Как придать автомобильной подвеске мягкости

Как сделать подвеску мягче на автомобиле — общий взгляд

Наряду с шумоизоляцией салона, сделать автомобиль более комфортным поможет модернизация ходовой части автомобиля. Рассмотрим, как сделать подвеску мягче.

Что влияет на ходовые качества

Факторы, определяющие ходовые характеристики автомобиля:

  • жесткость и конструкция пружин;
  • амортизаторы;
  • размер покрышек и состав резины;
  • соотношение неподрессоренной и подрессоренной масс.

Мы не учитываем упругость резины сайлентблоков, поскольку владельцу редко предоставляется возможность воочию оценить разницу между производителями резинотехнических изделий. К тому же зачастую главное отличие – ресурс сайлентблоков. Разницу в ходовых качествах в зависимости от производителя сайлентблоков заметить крайне сложно. Разителен будет переход на сайлентблоки из полиуретана. Данный тип подвески предназначен для спортивной езды и жестких условий эксплуатации. Если на вашем авто установлены полиуретановые изделия, то переход на сайлентблоки из обычной резины сделает автомобиль мягче.
Перед началом тюнинга ходовой части проведите комплексную диагностику всех элементов подвески. Возможно, слишком жесткая, громкая реакция на неровности является неисправностью какого-то узла, а не конструктивной недоработкой. Подобный эффект наблюдается и при езде на перекаченных покрышках.

Влияние подвески на поведение авто

Очень важным элементом в любом транспортном средстве является подвеска. На неё возлагается ряд функций, ни одна из которых не может называться второстепенной или менее значимой.

Тип машины определяет разновидность подвески, которая для неё подходит. Например, для внедорожника нужна жёсткая конструкция. Также как и для гоночного авто. Для легковых машин используется мягкая система. Такая подвеска способна сделать передвижение плавным и приятным.

Подведем итоги

Независимо от того, какой из вариантов вы выберете, необходимо понимать, что мягкая подвеска накладывает на водителя определенные обязательства. За комфорт и уют придется платить плавностью вождения, резкие маневры с такой подвеской НЕДОПУСТИМЫ. Резкий старт или торможение может вызвать «клевок», и машина ударится передней или задней частью об асфальт. Проезжая неровный участок дороги, мягкая подвеска хоть и будет «глотать» ямы и бугры, вас будет порядком укачивать, приятного от такой езды мало, поэтому прежде чем сменить свою «табуретку» на «волны» — подумайте дважды. Мягкая подвеска не любит резких манеров, и вхождения в поворот на высоких скоростях — табу! Большой крен кузова может стать причиной смертельной аварии.

На этом у меня все. Делайте выводы и принимайте ваше решение, надеюсь оно будет правильным! Напишите в комментах какая подвеска на ваш взгляд лучше. Если статья вам понравилась поделитесь ссылкой на нее со своими близкими, буду признателен! Пока.

Пружины

Упругость пружин и величина усилия, требуемая для сжатия, зависят не только от толщины витков, но и от сплава, из которого изготовлены упругие элементы. Поскольку обычному покупателю характеристики металла узнать крайне сложно, ориентироваться можно на толщину витка. Закономерности, влияющие на ездовые характеристики машины:

  • конструкция пружины. Наиболее комфортными признаны пружины с изменяемой толщиной витка. Такие пружины имеют так называемый виток комфорта;
  • чем жестче пружина, тем отчетливее передаются вибрации на кузов автомобиля. Соответственно, чем толще виток, тем большая жесткость у пружины. Мягкая подвеска автомобиля и жесткие пружины – вещи абсолютно несовместимые;
  • длина пружины влияет на ход сжатия подвески. Чем меньший ход подвески, тем меньше расстояние до «пробоя» амортизаторов (возникает, когда амортизатор, отрабатывая неровность, упирается в свое крайнее положение; в этот момент происходит удар об отбойник). Меньшая длина пружины ведет к меньшему ходу подвески, что нужно учитывать при установке спортивных пружин (особенно при обрезании витков). Именно поэтому важно соблюдать баланс между жесткостью витков и длиной пружины.

Также немаловажным аспектом является жесткость материала, в который упирается пружина. Если под упругий элемент подложить прокладку из плотного слоя резины, то уменьшится количество вибраций, передаваемых на кузов. При желании вы можете рассчитать все параметры пружин, а затем изготовить их на заказ. Рекомендуем посмотреть видео, чтобы лучше понять суть переработки упругих элементов.

Несколько способов как сделать подвеску мягкой

Существует несколько способов, которые реально позволяют сделать подвеску мягче. Стоит изучить каждый из них и только после этого делать выбор в сторону оптимального решения.

Как настроить или заменить шины

Это решение является самым простым. Шины будут брать на себя часть неровностей дорожного полотна, повышая амортизацию авто. Есть два варианта работы с шинами:

  1. Настройка шин не будет связана с затратами, да и времени потребует немного. Зато этот способ не позволит добиться высокой эффективности, к тому же является весьма опасным. При снижении давления в резине неровности будут обрабатываться мягче. Подвеска в процессе езды получит меньшее количество качения. При снижении давления в резине возникнут неприятные последствия:
  • снижение управляемости;
  • увеличение потребления топлива;
  • повышенный износ резины;
  • большой тормозной путь.
  1. Второй вариант решения проблемы заключается в приобретении мягкой резины. Перед покупкой стоит изучить отзывы о производителях и отдельных моделях. Если рассматривать общую картину, то среди производителей наиболее мягкой резины выделяется две компании: Michelin и Pirelli.

Как подрезать или заменить пружины амортизаторов

Функционирование подвески во многом определяется амортизационными пружинами. С жёсткими и большими пружинами езда также будет жёсткой. Для придания ходу авто мягкости, необходимо или сделать пружину меньше (подрезать), или заменить на мягкий вариант.

