Содержание
Какие бывают тормозные колодки для автомобиля и что лучше выбрать
От корректной и эффективной работы тормозной системы напрямую зависит безопасность и безаварийность движения транспортного средства. Потому для водителей важно быть всегда уверенным в качестве используемых деталей.
И отсюда возникает закономерный вопрос о том, какие из тормозных колодок лучше. Каждый автомобилист опирается на собственные принципы и критерии при выборе подходящих колодок. Одни просто доверяют консультантам в магазинах, другие предпочитают детально разбираться в вопросе самостоятельно. Есть и те, кто отдаёт машину в автосервис, а мастера уже на своё усмотрение или по предварительной договорённости ставят новые элементы.
Выбирать колодки следует исходя из особенностей своего автомобиля и того стиля вождения, которого придерживается человек. Плюс не последнюю роль играет соотношение цены и качества.
Чтобы приобрести подходящий комплект тормозных колодок, требуется изучить их разновидности, учесть сильные и слабые стороны каждого типа, а также узнать про наиболее востребованных производителей. Поскольку довольно часто колодки берут только по принципу известности производителя, здесь стоит понимать, кто именно в настоящий момент считается заслуженным лидером рынка.
Принципы выбора колодок
Если автовладельца действительно интересует, как выбрать качественные и подходящие тормозные колодки, упор делается на несколько основных критериев.
Опытные автомобилисты и специалисты советуют покупать элементы тормозной системы, учитывая:
- марку и модель автомобиля;
- тип колодок;
- особенности тормозной системы на авто;
- степень износа машины;
- эксплуатационные характеристики колодок;
- производителя.
Для начала автовладельцу стоит открыть руководство по эксплуатации, которым обязательно комплектуется с завода каждая машина. В ней вы найдёте основные сведения об используемой тормозной системе и увидите рекомендации относительно параметров тех же колодок, дисков и барабанов.
Рекомендации от автопроизводителя будут основой для дальнейшего выбора. Ведь при покупке даже самых качественных деталей, которые не подходят вашей машине по размерам или иным параметрам, они не смогут выполнять поставленные задачи. То есть такое приобретение окажется совершенно бесполезным.
Для начала советуем разобраться в разновидностях тормозных колодок. Они не имеют существенно разную конструкцию, но изготавливаются из различных материалов. Это и определяет ключевые отличия между элементами тормозной системы.
Виды колодок
Главной функцией тормозных колодок является преобразование в тепловую кинетической энергии, которая возникает за счёт вращения колёс и выделяется при торможении, когда колодка трётся о поверхность тормозного диска.
Сами производители этих элементов направляют свои усилия на то, чтобы сделать процесс торможения на машине максимально эффективным. Этого удаётся достичь путём сохранения высокого коэффициента трения в обширном диапазоне температур. То есть, вне зависимости от воздействующей температуры, колодки сохраняют свою надёжность, долговечность и качественно справляются со своими функциями.
Хотя конструктивно все колодки практически идентичные, основные отличительные характеристики касаются использования материалов при изготовлении рабочей поверхности. Если говорить коротко, то колодка представляет собой специальный фрикционный материал, который помещается на подложку из металла.
При выборе тормозных колодок автомобилисты во многом отталкиваются от материала их изготовления. Всего выделяют 4 разновидности:
- органические;
- керамические;
- низкометаллические;
- полуметаллические.
Простое обозначение не даёт понять, что именно это за колодки и чем они друг от друга отличаются. А автомобилисту знать это стоит, поскольку неоднократно пригодится в дальнейшем.
- Низкометаллические. Здесь подразумеваются тормозные колодки, которые отличаются низком содержанием металла в своей структуре. Технология изготовления аналогична производству органических элементов. Но процент содержания в них металла выше. Он составляет до 30%. Эти конструкции характеризуются лучшими показателями теплообмена и устойчивости к износу. Но при эксплуатации отмечается образование большего количества пыли и увеличение шумности.
- Органические. Для производства органических колодок для тормозной системы автомобиля используются углероды, кевлар и стекло в сочетании с относительно небольшим количеством металла. Содержание последнего составляет до 15%. К ключевым преимуществам этого типа тормозных элементов относят способность быстро схватываться и создавать минимальный уровень шума. Но важно понимать, что органические изделия достаточно мягкие, из-за чего проявляется важный недостаток в виде низкой устойчивости к износу. Также они способствуют образованию большого количества пыли. Если пыль будет проникать в отверстия на вентилируемых тормозных механизмах, это приведёт к быстрой поломке.
