Для чего и как лудят металл — Сварка Профи

Для чего и как лудят металл

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

Подберите материалы для лужения, наилучшим образом подходящие для материала того изделия, которое вы собираетесь лудить. Если возможен его контакт с пищевыми продуктами, припой не должен содержать свинца. Есть много бессвинцовых припоев – сплавы олова с индием, бериллием, цинком, серебром. Можно использовать и чистое олово.

При этом следует иметь в виду, что бессвинцовые припои уступают оловянно-свинцовым (ПОС) по адгезии и смачиваемости. Поэтому если изготавливаемое изделие не будет иметь прямого контакта с человеком, лучше использовать для лужения оловянно-свинцовые припои.Выбор флюса определяется видом обрабатываемого материала.

Для лужения черных металлов лучше всего подходят хлорид цинка (ZnCl2 – хлористый цинк, паяльная кислота) и хлорид аммония (NH4Cl – хлористый аммоний). Для нержавеющей стали применяют фтористую кислоту. Хорошим средством является униспа-3, представляющая собой 20% раствор в воде ортофосфорной кислоты.

Она способна удалить не только пленку окисла с поверхности металла, но и ржавчину.

Очень удобным средством для лужения являются паяльные пасты, которые содержат в своем составе припой и флюс, что избавляет от необходимости по отдельности обрабатывать изделие флюсом и припоем.

В частности, паста S-Sn97Cu3 фирмы Wurth является бессвинцовой и обладает хорошей смачиваемостью.

В качестве нагревающего элемента при небольшом размере и малой толщине изделия используйте электрический паяльник. При больших размерах применяйте паяльную лампу, газовую горелку или фен. Нагревающий прибор должен обеспечивать нагрев металла до 250-300°C.

Перед лужением тщательно очистите изделие от следов старого покрытия и ржавчины, используя для этого металлическую щетку и наждачную бумагу. Поверхность металла должна быть очищена до основного металла.

Продуйте поверхность воздухом для удаления мелкой пыли и камешков и обезжирьте ее.

После очистки обработайте поверхность подходящим флюсом – с помощью кисти или тряпочки – и прогрейте ее до нужной температуры одним из устройств, перечисленных в шаге 4. После этого приступайте к нанесению припоя.

Мелкие изделия лудите с помощью паяльника с нанесенным на него припоем, натирая им поверхность. При этом припой с паяльника будет переходить на облуживаемый материал.

При значительных размерах изделия положите припой на поверхность нагреваемого металла, дождитесь его плавления и разотрите по поверхности деревянным шпателем или кистью с жесткой щетиной.

Можно предварительно нагреть припой в емкости до расплавления и размешать палочкой – для того, чтобы он принял форму очень мелких камешков.

Затем эти камешки распределите по поверхности детали, прогрейте ее и разотрите припой кистью.

При применении паяльной пасты после очистки и обезжиривания поверхности нанесите тонкий слой состава на обрабатываемую поверхность и нагрейте ее феном или паяльной лампой. При этом старайтесь не перегреть – сигналом к окончанию нагрева зоны должно послужить начало вскипания пасты. После нагрева удалите с поверхности остатки пасты чистой салфеткой.

При использовании в качестве флюсов активных хлорида цинка и хлорида аммония по окончании лужения удалите с поверхности металла остатки флюса промыванием и обработкой растворителем.

MetalloPraktik.ru

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

Лужением называется процесс нанесения на поверхность металла слоя олова, который характеризуется хорошей коррозионной стойкостью к агрессивному воздействию различных сред. Луженая жесть широко используется в консервной промышленности.

Лужение жести осуществляют горячим или электролитическим способом.

Технология горячего лужения основана на погружении стального листа или рулонной полосы во флюс, а затем в ванну с расплавленным оловом .

В настоящее время более распространенна технология электролитического лужения жести, при котором наносится очень тонкий слой олова.

Электролитическое лужение оловом характеризуется высокой производительностью, и дешевле горячего лужения металла. Но при этом слой наносимого олова тоньше, и коррозионная стойкость получаемой белой жести ниже.

Процесс лужения жести осуществляется в следующей последовательности: размотка, сварка полос, обезжиривание, травление, покрытие, оплавление, пассивация и смотка.

Обезжиривание

Операция обезжиривания предназначена для удаления с поверхности жести жировых и механических загрязнений. Метод обезжиривания может быть катодный, анодный или бесконтактный анодно-катодный.

При обезжиривании анодно-катодным методом ток подают на электроды из нержавеющей стали. Полоса попеременно в одном проходе каждой ванны является анодом, в другом – катодом. Между проходами в ваннах установлены гуммированные стальные изолирующие перегородки.

При пропускании постоянного электрического тока через раствор обезжиривания на отрицательно заряженном участке полосы (катоде) выделяется водород, на положительно заряженном (аноде) – кислород.

Катод (-): H2O + 2ē ® H2­+ 2OH-

Анод (+): 2ОН- — 4ē ® О2­+ 2H+

Жировая пленка и загрязнения на поверхности полосы отрываются за счет выделения пузырьков газа. Вследствие того, что поверхностная энергия на границе раствор- газ больше чем на границе масло-раствор, каждый пузырек всасывается каплей масла. Пузырьки по мере роста отрываются с поверхности раствора вместе с маслом.

После обезжиривания проводится промывка металла водой для удаления с поверхности полосы остатков обезжиривающего раствора.

Травление (декапирование)

После обезжиривания проводят травление полосы черной жести для удаления окислов железа. Травление осуществляется катодным, анодным или бесконтактным анодно-катодным способом. Ток подают на электроды, выполненные из свинца или свинцово-сурьмянистого сплава. При травлении анодно-катодным способом полоса в первой ванне заряжена положительно, во второй – отрицательно.