При срезании части пружин автомобиль будет меньше качаться при преодолении препятствий. Мягкой подвеска, отнюдь, не станет. На это надеяться не стоит. Зато проблем у водителя добавится с обрезанными пружинами:

  • амортизаторы могут быстрее выходить из строя;
  • снижается грузоподъёмность;
  • ямы придётся преодолевать на сниженной скорости, в противном случае, могут повредиться важные детали авто.

Можно не подрезать имеющиеся пружины, а заменить их на другие, более мягкие. Этот вариант хоть и затратный, но он не влечёт за собой таких проблем, как предыдущий способ. В специализированных магазинах представлен хороший ассортимент таких элементов, потому их покупка не будет проблемой.

Установка мягких амортизаторов

Эти элементы направлены на гашение колебаний, которые рождаются в момент преодолевания неровностей на дороге. Также они определяют многие характеристики подвески и обеспечивают контакт с дорогой. Если амортизаторы находятся в неисправном состоянии, то машина будет плохо набирать скорость, возрастёт её тормозной путь, снизится манёвренность и плавность передвижения.

Излишняя жёсткость амортизаторов негативно скажется на работе авто и ощущениях водителя. Их нужно менять, лучше всего подходят масляные или газо-масляные модели. Лучшая мягкость достигается за счёт масляных деталей.

Замена подвески на пневматическую

Этот вариант решения проблемы является самым дорогим, потому используется на практике нечасто. Пневматическая подвеска способна быть и жёсткой, и мягкой в зависимости от ситуации на дороге. Регулирование ходовых характеристик авто осуществляется за счёт изменения давления в подушках, на которых располагается подвеска.

Автомобиль с пневмоподвеской будет передвигаться плавно по любому дорожному покрытию. Более того, клиренс может меняться в широком диапазоне значений. У такого способа решения проблемы имеется два главных недостатка:

  • высокая стоимость, которая исчисляется десятками тысяч рублей;
  • на бездорожье такая подвеска серьёзно подводит, особенно если изначально была выбрана некачественная модель.

Установка легкосплавных дисков

По мнению специалистов, замена обычных дисков на модели из титана позволит придать подвеске мягкости. Эта ситуация имеет обратную сторону, которая заключается в увеличении нагрузки, оказываемой на подшипники. Этот способ увеличит расходы на авто, зато добавит плавности ходу авто.

На характеристики подвески нужно обращать внимание ещё на этапе выбора авто. Тогда в процессе его эксплуатации не придётся искать способы для повышения мягкости подвески.

Амортизаторы

Если главное предназначение пружин – поглощать энергию удара, то амортизаторы предназначены для рассеивания энергии толчков. Наиболее эффективно с этим справляются двухтрубные газо-масляные амортизаторы. Если на вашем авто установлены масляные гасители колебаний, то теперь вы знаете, как сделать подвеску мягче.

Оба вида амортизаторов используют в качестве рабочей жидкости масло. Разница заключается в том, что в ходе сжатия масляных моделей на рабочую жидкость не действует обратное усилие. Для проверки можете сжать амортизатор вручную. Вы увидите, что шток останется в сжатом состоянии или лишь немного возвратится в прежнее положение. В газо-масляных амортизаторах компенсационная камера заполнена инертным газом (азотом), поэтому при сжатии на рабочую жидкость действует возвратное усилие (шток после вдавливания стремится занять прежнее положение).

Использование в конструкции газа позволяет колесу не зависать в воздухе после отработки подвеской неровности и не ударятся о дорожное полотно. Стоит признать, что при движении на небольшой скорости оба типа амортизаторов работают примерно одинаково. Еще один недостаток масляных моделей – при интенсивной работе и перегреве в масле появляются пузыри воздуха, что негативно сказывается на работоспособности амортизаторов и уровне комфорта. Было бы неправильно сказать, что подвеска после такого тюнинга становится мягче, но движение на большой скорости по ухабистой дороге становится значительно комфортней.

Не стоит устанавливать однотрубные газо-масляные гасители колебаний (часто их называют газовыми). Такой тип амортизаторов обладает большей жесткостью, что лишь снизит уровень комфорта при преодолении неровностей.

Пружины с низкой жесткостью

Все удары со стороны колес передаются пружинам, поэтому от их жесткости зависит плавность хода при проезде неровностей. Пружины с меньшей жесткостью берут на себя большую долю энергии удара, а значит езда будет мягкой и комфортной.

Отечественные поставщики пружин для автомобилей на верхнем витке выполняли насечки. Их количество условно соответствовало уровню жесткости. Со временем от такой маркировки ушли и сегодня можно только надеяться на правдивую информацию, написанную на упаковке или предоставленную продавцом. Однако есть способ определить жесткость пружины по внешним признакам. Ее витки несколько тоньше, к тому же их толщина изменяется.

Каждая фирма-производитель представляет несколько вариантов исполнения пружин для определенных марок.

Резина

Для того чтобы сделать автомобиль комфортней, не всегда нужно делать подвеску мягче. Достаточно установить на машину покрышки с более высоким профилем и мягким составом резины. Высотой профиля называют расстояние от посадочного места на диске до окончания протектора. Параметр обязательно маркируется на боковине покрышки. Рассмотрим маркировку 170/70 R13, в которой 70 – процентное соотношение, определяющее высоту профиля. В нашем случае высота составляет 70% от 170 (ширины профиля) и равна 123 мм. Как параметры профиля шины влияют на управляемость и комфорт:

  • чем выше профиль, тем выше комфорт. Большая резиновая прослойка выступает в качестве дополнительного демпфирующего элемента, воспринимающего основной удар при проезде неровностей. Подвеска в сочетании с такими покрышками становится мягче, но ухудшается управляемость;
  • более широкий профиль в большинстве случаев означает большее пятно контакта. Поэтому широкие покрышки меньше проваливаются в небольшие неровности, что повышает комфорт. При чрезмерном увеличении большое пятно контакта создает гул в движении, а также повышает расход топлива;
  • состав резины напрямую влияет на ударные нагрузки, переносимые деталями подвески. Мягкая резина передает меньше вибраций на кузов, но значительно быстрее изнашивается.

