Содержание
Блок электроники автомобиля
- Масло для гидроусилителя руля: как заменить и какое нужно залить
- Причины почему гудит насос ГУРа и ремонт гидроусилителя руля своими руками
- Инструкция по замене и ремонту ГУРа своими руками
- Как восстановить и отремонтировать обогрев заднего стекла, если он не работает
- Для чего нужен электро и гидроусилитель руля и что лучше выбрать
- Какую жидкость для гидроусилителя руля выбрать и как ее правильно заменить своими руками
- Самостоятельное проведение чип-тюнинга автомобиля в гаражных условиях
- Как устроен и работает ГУР в автомобиле, его ремень и другие детали рулевой рейки?
- Выбираем оптимальную присадку в ГУР: Супротек, Хадо и другие
- Самостоятельная диагностика электронного блока управления двигателем
- Знакомимся с надежной системой рулевого управления — электроусилителем руля
- Самостоятельный ремонт «мозга» автомобиля — блока управления двигателем
- Дектрон 2 или 3 в гидроусилитель руля: заливать или воздержаться?
- Прошивка ЭБУ от А до Я: улучшаем динамику автомобиля самостоятельно
- Почему гудит гидроусилитель руля и как решить эту проблему?
Электронный блок управления — устройство, которым оборудуется каждый современный автомобиль. Его наличие обеспечивает качественный контроль за важными агрегатами и узлами машины.
Описание устройства ЭБУ
Электронный блок управления — такое устройство, которое позволяет выполнять прием и обработку данных, подающихся с разных регуляторов и датчиков автомобиля. Процедура обработки информации выполняется по конкретному алгоритму, заложенному разработчиком. После этого образуются команды исполняющего типа, передающиеся на соответствующие узлы и агрегаты.
Благодаря установке электронного блока управления в машину у потребителя есть возможность оптимизации основных показателей работы мотора машины:
- крутящего момента;
- основных показателей мощности;
- состава отработавших газов;
- расхода горючего и т. д.
Благодаря наличию электроники у потребителя есть возможность диагностики всех автомобильных агрегатов и узлов. Программный контроль обеспечивается при работе как на бензиновом, так и на дизельном моторе.
Основные функции электронного блока управления двигателем в автомобиле
Электронный модуль выполняет сбор данных со следующих устройств:
- контроллера температуры двигается и воздуха, если последний установлен на машине;
- контроллера уровня топлива;
- регулятора подачи кислорода в цилиндры двигателя;
- контроллера скорости;
- датчика холостых оборотов;
- информацию от датчиков систем стабилизации, АБС, антиизноса, а также других контроллеров систем безопасности;
- данные от датчика положения коленчатого и регулировочного валов;
- контроллера положения ДПДЗ и педали газа;
- датчика мониторинга объема охладительной жидкости в системе;
- датчика напряжения электросети машины;
- данные из электроцепи электрического управления руля либо ГУР.
Это незначительный объем информации, которую модуль обрабатывает на постоянной основе. Чем больше электроники устанавливается в авто, тем больше список контроллеров, с которыми работает устройство. Во внедорожниках и кроссоверах блок собирает данные от систем пневматической подвески. При приеме и обработке данных электронный модуль передает команды для поддержки работы машинных систем.
По факту модуль всегда следит за работой систем:
- впрыска инжекторного силового агрегата;
- подачи воздуха в мотор;
- зажигания;
- контроля объема вредных веществ в составе отработанных газов;
- управления системой газораспределения;
- управления автоматической трансмиссией;
- поддержки необходимого уровня температуры;
- осветительных приборов как внешних, так и внутренних;
- обогрева салона, а также кондиционирования;
- электродвигателя системы стеклоподъемников.
Подробный обзор возможностей электронного модуля представлен каналом Мир Матизов.
Вместе с ЭБУ в машине, в зависимости от производителя, могут использоваться:
- блок определения наличия кузова;
- модуль синхронизации компонентов коробки передач;
- блок контроля работы тормозной системы;
- модуль включения узлов пассивной безопасности и т. д.
Компоненты электронного блока управления двигателем
Независимо от того, какой тип устройства установлен на авто и где находится модуль, все его составные элементы условно разделяются на два блока:
- программная часть;
- аппаратная составляющая.
