Содержание
Как закачать газ в баллон из газопровода
Особенности отопления от газовых баллонов
В качестве теплового источника применяются бутан либо пропан. После того как газ сжижают, его перегоняют в баллоны. Затем их подсоединяют к системе отопления через редуктор — устройство, понижающее давление.
В процессе прохождения через него газ вновь принимает своё природное состояние. Затем сжигается в котле, отдавая большой объём тепла.
Причины выбора
- Невысокая стоимость;
- малый расход топлива даёт большое количество тепла;
- подключение такой системы отопления допустимо в любое время и после эксплуатации иных видов котлов;
- применение такого вида топлива допустимо в любой местности и постройке.
В чем отличие между КПГ и СУГ
Газомоторное топливо пользуется популярностью у потребителей. Оно позволяет в два раза сократить расходы на заправку, повысить моторесурс, увеличить срок службы резинотехнических изделий, моторного масла, свечей, клапанов и является более экологичным, чем бензин или дизель. На современных АЗС можно заправить автотранспорт двумя видами газового топлива: КПГ и СУГ. Главное отличие между ними заключается в химическом составе. В основе КПГ – метан (природное вещество). В то время как СУГ состоит из пропаново-бутановой смеси, полученной при крекинге нефтепродуктов.
Компримированный природный газ (КПГ)
КПГ производят в процессе сжатия природного газа на специальных компрессионных установках. Вещество подается на АГНКС по магистральному газопроводу и компримируется на месте: осушается и под высоким давлением (до 200 атм) закачивается в сосуды сферической или цилиндрической формы для хранения. После чего, в сжатом виде КПГ заполняет баллоны транспортных средств во время заправки. Газобаллонное оборудование для КПГ отличается большими габаритами, весом и высокой стоимостью, поэтому основная область его применения – средне- и крупнотоннажные транспортные средства (грузовые машины, автобусы, тракторная техника).
КПГ: преимущества и недостатки
К преимуществам КПГ относят:
- Безопасность. Вес метана меньше, чем вес воздуха. Благодаря чему в случае аварийного выброса он быстро испарится.
- Экологичность. Не токсичен в малых концентрациях, не оставляет копоти и не содержит вредных примесей.
- Экономичность. Сгорает во время работы в полном объеме, обеспечивая значительную экономию горючего.
- Продлевает срок жизни автотранспорта. Отсутствие в составе вредных примесей защищает детали двигателя от образования ржавчины и быстрого изнашивания. Использование КПГ увеличивает межремонтный период работы двигателя, снижает затраты на ремонт и обслуживание транспортного средства.
К недостаткам КПГ относят необходимость применения высокопрочных емкостей из прочной и качественной стали. А значит, транспортным средствам требуется больше пространства для хранения горючего. Также установка баллона приводит к снижению грузоподъемности автомобиля.
Сжиженный углеводородный газ (СУГ)
Это сжиженные под давлением углеводородные газы пропан и бутан, произведенные из попутного нефтяного газа. В составе помимо бутано-пропановой смеси содержится около 6% других углеводородов: бутилен, пропилен, этан, этилен. Состав СУГ непостоянный и неоднородный. Высокая предельная температура дает возможность сжижать газ и доставлять его покупателям в жидком состоянии. Сжижение газа происходит под воздействием давления до 16 атм. Благодаря жидкому состоянию, оборудование для СУГ более компактное, легкое и дешевое, чем для КПГ. Это позволяет покупать такое топливо по безналу для легковых автомобилей, а также транспорта с небольшой грузоподъемностью (ПАЗ, ГАЗель).
СУГ: преимущества и недостатки
К преимуществам сжиженного газа относят:
- удобство хранения и транспортировки;
- высокую теплопроводность;
- отсутствие в составе веществ, вызывающих коррозию;
- высокую экологичность (СУГ более безопасен для атмосферы, чем бензин и дизель);
- экономный расход.
К недостаткам СУГ относят:
- переменность состава;
- плотность в два раза выше, чем у воздуха (утечка приводит к скоплению газа у земли и возникновению взрывоопасных ситуаций);
- давление в баллонах зависит от температуры: повышение давления приводит к увеличению риска возникновения взрыва.
Ключевые отличия между сжиженным и компримированным газом
КПГ – компримированный природный газ, практически полностью состоящий из метана. А СУГ представляет собой сжиженный углеводородный газ, содержащий в своем составе пропан, бутан и другие примеси. КПГ хранится в газообразном состоянии под большим давлением, поэтому требует сложного дорогостоящего оборудования и большего пространства для хранения, а возможности транспортировки КПГ ограничены. СУГ в результате сжижения превращается в жидкое топливо, которое не вызывает сложностей при транспортировке и хранении. Тем не менее, по сравнению с СУГ, КПГ является более экологически безопасным топливом.
Газ или электричество
С этим вопросом сталкиваются все, кто рассматривает различные аналоги источников отопления. Чтобы принять решение, важно сравнить их по основным показателям.
