Датчик света в автомобиле, что это такое, принцип работы, установка

Датчик света в автомобиле

Современные автомобили оснащены большим количеством электронных устройств, которые позволяют системе самостоятельно отслеживать состояние машины и ее окружения, быстро адаптируя транспортное средство под изменившуюся обстановку. Одним из таких устройств является датчик света, который устанавливается в автомобиле, а что это такое и зачем он нужен, читайте в статье.

авто

Назначение

Датчик света в автомобиле устанавливается для быстрого реагирования на изменения уровня освещенности вокруг машины. Если он обнаруживает, что дорога впереди недостаточно хорошо видна, передает сигнал на блок управления. ЭБУ обрабатывает его и посылает команду на включение фар дальнего света. Таким образом, датчик контролирует работу систем освещения в автомобиле, реагируя на уровень затененности впереди. Кроме того, в продаже встречаются несколько разновидностей этого изделия, которые могут включать в себя дополнительный функционал, вроде отслеживания природных осадков и активации передних стеклоочистителей.

Конструкция и принцип работы

Учитывая, что это устройство может быть частью заводской комплектации, датчик света изготавливается в формате небольшого компактного корпуса для установки на соответствующей позиции перед лобовым стеклом в салоне автомобиля. Электронное изделие состоит из нескольких светочувствительных элементов и светодиода, которых достаточно для того, чтобы датчик мог быстро и надежно реагировать на смену времени суток, погодных условий, отключение уличных фонарей или на въезд и выезд из тоннеля. Обнаружив изменения, устройство посылает сигнал блоку управления, чье реле включает фары ближнего или дальнего света.

Датчик света в автомобиле

Использование средства измерения освещения позволяет водителю не отвлекаться во время езды на регулировку работы фар. Впрочем, функционал этого устройства имеет и обратные стороны, ведь многие автовладельцы настолько привыкают к работе этого устройства, что отвыкают самостоятельно контролировать включение и отключение фар на машине. Иногда это поворачивается против невнимательных водителей, забывающих включать дальний свет в дневное время суток во время тумана и других условий, не предусмотренных к определению датчиком света. На некоторых марках авто эти устройства способны работать вне зависимости от зажигания двигателя, что приводит к неприятным ситуациям, когда фары у машины загораются на стоянке ночью, тем самым сажая аккумулятор.

Разновидности

Разновидности датчиков света

Как и многие другие системы, автомобильный сенсор освещения встречается в нескольких разновидностях. Некоторые из них доступны для приобретения и самостоятельной установки, когда другие встречаются лишь в заводской комплектации транспортного средства:

  • Стандартный сенсор можно приобрести по доступной цене и установить своими силами. Закрепление датчика происходит в салоне перед лобовым стеклом автомобиля с последующим подключением реле и электропроводки. В функционал входит регулировка режима и интенсивности работы передних фар транспортного средства.
  • Встроенный датчик освещенности чаще встречается в дорогих иномарках, где выполняет широкий перечень функций. Помимо стандартных задач по включению и настройке фар, устройство может регулировать освещение внутри салона и на приборной панели.
  • Комбинированный датчик света и дождя относится к самым дорогим моделям автомобильных сенсоров, объединяя в себе функции по контролю освещения и работы стеклоочистителей. Сенсор дождя фиксирует выпадение осадков посредством фотодиодов и фотоэлементов, давая команду щеткам начинать протирание лобовых стекол. В зависимости от интенсивности осадков, сенсор может активировать и фары, реагируя на плотный дождь или снег.

Установка

Основной компонент устройства, называемый «глазком»

Чтобы установить и подключить датчик света и дождя в автомобиле, не обязательно обращаться за услугами в мастерскую. К каждому комплекту сенсоров прилагается подробная инструкция с описанием процедуры монтажа. В большинстве машин последовательность действий пользователя одинаково проста:

  1. Основной компонент устройства, называемый «глазком», закрепляется внутри салона на месте держателя зеркала заднего вида. Учитывая, как работает датчик света, для большей точности работы сенсора, рекомендуется направить его в сторону водителя, а не на улицу. Затемнение в салоне фиксируется гораздо быстрее и надёжнее.
  2. Подключение реле сенсора и блока управления производится в соответствии со схемой из инструкции.
  3. Последними присоединяются контакты, отвечающие за регулировку освещения автомобиля. Некоторые модели сенсоров предусматривают возможность подключения кнопки включения и выключения датчика света и дождя.

