Инструмент для кузовного ремонта автомобилей — Помощь автолюбителю

Инструмент для кузовного ремонта автомобилей

Для восстановления конструкции кузова и коррекции мелких повреждений на его поверхности используют специальные технические приспособления. Такой инвентарь в массе своей входит в категорию слесарного, но производители в создании оборудования ориентируются именно на автомобильную специфику. Сегодня инструмент для кузовного ремонта автомобилей доступен как в одиночных экземплярах, так и в виде наборов. При этом комплекты могут иметь разное назначение – для рихтовки, покраски, исправления общей конструкции и для других задач.

Стенд для ремонта

Основу любой автомастерской формируют автомобильные стенды-стапели, на которых выполняются самые ответственные операции. Наиболее распространенной считается рамная металлическая конструкция, на которой может осуществляться и ремонт сколов на кузове автомобиля, и восстановление общей геометрии. Стапели могут иметь разные размеры, поэтому следует изначально ориентироваться на параметры, соответствующие обслуживаемой машине. По длине конструкция может иметь 3-9 м, чего хватает и для легковушки, и для массивного внедорожника.

Различают ремонтные стенды и по силовым возможностям. Исправление конструкции кузова производится за счет привода, который может обеспечивать нагрузку в несколько тонн. Обычные гидравлические механизмы вытягивают конструкции, прилагая усилие в 2-3 т. Более современные пневмогидравлические стенды позволяют выполнять ремонт кузова авто, оказывая воздействие на деформированную область в 10 т.

Инструмент для устранения локальных дефектов

В частном хозяйстве предусмотреть наличие габаритного стенда не всегда возможно, зато обеспечение ручным инструментом вполне допустимо для владельца небольшого гаража. В этот набор можно включить приспособления, которые позволят избавиться от мелких дефектов. В частности ремонт сколов на кузове автомобиля выполняется рихтовочным инструментом, основу которого составляют молотки, киянки, отбойники и наковальни. Будет не лишним предусмотреть и гидронасос, дополненный цилиндром прямого действия. В зависимости от вида насадки под воздействием давления пользователь сможет выполнить ту или иную ремонтную операцию.

Важно учитывать, что от качества ручных инструментов зависит и эффективность проводимых мероприятий. Оптимальные характеристики молотка, например, позволят справиться с вмятиной без помощи специалистов и при этом не нанести вреда другим участкам конструкции. Фирменный инструмент для кузовного ремонта автомобилей обычно имеет специализированное назначение, но встречаются и универсальные приспособления, не уступающие в продуктивности функции.

Инструмент для покраски

Лакокрасочные операции относятся к той категории работ, которые чаще всего поручаются специалистам. Но стоит такая процедура недешево, поэтому многие автомобилисты обращаются к альтернативным методам обновления внешнего вида машины. Опять же кузовной ремонт и покраска автомобилей доступны для выполнения без сторонней помощи, но только при наличии оборудования, соответствующего параметрам конкретной операции. В данном случае потребуется краскопульт и компрессорная установка. С помощью первого устройства пользователь сможет обеспечить равномерное распыление краски, а компрессор сделает возможным подачу состава с определенными характеристиками давления.

Вспомогательные приспособления

Для каждой категории ремонтного инструмента предполагается широкий перечень дополнительных приспособлений и устройств. Так, ручная оснастка подкрепляется отбойными головками с разными типоразмерами, клиньями, переходниками и удлинителями, которые облегчают функцию основного оборудования. Довольно обширно и обеспечение стапелей. В комплектацию могут входить трапы для заезда машины, лебедка для захвата и перемещения техники, а также стрела для работы с верхними частями. Практически в каждом случае задействуется универсальный инструмент для кузовного ремонта автомобилей в виде домкратов, гайковертов, всевозможных зажимов и других приспособлений.