По стоимости в 1,5–2 раза дешевле электричества. Особенно будет ощутима финансовая сторона вопроса, если здание большой площади.
Автономное отопление работает посредством резервуара-газгольдера, расположенного под землёй. В нём могут помещаться тысячи литров газа. Газгольдер заправляется специалистами два раза в год.
Подземный резервуар, не мешает полноценной эксплуатации территории и не испускает привлекающего внимание запаха.
Электричество
Затраты велики, так как этот источник энергии считается одним из самых дорогих.
Порой потребляемая системой отопления мощность завышена для загородной электросети, энергии не хватает для обогрева всего дома.
В непогоду зачастую случаются скачки напряжения, что ведёт к сбою в системе отопления.
Из этого следует, что сжиженный газ — более выгодный, экономный и надёжный вариант.
Подборка видео с YouTube
Внимание! Видео представлены в ознакомительных целях и не являются руководством к действию. Производить самостоятельную перекачку пропана опасно для вашего здоровья. Мы не имеем отношения к рекомендациям, показанным в видеоматериалах.
Заправка газовых баллонов (туристических)
Автор видео показывает, как перелить пропан из большого 5л газового баллона в туристический. Что для этого понадобится? Баллон резьбового типа и ёмкость с пропаном больших размеров на 5 литров из которого будет осуществляться перекачка. Сам процесс будет происходить при помощи переходника из Китая.
Заправка газом 5 литрового баллона
Автор видео показывает, как в домашних условиях произвести перекачку пропана из большего баллона в меньший. Для этого он использует: шланг 1-1,5 м. 2 штуцера, 2 гайки заглушки, сверло, дрель и весы. В комментариях ему справедливо указали, что такая конструкция небезопасна и шланг может лопнуть. Что для данных целей существуют специальные переходники.
Хранение сжиженного топлива
Газ содержится в газгольдерах или специальных ёмкостях, имеющих сферическую либо цилиндрическую форму наземного или подземного типа установки.
Такие резервуары обязательно сварные.
Баллоны для хранения сжиженного газа производятся из листовой стали. Они состоят из горловины, двух днищ, запорного вентиля, заглушки, колпака, башмака, обечайки.
Фото 1. Газовый баллон для хранения сжиженного топлива с горловиной, запорным вентилем, заглушкой.
На каждом баллоне обозначается его тип, вес и ёмкость, допустимое давление, клеймо ОТК фирмы и Госгортехнадзора, давление пробное, полученное в ходе гидравлического испытания, дата совершённого и последующего освидетельствований, наименование изготовителя.
Баллон имеет красную окраску и белую подпись «пропан – бутан».
Справка! Перед отправкой баллоны хранят на специализированных одноэтажных складах в виде помещений или открытых площадок под навесом.
Почему зимой у машин с ГБО из баллона может «выстреливать» газ
Основной причиной срабатывания аварийного клапана баллона со сжиженным газом является то, что при установке ГБО неквалифицированными гаражными мастерами сознательно удаляется, так называемый, отсекатель мультиклапана. Этим увеличивают полезный объем баллона, т.е. в него удается закачать большее количество газа. Но на самом деле это «медвежья услуга». И вот почему!
Сам отсекатель обеспечивает заправку баллона газом с сохранением в его объеме 20-процентной воздушной прослойки. Это так называемая компенсационный объем, который позволяет исключить критического давления газа и срабатывания аварийного клапана в случае перепадов температур, а точнее в случае ее повышения. Без отсекателя при заправке баллона до полного в нем практически не остается воздушной компенсационной подушки, а это опасно.
При поднятии поплавка мультиклапана до определенной величины блокируется подача газа в баллон.
Если машину заправляют “под горловину” в сильный мороз и особенно из резервуара, который стоит на улице, а не из подземной емкости, из-за низкой температуры сжиженный газ, попадающий в баллон, имеет повышенную плотность.
Если после этого автовладелец сразу или через несколько километров заехал в теплое помещение – на СТО, в крытую отапливаемую стоянку, в теплый гараж и т.д., и оставил машину на некоторое время, газ в баллоне начинает нагреваться, соответственно, расширяется, что ведет к росту давления вплоть до срабатывания аварийного клапана. При этом происходит выброс газа наружу баллона. Происходит это довольно эффектно в виде громкого хлопка. Многие это ассоциируют со взрывом, но в действительности это не так.
Достоинства и недостатки баллонного обогрева
постоянный уровень давления в трубах;
- замерзание конденсата при низких температурах;
- размещение баллонов строго предусмотрено в проветриваемых помещениях;
- в случае утечки газ опускается в подвал или подпол, приводя к серьёзным последствиям.
Устройство с котлом для отопления своими руками
Для формирования отопительной системы своими руками данного типа понадобятся:
- Газовый котёл с горелкой для сжиженного газа. Подойдут модели с малым давлением и с самым высоким показателем КПД.
- Газовые баллоны объёмом 50 л.
- Арматура запорная.
- Редукторы.
- Рампа (применяется для подключения нескольких ёмкостей).
- Газопровод, сформированный из шлангов и труб и предназначенный для соединения элементов с системой отопления.