Визуально электронный модуль представляет собой плату, установленную в пластиковый или металлический корпус для обеспечения эффективной защиты блока. Само устройство монтируется в подкапотном пространстве либо салоне машины, в районе приборной панели или напротив пассажирского кресла. Место монтажа ЭБУ обычно указывается в сервисной документации к авто. Конструктивно сама плата состоит из микропроцессорного, а также запоминающего устройства. Модуль оснащается несколькими разъемами, их обычно два.
Непосредственно на плате устройства расположено несколько модулей памяти. Есть постоянная, где хранится информация о работе базовых микропрограмм, также здесь записываются основные параметры для обеспечения эффективной работы мотора. На схеме есть модуль оперативной памяти, его наличие обеспечивает возможность быстрой обработки подающейся информации от контроллеров. Также в этой памяти кратковременно хранятся некоторые результаты диагностики и обработки. Данные из памяти запоминающего модуля можно удалять.
Схема конструкции ЭБУ
Программное обеспечение
Программная составляющая устройства включает в себя несколько модулей:
- Контрольный. Предназначен для проверки и регулировки параметров отправляющихся сигналов. Программная составляющая может при необходимости остановить работу двигателя.
- Функциональный. Эта часть предназначена для получения импульсных данных, которые подаются на электронный модуль от разных контроллеров и датчиков. После приема функциональная составляющая ЭБУ выполняет обработку информации и формирование команд, которые отправляются на исполнительные компоненты.
Аппаратное обеспечение
Аппаратная составляющая блока включает в себя множество электронных элементов, речь идет о микропроцессорах и других модулях. Эта часть включает в себя аналогово-цифровое преобразовательное устройство, которое ловит аналоговые импульсы. После их приема сигналы преобразуются в цифровой формат, на который ориентирован микропроцессор. Если требуется обратное преобразование импульсов, то эту функцию выполняет преобразовательное устройство. Помимо этого, на электронный модуль подаются импульсы, проходящие через преобразовательную составляющую и изменяющиеся из аналогового формата в цифровой.
Принцип действия и особенности модуля
Работа электронного модуля состоит в приеме данных от разных контроллеров, количество которых может быть около двадцати.
Кроме обработки данных, ЭБУ передает сигналы на узлы и агрегаты:
- Системы зажигания. В зависимости от типа может применяться одна катушка либо несколько. Эта система предназначена для своевременной активации искры в цилиндрах силового агрегата.
- Диодные индикаторы. Предназначены для выдачи информации о наличии возможных ошибок. Речь идет не только о работе мотора, но и самого модуля.
- Форсунки. С их помощью выполняется впрыск топлива в цилиндры ДВС. Надо учитывать, что частота смены объема горючего регулярно меняется, поскольку все зависит от определенных условий работы. Изначально ЭБУ собирает данные о характеристиках форсунок.
- Тестеры. Устройства для проверки систем и механизмов подсоединяются к электронному модулю посредством штекера. Необходимость подсоединения может появиться для проверки машинного мотора или трансмиссии с помощью компьютера либо специализированных сканеров.
Канал ДваКолеса Show рассказал о принципе действия электронного модуля.
Основные достоинства и недостатки ЭБУ
Несмотря на наличие множества преимуществ, у электронных модулей есть и недостатки.
Достоинства ЭБУ
- возможность оптимизации динамических параметров работы ДВС;
- снижение расхода горючего при правильной регулировке соотношения воздуха и топлива;
- простота пуска силового агрегата — модуль быстро адаптирует двигатель для работы в разных условиях, к примеру, при функционировании на холостом ходу;
- при установке ЭБУ в авто у владельца машины отпадает необходимость в ручной регулировке параметров работы ДВС;
- увеличение показателей экологичной чистоты при правильной регулировке объемов вредных веществ в отработанных газах.
Недостатки ЭБУ
Минусы электронных модулей:
- высокая цена на составляющие элементы, если возникнет необходимость проведения ремонта модуля;
- при неполадках блок часто не подлежит ремонту, его приходится менять целиком;
- необходимость в эксплуатации недешевого и сложного оборудования для проверки модуля, иногда для диагностики требуются квалифицированные мастера;
- повышенные требования параметров надежности питания бортовой сети — скачки напряжения могут привести к поломке ЭБУ;
- необходимость использования только качественного топлива при заправке машины.