При пропускании постоянного электрического тока через раствор декапирования на отрицательно заряженном участке полосы выделяется водород и восстанавливаются окислы железа, на положительно заряженном – окисляется кислород воды и железо основы. Схема реакций:

Катод (-): 2H+ + 2ē ® H2­,

FeO + 2H+ + 2ē ® Fe + H2O,

Fe2O3 + 2H+ + 2ē ® 2FeO + H2O,

Fe2O3 + 6H+ + 6ē ® 2Fe + 3H2O

Анод (+): 2H2O — 4ē ® O2­+ 4H+,

При катодном декапировании происходит отделение окислов железа от основы выделяющимся водородом и их частичное восстановление, при анодном – отрыв окислов железа пузырьками кислорода.

После операции травления проводится промывка металла водой для удаления с поверхности полосы остатков декапирующего раствора.

Лужение жести

Основная часть процесса на агрегатах электролитического лужения жести это нанесение оловянного покрытия. Электролитическое лужение стали выполняется путем осаждения олова на стальную полосу из электролита лужения под действием тока.

При пропускании постоянного электрического тока через раствор лужения на отрицательно заряженной полосе осаждается металлическое олово из раствора лужения, анодный процесс сводится к растворению оловянных анодов и переходу олова в раствор лужения. Схема реакций:

Катод (-): Sn2+ + 2ē ® Sn0

Анод (+): Sn0 — 2ē ® Sn2+

После лужения жести полоса промывается водой для удаления с поверхности остатков раствора лужения.

Флюсование

Для улучшения растекаемости олова при оплавлении оловянного покрытия проводится флюсование, то есть обработка полосы методом погружения в ванну с раствором флюсования. Из ванны флюсования полоса поступает в сушильную установку.

Маркировка

При производстве жести электролитического лужения с дифференцированным покрытием на верхнюю сторону полосы наносят непрерывные продольные линии раствором бихромата натрия роликами маркировочной машины

Оплавление

Для получения блестящего оловянного покрытия с высокими эксплуатационными свойствами жесть подвергают оплавлению. Для оплавления покрытия применяют индукционную установку или установку контактного оплавления.

Процесс оплавления состоит из стадий:

  • нагрева полосы с оловянным покрытием до температуры выше 232 0С (температура плавления олова);
  • быстрого охлаждения (закалки) глянцевого оловянного покрытия в воде, что позволяет получить блестящую поверхность.

В ванне оплавления уменьшается пористость оловянного покрытия и увеличивается химическая стойкость жести.

Пассивация

Назначение операции пассивации белой жести это повышение коррозионной стойкости электролуженой жести, обеспечение адгезии к лаковому покрытию.

Пассивация осуществляется электрохимическим катодным или химическим способом в ваннах с раствором бихромата натрия.

При пропускании постоянного электрического тока через раствор пассивации на отрицательно заряженном участке полосы выделяется водород, восстанавливаются бихромат-ионы до трехвалентного и металлического хрома, на положительно заряженных свинцовых анодах пассивации – окисляется кислород воды с выделением газообразного кислорода. Схема реакций:

Катод (-): H2О + 2ē ® H2­+ 2ОН-,

Cr2O72- + 14H++ 6ē ® 2Cr3+ + 7H2O,

Cr2O72- + 14H++ 12ē ® 2Cr0 + 7H2O

Анод (+): H2O — 4ē ® O2­+ 4H+

Для удаления с полосы остатков пассивирующего раствора проводят промывку водой.

После промывки полоса сушится горячим воздухом.

Электростатическое промасливание

Для предохранения поверхности оловянного покрытия от истирания при порезке, транспортировке и переработке проводят промасливание поверхности белой жести. Известны два способа промасливания: электростатический и нанесение масляной эмульсии.

При нанесении масляной эмульсии полоса проходит через ванну с эмлуьсией, затем подвергается струйной обработке этой же эмульсией и проходит через отжимные полоки. Процесс электростатического промасливания осуществляют в электростатическом поле при наличии масляного тумана в ионизирующей кабине промасливания.

В качестве промасливающего вещества применяют обычно диоктилсебацинат.

Выходной участок

Качество белой жести оценивают осмотром ее на инспекционных зеркалах. При достижении требуемого количества металла на моталке производится разрез полосы барабанными разделительными ножницами. С целью непрерывной работы агрегата смотка полосы в рулоны производится на двух моталках.

На одной моталке полосу наматывают, на другой – снимают готовый рулон белой жести. Смотанный рулон сталкивают на разгрузочную тележку, взвешивают и укладывают в магазин уборочного устройства.

И далее рулонная жесть упаковывается и отгружается потребителю, а для получения листовый продукции рулоны жести поступают на агрегаты резки.

Рекомендуем ознакомиться со статьями:

Назначение и способы лужения металла

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

Лужением называется операция покрытия поверхностей металлических изделий тонким слоем припоя, который представляет собой олово или сплав на оловянной основе. Образующийся на поверхности изделий тонкий слой олова или сплава на оловянной основе принято называть полудой.

Лужение широко применяется в производстве различных металлических изделий, используемых в радиотехнической, электротехнической, авиационной и других отраслях промышленности.

Лужению подвергают изделия, идущие для приготовления и хранения пищи (кастрюли, ведра, тазы, молочные бидоны, консервные банки, пастеризационные аппараты, части сепараторов и т. п.).

Операция лужения является подготовительной операцией перед заливкой подшипников баббитом, перед паянием изделий и изготовлением изделий с фальцевыми швами.

Основным условием лужения является покрытие поверхности изделий сплошным и непроницаемым слоем олова или сплава на оловянной основе. Олово является хорошим защитником металла от коррозии, пока не: поврежден слой олова, покрывающий поверхность изделий.

Луженые изделия хорошо выдерживают деформацию, изгибы и перегибы, не обнаруживая повреждений.

Лужение осуществляют в основном двумя методами: горячим и гальваническим.

Горячее лужение выполняют двумя способами: растиранием и погружением. Эти два способа горячего лужения являются наиболее давними и широко применяющимися до сих пор. Применение горячего лужения позволяет обходиться без электрического тока, специальных ванн и растворов-электролитов.

Одним из существенных недостатков горячего лужения является трудность, а иногда и невозможность получить в процессе лужения равномерный беспористый слой металла.

Толщина слоя горячего лужения часто колеблется в очень больших пределах. Изделия неправильной формы с глубокими рельефами покрываются неравномерно, разница в толщине покрытия отдельных участков поверхности бывает значительной.

