Содержание
КПП ВАЗ-2107 (“5-ступка”): устройство, обслуживание и ремонт
Пятиступенчатая коробка переключения передач (КПП) является одним из основных агрегатов автомобиля ВАЗ 2107. Ее устройство и схема сборки отличаются высоким уровнем сложности, из-за чего обслуживание и ремонт обычно доверяют профессионалам. Однако для общего развития и понимания физики процессов, происходящих в вашем автомобиле, изучить устройство коробки не помешает.
Начнем с назначения КПП: пятиступенчатая коробка переключения передач ВАЗ 2107 по своему функциональному назначению призвана выполнять функцию преобразования величины крутящего момента, получаемого от двигателя, с последующей передачей его трансмиссии. Используемая в ВАЗ 2107 КПП имеет всего шесть скоростей – пять передних и одну заднюю. Схема переключения скоростей аналогична стандартной четырехступенчатой, к которой добавлена пятая скорость – влево до упора и вперед. Переключение между ними осуществляется движением ручки переключения скоростей. Схема расположения основных конструктивных элементов выглядит следующим образом:
Коробка ВАЗ 2107 состоит корпуса 3, закрытого с трех сторон специальными крышками. В верхней части установлена ручка переключения 5.
Основные узлы и механизмы коробки передач смонтированы в корпусе 3. Ниже приведена схема расположения деталей КПП.
К ним относятся:
- Первичный вал 4 с установленными на нем приводными шестеренками и синхронизаторами;
- Вторичный вал 10 с шестернями;
- Промежуточный вал 1, в сборе.
Так как схема данного механизма достаточно сложная, остановимся на ней более подробно.
ОПИСАНИЕ КПП ВАЗ 2107
Само собой, технологии 6-ти и более ступеней переключения передач, а уж тем более с автоматической селекцией едва ли добрались до ВАЗ 2107 – в её основе инженерами заложена старая добрая механическая пятиступенчатая трансмиссия. Впрочем, вряд ли заднеприводному старожилу автомира необходимо что-то большее.
коробка передач ваз 2107
На спортивные лавры он не претендует, поскольку количество лошадей под капотом годится только на то, чтобы сдвинуть автомобиль с места и поддерживать безопасную для водителя и пассажиров скорость до 120-130 км/ч. Крутящий момент, хоть и тоже совсем небольшой, зато «5-ступка» прекрасно перерабатывает и передаёт его на колёсную базу.
Простота – залог успеха, как известно, и хотя бы в этом смысле конструкторы автомобильного не прогадали с коробкой «семёрки». В сравнении с аналогичными механизмами у иномарок, коробка семёрки не имеет излишеств и делает упор на проверенное временем устройство. Как показывает практика, регулярная замена масла в КПП и пренебрежение забавами наподобие резких разгонов с места смогут продлить жизнь трансмиссии вплоть до нескольких сотен тысяч километров пробега.
Из очевидных недостатков коробки можно отметить издаваемый ей во время эксплуатации шум. Его уровень невозможно уменьшить никакими манипуляциями. А учитывая плохую звукоизоляцию салона ВАЗ 2107, это может доставить значительный дискомфорт всем, кто в нём находится. Однако если использовать машину исключительно как «рабочую лошадку», чтобы добираться из пункта «А» в пункт «Б», на это можно просто не обращать внимания.
Этапы замены механической коробки передач
- В первую очередь нужно позаботиться о безопасности. Все работы необходимо выполнять исключительно на холодной коробке, поскольку в ней содержится масло, которое при горячем двигателе также разогревается. Слить его и не обжечься при этом будет очень сложно. После полного остывания всех агрегатов требуется отсоединить клеммы аккумулятора, так как датчики на механической КПП у разных моделей авто могут отличаться. Затем снимается защита мотора. Для демонтажа КПП желателен помощник. Одному человеку удерживать данный агрегат будет тяжело, несмотря на небольшой вес. Выполнять эту процедуру лучше на смотровой, где есть возможность опустить КПП под авто. Далее с коробки сливается масло. Подождите некоторое время, пока вся смазка полностью не вытекла, и приступайте к удалению гаек колес и приводов. Если автомобиль стоит на яме, его следует немного приподнять спереди домкратом, а затем во время снятия крепежа придерживать переднюю часть механической КПП во избежание падения механизмов.