Канал Avto-blogger подробно рассказал об особенностях и недостатках электронных модулей.
Признаки выхода из строя электронного блока управления
По статистике часто проблемы в работе электронного блока управления обусловлены ошибками в эксплуатации устройств.
Причины и симптомы неисправностей
Причины, которые могут привести к выходу из строя ЭБУ:
- прикуривание двигателя машины от авто с заведенным силовым агрегатом;
- ошибки, допущенные при подключении АКБ, в частности, речь идет о несоответствии полярностей клемм;
- монтаж противоугонной системы неквалифицированным специалистом, который привел к ошибкам установки;
- демонтаж зажимов батареи при заведенном двигателе;
- активация стартерного устройства с отключенной силовой шиной;
- негативное воздействие влаги на ЭБУ, если жидкость попала внутрь устройства, на саму плату;
- повреждение электроцепи, к которой подключен электронный модуль, либо замыкание на участке электролинии;
- случайное подключение электрода при выполнении сварочных работ на электроцепь или контроллеры, установленные на авто;
- механические повреждения устройства, которые могут произойти в случае аварии;
- ошибки, допущенные при перепрошивке девайса;
- неисправности в работе высоковольтной составляющей системы зажигания — распределительных устройств, кабелей, катушек и т. д.
Признаки, по которым можно определить неисправность в работе блока:
- электронный модуль перестал реагировать на сигналы, подающиеся от контроллеров температуры, регулятора кислорода и положения дросселя;
- двигатель автомобиля перестал запускаться либо появились проблемы в его управлении;
- при функционировании силового агрегата периодически происходят блокировки систем сцепления, дверных замков и т. д.;
- на ЭБУ перестали подаваться сигналы от исполнительных узлов — датчиков холостых оборотов, системы зажигания, топливного насоса, системы управления форсунками и т. д.;
- различные неполадки механического плана — вышедшие из строя платы электронных приборов, перегоревшие электропроводники и т. д.;
- троение мотора машины;
- на электронные устройства и оборудование перестало подаваться питание;
- на экране бортового компьютера или приборной панели постоянно выводятся ошибки.
Канал Гараж продемонстрировал процедуру компьютерной диагностики модуля и сброса ошибок в гаражных условиях.
Устранение неполадок
Каждый модуль оборудуется системой проверки, что позволяет диагностировать степень неисправности блока в гаражных условиях. Чтобы выполнить проверку, автовладельцу надо подключиться к модулю посредством компьютера, на который заранее устанавливается диагностическое ПО. Допускается применение тестеров и сканеров для проверки. Информация, которая получается в процессе диагностики, должна быть сравнена с нормированными параметрами.
Все причины появления неполадок в ЭБУ делятся на два типа — неисправности в функционировании прошивки либо нерабочие проводники.
Восстановить работу ПО можно с помощью перепрошивки модуля, выполнить эту задачу смогут только мастера с опытом работы. Проверка электрических показаний может быть сделана в гаражных условиях посредством использования мультиметра. Чтобы найти пробой в электроцепи, автовладельцу надо разобраться со схемой работы ЭБУ, она будет разной в зависимости от модели установленного модуля.
После определения места установки проводников, кабеля питания и резисторных элементов выполняется прозвон электроцепи. Проверке подлежит участок, где были выявлены ошибки показаний ЭБУ. Если проверка не дала результатов, осуществляется прозвон всех электроцепей на схеме прибора. Некоторые потребители после обнаружения ошибки отключают клемму аккумулятора, полагая, что это позволит удалить код ошибки из памяти.
Избавиться от неполадки в ЭБУ нельзя методом отключения АКБ, так из памяти устройства удалится только код ошибки, сама неисправность останется.
Ремонт электронного модуля выполняется посредством проведения следующих действий:
- Выявление места повреждения в функционировании модуля.
- Повторное измерение параметров сопротивления.
- Поиск точки крепления электропроводника.
- Подключение кабеля с нужным сопротивлением параллельным образом посредством паяльника. Старый провод можно не отключать.
