Содержание
ГБО: Прогар клапанов, «сушка» двигателя — миф или реальность?
Каждый автовладелец, которого не радует расход топлива его автомобиля и цены на это самое топливо, волей-неволей задумывается о том, чтобы установить ГБО на свой автомобиль. Однако, часто решиться на этот шаг не позволяют те или иные причины, существует немало мифов о газобаллонном оборудовании, которыми пугают тех, кто все же изъявил желание газифицировать свою машину.
Различного рода слухи и предположения относительно того, что будет с машиной после установки ГБО, наводят страх на людей и часто случается так, что наслушавшись этих легенд, человек отказывается от этой затеи с установкой и продолжает использовать в качестве топлива бензин или продает машину, и покупает авто ниже классом или с меньшим объемом двигателя только ради того, чтобы сэкономить на топливе.
Сегодня мы рассмотрим один из популярных мифов-страшилок «О сушке двигателя и прогаре клапанов», которым пугают тех, кто решился на установку ГБО на свою машину. В принципе, понять — миф это или нет, мы пока не можем, т. к. это станет понятно лишь к концу статьи. Так вот многие из вас, наверное, слышали о том, что якобы после того как вы перешли на газ, двигатель вашего авто подвергается большому износу, а точнее «сушится» двигатель и прогорают клапана, когда мотор работает на газу. Также поговаривают о том, что после установки ГБО в салоне пахнет газом, двигатель начинает троить, плавают холостые обороты и т. д.
Давайте разберемся так ли это и действительно ли газовое оборудование так вредит мотору?
Большинство слухов, которые ходят между автомобилистами, как и большинство информации такого рода порождают те, кто абсолютно не смыслит ничего в двигателях и в ГБО, в сущности. Безусловно знать о том, как устроен двигатель или газовый редуктор, всем далеко необязательно, однако это не повод придумывать бредовые версии для того, чтобы напугать или вызвать удивление у таких же «недалеких» людей, как и сами. Однако встречаются и опытные мотористы, которые твердят о неимоверном вреде для двигателя от газобаллонного оборудования, по их словам, «сушка» двигателя совсем не миф, а чистая правда, и, по их мнению, ставить ГБО на свой автомобиль ни в коем случае нельзя.
Дело в том, что проблема с этой сушкой чаще всего связана именно с неопытностью установщиков, которые неправильно подбирают газовое оборудование или попросту не умеют настроить даже очень качественное и дорогое газовое оборудование. Есть также и те, кто вообще ничего не настраивает, аргументируя свои действия тем, что установка включает в себя автокалибровку и никаких дополнительных действий с нашей стороны не требуется. Именно по вине таких горе-установщиков и происходит эта самая «сушка» двигателя, после которой прогорают клапана на двигателе с ГБО. Вот теперь посудите сами, кто на самом деле виноват в том, что клапана прогорают — газ или все-таки человеческий фактор? По-моему, ответ очевиден!
Давайте разбираться — как избежать таких проблем с двигателем и не стать жертвой «криворуких» ГБОшников.
Клапана. Как известно, клапана бывают впускные и выпускные, впускные — впускают топливно-воздушную смесь, выпускные — выпускают отработанные газы. На исправном ДВС клапан в закрытом состоянии должен плотно прилегать к посадочному месту именуемому «седлом клапана». Чтобы этого добиться, нужно, чтобы шток клапана не получал никакого давления, а толкатель в идеале должен лишь соприкасаться с кончиком штока. Однако в реальной жизни достичь этого практически невозможно, и между толкателем и штоком клапана все же есть небольшой зазор, который еще называют клапанным зазором. В некоторых ДВС он регулируется вручную, однако на большинстве современных моторах клапана оснащены гидрокомпенсаторами, которые самостоятельно решают проблему с зазором.
