Электронные системы автомобиля — безопасность и комфорт

Электронные системы автомобиля — в помощь водителю

Вспомогательные электронные системы предназначены для создания условий способствующих улучшению управления автомобилем. Разработано множество различных электронных систем действующих совместно с агрегатами автомобиля, которые можно классифицировать:

Электронные системы автомобиля

  • Вспомогательные системы, работающие совместно с механизмами тормозного контура:
    — автоблокировочные,
    — экстремального торможения.
  • Соблюдение курсовой устойчивости.
  • Соблюдение дистанции при движении между автомобилями.
  • Поддержка перестроения автомобилей при движении со сменой полос автотрассы.
  • Парковка с использованием ультразвуковых сигналов.
  • Использование камеры заднего вида.
  • Bluetooth.
  • Круиз-контроль

Антиблокировочная тормозная система

АБС (антиблокировочная тормозная система) – специально для повышения эффективности работы тормозов при различных дорожных погодных условиях.

Считывает скорость вращения каждого колеса и при усиленном торможении препятствует блокированию и скольжению, тем самым оставляет возможность управлять и маневрировать транспортным средством до полной остановки.

В ее состав входит:

  • электронный блок управления;
  • механизм – модулятор регулировки давления рабочей (тормозной) жидкости, (блок ABS); показывающих угловую скорость вращения колес.

Система экстремального торможения

Предназначена для экстренного торможения в условиях требующих немедленной остановки автомобиля. И помогает водителю дожимать педаль тормоза, при расчете малоэффективности торможения.

Состоит из блоков:

  • гидравлического модуля с компонованного с блоком АБС и насосом обратной подачи тормозной жидкости;
  • датчика, показывающего давление в гидравлическом контуре;
  • датчика, фиксирующего скорость вращения колес;
  • устройства выключения сигнала передаваемого на усилитель экстремального торможения.

Система курсовой устойчивости автомобиля

Позволяет стабилизировать поперечную динамику движения автомобиля, предотвращает занос транспортного средства. Действует совместно с АБС и системой управления двигателем.

В ее состав входит:

  • электронный блок-контроллер;
  • датчик, показывающий положение рулевого колеса;
  • датчик давления в системе тормозов.

Курсовая устойчивость показала себя с высокой эффективностью на обледенелых дорогах, помогая водителю в трудных ситуациях

Система соблюдения расстояния между движущимися автомобилями

САРД – электронная система соблюдения необходимого, заданного расстояния между автомобилями, работающая в автоматическом режиме. Эффективность действия САРД возможна при скорости движения до 180 км/час и действует совместно с системой регулирования скорости, позволяя водителю управлять автомобилем в более комфортных условиях.

Система поддержки смены полос движения

Предназначена для контроля окружающей обстановки при осуществлении маневрирования на трассе. Позволяет с помощью радара контролировать мертвую зону вокруг автомобиля и предупреждает водителя о возникновении помех при движении, предотвращает дорожно-транспортные пришествия.

Электронная система парковки автомобиля

Предназначена для обеспечения безопасности маневров при парковке автомобиля. Электронная система состоит из нескольких ультразвуковых датчиков, которые передают информацию водителю о возможных препятствиях с помощью специальных звуковых и визуальных сигналов. Сигнальные датчики работают в режиме приема-передачи сигнала и позволяют использовать их с наибольшей эффективностью.

Камера заднего вида

Предназначена для передачи визуальных изображений позади автомобиля. Совместное использование звуковых датчиков и камеры заднего вида предотвращает возникновение ситуаций столкновения с препятствиями позади транспортного средства при маневрах.

Вспомогательная система Bluetooth

Bluetooth – обеспечивает мобильную связь для различных устройств, установленных на автомобиле:

  • телефон;
  • ноутбук.

Помогает водителю меньше отвлекаться от дороги. Обеспечивая безопасность и комфорт при вождении автомобиля.

Состоит из блоков:

  • электронного приемо-передающего блока;
  • антенны.

Круиз-контроль

Помогает водителю, увеличивая комфорт вождения.