Если это не помогло избавиться от ошибок в работе модуля, надо обратиться за помощью к мастерам. Качество проведения ремонта блока влияет на его ресурс эксплуатации, а также безопасность машины в целом.
Видео «Ремонт электронного модуля своими руками»
Канал АВТО РЕЗ наглядно показал процедуру выполнения ремонта модуля управления ДВС в гаражных условиях.
Электронный блок управления: Для чего нужен-виды и принцип работы
Современный автомобиль – сложный агрегат, состоящий из набора компонентов, среди которых много электроники. Для нормального функционирования автомашины требуется слаженная работа компонентов по заданным алгоритмам. Обеспечивает синхронную и правильную работу электронный блок управления(ЭБУ) – узел, которым оснащены многие компоненты автомобиля.
Общее определение
Под электронным блоком управления подразумевают любую систему на микропроцессоре, которая отвечает за работу той или иной электрической компоненты автомобиля (или нескольких подсистем). Часто в англоязычной литературе встречается термин ECU, что расшифровывается как Electronic Control Unit.
Выделяют виды блоков:
- просто ECU – управляющий любой подсистемой ЭБУ, кроме двигателя;
- ECM – модуль, отвечающий за двигатель (по-английски Engine Control Module);
- объединенный моторно-трансмиссионный ЭБУ, управляющий и КПП, и двигателем;
- систему управления тормозами;
- блок управления автоматической коробкой передач;
- ЭБУ контроля подвески;
- центральный ЭБУ управления и блок синхронизации;
- главный ЭБУ;
- и пр.
Всего контроллеров в современном продвинутом автомобиле, оснащенном по последнему слову инженерной техники, бывает до 80, и более. Все вместе ЭБУ составляют единую систему – автомобильный компьютер.
Важным элементом ЭБУ является его программное обеспечение («прошивка»). Она отвечает за логику работы компонентов, и модификация прошивки ЭБУ способна существенно изменить эксплуатационные характеристики машины. Это часто используется любителями тюнинга и гонщиками, программно усиливающими те или иные стороны своего «железного коня» — оптимизирующими расход топлива, параметры разгона, и многое другое.
Модуль контроля двигателя
Его можно назвать одним из главных, поскольку этот электронный блок отвечает за сердце машины – ее мотор. ЭБУ получает информацию со множества датчиков, анализирует ее, основываясь на заложенных в прошивку алгоритмах, и посылает соответствующие сигналы на различные исполнительные устройства.
ЭБУ двигателя обменивается с другими элементами внутренней системы автомобиля по шине, называемойCAN (CANbus), объединяющей всю электронную начинку транспортного средства в сеть. Основные блоки, с которыми «общается» ЭБУ мотора:
- АКПП;
- антиблокировочная (ABS) система;
- стабилизирующие системы;
- тормоза;
- блок обеспечения безопасности;
- модуль курсовой устойчивости;
- круиз-контроль;
- климатическая установка.
Основные задачи ЭБУ двигателя:
- управление процессом зажигания;
- если двигатель инжекторный, то и управление системой впрыска;
- контроль за газораспределением мотора;
- слежение за датчиком дроссельной заслонки;
- поддержание целевой температуры в охлаждающей системе;
- анализ состава отработанных газов и контроль подсистемы рециркуляции таковых.
На датчики ЭБУ приходят данные с датчиков коленвала, сообщающие его частоту вращения и текущее положение. Блок считывает скорость автомобиля, параметры напряжения тока в бортовой электросети, и множество другой информации. В ЭБУ встроена система самодиагностики, которая зажигает сигнал CheckEngine на приборной панели в случае неполадок. Параллельно с этим в память ЭБУ записывается код обнаруженной ошибки, который в дальнейшем можно считать через сервисный разъем с помощью специального устройства и ПО. Это помогает определить неполадку.
На современных автомобилях часто используется диагностический универсальный разъем OBD2:
К нему подключается любое устройство, работающее по этому протоколу и умеющее «читать» данные из памяти.
Устройство ЭБУ двигателя
Технически данный ЭБ состоит из платы с распаянным на ней процессором и модулем памяти. Плата ЭБУ заключена в корпус из металла или пластика. На плате имеются выведенные через корпус разъемы, связывающие ЭБУ с системами автомобиля и позволяющие подключиться диагностическим приборам. В инструкции к машине всегда приводится расположение ЭБУ: обычно это место за бардачком, подкапотное пространство, или внутри переднего торпедо.