- Полуметаллические. Для изготовления полуметаллических тормозных колодок используется смесь из чёрных и цветных металлов с добавлением специальных наполнителей. Это неорганические компоненты и графит. В зависимости от модели и производителя, процентное соотношение металла в составе колодки может достигать 65%. Эти изделия характеризуются высокими показателями теплоотдачи и устойчивости к износу. Потому способны служить длительный период даже при условии активной эксплуатации. Но существует и недостаток, который проявляется в виде снижения ресурса тормозных дисков. На многих образцах полуметаллических колодок наблюдается такая проблема как низкая эффективность и увеличенный уровень шума в условиях работы при низкой температуре.
- Керамические. В качестве фрикционного материала тут задействовали керамику. Дополнительно в состав колодки входят наполнители, выполненные из синтетического каучука или цветных металлов. Керамические колодки являются разработкой нового поколения. Потому здесь мы говорим о наиболее современных изделиях, которые отличаются высокой экологичностью. Образование пыли минимальное. При этом конструкции обладают стабильным коэффициентом трения в обширном диапазоне температур. Керамика помогает бережно сохранять работоспособность диска и создаёт минимальный уровень шума. Главным же недостатком считается высокая стоимость. Можно также отметить температурное ограничение в 300 градусов Цельсия. Но если тормоза прогреваются до 300 градусов Цельсия, это уже говорит о чрезмерных экстремальных нагрузках.
На чём именно остановить свой выбор, каждый автовладелец будет решать самостоятельно. Если финансовое положение позволяет, то объективно лучшим решением может стать именно керамический тип колодок. Но порой машины вполне обходятся другими видами элементов. Тут важно учитывать эксплуатационные характеристики и требования конкретного автомобиля.
Эксплуатационные характеристики
Тормозные колодки относятся к тем элементам транспортного средства, которые в процессе эксплуатации подвергаются достаточно сильным нагрузкам.
Учитывая особенности вождения и дорожные условия, температура колодок может достигать 350 градусов Цельсия при сравнительно нормальной эксплуатации под средними нагрузками. Если же речь заходит о спортивных заездах, когда приходится управлять машиной в экстремальных условиях, тогда температура способна повышаться до 800-900 градусов. Тут уже речь идёт о специальных тормозах, которые имеют увеличенный ресурс и способны справиться с такими нагрузками.
В повседневной жизни, когда автомобиль просто передвигается по городу или трассе, осуществляет своевременное торможение на светофорах и перекрёстках, температура не будет повышаться выше отметки в 250 градусов Цельсия.
Температура играет ключевую роль в производстве и в выборе тормозных колодок. Производители пытаются добиться того, чтобы коэффициент трения оставался стабильным в максимально широком температурном диапазоне. Это гарантирует качественное торможение зимой и летом. Потому на температурный диапазон стоит обращать внимание, выбирая комплект новых колодок для тормозной системы своего транспортного средства.
Оптимальным показателем коэффициента трения считается от 0,35 до 0,50. На подобные характеристики способны изготовители оригинальных запчастей, которыми оснащаются автомобили ещё с завода на этапе сборки.
Более низкий диапазон коэффициента трения, который находится в пределах от 0,25 до 0,35, предлагается производителями неоригинальных запчастей. То есть тех, которые автовладелец может купить в качестве замены оригинальным и более дорогим деталям. Причём это не является чем-то опасным и рискованным. Такого коэффициент будет более чем достаточно, если речь идёт об адекватном стиле вождения без экстремальных заносов и торможений.
Но брать колодки с коэффициентом ниже 0,25 не рекомендуется. Такие элементы тормозной системы не смогут справиться с поставленной задачей. Они не обеспечат должное качество торможения, и не будут служить долгое время. Хотя спрос на подобные детали всё равно внушительный. И это объясняется банальной причиной в виде низкой цены. Именно фактор низкой стоимости заставляет автомобилистов совершать ошибки.
Покупая колодки с низким коэффициентом трения, следует быть готовым к необходимости их скорой замены. В лучшем случае они просто прослужат не так долго, как вам хотелось бы. Но в худшем есть вероятность того, что тормоза просто не справятся, когда вам потребуется резко остановиться. Потому экономия тут неуместная. Лучше потратить больше денег, но купить качественные изделия с достойным показателем коэффициента трения.
Самое пристальное внимание рекомендуется обращать на максимальный пробег, при котором колодка достигнет предела своего износа. Скорость износа во многом зависит от качества использованных фрикционных материалов. Плюс свою роль здесь играет манера управления транспортным средством. Лучше взять колодки с запасом хода около 20-25 тысяч километров и придерживаться аккуратного стиля вождения. Так не придётся часто посещать СТО или возиться в гараже с машиной.