- Следующим этапом демонтируется блок сцепления. Трос спидометра часто расположен в районе КПП, поэтому его также следует отсоединить. Далее нужно снять шаровые опоры. Перед этим убедитесь, что автомобиль приподнят спереди. Затем следует удалить одну или несколько продольных растяжек, которые могут помешать демонтажу коробки. На заднеприводных моделях дополнительно снимается кардан. Процесс снятия механической КПП для замены рекомендуется выполнять с помощником, поскольку потребуется доставать оба привода. В этом случае, пока один человек монтировкой оттягивает внутреннюю гранату, второму нужно за колесо извлечь привод из КПП.
Рекомендуем
«Замена фрикционов АКПП: как сделать самому» Подробнее
Далее необходимо открутить крепежные болты механической КПП. При этом важно поддерживать домкратом двигатель либо опереть его на стаканы лонжерона перемычкой над мотором, чтобы двигатель в процессе работы не выпал.
На этом замена механической КПП закончена. Проверьте узел, несколько раз переключив передачи при неработающем двигателе. Хруст при этом должен отсутствовать, а скорости — переключаться легко. Затем протестируйте работу на ходу, проехав порядка 1 км на низких передачах. Так вы сможете прочувствовать работу узлов автомобиля, а масло успеет пройти по всей системе. После этого проверьте езду на более высоких скоростях (4-5 передачи и выше).
Отдельно стоит рассмотреть замену механической коробки на автомат, а именно плюсы и минусы данного решения, поскольку определенную часть автовладельцев интересует именно такой вариант.
УСТРОЙСТВО
Вся трансмиссия «семёрки жигулей» заключена в блок, закрывающийся с обеих сторон крышками. Селектор передач расположен сверху. Работа коробки основывается на трёх валах:
- первичный;
- промежуточный;
- вторичный.
Первичный фактически выступает с шестернями, которые вращаются на подшипнике в картере коробки, одним целым. Вторичный является его продолжением: на нём расположены шестерёнки первой, второй и третьей скоростей. Они двигаются по заданной траектории и взаимодействуют таким образом с шестерёнками промежуточного вала.
Величина вращательного момента напрямую зависит от диаметра шестерёнок, который у различных валов в КПП на ВАЗ 2107 несколько различается. Вращение вторичного вала происходит на подшипниках, один из которых – роликовый — расположен спереди, а остальные – на задней крышке и в картере.
Функция промежуточного вала – передача вращательного момента в нужном количестве между вторичным и первичным, от первого из названных ко второму соответственно. Как и в случае с первичным, сам промежуточный вал и шестерни составляют единый механизм. Вращение осуществляется на шарикоподшипниках. Блоки, отвечающие за пятую и заднюю передачи, расположены здесь.
В левой части корпуса коробки располагается отверстие, через которое производится доливка и замена масла трансмиссии. Между крышками и блоком расположены герметичные прокладки для минимализации риска подтёков рабочей жидкости.
ВАЖНО: минимально необходимое количество масла для нормального функционирования механической КПП на ВАЗ 2107 – 1,5 литра. Некоторые автовладельцы, чтобы упростить процедуру, осуществляют заливку прямо в месте стыка селектора с корпусом коробки. Разумеется, это гораздо легче, нежели доливка рабочей жидкости через отверстие на поддоне.
Сам процесс переключения осуществляется с помощью вилок, которые активируются рычагом. Как только он меняет своё положение, шарнир сцепляется одним концом с выемкой на оси, а другим – с вилкой. Поскольку рычаг отвечает за перемещение вилки, этот процесс и влечёт сцепление шестерней вторичного и промежуточного валов. Передача переключается, когда происходит замыкание цепи её вращательного момента – тогда вторичная ось начинает двигаться со скоростью, отвечающей передаточному числу.
Промежуточный вал
Он представляет собой блок с четырьмя шестернями. Промежуточный вал вращается в подшипниках, которые находятся на задней и передней стенке картера КПП. Приводная шестерня находится в постоянном контакте с первичным валом.
Также к его концу крепится блок шестерен заднего хода и пятой передачи. Вторым концом промежуточный вал опирается на подшипник.