У ЭБУ на борту есть три вида запоминающих устройств (ЗУ):
- ППЗУ – программируемая постоянная память. В ней содержится код прошивки и параметры, по которым работает силовая установка;
- ОЗУ – ЗУ оперативное, иначе «оперативная память» ЭБУ. Она энергозависима, в ней хранятся временные сведения;
- ЭРПЗУ. Электрически программируемое ЗУ хранит некоторые данные – коды блокировки, ключи доступа, сведения о расходе топлива, пробеге и периоде работы мотора.
Прошивка ЭБУ делится на контрольную часть и функциональную. Первая проверяет приходящие на блок сигналы и, если обнаружены неверные значения, корректирует их или блокирует двигатель, предотвращая поломку. Вторая принимает данные, обрабатывает их и отправляет результат от ЭБУ в виде импульсов на нужные устройства.
Схема работы ЭБУ мотора:
Иногда блок перепрограммируют. Это делают в целях чип-тюнинга, чтобы снимать больше мощности с двигателя и улучшить другие его параметры. Чип-тюнинг ЭБУ требует знания специальных протоколов доступа и наличия сертифицированного ПО. Информацию о внутреннем устройстве своих электронных блоков автоконцерны выдают публике крайне неохотно, поэтому чип-тюнинг может обойтись дорого: обладатели информации знают ей цену.
Неполадки и ремонт
ЭБУ двигателя выходит из строя из-за физических повреждений или некорректно настроенного программного обеспечения. Если блок «барахлит», мощность двигателя упадет, водитель будет ощущать «просадки», высокий расход топлива и другие симптомы, а иногда мотор и вовсе отказывается заводиться. На панели будет гореть индикатор Check Engine, появляющийся даже после сброса ошибок ЭБУ.
Неисправности ЭБУ возникают по причинам:
- внешнее воздействие на ЭБУ – попадание влаги и влияние коррозии, сильные удары, постоянная существенная вибрация, перегрев из-за выхода охлаждения платы из строя;
- электрические причины – короткое замыкание, возникновение перегрузки в бортовой сети авто.
- ЭБУ – сложное и дорогое устройство, замена или ремонт его недешевы. Для установки нового модуля его придется подбирать для конкретного автомобиля, чтобы ЭБУ подходил под все параметры. А после подбора и установки модуль придется правильно настроить, чтобы гарантировать исправную работу всех подконтрольных ему систем.
Блок управления АКПП
Автоматическая коробка передач – агрегат весьма сложный и высокотехнологичный, в управлении им задействована электроника, ориентирующаяся на сигналы различных датчиков. Они передают информацию ЭБУ АКПП, прошитое в блок программное обеспечение обрабатывает их и шлет сигналы для изменения режима работы коробки.
Как и ЭБУ двигателя, соответствующий модуль коробки — плата с процессором, устройством памяти и портами ввода-вывода:
Функции и задачи ЭБУ коробки
ЭБУ отвечает за исполнение нескольких задач:
- контроль режимов коробки и переключение таковых при необходимости;
- диагностика системы;
- запоминание ошибок для дальнейшего разбора проблемы и ремонта.
ЭБУ, как правило, монтируется в собственном корпусе:
Местоположение ЭБУ
Блок управления автоматической коробкой может располагаться:
- непосредственно в корпусе АКПП;
- вне таковой.
Первый вариант позволяет существенно уменьшить количество проводки в автомобиле, поскольку меньше проводных «жгутов» идет от электронного мозга ЭБУ к датчикам. Но есть и минусы:
- тяжелый температурный режим. Коробка в процессе работы существенно нагревается, что негативно влияет на тонкую электронную начинку платы контроллера ЭБУ;
- затруднения при ремонте: любая операция с ЭБУ требует разбора коробки, что делает ремонт сложнее и дороже.
Пример локации ЭБУ внутри коробки:
Внешнее расположение ЭБУ лишено недостатков внутреннего: не такие высокие температуры, можно дополнительно защитить ЭБУ от влаги и прочих негативных воздействий. Кроме того, облегчается доступ к блоку для сервисно-ремонтных операций, и у инженеров есть возможность расположить ЭБУ удобным образом
Но есть и минус: при такой компоновке ЭБУ приходится протягивать длинные жгуты проводов, чтобы связать воедино ЭБУ, датчики и сервоприводы.