Котлы бывают напольные и настенные, одно- и двухконтурные. Последние позволяют не только повысить температуру в помещении, но и нагреть воду.
Баллоны соединяются с системой при помощи редуктора с пропускной способность 2 куб. м/час. Редуктор может быть один или отдельный для каждой ёмкости.
Подключение к газовому котлу нескольких баллонов увеличивает срок их необходимой заправки. Для такого соединения используется рампа — прибор, разделяющий ёмкости на основные и резервные. Сначала газ берётся из первой группы, а по мере его окончания — из второй. Момент перехода озвучивается сигналом.
Для фиксации газового котла с газопроводом используется гибкая подводка, а для редуктора — дюритовый шланг. Толщина стенки газопроводной трубы из металла составляет не менее 0,2 см. В стене такие трубы заносятся в футляр и запениваются.
Расход топлива котла составляет около 9 кг газа в сутки. Большое количество ресурса уйдёт в самом начале для разогрева системы отопления, а позже — уменьшится в 4 раза.
Фото 2. Красный баллон с газом и гибкий шланг, который используется для подключения к котлу.
Заправка баллонов производится еженедельно специалистами. Перед этим процессом из ёмкостей удаляется конденсат. Самостоятельно можно вывести резервуары на открытое пространство, заземлить и удалить редуктор. Спустя 2 часа, когда остатки газа выветрились, а вода стекла в землю, баллоны можно везти на заправку.
Важно! Для одновременной дозаправки не разрешается более трёх баллонов.
Газ баллонный в деревнях и на дачах используется практически повсюду. Особенно в дали от газопроводов. Это очень удобно, ведь легче готовить на газовой плите, чем топить печь углем или дровами. Но, к сожалению, баллонный газ это не всегда безопасно.
Как установить газовый баллон правильно
Специалисты газовой службы настоятельно рекомендуют ни в коем случае самим ни ремонтировать, ни
Правильная установка газового балона
передвигать по своему усмотрению газовое оборудование такое как: газовая плита для баллонного газа, газовая колонка, баллон, варочная панель для баллонного газа, газовая панель для баллонного газа. Все это должны делать только специалисты газового хозяйства.
Если установка баллонного газа вам необходима, то следует обратиться в местную газовую службу, где вас зарегистрируют как потребителя газа в баллонах и выдадут соответствующий документ. Прослушайте инструктаж, принесите домой листовки с правилами пользования и узнайте какова цена баллонного газа.
Покупать и обменивать газовый баллон можно только в специализированных пунктах. Где их найти, вам подскажут в газовой службе. Продать и купить газовый баллон с рук нельзя!
Какой баллон лучше взять
Самый маленький баллон газовый 5л. Такого количества газа при очень экономном расходовании вам хватит от силы на 1,5-2 недели. Лучше купить газовый баллон 50 литров. В этом случае пары баллонов будет достаточно на весь летний сезон, даже если вы пользуетесь газом очень интенсивно.
Не бойтесь недовеса
Заряжают газовые баллоны сжиженным пропан-бутаном на специализированных станциях. Газовый баллон наполняют газом под давлением, затем его тщательно закрывают, взвешивают, проверяют на герметичность. И наконец, ставят заглушку на вентиль (газовый баллон 27 и газовый баллон 50). На портативный баллон газовый 5л ставится вентиль. Имейте в виду: купить газовый баллон можно только по предъявлении документа, полученного в газовом хозяйстве.
В обменном пункте вы вправе требовать, чтобы газовый баллон при вас взвесили. Опасаться при этом нужно не недовеса, а, наоборот, излишка газа, так как он увеличивает давление на стенки баллона и создает взрывоопасную ситуацию.
Установка газовых баллонов
Установка баллонного газа всегда предполагает помещение баллона в специальный металлический ящик. Прежде чем покупать ящик под газовый баллон, проконсультируйтесь в эксплуатационной службе газового хозяйства, где в вашей местности лучше всего приобрести или изготовить на заказ такой ящик, либо узнайте, по каким нормативам его можно сварить самому, если вы умеете это делать. И не забудьте, что ящик для газового баллона должен стоять на бетонном фундаменте.
Расстояние от ящика до окон и дверей дома должно быть не меньше 1 м, а до выгребной ямы или колодца — 3 м. Дело в том, что пропан тяжелее воздуха и при утечке стелется по земле, собираясь в углублениях, ямах, любых низких местах. При попадании туда малейшей искры может произойти сильный взрыв.
Учтите, кстати, что газ сжиженный пропан опаснее обычного сетевого. При утечке он способен взрываться, когда его объем составляет от 2 до 10% от объема помещения, в то время как для сетевого газа опасность взрыва возникает, когда этот показатель равен 5-15%.
Особенности использования
В разных помещениях есть свои правила эксплуатации газовых баллонов.
В квартире
Установка газового котла разрешается только при выполнении следующих условий:
- получение ряда одобрений на этот процесс от специализированных служб;
- покупка необходимого оборудования;
- подготовка квартиры;
- изменение отопительной системы — её отсоединение от централизованных коммуникаций;
- установка дымохода и вентиляции.