Вам будет интересно  Заделка царапин на авто

Вследствие этого количество олова, расходуемого на покрытие различного рода изделий, бывает очень велико, кроме того, получается значительный угар олова.

К недостаткам горячего лужения относится также трудность удаления посторонних примесей, загрязняющих расплавленный металл.

Вследствие неравномерной толщины слоя, образования утолщений и наплывов на отдельных участках поверхности, лужение горячим способом изделий с узкими отверстиями, с мелкой нарезкой и т. д. весьма затруднительно, а часто совершенно невозможно.

Горячее лужение широко применяется при изготовлении изделий с внутренними закатанными швами (ведра, тазы, бидоны и т. п.). При этом расплавленное олово, заполняя отверстия и закаты швов, выполняют роль паяния и гарантирует полную герметичность изделий.

Гальваническое лужение осуществляется двумя способами: в кислых электролитах и в щелочных электролитах.

Гальваническое лужение применяют широко, так как оно обеспечивает высокую прочность сцепления покрытия с основным металлом или сплавом на оловянной основе, позволяет получать равномерную и любую заданную толщину покрытия даже на изделиях сложной формы, а также малую пористость покрытия. Большой рассеивающей и кроющей способностью обладают щелочные электролиты, которые применяются для покрытия изделий сложной формы.

Гальваническое лужение по сравнению с горячим лужением является более экономичным по расходу олова или сплавов на оловянной основе.

К недостаткам гальванического лужения относятся: применение ванн специального устройства и более высокая квалификация рабочих.

Кроме того, к недостаткам гальванического лужения в щелочных электролитах следует отнести сложность приготовления электролита и неустойчивость состава раствора, что требует постоянного наблюдения и ухода за ванной и анодами.

Pereosnastka.ru

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

При разбавлении соляной кислоты водой следует придерживаться тех же правил, что и при разбавлении серной кислоты.

Для лужения и паяния применяют разбавленную в два раза водой травленую соляную кислоту. Травление соляной кислоты заключается в разведении в ней кусочков цинка, лучше до полного насыщения, т. е.

до прекращения процесса дальнейшего растворения цинка.

При намазывании мест спая и лужения травленой кислотой разведенный в ней цинк тонким слоем покрывает спаиваемую поверхность и улучшает соединения припоя с основным металлом.

Нашатырь (хлористый аммоний) при лужении употребляют в качестве флюса, т. е. вспомогательного вещества, очищающего поверхность металлических изделий от окислов и жиров.

Для лужения жестяных и стальных изделий с целью предохранения их от коррозии (ржавчины) применяют сплавы из олова и свинца или из олова, свинца и цинка (например 18 весовых частей олова и 82 части свинца; 71 весовая часть олова. 23 части свинца и 6 частей цинка; 45 весовых частей олова, 30 частей свинца и 25 частей цинка).

Для лужения художественных изделий применяется белая блестящая полуда из сплава, содержащего 90 весовых частей олова и 10 весовых частей висмута.

Посуду для приготовления и хранения пищи лудят специальным припоем с высоким содержанием олова, точнее чистым оловом марок 01 или 02. Марка Ol содержит олова 99,9% и примесей не более 0,1%; марка 02— олова 99,5% и примесей не более 0,5%.

Марка 01 применяется для лужения консервной жести, марка 02 — для лужения кухонной посуды и котлов для приготовления пиши.

Перед лужением производится подготовка поверхности, которая заключается в очистке ее от грязи, жиров и окислов, препятствующих хорошему соединению олова с облуживаемым металлом. Чем лучше .будет подготовлена поверхность под покрытие, тем ровнее и прочнее ляжет полуда. Подготовка производится механическим и химическим способами.

Механический способ состоит в том, что поверхность изделия очищают до получения чистого металлического блеска металлическими или щетинными щетками, шабером, наждачной бумагой (абразивной шкуркой).

Химическая подготовка заключается в травлении металла кислотами с целью придать ему чистый натуральный цвет. Поверхность изделий из стали, меди, латуни наиболее часто обрабатывают 20—30-процентным водным раствором серной кислоты в течение 20—30 мин.

Медные и латунные изделия можно травить раствором, содержащим 10% серной кислоты, 5% калиевого хромпика и 85% воды. Травление производится в ваннах — стеклянных, металлических, эмалированных и др. Процесс травления таким раствором длится 1—2 мин.

По окончании травления тщательно промывают изделия в холодной воде, затем очищают их поверхности смоченным песком и промывают в горячей воде, нагретой до 70—80°.

Подготовленное изделие смазывают раствором хлористого цинка или травленой соляной кислотой и нагревают до температуры, при которой олово, вступив в соприкосновение с разогретым изделием, начнет плавиться и растекаться равномерно по всей покрываемой поверхности. Нагрев производится в горнах, лучше на древесном угле; можно вести нагрев и паяльными лампами.

Когда хлористый цинк на поверхности нагретого изделия закипит, на эту поверхность кладут полуду. Полуда плавится; в этот момент посыпают изделие порошкообразным нашатырем и тут же начинают растирать паклей расплавленное олово по поверхности, распределяя его равномерным слоем. Когда изделие остывает, его протирают смоченным песком, затем промывают водой и высушивают.

Рис. 1. Процесс лужения: а — нагрев деталей перед лужением, б — лужение растиранием, в — лужение погружением

Можно производить лужение, погрузив покрываемый предмет в расплавленную полуду.

При этом способе подготовленное к лужению изделие сначала погружают в ванну с хлористым цинком, затем клещами вынимают его из ванны и, не давая хлористому цинку полностью стечь, погружают изделие в ванну с расплавленным оловом (рис.

1, в) и держат там столько времени, сколько нужно для того, чтобы оно хорошо прогрелось. После этого изделие извлекают из ванны и быстро встряхивают, чтобы удалить излишки олова. Когда изделие остынет, его погружают в воду для промывки и после этого сушат в древесных опилках.

Качество лужения зависит прежде всего от того, как очищена (протравлена) поверхность металла. Если из-за плохой очистки поверхности полуда в каком-либо месте не пристанет к металлу, это место необходимо зачистить напильником или шабером, снова нагреть и нанести олово либо натиранием, либо погружением.