Установка пневмоподвески

Полная замена заводской подвески на пневматическую — это кардинальное решение, которое стоит немалых денег.

Установка пневмоподвески должна производиться в специализированных сервисных центрах, так как для каждой модели автомобиля она требует персональных параметров установки. Ее неоспоримый плюс заключается в том, что водитель, регулируя давление воздуха в подушках, может изменять уровень жесткости шасси автомобиля и его клиренс.

Влияние массы на кинематику подвески

Неподрессоренная масса автомобиля – общий вес элементов, которые при работе подвески находятся в подвижном состоянии по отношению к кузову. Иными словами, части авто, которые двигаются вместе с подвеской и некоторые элементы ходовой части. В автомобиле к таковым относятся колесные диски, покрышки, элементы тормозной системы, подшипник ступицы (примерно 15% от общей суммы автомобиля, остальные 85% – подрессоренная масса).

Для увеличения плавности хода нужно либо увеличить подрессоренную массу (знакомо владельцам рессорных авто, которые часто загружают ось для большей плавности хода), либо уменьшить вес неподрессоренных элементов. Поскольку первый вариант ведет к увеличению расхода топлива, ухудшению динамики и управляемость, то сосредоточиться нужно на неподрессоренной массе. Чтобы сделать подвеску мягче, достаточно установить легкосплавные диски, не перебарщивать с шириной и высотой покрышки, а также размерами самих дисков.


Легкосплавные диски

Мало кто догадывается, что установка легкосплавных дисков приводит не только к стильному визуальному эффекту, но и делает работу подвески значительно мягче.

Связано это с двумя факторами.

Во-первых, относительно небольшая масса диска снижает нагрузку на подвеску, увеличивая ее ход.

Во-вторых, часто литые диски выполняются с явно выраженным вылетом. На них устанавливается резина с более широким протектором, что позволяет проезжать мелкие выбоины без срабатывания подвески.

Плюсы и минусы мягкой подвески

Прежде чем начать модернизацию своего автомобиля, каждый владелец должен отдавать отчет о причинах такой доработки. Размышляя о достоинствах и недостатках измененной ходовой, можно натолкнуться на мысль, что любое изменение заводских настроек приведет только к отрицательному результату. Но в определенных вопросах изготовитель сам оставляет возможность варьирования параметрами.

Всем известно, что двигатели многих автомобилей способны развивать большую (по сравнению с заявленной) мощность без серьезных последствий. То же самое касается и подвески. Ознакомившись со всеми факторами, владельцу самому придется решать, делать ли подвеску мягче.

Достоинства

  • Плавность хода. Благодаря низкому уровню жесткости пружины, реакция кузова на ухаб будет несколько запоздалой. При проезде серии неровностей, вследствие инертности, кузов не будет повторять рельеф, а, слегка покачиваясь, «проплывет» по дороге.
  • Низкая вибрация. Большую долю энергии берут на себя пружины, амортизаторы и шины. Мягкая подвеска снижает долю вибрации, передаваемую на кузов.
  • Низкий уровень шума. Это свойство вытекает из предыдущего. Подавляющую долю шума обеспечивают детали интерьера. Избавившись от вибрации, можно получить комфортное управление автомобилем.

Недостатки

  • Плохая управляемость. Она ухудшается за счет высокопрофильной и чересчур мягкой резины и соответствующих амортизаторов, которые не способны быстро среагировать на возникшие колебания кузова.
  • Крены в поворотах. Это болезнь любой мягкой подвески. Удлиняя ход, мы увеличиваем амплитуду поперечных смещений автомобиля.
  • Быстрый износ шин. Давно проверенный закон: чем мягче резина — тем быстрее она изнашивается.
  • Выход из строя ступичных подшипников. Литые диски с вылетом обеспечивают большие нагрузки на ступицу.

Нельзя сказать, что недостатков больше. Просто каждая манипуляция по увеличению мягкости чревата своими последствиями. В любом случае, ради комфорта придется чем-то рисковать, но многие автолюбители готовы на это пойти.

В чём разница между мягкой и жёсткой подвеской?

Жесткая подвеска позволяет водителю держать дорожную ситуацию под контролем и оперативно реагировать на изменение ситуации. Такой тип часто устанавливается в спортивные авто. Но тесное сцепление с дорогой скажется на комфорте – в салоне авто будет ощущаться каждая ямка и кочка.

Мягкая подвеска обеспечивает комфорт при езде по неровным дорогам, неровности сглаживаются, транспортное средство приобретает плавный ход. Но при выполнении резких движений, например, поворот или перестройка в другой ряд, авто начнет кренится и теряется безопасность.

Настройку доверьте специалистам автомастерских, любое изменение может негативно сказаться на производительности транспорта и комфортабельности пассажиров. Малейшее изменение настройки жесткости передней и задней автоподвески относительно друг друга сказывается на управлении.

Прежде, чем сменить заводскую регулировку и отдать предпочтение жесткой или мягкой посадке, рекомендовано ознакомиться со всеми плюсами и минусами, возникающими в эксплуатации.