Заключение

В общем, как оказалось, ответ на вопрос: как работает датчик света, очень прост, а устройство может быть максимально полезным для любого автовладельца. Сенсоры освещения являются очередной системой, призванной обеспечить комфорт пользования транспортным средством и разгрузить водителя в процессе управления машиной. Возможность подключения датчика своими руками лишний раз упрощает задачу владельцу авто, не требуя от него обращения к услугам профессионалов.

Видео по теме

Light Assist — что за зверь? Как это работает и в чем его суть?

В зависимости от того, какие фары применяются на машине, меняется принцип работы системы. Если фары галогенные, происходит автоматическое включение и выключение дальнего света в зависимости от дорожных условий. В ксеноновых фарах дальний свет не выключается, а ослепление встречных водителей предотвращается за счет того, что модуль лампы автоматически поворачивается по вертикали или горизонтали.

Как работает Light Assistant

Основными компонентами системы являются черно-белая видеокамера, отслеживающая дорожную обстановку, и блок управления. Кроме того, ЭБУ получает информацию от датчиков частоты вращения колес и освещенности. На основании анализа всей входящей информации, блок управления определяет условия видимости, траекторию движения машины, степень освещенности и силу встречного светового потока.

Для того чтобы система Light Assistant включила дальний свет, должны быть соблюдены следующие условия:

  • включен ближний свет;
  • имеет место быть недостаточная освещенность;
  • автомобиль движется с определенной скоростью;
  • перед машиной нет ни встречных, ни попутных транспортных средств;
  • езда вне населенного пункта.

Возможно так же механическое включение или отключение данной функции.

Как только в секторе обзора видеокамеры появляется встречный или попутный автомобиль, блок управления вычисляет расстояние до него, и по достижении порогового значения, пока еще пучок света не достиг другого транспортного средства, переключает дальний свет на ближний, либо перемещает модули ламп.

В населенных пунктах дополнительно оценивается уровень освещенности. Если он достаточно высок, включается только ближний, в противном случае – дальний.

Таким образом, благодаря автоматическому управлению фарами, уже нет необходимости самостоятельно менять режим освещения и следить за тем, чтобы водитель встречного транспорта не был ослеплен.

Инструкция по установке и настройке FLA (ассистента дальнего света) на авто платформы MQB на примере Volkswagen Passat B8

Доброго времени суток, ВАГдрайверы!

Ассистент дальнего света (Front Light Assist)

служит для того, чтобы автоматически включать или выключать дальний свет автомобиля. Для того, чтобы дальний свет включался автоматически, нужно перевести освещение в режим Auto и включить дальний свет движением рычага от себя. Пока автомобиль стоит, у вас будет работать только ближний свет, но если в темноте разогнаться до скорости выше 60 км/ч, то при отсутствии встречного транспорта система FLA автоматически включит дальний свет. Камера на зеркале заднего вида контролирует транспортный поток. С её помощью система распознаёт встречные и движущиеся впереди в попутном направлении автомобили и автоматически переключается обратно на ближний свет.

Для того, чтобы установить систему FLA на автомобиль VAG, построенный на платформе MQB, нужно приобрести:

1) Безрамочное зеркало заднего вида с автоматическим затемнением и встроенной камерой 3G0 857 511 AE

2) Накладки кронштейна зеркала

3) Жгут проводов для подключения к CAN-шине

  • Набор отверток
  • Клин для демонтажа пластиковых деталей
  • Отвертка Torx T20
  • Матерчатая изолента
  • Пластиковые стяжки

Имея в наличии инструмент и детали, можно начать установку.
1) Первое, что нужно сделать это снять родное оригинальное зеркало заднего вида:

  • Для этого стоит вооружиться пластиковыми съёмниками и при помощи них отстегнуть обе декоративные накладки опоры зеркала заднего вида;
  • После того, как крышечки сняты, можно снять и само зеркало. Оно снимается поворотом против часовой стрелки относительно точки его крепления к лобовому стеклу;
  • Когда зеркало окажется у вас в руках, можно отсоединить от него разъём питания и отложить родное зеркало (оно нам больше не понадобится).

2) Теперь можно заняться проводкой. Нужно последовательно перепиновать разъём для зеркала и протянуть новый провод от зеркала до gateway:

  • В разъёме проводки, который подключается к зеркалу, необходимо сделать перепиновку. А именно нужно вынуть из разъёма белый провод из разъёма и переставить его в соответствии с фотографиями ниже, а также добавить два провода CAN-шины в разъём;
  • Теперь необходимо протянуть провода CAN-шины к точке подключения. Чтобы было проще, мы будем припаиваться к CAN-шине в зоне крепления разъёмов проводки, которая находится слева от подставки для отдыха левой ноги. Для того, чтобы протянуть провод, нам придётся снять обшивку левой стойки лобового стекла и закрепить новый провод в месте с другими проводами, которые там проходят.
  • Для того, чтобы добраться до разъёмов проводки, нужно снять кожух левого порога и вытащить чёрный разъём из крепления (как показано на фото);
  • К этому разъёму идут два провода CAN-шины оранжевого цвета, которые надо зачистить и соединить с проводами, которые мы протянули от нового зеркала с функцией FLA;

3) Теперь, когда проводка разведена и подключена, можно собрать всё аккуратно обратно и закрепить провода пластиковыми хомутами-стяжками, а новое зеркало установить на его законное место. Оно ставится также, как и снималось старое, только защёлкивается по часовой стрелке.