Рассмотрим два примера лужения.

Лужение внутренней поверхности медного котла растиранием.

Эту работу надо производить следующим образом: 1) несильно нагреть котел так, чтобы его можно было держать рукой; 2) налить в котел раствор из 25 объемных частей соляной кислоты и 75 частей воды; с помощью волосяного помазка смочить раствором поверхность, подлежащую лужению; слить излишек кислоты в стеклянный сосуд; 3) обработать внутреннюю поверхность котла смоченным песком при помощи волосяной щетки; 4) промыть котел чистой водой и высушить; если на поверхности окажутся темные пятна, удалить их напильником или шабером; 5) смочить внутреннюю поверхность котла хлористым цинком, обсыпать ее порошкообразным нашатырем и на него положить кусочки олова; 6) нагреть котел равномерно над огнем до температуры плавления олова; 7) взять комок пакли, обмакнуть его в порошкообразный нашатырь и быстро протереть всю поверхность котла, равномерно распределяя приставшее к ней олово; если олово пристает плохо или совсем не пристает к поверхности котла, повторяют смазывание хлористым цинком, посыпают поверхность порошкообразным нашатырем, производят нагрев, наносят олово и растирают паклей;

8) облуженную поверхность протереть влажным песком, промыть чистой водой и высушить.

Лужение жестяного сосуда (снаружи и изнутри) погружением.

Данную работу следует производить так: 1) составить раствор для обезжиривания сосуда, для чего взять на каждый литр воды 100 г каустической соды; 2) нагреть обезжиривающий состав до 80—90°; 3) погрузить сосуд в обезжиривающую ванну и держать его там от 10 до 20 мин.

в зависимости от степени загрязнения сосуда; 4) после обезжиривания сосуд хорошо промыть; 5) составить 5—7-процентный раствор соляной кислоты и нагреть его до температуры не более 40°; 6) погрузить сосуд в ванну и держать там от 25 до 55 мин.

, в зависимости от степени загрязнения сосуда; 7) после травления тщательно промыть сосуд в проточной воде; 8) приготовить флюс — 25-процентный раствор хлористого цинка; 9) погрузить сосуд в ванну с раствором хлористого цинка;

10) вынуть сосуд из ванны с хлористым цинком и медленно погрузить в ванну с расплавленным оловом; через 2—3 мин. вынуть сосуд из оловянной ванны и быстро встряхнуть, затем обтереть его паклей с порошкообразным нашатырем, чтобы получить ровный слой полуды; удалить излишки олова, промыть сосуд в проточной воде и высушить в древесных опилках.

Реклама:

Лужение или покрытие оловом | Обработка металла – стали и цветных металлов

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

Лужение, или покрытие оловом, широко применяют для защиты от коррозии черных металлов, изделий из латуни и меди, особенно в пищевой промышленности, поскольку олово стойкое против окисления, а большинство соединений, которые оно образовывает, безвредные.

Кроме того, оловом покрывают провод, который используют в радиотехнике. Часто лудят отдельные места изделий перед пайкой. Применяют три способа лужения – горячее, химическое и гальваническое. Большей частью пользуются горячим способом, который обеспечивает крепкое соединение покровного слоя с основным металлом.

При химическом способе покрытия не такое крепкое, как при горячему, и имеет немного худший внешний вид. Для гальванического способа необходимо специально готовить неустойчивые соединения олова. Химическим способом большей частью покрывают оловом мелкие детали.

Для этого изделия обезжиривают и обрабатывают в одном из приведенных растворов.

Для меди и латуни, г:

Хлорное олово……………………………..30 Едкий натр……………………………………60 Вода …………………………………………..1000 или Хлорное олово……………………………….25 Кислый виннокислый калий ……………20

Температура раствора около 90 °С, продолжительность обработки 2— С ч.
Для черных металлов, г:

Хлорное олово………………………………..3-4 Кислый виннокислый калий……………. до образования насыщенного раствора в воде

Изделия кипятят в растворе на протяжении 5-10 мин., куда их погружают в цинковых (оцинкованных) корзинках. Последние можно заменить железными, положив на дно кусочки цинка. Во время кипячения корзинки с изделиями периодически встряхивают. Луженые химическим способом детали промывают, а потом высушивают.

При горячем способе лужения очищенное и протравленное изделие смачивают флюсом и погружают в расплавленное олово или же в нагретом состоянии натирают оловом.

Черные металлы перед лужением травят с начала в 4-5%-ному, потом в 2%-ном, а под конец – 0,5%-ном растворе соляной кислоты и поверхность смачивают активным флюсом, который состоит из таких веществ, частей к массе:

Хлористый цинк…………………………………4 Хлористый аммоний (нашатырь) …………1

Если лудят большое количество изделий из черных металлов, после флюса их погружают в ванную с горячим жиром. Используют также флюс на вазелиновой основе, частей к массе:

Хлористый цинк……………………………….1-2
Вазелин технический ……………………….10-15

Этот флюс нагревают до расплавлению вазелина, а потом наносят на поверхность.
Медные и латунные изделия перед щелочением можно обрабатывать
спиртовом растворе канифоли. Для этого берут, частей за массой:

Если к расплавленному олову прибавить 5-10 % висмута, то поверхность будет белой и блестящей. При лужении натиранием очищенный и протертый слабыми растворами кислоты изделие протирают флюсом и нагревают до температуры 250—260 °С. Кусочки олова кладут на горячую поверхность и растирают их тряпкой.

Чтобы полудить алюминий, сначала готовят порошковидное олово. Расплавленное олово выливают в тряпку, составленную в несколько слоев, и растирают его, пока не образуется порошок, который смешивают с небольшим количеством наждака. Очищенное алюминиевое изделие натирают парафином, нагревают и натирают указанной смесью.

При этом наждак снимает тоненькую пленку окисла, а олово хорошо пристает к алюминиевой поверхности.

Как к стали припаять олово?

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

Пайка – это процесс при котором создается соединение металлических частей, за счет химической реакции, которая происходит между металлом и расплавленным припоем. При этом не происходит механического повреждения кристаллической структуры материала соединяемых частей.

