Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331: технические характеристики, двигатель, кабина

Содержание

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Грузовой автомобиль ЗИЛ-4331 – один из наиболее распространенных у нас и в странах бывшего СНГ среднетоннажных (класс от 6 до 8 тонн) грузовиков. Начиная с 1987-го года Завод им. Лихачёва суммарно поставил 1,6 млн самосвалов, тентованных и бортовых грузовиков семейства ЗИЛ 4331. Подавляющая доля этих износостойких и выносливых грузовиков до сих пор остается на ходу вопреки серьезным нагрузкам и уже весьма солидному пробегу.

История создания ЗИЛ-4331

Прототипом ЗИЛ-4331 был самый знаменитый грузовик автопредприятия– ЗИЛ-130. Его производство было настолько массовым, что за годы работы конвейера было выпущено свыше 3,5 млн экземпляров. К середине 70-х годов стало понятно, что 130-й, который был разработан в конце 50-х, устарел морально, в экономическом и техническом плане. В первую очередь, это касалось катастрофического расхода бензина, который на 100 км составлял свыше 30 л. При этом ЗИЛ 130 не отличался хорошей грузоподъемностью — она доходила всего до 6-ти тонн.

ЗИЛ 4331 и 130

ЗИЛ 4331 и 130

Грузовой ЗИЛ-4331 должен был перенять лучшие черты от ЗИЛ-130, но стать значительно более мощным и производительным, а также улучшить экономические показатели эксплуатации. Так как уже в 1970-х годах была очевидна несостоятельность бензиновых движков, установленных на средних и тяжёлых грузовых авто, ЗИЛ-4331 должен был получить абсолютно новые моторы — дизельные.

Разработка и запуск в серию грузового ЗИЛ 4331 заняли слишком много лет. Это связано с тем, что немало времени ушло у инженеров предприятия на создание принципиально новых дизельных грузовиков. Второй причиной промедления являлось то, что грузовик предполагалось оснащать разработанной с нуля дизельной силовой установкой, которая бы выпускалась на том же заводе.

Тестовые образцы грузовых ЗИЛ 4331 создавались, начиная с 1977 года на протяжении восьми лет. Еще два года ушло на то, чтобы запустить серийное производство новых грузовиков. Таким образом, первые грузовые автомобили ЗИЛ-4331 появились лишь в 1987м году.

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Бортовой ЗИЛ 4331

Примечательно, что первые модели оснащались вовсе не дизельными движками — а бензиновыми моторами ЗИЛ-508.10 (позднее их заменили на ЗИЛ-508300). Через некоторое время все таки удалось наладить производство авто с собственными дизелями ЗИЛ 4331 645.

Выпуск грузового ЗИЛ-4331 закончился в начале 2000-х годов. Последний грузовик этой серии сошел с конвейера в 2003-м году.

Изначально, когда на предприятии еще не знали о планах Правительства Москвы закрыть завод и отдать территорию под застройку, инженеры разрабатывали новое авто – ЗИЛ-432940.

Где используется ЗИЛ-4331

Этот грузовой автомобиль разрабатывался в 70-х годах, поэтому получил соответствующую внешность. Кабина ЗИЛ-4331 существенно отличалась от той, которая была у ЗИЛ-130, и имела угловатые, заостренные очертания. Капот, декоративные накладки радиатора и крылья соединялись в цельный узел. Этот модуль откидывался вверх и вперед, если была необходимость добраться до мотора.

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Грузовой ЗИЛ 4331 с удлиненной базой и тентованным кузовом

По задумке конструкторов, такая конструкция кабины ЗИЛ 4331 значительно бы упрощала любые работы по техобслуживанию и ремонту узлов движка. Головная оптика при этом была встроена в передний бампер.

На бумаге идея с доступом к мотору казалась новаторской и удобной, но в процессе эксплуатации оказалось, что при любом перекосе рамы закрыть крышку было невозможно. Не закрывалась она и при сильных морозах. Поэтому в 90-х годах на ЗИЛ-4331 начали монтировать стандартный капот с крышкой, открывающейся наверх.