Ведущие производители
Стоит поговорить и о рейтинге производителей тормозных колодок. У каждой компании есть определённый статус. Определяется он тем, выступает ли производитель официальным поставщиком или нет. Потому все колодки можно разделить на оригинальные и неоригинальные.
Оригинальными называются те элементы, которые производитель поставляет непосредственно на производственные мощности заводов автокомпаний. Их колодки используются в рамках сборки. Этих изготовителей называют OEM-производителями, то есть они создают оригинальные автозапчасти. Они зачастую дороже оригиналов и продаются через официальных дилеров. Неоспоримым преимуществом оригинальных колодок является то, что их проверяют путём проведения разных испытаний и тестов. Автокомпания не станет устанавливать заведомо некачественные колодки, не способные справиться со своими задачами.
Несколько ниже в рейтингах лучших тормозных колодок располагаются компании, которые поставляют запчасти для послепродажного сервиса транспортных средств. Хотя аналогичных OEM-запчастям испытаниям они не подвергаются, всё равно при использовании на подержанных автомобилях такие колодки демонстрируют отличные показатели эффективности. Плюс цена несколько ниже, чем у оригиналов.
Некоторые OEM-производители, используя дочерние организации и компании, занимаются одновременными поставками своих колодок на сборочные конвейеры автозаводов и на рынок послепродажного обслуживания.
Нельзя забывать о неизвестных изготовителях, о которых мало что известно обычному автомобилисту. Это колодки по низким ценам, не способные гарантировать качество, долговечность и соответствие заявленным эксплуатационным характеристикам. Покупать подобную продукцию потенциально очень рискованное мероприятие.
Рейтинг российского рынка
В топ лучших производителей тормозных колодок в России, по мнению автомобилистов и экспертов, вошли следующие компании:
- Производитель из Германии, который получает множество хвалебных отзывов. Продукция достаточно дорогая, но это обусловлено основной целевой аудиторией, которой выступают поклонники спортивной и быстрой езды.
- Ferodo и Brembo. Одни из самых известных брендов тормозных колодок. Но продукция этих фирм также не является оптимальным выбором для повседневной и размеренной езды. Их колодки подойдут спортивным машинам.
- Это целая корпорация, ключевыми звеньями в которой являются фирмы Remsa и Lucas. Это тормозные колодки, рассчитанные на обычные автомобили, эксплуатирующиеся в городских условиях. При этом изделия легко выдерживают нагрузки средней и высокой степени интенсивности.
- NIBK и Akebono. Две японские компании, которые пользуются заслуженной популярностью в России. Японцы отличаются тем, что постоянно пытаются внедрять более новые и совершенные технологии для разработки фрикционных материалов;
- Фирма из Италии, создающая тормозные колодки для самых разнообразных условий эксплуатации и стиля вождения. Потому в ассортименте этой итальянской компании каждый может найти для себя оптимально подходящий комплект колодок.
- Компания занимается изготовлением широкого перечня высококачественных автомобильных запчастей. Среди них присутствуют и тормозные колодки. Хотя эксперты отмечают, что за последние несколько лет производитель немного утратил свои прежние высокие позиции.
- Это отечественный производитель, который может предложить хороший выбор достойных тормозных колодок. В основном такие элементы подойдут для бюджетных автомобилей. Это один из оптимальных вариантов для тех, кто ищет адекватное соотношение цены и качества.
Американские специалисты также провели исследования, опросили автомобилистов и составили собственный рейтинг производителей тормозных колодок.
Итоговый рейтинг несколько отличается от результатов опросов в России. Но поскольку в него входят известные в РФ производители автозапчастей, стоит обратить внимание и на американский рейтинг. В него вошли:
- EBC;
- Wagner;
- Brembo;
- Akebono;
- Bendix;
- Ferodo;
- Bosch;
- ATE;
- Centric;
Нельзя объективно сказать, тормозные колодки какой фирмы лучше выбрать для того или иного автомобиля. Рейтинг имеют определённую долю субъективности, поскольку мнение автомобилиста нельзя считать объективным. А проводимые испытания не всегда осуществляются в приближенных к реальным условиям.
Стоит учитывать ещё одну закономерность. Производители могут поставлять разную по качеству продукцию в зависимости от того, для какого именно рынка она предназначена. Не последнюю роль играет завод, где осуществляется производство колодок.
Выбирать элементы тормозной системы исключительно исходя из рейтингов производителей не стоит. Нужно принимать во внимание все факторы, критерии и требования, предъявляемые к изделию. Только так вам удастся оснастить своё транспортное средство действительно надёжными, эффективными и долговечными тормозными колодками.