РЕМОНТ
На ВАЗ 2107 5-ступенчатая коробка, которая, несмотря на сравнительную простоту своего устройства, может прийти в негодность по классическим для МКПП причинам:
- износ по естественным причинам: большой пробег, ненормированная эксплуатация и выработка ресурса составными частями, несоответствие погодных условий желаемым, и как следствие — уменьшение ресурса, и т.д.;
- несоответствие рабочей жидкости стандартам, пригодным для нормальной работы трансмиссии;
- неоригинальные запасные части, имеющиеся в составе коробки;
- повреждение корпуса КПП механическим воздействием;
Когда дело касается коробки передач, даже если это «Жигули», оптимальным вариантом будет поручить диагностику и обслуживание специалистам на СТО. Благо, отремонтировать её обойдётся не слишком дорого, за исключением редких случаев, требующих полной замены всего механизма, когда более целесообразно будет уже приобрести такой же новый автомобиль.
Советы, которые помогут долго не задумываться о замене механической коробки
Несмотря на свою относительно высокую надежность, механическая КПП требует соблюдения определенных правил эксплуатации. Это необходимо для длительного срока службы агрегата и его бесперебойной работы в течение всего срока.
- Стиль вождения. Разгон рывками на высоких оборотах способствует выходу из строя не только механической коробки передач, но и двигателя автомобиля. Поэтому передачи переключать следует плавно, в соответствии с текущей скоростью движения. Таким образом обеспечивается комфортная и динамичная передача крутящего момента от двигателя к колесам, снижается износ мотора и КПП за счет уменьшения нагрузки.
- Своевременное обслуживание МКПП. Трансмиссионное масло меняется как минимум раз в 3 года либо через каждые 40-50 тысяч км пробега (у некоторых моделей авто этот интервал увеличен). Срок замены жидкости устанавливается производителем и указывается в руководстве по эксплуатации конкретного автомобиля.
- Качество трансмиссионных жидкостей и запчастей. Замена масла механической коробки передач и ремонт этого агрегата выполняются достаточно редко. Поэтому на приобретении качественных запчастей и рекомендованных жидкостей экономить не стоит.
- Своевременное ТО. Уровень трансмиссионной жидкости желательно проверять через каждые полгода эксплуатации либо по достижении 15 тысяч км пробега после предыдущей проверки. При необходимости масло следует доливать до требуемого уровня. Если автомобиль эксплуатируется в экстремальных условиях либо стиль езды достаточно агрессивен, период между проверками можно сократить.
Соблюдая эти несложные правила, вы обеспечите механической коробке передач своего авто долгую работу. Тем более, в отличие от «автомата» МКПП не столь требовательна в обслуживании.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Производство автомобиля осуществлялось с 1982 по 2013 годы. Комплектации ВАЗ 2107 предусматривают наличие двигателей малого объёма и мощности, от 1,3 до 1,7 литра. Минимальное количество лошадиных сил – 64, максимальное – 135.
Пятиступенчатой механикой комплектуются все вариации без исключения. Время разгона до 100 километров в час варьируется от 13 до 17 секунд, в зависимости от ДВС. Хотя максимально допустимая скорость авто – 180 километров в час, превышать отметку в 140 не рекомендуют даже сами инженеры. Опасность обусловлена низшей оценкой по автомобильным стандартам безопасности (не самое удачное расположение двигателя, хрупкие кузовные материалы и т.д.), высокой вероятностью возникновения заноса из-за малого веса – 1040 килограммов — и привода на задние колёса.
Даже средний расход топлива — 9-10 литров — нельзя назвать преимуществом машины, поскольку гораздо более серьёзные аналоги с 3-х и даже более литровыми агрегатами потребляют сопоставимое количество бензина. Дизельных версий ВАЗ 2107, к слову, не предусмотрено.
Разновидности коробок передач в автомобиле
Рассмотрим отличительные особенности каждого вида.
- Механическая КПП или, иначе говоря, ручная — это классическая разновидность коробки. Тем не менее, она отлично себя зарекомендовала у автовладельцев, предпочитающих максимальный контроль над автомобилем.
- Автоматическая КПП известна также с относительно давних времен. Передачи в этой КПП переключаются автоматически, однако вмешательство водителя все же требуется для смены направления движения. Недостаток АКПП состоит в большем расходе топлива и медленном разгоне по сравнению с «механикой». Хотя в новых моделях коробки-автомата ускорение улучшено.
- Роботизированная коробка представляет собой механическую КПП с внедренным автоматическим управлением. В данной разновидности совмещены возможности автомата (нет необходимости следить за оборотами двигателя) и механики (для любителей быстрого разгона).
