Сцепление 

Двойное сцепление: виды, устройство и принцип работы

Устройство и принцип работы двойного сцепления

Двойное сцепление применяется в основном на автомобилях, оснащенных роботизированной коробкой передач. Этот гибрид механики с автоматом сочетает в себе все достоинства обеих трансмиссий: хорошую динамику, экономичность, комфорт и плавность переключения передач. Из статьи узнаем, чем отличается двойное сцепление от обычного, а также познакомимся с его разновидностями, преимуществами и недостатками.

  1. Двойное сцепление и принцип его работы
  2. Виды двойного сцепления
  3. Устройство и принцип работы сухого двойного сцепления
  4. Устройство и принцип работы мокрого двойного сцепления
  5. Делаем выводы

Двойное сцепление и принцип его работы

Изначально двойное сцепление создавалась для гоночных автомобилей, оснащенных механической трансмиссией. Механическая КПП не позволяла быстро набирать нужную скорость из-за возникающих при переключении передач потерь, которые образуются за счет разрыва потока мощности, идущего от двигателя к ведущим колесам. Применение двойного сцепления практически полностью избавило автолюбителей от данного недостатка. Скорость переключения передачи составляет всего восемь миллисекунд.

двойное сцепление

Преселективная коробка передач (другое название – КПП с двойным сцеплением), по сути, представляет собой комбинацию двух коробок в одном корпусе. При уже включенной текущей передаче преселективная коробка обеспечивает выбор следующей передачи за счет поочередного действия двух фрикционных муфт сцепления.

Управление преселективной коробкой осуществляется за счет электроники, а переключение скоростей происходит плавно и своевременно. Пока одно сцепление работает, второе находится в режиме ожидания и начнет выполнять свои функции сразу же после поступления соответствующей команды блока управления.

Виды двойного сцепления

В зависимости от рабочей среды различают два типа сцепления: сухое и мокрое.

Устройство и принцип работы сухого двойного сцепления

Сухое двухдисковое сцепление применяется в коробках с нечетным количеством передач (например, DSG 7) и состоит из:

КПП с сухим сцеплением

  • ведущего диска;
  • двухмассового маховика;
  • двух сухих дисков сцепления;
  • двух нажимных дисков;
  • двух диафрагменных пружин;
  • двух выжимных подшипников;
  • двух рычагов включения сцепления.

Принцип работы преселективной сухой коробки заключается в передаче крутящего момента от двигателя к трансмиссии за счет сухого трения, образующегося в результате взаимодействия ведущего и ведомого дисков сцепления.

Преимущество сухого сцепления перед мокрым заключается в том, что оно не требует большого количества масла. Также сухое сцепление более эффективно расходует мощность двигателя, предназначенную для привода масляного насоса. Недостатком сухого сцепления является его более быстрое изнашивание по сравнению с мокрым. Это происходит за счет того, что каждое из сцеплений попеременно находится во включенном состоянии. Также повышенный износ объясняется не только конструкцией и принципом работы устройства, но и особенностями вождения автомобиля.

Устройство и принцип работы мокрого двойного сцепления

Двойное сцепление

Мокрое многодисковое сцепление применяется в трансмиссиях с четным количеством передач (DSG 6) и требует обязательного наличия гидронасоса и масляного резервуара, в котором находятся диски. Помимо этого в состав мокрого сцепления входят также:

  • два пакета фрикционных дисков;
  • четыре ступицы;
  • поршни и пружины.

Многодисковое сцепление функционирует в масле. Передача крутящего момента с двигателя на КПП осуществляется в результате сжатия ведомых и ведущих дисков. Главным минусом мокрого сцепления является сложность его конструкции и высокая стоимость обслуживания и ремонта. Да и масла для мокрого сцепления требуется значительно больше.

С другой стороны, многодисковое сцепление лучше охлаждается, может использоваться для передачи большего крутящего момента и обладает более высокой надежностью.