Борьба с подделками
Не сложно догадаться, что объективно лучшими колодками будут те, которые относятся к OEM-производителям или предназначены для послепродажного обслуживания, но являются продуктом ведущих брендов.
Если вы определились с производителем, который готов предложить подходящие вашей машине и особенностям вождения колодки, постарайтесь исключить вероятность покупки поддельных элементов тормозной системы. Таких на нашем рынке достаточно много, что становится настоящей проблемой.
Но есть несколько простых рекомендаций, соблюдение которых позволит обезопасить себя от фальшивок.
- Маркировка. Она обязательно должна присутствовать на конструкции колодки. Причём смотрите на знак соответствия европейским требованиям, который выполнен в виде кружочка с буквой Е внутри. Также важно наличие сертификационного знака и номера одобрения. Сертификационные знаки имеют вид 90R или R90. Рядом ищите международные и каталожные номера, номера производственных партий. Если их нет, лучше от такой колодки отказаться.
- Логотип производителя. Бывает даже так, что мошенники слишком стараются создать копию продукции других производителей. Но не до конца определяются, какую именно фирму будут подделывать. Потому на рынке можно встретить детали, на разных сторонах которых наносятся логотипы разных компаний. Следите за тем, чтобы логотип был правильно написан и имел форму, полностью соответствующих оригинальному лого компании.
- Дополнительные документы. Если это какой-то кустарный производитель, то в упаковке с колодками вы вряд ли найдете что-то помимо самих деталей. А настоящие и лучшие изготовители обязательно укладывают в коробку паспорт, сертификаты, гарантийные талоны, и в некоторых случаях инструкции по самостоятельной установке. Сертификаты одобрения в упаковке присутствуют не всегда. Если внутри его нет, попросите копию у продавца. Он обязан предъявить сертификат.
- Код товара. Это возможно пока только у некоторых ведущих производителей. С помощью официального сайта можно по коду проверить, действительно ли продукция оригинальная либо перед вами подделка. Для этого нужно ввести определённую комбинацию из цифр и букв.
Нельзя сказать, что выбор тормозных колодок является чрезвычайно сложной задачей. Тут есть свои нюансы и моменты, на которые следует обращать основное внимание. Речь идёт об условиях эксплуатации, репутации компании и соответствии заявленных характеристик реальным возможностям запчастей.
Цена также во многом подскажет, является ли такая колодка достаточно качественной и надёжной. Экономить на оснащении тормозной системы не стоит. Иначе низкосортные дешёвые колодки сомнительных брендов могут подвести в самый ответственный момент. Не стоит рисковать ради мнимой экономии.
Какие тормозные колодки выбрать
Тормозные колодки – важная составляющая тормозной системы автомобиля, обеспечивающая торможение транспорта, маневрирование, безопасность. Замена элементов требуется по мере износа.
Выбирая подходящие комплектующие, руководствуются требованиями производителя авто. Но учитывают и характеристики, особенности моделей.
- Значение категорий тормозных колодок
- Виды комплектующих и их особенности
- Тонкости выбора тормозных колодок
- Лучшие производители
- Сколько служат тормозные колодки
- Как определить необходимость замены
Значение категорий тормозных колодок
Если возникает вопрос, какие тормозные колодки выбрать, учитывают стиль езды – спокойный, агрессивный. Важно и качество дорожного покрытия – трасса, городские, ровные дороги, бездорожье. Внимание обращают и на вес машины, оказывающий нагрузку. В процессе подбора учитывают представленные категории и виды.
Категории колодок тормозной системы:
- Оригинальные конвейерные комплектующие – используются производителями при сборке. Поставляются на заводы и лишь 10% продукции в магазине. Это лучший вариант, но и самый дорогой.
- Элементы, выпускающиеся для рынка – представлены широким выбором деталей с разными характеристиками. Производятся и фирмами, обеспечивающими поставки комплектующих на заводы. Стоимость продукции составляет от 30 до 70% от оригинала из-за снижения требований и качества.
- Продукция на экспорт, предназначенная для стран третьего мира – отличается более низким качеством, минимальной ценой. Стоимость составляет 20 – 30% от оригинала, срок службы сокращен, требуется частая замена.
Наиболее распространена вторая категория, так как покупка заводских составляющих не всегда возможна, а последняя категория не обеспечивает нужные характеристики.