Роботизированная (вариативная) КПП имеет существенный недостаток — возможность полноценного использования только на малолитражных авто. Однако известны случаи, когда вариатор ставился на кроссоверы типа Honda CR-V 2020 года с 2,4-литровым двигателем. Вариативная коробка конструктивно позволяет менять передаточное число благодаря бесступенчатому переключению передач либо через электронное управление. Путем изменения диаметров шкивов увеличивается или уменьшается скорость авто.
Скорость «выбивает»
Нечеткое включение или выбивание скорости происходит из-за:
- Износа лунок фиксатора в оси, повреждения его пружин;
- Износа блокирующих колец синхронизаторов, повреждения его пружин или износа зубьев;
В этом случае устранить неисправность без снятия КПП не получится. Но, не всегда нужно полностью разбирать ее. К примеру, если вылетает 4-я передача, следует сразу проверить состояние пружины и фиксатора оси этой скорости. Именно с проверки фиксаторов и следует начинать поиск. А далее уже, разбирая коробку, выявляем истинную причину и устраняем ее.
Затрудненное переключение
Теперь коротко пройдемся по другим неисправностям. Следующей будет затрудненное переключение передач.
Причиной тому могут быть:
- Износ механизма переключения или его деформация (кулисы);
- Износ, появление заусениц на осях переключения передач или на их посадочных местах, заклинивание сухарей;
- Повреждение или износ шлицов скользящих муфт синхронизаторов;
- Повреждение и погнутости вилок переключения;
В первом случае для восстановления работоспособности даже не нужно снимать коробку с авто, поскольку замена кулисы КПП ВАЗ-2105 возможна без демонтажа узла трансмиссии.
Для этого достаточно снять рычаг, пыльник, пластиковую защитную накладку, чтобы обеспечить доступ к крепежным элементам механизма переключения, которые нужно выкрутить, чтобы снять механизм в сборе. А далее уже проводится его замена или ремонт.
Важно! В 4-ступенчатой коробке передач к штоку изнутри картера подходит оттяжная пружина, которая обеспечивает постоянное положение рычага напротив 3-4 передачи и предотвращает его вибрации. Поэтому при извлечении механизма следует сначала его немного приподнять, а затем поддеть пружину крючком из стальной проволоки, снять ее с проушины штока и удерживать в немного натянутом положении, чтобы она не упала в картер. Перед установкой новой кулисы тем же крючком зацепляем пружину и все устанавливаем на место.
Что касается других поломок, из-за которых плохо включаются скорости, то придется снимать КПП, разбирать ее, выявлять изношенный или поврежденный элемент и заменять.
Ремонт и замена механической коробки из опыта автолюбителей
«Знаешь, где купить качественные запчасти? Однозначно перебирай сам!»
Ремонт механической КПП мне обошелся в 30000 рублей. Фактически я поменял все внутри на новое (ГП, блокировку, ряд), о чем ни разу не пожалел.
Могу сказать, что самостоятельный ремонт однозначно имеет смысл, если известны места продажи качественных запчастей. В противном случае остается лишь надеяться, что новый купленный агрегат не подведет. Известны ситуации, когда даже у машин с конвейера передачи переключались плохо. Что уж говорить о запчастях?
«Оригинал не всегда предпочтителен»
Однажды попал в аварийную ситуацию на трассе. У впереди идущего Камаза внезапно отвалился кардан и угодил под днище моей машины. Итог — пробитая КПП. Поставил на замену новую оригинальную коробку, приобретенную в магазине. Через некоторое время КПП начала издавать ужасный скрежет и вой, которому позже удивились даже сервисники. Продавец же заверил, что все в норме, добавив: «А что ты хотел от отечественного авто?». В общем, данный агрегат я вернул обратно в магазин и поехал на рынок, где приобрел отремонтированную механическую коробку за 8000 рублей. Гарантию дали месяц, а я езжу на ней до сих пор, наслаждаясь тихой работой и четким переключением передач.
«Можно поставить и б/у-коробку»
«Родная» коробка проездила у меня 245 тысяч км. На 170-ой тысяче пробега пришлось дать ей ремонт из-за сателлита, протаранившего картер насквозь. Хорошо, что руль рвануло не на трасе. В итоге я отремонтировал также оба синхронизатора с муфтами. Ремонт стоил мне на 15 % дешевле нового агрегата. Однако не так давно заметил, что вторая передача начала выбивать.