Замена подвески на пневматическую

Самый дорогой вариант решения проблемы – это полная замена подвески автомобиля на пневматическую. Владельцы автомобилей с подобным типом подвески имеют возможность регулировки ходовых качеств машины, за счет выбора давления в подушках, на которых стоит подвеска. Ее установка позволит не только увеличить плавность хода, но и при необходимости менять клиренс в широком диапазоне.

Главный минус перехода на пневматическую подвеску – это необходимость затратить на модификацию машины десятки тысяч рублей. В зависимости от модели машины, стоимость пневматической подвески и ее установки будет разниться. Также среди важных минусов стоит отметить плохую проходимость автомобиля на пневматической подвеске (особенно низкого качества) по бездорожью.

Жесткая подвеска

Когда подвеска настроена жестко, железный конь становится более безопасным и маневренным. Потому на спортивные автомобили ставят только жесткую подвеску. Плюсов у нее, как минимум, 6:

Луаз 969 ходовая часть

Советский автомобиль ЛуАЗ, переделку которого реально выполнить самостоятельно, представляет собой легкий внедорожник, выпуск которого начался в конце шестидесятых годов прошлого века. Машина получилась компактной, проходимой и маневренной, отлично подходила для сельской местности. Несмотря на специфический интерьер, автомобиль пользовался спросом, так как был неприхотлив в обслуживании и эксплуатации, при этом имел неплохие ходовые качества. Сейчас оригинальный отечественный джип этой марки встретить на дорогах маловероятно, однако тюнингованные версии до сих пор радуют своих владельцев. Рассмотрим возможности усовершенствования данного транспортного средства, но сначала изучим его штатные характеристики.

Силовой агрегат

Несмотря на то что отечественные автомобили сложно отнести к элитной категории автомобильной промышленности, небольшие переделки ЛуАЗа позволят получить вполне достойное транспортное средство как по ходовым параметрам, так и в плане комфорта. Основные изменения касаются силовой установки, ходовой части и салонного оснащения.

Штатный мотор внедорожника отличается хорошим «аппетитом». Он потребляет порядка 14 литров горючего на сотню километров. Причем объем двигателя составляет всего 1,2 литра. Прочие особенности силовой установки рассматриваемого автомобиля приведены ниже:

  • Атмосферное охлаждение, которое обуславливает высокую шумность и нестабильную работу на высоких оборотах, поддерживаемых при преодолении сложных препятствий. При неаккуратном обращении может возникать перегрев узла.
  • Малый показатель мощности. Для такого объема и расхода топлива 40 лошадиных сил – это явно недостаточно.
  • Несовершенная конструкция карбюратора, который частенько заливает цилиндры топливом. Это негативно отражается на работе и пуске мотора, особенно в холодном состоянии.
  • Ресурс агрегата до капитального ремонта не превышает 80 тысяч километров.

Ходовая часть

Переделка ЛуАЗа потребуется также в части рулевого управления и ходового узла. В штатном исполнении автомобиль оснащен высокопрофильной резиной, способствующей раскачиванию и ухудшению управляемости на дороге. Ширина покрышек также недостаточна (всего 165 мм). Большие сугробы или глубокую грязь преодолеть на таких колесах будет весьма проблематично. Диаметр дисков составляет 15 дюймов, что приемлемо на неровных участках, однако мешает активному разгону. К минусам также относят небольшие колесные арки и малый ход рычажной подвески.

Руль имеет существенный люфт, работает посредством действия червячного механизма. Его конструкция оставляет желать лучшего. Проблема имеется и в части управления рулевого. Переделка ЛуАЗа в этом направлении – замена имеющихся деталей на качественные аналоги или изготовление новых шаровых опор самостоятельно в токарной мастерской. Дело в том, что этот узел имеет 8 тяг, каждая из которых оборудована парой шаровых наконечников. В результате возникает огромный люфт и необходимость постоянного обслуживания элемента.

Внутреннее оснащение

В салоне рассматриваемого авто расположены миниатюрные и низкие сидения, которые не дают возможности увидеть дорогу рядом с машиной, если рост водителя ниже двух метров. Потолок низкий, обогреватель бензинового типа. Шумовая и тепловая изоляция авто сводится практически к нулю. В остальном, салон внедорожника отличается минимализмом, характерным для машин такого класса.

ЛуАЗ: переделки двигателя

Как правило, силовой агрегат совершенствуют двумя способами: доработкой штатного мотора и установкой модели с ВАЗа. Рассмотрим оба варианта.

Модернизация силового агрегата автомобиля направлена на повышение надежности мотора и снижение расхода горючего. Определенный перечень манипуляций поможет оптимизировать работу не только этого силового агрегата, но и многих других аналогов.

  1. Монтаж другого карбюратора. При помощи переходника установите модель ДААЗ-2105, что позволит повысить надежность пуска на холостых оборотах и снизить потребление топлива. Запасные части на этот узел не являются дефицитом.
  2. Замена воздушного фильтра на более современный вариант.
  3. Проведение шлифовки головки блока цилиндров. Поскольку мотор имеет V-образную форму, манипуляции необходимо выполнять с обоими элементами. Для этого стачивают на пару миллиметров посадочную плиту, что позволит уменьшить объем камер сгорания и увеличить компрессию. Это повлияет на снижение «аппетита» авто.

Завершающие работы по тюнингу штатного мотора

При переделке ЛуАЗа в части мотора не нужно особо усердствовать во время шлифовки головок. Практика показывает, что стачивание свыше 2,5 мм приводит к срыву шпилек. Стандартная степень сжатия составляет 7,4, а после обточки она возрастает до 9. Превышение этого показателя приводит к деформации силовой установки и прогоранию поршней.

После проведения шлифовальных работ необходимо использовать топливо АИ-92, предварительно заменив поршневые кольца на более прочные модификации. После проведенного процесса вырастет температурный режим функционирования, в связи с чем необходимо побеспокоиться о системе принудительного охлаждения.