Идеальным считается отсутствие любого зазора между толкателем и клапаном, но по сути выходит, что он все же имеется, но чем меньше будет этот зазор, тем лучше будет для двигателя и его работы. Чрезмерный зазор чреват нарушениями в работе мотора, вибрацией, излишней шумностью, особенно в моменты пиковых нагрузок. Проявляется этот увеличенный зазор в виде металлического цокота. Но цокот — не самое плохое, что может ожидать такой двигатель. Из-за слишком большого зазора клапан полностью не закрывается, поэтому отработанные газы идут через впускные клапана, тем самым прожигая их седло или сам клапан. Кстати, прогару подвержены также и сами выпускные клапана, т. к. на них припадают наиболее высокие температурные нагрузки. Результатом всего этого будет капремонт ГБЦ (головка блока цилиндров). Процедура эта не из дешевых и в большей степени стоимость зависит от марки автомобиля, а также того, кто будет ее производить.
Проблемы с клапанами чаще всего возникают из-за неправильной консистенции топливно-воздушной смеси. Работа мотора на бедной смеси в большей степени несет опасность для выпускных клапанов.
Богатая смесь способствует самоочистке клапанов от нагара и несгоревшего топлива, в результате температура находится в допустимом диапазоне и не вредит клапанам.
Бедная смесь увеличивает риск просадки седел клапанов, и связано это в большей степени с чрезмерно высокой температурой сгорания. В данном случае мы затрагивали исключительно бензиновую топливно-воздушную смесь, о газе пока что ни слова. Это было сделано для того, чтобы пояснить «умникам», которые твердят, что прогар клапанов присущ исключительно двигателям с ГБО. Риск прогара клапанов существует и во время работы мотора на бензине, все что для этого нужно — нарушения в дозировке топливной смеси, то есть — неисправности топливной системы.
А как на счет газа?
Когда мотор работает на бензине, седла клапанов испытывают температурные нагрузки равные — 300-350 °С, а «тарелки» и того больше – 800-900 °С. Когда мотор работает на газу, температура сгорания топливной смеси повышается на
50-70 °С, что, как вы понимаете, частично сказывается на сроке службы и состоянии клапанов. Однако не настолько, чтобы клапан прогорал или разрушался. Значительно больше повышается температура на поверхностях клапанов в случае бедной смеси, в таком случае температура сгорания топливной смеси увеличивается на 200-250 °С, а это уж точно вызовет прогар клапанов и скорое их разрушение. Кроме того, когда сгорает газ, в продуктах сгорания не образуется углеродистых остатков, которые ложатся тонкой пленкой на поверхности и защищают клапан и седло от механических повреждений. Поэтому металлические поверхности работают при высокой температуре в прямом контакте друг с другом. В этих точках соприкосновения металл оплавляется и происходит разрушение поверхности. При этом меняется геометрия детали и теплообмен, нарушается плотность прилегания клапана, это особенно опасно, в случае, когда мотор длительное время работает с большими нагрузками.
Делаем выводы.
Газовое топливо само по себе не представляет никакого вреда для силового агрегата, непоправимый вред наносит исключительно бедная смесь, причем это касается как бензина, так и газа. Работа двигателя на бензине, в отличие от газа имеет преимущество лишь в том, что бедную смесь способен обнаружить и «поправить» кислородный датчик, в случае с газом этого, к сожалению, не произойдет.
Почему же на двигателе с ГБО смесь очень часто может быть бедной?
- Неправильная или не совсем точная настройка газобаллонного оборудования. Заблуждение о том, что автокалибровки будет достаточно – играет злую шутку с доверчивыми автовладельцами. Автокалибровки будет достаточно лишь в случае упорядочивания смеси на холостом ходу. Во время нагрузки никто, как правило, не проверяет бедная смесь или богатая, поэтому во время установки ГБО на ваш автомобиль, требуйте от установщика чтобы настройки и корректировки вводились непосредственно во время движения автомобиля.
- Причина бедной смеси также может заключаться в неточности газовых форсунок. Не честные установщики «парят» низкопробные форсунки с низкой точностью подачи газа по цене дорогих высокоточных аналогов. В результате происходит разброс дозировки газа между цилиндрами, из-за чего мотор работает неровно. При этом датчики и системы, призванные вести контроль, «не понимают», что происходит с двигателем. Спустя некоторое время на приборной панели владелец может увидеть горящий «Check Engine», который сопровождается повышенным расходом газа, провалами и плавающими холостыми оборотами.