Выяснилось, что на мой ВАЗ поставили другую коробку с пробегом 37000 вместо моей. Математика здесь простая: новая коробка за 687 евро против б/у за 250. Удивительно, но человек ко всему приспосабливается. Привык и я. В целом передачи переключаются плавно, без посторонних звуков. Что касается ремонта коробки, тут есть подводные камни. Изначально рассчитываешь на один бюджет, а после дефектовки он становится совсем другим.
В общем, мой выбор — б/у, особенно при пробеге более 250 тысяч км. Хотя «котов в мешке» я и сам опасаюсь.
«Следите за работой мастера»
Однажды я менял механическую КПП с вылетающей 5-й передачей в Питере у толкового мастера, хотя и не в сервисе. Замене подверглись вал, синхронизатор и шестерня. Мастер все собрал и взял с меня 2000 рублей за снятие, разборку, сборку, монтаж. Ремонтировалась в том числе подвеска.
Только я выехал из бокса, начинает вылетать уже 3-я передача. Возвращаюсь к мастеру, а он нагло заявляет: «не повезло!». Делать нечего — снова плачу ему за ремонт, договорился на 1500. В итоге он поменял мне 3-ю, 4-ю передачи и первичный вал. В сумме весь ремонт, включая запчасти, обошелся в 8000 рублей. А потом еще и выжимной подшипник полетел…
Рекомендуем
«Замена карданного вала: когда необходима и как осуществить? » Подробнее Совет мой таков: следите за выполнением работ и требуйте гарантии, которые должны быть также и на запчасти.
«Можно ли я потребовать замены всей коробки передач по гарантии, если обнаружился брак поддона КПП после покупки нового авто?»
Вы имеете право на замену коробки при условии обоснования своего требования. Оформите его в письменном виде в двух экземплярах. Если дилер не желает менять деталь, просите проведение экспертизы за счет дилера. Ответ его также обязательно должен быть письменным. Если пришел отказ, вам необходимо повторно направить требование о проведении экспертизы, которую можно провести и за свой счет. Дальнейшие действия будут зависеть от ваших взаимоотношений с продавцом.
Распространенные неисправности
Теперь пройдемся по основным неисправностям, которые могут произойти с коробкой передач. Их немного, но вот устранение большинства выполняется на снятой с авто КПП.
Итак, основные неисправности КПП ВАЗ-2105 — это:
- Повышенная шумность при работе КПП (на какой-то определенной скорости или на всех);
- Затрудненный переход на другую скорость;
- Нечеткость включения, выбивание скорости;
- Утечки смазочного материала;
В свою очередь каждая неисправность могут давать несколько причин.
Течи масла
Последняя из распространенных причин – это утечка смазочного материала. Происходить это может через ненадежно закрученные пробки, поврежденная прокладка нижней крышки. Но чаще всего течь дает сальник первичного вала.
В первом случае проблему удается устранить просто потягиванием пробок или заменой прокладки. И для этого демонтировать КПП с авто не нужно. А вот в случае с течью сальника первичного вала, то коробку снимать придется, вот только разбирать ее для замены поврежденного резинотехнического элемента в целом не понадобиться.
Замена сальника КПП, если это касается первичного вала – несложная. Он располагается в картере сцепления, но с внутренней стороны, то есть придется его отсоединить от корпуса КПП. А далее уже извлекается поврежденный сальник и устанавливается новый.
Затем все собирается обратно. В случае с повреждение других сальников, производится разборка КПП и замена поврежденного элемента.
Интересные факты
Рассмотрим интересные факты, которые удалось узнать о новой коробке передач Лада Гранта:
- КПП ВАЗ-2181 не будет устанавливаться на Приору, поскольку конструкторы посчитали, что это будет не рентабельным переделывать всю конструкцию силовых агрегатов.
- Стоимость Лада Гранта и Калина 2 увеличилась на 5000-7000 руб. с внедрением новой КПП в автомобиль.
- Согласно отзывам автовладельцев, первые экземпляры КПП с тросовым приводом были не совсем удачными и имели достаточно много недоработок: вибрация становилась слышимой после 70-80 тыс. пробега, вой коробки, повышенный износ деталей и прочее. На основании этого, завод-изготовитель внес коррективы в конструкцию и улучшил характеристики, но у многих автовладельцев впечатление от КПП с тросовым приводом ВАЗ-2181 осталось негативное.