Некоторые умельцы умудряются расточить цилиндры под 79-миллиметровый поршень, что дает возможность повысить мощность до 60 «лошадок». Выхлопной узел рекомендуется развести на две трубы, что даст возможность точнее настроить работу силового агрегата за счет улучшения вентиляции цилиндров. На этом можно считать доработку штатного мотора ЛуАЗа завершенной.

ВАЗовский мотор

Установка силового агрегата от «классики» должна производиться строго горизонтально, иначе коробка передач не станет на посадочное место, а первичный вал будет подвергаться закусыванию. Специалисты советуют монтировать «движок» объемом 1,7 литра (от «Нивы»). Мощность при этом достигает 80 коней, однако масса увеличивается до 150 кг.

Как вариант, можно внедрить мотор от модели 21083 (1,5 л). Эта версия компактнее и легче. При эксплуатации агрегата необходимо обращать внимание на ремень ГРМ, так как он будет подвергаться дополнительной нагрузке. В пару к «жигулевскому» мотору отлично подойдет КПП от «восьмерки», которая хорошо агрегирует с раздаткой ЛуАЗа. Дополнительный плюс – небольшой картер мотора, обеспечивающий улучшение показателя проходимости.

Переделка рулевой рейки ЛуАЗа

В качестве этого узла можно использовать аналог от «Фольксвагена». Перед монтажом рейки монтируются проставки под фронтальную балку высотой 4 сантиметра, которые смещаются вперед на 50 мм. Это необходимо для того, чтобы была возможность использования колес размера R15.

Рулевая рейка на ЛуАЗ 969М, переделка которой проводится путем замены на аналог «Фольксвагена Гольф 2», приваривается к передней балке подвески. Эту операцию осуществляют через кронштейн, сделанный из квадратного профиля 40*60 мм и уголка. Непосредственно к раме приваривается трехмиллиметровый кронштейн, служащий креплением для углового редуктора. С обратной стороны крепится аналогичный элемент на болтах к кузову. После окончания работ останется убрать люфты в задней балке. В результате – руль крутится легко, зазоры и дребезжание отсутствует.

Улучшение салона

Внутреннюю обшивку необходимо удалить полностью, уложить новую изоляцию, стыки обработать мастикой. Неудобные сидения можно поменять на любые аналоги, предварительно приварив подходящие крепления. Не помешает приподнять кресла на 100-150 миллиметров, что оптимизирует посадку в автомобиль.

При переделке ЛуАЗа своими руками обязательно необходимо усилить направляющие элементы крыши, иначе имеется риск деформации кузова при езде по ухабам. Кроме того, желательно установить новый руль, так как штатный вариант имеет тонкий ободок, который проскальзывает между пальцами. Если монтируется ВАЗовский двигатель, коренным образом изменится ситуация с печкой. Это связано с тем, что новый мотор имеет водяное охлаждение, а значит, обогреватель можно вынести в салон, а рядом приспособить вентилятор.

Панель реально обновить посредством монтажа детали от «классики. Такое решение даст возможность установить тахометр и датчик температуры.

Узел подвески

Имеющаяся подвеска рассматриваемого автомобиля – независимого типа с ограниченным ходом. Решить кардинально эту проблему можно путем монтажа неразрезных мостов. Придется потрудиться, однако результат будет вполне заметным после усовершенствования. Переделки ЛуАЗа в этой части не следует производить с переносом основного привода назад, поскольку с ведущим передним мостом проходимость существенно выше. Некоторые умельцы делают лифт подвески, но это лишнее, поскольку клиренс и так вполне внушительный – 280 миллиметров, а с мотором 21083 – еще больше.

Внешность

Простенький и угловатый экстерьер нечасто решаются кардинально менять. При желании можно воспользоваться специальными программами по 3D тюнингу. Как вариант, срезают полностью верх кузова, а вместо него ставят другую модификацию, например, от «Запорожца». Если дополнить внешнее оснащение хромированными подножками, защитными элементами и новой решеткой радиатора, маленький внедорожник обретет дополнительную агрессивность в своем облике.

Подведем итоги

Улучшить характеристики и дать вторую жизнь рассматриваемому автомобилю позволит переделка ЛуАЗа. ВАЗ – один из самых популярных доноров в части силового агрегата. Проведя тюнинг подвески и остальных основных узлов, вы получите довольно сносный легкий внедорожник. Модернизация салона и экстерьера добавит внешней агрессивности и внутреннего комфорта. Учитывая, что затраты на модернизацию не такие уж космические, имея старый автомобиль этой марки, не спешите сдавать его в металлолом. Реставрация поможет получить настоящий рабочий раритет.

Старый конь, как известно, борозды не портит. Тысячи автомобилей советской эпохи все еще остаются в строю благодаря «экономической целесообразности» и определенным усилиям их владельцев. Мы подготовили серию статей о доработках, облегчающих сегодня эксплуатацию живых раритетов.

Старый конь, как известно, борозды не портит. Тысячи автомобилей советской эпохи все еще остаются в строю благодаря «экономической целесообразности» и определенным усилиям их владельцев. Мы подготовили серию статей о доработках, облегчающих сегодня эксплуатацию живых раритетов.

Миниатюрный ЛуАЗ-969 по прозвищу «Волынянка» всегда был самым доступным отечественным внедорожником. Его очень любили жители сельской глубинки за умение круглогодично ездить по грунтовкам и бездорожью, за утилитарный кузов, пригодный для перевозки объемных сельскохозяйственных грузов. За это ему прощали немногочисленные, но существенные недостатки: малый ресурс двигателя-«воздушника», невысокую надежность прочих агрегатов и отсутствие комфорта.

