Дефицит машин и растущие цены. Что происходит на рынке подержанных авто и стоит ли покупать сейчас?

Дефицит машин и растущие цены. Что происходит на рынке подержанных авто и стоит ли покупать сейчас?

Дефицит машин и растущие цены. Что происходит на рынке подержанных авто и стоит ли покупать сейчас?

Кажется, кризис на авторынке не проходит – сначала все боялись падения рубля, а теперь боятся дефицита авто и роста цен. Этим пользуются ушлые продавцы, которые готовы взвинчивать цены на подержанные авто, следуя за ценами на первичном рынке. Мы спросили у экспертов – почему так происходит и на чем лучше остановиться сейчас – рискнуть и купить, или не рисковать и подождать?

Вторичный рынок после самоизоляции

Авторынок почувствовал на себе все «прелести» самоизоляции – подавляющее большинство россиян потеряли часть доходов во время вынужденного простоя, а рубль в очередной раз обесценился к другим валютам, сделав дороже импортные (и даже российские) автомобили. Естественно, что-то похожее было и на вторичном рынке – с поправкой на то, что сделки купли-продажи полностью не останавливались, хоть и просели из-за падения доходов.

После того, как регионы начали снимать введенные ранее ограничения, рынок снова начал показывать рост – кроме прочего, смогли работать автосалоны и главное – открылись отделения ГИБДД, где можно переоформить купленный автомобиль.

Это дало достаточно необычную статистику – в июне в России владельцев сменили более 560 тысяч подержанных автомобилей, это на 13,8% больше июля прошлого года и на треть больше, чем в июне (когда часть ограничений уже сняли). Объяснений несколько:

  • сработал эффект отложенного спроса , причем не только на сами автомобили, но и на услугу по их переоформлению;
  • люди решились на покупку, видя рост доллара и ожидая роста цен;
  • автомобиль в период самоизоляции стал настоящим спасением – это и способ безопасного передвижения по городу, и вариант переезда на природу.

Правда, уже в августе статистика была не такой интересной – в стране продано 488 623 автомобиля на вторичном рынке, но и это на 10% больше августа прошлого года. При этом даже в августе рынок не нагнал статистику прошлого года: если в январе-августе 2019 года было продано почти 3,1 миллиона автомобилей, то за первые 8 месяцев 2020-го – только 2,9 миллиона.

Что касается моделей, то по данным «Автостат-Инфо», больше всего за месяц было продано автомобилей Lada – чуть больше 125 тысяч штук, на втором месте оказалась Kia, за ней идет Toyota (правда, у последних двух – продаж примерно по 31 тысяче, в 4 раза меньше, чем у продукции АвтоВАЗа).

Покупатели больше интересуются относительно «свежими» авто в возрасте до 5 лет – эксперты считают, что такие машины стали заменой новых автомобилей в условиях кризиса. При этом самые «молодые» автомобили еще и подорожали сильнее всех – например, авто в возрасте до 1 года стали дороже на 14% (и стоят в среднем 970 тысяч рублей), машины от 1 до 2 лет – стали дороже на 11% и стоят 830 тысяч рублей в среднем, а от 3 до 5 лет – подорожали на 4% до 660 тысяч рублей.

При этом наибольшим спросом пока пользуются машины в возрасте от 6 до 10 лет, которые уходят в среднем за 440 тысяч рублей (хотя понятно, что для них разброс в ценах будет сильным, так как состояние 8-летнего автомобиля может быть очень разным в зависимости от условий эксплуатации).

Рост цен на автомобили с пробегом заметили и опрошенные нами эксперты. Например, эксперт по автоподбору Илья Ушаев связывает это с ростом цен на новые авто и поведением перекупщиков:

Я прямой участник ситуации и вижу, что на рынке машин с пробегом повышают цены официальные дилеры и не дают скидок на машины с пробегом, следом за ними поднимают цены перекупы, серые дилеры и другие участники рынка, за ними частники поднимать цены на хорошие машины.

Вам будет интересно  Обзор новой Toyota Camry: смена парадигмы

В итоге за последние 2 месяца рынок обнищал на хорошие машины. Что такое хорошие машины: не битые, без криминала и скрученного пробега, от реальных владельцев и по объективней цене, с комплектом колес и пробегом до 100 000 км в хороших комплектации и 1-3 владельцев.