- Завод АВТОВаз продолжает разработку и модернизацию новой КПП, которая станет вторым поколение тросовых коробок передач. Устанавливать ее планируется на 2-е поколение Лада Гранта, которая сейчас идет в разработке. Конструкторы обещают, учесть опыт, полученный при разработке первого поколения и не допустить такой оплошности во второй раз.
Какой механической коробке отдать предпочтение: 5МКПП против 6МКПП
6-ступенчатая коробка передач механика
Принцип работы и устройство двухвальной МКПП
Суть функционирования МКПП состоит в создании соединений между первичным и вторичным валом путем варьирования шестерней с различным количеством зубьев, что адаптирует трансмиссию под постоянно меняющиеся обстоятельства передвижения транспортного средства.
Для несведущих в этих вопросах людей суть функционирования МКПП возможно объяснить упрощенно, для понимания сути вопроса.
Данный силовой агрегат обеспечивает необходимые режимы работы мотора путем изменения количество оборотов, изменяя передаваемое усилие на ведущие колеса. Соответственно, при уменьшении количества оборотом снижается передаваемое усилие, а при увеличении — увеличивается. Это необходимо при удержании требуемого режима работы мотора при начале движения, снижении скорости или разгоне.
Двухвальная МКПП состоит:
- ведущий и ведомый вал;
- шестерни ведущего и ведомого валов;
- главная передача;
- дифференциал;
- синхронизаторы;
- механизм переключения передач;
- корпус — картер.
Большинство современных переднеприводных машин оборудовано двухвальной МКПП.
В таких трансмиссиях вращающий момент передается от шестеренок первичного вала на шестеренки ведомого. Ведущий вал соединяется с мотором через маховик, а ведомый передает вращающий момент на передние колеса. Располагаются они параллельно.
Без промежуточного вала, характерного для трехвальных МКПП, габариты агрегата меньше, как и вес, но увеличенное количество шестерен приводит к снижению КПД. Компактный размер такой трансмиссии позволяет устанавливать ее и на тяжелые мотоциклы.
ВЫВОДЫ О НЕОБХОДИМОСТИ 6-СТУПЕНЧАТОЙ МКПП
Согласно всем перечисленным преимуществам, при рассмотрении вариантов с ручной трансмиссией выбор современных автомобилистов должен однозначно падать на автомобили, оснащённые шести ступенчатой механической коробкой передач. Да, по каждому из перечисленных параметров она не слишком значимо выигрывает у 5-ступенчатого аналога, однако если автомобиль приобретается с перспективой на долговечную эксплуатацию, на более чем 1-2 года, увеличенная цена на авто с 6-ступенчатой МКПП непременно окупит себя за счёт тех же трат на бензин либо дизельное топливо.Что касается технического обслуживания первого и второго варианта – несмотря на различие цен на сами коробки, стоимости комплектующих расходных материалов будут приблизительно равны. Сам механизм 6-ступенчатой коробки не так сильно отличается от 5-ступенчатой версии, за исключением нескольких нюансов, потому работа по её ремонту не будет значительно сложнее, а соответственно, по цене на любой станции технического обслуживания будет сопоставима. По динамическим характеристикам 6- ти ступенчатая МКПП до сих пор превосходит даже большинство автоматических и роботизированных коробок, несмотря на то, что в последних применены самые последние инженерные разработки, направленные на увеличение скоростных показателей.
6-ступенчатой МКПП
Поэтому, если всё же стоит вопрос о покупке авто с МКПП, – необходимо в первую очередь обратить внимание на 6-ступенчатые варианты.
Ответы (4)
Вкратце говоря, на ВАЗ можно установить шестиступенчатую КПП, заменяв при этом пятую передачу сдвоенной шестерни на 5/6 передачи. Конечно на деле гораздо больше тонкостей и сопутствующих проблем. Данная конструкция используется уже очень давно в практике, так что не составит большого труда найти опытного специалиста, который сумеет выполнить такого рода заказ. Однако, такая переделка КПП обходится в среднем около 30 тысяч рублей. Но стоит ли установка шестиступечатой коробки этих денег?
