением жидкости и анурией;
  • сердечной аритмией.

Симптомы тяжелого поражения тканей печени появляются примерно на третьи-пятые сутки после отравления. Внутренний орган увеличивается в размерах и приобретает выраженную болезненность при пальпации. Пострадавший испытывает чувство жажды и повышение артериального давления.

Первая помощь

При вызове скорой помощи необходимо сообщить информацию, представленную возрастом и весом пострадавшего, его состоянием, количеством и составом употребленной охлаждающей жидкости, а также временем отравления.

Мероприятия первой доврачебной помощи включают в себя:

  • промывание желудка пострадавшего 2% раствором соды или чистой питьевой водой;
  • обеспечение тепла и приток свежего воздуха;
  • употребление энтеросорбента, в качестве которого используется «Полисорб», «Активированный уголь», «Энтеросгель» или «Смекта»;
  • достаточный питьевой режим с целью предупреждения обезвоживания организма.

Важно! До приезда медицинского персонала необходимо внимательно контролировать состояние пострадавшего, отмечая любые изменения.

Лечение в условиях стационара

После госпитализации, пострадавшему на первом этапе будет обеспечено зондовое промывание желудка, очищающие клизмы и солевое слабительное, а также введение антидота этиленгликоля – этанола. С целью стабилизации общего состояния и устранения симптоматики интоксикации, внутривенно вводятся растворы на основе натрия хлорида и глюкозы.

В случае крайней необходимости выполняется переливание донорской крови, а также применяются высокоэффективные сердечные гликозиды «Адонизид» и «Дигоксин», хорошо стимулирующие работу сердечной мышцы. Выраженное угнетение дыхательного центра предполагает использование аналептиков, а витаминотерапия позволяет поддержать иммунную систему организма человека, подвергшегося токсическому воздействию. Несвоевременное оказание полного объёма лечебных мероприятий влечет смерть пострадавшего.

Тосол и антифриз — незаменимые средства для владельцев авто, так как их действие направлено на охлаждение двигателя даже в самую знойную жару. Вместе с тем состав данной жидкости, обладающей преимущественно синим, бирюзовым оттенком, является сильнейшим ядом для человеческого организма. Казалось бы, кто станет пить эту химию! Но случаев отравления антифризом с каждым годом не становится меньше. Чаще всего в больницу поступают дети и взрослые лица, выпившие вещество целенаправленно, чтобы свести счеты с жизнью. Говорить о том, что сподвигает людей на подобные шаги, нецелесообразно, лучше уделить внимание симптомам отравления антифризом и способам оказания первой медицинской помощи.

Чем опасна охлаждающая жидкость для человека?

Многочисленные синтетические присадки, водные растворы и спирты, красители и антикоррозийные компоненты — все это делает ядовитым даже пары антифриза. При вдыхании вреднейших микровеществ происходит негативное воздействие на головной мозг, клетки печени и почек, ЦНС. При длительном контакте с данным веществом или превышенной концентрации тосола в воздухе у мужчин развивается половая дисфункция, у женщин — нарушения репродуктивной системы.

Отравление парами антифриза — менее распространенный повод для обращения в медицинское учреждение, нежели интоксикация, которая развивается вследствие проглатывания цветной жидкости. Для запуска патологических процессов взрослому больному достаточно выпить 3 ст. л. вещества, для наступления смерти в течение ближайших суток — чуть более стакана. Нарушения в организме начинают происходить сразу же после попадания охладителя внутрь. При отравлении парами антифриза симптомы могут проявиться не сразу, а в некоторых случаях и вовсе проходят без радикального терапевтического вмешательства.

Какие симптомы возникают сразу после проглатывания антифриза?

Итак, проявления интоксикации организма вследствие употребления автомобильной жидкости внутрь можно условно разделить на несколько этапов. Вначале возникает легкое недомогание, чем-то напоминающее алкогольное опьянение. Длится оно недолго.

  • появляется сильная головная боль и головокружение;
  • стремительно утрачивается координация движений;
  • больной с трудом удерживает равновесие и баланс;
  • двоение в глазах или кратковременная потеря зрения;
  • неудачные попытки сфокусировать взгляд на конкретном предмете;
  • возникают судороги мышц;
  • болезненность в брюшной полости;
  • тошнота и рвота;
  • снижение температуры тела;
  • снижение АД и озноб;
  • бледность и синюшность кожных покровов.

Что ждет пострадавшего без лечения?