Илья Ушаев, автоэксперт автоподбора «Форсаж» Ильи Ушаева.

Новые автомобили же начали дорожать из-за пандемии коронавируса, когда автопроизводителям пришлось резко сократить производство. Сначала – из-за проблем с поставками комплектующих из Китая и Европы, а потом из-за всеобщих нерабочих дней.

Как рассказал нам Александр Щербаков из сервиса ProbegZero, официальные дилеры из-за нехватки новых автомобилей начали ориентироваться на вторичный рынок и это тоже повлияло на цены:

В самом начале пандемии (март 2020) ко мне и некоторым другим профессионалам автобизнеса поступало большое количество запросов с просьбой дать прогноз о поведении автомобильного рынка до конца года. На тот момент все мы единогласно прогнозировали повышение уровня цен, которое произошло не только на рынке новых автомобилей, но и затронуло рынок автомобилей с пробегом.

Если выявить причинно-следственную связь, то простым языком ситуация такова: во время пандемии заводы находились на карантине, отсюда сложился дефицит новых автомобилей, что привело к росту цен на вторичном рынке на свежие автомобили, т. к. покупатели, планировавшие покупку нового автомобиля, из-за размытых сроков поставки и неопределённости в плане цены вынуждены обратить свой взор на автомобили минимального возраста с минимальным пробегом. Но это не единственный фактор, повлиявший на рост цен: с одной стороны, официальные дилеры, испытывая дефицит склада новых автомобилей, также обратили внимание на рынок автомобилей с пробегом, начав их активный выкуп и наращивая таким образом свои склады, а с другой стороны, продавцы-собственники таких автомобилей, прекрасно понимая, что попросту не могут, продав свой автомобиль с пробегом, тут же купить новый взамен, тоже заняли выжидательную позицию, установив максимальную цену с минимальной возможностью торга(что в целом логично – зачем продавать дешево и быстро, если взамен нечего купить).

Александр Щербаков, генеральный директор сервиса ProbegZero.

В целом же такая ситуация может ударить по рынку (эксперты уже предупреждали о рисках массовых банкротств среди автодилеров), но главное, что из этого следует – дешеветь автомобили не будут точно, ни новые, ни подержанные. Так что же делать в этой ситуации?

Почему стоит покупать автомобиль сейчас?

В условиях, когда доллар уверенно проходит уровни в 76, 77 и даже 78 рублей, говорить о каком-то обдуманном и взвешенном решении касательно покупки автомобиля не приходится – даже если речь идет о весьма подержанной машине. Хоть большинство аналитиков и верят в «отскок» рубля от пикового курса, когда это произойдет и как повлияет на рынок, пока не знает никто.

Поэтому эксперты советуют на данный момент не строить долгосрочных планов, и если автомобиль нужен сейчас – то и покупать его сейчас. Так, Илья Ушаев советует обратить внимание на не самые ходовые модели – просто потому, что они не так сильно подорожали:

Лучше подождать, возможно рынок изменится и цены на автомобили упадут или появиться большое количество машин и по этой причине они упадут, думаю ждать где-то 3-6 месяцев. Если хотите купить машину берите не ликвидные позиции они не так сильно подорожали и не имеют ценности у посредников в автобизнесе, также смотрите. Но все же стоит брать то, что ценится на авторынке это не битые машины, обслуженные, имеющие документы – сервисную книжку, заказ-наряды на обслуживание, пробег поменьше, количество владельцев тоже минимальное и проверяйте машины хорошо, так как все что не досмотрите то будете платить из своего кошелька и суммы обычно от 30000 р.

Илья Ушаев, автоэксперт автоподбора «Форсаж» Ильи Ушаева.