При этом само помещение должно отвечать требованиям:
- площадь не менее 4 кв. м;
- наличие хорошего естественного освещения, форточки;
- высота потолков не менее 2,5 м;
- входная дверь с шириной не менее 0,8 м;
- трубопровод с холодной водой;
- ровные стены.
Газовые баллоны разрешается размещать в квартире, но не более одного. При этом само здание не должно превышать 2-х этажей. Такие ёмкости фиксируют в 50 см от газовой плиты и 100 см от отопительных приборов. Предельная температура помещения, в котором проводится процесс установки — не выше 45 °C.
Внимание! Самостоятельно проводить процесс установки газовой отопительной системы категорически запрещено, этим занимаются работники специальных служб.
В частном доме
Наряду с установкой газоотопительной системы, в отдельных комнатах производится фиксация конвекторов — устройств, позволяющих за несколько минут прогреть помещение.
В качестве хранилища баллонов используется газгольдер. Его объём определяется в ходе подсчётов уровня потребления СУГ. При этом важно учитывать и камин, и водогрейный котёл, и газовую плиту. Чем выше этот показатель, тем больше объём выбираемой ёмкости.
В гараже
Данное сооружение считается пожароопасным, поэтому газовый котёл обязательно должен быть вынесен в отдельное помещение площадью не менее 4 кв. м. со стенами из негорючих материалов.
Газовые баллоны располагают в специальном металлическом шкафу, на безопасном расстоянии от воспламеняющихся предметов, выше отметки пола. Это позволит быстро заметить и предотвратить утечку газа.
Можно ли заправлять автомобиль бытовым газом?
Цены бензин растут такими темпами, что их не успеваешь запоминать и все чаще водители задумываются об альтернативных видах топлива. Увы, но высокая стоимость электромобилей пока не позволяет массово на них переходить, то же самое касается и водородного топлива. Сейчас самым эффективным способом экономии на заправке служит оснащение автомобиля газо-балонным оборудованием (ГБО) и использование в качестве топлива природнго газа (метан) либо сжиженного (пропан, бутан). Пропан получают в процессе переработки нефти, а вот метан — это тот самый газ, который мы все используем для приготовления пищи на газовых печках, он подается по трубам в большинство квартир и частных домов. При этом, если сравнить цены за 1 куб. метр метана на заправках (около 15 рублей) и цены на газ для населения (около 4 рублей), то видна существенная разница. Поэтому у многих возникает резонный вопрос: а возможно ли заправлять автомобиль с ГБО обычным бытовым газом в домашних условиях?
Действительно, такая возможность существует, но это не означает, что можно просто подсоединить шланг от газовой трубы к автомобилю и заправить его. Дело в том, что в баллонах, установленных на автомобиль, газ находится под давлением 200 атмосфер, поэтому для его закачки нужен специальный компрессор, способный сжимать газ до необходимого давления и подавать его в баллоны. Такое оборудование существует, правда в основном импортное и стоит оно недешево — от 3000 евро. Но народные умельцы научились приспосабливать для этих целей военный компрессор АК-150С, который используется на танках, самолётах, БМП и другой военной технике. Для полной заправки автомобиля метаном, в зависимости от типа применяемого компрессора, понадобится от 4 до 10 часов, так что эту процедуру лучше производить ночью. Кстати, ночь лучшее время для заправки и еще по одной причине — меньше людей в это время пользуются газом, а значит нагрузка, которую создает компрессор на газовую магистраль, будет менее ощутима, ведь в баллон 100 литров входит примерно 20 кубометров газа и чтобы его заправить надо выкачать метан из 1,3 км трубопровода сети низкого давления диаметром 140 мм. Это может вызвать срабатывание защитной автоматики на газораспределительной подстанции и система технического осмотра газоснабжающей компании рано или поздно выявит причину перерасхода газа.
Каких-то особых разрешений на заправку метаном в домашних условиях получать не надо, но и соваться к газовщикам с вопросами тоже лишний раз не стоит — наверняка найдут к чему прикопаться. Понятно, что в квартире такой финт не получится, это можно делать только в частном доме, подключенном к газопроводу. Ну и конечно же в коммерческих целях (т.е. заправлять любого желающего за деньги) вам такую заправку открыть дома никто не разрешит. Как вариант — скооперироваться с соседями по поселку, купить сообща компрессор и заправляться по очереди, тогда расходы окупятся очень быстро. Только надо помнить о технике безопасности. Кстати о расходах — не забываем, что компрессор потребляет немало электроэнергии, так что себестоимость заправки увеличивается. Впрочем, некоторые особо ушлые сограждане и тут умудряются экономить, отматывая и электрический счетчик и газовый, но это уже совсем другая тема. Предлагаем вам посмотреть видеоролик, как работают в Украине домашние установки для заправки бытового газа в автомобиль. Кстати, цены на газ для населения там ниже чем в России…
Рекомендуем также почитать:
• Можно ли на дизель поставить ГБО?