Виды комплектующих и их особенности
Основные составляющие тормозных колодок – металлическая пластина и фрикционный материал. Здесь включаются и оксиды металлов. Их количество в смеси определяет показатели трения. Графит, также присутствующий в составе, исключает прихватывание колодки к диску. Задумываясь, как выбрать тормозные колодки для автомобиля, учитывают, что вид продукта определяется компонентами, использовавшимися в производстве.
Виды колодок:
- Полуметаллические модели – включают 65% металлов, черных и цветных, включается графит и неорганические компоненты. Выделяется хорошая способность отводить тепло, но увеличивается износ диска, возрастает шумность. С понижением температур качество работы снижается.
- Низкометаллические экземпляры – большая часть основы выполнена из органических составляющих. Включается до 30% металлов.
- Органические исполнения – в составе всего 15% металла, большая часть органических компонентов. Работают тихо, выделяется быстрая хватка начального торможения. Не подходят для агрессивного управления, быстро изнашиваются. Эти колодки мягче, пыль, образующаяся в процессе эксплуатации, забивает отверстия вентилируемых дисков.
- Керамические модели – дорогой вариант, но привлекает высокой эффективностью при интенсивной езде. Основная составляющая здесь – керамические волокна, необходимые для поддержания коэффициента трения. Отмечается меньшая интенсивность износа, нагрузки на тормозной диск. Это лучшее решение для агрессивного стиля езды.
Каждый производитель комплектующих применяет особую технологию изготовления, подбирающуюся в зависимости от поставленных требований, целей и характеристик продукции.
Тонкости выбора тормозных колодок
Рассмотрев категории и виды комплектующих, легче определиться. Чтобы выбрать лучший продукт, обращают внимание на внешний вид, параметры, конструкцию.
Основные правила подбора:
- рабочая температура, которую способны выдерживать колодки – основной показатель, где для автомобилей, эксплуатирующихся в городских условиях, достаточно 300 – 350 градусов;
- коэффициент трения – определяет эффективность торможения, для городских авто оптимальные параметры – 0,3–0,5;
- степень износа – определяет долговечность, частоту замены, отличается на моделях со схожими параметрами;
- знак сертификации – позволяет выбрать качественный продукт, представлен отметкой R90 и 90R;
- конструкция – в ней должны отсутствовать изгибы, трещины, допускаются лишь микротрещинки до 2 мм;
- дополнительные элементы – используются не всегда, в зависимости от производителя, представлены в виде прослойки между основой и накладкой, что уменьшает нагрев суппорта;
- фрикционная накладка – не допускается содержание инородных предметов, но возможны микросколы по краям, выпуклости, частички краски.
Рассматривая варианты колодок, учитывают, что встречаются и подделки. Исключить их позволит внимательность, тщательность подбора. Если продукт качественный, в коробке присутствует паспорт, гарантия, сертификат. Выделяется и уникальный код, свойственный только одному товару. Его легко проверить на сайте производителя. Также при выборе рекомендуется отдавать предпочтение одному производителю, серии или проводить подбор с учетом материалов, состава смеси.
Лучшие производители
На рынке, в магазинах представлена продукция разных фирм, заслуживающих доверия. Лучшие производители тормозных колодок предлагают качественную, долговечную продукцию. Каждый бренд привлекает определенными преимуществами. Поэтому подбирают в зависимости от условий эксплуатации.
Востребованные бренды:
- АТЕ – премиальный бренд, предлагающий лучшие колодки. Имеются модели, работающие при температурах до 800 градусов.
- Masuma – японский бренд, поставляющий комплектующие для сборки японских авто. Под собственным брендом производятся запчасти для рынка.
- Akebono – безопасная и эффективная продукция лидирующего японского бренда.
- Advics – бренд, созданный разными производителями, в том числе Sumitomo, Denso. Предлагаются конвейерные, рыночные запчасти. При этом используется один фрикционный материал, как для моделей высшего качества.
- Nibk – предлагает колодки для японских и европейских авто.
Популярные бренды для определенных условий эксплуатации:
- Ferodo, Brembo – колодки для спортивного стиля езды;
- Nibk, Lucas – варианты для движения в городских условиях.
Выбирая подходящие колодки для авто, стоит учесть, что спортивные модели прогреваются дольше, соответственно, в условиях движения по городу эффективность снижается.
Сколько служат тормозные колодки
Эксплуатационный период тормозных колодок определяется нагрузками, условиями, в которых работает система. Значение имеет качество фрикционного материала. Чтобы понять, когда менять тормозные колодки, обращают внимание на качество, эффективность торможения. Здесь нужно отметить, что большая нагрузка приходится на передние тормоза. Поэтому колодки здесь меняются чаще в 3 раза.
Замена согласно рекомендациям производителя:
- Для отечественных колодок средний период эксплуатации составляет 10 – 15000 км.