Примерно то же советуют и другие опрошенные нами эксперты:

  • не откладывать покупку на потом, если она была запланирована, советует Александр Щербаков. По его словам, цены на новые автомобили все еще не стабилизировались, и могут расти до конца года, поэтому ждать более низких цен не стоит. С другой стороны, эксперт советует все же обдумать целесообразность покупки, особенно если для этого придется брать кредит. Все же автомобиль – не инвестиция, а трата;
  • покупать автомобиль по потребности, а не по сезону и не по рынку советует Владимир Желобов из ГК «АвтоСпецЦентр». По его словам, цены будут расти и дальше – с начала года они уже выросли до 15%. Но он все же рекомендует посмотреть и в сторону покупки в кредит, так как времени копить на покупку за собственные средства может не быть.
Вам будет интересно  Новый Hyundai Solaris: обзор от дилера

Еще один важный момент касательно покупки подержанного автомобиля – не стоит «бросаться» на первое же предложение с низкой ценой. Раз спрос на вторичном рынке растет, этим могут пользоваться недобросовестные продавцы, предлагая откровенно «убитые» машины, лишь слегка подготовленные к продаже.

Как рассказали нам в пресс-службе сети автосалонов Fresh Auto, на сегмент до 150 тысяч рублей вообще лучше не смотреть, а выбирать из более дорогих вариантов:

Если есть необходимость приобрести автомобиль с пробегом уже сейчас, не стоит выбирать авто невысокой стоимости – ниже 150 тысяч рублей. Количество таких машин большое, но качество транспорта и его техническое состояние очень сомнительное. Лучше присмотреться к иномаркам в ценовом сегменте 300-500 тысяч рублей, оснащенным производительными двигателями и автоматической коробкой передач. Hyundai Solaris, Kia Rio, чешские Skoda Rapid или более дорогие Lexus, Toyota и Mercedes с BMW сейчас на вторичном рынке имеют выгодную цену. Чтобы выбрать действительно хороший автомобиль с оптимальным соотношением цены и качества, стоит изучить предложения автосалонов, но только тех, кто имеет собственный сервис и хорошую репутацию на рынке. Уважающий себя дилер не станет заниматься реализацией непроверенного авто и давать гарантию его надежности.

Пресс-служба сети автосалонов Fresh Auto.

Так что вывод будет следующим: покупать автомобиль сейчас стоит лишь в том случае, если покупка планировалась заранее, и автомобиль нужен сейчас. Решаться на покупку только лишь из-за кризиса или опасений нового роста цен не стоит – ситуация на рынке слишком неоднозначная.

Почему не стоит покупать автомобиль сейчас?

Любой кризис – это время возможностей, например, для старта нового бизнеса (так как вложить можно меньше, а выгоды в будущем получить больше). Но вот что касается автомобилей и вторичного рынка – ситуация совсем неоднозначная.

Как мы уже поняли, если авто нужно сейчас, то покупать можно, а если нет – то спешить не нужно.

Проблема в том, что из-за дефицита новых автомобилей (по объективным причинам – заводы простаивали из-за карантина и отсутствия поставок комплектующих из-за границы) автодилеры могут остаться без товара, а потенциальные покупатели из-за потери части доходов будут вынуждены делать выбор в пользу вторичного рынка. В любом случае это рост цен в обоих сегментах, причем дорожать будут и авто в не самом лучшем состоянии.

Как рассказал нам Илья Юров из сервиса avtocod.ru, выбора на рынке практически не остается – лучшие варианты уходят перекупщикам, для остальных остается «автохлам» по завышенным ценам:

Автомобили с пробегом сейчас пользуются огромным спросом. При том что спрос велик, выбор на рынке довольно скудный. Машины раскупают с невероятной скоростью. Поэтому выбрать что-то стоящее довольно сложно. В основном, это хлам. Цены также завышены. Более или менее ликвидные авто быстро скупают перекупы и перепродают за бешеные деньги. Но даже перекупщикам сейчас непросто отыскать на вторичке автомобили, на которых можно «нажиться». Поскольку люди скупают всё.

В нынешней ситуации я не рекомендую приобретать авто. Спрос изменится, но как только в салонах появятся новые авто. А это не раньше, чем после Нового года. Поэтому, если есть возможность ждать, советую совершать покупку только в следующем году. Если же такой возможности нет, то будьте предельно внимательны при осмотре машины.+

Вам будет интересно  Новые автомобили 2021 года. Топ 20 новинок от топ брендов

Выбирайте наиболее «молодые» экземпляры с минимальным пробегом. И не забывайте проверять историю авто, так как на рынке очень много с виду хороших вариантов, но находящихся в залоге, либо имеющих ограничения на рег. действия ГИБДД и т.д. Проверку можно сделать через avtocod или любые другие онлайн-сервисы.