Отлично! Теперь, когда механическая часть установки завершена, можно подключить ВАСЮ диагноста и произвести финальное кодирование функции FLA. Для этого открываем ВАСЮ диагноста и отправляемся в выбор блока управления:

1) Заходим в блок 19

(Диагностический интерфейс шин данных) CAN-Gateway => список оборудования =>
блок 20
(Ассистент управления дальним светом) => ставим галочку => сохранить (кодировка принята) 2) Заходим в
блок 20
(Ассистент управления дальним светом) => длинное кодирование => там нули, а нам нужно прописать всё с начала:

  • 0 байт
    (ближний свет) — ставим 04 для LED фар (для других фар выбираем соответствующий другой код);
  • 1 байт
    (дальний свет) — ставим 04 для LED фар (для других фар выбираем соответствующий другой код);
  • 2 байт
    (расположение руля) — оставляем 00, так как у на левый руль;
  • 3 байт
    (определение высоты положения камеры) — ставим EC для Passat B8 (например, на Skoda Octavia a7, будет уже E5);
  • Дальше оставляем нули и получаем вот такую кодировку: 04 04 00 EC 00 00 00 00 00 00 00
    (14 нулей).

3) Заходим снова в блок 9,
но теперь отправляемся в «закрытую область» (пароль 31347) и переходим в раздел “Адаптация” и там ставим:

  • _Erweiterte_Fernlichtsteuerung — _Basis, FLA
  • _Menuesteuerung Fernlichtassistent — _available
  • _Menuesteuerung Fernlichtassistent Werkseinstellung — _available

Главное, нужно помнить, что кодирование самого зеркала делается сугубо под комплектацию автомобиля! То есть у другого автомобиля часть кодировки может быть другая (из-за разных фар, например).
Теперь когда с кодировками закончено, нам нужно отправиться в меню на головном устройстве => настройки => освещение => ассистент управления дальним светом => ставим галочку. И проверяем работоспособность функции: переводим освещение в режим Auto и один раз рычаг включения дальнего света нажимаем «от себя» — на приборной панели должен загореться значок дальнего света с буковкой A.

Поздравляю! Вы успешно установили систему FLA на свой автомобиль! =) Желаем вам удачи в задуманном и помните, что нет ничего невозможного!

Ознакомиться с другими системами/помощниками концерна Volkswagen можно в отдельной

Light Assist представляет собой автоматическую систему управления дальним светом (ассистент дальнего света). Эта вспомогательная система повышает уровень безопасности и помогает водителю при движении в темное время суток. Суть ее работы заключается в автоматическом переключении дальнего света на ближний. Более подробно об устройстве и особенностях работы расскажем в статье.



FLA: система управления дальним светом

Если в наличии имеется только система управления дальним светом (FLA), записанные камерой световые точки, цвета освещения и интенсивность света анализируются блоком управления FLA.
Если видеодатчик распознает, например, встречное транспортное средство, система управления дальним светом (FLA) передает рекомендацию на выключение в контроллер Body Domain Controller (BDC) по шине PT-CAN.

Читать далее: Механический нагнетатель воздуха СЕКРЕТЫ устройство принцип работы классификация

Как работает Light Assist

Условия работы комплекса будет зависеть от типа установленных фар. Если фары галогеновые, то происходит автоматическое переключение между ближним и дальним в зависимости от ситуации на дороге. При ксеноновых фарах автоматически поворачивается отражающий элемент в разных плоскостях в фаре, меняя направление света. Такая система называется Dynamic Light Assistant.

Основными компонентами устройства являются:

  • блок управления;
  • переключатель режима освещения в салоне;
  • черно-белая видеокамера;
  • модуль фары (отражающий элемент);
  • датчики освещённости;
  • датчики динамического контроля (частота вращения колес).

Чтобы активировать систему, нужно вначале включить ближний свет, далее перевести переключатель в автоматический режим.

