Содержание
Какое освещение использовать для детейлинга автомобилей?
В сообществе автодетейлеров, освещение для коррекции краски и проверки поверхности является предметом дискуссий. Эта тема очень важна, так как имеет решающее значение для каждого этапа процесса полировки и других процессов улучшения лакокрасочного покрытия. От использования правильного освещения будет зависеть качество конечного результата детейлинга автомобиля. В этой статье мы рассмотрим теорию и характеристики света, типы освещения, используемого для автомобильного детейлинга. Разберёмся в разных вариациях ламп и светильников, когда их лучше применять.
Как «работает» свет
Чтобы по-настоящему понять свет и освещение для коррекции краски, необходимо базовое понимание некоторой научной терминологии оптики.
Свет — видимый спектр электромагнитного излучения, обнаруживаемый человеческим глазом. Лучшим примером является самый обильный источник света на Земле: солнечный свет.
Очень малая часть света атмосферы содержит длины волн, видимые человеческому глазу. Группы фиолетового, синего, зеленого, желтого, оранжевого и красного составляют видимый спектр. Люди хорошо знакомы со спектральными цветами. Это большинство цветов, которые составляют радугу.
Свет ведет себя как волна. Длина волны света определяет его цвет.
Белый свет
Белый свет сочетает в себе все цвета, составляющие видимый спектр для человеческого глаза. Поэтому он, естественно, кажется “самым ярким” и, следовательно, чистейшей длиной волны света. По этой причине белый свет лучше всего подходит для истинного освещения любого объекта, в том числе и для коррекции красок.
Характеристики света
Рассмотрим основные измеряемые качества света, которые требуют определения, чтобы понять использование освещения в детейлинге.
- Люмен (Lumen) — количество видимого света, излучаемого единичным источником. В основном люмен измеряет относительную интенсивность (уровень яркости) света от источника.
- Температура цвета — воспринимаемый цвет источника света, измеренный по шкале Кельвина. К ним относится широкий спектр цветов от насыщенного красного до оранжевого, до желтого, до белого и ярко-синего. Цветовые значения, ниже температуры Кельвина, считаются “теплыми”, содержащими от оранжевого до красного света. Более высокие значения цветов при цветовой температуре считаются “холодными”, содержащими больше синего света.
- Дневной свет — стандарт, который люди считают “нормальным дневным светом” — это середина дня, когда солнце находится на своём пике в небе. Этот свет имеет температуру
Показатель качества света — индекс CRI
Индекс цветопередачи (Colour Rendering Index — CRI ) — измеряет способность источника света точно воспроизводить цвета освещаемого объекта. Индекс цветопередачи лампы — это, по сути, измерение того, насколько хорошо она показывает цвет объекта. Максимально возможный CRI — 100. Это значение представляет индекс цветопередачи при дневном свете в полдень. Значения CRI , которые составляют 90 и выше, считаются отличными, в то время как баллы ниже 80 обычно считаются плохими. Чем выше CRI , тем более точным будет цвет. При низком CRI цвета будут иметь другой оттенок по сравнению с их реальным цветом.
Возникает путаница в отношении разницы между индексом цветопередачи и цветовой температурой.
Важно отметить, что CRI не зависит от цветовой температуры. Вы не можете судить о CRI источника света, просто глядя на цвет света. CRI влияет на цвет объекта, который мы воспринимаем, в то время как цветовая температура — это цвет излучаемого света. Это совершенно разные параметры, описывающие природу источника света. Один и тот же цвет света может иметь разный спектральный состав. CRI скорее, зависит от спектра света, который излучает лампа.
Главный смысл в том, что при выборе ламп, которые будут освещать рабочую область, где будет подбираться цвет и подкрашиваться дефекты ЛКП, лучше выбирать лампы с индексом цветопередачи ( CRI ) большего значения. Это показатель того, насколько хорошо лампа может точно передать полный спектр цветов. Однако, высокий CRI не обязательно означает, что на лакокрасочных покрытиях будет видно больше дефектов. На это влияет яркость и температура света.
Люминесцентные лампы большинства гаражей и мастерских имеют CRI около 50. Светодиоды имеют CRI около 80 и больше.
Влияние правильного освещения на качество автодетейлинга
Выбор правильной цветовой температуры является очень важным для освещения при коррекции краски. Это влияет на:
- Точное отображение истинного цвета краски.