Плюсы Данная конструкция сделает Ваш автомобиль более резвым (разгон авто становится динамичнее)
Минусы 1) Масляный голод шестеренок шестой ступени приводит к быстрому износу. По опыту автолюбителей, шестерни надо будет уже менять после пробега в 30 тысяч километров. 2) Самостоятельная установка сложна и трудоёмка. Скорее всего, придется обращаться за помощью к специалистам. 3) Лонжерон у ВАЗ 2110 не рассчитан на такую КПП, поэтому шестая передача будет постоянно его «съедать», что тоже не очень хорошо. Можно этого конечно избежать, «уронив» при этом силовой агрегат, однако, опять же, дело также трудоёмкое. 4) Устанавливая 6-скоростную КПП, вы в любом случае потеряете немного в характеристиках максимальной скорости
Устанавливаем КПП после тюнинга обратно
Когда будете устанавливать КПП, имеющую 6 скорость на ваз 2109 обратно на машину она будет задевать за лонжерон(см.Замена переднего лонжерона на ваз своими силами), поэтому лонжерон придется подпиливать по месту. Во избежание этого, можно попробовать отыскать специальные опоры для двигателя, которые будут опускать двигатель с коробкой вместе, и таким образом, дорабатывать ничего при установке уже не придется Процесс тюнинга коробки не трудный, но в нем много важных и возможно не совсем понятных нюансов, поэтому рекомендую посмотреть видео по тюнингу коробки.
Устанавливаем шестерню шестой скорости
Инструкция по установке и порядок выполнения:
- Взять стандартный набор инструмента для снятия и разборки коробки и инструмент, описанный выше
- Необходимо выполнить все процедуры и принять меры безопасности, как при снятии коробки
- Выполнить снятие КПП(см.ВАЗ 2109 ремонт КПП: как выполняется правильно) по всем правилам с помощником
- Выполнить разборку коробки до снятия с нее корпуса включительно
Коробка, разобранная до снятия корпуса
- Заменяем шток для вилки 5-той скорости на шток 5-той-6-той скорости
- Закручиваем корпус обратно
- Если сходу не удалось установить шестерни 5-той передачи вторичного вала, из за нехватки места для игольчатого подшипника, тогда берем болгарку и шлифуем либо подшипник, либо дистанционное кольцо (выполняем стачивание на один миллиметр)
- Потом выполняем надевание нижнего стопорного кольца ступицы синхронизатора на втулку нашего вторичного вала
- Затем вставляем снизу сточенное нами дистанционное кольцо, напрессовываем на вторичный вал втулку (при этом возможно понадобиться поработать молотком)
- При разборке, скорее всего, надо будет пожертвовать ступицей синхронизатора, вряд ли будет возможно спрессовать ее без повреждения
- Вставляем игольчатый подшипник 5-той передачи
- Затем устанавливаем дистанционное кольцо для шестерни 5-той скорости
- Вставляем шестерню 5-й скорости совместно с блоком шестеренок 5-той-6-той скоростей первичного вала
- Затем устанавливаем блок. Кольцо для синхронизатора 5-той передачи
- За ним следом устанавливаем на ступицу синхронизатора для первой-второй передач наш синхронизатор (от бывшей 5-той передачи)
- Напрессовываем на втулку от вторичного вала ступицу в комплекте (сборе) с вилкой и муфтой, пока вилку не привинчиваем к штоку
- Надеваем второе стопорное колечко
- Устанавливаем блок
- Затем кольцо синхронизатора 6-той скорости
- Просовываем шестеренку 6-той скорости вторичного вала на ее место, для этого приподнимаем блок 5той-6-той передачи первичного вала
- Это делается без подшипника, потому что иначе просто не лезет
- Если выполнить эту манипуляцию не получится, придется собирать блок 5-той-6-той скоростей в руках
- Затем можно вставлять игольчатый подшипник 6-той передачи
- Включаем 2-рую передачу при помощи штока
- Руками включаем 5-тую передачу, при этом, не выключая вторую
- Ключом 6-гранником на 12, закручиваем гайку первичного вала
- Затем делаем отметку под болтик М6 на гаечке напротив отверстия блока 5-той-6-той скоростей
- Откручиваем гайку обратно
- Делаем на ней специальную фиксирующую лунку, применяем для этого болгарку (вам по месту будет понятно, где именно)
- Уменьшаем высоту головки болтика от РДТ , чтоб он больше не задевал ей за подшипник
- Непременно смазываем «Локтайтом» все гайки валов, затем закручиваем их
- Закручиваем фиксирующий болтик с резьбой М6
- Напрессовываем внутренние части от роликовых подшипников на гайки валов
- Впрессовываем в крышку коробки оставшиеся детали подшипников
- Заменяем две шпильки в корпусе КПП на приобретенные
- Надеваем крышку. Она будет задевать за стальную пластинку
- Поэтому, при установке ее нам придется стачивать крышку дрелью с шарошкой
На какие автомобили устанавливается
Первый автомобиль под маркой «Lada Приора» в комплектации с АМТ, был выпущен в 2014 году, устанавливаемая коробка имела модификацию АМТ-2182. После обкатки и доработки механизмов и элементов программы, автоматическими механическими трансмиссиями стали укомплектовывать «Ладу Гранта», случилось это в марте 2020 года, и «Lada Веста», в 2020 году. Такой же коробкой передач укомплектовали автомобили «Lada Калина» и «Lada Xray».