Главные достоинства украинского «джипа» – цена и потрясающая проходимость – остаются актуальными по сей день. Колесные редукторы, подключаемый полный привод, «ползучая» передача, блокировка заднего дифференциала, малый вес (960 кг) и внушительный клиренс (280 мм) делают его серьезным конкурентом даже самым современным полноприводникам, оснащенным «интеллектуальной» трансмиссией со сложными агрегатами.

Поскольку автомобиль не выпускается уже почти 20 лет, найти сегодня мало-мальски «живой» образец не очень легко. Цена его может стартовать лишь с $600–1000, однако последующие поиски некоторых запчастей составляют порой немалую проблему.

Чтобы облегчить эксплуатацию автомобиля, сконструированного по заказу военных согласно армейским канонам более сорока лет назад, владельцы модернизируют некоторые узлы «Волынянки».

Конечно же, о ежедневной беcпроблемной эксплуатации вездеходика речь все равно идти не может, но некоторую прибавку комфорта и так недостающей надежности автомобиль получает.

Полугрузовой крытый кузов «Волынянки» превращают в пикап только спортсмены и фанаты «покатушек» офф-роад.

Торпедо от «пятерки» BMW (E12) хорошо подошло по размеру в салон ЛуАЗа, но «донор» может быть и другим.

Двигатель

Замена недолговечного «воздушника» любым другим мотором – лучший вариант.

Машине вполне хватает штатных 40 л. с., однако двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-969 редко служит без капремонта более 30 – 40 тыс. км. Сопрягают новое «сердце» с родной коробкой при помощи переходной плиты. Главная проблема трансплантации – недостаток места для радиатора охлаждения. Прибавление веса при исправной ходовой части существенного значения не имеет.

Распространенный вариант – двигатель от классических «Жигулей» или от «Таврии». Радиатор, позаимствованный у той же «Таврии» или компактной иномарки, вместе с вентилятором обычно помещают справа от мотора. Но там он нередко со своей задачей не справляется, и ему в помощь добавляют еще один. Если второй теплообменник большего объема, но тонкий (к примеру, от «Самары»), то он займет место перед двигателем, и его эффективности будет достаточно и без вентилятора обдува.

Владельцы, которые не боятся менять внешний вид машины, идут и на такой шаг, как удлинение капота. Можно нарастить только центральную часть, добавив нишу, куда поместится даже объемистый радиатор от «Нивы», а можно продлить вперед весь капот. Восьми сантиметров достаточно, чтобы установить перед жигулевским мотором радиатор вместе с диффузором.

А вот двигатели от многих переднеприводных иномарок из-за меньшей длины помещаются под капотом «луазика» без каких-либо переделок и с сохранением классической компоновки. Например, в моторный отсек «Волынянки» хорошо вписывается 1,6-литровый
турбодизель от VW Golf II.

Ходовая часть

Эффективная система полного привода ЛуАЗ-969 не требует серьезных переделок.

Усовершенствования ходовой части ЛуАЗ-969 не касаются системы и без того эффективного полного привода. Однако некоторые владельцы устанавливают механизм блокировки переднего межколесного дифференциала, используя штатные детали от аналогичного механизма из заднего моста.

Маленькие и непрезентабельные 13-дюймовые колеса заменяют колесами большего размера, применяя диски от японских и корейских автомобилей с диаметром окружности крепежных отверстий 114,3 мм. Установка колес посадочным размером до 15 дюймов включительно не требует никаких переделок, для больших может понадобиться подрезка колесных арок.
Большие нестандартные колеса достаточно тяжелы, для их раскрутки нужна дополнительная мощность. Чтобы автомобиль не потерял резвости, некоторые владельцы меняют шестерни в колесных редукторах , увеличивая передаточное число пар. Кстати, из-за прямозубых шестерен эти редукторы сильно шумят, и для комфорта шестерни заменяют косозубыми. Их заказывают на предприятиях, где есть зуборезные станки.

Смещенный вперед центр тяжести при износе амортизаторов приводит к раскачке кузова, поэтому владельцы устанавливают более эффективные амортизаторы. У задних изменяют заодно угол установки. Обычно берут москвичевские, переварив нижнее ухо крепления. Многие заменяют рулевой механизм и шарниры рулевой трапеции жигулевскими или москвичевскими. Необходимо лишь изготовить новый кронштейн крепления и продольную рулевую тягу, зато управление становится точнее из-за устранения люфтов.

Кузов и салон

Большинство владельцев ЛуАЗ стремятся соорудить на кузове жесткий верх.

Утилитарный открытый кузов ЛуАЗов всех модификаций нравится немногим, и большинство владельцев стремятся соорудить жесткий верх. Применяются самые разнообразные конструкции надстроек – от алюминиевых до фанерных. Многие из них портят и без того неказистую с точки зрения стиля внешность вездехода. Благодаря полунесущей конструкции машины кузов позволял самые смелые эксперименты: с распашными дверями, откидными бортами, подъемными люками.

Главное условие при замене штатных откидных «стульчиков» комфортным диваном – сохранение возможности трансформации. Универсальный кузов – одно из существенных достоинств ЛуАЗа.

В конце 1980-х один из луцких кооперативов выпускал для «Волынянки» пластиковый верх, который и сегодня можно купить на родине вездехода. Неплохо выглядит также крыша, позаимствованная у «Москвича» – «пирожка» ижевского производства. Вместо съемных (ЛуАЗ-969) или сдвижных (модель «969М») стекол в дверцы можно установить стеклоподъемники от ВАЗ-2101. Торпедо у ЛуАЗов после 1979 г. вполне достойное, и заменяют его более стильным немногие. «Волынянки» с кузовом пикап завод делал малыми партиями и лишь в последние годы выпуска. Самостоятельно на такое переоборудование идут только любители кросса и трофи-рейдов. Немногие решаются также на замену пары задних откидных сидений диваном: возможность трансформации кузова для перевозки грузов в этом автомобиле важнее комфорта. Но есть и компромиссные варианты . Для удобства обслуживания машину оснащают капотом аллигаторного типа вместо открывавшегося по ходу. При этом петли, расположенные у лобового стекла, заимствуют у старых машин «Москвич»-402, -403, -407) или делают из поводков стеклоочистителей. В некоторых проектах для отделки автомобиля довольно удачно применяют части бамперов и прочего обвеса от «Нивы», «Самар» и иномарок.