Расходные материалы для кузовного ремонта автомобилей

Обычно ударно-механические операции в ремонте автомобилей не предполагают использования дополнительных материалов. Однако есть целая группа автогаражных процедур, направленных на обеспечение защитного слоя кузова. Под эти нужды заранее приобретаются грунтовочные смеси, антикоррозийные порошки и очистительные составы. Также кузовной ремонт и покраска автомобилей не обойдется без применения специальных декоративных покрытий. Это как раз те смеси, с которыми должен работать краскопульт. Наиболее популярным остается полиуретановое покрытие, но все чаще любители оригинальных дизайнерских решений применяют резиновые смеси на силиконовой основе. К расходным материалам можно отнести и защитные пленки с лентами, которые выступают и в качестве декоративных слоев, и как средство предохранения кузова от повреждений.

Заключение

Комплексное восстановление кузова может задействовать десятки видов ручных приспособлений, функции которых подкрепляются стендовым оборудованием. Выбирать инструмент для кузовного ремонта автомобилей следует с учетом характеристик конкретной модели. В частности внедорожник требует применения широкого рихтовочного набора, а легковушка обходится и типовыми ремонтными аксессуарами. Доступны в продаже и универсальные комплекты, которые подходят для исправления большинства физических дефектов на поверхности кузова. Более серьезные мероприятия по восстановлению конструкции реализуются только при помощи силовых модулей, которые содержит ремонтный стенд. Но чем шире возможности ремонтного оснащения, тем больше места в гараже оно займет — этот фактор заставляет многих обращаться к более компактным и в то же время функциональным комплектам.

Здесь мы рассматриваем основные виды инструмента для кузовного ремонта автомобилей. Вы получите ценные и новые знания в рихтовке кузова, которые позволят вам организовать устранения деформаций кузова своими руками в гараже. Автомобильная техника окружает нас повсюду и практически каждый второй является владельцем авто. Естественно без ремонтных работ и починки техники в этом случае никак не обойтись. Одной из распространенных неприятностей, которая может произойти при обслуживании автомобиля – это кузовной ремонт.

Фактически данная проблема является одной из лидирующих и на неё, к сожалению, очень высок спрос. В данной статье мы предлагаем ознакомиться с основным инструментом для кузовного ремонта автомобилей, его видами и особенностями использования. Таким образом у вас появятся знания и возможность организовать починку кузова авто своими руками в гараже.

Вам будет интересно  Защита кузова автомобиля с помощью различных средств

Итак, к основным видам оборудования относятся:

1. Рихтовочный инструмент ручной или же приспособления для ремонта кузова. Сюда можно отнести: наборы для удаления вмятин, которые позволяют провести рихтовку без покраски; зачистные рихтовочные молотки; присоски для рихтовки; наборы оправок и многое другое.

2. Стапеля – специальное оборудование, которое предназначено для исправления геометрии рамы автомобиля после значительных деформаций (например после ДТП). Стапеля в свою очередь делятся на: напольные, платформенные и рамные.

3. Контрольно-измерительные приборы для рихтовки. Сюда относят лазерные уровни или нивелиры. Специальные средства при помощи которых можно точно контролировать растяжку кузова и его вытягивание.

Понятие про молоток известно всем, но важно понимать, что молоток для кузовных работ по автомобилю существенно отличается от слесарного инструмента. Основная рабочая часть этого инструмента для кузовного ремонта автомобиля выполнена в закругленной форме и очень скрупулезно полируется. Это сделано специально, чтобы при работе были исключены дополнительные повреждения лакокрасочного покрытия авто. Стоит отметить, что при рихтовке автомобиля своими руками, не используются молотки большого веса.

Рассмотрим виды ручных молотков для рихтовки:

1. Молоток для правки.

2. Чеканочный молот.

3. Молот инерционный.

4. Инструмент для загибания фланцев.