Грузовой ЗИЛ-4331, как и его прототип ЗИЛ 130, был универсальным автомобилем. Главной сферой применения стали региональные перевозки и транспортировки на небольшие расстояния. Грузовик отличает надежность и простота конструкции, легкость технического обслуживания и ремонта. Эксплуатационные расходы на содержание весьма незначительные, что, безусловно, добавляет ему популярности. Грузовик можно не кривя душой назвать настоящей «рабочей лошадкой», которая прекрасно зарекомендовала себя в различных сферах промышленности, начиная от сельского хозяйства и лесозаготовки и заканчивая областью ЖКХ.

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Самосвал ЗИЛ 4331

Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331 уверенно маневрирует на вязких грунтах и уверенно держит скорость на крутых подъемах. Он отлично зарекомендовал себя при работе в самых разных климатических зонах РФ. Без проблем эксплуатируется грузовик и в условиях тропиков и субтропиков. ЗИЛ-4331 в равной степени надежен как на равнинных участках, так и в горных областях.

На шасси с короткой и длинной базой ЗИЛ 4331 изготавливали в следующих вариациях:

  • бортовые и тентованные;
  • самосвалы;
  • разнообразные фургоны (обычные, изотермы, рефрижераторы);
  • цистерны;
  • пожарная спецтехника;
  • седельные тягачи;
  • погрузчики и КМУ;
  • автомобили высокой проходимости.

Достоинства и недостатки

Главными преимуществами грузового автомобиля ЗИЛ-4331 считают его превосходную проходимость и достойную грузоподъемность. Среди прочих достоинств можно отметить следующие:

  1. Сокращенное число точек смазки шасси и автоматизированная регулировка тормозной системы сокращают сроки проведения сервисных работ и затраты на них.
  2. Несмотря на то, что многие запчасти уже не производятся, купить их можно без проблем и недорого.
  3. Кабина была достаточно герметичной.
  4. На всех сидениях были предустановленные ремни безопасности.

Несмотря на в целом хорошие отзывы и объективно большое количество положительных моментов, грузовой ЗИЛ 4331 не пользуется такой уж массовой популярностью в нашей стране, как, например, его предшественник ЗИЛ-130. Но простота ремонта и техобслуживания, а также стартовая низкая цена делают грузовик вполне конкрутентным. И в некоторых сферах промышленности он выигрывает у зарубежных аналогов.

Модификации грузового ЗИЛ-4331

Грузовик выпускался много лет и за это время получил множество модификаций, которые позволяли лучше приспособить его для выполнения конкретных задач.

  • ЗИЛ-433100 и ЗИЛ-433102 – базовый автомобиль длиной 4,5 м, главным движком был дизельный мотор ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-433104 – спецверсия с двойной кабиной, которая использовалась в качестве техники для тушения пожаров;
  • ЗИЛ-433110 – бензиновая вариация грузового автомобиля, оснащается карбюраторным двигателем ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-433116 – версия для экспорта является бензиновой комплектацией, она работает на движке ЗИЛ-509.10;
  • ЗИЛ-43314Б – грузовой автомобиль с удлинённой базой в 6,1м, версия оснащалась увеличенной кабиной, оборудованной двумя спальными местами;
  • ЗИЛ-433360 и ЗИЛ-433362 – модификации грузового автомобиля не получили широкого распространения, они имеют короткую базу 3,8 м и оснащались бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-442100 – седельный тягач, который имеет колёсную базу 3,8 м, агрегатировался дизельным мотором ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-442160 – относительно редко встречающийся седельный тягач на бензиновой тяге с базой 3,3 м;
  • ЗИЛ-442300 – седельный тягач с колеей 4,5 м, грузовик оснащается удлиненной кабиной со спальным местом и движком ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-432900 – грузовой автомобиль, относящийся к короткобазным, его «сердцем» является дизельный мотор Д–245.29 мощностью 150 л.с.;
  • ЗИЛ-432930 – еще одно авто на короткой базе, на него монтировались работающие на дизеле двигатели ММЗ-245.9 (136 л.с.) и ММЗ-245.9 (130 л.с.) — Евро 2 и 3 соответственно;
  • ЗИЛ-432920 – последний в этом списке короткобазный грузовик с колеей 3,8 м, который оборудовался мощным восьмицилиндровым дизельным двигателем ЗИЛ-0550.
Вам будет интересно  Передняя подвеска Тойота королла, замена амортизаторов, рычага, шаровой, ступицы, шпилек крепление колеса, снятие подрамника