Игорь Коваленко
Фото Константина Широкуна

Редакция благодарит Полтавскую городскую государственную администрацию за помощь в подготовке материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ещё древние римляне осознали, что оперативно добираться до отдалённых провинций империи можно лишь при наличии хороших дорог. Истина эта была настолько очевидна, что прокладка их в Римской империи стала делом государственной важности. В итоге, неплохо сохранившиеся древнеримские дороги с выбитой ещё колесницами колеёй функционируют кое-где и в XXI веке.
Ну а в нашей стране с дорогами всегда были проблемы. Соответственно, проблемы возникли и у конструкторов, которым приходилось ломать голову над тем, под какие дороги им следует проектировать новые автомобили.

В начальный период автомобилизации в нашей стране создавались лишь автомобили, рассчитанные на дороги с твёрдым покрытием, каковые были, в основном, в больших городах. Ну а значительная часть российских дорог представляла собой обычные грунтовки, которые даже после небольшого дождичка превращались в непроезжие. Именно для таких «направлений» и требовались автомобили-вездеходы, тем более, что предварительные расчёты показывали, что дешевле произвести небольшое количество машин-вездеходов, нежели закатывать асфальтом тысячи грунтовых большаков, булыжных трактов или щебёночных шоссе. И, в соответствии с этой концепцией, в 1930-е годы в нашей стране начали появляться первые автомобили-внедорожники.

В начале это были армейские машины-вездеходы, где их высокая проходимость помогала решать не только тактические, но порой и стратегические задачи. В их числе были трёхосные и полугусеничные грузовики-«полуторки», трёхосные ЗИС-6, первые легковые полноприводные вездеходы ГАЗ-61, а также армейские джипы ГАЗ-64 и ГАЗ-67Б. А с началом Великой Отечественной войны советские конструкторы смогли познакомиться с полученными по ленд-лизу полноприводными джипами типа Willys MW, Ford GPW и Dodge WC-52.

Опыт Второй мировой войны показал, что при отсутствии сети приличных дорог полноприводные автомобили-вездеходы могут стать незаменимым транспортным средством, способным надёжно обеспечивать доставку пассажиров и грузов в сельских районах. В соответствии с этим, создание пассажирских и грузовых машин-вездеходов стало одним из наиболее важных направлений автомобилизации нашей страны.

Так, в 1952 году с конвейера Горьковского автозавода сошёл армейский джип ГАЗ-69 (в том числе и его гражданская версия), а в 1955 году – ГАЗ М-72 (полноприводная «Победа»), Внёс свою лепту в создание внедорожников и Московский завод малолитражных автомобилей, выпустивший несколько моделей высокой проходимости на базе выпускавшихся предприятием «Москвичей».

К сожалению, все эти машины нельзя было отнести к категории массовых. Стране же требовался недорогой утилитарный вездеход, который можно было бы отремонтировать, не прибегая к услугам не существовавших в то время автосервисов. И первым таким автомобилем стал ЛуАЗ-969В, сошедший в 1967 году с конвейера Луцкого механического завода, по этому случаю переименованного в Луцкий автозавод.

Предшественником гражданского мини-джипа стал выпущенный в 1961 году компактный армейский вездеход – автомобиль-амфибия ЗАЗ-967 ТПК (транспортёр переднего края). Это была весьма неординарная машина, предназначенная для эвакуации раненых с поля боя и доставки на передний край боеприпасов и другого военного имущества. Двигатель, бортовые редукторы, трансмиссия ТПК – всё это вошло в конструкцию нового автомобиля, получившего на первых порах название ЗАЗ-969В. Правда, поначалу машина выпускалась в переднеприводном варианте (кстати, впервые в СССР!), и лишь в 1971 году, после освоения в производстве деталей и узлов привода задних колёс, с конвейера сошёл полноценный внедорожник ЛуАЗ-969, оснащённый 23-сильным «запорожским» мотором. Замечу, что ВАЗ-2121 «Нива», ставший джипом № 1 в Советском Союзе, был запущен в производство шестью годами позже – в апреле 1977 года.

Разработка гражданского вездехода велась поначалу в НАМИ (Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте), а затем на Ирбитском мотоциклетном и Запорожском автомобильном заводах под руководством известного автоконструктора Б.М. Фиттермана (кстати, под его руководством был создан грузовой автомобиль ЗИС-150, а также первый в нашей стране трёхосный полноприводной бронетранспортёр БТР-152).

Геометрическая схема и основные размеры полноприводного автомобиля ЛуАЗ-969М

Именно Фиттерман предложил оригинальное решение ходовой части ЗАЗ-969В, основанное на сочетании весьма компактной независимой торсионной подвески с увеличивающими клиренс колёсными редукторами.

Расположенный спереди силовой агрегат, куда входили двигатель, коробка передач и главная передача, базировался на V-образном четырёхцилиндровом 23-сильном моторе МеМЗ-966, том самом, которым поначалу оснащались первые «запорожцы». КПП жёстко соединялась с задним мостом трубой (нечто вроде дейдвуда), внутри которой проходил вал привода главной передачи – такая его конструкция позволила избавиться от карданных шарниров. Подключение при необходимости задних колёс, демультипликатора и блокировки заднего дифференциала осуществлялось водителем. Полунесущая конструкция кузова позволила существенно облегчить машину, что также благоприятствовало повышению её проходимости.