Правочный инструмент для рихтовки является основным при выполнении работ. Все молоты обладают различной формой, что позволяет работать с разными видами деформаций металла. Важно, чтобы ручка такого молотка имела небольшой размер и могла пружинить во время выполнения операций. Это позволяет более тщательно распределять нагрузку и эффективней исправлять неровности на кузове авто.

Чеканочный молот выполнен конусной формы и используется для финишной выколотки.

Инерционные молотки используются для исправления более сложных дефектов и работают в паре с оправками, а также наставками.

Киянки при рихтовке – это приспособления для загибания фланцев. Как правило используются для работ с алюминием и более реже со сталью.

Стапель служит для приведения геометрии кузова к нормативным показателям. Это очень важно, ведь малейшие отклонения могут привести к неожиданным последствиям, поэтому геометрия рамы автомобиля всегда должна быть точной и правильной формы. Как раз для этого и служат стапеля.

Таким образом, мы рассмотрели вариации инструмента для рихтовки кузова и описали их предназначения. Более подробные статьи на эту тему ищите на нашем сайте.

Инструмент для кузовного ремонта автомобиля

Кузов – это самая большая и самая важная часть автомобиля, которая перевозит пассажиров и защищает их, если вдруг случилась неприятность, и произошло столкновение. Несмотря на кажущуюся простоту, это довольно сложная, забравшая на себя немало материала и идей дизайнеров конструкция, которая требует ответственного отношения, эффективных методов и качественных инструментов для кузовного ремонта авто.

Кузов классически делится на три части – моторный отсек, пассажирский салон и грузовой багажник. Кроме практической функции кузов несет на себе еще и немалую эстетическую – ведь именно кузов мы замечаем в первую очередь, и именно он отвечает за внешний вид всего автомобиля. Это ведь кузовом мы восхищаемся, когда видим на дороге шикарное авто, модное и блестящее.

Но что делать, если вдруг действительно случилась неприятность и кузов, вместе с внешним видом существенно пострадал? В таком случае выход может быть только один – профессиональный кузовной ремонт. Что такое кузовной ремонт? Это выправление и восстановление кузова до того состояния, в котором он сошел с конвейера или очень близкое к тому. И эту процедуру можно доверить только настоящим профессионалам.

Какой ремонт грозит автомобилю?

Кузовной ремонт автомобиля в наше время процесс трудоемкий, дорогостоящий и технологически сложный. Для этого нужны:

  • специальное оборудование,
  • специальные инструменты,
  • правильная организация ремонтного процесса и мастера, у которых годы практики за плечами.

Ведь в зависимости от масштаба повреждения, как видимого, так и скрытого им придется использовать либо профессиональный стапель и покрасочную камеру, либо инструмент для кузовного ремонта автомобилей без покраски.

При очень сильных повреждениях никак не обойтись без стапеля – системы восстановления и контроля правильной геометрии кузова. Эта система очень важна, если при ударе, пусть и по ощущениям не сильном, повело лонжероны, либо возникли другие скрытые дефекты, изменившие конфигурацию кузова и влияющие на его технические характеристики. При этом все сменные детали, как правило, заменяют потому, что заменить бывает дешевле и легче, чем выправить.

Если проблемы не столь масштабны, то можно обойтись менее глобальными, но более трудоемкими методами типа рихтовки. В таких случаях мастера, в том числе, берут в руки киянки и вручную аккуратно сантиметр за сантиметром выстукивают поврежденную деталь до тех пор, пока ее поверхность максимально не приблизится к идеальной новой. Конечно, абсолютной гладкости в таком случае добиться не удается, и оставшиеся минимальные неровности доводятся до ума слоем шпаклевки, которая после высыхания подвергается шлифовке.

И в том и в другом случае без покраски потом не обойтись. После стапеля кузов подготавливают к покраске, после чего окрашивают, а после ручной выправки все зависит от места и габаритов работ, а так же уникальности первоначальной краски. Если это крыло стандартного заводского цвета, то покраска может быть осуществлена локально. Если же удалялись вмятины на крыше, да еще и цвет по спецзаказу был, то тут добро пожаловать на полную новую обливку.

Мелкие царапины и вмятины сейчас вполне удачно убирают методом локального кузовного ремонта. При этом деталь даже не снимают, а ремонтируют на месте с помощью специального инструмента для кузовного ремонта автомобилей, который позволяет обойтись без покраски. При работе таким инструментом самое сложное восстановить геометрию поврежденной детали, ведь чем точнее это удастся сделать, тем меньше придется наносить шпаклевки, а, следовательно, и риск последующего отслаивания в этом месте будет значительно ниже.

Но решить, какой именно из видов ремонта нужен конкретному автомобилю может только высококвалифицированный специалист после осмотра и диагностики. Это связанно с тем, что порой, казалось бы, малейшее столкновение, попавшее в неудачную точку, может привести к возникновению скрытых дефектов, связанных с нарушением геометрии кузова. А это впоследствии приведет к множественным деформациям, сведет на нет весь локальный ремонт, и что самое неприятное, может пагубно отразиться на способности кузова сохранять безопасность своих пассажиров.

Вам будет интересно  Тема на английском грузовой автомобиль. Легковой автомобиль. Основные части автомобиля на английском

Поэтому не стоит спорить с мастером, если, приехав с небольшой вмятиной в районе двери, вы услышите, что кузов будет необходимо тянуть на стапеле, чтобы выправить стойки. Это не его прихоть или желание получить дополнительные деньги. Это требование состояния автомобиля и вашей безопасности.

Что в руках у современных мастеров?

В случае если вмятина действительно только вмятина, никто не будет разбирать машину, освобождая кузов, и даже не будут снимать поврежденную деталь. Современные инструменты позволяются сделать все быстро, качественно и прямо на автомобиле.

Сегодня ассортимент инструментов на рынке постоянно пополняется, а новые более удобные и эффективные устройства появляются так быстро, что не всем удается вовремя проводить мониторинг и быть в курсе последних событий. Сервисы, отвечающие современным стандартам, имеют в своем арсенале инструмент для кузовного ремонта автомобилей без покраски. Конечно, это далеко не дешевый инструмент, но он позволяет значительно экономить силы мастеров и время автовладельцев.

К таким инструментам относятся:

  • Специальные гидравлические наборы для рихтовки автомобиля различных производителей;
  • Наборы для работ по выправлению основной массы вмятин кузова без дальнейшей необходимости покраски;
  • Обратный молоток с различными насадками и дополнениями;
  • Гидронасос одноступенчатый с ручным приводом;
  • Молоток пневматический с зубилами;
  • Специальный набор инструментов для удаления вмятин без покраски из особой пружинной стали;
  • Которые могут выкручиваться и идти на излом без поломок и потери технических характеристик.

Если в автосервисе есть этот минимальный необходимый набор инструментов, то можете быть спокойны – там без труда выправят все незначительные вмятины на кузове вашего автомобиля без необходимости дальнейшей покраски, только аккуратно заполируют место работ.

Но не требуйте от мастеров сделать невозможное, и, если повреждение было сильным, либо краска была изначально сильно повреждена, не рассчитывайте, что все обойдется так просто. В таком случае вам все же придется решать вопрос с, пусть локальной, но покраской автомобиля.

Как самостоятельно рихтовать вмятины на кузове автомобиля

Рихтовка кузова считается достаточно сложным видом ремонтных работ, поскольку при выравнивании деформированных кузовных деталей с целью придания им первоначальной формы необходим немалый опыт.

Тем не менее, многие рихтовочные операции могут быть выполнены самостоятельно, что определенно позволит сэкономить кругленькую сумму. Но нужно быть готовым к тому, что это достаточно трудоёмкая работа, требующая использования правильно подобранного инструментария и соблюдения выбранной технологии рихтовки.

Когда может использоваться рихтовка кузовных элементов

Такие работы выполняются не во всех случаях:

  • чаще всего к рихтовке прибегают, если необходимо восстановить первоначальную геометрию деформированной кузовной детали. Обычно такие повреждения получают при ДТП, а ремонтные работы могут включать такие операции, как сварка, шлифовка, подгонка с использованием специнструмента;
  • если требуется исправление локальных деформаций, присутствующих на ограниченной площади. Рихтовка позволяет практически без последствий «вылечить» незначительные повреждения. Как правило, в таких случаях используют молотки, имеющие разную геометрию ударной поверхности и разный материал покрытия, рихтовка заключается в нанесении небольших по силе частых ударов по повреждённому участку;
  • ели требуется полная или частичная покраска машины. В таких случаях правка металла перед нанесением ЛКП позволяет обойтись без использования толстого слоя шпаклевки.

Как самостоятельно рихтовать вмятины на кузове автомобиля

Но если повреждения кузовных деталей слишком серьёзные, с наличием разрывов и растяжений металла, в таких случаях рихтовка не в состоянии восстановить изначальную геометрию детали, так что потребуется её замена.

Виды рихтовки кузова

Рихтовка кузова автомашины своими руками – достаточно специфическая ремонтная операция, требующая от автовладельца соответствующего опыта и специфических знаний.

Рихтовочные работы классифицируются по трём признакам, хотя в пределах этих категорий существуют свои подвиды:

  • корректировка вмятин – самый распространённый вид, что объясняется довольно просто: при любых столкновения происходит вдавливание металла внутрь. Методов устранения такого дефекта придумано немало, и мы о них расскажем ниже;
  • ликвидация выпуклостей. Как ни странно, выпуклости появляются ничуть не реже, и это тоже вполне объяснимо: если в одном месте металл уходит внутрь, то в другом его тянет наружу. Рихтовка выпуклостей обычно требует наличия только комплекта молотков;
  • локальная рихтовка. Предполагается, что при таких повреждениях для правильной рихтовки вмятин в кузове не требуется демонтаж детали – достаточно иметь доступ к технологическим отверстиям.

Как самостоятельно рихтовать вмятины на кузове автомобиля

Инструменты, необходимые для рихтовки

Вряд ли стоит приступать к рихтовке обширных дефектов без наличия соответствующего опыта. Но даже если он присутствует, хороший результат обеспечит его дополнение правильным набором инструмента, подбираемым в зависимости от конкретного случая.

Приводим перечень наиболее употребительных приспособлений для рихтовки автомобилей своими руками:

  • базовый набор – это киянки и молотки разных размеров и геометрии, используемый для выравнивания как выпуклостей, так и вмятин практически любой сложности. Отличительным свойством этих инструментов является закругленный и тщательно отполированный боёк. Их масса не превышает 2 кг, а рабочая поверхность изготавливается из разных материалов: цветных металлов, текстолита, резины, пластика. Работать такими молоточками нужно без чрезмерного приложения силы, а за счет пружинистости инструмент практически не деформирует кузовную деталь. С помощью молотков и киянок рихтуют капот, крышу, двери, крылья и колёсные диски;
  • наковальни, поддержки, подкладки. Дополнительная, но очень важная компонента, используемая для фиксации обратной стороны рихтуемого участка. Наилучшие результаты получаются, если геометрия таких инструментов соответствует изгибам выравниваемой детали, так что у профессионального рихтовщика таких приспособлений много. Используются для исправления дефектов тех же кузовных элементов, что и в случае с молотками;
  • ложки, ударные полотна. Считаются обязательным и универсальным инструментарием, который должен присутствовать в наборе рихтовщика. Универсальность заключается в том, что они используются и как фиксатор, и для вытягивания вмятин. Ложка – инструмент, необходимый для разъединения листов металла, сдавленных в результате удара – такие случаи части при повреждениях дверей. Сфера использования – рихтовка дверей, дисков, крыши авто и капота;
  • крюки, рычаги. Инструмент, который используют для вытягивания вмятины с внутренней стороны кузовной детали, когда имеется возможность использования в качестве опоры или рычага ребро жёсткости. Используются для рихтовки практически всех кузовных элементов;
  • напильники, шлифмашинки. Назначение этих инструментов понятно – подготовка кузова к шпаклёвочным/покрасочным работам после рихтовки. Иногда используются для снятия излишков металла на небольших выпуклостях;
  • споттер – сварочный аппарат, специализирующийся на рихтовочных операциях. Используя точечную сварку, можно вытягивать вмятины, если металл в месте повреждения сильно растянут. Используется для рихтовки дверей и остальных кузовных элементов автомобиля своими руками.
Вам будет интересно  Чем обработать кузов машины на зиму. Воскование автомобиля от а до я

Как самостоятельно рихтовать вмятины на кузове автомобиля

Распространённые технологии рихтовки кузова

Перед началом работ, независимо от используемого способа, необходимо тщательно осмотреть место, где расположены вмятины. Делать это нужно либо днём, либо при ярком свете, иначе мелкие дефекты могут остаться незамеченными. Именно размеры дефектов и их форма определяет, какой способ восстановления подходит лучше всего.

Если на месте повреждения присутствуют сколы и царапины, рихтовка без покраски невозможна. Но поскольку современные автоэмали включают в свой состав полимерные компоненты, такая краска обычно не трескается, а растягивается вместе с металлом.

Рассмотрим популярные методы рихтовки.

Механическое устранение изнутри

Этот метод рекомендуется только при наличии немалого опыта и навыков, поэтому чаще всего его используют на автосервисах. При механическом устранении вмятин риск повреждения ЛКП минимален, поскольку инструмент воздействует на внутреннюю, неокрашенную область кузовной детали.

Основным инструментом являются рычаги. Сам процесс называется выдавливанием, осуществляемым посредством силового воздействия на дефектную область.

В районе вмятины ищут технологическое отверстие, вводят через него инструмент и давят на выпуклость (которая внешне будет выглядеть как вогнутость), пока не раздастся щелчок. Он свидетельствует об удачном завершении операции.

Правка методом PDR

Эта технология рихтовки кузова автомобиля считается одной из наиболее ложных, поэтому в гаражных условиях метод используется редко. Он содержит немало технологических операций, выполнить которые под силу только профессионалу.

Технология PDR применяется при устранении дефектов любой сложности. Их основных инструментов следует упомянуть крюки, но могут потребоваться и другие, поскольку часто приходится демонтировать внутреннюю обшивку и другие мешающие элементы. Набор крюков требуется большой, с разными углами изгиба, длиной, формой.

Как самостоятельно рихтовать вмятины на кузове автомобиля

  • очищаем поверхность, которую необходимо обрабатывать, демонтируем детали, затрудняющие доступ;
  • снижаем напряжение металла в деформированной области;
  • прогреваем участок посредством строительного фена до 40 градусов, самые выпуклые дефекты вытягиваем, если не требуется последующее выпрямление;
  • простукиваем вмятину по периметру;
  • подходящим инструментом выдавливаем вмятины.

Внешнее выравнивание спецоборудованием

Далеко не всегда устранение дефектов можно выполнить с использованием внутренней обработки неровностей. В таких случаях используется технология внешней рихтовки. Список необходимых инструментов включает:

  • вакуумные присоски;
  • клеевой состав;
  • специальные клеевые аппликаторы;
  • отбойники из фторопласта;
  • мини-лифтер.

Первый этап – закрепление аппликаторов в зонах предстоящей рихтовки, их нельзя трогать, пока клей не кристаллизуется. Мини-лифтер размещается в центральной точке вмятины, после того, как с его помощью вмятина вытягивается, необходимо удалить остатки клея. Если всё делать аккуратно, покраска детали не потребуется.

Для внешней рихтовки автомобилей своими руками могут использоваться и другие приспособления.

Например, с помощью пистона, который также помещается в центре вмятины, а вытягивание происходит по такому же алгоритму.

Если ни лифтёра, ни пистона нет, в домашних условиях можно приспособить для этой работы термоклей и присоску. Но насадки следует подбирать под размер и форму вмятины. Они приклеиваются на поверхности, и затем происходит вытягивание.

Как самостоятельно рихтовать вмятины на кузове автомобиля

Исправление магнитом

Самый простой способ рихтовки, который годится для вмятин простой геометрии. Магнит можно приобрести в любом автомагазине, его силы должно быть достаточно, чтобы вытягивать небольшие по площади вмятины.

Для обширных, глубоких и неоднородных вмятин этот способ малопригоден.

Рихтовка с использованием магнита выполняется в следующей последовательности:

  • между кузовной поверхностью и магнитом размещаем салфетку во избежание повреждения лакокрасочного покрытия;
  • магнит прислоняем к одному из краёв вмятины и тянем на себя, затем передвигаем его в другую точку периметра и повторяем операцию;
  • последовательно сдвигаемся от краёв к центру вмятины.

Метод рихтовки с использованием строительного фена

Эту технологию иногда называют «нагрев-охлаждение».

Рассмотрим, как правильно рихтовать вмятины на кузове авто с использованием мощного строительного фена. Суть технологии заключается в нагреве дефектного участка, после которого следует быстрое охлаждение. Другими словами, это бесконтактная рихтовка – единственный способ, при котором повреждение ЛКП в принципе невозможно.

Как самостоятельно рихтовать вмятины на кузове автомобиля

Кроме собственно строительного фена, может понадобиться следующий инструмент и расходники:

  • респиратор;
  • перчатки;
  • баллончик со сжатым воздухом;
  • автополироль.

С помощью нагревательного элемента создается перепад температур между обрабатываемой поверхностью и температурой наружного воздуха. При нагревании металл, как известно со школьного курса физики, расширяется, а при охлаждении – сжимается. Если чередовать нагрев и охлаждение, можно добиться того, что вогнутая часть от перепада температур вернется в исходное положение.

Прогревать дефектный участок нужно на протяжении двух-трёх минут, при этом нужно следить, чтобы от высокой температуры не пострадала ЛКП.

После этого охлаждаем нагретый участок сжатым воздухом. Если нужного эффекта достигнуть не удалось, можно попробовать повторить операцию.

Если повреждённый участок обширен, вытягивание вмятин выполняется поэтапно (прогревать большую площадь не получится – пока греете один участок, другой остывает). Возможно, после вытягивания потребуется обработка кузовной детали полиролью. Процедура достаточно простая, не требующая особых навыков, выполняется быстро и демонстрирует неплохие результаты.

Вместо сжато воздуха можно использовать сухой лёд, которым водят по нагретой поверхности поверх слоя фольги.

Выстукивание

Рихтовка автомобиля без покраски методом выстукивания применяется, если зона с повреждениями имеет достаточно большую площадь. В качестве основного инструмента используют крючки и резиновые киянки. Желательно иметь инструмент разной формы и размеров, в этом случае результаты будут более предсказуемыми.

Использование киянок нельзя назвать простой технологией, здесь нужен определённый опыт, хотя при правильном использовании инструментов необратимых последствий быть не должно. Под правильным использованием понимают простукивание с небольшой амплитудой, то есть удары должны быть несильными, но частыми.

После рихтовки тоже может потребоваться полировка восстановленного участка.

Источник http://car-avz.ru/glavnaya/sovety-masteru/13321-instrument-dlya-kuzovnogo-remonta-avtomobilej
Источник http://neauto.ru/kak-samostojatelno-rihtovat-vmjatiny-na-kuzove-avtomobilja/