- Для иномарок средний показатель возрастает – от 15 до 20000 км.
- Для спорткаров периодичность замены составляет 5000 км.
Выделяются дисковые и барабанные тормоза, где колодки отличаются. Если дисковые служат до 15000 км при умеренной эксплуатации, то барабанные способны работать более 100000 км.
Как определить необходимость замены
Чтобы понять, как часто менять колодки в машине, стоит обратить внимание на работу системы. Конструкция может оснащаться специальными элементами, датчиками, позволяющими определить износ и необходимость замены.
Как определить износ:
- Обращают внимание на нехарактерный звук, скрип, появляющийся во время торможения авто. Значит, сработал датчик, представленный пластиной. Это свидетельствует о том, что фрикционная часть стерта и пластина прикасается к диску.
- Датчик может подавать знак в виде сигнальной лампочки на панели. В этом случае он представлен металлическим контактом, встроенным в конструкцию. Когда происходит износ, контакт соприкасается с диском, что сопровождается подачей соответствующего сигнала.
- При отсутствии датчика измеряют толщину фрикционного материала, не учитывая металлическую основу. Оптимальный показатель для замены – 1,5 мм, допускается 1 мм.
- Снижение уровня тормозной жидкости также может свидетельствовать об износе. Это возникает из-за того, что поршни суппорта выдвигаются в направлении диска.
Задумываясь, когда надо менять колодки на машине, изучают и другие факторы – увеличивается ход тормозной педали, эффективность торможения снижается, особенно в экстренных случаях. Появляются трещины, иные повреждения, что также должно насторожить автовладельца.
Примечательно, что иногда происходит неравномерное стирание колодок. Часто причиной становятся нарушения в работе суппорта. Тогда колодки меняют, проводят восстановление элемента.
Секреты и нюансы выбора тормозных колодок на автомобиль
О важности тормозной системы в любом автомобиле напоминать лишний раз не имеет смысла, но именно тормозные колодки являются обязательным её компонентом. От их качества и состояния износа будет зависеть дистанция, пройденная автомобилем до полной остановки, а, значит, и безопасность всех участников дорожного движения.
Виды тормозных систем в автомобиле
Современные транспортные средства, которые выпускаются в наши дни, могут оснащаться одной или сразу несколькими тормозными системами. Каждая из них разработана с целью повышения безопасности для самого водителя и его пассажиров. Итак, они могут быть следующими:
- рабочая система. Она выполняет основную функцию, связанную с торможением транспортного средства и потому напрямую влияет на безопасность при движении. К ней предъявляются самые высокие требования в плане надёжности и безотказности работы. Постоянно необходимо контролировать уровень рабочей жидкости и доливать его, при необходимости;
- ручная (стояночная) система. Как нетрудно догадаться из названия, ее главное предназначение заключается в том, чтобы не допустить самопроизвольного движения автомобиля при стоянке или остановке;
- запасная. Считается одной из новых систем торможения, а потому ещё не успела получить повсеместного распространения. Дублирует главную систему в качестве подстраховки на случай выхода её из строя;
- вспомогательная. Её задача заключается в том, чтобы добиться снижения нагрузки на рабочую систему при длительной интенсивной эксплуатации. Эта система применяется только на грузовиках со значительным тоннажем.
Чтобы улучшить эффективность процесса торможения и повысить степень безопасности, многие производители дополнительно оснащают транспортные средства антипробуксовочной и антиблокировочной системами, усилителем тормозов, системой экстренного торможения и др. Но именно тормозные колодки являются одним из принципиальных узлов, причём это неподвижная часть, которая контактирует с подвижной частью тормозного механизма.
Прижатие к суппорту производится специальными пружинными элементами. На сами колодки устанавливаются фрикционные накладки, которые в процессе эксплуатации постепенно истираются. В наиболее продвинутых тормозных системах предусматривается датчик, свидетельствующий о степени износа.
Какие бывают тормозные колодки по материалу изготовления и типу фиксации
Любой автовладелец рано или поздно задумывается над тем, какие выбрать колодки для эффективного и безопасного торможения. В их классификации предусмотрено несколько основных разновидностей, каждая из которых обладает уникальными свойствами:
- Полуметаллические — из названия следует, что содержание металла в них не 100%, а может варьироваться от 30 до 65%. Тормозной абразивный порошок в них смешивается с медью, железом, графитом или другими компонентами. Кроме органики могут применяться и составляющие не органического происхождения. Главным достоинством считается эффективное отведение тепла при нагреве. Справедливости ради, стоит сказать, что они изнашиваются быстрее, а во время отрицательных температур функционируют хуже. Средний ценник такого изделия колеблется от 10 до 25 долларов в эквиваленте.