- Оптимальное отображение состояния лакокрасочного покрытия. Что приводит к правильной оценке и выбору правильных материалов для коррекции ЛКП.
Эти две переменные освещения не всегда исключительно связаны между собой. Однако при обсуждении цветовой температуры света
4500K или ниже они влияют друг на друга.
Какая температура света лучше всего подходит для освещения при коррекции краски?
Оптимальное освещение для коррекции краски может отличаться от автомобиля к автомобилю, в зависимости от его цвета и состояния лакокрасочного покрытия.
Свет при 5000K оптимален для отображения истинного цвета краски и её дефектов, так как он наиболее близок к “чистому белому”. Свет при 6500К может лучше показать состояние поверхности и дефекты краски. Однако, в конечном счёте, это будет зависеть от цвета краски. Такой свет может быть слишком ярким и «залить» некоторые царапины. Не всегда больше света значит лучше.
Чем дальше источник света отклоняется от чисто белого, тем менее точно он будет отображать поверхность, отбрасывая «тёплые» тона.
Температура света разных типов ламп
- Светодиодный свет ( 5000K-6500K ) близок к оптимальному для отображения истинного цвета и дефектов на поверхности автомобиля.
- Галогенный свет работает при 2700°K, имеет оранжевый оттенок и маскирует некоторые несовершенства. Поэтому он является одним из наихудших для обеспечения отображения истинного цвета лакокрасочного покрытия и некоторых дефектов. Яркость же галогена может быть очень высокой.
- Люминесцентные лампы работают в диапазоне 2700К-4200K, могут иметь разный цветовой оттенок.
Влияние смешанных источников света на отображение состояния лакокрасочного покрытия
В комнате со смешанными источниками света, то есть светильниками с различной цветовой температурой и интенсивностью, побеждает ярчайший свет.
Поэтому интенсивность освещения ЛКП должна быть больше, чем любое окружающее освещение.
Коррекционные лампы показывают истинный цвет краски и условия поверхности только в том случае, если все окружающие значения освещённости меньше, чем свет коррекции.
Какие лампы, для каких дефектов ЛКП лучше подходят?
Каждый тип света отличается, и поэтому влияет на то, что вы можете видеть на лакокрасочном покрытии. Разные лампы показывают разные дефекты.
- Светодиодное освещение в дневной цветовой температуре ( 5000K ) наиболее точно отображает цвет и состояние поверхности, поэтому является источником света, который используется наиболее часто при коррекции краски. Для обнаружения случайных, вихревых царапин и микроцарапин рассеянные светодиодные лампы работают лучше всего. Их можно использовать для общего освещения, устанавливая на стенах и потолке. Также это могут быть беспроводные светильники на штативах. Можно использовать ручные светодиодные фонари с изменяемым фокусом света, который можно менять с очень узкого на очень широкий. В некоторых случаях, очень широкий фокус может быть полезным в определении лёгкой «дымки».
- Под светом люминесцентных ламп видны крупные царапины, царапины умеренного размера, но могут быть не заметны голограммы (микроцарапины). В целом, краска выглядит лучше, чем на самом деле. Они хорошо работают для общего освещения, но имеют тенденцию быть слишком рассеянными, чтобы адекватно показать все дефекты краски. Люминесцентные лампы являются ненаправленными, что означает, что они излучают свет на 360 градусов. Большая часть света тратится впустую.
- Галогенные лампы могут осветить основные дефекты краски и даже выявить голограммы, но плохо передают реальный оттенок цвета. Они очень распространены в автодетейлинге, потому что дешёвые и яркие. Самый большой их недостаток в том, что они сильно нагреваются. Сидеть рядом с несколькими галогенными лампами мощностью 1000 Вт в течение 6–8 часов достаточно, чтобы возненавидеть работу, которой Вы занимаетесь. Более «тёплая» цветовая температура этих ламп затрудняет обнаружение дефектов на ярких цветах краски, таких как красный и синий, поэтому приходится дважды проверять всё с помощью другого источника света. Обычно они устанавливаются в виде одной или двух ламп на штативах, для удобства позиционирования рядом с обрабатываемой панелью.