Отсутствующая при отравлении антифризом первая помощь является благоприятным условием для его прогрессирования. На следующий день в результате нарушений азотистого обмена стремительно развиваются поражения внутренностей (почек, печени). Снижается суточный диурез вплоть до анурии, может появиться кровь в моче, отечность конечностей. При дальнейшей задержке опасных токсинов в организме произойдут необратимые последствия: уремическая кома, исход которой плачевен.

Другие антифризом могут проявиться не сразу, а лишь по истечении нескольких дней. «Медленная» интоксикация чаще встречается при потреблении незначительного количества охлаждения машинного двигателя. В редких случаях скрытое отравление не заявляет о себе на протяжении 2-3 недель. Симптомы интоксикации, вызванные тяжелейшими поражениями печени, могут свидетельствовать о развитии глубоких дистрофических изменений в форме асцита и цирроза.

Как оказать первую помощь при отравлении тосолом?

Человеку, проглотившему антифриз, вне зависимости от возраста, веса и общего самочувствия, требуется экстренная медицинская помощь. При поступлении в организм незначительной дозы тосола симптомы интоксикации могут наступить позже, но действовать нужно незамедлительно.

Неотложная помощь проводится в следующем порядке:

  • Больному промывают желудок с помощью 2%-го содового раствора. Готовят его в соотношении 4 ч. л. соды на 1 л кипяченой воды, тщательно перемешивают. При отсутствии щелочи под рукой можно использовать обычную воду.
  • Далее полученный раствор дают пострадавшему. Пить его нужно в кротчайший период — за 5-7 минут.
  • После вызывается искусственная рвота: двумя пальцами следует надавить на корень языка. Предварительно позаботиться о посуде для сбора рвотных масс.
  • При отравлении антифризом, выпитым в большом количестве, промывание следует повторить. После окончания рвоты важно обеспечить пострадавшему покой, укрыть теплым одеялом и продолжать давать пить воду во избежание развития почечной недостаточности.

Кровопускание при сильнейшей интоксикации организма

До приезда скорой помощи ничего больше делать не нужно. Самостоятельно искать какие-то лекарства и в панике давать их отравившемуся не стоит. Более того, с целью преодоления интоксикации врачи не назначают больному каких-либо препаратов, так как конкретного антидота при отравлении тосолом не существует. Терапия при отравлении тосолом заключается в обновлении крови.

В первую очередь устраняется максимально возможный объем токсичной крови посредством ее испускания через венозный прокол. Данная методика позволяет быстрее освободить организм от осевших в сосудах и долго циркулирующих отравляющих веществ. Требуемое для нормальной жизнедеятельности количество крови восполняют донорской.

Какие лекарства используют после отравления?

Дальнейшей задачей в ходе лечения является поддержание работы пораженных внутренних органов и восстановление их функциональности в полной мере. Правильно составленная терапевтическая схема позволит остановить прогрессирование патологических изменений и предотвратить необратимые последствия отравления антифризом. В большинстве случаев применяют такие препараты:

  • раствор глюкозы или физраствор — вводят внутривенно с целью недопущения обезвоживания и поддержания работы почек;
  • «Коргликон», «Адонизид», «Дигоксин» — лекарственные средства, действие которых направлено на повышение тонуса сердца, восстановление его нормального сокращения, устранение отечности.
  • «Этимизол», «Цититон» — необходимы для стимуляции дыхания, устраняют наркотическое действие этиленгликоля и метанола.
  • «Мардил», «Маннит» — обеспечивают дегидратацию токсичных жидкостей из тканей и их выход их организма.
  • «Фенобарбитал», «Клоназепам» — препараты для купирования приступов мышечных судорог, проявлений нарушений в работе нервной системы.

Как только состояние пострадавшего стабилизируется, ему назначают курс инъекций магния сульфата для нейтрализации отравляющих солей. При повышенной кислотности используют натрия гидрокарбонат. Помимо указанных средств, больному также назначают прием витаминов группы В и аскорбиновую кислоту.

Что делать при отравлении парами или попадании на кожу?

При отравлении антифризом путем его обильного испарения, как правило, серьезных осложнений не возникает. В случае появления признаков общего недомогания важно обеспечить больному отдых и покой, открыть окна и хорошо проветрить помещение. Теплое при необходимости жаропонижающие и обезболивающие средства — самые эффективные в данном случае. При попадании тосола на кожу достаточно промыть ее холодной водой, так как наружный контакт с антифризом не представляет ни малейшей угрозы здоровью человека.

Алкогольная «терапия»: испробовано учеными!