Поддерживает заданную скорость транспортного средства вне зависимости от рельефа местности, на спусках и подъемах дороги. Имеет управление с добавлением скорости и лимита скорости, так же присутствует запоминание установленного лимита. Отключается при нажатии на педаль тормоза или сцепления, так же имеет свой собственный выключатель. При нажатии на педаль газа транспортное средство ускоряется, после отпускания, возвращается к своему лимиту скорости.

Пользователь имеет возможность значительно упростить и автоматизировать использование систем автомобиля с учетом автономного управления.

Электронная диагностика систем автомобиля проводиться при прохождении каждого технического обслуживания официальным дилером. Выдается бумага о наличии неисправностей с распечаткой кодов ошибок. Однако существует небольшая грань между установленным оборудованием и штатным. По штатному оборудованию, дилер обязан предоставить ремонт и его диагностику, а вот по установленному может вам отказать, тем более если оборудование устанавливалось в гаражных условиях с внедрением в проводку и изменением алгоритмов работы. В таких ситуациях если машина на гарантии, то можно лишиться гарантийного обслуживания. Будьте осторожны при установке дополнительного оборудования!

Что такое и как устроена адаптивная подвеска

Одним из способов совершенствования автомобильной подвески является использование в ней функции адаптации под характер дороги, скорость передвижения или стиль езды. Реализовать такое возможно с применением электронного оборудования и быстродействующих электромагнитных, пневматических и гидравлических исполнительных механизмов. Один и тот же автомобиль при оперативном изменении характеристик подвески может приобретать отдельные способности шоссейного спорткара, внедорожника или лёгкого грузовика. Или просто значительно улучшить комфорт для пассажиров.

подвеска автомобиля

Основы организации адаптации

Для получения свойства подстраиваться под внешние воздействия или команды водителя подвеска должна приобрести активный характер. Пассивные механизмы всегда однозначно реагируют на те или иные воздействия. Активные же способны менять свои характеристики. Для этого в них имеется управляющий электронный блок, представляющий собой компьютер, собирающий информацию от датчиков и иных систем автомобиля, принимающий указания от водителя и после обработки задающий режим исполнительным устройствам.

панель управление адаптивной подвеской

Как известно, подвеска состоит из упругих элементов, демпфирующих устройств и направляющего аппарата. Теоретически можно управлять всеми этими составляющими, но на практике вполне достаточно менять свойства демпферов (амортизаторов). Это относительно легко делать с приемлемым быстродействием. Хотя если скорость реакции не требуется, например регулировкам подлежит парковочный режим, изменение клиренса или статической жёсткости, то вполне возможно адаптировать конфигурацию подвески по всем её компонентам.

Для оперативной адаптации потребуется учесть множество входных параметров:

  • данные о неровностях дорожного покрытия, как текущих, так и предстоящих;
  • скорость движения;
  • направление, то есть угол поворота управляемых колёс и угловое ускорение автомобиля в целом;
  • положение и скорость вращения рулевого колеса;
  • требования водителя по данным анализа его стиля управления, а также введённые в ручном режиме;
  • положение кузова относительно дороги, параметры его изменения во времени;
  • сигналы датчиков радарного типа, анализирующие состояние покрытия перед автомобилем;
  • продольные и поперечные ускорения автомобиля, режимы работы двигателя и тормозной системы.

Программа управляющего блока содержит алгоритмы реагирования на все поступающие сигналы и накапливания информации. Команды поступают в типовом случае на электроуправляемые амортизаторы всех колёс, индивидуально на каждое, а также на активные муфты стабилизаторов поперечной устойчивости. Или на заменяющие их устройства при работе в составе подвесок, полностью управляемых гидравликой, а также наиболее высокотехнологичных продуктов, работающих исключительно на электромагнитном взаимодействии. В последнем случае быстродействие настолько высоко, что от работы подвески можно добиться практически идеального поведения.