- Редукторы низкого качества на ГБО 4 поколения. Проблема, как видите опять-таки связана с использованием некачественных комплектующих и попыткой «надуть» клиента пожелавшего установить на свой автомобиль ГБО. Во время нагрузок, «плохой» редуктор, назовем его так, не способен выдавать стабильное давление, которое необходимо для того, чтобы обеспечить форсунку требуемым количеством газа в тот или иной момент.
- Неполадки в самом моторе. Допустим, когда «Лямбда Зонд», он же датчик кислорода, неисправен, о точной настройке газовой установки не может быть и речи. В итоге вы получите бедную смесь, которая в свою очередь приведет к проблемам с клапанами, однако пенять все равно будут на ГБО, утверждая о том, что проблемы начались после того как я установил ГБО. И разбираться в истинной причине возникновения проблемы под названием «бедная» топливно-воздушная смесь никто не будет. А зря! Поэтому, прежде чем установить газовое оборудование на ваш автомобиль, не поскупитесь и проведите комплексную диагностику силового агрегата, а также всех датчиков, которые могут в процессе эксплуатации начать «компостировать мозги».
Несколько дельных советов
- После интеграции ГБО на свой автомобиль, во избежание проблем с клапанами, регулярно следите за правильностью зазоров и за состоянием самих клапанов, при необходимости производите регулировку или замену неисправных клапанов.
- Избегайте длительных поездок на предельных скоростях (свыше 160 км/час). Нет, вы безусловно можете «выстреливать» время от времени с такой скоростью для совершения обгона или других потребностей. Речь о движении на высокой скорости, на протяжении нескольких часов в течение нескольких дней или месяцев. Вы должны четко понимать, что мотор вашей машинки все-таки бензиновый и не совсем адаптирован, что бы там не говорили, для езды на газу на больших скоростях. Да и к тому же не логично «наваливать», когда главной задачей является экономия топлива.
Как-то так. На этом у меня все, спасибо за внимание, благодарю тех, кто осилил статью до конца. Простите, что не в двух словах, краткость — сестра таланта, видимо мою сестру зовут иначе (-; Всем добра и Мира, до новых встреч на ГБОшнике. Тем, кто посчитает, что статья не полная или тема раскрыта не до конца или просто захочет подискутировать, может сделать это, используя форму комментариев. С удовольствием выслушаю ваше мнение на этот счет. Пока!
Как влияет ГБО на автомобиль и так ли он опасен, как говорят?
Как влияет ГБО на катализатор автомобиля? Степень негативного влияния зависит от правильности настройки и типа газобаллонного оборудования. Слишком обогащенная смесь испортит клапаны и катализатор, а чрезмерно бедная, кроме рассмотренных элементов, затронет еще и свечи. Но в системах 4-го поколения и выше блок управления обеспечивает точную настройку, поэтому негативное влияние на катализатор автомобиля минимально. Много вопросов касается воздействия на другие компоненты: печка, коробка передач и двигатель.
Как влияет ГБО на автомобиль
Сегодня ведется много дискуссий по поводу вреда газа для двигателя, его негативного влияния на катализатор, ресурс, АКПП, печку и другие элементы транспортного средства. Ниже попробуем разобраться с последствиями установки ГБО на авто и наличием реального риска.
Катализатор
Чаще всего возникает вопрос, вредно ли ГБО для автомобиля с позиции ресурса катализатора. Здесь нужно понимать, что существует два вида смеси: обедненная и переобогащенная. В первой больше кислорода, а во второй газа. Чрезмерное насыщение опасно для катализатора и клапанов, которые быстрей портятся. Если смесь, наоборот, обеднена, дополнительно страдают и свечи.
В системах четвертого поколения предусмотрено много ступеней защиты, поэтому использование газа не влияет на катализатор автомобиля. В более старых версиях газобаллонного оборудования, где отсутствует нормальный контроль, такое возможно.
Есть мнение, что негативные последствия ГБО на двигатель возможны из-за высокого октанового числа у газа (около 110) время горения больше, поэтому процесс продолжается даже после открытия клапана выпуска. Как результат, пламя вырывается за границы камера, повреждает двигатель, а катализатор с лямбда-зондом перегревается. Но этого не происходит при правильной настройке.