Передача вращающего момента на задние полуоси осуществлялась с помощью карданных шарниров (со стороны колёсных редукторов) и скользящих сухарей (со стороны дифференциала). Подвеска всех колёс – независимая, торсионная. Величина хода при качании задних колёс составляла лишь 100 мм, однако для автомобиля-вездехода этого вполне хватало.

Автомобиль время от времени подвергался модернизации, и в первую очередь (в 1975 году) его оснастили новым двигателем МеМЗ-969А мощностью 40 л.с. А в начале 1979 года с конвейера Луцкого автозавода сошёл ЛуАЗ-969М. Правда, основные его отличия от предыдущей модели состояли в большей комфортабельности по сравнению с предшественником. Так, более плавным стал ход машины, и это сразу почувствовали водитель и пассажир на переднем кресле. В салоне появился перчаточный ящик и пепельница, а рулевую колонку оснастили противоугонным устройством.

Существенной переделке подвергся кузов автомобиля. Конструкторы осовременили дизайн передней его части, а петли крепления капота перенесли вперёд, что исключило его спонтанное открывание на ходу. Поменялась и светотехника, а сзади были установлены фонари освещения номерного знака и плафоны заднего хода. Двери кузова, которые правильнее было бы назвать «калитками», превратились в полноценные автомобильные, с окнами, оснащёнными форточками. Стандартная для многих армейских машин панель приборов приобрела вполне гражданский вид и стала удобнее для восприятия водителем. Следует также упомянуть появившиеся на внедорожнике шумопоглощающие панели и улучшенную звукоизоляцию. Ко всему, машину оснастили ремнями безопасности, энергоёмкой рулевой колонкой и «жигулёвскими» креслами.

И ещё. ЛуАЗ-969М получил усиленные рычаги подвески, ограничители хода колёс улучшенной конструкции, более рациональную систему крепления глушителя на полунесущем кузове, а также жалюзи системы охлаждения двигателя увеличенного размера.

Основные размеры кузова и салона ЛуАЗ-969А

Производственные мощности Луцкого автозавода позволяли выпускать до 16000 автомобилей в год, что было, в общем-то, маловато для необъятного Советского Союза, однако по популярности ЛуАЗ явно обгонял другие отечественные внедорожники. Впрочем, конструкция машины получила одобрение и на Западе -так, в 1978 году на международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошёл в десятку лучших автомобилей Европы – разумеется, в своём классе.

ЛуАЗ-969М отличался поистине фантастической проходимостью. Короткая 1,8-метровая колёсная база, приличный клиренс в 280 мм, демультипликатор и блокировка дифференциала – всё это позволяло мини-джипу преодолевать такие хляби и топи, которые были не по колёсам даже УАЗ-469 и «Ниве».

22 сентября 1982 года с конвейера Луцкого автозавода сошёл стотысячный ЛуАЗ. Несмотря на утилитарность и некоторую примитивность, внедорожник охотно покупали в сельских районах нашей страны. В немалой степени этому способствовала относительно небольшая стоимость машины в 5100 рублей (в ценах 1982 года) -чуть дороже самого дешёвого в стране «Запорожца».

Следует отметить, что конструкторы Луцкого автозавода разработали немало модификаций мини-джипа. Так, в 1990 году завод начал выпуск ЛуАЗ-1302 с 53-сильным четырёхцилиндровым рядным двигателем жидкостного охлаждения МеМЗ-245 (им же оснащалась запорожская «Таврия»), На базе машины с этим двигателем был создан грузовичок ЛуАЗ-13021, а также карета «скорой помощи» ЛуАЗ-1302-08 с верхом из стеклопластика для обслуживания сельских фельдшерских пунктов и доставки людей в больницы.

Представляет немалый интерес сравнение двух автомобилей-внедорожников, близких по типу, габаритам и вместимости – отечественного ЛуАЗ-969 и японского Suzuki Jimni. Оба мини-джипа были выпущены в 1960-х годах, и тот, и другой поначалу оснащались моторами приблизительно равной мощности – чуть больше 20 л.с., однако рамный, достаточно тяжёлый «японец» с неразрезными мостами выпускается до сегодняшнего дня, а имевший великолепные вездеходные задатки ЛуАЗ-969 с колёсными редукторами и независимой подвеской так и не был доведён до конкурентоспособного состояния. В настоящее время машина эта уже снята с производства. А жаль. Правда, Луцкий автозавод предпринимал немало усилий для выпуска на базе внедорожника более современных машин, однако кризис в связи с распадом Советского Союза не позволил наладить их производство.

В завершение следует заметить, что ЛуАЗ-969 стал прекрасным базовым автомобилем для его тюнинга, и этим не замедлили воспользоваться самодеятельные автоконструкторы. Сегодня на дорогах стран СНГ можно встретить немало джипов с ходовой частью от ЛуАЗа. Самодельщики, как правило, начисто срезают верхнюю часть серийного внедорожника и вместо неё сооружают из кузовных панелей различных легковых машин или стеклопластика нечто более современное и удобное. На «покатушках» вездеходов порой попадаются ЛуАЗы с самодельными оригинальными кузовами, а также самоделки с внешностью «по мотивам» «Нивы», «Хаммера», «Виллиса» и других известных джипов.

Видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Источник http://https://auto-metal.ru/stati/kak-pridat-avtomobil-noy-podveske-myagkosti.html
Источник http://https://kalina-2.ru/remont-vaz/luaz-969-hodovaja-chast

Интересные статьи

Leave a Comment

X