• Что такое ГБО. Какой газ используется для заправки автомобиля?
Как выбрать газовую заправку? (Ответили на вопросы)
Плюсы и минусы газового топлива
Двигатель внутреннего сгорания, работающий на газе, придумал француз Этьен Ленуар еще в 1860 году. Правда, то газомоторное топливо имело очень отдаленное отношение к тому, каким газом заправляют автомобили сегодня.
Впоследствии для заправки двигателей стали использовать бензин и дизтопливо. В 1940 году в СССР начали производить газогенераторные автомобили и параллельно строить сети газозаправочных станций.
По ряду причин инициатива застопорилась и сошла на нет. Очередной всплеск интереса к альтернативному топливу пришелся на времена, когда газовое топливо для автомобилей стало в несколько раз дешевле бензина.
Для двигателей внутреннего сгорания требуется топливо с определенными параметрами, гарантирующими работу силового агрегата. Главные критерии выбора газового топлива:
- соответствие стандартам качества;
- минимальное количество примесей;
- четкая пропорция составляющих пропан-бутоновой смеси.
Некоторые производители добавляют в моторное газовое топливо специальные присадки, которые способствуют снижению токсичности выхлопного газа и более полному сгоранию газовой смеси в цилиндрах двигателя. Присадки защищают системы впуска и питания, клапаны и другие элементы силового агрегата от пригорания, коррозии и преждевременного износа.
Обсуждая плюсы и минусы газа на авто, стоит упомянуть, что, помимо экономической выгоды, газ, к сожалению, не лишен недостатков. Главный из них – несоответствие стандарту качества, предъявляемому к газовому топливу автомобильного назначения. В погоне за выгодой недобросовестные продавцы реализуют газ, в котором содержание посторонних примесей повышено или пропано-бутановое соотношение нарушается.
Типичной проблемой владельцев автомобилей с ГБО является то, что водителю сложно проверить точное количество заправленного газа. Он вынужден верить показаниям счетчика газовой колонки.
Также неприятностью грозит чрезмерная заправка баллона. Согласно правилам техники безопасности в газовом баллоне должно быть не менее 15 % свободного объема. Контролировать это должен специальный клапан-отсекатель. Но в случаях, когда он не срабатывает, в баллон закачивается большее, чем требуется по технике безопасности, количество газа.
Как все работает (заправочная станция с насосом высокого давления)?
Теперь подробнее рассмотрим, по какому принципу работает система, в чем ее особенности. К сожалению, для России пока это выглядит фантастически.
Здесь все легко. Каждому автолюбителю доступен насос высокого давления (НВД). Устройство достаточно подключить к домашнему газопроводу и заправлять машину.
Что касается каких-то требований, то здесь стоит руководствоваться действующими правилами безопасности в отношении систем газоснабжения. Также стоит отметить, что подключается устройство к электричеству, поэтому заземление обязательно.
Дальше принцип действия элементарен. Водитель подключает трубку высокого давления к штуцеру для зарядки газом и ожидает в течение 5-6 часов (при давлении три «куба» в час).
Если производительность компрессора равна 9-10 «кубов» газа в час, то полная зарядка достигается через 1-1,5 часа. При этом не обязательно стоять возле машины, пока происходит заправка.
Система безопасна, поэтому после отключения разрешается отправляться в постель для отдыха, а утром все отключать.
Природный и пиролизный газ как топливо для машин
Большинство автомобилей, как серийного выпуска, так и переоборудованных, являются двухтопливными, то есть могут использовать и жидкие, и газообразные источники энергии. Машины на природном газе могут использовать в качестве топлива компримированный (сжатый) и сжиженный природный газ. В качестве газового моторного топлива в автомобили заправляют пропан-бутановую газовую смесь или метан. Метан может использоваться как компримированный природный газ для автомобилей. Он сжат под давлением около 200 атмосфер. Пропан-бутановая смесь используется в качестве сжиженного газа.
В отличие от бензина и дизельного топлива, природный газ воздействует на детали мотора более бережно, увеличивая его капитальный ресурс. Выхлоп двигателя, работающего на природном газе, содержит меньше соединений свинца, серы и диоксида углерода.
Пиролизный газ
Пиролизный газ – это еще один вид горючего газа, получаемого, когда твердое топливо преобразуется в летучие соединения и твердый или жидкий остаток (процесс пиролиза). Пиролизный газ, смешиваясь с кислородом, обеспечивает мощный и длительный процесс горения. В нем содержится большое число компонентов, в частности этилен, водород, этан, метан, пропилен и др. Состав пиролизного газа зависит от качества сырья, температуры, при которой проходит реакция пиролиза, и времени.
Машина на пиролизном газе движется за счет того, что двигатель внутреннего сгорания работает на топливной газово-воздушной смеси, поступающей из газогенераторной установки. В качестве источника энергии такая установка может использовать древесину и отходы древесного производства, а также торф и уголь. Газогенераторные системы имеют ряд существенных недостатков: маленькую мощность и чрезвычайно быстрый износ металлических деталей. Для заправки автомобилей такой газ практически не используется, хотя опытные образцы такого оборудования есть.