Освещение для автомобилей тёмного и светлого цветов
Для автомобилей тёмного цвета многие детейлеры используют лампы в диапазоне 5000К-6500К, в то время как для автомобилей светлого цвета может понадобиться всего 3000К-4500К. Если освещение слишком яркое, оно может «залить» светом мелкие детали, особенно на светлых автомобилях. Существуют светодиодные лампы и светильники, которые дают возможность переключать свет между 4500К для светлых автомобилей и 6500К для тёмных.
Некоторые микроскопические дефекты на светлых «металликах» можно найти только со светодиодным освещением.
Типы освещения для детейлинга автомобилей
В целом, у вас есть несколько вариантов: общее освещение помещения, локальное освещение (на стойках), портативные ручные фонари, фонари для крепления на голову, а также специальные ручные светильники для детейлинга. Для большинства людей пара светильников на штативе — это всё, что нужно, чтобы начать полировать.
Лучшее освещение для детейлинга вашего автомобиля — это сочетание:
- Для общего освещения (на потолке и стенах) используются либо светодиодные, либо люминесцентные лампы. Лучше устанавливать больше светильников меньшей выходной мощности, а не меньше с большей мощностью. Так Вы получите лучшую равномерность.
- Для лучшего освещения общей рабочей зоны применяются ручные фонари или светильники на штативе. Освещение на регулируемом штативе способно осветить как бока кузова, так и крышу, капот, багажник. Можно установить беспроводные фонари, чтобы не спотыкаться о шнуры. Данное освещение является основной для любого типа мастерской детейлинга.
- Светильник для цветокоррекции и инспекции ЛКП (Color Correction Inspection Light). Позволяет малярам и детейлерам точно подобрать любой цвет краски для локального ремонта. Имеет настройки яркости, что позволяет видеть краску при различных типах освещения.
- Маленький фонарь для поиска царапин, которые не удалось найти, используя любой другой тип освещения. Смысл не в том, чтобы непосредственно освещать вашу рабочую зону. Вместо этого, Вы держите его под углом, чтобы он освещал любые недостатки, которые были пропущены на поверхности краски. Бывают фонари с настройкой, которые могут светить различным светом (с температурой света от 2500К до 6500К).
- Фонарик для крепления на голову. Не каждому подойдёт данный вариант освещения, однако многие профи используют его. При свободных руках можно будет убираться в салоне, и очищать подкапотное пространство.
- Для детейлинга интерьеров и уборки моторных отсеков, светильники, которые можно повесить на крючок.
Не всем необходимо всё, что есть в списке. По мере того, как вы всё более серьезно относитесь к детейлингу своего автомобиля, вы обнаружите, что нуждаетесь в специализированном освещении.
Рекомендуется начать с яркого верхнего освещения, а затем добавлять различные светильники по мере необходимости.
Сколько люменов нужно для освещения гаража?
Общую яркость освещения в гараже определяет количество люменов, излучаемых вашими светильниками.
Сколько люмен необходимо для гаражного освещения? В соответствии с рекомендациями Общества инженеров по освещению (The Illuminating Engineering Society — IES ) рекомендуется как минимум 50 люмен на квадратный фут (30 см) площади. Таким образом, средний световой поток в гараже на одну машину должен составлять минимум 13 200 люмен, а в гараже на две машины — 20 000 люмен. Для детейлинга можно увеличить минимальную яркость до 100 люменов на квадратный фут и даже больше. Это устранит все тени в детейлинг-студии.
Выбираем дополнительный свет для автомобиля
Сегодня мы поговорим о тюнинге внедорожника, и самый простой из него — это установка
дополнительного света на верхний багажник автомобиля и выбор ламп внутри фар дополнительного света.
Дополнительные источники освещения очень полезны на автомобиле: они помогают в ночное время суток с ориентированием на местности, увеличивают ваш «запас» осветленного пути, не перегружают глаза (если верно выбран спектр работы лампы и проведена правильная настройка) и позволяют быть более «гибким» в плане освещения — это и лагерь осветить, и себя более ярко обозначить на дороге в случае плохих погодных условий, и как запасной вариант света как такового. Ниже наглядный пример, как «люстра» помогает при неровном покрытии дороги.