- Колодки органические изготавливаются на основе самых различных материалов. В результате получается интересная комбинация, в которую могут входить стекло и углероды, резины и смолы, а также другие компоненты. Преимущество этих изделий заключается в том, что они создают минимум шума, зато при попадании внутрь влаги очень быстро теряют свои свойства. Ещё один момент связан с пылеобразованием, из-за которого могут забиваться вентиляционные каналы. В среднем эта продукция стоит от 10 до 20 долларов.
- Металлические тормозные колодки. Основным достоинством такого варианта станет качество, близкое к идеальному. Это естественно отражается на цене, которая достигает 40-50 долларов. Основными металлами часто используются сталь и медные сплавы — благодаря этому обеспечивается эффективное торможение, а также нормальный теплоотвод греющихся частей.
- Керамические колодки для автомобиля. Самые дорогие изделия, которые также признаны самыми качественными. Главным различием будет минимальное выделение пыли, а также незначительный нагрев в процессе эксплуатации. Конечно, цена таких колодок является самой высокой и доходит до 100 долларов. Гарантируется высокая эффективность торможения, устойчивость к температурным перепадам, сопротивляемость влаге.
Ещё один момент — это тип фиксации, которым соединяется металлическая пластина и фрикционный материал. По такому показателю любые колодки для автомобиля могут делиться на 2 основных типа:
- клееные (или клеевые). Означает это то, что фрикционный материал крепится при помощи прочного клея, который не только соединяет поверхности, но и обладает проникающими характеристиками. Поэтому такие колодки могут изнашиваться до полного стирания фрикционного слоя. Если вовремя их не поменять, то можно повредить сам тормозной диск;
- заклепочные колодки. Как подсказывает нам название, к пластине фрикционный материал фиксируется при помощи специальных заклепок. Характерный момент, свидетельствующий об их износе и необходимости замены — появление постороннего скрипа. Эксплуатационный ресурс почти такой же, как у клееных.
На что обратить внимание при выборе
Параметры выбора и критерии качества у каждого автолюбителя отличаются, хотя эксперты советуют обращать внимание на ряд важных аспектов. Прежде всего, необходимо понимать, сумеют ли они выдержать тот температурный режим, в котором им предстоит работать. Если стиль вождения у водителя относительно спокойный, а машине не приходится участвовать в заездах, то средний температурный диапазон эксплуатации будет составлять 300-350 градусов Цельсия.
В других случаях температура при нагревании может достигать гораздо более высоких значений (800-900 градусов). Понятно, что в этом случае придётся выбрать тормозные колодки более дорогостоящие и на основе более качественных материалов. Такие изделия начинают раскрывать свои технические параметры только после прогрева до 100-200 градусов. Поэтому для езды по обычным дорогам и в городе они не целесообразны к использованию.
Не менее важным критерием выступает коэффициент рабочего трения. При наступлении рабочей температуры он достигает своего пикового значения. Коэффициент трения у обычных колодок равняется примерно 0,3-0,5. Если он выше, то можно говорить о более эффективном торможении.
Чтобы появилась возможность правильно выбрать тормозные колодки на своё авто, следует принимать во внимание и другие нюансы. Рекомендуется начинать с того, в каких условиях и как часто будет эксплуатироваться транспортное средство. После этого следует взять в руки упаковку, в которой реализуются изделия и провести внешний осмотр:
- коробка должна быть целостной и качественной, хотя бы на внешний вид;
- маркировка должна свидетельствовать о том, где находятся производственные мощности, на которых изготавливалось изделие;
- наличие даже небольших трещин на колодках говорит о том, что продукция имеет дефекты, недопустимые для эксплуатации;
- не должно наблюдаться отслаивания материала.
Тормозные колодки ВАТИ
Маркировка на упаковке или же самой колодке должна быть выполнена в соответствии с требованиями европейских производителей. Это означает обязательное нанесение сертификационного знака товара, что означает его соответствие стандартам качества. Также должен быть указан номер производственной партии. Производители маркируют сами колодки своим логотипом.
Если продукция оригинальная, то внутри коробки водитель обнаружит паспорт товара и сертификат соответствия. В отдельных случаях встречаются даже талон гарантии и установочная инструкция. Для особо сомневающихся есть возможность проверить подлинность колодок или другого товара через сайт производителя — для этого нужно указать код продукции.
