Содержание
Как это устроено: путешествие на завод по производству автомобильных шин
20 октября 2018 года Текст: Мария Мельникова
Процесс производства завораживает, и неважно, пекут ли на ваших глазах хлеб, выдувают ли стекло или строят автомобили. Сама история того, как из нескольких абсолютно различных образцов сырья получается нечто совершенно новое, готовый продукт, который обладает частью их свойств, но на деле является абсолютно другим предметом, кажется невероятно увлекательной. Поэтому мы не смогли отказаться от предложения компании — производителя автомобильных шин «Пирелли» посетить их заводы в Милане и Воронеже.
Италия
Завод в Милане был первым в нашей программе, и это неудивительно. Именно Милан является головой всего производства и задает общий тон: здесь отрабатывают технологии, смешивают новые составы, создают рисунок протектора, производят опытные образцы и, главное, здесь приближают будущее, работая над шинами для автоспорта, прежде всего для «Формулы-1».
В Милане расположены не только производственные мощности, но и центр исследований и разработок компании. Нас проводят в лабораторные помещения, где как на витрине лежат различные компоненты будущих смесей, и рассказывают в общих чертах, как их готовят и какие вещества за что отвечают. Тут же можно пощупать натуральный каучук (очень приятный в тактильных ощущениях), показывают мешочки с серой для вулканизации и другие компоненты, которые добавляют в смеси для производства шин.
Читайте также
В другом подразделении нам демонстрируют нанесение экспериментального протектора. Смоделированный на компьютере рисунок наносят на готовую шину-слик. Делается это на станке при помощи лазера, и надрезы получаются совсем неглубокие, буквально «царапины». После этого шина отправляется к мастерам, которые нарезают настоящий протектор с помощью специальной машинки. Затем шина отправляется на испытания, в том числе акустические.
Путешествие на завод шин Пирелли 1
Помещение, в котором они проходят, идентично классической студии звукозаписи или радиостудии, только величина ячеек на стене в несколько раз больше, и они напоминают подушки, прикрепленные ребром к стене.
Кстати, именно в Милане налажено производство шин для «Формулы-1», и как раз здесь производят наградные шины, которые представитель компании на каждом Гран-при вручает обладателю поул-позишен. Собранные столбиком ждут своего часа награды поул-сеттеру в Спа, Монце, Сочи. Такие шины маленькие и совсем не тяжелые!
Путешествие на завод шин Пирелли 2
Здесь же, в Милане, производятся топовые покрышки максимальной размерности для суперкаров и люксовых внедорожников, а также новая серия так называемых цветных шин — с разноцветными ободками. Саму резину делать разноцветной специалисты пока не считают возможным: добавление краски делает процесс слишком дорогим и резко снижает качество шины.
В общем, Милан это сливки, и жирные, но чтобы прочувствовать и подробно увидеть именно производство, нужно ехать в Воронеж.
Россия
В России сейчас существует два завода «Пирелли». В 2011 году компания купила Кировский шинный завод, а несколько месяцев спустя, в 2012-м, — завод в Воронеже.
Основное разделение по продукции у двух российских заводов проходит по размерности шин: Киров выпускает резину для автомобилей размерностью от 13 до 16 дюймов, Воронеж специализируется на производстве более сложных, премиальных шин от 16 до 21 дюйма.
Немного статистики
• У компании «Пирелли» 18 заводов по всему миру. По статистике, каждый третий автомобиль, собранный в России, сходит с конвейера в шинах «Пирелли».
• Российский завод в Воронеже — единственный в мире в системе компании, где производят зимнюю шипованную резину.
• Основная территория завода в Воронеже составляет 52 гектара, помимо самого завода на ней есть водохранилище и водозабор.
• На заводе в Воронеже работает порядка 1000 человек, из них в производстве и технических службах занято около 700 сотрудников. На заводе производится около 2 млн шин в год.
• На заводе в Кирове работает примерно 2000 человек и производится порядка 6 млн шин в год.
• Воронежский завод экспортирует свою продукцию в 47 стран мира, в том числе в Японию, Америку, Скандинавию, Саудовскую Аравию, Эмираты, Новую Зеландию, Китай и Индию.
• График работы — 7 дней в неделю в 3 смены. Производство останавливается только на время государственных праздников.
• Средняя зарплата на заводе составляет 43 тыс. рублей. Дополнительно все сотрудники получают социальный пакет, в который входят дотации на питание, бесплатные летние лагеря для детей, тренажерные залы и медицинское обслуживание, семейные праздники и зарубежные стажировки.
• Общие инвестиции в воронежский завод на данный момент составляют свыше 130 млн евро, каждый год в производство инвестируется дополнительно около 8 млн евро.
• Одно из главных вложений — в безопасность производства, что привело к серьезному сокращению травмоопасности.
• В ближайшее время воронежский шинный завод начнет осваивать производство премиального и специализированного сегментов продукции.
Шинная промышленность
Производство автомобильных шин является ведущей отраслью химического комплекса и конечным результатом полного цикла (цепочки) нефтепереработки. Шинные заводы – это высокотехнологичные производства, бесперебойная и слаженная работа которых зависит от множества сопутствующих факторов.