Наглядный пример, зачем нужна «люстра» как доп.свет
Скажу сразу, что просто повесить дополнительные лампы на крышу не всегда достаточно. Зачастую покупка фары является отправной точкой в большой истории тюнинга авто, включающей следующие покупки и установки:
-оценка мощности штатного генератора либо покупка нового
-ёмкость штатного аккумулятора либо покупка нового
-проведение проводки, правильное подключение и установка фар
-установка системы второго АКБ для питания без заведенного двигателя
-установка систем показания потребления электричества и прочее
Конечно, данный список приведен в качестве показателя куда дальше ведет тропка правильного автотюнинга. Однако, мы сегодня говорим исключительно о доп.свете как таковом. А выбор доп.света должен начинаться с требований к работе лампы внутри фары — как она должна работать, в каком спектре, для каких целей Вам доп.свет и прочее. Так давайте разберемся — какие виды лампы существуют.
Виды ламп
Если посмотреть на современные фары автомобилей, то можно выявить моду на определенные виды ламп внутри штатных фар авто. Самые распространенные из них — это газоразрядная (ксеноновая) и диодная лампы для фар.
По своей сути, самым значимым плюсом газоразрядных (ксеноновых) фар является их КПД — потребляют меньше, при этом светят ярче. У них высокая температура работы, поэтому они отсвечивают синим цветом. Для того, чтобы такая лампа заработала, фары комплектуются также блоком розжига. Как правило, провод от этого блока до лампочки не очень большой, поэтому стоит учесть длину провода при прокладке кабелей и подключению питания.
Ксеноновая фара на багажнике сверху как «люстра» с блоком розжига в доп.кейсе от электропроводки
Повторюсь, что ксеноновые фары и их свет — один из самых «горячих», и выделяется голубоватым оттенком, который как бы теряет контрастность на освещенном участке — он словно «выбеливается», теряя силу и объем пучка. Однако в темное время суток вне городского освещения ксенон отлично справляется с освещением пространства вокруг авто за счет своего спектра и сильного светового пучка.
Качественные ксеноновые лампы в фарах обязательно стоят на гарантии и поставляются с документами. Лучше всего сразу брать комплектами — лампа+фара+отражатель+блок розжига+проводка под питание+пару запасных ламп на будущее — чтобы избежать каких либо проблем с установкой и эксплуатацией.
Выбирайте комплект с наименьшим индексом рабочей температуры света чтобы не травмировать глаза впереди едущего водителя автомобиля.
У ксеноновых ламп есть один чувствительный минус — они сильно «фонят» на электро-магнитном фоне и могут приглушать работу штатной или переносной раций, радио и других радиоустройств.
У китайских-кустарных аналогов и копий оригинальных ксеноновых ламп именитых изготовителей это очень большой «грешок».
Светодиодные лампы дают чрезвычайно интенсивный свет с почти микроскопической нагрузкой на электрическую систему вашего автомобиля. Интенсивность яркости светодиодных ламп проявляется «на глаз» почти моментально, но самый важный показатель LED-освещения — это дальность пучка света. Диодные современные технологии продвигаются семимильными шагами и сейчас большая диодная полоска на крыше авто может осветить не только дорогу но и почти 120-150 градусов пространства перед автомобилем.
Для этого ниже фотография сравнение заводских лампочек против светодиодного блока на кенгурятнике машины.
Toyota 4Runner 1996 года: только доп.свет диодами сверху, только заводской «ближний» снизу
Светодиодные лампы славятся своим низким энергопотреблением и тем, что это трендовый ноу-хау в области света. Все чаще на наших дорогах можно встретить джипперов с полосами диодных фар, габаритов и светильников с диодами внутри самых различных диаметров и мощностей.
Также что касается диодных ламп небольшими полосками, то это прекрасный вариант для тех автомобилей, у кого нет штатных DRL, или фар ходового света. Две небольшие полоски диодов на уровне фар ближнего света навсегда лишат Вас потребности включать «ближний» для движения по улицам по правилам ( со включенным габаритным передним светом )
Светодиодная лампа «рабочего» света
Китайские диодные фары, не подкрепленные гарантией — рекомендуется только в случае ограниченного бюджета, и то не желательно. Представьте, что в Вашем ДВС не работает один из цилиндров. Вот примерная такая картина обычно ассоциируется с диодными лампами кустарного китайского производства — один диод из «плашки» выгорает и ломает всю световую картину. Это дополнительное подтверждения того, что скупой платит дважды — лучше переплатить один раз и на лет 4-6 купить себе качественный источник света с гарантией, документацией и уверенностью в завтрашнем освещенном дне
Автор статьи выделяет только две лампы как источник света — это ксенон и диод. Если у Вас установлен дополнительный свет с другим видом лампы — опишите работу этих ламп в комментариях к публикации.