При выпуске всех комплектаций грузового автомобиля ЗИЛ-4331 использовалась одинаковая компоновка с установленным спереди двигателем, задним приводом и колесной формулой 4х2.

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Грузовик ЗИЛ 4331 с цистерной

Самая популярная модификация

Речь про ЗИЛ-4333. Грузовик с короткой колесной базой комплектовался 3-мя силовыми установками:

  • ЗИЛ-645;
  • ЗИЛ-508.10;
  • ЗИЛ-508.300.

Внешность и архитектура были идентичны с базовой версией, отличалась только длина: вместо 6370 мм — 3800 мм. «Обрезанные» модели стремительно обрели популярность именно за счет практичности. В черте города управлять ими намного удобнее, и получалось быстрее доставлять груз.

Технические характеристики ЗИЛ-4331

Несмотря на то, что первоначально ЗИЛ-4331 планировался именно как дизельный грузовик, в производство он пошел с тремя моторами, два из которых – бензиновые с карбюратором. Другие двигатели устанавливались на эти грузовые автомобили в единичных экземплярах, и вряд ли о них можно говорить как о серийном оснащении.

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Технические характеристики ЗИЛ 4331

Известный факт: задуманные как дизельные грузовики, ЗИЛы 4331 поступили в производство с бензиновыми моторами. Дизельная установка оригинальной конструкции, которая «подоспела» позже, по отзывам имеющих опыт работы водителей оказалась неудачной.

Расход топлива ЗИЛ 4331

В ненагруженном состоянии средний расход топлива ЗИЛ 4331 с бензиновым двигателем составляет 18 л на 100 км. Грузовик с самосвальным кузовом расходует в комбинированном цикле на «сотню» 36 л А-76. 8,74-литровый дизельный мотор ЗИЛ-645 имеет средний расход топлива 30 л/100 км.

Доступ к мотору обеспечивается при помощи подъема всей конструкции вверх. Также на шарнирах, закрепленных за передним бампером, агрегат можно выдвинуть вперед. Благодаря этому технологическому решению ремонтировать движок стало более удобно, ведь доступ открывается к механизму со всех сторон. Несмотря на это, такой способ доступа к двигателю был упразднён через несколько лет. Это связано с появившимися неудобствами в эксплуатации.

Капот в более поздних версиях грузового ЗИЛ 4331 открывался традиционным способом. На передней части грузовика установлен обновленный бампер с интегрированными передними фарами и поворотными огнями. Инженеры продумали конструкцию таким образом, чтобы при ДТП фары практически не повреждались.

Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508.10

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Двигатель ЗИЛ 4331

Это 16-тиклапанный карбюраторный бензиновый движок с восемью цилиндрами был разработан и собран на заводе им. Лихачёва. Его спецификации следующие:

  • V-образная компоновка.
  • Рабочий объем шесть литров.
  • Радиус цилиндра 5 см.
  • Ход поршня составляет 9,5 см.
  • Производительность 150 л. с. (при 3 200 мин-1).
  • Степень сжатия бензина: 7,1.
  • Max. крутящий момент: 402 Нм (при 1 800—2 000 об/мин).
  • Потребление в комбинированном цикле: 36 л на 100 км.
  • Бензин А-76.

Технические характеристики двигателя ЗИЛ-508300

  • Восемь цилиндров, шестнадцать клапанов.
  • Объем камеры равен 6-ти л.
  • V-образно расположенные цилиндры.
  • Отвечает экостандарту «Евро3».
  • Пиковая производительность: 134 л.с.
  • Max. крутящий момент: 377 Нм, при 2 000 мин-1.
  • Расходует 30 л/100 км в смешанном цикле.