Вам будет интересно  Краска раптор для авто: преимущества и недостатки

Что к чему можно паять?

Не получится паять алюминий или ржавый металл, хромированные объекты, так как на поверхности элементов формируется оксидная пленка, которая будет препятствовать процессу соединения. Выполнять пайку подготовленных поверхностей можно из:

  • железа и нержавеющей стали;
  • меди, олова и латуни;
  • цинка и никеля;
  • серебра.

Как производится пайка стали?

Процесс любой пайки производится в три этапа: очистка соединяемых поверхностей от оксидных пленок, нагрев до температуры плавления припоя, нанесение припоя (пайка).

Так как к стали припаять олово? Что бы выполнить пайку стали необходимо выполнить следующие шаги:

  • С поверхности соединяемых частей убрать посторонние материалы, стружку. Для этого можно использовать металлическую щетку или наждачную бумагу.
  • В зоне соединения, на поверхности частей, необходимо нанести флюс (например, BS-35, при пайке обыкновенной стали, и BS-45, при пайке нержавеющей стали).
  • Нагреть детали до требуемой температуры, соединить и нанести припой.
  • С помощью воды или специального химического очистителя удалить остатки флюса. Если этого не сделать, то на месте пайки появится ржавчина, так как в состав флюса входит хлорид.

Типы нагревателей

Выбор типа нагревателя зависит от размеров и толщины запаиваемых стальных элементов.

Если необходимо выполнить пайку стальной проволоки или тонких листов, то можно воспользоваться паяльником с хромоникелевым или керамическим нагревателем, подобрав соответствующую мощность, или же паяльником без нагревателя, который можно разогреть горелкой или на обычной газовой плите.

Если необходимо выполнить пайку толстых листов стали, то для нагрева придется воспользоваться газовой или бензиновой горелкой. Во время работы паяльника, на жале будет образовываться окисление, которое будет снижать температуру паяльника.

Для очистки можно воспользоваться либо простой наждачной бумагой, либо специальным очистителем, например, ST-40. Если наконечник паяльника покрыть припоем, то это обеспечит более широкий диапазон теплопередачи и повысит эффективность пайки.

Выбор припоя

Припой – это сплав олова и свинца в определенном соотношении. Соотношение пропорций сплава определяет температуру плавления и вязкость получаемого сплава. Припой подбирается согласно требуемым характеристикам соединения и видам соединяемых материалов. При пайке стали следует использовать без флюсовые припои, а флюс наносить отдельно.

Лудить или не лудить. вот в чем вопрос — Community «Mercedes-Benz Classic» on DRIVE2

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

Физики разделяют процессы, происходящие в мироздании, на обратимые и необратимые. Они же утверждают, что разрушительные силы природы с течением времени все сильнее оказывают влияние на физическую систему (одушевленный или неодушевленный предмет). Не понаслышке знакомы с этим явлением мастера, занимающиеся восстановлением кузовов ретро-автомобилей.

Машины, возраст которых может исчисляться десятками лет, доходя даже до сотни, зачастую прошли через «огонь и воду». При этом не только силы природы оставляют на них свои губительные отпечатки.

Охотники за металлоломом, хулиганы или просто небрежные хозяева могут нанести настолько серьезный вред старинному автомобилю, что иногда пострадавшие части кузова приходится буквально изготавливать заново.

Менее пострадавшие участки, на которых, например, ржавчина «проела» сквозные дыры небольшого размера, или места, где нужно выровнять поверхность кузова, устранить мелкие царапины и микротрещины, кузовные мастера «исцеляют» незаменимым методом — лужением, благодаря которому удается повернуть вспять, казалось бы, необратимые процессы.

Лужу, паяю, кастрюли починяю…

Сам термин «лужение» имеет несколько трактовок. Вот одна из них: «Лудить – покрывать полудой для предохранения чего-либо от окисления» (Большой толковый словарь русского языка под ред. С.А. Кузнецова). Или вот такая, из другого толкового словаря: «Лудить — наносить оловянное покрытие на поверхность изделий из металла».

В старину лудили металлическую посуду: еще на стадии изготовления ее полностью покрывали тонким слоем олова или же ремонтировали оловом прохудившиеся места.Применительно к кузову автомобиля с помощью оловянного припоя можно наращивать отдельные его участки или, как было сказано выше, устранять дефекты в металле.

Иногда при выравнивании отдельных частей кузова рихтованием проблему решить невозможно — то ли не подобраться с нужным углом или, равняя шпатлевочной массой, получаешь неприлично толстый ее слой, а следовательно, ненадежное соединение с металлом кузова. Все эти проблемы гарантированно устраняются оловянным припоем.

При ремонте кузова автомобиля процесс нанесения тонкого слоя припоя предшествует окончательному нанесению уже большей массы припоя с разравниванием. Бывает, что именно эту предварительную подготовку называют «лужением».

Но чаще под «лужением» подразумевают весь комплекс действий, которые необходимо осуществить, для того чтобы нанести припой на реставрируемый участок и подготовить его к шпатлеванию и грунтованию перед покраской. В этой статье мы будем пользоваться этим, более распространенным, определением.

В Украине лужением кузовов ретро-автомобилей занимаются немногие мастера-энтузиасты своего дела и столь же малочисленные реставрационные мастерские, освоившие этот метод. Ведь сам процесс отличается большой трудоемкостью и дороговизной, требует особых навыков, к тому же может быть вредным для здоровья.

Процесс «исцеления» кузова

Как происходит лужение? Сам процесс разделяется на три подпроцесса: подготовка поверхности, нанесение полуды, нанесение олова с одновременным запаиванием небольших отверстий и разравниванием.Прежде всего, необходимая часть кузова очищается от краски, защитных покрытий и ржавчины.

Это делается пескоструйным аппаратом, наждачным кругом, кругами с металлическими щетками или при помощи пламени горелки. При использовании горелки потемневшая и отслоившаяся краска соскабливается скребком.