Илья Юров, автоэксперт avtocod.ru.

Другая причина касается той же ликвидности автомобиля и снова упирается в цены. Так, если купить сейчас б/у авто по актуальной рыночной цене, а цены впоследствии стабилизируются, то купленная машина через какое-то время значительно потеряет в цене – потому что подешевеет относительно других предложений на рынке (+1 владелец – это минус для потенциального покупателя), а другие машины на рынке подешевеют сами по себе.

И есть другие, не самые очевидные причины, связанные с пандемией коронавируса:

  • автосервисы и магазины автозапчастей некоторое время были закрыты из-за пандемии – владельцы относительно «свежих» авто могли пропустить сроки периодического ТО и потерять право на гарантию;
  • из-за вынужденных выходных многие вообще не пользовались автомобилями 1,5-2 месяца , что не лучшим способом сказывается на состоянии автомобиля;
  • некоторые могли подрабатывать курьерами, когда магазины перешли на дистанционную торговлю, и использовать для этого личные автомобили . Итог – значительный износ и поломки, которые могут «вылезти» уже после покупки.

Поэтому покупка подержанного автомобиля в сложившейся ситуации несет повышенный риск, и об этом нужно помнить.

Новое или подержанное авто? А может, общественный транспорт?

Пандемия коронавируса изменила обычный подход к транспорту: если раньше считалось, что проблему передвижения лучше решать с помощью общественного транспорта, то сейчас он стал слишком опасным (даже в условиях масочного режима), и автовладельцы поняли, что именно личный автомобиль безопаснее и удобнее в сложившейся ситуации.

Тем временем государство продолжает поддерживать отечественных автопроизводителей – почти все они подписали с Минпромторгом специнвестконтракты (компенсация части затрат и дополнительные льготы), а также могут участвовать в программах стимулирования спроса «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль».

По программам россияне могут покупать новые автомобили российского производства в кредит, и получать за это скидку в 10% от стоимости (в дополнение к остальным скидкам, в том числе от производителя и от дилера). По факту, конечно, максимальная скидка составит 150 тысяч рублей – и примерно половину от этой суммы придется отдать за страховку Каско, без которой банк откажется выдать кредит. К тому же, за сам кредит тоже нужно платить проценты, которые «съедают» и остальную часть выгоды.

Тем не менее, первичный авторынок все еще чувствует себя неплохо, а цены на новые автомобили выросли все же не так сильно, как доллар (так как более 90% всех продаваемых автомобилей произведены в России), а некоторые дилеры все еще предлагают скидки и другие программы лояльности.

Если обобщить, то итоговые рекомендации будут такими:

  • если на руках есть вся сумма, можно брать и новое авто – сейчас благодаря кризису можно найти некоторые интересные предложения с хорошими скидками (правда, некоторые салоны начинают под надуманными предлогами отказывать тем, кто покупает не в кредит);
  • тем, кто имеет стабильный доход, не снизившийся и в коронавирус, можно смело брать автокредит – процентные ставки сейчас на минимуме, госпрограмма со скидкой в 10% действует, а автомобили продолжают дорожать;
  • если автомобиль нужен сейчас – можно смотреть и на вторичный рынок , главное – не забывать про диагностику перед покупкой и не гнаться за дешевизной;
  • если автомобиль нужен будет в будущем, а полной суммы на руках нет – лучше всего отказаться от затеи и купить машину, когда она действительно будет нужна.

Пока неизвестно, насколько глубоким будет кризис, как покажет себя российская вакцина от коронавируса и будет ли вторая волна заболевания, лучше не рисковать и не тратить все сбережения на новую машину – существует риск, что продавать ее придется быстро и дешево.

Источник https://bankstoday.net/last-articles/defitsit-mashin-i-rastushhie-tseny-chto-proishodit-na-rynke-poderzhannyh-avto-i-stoit-li-pokupat-sejchas

Источник

Источник

Источник