Двигатель
С учетом сказанного выше можно продолжить тему и посмотреть, как влияет ГБО на двигатель автомобиля. Всего выделяется несколько реальных моментов:
- Ухудшение динамики транспортного средства и частые подергивания при движении.
- Необходимость чаще менять воздушный фильтр.
- При переключении на газ может произойти обратный хлопок, который негативно влияет на катализатор.
- Клапана требуют более частой регулировки из-за риска повреждения.
Зная, как влияет ГБО на двигатель автомобиля, можно принимать решение о его установке. Но нужно понимать, что негативные факторы можно уменьшить, если устанавливать газобаллонное оборудование на СТО, внимательно подбирать оснащение автомобиля, своевременно проводить техобслуживание. Не менее важный момент — контроль качества топлива и отладки зажигания, а также необходимость проверки непроницаемости соединений.
Коробка
В Сети часто ведутся дискуссии, влияет ли ГБО на автомат (АКПП), ведь многие автовладельцы сталкиваются с проблемами в этом узле. Сбои часто имеют вид ошибки, которая появляется на приборной панели. У части автовладельцев пропадает задняя скорость. У некоторых и вовсе выходит из строя АКПП.
Разберемся, ГБО опасно или нет для коробки-автомат. Многим может показаться, что газовое оборудование никак не влияет на коробку передач, ведь не имеет непосредственной связи. Но это не так. Суть проблемы состоит в бортовой электронике и ошибочном подключении. Распространенная ситуация, когда элементы управления выкорачивают ECU. Как результат, на датчиках имеют место сбои и некорректные данные. При этом оба элемента, такие как АКПП и газобаллонное оборудование, исправны.
Для выявления проблемы необходима компьютерная диагностика. Если этого не сделать, система влияет на ленту задней скорости и фрикционы. В частности, лента будет проскальзывать.
Печка
Не менее важный вопрос — влияет ли ГБО на печку в автомобиле. В Интернете часто встречаются отзывы, что после монтажа обогрев вовсе перестал работать, или система выдает едва теплый воздух. Причиной может быть, как сама неисправность печки, так и неправильный монтаж. Иногда поток от двигателя направляется сначала на редуктор, а уже потом в систему обогрева. Часто редуктор подключается параллельно печки, из-за чего система работает неправильно.
Во избежание проблем нужно правильно подключить систему и печку автомобиля. В таком случае газовое оборудование никак не влияет на качество обогрева.
- разрежьте патрубки, которые идут к печке;
- соедините все части с помощью тройников;
- к свободным патрубкам подключите редуктор.
Ресурс
Следующий повод для дискуссий — как ГБО влияет на ресурс двигателя, и уменьшает ли срок его службы. Если работа сделана правильно и установлено оборудование от 4-го поколения и выше, мотору нечего бояться (как и в случае с катализатором автомобиля). Важно, чтобы установкой и настройкой занимался специалист с опытом. Главное, чтобы система правильно готовило газовую смесь, а блок управления контролировал этот процесс.
При наличии неправильной настройки, чрезмерном обогащении или обеднении смеси газ влияет на клапана двигателя, свечи и катализатор (об этом упоминалось выше).
Опасен ли ГБО
С учетом сказанного можно сделать вывод, опасен ли ГБО в автомобиле. Если использовать систему 4-го поколения, доверить установку профессионалам и регулярно контролировать техническое состояние системы, бояться ничего не стоит. Даже взрыва оборудования, которым нас так пугали. Газ никоим образом не влияет на двигатель, катализатор, печку или другое оборудование автомобиля. При появлении отклонений в работе проблемы неизбежны, но здесь уже ситуация на совести самого автовладельца.
В завершение отметим, на сколько утяжеляет авто после ГБО. В среднем полный бак на 50 л с газом весит около 45 кг. К этому можно прибавить массу других составляющих системы. Получается, что машина становится в среднем тяжелее на 55-60 кг, что можно не учитывать.
Не стоит бояться газобаллонного оборудования. Если сделать все правильно, оно никак не влияет на катализатор и другие элементы. В комментариях поделитесь своим опытом применения газовой системы на автомобиле. Возможно, у вас другое мнение.
https://gboshnik.ru/gbo-progar-klapanov-sushka-dvigatelya-mif-ili-realnost/