В отношении пескоструя существуют полярные мнения: одни специалисты считают, что только этим способом можно вскрыть все дефекты металла и идеально вычистить поверхность, другие утверждают, что кузов автомобиля «в возрасте» нельзя пескоструить, так как под напором песка из аппарата деформируется металл, и, кроме того, после пескоструя кузов быстро сгнивает.

Оба приведенных мнения имеют обоснования. Практикующие специалисты знают об особенностях обоих способов подготовки металла и стараются свести возможные негативные последствия к минимуму.

Например, считается, что чем меньше времени проходит между процессом подготовки кузова до «белого металла» и грунтованием, тем дольше сохранится кузов: оголенный металл невероятно чувствителен к воздействиям окружающей среды — перепадам температуры, влажности, нагреванию.

Несомненно, свойства металла в разных автомобилях отличаются, поэтому в каждом отдельном случае необходимо определять подходящий вариант очистки металла. Вопрос качества выполненных работ и гарантий снимется при обращении к проверенным специалистам.В любом случае после очистки поверхность должна быть отшлифована до состояния, близкого к зеркальному.

На ней не должно остаться даже намека на грязь или посторонние примеси. Для окончательной химической очистки и защиты от окисления металла во время пайки применяются специальные флюсы.

В состав флюсов, используемых перед нанесением мягких оловянно-свинцовых припоев, могут входить такие вещества, как ортофосфорная кислота, канифоль, этиловый спирт, хлористый цинк, хлористый аммоний, вазелин. Флюс имеет температуру плавления более низкую, чем температура плавления припоя. Он должен хорошо обволакивать поверхность.

Свойства флюса обеспечивают возможность припою, растекаясь по участку, полностью вытеснять флюс. Таким образом обеспечивается наилучшее протекание физико-химического процесса соединения металлов с образованием межатомных связей.На следующем этапе на реставрируемый участок наносят тонкий предварительный слой припоя или полуды.

Полуда служит основой для второго, окончательного, слоя, который будет разравниваться или формироваться в соответствии с поставленными задачами. Полуда разогревается в специальной емкости на плитке, которая поддерживает постоянную температуру, и затем наносится деревянным шпателем на поверхность.Этот метод, при котором применяются флюс и полуда, можно считать классическим.

Его практиковали заводские мастера еще на заре автомобильной эры для корректировки кузовов, и сейчас еще можно найти профессионалов, отдающих предпочтение такому способу ремонта кузова.Вместе с тем некоторые мастерские используют другой, альтернативный, метод лужения, в котором описанная выше часть процесса сокращена благодаря применению специальной пасты.

В ее состав входит порошкообразное олово и флюсовые ингредиенты. Пасту наносят на оголенный металл и нагревают. Растекаясь, паста выполняет две функции – химической очистки поверхности, исключающей окисление металла, и одновременно создание необходимого тонкого слоя полуды. Паста содержит два необходимых вещества, что позволяет объединить два рабочих процесса в один.

Это экономит время, упрощает процесс, однако несколько увеличивает его стоимость.Следующий этап и при классическом методе, и при альтернативном одинаков. После удаления хлопчатобумажной ветошью или пенькой отходов флюса или пасты на полуду наносят слой свинцово-оловянного припоя. Для кузовных работ чаще всего используют припои ПОС-30 и 40.

Цифры 30 и 40 обозначают процентное содержание олова в припое. Остальную часть составляет свинец. Чем больше олова, тем мягче припой, подходящий для использования в местах, которые не подвергаются большой нагрузке. При разогреве ацетиленовой или пропановой горелкой оловянно-свинцовой проволоки горелка разогревает и саму реставрируемую поверхность.

Здесь нужна определенная сноровка и опыт, чтобы не перегреть участок металла и сам припой. В диапазоне от 180 до 260 градусов припой превращается в кашеобразную массу, подходящую для нанесения на поверхность.

В случае превышения этого температурного диапазона припой превратится в жидкость, которая неуправляемо будет растекаться по соседним необработанным участкам, что однозначно повлечет за собой отслоение припоя. Перегрев же участков кузова может привести к перекосам. Нанесенный кашеобразный припой подвергается предварительному черновому выравниванию шпателем, который смачивается в веществе, отталкивающем оловянно-свинцовую смесь, например, машинном масле.Затем припой подравнивается рашпилем, напильником или наждачным кругом. В итоге, реставрируемый участок покрыт надежной и долговечной защитой от коррозии. На него теперь можно наносить шпатлевку, грунтовку (или в обратной последовательности, в зависимости от используемых мастером материалов) и покрасить.Разные кузова имеют разные проблемы. При реставрации одних можно ограничиться шпатлеванием и грунтовкой, при этом слой шпатлевки будет настолько тонким и технологичным, что продержится на металле долго и выполнит функцию защиты от коррозии. Другие кузова требуют значительных работ, включая наращивание отдельных частей кузова, и вот здесь шпатлевать без предварительной обработки припоем, значит, халтурить. Связь металла с металлом выдержит большие нагрузки, это неоспоримо.

Вот что рассказали сами мастера, занимающиеся лужением ретро-автомобилей, о своем нелегком труде и тонкостях своей работы.

Александр Анатольевич Фокин

Участник харьковского клуба «Самоход».Всю жизнь проработал кузовщиком, сейчас на пенсии. Александр Анатольевич занимается ретро-автомобилями около 5 лет. Опаивает кузова машин для себя. Из ретро-автомобилей опаивал кузова Opel-1,3 1939 г. и «Победы». Он, не жалея сил и времени, при реставрации опаивает практически весь кузов автомобиля, используя классический метод лужения.

«Пайка широко применялась для доводки кузовов еще с начала века. Тогда кузовные штампы были далеки от совершенства, и этим методом приходилось устранять дефекты штамповки, «подгоняя» отдельные части кузова.Первая шпатлевка, югославская, появилась в СССР в 1976 г.

После ее появления припой стали использовать намного реже, поскольку для работы с ним требовалось много времени и высокая квалификация мастеров. Кроме того, сам процесс был вредным для здоровья. Я же работаю по старым принципам. Я почти полностью опаял свой «Опель-1,3». Ретро-автомобиль невозможно отреставрировать без опайки кузова.