Технические характеристики двигателя ЗИЛ-645

  • Движок восьмицилиндровый, с шестнадцатью клапанами.
  • Рабочий объем 8,745 л.
  • Пиковая мощность: 185 л.с. (2 800 об/мин).
  • Радиус цилиндра: 5 см.
  • Ход поршня — 11,5 см.
  • Степень сжатия бензина: 18.5:1.
  • Max. крутящий момент: 510 Нм, 1 400-1 600 мин-1.

Коробка передач грузовика ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

КПП ЗИЛ 4331 9 ступеней (механика)

Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331 относится к заднеприводным. На нем устанавливалось однодисковое сцепление с вынесенными по краям пружинами. Привод выключения сцепления ЗИЛ 4331 оборудован усилителем на пневмогидравлике.

Подавляющее большинство грузовых ЗИЛ-4331 оснащались механической КПП на 9 ступеней. Трансмиссия является синхронизированной (за исключением первой скорости и задней передачи) и оснащается планетарным демультипликатором. Существуют комплектации ЗИЛ 4331 с трансмиссией, имеющей 5 или 8 скоростей. Но все без исключения коробки — механические.

Схема переключения передач ЗИЛ-4331

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Схема переключения передач на ЗИЛ-4331

Коробка передач ЗИЛ 4331 считается надежной и не имеет конструктивных дефектов. Главными причинами выхода из строя являются следующие:

  • износ или поломка выжимного подшипника;
  • снижение упругости демпферных пружин;
  • износ фрикционных накладок муфты сцепления;
  • нарушение геометрии нажимного диска.

Чтобы сохранить балансировку запчастей коробки передач ЗИЛ 4331 после ремонта, перед разборкой стоит нанести отметки на корпусе, дисках и других деталях. Если ведомый диск износился и его толщина меньше допустимой, необходимо установить новые фрикционные накладки или поменять диск сцепления в сборке.

Нажимной диск (корзину) коробки передач ЗИЛ-4331 меняют, если появились:

  • задиры,
  • трещины,
  • глубокие порезы.

Незначительные, поверхностные дефекты корзины коробки ЗИЛ 4331 легко устранить шлифовкой.

Ходовая часть и подвеска ЗИЛ 4331

В передней части грузовика или самосвала ЗИЛ 4331 установлена пара рессор, которые имеют две амортизаторные пружины. Для задней оси инженеры предложили по две главных и доп. рессоры такой же конструкции.

Основные проблемы, возникающие с задним мостом ЗИЛ 4331, связаны с повреждением подшипников, уплотнительных колец и разрушением зубцов шестеренок. Большинство поломок заднего моста и редукторов можно устранить без демонтажа, непосредственно на машине. Достаточно лишь обеспечить доступ к дефектному узлу.

Передний мост грузовика рассчитан на нагрузку 4 тонны, а задний мост способен выдержать до 8 тонн. Это необходимо, чтобы выдержать увеличенное давление при разгрузке ЗИЛ 4331 с кузовом самосвал.

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Ходовая и подвеска ЗИЛ 4331

На грузовых автомобилях ЗИЛ-4331 монтировались колёса диаметром R20. В зависимости от модификации протектор мог быть с обычным или вездеходным рисунком. Давление в камерах составляет 6 кг/см2.

Колесная база имеет весьма скромные показатели для автомобиля такого класса:

  • между передними колесами расстояние составляет 1930 мм;
  • задние колеса отстоят друг от друга на 1850 мм.

Безусловное преимущество грузового ЗИЛ 4331 — высокий клиренс. Большой дорожный просвет позволяет без проблем совершать транспортировки даже по самым неблагоустроенным дорогам. Клиренс грузовика — 330 мм.

