Содержание
Адаптивный свет фар и его особенности: ликбез для автолюбителей
Адаптивное освещение автомобиля представляет собой более совершенный и улучшенный вариант освещения дорожного покрытия по сравнению с традиционным ближним и дальним светом. Более того, такие постоянно модернизируются — в них добавляются новые опции, а также растут возможности. Подробнее о том, что это такое и какие функции выполняет устройство, читайте ниже.
Характеристика адаптивного освещения
Система адаптивного освещения может функционировать в нескольких режимах:
- освещения дороги в городских условиях;
- на трассах;
- на междугородных дорогах;
- в режиме дальнего освещения;
- в режиме освещения поворотов;
- в условиях плохой видимости.
Адаптивная система включает в себя следующие элементы:
- входных датчиков;
- управляющего устройства;
- исполнительных элементов.
Принцип работы и предназначение
Предназначение AFS заключается в обеспечении лучшего освещения дороги на поворотах и при выполнении других маневров. Система адаптивного освещения используется совместно с ксеноновыми лампами. Эти источники света могут поворачиваться с помощью специальных электромоторов шагового типа, предназначенных для непосредственного поворота корпуса с рефлектором на определенный угол. Причем каждый из фонарей поворачивается независимо от положения второй фары, то есть на разный угол.
К примеру, когда водитель поворачивает направо, правый фонарь сдвигается полностью, а левый — только на 50%. Соответственно, поворачивая влево, происходит то же самое, только наоборот. В итоге это приводит к тому, что вероятность ослепления автомобилистов, едущих навстречу, сводится практически к минимуму. Как сказано выше, AFS может работать как в условиях ближнего, так и дальнего освещения.
Когда курс автомобиля немного изменяется, к примеру, при перестроении, сенсор системы ESP осуществляет передачу информации на блок управления о том, что направление авто не изменилось. Однако, когда водитель повернет рулевое колесо на положение, которое будет больше заданного, адаптивная система вступает в работу, что приводит к повороту фонарей на тот или иной угол. Фонарь, находящийся ближе к повороту, должен повернуться с большим градусом, что позволит осветить внутренний радиус. Что касается второй фары, то она перемещается только наполовину, в результате чего она освещает центральную часть и небольшое пространство с наружной части. Таким образом, для водителя автомобиля открывается наиболее оптимальный обзор (автор видео — канал BMW UK).
Необходимо отметить, что бортовой компьютер машины при работе AFS учитывает и работу очистительного устройства лобового стекла. Когда щетки стеклоочистителя начинают функционировать, фонари немного наклоняются вниз, соответственно, таким образом они имитируют работу противотуманок. Более того, чем быстрее будут работать дворники, тем на более высокий градус опустится оптика. При этом осветительный поток поднимается на определенную высоту, которая должна быть не больше 0.5 метров, это позволяет предотвратить отражение света от крупиц снега или капель дождя.
Итак, какие элементы за что отвечают:
- Контроллеры частоты вращения колес, передают информацию бортовому компьютеру о скорости езды транспортного средства.
- Контроллер угла поворота руля. Это устройство применяется для передачи на блок управления информации о направлении движения.
- Контроллер продольного ускорения. Передает на управляющее устройство данные о профиле дорожного полотна.
- Контроллер освещения. Этот элемент необходим для передачи информации на блок управления об интенсивности освещения.
- И один из основных компонентов любой системы AFS — это видеокамера. Она используется для определения препятствий и объектов на дороге. Это могут быть как другие автомобили, так и люди, а также животные. Впоследствии эти данные передаются на блок управления.
Преимущества и недостатки системы
Адаптивное освещение — это система, использующаяся на многих современных автомобилях.
Она обладает такими преимуществами:
- Отличный обзор дорожного покрытия и обстановки на дороге в целом.
- Благодаря улучшенному обзору вероятность аварийной ситуации на дороги сводится к минимуму. По крайней мере, водитель точно будет знать о возможных препятствиях, которые подстерегают его в «слепых» зонах.
- Подсветка поворотов, что опять же, обеспечивает определение препятствий и снижает вероятность аварии.
- Благодаря такой системе риск ослепить водителя встречного автомобиля сводится к минимуму.