Неисправности ЭБУ
Наиболее частая причина поломки управляющего модуля АКПП:
- сильный удар по коробке (трескается плата ЭБУ, процессор или чип памяти);
- вибрационные воздействия;
- высокая температура;
- скачки напряжения в бортовой сети;
- коррозия под воздействием влаги.
Неисправность электроники коробки приводят к неправильному переключению передач или ситуации, когда АКПП переходит в аварийный режим, работая только на одной передаче (обычно на третьей). Если есть любые подозрения насчет исправности ЭБУ коробки, следует как можно скорее обратиться в специализированный сервис.
Важно: двигаться на неисправной АКПП категорически не рекомендуется! Это может привести к повреждениям не только ЭБУ, но и механической части коробки. Везти авто в сервис следует на эвакуаторе.
Диагностика неисправного ЭБУ коробки проводится специальным оборудованием. Обычно неисправный ЭБУ стараются просто заменить, поскольку если перепаять сгоревшие конденсаторы еще относительно просто, но замена микросхем ЭБУ – операция трудоемкая, при этом подходящий чип еще нужно найти. Поэтому часто лучший вариант – замена ЭБУ, такой шаг полностью решит проблемы с коробкой и вернет ей работоспособность.
Еще один важный момент – чинить ЭБУ коробки (и любое в принципе) должен только знающий специалист. Услуги по ремонту АКПП предлагают многие «гаражные» сервисы, но они не способны гарантировать качество услуги, и после их вмешательства коробка способна «умереть» окончательно.
Прочие виды ЭБУ
Остальные контрольные блоки, управляющие другими электронными системами (круиз-контроль, модуль управления тормозами, освещение и пр.), работают по схожим принципам и подвержены аналогичным неисправностям.
Важно следить за состоянием электроники и ЭБУ автомобиля, обслуживать их и своевременно обращаться за ремонтом при неполадках: это обеспечит бесперебойную и слаженную работу всех систем авто.
Что такое ЭБУ в автомобиле
ЭБУ расшифровывается как электронный блок управления. Это небольшая электронная плата, отвечающая за сбор и обработку различной информации о состоянии машины. Если двигатель можно назвать сердцем, то ЭБУ, без сомнения, мозг. Также это устройство называют «контроллером». Информация о скорости, температуре двигателя и снаружи, уровне кислорода и пр. поступает в ЭБУ от датчиков. Из него же исходят команды для системы зажигания, коробки передач (для автомата), ABS, топливного насоса, управления светом и других систем.
Как работает ЭБУ
Схема работы ЭБУ
Для того чтобы понять, что такое ЭБУ в автомобиле, для начала нужно разобраться с тем, как данная система работает. В первую очередь ЭБУ собирает данные с датчиков:
- Температура мотора и окружающей среды,
- Данные о подаче кислорода и топлива,
- Датчик скорости,
- Датчик холостого хода,
- Данные от систем антизаноса, стабилизации, антиблокировочной системы, некоторых других систем безопасности,
- Информация о состоянии коленвала (или коленвалов)
- Информация о положении дроссельной заслонки, педали газа
- Контроль количества охлаждающей жидкости, тормозной жидкости и самой тормозной системы
- Датчик напряжения внутренней электросети автомобиля,
- Информация из цепи ЭУР или о состоянии гидроусилителя.
Это минимальный набор данных, которые блок электронного управления получает для анализа постоянно. Чем выше классом машина, тем этот список все длиннее. Добавляются, например, данные о состоянии пневматической подвески у внедорожника и пр.
По мере анализа всей этой информации ЭБУ постоянно отдает команды для поддержания автомобиля в рабочем режиме. Фактически блок управления всегда держит под контролем:
- Впрыск инжекторов,
- Подача воздуха и всю система зажигания,
- Управление газораспределением,
- Состав выхлопных газов,
- Управление автоматической КП
- Поддержание нужного значения температуры,
- Всю осветительную систему, внутреннюю и наружную,
- Подогрев, кондиционер,
- Стеклоподъемники и прочее.