Тормозная система ЗИЛ 4331

Тормозная система сконструирована по двухконтурной схеме и оснащена пневматическим приводом. Сами тормоза барабанного типа:

  • радиус 21 см,
  • ширина передних накладок 10 см,
  • ширина задних накладок 14 см.
Вам будет интересно  Применяемая в Хендай Акцент задняя подвеска лишилась неприятных сюрпризов

Дополнительный контур тормозов совмещен с контуром ручника. Предусмотрен специальный предохранитель, предотвращающий блокировку при отрицательных температурах. Средний тормозной путь грузовика — 36 м.

Тормозная схема ЗИЛ 4331

  1. Компрессор.
  2. Стеклоомыватель.
  3. Пневмобаллоны.
  4. Задние тормозные камеры.
  5. Соединительная головка.
  6. Кран.
  7. Шланг.
  8. Тормозной кран.
  9. Передние тормозные камеры.

Замена тормозных колодок ЗИЛ 4331

Главным рабочим элементом барабанных тормозов являются тормозные колодки. Они принимают на себя огромные нагрузки и имеют трущиеся детали, поэтому периодически их нужно менять. Передние колодки устанавливаются на переднем мосту ЗИЛ 4331, а задние тормозные колодки — на заднем. Меняются колодки всегда в паре — слева и справа. Для ЗИЛ 4331 подходят тормозные колодки с ЗИЛ 130. Сами детали, чаще всего, идут в сборе с накладками. Ширина накладок на передних колодках ЗИЛ 4331 — 70 мм.

Кабина ЗИЛ-4331: характеристики и оборудование

Кабина грузового ЗИЛ 4331 стала значительно более вместительной. Перед существенно отличается от ЗИЛ 130, который имел скругленные формы. У ЗИЛ 4331 они, напротив, стали угловатые, с четко обозначенной геометрией.

ЗИЛ-4331: автомобили, характеристики, двигатели, кабина, КПП, сцепление, рама

Кабина ЗИЛ 4331

Каркас кабины целиком выполнен из металла и для большей прочности и надежности имеет цельное днище. Также единым элементом выступают капот, крылья и радиаторная решетка, что является довольно необычным решением.

Несмотря на увеличенные размеры — и, как следствие, большую просторность, кабина ЗИЛ 4331 комфортом похвастать все таки не может. Производитель предложил три посадочных места: водительское и два пассажирских, которые выполнены в форме дивана. Кресло водителя можно регулировать в нескольких направлениях, что, безусловно, добавляет удобства. Среднее (пассажирское) сиденье поднимается — получается небольшой столик.

Кабина ЗИЛ 4331 может похвастаться прекрасной обзорностью за счет большой площади остекления. Из прочих достоинств — хорошие тепло- и звукоизоляция, а также мощная печка, которой хватает даже на сильные морозы. Одной из наиболее популярных комплектаций грузовика стала та, которая оборудована полноценным спальным местом.

Легендарный ЗИЛ-130: обзор и технические характеристики советского среднетоннажного грузовика

Грузовой автомобиль ЗИЛ 4331: технические характеристики, двигатель, кабина

Автомобильная промышленность выпускает разные машины. Какие-то из них получаются откровенно неудачными, пользуются дурной славой у водителей и снимаются с конвейера. А другие настолько приходятся ко двору, что не просто годами, а целыми десятилетиями верой и правдой служат стране и людям. Одной из таких автолегенд является ЗИЛ-130, технические характеристики которой вписаны в книгу почёта автопрома СССР.

История появления и развития модели

ЗИЛ-130 — одна из первых вариаций

Ранний прототип ЗИЛ-130

До появления нового в своём классе грузовика основным «извозчиком» в СССР был ЗИС-150. Начал он разрабатываться ещё до войны, выпускался долго и обладал целым рядом недостатков. Его модернизация в виде модели ЗИЛ-164 по сути, являлась тем же самым автомобилем и не могла решить поставленных перед перспективной машиной задач.