Что касается недостатков, то по факту их нет, но есть определенные минусы, из-за которых наши соотечественники не хотят ставить такие устройства на свои авто:
- Довольно высокая цена всех составных элементов конструкции, а также ее монтажа на автомобиль.
- Сложность системы в целом. Но необходимо учитывать, что сложность конструкции — это неотъемлемая часть любого современного автомобиля, оснащенного множеством различных девайсов и систем. По факту такой узел при правильной установке и настройке сможет спасти жизнь водителю и пассажирам, но его стоимость при этом довольно высокая. Как правило, системы такого плана ставятся на автомобили людей, которые не жалеют деньги на тюнинг и модернизацию своего авто.
- Монтаж таких систем возможен далеко не на все автомобили. Здесь все зависит от конструктивных особенностей транспортного средства, но нужно сказать, что на старые автомобили ВАЗ установка AFS будет просто невозможной.
Цена вопроса
Видео «Как работает адаптивная оптика на Форде»
На видео ниже представлена запись с видеорегистратора автомобиля Форд Фокус 2, где зафиксирована работа адаптивной оптики (автор ролика — канал lavok73).
Новые возможности адаптивного освещения в автомобилях
Постоянное развитие и совершенствование научно-технического прогресса коснулось различных аспектов нашей жизни. Сегодня многие технические моменты отлично используются в автомобилях, в разы повышая комфорт и безопасность управления ими. Сегодня одними из таких инноваций в современных транспортных средствах являются адаптивные фары, для создания которых была разработана система адаптивного освещения.
Адаптивные фары в машине
Такие фары в последнее время стали набирать немалую популярность, что обусловило рост числа автомобилей с адаптивными фарами. Наша статья позволит вам разобраться в том, какие преимущества имеет система адаптивного освещения, предназначенная для автомобиля.
Что это за система
Система адаптивного освещения, разработанная для фар автомобиля, по своей работе очень сильно напоминает поведение человека. Это касается ситуации, когда человек поворачивает сначала глаза, а потом остальное тело. Такая же ситуация обстоит и с фарами автомобиля, оснащенного такого рода приспособлениями.
Обратите внимания! Подобная организация подсветки выходит за привычную нам организацию ближнего и дальнего света фар, поскольку предполагает свой режим работы для определенных условий движений.
Освещение адаптивными фарами дороги
Такие комплексы с каждым днем становятся все совершеннее, благодаря добавлению в нее новых функций для расширения возможностей уже существующих режимов освещения. В результате система адаптивного освещения для автомобиля представляет собой такое устройство, которое обеспечивает дополнительную подсветку дороги на поворотах. Данная система также получила название AFS.
Раньше AFS для своей работы использовала принцип головного активного света (например, в моделях компания Volkswagen), то сегодня ее возможности значительно расширились благодаря внедрению в установку видеокамер. В свою очередь система, разработанная для управления дальним светом, предоставляет транспортному средству способность двигаться с действующим в постоянном режиме дальним светом без ослепления остальных водителей.
По своей сути, данная система представляет собой электронное устройство, которое включает в себя следующие элементы:
- входные устройства. Они предоставляют системе данные, на основании которой она способна распознавать разнообразные режимы движения;
- блок управления. Здесь, при помощи конкретного программного обеспечения, происходит обработка сигналов;
- исполнительные механизмы. Они получают обработанные сигналы от блока питания и выполняют работу по созданию того или иного типа освещения. К исполнительным механизмам относятся, к примеру, модули ксеноновых фар. В результате полученного сигнала модуль будет проворачиваться в любой плоскости (горизонтальной или вертикальной).
Обратите внимание! Сегодня ведущими разработчиками данного типа автомобильного освещения считаются компании Hella, Valeo, а также All Automotive Lighting.
Система для адаптивного освещения фар
Между линзой и фарой в устройстве AFS установлен экран определенной формы и размера. С его помощью можно получить луч, который будет иметь заданную светотеневую границу. В ксеноновой фаре возможно установка дополнительной галогеновой лампы, что позволяет в разы улучшить освещение обочины дороги при поворотах.
Возможности современной системы автомобильной подсветки
Системы адаптивной автомобильной подсветки дороги известны в мире как Adaptive Front lighting System или сокращенно AFS. Эта аббревиатура используется для обозначения устройств с аналогичными функциями от разных производителей.