Состав системы

В комплекс входят устройства, обеспечивающие работу по регулированию демпфирующих свойств и динамической жёсткости, а также минимизирующие крены кузова:

  • контроллер подвески с микропроцессором, памятью и схемами ввода-вывода;
  • активные механизмы парирования крена (управляемые стабилизаторы поперечной устойчивости);
  • комплекс датчиков;
  • амортизаторы, допускающие электронное управление жёсткостью.

Органами управления приборной панели, чаще всего это бортовой интерактивный дисплей, водитель может задать один из режимов работы по своим предпочтениям. Допускается преобладание комфорта, спортивности или внедорожных способностей, а также более продвинутая индивидуальная настройка функций с запоминанием режима. Накопленная адаптация может быть оперативно сброшена на исходные настройки.

схема управления адаптивной подвеской в авто

Требования к поперечным стабилизаторам всегда отличаются противоречивостью. С одной стороны, их назначение состоит в обеспечении минимальных кренов кузова. Но так подвеска приобретает характер зависимости, а значит снижается комфорт. При движении по плохим дорогам более ценным свойством будет ещё большая свобода отдельных колёс для достижения максимальной артикуляции осей. Только так для обеспечения постоянного контакта шин с покрытием будут полностью использованы все запасы ходов подвески. Стабилизатор с постоянной жёсткостью, который обычно представляет собой простой пруток из пружинной стали, работающий по принципу торсиона, одинаково хорошо служить во всех условиях не сможет.

В активных подвесках стабилизатор выполняется разрезным, с возможностью электронного регулирования. Для управления приведённой жёсткостью можно использовать разные принципы. Одни производители применяют преднатяг на закручивание электродвигателем с редуктором, другие гидравлический способ, устанавливая гидроцилиндры на стабилизатор или его крепление к кузову. Возможна и полная имитация штанги стабилизатора индивидуальными гидроцилиндрами, работающими параллельно с упругими элементами.

Регулируемые амортизаторы

Обычный амортизатор имеет свойство изменения своей динамической жёсткости в зависимости от скорости и ускорения движения штока. Достигается это системой дросселирующих клапанов, через которые перетекает амортизационная жидкость.

регулируемый амортизатор в адаптивной подвеске

Для оперативного контроля перепускных дросселей возможны два пути – установка электромагнитных клапанов золотникового типа или изменение свойств жидкости в магнитном поле. Производители применяют оба способа, второй реже, поскольку для него потребуется специальная жидкость, изменяющая свою вязкость в магнитном поле.

Основные эксплуатационные отличия адаптивных подвесок

Активные подвески со свойством адаптации предоставляют возможности программного управления потребительскими качествами автомобиля на любых дорогах:

  • кузов всегда сохраняет заданное положение относительно дороги, отклонения от которого определяются только быстродействием системы адаптации;
  • колёса располагают максимально достижимым постоянным контактом с покрытием;
  • уровень ускорений в салоне от неровностей значительно ниже, чем при традиционной подвеске, что повышает комфорт поездки;
  • автомобиль лучше управляется и более стабилен на высоких скоростях;
  • наиболее продвинутые системы могут предвидеть наезды на неровности, сканируя дорогу перед колёсами и заблаговременно подстраивая амортизаторы.

Недостаток, как и у всех сложных систем, один – высокая сложность и связанные с этим показатели надёжности и стоимости. Поэтому адаптивные подвески используются в премиум-сегменте или в качестве опционального оборудования.

Алгоритмы работы и набор оборудования постоянно усложняются и совершенствуются. Основная цель разработок в области активных адаптирующихся подвесок состоит в достижении максимального покоя кузова автомобиля, что бы ни происходило с колёсами и связанными с ними неподрессоренными массами. При этом все четыре колеса должны постоянно сохранять контакт с дорогой, удерживая автомобиль на заданной траектории.

Источник http://https://remontpeugeot.ru/bezopasnost-pezho/elektronnye-sistemy-avtomobilya.html
Источник http://https://topvariator.ru/hodovaja-chast/podveska-avtomobilja/adaptivnaja-podveska

Интересные статьи

Leave a Comment

X