Бытует мнение, что при случайном проглатывании охладителя для пострадавшего лучшим лекарством станет спиртное. Насколько эффективно подобное «противоядие», сложно сказать, но ученые из Англии уже заявили об успехах проведенных экспериментов. Все случаи отравления, с которым они боролись с помощью хмельных напитков, завершились благополучно, без кардинальных последствий для внутренних органов пострадавших. Секрет такого лечения прост — каждый час по несколько глотков крепкого алкоголя (водки, виски, коньяка).

Длительность восстановительного периода после отравления антифризом зависит от степени поражения организма. Свести к нулю вероятность интоксикации поможет соблюдение элементарной техники безопасности в ходе применения вещества и исключения ее попадания в детские руки.

Отравление антифризом представляет собой довольно большую опасность для организма.

В этой жидкости содержатся различные вредные вещества, которые оказывают разрушающее действие на все системы.

Этиленгликоль, пропиленгликоль могут стать причиной летального исхода.

Антифриз встречается в быту довольно часто, поэтому необходимо знать, как оказать человеку помощь при интоксикации им.

Где используется и как происходит интоксикация

Антифриз представляет собой жидкость, обладающую способностью не замерзать при температуре до минус 75 градусов. Такие свойства позволяют использовать вещество в различных сферах, где необходимо охлаждение.

Применение:

  • Двигатели внутреннего сгорания,
  • В авиации, чтобы избежать обледенения,
  • Установки, работающие при низких температурах.

Чаще всего, с таким веществом сталкиваются люди, имеющие свой автомобиль. Антифриз используется для охлаждения двигателя. При этом при замерзании его коэффициент расширения гораздо меньше, чем у воды. В итоге, поломок в машине будет гораздо меньше.

Чаще всего причиной интоксикации становится попадание жидкости внутрь организма. Интоксикация парами антифриза возникает гораздо реже, как и при попадании вещества на кожные покровы.

Смертельной для взрослого человека считается дозировка, равная примерно 100 мл этиленгликоля либо 250 мл метанола.

Следует отметить, что нередки таким продуктом. Дело в том, что антифриз обладает сладковатым вкусом, что делает его довольно привлекательным для животного. В итоге этиленгликолевый антифриз может вызвать у кошек нарушение работы многих систем организма. Смертельной дозой в этом случае является объем, равный чайной ложке.

Симптомы и признаки интоксикации

Отравление антифризом оказывает определенное влияние на многие системы организма, вызывая различную симптоматику.

Наиболее отличительные признаки можно увидеть в таблице:

Дыхательная системаУ человека возникает нарушение дыхательной функции, возможно развитие приступов удушья, появляются шумы и хрипы. Дыхательный процесс становится замедленным вплоть до полной остановки. Особенно такая ситуация возможна, если человек надышался парами вещества.
Мочеполовая системаИнтоксикация антифризами приводит к тому, что количество мочи становится минимальным, процесс мочевыделения может вообще остановиться. А если он и присутствует, то в моче может обнаруживаться примесь крови.
Сердечно-сосудистая системаПри интоксикации возможно возникновение двух ситуаций – либо сердце начинает усиленно биться, либо, наоборот, происходит сильное замедление ритма, при котором пульс снижается до пятидесяти ударов в минуту. Кроме того, отмечается понижение давления.
Желудочно-кишечный трактСо стороны пищеварительной системы отмечаются признаки, характерные для любого недуга – тошнота, рвотный рефлекс (порой с примесью крови), болезненность в животе. Кроме того, пострадавшего мучает довольно сильная жажда.
КожаПри интоксикации антифризом у человека появляется синюшность ногтей и губ, кожа становится красного цвета, как и слизистые оболочки.
МышцыУ пострадавшего возможно возникновение судорог.
Нервная системаИнтоксикация антифризом вызывает симптомы, похожие на . Человек пребывает в эйфории, чрезмерно болтлив. После эти признаки сменяются усталостью, апатией, головными болями. В тяжелых случаях отмечаются бред, галлюцинации, потеря сознания, кома.

Симптомы интоксикации антифризом могут проявиться довольно быстро. Хуже, когда признаки обнаруживают себя только через некоторое время либо даже несколько дней. В таких случаях часто происходит поражение мозга либо почек, что, как правило, становится причиной летального исхода.

Терапия и первая помощь

При обнаружении признаков интоксикации антифризом необходимо, как можно быстрее вызвать медиков. В этот период следует оказать пострадавшему первую помощь.