Делаем выводы

plyusy-i-minusy-rkpp

Принимая решение о покупке автомобиля с двойным сцеплением, изучите все его плюсы и минусы и решите, какие аспекты находятся в приоритете конкретно для вас. Столь ли важны ли для вас динамика, комфорт и плавность движения, отсутствие рывков при переключении передач и экономия топлива? Или вы не готовы платить за дорогое обслуживание и ремонт, обусловленные сложностью конструкции и специфическим режимом работы. Тем более, что профессиональных автомастерских, обслуживающих трансмиссии такого типа, пока не так и много.

Что касается сухого и мокрого сцепления, то тут ответ, какое из них лучше, также не будет однозначным. Все зависит от индивидуальных особенностей транспортного средства, а также от мощности его двигателя.

Что такое двойное сцепление и как работает коробка

Коробка передач с двойным сцеплением

Коробка с двойным сцеплением была придумана еще в далеком 1939 году Адольфом Кегрессом. Однако серийное производство автомобилей с такого рода коробкой передач было начато недавно компанией Volkswagen. В чем же суть данного изобретения?

Принцип работы

Устройство коробки с двойным сцеплением

Классическая механическая коробка передач уступает комбинированному устройству тем, что во втором варианте присутствует 2 сцепления, в то время как самой педали нет. Всю работу выполняет электроника и гидравлика, сцепления работают обособленно.

Первое – переключает нечетные передачи (первую, третью, пятую и заднюю), а второе – четные (вторую, четвертую и шестую). Благодаря такому строению обеспечивается почти моментальное переключение скоростей и не происходит прерывания потока мощности.

Схема работы коробки с двойным сцеплением

Основной компонент устройства – это двойной трансмиссионный вал. Четные и нечетные передачи распределены на двух валах. Данная система позволяет сократить время на переключение передач.

Как это наглядно выглядит? Когда обладатель автомобиля с таким механизмом начинает ехать на первой передачи, то набирая все большую скорость, система заведомо готовится к переключению на следующую передачу. Когда первая передача сменяется второй, то одновременно происходит два действия: первый диск размыкается и синхронно смыкается второй. Время, затраченное на переключение равно 8 миллисекундам.

Почему два и в чем преимущества

Как уже говорилось выше, одним из самых заметных преимуществ является плавность переключения передач.

Вторым и не менее важным плюсом является постоянство потоков мощности.

В-третьих – высокая эффективность данной технологии.

Трансмиссии с двойным сцеплением являются более экономичными, нежели МКП и АКП.

Сухое или мокрое

Двойное сцепление делится на два типа – сухое и мокрое. В производстве автомобилей используется и то, и другое.

Чем они отличаются?

  1. В механизме сухого сцепления диски работают в обычных условиях, как и в механике. Для их замыкания и размыкания используются электромагнитные приводы. В мокром варианте движением дисков управляет гидравлика, и находятся они в масляной среде.
  2. Сухой вид двойного сцепления преимущественен для автомобилей с небольшим крутящим моментом, а вот мокрый используется для машин, у которых крутящий момент превышает 250 Нм.
  3. Считается, что мокрое затрачивает больше топлива и занимает немало места, в отличие от конструкции с сухим.

Есть ли минусы?

Из недостатков можно отметить дороговизну данного устройства и недешевое его обслуживание в случае поломки.

Также в странах постсоветского пространства такие технологии далеки от совершенства, что вызывает сложности с качественным обслуживанием подобного вида транспорта.

Учитывая количество положительных качеств трансмиссии с двойным сцеплением, ее считают одной из лучших во всем мире.

Все больше и больше производителей начинают отдавать предпочтение данному виду коробки передач, т.к. комфорт и функционал стоит на первом месте. Еще большая популярность ожидает этот механизм в будущем.

https://techautoport.ru/transmissiya/sceplenie-i-mufty/dvoynoe-sceplenie.html

Что такое двойное сцепление и как работает коробка

Интересные статьи

Leave a Comment

X