Как выглядит ЭБУ
Электронный блок управления (со снятой крышкой)
Это электронная плата, помещенная в небольшой корпус (алюминиевый или пластиковый). Материал оболочки зависит от места нахождения блока. Если он располагается в салоне, то обычно в пластиковом корпусе, а если под капотом машины – то в металлическом. Из контроллера наружу выходят пара разъемов под CAN шины. Иногда имеется дополнительный разъем для удобства диагностики и перепрошивки.
Внутри ЭБУ устроен как мини компьютер, плата блока управления состоит из запоминающих устройств, а именно:
- ОЗУ – оперативной памяти для обработки промежуточных данных об автомобиле,
- ППЗУ – постоянная память, хранит установки функций двигателя и прочее необходимое ПО.
- ЭРПЗУ – предназначено для хранения временной информации: кодов блокировки и доступа, пробега, температуры в двигателе, расхода горючего и пр.
Функциональные микросхемы ЭБУ получают данные о состоянии и автомобиля, производят их анализ и отправляют текущие команды на исполняющие устройства. Контрольные составляющие ЭБУ – это модули, которые обнаруживают и анализируют ошибки. Они выдают ошибку на дисплей («Check Engine» или другое оповещение), или блокируют запуск мотора.
ЭБУ легко опознать по двум шлейфам, подсоединенным к нему. Если блок электронного управления расположен под капотом, то рядом с блоком предохранителей или с аккумулятором. Если он находится в салоне, то обычно под панелью, либо под задним диваном. Есть модели автомобилей, в которых блок электронного управления расположен даже в багажнике.
Читайте также: Что такое ДМРВ и лямбда-зонд , а также как данные датчики взаимодействуют с ЭБУ.
Неисправности и ремонт ЭБУ
Поврежденный чип на плате ЭБУ
ЭБУ – важная и, как правило, очень надежная часть автомобиля. Но можно однозначно говорить о его неисправности:
- Если машина не запускается или плохо управляется,
- Происходят различные блокировки (дверей, сцепления и пр.),
- На дисплей постоянно выдаются ошибки,
- Происходят сбои в работе двигателя.
Самая частая причина выхода из строя ЭБУ – короткое замыкание в бортовой электросети. Также поломка может случиться из-за аварии, перегрева, попадания на плату жидкостей (воды, антифриза), в результате коррозии.
Блок управления – весьма дорогой узел автомобиля. Его стоимость для «народных» иномарок составляет 300 — 500 долл. Прежде чем покупать новый блок, покажите старый хорошему эксперту. Если микросхема «выгорела» или корродировала лишь частично, наверняка (с вероятностью 80%) можно восстановить работоспособность и проездить на ней еще какое-то время.
Снять ЭБУ достаточно просто, для этого нужно:
- Отсоедините минусовую клемму аккумулятора,
- Отсоедините два входящих шлейфа,
- Открутите болты крепления.
Если ЭБУ размещается возле печки на передней панели, предварительно понадобится ее (панель) снять.
Читайте также: Что такое ESP и как данная система работает в связке с Электронным Блоком Управления.
Видео об ЭБУ
Что такое ЧИП-тюнинг ЭБУ
ЧИП-тюнинг электронного блока управления
Усовершенствование заводского программного обеспечения, то есть замену стандартной прошивки ЭБУ, называют ЧИП-тюнингом.
Ряд компаний предлагают ЧИП-тюнинг для увеличения мощности примерно на 10%, уменьшения расхода горючего, улучшения плавности хода машины и пр. Новая прошивка помогает «заточить» авто под определенное топливо. Всегда рекомендуется перепошивка ЭБУ, если вы сняли катализатор. На некоторых машинах имеется ограничение верхнего предела скорости, и с помощью ЧИП-тюнинга можно его успешно убрать.
Если вы решили сделать ЧИП-тюнинг, помните: новое ПО должно быть абсолютно адаптировано под вашу марку, либо должно быть оригинальным.
https://avtozam.com/elektronika/eby/
https://motoran.ru/interesnoe/elektronnyj-blok-upravleniya
https://avtonov.com/%D1%8D%D0%B1%D1%83-%D1%8D%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA-%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F/