Шинная промышленность связана с другими отраслями, например, нефтепереработкой и автомобилестроением. Игроки последней являются основными потребителями шин. В этой связи размещение заводов сконцентрировано в районах с развитыми нефтеперерабатывающими и автомобильными комплексами.
Изготовление шин является одним из крупнейших источников загрязнения окружающей среды. Из-за этого в мире прослеживается тенденция по отказу от традиционных производственных процессов в пользу более экологичных и безопасных. Это требует значительных инвестиций, направленных на модернизацию заводов и строительство новых линий.
Мировой выпуск автомобильных шин продолжает развиваться. Экономисты и промышленники прослеживают закономерную тенденцию роста показателей отрасли в зависимости от успехов автомобилестроения. В последние годы производство транспортных средств находится на подъеме. Однако любые спады в этом сегменте негативно сказываются и на шинной промышленности.
Ведущими мировыми производителями автомобильных шин в настоящее время являются США, Япония, Китай, Южная Корея, Франция, Германия, Россия.
Сырье, используемое в шинной промышленности
Для производства шин применяются натуральные, а также синтетические материалы, выпущенные химической и нефтехимической промышленностью. Среди них следует выделить:
Является основой для изготовления резиновой массы. Относится к группе полимеров, характеризующихся водонепроницаемостью и эластичностью. Выделяют природный и синтетический каучук.
Для получения натурального материала используется млечный сок каучуконосных растений. Это гевея – вечнозеленый однолетник, произрастающий в условиях тропического климата. Крупнейшие плантации этого растения находятся в странах Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Также для получения природного каучука применяются некоторые другие однолетние побеги. Ареал их произрастания – регионы с достаточно теплым климатом.
Искусственный каучук получают из углеводородного сырья путем углубленной переработки нефти. Именно этот материал и используется по большей части в современной шинной промышленности из-за его доступности и меньших затрат при производстве.
- Технический углерод
Применяется для улучшения эксплуатационных свойств готовых изделий. По сути, он представляет собой сажу – побочный продукт промышленной переработки. В последнее время мировые производители отказываются от него в пользу кремниевой кислоты – вещества более экологичного.
- Вулканизационные агенты
Представляют собой различные материалы, используемые для вулканизации – химического процесса, который обеспечивает превращение сырого каучука (естественного или синтетического происхождения) в резиновую массу. К ним относятся оксиды различных металлов, производные углеводородов, смолы и так далее.
Особенности шинного производства
Изготовление автомобильной резины – сложный технологический процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.
- Подготовка составляющих частей изделия
Здесь осуществляется выпуск:
- резиновой ленты;
- каркаса и брекера;
- боковых частей.
- Сборка шины
Делается путем наложения друг на друга составных частей будущего изделия. Для этого используется специальный сборочный барабан.
Важна для получения необходимых эксплуатационных свойств. Осуществляется на специальном оборудовании (вулканизаторе) путем нагнетания в заготовку сжатого пара, содержащего вулканизирующие агенты и катализаторы.
- Формирование рельефа протектора
Для этого используется соответствующий пресс. Данный этап завершает процесс изготовления автомобильной шины.
Общий обзор состояния шинной промышленности в России
Производство автомобильной резины хорошо развито в Российской Федерации. Это объясняется как наличием необходимой сырьевой и производственной базы, так и расширенным потребительским рынком.
Так, по статистическим данным, в 2018 году в России было выпущено более 60 млн автошин. Среди них для легковых транспортных средств – 49 млн. Несмотря на то что производство показывает стабильный рост, оно не покрывает внутренних потребностей, в связи с чем порядка 35 млн шин было импортировано. В основном Россия закупает их у стран СНГ.
Стоит отметить, что вышеупомянутое не касается резины для грузовых автомобилей. Ее производство полностью покрывает внутренние потребности и обеспечивает определенную долю экспорта за рубеж.
История развития отрасли и ее перспективы
Первая в мире шина была изобретена в 1846 году британским ученым Робертом Томсоном. Это были несколько соединенных между собой полотен парусины, пропитанной каучуком, полученной из сока гевеи.
Свое развитие шинная отрасль получила в 1895 году, когда начало формироваться машиностроение. Чуть позже был изобретен процесс вулканизации. В Советском Союзе производство шин началось в начале 30-х годов.
До середины XX века основным сырьем в данной отрасли служил натуральный каучук. С развитием нефтепереработки постепенно его начали вытеснять синтетические полимеры.
Наибольшего роста отечественная шинная отрасль достигла к 1990 году. После распада Советского Союза производство в значительной мере было сокращенно. Это связано с кризисом автомобилестроения. В 2000 г. выпуск резины в стране начал увеличиваться благодаря иностранным инвестициям.
На сегодняшний день отрасль успешно развивается. В РФ действуют как отечественные производители, так и иностранные, разместившие в ряде регионов локализованные производства. Основой задачей является увеличение объемов продукции для полного удовлетворения внутреннего спроса.
Значимые игроки в отрасли
Среди крупнейших отечественных производителей следует выделить:
Иностранные производители, имеющие заводы в России:
Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Шинные заводы.
https://www.vokrugsveta.ru/article/302971/
https://fabricators.ru/article/shinnaya-promyshlennost