Нужно выравнивать углы, проемы, заделывать дыры, чтобы класть минимум шпатлевки. Первые выпуски 401-х «Москвичей», «Победы» первого и второго выпусков, 21-я «Волга», ЗИМ, ЗИС-110 – все эти машины на заводе опаивались.Я работаю с припоем, содержащим 30% олова, 70% – свинца. Ортофосфорной кислотой, скребками и щетками на дрели зачищаю участок до бела. Потом залуживаю, наношу слой припоя.

Вам будет интересно  Что делать, если купил автомобиль с перебитыми номерами? Переварка номера кузова: обзор процедур, связанных с этим.

Таким методом можно заделывать мелкие дырочки. Если же узел выгнил, это место вырезается, вставляется латка, которая закрепляется на «живом» металле, чтобы можно было сверху положить хотя бы 1,5- 3 мм припоя.Щель, две детали, которые не испытывают большой нагрузки, можно заварить латунью – там, где нежелательно перегревать металл, чтобы его не повело.

Кроме того, латунью можно заливать небольшие участки при реставрации хромированных молдингов, бамперов, решеток. Латунные молдинги нельзя паять латунью, только серебряным припоем. Температура плавления такого припоя в два раза ниже, чем у латуни.Медно-цинковые припои относятся к тугоплавким. Их можно применять на бамперах, где толщина металла составляет хотя бы 1,5- 2 мм.

На кузове они обычно не применяются.Шпатлевка наносится на последнем этапе. Ею можно залить царапинки, свищи, переходики. Основная же работа делается припоем. Шпатлевка идет только мизерными порциями. Припой нужно грунтовать, а потом уже наносить шпатлевку.

Я занимаюсь лужением с 1958 г. Мой принцип делать качественно и красиво».

Сергей Викторович Шинкаренко

Участник харьковского клуба «Самоход».Лужением занимается четвертый год. Делает машины для себя и заказчиков. Делал две «Победы», сейчас заканчивает хот-род на базе ЗИМ. Работает классическим методом.«Я пользуюсь припоями ПОС-30 и 40. ПОС-40 мягче, в нем больше олова.

Там, где нагрузки побольше, применяется припой пожестче.Кузова больших автомобилей «играют», в них появляются микротрещины, поэтому шпатлевание здесь не подходит – не выдержит. При необходимости наложения латки ее размещают с обратной стороны поверхности кузова, а сверху накладывается припой.

Если припой упал, я переплавляю и вторично его использую.

Лужение – это дорогой, длительный, вредный процесс, но лучше его ничего нет. Этим занимаются фанаты своего дела».

Владимир Могильников (мастерская «Автореанимация», г. Днепропетровск)

Мастерская занимается лужением два года. В работе используют лудильную пасту.«После очистки до голого металла без обезжиривания и обработки накладывается паста, содержащая олово с добавлением кислоты.

Кислота, выделяемая из лудильной пасты при нагревании, опасна для здоровья, поэтому при такой работе нужен респиратор и хорошо проветриваемое помещение. При нагревании пасты сразу же выделяется олово, которое надежно прилипает к металлу. Этот слой очень крепко соединяется с металлом.

Для разогрева мы используем пропановую горелку.После этого нагреваем припой до состояния каши. Наносим на поверхность. Затем деревянным бруском, пропитанным маслом, разравниваем массу припоя. Далее корректируем затвердевший припой рашпилем, напильником или наждачным кругом.

Припой используется для выравнивания поверхности и заделывания небольших отверстий, выравнивания зазоров между дверьми или на крышке багажника старых машин.

Шпатлевкой очень трудно выравнивать поверхность. В основном, для комплексного ремонта кузова мы обязательно используем припой».

К сожалению, нам не удалось выяснить стоимость работ по лужению кузова. Дело в том, что кузов кузову – рознь, и у каждого автомобиля свои проблемы, соответственно, и состав работ разный.

Кроме того, никто из известных нам мастеров не берется за работу только в части лужения, потому что это только составляющая процесса восстановления кузова.Вы спросите, если лужение так полезно для старого автомобиля, почему эту услугу предлагает так мало специалистов. Резонный вопрос.

Но давайте вспомним, давно ли в нашей стране культивируется сохранение старинных автомобилей? Всего несколько лет. Технологии этой, по меньшей мере, полвека, однако с появлением альтернативы – шпатлевки – забыли о старом добром методе. Исключение составляют лишь редкие специалисты, делающие это фактически для себя.

Они знают о шпатлевании все, но предпочитают свои автомобили реставрировать оловянным припоем. Да, это дороже, процесс намного более трудоемкий, но после него вопрос сохранения кузова снимается автоматически, а для автомобиля это, согласитесь, очень важно.

Если автомобиль делают для себя, не планируя возвращаться к кузовным работам, то альтернативы лужению нет и опускать этот процесс нельзя.Принимая решение о покрытии припоем всего кузова, следует подумать о целесообразности в конкретном случае.

На это решаются только самые ответственные владельцы раритетов, но кузов из рук хорошего мастера реально получит шанс на вторую жизнь.В конечном счете, каждый принимает решение в зависимости от ценности реставрируемого автомобиля, бюджета и наличия настоящих профессионалов – будь то специалист, работающий со шпатлевкой, или опытный лудильщик.

Пайка и лужение металла — в чем между ними разница

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

Чтобы соединить детали друг с другом, существует множество способов, один из них – пайка. Эта операция доступна даже домашним мастерам, но и в ней есть свои тонкости. Пайка и лужение металла часто идут рука об руку как дополняющие друг друга процессы.

Пайка представляет собой скрепление двух или более металлических деталей или частей при помощи дополнительного материала – припоя.

Если, к примеру, сварка основана на расплавлении самих деталей и их сращении друг с другом, то пайка подразумевает, что соединяемые части остаются целыми, а соединяют их при помощи другого материала.

Пайка хороша как электрическое соединение (именно поэтому так часто ее используют для сращения проводов).

Припой – это вещество, которое плавится при гораздо более низкой температуре, чем основные материалы. Обычно это олово, но в зависимости от типа пайки (она производится для разных металлов на разной температуре, кроме того, можно обеспечить и разную прочность соединения) это могут быть сплавы олова со свинцом, серебра с медью, меди с цинком, висмут или галлий.