Как закачать газ в баллон из газопровода. Можно ли заправить автомобиль газом в домашних условиях
Подготовка вещества
Прежде чем добытый из скважины газ начать транспортировать, его соответствующим образом готовят.
Процесс подготовки вещества включает в себя следующее:
- Многоступенчатая процедура удаления примесей, повреждающих оборудование. Первый этап очистки проводится по месту добычи, второй – внутри специальных сепараторов. Третья стадия реализуется на компрессорных установках.
- Выведение из состава смеси лишней влаги с помощью поглотителей. Если это не сделать, вещество начнет кристаллизироваться и забивать трубы. Еще один способ осушения природного газа – использование дросселирования или охлаждения.
- Введение в состав топлива добавок, придающих природному газу специфический аромат. Очищенное от примесей вещество полностью лишается запаха (как следствие, его утечка может оказаться незамеченной). Данная проблема решается путем ввода в состав смеси ароматизатора.
После подготовки топливо можно транспортировать одним из перечисленных ниже способов.
Особенности перемещения посредством труб
В нашей стране большая часть природного газа доставляется потребителю посредством трубопроводов. Для газовых магистралей характерно значительное сечение и способность выдерживать внутреннее давление от 75 атм. Для его поддержания на нужном уровне используются компрессорные станции.
Надежность газотранспортной системы
делает все необходимое, чтобы ее газотранспортная система была максимально надежной. Для этого применяются эффективные способы диагностики, своевременно осуществляются ремонтные и обслуживающие мероприятия. За основу работы руководство компании берет инновационные приемы управления и контроля за техническим состоянием и герметичностью ГТС.
Преимущества и недостатки
К несомненным достоинствам транспортировки природного газа посредством трубопроводов можно отнести следующее:
- небольшие финансовые затраты на перекачку;
- высокая скорость доставки больших объемов топлива к заказчику;
- бесперебойность работы (система функционирует круглосуточно в автоматическом режиме);
- минимизация потерь при транзите;
- простота использования и обслуживания магистралей;
- отсутствие утечек в окружающую среду.
Имеются у этого метода и некоторые минусы:
- во время перекачки газу приходится преодолевать внутренне трение;
- необходимость капиталовложений на обустройство и обслуживание линий;
- проблемы с применением в регионах с суровым климатом;
- невозможность перекачки сжиженного газа;
- нужда в периодическом ремонте трубопровода;
- статичность первоначального маршрута ГТС.
Тарифы
Тарификация используется компаниями, владеющими газовыми магистралями.
На формирование тарифа на услуги по транспортировке газа оказывают влияние следующие факторы:
- ценообразование со стороны государственных органов;
- специфика заключенных между организациями соглашений;
- предполагаемый уровень инфляции на определенный договором период;
- затраты на обслуживание и ремонт ГТС;
- специальные надбавки к тарифам на услуги по транспортировке топлива посредством ГТС (они взымаются в качестве поддержки расширения газификации).
При расчете тарифов за основу берется документ, разработанный по заказу Кабинета Министров в 2000 году. Расчет надбавок на транспортировку регулирует постановление Правительства РФ №179 от 21.02.2019.
Композитные баллоны высокого давления для природного газа (автомобильные)
Содержание
- Введение
- Баллоны для компримированного природного газа
- Баллоны КПГ производимые в России
- Зарубежные композитные баллоны для автотранспорта
Введение
По данным Национальной Газомоторной Ассоциации по состоянию на середину 2014 г а России эксплуатировалось 90 000 автомашин на газомоторном топливе, в США – 142 000, в Италии – 823 000, в Армении – 226 800, в Узбекистане- 450 000, в Аргентине – 2 389 570, в Бразилии – 1 773 403, в Таиланде – 448 025, в Иране – 3 500 000
Потребность в баллонах высокого давления напрямую связано с состоянием рынка автомобильной газомоторной техники. В целях его создания и развития органами государственного управления начиная примерно с 2013 г. приняты определенные меры по увеличению потребления газомоторного топлива в РФ
Для обеспечения работы газомоторной техники используется три вида газового топлива в соответствии с принятой в 1999 году в РФ терминологией это:
1. Компримированный природный газ (КПГ), англ. Compressed natural gas (CNG) – сжатый природный газ (метан) В России, как правило, используется с рабочим давлением 20 МПа.
2. Сжиженный природный газ (СПГ), англ. liquefied natural gas (LNG) – сжиженный при низкой температуре ( -1600 С) природный газ (как правило метан).
3. Сжиженные углеводородные газы (СУГ), англ. Liquefied petroleum gas (LPG) – смесь сжиженных под давлением легких углеводородов (пропан, бутан и т.п.)