Первая помощь и лечение:

  • При проглатывании антифриза пострадавшему необходимо дать выпить сорбенты, чтобы уменьшить количество токсинов в желудке.
  • Человеку дают пить больше чистой воды, однако рвоту вызывать нельзя, чтобы избежать ожога пищевода.
  • Если произошло отравление парами антифриза, то пострадавшего выводят на свежий воздух, расстегивают на нем сдавливающую одежду.

После этого человеком должны заняться врачи. Только они окажут необходимую помощь.

Терапия проводится в медицинском учреждении и включает определенные действия.

Какие нужны действия:

  • Проводится промывание желудка с использованием зонда,
  • Используется антидот – этанол, который вводится либо в вену, либо внутрь,
  • Используются различные солевые слабительные, чтобы быстрее освободить организм от токсина,
  • При необходимости вводится раствор глюкозы,
  • Применяется переливание крови, кислородные ингаляции,
  • Назначаются лекарственные средства, восстанавливающие функциональность систем организма,
  • Используется витаминотерапия.

Лечение закончится благополучно, если человеку вовремя была оказана помощь. Чем длительнее период бездействия, тем хужеж

Профилактика и последствия отравления

Последствия:

  • Нарушение работы сердца,
  • Проблемы с почками, почечная недостаточность,
  • Нарушение работы мозга,
  • Психические отклонения, проблемы с психикой, нервной системой,
  • Летальный исход.

Отравление антифризом — меры:

  • Исключить прием антифриза внутрь,
  • Хранить вещество в недоступном месте от детей и домашних животных,
  • на производстве использовать индивидуальные средства защиты поверхности кожных покровов и глаз,
  • применять респиратор, чтобы избежать интоксикацию парами вещества.

Отравление представляет большую опасность для человека. При отсутствии необходимой помощи такая интоксикация может закончиться смертью. Следует соблюдать осторожность при работе и хранении такого вещества.

Избежать негативных последствий при появлении симптомов отравления антифризом позволяет своевременно оказанная первая помощь. Жидкость находится в свободной продаже и случайно может попасть в организм или на кожные покровы взрослого, ребенка. Однако не все знают, насколько ядовито это вещество.

Назначение и состав антифриза

Антифриз – общее название жидкостей, которые не замерзают под воздействием низкой температуры и применяются для охлаждения двигателей внутреннего сгорания. В быту чаще всего используются автомобильные антифризы, содержащие 52,6% и 66% этиленгликоля (класс G11, G12), стабилизирующие и противокоррозионные присадки.

Антифризы на основе пропиленгликоля (G13) отличаются экологичностью, безопасностью, но их производство ограничено из-за высокой себестоимости продукта. Именно антифризы на основе этиленгликоля оказывают негативное влияние на организм человека, а употребление 50-100 мл вещества внутрь может привести к летальному исходу.

Этиленгликоль относится к умеренно опасным веществам. Угрозу здоровью представляет не только его употребление внутрь, но и регулярное вдыхание паров. Допустимая концентрация вещества в воздухе – 5 мг/м^3.

Хранение антифриза дома представляет опасность для детей и животных. Кошка отравится при попадании внутрь всего 5 мл антифриза. Детей лучше заранее предупредить об опасности и спрятать вещество в недоступное место, поскольку, даже попробовав жидкость в объёме 40 мл, ребенок может умереть.

Зачем люди преднамеренно пьют антифриз? Для достижения эффекта алкогольного опьянения. Действительно, этиленгликоль в составе жидкости относится к спиртам. Однако в отличие от одноатомного этилового спирта, допустимого к употреблению в небольших количествах как составляющего алкогольных напитков, этиленгликоль – многоатомный спирт, являющийся ядом для организма.

Как и этиловый спирт, он вызывает ощущение лёгкого опьянение, однако уже спустя несколько часов человек испытывает симптомы сильнейшего отравления, угрожающего жизни, влекущее необратимые последствия для здоровья: ухудшение зрения, слепоту, нарушения функций мозга.

Степень проявления симптомов отравления зависит от количества принятого вещества и индивидуальных особенностей организма.

Симптомы отравления

Спустя 5-8 после приёма незамерзающей жидкости человек испытывает симптомы, указывающие на отравление антифризом:

  • Боль внизу грудины около мечевидного отростка, отдающая в спину. жажды.
  • Головные боли.
  • Нарушение работы желудочно-кишечного тракта: рвота, иногда с вкраплениями крови; диарея; интенсивная боль в животе.
  • Нарушение координации движений, головокружение.
  • Судороги, отличающиеся длительностью и указывающие на возбуждение коры головного мозга, подкорковых структур (как при эпилепсии).