Олово и свинец – это легкоплавкий припой. Такой сплав размягчается до жидкого состояния при температуре ниже 500 градусов, поэтому соединение, им образованное, будет вполне герметичным, но не слишком прочным. Оно идеально подходит, если в будущем место пайки будет закрыто и не будет подвергаться внешнему воздействию.

На легкоплавкий припой можно «посадить» сталь, медь, цинк, алюминий.

Припой с медью, цинком или серебром – тугоплавкий. Чтобы довести такое вещество до жидкого состояния, его нужно будет нагреть выше 500 градусов. Такой припой используется, если паянное изделие будет эксплуатироваться в суровых условиях или будет сильно подвержено коррозии.

Кроме пропоя для пайки нужен флюс – это еще одно вещество, которое смазывает соединяемые поверхности, предохраняя их от перегрева и обеспечивая лучший контакт. Для таких целей используют канифоль, борную кислоту, буру, нашатырь, хлористый цинк.

Пайка в традиционном виде выполняется вручную, но есть и приспособления для полуавтоматической пайки на производстве, а также – пайка с погружением в ванну с припоем, пайка с помощью газовых горелок или токами высокой частоты.

Лужение – это операция, обычно предшествующая пайке. Она заключается в нанесении на поверхности тонкого слоя олова.

Полуда (слой олова) предотвращает коррозию, а в процессе пайки такие поверхности лучше смачиваются припоем. Облудить деталь можно старинным – горячим способом (например, опустив изделие в ванну с расплавленным оловом).

Более современная технология – гальваническое лужение, когда процесс контролируется законами электрохимии.

лудильный металл, 5 букв, сканворд

Для чего и как лудят металл - Сварка Профи

лудильный металл

Альтернативные описания

• металл, защищающий другие металлы от коррозии

• металл, из которого был сделан стойкий солдатик в сказке Андерсена

• металл, который в избытке можно добыть с поверхности консервных банок

• металл, применяемый в качестве припоя

• мягкий ковкий серебристо-белый металл

• мягкий металл, применяемый для пайки

• один из семи металлов, которые персы носили от сглаза

• серебристо-белый металл, мягкий и пластичный

• солдатский металл (сказочное)

• химический элемент, мягкий серебристо-белый металл

• по-латински «Stannum» (станнум)

• металл для лужения

• химический элемент, металл

• металл, ставший причиной гибели экспедиции Роберта Скотта на Южный полюс

• серебристая капелька на паяльнике

• металл для лудильщика

• мягкий металл колец Альманзора

• смесь солей этого металла — «желтая композиция» — издавна использовалась как краситель для шерсти

• из какого металла делают «белую жесть»?

• латинское название этого металла переводится, как «твердый», хотя он один из самых мягких и легкоплавких

• переведите с латинского слово «станнум»

• химический элемент, Sn

• материал для стойких солдатиков

• тяжелый и мягкий металл

• металл для солдатиков

• хрупкий на морозе металл

• после индия у Менделеева

• покрытие консервных банок

• металл для стойких солдатиков

• плоть игрушечной армии

• металл для пайки

• касситерит это чья руда?

• солдатский металл (сказоч.)

• металл колец Альманзора

• из чего делают «белую жесть»?

• капелька на паяльнике

• металл в составе припоев

• между индием и сурьмой

• защитное покрытие жести

• металл, «болеющий чумой»

• менделеев его назначил 60-м

• мягкий и легкий металл

• предшественник сурьмы в таблице

• металл для ложек и солдатиков

• преемник индия в таблице

• в таблице он после индия

• менделеев его определил шестидесятым по счету

• вслед за индием в таблице

• металл номер шестьдесят

• металл в основе фольги

• Менделеев его назначил шестидесятым

• шестидесятая графа Менделеева

• металл Свадьбы роз

• Менделеев его назначил шестидесятым по счету

• металл в составе пьютера

• метал для припоя

• химический элемент для солдатиков

• предтеча сурьмы в таблице

• в таблице он перед сурьмой

• перед сурьмой в таблице

• металл, пригодный для пайки

• между индием и сурьмой в таблице

• идущий следом за индием в таблице

• металл для солдатика

• металл, погубивший Скотта

• материал для мундирных пуговиц

• пятидесятый металл в таблице

• до сурьмы в таблице

• основа медали за четвертое место для участников чемпионата США по фигурному катанию

• последыш индия в таблице

• материал для солдатиков

• после индия в таблице

• металл с символом Sn

• металл игрушечных солдатиков

• химический элемент под названием Sn

• химический элемент под номером пятьдесят

• последователь индия в таблице

• Химический элемент, мягкий ковкий серебристо-белый металл

• Наименование химического элемента

• из какого металла делают «белую жесть»

• из чего делают «белую жесть»

• касситерит это чья руда

• латинское название этого металла переводится, как «твердый», хотя он один из самых мягких и легкоплавких

• менделеев его назначил 60-м в таблице

• металл, «болеющий чумой»

• переведите с латинского слово «станнум»

• по-латински «Stannum» (станнум)

• смесь солей этого металла — «желтая композиция» — издавна использовалась как краситель для шерсти

• ср. крушец (металл) пепельно-серебристый, белее свинца, весьма мягкий, легкоплавкий, легкий весом, более прочих удобный для паянья и для отливки простых мелких вешиц; стар. свинец, откуда пословица: Слово олово, веско. Лить олово, святочное гаданье.

Только у молодца и золотца, что пуговка оловца! Оловянная кружка или оловянка ж. и оловяник м. Оловянная руда, колчедан, припой. Оловяничник, оловянщик м. отливающий, работающий оловянную посуду. Оловолей, оловолитель м. церк. оловогадатель, отливающий олово в воду, для гаданья, предсказаний.

Оловянные глаза, мутные и бездушные; оловянный глаз, с бельмом. Оловок м. зап. карандаш

Источник https://fgpip.ru/drugoe/dlya-chego-i-kak-ludyat-metall.html
Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *