История отечественного автопрома: гордиться нечем

История отечественного автопрома: гордиться нечем

Автопром никогда не был сильной стороной нашей промышленности. По сути, почти вся история отечественной автоиндустрии – это история копирования и заимствования западных аналогов. Портал Kolesa.ru отследил в истории западной автомобильной промышленности машины, которые мы привыкли считать "своими".

ГАЗ А/Ford A

Первый серийный легковой автомобиль нового советского государства, выпускавшийся с 1932 по 1936 год. Машина изначально была представлена в кузове фаэтон, который со временем дополнился седаном и пикапом. Двигатель объемом 3.3 литра и мощностью 40 л.с. разгонял ГАЗ А до 90 км/ч. Розничные продажи автомобиля были единичными (в общей сложности по частным рукам разошлось около 1000 автомобилей), а основными потребителями стали государственные службы, армия и таксопарки. Общий выпуск составил 41 917 машин.

Ford A

ГАЗ А

По своей сути ГАЗ А представлял собой лицензионную копию американского Ford Model A (фото справа), который к началу производства в СССР уже был снят с производства в Штатах. В процессе адаптации советские инженеры и конструкторы на базе ГАЗ А создали ещё несколько модификаций, включая пожарную, бронированную и полугусенечную.

КИМ-10/Ford Perfect

По задумке советской власти, КИМ-10 должен был стать первым массовым автомобилем, предназначенным для продажи населению. Основой для первой «народной» машины СССР стал технически простой и недорогой Ford Perfect образца 1938 года, производимый английским подразделением американской марки. По проектам советских конструкторов в США были созданы штампы трех кузовов: купе, седан и кабриолет.

КИМ-10

Ford Perfect

Первые серийные образцы КИМ-10 увидели свет в апреле 1941 года. А менее чем через три месяца производство было остановлено – началась Великая Отечественная война.

В общей сложности на заводе успели сделать менее 1000 автомобилей.

Москвич 400/ Opel Kadett K38

Идеологический последователь КИМ-10. Новый «народный» автомобиль было решено создать на базе одной из немецких «трофейных» машин, которых к окончанию войны на территории СССР скопилось немало. Выбор пал на достаточно современный по тем временам Opel Kadett K38 образца 1937 года. Правда воссоздавать автомобиль пришлось практически заново, поскольку большая часть документации и оборудования завода Opel были уничтожены, либо вывезены американцами (марка Opel с 1929 года принадлежала концерну General Motors).

Москвич 400

Opel Kadett K38

Интерьер Москвич 400

В итоге в декабре 1946 года был выпущен первый «Москвич 400». В начале своего производства автомобиль оснащался 1.1-литровым мотором мощностью 23 л.с., трехступенчатой механической КПП и независимой передней подвеской. «Москвич» выпускался в нескольких типах кузова, включая седан, кабриолет, фургон, пикап и шасси с кабиной.

В общей сложности с 1946 по 1956 год был произведен 247 861 автомобиль.

ГАЗ-М20 «Победа»/Opel Kapitan

Первый серийный советский автомобиль с несущим кузовом. ГАЗ-20 оснащался слабым для своей массы четырехцилиндровым двигателем объемом 2.1 литра и мощностью 52 л.с. с трехступенчатой КПП без синхронизаторов (Позже синхронизаторы появились на 2-ой и 3-ей передачах). Ограниченная версия ГАЗ-М20Г с более мощным 90-сильным шестицилидровым мотором была создана специально для спецслужб.

Победа М20

Opel Kapitan

ГАЗ-М20 не был создан методом прямого копирования, а являлся квинтэссенцией технических идей всей трофейной и поставленной по ленд-лизу техники, оказавшейся на территории Советского Союза после войны. Однако значительную роль в создании «Победы» сыграл немецкий Opel Kapitan (на тот момент – флагман модельного ряда Opel) – именно его конструктивные особенности во многом были адаптированы для создания новой отечественной модели.

ГАЗ М20 интерьер

Opel Kapitan интерьер

Кстати, модификация «Победы» (ГАЗ-М72) на полноприводном шасси ГАЗ-69 образца 1955 года является, по сути, первым в мире кроссовером – то есть полноприводным легковым автомобилем повышенной проходимости с несущим кузовом.

ГАЗ М72

Всего с 1946 по 1958 год было выпущено 235 999 автомобилей.

ГАЗ-21 «Волга»/Ford Mainline/ Plymouth Savoy/Chevrolet 210 DeLuxe

Так же как и «Победа», ГАЗ-21 не является прямым советским аналогом какой-либо из западных моделей. Причем, на начальной стадии разработки отечественные конструкторы действовали полностью самостоятельно, пытаясь модернизировать уже имеющийся ГАЗ-М20. Уже по мере ходовых испытаний прототипа следующего поколения, заводом ГАЗ были взяты для изучения и сравнения иностранные образцы, среди которых значились модели Ford, Plymouth, Chevrolet, Kaiser, Willys, Opel.

ГАЗ 21

ГАЗ 21

В итоге новый ГАЗ-21 «Волга» стилистически стал сильно напоминать все имеющиеся западные аналоги того времени, однако копией кого-либо из них не являлся. Кроме того, у западных моделей были позаимствованы некоторые технические решения, которые нашими конструкторами были признаны удачными или в создании которых у наших специалистов не было опыта. Так, ГАЗ-21 «Волга» стал первым серийным советским автомобилем, на который устанавливалась автоматическая коробка передач, созданная на основе трансмиссии Ford-O-Matic.

Ford Mainline

Plymouth Savoy

Chevrolet 210 De Luxe

За время производства ГАЗ-21 имел большое количество модификаций с разными кузовами и двигателями, включая, универсал, «парадный» кабриолет, автомобили спецслужб с двигателем V8, а также экспортные дизельные версии.

Всего с 1956 по 1970 год было выпущено 639 483 автомобиля.

ЗАЗ 965/Fiat 600

После выхода модели «Москвич 402», которая оказалась почти вдвое дороже своего «бюджетного» предшественника, вновь стал вопрос о создании дешевого автомобиля способного перевезти четырех человек. Изучив западные аналоги, советские конструкторы выбрали модель для адаптации – им оказался Fiat 600 образца 1955 года. Компактный двухдверный хэтчбек заднемоторной и заднеприводной компоновки. (Переднеприводные автомобили нашими конструкторами не рассматривались, так как отечественная промышленность была не в состоянии освоить производство шарниров равных угловых скоростей (ШРУС).

ЗАЗ 965

Fiat 600

Интерьер Fiat 600

Интерьер ЗАЗ 965

В итоге, Fiat 600 был значительно переработан на заводе МЗМА и изначально получил название «Москвич-444». Однако серийное производство было освоено на двух заводах в г. Запорожье и в г. Мелитополь, после чего автомобилю было присвоено название «ЗАЗ-965». Машина длиной 3,33 метра получила трехобъемный кузов (в отличие от двухобъемного Fiat), четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения объемом 870 «кубиков» (26 л.с.) и переднюю подвеску на двух поперечных торсионах.

Всего с 1960 по 1969 год было выпущено 322 166 автомобилей всех модификаций.

ЗАЗ 966 (968)/NSU Prinz 4

Следующее поколение «Запорожцев», получивших индекс 966 (после незначительной модернизации — 968), так же было скопировано с западного аналога. На этот раз внешность советской машины почти дословно повторяла экстерьер западно-германского NSU Prinz 4 образца 1961 года, который в свою очередь сам был стилистически близок, прежде всего, к Chevrolet Corvair 1959 года.

ЗАЗ 966

NSU Prinz 4

Немецкая машина не обладала передовой технической начинкой, однако пользовалась успехом благодаря дешевизне и простоте конструкции – изначально двухцилиндровый двигатель с воздушным охлаждением (позже мотор 1200 V4), синхронизированная коробка передач и дифференциал находились в едином корпусе в задней части автомобиля.

Двигатель NSU Prinz 4

Все эти технические особенности были полностью воссозданы и на ЗАЗ 966 (968). Единственным «фирменным» отличием стали «уши» — воздухозаборники по бортам ЗАЗ, которые исчезли с выходом рестайлинговой версии ЗАЗ 968М. «Ушастный» не обладал высокой степенью надёжности, однако был очень «живучим» — способность передвигаться с сильными техническими неполадками легла в основу множества анекдотов.

В общей сложности модификации ЗАЗ 966 (968) продержались на конвейере с 1967 вплоть до 1994 год.

ГАЗ 24/Ford Falcon/Plymouth Valiant

Самый массовый легковой автомобиль Горьковского автозавода. Как и предыдущая модель, «Двадцать четвертая» проектировалась не «под копирку», а на основе общих тенденций моделей американского автопрома тех лет. Стилистически в экстерьере и интерьере отчётливо угадываются черты таких автомобилей как Ford Falcon и Plymouth Valiant образца начала 1960-х годов.

ГАЗ 24

ИНтерьер ГАЗ 24

Основной агрегатной составляющей был 2.5-литровый бензиновый двигатель (85 или 95 л.с.) и механическая четырехступенчатая КПП. На ограниченную партию машин устанавливался 5.5-литровый двигатель V8 в паре с «автоматом». Кроме того, советские конструкторы пытались освоить установку под капотом ГАЗ-24 иностранных шестицилиндровых бензиновых двигателей, а также французский дизель для экспортных вариантов. Конструктивно ГАЗ-24 находился на уровне своих американских аналогов, однако заметно уступал европейским автомобилям того же класса.

Ford Falcon

Plymouth Valiant

Так же как и ГАЗ-21, новая «Волга» имела множество кузовных модификаций и стала самой престижной массовой машиной своего времени в СССР.

Всего с 1970 по 1992 год было выпущено 1 481 561 автомобилей ГАЗ-24. Модернизированные версии ГАЗ-24 выпускались плоть до 2009 года.

ВАЗ 2101/Fiat 124

Сегодня вряд ли кто-то не знает, что легендарная советская «Копейка» является лицензионной копией итальянского Fiat 124 образца 1966 года, который в том же году получил титул «Автомобиль года в Европе». В общем-то, советский автопром стал по-настоящему массовым, начиная именно с ВАЗ-2101. С появлением этой модели в Советском Союзе строится не только новый завод, но и дочерние предприятия по его обеспечению, а также развивается автомобильная инфраструктура для населения.

ВАЗ 2101

Fiat 124

Интерьер ВАЗ 2101

Несмотря на громкий титул, Fiat 124 не был передовым автомобилем для своего времени, но отличался хорошими потребительскими и ездовыми качествами при простоте конструкции и невысокой цене. Технически ВАЗ-2101 точной копией Фиата не является, так как последний изначально создавался в расчёте на хорошие европейские дороги и теплый климат. В ходе ездовых испытаний наши инженеры «перетряхнули» конструкцию почти всех узлов и агрегатов, сделав автомобиль надёжнее в условиях отечественных реалий.

Брошюра Fiat 124

Брошюра Fiat 124

Для советских же автовладельцев того времени ВАЗ-2101 стал настоящим технологическим прорывом по многим параметрам, главным из которых был комфорт, как ездовой, так и эксплуатационный.

Несмотря на то, что производство Fiat 124 было окончено в 1976 году, ВАЗ-2101 и все его последующие модификации просуществовали на конвейере почти 42 года (!) с 1970 аж до сентября 2012 года.

Москвич 2141/Simca-Chrysler 1307

Во второй половине семидесятых годов прошлого века по примеру АвтоВАЗа новое руководство завода АЗЛК начала поиск зарубежного партнера с готовой моделью, производство которой можно было наладить в Советском Союзе. По концепции и цене, «новый Москвич» должен был стать переднеприводным и занять место между массовыми «Жигулями» и престижной «Волгой».

Москвич 2141

Simca 1307

Выбор пал на французский автомобиль Simca-1307 образца 1975 года, выпускавшийся дочерним подразделением концерна Chrysler Europe. Также как и Fiat 124 в своё время, Simca-1307 в 1976 году получил титул «Автомобиль года в Европе». Конструкторы АЗЛК полностью переделали переднюю часть автомобиля под установку отечественного двигателя, заменили заднюю торсионную подвеску Simca полунезависимой балкой с витыми пружинами и изменили кузовные панели. Однако каркас кузова и общий облик модели, названной «Москвич 2141», повторяли французский автомобиль.

Вам будет интересно  Автомобили с высоким качеством сборки: ТОП-20

Интерьер Москвич 2141

Интерьер Simca 1307

Главными достоинствами машины были просторный и эргономичный для своего времени салон, а также неплохая курсовая устойчивость и легкость управления. Недостатки – слабые устаревшие двигатели от ВАЗ-2106 или Уфимского моторного завода. Откровенно низкое качество сборки, комплектующих и коррозийной стойкости, в конце концов, и погубившее автомобиль, а затем и весь завод АЗЛК.

Simca 1307

За историю существования «Москвич 2141» было проведено несколько попыток модернизации, включая установку дизельного мотора Ford и бензинового мотора Renault. Так же было выпущено несколько модификаций в кузове седан, купе, пикап и проект универсала. Все они так и остались штучными или выставочными.

«Москвич 2141» выпускался с 1986 по 2003 год.

Volga Siber/Chrysler Sebring/Dodge Stratus

К концу «нулевых» годов, на предприятии ГАЗ очередной раз встал вопрос о замене архаичной по всем параметрам модели «Волга», конструкции которой стукнуло, ни много ни мало, 38 лет. По сложившейся советской традиции новой моделью было решено сделать лицензионную копию уже снятого с производства в Штатах автомобиля Chrysler Sebring (Dodge Stratus) образца 2000 года, тем более, что у отечественного завода уже было соглашение с Chrysler на поставку двигателей.

Volga Siber

Chrysler Sebring

В итоге в 2008 году с минимальными внешними и техническими изменениями автомобиль пошёл в производство под названием «Volga Siber». На машину устанавливался «родной» двигатель объемом 2.4 литра сначала с четырехступенчатой автоматической, а затем с пятиступенчатой механической трансмиссией. Были планы и по установке бензиновых двигателей 2.0 и V6 2.7 литра, но им не суждено было сбыться.

Интерьер Volga Siber

Интерьер Chrysler Sebring

Спустя всего два года, в октябре 2010, из-за крайне низкого спроса производство Volga Siber было свёрнуто. Провал объсним: отечественные потребители ждали новую «Волгу» — то есть большой, конструктивно простой и дешевый автомобиль, а получили относительно современную «иномарку» соответствующей стоимости.

С окончанием выпуска Volga Siber история производства легковых автомобилей ГАЗ была закончена. На сегодняшний день на освободившихся мощностях налажена контрактная сборка автомобилей Skoda, Volkswagen и Chevrolet.

Всего с 2008 по 2010 год было выпущено 8 933 автомобиля Volga Siber.

Lada Largus/ Dacia Logan MCV

В 2009 году российские власти обратились к руководству альянса Renault-Nissan с просьбой о модернизации завода «АвтоВАЗ» (Франко-японскому концерну на тот момент уже принадлежало 25% акций российского предприятия).

Dacia Logan MCV

Lada Largus

Было принято решение о совместном производстве новой модели — универсала Lada Largus, который является лицензионной копией франко-румынского автомобиля Dacia Logan MCV. Специально для новой модели были созданы или переоборудованы новые производственные мощности. Кроме того, уровень локализации новой машины превысил 60%, а к 2014 году должен составить 72%.

Интерьер Lada Largus

Интерьер Dacia Logan MCV

Агрегатно Lada Largus ничем не отличается от своего европейского «аналога», который в ближайшее время будет представлен уже во втором поколении. Под капотом находится бензиновый двигатель 1.6 мощностью 84 или 105 лошадиных сил, состыкованный с пятиступенчатой механикой. Изменения отечественных инженеров свелись к «точечным» доработкам подвески, установке пластиковых и резинных пыльников, брызговиков и защитных накладок.

Lada Largus Фургон

Lada Largus доступен только в кузове универсал, причем как в пяти, так и в семиместном исполнении. Также существует грузовая коммерческая модификация. Рассматривается установка автоматической трансмиссии. В любом случае, Lada Largus на сегодняшний день – самая современная модель, выпускаемая под российским брендом.

По плану производство автомобиля должно продлиться до 2023 года.

На текущий момент из всех предприятий, выпускающих отечественные легковые автомобили, «в живых» остался только гигант «АвтоВАЗ» со своим дочерним предприятием «ИжАвто», да и то, благодаря беспрецедентным финансовым вложениям со стороны государства. А также группа компаний «Соллерс», которая сумела сохранить производство внедорожников УАЗ.

Впрочем, «АвтоВАЗ» в ближайшее время должен полностью перейти под контроль альянса Renault-Nissan, который определённо сосредоточит усилия на выпуске в России собственных моделей (пускай и под брендом Lada). А «Соллерс» уже сейчас сконцентрирован на лицензионной сборке автомобилей Ford, SsangYong, Isuzu, а с конца 2012 года — Mazda.

Скорее всего, уже в ближайшие десятилетия история легкового отечественного автопрома придёт к своему логическому финалу. Оставив бесконечные попытки адаптировать и модернизировать устаревшие собственные и западные аналоги, российские предприятия просто станут производственными площадками мировых автомобильных брендов.

В материале использованы фотографии с сайтов nnm.ru, motor.net.pl, zp-avto.ru, dic.academic.ru, ned.ronet.ru, autowp.ru, telegraaf.nl, wwww.zaz.su, tempauto.su, lada-largus.com, cep.sabah.com.tr.

Для комментирования вам необходимо авторизоваться

Бред.Здесь написаны только копированные машины,но нет про машины собственной разработки.Тогда можнл написать и про китайские машины и про любые другие марки.

Все автомобили в определенные этапы развития человечества похожи, но есть и расхождения в деталях а именно это и называется национальной промышленностью.Если автомобили делались с участием других стран в производстве, с использованием узлов и деталей других автомобилей в этом ничего страшного нет, это должно помогать делать и придумывать что-то свое. Непонятно одно с какой целью пишутся такие статьи как эта, показать, что наша страна ничего не умеет сама и т.д.

Вы абсолютно правы. Такие статьи создаются для того, чтобы развивать у людей, особенно у молодёжи, комплекс неполноценности, комплекс стыда за свою страну с той целью, чтобы впоследствии они эту страну без сожаления дали разрушить. Такое было уже в СССР, когда ходили анекдоты "если бы немцы победили, то мы бы ездили на мерседесах и пили баварское", это и сейчас продолжается.

И вопрос, ГАЗ-3111 с чего копировался?

атор статьи — осел криворукий. на основании слухов собрал в кучу лицензионные автомобили, совместные разработки и мировые тенденции времени производстваю

Рекомендую колесам.ру удалить эту статью. Ответственность СМИ за подачу ложной информации никто не отменял. А здесь ложь начинается с заголовка. Идём по пунктам. "Победа" и "Волга-21" не были ни прямыми ни кривыми копиями иномарок. Автор их притянул сюда за уши. Они сделаны в соотвествии с тогдашними мировыми автомобильными тенденциями. Это абсолютно нормально и абсолютно также делали и делают иностранные производители. А про полноприводную Победу автор сам заикнулся, что она ПЕРВЫЙ в мире кроссовер. Этим не стоит гордиться? Тогда ты либо дурак либо враг — других вариантов нет. С "Москвич-2141" ситуация такая же — он похож на "Симку" меньше, чем Солярис на Фокус, почему не чморишь корейский или американский автопром? Рено с Ниссаном не стесняются работать вместе, но ты не чморишь французский или японский автопром. Идём далее. В статье нет ни слова об автомобилях, которые стали вехами в отечественном автопроме и некоторые были популярны на экспорте. Это: 1) Москвич-412, 2) ВАЗ-2121 Нива, 3) ВАЗ-2108, 4) ЗАЗ-1102 Таврия, 5) ВАЗ-2110 (который, если бы не "перестройка" и развал страны, мог быть на конвейере 1990-м году), 6) ВАЗ-2123 Нива-2 — впоследствии Шевроле Нива (чего не чморишь Шевролет, не погнушавшийся выкупить российскую модель?), 7) проект АЗЛК Истра, который не был доработан из-за развала Союза, но идеи которого использовали модели 90-х годов и позже, 8) ВАЗ-2120 Надежда — уникальный 7-местный полноприводной минивэн (Ларгус вспомнил, а эту машину сознательно утаил?), 9) ГАЗ-3111 Волга, 10) ВАЗ-219x Калина, Гранта, на основе которых сделаны "японские" Датсуны (чего не чморишь японцев по этому поводу?), 11) ВАЗ Веста и X-Ray. Кроме того были правительственные лимузины ЗИЛ и ГАЗ Чайка, автобусы и грузовики. Так говоришь гордиться нечем? Это твоим родителям гордиться нечем.

Да все равно есть были у нас собственные разработки или нет. Статья и тп. Один фиг у нас авто какашки потому что все знают как мы любим делать все по "стандарту" (это я про авось). Если бы у нас были хорошие автомобили то не надо было бы вливать в эту отрасль такие ОГРОМНЫЕ ДЕНЬГИ! А так все само становится на свои места и доказывает обратное. Все хана. Теперь буржуи будут продавать свой бурбон в наших бутылках с надписью Made in Russia

КГ/АМ Что интересно — до этого еще здесь же, на "Колесах", выпускались статьи с опровержениями мифов о "копиях". В частности про то, что ЗАЗ-965 НЕ копия — есть статья, про ГАЗ М20 и 21 — аналогично, и т.д. И после всего этого пропустить подобную ебанину. Сюр какой-то просто.

11 редких внедорожников, о которых вы не слышали

Если спросить меня, то считаю, что именно 80–90-е годы прошлого столетия — это и есть золотая эра автомобильной промышленности, когда в производство запускались самые необычные, оригинальные и зачастую мелкосерийные проекты. Многие из них были не только смелыми с дизайнерской точки зрения, но еще и обладали интересным конструктивом. Какие-то оказались редким, а то и единичным плодом сотрудничества компаний, которые обычно не имели друг с другом ничего общего. Некоторые появились в продаже лишь как омологационные версии спортивных автомобилей. Такие любопытные истории, почему же все эти внедорожники не снискали особой популярности? Возможно, дело в том, что большинство из наших сегодняшних героев опередили свое время?

В попытках создать свой уникальный внедорожник в конце прошлого века были уличены многие компании. Мы выбрали 11 самых, на наш взгляд, необычных и малоизвестных проектов. Сегодня вы узнаете об японском Land Rover, о неожиданном опыте итальянцев на внедорожной стезе, о золотых временах компании Isuzu, о бешеном Pajero и многих других представителях жанра, которые оставили свой след в истории создания полноприводных автомобилей.

Acura SLX

Годы выпуска — 1995–1999
Двигатель — V6 бензин 3,2–3,5 л
Мощность — 190–215 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — 6590

Acura SLX

В середине 90-х годов многие автопроизводителей активно стали обращаться к кроссоверно-внедорожной тематике. Не стало исключением и люксовое подразделение компании Honda — Acura. Японцы задумали привлечь дополнительных американских покупателей, выведя на рынок модель подобного толка. Но на самостоятельную разработку тогда не было времени и денег, поэтому Акура обратилась к… компании Isuzu! В Исудзу никогда не делали «премиальных» автомобилей, но зато в их модельном ряду был весьма уважаемый во всем мире внедорожник Trooper. Именно его и взяли за основу первой полноприводной Acura — модели SLX. Для обеспечения достойной динамики под капот имплантировали 3,2-литровую V-образную бензиновую «шестерку» мощностью 190 л.с. (3,5 л и 215 л.с. с 1998 года). Но скромных изменений во внешности (по мелочи — радиаторная решетка, обвес кузова) и хорошей отдачи оказалось недостаточно, чтобы американцы выстроились за SLX в очередь — уж слишком он напоминал своего «деревенского» донора. В 2000 году ему на смену пришла оригинальная модель — кроссовер MDX, который снискал уже гораздо большую популярность. Но в 2019 году Acura вернулась к SLX, оснастив единственный шоу-кар системой полного привода SH-AWD, активным задним дифференциалом, 10-ступенчатым «автоматом» и двигателем 2.0-турбо (350 л.с.).

Вам будет интересно  Обзор компактного внедорожника от бренда Changan

Acura SLXAcura SLXAcura SLX

Bertone Freeclimber и Freeclimber II

Годы выпуска — 1989–1995
Двигатель — L6 турбодизель 2,4 л; L6 бензин 2,7 л
Мощность — 116 л.с., 129 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — 2795 + 2860

Bertone Freeclimber

В 1980-е годы даже не было такого понятия, как кроссовер. Все представители полноприводного легкового сегмента — Land Rover, Jeep Wrangler или более компактные Daihatsu Rocky и Suzuki Vitara — по сути являлись настоящими внедорожниками. Но многие из них уже тогда тяготели к повышенному уровню комфорта и высокому статусу владельца. Это веяние уловила итальянская компания Bertone, которая решила в 1989 году запустить в производство модель Freeclimber на базе того самого компактного Daihatsu Rocky/Rugger. Автомобиль получил не только сильно измененный дизайн и интерьер с улучшенной отделкой, но и двигатели от BMW (бензиновую или турбодизельную рядные «шестерки»). При этом Freeclimber сохранил весь внедорожный потенциал — раму, мосты и жестко подключаемый передний привод. До 1992 года было выпущено всего 2795 экземпляров модели, тем не менее у Bertone хватило сил освоить производство Freeclimber II на шасси обновленного в 1992 году Роки. Последним годом выпуска этого внедорожника стал 1995-й.

Bertone FreeclimberBertone FreeclimberBertone Freeclimber

Biagini Passo

Годы выпуска — 1990–1993
Двигатель — L4 бензин 1,8 л
Мощность — 88–98 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — 65

Biagini Passo

Наверняка вы знаете, что еще в 1988 году концерн Volkswagen освоил производство полноприводного Гольфа второго поколения с трансмиссией Syncro с вискомуфтой в приводе задней оси. Но далеко не всем известна такая модель, как Golf II Cross Country — рамный (!) автомобиль, который выпускали на мощностях компании Steyr в австрийском Граце. Стоил он космических денег, поэтому продано было всего около 7500 экземпляров. Тем не менее столь невысокий результат не стал преградой для итальянцев из Biagini, которые все же решили создать свою версию этого кроссовера под именем Passo. Это была самая настоящая сборная солянка: кузов — от Golf Cabrio в оригинальном обвесе, шасси, полный привод и двигатель — от Cross Country, фары — от Fiat Panda. С 1990 по 1993 год было выпущено всего 65 автомобилей. Учитывая тот факт, что большинство из них давно уже сгнили, Passo — настоящий раритет!

Biagini PassoBiagini PassoBiagini Passo (1993)

Honda Crossroad (первое поколение)

Годы выпуска — 1993–1998
Двигатель — V8 бензин 3,9 л
Мощность — 182 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — н. д.

Honda Crossroad

Вам ничего не напоминает этот кузов? Правильно, конечно же, это всем знакомые характерные обводы кузова первого поколения легендарного нынче Land Rover Discovery! Но при чем тут Honda, спросите вы? Притом, что в результате мало кому известного альянса между Хонда и Land Rover для конкуренции с такими грандами, как Jeep Cherokee, на японском рынке был создан в 1993 году внедорожник Crossroad. Уникальных черт в нем хватает: единственная за все времена Honda с двигателем V8, как и единственный трехдверный Discovery (да-да, были и такие варианты Crossroad!). Но в Японии внедорожник, что называется, не пошел — его сгубили прожорливость и низкий уровень надежности. Продажи свернули в 1998 году, когда в модельной гамме Хонда появился кроссовер CR-V.

Honda CrossroadHonda CrossroadHonda Crossroad

Isuzu Axiom

Годы выпуска — 2001–2004
Двигатель — V6 бензин 3,5 л
Мощность — 230–250 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — около 25 000

Isuzu Axiom

Самый новый автомобиль нашего сегодняшнего обзора, который был представлен уже в XXI веке, на автосалоне в Детройте в 2001 году, — Isuzu Axiom. Японской компании все время не давали покоя лавры Lexus, Acura и Infiniti, которые в начале 2000-х годов плотно подсадили американских покупателей на иглу японского «премиума». Поэтому решено было создать свой люксовый полноприводный флагман с подобающим внешним видом, внутренней отделкой, мощным мотором и первоклассным уровнем комфорта. Хотя Axiom и был построен на базе Rodeo, с первого взгляда этого никак не скажешь. Аксиомы производили до 2004 года на совместном с Subaru заводе в Лафайете (штат Индиана). За три года выпустили всего около 25 000 экземпляров. Так что, к сожалению, экспансия Isuzu в премиальный сегмент так и не удалась.

Isuzu AxiomIsuzu AxiomIsuzu Axiom

Isuzu VehiCROSS

Годы выпуска — 1997–2001
Двигатель — V6 бензин 3,2–3,5 л
Мощность — 215 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — 5958

Isuzu VehiCROSS

Не могли мы обойти вниманием и еще одного представителя компании Isuzu — модель VehiCROSS, которая появилась в 1997 году. Честно говоря, до этого времени вряд ли кто-то мог назвать хоть один по-настоящему красивый или хотя бы оригинальный автомобиль этой марки. VehiCROSS прогремел как гром среди ясного неба — такого Isuzu мы еще никогда не видели! Заскучавшим дизайнерам дали карт-бланш, и они явно воплотили в жизнь все свои самые смелые намерения. Даже сейчас, спустя почти 25 лет, VehiCROSS выглядит авангардно — рельефные бока, выраженный обвес, замаскированная в заднюю дверь «запаска» и высокий клиренс. Чисто концепт-кар! Все в порядке было у него и с динамикой — благодаря 215-сильному мотору V6. За четыре года произвели всего около 6000 экземпляров VehiCROSS, 4200 из которых остались в Соединенных Штатах.

Isuzu VehiCROSSIsuzu VehiCROSSIsuzu VehiCROSS

Laforza 5 Liter/Rayton-Fissore Magnum

Годы выпуска — 1988–2003
Двигатель — L4 бензин-турбо 2,0 л; V6 бензин-турбо 3,4 л; L6 бензин 3,0 л; V8 бензин 4,9–6,0 л; L4 турбодизель 2,4 л
Мощность — 138 л.с.; 160 л.с.; 170–280 л.с.; 211 л.с.; 90–110 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — около 6000

Laforza 5 Liter

После окончания всемирного нефтяного кризиса 70-х годов возрожденная итальянская компания Rayton-Fissore (ранее Carrozzeria Fissore) заявила всему свету о начале громкого проекта по созданию люксового внедорожника в пику Range Rover. Эту идею подхватил совет директоров Fiat, предоставив компании финансирование и право на применение деталей любых автомобилей концерна. Для постройки Magnum решено было выбрать шасси армейского вездехода Iveco 40 PM10 или его гражданского «брата» Iveco Daily с лонжеронной рамой и неразрезными «мостами», системой полного привода с двухступенчатой раздаточной коробкой передач и дифференциалами с жесткими блокировками. Правда, колесную базу укоротили, а на место рессор установили пружины и амортизаторы. Поначалу Magnum оснащали скромным итальянским турбодизелем SOFIM мощностью всего 90–110 л.с. Позже были и турбированные моторы от Alfa Romeo, и рядная «шестерка» от BMW, но пиком карьеры Laforza 5 стала установка для США — а именно Штаты стали в конце 80-х основными потребителями таких автомобилей — V-образных «восьмерок» до 280 л.с. мощности. Путь компании был тернистым: в 1990-м она вновь объявила о банкротстве, но тут же была выкуплена аравийской фирмой Badrahn Enterprises, которая опять начала продавать внедорожники и на родине, и в США. За все эти годы удалось выпустить всего около 6000 экземпляров модели.

Rayton-Fissore Magnum 2.5 V6Laforza 5 Liter (1989)Laforza 5 Liter

Mazda Navajo

Годы выпуска — 1991–1994
Двигатель — V6 бензин 4,0 л
Мощность — 210 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — н. д.

Mazda Navajo

Вы знаете, что первым внедорожником фирмы Mazda стала еще в 1991 году малоизвестная модель Navajo? Уже по названию (навахи — индейское племя Северной Америки) понятно, что она предназначалась для рынка США. Более того, была не чем иным, как почти точной копией трехдверного Ford Explorer Sport первого поколения с незначительными косметическими изменениями — иной оптикой и решеткой радиатора. Собирали Navajo на том же заводе в Луисвилле (штат Кентукки), что и Эксплореры, а под капотом была та же самая 4,0-литровая «шестерка» мощностью от 160 до 210 л.с. В богатой комплектации внедорожник, помимо стандартных электроподъемников, зеркал и кожаной отделки руля, оснащался кондиционером, «спортивными» сиденьями с электроприводом регулировки поясничного подпора, кассетной магнитолой и круиз-контролем. А вот пятидверной модификации, как у Explorer, у Navajo никогда не было. Но в то время марка Mazda никак не ассоциировалась с внедорожниками, продажи были исчезающе малы, и в 1994 году история Навахо закончилась.

Mazda NavajoMazda NavajoMazda Navajo

Mitsubishi Pajero Evolution

Годы выпуска — 1997–1999
Двигатель — V6 бензин 3,5 л
Мощность — 275 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — не более 5000

Mitsubishi Pajero Evolution

Mitsubishi Pajero Evolution, пожалуй, самый «злой» автомобиль в нашей сегодняшней подборке. Имя Pajero прославило себя в ралли-рейдах «Париж — Дакар» задолго до того, как в 1997 году появилась гражданская версия Evo — в 1985, 1992 и 1993 годах именно экипажи на Паджеро приходили первыми к финишу этого изматывающего марафона. Свой опыт и наработки компания Mitsubishi воплотила в 1997 году при создании омологационной версии гоночного прототипа Т2 (для этого необходимо было выпустить по крайней мере 2500 экземпляров). От серийного Pajero версия Evo отличалась очень сильно. Под капотом стоял 275-сильный (!) двигатель V6 6G74MIVEC, система полного привода — Super Select II с блокировкой центра и «понижайкой», передняя подвеска — на сдвоенных рычагах, задняя — многорычажная, передняя колея расширена на 125 мм, задняя — на 110 мм. Помимо этого у Эво был абсолютно иной кузов — с раздутыми арками, другими бамперами, развитой защитой днища и аэродинамическими «плавниками» сзади, а в салоне — «ковши» от Recaro. Все это — не пустая блажь: до «сотни» по любому покрытию этот Pajero разгонялся за 7 секунд, а «максималка» была ограничена 180 км/ч. Mitsubishi Pajero Evolution — автомобиль-легенда, желанная мечта каждого коллекционера.

Mitsubishi Pajero EvolutionMitsubishi Pajero EvolutionMitsubishi Pajero Evolution

Santana PS10 Anibal & Iveco Massif

Годы выпуска — 1999–2011
Двигатель — L4 турбодизель 2,8–3,0 л
Мощность — 125–176 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — более 200 000

Iveco Massif 3-door

Взгляните на фотографии испанского внедорожника Santana PS10 — не правда ли, очень напоминает Land Rover Defender так называемой Series III? Неудивительно, ведь до 1983 года Santana занималась производством Дефендеров по лицензии. Немного обновленную модель 2500 производили и после срока истечения контракта, вплоть до 1994 года. Пять лет ушло у Santana Motor, чтобы в 2002 году понять, что спрос на настоящие кондовые внедорожники в Испании и в остальной Европе все еще есть, и выпустить в серию модель Anibal (PS-10 — экспортное название). В основе лежал все тот же старый добрый Деф, но с немного измененной внешностью, переделанным салоном и 2,8-литровым 125-сильным турбодизелем Iveco под капотом. Нужно признать успех Santana — ежегодный тираж почти в 25 000 говорит сам за себя, причем большая часть уходила на экспорт или в военные части разных стран. Правда, компании он все равно не помог — в 2011 году она обанкротилась.

Вам будет интересно  Все о кузове универсал

«Итальянец» Iveco Massif — по сути, та же Santana PS-10, но с измененной маэстро Джорджетто Джуджаро внешностью. Его начали выпускать лишь в 2007 году, но зато сразу в трех версиях — трех- и пятидверные, а также пикап. Турбодизель 3,0 л развивал от 150 до 176 л.с., полный привод — part-time с механическими хабами спереди, подвеска — полностью рессорная, дисковые тормоза без АБС (!), опционально был доступен задний самоблок. Вплоть до банкротства Santana в 2011 году выпускали в среднем по 4500 Массифов каждые 12 месяцев, и большая часть их осела в различных структурах итальянской армии и правительства.

Santana PS10 AnibalSantana PS10 Anibal PickupIveco Massif 5-door

UMM Alter II

Годы выпуска — 1986–1996
Двигатель — L4 бензин 2,0 л; V6 бензин 2,9 л (3,0 л); L4 2,5 л и L6 дизель
Мощность — 82 и 140 (150) л.с.; 110–145 л.с.
Количество выпущенных экземпляров — н. д.

UMM Alter II

Последний на сегодня представитель рода малоизвестных внедорожников — родом из Португалии. Хотя путь его до начала производства получился тернистым. Была когда-то в провинциальной Франции такая фирма Cournil — региональный дистрибьютор грузовиков и сельхозтехники, которая и занималась производством весьма специфического внедорожника с сугубо утилитарным дизайном. В 1977 году португальцы из UMM (União Metalo-Mecânica) купили лицензию на его изготовление, а в 1984 году заменили модернизированной моделью Alter, которая еще спустя два года преобразилась в Alter II. Автомобиль продавался в коротко- и длиннобазной версиях, а также в виде пикапа и софт-топа, а в 1989 году даже участвовал в ралли «Париж — Дакар», где все экипажи добрались до финиша, чем подчеркнули «неубиваемость» Альтера. За десять лет производства в UMM перебрали восемь двигателей (и бензиновых, и дизельных) и пару трансмиссий — 4- и 5-ступенчатые «механики». В 1992 году во время визита в Португалию Папы Иоанна Павла II ему даже подарили «папамобиль» на базе UMM Alter, который вы видите на одной из фотографий. Вплоть до 1996 года UMM продолжал принимать заказы на Alter II, в основном от военных и коммунальных служб, но, к сожалению, решение частных акционеров поставило крест на дальнейшем будущем Альтера. И сегодня UMM — это всего лишь слесарная компания.

10 самых редких автомобилей Японии, которые не найти на российских дорогах

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Редкие автомобили Японии/ Фото: bringatrailer.com

Япония является домом для одних из величайших автомобилей всех времен. Они никогда не разочаровывали, предлагая потребителям качество, функциональность и, в подходящих условиях, интенсивную производительность. Лучшие спортивные и быстрые автомобили из Японии сегодня невероятно желанны, но все равно не могут доминировать, когда речь идет об исторической значимости и коллекционировании. Этих почестей удостаиваются специальные версии – ограниченные издания лучших японских автомобилей, которые настолько редки и ценны, что все за ними охотятся.

Редкие японские автомобили всех времен

Какие японские машины не получили широкого распространения?/ Фото: shoyosha.jp

Моторизация в Японии развивалась параллельно с послевоенным восстановлением экономики. Однако распространение автомобилей началось не с роскошных седанов и спортивных болидов, а с юрких коммерческих грузовиков, перевозивших различные грузы по извилистым дорогам страны.

Первыми транспортными средствами, которые стали использовать для доставки товаров, были мотоциклы, переделанные в трехколесные транспортные средства, затем миниатюрные четырехколесные грузовички и автофургоны. До 1960-х годов количество коммерческих автомобилей на дорогах намного превышало количество легковых. Преданные своему делу работяги – маломощные, но крепкие, надежные и небьющиеся, эти утилитарные автомобили были основой экономического роста Японии.

Но время шло, инфраструктура развивалась, менялись социальные условия и мода. Сегодня по японским дорогам курсируют все виды транспорта, какие только можно представить. Японская автоиндустрия достигла небывалых высот и вышла в лидеры мировых продаж. Продукция Nissan, Toyota, Mitsubishi, Honda, Mazda и других японских брендов продается во всех уголках планеты.

Но некоторые автомобили редки даже в Японии – тираж многих моделей составляет менее 10 тысяч единиц. Вот несколько таких машин – выдающихся, но малораспространенных, за которыми гоняются охотники за ценностями, страстные энтузиасты и серьезные коллекционеры.

1. Nissan S-Cargo

Не слишком презентабельный внешне Nissan S-Cargo/ Фото: blogspot.com

Люди часто называют S-Cargo одним из самых уродливых автомобилей, которые когда-либо производил Ниссан. Однако и у него есть поклонники, причем не только в Японии. Причина кроется в необычном стиле и дизайнерской концепции, не имеющей аналогов в автомобильном мире.

Nissan представил S-Cargo в 1989 году – специфически стилизованный «городской автомобиль для доставки» с малой мощностью и скромными габаритами, но отличной практичностью. Он получал энергию от 1,5-литрового двигателя, соединенного с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Однако, несмотря на удобство в использовании и уникальное оформление, Nissan продал всего около 8000 штук.

2. Suzuki Hustler

Suzuki Hustler, выполненный в ретро-стиле/ Фото: car-me.jp

Новенький Jimmy является, пожалуй, самым популярным внедорожным компактом Suzuki в Японии, но Hustler заслужил не меньше похвал. Восхищение вызывает в основном его ретро-образ и длинный список опций.

Кроме того, у него есть интересная функция, позволяющая реорганизовать салон с раскладными сиденьями – даже образовывать спальную зону. С крошечным двигателем объемом 660 куб. см и мощностью около 65 л.с. это не самая быстрая машина на дороге, зато очень практичная и экономичная.

3. Honda S600/S800

Хондовский родстер – скромный и легкий/ Фото: paultan.org

Хонда была одной из первых японских автомобильных компаний, вышедших на глобальный рынок в 60-х годах. Но первые продукты не были автомобилями – в то время фирма специализировалась на мотоциклах и скутерах.

Однако у нее всегда были большие амбиции, в том числе насчет производства автомобилей и собственных заводов за рубежом. Одной из первых моделей был маленький родстер под названием S600. Honda представила его в 1964 году – милый двухместный кабриолет с чрезвычайно скромными размерами. Он выдавал всего 57 л.с., но демонстрировал отличные характеристики, поскольку весил всего 680 кг.

Интересно, что у S600 был цепной привод, представлявший собой примитивную систему трансмиссии, снятую с мотоциклов. В 1967-м Honda представила S800 – модернизированную и более эффективную версию с 70-сильным двигателем, которая также была доступна в кузове купе.

4. Autozam AZ-1

Autozam AZ-1 с «крыльями чайки»/ Фото: bringatrailer.com

Если вы не знаете, что это за машина, никто вас не осудит. Это крошечный спортивный автомобиль с трехцилиндровым турбонаддувным двигателем объемом 660 куб. см и мощностью 64 л.с. Его построила Mazda, но продавала Suzuki (в ограниченном количестве, с 1992 по 1995 год). За всё время выпустили менее 5000 таких автомобилей.

Несмотря на свои размеры и вес в 670 кг, Autozam AZ-1 был настоящим суперкаром с идеально настроенным шасси, «крыльями чайки» и достойными характеристиками. Причудливый дизайн и живая динамика обеспечили яркий успех этой маленькой жемчужине, однако она никогда официально не продавалась за пределами Японии.

5. Nissan Figaro

Ниссан Фигаро/ Фото: esquire.com

Когда создатели представили Figaro в 1991 году, он вызвал ажиотаж среди поклонников японской автотехники. Nissan объявил, что это будет ограниченная серия, основанная на платформе Nissan Micra. Малютка снабжалась индивидуальным интерьером, автоматической коробкой передач и полным списком опций. Что еще лучше, она получила новый стильный кузов с большим люком в стандартной комплектации.

Уникальные особенности автомобиля продолжались под капотом: он получал мощность от небольшого турбодвигателя (987 см3), выдающего 77 л.с. На первый взгляд маловато, но благодаря небольшому весу машина демонстрировала прекрасную динамику.

Когда Figaro появился в продаже, тысячи покупателей выстроились в очередь, и Nissan не смог удовлетворить спрос. Компании пришлось организовать лотерею, дающую шанс приобрести этот автомобиль немногим счастливчикам.

6. Honda S660

Трехцилиндровый Honda S660/ Фото: zakzak.co.jp

Многие автолюбители называют Honda S660 «усохшим NSX». Интересно, что сходство заключается не только в дизайне. Как и NSX, крошечный S660 имеет двигатель, расположенный посередине, но всего с тремя цилиндрами, 660 кубическими сантиметрами объёма и турбонагнетателем. Результат – практически идеальная управляемость при 63 л.с.

Honda также предложила выбор из шестиступенчатой МКП и семиступенчатой автоматической CVT. Большинство японских журналистов объявили эту модель одним из лучших представителей современного семейства Kei Car, несмотря на недостаток мощности.

7. Suzuki Alto Turbo RS

Пятидверный хэтчбек Suzuki Alto Turbo RS/ Фото: otokonokakurega.com

Компактный Suzuki Alto хорошо известен за пределами Японии, продаваясь с разной отделкой и оборудованием, подстроенными под вкусы импортёров. Однако на внутреннем рынке существует еще одна интересная версия – Alto Turbo RS. Это горячий хэтчбек с пятью дверями, тремя цилиндрами, агрессивным внешним видом и полноприводным управлением в качестве опции.

К сожалению, турбомотор маленький и маломощный – всего 63 л.с. и 660 куб. см. Этот автомобиль тоже относится к разряду «Kei Car», а законный предел для современных машин такого рода составляет 63 л.с., чему рады далеко не все владельцы. Для них большинство производителей предлагают настраиваемые двигатели. Их можно легко и быстро модифицировать до мощности, близкой или превышающей 100 л.с., так что автомобилисты могут наслаждаться более темпераментной производительностью. Так обстоит дело и с Turbo RS.

8. Daihatsu Midget

«Насекомоподобный» Daihatsu Midget/ Фото: goo-net.com

Нет более подходящего названия для кей-кара, чем Daihatsu Midget. Это даже не один автомобиль, а длинная серия компактных развозных машин с крошечными двигателями, которые Daihatsu представил в конце 50-х. Последнее поколение вышло в 1996 году с несколькими уникальными особенностями.

Daihatsu Midget с измененным кузовом/ Фото: goo-net.com

Во-первых, Midget был похож на насекомое с торчащими глазками-фарами и узкой кабиной. Во-вторых, его запасное колесо конструкторы разместили на багажнике, что еще больше усиливало странность этого карлика. И, как и следовало ожидать, под капотом находился скромный 0,66-кубовый двигатель, совмещенный с ручной или автоматизированной коробкой передач.

9. Toyota Sports 800

Спортивная и легкая Toyota Sports 800/ Фото: response.jp

Это был первый спортивный автомобиль Toyota, который представили в 1962 году. В то время это была небольшая, мало кому известная компания, поэтому неудивительно, что продажи Sports 800 ограничились небольшим тиражом и азиатским рынком.

Миниатюрный двигатель машины (800 куб. см) генерировал смехотворные 45 л.с., и всё-таки она обладала высокими характеристиками, поскольку была чрезвычайно легкой и маневренной. Её производство Тойота остановила в 1969 году, выпустив чуть больше 3100 экземпляров.

10. Nissan Skyline GTR Nismo Z-Tune

Nissan Skyline GTR Nismo Z-Tune, выпущенный ограниченной серией/ Фото: autocar.jp

Практически каждый R34 Skyline GTR в настоящее время является коллекционным, редким или ценным, но Z-Tune определенно царит безраздельно. Его выпустили отдельной ограниченной серией, через несколько лет после того, как R34 уже был снят с производства, благодаря чему он стал чрезвычайно интересен для охотников за восточными диковинками.

Было построено всего 19 экземпляров – все полностью ручной работы, мощностью около 500 л.с., с теоретической максимальной скоростью около 327 км/ч. Излишне говорить, что сейчас такая машина стоит миллионы. Цены на подобный эксклюзив абсолютно неконтролируемы, и это при условии, что вы сможете его найти.

Редкие японские машины вызывают особенно острый интерес у любителей автомобильной старины. В то же время у обычных российских автолюбителей большим спросом пользуются популярные китайские автомобили .

Источник https://www.kolesa.ru/article/istoriya-otechestvennogo-avtoproma-gorditsya-nechem-2012-11-15

Источник https://www.drom.ru/info/misc/81310.html

Источник https://novate.ru/blogs/041221/61454/

Источник