Обратите внимание! Исключение составляет только система BeamAtic от Valeo.
Несмотря на это, устройство AFS в автомобиле может выполнять различные функции. Весь спектр возможностей включает в себя такие режимы света:
- для проселочной дороги;
- режим автомагистрали;
- городской режим;
- дальний свет;
- динамическая подсветка для поворотов;
- режим для перемещения в неблагоприятных условиях погоды.
Режимы работы AFS
Каждый режим адаптивного освещения реализуется при достижении транспортным средством определенной скорости. Рассмотрим их более детально.
Характеристики режимов работы системы
Городской свет включается на скорости до 55 км/ч. Для него характерна горизонтальная светотеневая граница, небольшая дальность, а также широко распространенный световой луч. В данном режиме включаются дополнительные фары и лампы. Такой режим дает возможность обнаружить на обочине дороги идущих пешеходов при повороте или движении автомобиля;
Режим света для поселочной дороги активируется при скоростях, находящихся в диапазоне от 55 до 100 км/ч. Это стандартный ближний свет, для которого характерна асимметричность. При нем правая часть дороги освещена качественнее, чем левая;
Свет для проселочной дороги
Режим света для автомагистрали включается в ситуации, когда скорость автомобиля превышает 100 км/ч. При такой скорости включается ближний свет фар с увеличенной дальности. Он дает возможность безопасно перемещаться прямолинейно, а также на высокой скорости входить в повороты.
Свет для автомагистрали
Динамическое освещение считается самым востребованным. Здесь свет реализуется за счет различного угла поворота рулевого колеса, а также скорости машины. При этом фары способны обращаться до 15° по горизонтали.
Режим для дальнего света функционирует по типу стандартного дальнего света. Но здесь нет необходимости переключения фар на ближний тип подсветки. Управление дальним светом обеспечивается двумя вариантами:
- адаптивная светотеневая граница;
- вертикальная светотеневая граница.
Обратите внимание! Для реализации обоих способов необходима видеокамера. Она, при обнаружении в поле зрения машин, подает сигнал, который поступает на электронный блок управления.
В данном случае AFS регулирует работу фар так, чтобы световой луч заканчивался до едущего на встречу транспортного средства. При этом электроника ведет учет рельефа дороги (например, спуски или подъемы). Если впереди отсутствует движение, то фары светятся обычным светом. Эти параметры характерны для способа управления адаптивной светотеневой границей.
Другой вариант (светотеневая вертикальная граница) считается более современным решением. Здесь совмещается максимально допустимый световой поток и отсутствие риска ослепить других участников движения. При обнаружении машины, устройство автоматически затеняет его и ведет.
Последний режим света, который реализуется при неблагоприятных факторах погодных условий, создается при максимально обширном рассеивании светового потока фар.
Свет для неблагоприятных погодных условий
Реализуемый таким образом свет создает минимальные условия для бликов, которые могут возникнуть при освещении частиц влаги при уменьшении дальности подсветки.
Преимущества использования адаптивного устройства фар
AFS по сравнению с обычным освещением, которое дает фары автомобилей, обладает следующими преимуществами:
- позволяет эффективно менять режимы подсветки дороги и обочин при различных скоростях;
Освещение дороги адаптивными фарами
- повышение безопасности дорожного движения даже в условиях плохой погоды;
- дает возможность увидеть пешеходов, перемещающихся по обочине;
- уменьшает риск ослепления автомобилей, едущих на встречу по соседней полосе;
- увеличивает скорость реакции водителя на различные дорожные ситуации;
- предупреждает дорожно транспортные происшествия, которые случаются часто из-за недостаточного освещения;
- быстрый настрой подсветки дороги под конкретные ситуации
Как видим, использование подобной системы в разы повысит комфортность езды на транспортном средстве.
Заключение
Современные технологии делают нашу жизнь намного удобнее и безопаснее. Это отлично видно на примере системы, которая реализует в автомобиле адаптивное освещение дороги. Благодаря такой «умной» подсветке управление транспортным средством становится значительно проще и удобнее. При этом снижается риск дорожно-транспортных происшествий. все преимущества системы вы сможете оценить уже сразу же после установки.
https://avtozam.com/elektronika/svet/adaptivnoe-osveshhenie-avtomobilya/