Рвота и диарея не приносят желаемого облегчения состояния. При этом к первичным симптомам отравления присоединяются:

  1. Затрудненность дыхания: лёгочные хрипы, удушье.
  2. Нарушения зрения: мушки перед глазами, расплывчатость изображений, боязнь света или слепота.

Отмечается чрезмерная сухость кожных покровов. Слизистые оболочки приобретают синевато-фиолетовый оттенок. При большом количестве выпитой незамерзающей жидкости может произойти потеря сознания. Иногда наблюдается ригидность мышц затылка (невозможность наклонить голову таким образом, чтобы достать подбородком до груди), указывающая на поражение оболочки мозга.

Нарушение функции почек и печени

Через 48-72 ч после поступления антифриза в организм развиваются признаки почечной и печёночной недостаточности. Отравление «незамерзайкой» запускает механизмы образования химических вещества – щавелевой кислоты. Она выпадает в виде кристаллов (камней), нарушая работу почек, желудка, мочевого пузыря.

Под воздействием этиленгликоля в почках происходят значительные изменения, часто приводящие к некрозу органа. Поэтому этиленгликоль относят к нефротоксическим ядам.

Симптомы ухудшения работы почек:

  • уменьшение количества выделяемой мочи на протяжении суток;
  • примеси белка и крови в моче;
  • увеличение СОЭ в анализе мочи;
  • наличие в моче кристаллов оксалатов.

Следующим этапом развития отравляющего воздействия жидкости является нарушение функции печени. Признаки развивающейся печёночной недостаточности:

  1. Желтизна кожных покровов.
  2. Увеличение размера печени.
  3. Боль справа под рёбрами.
  4. Повышение артериального давления.

В итоге нарушается водно-солевой обмен организма, развивается почечная недостаточность, приводящая к смерти от самоотравления организма токсинами в крови (уремии).

Тяжелая форма отравления может сопровождаться недержанием кала и мочи, нарушениями сердечного ритма. Без оказания квалифицированной помощи на протяжении 2 суток наступает летальный исход.

Видео: как не отравиться поддельной «незамерзайкой»?

Помощь

Если незамерзающая жидкость попала в организм, необходимо вызвать скорую помощь. Важно предоставить сотрудникам медучреждения информацию о возрасте, весе пациента, сказать причину обращения за помощью, описать состояние больного, объём и состав выпитого вещества, время поступления ядов в организм, местонахождение.

Во время ожидания врача необходимо:

  • Промыть пострадавшему желудок 2% содовым раствором (1 ст. л. соды на 1 л воды) или водой. Для освобождения желудка от токсинов после употребления содового раствора вызывать искусственную рвоту надавливанием пальцами на корень языка.
  • Укрыть больного тёплым одеялом.
  • Приготовить сорбент: активированный уголь из расчёта 1 таб./10 кг веса, Энтеросгель, Смекту.
  • Постоянно давать отравившемуся питьё для предупреждения обезвоживания организма.

Попадание антифриза на кожу угрозы здоровью не несёт.

Если произошло отравление парами антифриза, необходимо вызвать врача и вывести человека на струю свежего воздуха, расстегнуть одежду, сковывающую движения и мешающую глубокому дыханию.

В условиях стационара больному проводят процедуры:

  1. Промывание желудка с помощью зонда, делают клизмы, применяют солевое слабительное.
  2. При содержании этиленгликоля в составе антифриза внутривенно вводят антидот – этанол. Также рекомендуется внутривенное введение раствора глюкозы и натрия хлорида.
  3. Проводят процедуру кровопускания с последующим переливанием донорской крови. Это эффективный метод избавления от яда, циркулирующего в крови.
  4. Для стимулирования работы сердечной мышцы применяют препараты сердечных гликозидов (Дигоксин, Адонизид).
  5. При угнетении дыхательной функции используют препараты – аналептики, необходимые для стимуляции дыхания и кровообращение путём воздействия на стимулирующие центры продолговатого головного мозга.
  6. Проводят витаминотерапию для поддержания иммунной системы организма.

При желании употребить антифриз не по назначению важно помнить, что попадание вещества внутрь организма влечет нарушения работы дыхательной системы, сердца, почек, печени, головного мозга, а при несвоевременно оказанной помощи приводит к смерти.

Источник http://toyota-cluber.ru/chto-luchshe-tosol-kak-vybrat-luchshuyu-ohlazhdayushchuyu-zhidkost-dlya.html
Источник http://bctrades.ru/zhidkosti-v-avtomobile-kotorye-mogut-vas-ubit-chto-budet-esli-vypit-antifriz/

Интересные статьи

Leave a Comment

X