Список актуальных производителей
Что касается производителей подобных ламп, то их сейчас невообразимое множество. Виной тому — большая разбивка потребителей по единственному показателю — по бюджету.
Каждый человек трезво оценивает свои возможности, что он может себе позволить потратить на лампу не больше Х-суммы и естественно, он хочет самое лучшее качество за эти деньги.
На рынке Казахстана и ближнего зарубежья сейчас представлено много брендов, но среди множества есть единицы, которые удерживают свою нишу и уже на слуху.
Это компании:
1. Aurora (LED)
2. Rigid Industries (LED)
3. LightForce
4. ARB
5. Ironman (HID, LED)
6. ATT (Китайксенон)
Очень удобно пользоваться единым сайтом для поиска дополнительного света.
Вот тут есть больше 1000 предложений по продаже дополнительного света по всему Казахстану.
Что касается качества — рекомендую собственноручно ехать и смотреть.
Никакие форумы, фотографии и видео работы лампы не покажут Вам всей картины. Рекомендую ездить и включать лампы для того, чтобы Вы точно поняли — это то что Вам нужно или нет.
ОК, с самим источником света мы разобрались. Теперь давайте поговорим о том, в каком воплощении лампы будут отрабатывать под Ваши задачи на 100%. Для этого разберем виды фар.
Виды дополнительного света для авто
Фара дальнего света примерно одинаков – что на бампере, что на крыше, потому как задачей фары дальнего света является сформировать узкий направленный пучок света и отправить его как можно дальше к линии горизонта. Фары дальнего света имеют стекло без рифления: пучок формируется исключительно отражателем поэтому фару именно дальнего света рекомендую выбрать прямоугольной формы — на выходе вы получите такой же прямоугольный пучок света — широкая полоса по горизонту и низкая по высоте.
Фара дальнего света
Фары, предназначенные для освещения площадки вокруг автомобиля, имеют рифленое стекло, причем не только по вертикали, но и по горизонтали. Такие фары, как правило, устанавливают на боковые и задние ограничители багажника крыши и называют фарами «рабочего света» — они имеют широкий луч, как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости и создают равномерное световое пятно в непосредственной близости к автомобилю. При правильной настройке, зона охвата начинается непосредственно от борта, а отраженного света обычно достаточно, чтобы увидеть, куда зацепить хай-джек или где находится ниппель на колесе.
Фара рабочего света
Регулирование установки дополнительного света на автомобиль
Любой автотюнинг автомобиля — есть отступление от его заводского состояния. Правовой вопрос установки дополнительно света регламентируют определенные правила. В частности, «согласно СТ РК 1418 от 2005 « Автотранспортные средства . Переоборудование » переоборудование АТС (авто-транспортного средства) – это внесение изменений в конструкцию АТС путем исключения предусмотренных или установки не предусмотренных составных частей и предметов оборудования (доп.свет!), в результате которых изменяются их свойства, параметры и технические характеристики, заданные предприятием-изготовителем, влияющих на безопасность дорожного движения. В соответствии с ПДД РК эксплуатация транспортных средств запрещается, если произведено переоборудование транспортных средств без разрешения дорожной полиции.»
Ссылка на источник: http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/kdp_page/.
Тут мы получаем понимание, что любой автотюнинг либо поддается проверке, стандарту и одобрением с занесением метки в тех.паспорт — либо не поддается проверке и удаляется с авто.
Что касается дополнительного света который можно использовать законно, то тут нам поможет технический регламент о безопасности колесных транспортных средств ( документ ).
Согласно этому межгосударственному документу, мы наблюдаем целый раздел — «3. Требования к устройствам освещения и световой сигнализации «, страница 345, в котором сказано: » Пункт 3.2. Изменение цвета огней, режима работы, мест расположения, назначения, установка дополнительных (наша ситуация) и демонтаж предусмотренных изготовителем в эксплуатационной документации внешних световых приборов допускается только в соответствии с таблицей 1.3.1, приложения № 4 к настоящему техническому регламенту и таблицей 3.1 настоящего приложения. «
Источник http://https://kuzov.info/kakoy-svet-ispolzovat-dlya-deteylin/
Источник http://http://www.outfitter.kz/biblioteka/turisticheskie/46-vybiraem-dopolnitelnyj-svet-dlya-avtomobilya