В результате этого первому в России предприятию, начавшему когда-то выпуск серийных машин, доверили новое проектное задание. Главным конструктором стал А. М. Кригер, который специализировался именно на разработке грузовых авто. Г. А. Феста осуществлял руководство группой, непосредственно работавшей над образцом. Над внешним видом, который должен был быть непохож на всё, созданное ранее, работал юный художник-конструктор Э. В. Сабо, а окончательную доработку осуществляла Т. П. Киселёва, бывшая на заводе главным художником.

Существует мнение, что новый ЗИЛ копировали с американского грузовика. Действительно, пиетет к автопрому США был велик, особенно со стороны вождей, будь то Сталин или Брежнев. Однако мнения о том, какая именно модель легла в основу прототипа, расходятся. Одни говорят о Dodge СЗ-ТА8, другие — о модели Ford F-600 1960 года.

Dodge C3 1956

Dodge C3 1956 года

Однако о прямом копировании речь не идёт. Думается, советские конструкторы просто придерживались автомобильной моды тех лет.

Ford F600 1960

Ford F600 1960 года

В 1956 году вышел первый опытный образец. Вплоть до начала 60-х машину обкатывали и совершенствовали, менялся как внешний вид, так и начинка. В частности, столь долгая разработка связана с введением в широкомасштабное производство нового двигателя — V-образной восьмёрки, который должен был быть прост в изготовлении, но технологичен и обладать хорошими характеристиками.

Одна из ранних версий ЗИЛ-130

Одна из ранних версий ЗИЛ-130

В 1959 году прототипы экспонировались на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке, вызывав оживлённый интерес своей нестандартностью. С 1961 по 1963 год проводилась интенсивная обкатка. По несколько экземпляров участвовали в пробегах по всей территории страны, для того чтобы выявить возможные недостатки.

С 1964 года налажен серийный выпуск. Завод имени Лихачёва к тому времени прошёл масштабную модернизацию, чтобы быть готовым к выпуску больших объёмов продукции. И не зря: уже к 1974 году изготовлен миллион машин, а на момент прекращения выпуска в 1994 году общее количество выпущенных экземпляров превысило 3,5 миллиона.

Обзор и технические характеристики ЗИЛ-130

ЗИЛ-130

Автомобиль относился к классу среднетоннажных. Грузоподъёмность его составляла 5–6 тонн, то есть он занимал промежуточное положение между более лёгким ГАЗ-53 и тяжёлыми МАЗ, КрАЗ и другими. Эта ниша оказалась очень востребованной в народном хозяйстве, а удачное сочетание характеристик позволило «стотридцатому» продержаться на конвейере 30 лет.

Новую модель оснастили бензиновым карбюраторным двигателем, что на долгое время определило характерные черты автомобиля, его плюсы и минусы. Это плавность работы и лёгкость в ремонте и регулировке с одной стороны, и неумеренная прожорливость относительно горючего с другой.

ЗИЛ-130 с прицепом

ЗИЛ мог везти груз больше, чем весил сам, что по тем временам считалось очень хорошим показателем. Масса буксируемого прицепа у седельных тягачей составляла 8 тонн, а максимальная скорость — 90 км/ч (конечно же, пустого). С такими скоростями тогда никто и на легковушках не ездил.

Сравнительно короткая база позволяла грузовику разворачиваться в круге радиусом меньше 9 м. Двускатные задние шины, крепкая рама и мост позволяли иногда в разумных пределах перегружать автомобиль практически без потери эксплуатационных качеств.

В Союзе новый ЗИЛ привлекал внимание своей окраской — небесно-голубой кабиной и белым передком.

ЗИЛ-130 на выставочном стенде

Фирменная окраска ЗИЛ-130

Все предыдущие грузовики, трудившиеся в народном хозяйстве, имели защитный цвет, тёмный хаки, для того чтобы их можно было использовать в военных целях, не перекрашивая. Таким образом, роль 130-й модели изначально была мирной, а для армии была впоследствии создана полноприводная модель ЗИЛ-131 с совершенно иными характеристиками. Бело-голубая комбинация надолго стала визитной карточкой «стотридцатого».