Поздние модификации коробок, конструктивно похожи на первую коробку передач, выпущенную компанией. Разница заключается в усовершенствованной программе последней версии, которую разрабатывала немецкая компания ZF Friedrichshafen AG. В основе принципа положено использование нового алгоритма переключения трансмиссии и усовершенствованная функциональная логика. АМТ имеет ряд особенностей при эксплуатации, характеризуется как простой, надежный, экономичный агрегат.
Принцип работы и устройство трехвальной МКПП
Основополагающим принципом функционирования МКПП является зубчатое взаимодействие шестеренок, которые обволакиваются трансмиссионной жидкостью, находящейся в картере коробки.
В состав такой МКПП входят:
- ведущий и ведомый валы;
- промежуточный и дополнительный валы;
- корпус;
- синхронизаторы;
- комплекты шестеренок;
- механизм переключения ступеней с замками и блокирующими механизмами;
- рычаг переключения ступеней.
Подшипники, расположенные в корпусе, обеспечивают вращение валов. На каждом валу имеется комплект шестеренок с различным числом зубьев.
Ведущий вал примыкается к двигателю посредством корзины сцепления, ведомый с карданным, промежуточный передает вращающий момент вторичному.
На первичном валу имеется ведущая шестеренка, которая раскручивает промежуточный с расположенным на нем крепко зафиксированным набором шестеренок. На ведомом валу имеется свой комплект шестеренок, перемещающихся по шлицам.
Между шестеренками вторичного вала находятся муфты синхронизаторы, которые выравнивают угловые скорости шестеренок с оборотами самого вала. Синхронизаторы крепко закреплены на валах и передвигаются в продольном направлении по шлицам. На современных МКПП такие муфты находятся на каждой ступени.
Преимущества и недостатки АКПП
На Лада Гранта/Калина 2 устанавливается автомат Jatco, эта коробка уже более двух десятилетий устанавливается на Nissan и за это время хорошо зарекомендовала себя. Отзывы владельцев Лада Гранта с АКПП говорят о том, что автомат переключает передачи плавно, вовремя и аккуратно. Излишней задумчивости нет, а резкие разгоны и торможения не сбивают ее с толку.
К недостаткам автомата можно отнести большой расход топлива, особенно в городской черте, а также весьма дорогостоящий ремонт.
Устройство МКПП
Механическая трансмиссия состоит из корзины сцепления и собственно из самой коробки.
В силовой агрегат входят:
- картер (корпус);
- первичный, вторичный и промежуточные валы;
- устройство выбора ступеней;
- ведомые и ведущие наборы шестеренок;
- синхронизаторы;
- подшипники, муфты и сальники.
Все эти компоненты находятся в корпусе и взаимодействуя друг с другом передают вращательный момент.
Сцепление
Сцепление является неотъемлемым компонентом механической КПП, осуществляющим разъединение двигателя и коробки в момент переключения ступеней без последствий для агрегатов. Если утрировать — сцепление отключает крутящий момент, при этом и мотор, и колеса машины крутятся в холостую.
Сцепление создано для аккуратного соединения мотора и колес. Состоит из двух дисков, один из которых соединен с мотором машины, второй — с колесами транспорта. Передача вращательного момента осуществляется через первичный вал трансмиссии.
https://prometey96.ru/tyuning/korobka-vaz-2107.html
https://toyota-chr2.ru/sovety/mkpp-6-stupenchataya.html