Черно-белая видеокамера и блок управления находятся в зеркале заднего вида. Камера анализирует дорожную обстановку перед автомобилем на дистанции до 1 000 метров. Она распознает источники света, а затем передает графическую информацию в блок управления. Это значит, что источник (встречный автомобиль) распознается до того, как он будет ослеплен. Длина светового пучка дальнего света обычно не превышает 300-400 метров. Дальний автоматически выключается при попадании встречного автомобиля в эту область.

Также информация в блок управления поступает от датчиков освещенности и датчиков частоты вращения колес. Таким образом, в блок управления поступает следующая информация:

  • уровень освещенности на дороге;
  • скорость и траектория движения;
  • наличие встречного потока света и его мощность.

В зависимости от дорожной ситуации происходит автоматическое включение или выключение дальнего света. Работу системы показывает контрольная лампа на .

Камера KAFAS и камера FLA

Оснащение камерой FLA или камерой KAFAS зависит от комплектации автомобиля.
Зона действия видеодатчика в камере составляет примерно 1000 м.

Для распознавания встречных или движущихся впереди участников дорожного движения контролируется область перед автомобилем на расстоянии до 1000 м. Это позволяет распознавать встречные автомобили уже на расстоянии прим. в 1000 м, впереди идущие автомобили – на расстоянии прим. от 600 м.

Записанные камерой световые точки, цвета освещения и интенсивность света анализируются в блоке управления KAFAS или блоке управления FLA.

Необходимые условия для активации

Автоматическое переключение дальнего света будет работать при следующих условиях:

  • включен ближний свет фар;
  • низкий уровень освещенности;
  • автомобиль двигается с определённой скоростью (от 50-60 км/ч), такая скорость воспринимается как движение по трассе;
  • впереди нет встречных машин или других препятствий;
  • автомобиль двигается вне населенных пунктов.

Если фиксируются встречные автомобили, то дальний свет автоматически погаснет или изменится угол наклона отражающего модуля фары.

Первой подобную технологию внедрила компания Volkswagen (Dynamic Light Assist). Применение видеокамеры и разных датчиков открыло новые возможности.

Ведущими конкурентами в этой области являются компании Valeo, Hella, All Automotive Lighting.

Подобные технологии имеют название Adaptive Front lighting System (AFS). Компания Valeo представляет систему BeamAtic. Принцип всех устройств схож, но может отличаться дополнительными функциями, среди которых может быть:

  • движение по городу (работает на скорости до 55-60 км/ч);
  • проселочная дорога (скорость 55-100 км/ч, отличается асимметричным освещением);
  • движение по автомагистрали (свыше 100 км/ч);
  • дальний свет (Light assist, автоматическое переключение);
  • освещение поворотов в движении (в зависимости от комплектации модуль поворачивается на угол до 15° при повороте руля);
  • включение освещения при плохих погодных условиях.

Камера KAFAS и камера FLA

Безбликовая система управления дальним светом

Оснащение камерой FLA или камерой KAFAS зависит от комплектации автомобиля.

Зона действия видеодатчика в камере составляет примерно 1000 м.

Для распознавания встречных или движущихся впереди участников дорожного движения контролируется область перед автомобилем на расстоянии до 1000 м. Это позволяет распознавать встречные автомобили уже на расстоянии прим. в 1000 м, впереди идущие автомобили – на расстоянии прим. от 600 м.

Читать далее: Volkswagen представил седан Polo 2020 модельного года

Записанные камерой световые точки, цвета освещения и интенсивность света анализируются в блоке управления KAFAS или блоке управления FLA.

Преимущества и недостатки систем Light Assist

Подобные технологии получили признание водителей. Отзывы показывают, что система работает четко и без сбоев. Даже при обгоне на неосвещенной трассе впередиидущего автомобиля дальний свет фар не слепит в зеркала заднего вида. При этом дальний свет остается работать. Примером можно назвать Dynamic Light Assist от Volkswagen. Особых минусов выявить не удалось.

Подобные технологии как Light Assist прекрасно справляются со своей задачей. Благодаря им вождение современных автомобилей становится более безопасным и комфортным.

Система управления дальним светом предназначена для улучшения видимости в темное время суток за счет автоматического включения дальнего света фар. При этом система позволяет двигаться с дальним светом фар максимально возможное время, предотвращает ослепление других участников движения, облегчает управление автомобилем, и тем самым, повышает безопасность движения.

Система управления дальним светом реализована в зависимости от типа фар:

  • галогеновые фары
    – за счет автоматического включения (выключения) дальнего света фар (например, система
    Light Assist
    );
  • ксеноновые фары
    – за счет автоматического поворота модуля лампы в вертикальной и горизонтальной плоскости, при этом дальний свет фар не выключается (например, система
    Dynamic Light Assist
    ).