Лучше сделать выбор в пользу более дорогих колодок, нежели дешёвых, ведь последние никогда не дадут гарантию многолетней безотказной службы. Для того чтобы защитить свою продукцию, известные производители наносят на упаковку фирменные знаки, прикладывают к ней грамотно переведённую на русский язык инструкцию пользователя или даже используют уникальный штрих-код.
Правильный выбор тормозных колодок должен учитывать ориентацию на те изделия, которые были выпущены с конвейера, а не собраны полукустарным способом. Такая продукция всегда выпускается с соблюдением технологий и стандартов сборки. Чтобы не допустить приобретения подделки, необходимо внимательно изучать торговую упаковку, в котором реализуются колодки — первые признаки подделки или фальсификата можно обнаружить уже на ней.
Тормозные колодки Trans Naster
Цена автомобильных запчастей для тормозной системы тоже является решающим фактором. Хотя в последние годы трудно найти оригинальные колодки, поставленные напрямую с заводов-производителей, качественные изделия всегда будут стоить в несколько раз дороже поддельных. При этом продукция, выпущенная для обслуживания автомобилей той или иной марки, всё равно будет неплохого качества, если её стоимость на уровне 50-70% от оригинала.
Существуют известные и проверенные годами исследований колодки тормозной системы, изготовленные производителями из разных стран мира. В их тестировании принимали участие эксперты многих независимых лабораторий. Для разных стран эту продукцию можно представить следующим списком:
- Россия – Полиэдр, ЕЗАТИ, ВАТИ, STS и пр.;
- Дания – фирма Roulunds;
- Венгрия – Rona;
- Великобритания – Ferodo, QH, Lukas, Lockheed;
- Германия – Bosch, Best, ATE;
- Италия – Samko;
- Украина – Trans Naster, DAFmi.
Тестирование изделий проводится способом горячего и холодного торможения, а также в условиях езды по горным серпантинам и в приравненных к ним условиях. По итогам таких производственных испытаний, лидирующие позиции достались продукции из Германии и Великобритании — именно она показала эффективное торможение, тем самым оправдав свою стоимость реализации.
Тормозные колодки Roulunds
Конечно, при стендовых и других видах тестирования не удаётся создать такой режим нагрузки, который может возникнуть у водителя в любой момент при движении по конкретному дорожному покрытию. Невозможно предусмотреть различную манеру и стиль езды, да и время, отведённое под стендовые испытания, является ограниченным.
Кроме того, при тестировании нет возможности предусмотреть различные погодные условия, связанные с окружающей средой. Здесь имеются в виду перепады температур, высокая влажность, осадки, выпадение снежных масс, в котором содержатся химически активные реагенты и многое другое. Но для сравнения по качеству продукции различных производителей потребители вполне могут руководствоваться их результатами. В нашей стране этим занимается исследовательский институт автомобильного транспорта, результаты которого регулярно публикуются в специализированных изданиях.
Тормозные колодки Bosch
Определиться с выбором качественных тормозных колодок поможет один из последних тестов, проведённых этим институтом. Согласно его результатам, можно доверять следующим брендам, выпускающим тормозные колодки:
- Bosch при нагревании до рабочей температуры очень эффективны в торможении, а также отличаются самым высоким сроком эксплуатации.
- Brembo отличаются наиболее стабильными результатами на всех стадиях апробации;
- Ferodo, несмотря на очень высокую эффективность торможения, довольно быстро изнашиваются.
- TRW отличаются средними результатами в сравнении с продукцией конкурентов.
Вот почему при подборе колодок есть смысл обращать внимание не только на результаты тестов, но и на стиль вождения конкретного автолюбителя. Чтобы выбрать колодки с максимальной эффективностью и быть уверенным в их надёжности, следует учитывать нижеперечисленный список факторов:
- условия эксплуатации;
- рейтинг изготовителя и его репутацию;
- результаты тестирования;
- наличие гарантии производителя;
- уровень ценообразования.
Даже если колодки тормозных дисков выбраны правильно, не стоит пренебрегать правилами их обкатки. На первых порах нежелательно сильно давить на педаль тормоза без крайней необходимости. Обкатка может сопровождаться скрипом или другими посторонними звуками, но впоследствии они должны исчезнуть. Благодаря этим несложным манипуляциям можно рассчитывать на то, что тормозная система будет надежно выполнять возложенные на неё функции.
https://drivertip.ru/tovary/kakie-tormoznye-kolodki-vybrat-dlya-avtomobilya.html
https://auto-sovets.ru/obzory/kakie-tormoznye-kolodki-vybrat-dlya-avtomobilya.html
https://rating-avto.ru/tovar/kak-vibrat-tormoznie-kolodki-dlya-avtomobilya.html