Нас интересует применение компримированного природного газа (КПГ)
Баллоны для компримированного природного газа
Комплект газобаллонного оборудования для автотранспорта состоит из двух частей: «подкапотной группы» и «газобаллонной группы» Стоимость газовых баллонов составляет наиболее существенную часть затрат при переводе автомобильного транспорта на использование ГМТ. Тип применяемых газовых баллонов прямым образом влияет на технические характеристики автомобильного транспорта, экономическую эффективность перехода на ГМТ, экологические показатели.
Требования к газовым баллонам, используемым для автомобильного транспорта регламентируются следующими документами:
1. ISO 11439: 2000 «Gas cylinders – high pressure cylinders for the on-board storage of natural gas as a fuel for automotive vehicles (IDT)» его русская версия ГОСТ Р ИСО 11439-2010 « Газовые баллоны высокого давления для хранения на транспортном средстве природного газа как топлива»
2. ECE R 110 Правила № 110, редакция №3, Приложение № 3
3. ГОСТ Р 51752-2001 «Баллоны высокого давления для сжатого природного газа используемого в качества моторного топлива на автомобильных транспортных средствах»
Нормативной документацией предусмотрено изготовление баллонов 4 типов:
– КПГ-1 (CNG-1) – металлический;
– КПГ-2 (CNG-2) – металлический лейнер, армированный непрерывными волокнами, пропитанными смолой (кольцевая обмотка);
– КПГ-3 (CNG-3) – металлический лейнер, армированный непрерывными волокнами, пропитанными смолой (полная обмотка);
– КПГ-4 (CNG-4) – неметаллический лейнер, армированный непрерывными волокнами, пропитанными смолой (полностью композиционный).
В общем то существует и 5 тип- безлейнерный, однако в данном аспекте его рассматривать не будем.
Наряду с такими характеристиками как безопасность, надежность, срок службы, экологичность, важнейшей характеристикой баллонов является удельный вес баллона (англ. specific weight of CNG cylinder) то есть отношение массы (кг) к объему (л)
Средние значения этого параметра для баллонов КПГ (CNG) с рабочим давлением 20 Мпа различных типов даны на рисунке ниже
Это несколько расширенные значения параметра, с тем чтобы дать возможность работать на рынке и предприятиям с устаревшей технологией производства. Более реально, по состоянию на сегодня, этот показатель отражен в таблице ниже:
Процентное распределения нагрузки между лейнером и силовой оболочкой представлен в таблице:
В зарубежной практике явно прослеживается тенденция увеличения использования баллонов 4 типа, и более широкого применения для их изготовления углеродного волокна, естественно большую роль играют и ценовые показатели.
Использование баллонов 4 типа обусловлено несколькими факторами, среди которых:
• Используются для хранения СПГ на автотранспортных средствах с 1992 и имеют только положительные отзывы • Самая длительная история применения – более 50 лет, в различных приложениях, в первую очередь в авиакосмических • За всю историю применения не произошло ни одного взрыва газового баллона данного типа • Обеспечивают значительное снижения веса по сравнению со стальными баллонами (до 75%) следовательно, позволяют более полно использовать возможности автотранспортных средств и снижают выбросы углерода • Не подвержены воздействию химических веществ, ультрафиолетового излучения • Отсутствует коррозия – вне зависимости от качества топлива, идеальны для прибрежных районов. • Высокая ударная прочность • Не подвержены усталостному разрушению • Газопроницаемость и утечки гораздо ниже, чем установленные в требованиях стандартов • Самый длинный жизненный цикл, по сравнению с другими типами баллонов • Возможность отслеживания жизненного цикла • Соответствуют требованиям стандартов ISO 1439 и ECE R-110 требования, которых гораздо жестче, чем требования стандартов для металлических баллонов. Проводится 13 дополнительных тестов. • Испытывается из расчета 30 лет жизненного цикла, при установленном 20-ти летнем сроке службы • Абсолютно безопасны при простреле из огнестрельного оружия. • Возможно использование баллонов 4 типа для хранения водорода.
Более широкое использования углеродных волокон обусловлено необходимостью выполнения требований безопасности в части запаса прочности и необходимостью снижения веса, что ясно видно на следующем графике:
В соответствии с требованиями международного стандарта ИСО 11439, расчетное давление разрушения баллонов, изготавливаемых с использованием полимерных композиционных материалов, должно определяется на основании анализа напряжений, действующих в волокне.
Из приведенных на графике данных видно, что требование по запасу прочности баллонов возрастает в ряду: углеродное волокно, органическое волокно, стеклянное волокно. Для баллонов на основе органических и стеклянных волокон требование по запасу прочности возрастает по мере увеличения доли композита в конструкции. Только для баллонов на основе углеродных волокон требование по запасу прочности практически постоянно для всех типов конструкций, включая цельнометаллические баллоны.
Таким образом, одним из путей повышения конкурентоспособности баллонов 4 типа является оптимизация их характеристик за счет более широкого использования углеродных волокон в конструкциях третьего и четвертого типов, а также освоение производства цельнометаллических баллонов из легированной стали.