Двигатель и трансмиссия

Двигатель ЗИЛ-130

Моторный отсек ЗИЛ-130

«Сердце» нового грузовика нужно было располагать продольно — другой системы тогда не знали. Это приводило к тому, что старые грузовики имели длинный передок с капотом (за это, к примеру, ЗИЛ-157 получил прозвище «крокодил»). В отношении новой разработки решили уменьшить длину за счёт развала блока цилиндров на 90 градусов. Так мотор ЗИЛ-130 стал V-образным. Восемь цилиндров составляли объём 6 л, а вот компрессия была невелика: степень сжатия составила всего 6,5. Даже для того времени этот показатель был не самым лучшим, а сегодняшние двигатели при таком объёме вообще должны были бы иметь эквивалентную мощность в 300 «лошадей», в отличие от паспортных 150 л. с. у ЗИЛа.

Вам будет интересно  Трансмиссия и колеса трактора — конструктивные особенности

Подобные характеристики были обусловлены двумя соображениями. Двигатель должен был быть простым. Для серийного грузовика середины 60-х не нужны были ни рекордные скорости, ни супер-тяга. Кроме того, заправлять машину планировали 72-ым или 76-ым бензином, а для них более высокая компрессия порождала риск детонации. Что же касается высокого расхода топлива (около 29 л/100 км), то экономичность тогда никого не заботило: нефть в стране была, плановая экономика ни в чём не отказывала народному хозяйству, и только в 80-х годах была предпринята попытка «пересадить» ЗИЛ-130 на дизель. Но успехом она не увенчалась, поэтому современные владельцы чаще всего устанавливают газобалонное оборудование.

Конструктивно новый движок грузовой машины был сходен с таковым от правительственного лимузина ЗИЛ-111. Однако общими у них были лишь объём да чертежи — в легковом авто стояли задачи мощности и быстрого разгона, которые «рабочей лошадке» были явно ни к чему. Поэтому на двигателе стояла отсечка оборотов, блокировавшая раскрутку до 3200 об/мин. К тому же, в отличие от четырёхкамерного карбюратора в лимузине, в грузовик обзавёлся двухкамерным агрегатом К-88 с падающим потоком и сбалансированной поплавковой камерой.

Смазка двигателя была комбинированной: одна часть масла разбрызгивалась, другая подавалась к узлам под давлением. Жидкостное охлаждение было рассчитано на применение обычной воды, так как тосол в автомобили никто массово не лил, а об антифризе ещё не слышали.

Схема двигателя ЗИЛ-130

Что касается трансмиссии ЗИЛ-130, то она была довольно хороша, давала авто хороший ход и эргономичность в управлении. Механическая пятиступенчатая коробка передач была оснащена синхронизаторами на всех передачах, кроме первой. Грузовик уверенно стартовал на второй, и даже на третьей скорости. Первая применялась в основном для движения в гору или по сильно пересечённой местности. Передаточное число главной передачи составляло 6,32.

Сухое однодисковое сцепление передавало крутящий момент на заднюю ось через карданный вал. У стандартных и длиннобазных моделей он был двойным, с промежуточной опорой на раме. А вот укороченные варианты обходились одним цельным карданом, что, впрочем никак не сказывалось на поведении и надёжности машины.

Стандартный размер шин на 130-м — 260 на 508. Задние сдвоенные баллоны хотя и вызывали сложности при смене внутренней камеры или её подкачке, всё же имели значительно больше плюсов, чем минусов. К примеру, при проколе внешнего колеса шофёр просто наезжал внутренним на кирпич, избегая необходимости вручную домкратить машину.

Тормоза всех колёс были барабанными, с приводом от пневмосистемы. Накачивал воздух в неё специальный компрессор с жидкостным охлаждением, а запас хранился в двух 20-литровых баллонах.

Рама и подвеска

Схема рамы ЗИЛ-130

Детали рамы на ЗИЛ-130 изготавливались методом штамповки, а затем склёпывались между собой. Лонжероны, выполненные в форме швеллера, соединялись пятью поперечинами. Постоянная ширина рамы и особенность её конструкции были более совершенными, чем у предшественников, исключали разрыв лонжеронов в месте перехода при скручивании. Поскольку грузовик предназначался для работы в самых разных условиях, он оснащался открытыми буксирными крюками спереди на бампере, а также сцепным устройством с защёлкой сзади.