Система автоматического дальнего света включает переключатель освещения, видеокамеру , блок управления, лампу дальнего света (модуль лампы), а также контрольную лампу на панели приборов.

Система управления дальним светом активируется переключателем освещения, при переводе его в определенное положение.

В работе системы используется черно-белая видеокамера, которая фиксирует обстановку перед автомобилем. Зона охвата видеокамеры составляет порядка 1000 м. Видеокамера вместе с блоком управления располагаются в корпусе зеркала заднего вида .

Наряду с информацией от видеокамеры в работе системы используются входные сигналы датчиков частоты вращения колес (для оценки скорости движения автомобиля

), датчика освещенности (
для оценки уровня освещенности
).

Блок управления производит обработку изображения видеокамеры и сигналов датчиков, на основании которых оценивается ситуация на дороге:

  • условия видимости:
  • траектория движения;
  • уровень освещенности;
  • мощность встречного потока света.

В зависимости от конкретной ситуации производится включение-выключение (поворот модуля лампы) дальнего света фар.

Контрольная лампа на панели приборов сообщает о включении системы и характере ее работы.

Принцип работы системы

Система управления дальним светом автоматически включает дальний свет фар при одновременном выполнении следующих условий:

  • низкий уровень освещенности;
  • работа ближнего света фар;
  • движение автомобиля с определенной скоростью;
  • отсутствие впереди идущих или встречных транспортных средств (автомобили, мотоциклы);
  • движение за пределами населенных пунктов.

С целью предотвращения ослепления других участников движения дальний свет фар автоматически выключается при наличии встречных или впереди идущих транспортных средств. Переключение производится при нахождении транспортного средства в зоне охвата системы и на определенном расстоянии от автомобиля (пучок дальнего света не должен доходить до транспортного средства). При разъезде (обгоне) с транспортным средством дальний свет автоматически включается.

При движении по населенному пункту система срабатывает в зависимости от оценки уровня освещенности. Если внешнее освещение оценивается как достаточное, то происходит автоматическое переключение на ближний свет фар. В противном случае движение автомобиля через населенный пункт осуществляется с дальним светом фар.

Автоматическое включение фар через реле.

Второй способ реализовать автоматическое включение фар заключается в подключение электромагнита реле включения фар или дополнительного реле в цепь возбуждения генератора, а точнее цепь сигнальной лампы зарядки. Этот способ подходит почти для всех современных автомобилей.

Для реализации необходимо добавить пяти контактное реле типа 90.3747. На вывод 85 и 30 подключить провод от замка зажигания. Вывод 86 подключить к выводу генератора, к которому подключён провод от контрольной лампы заряда. Вывод 88 соединить с реле включения фар или непосредственно к предохранителям, защищающим цепь фар.

В данном случае при включении зажигания питание с замка зажигания, катушку электромагнита реле, через обмотку генератора поступает на минус, при этом реле срабатывает и размыкает контакты 30 и 88. После пуска двигателя и начала работы генератора на выводе контрольной лампы генератора появляется плюс. Реле при этом отключается и замыкает контакты 30 и 88 включая свет фар.

Для предотвращения вредного контура в этом случае желательно применение диода включенного последовательно с катушкой реле направленного в сторону генератора. Фары в этом случае будут гореть только при наличие зарядного тока, при условии целостности цепи, которую можно контролировать по лампе заряда аккумулятора.

Автоматические системы управления освещением

По мере развития технологий автомобилестроения также внедряются дополнительные функции автоматического управления осветительными приборами:

  • включение ближнего света;
  • активное головное освещение;
  • адаптивное освещение;
  • коррекция головного освещения;
  • управление дальним светом.

Все перечисленные системы регулируются в автоматическом режиме на основе данных, считываемых специальными датчиками при изменении дорожной обстановки и условий движения.

Применение системы освещения автомобиля обеспечивает безопасность при поездке в темное время суток

Комплекс элементов, входящих в систему освещения автомобиля, предназначен для обеспечения безопасности водителя, его пассажиров и других водителей. Без осветительных приборов поездка на автомобиле в вечернее и ночное время недопустима. Постоянно совершенствуясь, система освещения обеспечивает необходимые комфорт и безопасность во время вечерних и ночных поездок, а также при перемещении в условиях недостаточной видимости.

https://osensorax.ru/posiciya/datchik-sveta-v-avtomobile-chto-eto
https://avtosotka.ru/sovety-i-opyt/sistema-upravleniya-dalnim-svetom-2.html

Интересные статьи

Leave a Comment

X