Баллоны КПГ производимые в России
В России довольно много фирм заявляло о начале выпуска баллонов для КПГ, тем не менее, сегодня можно сказать, что реально автопроизводителями используется продукция нижеследующих:
1. Орский машиностроительный завод производит (. ) баллоны 1 типа, температура эксплуатации от – 450 С до +650 С, установленный срок службы 15 лет Удельный вес 1, 21, что выше максимального предусмотренного стандартами 1,1. Баллоны изготавливаются по ТУ 1410-007-29416612-2005
2. Котласский электромеханический завод производит баллоны 2 типа, температура эксплуатации от -450 С до + 650 С, установленный срок службы 15 лет, удельный вес 0,675, что укладывается в предусмотренный стандартами для баллонов 2 типа. Лейнер стальной, обмотка стекловолокно на эпоксидном связующем. Баллоны изготавливаются по ТУ 4591-001-07507512-96.
3. ООО НПФ «Реал-Шторм» г. Ижевск – баллоны 3 типа, температурный режим -400 +650 С, 15 000 циклов, удельный вес 0,7 что значительно превышает максимпльно допустимый для баллонов 3 типа – 0,4, алюминиевый лейнер. Изготавливаются по ТУ 4591-010-13055988-2006. Есть сообщения что начат выпуск баллонов «Реал-Арктик» с минимальной температурой эксплуатации -600 С, но так как говорится , что габариты и вес в соответствии с вышеупомянутыми ТУ, то скорее всего просто получили документ что можно использовать прежние.
Зарубежные композитные баллоны для автотранспорта
В Россию поставляется продукция различных производителей. Однако конкурентами продукции предполагаемого производства следует рассматривать только баллоны производимые компанией xperion Energy & Environment GmbH входящей в группу AVANCO.
Компания изготавливает только баллоны 4 типа, как наиболее безопасные, инновационные и имеющий самый долгий срок жизни без образования внутренней коррозии.
Срок службы 20 лет (исходя из 1000 заправок в год), полностью соответствуют всем нормативным документам. Баллоны, как правило, имеют гибридную конструкцию, что подразумевает наличие слоя из углеволокна и слоя из стекловолокна. Хотя есть и варианты использования для силовой оболочки только углеволокна.
Удельный вес 0,33, что соответствует требованиям стандартов для баллонов 4 типа. Продукция этой компании является эталонной, как для потребителей, так и для других производителей аналогичных изделий.
Особенности перевозки автотранспортом
Транспортировка природного газа в автоцистернах является достаточно распространенным способом. Газ перед перевозкой переводят в сжиженное состояние, для чего применяется специальная технология. Температура топлива опускается до -160 градусов, а объем уменьшается примерно в 600 раз. Сжатое под давлением топливо закачивают в автомобильную цистерну. Как правило, перевозку газа таким способом применяют в тех случаях, когда другие варианты недоступны.
Слабые места транспортировки сжиженного газа автотранспортом:
- необходимость строгого соблюдения правил передвижения и оборудования машины;
- увеличение риска для водителя и рядом расположенных объектов;
- строгая регламентация разрешаемых к перемещению объемов топлива;
- высокие требования к технической исправности транспортного средства;
- дороговизна метода (с учетом расходов на горючее и ТО машины).
Кроме цистерн, сжиженный газ может закачиваться в баллоны (допустимый уровень заполнения – не больше 90% от общего объема). В дальнейшем вещество применяется в промышленных или бытовых целях.
Существуют следующие правила транспортировки газовых баллонов:
- обязательно наличие специальных приспособлений для надежного крепления баллонов;
- перед перевозкой с газовых баллонов нужно снять редукторы, а на вентили прикрепить защитные колпачки (при наличии защитных ящиков эти меры предосторожности не требуются);
- не допускать перегревания емкостей;
- к работе данного типа разрешается допускать только водителей с соответствующим опытом;
- выхлопную трубу машины необходимо вывести в переднюю часть авто и оснастить искроулавливающей сеткой;
- транспортное средство должно быть укомплектовано парой углекислотных огнетушителей;
- место установки баллонов необходимо оборудовать хорошей вентиляцией;
- во время погрузки и транспортировки сжиженного газа в баллонах запрещается курить или применять открытые источники пламени.
Еще один вариант наземной транспортировки топлива в сжиженном состоянии – железнодорожные пути. Для транзита используются специальные стальные емкости и цистерны. Как правило, речь идет о транспортировке газа на небольшие расстояния. К достоинствам способа относят универсальность и распространенность железнодорожных веток. Как правило, они соединяют большинство крупных городов страны. Это дает возможность недорого доставлять цистерны или баллоны с газом практически в любой регион.
Разновидности и типы газовых котлов
Газовое оборудование делится по своему функционалу и месту установки. В первом случае котлы можно разделить:
https://xn—-7sbajn0ckaocjdfi.xn--p1ai/montazhnye-raboty/kak-zakachat-gaz-v-ballon-iz-gazoprovoda.html
https://koreec73.ru/korobka/kak-zapravlyatsya-gazom.html
https://xn--80alqibft0g1a.xn--p1ai/raznovidnosti/prirodnyj-gaz-v-ballonah-2.html