Подвеска и грузовика была зависимая, так особые внедорожные качества ему были не нужны, а конструкцию и изготовление значительно упрощали. Амортизация происходила за счёт продольных листовых полуэллиптических рессор. Их передние концы на переднем и заднем мостах зафиксированы с помощью ушек и пальцев, а задние сделаны скользящими, обеспечивая гашение колебаний при езде и компенсируюя загрузку кузова.

На переднем мосту стоят гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, тем самым повышая комфорт едущих в кабине.

Кабина и кузов

Кабина ЗИЛ-130

Герой обзора сделан по классической капотной схеме, кабина расположена сразу за двигателем. Однако совершенствование силового агрегата изменило пропорции: моторный отсек стал короче, но шире, то же касается и кабины: в ней свободно могут разместиться три человека, в ЗИС-150 им было значительно теснее. К тому же, кабину стали делать не сборную, а цельнометаллическую, что повышало её прочность и сокращало время на производство.

Обстановку внутри современные дальнобойщики могут назвать спартанской, но не стоит забывать о времени постановки на конвейер: тогда ни в одном грузовике не было такого продуманного салона. Конструкторы постарались, чтобы водителю было удобно рулить и переключать скорости. Мощный отопитель, омыватель стекла, двойные дворники обеспечивали комфорт во время езды, а водительское сидение впервые в истории советского грузового автопрома обзавелось регулировками горизонтального и вертикального положения.

В крыше кабины имелись вентиляционные лючки для доступа свежего воздуха внутрь. Один из них находился над водителем, другой над пассажиром. Ещё одна заслонка была прорезана рядом с педалью сцепления. В процессе выпуска постепенно отказались от всех — сперва от нижней, а затем и от верхних. Несмотря на высокую заводскую культуру хорошее качество сборки, кабина и так неплохо продувалась, а для вентиляции достаточно было боковых опускающихся стёкол.

Обзорность у ЗИЛ-130 была по тем временам хорошей, этому способствовало гнутое панорамное стекло (у предшественников оно было намного меньше и разделялось надвое вертикальной стойкой). У современного водителя были бы нарекания на высокие объёмные крылья и выступающий капот, но при том уровне движения новый вариант устраивал всех.

Внутри кабины «зилка»

Аскетично и брутально

Внешний вид «стотридцатого» определялся расположением осветительных агрегатов и конфигурацией радиаторной решётки. На первом этапе серийного выпуска на передке красовался один ряд мелких горизонтальных щелей, фары были вверху, а подфарники — внизу. В 1977 их поменяли местами, а на решётку установили второй пояс «медуниц».

Стандартный кузов грузовика был деревянным, с откидывающимся задним бортом и возможностью трансформации в пассажирский. Для этого часть боковых стенок опускалась и превращалась в лавки. Позже получили распространение металлические кузова, а также всевозможные модификации вроде самосвала и сельхоз-версии с откидыванием вбок.

Обзор модификаций

ЗИЛ-130 с будкой

Самый массовый грузовик в истории СССР использовался практически везде, что породило несколько базовых модификаций, серийно производившихся на протяжении всего периода, пока автомобиль был актуальным. Наиболее известные из них:

    ЗИЛ-130А. От базовой модели отличался приспособлениями для постоянной работы с прицепом, для чего имелись выводы для подключения тормозов и электросистемы буксируемого устройства. На практике было произведено множество более детализированных модификаций, которые часто шли на экспорт и оснащались экранированным электрооборудованием.

Источник http://https://pedcollkomi.ru/zil-4331-avtomobili-harakteristiki-dvigateli-kabina-kpp-sceplenie-rama/
Источник http://https://dispetcher-gruzoperevozok.biz/zil-130-tehnicheskie-harakteristiki/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *